Главная · Монтаж · Аль бируни философия. Аль-бируни биография. Геодезия и картография и многое другое…

Аль бируни философия. Аль-бируни биография. Геодезия и картография и многое другое…

— среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма (ныне часть Узбекистана). Живя в условиях господства мусульманской религии, враждебно относившейся к науке, он смело выступил против религиозного миропонимания. Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. Постигнуть эти законы можно только с помощью . За свои передовые взгляды Бируни подвергался преследованиям и трижды вынужден был покидать родину и жить в изгнании.

Научные труды

Бируни охватывают различные области знаний: астрономию и географию, математику и физику, геологию и минералогию, химию и ботанику, историю и этнографию, философию и филологию. Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма — для поливного земледелия и торговых путешествий. Важнейшими задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные — наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др. А это в свою очередь требовало развития математики, в частности плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой.

Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков: это самый крупный стенной квадрант — угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2′; самое точное определение наклона эклиптики к экватору и векового изменения этой величины; новый метод определения радиуса Земли — по степени понижения горизонта при наблюдении с горы. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.

Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских по некоторым общим проблемам астрономии: он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел — планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея.
В самом первом сочинении «Хронология древних народов» (1000 г.) Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Его астрономические исследования можно найти в «Книге истолкования основных начал астрономии» и в других научных трудах.

Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед aль-Бируни (Abu Arrayhan Muhammad ibn Ahmad al-Biruni) (973-1048) - среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма (ныне часть Узбекистана). Живя в условиях господства мусульманской религии, враждебно относившейся к науке, он смело выступил против религиозного миропонимания. Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. Постигнуть эти законы можно только с помощью науки. За свои передовые взгляды Бируни подвергался преследованиям и трижды вынужден был покидать родину и жить в изгнании.

Научные труды Бируни охватывают различные области знаний: астрономию и географию, математику и физику, геологию и минералогию, химию и ботанику, историю и этнографию, философию и филологию. Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма - для поливного земледелия и торговых путешествий. Важнейшими задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные - наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др.

Каждый народ отличился в развитии какой-нибудь науки или практики.

Аль-Бируни

А это в свою очередь требовало развития математики, в частности плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой. Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков: самый крупный стенной квадрант - угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2`; самое точное определение наклона эклиптики к экватору и векового изменения этой величины; новый метод определения радиуса Земли - по степени понижения горизонта при наблюдении с горы. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.

Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских философов по некоторым общим проблемам астрономии: утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел - планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея.

В самом первом сочинении "Хронология древних народов" (1000 г.) Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Астрономические исследования изложены им в "Книге истолкования основных начал астрономии" и в других научных трудах.

Учёный поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги.

Аль-Бируни

Аль-Бируни - фото

Аль-Бируни - цитаты

Учёный поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги.

Абу Рай-хан Му-хам-мад аль-Би-ру-ни /973, го-род Кят, Хо-резм – 1048, Газ-ни/ — ве-ли-кий уче-ный Сред-не-ве-ковья, ав-тор мно-го-чис-лен-ных ка-пи-таль-ных тру-дов по ис-то-рии, гео-гра-фии, фи-ло-ло-гии, аст-ро-но-мии, ма-те-ма-ти-ке, гео-де-зии, ми-не-ра-ло-гии, фар-ма-ко-ло-гии, гео-ло-гии и др. Аль-Би-ру-ни вла-дел поч-ти все-ми на-ука-ми сво-е-го вре-ме-ни. По-смерт-ный пе-ре-чень его ра-бот, со-став-лен-ный его уче-ни-ка-ми, за-нял 60 мел-ко ис-пи-сан-ных стра-ниц.

Аль-Би-ру-ни по-лу-чил ши-ро-кое ма-те-ма-ти-чес-кое и фи-ло-соф-ское об-ра-зо-ва-ние. Его учи-те-лем в Кя-те был вы-да-ю-щий-ся ма-те-ма-тик и аст-ро-ном ибн Ирак. Пос-ле взя-тия в 995 го-ду Кя-та эми-ром Гур-ганд-жа и пе-ре-но-са сто-ли-цы Хо-рез-ма в Гур-гандж аль-Би-ру-ни уехал в Рей, где ра-бо-тал у ал-Ход-жан-ди. За-тем он ра-бо-тал в Гур-га-не при дво-ре Шамс аль-Ма’али Ка-бу-са, ко-то-ро-му он око-ло 1000 го-да по-свя-тил «Хро-но-ло-гию», за-тем вер-нул-ся в Хо-резм и ра-бо-тал в Гур-ганд-же при дво-ре хо-рез-м-ша-хов Али /997 – 1009/ и Ма-му-на II. С 1017 го-да, пос-ле за-во-е-ва-ния Хо-рез-ма сул-та-ном Мах-му-дом Газ-не-ви он был вы-нуж-ден пе-ре-ехать в Газ-ну, где ра-бо-тал при дво-ре сул-та-на Мах-му-да и его пре-ем-ни-ков Ма-су-да и Мау-ду-ди. Аль-Би-ру-ни участ-во-вал в по-хо-дах Мах-му-да в Ин-дию, где про-жил не-сколь-ко лет.

В са-мом пер-вом со-чи-не-нии «Хро-но-ло-гия, или па-мят-ни-ки ми-нув-ших по-ко-ле-ний» (1000 год) аль-Би-ру-ни со-брал и опи-сал все из-вест-ные в его вре-мя сис-те-мы ка-лен-да-ря, при-ме-няв-ши-е-ся у раз-лич-ных на-ро-дов ми-ра, и со-ста-вил хро-но-ло-ги-чес-кую таб-ли-цу всех эпох, на-чи-ная от биб-лей-ских пат-ри-ар-хов.

В за-вер-шен-ном в 1030 го-ду тру-де «Ин-дия, или Кни-га, со-дер-жа-щая разъ-яс-не-ние при-над-ле-жа-щих ин-дий-цам уче-ний, при-ем-ле-мых ра-зу-мом или отвер-га-е-мых» аль-Би-ру-ни дал де-таль-ное на-уч-но-кри-ти-чес-кое опи-са-ние бы-та, куль-ту-ры и на-уки ин-дий-цев, из-ло-жил их ре-ли-ги-оз-но-фи-ло-соф-ские сис-те-мы, до-ста-точ-но точ-но пе-ре-ло-жив уче-ние клас-си-чес-кой сан-кхьи, те-о-рию кос-ми-чес-кой эво-лю-ции, уче-ние о свя-зи ду-ши с «тон-ким те-лом» и др. Здесь же из-ло-же-на зна-ме-ни-тая ле-ген-да о со-зда-те-ле иг-ры в шах-ма-ты.

Аст-ро-но-мии уче-ный по-свя-тил свы-ше 45 со-чи-не-ний, глав-ное из ко-то-рых – «Ка-нон Мас‘уда по аст-ро-но-мии и звез-дам», в ко-то-ром при-ве-де-ны под-роб-ные экс-пе-ри-мен-таль-ные и ма-те-ма-ти-чес-кие до-ка-за-тельст-ва всех из-ла-га-е-мых по-ло-же-ний. Он рас-смот-рел ги-по-те-зу о дви-же-нии Зем-ли во-круг Солн-ца; он утверж-дал оди-на-ко-вую ог-нен-ную при-ро-ду Солн-ца и звезд, в от-ли-чие от тем-ных тел – пла-нет, по-движ-ность звезд и ог-ром-ные их раз-ме-ры по срав-не-нию с Зем-лей, идею тя-го-те-ния. Аль-Би-ру-ни со-здал пер-вую мо-дель Зем-ли (гло-бус), смог с по-мощью ма-те-ма-ти-чес-ких рас-че-тов до-ка-зать, что Зем-ля круг-лая и на дру-гой час-ти зем-ли есть ма-те-рик (Аме-ри-ка) и там жи-вут лю-ди (позд-нее его тру-ды по аст-ро-но-мии ис-поль-зо-вал Га-ли-лей, как ос-но-ву и смог пол-ностью до-ка-зать фор-му Зем-ли-ша-ра). Аль-Би-ру-ни про-во-дил на-блю-де-ния на по-стро-ен-ном на-На-са-ви в Рее стен-ном квад-ран-те ра-ди-у-сом 7,5 м, вы-пол-няя их с точ-ностью до 2′. Он уста-но-вил угол на-кло-на эк-лип-ти-ки к эк-ва-то-ру, рас-счи-тал ра-ди-ус Зем-ли, опи-сал из-ме-не-ние окрас-ки Лу-ны при лун-ных за-тме-ни-ях и сол-неч-ную ко-ро-ну при сол-неч-ных за-тме-ни-ях.

Боль-шое вни-ма-ние аль-Би-ру-ни уде-лял ма-те-ма-ти-ке, осо-бен-но три-го-но-мет-рии: по-ми-мо зна-чи-тель-ной час-ти «Ка-но-на Мас‘уда», он по-свя-тил ей со-чи-не-ния «Об опре-де-ле-нии хорд в кру-ге при по-мо-щи впи-сан-ной в не-го ло-ма-ной ли-нии» (здесь рас-смат-ри-ва-ет-ся ряд при-над-ле-жа-щих Ар-хи-ме-ду те-о-рем, не со-хра-нив-ших-ся в гре-чес-ких ру-ко-пи-сях), «Об ин-дий-ских ра-ши-ках» (в этой кни-ге об-суж-да-ет-ся так на-зы-ва-е-мое трой-ное пра-ви-ло), «Сфе-ри-ка», «Кни-га жем-чу-жин о плос-кос-ти сфе-ры» и др. Во-про-сам при-клад-ной ма-те-ма-ти-ки по-свя-ще-ны трак-тат «Те-ни», не-сколь-ко трак-та-тов об аст-ро-ля-бии и дру-гих аст-ро-но-ми-чес-ких ин-ст-ру-мен-тах, ряд со-чи-не-ний по гео-де-зии.

В 1038 го-ду аль-Би-ру-ни на-пи-сал «Ми-не-ра-ло-гию, или Кни-гу сво-док для по-зна-ния дра-го-цен-нос-тей», в ко-то-рой опре-де-лен удель-ный вес мно-гих ми-не-ра-лов и да-ны под-роб-ные све-де-ния о бо-лее чем пя-ти-де-ся-ти ми-не-ра-лах, ру-дах, ме-тал-лах, спла-вах и др. Им же со-став-ле-на «Фар-ма-ког-но-зия» — кни-га о ме-ди-цин-ских ле-кар-ст-вах.

Как ис-сле-до-ва-тель аль-Би-ру-ни под-чер-ки-вал не-об-хо-ди-мость тща-тель-ной про-вер-ки зна-ния опы-том, про-ти-во-пос-тав-ляя экс-пе-ри-мен-таль-ное зна-ние умо-зри-тель-но-му. С этих по-зи-ций он кри-ти-ко-вал арис-то-те-лев-скую и авицен-нов-скую кон-цеп-цию «ес-тест-вен-но-го ме-с-та» и ар-гу-мен-та-цию про-тив су-щест-во-ва-ния пус-то-ты.

По-ми-мо сво-е-го род-но-го хо-рез-мий-ско-го язы-ка, аль-Би-ру-ни вла-дел араб-ским, пер-сид-ским, гре-чес-ким, ла-тин-ским, ту-рец-ким, си-рий-ским язы-ка-ми, а так-же ив-ри-том, сан-скри-том и хин-ди. Эти зна-ния спо-собст-во-ва-ли вы-ра-бот-ке им прин-ци-пов пе-ре-во-да ес-тест-вен-но-на-уч-ной тер-ми-но-ло-гии с од-но-го язы-ка на дру-гой. Со-здан-ная аль-Би-ру-ни на поч-ве араб-ской гра-фи-ки сис-те-ма тран-скрип-ции во мно-гом пред-вос-хи-ща-ла со-вре-мен-ную сис-те-му пе-ре-да-чи ин-дий-ских слов в ур-ду.

Ин-те-рес-ный факт: аль-Би-ру-ни уми-рал в пол-ном со-зна-нии и, по-про-щав-шись с друзь-я-ми, спро-сил по-след-не-го: «Что ты тол-ко-вал мне од-наж-ды о ме-то-дах сче-та не-пра-вед-ных при-бы-лей?» «Как Вы мо-же-те ду-мать об этом в та-ком со-сто-я-нии?» — изум-лен-но вос-клик-нул тот. «Эх ты! – ска-зал уче-ный еле слыш-но. – Я ду-маю, что по-ки-нуть этот мир, зная от-вет на этот во-прос, луч-ше, чем уй-ти из не-го не-веж-дой…»

По ма-те-ри-а-лам: Бул-га-ков П.Г. Жизнь и тру-ды Бе-ру-ни. Таш-кент, «Фан», 1972.

АСТРОЛОГИ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО

Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит

Величайший научный гений раннего Средневековья Бируни в совершенстве владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом. Нередко историки науки всю первую половину XI века называют «эпохой Бируни». Его можно отнести к числу одного из первых в мире энциклопедистов, научный подвиг которого смогли повторить лишь очень немногие и гораздо позже. Но Бируни изучал и науку о звёздах и считался большим мастером хорарной астрологии. одним из наиболее его известных произведений является уникальный трактат «Книга наставлений по основам искусства астрологии».

История знает немало гениев, наделенных выдающимися способностями во всех областях человеческой деятельности. Такие люди составляют золотой фонд человечества.

При переходе от первого ко второму тысячелетию Восток преподнес миру целую плеяду мыслителей, чьи труды до сих пор входят в сокровищницу мировой культуры. Среди имен Ибн Сины, Ибн Рушда и Омара Хайама по праву выделяется аль-Бируни. Его фигура уникальна. Нередко историки науки всю первую половину XI века называют «эпохой Бируни» С полным на то основанием его можно от нести к числу одного из первых в мире эн циклопедистов, научный подвиг которого смогли повторить лишь очень немногие, и го раздо позже. Его творческое наследие насчи тывает более 150 сочинений по астрономии математике, географии, минералогии, химии этнографии, философии, истории, биологии медицине и астрологии.



Бируни (Абу-Райхан Мухаммад ибн Ахмад иль Бируни) родился 4 сентября 973 года в городе Кит, одном из городов древнего государства Хорезм (ныне город Бируни республики Узбекистан). Мы практически ничего не знаем о его детских и юношеских годах. Известно лишь, что он получил блестящее математическое и философское образование. Бируни в совершенстве владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом.

Основная часть его жизни протекала при дворах правителей различных государств. Первоначально он жил при дворах правителей Кята и Кургана, а затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, где он создал и возглавлял одно из первых научных учреждений в мире - Академию Мамуна, ставшую крупнейшим центром пауки в Центральной Азии. О высоком уровне этой Академии свидетельствует то, чго в ней трудились такие учёные с мировым именем, как Абу-али-ибн Сина, более известный под прозвищем Авиценна и основатель алгебры Мухаммад ибн Муса аль Хорезми.

В 1017 году Хорезм был завоёван султаном Махмудом Газневидом, и по его приглашению Бируни жил в Газни при его дворе. В качестве учёного он принял участие в нескольких походов Махмуда в Индию, и несколько лет прожил в этой стране. В 1030 году им была завершена фундаментальная работа, явившаяся следствнем его путешествий по Индии «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых», известная больше под названием «Индия». В ней он дал подробное научное описание быта, культуры, истории и философии индусов.

Бируни ярчайший представитель знака Девы наряду с Солнцем и асцендентом находятся также Меркурий и Восходящий Лунный узел.


Во всем зодиаке Дева является единственным знаком, где её управитель - Меркурий находится одновременно и в обители, и в своей экзальтации. То есть человек, у которого в гороскопе Меркурий попадает в этот знак, как правило, отличается высоким интеллектом, упорядоченностью в приобретении информации, великолепной логикой, а также умением подмечать мелочи и их классифици ровать.

Но здесь Меркурий выделен особо, т.к. попадает в один градус с Восходящим Лунным узлом, т.е. все его качества усиливаются многократно и связаны непосредственно с эволюционным ростом человека.

Более того, характеристика этого 25 гра дуса Девы непосредственно указывает на большую умственную активность, и самое главное - удачу и везение, т.к. это королев ский градус.

В гороскопе Бируни знак Девы является ещё и Восходящим, что концентрирует внимание личности на точных науках. По сути дела, на чала современной математики неразрывно связаны с его именем. Именно он принес из Индии числа, которыми пользуется теперь вся цивилизация, получившие позднее название «арабских». Обладая глубокими познаниями в этой области, он предопределил ее будущее развитие, в частности, расширил понятия числа, создал теорию кубических уравнений, внес немалый вклад в сферическую тригонометрию и создание тригонометрических таблиц. Напомним также, что основатель алгебры Мухаммад ибн Муса аль Хорезми был его непосредственным его Учеником!

Высшая Дева - это энциклопедист, каковым несомненно и являлся Бируни. Однако он не только энциклопедист-теоретик, но и одновременно практик и эмпирик. В своих трудах он подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом и наблюдением, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. Им были разработаны астрономические методы геодезических измерений, усовершенствованы основные астрономические инструменты. Аль-Бируни собственноручно проводил наблюдения на построенном ан Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2". Этот квадрант для точных наблюдений солнца и планет в течение 400 лет был самым большим и точным в мире. Он установил также угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Многие проведённые им астрономические измерения оставались в течение нескольких веков непревзойдёнными по точности. Им был разработан точный метод определения радиуса Земли, исходивший из её шарообразной, а не плоской формы.
Интерес Бируни к астрономии вовсе не случаен. Управитель первого дома Прозерпина находится на куспиде XI дома в соединении с Сатурном, одним из сигнификаторов этого дома. Бируни внёс выдающийся вклад в развитие астрономии, и по праву считается одним из крупнейших астрономов мира. Более трети его обширного научного наследия (62 произведения!) связаны с этой наукой. В 1036-1037 годах он завершил работу над своим главным трудом по астрономии, широко известным среди астрономов мира - Каноном Масуда. В нём он подверг определённой критике господствующую в науке того времени геоцентрическую систему Птолемея, и впервые на Ближнем Востоке и в Центральной Азии высказал идею о том, что земля движется вокруг солнца. В книге содержатся тригонометрические методы измерения географических долгот, а также изложены методики тригонометрических методов измерения расстояний, на 600 лет предвосхитившие открытия европейских учёных.
Бируни являлся также и выдающимся астрологом. 23 из его астрономических произведения связаны непосредственно с этой наукой. О его способности предвидеть события ходили легенды ещё при его жизни. По одной из таких легенд султан Махмуд Газневи однажды решил испытать его астрологическое искусство. Он пригласил его во дворец и попросил предсказать - в какую из четырёх дверей приёмного покоя, расположенного на втором этаже, он выйдет. Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр. После этого, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в неё. Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочёл: « Не выйдет ни в одну из этих четырёх дверей. Пробьют ещё одну дверь, и он через неё выйдет». Уличённый в подстроенной ловушке, султан приказал выбросить Бируни из окна. Так и сделали, но на уровне первого этажа был натянут тент, спасший ему жизнь. Когда Бируни вновь привели к султану, тот воскликнул: «Но этого путешествия ты ведь не предвидел?» «Предвидел» - ответил Бируни и в доказательство попросил принести собственный гороскоп. В предсказании на этот день стояло: « Меня выбросят с высокого места, однако, я невредимым достигну земли и встану здоровым». Разгневанный султан приказал заточить Бируни в крепость, в которой он отсидел полгода и за время сидения написал сочинение «Наука о звёздах».

Именно благодаря его славе как астролога, и не только теоретика, но и как мастера хорарной астрологии, в 1017 году афганский султан Махмуд Газневи под угрозой вторжения потребовал от шаха Хорезма выдачи Бируни. Великий учёный был вынужден переехать в Газни, где 17 лет провел под фактическим домашним арестом.

На возможность ареста указывает и его натальная карта. На куспиде XII дома находится Крест Судьбы в соединении с Марсом и Венерой! Марс, малое зло, имеет к тому же негативный афетический статус.

Следует учесть, что гороскоп Бируни нами трактуется в системе Порфирия, именно в этой системе в то время трактовались на-тальные карты рождения. Это имеет свои основания, так как система домов, где сектора между главными угловыми точками поделены поровну, указывает на включенность человека в определенную жесткую систему взаимоотношений. Общество эпохи Средних Веков таковым и было, что резко отличает его от Новоевропейского времени, где человек (в определенной степени, конечно) является своим законодателем. В гороскопе, построенном по этой системе, куспид XII дома попадает в разрушительный 10 градус Льва, что опять же указывает на негативные проблемы, связанные с этим домом.

В XII доме тайны и изоляции находятся в соединении альмутен VIII (Марс) и IX домов
нение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях. Многие проведённые им астрономические измерения оставались в течение нескольких веков непревзойдёнными по точности. Им был разработан точный метод определения радиуса Земли, исходивший из её шарообразной, а не плоской формы.

Интерес Бируни к астрономии вовсе не случаен. Управитель первого дома Прозерпина находится на куспиде XI дома в соединении с Сатурном, одним из сигнификаторов этого дома. Бируни внёс выдающийся вклад в развитие астрономии, и по праву считается одним из крупнейших астрономов мира. Более трети его обширного научного наследия (62 произведения!) связаны с этой наукой. В 1036-1037 годах он завершил работу над своим главным трудом по астрономии, широко известным среди астрономов мира - Каноном Масуда. В нём он подверг определённой критике господствующую в науке того времени геоцентрическую систему Птолемея, и впервые на Ближнем Востоке и в Центральной Азии высказал идею о том, что земля движется вокруг солнца. В книге содержатся тригонометрические методы измерения географических долгот, а также изложены методики тригонометрических методов измерения расстояний, на 600 лет предвосхитившие открытия европейских учёных.

Бируни являлся также и выдающимся астрологом. 23 из его астрономических произведения связаны непосредственно с этой наукой. О его способности предвидеть события ходили легенды ещё при его жизни. По одной из таких легенд султан Махмуд Газ-неви однажды решил испытать его астрологическое искусство. Он пригласил его во дворец и попросил предсказать - в какую из четырёх дверей приёмного покоя, расположенного на втором этаже, он выйдет. Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр. После этого, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в неё. Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочёл: « Не выйдет ни в одну из этих четырёх дверей. Пробьют ещё одну дверь, и ого
(Венера). Это явное указание на то, что человек будет получать тайную, эзотерическую информацию в дальних странствиях, что в полной мере и проигралось у Бируни. Именно он, практически первым, получил доступ к сакральным знаниям древних индусов.

Солнце - управитель 12 дома - находится в 1 доме личности, значит, весь этот информационный пласт сокровенных знаний он обязательно должен проявить, открыть для человечества, и это совпадает с его эволюционной задачей, т.к. там же Восходящий Лунный узел.
В то время приобщиться к индийским научным познаниям было практически невозможно, - знание ведической математики, астрологии, самого санскрита, «божественного языка», по учению Вед, «млечхам», не индусам, «скотам в образе человека», ранее не передавалось. Даже семь столетий спустя на территории Индии британские ученые сталкивались с огромными трудностями в аналогичных исследованиях.

Вернемся еще раз к астрологическим работам аль-Бируни. Одним из наиболее его известных произведений является уникальный трактат «Книга наставлений по основам искусства астрологии». Интересно, что это произведение было практически единственным астрологическим трактатом, изданным на протяжении всей советской истории, причём в академическом издании (См Бируни, Абу Райхан. Избранные произведения. Т. VI. Ташкент: Фан, 1975).
Во вступлении к этой книге Бируни кратко обрисовал свой путь к астрологии: «...я начал с геометрии, затем перешел к арифметике и числам, затем к устройству Вселенной, а затем к приговорам звезд, ибо лишь тот достоин звания звездочёта, кто полностью изучил эти четыре науки».

В этом трактате Бируни краткое, но энциклопедически полное изложение самих основ астрологии, с необходимыми разделами в сопутствующих дисциплинах, необходимыми в работе астролога. Эта работа не потеряла своей актуальности до сих пор, и может быть рекомендована каждому, кто хочет освоить основы классической астрологии.

В заключении отметим, что судьба этого выдающегося ученого носила во многом мистериальный характер. Он жил в конце Х-го, начале XI-го веков. По авестийскому учению, как раз в это время произошел переход человечества к микроциклу Девы в рамках 12 000-летнего цикла, учитываемого авестийской системой.

Это сакральный цикл Земли, связанный с владычеством определенного знака Зодиака над земным полюсом (не надо путать его с циклом прецессии). В свою очередь, он делится также на 12, и каждое тысячелетие проходит под определенным знаком Зодиака. Последние 1000 лет - это совпадение большой и малой эпох Девы. Она была связана с эпохой раздробления, т.к. ее управитель Прозерпина, планета анализа, мелочей, раздробления и трансмутации, в это время зародилась и получила глобальное развитие технократическая и сциентистская цивилизация.

Бируни жил в самом начале этой эпохи, связанной символически с 1-ым градусом Девы, где у него находился Плутон. Показательно, что, являясь выдающимся астрологом, он в то же время выступает и как критик астрологической науки, и эта осторожная критика, впоследствии современными учёными была доведена до абсурда, до полного отрицания астрологии.

Но недавно мы вступили в Новую эпоху, и в это новое время искусство астрологии должно получить свое второе рождение.

www.zoroastrian.ru/node/1196

Мудрецу аль-Бируни принадлежат слова:

«...наслаждения телесные тому, кто испытывает их, оставляют после себя страдания и приводят к болезням. И это в противоположность наслаждению, которое испытывает душа, когда она что-нибудь познает, ибо такое наслаждение, начавшись, все время возрастает, не останавливаясь у какого-либо предела».

Достижения аль-Бируни огромны, отметим важнейшие:

Изготовил один из первых научных глобусов, на котором были отмечены населенные пункты, так что можно было определять их координаты;
- сконструировал несколько приборов для определения географической широты, которые описал в «Геодезии»: широта Бухары, по его данным, 39° 20", по современным - 39° 48"; широта Чарджоу соответственно 39° 12" и 39° 08";
- тригонометрическим способом определил радиус Земли, получив примерно 6403 км (по современным данным - 6371 км);
- определил угол наклона эклиптики к экватору, установив его вековые изменения. Расхождения между его данными (1020 г.) и современными составляют 45"";
- оценил расстояние до Луны как 664 земных радиуса;
- составил каталог 1029 звезд, положения которых вычислил заново из более ранних арабских зиджей;
- считал Солнце и звезды огненными шарами, Луну и планеты - темными телами, отражающими свет; утверждал, что звезды в сотни раз больше Земли и подобны Солнцу;
- заметил существование двойных звезд;
- создал шаровую астролябию, что позволило следить за восходом и заходом звезд, за их движением на разных широтах и решать большое число задач.

Аль-Бируни научился определять неприступные расстояния, и его способом пользуются до сих пор. Рассмотрим этот способ.

Чтобы определ ить ширину оврага ВС, аль-Бируни предлагает построить два прямоугольных треугольника АВС и ACD с общей стороной АС. Наблюдатель в точке А при помощи астролябии измеряет угол ВАС и строит такой же - САМ. Точку на отрезке АМ закрепляет вехой. После этого, продолжив направление прямой ВС в с торону вехи М, отыскивает точку D, которая лежит на пересечении ВС и АМ. Теперь измеряет DC, это расстояние равно искомому расстоянию ВС.

Измерить радиус Земли аль-Бируни удалось во время поездки в Индию. Угол «понижен ия горизонта» a он определил с помощью астролябии, а высоту горы, с которой производил измерения, - с помощью сконструированного им высотомера. Пусть h = AD - высота горы, AB и AM - касательные к поверхности Земли, OD - радиус Земли, CMB - видимый горизонт.

Из рисунка видно, что R = (R+h) cosa,

Заслугой аль-Бируни является определение удельных весов (плотностей) драгоценных камней и металлов. Для измерения объема им был сконструирован отливной сосуд. Изм ерения отличались высокой точностью (сравните данные аль-Бируни и современные в г/см3):

Золото: 19,05 и 19,32;
- серебро: 10,43 и 10,50;
- медь: 8,70 и 8,94;
- железо: 7,87 и 7,85;
- олово: 7,32 и 7,31.

Бируни выяснил, что удельные веса холодной и горячей, пресной и соленой воды различны, и измерил их. В Европе аналогичные измерения были проведены в эпоху Возрождения, после того как Галилей соорудил гидростатические весы.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».

Памятник аль-Бируни в Тегеране от Ольги ампель

Памятник аль-Бируни, украшающий юго-западный вход парка Лале в Тегеране (Иран)

По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц. Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Похоронен в городе Гянджи на юге Афганистана

БИРУНИ (Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни) (973–1048), среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился 4 октября 973 в предместье города Кят (Южный Хорезм, ныне г. Бируни, Узбекистан). Получил широкое математическое и философское образование. Писал на арабском языке. Жил в Кяте и Кургане при дворах местных правителей, затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, возглавлял Академию, которая объединяла виднейших ученых, в том числе Абуали ибн-Сино (Авиценна) , Мухаммад ибн-Муса (ал-Хорезми) – основатель алгебры. С 1017, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневидом, жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда, участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Несмотря на неблагоприятные обстоятельства жизни, «газнийский» период стал самым плодотворным в творчестве ал-Бируни. Совершенные в эти годы путешествия в Индию вылились в написание фундаментального труда Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых (Индия , закончен в 1030). После смерти султана Махмуда трон занял его сын Масуд, «щедро одаривший ал-Бируни своими милостями». В эти годы ал-Бируни написал свой главный труд – Канон Масуда по астрономии и звездам.

Научное наследие ал-Бируни составляет примерно 150 трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, этнографии, филологии, философии. Как натурфилософ ал-Бируни склонялся к деизму. Будучи ученым-естествоиспытателем, сделал вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы. Оставаясь геоцентристом, признавал возможность объяснения астрономических явлений на основе гелиоцентрической картины мира. Основываясь на изучении летоисчисления разных народов, предложил общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих. Владея арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой.

В завершенном в 1030 труде Индия ал-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы. Ал-Бируни рассматривал прежде всего индийскую концепцию Бога, обращался к проблеме первопричины мироздания, к понятию «деятеля», действующей причины, которая в разных учениях представлена в виде Бога или «естества», или «времени», или «материи». Достаточно точно переложил ал-Бируни учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о душе, о связи ее с «тонким телом» и др.

Ал-Бируни широко пользовался сравнительным методом: «Я привожу теории индийцев как они есть и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость», – писал он. При этом он ссылался на Гомера, Платона, Аристотеля, Александра Афродизийского, Галена и других греческих авторов, сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям санкхьи и йоги. При сравнении обычаев разных народов упоминал особенности быта славян, тибетцев, хазар, тюрков и др.

Созданная ал-Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду. К сожалению, современники ал-Бируни не поняли значимости проделанного им труда – Индия редко упоминалась и цитировалась арабскими и персидскими авторами. Этот труд был частично переведен на французский язык и издан М.Рено в Париже в 1845; в 1887 в Лондоне Э.Захау опубликовал арабский оригинал, а в 1888 им же был издан английский перевод. Русский перевод был подготовлен в 1961 А.Б.Халидовым и В.Г.Эрманом.

Одновременно с работой над Индией ал-Бируни сделал перевод Санкхьи (вероятно, комментариев Гаудапады к трактату Ишвара-Кришны Санкхья-Карика ; перевод не сохранился) и Патанджалы (Йогасутры Патанджали) на арабский язык и переложение Начал Евклида и Алмагеста Птолемея на санскрит.

В 1036–1037 ал-Бируни закончил свой главный труд Канон Масуда , посвященный общему описанию картины мира. Обосновывая шесть Птолемеевых принципов мироздания, в том числе принцип неподвижности Земли, ал-Бируни сделал ряд замечаний, свидетельствующих о допущении им, вслед за Ариабхатой (5 в.), движения Земли вокруг своей оси.

Считал Солнце огненным шаром, в отличие от Луны и планет, отражающих солнечный свет. Объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца. Высказал мысль о «дымоподобной» природе светящихся хвостов возле диска Солнца во время его затмений (солнечная корона). Разработал астрономические методы геодезических измерений. Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант). Построил первый неподвижный (стенной) квадрант радиусом 7,5 м для точных (до 2-х угловых минут) наблюдений Солнца и планет, который в течение 400 лет был самым большим в мире. Проведенные им измерения наклона эклиптики к экватору в течении веков оставались непревзойденными по точности. Одним из первых после древнегреческих ученых начал развивать и широко применять плоскую и сферическую тригонометрию как математическую основу практической астрономии. Разработал новый, весьма точный метод определения радиуса Земли путем наблюдения положения горизонта с вершины горы. За 600 лет до В.Снеллиуса предложил тригонометрический метод измерения расстояний, сходный с современной триангуляцией.

Как исследователь ал-Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом: сомнения, возникающие в ходе исследования, «устранять... мог бы опыт и повторное испытание» (Минералогия ); «надлежит наблюдателю быть внимательным, тщательнее пересматривать результаты своих работ, перепроверять себя» (Геодезия ). Экспериментальное знание ал-Бируни противопоставлял умозрительному, Как построенную на умозрении подвергал сомнению космическую систему Аристотеля, с этих же позиций критиковал аристотелевскую и, соответственно, авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты. Скептически относился к разного рода лженаукам, полагая, что «многие ошибки проистекают из смешения научных вопросов и религиозных» (Индия ). Поэтому, обязанный заниматься астрологией, в которой «предположения преобладают над достоверным знанием» (Геодезия ), ограничивался выводами, основанными на астрономических исследованиях.