Главная · Измерения · Анас ибн малик биография. Анас ибн Малик аль-Ансари сподвижник и слуга Пророка (мир ему и благословение). Биография имама Дома переселения

Анас ибн малик биография. Анас ибн Малик аль-Ансари сподвижник и слуга Пророка (мир ему и благословение). Биография имама Дома переселения

Анас ибн Малик

(ум. в 90/709)
один из сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Медине, происходил из племени Хазрадж. Его мать Умм Сулейм рано приняла Ислам. По этой причине у нее произошел конфликт с мужем, который безуспешно пытался отвратить ее от веры. Затем он уехал в Сирию и через некоторое время умер. После смерти мужа, Умм Сулейм вышла замуж за Абу Тальху, который к тому времени тоже принял Ислам. В период переселения пророка Мухаммада в Медину, Анасу ибн Малику было всего 10 лет. После его приезда многие ансары прибыли к нему, чтобы предложить ему свои услуги. Мать Анаса также прибыла к пророку и предложила ему в качестве прислуги своего сына. Несмотря на то, что пророк не нуждался в прислуге, тем не менее, он не хотел обидеть Умм Сулейм свои отказом и принял Анаса в свой дом. Он относился к нему как к своему сыну, а Анас аккуратно исполнял все поручения пророка и учился у него основам религии. Анас не принял непосредственного участия в первых сражениях мусульман по причине своего несовершеннолетия. В битве при Бадре он оставался в тылу и обслуживал мусульманских воинов. Достигнув совершеннолетия, он принял участие в битвах при Хайбаре и Хунайне, участвовал также в завоевании Мекки и осаде Таифа. В период правления первого халифа Абу Бакра, Анас был послан собирать налог-закят с жителей Бахрейна. После смерти Абу Бакра, он вернулся в Медину. Халиф Омар не позволил ему уехать на войну и оставил его возле себя. В связи с этим, Анас начал заниматься проблемами мусульманского права. Это дело он не оставлял вплоть до своей смерти. Спустя некоторое время, Анас ибн Малик переехал в Басру. Там он обучал народ основам Ислама и мусульманскому праву. Будучи в Басре, ему довелось принять участие и в сражениях с персами. Он был в составе мусульманских войск, которые заняли город Туштар. Вернувшись оттуда в Басру, он узнал о гибели халифа Омара. Анас оставался в Басре и продолжал свою преподавательскую деятельность и в период правления третьего халифа Османа. Когда в Халифате началась гражданская война, он не примкнул ни к одной из сторон. Но он никогда не желал мириться с тиранией и несправедливостью в обществе. Будучи верным своим убеждениям, он не побоялся открыто выступить против тирании омейядского наместника Ирака Хаджаджа. Анас ибн Малик был праведным и богобоязненным человеком. Его учениками были такие известные табиуны, как Хасан аль-Басри, Сулейман Тамри, Катада, Мухаммад ибн Сирин аль-Ансари, Саид ибн Джубайр. Анас также передал много хадисов. Он умер в возрасте около 80 лет в Басре.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть что такое "Анас ибн Малик" в других словарях:

    - (араб. أنس بن مالك‎‎) (ум. приблизительно в 672 году н. э. 52 год после Хиджры) сподвижник пророка Мухаммеда. Биография После переселения Пророка Мухаммада в Медину мать Анаса Ибн Малика, Умм Салим, привела сына к Пророку и просила его … Википедия

    Анас мужское имя арабского происхождения, в переводе на русский означает «приветливость», «радость» Анас ибн Малик сподвижник пророка Мухаммеда Шарбини, Анас хорватский футболист палестинского происхождения, нападающий Махлюф,… … Википедия

    Анас (عاكف) арабское Род: мужской Этимологическое значение: общительность, обходительность, приветливость, весёлость, веселье, радость, задушевная беседа Производ. формы: Анасик Иноязычные аналоги: англ. Anas … Википедия

    - (93/712 179/796) выдающийся мусульманский правовед, эпоним одного из четырех правовых школ суннитского Ислама. (См. Маликитский мазхаб). (Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али заде, Ансар, 2007 г.) …

    Аль Асбахи (араб. مالك ابن أنس الأصبحي‎‎) (713, Медина 795, там же) факих, основатель маликитского мазхаба. Содержание 1 Биография и наследие … Википедия

    Абу Бакр ибн аль Араби (араб. ابو بكر ابن العربي‎‎‎‎) Имя при рождении: Мухаммад ибн Абдуллах аль Маафири ибн аль Араби Род дея тельности: историк, кади, знаток Корана и факих Должности: кади Севильи Рождение: 1076(1076 … Википедия

    Абу Бакр Мухаммад ибн Сирин ал Басри (араб. أبو بكر محمد بن سيرين البصري‎‎) (653(0653), Басра 729, Басра) выдающийся мусульманский богослов из поколения табиев, знаток хадисов, законовед, комментатор Корана и толкователь снов. Содержание 1 … Википедия

    - (араб. زيد بن ثابت‎‎) Род деятельности: Секретарь пророка Мухаммеда, хафиз, муфассир Пол: Муж. Рождение: около 615 года, Медина Смерть: около 665 года, Нацио нальность: араб … Википедия

    - (ум. в 110/729) один из наиболее известных передатчиков хадисов из поколения табиунов. Он был одним из самых ученых и образованных людей своего времени. Мухаммад ибн Сирин родился в период правления халифа Османа и был рабом Анаса ибн Малика,… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    - (араб. أبو عبيدة بن الجراح‎‎) Имя при рождении: Амир ибн Абдуллах ибн аль Джаррах ибн Хиляль ибн Ухайб ибн Добба ибн аль Харис ибн Фихр ибн Малик ибн ан Надр аль Кураший аль Фихрий Род… … Википедия

ум. в 90/709)–один из сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Медине, происходил из племени Хазрадж. Его мать Умм Сулейм рано приняла Ислам. По этой причине у нее произошел конфликт с мужем, который безуспешно пытался отвратить ее от веры. Затем он уехал в Сирию и через некоторое время умер. После смерти мужа, Умм Сулейм вышла замуж за Абу Тальху, который к тому времени тоже принял Ислам. В период переселения пророка Мухаммада в Медину, Анасу ибн Малику было всего 10 лет. После его приезда многие ансары прибыли к нему, чтобы предложить ему свои услуги. Мать Анаса также прибыла к пророку и предложила ему в качестве прислуги своего сына. Несмотря на то, что пророк не нуждался в прислуге, тем не менее, он не хотел обидеть Умм Сулейм свои отказом и принял Анаса в свой дом. Он относился к нему как к своему сыну, а Анас аккуратно исполнял все поручения пророка и учился у него основам религии. Анас не принял непосредственного участия в первых сражениях мусульман по причине своего несовершеннолетия. В битве при Бадре он оставался в тылу и обслуживал мусульманских воинов. Достигнув совершеннолетия, он принял участие в битвах при Хайбаре и Хунайне, участвовал также в завоевании Мекки и осаде Таифа. В период правления первого халифа Абу Бакра, Анас был послан собирать налогзакят с жителей Бахрейна. После смерти Абу Бакра, он вернулся в Медину. Халиф Омар не позволил ему уехать на войну и оставил его возле себя. В связи с этим, Анас начал заниматься проблемами мусульманского права. Это дело он не оставлял вплоть до своей смерти. Спустя некоторое время, Анас ибн Малик переехал в Басру. Там он обучал народ основам Ислама и мусульманскому праву. Будучи в Басре, ему довелось принять участие и в сражениях с персами. Он был в составе мусульманских войск, которые заняли город Туштар. Вернувшись оттуда в Басру, он узнал о гибели халифа Омара. Анас оставался в Басре и продолжал свою преподавательскую деятельность и в период правления третьего халифа Османа. Когда в Халифате началась гражданская война, он не примкнул ни к одной из сторон. Но он никогда не желал мириться с тиранией и несправедливостью в обществе. Будучи верным своим убеждениям, он не побоялся открыто выступить против тирании омейядского наместника Ирака Хаджаджа. Анас ибн Малик был праведным и богобоязненным человеком. Его учениками были такие известные табиуны, как Хасан аль–Басри, Сулейман Тамри, Катада, Мухаммад ибн Сирин аль–Ансари, Саид ибн Джубайр. Анас также передал много хадисов. Он умер в возрасте около 80 лет в Басре.

Малик ибн Анас ибн Амир аль Асбахи (да будет доволен им Аллах) родился в Медине в 93 году по хиджре (717 год по христианскому календарю). Он жил во время правления Омейядского правителя Валида ибн Абдуль Малика. Его дед Амир принадлежал к числу основных сподвижников Пророка (мир ему и благословление) проживавших в Медине. Имам принадлежал к королевской арабской семье Хумайр из Йемена, которая поселилась в Медине.

Прозвище имама было Абдаллах, но когда он прославился в Медине как великий ученый, его стали называть имам Дар аль-Хиджра – «Вождь Дома переселения» , то есть духовный вождь Медины. Этот благословенный город продолжал сохранять свою духовную и просветительскую роль, как это было при жизни Пророка (мир ему и благословение). Ислам распространился повсюду и мусульманские ученые - как арабы, так и неарабы приезжали в Медину и жили там, чтобы учиться у таких прославленных ученых, как имам Малик ибн Анас. О нем говорили, как об ученом из Медины, однако о его знаниях знали и в других городах. Все желающие получить знания стремились к нему. Обучать людей он начал в 17 лет. Даже те, у которых учился он сам, позже стали обучаться у него. Обучением же занимался целых 70 лет. О том, что он был знатоком исламского права и хадисов, свидетельствуют многие табиины.

Во время раннего детства имама Малика в его семье уже были широко известные ученые и преподаватели исламских наук. Дед имама был прославленным знатоком хадисов и считался одним из подлинных рассказчиков. Он умер, когда Малику было десять лет. К этому времени имам Малик уже начал учиться, и хотя, будучи ребенком, он не мог непосредственно пользоваться глубокими познаниями деда, незабываемые впечатления и ободряющие слова сыграли важную роль в формировании характера имама и его страсти к знаниям.

Дядя имама Абу-Сухайл Нафи (да будет доволен им Аллах) был признанным специалистом по хадисам. Имам Малик учился хадисам у своего дяди. Отец имама Анас и дядя Раби также были знатоками хадисов. Имам Малик был с самого детства необыкновенно прилежным учеником. Однажды, когда его учитель читал лекцию, прямо на колени ему с потолка упала змея. Все слушатели разбежались, а он продолжал спокойно сидеть, как будто ничего и не произошло. Он был так погружен в учение, что даже змея его не отвлекла. Он также был величайшим хафизом.

Известные ученые-богословы доводили его знания до людей. Это имам сунны Мухаммад бину Шихаб факих Медины Рабиа Яхья, сын Саида, Муса и другие. Надо заметить, что все они были его учителями. Он является ученым, о котором в хадисе говорил Пророк (мир ему и благословение): «Знания закончатся, и не будет ученого-богослова, знающего больше, чем ученый из Медины» (Тирмизи). В другом изречении говорится: «На свете не будет человека, знающего больше, чем ученый из Медины, поэтому за знанием необходимо отправиться к нему» . Ибн Уайн говорил, что тем ученым, о котором идет речь в этом хадисе, является именно Малик ибн Анас.

Абдуразак рассказывал, что люди часто отправлялись в путь только ради встречи с Маликом. Мусаб говорил, что перед домом имама Малика была постоянная толпа из тех, кто хотели изучать религиозные науки. Яхья, сын Шубата рассказал, как он приехал в Медину в 144 году и увидел Малика, окруженного людьми - никто не разговаривал, соблюдая уважение к имаму. В мечети Пророка (мир ему и благословение) никто не выносил фетву, кроме Малика. Он говорил: «Я не стал выносить фетву и обучать хадисам, пока мне на это не дали разрешения 70 учителей». Когда между людьми возникали какие-то споры или неразрешимые вопросы, то ученые отправляли их к имаму Малику.

Однажды к имаму Малику прибыла группа людей издалека в надежде получить ответы на вопросы. Однако имам сказал, что из 40 вопросов на 36 из них он не знает ответа. Они сказали: «О имам, мы приехали издалека, оставив позади длинный путь, чтобы ты развеял наши сомнения в этих вопросах - и что же мы скажем тем, кто ждет этих ответов?». Имам ответил: «Вы скажите им, что Малик не знает».

Прежде чем сказать изречение любимого Пророка (мир ему и благословение), он обновлял омовение, совершал двух ракаатный намаз, затем садился, расчесывал бороду, использовал благовония и только после этого начинал рассказывать.

Когда его спросили, что это означает, он ответил, что хочет, чтобы люди оказывали почтение хадисам Пророка (мир ему и благословение).

Никогда он не рассказывал хадис без омовения. Имам не любил рассказывать хадисы, когда был занят чем-нибудь другим. Обычно в таких случаях говорил: «Я люблю возвышать изречения Посланника Аллаха» . Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Во дворе Малика я увидел коней из Хорасана, которых ему подарили, и я не видел более красивых животных. Я сказал Малику, насколько прекрасны эти животные. И он подарил мне их всех. Я попросил, чтобы тот оставил себе одного коня». Имам ответил: «Я стесняюсь Аллаха топтать копытами ту землю, по которой ходил Пророк (мир ему и благословение)». Таковы были его щедрость и уважение даже к земле Медины.

Учителя великого имама

Учителями имама были известные ученые того времени: Абу Радим, Нафи бин Абдуррахман (да будет доволен ими Аллах).

В ранний период имама Малика Нафи был известен как видный знаток хадисов. Он изучил эту науку у своего знаменитого учителя Абдуллаха ибн Умара, так как Нафи был его освобожденным рабом, служившим ему в течение тридцати лет.

Имам Джафар ас-Садик также был одним из учителей имама Малика. Кроме того, что он был видным ученым, он принадлежал к семье Пророка (мир ему и благословение). Он был правнуком имама Хусейна, внука Пророка (мир ему и благословение).

Мухаммад бин Яхья аль-Ансари был также одним из учителей имама Малика. Он обычно преподавал в Масджид ан-Набавий, мечети Пророка (мир ему и благословение) в Медине. Были и другие ученые.

Слава имама Малика распространились повсюду и ученые из разных частей исламского мира того периода считали большой честью сидеть в кружке имама и слушать его уроки по хадисам и наставления по различным юридическим и правовым вопросам. Многие из них делали обширные заметки и копировали книгу Малика "аль-Муватта" (знаменитого сборника хадисов). Число ученых, которые приезжали, чтобы учиться у него достигает примерно 1300.

Яхья бин Яхья аль-Масмуди принадлежал к берберскому племени в Испании. Он совершил два путешествия, чтобы повидать имама Малика и учиться у него, затем вернулся в свою страну преподавать науку о хадисах и фикх (юриспруденцию).

Другим знаменитым учеником имама Малика был ибн Вахб Абу Мухаммад Абдаллах бин Салмах аль-Фахри. Абу Абдаллах Абдуррахман бин аль-Касим бин Халид аль-Сасри был еще одним прославленным учеником имама Малика. Он умер в Египте. Все вышеперечисленные ученые оставили самые верные копии "аль-Мууатта", которую они изучали у имама Малика.

Как великий мухаддис, то есть специалист в науке о хадисах, он изучал все виды рассказов Пророка (мир ему и благословение), разъяснения аятов Корана, биографические рассказы сподвижников о Пророке (мир ему и благословение), объяснения Корана и хадисов, сделанные сподвижниками, и их образ жизни. Затем, после тщательного рассмотрения, он собрал в знаменитом труде "аль-Муватта" около тысячи хадисов. Во времена имама Малика специалисты по хадисам делились на две категории. Одна группа занималась собранием хадисов и установлением цепочки их рассказчиков. Другая группа благочестивых ученых собирала и исследовала хадисы с целью извлечения из них заповедей и юридических решений. Имам Малик настолько тщательно отбирал хадисы, что, составляя труд "аль-Муватта", он не включил туда даже рассказы, приведенные его отцом Анасом и дядей Раби со ссылкой на его деда.

Как факих (знаток мусульманского права), он бесстрастно выносил фетвы (юридические заключения), даже если правителям это не нравилось. Однажды его попросили вынести фетву относительно развода, данного под принуждением. Другие имамы сказали, что развод будет действительным, даже если он получен силой, но имам Малик сказал, что такой развод недействителен.

Другим достижением имама Малика является книга "аль-Муватта". Это достоверный сборник хадисов и некоторых их толкований, сделанные сподвижниками и их последователями (табиинами) по всем важным аспектам мусульманского образа жизни. Поэтому имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафии был прав, говоря, что "не появилась на земле ни одна книга, после Книги Аллаха (Коран), более достоверная, чем книга Малика" . В другом рассказе сообщается, что имам аш-Шафии сказал: "Никогда не появлялась на земле книга, которая была бы ближе к Корану, чем книга Малика". Еще в одном рассказе приводятся слова имама аш-Шафии, что "аль-Мууатта" - самая полезная книга после Корана. Авторитет имама аш-Шафии неоспорим, поскольку он также является имамом одной из правовых мусульманских школ (мазхаба). Имам Ахмад бин Ханбал сказал о том, насколько хорошо имам аш-Шафии знал книгу Малика, в таких словах: "Я изучал "аль-Муватта" под руководством десяти учеников Малика, которые заучивали ее на память. Под конец я проверил, как я запомнил, прочитав ее имаму аш-Шафии, потому что он был среди них наилучшим».

В наши дни последователей школы имама Малика можно найти в Верхнем Египте, Судане, Северной Африке (Тунис, Алжир и Марокко), Западной Африке (Мали, Нигерия, Чад) а также в государствах Персидского залива (Кувейт, Катар и Бахрейн).

Имам Малик ибн Анас умер во время правления Ар-Рашида Аббасидского. 11 числа месяца Рабиуль-авваль 179 года по хиджре, в возрасте 86 лет. Похоронен на кладбище «Баки» в Медине.

Абу Хамза Анас ибн Малик аль-Хазраджи (араб. ; 612, Басра - 709, Мекка) - сподвижник пророка Мухаммеда. Происходил из мединского племени Хазрадж. Известный передатчик хадисов.

Биография

Мать Анаса, Умм Сулейм, рано приняла ислам. Из-за этого у неё произошел конфликт с мужем, безуспешно пытавшегося отвратить её от веры. Затем он уехал в Сирию и через некоторое время умер. После смерти мужа, Умм Сулейм вышла замуж за Абу Тальху.

Во время переселения (хиджры) пророка Мухаммада в Медину, Анасу ибн Малику было всего 10 лет. Умм Салейм, привела сына к Пророку и предложила ему Анаса в качестве прислуги. Несмотря на то, что Пророк не нуждался в прислуге, не желая обидеть Умм Сулейм свои отказом, он принял Анаса в свой дом и относился к нему как к своему сыну. Служа пророку Мухаммаду, Анас аккуратно исполнял все его поручения и учился у него основам религии.

Анас не принимал непосредственного участия в первых сражениях мусульман так как был очень молод. В битве при Бадре он обслуживал мусульманских воинов. Достигнув совершеннолетия, он принял участие в битвах при битва при Хайбаре и Хунайне. Кроме того, он участвовал также в завоевании Мекки и осаде Таифа.

Во время правления Праведного халифа Абу Бакра, Анас был послан собирать налог (закят) с жителей Бахрейна. После смерти халифа, он вернулся в Медину. При халифе Умаре Анас начал заниматься проблемами мусульманского права и не оставлял это дело вплоть до своей смерти.

Спустя некоторое время, Анас ибн Малик переехал в Басру, где он обучал жителей города основам исламской веры и права. Он участвовал в завоевательных войнах с персами и был в составе мусульманских войск, занявших город Туштар.

В период правления третьего халифа Усмана Анас продолжал свою преподавательскую деятельность в Басре. Во время гражданской войны он не примкнул ни к одной из сторон. Анас ибн Малик никогда не мирился с тиранией и несправедливостью в обществе и не боялся открыто выступить против тирании омейядского наместника Ирака аль-Хаджжаджа.

Среди учеников Анаса ибн Малика были такие известные табиины, как Хасан аль-Басри, Сулейман Тамри, Катада ибн Диама, Мухаммад ибн Сирин, Саид ибн Джубайр и другие. Он умер в возрасте около 97 лет в Басре.

Малик ибн Анас ибн Амир родился в Медине в 93 году по хиджре (717 год по христианскому календарю).

Его дед Амир принадлежал к числу основных сподвижников Пророка (САС) проживавших в Медине. Имам был выходцем из королевской арабской семьи Хумайр из Йемена, которая поселилась в Медине. Семья имама Малика до Ислама славилась своим гостеприимством и другими достоинствами, и точно также они стали широко известны после принятия Ислама. Их заслуги в деле Ислама сохранятся на все времена.

Прозвище имама было Абдаллах, но когда он стал известен в Медине как великий ученый его стали называть имам Дар аль-Хиджра, «Вождь Дома переселения», то есть духовный вождь Медины. Дедушка имама был прославленным знатоком хадисов и считался одним из подлинных рассказчиков. Он умер, когда Малику было десять лет. К этому времени будущий имам уже начал учиться, и хотя, в силу своего возраста, он не мог пользоваться глубокими познаниями деда, незабываемые впечатления, ободряющие советы и слова любви сыграли важную роль в формировании характера имама и его страсти к знаниям. Дядя Малика Абу-Сухайл Нафи был признанным специалистом по хадисам, у которого имам Малик брал уроки. Отец имама Анас и дядя Раби также были знатоками хадисов. Сообщается, что имам Малик был с самого детства необыкновенно прилежным учеником. Его учителями были крупные ученые того времени.

Совсем скоро слава имама Малика распространилась повсюду и ученые из разных частей исламского мира считали большой честью посещать его кружки.

Передается, что даже имам Абу Ханифа сидел в присутствии имама Малика с таким почтением, с каким сидят в присутствии своего учителя. Хотя в этом отражается большая скромность старшего по возрасту Абу Ханифы, тем не менее, здесь проявляется и большое почтение, которое имам Абу Ханифа питал к имаму Малику ибн Анасу.

Как великий мухаддис, то есть специалист и авторитет в науке о хадисах, он изучал все виды рассказов Пророка (САС), разъяснения аятов Корана, биографические рассказы сахабов о Пророке (САС), объяснения Корана и хадисов, сделанные сахабами, и их образ жизни. Затем, после тщательного рассмотрения, он собрал в своем знаменитом труде «аль-Мууатта» около тысячи хадисов.

Во времена имама Малика специалисты по хадисам делились на две категории. Одна группа занималась сбором хадисов и выявлением цепи их рассказчиков. Другая группа благочестивых ученых собирала и исследовала хадисы с целью извлечения из них заповедей и юридических решений. Имам Малик настолько тщательно отбирал хадисы, что, составляя свой труд «аль-Мууатта», он не включил туда даже рассказы, приведенные его отцом Анасом и дядей Раби со ссылкой на его деда.

Как юрист, он бесстрастно выносил свои фатвы (юридические заключения), даже если правителям это не нравилось. Однажды его попросили вынести фатву относительно развода, данного под принуждением. Другие имамы сказали, что развод будет действительным, даже если он получен силой, но имам Малик сказал, что такой развод не действителен. За это он был избит по приказу правителя Медины Джафара бин Сулеймана. Имама связали и били до тех пор, пока он не получил тяжелое повреждение рук, причем такой степени, что не мог класть руки на грудь, совершая намаз.

Имам Малик с большой ответственностью выносил фатвы. Он говорил: «Кто хочет давать ответы на вопросы, должен сначала представить себя стоящим между Раем и Адом, и поразмыслить над тем, как он собирается спасать себя в будущей жизни, перед тем как давать ответ».

Однажды к нему пришли люди издалека с вопросами, и из 40 вопросов Малик ответил лишь на несколько. Когда ищущие ответа в изумлении спросили, как они вернутся назад без ответов, что они скажут своим. На что имам Малик ответил без какого-либо стеснения: «Идите и скажите, что имам Малик не знает на эти вопросы ответа».

Ибн Аби Увайс рассказывал, как-то имам Малик сказал ему, что иногда ему задают такие вопросы, что от волнения он не может ни есть, ни пить. Если кто-то поправлял его в каком-либо юридическом вопросе, имам обычно сразу же принимал эту поправку. Ему принадлежат такие слова: «Я — человек, и я ошибаюсь и говорю верно. Внимательно прислушиваетесь к моим словам. Те из них, которые соответствуют Книге (Корану) и Сунне принимайте, а несоответствующие им отвергайте».

Величайшим свершением имама Малика была кодификация мединского фикха. Медина была центром, где во всех отраслях исламского учения преподавали выдающиеся ученые и знатоки, которые изучали Коран, хадисы и принципы юриспруденции у Пророка (САС) и его сподвижников. Сподвижники скончались один за другим, но знаменитые ученые табиины, то есть, поколение после сподвижников, еще жили в Медине при имаме Малике. Было семеро выдающихся табиинов, которые стали центральными фигурами в фикхе и хадисах, и по всем правовым вопросам обычно обращались к ним. Двое из них — это Сулайман и Салим бин Абдуллах. Сулайман был рабом Маймуны, жены Пророка (САС), а Салим был внуком Умара ибн аль Хаттаба (РА) и обучался у своего отца Абдуллаха ибн Умара. Эти табиины составляли консультативный совет, к которому обращались по всем шариатским вопросам. Мединский фикх, кодифицированный имамом Маликом, был результатом трудов этих благочестивых табиинов, основанных на авторитете Пророка (САС) и сахабов.

Еще одним достижением, как отмечалось выше, имама Малика является книга «Аль-Муатта». В ней собраны достоверные хадисы, а также высказывания сахабов и табиинов по всем важным аспектам мусульманского образа жизни. Многие ученые очень сильно хвалили эту книгу. Так, великий имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафии говорил, что: «Не появилась на земле ни одна книга, после Книги Аллаха, более достоверная, чем книга Малика».

Имам Ахмад ибн Ханбал сказал о том, насколько хорошо имам аш-Шафии знал книгу Малика, в таких словах: «Я изучал «аль-Мууатта» под руководством десяти учеников Малика, которые заучивали ее на память. Под конец я проверил, как я запомнил, прочитав ее имаму аш-Шафии потому, что он был среди них наилучшим». Здесь нужно отметить, что Малик жил намного раньше имама аль-Бухари, и поэтому в момент написания «Муватты» еще не существовало сборников «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим».

В наши дни последователей школы имама Малика можно найти в Верхнем Египте, Судане, Северной Африке (Тунис, Алжир и Марокко), Западной Африке (Мали, Нигерия, Чад) а также в государствах Персидского залива (Кувейт, Катар и Бахрейн).

Сообщается, что перед смертью великий имам произнес ташаххуд (слова подтверждения единственности Аллаха) и после этого сказал: «Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого». (Коран, 30:4)

Имам Малик ибн Анас умер 11 числа месяца Раби аль-Аууаль 179 года по Да будет Аллах милостив к нему.

Post Views: 323

Posted in