Главная · Электробезопасность · Архитектура большепролетных зданий. Технология возведения большепролетных зданий. Классификация большепролетных конструкций

Архитектура большепролетных зданий. Технология возведения большепролетных зданий. Классификация большепролетных конструкций

Архитектурный облик большепролетных зданий в значительной степени определяется их ролью в композиции фрагмента окружающей городской застройки, функциональными особенностями зданий и примененными конструкциями покрытий.

Общественные функции зданий зального типа требуют выделять перед ними значительные свободные пространства различного назначения для: перемещения больших потоков зрителей перед началом или по окончании зрелищ (перед зрелищными или демонстрационными спортивными сооружениями); размещения открытой части экспозиции (перед выставочными павильонами): сезонной торговли (перед крытыми рынками) и т. д. Перед любыми из этих зданий отводят также территории для паркования индивидуальных автомашин. Таким образом, независимо от назначения здания его размещение в застройке дает возможность целостно воспринимать объем сооружения с удаленных точек зрения. Это обстоятельство определяет общие композиционные требования к архитектуре зданий: целостность и монументальность их облика и преимущественно крупный масштаб основных членений объема.

Такую особенность градостроительной роли общественных зданий зального типа часто учитывают в композиции их облика. Вспомогательные и обслуживающие помещения, которые могут быть размещены в отдельных объемах, приблокированных к основному (как, например, во Дворце спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге), по большей части не блокируют, а вписывают в основной объем здания. Для этого вспомогательные и обслуживающие помещения спортивных зданий располагают в нижних этажах или в подтрибунном пространстве, в зданиях крытых рынков и выставочных павильонов - в цокольном и подвальном этажах и т. п.

Характерными примерами реализации подобного объемно-планировочного принципа компоновки здания служат такие внешне различные объекты, как универсальный Олимпийский зал «Дружба» в Лужниках в Москве и здание спортивного центра префектуры Такамацу в Ниигате (Япония).

Зал «Дружба» имеет основной демонстрационный зал вместимостью 1,5-4 тыс. зрителей (при трансформации) с ареной 42X42 м, рассчитанной на 12 видов спорта при оптимальной видимости всех соревнований (предельное удаление 68 м). Зал покрыт пологой сферической оболочкой, опертой на 28 наклонных опор из сборно-монолитных складчатых оболочек двоякой кривизны. Наклонное расположение опор позволило увеличить габариты первого этажа и за счет этого разместить в нем четыре тренировочных зала и четыре спортивные площадки, вписанные в единый центрально-симметричный объем с ярко выраженной тектоничностью архитектурной формы ( ).

Спортивный центр в Ниигате имеет арену 42X42 м с двусторонними трибунами вместимостью 1,3 тыс. мест и рассчитан на 17 видов спорта, что при радиусе предельного удаления в 40 м обеспечивает комфортное зрительное восприятие. Компактность объема позволяет рационально поярусно разместить основные функциональные группы помещений: для обслуживания зрителей - на первом этаже, для спортсменов - на втором, зал - на третьем. Сама объемная осесимметричная форма, образованная сочетанием двух оболочек двоякой кривизны (покрытие и нижнее перекрытие), на пространственном опорном контуре, лежащем на четырех мощных пилонах, индивидуальна и исполнена образной символики (рис. 111 ).

Рис. 111. Спортивный центр в Ниигате (Япония): а - общий вид; б - продольный разрез; в- схема несущих конструкций: 1 - несущие ванты; 2 - стабилизирующие ванты; 3 - опоры; 4 - бортовой элемент.

Из обоих примеров видно влияние конструктивной формы покрытия на архитектурную форму. И это не случайно, так как конструкция покрытия составляет от 60 до 100% наружных ограждений зданий.

Из числа функциональных параметров на выбор формы покрытия наибольшее влияние оказывают принятые план, вместимость, характер размещения зрительских мест (в спортивных и зрелищных зданиях) и величины пролетов покрытий ( ). В мировой практике для выставочных, многофункциональных зрительных и спортивных залов используют ограниченное число форм планов: прямоугольник, трапецию, овал, круг, многоугольник.

Однако форма плана зала и величины его пролетов не предопределяют однозначно форму покрытия. Большое влияние на ее выбор оказывают не только план, но и обусловленная функциональными особенностями форма здания. Как известно, в демонстрационных спортивных залах вместимость и расположение трибун определяют асимметричную или центрально-симметричную композицию здания, с которой должен быть согласован выбор формы покрытия. С асимметричной формой здания хорошо гармонируют висячие покрытия, с осесимметричной - как сводчатые, так и висячие. Для центричных в плане зданий применимы центричные же конструкции покрытий ( , ).

Окончательный выбор формы покрытия помимо функциональных определяется конструктивными, технологическими, технико-экономическими и архитектурно-художественными требованиями. Согласно последним, конструкция уникального большепролетного здания должна способствовать созданию выразительной тектоничной, индивидуальной, масштабной архитектурной формы. Внедрение пространственных висячих конструкций и конструкций из жестких оболочек дало беспрецедентные и многовариантные архитектурные возможности. Комбинируя различные типы, число, размеры элементарных оболочек, архитектор с помощью конструктора может добиться требуемого масштабного членения формы и индивидуализации ее облика, оригинально разместить проемы верхнего света в покрытии.

Так, например, только для покрытия треугольного в плане помещения могут быть применены пологая оболочка на выпуклом контуре, комбинированное покрытие из четырех треугольных в плане оболочек положительной кривизны, из трех - отрицательной и одной - положительной кривизны и т. д. Одним из наиболее оригинальных по конструкции и выразительных по архитектурной форме является покрытие треугольного в плане выставочного здания в Париже комбинированной оболочкой в виде сомкнутого из трех лотков свода пролетом 206 м. Лотки состоят из двух волнистых оболочек, раскрепленных через каждые три волны диафрагмами жесткости. Использование волнистой формы позволило решить не только чисто конструктивную задачу (достигнуть устойчивости тонкой оболочки), но и обеспечило масштабность композиции этого уникального здания, а традиционная для архитектуры камня система сомкнутого свода получила индивидуальную и остро современную тектоническую трактовку. Столь же индивидуальной и современной оказалась композиционная трактовка железобетонного крестового свода покрытия над квадратным планом здания крытого Олимпийского катка в Гренобле.

Естественно, однако, что в наибольшей степени современный характер архитектуре большепролетных покрытий железобетонными жесткими оболочками придают присущие только им комбинации геометрических форм в виде волнистых куполов и сводов, элементарных или комбинированных фрагментов оболочек с поверхностями отрицательной кривизны или комбинации из оболочек произвольной геометрической формы.

Архитектурно-композиционные возможности висячих систем покрытий непосредственно связаны с их конструктивной формой, возможностями ее индивидуализации и тектоничного выявления в объемной форме здания. В этом отношении наибольшими возможностями обладают висячие покрытия шатрового типа, покрытия на пространственном контуре, а также различные варианты комбинированных висячих систем. В чрезвычайном разнообразии внешнего облика зданий, которое обеспечивает применение висячих покрытий на замкнутом пространственном контуре, можно убедиться, сопоставив такие олимпийские объекты Москвы, как крытый велотрек и спортивный зал в Измайлове. К сожалению, мало способствует индивидуальности внешнего облика здания применение ряда технически наиболее эффективных висячих конструкций, например одно- или двухпоясных систем с горизонтальным кольцевым опорным контуром над круглыми или эллиптическими в плане зданиями. Несущая конструкция с малой стрелой провиса не выявляется во внешней форме здания, а в интерьере обычно бывает скрыта подвесными потолками или осветительными установками. Здания с покрытиями такого типа обычно имеют композицию в виде круглого периптера, антаблемент которого - кольцо опорного контура, а колонны - поддерживающие его стойки (Дворец спорта «Юбилейный» и Олимпийский зал в Санкт-Петербурге, Олимпийский дворец спорта на проспекте Мира в Москве и др.).

Наряду с несущими конструкциями покрытий в композиции зальных общественных зданий значительную роль играют наружные, как правило, ненесущие стены. Образным выражением их ненесущей функции может служить выполнение их с незначительным отклонением от вертикали, придающее зданию характерный силуэт (сужающийся или расширяющийся книзу).

Значительную часть поверхности наружных стен зальных зданий занимают светопрозрачные витражные конструкции. Их композиционные свойства и членения обогащаются при сочетании в конструкции двух-трех светопрозрачных материалов, например профильного и листового стекла.

  • Размеры по вертикали
  • Размеры по горизонтали
  • Особенности компоновки многопролетных рам.
  • Вопрос 49. Связь между колоннами. Связи по покрытию. Фахверк и конструкции заполнения проемов. Постоянные нагрузки. Временные нагрузки. Учет пространственной работы каркаса. Связи между колоннами.
  • Связи по покрытию.
  • Фахверк. .Система конструктивных элементов, служащих для поддержания стенового ограждения и восприятия ветровой нагрузкиназывается фахверком.
  • Особые решения конструктивных схем каркасов
  • Вопрос 50. Особенности расчета поперечных рам. Нагрузки, действующие на раму. Постоянные нагрузки. Временные нагрузки. Учет пространственной работы каркаса. Особенности расчета поперечных рам.
  • Вопрос 51. Конструкция производственного здания. Покрытие по прогонам. Беспрогонные покрытия. Прогоны сплошного сечения. Решетчатые прогоны. Конструкции покрытия.
  • Покрытия с прогоном.
  • Беспрогонное покрытие.
  • Вопрос 51. Конструкция производственного здания. Покрытие по прогонам. Беспрогонные покрытия. Прогоны сплошного сечения. Решетчатые прогоны.
  • Покрытия по прогонам
  • Беспрогонные покрытия
  • Прогоны сплошного сечения
  • Решетчатые прогоны
  • Вопрос 52. Колонны каркасов производственных зданий. Типы колонн. Из каких элеметов состоят колонны. Колонны каркаса. Типы колонн.
  • Вопрос 53. Расчет и конструирование стержня сплошной колонны. Расчет и конструирование стержня сквозной колонны. Расчет и конструирование стержня колонны.
  • Сплошная колонна.
  • 1.Определяют расчетную длину колонны в плоскости рамы для верхней и нижней частей отдельно:
  • 2.Подбор сечения верхней части колонны.
  • Требуемая площадь сечения колонны определяется по формуле
  • 3.Компоновка сечения
  • 4.Определяют геометрические характеристики принятого сечения: a; IX; Iy; Wx; IX; iy.
  • 5.Проверяют устойчивость верхней части колонны в плоскости действия момента
  • 6.Проверяют устойчивость верхней части колонны из плоскости действия момента
  • 7.Проверяют местную устойчивость поясов и стенки.
  • 8.Подбор сечения нижней (подкрановой) части колонны.
  • 9.Требуемая площадь сечения
  • 10.Соединение верхней части колонны с нижней (траверса).
  • 11.База колонны.
  • Сквозная колонна.
  • Особенности расчета сквозной колонны
  • 1.Определение расчетных длин колонн
  • 2.Подбор сечения верхней части колонны.
  • 3.Подбор сечения нижней части колонны.
  • 4.Расчет решетки подкрановой части колонны.
  • 5.Расчет узла сопряжения верхней и нижней частей колонны (траверсы).
  • 6.Расчет базы колонны.
  • Нагрузки на подкрановые конструкции.
  • Вопрос 55. Сплошные подкрановые балки. Конструктивные решения. Основы расчета подкрановых балок. Сплошные подкрановые балки.
  • Расчет подкрановых балок
  • Вопрос 56. Решетчатые подкрановые балки (фермы). Основы расчета и конструирования. Подкраново-подстропильные фермы. Основы расчета и конструирования.
  • Вопрос 57. Опорные узлы подкрановых балок. Крановые рельсы, их крепление к подкрановым балкам. Упоры для кранов.
  • Вопрос 59. Конструктивные решения большепролетных систем. Нагрузки, действующие на большепролетные конструкции. Компоновка каркасов большепролетных покрытий
  • Вопрос 62. Арочные большепролетные конструкции. Их достоинства и недостатки. Нагрузки, действующие на арочные конструкции. Основы расчета и конструирования арочных конструкций. Арочные конструкции
  • Вопрос 59. Конструктивные решения большепролетных систем. Нагрузки, действующие на большепролетные конструкции. Компоновка каркасов большепролетных покрытий

    Каркасы большепролетных покрытий с балочными и рамными несущими системами имеют компоновочную схему, близкую к каркасам производственных зданий. При больших пролетах и отсутствии подкрановых балок целесообразно увеличивать расстояния между основными несущими конструкциями до 12-18 м. Системы вертикальных и горизонтальных связей имеют те же назначения, что и в производственных зданиях и компонуются аналогично.

    Компоновка рамных покрытий бывает поперечная , когда несущие рамы ставят поперек здания, и продольная , характерная для ангаров. При продольной компоновке основная несущая рама ставится в направлении большего размера плана здания и на нее опираются поперечные фермы.

    Верхние и нижние пояса несущих рам и поперечных ферм развязываются крестовыми связями, обеспечивающими их устойчивость.

    В арочных системах шаг арок принимается 12 м. и более; по аркам укладываются главные прогоны, на которые опираются поперечные ребра, поддерживающие кровельный настил.

    При больших пролетах и высотах основных несущих систем (рам, арок) применяются пространственно устойчивые блочные конструкции путем спаривания соседних плоских рам или арок (рис.8), а также применением трехгранных сечений арок. Арки соединяются в ключе продольными связями, значение которых для жесткости сооружения особенно велико при большой стреле подъема арок, когда повышается их общая деформативность.

    Поперечные связи, расположенные между крайней парой арок, рассчитывают на давление ветра, передаваемого с торцовой стены арочного покрытия.

    ВОПРОС 60. Балочные большепролетные конструкции. Их достоинства и недостатки. Конструктивные решения. Нагрузки, действующие на балочные конструкции. Основы расчета и конструирования балочных конструкций.

    Балочные конструкции

    Балочные большепролетные конструкции применяют в случаях, когда опоры не могут воспринять распорных усилий.

    Балочные системы при больших пролетах тяжелее рамных или арочных, но проще в изготовлении и монтаже.

    Балочные системы применяют преимущественно в общественных зданиях – театрах, концертных залах, спортивных сооружениях.

    Основными несущими элементами балочных систем применяемых при пролетах 50-70 м и более являются фермы; сплошные балки при больших пролетах невыгодны по затрате металла.

    Основными достоинствами балочных конструкций является четкость работы, отсутствие распорных усилий и нечувствительность к осадкам опор. Главный недостаток – сравнительно большой расход стали и большая высота, вызванные большими пролетными моментами и требованиями жесткости.

    Рис. 1, 2, 3

    Из этих условий балочные большепролетные конструкции применяют обычно при пролетах до 90м. Несущие фермы больших пролетов могут иметь различное очертание поясов и системы решеток (рис. 1, 2, 3).

    Сечения стержней большепролетных ферм с усилиями в стержнях свыше 4000-5000 кН обычно принимают составными из сварных двутавров или прокатных профилей.

    Большая высота ферм не позволяет перевозить их по железной дороге в виде собранных отправочных элементов, поэтому они поступают на монтаж россыпью и укрупняются на месте.

    Элементы соединяют сваркой или высокопрочными болтами. Применять болты повышенной точности и заклепки не следует из-за большой трудоемкости.

    Рассчитывают большепролетные фермы и подбирают их сечения аналогично легким фермам промышленных зданий.

    Вследствие больших опорных реакций возникает необходимость передачи их строго по оси узла фермы, в противном случае могут возникнуть значительные дополнительные напряжения.

    Четкая передача опорной реакции может быть достигнута посредством тангенциальной (рис.4) или специальной балансирной опоры (рис. 5).

    При пролетах 60-90м становится существенным взаимное смещение опор из-за прогиба фермы и ее температурных деформаций. В этом случае одна из опор может быть катковой (рис.6), допускающей свободные горизонтальные перемещения.

    Если фермы устанавливаются на высокие гибкие колонны, то даже при пролетах до 90м обе опоры могут быть неподвижными из-за податливости верхних частей колонн.

    Большепролетные балочные системы могут состоять из трехгранных ферм с предварительным напряжением, удобных в изготовлении, транспортировке и монтаже (рис.7).

    Включение в совместную работу на сжатие ж/б плиты, уложенной по верхним поясам фермы, использование трубчатых стержней и предварительного напряжения делают такие фермы экономичными по затрате металла.

    Рациональной системой для пролетов 40-60 м является объемно-блочная предварительно напряженная конструкция, в которой несущая конструкция совмещена с ограждающей (рис. 8).

    Конструкция состоит из объемных блоков, включающих две вертикальные фермы высотой 2,5 м, расставленные на расстоянии 3 м и соединенные по верхним и нижним поясам стальными листами δ=16 мм. Балка собирается из отдельных блоков длиной 10-12 м.

    Стальные листы включаются в расчетные сечения верхнего и нижнего поясов ферм.

    Чтобы тонкий лист мог работать на сжатие, в нем создается предварительное растягивающее напряжение по величине большей сжимающего напряжения от нагрузки.

    ВОПРОС 61. Рамные большепролетные конструкции. Их достоинства и недостатки. Конструктивные решения. Нагрузки, действующие на рамные конструкции. Основы расчета и конструирования рамных конструкций.

    Рамные конструкции

    Рамы, перекрывающие большие пролеты, могут быть двухшарнирные и бесшарнирные .

    Бесшарнирные рамы более жестки, экономичнее по расходу металла и удобнее в монтаже; однако они требуют более массивные фундаменты с плотными основаниями для них и более чувствительны к температурным воздействиям и неравномерным осадкам опор.

    Рамные конструкции по сравнению с балочными более экономичны по затрате металла и более жестки, благодаря чему высота ригеля рамы имеет меньшую высоту, чем высота балочных ферм.

    Рамные конструкции применяются для пролетов до 150м. При дальнейшем увеличении пролетов они становятся неэкономичными.

    В большепролетных покрытиях применяются как сплошные, так и сквозные рамы.

    Сплошные рамы применяются редко при небольших пролетах (50-60 м), их преимущества: меньшая трудоемкость, транспортабельность и возможность уменьшения высоты помещения.

    Наиболее часто применяются рамы с шарнирным опиранием. Высоту ригеля рам рекомендуется принимать равной: при сквозных фермах 1/12-1/18 пролета, при сплошных ригелях 1/20 – 1/30 пролета.

    Рамы рассчитывают методами строительной механики. В целях упрощения расчета легкие сквозные рамы можно приводить к эквивалентным им сплошным рамам.

    Тяжелые сквозные рамы (типа тяжелых ферм) должны рассчитываться как решетчатые системы с учетом деформации всех стержней решетки.

    При больших пролетах (более 50 м) и невысоких жестких стойках необходимо производить расчет рам на температурные воздействия.

    Ригели и стойки сплошных рам имеют сплошные двутавровые сечения; их несущая способность проверяется по формулам для внецентренно сжатых стержней.

    В целях упрощения расчета решетчатых рам их распор допускается определять как для сплошной рамы.

      приближенным расчетом устанавливают предварительные сечения поясов рамы;

      определяют моменты инерции сечений ригеля и стоек по приближенным формулам;

      рассчитывают раму методами строительной механики; расчетную схему рамы следует принимать по геометрическим осям;

      определив опорные реакции, находят расчетные усилия во всех стержнях, по которым окончательно подбирают их сечения.

    Типы сечений, конструкция узлов и соединения рамных ферм такие же, как и для тяжелых ферм балочных конструкций.

    Уменьшение изгибающего момента в ригеле рамы можно получить путем передачи веса стены или покрытия пристроек, примыкающих к главному пролету, на внешний узел стойки рамы.

    Другим искусственным приемом разгрузки ригеля является смещение в двухшарнирной раме опорных шарниров с оси стойки внутрь. В этом случае вертикальные опорные реакции создают дополнительные моменты, разгружающие ригель.

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

    Макеевка 2011г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

    ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

    Кафедра “Экономика предприятий”

    Разработал: к.э.н., доц. Захарченко Д.А.

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

    по курсу «Основы строительной отрасли»

    для студентов специальности 6.030504 «Экономика предприятий»

    № кода _______

    Утверждено на заседании кафедры

    «Экономика предприятий»

    ПРОТОКОЛ № __ от _______2011 р.

    Макеевка 2011г.

    ТЕМА 4. БОЛЬШЕПРОЛЕТНЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

    К большепролетным сооружениям относят такие, которые имеют пролеты более 40-80 м. Сравнительно недавно такие сооружения считались уникальными и строились крайне редко, в настоящее время быстрое развитие науки и техники, а также большая потребность в таких сооружениях в промышленности и сфере досуга и развлечения предопределили интенсивное строительство таких сооружений во многих странах.

    Особый интерес представляют пространственные конструкции, которые состоят не из отдельных, независимых несущих элементов, передающих нагрузку друг друга, а представляют единую комплексную систему работающих частей конструкции.

    Такой пространственный характер конструкций, широко внедряемый в строительство во всем мире - символ строительной техники 20в. И хотя некоторые виды пространственных конструкций - купола, крестовые и своды - были известны с древности, однако ни по применяемости материалов, ни по конструктивным решениям они не отвечают современным требованиям строительства, так как хотя и перекрывали значительные пролеты, но при этом были чрезвычайно тяжелы и массивны.

    В пространственных конструкциях привлекает, и их способность оптимально удовлетворять функциональным и эстетическим требованиям архитектуры. Масштабы перекрываемых пролетов, возможность осуществлять гибкую планировку, разнообразие геометрических форм, материалов, архитектурная выразительность - вот далеко не полный перечень особенностей этих конструкций.

    Сочетание функционального, технического и художественно-эстетического обеспечивает пространственным конструкциям широкую перспективу, не говоря уже о том, что их применение позволяет получить огромную экономию строительных материалов - на 20-30% снизить материалоемкость зданий и сооружений.


    К плоскостным большепролетным сооружениям относятся балки, рамы, фермы, арки. Плоскостные конструкции работают под нагрузкой автономно, каждая в своей плоскости. Несущий элемент плоскостных конструкций, перекрывающих какую-то площадь здания (плита, балка, ферма) работает самостоятельно не участвуют в работе элементов, к которым он примыкает. Это обуславливает меньшую пространственную жесткость и несущую способность плоскостных элементов по сравнению с пространственными, а также их более высокую ресурсоемкость в первую очередь повышенный расход материалов.

    Рис. 4.1. Конструктивные решения большепролетных конструкций

    а - плоские конструкции; б - пространственные конструкции; в - висячие конструкции; г - пневматические конструкции; 1- фермы; 2 - рамы; 3-4 шарнирные арки; 5- цилиндрические оболочки; 6- оболочки двоякой кривизны; 7- купола; 8- структуры; 9- вантовые конструкции; 10- мембранные конструкции; 11- тентовые конструкции; 12- пневмоопорные конструкции; 13- пневмокаркасные конструкции;

    Монтаж рам сплошной конструкции производят двумя самоходными стреловыми кранами. Сначала на фундамент устанавливают стойки рамы с частью ригеля , опирающиеся на временную опору, а затем монтируют средний участок ригеля. Соединение частей ригеля производится на временных опорах сваркой или крепкой. После монтажа первой рамы конструкции расчаливают с помощью растяжек.

    В ряде случаев рамные конструкции целесообразно монтировать методом надвижки. Такой метод применяют, если рамные конструкции невозможно сразу установить в проектное положение (внутри ведутся работы либо уже возведены конструкции, не позволяющие расположить краны).

    Блок собирают в торце здания в специальном кондукторе из 2-3 или 4 ферм. Собранный и закрепленный блок по рельсовым путям поднимают в проектное положение. Устанавливают при помощи домкратов или с помощью легких кранов.

    Арочные конструкции бывают 2-х типов: в виде 2-х шарнирной арки с затяжкой и 3-х шарнирной арки. При монтаже арочных конструкций, имеющих несущую часть в виде двухшарнирной арки, производится аналогично монтажу рамных конструкций с помощью самоходных стреловых кранов . Основное требование - это высокая точность монтажа, гарантирующая совмещение пятого (опорного) шарнира с опорой.

    Монтаж трехшарнирных арок отличается некоторыми особенностями, связанными с наличием верхнего шарнира. Сборка последнего выполняется при помощи временной монтажной опоры, устанавливаемой посередине пролета. Монтаж производиться методом вертикального подъема, методами скольжения или поворота.

    Рис. 4.3. Монтаж рам

    а - монтаж целиком двумя кранами; б - монтаж рам частями с использованием временных опор; в - монтаж рам методом поворота; 1-монтажный кран; 2-рама в сборе; 3-части рамы; 4-временные опоры; 5-лебедки; 6-монтажные стрелы.

    Каждую полуарку стропят у центра тяжести и устанавливают так, чтобы пятовый шарнир был заведен на опору, а второй конец на временную опору. То же с другой полуаркой. Вращением в пятовом шарнире достигается совмещением осей замковых отверстий верхнего шарнира.

    В пространственных конструкциях все элементы связаны между собой и участвуют в работе. Это приводит к значительному снижению расхода металла на единицу площади. Однако до последнего времени такие пространственные системы (купольные, вантовые, структурные, оболочки) не получали развития из-за высокой трудоемкости изготовления и монтажа.

    Рис. 4.4. Монтаж купола с помощью временной центральной опоры

    А - система разрезки купола; Б - монтаж купола; 1-временная опора с растяжками; 2-радиальнае панели; 3-опорное кольцо;

    Купольные системы монтируются из отдельных стержней или из отдельных пластин. В зависимости от конструктивного решения, монтаж купольных конструкций может быть выполнен и с использованием временной стационарной опоры, навесным способом или в целом виде.

    Сферические купола возводят кольцевыми ярусами, навесным способом. Каждый такой ярус обладает после полной сборки статистической устойчивостью и несущей способностью и служит основанием для вышележащего яруса. Сборные купола могут монтироваться при помощи кондукторных устройств и временных креплений - купол цирка в Киеве, или купол целиком собирается на земле и затем поднимается на проектный горизонт краном, пневмотранспортом или подъемником. Используется метод подращивания снизу.

    Висячие конструкции стали применять со 2-й половины 19 века. И одним из первых примеров является покрытие павильона Всероссийской Нижегородской ярмарки, выполненное в 1896г. выдающимся советским инженером Шуховым .

    Опыт применения таких систем доказал их прогрессивность, поскольку они позволяют максимально использовать высокопрочные стали и легкие ограждающие конструкции из пластиков и алюминиевых сплавов, что дает возможность создавать покрытия значительных пролетов.

    Рис. 4.5. Монтаж висячих конструкций

    1-башенный кран; 2-траверса; 3-тросовая полуферма; 4-центральный барабан; 5-временная опора; 6-смонтированная полуферма; 7- опорное кольцо.

    В последнее время широкое распространение получили рамные висячие конструкции. Особенность устройства висячих конструкций заключается в том, что вначале возводятся несущие опоры, на которые укладывается опорный контур, воспринимающий натяжение от нитей вант. После их полной раскладки, покрытие загружают временной нагрузкой с учетом полной расчетной нагрузки. Такой прием предварительной напряженности исключает появление трещин в оболочке после полной ее нагрузки во время эксплуатации.

    Разновидностью висячих вантовых конструкций являются мембранные покрытия. Мембранное покрытие представляет собой висячую систему в виде тонкой металлической листовой конструкции натянутой на железобетонный опорный контур. Один конец рулона закрепляется на опорном контуре, а рулон при помощи специального траверса краном разматывают на всю длину, натягивают лебедками и закрепляют на противоположном участке опорного контура.

    Недостатком мембранных покрытий является необходимость сварки тонких листов по длине и монтажных элементов между собой с нахлестом в 50 мм. При этом практически невозможно получить сваркой шов равнопрочный с основным металлом, поэтому толщина листа искусственно завышается. Эта проблема в какой-то мере решается системой переплетенных лент из алюминиевых сплавов .

    Первые длинные цилиндрические оболочки впервые были применены в 1928г. в Харькове при сооружении почтамта.

    Длинные цилиндрические оболочки поставляются в полностью законченном виде или укрупняют по месту. Вес монтажных элементов 3х12 около 4 тонн. До подъема производится укрупнение в передвижном кондукторе двух плит вместе с затяжкой в один элемент. При укрупнении производят сварку закладных деталей в стыке, натяжение затяжки и замоноличивание швов.

    Установив 8 укрупненных секций, образующих пролет 24м, их выверяют, чтобы совпадали и отверстия, далее сваривают все закладные детали и выпуски продольной арматуры , производят натяжение арматуры и бетонирование швов. После выдержки бетона оболочку раскружаливают и переставляют подмости.

    В строительной практике пространственные, перекрестные, ребристые и стержневые конструкции обычно объединяют под названием структурные конструкции.

    Перекрестные системы конструктивных различных форм покрытий с прямоугольными и диагональными решетками получили широкое распространение сравнительно недавно со второй половины 20 века в таких странах как США, Германия, Канада, Англия, бывший СССР.

    Определенное время структурные конструкции не получали широкого развития из-за высокой трудоемкости изготовления и особенностей монтажа конструкции. Усовершенствование конструкции, особенно с использованием ЭВМ, позволило обеспечит переход на поточное их изготовление, снизить трудоемкость их расчета, повысить его точность и, следовательно, надежность.

    Рис.4.6. Покрытие здания из крупноразмерных плит

    1-плита размером 3х24м; 2-зенитный фонарь; 3-подстропильная ферма; 4- колонна.

    В основе перекрестно-стержневых систем лежит опорная геометрическая форма. Отличительная особенность разных типов структурных конструкций - пространственный узел сопряжения стержней, который и определяет в значительной мере трудоемкость изготовления и сборки этих конструкций.

    Структурные конструкции обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными плоскостными решениями в виде рам и балочных конструкций:

    • являются сборно-разборными и могут использоваться многократно;
    • могут изготавливаться на поточных автоматизированных линиях, чему способствует высокая типизация и унификация структурных элементов (часто необходим один тип стержней и один тип узла);
    • сборка не требует высокой квалификации;
    • имеют компактную упаковку и удобны при перевозке.

    Наряду с отмеченными преимуществами структурные конструкции имеют и ряд недостатков:

    • укрупнительная сборка требует применения значительного объема ручного труда;
    • ограниченная несущая способность отдельных типов конструкций;
    • низкая заводская готовность поступающих на монтаж конструкций.

    Пневмоконструкции используются для временного укрытия или для использования в каких-то вспомогательных целях, например в качестве опорных конструкций при возведении оболочек и других пространственных конструкций.

    Пневматические покрытия могут быть 2-х видов - воздухоопрные и воздухонесущие. В первом случае небольшое избыточное давление мягкой оболочки сооружения обеспечивает получение необходимой формы. И эта форма будет сохраняться, пока будет поддерживаться подача воздуха и необходимое избыточное давление.

    Во втором случае - несущий конструкцией служат заполненные воздухом трубы из эластичного материала, образующие как бы каркас сооружения. Иногда их называют пневматическими сооружениями высокого давления, потому что давление воздуха в трубах намного выше, чем под воздухоопорной пленкой.

    Возведение воздухоопорных сооружений начинают с подготовки площадки, на которую укладывают бетон или асфальт. По контуру сооружения устраивают фундамент с анкерными и уплотняющими устройствами. Под действием воздушного давления оболочка распрямляется и приобретает проектную форму.

    Воздухонесущие или пневмокаркасные конструкции сооружаются аналогично воздухоопорным, лишь с той разницей, что воздух подают от компрессора по резиновым трубами и через специальные вентили закачивается в замкнутые каналы так называемого каркаса сооружения. Благодаря высокому давлению в камерах каркас занимает проектное положение (чаще всего в виде арок) и поднимает за собой ограждающую ткань.

    Атриум одного из американских отелей, принадлежащих «Gaylord Hotels

    будущее проистекает из настоящего
    и определяется той дорогой, которой мы сегодня отдаём своё предпочтение

    Большепролетные светопрозрачные конструкции становятся неотъемлемой частью городской архитектуры ХХI века. Лучшие зодчие сегодня все чаще создают удивительные комплексы зданий, центром притяжения в которых, неким пространственным ядром, являются большие атриумные пространства – объемные, наполненные светом и комфортом, хорошо защищенные от негативных внешних воздействий и накрытые надежными светопрозрачными покрытиями.
    Дальнейшее активное развитие таких сооружений, вероятно, способно в недалеком будущем не только максимально расширить комфортное и безопасное пространство среды обитания человека, но также позволит в перспективе изменить облик наших городов и улучшить их сегодняшнее состояние.

    Зодчество эпохи глобализации

    Во все времена своей истории люди стремились оградить и защитить себя от многочисленных неблагоприятных и опасных воздействий со стороны среды своего обитания. Жара и холод, дождь и ветер, хищные животные и дикие люди всегда составляли известную проблему для спокойной жизни человека. Поэтому издревле наши предки начали строить для себя укрытия, которые, создавая защищенную от внешних воздействий искусственную среду, привносили в их жизнь больше желанного комфорта и безопасности. А возникшая архитектура, как удивительный и превосходный инструмент этих созидательных действий человека, с самого своего зарождения и на всех этапах развития, старалась максимально использовать имеющиеся технические возможности и существующие эстетические воззрения в обществе для лучшего удовлетворения этих важных человеческих потребностей: и в комфорте, и в безопасности.

    Сегодня наступила эпоха невиданного развития технологий, и в строительной сфере это сделало возможным реализацию практически любых, самых смелых архитектурных идей. В связи с этим, основными факторами, ограничивающими воплощение в жизнь всех значимых проектов современных архитекторов, сегодня чаще является уже не отсутствие технических возможностей для строительства большого и сложного объекта, но лишь некоторые наши субъективные представления о нем, такие как: недостаточная польза будущего сооружения, его малая востребованность и низкая рентабельность, либо слишком продолжительное время будущего строительства и высокая цена реализации. Одновременно, с начинающимся бумом внедрения во всем мире принципов «устойчивого развития» и «зеленого строительства», наличие фактора экоустойчивости зданий также приобретает для их строительства всё больший вес.

    С открывшимися широкими техническими возможностями для развития архитектуры XXI века, современные зодчие в своей работе, думается, должны начинать в большей мере учитывать то существенное воздействие, которое оказывают их проекты на развитие городской среды. Очевидно, что современные мегаполисы, став заложниками прошлого пути своего развития, и продолжающегося подхода к их застройке, постепенно все больше превращаются в многофакторную проблему для спокойствия и безопасности своих жителей.

    Вступив в эпоху глобализации, наш мир сильно изменился за последние годы, и сегодня уже вряд ли можно найти разумные оправдания для продолжающегося формирования скученного проживания людей в отдельных точках пространства. Наше общество начинает понимать губительность этого процесса, но городская архитектура, к сожалению, все еще продолжает идти по пути создания высотных проектов и уплотнения городской застройки, провоцируя тем самым ещё большую концентрацию населения в отдельных точках уже и так излишне перенаселённого пространства.

    Вместе с тем, обладая современными технологиями и используя свое колоссальное воздействие на жизнь общества, архитектура ХХI века может не только максимально расширить комфортное и безопасное пространство среды обитания человека, но также способна и должна попытаться шаг за шагом кардинально изменить облик наших городов и улучшить их сегодняшнее состояние. Кроме того, Архитектура, как непревзойденная повелительница пространства, времени и воображения многих людей, обязательно будет всё активнее способствовать возникновению принципиально новых экогородов и экопоселений.

    Город под куполом

    Мечта о светопрозрачных покрытиях, защищающих улицы и городские кварталы от дождя и снега, зародилась у людей очень давно. Но только с приходом промышленной революции, принесшей широкие технические и финансовые возможности, реализация подобных проектов становится осуществима. Лишь за период второй половины ХIХ века, большие крытые стеклом пассажи-галереи с рядами дорогих магазинов и уютных кафе появились в большинстве главных городов Европы и Америки. А одной из самых первых заметных жемчужин, того периода развития больших остекленных атриумных пространств является знаменитая Галерея Виктора Эммануила II в Милане, открытая для посетителей ещё в 1877 году.

    Рис.2. Галерея Виктора Эммануила II в Милане.

    Так как прогресс остановить невозможно, то активно участвовать в нем, а не оставаться на задворках истории – задача всех великих стран. Именно поэтому, со второй половины ХХ века строительная наука в СССР, США и некоторых других странах уже серьезно работала над возможностью обеспечить защиту своих городов большими светопрозрачными куполами от: нежелательных явлений погоды, негативных особенностей местного климата, излишнего уровня солнечного излучения и других, неблагоприятных для человека воздействий внешней среды. За последние годы к списку факторов стимулирующих дальнейшие исследования в этом направлении, можно добавить: быстрые и непредсказуемые изменения климата на планете, угрожающее увеличение загрязнения окружающей среды, возрастающие угрозы экстремизма, а также желание людей снизить чрезвычайно высокую энергозатратность жизнедеятельности своих городов.

    Сегодня создание большепролетных светопрозрачных защитных сооружений (далее БСЗС), в которых много естественного света и комфорта, активизировалось как никогда ранее. Появляются новые идеи и создаются разнообразные уникальные проекты - такие, например, как «Купол над Хьюстоном» - , а некоторые из этих удивительных проектов уже реализуются. Так, в Астане, при помощи английских инженеров и турецких строителей, построен 100-метровый (без учета высоты шпиля) светопрозрачный шатер, в котором разместился самый большой и презентабельный в Казахстане торгово-развлекательный центр.

    Еще более удивительное и грандиозное сооружение создали в Германии - это центр водных развлечений «Тропические острова» , который имеет внутренний объем около 5,5 млн. куб. м и по праву является на сегодня самой большой по этому показателю светопрозрачной постройкой в мире.


    Рис.3-5. Центр водных развлечений «Tropical Islands» в Германии

    Важным этапом на пути развития объемных светопрозрачных сооружений явилось научное обоснование возможности их ощутимой эффективности - и в экономичности энергопотребления, и в значительном сокращении теплопотерь, при одновременном существенном расширении вновь создаваемого удобного и востребованного общественного пространства.

    Заслуга в этом обосновании принадлежит английским и американским архитекторам и ученым, но, в первую очередь, можно выделить работы Терри Фаррелла и Рольфа Лебенса, которые на границе 70-80-х годов ХХ века создали концепцию «буферного мышления». Результатом этой концепции стало активное внедрение в мировую архитектурную практику "буферного эффекта" или "принципа двойного ограждения".

    При исследовании вопроса, возможности создания эффективных больших атриумных пространств, были выделены согревающий, охлаждающий и трансформируемый типы атриумов. С той поры прошло лишь немногим более 30 лет, но даже за этот небольшой период времени современные атриумные пространства завоевали весь цивилизованный архитектурный мир (фото американских атриумов, приведённые в этой статье – малая толика имеющегося множества и многообразия построенных за эти годы атриумных пространств). К сожалению, современная Россия, в этом смысле, пока не имеет больших достижений.

    Соглашаясь с имеющимися доводами специалистов, по целесообразности применения в современной архитектуре больших атриумных пространств, и не пытаясь оспаривать их выводы, автор статьи далее предлагает рассмотреть возможность того, как, с помощью многопоясных тросовых конструкций, создавать (перекрывать) такие пространства дешевле и надёжнее, а также особо не ограничиваться размерами атриумов, внедрив новую технологию перекрытия больших пролетов. Думается, что в условиях России, даже лишь создание самого простого второго ограждения (буферного пространства) вокруг городских кварталов позволит благоразумно использовать те многочисленные теплопотери накрываемых зданий, которые не будут безвозвратно растворятся в окружающем пространстве, а обеспечат обогрев образовавшихся атриумных пространств. Только за счет качественного светопрозрачного защитного покрытия, температура в таких атриумных пространствах в зимний период может быть на 10-15 градусов выше уличной.

    В летний период, кроме разумного регулируемого частичного затенения внутреннего пространства, от излишнего солнечного излучения и перегрева, можно предусмотреть раскрытие вентиляционных проемов в светопрозрачном покрытии, а так же осуществлять другие - известные и эффективные методы создания комфортного микроклимата внутри всего светопрозрачного комплекса. Очевидно, что создание комфортного и стабильного микроклимата в одном большом замкнутом пространстве будет осуществить намного проще и дешевле, чем обеспечить такие же комфортные условия одновременно в тысячах небольших помещений.
    Сама природа объемных светопрозрачных сооружений располагает к тому, чтобы мы отбросили некоторые стереотипы своего мышления, на решение подобных задач, и взглянули заново на возможность создания комфортной среды в новых условиях больших объемных пространств. При этом уже есть новые эффективные технические решения, использующие важные преимущества больших пространств и позволяющие обеспечить стабильные комфортные условия для всего внутреннего пространства БСЗС при значительно меньших энергетических затратах.

    Между тем, возможности применения многопоясных тросовых покрытий, видятся, шире. Так процесс строительства экогородов, который пока еще только зарождается и робко заявляет о себе, так же нельзя представить без большепролетных светопрозрачных сооружений. Хочется думать, что ХХI век, оценив новую большепролетную светопрозрачную архитектуру, будет активно её развивать и совершенствовать, а также постарается с её помощью быстрее совершить прорыв в градостроительстве, заменив унылые, энергонеэффективные и небезопасные каменные джунгли современных мегаполисов на удобные, комфортные и экологичные города.

    Рис. 6-11 Masdar City (иллюстрации Foster + Partners).

    Самым амбициозным и помпезным проектом экогорода сегодня можно назвать Masdar City . Вероятно, это первая по-настоящему серьезная попытка комплексного подхода к организации города будущего - обеспечиваемого энергией из возобновляемых источников (солнце, ветер и др) и имеющего устойчивую экологическую среду с минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу, а также системой полной переработки отходов городской деятельности.
    К сожалению, место для строительства Masdar City, выбрано не самое удачное и будущим жителям и эксплуатирующим организациям еще придется ощутить на себе некоторые неудобства месторасположения этого уголка пустыни. Так очевидно, что заложенные в проект города технические решения не смогут в полной мере справиться с 50-ти градусной летней жарой (исключение составят замкнутые пространства, в том числе все атриумы). Периоды дождей в декабре-январе, а позже сезон сильных туманов также не смогут быть комфортны для жителей нового города. А если мы вспомним о довольно частых зимне-весенних песчаных бурях в той части пустыни, то поймем, что без большепролетных светопрозрачных покрытий, накрывающих и защищающих городские кварталы от этих местных природных явлений, городским жителям периодически придется испытывать определенные неудобства.
    Предлагаемая ниже концепция строительства большепролетных светопрозрачных сооружений хорошо вписывается в проекты подобные Masdar City и, думается, что вполне способна помочь таким проектам сэкономить средства как на строительстве, так и на эксплуатации современных городов. А также сделать эти города защищеннее и комфортнее.

    Рис.6-11. Таким можно видеть будущий Masdar City на красочных рекламных проспектах и журнальных иллюстрациях (иллюстрации Foster + Partners).


    В 2012 году российскими инженерами была разработана технически доступная сегодня и эффективная в реализации концепция перекрытия больших пролетов, позволяющая обеспечить строительство разнообразных большепролетных зданий и сооружений . Идея заключается в создании над комплексом зданий многопоясного тросового покрытия, которое, перекрывая большие пролеты между опорными зданиями, сможет нести любую расчетную нагрузку и создаст для всего комплекса единое прочное и надёжное светопрозрачное покрытие. Покрытие обеспечит возможность поддержания в замкнутом внутреннем пространстве такого объекта постоянных и комфортных для человека параметров: температуры, влажности, подвижности и чистоты воздуха, освещенности, безопасности и др.
    В основу идеи многопоясных тросовых систем заложены известные принципы висячих конструкций, которые уже более полувека широко применяются в мире для строительства большепролетных зданий и сооружений. Но более широкого распространения в большепролетном строительстве висячие конструкции не получили из-за некоторых своих недостатков. Так большепролетные здания с висячими конструкциями покрытий, как правило, не могут обеспечить уклон кровли наружу здания, что создаёт дополнительные трудности с отводом атмосферных осадков с покрытия. Кроме этого, создавая очень значительные горизонтальные нагрузки в высоких опорах, вантовые конструкции вынуждают строителей решать эту проблему дополнительными финансовыми вложениями в мощные контрфорсы для этих нагрузок. Но самым основным недостатком висячих конструкций является их большая деформативность под действием местных нагрузок.

    Многопоясным тросовым системам удалось преодолеть перечисленные недостатки большепролетных вантовых покрытий и даже создать возможность для успешного перекрытия гораздо больших пролетов, что сегодня может дать новый импульс в развитие большепролетного строительства.

    Известно, что перекрытие больших пролетов во все времена развития нашей цивилизации интересовало и привлекало внимание не только архитекторов и строителей, но и обычных людей. Создание величественных сооружений с большепролетными пространствами всегда являлось показателем передового развития инженерного искусства, а также технического и финансового могущества стран, способных построить такие сооружения.


    Что такое многопоясное тросовое покрытие и как оно работает?

    Чтобы понять, как работает многопоясное тросовое покрытие надо представить конструкцию любого известного большепролётного покрытия, которым перекрыли пролёт между двумя опорными зданиями. (например, пространственную перекрёстно-стержневую плиту). Если пролёт достаточно большой, то это покрытие под собственным весом неизбежно прогнётся, а при воздействии на него дополнительных внешних нагрузок (от снега, ветра и др) может разрушиться. Но, чтобы этого не произошло и большепролётное покрытие не обрушилось, мы натягиваем под ним высокопрочные стальные тросы в несколько рядов (поясов), от одного опорного здания до другого, выполняем их натяжение и устанавливаем (через определённые расстояния по длине тросов) между поясами образовавшейся тросовой системы, распорные стойки, а между соседними тросами во всех поясах тросовой системы – распорки и/или растяжки. Многопоясность помогает добиться того, что на любой длине пролета тросовая система является двояковыпуклой и подпирает собой снизу рассматриваемое прогнувшееся покрытие.

    При этом, в покрытии, за счёт натяжения тросов и работы распорных стоек, не только исчезнет образовавшийся прогиб, но и возникнет прогиб с обратным знаком – вверх. Это позволяет покрытию не только не разрушится под воздействием на него предельных нагрузок, но, напротив, будет способствовать возможности восприятия им значительных дополнительных нагрузок, в соответствие тем расчётными характеристиками тросовой системы, которые ей будут заданы проектом.
    Специалистам понятно, что система преднапряжённых тросовых конструкций, несущих жёсткое, прочное и устойчивое покрытие, невозможна без мощных опорных элементов (воспринимающих горизонтальные составляющие от распора тросовой системы), а также стабилизирующей системы, воспринимающей все временные нагрузки на покрытие, в том числе отрицательное давление ветра. Поэтому предлагаемая концепция строительства БСЗС учитывает все необходимые для этих сооружений условия.
    Так, чтобы придать многопоясному тросовому покрытию неизменяемость под действием временных нагрузок, дополнительно предусмотрено, с помощью оттяжек, догрузить покрытие на расчетную величину. При этом, оттяжки покрытия крепятся к фундаментам опорных зданий, что позволяет избежать увеличения нагрузки на эти фундаменты от дополнительного веса большепролетного покрытия, вызванного натяжением оттяжек.

    В результате совместной работы многопоясной тросовой системы и расположенного на ней остекленного рамного покрытия образовалось единое, легкое и надёжное большепролётное светопрозрачное тросовое покрытие, которое уже сегодня способно перекрывать пролёты в 200-350 и более метров.
    Понятно, что кровельное покрытие, основой для которого являются большепролетные многопоясные тросовые системы, по желанию, можно выполнить из любого гидро-теплоизоляционного материала,в том числе и светопрозрачного. Например, в условиях низких температур окружающего воздуха, лучшим на сегодня светопрозрачным материалом являются многокамерные стектопакеты.

    Преимущества многопоясных тросовых систем перед известными сегодня техническими решениями, применяющимися при перекрытии больших пролетов, очевидны. Это очень значительная прочность и надежность таких систем, превосходная несущая способность, легкость конструкций, возможность перекрывать существенно бОльшие пролеты, лучшая светопропускная способность покрытия, в несколько раз меньшая металлоемкость конструкций и, как следствие, относительно невысокая стоимость всего покрытия.

    Применение многопоясных тросовых систем.

    Надо отметить, что технология перекрытия больших и сверхбольших пролетов с помощью многопоясных тросовых систем позволит строить самые разнообразные по объему, форме и назначению сооружения. Это могут быть: самые большие по размерам ангары и производственные цеха, крытые легкоатлетические и футбольные стадионы, большепролетные общественные пространства, развлекательные и торговые центры, жилые кварталы под светопрозрачной оболочкой, большие стеклянные пирамиды и купола (в которых можно размещать самые разнообразные многофункциональные комплексы объектов недвижимости или корпоративные центры). Многопоясные тросовые системы также могут пригодиться в строительстве большепролетных висячих мостов нового дизайна, особенно в тех местах, где строительство других типов мостов невозможно, либо слишком дорого .


    Рис.12. Светопрозрачное сооружение в виде ПИРАМИДЫ высотой 200м.

    Представляется, что строительство большепролетных светопрозрачных комплексов должно развиваться как квартальная застройка. А одним из самых эффектных и оптимальным первоначальным вариантом для такой функциональной застройки может послужить, например, форма светопрозрачного квартала в виде правильной четырёхугольной ПИРАМИДЫ (рис. 11) со следующими параметрами:

    • высота пирамиды – 200 м;
    • размеры основания - 300х300 м;
    • площадь основания (территория, защищаемая светопрозрачными покрытиями) – 9,0 Га;
    • площадь ограждающих конструкций - 150 000 м 2 ;
    • геометрический объём пирамиды (П200) - 6,0 миллионов кубических метров.

    В таком застекленном квартале, чтобы не перенаселять внутреннее пространство комплекса, разумно иметь лишь 320-450 тыс.кв.м полезных площадей (надземных), занятых под коммерческую и/или жилую недвижимость и расположенных, в основном, в опорных зданиях этого светопрозрачного комплекса. Остальной объем сооружения (более 4,0 млн.куб.м) – это многофункциональные атриумы.

    Для сравнения, при увеличении высоты такой пирамиды П200 (геометрически идеальная пирамида имеет соотношения 3:4:5) всего на 50 метров, параметры П250 составят: основание – 375х375 м; Sосн = 14,1 га, Sостекл = 235,0 тыс.кв.м. Произойдёт почти двукратное увеличение внутреннего объёма светопрозрачного сооружения, который в этом случае будет равен - 11,7 млн. куб м., а количество площадей занятых под коммерческую недвижимость может возрасти до 0,8 - 1,0 млн. квадратных метров. При этом, что является особенно привлекательным, площадь ограждающих конструкций пирамиды П250 будет почти вдвое! меньше суммарной площади ограждающих конструкций внутренних опорных зданий. Для специалистов должна быть понятна важность этого соотношения.
    При дальнейшем увеличении внутреннего объема БСЗС и придания ему куполообразной формы, уменьшение коэффициента соотношения площади ограждающих конструкций светопрозрачного комплекса, к сумме всех полезных площадей внутренних помещений (как и к сумме площадей ограждающих конструкций внутренних зданий), будет изменяться в очень приятной глазу прогрессии, т.е. процесс такого строительства будет становиться экономически всё более привлекательным!

    Спортивные центры со светопрозрачным покрытием.
    Другим перспективным направлением применения многопоясных тросовых светопрозрачных покрытий, сегодня видится строительство крытых футбольных стадионов и других большепролетных спортивных сооружений. С каждым годом спрос на крытые спортивные стадионы в мире возрастает (например, уже не только европейцы и североамериканцы строят для себя большие крытые стадионы, но и менее богатые страны, такие как Аргентина и Казахстан недавно построили такие сооружения, а Филиппины сегодня возводят, как уверяют, самый большой крытый стадион в мире). В преддверии подготовки к футбольному чемпионату 2018 года востребованность подобных объектов может наметиться и в России.

    Уникальность и высокая стоимость ныне существующих большепролётных спортивных сооружений (с пролетом 120-150 м и более) состоит том, что каждое такое сооружение выполняется на максимуме возможностей строительной индустрии места своего строительства, сопряжено с многочисленными сложными и точными расчётами несущих конструкций, повышенной ответственностью и значительной материалоёмкостью реализуемых решений. Недостатки перекрытий всех этих большепролетных сооружений одни и те же: они сложны, громоздки, металлоёмки, и поэтому нерациональны и чрезвычайно дороги. Кроме этого, из-за мощных несущих металлоконструкций покрытия, инсоляция всех крытых стадионов сегодня чрезвычайно низка, что сильно затрудняет поддержание натурального травяного покрытия современных спортивных арен в надлежащем состоянии.

    Рис.13.Футбольный стадион в Польше. На ЕВРО-2012.
    Рис.14. Стадион Уэмбли – самый знаменитый стадион Англии

    Думается, что применение светопрозрачных многопоясных тросовых покрытий должно кардинально изменить такое неблагоприятное положение дел при строительстве большепролётных спортивных объектов (на эскизах Рис.15-19 показан один из возможных вариантов для строительства относительно недорогого крытого многофункционального спорткомплекса).




    Рис. 15-18 эскизные решения большого крытого стадиона.
    .
    1 и 2 – здания, служашие опорными конструкциями для светопрозрачного покрытия;
    4 – многопоясные тросовые системы;
    10 – оттяжки-пригрузы;
    11 – 3-х поясное тросовое светопрозрачное покрытие;
    18 и 19 – зрительские трибуны;
    21 – самонесущие светопрозрачные конструкции


    Рис. 19. Разрез 3-х поясного тросового светопрозрачного покрытия (см. обознач 4 и 11, на рис. 17)

    5 - высокопрочный металический трос;
    6 - пояс тросового покрытия;
    7 - распорная стойка;
    8 - горизонтальная распорка-растяжка:
    12 - светопрозрачное элементы покрытия;
    13 - рамная конструкция светопрозрачного покрытия.

    Многопоясные тросовые системы (4) (перекрывающие пролет между опорами (1 и 2) наклонены наружу сооружения за счет разницы высот опорных зданий и являются основанием для размещения поверх них раздвижного светопрозрачного покрытия (11), выполненного из рамных конструкций (13) и светопрозрачных элементов (12) .
    Многопоясность тросовой системы, оттяжки (10) и др специальные технические решения обеспечат тросовому покрытию необходимую жесткость и устойчивость к восприятию всех расчётных нагрузок.
    Между опорными зданиями (1 и 2), по контуру наружных стен стадиона, предусмотрены самонесущие светопрозрачные конструкции (21), которые делают контур наружных стен замкнутым.
    Применение многопоясных тросовых покрытий, сможет обеспечить всем новым стадионам самую простую, надежную и относительно недорогую конструкцию светопрозрачного покрытия, одновременно, обеспечивающую лучшую инсоляцию арены, чем на всех построенных до сего дня крытых стадионах.

    Возведение большепролетных многопоясных тросовых светопрозразных покрытий сегодня не является сверхсложной задачей, так как в строительной практике существует многолетний опыт применения большепролетных вантовых покрытий, которые, в основном, используют теже самые технические решения, материалы, изделия и оборудование, и тех же самых технических специалистов.

    Большой и красивый, крытый и комфортный современный спортивный центр необходим каждому развивающемуся городу не только для проведения в достойных условиях спортивных соревнований в течение всего года, но и для широкого вовлечения городского населения в активные занятия спортом и своим личным здоровьем. Для этого многофункциональный спортивный комплекс может включать в себя не только высококлассное футбольное поле, многочисленные спортивные залы, бассейны и фитнес-центры, но любой на выбор перечень объектов для оздоровительных и учебно-тренировочных занятий различными видами спорта, а высотная часть спорткомплекса, при желании, может принять, близкие профилю объекта, гостиничные и офисные центры.

    С помощью лучших специализированных строительных компаний (например, французской «Freyssinet International & Cie» или японской «TOKYO ROPE MFG.CO, LTD.» , которые являются мировыми лидерами в проектировании и изготовлении вантовых конструкций) можно уже сегодня начинать строить предложенные большепролетные светопрозрачные объекты.


    Рис.20.Защитное сооружение куполообразной формы со светопрозрачным покрытием.


    Перспективы архитектуры большепролетных светопрозрачных комплексов.

    Огромные атриумные пространства БСЗС могут объединять множество задач. Например, в атриумах с объемами в миллионы кубических метров смогут разместиться и самый большой роскошный аквапарк, и полноценный спортивный стадион, и многое другое одновременно. Но, думается, что в перспективе, большинство БСЗС предпочтет возможность размещения в своих атриумных пространствах обширных и уютных ландшафтных садов со спортивными и детскими площадками, фонтанами и водопадами, вольерами с экзотическими животными и живописными прудами, открытыми бассейнами и кафе на лужайках. Ведь каждый такой вечнозеленый цветущий сад даст возможность жителям и гостям БСЗС ежедневно общаться с живой природой - и в самые жаркие летние месяцы, и долгие дождливые дни осени, и в снежные холодные месяцы зимы.

    Борцам за сохранение природы должен понравиться тот факт, что при строительстве БСЗС активизируется процесс проникновения живой природы внутрь огромных рукотворных светопрозрачных сооружений. Занимая в БСЗС специально подготовленные для нее пространства и образовывая в них (при активной помощи человека) устойчивые экосистемы, природа сможет качественно наполнить собой архитектурные объекты будущего, делая их функциональнее и привлекательнее для людей. При этом, в организованных людьми атриумных пространствах, лучших БСЗС, несомненно, произойдет мутуализм (взаимовыгодное сожительство) природы и человека.


    Рис.21-22. Атриумы американских отелей, принадлежащие знаменитой «Gaylord Hotels.

    Положительные результаты, которые будут получены при строительстве БСЗС, полностью отвечают запросам современного градостроительства. Это экономическая и экологическая привлекательность сооружений; интенсивное развитие искусственной среды обитания человека, тесно связанное с природным окружением и обеспечением высокого качества жизни людей; образование нового типа экогородов и улучшение экологической обстановки в существующих мегаполисах; появление новых востребованных направлений для развития технического прогресса и существенная экономия природных ресурсов.

    БСЗС по многим критериям наилучшим образом соответствуют принципам «Зеленого строительства» (GreenBuildings), и будут способствовать не только улучшению качества строительных объектов, но и сохранению окружающей среды.

    Строительство БСЗС поможет решить следующие важные задачи «устойчивого развития» и требований «зеленых» стандартов LEED, BREEAM, DGWB:
    - снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов зданиями;
    - снижение неблагоприятного воздействия на природные экосистемы;
    - обеспечение гарантированного уровня комфорта среды обитания человека;
    - создание новых энергоэффективных и энергосберегающих продуктов, новых рабочих мест в производственном и эксплуатационном секторах;
    - формирование общественной потребности в новых знаниях и технологиях в сфере возобновляемой энергетики.

    Атриумы светопрозрачных сооружений обязательно вернут нашим дворам их былую актуальность и востребованность, как вновь созданное очаровательное во многих отношениях общественное пространство, освобожденное от автомобилей и наполненное солнечным светом, уютом, комфортом.

    Конструктивные особенности БСЗС и разумное их использование, в перспективе позволят так оптимизировать строительство таких сооружений, что построить комплекс зданий накрытых светопрозрачным куполом окажется значительно дешевле, чем строительство в идентичных условиях такого же комплекса зданий, но без защитного купола.
    Так, очевидно, что стоимость светопрозрачного покрытия и эксплуатационные расходы (при правильном и целенаправленном движении в этом направлении) будут уменьшаться при увеличении объёма сооружения (не в абсолютном измерении, но относительно расходов на 1 кв метр полезной площади). Этот естественный вывод подтверждают: и обычная логика, и здравый смысл, и математика.
    А снижение в несколько раз площади ограждающий конструкций БСЗС, относительно суммы площадей ограждающих конструкций внутренних зданий, неминуемо приведёт к снижению расхода потребляемой энергии на отопление комплекса БСЗС и на его кондиционирование, относительно такого же объема обычных зданий, не защищённых светопрозрачной оболочкой.
    При этом, все внутренние здания БСЗС будут иметь упрощенную отделку внешних стен (без дорогостоящих покрытий и отсутствия утеплителей), а оконные проемы - будет необязательно остеклять стеклопакетами, что неизбежно отразится и на стоимости фундаментов. Основные системы отопления и кондиционирования внутренних зданий могут быть вынесены в атриумные пространства, что сделает внутренние жилые и офисные помещения более простыми, эффективными и т.д.

    Новые экогорода в будущем, думается, вполне могут состоять, в основном, из расположенных вблизи друг к другу и максимально автономных БСЗС. Такие светопрозрачные сооружения будут построены среди живой природы и вписаны в естественный ландшафт, а также связаны между собой и с другими городами самыми современными высокоскоростными транспортными коммуникациями. Вероятно, это приведет не только к полному отказу многими жителями экогородов будущего от личных транспортных средств, из-за их ненадобности, но так же сможет навсегда устранить места опасного пересечения потоков людей с потоками автомобилей.

    Но самый главный результат строительства экоустойчивых большепролетных светопрозрачных сооружений - расширение и улучшение комфортной среды обитания человека, без негативных последствий для природы.

    Санкт-Петербург
    09.06.2013 г

    Примечания :
    . Купол над Хьюстоном" - http://youtu.be/vJxJWSmRHyE ;
    . Самый большой шатёр в мире
    - http://yo www.youtube.com/watchutu.be/W3PfL2WY5LM ;
    . "Tropical Islands" - www.youtube.com/watch ;
    . Masdar City - www.youtube.com/watch;
    . Большепролетный висячий мост -
    .

    Список используемой литературы :
    1. Marcus Vitruvius Pollio, de Architectura - труд Витрувия в английском переводе Гвилта (1826);
    2. Л Г. Дмитриев, А. В. Касилов. «Вантовые покрытия». Киев. 1974 г;
    3. Зверев А.Н. Большепролетные конструкции покрытий общественных и промышленных зданий. СПб ГАСУ - 1998 г;
    4. Кирсанов Н.М. Висячие и вантовые конструкции. Стройиздат - 1981 г;
    5. Смирнов В.А. Висячие мосты больших пролетов. Высшая школа.1970 г;
    6. Евразийский патент № 016435 - Защитное сооружение с большепролётным светопрозрачным покрытием - 2012 г;
    7.


    Рис.23-28. Атриумы американской сети высококлассных отелей «Gaylord Hotels".