Главная · На заметку · Био-тек (bio-tech) в архитектуре. Современные стили архитектуры: био-тек Биотек интерьер

Био-тек (bio-tech) в архитектуре. Современные стили архитектуры: био-тек Биотек интерьер

Человек XXI века, с одной стороны, начал уставать от технологичности индустриального мира и стремится стать ближе к природе. С другой стороны, от технологических завоеваний и удобств цивилизации тоже отказываться не хочется. примирить высокие технологии и чувство единения с природой призван архитектурный стиль био-тек. Это и смежный стиль и в то же время - прямая противоположность хай-теку.

Био-тек не требует от человека бросить город и поселиться в хижине, сменить встраиваемую технику на ручноё жернов, а современные материалы - на циновки и глиняную посуду. Био-тек - это не кантри и не эко-стиль. Это архитектурный и интерьерный стиль, где достижения новейших технологий сочетаются с мягкостью линий, напоминающих природные.

Отчасти био-тек напоминает модерн - удивительными линиями и парадоксальной геометрией. Но био-тек более дружественен к человеку, более мягок и комфортен. И в то же время - не менее футуристичен, чем хай-тек.

Био-тек отличают плавные, текучие линии, струящиеся фактуры, перетекающие друг в друга плоскости, взаимодополняющие объёмы. Это очень пластичный стиль, полный плавной гармонии. Линии био-тека вызывают ассоциации с волнами океана, переплетающимися лианами, завитками ракушек… Био-теку чужды острые углы, агрессивные пересечения плоскостей, резкие акценты. Архитекторы и дизайнеры, работающие в этом стиле, ориентируются на линии природы.

В био-теке используются современные материалы, стекло, модная подсветка. Но они, в отличие от хай-тека, не доминируют в качестве самоценности, а служат замыслу архитектора или интерьерного дизайнера.

Цвета сочетаются мягко, резкие контрасты исключены. Палитра приятна для глаз. Это могут быть сочетания зелёных и белых цветов, может быть лиловая, бежево-золотистая гамма. Вдохновение рождают закатные небеса, океан, золотистый песок, луговая и лесная зелень…

Био-тек или бионика - название современной «нео-органической» архитектуры, где выразительность конструкций достигается заимствованием природных форм. Нередко противопоставляется хай-теку.

Элементы бионики присущи зданиям немецкого экспрессионизма 1920-х гг. и структурного экспрессионизма 1960-х. Как было установлено ещё экспрессионистами, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов, так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны. Концепция биоурбанистики предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).

Био-тек (bio-tech) - направление в архитектуре, которое, в противоположность хай-теку, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам. Бионика происходит от греческого слова, означающего «элемент жизни». Последователи этого стиля стремятся воплотить в необычном дизайне принципы «зеленого» строительства.

Стиль био-тек развился из бионики - прикладной науки, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновения в природе. Подобные принципы применял еще Леонардо да Винчи, когда проектировал летательные аппараты, наблюдая за птицами.

Есть мнение, что в новое время первый шаг на пути становления концепции био-тека сделал британский архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм, который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал органической архитектурой. В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново.

Этот архитектурный стиль находится в процессе активного становления, в результате чего его теоретическая и исследовательская компонента преобладает над градостроительной практикой. Главное противоречие архитектурной бионики: консервативная прямоугольная планировка и конструктивная схема зданий противостоит биоморфным криволинейным формам, оболочкам, самоподобным фрактальным формам. Достойное эстетическое и экономически оправданное решение этого противоречия - одна из основных задач био-тека.

В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры хай-тека. Био-тек в современном понимании возник в конце XX - начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования.

Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле био-тек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер. Среди их работ несколько общественных зданий, например, Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки, Лондонский «Корнишон». Встречаются также и жилые дома, например, «Наутилус» в Мексике.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети - всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному:

Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример - дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер.

Здания повторяют формы животных, людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример - гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.

Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Био-тек воплощает философскую концепцию, смысл которой - создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Именно поэтому дома в этом стиле чаще всего становятся экологичными. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.

Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования. В зданиях устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции.
В идеале, дом будущего – это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой. Бионический стиль равнозначен по своему содержанию понятию экоархитектура и напрямую связан с экологией.

Архитектурно-строительная бионика изучает законы формирования и структурообразования живых шуб, занимается анализом конструктивных систем живых организмов по принципу экономии материала, энергии и обеспечения надежности. Нейробионика изучает работу мозга, исследует механизмы памяти. Интенсивно изучаются органы чувств животных, внутренние механизмы реакции на окружающую среду и у животных, и у растений.

Яркий пример шубной архитектурной бионики - полная аналогия строения стеблей злаков и современных высотных сооружений. Стебли злаковых растений способны выдерживать большие нагрузки и при этом не ломаться под тяжестью соцветия. Если ветер пригибает их к земле, они быстро восстанавливают вертикальное положение. Их строение сходно с конструкцией современных высотных фабричных труб - одним из последних достижений инженерной мысли. Обе конструкции внутри полые. Склеренхимные тяжи стебля растения играют роль продольной арматуры. Междоузлия (узлы) стеблей - кольца жесткости. Вдоль стенок стебля находятся овальные вертикальные пустоты. Стенки трубы имеют такое же конструктивное решение. Роль спиральной арматуры, размещенной у внешней стороны трубы в стебле злаковых растений, выполняет тонкая кожица. Однако к своему конструктивному решению инженеры пришли самостоятельно, не «заглядывая» в природу. Идентичность строения была выявлена позже.

Бионика подтверждает, что многие человеческие изобретения имеют аналоги в живой природе, например, застежки «молния» и «липучки» были сделаны на основе строения пера птицы. Бородки пера различных порядков, оснащенные крючками, обеспечивают надежное сцепление.

Известные испанские архитекторы М. Р. Сервера и Х. Плоз, активные приверженцы бионики, с 1985 г. начали исследования «динамических структур», а в 1991 г. организовали «Общество поддержки инноваций в архитектуре». Группа под их руководством, в состав которой вошли архитекторы, инженеры, дизайнеры, биологи и психологи, разработала проект «Вертикальный бионический город-башня». Через 15 лет в Шанхае должен появиться город-башня (по прогнозам ученых, через 20 лет численность Шанхая может достигнуть 30 млн человек). Город-башня рассчитан на 100 тысяч человек, в основу проекта положен «принцип конструкции дерева».

Башня-город будет иметь форму кипариса высотой 1228 м с обхватом у основания 133 на 100 м, а в самой широкой точке 166 на 133 м. В башне будет 300 этажей, и расположены они будут в 12 вертикальных кварталах по 80 метров. Между кварталами - перекрытия-стяжки, которые играют роль несущей конструкции для каждого уровня-квартала. Внутри кварталов - разновысокие дома с вертикальными садами. Эта тщательно продуманная конструкция аналогична строению ветвей и всей кроны кипариса. Стоять башня будет на свайном фундаменте по принципу гармошки, который не заглубляется, а развивается во все стороны по мере набора высоты - аналогично тому, как развивается корневая система дерева. Ветровые колебания верхних этажей сведены к минимуму: воздух легко проходит сквозь конструкцию башни. Для облицовки башни будет использован специальный пластичный материал, имитирующий пористую поверхность кожи. Если строительство пройдет успешно, планируется построить ещё несколько таких зданий-городов.

В архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям. Например, в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Их прочные ракушки, например у широко распространенного «морского уха», состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластинка трескается, то деформация поглощается мягким слоем и трещина не идет дальше. Такая технология может быть использована и для покрытия автомобилей.

Литература

Моделирование в биологии, пер. с англ., под ред. Н. А. Бернштейна, М., 1963.
Парин В. В., Баевский Р. М. Кибернетика в медицине и физиологии, М., 1963.
Вопросы бионики. Сб. ст., отв. ред. М. Г. Гаазе-Рапопорт, М., 1967.
Мартека В. Бионика, пер. с англ., М., 1967.
Крайзмер Л. П., Сочивко В. П. Бионика, 2 изд., М., 1968.
Брайнес С. Н., Свечинский В. Б. Проблемы нейрокибернетики и нейробионики, М., 1968.
Библиографический указатель по бионике, М., 1965.
Игнатьев М. Б. Артоника // Статья в словаре-справочнике «Системный анализ и принятие решений»изд. Высшая школа, М., 2004.
Мюллер, Т. Биомиметика: National Geographic Россия, май 2008, с. 112-135.
Lakhmi C. Jain; N.M. Martin Fusion of Neural Networks, Fuzzy Systems and Genetic Algorithms: Industrial Applications. - CRC Press, CRC Press LLC, 1998
Емельянов В. В., Курейчик В. В., Курейчик В. Н. Теория и практика эволюционного моделирования. - М: Физматлит, 2003.
Архитектурная бионика. Под редакцией Ю. С. Лебедева.-М.:Стройиздат, 1990. 269с.
Васильков Г. В. Эволюционная теория жизненного цикла механических систем. Теория сооружений. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. 320 с.

, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам . Бионика происходит от греческого слова, означающего "элемент жизни". Последователи этого стиля стремятся воплотить в необычном дизайне принципы «зеленого» строительства.

Стиль био-тек развился из бионики - прикладной науки, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновения в природе. Подобные принципы применял еще Леонардо да Винчи, когда проектировал летательные аппараты, наблюдая за птицами.

Есть мнение, что в новое время первый шаг на пути становления концепции био-тека сделал архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм , который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал органической архитектурой . В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново.

В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры х ай-тека . Био-тек в современном понимании возник в конце XX - начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования.

Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле био-тек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер . Среди их работ несколько общественных зданий, например, Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки, Лондонский «Корнишон». Встречаются также и жилые дома, например, «Наутилус» в Мексике.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети - всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному:

● Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример - дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер.

Здания повторяют формы животных , людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример - гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.

Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Био-тек воплощает философскую концепцию, смысл которой - создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Именно поэтому дома в этом стиле чаще всего становятся экологичными. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.

Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования. В зданиях устанавливают солнечные батареи , коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции.
В идеале, дом будущего – это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой. Бионический стиль равнозначен по своему содержанию понятию экоархитектура и напрямую связан с экологией.

Биотек - это современное направление в дизайне интерьеров. Основной отличительной чертой стиля является то, что все элементы постройки и декора своей формой и линиями напоминают различные объекты живой природы. Это одно из самых юных направлений, пока что зданий, которые построены в этом стиле, очень мало, хотя они нашумели своей популярностью. К примеру, штаб-квартира одной лондонской страховой компании построена в форме огурца. Однако ремонт квартир, дизайн на фото которого будет в стиле биотек, найти можно. Стиль был зарожден из-за интереса общественности к экологическим проблемам.

Стиль биотек предполагает использование мягких, природных цветов. Помимо того, что этот стиль делает вас ближе к природе, он и благоприятно влияет на психику, расслабляя своими нежными оттенками. Помимо зеленых тонов, в стиле могут использоваться и розовые, оранжевые, желтые, которые напоминают собой цветы. Для создания project по ремонту квартиры в этом стиле нужны фантазия и любовь к природе. Все элементы квартиры выполнены так, будто вы находитесь на природе. К примеру, потолок целесообразно поклеить голубыми обоями, которые будут напоминать небо, его можно покрыть светящимися в темноте звездами, которые вам подарят ощущение, будто вы блуждаете по Млечному пути. Фото ремонта коридора в квартире в стиле биотек может вообще поразить вас наповал: вы почувствуете себя словно в оранжерее, в зеленой арке из вьющихся лиан.

В квартире следует поместить множество растений и живых комнатных цветов. Отделка полов должна быть выполнена из натурального дерева. В целом при отделке помещения рекомендуется использовать натуральные материалы, ведь одна из главных задач стиля - быть экологичным.

Декор помещения должен быть полон природных вещей: плетеное кресло качалка, глиняные вазы и кувшины, камни и песок в стеклянной столешнице, листья папоротника, деревянные светильники, использование тканей из льна, шелка, окрашенных в натуральные цвета.

Также стоит не забывать, что все формы интерьера должны иметь оригинал в живой природе, к примеру, ножки стульев могут выглядеть как столы, тумбочки могут быть облицованы корой дерева. Статуэтки разных животных смогут украсить полки сервантов, диван, журнальный столик. Меховые коврики также подчеркнут натуральность дизайна. Однако не забывайте что в первую очередь стиль был придуман в поддержку экологии, поэтому не стоит использовать меха экзотических животных.

Био-тек - направление в архитектуре, которое, в противоположностьхай-теку , обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам. Последователи этого стиля стремятся воплотить в необычном дизайне принципы «зеленого» строительства .

Стиль био-тек развился из бионики - прикладной науки, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновения в природе. Подобные принципы применял еще Леонардо да Винчи, когда проектировал летательные аппараты, наблюдая за птицами.

Есть мнение, что в новое время первый шаг на пути становления концепции био-тека сделал британский архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм, который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал органической архитектурой. В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново.

Био-тек в современном понимании возник в конце XX - начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети - всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному:

  • Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример - дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер.
  • Здания повторяют формы животных, людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример - гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.
  • Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Био-тек воплощает философскую концепцию, смысл которой - создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Именно поэтому дома в этом стиле чаще всего становятся экологичными. В зданиях устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции.

Иногда природные формы используются для решения непростых инженерных задач, непосредственно не связанных с архитектурой. Например, искусственный остров Пальма-Джумейра в Дубае создан в виде кроны финика. Именно такая форма обеспечивает оптимальное соотношение продолжительности береговой линии и длины пути до наиболее удаленных от корня пальмы жилых объектов.

Город искусств и наук в Валенсии.

Город Искусств и Наук в Валенсии — это обширный комплекс для научного и культурного отдыха, история которого началась в апреле 1998 года с открытия Эмисферик (IMAX).

Город Искусств и Наук имеет площадь 350.000м2 и обозначен, как «город внутри города». Это большое открытое географическое пространство представляет из себя зону отдыха, основанную на идее культурных и интеллектуальных развлечений, и является крупнейшим центром такого рода в Европе.

Дизайн города XXII века был разработан валенсийским архитектором Сантьяго Калатравой и запущен в июле 1996 года, являясь так же впечатляющим примером развития современной архитектуры в Валенсии.

Художественный музей Милуоки и его «Солнечный Бриз»
В 2001 году в Милуоки был построен новый художественный музей по проекту знаменитого Саньяго Калатравы. Само здание музея необычно и является произведением футуристического искусства. Стиль биотек очень оригинальный, поэтому о форме музея можно сказать: «нечто белоснежное с огромными крыльями». И называется эта крылатая композиция, венчающая художественный музей, «Солнечный бриз». Крылья в размахе более 60-ти метров, когда пасмурно могут складываться вместе. В художественном музее Милуоки выставлено около 25 тыс. произведений искусства. Знаменит музей самой большой коллекцией работ немецких экспрессионистов. Также широко представлено искусство туземцев.

«Сент-Мэри-Экс, 30» - био-тек в Сити

Лондон, Великобритания

Башню «Сент-Мэри-Экс, 30» в стиле био-тек, получившую в народе за вытянутую округлую форму имя «Корнишон» (The Gherkin), построила шведская компания Skanska в 2001–2003 годах по проекту Нормана Фостера. Владельцы - фирмы IVG Immobilien и Evans Randall.40-этажное здание высотой 180 м стоит в деловом центре Лондона .

Этажи с 16 по 34 сдаются в аренду компаниям, в числе которых - Standard Life Employee Services, ARES Capital Europe, Kirkland and Ellis, Deutsche Pfandbriefbank и другие.

Но «Корнишон» - это не только офисное здание, это еще и место для отдыха и развлечений. Самый верхний этаж под стеклянным куполом занимают первоклассные ресторан и бар-салон, которые находятся под управлением компании Searcy’s. В течение дня заведения открыты для сотрудников и гостей здания, но по вечерам любой желающий может снять эти помещения для проведения торжеств.

На 38 этаже расположены пять банкетных залов, которыми также управляет Searcy’s. Все они сдаются в любое время суток.

«Сент-Мэри-Экс, 30» стало первым экологичным офисным зданием Лондона. Сооружение потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки этого типа, поскольку задействована энергия солнечных батарей. К тому же спиральные шахты, равномерно распределенные вдоль наружной оболочки, обеспечивают естественную вентиляцию и пропускают солнечный свет в помещения.

Этой башне не свойственна атмосфера жужжащего улья, здесь светло и просторно. Помещения спроектированы с учетом того, что на одного человека должно приходиться не менее 10 м².

Лондонский «Корнишон» получил множество наград. Так, в 2003 он был признан небоскребом года по версии Emporis, а в 2004 на биеннале в Клеркенуэлле - лучшей лондонской новостройкой. Кроме того, здание было отмечено похвальным отзывом на International Highrise Award в 2004 году.

Любопытные факты:

  • Открытая площадка перед зданием (2 000 м²) по площади сопоставима с восемью теннисными кортами.
  • Теоретически «Корнишон» может вместить 4 000 офисных работников.
  • 16 высокоскоростных лифтов могут одновременно перемещать 378 человек со скоростью 6 м в секунду.
  • Общая площадь внешнего остекления башни - 24 000 м² - это пять футбольных полей.
  • По высоте «Корнишон» в три раза превосходит Ниагарский водопад.
  • Высота потолков составляет 2,75 м - больше, чем рост самого высокого человека планеты (2,72 м).
  • Окружность самого просторного этажа лишь на 2 м короче высоты сооружения.
  • Ресторан и бар на верхнем этаже - самые высокие в Лондоне.
  • Во время строительства на площадке никогда не находилось более 500 человек одновременно.
  • Единственное место в здании, где использовано искривленное стекло - это купол.
  • В первой фазе строительных работ обнаружилось захоронение времен римского владычества. В продолжение возведения башни останки хранились в Лондонском музее, но по окончании были заложены в фундамент.

Дом «Наутилус» - апофеоз органической архитектуры

+ Жители «Наутилуса», должно быть, чувствуют себя обитателями морских глубин

Био-тек

Био-тек - направление в архитектуре, которое, в противоположность хай-теку,обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам. Последователи этого стиля стремятся воплотить в необычном дизайне принципы «зеленого» строительства.

Стиль био-тек развился из бионики - прикладной науки, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновения в природе. Подобные принципы применял еще Леонардо да Винчи, когда проектировал летательные аппараты, наблюдая за птицами.

Есть мнение, что в новое время первый шаг на пути становления концепции био-текасделал британский архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм, который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал органической архитектурой. В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново.

Био-тек в современном понимании возник в конце XX - начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования.

Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле био-тек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер. Среди их работ несколько общественных зданий, например, Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки, Лондонский «Корнишон». Встречаются также и жилые дома, например, «Наутилус» в Мексике.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети - всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному:

Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример - дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер.

Здания повторяют формы животных, людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример - гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.

Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Био-тек воплощает философскую концепцию, смысл которой - создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Именно поэтому дома в этом стиле чаще всего становятся экологичными. В зданиях устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции.

Иногда природные формы используются для решения непростых инженерных задач, непосредственно не связанных с архитектурой. Например, искусственный остров Пальма-Джумейра в Дубае создан в виде кроны финика. Именно такая форма обеспечивает оптимальное соотношение продолжительности береговой линии и длины пути до наиболее удаленных от корня пальмы жилых объектов.