Главная · Прочее · Блаженная марфа московская. Блаженная марфа возвращает мужей и лечит бесплодие

Блаженная марфа московская. Блаженная марфа возвращает мужей и лечит бесплодие

Друзья, добрый день. Вы наверняка «заскочили сюда» для того, чтобы найти «очень мощную молитву к Святой Марте». И правда, интернет пестрит подробными «рецептами» исполнения желаний, избавления от любых невзгод, с молитвами к святой Марте. Причём, можно встретить сайты, где авторы «слепили в одну кучу» аж две разные исторические личности. Так кто же такая святая Марта, кто из них кто и, что это за «сильная молитва к святой Марте» — тема сегодняшнего поста.

Какая Марта «исполняет желание»?

Хочу начать с того, что в Православии католическое имя Марта читается, как Марфа.

Православная Церковь почитает память святых с именем Марфа:
  • 19 Февраля – Марфа Азийская, мц., дева
  • 16 Марта – Марфа (Коврова), прмц., послушница /новомуч./
  • 18 Апреля – Марфа Вифанская. [сестра Лазаря Четверодневного]. Перемещаемый: в Неделю св. жен-мироносиц
  • 25 Апреля – Марфа Вифанская. [сестра Лазаря Четверодневного]
  • 26 Апреля – Марфа (Тестова), прмц. /новомуч./
  • 17 Июня – Марфа Вифанская. [сестра Лазаря Четверодневного]
  • 22 Июня – Марфа Персидская, мц.
  • 17 Июля – Марфа Антиохийская, Едесская
  • 19 Июля – Марфа Персиянка, Римская, мц.
  • 3 Сентября – Марфа Дивеевская (Милюкова), прп.
  • 14 Сентября – Марфа Каппадокийская
  • 21 Ноября – Марфа Псковская, прп.

Кроме того, многие православные люди почитают память блаженной Марфы Царицынской. Сразу оговорюсь о том, что: «Блаженная Марфа Царицынская пока не причислена к лику святых, но сейчас проходит сбор исторического материала для комиссии по канонизации при Патриархии» (по материалам волжской газета «Верую» (июнь 2002) статья о блаженной Марфе, подготовленная Аллой Чудиновой ).

Именно святую Марфу Вифанскую и Марфу Царицынскую многие блогеры соединили в одну историческую личность, приписав в свой рецепт мистическую молитву явно неправославного содержания.

Так кто же из них «исполняет» желания? Давайте разбираться.

Так как у меня нет цели подробного жизнеописания, я ограничусь краткими вехами их жития.

СВЯТАЯ МАРТА (МАРФА) ВИФАНСКАЯ

Сведений о святой Марфе совсем немного, но всё же Господь прославил её имя в лике святых. Давайте вкратце посмотрим, что нам известно об этой святой.

Святая Марфа Вифанская – это сестра Лазаря Четверодневного (которого Господь воскресил на глазах множества свидетелей) и Марии (которая любила слушать Господа, за что однажды укорила её Марфа). Кому интересны эти две удивительные истории, советую об этом узнать из от Луки и Иоанна. Именно из истории о Марфе и её сестре Марии мы узнаём о том, что бывает два вида служения Господу.

Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
( )

Святая Марфа, впрочем, как и её сестра, горячо уверовали в Иисуса Христа ещё до воскрешения Лазаря, и с честью принесла эту веру до конца своих дней.

Ещё нам известно то, что святая Марфа, вместе с сестрой и братом, а так же святыми Максимином, Мартеллом и Кидонием отправилась проповедовать Христа в Галлию, где она, спустя 30 лет скончалась в отшельничестве.

В Православии святая Марфа почитается в чине жён-мироносиц святых праведных.

МАРФА ЦАРИЦЫНСКАЯ

Единственное фото Марфы

Марфа (есть мнение о том, что настоящая фамилия женщины Медвенская, хотя доподлинно не известно даже мирское имя женщины) родилась в 1880 году в Царицын (Волгоград).

Молодая девушка, окончив гимназию, отправилась в город Петербург, на встречу с Иоанном Кронштадтским и получила от него благословение.

Отец Иоанн предвидел, что девушке предназначен удел служения Господу и благословил её на трудный путь юродства Христа ради. Будущий святой велел ей назваться Марфой и отказаться от всего земного «чтобы она ходила и напоминала людям о Боге».

В конце 1908 года, после смерти Иоанна, Марфа возвращается в Царицын, где в первое время поселяется в сарае во дворе родительского дома, а потом начинает ночевать прямо на улице, под открытым небом.

По словам горожан, Марфа посещала только благочестивые семьи, предпочитая семьи простых тружеников. Как и святую , Марфу старались пригласить в свой дом. Люди стали замечать то, что после её посещения, в семье воцаряется мир, выздоравливают больные, появляется достаток. Духовными советами, чистотой сердца и чудесами излечения, Марфа снискала любовь горожан. Приезжавшие к ней люди по несколько дней ждали приёма матушки.

Кроме чуда исцеления, Бог даровал Марфе и дар предвидения. Она предсказала: русско-японскую войну, первую мировую, революцию, цареубийство, Великую Отечественную войну.

А вы знаете, что Марфу Царицынскую её ещё при жизни называли святой? Правда она очень негативно относилась к таким заявлениям.

Посещая состоятельные семьи, Марфа призывала жертвовать свои деньги на строительство храмов и церквей. По её молитвам и по её зову, почитавшие матушку горожане нашли средства и силы достроить Свято-Духовой монастырь, и даже в знак уважения выложили маленькую келью, специально для Марфы.

Григорий Распутин, приезжая в город Царицын, старался навестить Марфу, встречая её словами: «Здравствуй, Христова невеста!».

Умерла Марфа в возрасте 45 лет. Погребли её в Свято-Духовом монастыре. Сбылись пророческие слова Марфы о том, что хоронить её будут 3 раза. И действительно, после того, как в святой обители советские власти устроили тюрьму для кулаков, могилу Марфы перенесли к Алексеевской церкви, а после закрытия церкви, могилу перенесли на Центральное кладбище. А ещё сбылись слова Марфы о том, что к её могилке будут приходить страждущие люди за помощью и каждого пришедшего она выслушает и поможет.

Как я писал выше в настоящее время собираются материалы к прославлению Блаженной Марфы.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О «МОЛИТВЕ К СВЯТОЙ МАРТЕ НА ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ»

Теперь, когда вы узнали о земных жизнях обоих Марф (Март), пора поговорить об удивительной «молитве с рецептами исполнения желаний, о которой я говорил в начале поста.

Как вы, наверное, уже поняли, это не молитва, а чистой воды заговор. Причём заговор, который слегка напоминает католическую молитву к святой Марте Вифанской. Само собой никакая святая не отзывается на текст сомнительного содержания. Да, святые помогают нам, они молят Бога за нас и по их молитвам происходят чудеса, но это вовсе не означает того, что, к примеру, святая Марта исполняет желания, а святой Спиридон Мирликийский помогает разбогатеть.

ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ПО ЭТО ПОВОДУ ГОВОРИТ БАТЮШКА

ТАК ЧТО ЖЕ, СИЛЬНОЙ МОЛИТВЫ НЕТ?

Конечно же, есть. И пусть я повторяюсь, но: «Самая сильная молитва – это та, что идёт из глубины сердца, та, что подкреплена сильнейшей силой любви и бескорыстным, искренним желанием помочь другому». Святые помогают нам не из-за комбинации определённых слов, произносимых для них, но помогают нам, глядя на наши сердца и стремления, во благо нам и по Воли Господа.

Если вы правильно меня поняли, то уверуйте и помолитесь всей силой души своей к святой Марфе. И эта молитва будет воистину «сильной».

МОЛИТВА СВЯТОЙ МАРФЕ И МАРИЕ

О святыя и всехвальныя ученицы Христовы, Боголюбивыя Марфо и Марие! Умолите возлюбленнаго вами и вас возлюбившаго Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали есте, Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным, грехов оставление, в вере правой нелицемерное и твердое стояние.

Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и к ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да, тихое и мирное житие поживше зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, с дерзновением веры и упования предстанем на оный Страшный Суд и, добрый ответ на нем воздавше, радости вечныя в Царствии Небеснем сподобимся.

Аминь. На этом всё. Храни, всех Господь.

Олег П.

Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже:) Спасибо!

Будущая подвижница родилась в 1880 году в Царицыне (г. Волгоград) в благочестивой состоятельной семье. К сожалению, мы не знаем, какое имя она получила при Святом Крещении, не известна и её фамилия. Известно лишь, что, когда она окончила гимназию, родители решили отправить её в Петербург к Великому Пастырю, вероятно, чтобы она получила благословение отца Иоанна Кронштадтского на свою дальнейшую самостоятельную жизнь. Можно предположить, что состоятельные родители собирались дать единственному чаду хорошее образование, мечтали об удачном замужестве дочери, но их мечте не суждено было сбыться.

Отец Иоанн Кронштадтский провидел, что ей уготован иной, сложнейший удел, он благословил её на подвиг юродства Христа ради, велел ей впредь называть себя Марфой, отказаться от всех земных благ, "чтобы она ходила и напоминала людям о Боге".

Вернувшись домой, девушка сообщила родителям, что ей уготован иной путь. Родителям трудно было смириться с решением дочери вернуться в город на Неве, не могли они одобрить и её подвига, всячески пытались отговорить дочь, но она уверенно отвечала: "Как батюшка Иоанн благословил меня, так и буду жить".

Простившись с родителями, Марфа уехала в Петербург. В конце 1908 года после кончины отца Иоанна Кронштадтского блаженная Марфа вернулась в Царицын. Первое время она жила в сарае, который стоял во дворе родительского дома.

Часто блаженную Марфу приглашали к себе богатые люди Царицына, она посещала лишь благочестивые семьи, чаще бывала у простых людей. По свидетельству современников, многие с радостью принимали её, было замечено, что по молитвам праведницы исцеляются больные, в доме воцаряется мир и покой, улучшается и благосостояние семей.

По рассказам местных сторожил, приходя в гости к состоятельным людям, она всегда напоминала хозяевам о необходимости жертвовать на храмы, говорила, что Господь любит милосердных людей, просила их помогать страждущим, больным людям.

Блаженная Марфа призывала всех горожан оказать помощь в строительстве Свято-Духовского монастыря. Верующие, глубоко почитавшие блаженную Марфу, делали щедрые пожертвования, сами участвовали в строительстве монастыря. По молитвам праведницы монастырь к 1911 году был достроен.

По рассказам извозчика Владимира Климовича Инина, жившего не далеко от Свято-Духовского монастыря, ему приходилось часто по просьбе блаженной Марфы, возить в монастырь строительный материал и другие пожертвования. Владимир Климович вместе с другими верующими специально для матушки Марфы построил в монастыре маленькую келью.

Он вспоминал, что матушка Марфа часто напоминала ему, чтобы он приходил к ней на благословение. Когда Владимир Климович шёл с богослужения в монастыре, он спрашивал у блаженной - сможет ли она зайти в его дом, если матушка Марфа шла к другим людям, на что она всегда вежливо отвечала: "Благодарю. Спаси вас Господи. Я сегодня ко многим приглашена". Блаженная Марфа любила семью Инина, но когда в доме были гости, не заходила. А если к Владимиру Климовичу приезжали земляки с Иловли, когда матушка гостила у него, то она сразу уходила, сказав: "Я была у вас, пошла".

Примечательно, что матушка Марфа запретила Владимиру Климовичу вешать замки на ворота, пригрозив, что в противном случае заходить к нему не будет, хотя чай у него и сладкий. Нужно отметить, что время тогда было неспокойное, и Владимир Климович беспокоился за своё хозяйство, поэтому, хотя и не стал запирать на замок ворота, завел собаку. Однажды рано утром пришла матушка Марфа, зашла во двор и увидела спящую на третьей ступеньке крыльца дома собаку. Собака лишь посмотрела на вошедшую, и опять уснула, когда блаженная приказала: "Спи!" Когда из дома вышел хозяин, матушка Марфа сказала ему: "Вот уж где простота, собаку завели, а она хвост откинула". Владимир Климович взглянул на спящую собаку, рядом с которой, ступенькой выше расположилась кошка с котятами, и подумал, что собаку следует вернуть. (Бывший хозяин собаки уверял его, что это "злая собака", что она будет заливаться лаем, когда посторонние люди будут приближаться к воротам.) Матушка Марфа, прочитав его мысли, сказала: "Да не будет гавкать. Владимир Климович, держите её, берегите скотину всякую, жалейте всех. Господь всё создал для нас".

Матушка любила цветы, птиц. Говорила, что всё это премудрость Божия. Блаженная любила кормить птиц и животных. Всех, кто прислушивался к её словам, учила беречь каждую крошку хлеба, советовала всё отдавать птицам, говорила: "Птички всё подберут и помолятся за вас".

Из воспоминаний Владимира Климовича: "Матушка, когда к нам приходила, любила в козлятник заходить, там сена много, она говорила: "Иду в поле. В вашем козлятнике сеном пахнет, как в поле. В полюшко иду, в полюшко иду помолиться". Зайдёт в козлятник и долго в нём находится".

Владимир Климович всегда встречал матушку Марфу с поясным поклоном, она ему на это отвечала: "Люблю приветливых и ласковых людей, вот всегда так и делайте".

Однажды когда хозяина дома не было, его жена Евдокия Ивановна, увидев в окно, как матушка направляется к их дому, подумала, что борща у нёе осталось мало, если матушку накормит, то мужу - не хватит (он скоро должен был придти). Не успела так подумать, как в дом входит прозорливица и успокаивает её: "Нам с ним хватит и тебе достанется". По молитвам блаженной Марфы - борща хватило всем.

Когда Евдокия Ивановна пожаловалась блаженной, что от печки оторваться не может - в церковь некогда сходить, матушка Марфа мудро заметила: "В монастыре просфоры пекут, не отходя от печки. Каждый благородный труд Богом оценивается".

По свидетельству современников, блаженная Марфа любила уединение, была весьма молчаливой, больше слушала других. Матушка Марфа не ходила к тем людям, которые следили за тем, что она делает. Когда ей что-то давали для монастыря, она не брала, говорила: "Потрудитесь вашу милостыню подать сами разумно.

Верующие люди часто прислушивались к духовным советам старицы, знали, что предсказания блаженной всегда сбываются, и если уж блаженная не советует что-то делать, лучше не творить свою волю.

Приведём несколько свидетельств прозорливости блаженной старицы. В семье Ининых было четыре дочери: Луша, Груша, Анна и Евдокия. Матушка Марфа не советовала Евдокии выходить замуж. Как-то после службы в монастыре, матушка Марфа схватила веник и стала гонять Евдокию вокруг монастыря, выкрикивая: " "Кто тебе велел отрезать косу?" Евдокия, чуть не плача, оправдывалась: "Матушка Марфа, вот моя коса. Она у меня целая".

Когда через несколько лет Евдокия вышла замуж, и муж вскоре бросил её с маленькими детьми, Евдокия вспомнила предостережение прозорливицы.

Старшую дочь Евдокии Ивановны, Лушу, матушка Марфа как-то перекрестила три раза, поцеловала и сказала: "А ты скоро поедешь в Москву". Луша ей ответила, что у них в Москве никого родных нет. Матушка ответила: "Найдутся родные и не мало". (Матушка говорила притчами.) Луша спросила: "Как же я уеду, а как же муж и сын?" Матушка успокоила её, что все они в Москве увидятся. Через три недели после этого разговора у Луши был сердечный приступ, и она внезапно скончалась. Через месяц после этого умер её муж, потом сын.

Анну матушка Марфа благословила жить с Богом, предсказала, что жизнь у неё будет трудная, но она всё перенесёт. Так всё и было. Замуж Анна вышла за человека состоятельного Михаила Васильевича Гурьева. Матушка Марфа сказала, чтобы Михаил Васильевич на свои деньги построил новый храм. Время было тревожное, поэтому он спросил матушку: "Время такое, сколько же храм простоит?" Блаженная ответила: "Сколько он на земле простоит не важно, а на небесах он будет вечно".

В это время брат Михаила Васильевича был в Москве. Он написал ему о просьбе матушке, через брата получил благословение от духовенства строить Храм в честь св. Алексия, человека Божия. Вскоре Храм был построен.

Из воспоминаний современников: "Блаженная Марфа предсказала, что Михаил Васильевич с ней будет лежать на одном поле, и он на этом поле будет первым. Михаил Васильевич Гурьев умер в 1933 году, его похоронили на новом кладбище. Землю для кладбища только отвели, и его крест был первым на нём. Во время похорон кто-то, вспомнив слова блаженной Марфы, сказал: "Правильно, Михаил Васильевич, матушка Марфа сказала, что ты первым на поле будешь"".

Блаженная Марфа многим людям предсказала их дальнейшую жизнь, к ней за молитвенной помощью обращались не только верующие Царицына, приезжали страждущие из окрестных сел и деревень, приезжали верующие и из других городов.

К прозорливой Царицынской блаженной в 1910 году приезжала императрица Александра Федоровна. Императрица услышала от блаженной Марфы, то, что слышала ранее от Дивеевской блаженной, предсказание о скорой гибели всей царской семьи. (В 1903 году, после канонизации преподобного Серафима, император Николай II и императрица Александра Федоровна посетили келью блаженной Паши Саровской. Перед приходом гостей блаженная Паша велела вынести все стулья и усадила императорскую чету на ковер. Блаженная старица предсказала рождение наследника, предупредила о предстоящих гонениях на Церковь, о гибели династии Романовых.)

В книге "Письма царской семьи из заточения" церковный историк Алферьев Евгений Евлампиевич (1908-1986гг.) так описал свидание императрицы с блаженной Марфой: "Когда юродивая оказалась в присутствии царицы, она развернула восемь кукол, завёрнутых в газету. С силой бросив их на пол, она закричала: "Это вы, это вы, все вы!" Затем из чайника облила кукол красной жидкостью и подожгла их спичкой. Когда все куклы вспыхнули, она воскликнула: " Вот ваше будущее! Вы все сгорите! Я вижу кровь! Много крови..."

По рассказам Марии Николаевны Чертовой, её соседка в 20-х годах тяжело болела и молила Бога, чтобы Он исцелил её, при этом пообещала, что после выздоровления обязательно посетит святые места. Вскоре женщина выздоровела, а посетить святые места так и не собралась, всё откладывала. Зашла к ней как-то матушка Марфа и обличила её: "Сухари насушила, деньги собрала. Сухари поешь, а деньги раздашь лекаркам".

Женщина не прислушалась к словам блаженной, не поспешила выполнить обет - вскоре заболела, при этом ничего не могла есть, кроме сухарей, а собранные на поездку деньги раздала знахаркам.

Антонина Антоновна Мельникова (1895-1975 гг.) рассказывала, что в отрочестве страдала водянкой. Зная о силе молитв подвижницы, она стала упрашивать отца отвезти её к матушке Марфе. Отец долго не соглашался её везти (Вероятно, он как фармацевт считал, что блаженная Марфа не сможет помочь дочери, так как отёк был сильнейший). Тогда Антонина обмотала отёкшие ноги тряпками и сказала, что сама пойдет пешком, отец смирился, и утром они вдвоём отправились к блаженной. Матушку Марфу они нашли лишь в полдень (верующие рассказали, где она находилась в тот день). Когда Антонина увидела матушку, расплакалась и сказала: " Мне так плохо, наверное, скоро умру". "Умрёшь - умрёшь", - согласилась матушка Марфа. Потом посадила Антонину, её голову положила себе на колени и стала тихонько молиться над ней. Спустя несколько часов Антонина, по молитвам матушки Марфы, полностью исцелилась: жидкость, причинившая отроковице столько страданий, вышла естественным образом.

Благодарная отроковица всей душой привязалась к блаженной Марфе, часто навещала её, потом стала ходить вместе с ней как послушница.

Антонина Антоновна вспоминала, что ходили они всегда с полными сумками: "Матушка для монастыря всё собирала". Антонина вскоре научилась понимать язык блаженной Марфы. Если матушка говорила: "Здесь безголовые живут", - значит, хозяева были люди не очень добрые. Когда говорила: "Здесь австрийцы - живут", - значит, хозяева - люди неверующие. "Домов много, домов много, а ночевать негде", - означало, хозяева ночевать не примут. Если матушка, придя в дом, говорила: "Скоро блины будем печь". Значит, предупреждала, что скоро в этом доме кто-то умрёт.

Многие верующие почитали блаженную Марфу как святую, ставили её портрет в красный угол к иконам. Блаженной это не нравилось, она просила, чтобы не делали этого.

Спала блаженная Марфа очень мало, насыплет сухарей за спину, чуть вздремнёт и встаёт (на сухарях долго не поспишь). Когда блаженная ходила по городу, часто бросала в прохожих камешки (в карманах у неё всегда были мелкие камешки). Люди сердились, некоторые даже ругались. Позже люди стали замечать, что если камешек попадал в больное место, боль стихала, болезнь отступала.

Однажды пришла блаженная Марфа в один двор, открывает ворота и говорит: "Скоро будем пить". Вскоре жена хозяина умерла, он с горя "запил".

Рассказывает Таисия Никифоровна Прокопова: "Моя мама, Анисия Андреевна Бакмеева, с молодых лет была верующей, часто ходила к матушке Марфе домой. Когда хороший человек входил к ней, матушка давала ему кусочек ржаного хлеба и говорила: "Понюхайте, как хорошо пахнет". Это означало, что к ней хороший человек пришёл. Потом кусочки этого хлеба всем раздавала, приговаривая: "Уляша, покушай". Она всех звала Уляшами.

Ей всегда что-то приносили. Если приходил человек с плохой душой, никому не давала, и сама не ела его хлеб. Даже сдобную булочку, принесённую не от чистого сердца, "заворачивала" и куда-то потом девала.

Однажды мама из церкви с народом и матушкой Марфой пошла к знакомым чай пить. Была среда или пятница, а на столе было что-то скоромное. Мама воздержалась, а матушка Марфа заставила её поесть: "Ишь какая, ешь-ешь". Матушка знала, что она нарушала пост и обличила её при всех.

Мама хотела, чтобы матушка что-нибудь сказала р. Б. Марии, для этого уговаривала её пойти с ней вместе к матушке. Мария поинтересовалась: "А что я скажу?" Когда они вошли к матушке, матушка поинтересовалась у мамы: "А что я скажу?" Мама сказала Марии, что эта матушка её мысли читает. Во время Сталинградской битвы Мария погибла.

Перед первой мировой войной блаженная Марфа, то красную юбку оденет на себя, то кофту красную. Так предсказывала, что война будет. Поднималась на крышу отцовского дома и кричала с крыши: "Война! Война!". Кричала с крыши и ещё чем-нибудь махала".

Леонтьева Александра Федоровна рассказала, что её мать рассказывала ей, как однажды блаженная Марфа обличила её.

Мария ждала мужа к ужину, увидев в окно, что муж идёт домой с матушкой Марфой, решила не угощать её - чтобы блаженная скорее ушла. Самовар к тому времени уже закипел, поэтому она спрятала его в чулан.

Каково же было её удивление, когда блаженная Марфа, войдя в дом, произнесла: "А самовар в чулане кипит-кипит". Блаженная старица предсказала ей, что её брат на войне погибнет: "Жди - не жди, пух-пух и всё". Так и случилось.

Из воспоминаний Марии Николаевны: "В Свято-Духовском монастыре была двухгодичная школа для девочек. В этой школе я училась. В те годы прозорливая Марфа жила недалеко от монастыря в районе фабрики игрушек, которая находилась выше улицы Новороссийской. К прозорливой Марфе шли толпы народа. На улице Невской всегда стояло много повозок. На них с продуктами приезжали крестьяне из разных деревень, жили во дворе дома, хозяйка которого пустила Марфу к себе. Крестьяне несколько дней ждали, пока матушка Марфа их примет. Мы с подругами бегала туда".

Перед гражданской войной прозорливая Марфа предупреждала жителей Царицына: "Скоро солдатики придут, будем чаем поить". Вскоре многим пришлось принимать в свои дома на постой солдат и офицеров.

Когда шли упорные бои за Царицын, верующие спрашивали блаженную Марфу: "Кто же победит?" Блаженная отвечала: ""Красные петушки". Старожилы вспоминали, что однажды во время войны в дом, куда пришла погостить матушка Марфа, пришли офицер и солдат. Когда офицер начал угрожать хозяевам дома и матушке Марфе, блаженная Марфа ему сказала: "Если я своих солдатиков вызову, раз и головы не будет!" Офицер и солдат ушли. Вскоре солдат вернулся один без офицера, чтобы попросить прощения у матушки Марфы. Он сказал, что офицера убили.

Перед смертью Патриарха Тихона матушка Марфа говорила людям: "Скоро колокола будут звонить. Скоро колокола будут звонить". Смысл этих слов стал всем ясен лишь после смерти Патриарха Тихона (25марта / 7 апреля 1925 г.). После его смерти повсюду звонили колокола. (Святитель Тихон Патриарх Московский (Василий Иванович Беллавин, (1865-1925 гг.))

В 1925 году на сорок пятом году жизни отошла ко Господу и сама блаженная Марфа. Послушница Антонина вспоминала, что смерть блаженной была для всех неожиданной, перед смертью матушка Марфа повернулась к стене, погрозила пальцем и умерла.

Незадолго до смерти блаженная Марфа говорила, чтобы все приходили к ней на могилку, она каждого выслушает и поможет. Блаженная предсказывала, что хоронить её будут три раза. Так и случилось. Первый раз блаженную Марфу похоронили в Свято-Духовском монастыре за алтарём летней церкви. После закрытия монастыря церковь стали перестраивать. Монахини перезахоронили матушку Марфу на кладбище. Её могилка была около входа в Алексеевскую церковь (ул. Голубинская). В конце 40-х годов закрыли и Алексеевскую церковь.

Александра Васильевна Корнеева была свидетельницей того, что в те годы люди нескончаемым потоком шли к могилке блаженной Марфы Царицынской. В 1938 году она, тогда шестнадцатилетняя девушка, выйдя из Алексеевской церкви, обратила внимание на это, и поинтересовалась, кого там похоронили, ей всё объяснили. Тогда она впервые и узнала о блаженной старице, которую так почитали в городе.

Валентина Максимилиановна Моисенко рассказывала, что впервые услышала о блаженной Марфе в 1942 году: "В 1942 году люди говорили, что надо взять из могилы гроб святой Марфы Царицынской, обнести его вокруг города, и город будет спасён".

"В 1945 году Алексеевская церковь стояла разрушенная, кладбище ликвидировали. К Георгию Васильевичу Корнееву пришла послушница матушки Марфы Антонина Антоновна Мельникова и сказала, что матушка Марфа избрала его перенести её на Центральное кладбище, иначе её могилку сотрут с лица земли. Сколотили гроб, и вдвоём перенесли матушку Марфу на Центральное кладбище, отслужили погребение. Так исполнились слова блаженной Марфы о том, что хоронить её будут трижды, и с Михаилом Васильевичем Гурьевым они будут лежать на одном поле". (По материалам статьи Л. Красника, газета "Православное слово".)

Центральное Дмитриевское кладбище в городе Волгограде стало третьим местом погребения блаженной, тогда и вспомнили верующие пророческие слова блаженной Марфы: "Хоронить меня будут три раза".

Рассказывает Анфиса Петровна Маркова: "Антонина (послушница матушки) меня учила: "Когда тебе плохо, возьми булочку, и сходи на могилочку матушки Марфы. Скажи ей: "Благослови, матушка Марфа". Хочешь, сама скушай булочку, хочешь, в хорошие руки отдай. Я тебе говорю, а ты сама испытаешь - тебе будет полегче". Действительно, полегче становится". (Антонина Антоновна Мельникова умерла в 1975 году, её похоронили в одной могиле с её духовной матерью, блаженной старицей Марфой.)

По свидетельству работников Храма во имя священномученика Иосифа митрополита Астраханского, расположенного на территории кладбища, на могилку к блаженной Марфе ежедневно приходят священники, монашествующие и миряне. Каждую субботу и воскресение после литургии на могиле подвижницы совершаются панихиды. Работникам Храма приходится часто подсыпать на могилку новый песочек, так как верующие, посетив могилку праведницы, стараются взять щепотку песка с собой, как святыню. Многие люди с верой прикладывают дома песочек к больным местам и получают долгожданное исцеление.

Зинаида Викторовна рассказывает: "До посещения могилки матушки Марфы дома были частые ссоры между членами семьи, все вспыхивали как спички, долго держали обиды друг на друга. После молитвы на могилке ссоры стали мягче, стали терпимее друг к другу. Нельзя сказать, что сразу всё поменялось, но не держим больше обид долго".

Беженец из Чечни Павел Васильевич, живущий вот уже несколько лет в Волгограде, рассказывает: "Я был у блаженной Марфы. Она, ведь, помогает. Я одно попросил её, она мне помогла. И теперь, если мне что надо, я иду к ней".

Благодаря публикациям в газете, многие верующие узнают о блаженной Марфе, к ней на могилу приезжают верующие люди из многих городов России. Люди заказывают панихиды, молятся об упокоении души блаженной Марфы, и просят Господа, чтобы по молитвам блаженной Марфы, Он простил прегрешения вольные и не вольные, наставил на путь истинный, исцелил.

В Волжской газете "Верую" (июнь 2002) статья о блаженной Марфе, подготовленная Аллой Чудиновой, положила начало целой серии публикаций о святынях края. В статье в частности отмечалось: "Блаженная Марфа Царицынская пока не причислена к лику святых, но сейчас проходит сбор исторического материала для комиссии по канонизации при Патриархии. Это довольно сложное дело, так как в официальных источниках почти никаких сведений не сохранилось. Приходской архив сгорел во время войны, остались только рассказы царицынских старожилов, передававшиеся из уст в уста..."

Приведём отрывок из статьи Инны Федотовой "Блаженная Марфа возвращает мужей и лечит бесплодие" (газета "Комсомольская правда" (15 октября 2004).

"...Так получилось, что на центральное кладбище Волгограда к могиле блаженной Марфы мы отправились в пасмурный дождливый день. Дорогу к Марфе подсказали работники кладбища, к которым в последнее время часто пристают с подобными расспросами.

Пройдите прямо по центральной аллее, а где нужно будет завернуть, увидите указатель... Петляя по дорожкам, мы следовали многочисленным подсказкам с надписью "св. Марфа". Когда до могилы оставалось метров 20, ветерок принес удивительно приятный сладковатый аромат. Сразу вспомнились рассказы батюшки о том, что от могил святых исходит особый запах.

Несмотря на легкий моросящий дождик, свечи у креста с фотографией Марфы не тухли. На нас глядело красивое лицо с добрыми глазами и взглядом, который в народе называют блаженным.

Приклонив голову перед святой Марфой, мы собрались уходить, так как не ожидали в такую мрачную и холодную погоду встретить здесь ищущих исцеление людей. Но нам повезло.

Первый раз я здесь была полгода назад. Сестра моя с 23 лет пыталась забеременеть, но ничего не получалось. 12 лет она ходила по врачам, ездила по санаториям. Все бесполезно, - рассказывает Анна Волчкова. Поэтому, когда я узнала от своего гинеколога о том, что молитвы у могилы блаженной Марфы помогли одной женщине в 42 года родить здорового ребеночка, сразу же пришла сюда. Несколько месяцев молилась, просила у Марфы и Господа чуда для моей сестренки Томы. Не поверите, но она ждет ребенка, сейчас уже на третьем месяце. Врачи, которые вынесли ей приговор о бесплодии, теперь говорят, что беременность развивается нормально. Я сразу же в церковь пошла, помолилась, а теперь вот приехала сказать спасибо Марфе.

При жизни Марфа вылечила сотни жителей Царицына. В волгоградской епархии говорят, что к ним приходили десятки людей, которые исцелились, побывав на могиле Марфы. А ведь наверняка, многие не стали афишировать происшедшее с ними чудо.

Вот только люди не хотят, чтобы их имена предавались огласке. Предпочитают разделять радость со своими близкими и батюшкой. Часто, благодаря Марфе, мужья бросают пить, возвращаются в семью. Так повезло молодой женщине из Жирновска. Вернувшись из Волгограда, где она посетила могилу Марфы, она сначала не поверила, увидев как трезвый муж играет с детьми. До этого он постоянно пил и не подходил к сыну и дочке.

А молоденькая студентка, отчаявшись сдать сессию... вовремя обратилась к Марфе и легко сдала экзамен...

К могилам монахинь, блаженных, которые при жизни исцеляли людей, народ всегда шел за чудом. Но помощь приходит только к тем, кто верит в Бога, - объясняет Сергей Иванов".

В Волгоградской газете "Вести" (2004 г.) отмечается, что блаженная Марфа и после смерти продолжает помогать тем, кто в ней нуждается: "Оксана Соколова стояла у истоков организации детского дома. Начало - период сложный, за помощью обратилась к Марфе. Оксана Соколова, директор епархиального детского дома: "Каждый раз Марфа являла чудо - находились спонсоры, дети были собраны".

Марфа помогает во всех вопросах - возвращает благополучие в семью, усмиряет производственные конфликты, выполняет просьбы, связанные с рождением детей. Но канонизировать святую пока нельзя, недостаточно публикаций в прессе, которые нужно представить в патриархию.

На могилу приезжают с Севера и дальнего Востока... Очень много просьб о жилье и работе, которые произносятся несколько раз в день. Марфа дарит людям веру и силу победить отчаяние, а её помощь - высшая награда за терпение".

Из рассказа рабы Божией Фотинии: "Впервые о блаженной Марфе я услышала от моей подруги Марины весной 2006 года. Она вместе с группой прихожан и приходским священником несколько раз ездила на могилку блаженной. (Паломнические группы из ближайших городов часто приезжают на могилку блаженной Марфы. Священники служат на могилке панихиды, верующие молятся, ставят ближе к кресту зажжённые свечи, мысленно рассказывают блаженной Марфе о своих бедах, надеясь на помощь блаженной, открывают пакеты с хлебобулочными изделиями, просят, чтобы блаженная освятила еду. Многие верующие берут и немного песка с могилы, как святыню, для себя и для своих родных и близких, чтобы потом дома прикладывать святыню к больным местам... Каждый человек по своей вере получает молитвенную помощь.)

Вскоре Марина подарила мне фотографию блаженной Марфы и блаженного Андрея, который похоронен недалеко от входа на кладбище, а также копию статьи о блаженной Марфе из Волжской газеты. Прочитав статью, я сразу же решила в ближайшие дни съездить в Волгоград, Господь послал и попутчиков. Узнав как добраться до кладбища, я уговорила моих хороших знакомых отвезти меня в Волгоград на Центральное кладбище. Перед поездкой попросила блаженную Марфу помочь нам благополучно добраться до места её упокоения.

Хотя карты города Волгограда у нас не было, мы решили, что в Волгограде от железнодорожного вокзала нужно все время ехать прямо, по маршруту троллейбуса, так и поехали. Однако в какой момент водитель машины неожиданно свернул. (Он хотел уточнить дорогу до кладбища у прохожих.) По милости Божий мы вдруг оказались у дверей Свято-Духовского мужского монастыря, того самого монастыря, который так любила блаженная Марфа. Нам посчастливилось побывать на благодатной земле, где некоторое время жила блаженная, помолиться в храме, приложиться к чудесным иконам, поставить свечи, налить святой воды. По молитвам блаженной здесь мне удалось купить и православные книги, которые я давно искала.

Вскоре мы благополучно добрались до кладбища, в храме спросили, как найти могилку блаженной, нам объяснили, как пройти. Мы не успели отойти от храма, как по молитвам блаженной Марфы, одна из женщин, продававших свечи, решила лично проводить нас до самой могилки.

Удивительно то, что в будний день на могиле были посетители, поэтому нам пришлось немного подождать. Две современно одетые девушки спросили нас, как нужно просить блаженную Марфу о помощи. Мы сказали, что необходимо прежде помолиться об упокоении души блаженной Марфы, сделать несколько поясных поклонов, лишь затем попросить Господа, чтобы Он по её молитвам помог. Сообщили, что хорошо бы им приехать и в субботу, чтобы заказать панихиду. (Конечно, хотелось обратить внимание девушек на тот факт, что блаженная всегда призывала верующих быть милостивыми, обличала тех, кто не соблюдает посты. Но девушки заторопились, да и мы сами хотели поскорее подойти к могилке. Дай Бог, чтобы по молитвам блаженной Марфы они встали на путь истинный.)

Когда мы, наконец, подошли к оградке, сзади нас уже стояли женщины. Мы помолились об упокоении души блаженной Марфы, попросили её молитвенной помощи, взяли песочек с могилки и вышли за оградку, чтобы не задерживать других. Я обратила внимание, что из- за кустов за нами зорко наблюдал бедно одетый мужчина средних лет, подошла к мужчине и спросила, как часто он бывает на могилке, он признался, что ежедневно приходит сюда, чтобы "присматривать за могилкой", сказал, что очень много людей приходят сюда ежедневно, молятся, зажигают свечи.

В том, что верующие высоко почитают блаженную Марфу, мы убедились лично. Каждый, кто, получил исцеление, помощь в семейных делах по молитвам блаженной Марфы, в первую очередь, рассказывает своим родным и знакомым и на работе. Те, в свою очередь, торопятся лично удостовериться, побывать на святом месте, попросить молитвенной помощи, после этого рассказывают своим знакомым о великой молитвеннице.

Нужно признаться, что буквально через несколько дней по молитвам блаженной, я получила просимое - разрешился сложный квартирный вопрос, улучшилось и моё самочувствие. (Хочется отметить, что когда я прикладывала песочек с могилки блаженной Марфы к больному месту, то ощущала в этом месте тепло не только в момент прикладывания, но и спустя 10-15 минут.) Слава Богу, за всё!"

Из рассказа рабы Божией Елена М.: "У меня сильно болела рука, ни массажи, ни уколы не помогали. В этом году опять началось обострение. Я сходила на могилку блаженной Марфы и вечером стала прикладывать к больной руке песочек с ее могилки. При этом просила о выздоровлении. Утром проснулась без боли в руке. Моей благодарности нет предела".

Из рассказа рабы Божией Екатерины Б. (г. Тирасполь): "Я приехала изМолдовы в семейное православное поселение "Отрада". Мой сын Александр серьёзно заболел (лежал с температурой 39 градусов.) На трапезе нам раздавали печенье, пряники, бублики с могилочки блаженной Марфы. Я дала сыну поесть кусочек и просила матушку о помощи. Сразу же последовало облегчение, слабость прошла. Он спросил меня: "Что ты мне дала, мама? Мне стало легче". На следующий день не пришлось сбивать температуру и давать антибиотики. Очень я благодарна блаженной Марфе, пришла к ней на могилку поклониться".

У меня были непростые отношения с сыном. Последнее время он стал неуправляем. Очень грубил мне, людям. Стала приходить на могилку блаженной Марфы молиться, и постепенно восстановились отношения с сыном. Да и я стала более терпеливой. И у моей соседки были проблемы. Её сын (43 г.) пил, с работы выгнали, от жены ушёл. И вот я посоветовала его жене поехать на могилку к блаженной Марфе. Она стала посещать могилочку блаженной Марфы, молиться. Сейчас они живут вместе, он устроился на работу, все у них налаживается. Мы очень благодарны блаженной Марфе".

Из рассказа рабы Божией Ольги: " Блаженная Марфа скорая помощница и молитвенница. Она всегда приходит на помощь в ту же минуту, когда ее попросишь. Я уже несколько лет хожу на ее могилку... (После посещения могилки Марфы все мои проблемы быстро решаются.) В последний раз я просила о помощи в сдаче экзаменов и оформлении документов, связанные с квартирой. Придя домой, я получила нужный документ и в этот же день сдала экзамен. В данный момент я являюсь насельницей Спасо- Преображенского женского монастыря, это тоже по молитвам блаженной Марфы. ... Мати Марфа, моли Бога о нас!"

Из рассказа рабы Божией Нины З.: "В октябре 2003 года я попала под сокращение. От знакомых я узнала, что есть на центральном кладбище могила блаженной Марфы. Я пошла на могилку попросили ее помочь с поиском работы. Прошло всего две недели - мне позвонили и предложили очень хорошую работу, о которой я и не мечтала. Я очень благодарна блаженной Марфе за ее помощь. Постоянно хожу на ее могилу".

Рассказывает раба Божия Ольга Ф.: "В сентябре 2004 года я приходила к блаженной Марфе на могилу и молила ее о семейном благополучии. Дело в том, что я мать-одиночка. Буквально в ноябре этого же года я встретила человека. Он меня любит, а сына просто обожает. Все делает по дому. Я очень благодарна блаженной Марфе за свое семейное счастье".

Рассказывает раба Божия Галина: "Блаженная Марфа Царицынская помогла моим внукам. Когда старшему, Андрею, было 9 лет, он был "одержим" воровством. Ничего нельзя было оставить дома, в карманах, он все тащил. Беседовали с ним и родители, и батюшка, ничего не помогало. Бедный ребёнок говорил: "Я не могу удержаться". Мы отслужили с ним 3 раза панихиду на могиле блаженной. Через некоторое время он говорит: " Мне больше не хочется воровать". Через три года та же беда постигла и младшего внука. И опять обратились к блаженной Марфе за помощью. Она не оставила нас в беде. Я очень советую всем у кого проблемы с детьми, приходите к матушке Марфе (на могилку). Служите панихиды на ее могилке, она поможет Вам. Да спасет вас Бог по ее святым молитвам!"

Рассказывает раба Божия Любовь Г.: " Год назад в моей жизни была "черная полоса неудач". Моя близкая подруга подала на меня в суд (4 иска). Я была в отчаянии. От знакомой я узнала про могилу блаженной Марфы. Пришла на могилу с запиской о помощи. И действительно я сразу поняла, что блаженная Марфа поможет мне. Я выиграла все суды. Блаженная Марфа, моли Бога о нас!"

Из рассказа рабы Божией Татьяны С.: "... У меня двое несовершеннолетних детей. Мой бывший муж несколько лет хочет разделить квартиру. Подал в суд. Я сходила на могилу к блаженной Марфе и попросила у нее помощи сохранить квартиру. Муж ушел из дома и не говорит больше об обмене. Я очень благодарна блаженной Марфе, которая творит чудеса".

Рассказывает раба Божия Любовь Б.: " В апреле 2004 года в нашей семье случилась беда - ушла дочь из дома. Больше полутора месяца ее не было. Я искала её, где могла. В начале июня пришла на могилу к блаженной Марфе просить о помощи. Три раза обошла могилку с молитвами "Отче наш..." и "Богородице...". На третий день дочка вернулась домой. Я снова пришла на могилочку к матушке - благодарить ее за молитвенную помощь".

Из рассказа рабы Божией Валентины: "По совету благочестивых людей я побывала на могилке у блаженной Марфы 7 раз с молитвами и прошением. Она услышала меня, грешную и помогла. Был освобожден прямо из зала суда мой родственник, которому неминуемо грозила тюрьма. Помяни, Господи, душу блаженной Марфы и ее молитвами спаси нас!"

Настоятель Храма во имя священномученика митрополита Иосифа Астраханского иеромонах Леонид (Исаев) всем православным людям советует: "Дорогие братья и сестры во Христе, прежде чем обращаться с молитвой к матушке Марфе, нужно хотя бы несколько дней поститься, чистосердечно исповедоваться, причаститься Святых Животворящих Христовых Таин, т.е. Тела и Крови Христовой, чтобы Господь прибывал в нас. В этом случае уже матушка Марфа может ходатайствовать о нас перед Господом. В этом и есть весь смысл нашей жизни!

Преподобный Ефрем Сирин говорил: "Причина болезни - грех, собственная воля..." Не нужно забывать, что безгрешные дети страдают за грехи родителей. Всем нам необходимо стремиться жить по заповедям Господним, но мы немощные часто оступаемся, творим свою волю, как правило, болезнь и скорби напоминание нам, что пора опомниться. Самое главное, когда беда приходит в дом, не отчаиваетесь, нужно уповать на милосердного Господа нашего Иисуса Христа. Необходимо каяться, молиться, творить богоугодные дела любви и милосердия, к этому всегда призывала блаженная Марфа.

Не будем забывать, братья и сестры, слова свт. Иоанна Златоуста, что испорченность души есть причина болезней телесных, вспомним и слова свт. Феофана Затворника: "Есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье... Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за этим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ея тяжесть обычную от многих забот".

Мы знаем, что блаженная Марфа Царицынская была духовной дочерью св. праведного Иоанна Кронштадтского, который советовал: "Хочешь быть постоянно здоров и покоен? Выплакивай или выстрадывай свои грехи, ежедневно совершаемые, и поверь - будешь всегда здоров и покоен".

Готовится материал к прославлению блаженной Марфы Царицынской. Просьба ко всем православным людям, кто, узнав о блаженной Марфе, мысленно обращался к ней за молитвенной помощью, и вскоре получил просимое, предоставить записанные свидетельства настоятелю кладбищенской церкви иеромонаху Леониду (Исаеву). Спаси вас Господи по молитвам блаженной Марфы!

(Могила блаженной Марфы расположена на Центральном кладбище г. Волгограда. У железнодорожного вокзала нужно сесть на троллейбус 7 или 10, остановка "Техникум". Работники Храма Cщмч. Иосифа митрополита Астраханского всегда подскажут вам, как найти могилу блаженной Марфы.

Адрес кладбища и Храма: г. Волгоград, ул. Карла Либкнехта 2а, Центральное "Димитриевское" кладбище, храм Cщмч. Иосифа митрополита Астраханского.)

Блаженная Марфа Царицынская, моли Бога о нас!

Местонахождение: Дзержинский район, Центральное (Димитровское) кладбище.

На Центральном (Димитровском) кладбище Волгограда есть святое паломническое место. Это могила известной в Царицыне начала XIX века женщины – блаженной Марфы. Еще при жизни она лечила людей, предсказывала их будущее и будущее своей страны, в том числе Первую мировую и Гражданскую войны. Сегодня к ее праху приходят верующие, чтобы, прикоснувшись к могиле блаженной, найти исцеление и покой в семье и душе.

Марфа родилась в Царицыне в 1880 году. Она была городской девочкой, единственным ребенком в богатой купеческой семье. Когда она была гимназисткой, отец отправил ее в Петербург. В столице она познакомилась с Иоанном Кронштадтским, который, увидев девочку, велел Марфе «проповедовать людям о Христе». Отец ругал ее: «Туда умная поехала, оттуда дурой вернулась». Не такой судьбы хотели родители для своей единственной дочери, которой уже и жениха подобрали.

Марфа отказалась от обеспеченной жизни, сначала вернулась в Петербург, где выполняла возложенную на нее миссию. После смерти Иоанна Кронштадтского в 1908 году она переехала обратно в Царицын, где продолжила свой путь. Вскоре люди окрестили ее блаженной. Первое время она жила в сарае, который стоял во дворе родительского дома. Многие семьи были рады видеть в гостях блаженную Марфу, потому что стали замечать, что после ее прихода излечиваются больные, в семье воцаряется мир и покой.

Бесплодным она дарила пополнение в семье, больным – здоровье, несчастным – счастье. И только плохих людей юродивая обходила стороной. Как и все блаженные, она была провидицей. Говорила, как правило, притчами. В 1910 году в Царицын к Марфе приезжала императрица Александра Федоровна, супруга Николая Второго. В книге «Письма царской семьи из заточения» церковный историк Евгений Евлампиевич Алферьев так описал свидание императрицы с блаженной Марфой: «Когда юродивая оказалась в присутствии царицы, она развернула восемь кукол, завернутых в газету. С силой бросив их на пол, она закричала: «Это вы, это вы, все вы!» Затем из чайника облила кукол красной жидкостью и подожгла их спичкой. Когда все куклы вспыхнули, она воскликнула: «Вот ваше будущее! Вы все сгорите! Я вижу кровь! Много крови...»

Как-то Марфа стала часто появляться то в красной юбке, то в красной кофте. Поднималась на крышу отцовского дома и кричала с крыши: «Война! Война!» Так она предсказала Первую мировую войну. Перед Гражданской войной Марфа предупреждала: «Скоро солдатики придут, будем чаем поить». Вскоре многим жителям Царицына пришлось принимать в свои дома на постой солдат и офицеров. Блаженную Марфу все спрашивали: «Кто же победит?» Она отвечала: «Красные петушки».

Большую роль сыграла блаженная Марфа при сборе средств на строительство Свято-Духова монастыря . Люди, почитавшие Марфу, активно жертвовали деньги и сами участвовали в его возведении. В Свято-Духовом монастыре позже даже была маленькая келья для Марфы.

О себе Марфа говорила, что будет трижды перезахоронена. Так и случилось. Она умерла в 45 лет и была похоронена в Свято-Духовом монастыре. Когда большевики устроили в нем концлагерь, мощи Марфы перенесли в Алексеевскую церковь, и только потом она была перезахоронена на Димитровском кладбище.

Сегодня к могиле блаженной Марфы ведут указатели. Говорят, что, если кусочек земли с ее могилы приложить к больному месту, оно обязательно излечится. Каждую субботу служители храма святого Иосифа Астраханского, который находится на территории кладбища, совершают торжественный ход на могилу блаженной, ведь это место считается святым.

cтатьи о Царицыне

История Волгограда богата самыми разнообразными событиями, однако, не во всём. Например, что касается церковной истории: во многих регионах России, ведущих своё происхождение от Киевской Руси, есть много выдающихся исторических имён различных церковных деятелей, святых, подвижников, основателей монастырей, строителей храмов. Нижнему Поволжью, куда русская цивилизация пришла только в XVI веке, в этом не повезло, эта часть истории развита у нас слабо. На сегодняшний день в истории Волгограда и Волгоградской области есть только два «официальных» святых – священномученик Николай в Верхнем Гнутове и игуменья Арсения из Серафимовичского монастыря . Впрочем, есть в истории Волгограда и ряд других имён – людей, которые не канонизированы, но почитаются. К числу таких имён относится знаменитая Блаженная Марфа Царицынская.

Марфа Царицынская – уникальный исторический персонаж в истории Волгограда. Она не только интересна своими пророчествами, но её биография ещё и вписана в широкий исторический контекст. Жизненный путь этой женщины, почти всю свою жизнь проведшей в Царицыне, затрагивает целый ряд исторических деятелей и мест как Царицына, так и других городов.

До сих пор это имя овеяно легендами и преданиями. Достоверных документальных источников о её жизни практически нет, всё, что мы знаем о жизни этой юродивой, жившей в Царицыне до и после революции, почерпнуто из воспоминаний современников (последние из которых ушли из жизни в 70-е), даже настоящую фамилию её мы узнали относительно недавно. Описания жизни Марфы, её городская слава, как ни странно, не находит никакого освещения даже в газетных описаниях повседневной жизни Царицына того периода. Впрочем, не так давно одна такая заметка всё же была, предположительно, обнаружена, она даёт совершенно другое восприятие образа Марфы Царицынской, что, впрочем, очень интересно с исторической точки зрения.

Биография Марфы Царицынской

О жизни Марфы в родительском доме известно немногое. Настоящая фамилия её – Медведская. Родилась Марфа в 1880-м году. Дом её родителей находился в нынешнем Ворошиловском районе, где-то в около современной Советской площади. У родителей, бывших довольно обеспеченными людьми, Марфа была единственным ребёнком. Известно, что она окончила одну из царицынских гимназий, что уже само по себе – показатель благополучия семьи. Девочкой Марфа любила общаться с паломниками и несколько раз уходила с ними. По окончании гимназии, девушка, по согласию родителей, уезжает в очередное паломничество, в Кронштадт, к известному тогда на всю Россию Иоанну Кронштадтскому.

Иоанн Кронштадтский, в миру Иван Ильич Сергиев – известный, канонизированный Русской Православной церковью протоиерей, проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель, член Святейшего синода с 1906 года, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Родившийся в селе Сура Пинежского уеза Архангельской губернии, будущий проповедник горит желанием принять монашество и поступить в миссионеры, чтобы проповедовать христианство народам Сибири и Америки. Однако, приехав в Петербург и пообщавшись с местными жителями, он обнаруживает, что жители столицы как он писал позднее, «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии». Этот вывод и определил его дальнейший путь и привёл его ко всероссийской известности. Нетрудно заметить, что именно это же убеждение и лежало в основе благословления, данного им Марфе, когда она приехала к нему из Царицына.

Иоанн Кронштадтский

Отец Иоанн Кронштадтский был человеком очень занятым. Известно, что его ежегодно посещало до 80 тысяч паломников, в среднем где-то по 220 человек в день. Народ ехал к известному проповеднику со всей России. Нетрудно себе представить, насколько много людей было всегда вокруг него. Однако, гостью из Царицына Иоанн Кронштадтский принял особо, поговорил с ней и дал особое наставление, которое определило всю её дальнейшую жизнь.

Считается, что Иоанн Кронштадтский предрёк Марфе, что она будет известной в Поволжье проповедницей, блаженной, что звать её будут Марфой. Марфа – это не её родное имя, а именно присвоенное ей Иоанном. По его словам её задача в жизни – ходить по земле и напоминать людям о Боге. Вернувшись домой, в Царицын, Марфа объявляет родителям, о своём новом имени, о том, что она не будет выходить замуж и что отныне принимает на себя подвиг юродства. Встретив полное непонимание родителей, Марфа уходит из дома и возвращается в Петербург.

После смерти Иоанна Кронштадтского, в 1908 году, Марфа вновь возвращается в Царицын. Первоначально она поселяется в сарае, на заднем дворе дома своих родителей. Марфа быстро обретает в Царицыне широкую известность, её приглашают в дома богатейших людей города. Она бывает как в богатых особняках, так и в трущобах. Считалось, что дом, где переночевала Марфа, ожидает благополучие, там исцеляются все больные, об этом по всему городу рассказывали истории. Марфа в Царицыне проповедует, собирает деньги на храмы, молится за больных.

Пережив в Царицыне Революцию и Гражданскую войну, Блаженная Марфа умерла в 1925-м году, в возрасте около 45 лет. Перед смертью она сказала, что хоронить её будут три раза. Это предсказание сбылось. Похоронили её первоначально на территории Свято-Духова монастыря. После закрытия монастыря, могилу перенесли на Алексеевское кладбище, к церкви, которую некогда по её наставлению построил купец Михаил Гурьев. Несмотря на гонения на церковь, к могиле Марфы и в 30-е годы туда потоком шли люди. Третье перезахоронение случилось уже после войны, на действующее и ныне Димитровское кладбище , при уничтожении Алексеевского.

Марфа: взгляд современников-почитателей

Рассказывать о Марфе очень сложно. Со временем жизнь её обросла множеством легенд, некоторые из которых совершенно очевидно надуманные. Например, из издание в издание перепечатывается информация (причём с красочными деталями), о том, что в Царицын приезжала императрица Александра Фёдоровна – встречаться с Марфой, и что та рассказала ей о предстоящей гибели царской семьи. Соответственно, истории меньшего масштаба передаются ещё менее критично. Впрочем, феномен Марфы Царицынской – это факт, он существует и какая-то определённая часть историй о ней, дошедшая до нас, несомненно, сопровождала её и при жизни.

Православие понимает под юродством особый подход к жизни проповедника, выражающийся в том, что человек, принявший на себя это служение, намеренно выставляет себя перед людьми глупым или безумным. Это позволяет ему прямо, не стесняясь и не вызывая у собеседников обид или желания спорить, говорить им в лицо об их пороках, грехах и заблуждениях. С поношениями и оскорблениями юродивый в своём служении встречается регулярно, однако его проповедь, как правило, имеет многократно большее воздействие на окружающих. Разумеется, юродивый должен вести самую простую, аскетическую, нищенскую жизнь. Известный юродивый XVI века Миколка Свят, встречаясь на улицах Москвы с самим Иваном Грозным, мог открыто ругать царя предрекать ему смерть от молнии за грехи. В ответ царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи, хотя любой другой человек за подобное поведение с царём был бы просто казнён в те времена. Другим знаменитым юродивым был Василий Блаженный, в его честь назван знаменитый собор на Красной площади в Москве.

Вокруг Марфы всегда было много людей, по городу о ней шла слава. Её рады были принять во многих местах, предоставить на ночлег хорошую комнату, но ночевала она обычно в сараях. Она активно собирала пожертвования на строительство Свято-Духова монастыря (возрождённого в наши дни на историческом месте на ул. Рокоссовского), из-за чего всегда ходила по городу с полными сумками. К ней приходили издалека, чтобы задать волнующий вопрос или просто поговорить. Были люди, с которыми Марфа общалась постоянно. Среди некоторых людей в Царицыне пошёл обычай ставить портрет Марфы рядом с иконами, за что она ругала тех, кто так делал, впрочем, сам этот факт о многом говорит в плане отношения к Марфе в то время. И где бы она ни появлялась впереди неё шла слава и ожидание предсказаний.

Пророчества как форма предсказания будущего не являются целью для юродивого. Его пророчества – это часто лишь форма обличения порока, греха, обещание будущей кары, иногда, как в случае с Миколкой и Иваном Грозным – даже угроза, но никак не готовая и понятная информация о будущем. И если в таком «пророчестве» действительно скрывается предсказание будущего – это предсказание невозможно использовать в текущий момент, поскольку оно никогда не понятно тому, к кому оно относится, его смысл становится понятен лишь тогда, когда слова уже сбылись. В истории жизни Марфы таких примеров много.

Марфа много лет общалась с некоей Евдокией Ивановной Ининой, у которой было четыре уже взрослых дочери: Луша, Груша, Анна и Евдокия. Сохранились свидетельства о том, что однажды старшую дочь Евдокии Ивановны, Лушу, Марфа перекрестила три раза, поцеловала и сказала: «А ты скоро поедешь в Москву». Луша на это ответила, что у них в Москве никого родных нет, и что ехать туда она не собирается. Марфа же сказала: «Найдутся родные и не мало». Луша спросила: «Как же я уеду, а как же муж и сын?». Марфа ответила ей, что все они в Москве и увидятся. Через три недели после этого у Луши случился сердечный приступ, и она внезапно скончалась. А ещё через месяц после этого умер и её муж, а потом и сын.

Жутковатое это пророчество едва ли Луша могла понять заранее. Это потом можно было уже истолковать, что речь, конечно, шла не о Москве, «Москва» была лишь условным символом, обозначающим пребывание где-то далеко, особенно по понятиям того времени.

У Марфы был свой специфический язык. Близкая к ней Антонина Мельникова научилась со временем понимать его. Она рассказывала: если матушка говорила: «Здесь безголовые живут»,– значит, хозяева были люди не очень добрые. Когда говорила: «Здесь австрийцы – живут», – значит, хозяева – люди неверующие. «Домов много, домов много, а ночевать негде», – означало, хозяева ночевать не примут. Если матушка, придя в дом, говорила: «Скоро блины будем печь». Значит, предупреждала, что скоро в этом доме кто-то умрёт.

Иногда такие предсказания носили характер явный, но всё равно их понимали только после. Так, однажды Марфа сказала хозяину одного из домов: «Скоро будем пить». Естественно, никто не понял, о чём речь. Но вскоре жена хозяина умерла, он же с горя «запил».

Когда к Марфе приходил человек, по её мнению хороший, она давала ему кусочек ржаного хлеба и говорила: «Понюхайте, как хорошо пахнет». Потом раздавала кусочки хлеба всем, приговаривая: «Уляша, покушай» (она всех звала Уляшами).

Перед началом Гражданской войны Марфа говорила жителям Царицына: «Скоро солдатики придут, будем чаем поить». И правда, Царицын полтора года был на передовой фронтов Гражданской войны, и многим жителям, кто выжил и остался в городе, пришлось принимать в свои дома на постой солдат и офицеров Красной и Белой армий.

Сохранилось свидетельство А.Ф. Леонтьевой, которая рассказывала про знакомство своих родителей с Марфой. Однажды Мария (мать свидетельницы) ждала мужа к ужину, и увидела в окно, что тот идёт домой с Марфой. Отчего-то Марии не хотелось принимать Марфу и она, чтобы та не засиделась, спрятала закипевший самовар в чулан. Войдя в дом, Марфа сказала: «А самовар в чулане кипит-кипит». У Марии на фронте был брат, Мария спрашивала Марфу о том, когда же брат вернётся домой. На это Марфа ответила ей: «Жди – не жди, пух-пух и всё». Брат с войны не вернулся.

Марфа была в Царицыне и в Гражданскую войну. Во время занятия города частями Белой армии, когда казалось, что Белые начали успешное наступление на Москву, Марфа отвечала на вопросы о том, скоро ли победа Белых, что победят «красные петушки». Марфе за это угрожали, а однажды отряд белых даже чуть не арестовал её за эти предсказания.

В 1925 году, незадолго до смерти Патриарха Тихона, Марфа вдруг заговорила, что скоро будут звонить колокола. Разумеется, никто не понял тогда, о чём идёт речь, и только после смерти Патриарха всем, кто слышал эти слова, стал понятен их смысл: по всему Царицыну звонили колокола.

Марфа: взгляд современников-скептиков

Как уже указывалось выше, практически все жизнеописания Марфы Царицынской основаны на воспоминаниях о ней разных людей, как правило почитающих её как святую. Однако, далеко не все в Царицыне разделяли подобную точку зрения, были и скептики.

В одном из номеров газеты «Волго-Донской край», вышедшем летом предреволюционного 1916 года, сохранилось одно интересное описание. В нём нет имён и утверждать на сто процентов, что речь идёт именно о Марфе нельзя, однако цитируемые в статье характерные обороты речи, а так же тот факт, что иных подобных личностей в Царицыне того времени не было, позволяют с уверенностью считать, что перед нами – описание случайного свидетеля городской сцены с Марфой Царицынской. Свидетеля постороннего, скептически настроенного (тем ценнее его свидетельство).

Анонимный автор (статья подписана «П.А. В-въ») пишет: «Перед моим окном – двор, в калитку которого целый день шмыгают люди. Во дворе сидит некая царицынская пифия и даёт ответы шмыгающим… Она окружена жаждущими прорицаний. Речь её бессвязна, отрывиста, нельзя разобрать, отвечает ли она на вопрос или душезрит собственное просветление и ответы на свои вопросы? Но её пророческие тезисы слушают внимательно, угадывают их содержание, толкуют по-своему. Совершилась кража. Кто украл? Это очень нужно знать собственнику и он вопрошает пифию. «Чужая вещь, – отвечает пифия, или просто говорит сама себе, – чужая вещь – мотылёк, пыльный цветик. Руки у тати будут клеймёные. Много мотыльков летает по свету. Хороша молодушка: тянутся к ней розовые рученьки, тянутся к ней корявые руки; в пыли мотылька будут. Все будут меченые». «А ты скажи, вещи-то найдутся?». «Найдутся, найдутся! Ищи! У Господа вещей много, которую облюбуешь, ту и возьмёшь. Чистые вещи, ни пылинки на них». Вопрошающий безнадёжно кивнул головой и отошёл.

Нет весточки о муже. «Стальная птица птицеванит по небу огнеликая. Адоликий невинные души губит небесным огнём. Иди чаевать, милочка. Твой муж…». – «Найдётся?». – «Иди чаевать. Иди мимо казарм: раз-два, раз-два, раз-два!». «Зашлась!» – сказал кто-то. «Не остановишь теперь». «Раз-два, раз-два… И ты иди чаевать» – обратилась пифия неизвестно к кому, но взгляд её был брошен на всех. «Чаевать – это хорошо», – пояснила одна из присутствовавших на прорицании.

«А вот я её осажу! – сказал скептически настроенный молодой человек. – Где твой жених, кумушка» – спросил он пифию, подмигивая толпе». «Смелые люди нужны для осады. Смелые люди нужны Богу. Со святыми упокой, Господи, душу». «Далеко, значит? – усмехнулся скептик, – Эх, бабы, слушают дуру!».

«А когда война окончится, бабушка?». – «Война во времени, мой цветик. Наступают времена и сроки. Утешится молодайка, чаевать будет. Милый с голубем беседовать станет. Откроет ему голубь великие обещания». – «Какой голубь, бабушка?». – «Многого хочешь. К знающим серая старость в гости идёт. Четыре голубя летело в мир с масличной лозой. Около них увивался белый коршун. Не сеял, не жал, собирал, разбойник, самовольно, города огнил, пепелил. Исчезнет коршун во времени и сроках. Четыре голубя воспарят с масличной лозою над Араратом».

Подошли несколько школьников. «Скажи нам что-нибудь». – «Чего говорить то? Сплыли виды окиян-реки, сплыли к берегам вражеским. На дне окияна остались голыши, да мохом загрязнённые глыбы. Меч Хищного всё ближе, ближе к отрокам». – «А ты видела меч Хищного?». – «Беглецы знают меч Хищного. Я – глыба мохнатая, которая вопиет: горе!».

«Болтовня» – сказал человек в пиджаке и отошёл в сторону. «Болтается язык в оправе звенящей. Стон его слышен за горами, за долами. Среди бегущих облаков парит Хищник, среди бегущих на Восток. Рассыпались перья Хищника. Полёг он туманом, туманом, туманом, туманом…». – «Опять зашлась, голубушка…» .

Конечно, автор волен был толковать увиденное как угодно. Но, помня о том, что на дворе стояло лето 1916 года… Читаем мы на соседних страницах тех же газет: «Если вы желаете, чтобы усиление мощи наших доблестных армии и флота росло как можно быстрее, и чтобы скорее приблизился день окончательной победной развязки; если вы желаете, чтобы Россия явила лишний раз доказательство своей сплочённости и веры в себя и тем бы усилила уныние в стане врагов – покупайте новый заем!». – Как «толковать» слова об окончательной победе накануне полного краха? Не выглядят ли нам сегодня, знающим будущее для тех времён, мрачные образы «пифии», все эти летящие коршуны, мечи хищные и тому подобное – куда адекватнее слов о скорой и окончательной победе? В те дни был праздник в полиции, которой на 25% подняли жалование: долго ли им оставалось радоваться этому повышенному жалованию? Может быть, впору было послушать слова о летящих коршунах?

Впрочем, как бы там ни было, эта статья – замечательное свидетельство постороннего, прохожего, скептика.

Кладбищенская история

Однажды, общаясь с одним царицынским купцом, Михаилом Васильевичем Гурьевым, Марфа посоветовала Гурьеву потратить деньги на строительство нового храма. Гурьев почему-то спросил Марфу, сколько же этот храм простоит, на что та ответила: «Не важно, сколько он простоит на земле, на небесах он будет стоять вечно». Вскоре Гурьев получил благословление на строительство храма Алексия, человека Божия. Храм строят на кладбище, которое тогда располагалось сразу за полотном железной дороги, где ныне проходит мимо Ангарской улицы Вторая продольная. Был он построен уже во время мировой войны и действительно простоял недолго. В конце разговора Марфа сказала Гурьеву странную фразу: «Лежать со мной будешь на одном поле и будешь там первым».

Михаил Васильевич Гурьев умер в 1933 году. Он хотел, чтобы его похоронили на Алексеевском кладбище, рядом с могилой Марфы, да и предсказание о том, что будет он лежать с ней на одном поле, как будто бы и говорило об этом. Но Алкексеевское кладбище в тот год закрыли, а открыли взамен новое, Димитровское. Гурьева похоронили на нём первым, так они впрямь стал первым на этом поле, но получилось, что захоронен он оказался не с Марфой. Однако, после войны Алексеевское кладбище ликвидировали, и останки Марфы снова перенесли – на Димитровское кладбище. Так её действительно похоронили в третий раз – и, как и говорилось, теперь она оказалась с Гурьевым действительно на одном поле!

Могила Марфы Царицынской на Димитровском кладбище

Наше время

Марфа Царицынская не затерялась для города в вихре событий XX века. Её могила и сегодня существует на Димитровском кладбище, где сохранилось очень много довоенных захоронений. У могилы Марфы и в наши дни всегда есть люди, как и в давние, довоенные времена. В Волгоград специально приезжают люди из других городов чтобы посетить могилу Блаженной Марфы. Целый ряд сайтов полон рассказов о чудесных исцелениях, произошедших на могиле Блаженной. Мы, разумеется, не ставили своей задачей как-то оценить эти истории, а лишь рассказать, по возможности об этом нашем городском феномене.

Марфа подарила ребенка

Так получилось, что на центральное кладбище Волгограда к могиле Блаженной Марфы мы отправились в пасмурный дождливый день. Дорогу к Марфе подсказали работники кладбища, к которым в последнее время часто пристают с подобными расспросами. - Пройдите прямо по центральной аллее, а где нужно будет завернуть, увидите указатель.

Петляя по дорожкам, мы следовали многочисленным подсказкам с надписью «св. Марфа». Когда до могилы оставалось метров 20, ветерок принес удивительно приятный сладковатый аромат. Сразу вспомнились рассказы батюшки о том, что от могил святых исходит особый запах. Несмотря на легкий моросящий дождик, свечи у креста с фотографией Марфы не тухли. На нас глядело красивое лицо с добрыми глазами и взглядом, который в народе называют блаженным.

Как студентку спасли от греха При жизни Марфа вылечила сотни жителей Царицына . В волгоградской епархии говорят, что к ним приходили десятки людей, которые исцелились, побывав на могиле Марфы. А ведь наверняка, многие не стали афишировать происшедшее с ними чудо. - Знаю случай, когда, придя на могилу Блаженной Марфы и обратившись к ней с молитвами, одна женщина избавилась от тяжелой кожной болезни. Другая стала легко переносить климакс, а до этого сильно мучалась. Подобных примеров могу привести множество, - заверил нас пресс-секретарь Волгоградской епархии, кандидат исторических наук Сергей Иванов . - Вот только люди не хотят, чтобы их имена предавались огласке. Предпочитают разделять радость со своими близкими и батюшкой.

Часто, благодаря Марфе, мужья бросают пить, возвращаются в семью. Так повезло молодой женщине из Жирновска . Вернувшись из Волгограда, где она посетила могилу Марфы, она сначала не поверила, увидев как трезвый муж играет с детьми. До этого он постоянно пил и не подходил к сыну и дочке.

А молоденькая студентка, отчаявшись сдать сессию, хотела даже соблазнить преподавателя, но вовремя обратилась к Марфе и легко сдала экзамен. - К могилам монахинь, блаженных, которые при жизни исцеляли людей, народ всегда шел за чудом. Но помощь приходит только к тем, кто верит в Бога, - объясняет Сергей Иванов.

Где еще в области есть святые могилы?

В Волгоградской области известны еще два захоронения, у которых люди молятся о спасении. Это могила монахини Раисы у Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря в Серафимовичском районе и могила семи братьев-монахов у Кременско-Вознесенского монастыря в Клетском районе. - Кроме того, мы ищем захоронение игуменьи Арсении (Себряковой ), настоятельницы Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Ее мощи были выкопаны большевиками в 18-м году и облиты серной кислотой. Но очевидцы утверждали, что вреда никакого им от этого не было. Верующие выкрали мощи Арсеньи и перезахоронили в неизвестном месте. Постараемся его отыскать. Потом планируем канонизировать игуменью Арсению, - делится задумками епархии Иванов. - А в ближайшее время издадим книгу о Блаженной Марфе, и возможно она тоже будет теперь уже официально причислена к лику святых.

Из досье «КП» Марфа Медвенская родилась в 1880 году в Царицыне в богатой семье. В народе ее прозвали Блаженной, потому что с детства она была очень набожной. Маленькой девочкой Медвенская одна отправилась в Питер к Иоанну Кронштадтскому. Посмотрев на Марфу, чудотворец и протоирей сказал, что она должна ходить по простым людям и напоминать им о Боге. Вернувшись в Царицын, Марфа отказалась от богатств и стала ходить по городу, выполняя возложенную на нее миссию. Вскоре люди заметили, что, пообщавшись с ней, больные исцеляются. В 1910 году в Царицын к Марфе приезжала императрица Александра Федоровна (супруга Николая Второго). И Марфа предсказала всей царской семье гибель. А о себе говорила, что будет трижды перезахоронена. Так и случилось. Умерла Марфа в 45 лет. Похоронили ее в Свято-Духовом монастыре. Когда большевики устроили в нем тюрьму для кулаков, мощи Марфы перенесли в Алексеевскую церковь, а потом на Центральное кладбище.