Главная · Электробезопасность · Бог гермес что у него в руках. Бог гермес (меркурий). Молитва богу торговли меркурий

Бог гермес что у него в руках. Бог гермес (меркурий). Молитва богу торговли меркурий

Гермес (Меркурий)

Hermes (Mercurius) (῾Ερμη̃ς) (῾Ερμείας)

РОЖДЕНИЕ ГЕРМЕСА (МЕРКУРИЯ)

Гомер, Вергилий, а также почти все древние авторы единодушны во мнении, что Гермес, или Меркурий (далее по тексту Меркурий), сын Зевса (Юпитера) и Майи, дочери Атланта, одной из Плеяд (Hesiod. theog. 938), рожденный в пещере на ледяной вершине аркадской горы Киллены* (поэтому Κυλλήνιος).

Мать Меркурия - Майя, произвела его на свет на вершине горы, ибо Меркурий Философов всегда рождается на высоте. Заметим, однако, что "Майя" было одним из имён Кибелы или Земли, и имя это означает "мать" или "кормилица", или "бабушка". Неудивительно поэтому, что она была матерью Меркурия Философов, или скорее его кормилицей, как говорит Гермес: "nutrix ejus terra", что означает "Земля вскармливает его" (Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста). Поэтому Кибела считалась бабушкой богов, т.к. Майя - мать Меркурия Философов, а от этого Меркурия рождаются все герметические боги.

С точки зрения Герметической Философии интересно мнение Павсания по этому поводу, который противоречит Гомеру и Вергилию и утверждает, что Гермес родился на горе Корик, вблизи Танагры и что новорожденного обмыли в воде набранной из трёх родников.

Философский Меркурий должен быть очищен и обмыт трижды в своей собственной воде, также состоящей из трёх; и потому Михаил Майер повторил вслед за одним из древних: "Найдите женщину, стирающую бельё и делайте как она" ** . Бельё это пишет этот же автор, нельзя выстирать простой водой, а только той, которая превращается в лёд и снег под знаком Водолея. Поэтому-то, наверное, Вергилий и писал, что гора Киллена быля ледяная - Gelido culmine*** . В этой аллегории мы видим три омовения: первое - при заливке стирального раствора, второе - при стирке белья в воде, чтобы удалить грязь, снятую мылом, третье в чистой и светлой воде, чтобы получить чистое и белоснежное бельё.

Жан д"Эспанье по этому поводу пишет: "Меркурий Философов рождается, с двумя первородными пятнами - это грязная и нечистая земля, которую он впитал при своём зачатии, и которая смешалась с ним при коагуляции; второе пятно связано с водянкой. это сырая и нечистая вода, укрывавшаяся между кожей и плотью, от малейшего тепла она испаряется. Но её нужно очистить от этой земной проказы влажной баней и естественным омовением".

Некоторые древние авторы говорят, что Гермеса взрастили на портулаке, т.к. он жирный и полон влаги. Именно поэтому, очевидно Раймунд Луллий утверждает, что это растение имеет меркуриальную природу, так же как и большой лунник, мальва, чистотел и пролесник. Некоторые авторы заявляют даже, что китайцы умели извлекать из дикого лунника естественную жидкую ртуть.

Как только Меркурий родился, Юнона дала ему свою грудь, из которой молоко текло столь обильно, что младенец пролил его, и из пролитого молока образовался Млечный путь. По утверждению некоторых авторов, указание вскармливать дитя получила Опса, и с ней произошло то же самое, что и с Юноной.

Юнона даёт Меркурию своё молоко, т.к. когда меркурий очистится от своих пятен, сверху образуется вода молочного цвета, опадающая на него как бы для его питания. Сами мифологи считают Юнону влагой воздуха.

ВНЕШНОСТЬ МЕРКУРИЯ

Меркурия изображали красивым, высоким молодым человеком, очень жизнерадостным, с живыми глазами и спокойными чертами лица, свидетельствующими о тонком уме, и ласковой доброте. Его юношеский вид подчёркивал его подвижность.

Египтяне изображали Меркурия с наполовину чёрным и наполовину золотым лицом, а часто и с серебряными глазами. Этим они несомненно хотели указать на три главных цвета герметического делания - чёрный, белый и красный, в которые окрашивается меркурий в операциях Искусства, где меркурий, по выражению Философов, есть все: всякий ищет в меркурии мудрость, ибо он превращает, с ним превращают и посредством его приготавливают магистерий.

СВОЙСТВА И ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА МЕРКУРИЯ

Гимн Hom. hymn. in Merc. указывает на то, как Гермес, аркадский бог пастбищ, благодаря своей хитрости и ловкости доходит до своего достоинства и высокого положения в числе олимпийских богов и как он разграничивает круг своей деятельности от Аполлона, с которым у него первоначально много общих качеств.

Ум, ловкость и изворотливость во всех случаях - вот основные черты характера Меркурия. Благодаря этим качествам он, начиная с Гомера, - глашатай богов, гонец, исполнитель воли Зевса, посланник, приводящий своею ловкостью все к хорошему исходу (διάκτορος от глагола διάγω). Гермес никогда не бывает, подобно Ириде, только простым вестником.

И остальные свойства Гермеса, по которым он близок роду человеческому, как бог, приносящий помощь и дарующий счастье и благосостояние, основываются на одном коренном качестве, на его ловкости и изворотливой хитрости.

На природу и характер Меркурия довольно ясно указывает и свойство вскормившего его. Меркурий, как утверждают, воспитывался у Вулкана; однако он не проявил благодарности своему наставнику за его заботу, более того - он похитил инструменты Вулкана.

Наделённый таким плутоватым характером, мог ли Меркурий остановиться на этом? Он украл Венерин пояс, скипетр Юпитера, волов Адмета, пасшихся под надзором Аполлона. Аполлон захотел отомстить, но Меркурий воспрепятствовал его желанию, лишив того лука и стрел. Как только он родился, так сразу же поборол Купидона. Когда он вырос, ему давали много поручений. Он подметал зал, в котором собирались боги. Он делал всё необходимое, разносил приказания Зевса (Юпитера) и других богов. Он бегал день и ночь, главенствовал на собраниях, словом, не знал ни минуты покоя.

Однако плутовство Меркурия не обычного сорта. Он украл инструменты Вулкана примерно так, как может обворовать ученик своего учителя, становясь таким же учёным и занимаясь потом самостоятельно постигнутым искусством. Он всё почерпнул в школе Вулкана, и сам завладел его работой и качествами. То, что он похитил разукрашенный пояс Венеры и скипетр Юпитера, означает, что он становится то одной, то другим в течение операций Великого Делания.

Беспрестанно трудясь над очищением материи этого Искусства, Меркурий подметает зал собраний и готовит его к приёму богов. То есть различных красок: чёрного или Сатурна, затем серого или Юпитера, цитринового или Венеры, белого или Луны, или Дианы, шафранового или цвета ржавчины - Марса, пурпурного - Солнца или Аполлона, а также и других, встречающихся на каждой странице писаний адептов.

МЕСТО МЕРКУРИЯ В БОЖЕСТВЕННОЙ ИЕРАРХИИ

Посланник богов и проводник мёртвых к Аиду

Послания богов, разносившиеся им день и ночь, - это циркуляция в сосуде в течение Великого Делания. Зевс делает его глашатаем богов, имеющим также обязанность провожать мертвых к Гадесу. Работа, которую выполнял Меркурий, сопровождая мёртвых в мир Плутона и выводя их оттуда, означает растворение и коагуляцию, фиксацию и приобретение летучести материей Великого Делания.

Бог сновидений

Меркурий всегда считался самым бдительным из богов. Он не спал ни днём не ночью, и, если верить Гомеру**** , уже в первый день своей жизни он играл на кифаре, а вечером того же дня выкрал коров у Аполлона. Поэтому, в качестве посланника Зевса он также являлся богом сновидений и податель сна, закрывающий посредством своего жезла глаза людей и возбуждающий их снова к жизни. Поэтому ему приносили возлияния перед сном.

Бог изобретений и открытий

Меркурий - бог разнообразных изобретений и открытий. Он изобрёл лиру, приладив девять струн к черепашьему панцирю, подобранному им на берегах нила, и первым определил три тона музыки: низкий, средний и высокий. Тона музыки и лад инструментов, изобретённых Меркурием, указывают на пропорции, вес и меру как веществ, входящих в состав магистерия, так и способа установления силы огня, который нужно подавать постепенно, как пишет Николай Фламель, и в геометрической пропорции, согласно д"Эспанье.

"Возьмите одиннадцать крупинок вашей земли, крупицу нашего золота и две крупицы нашей, а не вульгарной Луны, поместите всё в наш сосуд и на наш огонь. Результатом этих пропорций получите гармоничное целое, о котором мы уже говорили, когда речь шла о дочери Марса и Венеры Гармонии".

Меркурий изобрёл также сирингу, буквы и числа, богослужения, оливковое дерево и т.д.

Бог гимнастики (ἐναγώνιος)

Бог ловкого, умного слова (λόγιος, facundus)

Бог промышленности и торговли

Бог, доставляющий богатство посредством хитрости и обмана, даже посредством кражи и ложной клятвы, если все это исполняется только с известного рода грацией и изворотливостью.

Бог дорог

Бог стад и пастбищ

Он сохраняет и множит стада, он бог стад и пастбищ. Благотворящий бог справедливо заслуживает названия ἐριούνιος, ἀκάκητα, δωτὴρ ἐάων, χαριδότης.

Бог науки и религии

Страбон говорит, что Меркурий дал законы египтянам, обучил философии и астрономии жрецов Фив. Марк Манилий***** , в свою очередь, утверждает, что Меркурий первым заложил основы религии у египтян, установил её обряды, открыл им причины многих природных явлений.

Бог воров и жуликов

Меркурий - покровитель жуликов, т.е. шарлатанов и тех суфлёров, которые разорились, работая с материей, называемой ими ртутью, а теперь силятся возместить свои убытки за счёт кошелька невежественных и слишком легковерных глупцов.

Бог, приносящий прибыль и благо

Уже в догомеровское, в пеласгийское время он был бог, приносящий прибыль и благо, имеющий обширный круг действий, приводящий все в жизни природы и человеческой, и его могущество было велико на небе и на земле. Но, когда в благоустроенном небесном царстве на Олимпе он должен был подчиниться Зевсу и взять свое место среди остальных олимпийских богов, он лишился своей первоначальной полной власти и должен был довольствоваться положением слуги, подвластного высшему распорядителю и управителю мира; но и в этом подчиненном положении все-таки его деятельность весьма разнообразна.

ДЕЯНИЯ МЕРКУРИЯ

Кража коров, лука и стрел у Аполлона

Тотчас после рождения Гермес оставляет пелены и пещеру матери и крадет 50 коров из стада богов, которое Аполлон пас в Пиерии. Аполлон узнает вора посредством своего дара предвещания; но т.к. Гермес не хочет сознаться, то Аполлон уводит его на Олимп и представляет Зевсу, который приказывает ему возвратить коров. Но когда Аполлон слышит, как Гермес играет на лире, которую он сделал себе из черепахи, он за этот инструмент отдает ему своих коров, которых с тех пор пасет Гермес; также он дает ему золотой, с тремя ветками, жезл счастья и богатства и отправляет его к Фриям, трем крылатым девам на горе Парнассе, чтобы он от них научился предвещанию нижней степени, между тем как он сам оставляет за собой высшее предвещание.

Меркурий, говорится в мифе, не только похитил быков, которых сторожил Аполлон, но даже и у него самого украл лук и стрелы.

Освобождение Арея из оков Алоадов

Превращение Батта в камень

Меркурий превратил Батта в пробный камень, ибо Философский Камень и есть истинный пробный камень, служащий для опознания и отличия тех, кто бахвалится, что знает, как совершить Великое Делание, кто оглушает остальных своей болтовнёй и кто не сможет подтвердить свои слова делом. К тому же пробным камнем проверяют золото, и это вполне отвечает истории с Баттом.

После кражи быков и лука со стрелами у Аполлона, Меркурий переоделся и явился к Батту спросить, не слышно ли чего об угнанных волах. Его изменённая одежда - это Меркурий Философов, бывший сначала летучим и текучим, а теперь ставший фиксированным и принявшим вид порошка; порошок этот есть золото, и, по-видимому, сам не способен его производить, хотя и добывает его из других металлов, содержащих части начало золота. После из трансмутации необходимо обратиться за помощью к Батту или пробному камню, чтобы выяснить, что сделалось с несовершенными металлами, которые тот видел до их трансмутации. Овидий приводит ответ Батта:

..."Стадо

Там под горой", - отвечал. И было оно под горою.

Внук же Атланта, смеясь...

Метаморфозы, II, 703-705

Сначала они находились на одних горах

Защита Одиссея от козней Кирки

(Hom. Od. 10, 277 слл.);

Сопровождение Приама в палатку Ахиллеса

Убийство камнем Аргуса, сторожащего Иону

После растворения материи и разложения, эта материя Философов приобретает всевозможные цвета, исчезающие, лишь, когда, она начинает коагулироваться в камень и фиксироваться. Это Меркурий убивает камнем Аргуса, (почему, вероятно, и получил название ᾽Αργειφόντης).

Муза! Гермеса восславим, рождённого Майей от Зевса!

Благостный вестник богов, над Аркадией многовечной

И над Килленою царствует он...

(Гомеровские гимны, III, 1-3)

Вам же Меркурий - отец, а он на студёной Киллене

В горных лесах был зачат и рождён Юпитеру Майей...

(Энеида, VIII, 138-139)

Реальный словарь классических древностей, (0015/0340-346).

ГЕРМЕС (МЕРКУРИЙ)

Среди гомеровских гимнов обширный посвящен этому богу новых вестей, покровителю путников, торговли и богатства, проводнику душ в царство мертвых. Вот фрагменты этого гимна:

Муза! Гермеса восславим, рожденного Майей от Зевса!

Благостный вестник богов, над Аркадией многовечной

И над Килленою царствует он…

…Сонма великих богов избегая,

В густотенистой пещере жила пышнокудрая нимфа.

Там-то на ложе всходил к ней Кронион глубокою ночью,

В пору, как сон многосладкий владел белолокотной Герой.

Втайне равно от богов и людей заключен был союз их.

Время пришло - и свершилось решенье великого Зевса:

Сын родился у богини, - ловкач изворотливый, дока,

Хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатый, разбойник,

В двери подглядчик, ночной соглядатай, которому вскоре

Много преславных деяний явить меж богов предстояло…

…Как через грудь человека, которого злые заботы мучают, быстрые мысли несутся одна за другою,

Как за миганием глаза другое мигание приходит,

Так у Гермеса за словом немедленно делалось дело.

Поясним: Майя - дочь Атланта и Плейоны, дочери Океана. Для римлян Майя была еще и богиней земного плодородия; ей приносили жертвы и ее чествовали 1 мая. Майю с сестрами Зевс вознес на небо, превратив в созвездие Плеяд. Аркадия - центральная область Пелопоннеса, где было развито скотоводство. Киллена - горный хребет в Пелопоннесе.

Ну а что касается «преславных деяний» Гермеса, то начал он с того, что, еще будучи грудным младенцем, покинув колыбель, отправился на поиски приключений. Однажды он залюбовался прекрасным стадом коров Аполлона и решил украсть их. Чтобы вора не нашли по следам коров, он к их копытам привязал «шлепанцы» из дубовой коры. Хватившись коров, Аполлон не смог их разыскать и объявил о награде тому, кто отыщет вора. Сатиры увидели две коровьих шкуры, растянутые у входа в пещеру, где в колыбели покоился лукавый Гермес. Явился Аполлон и потребовал вернуть ему стадо, но Майя возмутилась таким наветом на грудного младенца.

В конце концов Гермес вынужден был признаться в краже. Но Аполлон так и не получил свое стадо. Гермес очаровал его игрой на лире, которую сам изобрел и смастерил. В обмен на этот инструмент Гермес получил коров Аполлона. А пока они возвращались к пещере хитроумного младенца, тот смастерил пастушью свирель. Ее напев так понравился Аполлону, что он предложил за этот инструмент свой золотой жезл. На том и порешили.

Когда Зевс узнал об этой истории, то долго смеялся и сделал Гермеса своим глашатаем и составителем торговых договоров, с условием, что юный бог будет говорить правду и соблюдать права собственности. Гермес обещал не лгать, хотя и не обещал говорить всю правду. Своим глашатаем сделал его и Аид (Гадес), владыка царства мертвых.

От Зевса Гермес получил жезл-кадуцей с белыми лентами, знак вестника богов, широкополую шляпу от дождя и солнца, крылатые золотые сандалии, переносившие Гермеса со скоростью ветра.

Проказы Гермеса заходили достаточно далеко. Однажды он украл у Зевса скипетр, а у Посейдона трезубец. Даже у свирепого бога войны Ареса он сумел похитить меч, а у Аполлона - стрелы. Но это все было сделано в шутку, на потеху богам.

Гермес одинаково вхож как в царство живых, так и в царство мертвых. Золотой его жезл обладает магической силой. Этим жезлом может бог усыплять и пробуждать людей (переход в сон - словно в мир иной). По его воле сон может стать вещим. Тем более что он был обучен искусству гаданий, да и сам изобрел игру в кости и способ гаданий по ним.

Гермес необычайно таланлив. Он помог богиням судьбы составить алфавит, изобрел музыку, астрономию, музыкальные инструменты, а также искусство гимнастики и кулачного боя.

На закате античности, когда расцвели суеверия, пользовались популярностью астрология и оккультные (тайные) науки, возник образ Гермеса Трисмегиста («Триждывеликого»); именем его совершали тайные обряды, вызывали духов, по-видимому, в связи с близостью Гермеса к «иномиру» мертвых, а также в память о его магических способностях.

В конце Средневековья (в эпоху Возрождения) вновь обрели популярность оккультные науки и образ Гермеса Трисмегиста; он вдохновлял алхимиков, мечтавших сотворить философский камень и синтезировать драгоценные металлы.

В Древнем Риме аналог Гермеса - Меркурий был богом торговли и прибыли; он считался сыном бога неба. Показательно, что с давних пор покровителем торговли в Европе считался бог, не отличавшийся честностью и правдивостью, а накопление богатства находилось в ведении посредника между миром живых и миром мертвых.

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора Немировский Александр Иосифович

Гермес В самом сердце центральной части Пелопоннеса Аркадии, которую греки называли «счастливой», высилась поросшая лесом гора Киллена. В пещере этой горы жила горная нимфа Майя, одна из дочерей титана Атланта. Заприметил с высоты своего Олимпа Зевс юную красоту Майи и

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Гермес Трисмегист Через тысячу лет после смерти Эхнатона Египет был завоеван Александром Македонским и широко открылся влиянию греческой культуры. Новая столица страны - Александрия - вскоре превратилась в один из важнейших центров античной философии и просвещения,

Из книги Эликсир и камень автора Бейджент Майкл

1. Гермес Трижды Величайший Вне всякого сомнения, с самого начала эксперимента под названием «человек» среди людей встречались колдуны, шаманы, предсказатели, чудотворцы и целители. Задолго до появления письменной истории такие фигуры уже выполняли функции – иногда

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

ГЕРМЕС В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес охраняет пути, посвященные ему гермы можно

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Сома-Геката-Веста и Будха-Гермес-Меркурий У скифов должен был быть «культурный бог», известный у других народов под именем ТОТА (египет.), ГЕРМЕСА (греч.), МЕРКУРИЯ (рим.), ТЕВТАТА или ОГМЫ (кельт.), ТИУ (сканд.), РАДОГОЩА (слав.) и БУДХИ (инд.), которому был посвящен вторник (Tuesday -

Из книги Алхимия автора Рабинович Вадим Львович

Из книги Мифы кельтских народов автора Широкова Надежда Сергеевна

Меркурий - Луг Утверждение Цезаря, что Меркурий был самым великим богом галлов, подтверждается большим числом документов, свидетельствующих о его культе в римской Галлии. Меркурию посвящено гораздо больше надписей (440), статуи и барельефов (350), бронзовых статуэток,

автора Йейтс Фрэнсис Амелия

Из книги Джордано Бруно и герметическая традиция автора Йейтс Фрэнсис Амелия

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора

5.2.4. МЕРКУРИЙ В нижней кайме листа 17, сразу после Сатурна мы видим большую обнаженную мужскую фигуру, стоящую на обеих ногах, слегка присевшую и указывающую рукой направо, см. рис. 1.78. Фигура изображена достаточно симметричной. Полностью симметрично нарисованы ноги

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги Испытание огнем автора Мощанский Илья Борисович

Операция «Меркурий» После разгрома англо-греческих войск на континентальной территории Греции ареной противостояния противоборствующих сторон стал остров Крит.Остров Крит является пятым по величине в Средиземном море (длина с запада на восток около 260 км, ширина от 20

автора Романов Борис Семёнович

ЧАСТЬ II ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ ГЕРМЕС, ЛЮБИМЕЦ БОГОВ «Бог Гермес, повелитель слов, с древности справедливо почитается всеми жрецами за общего. Он единственный также стоит во главе истинного знания о богах, один и тот же повсюду», - именно словами о Гермесе начинает свой

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

ГЕРМЕС, ЛЮБИМЕЦ БОГОВ «Бог Гермес, повелитель слов, с древности справедливо почитается всеми жрецами за общего. Он единственный также стоит во главе истинного знания о богах, один и тот же повсюду», - именно словами о Гермесе начинает свой трактат «О Египетских

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

Гермес Тригесмегист – кумир всех оккультитстов. Когда же «мудрость» человеческая поймет, что является посмешищем бесов! И что каждый «покоритель природы» – следует раввинистической «мудрости», которая изрекает, будто сам Господь на небесах читает талмуд, стоя по

Из книги Древние зодиаки Египта и Европы. Датировки 2003–2004 годов [Новая хронология Египта, часть 2] автора Носовский Глеб Владимирович

4.2.6.4. Меркурий В нижней кайме ковра на листе 17, сразу после Сатурна мы видим большую обнаженную мужскую фигуру, стоящую на обеих ногах, слегка присевшую и указывающую рукой направо, рис. 4.84. Фигура изображена достаточно симметричной. Полностью симметрично нарисованы ноги


Гермес , в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил этому людей.

Семья и окружение

Чтобы сделать бессмертным своего сына Эфалида, Гермес одарил его безграничной памятью. Как писал Аполлоний Родосский: "Даже когда он пересекал Ахеронт, реку в царстве мёртвых, забвение не поглотило его души; и хотя он живёт то в обители теней, то в земном мире, залитом солнечным светом, он всегда сохраняет воспоминания о том, что видел".

Когда боги бежали в Египет, он превратился в ибиса.

Имя, эпитеты и характер

Гермес Олимпийское божество догреческого, возможно малоазийского происхождения. Имя Гермеса понимается как производное от слова "герма", что указывает на фетишистскую древность этого божества. Герма представляла собой каменную колонну (либо груду камней, либо каменный столб) с вырезанной головой Гермеса и подчёркнутыми половыми органами.

Сначала гермы обозначали места погребений, позже устанавливались на перекрёстках дорог и, наряду с сакральной функцией, служили дорожными указателями. Они служили путеводными знаками, фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда эпитет Гермеса "превратный" - "Пропилей"). Широкое распространение получили Гермесовы столбы (гермы, имевшие вид столбов с головой Гермеса), они стояли на улицах, на площадях и при входе в палестры.

Гермес выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид или помощника на пути в царство мертвых, отсюда его эпитет Психопомп - "проводник душ". Гермес одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведет Геру , Афину и Афродиту на суд Париса .

В период поздней античности возник образ Гермеса Трисмегиста ("трижды величайшего") в связи с близостью Гермеса потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и так называемые герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения.

Иногда изображался с ягнёнком на плечах, как покровитель стад, отсюда еще один эпитет Криофор, то есть "несущий барана". Также известны и другие эпитеты Гермеса: Агорей "рыночный", как покровителя торговли; Акакет (или Акакесий) имеет одно из значений "помощник", "милостивый" или "неуязвимый", возможно этот эпитет связан с городом Акакесий в Аркадии; Долий "хитрец"; Ктарос "прибыльный"; Тихон "попадающий в цель", как приносящего удачу; Трикефал "трёхглавый", как покровителя перекрёстков.

Гермес шутник и весельчак, который любит розыгрыши. Он превосходит всех по хитрости, лукавству и изобретательности, хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства, не зря своим покровителем его считали именно воры и шулеры.

В римской мифологии почитался под именем Меркурия. У меонийцев с ним отождествляется Кандавл, легендарный царь Лидии, последний из династии Гераклидов.

Культ и символика

Согласно Геродоту, афиняне первыми из эллинов стали делать его изображение с напряженным членом, научившись этому у пеласгов, у которых было священное сказание. Первоначально Гермес - фаллическое божество, изображавшееся гермами. В 415 до н. э. гермы были уничтожены. Во времена Рима они потеряли связь с фаллическим культом Гермеса и стали изготавливаться в виде прямоугольной колонны, на которую водружался бюст человека или божества.

Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Гермеса, как "амбросийные" (буквально "бессмертные") золотые крылатые сандалии "таларии" и золотой жезл - керикион или кадуцей - средоточие магической силы, который он получил от Аполлона . Кадуцей имел на себе две змеи (в другом варианте - две ленты), которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Свой жезл Бог использовал, чтобы усыплять или будить людей - для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных. Еще одним атрибутом Гермеса служит широкополая шляпа "петас".

В средневековых книжных иллюстрациях Гермес изображается как символ планеты Меркурий (во многих европейских языках ртуть, которой в алхимии вплоть до 17 в. отводилась исключительно важная роль, носила имя этой планеты).

Гермеса чтили как покровителя молодых атлетов, в честь него строили стадионы, которые предназначались для различных соревнований атлетов, а так же школы, в которых занимались гимнастикой. Эти школы украшались скульптурами Гермеса.

Павсаний приводит легенду о беотийском городе Танагра, который был спасён Гермесом от чумы тем, что тот пронёс барана на своих плечах вокруг городских стен: "Что касается храмов Гермеса, то один посвящен Гермесу Криофору (Несущий барана), другой - Гермесу, которого они называют Промахос (воитель). Относительно первого наименования они рассказывают, что Гермес отвратил от них моровую язву, обнеся вокруг их стен барана; поэтому и Каламис создал статую Гермеса, несущего барана на плечах. Так и до сих пор на празднике Гермеса тот юноша, который будет признан самым красивым по внешности, обходит городскую стену с ягненком на плечах".

Гермес почитался на Анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. В Риме купцы справляли праздник Меркурия 15 мая. В этот день в 495 г. до н.э. ему был посвящён первый храм и учреждена первая коллегия купцов-меркуриалов. Жертвенник Гермесу также находился у так называемых вод Меркурия, где купцы окропляли свой товар, чтобы сохранить его от порчи.

Влияние на культуру и искусство

Ему посвящены III и XVII гимны Гомера, XXVIII орфический гимн.

Гермес действующее лицо трагедий Эсхила "Эвмениды" и "Прикованный Прометей", трагедий Еврипида "Антиопа" и "Ион", комедий Аристофана "Мир" и "Плутос", пьесы Астидаманта младшего "Гермес".

Многочисленные античные статуи Гермеса - "Привязывающий сандалию", "Гермес Бельведерский", "Гермес Олимпийский" и другие. Среди дошедших до нас произведений античной пластики: "Гермес с младенцем Дионисом " Праксителя, "Отдыхающий Гермес" в римской копии; известны также "Гермес Лудовизи", "Гермес Фариезе". В числе герм - пергамская копия произведения Алкамена. Среди рельефов "Гермес и хариты".

Иногда Гермес изображался как бог красноречия. В символике эпохи Возрождения и барокко Гермес - проводник душ (рельеф Малатестианского храма в Римини; фреска Рафаэля "Гермес вводит Психею на Олимп"), посланец богов (статуя "Меркурий Джамболонья), миротворец (картина П.П. Рубенса "Примирение Марии Медичи со своим сыном") и другие. Часто Гермеса изображали в обществе харит-граций (Я. Тинторетто "Меркурий и три грации"). В европейском искусстве 15-17 вв. особенно популярны сюжеты "Меркурий обезглавливает Аргоса" (Рубенс, Я. Иорданс, Веласкес, Рембрандт и др.), "Похищение Меркурием стад Адмета" (Доменикино, К. Лоррен и др.).

В искусстве 18 - начала 19 в.в. образ Гермеса находит воплощение главным образом в пластике (Г.Р. Доннер, Ж.В. Пигаль, Б. Торвальдсен и др.)

Гермес в современности

(69230)Гермес - околоземный астероид из группы аполлона, который характеризуется сильно вытянутой орбитой, из-за чего в процессе своего движения вокруг Солнца пересекает орбиты сразу трёх планет: Венеры, Земли и Марса. Обнаружен Карлом Рейнмутом 28 октября 1937 года.

Любопытно, что в наше время предприниматели очень часто используют имя Гермеса в названии своих фирм, занимающихся торговлей.

Гермес - Энергичный и озорной, как ребенок Украл коров у Аполлона, но добился его прощения, когда изобрел и подарил ему лиру. По воле Зевса он стал вестником богов и покровителем путников и торговцев, а также обмана, ловкости и состязаний. Носил шляпу с крылышками, в руках держал жезл. Гермес был известен в Древнем Риме как Меркурий (от лат. Mercurius) - бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов

Родителями Гермеса был верховный бог Зевс и нимфа Майя. МАЙЯ - происхождение этого имени следует искать в самых истоках индоевропейской (арийской) цивилизации. Корень слова «майя» тот же, что и в слове «магия», что поначалу определялось как чудесная способность Вселенной и Бога к перевоплощению и развитию. Позднее, во время упадка магизма в Индии, в слове остался только прямой смысл - иллюзия, обман, а понятие Майя получило персонификацию, превратившись в образ матери Богов. Майя, согласно греческой мифологии, нимфа гор, старшая из семи сестер-плеяд, дочерей Атланта и Плейоны. Ее роль в легендах и мифах интересна и разнообразна. Так, к примеру, от ее имени произошло название месяца мая в календаре римлян. Хотя от Майи происходят понятия как маята, маятник, и прочие, но одно из них еще указывает на такое значение как маяк, сама Майя почиталась в первую очередь как символ плодородия, на что указывает и перевод ее имени: «матушка», «кормилица». Интересно также, что богиня ацтеков с похожим названием - Майяуэль - также считалась богиней плодородия, а потому изображалась исключительно как женщина с 400 грудями. Что же касается Майи, то, по преданию, молодая нимфа была так прекрасна, что даже сам повелитель Олимпа Зевс не устоял перед ее красотой. В гроте горы Киллена Зевс спустился к нимфе, и плодом их любви стал очень хитрый и сообразительный мальчик, покровитель торговли и воров, сам бог Гермес... .

Майя не только живет до сих пор, но и каждый желающий может взглянуть на нее: в свое время вместе с остальными сестрами она была превращена в созвездие Плеяд, став одной из ярких звездочек на небосклоне. В славянской мифологии Стожары или ось мира, но понятно, что мира иллюзий, но все же остается образ маяка, как путь выхода из этого иллюзорного мира. Поэтому мы можем не только взглянуть на звездочку в небе, но ежесекундно ощутить ее влияние на себе. Рассмотрим это влияние на примере Гермеса.

Гермес — сын Зевса и Майи, богини дождевых туч, одной из дочерей Атласа. Его родина — Аркадия, где он родился в гроте горы Киллена. Тотчас после рождения он проявил основные черты своей натуры — хитрость и проворство. Подобно всем богам, развиваясь чудесным образом, он через 4 часа спрыгивает с колен своей матери и изобретает лиру, воспевая затем любовь Зевса и Майи.
Если Аполлон первоначально означал ласковое, нежное солнечное сияние, то Гермес по своему стихийному значению был представителем ветра и дождя. Дождь и солнечное сияние — оба исходят от высшего божества неба или, на языке мифологии, являются его сыновьями. Но и потеряв свое стихийное значение, оба они остаются добрыми, благодетельными существами. Поэтому понятно, что Гермес имеет в своей природе много общих черт со своим братом. Главное же различие между ними заключается в том, что Аполлон, как бог света, стал представителем высшего разума, тогда как Гермес олицетворяет собой практическую житейскую мудрость.
Прежде всего, он бог плодотворного дождя, а значит, является подателем всех благ в разнообразных обстоятельствах человеческой жизни. Он способствует умножению стад, он же ниспосылает людям благословение и успех во всех предприятиях. Грекам, которые во все времена были ловкими торговцами, Гермес должен был представляться особенно достойным поклонения как страж улиц и дорог, а также приятный спутник путешествующих купцов. Поэтому на больших дорогах ему воздвигали в знак поклонения так называемые гермы, каменные столбы или деревянные сваи с одной или несколькими головами (последние на перекрестках), которые в то же время служили указателями дорог. Они нередко располагались и на городских улицах и площадях. Но Гермес не только охраняет купцов в дороге, он также вселяет в них ум и лукавство, помогающее им перехитрить других.
Принимая значительное участие в жизни людей, Гермес в то же время является самым быстрым послом Зевса и искусным исполнителем его приказаний. В этом качестве его часто изображают поэты. С помощью своей золотой крылатой обуви он быстрее ветра мчится через земли и моря, чтобы выполнить поручения своего отца Зевса или других олимпийцев. Так, Зевс посылает его к нимфе Калипсо передать приказание о том, чтобы она отпустила Одиссея; к Эгисфу, чтобы удержать его от убийства Агамемнона; к Энею, чтобы принудить его к быстрому отъезду от Карфагена. Ему достаются иногда и более трудные поручения, например, убийство стоглазого стража Аргоса. В этом мифе стоглазый Аргос, несомненно, означает усеянное звездами небо. Гермес, бог ветра и дождя, делает его невидимым посредством вызванных им облаков.
Будучи посланником богов, Гермес является прообразом всех земных герольдов, которые в древности служили царям как посредники во всех трудных делах, и поэтому постоянно носит герольдский жезл. Это тот самый жезл, который некогда подарил ему Аполлон; он состоял из трех ветвей, одна из которых образовывала рукоятку, две других расходились вилкообразно и на конце сплетались в узел. Лишь позднее две последние ветви были обращены в змей. Этим жезлом Гермес наводит глубокий сон и пробуждает спящих. С этим жезлом сопровождает он души в преисподнюю. Всякая душа, покинув этот свет, предпринимает свое путешествие в царство теней в сопровождении Гермеса. В случаях, когда для предсказания вызывается дух кого-либо из усопших, он препровождает их души снова на землю. Таким образом он сделался посредником между двумя царствами. Так как сны тоже исходят из преисподней, то, естественно, их посылает спящим Гермес. Поэтому его молили перед отходом ко сну о хороших сновидениях.
Но самое идеальное представление о Гермесе заключалось в том, что под его специальным покровительством воспитывались юноши. В самом деле, можно ли было найти лучший образец для греческого юношества, чем посла богов, достигшего одинакового совершенства, как в физическом, так и в духовном отношении? Он самый быстрый бегун, самый ловкий метатель диска и кулачный боец, и если не выступает, подобно Аполлону, представителем высшего проявления духа, то все же обладает высшим практическим рассудком, которому греки придавали такое большое значение. Места состязаний и гимназии поэтому считались его учреждениями и их украшали его изображениями. Исходя из представления о Гермесе как о наставнике юношества, поэты сделали его даже изобретателем письменности. Ему приписывалось также искусство красноречия, на что греки остроумно намекали, принося ему в жертву преимущественно языки убитых животных.
Римский Меркурий, как уже показывает его имя (от mercari вести торговлю), был для римлян исключительно богом торговли и имел мало общего с греческим Гермесом. Его культ был введен вместе с культом Цереры, но остался чисто плебейским. Сословие купцов почитало в нем своего покровителя и приносило жертвы ему и его матери Майе в майские дни.
Первые художественные изображения бога представляли его то пастухом (несущим барана), то герольдом послом богов, но всегда в виде сильного бородатого мужа. Впоследствии Гермес приобрел более юношеский облик. С тех пор он всегда является безбородым, в полном расцвете юношеской силы, с широкой грудью, стройными и сильными ногами, слегка вьющимися волосами. Во внешнем образе бога удивительно соединены привлекательность и сила. Выражение ласковой благосклонности, витающей вокруг его тонких губ, и умный, пытливый взгляд задумчиво наклоненной головы — главные черты, из которых слагается образ Гермеса на фризе Парфенона