Главная · Монтаж · Большая христианская библиотека. Проповедь - первенец из умерших

Большая христианская библиотека. Проповедь - первенец из умерших

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 20-23 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его

«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор.15:20) . Показав, сколько зла может произойти от неверия в воскресение, он опять повторяет: «но Христос воскрес из мертвых» , постоянно присовокупляя: «из мертвых» , чтобы заградить уста еретиков. «Первенец из умерших» . Если Он «первенец» , то и они должны воскреснуть. Но если бы (апостол) под именем воскресения говорил об освобождении от грехов, а без греха нет никого, – и сам даже Павел говорит: «хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (1Кор.4:4) , – то кто же воскреснет, по вашему мнению? Очевидно, что у него речь о (воскресении) тел. А чтобы сделать это несомненным, он постоянно указывает на Христа, воскресшего во плоти; потом приводит и причину, потому что, как я сказал, когда что-нибудь утверждается, но не приводится причина, то учение не так скоро принимается многими. Какую же причину? «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:21) . Если человеком, то без сомнения имеющим тело. И посмотри на мудрость (апостола), как он доказывает еще с иной стороны необходимость (предложенной истины): побежденному, говорит, должно самому восстановить свое падшее естество и самому победить, потому что таким только образом может загладиться его бесчестье. Посмотрим же, о какой он говорит смерти? «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22) . Что же, скажи мне, все ли умерли в Адаме смертью греховной? Как (умер) Ной, праведный в роде своем? Как Авраам? Как Иов? Как все другие (праведники)? И все ли, скажи мне, оживут во Христе? Где же те, которые будут ввержены в геенну? Если это сказано о теле, то сказано верно; а если о праведности и о грехе, то неверно. Далее, чтобы ты, слыша слова: «все оживут» , не подумал, что и грешники спасутся, он присовокупляет: «каждый в своем порядке» (1Кор.15:23) . Слыша о воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние; если наказание не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и праведниками будет великое различие. Начаток Христос, потом же Христовы, т. е. верующие и благочестивые.

Гомилия 39 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Кирилл Александрийский

Хотя Слово бесстрастно, потому что по естеству Оно мыслится Богом, однако, по домостроительному усвоению, страдания Его плоти мыслятся Его собственными. Поэтому каким образом рожденный прежде всякой твари (Кол. 1:15) , через Которого произошли начальства, власти, престолы и господства (Кол. 1:16) , Которым все состоит (Кол. 1:17) , стал первенцем из мертвых (Откр. 1:5) и начатком усопших , если только не сделал собственное тело по природе способным пострадать, будучи Богом Словом?

По благодати Божией [Господь] вкусил смерть за всякого (Евр. 2:9) , отдавая за него собственное тело, хотя по естеству Он есть жизнь и Сам есть воскресение (Ин. 11:25) . Ибо, неизреченной силой поправ смерть, Он стал по своей плоти первенцем из мертвых (Откр. 1:5) и начатком из усопших … Поэтому даже если говорится, что воскресение мертвых произошло через человека , то мы разумеем под человеком рожденное от Бога Слово и что Им сокрушилась держава смерти.

Послания.

Свт. Феофан Затворник

Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть

Ныне же . То выводил я следствия из того, если Христос не воста; теперь беру истину, что Христос воста, и покажу вам, что отсюда выходит.– Или ныне же , на деле же, в настоящей действительности вот что есть. Из вашей мысли мрачная картина выходит; а в действительности не то есть, не то выходит по истинному исповеданию веры нашей.– И живописует α) картину воскресения всех (стихи 20–23) и β) преславное изменение всего по возустроении всяческих (стихи 24–28).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших

Но истинно Христос воскрес из мертвых и начатком стал воскресения всех мертвых .

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших

Показав, сколько рождается нелепостей от неверия в воскресение, повторяет слово и говорит как бы так: вот что следует, если нет общего воскресения, когда и Христос не воскрес. Но Христос воскрес. Посему будет и общее воскресение, и этих нелепостей не случится. Постоянно прибавляет из умерших , дабы заградить уста манихеев. Если Он - первенец из умерших, то, без сомнения, и им должно воскреснуть. Ибо первенец имеет и за ним следующих, например, когда из многих один сделает что-нибудь, начав первый, а прочие будут продолжать это.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших

Говоря это, Павел затрагивает лжепророков, которые отрицали факт рождения Христа, а через то - и Его воскресение во плоти, ибо нерожденные не умирают. Таким образом он доказывает воскресение Христа из мертвых, поскольку Он был человеком, дабы не оставалось сомнения в воскрешении Богом человеков из мертвых. Поскольку через прегрешения человека появилась смерть, правосудие Христа совершит воскресение из мертвых.

На Послания к Коринфянам.

Пелагий

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших

Если голова воскресла, то за ней следует и остальное тело.

11 . Чаю воскресения мертвых

В одиннадцатом члене Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира.

Воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут.

Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом , при жертвоприношении сына его Исаака (), Иовом , среди тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога » (); пророком Исаией: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (, и9).

Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом (Иез.гл. 37).

Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут " (). "Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения » (). Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день " (6, 54).

Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть мертвых, но живых » ().

Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в все умирают, так во Христе все оживут » ().

В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел – они будут духовны – нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: «сеется тело душевное, восстает тело духовное... не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые, воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся» ().

Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный.

Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся в предначатии вечного блаженства, а души грешников – в предначатии вечных мук. Такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека. Это ясно видно из притчи Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (). На это же указывает и апостол Павел, когда говорит: «имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Филипп. 1, 23).

Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви, и также через благотворения, совершаемые за них живыми, а особенно же через принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. С этою целью и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое всегда совершалось с самых времен апостольских. Это видно и из первой христианской литургии св. ап. Иакова: в ней поминовение усопших составляет одну из главнейших частей ее.

Св. апостол Иоанн говорит: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и даст ему жизнь " ().

Св. апостол Павел, в послании к епископу Тимофею пишет: »И так, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины « (Тим. 2, 1–4).

Св. апостол Иаков говорит: »признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная праведника " ().

Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Сам Господь сказал: «Бог же не есть мертвых, но живых, ибо у Него все живы " ().

Св. апостол Павел писал христианам: »а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни " ().

Еще в Ветхом Завете совершалась за умерших. Так, например, пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших » ().

Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов ().

Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании , так особенно на Священном Предании.

Беседа о всеобщем воскресении мертвых

Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании . Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном.

Еще в Ветхом Завете , на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых (; Исаия 26, 19; Иезекииль 37; Даниил 12, 2; 2Мак.7и др.).

И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного ().

Чрез пророка Осию Господь сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня ().

Когда Спаситель говорит о цели Своего пришествия на землю, указывает именно на жизнь вечную: «Так возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " ().

Во время пребывания Своего на земле Спаситель воскрешал мертвых и Сам воскрес из гроба, соделавшись, по слову ап. Павла, первенцем из мертвых ().

Апостолы ставили истину воскресения мертвых выше всякого сомнения и доказывали ее самою тесною связью с воскресением Христовым и со всею проповедью евангельскою: »Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ().

Кроме того, ап. Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в истине воскресения. «Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудные! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое; но дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное » ().

Сам Господь говорит: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода " ().

Да, дивное подлинное явление представляет нам сама видимая природа.

Зерно, брошенное в землю гниет, разрушается, тлеет; – и, что же? Тем и кончается? Нет, никак! Оттуда прозябает, вырастает колос с новыми зернами, во всем подобными истлевшему. Не чудо ли это, достойное всего нашего внимания? Не очевидное ли это свидетельство того, что Премудрый Творец в самой смерти полагает начало жизни и на разрушении созидает новое бытие?

Так, тайна воскресения мертвых всегда перед глазами нашими . Она видимо представляется нам в природе и утверждает нашу веру, и обличает наше маловерие.

Но, несмотря на это, в нашем уме может возникнуть вопрос: «как могут воскреснуть мертвые, когда тела умерших обращаются в прах и уничтожаются»?

Допустим и это, хотя в самой сущности этого не бывает. Как воскреснут мертвые? Так же точно, как начали жить ныне.

О прочем скажем так: не отвечающий Вам священник сам от себя, а святые апостолы Павел и Иоанн называют Иисуса Христа первенцем из умерших (1 Кор. 15: 20), первенцем из мертвых (Кол. 1: 18; Откр. 1: 5). Вместе с тем, в Библии приведены шесть поименованных случаев воскрешения из мертвых, произошедших до Воскресения Иисуса Христа. Из них три — из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар. 7: 17-23); сына Сонамитянки (4 Цар. 4: 32-36); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея — ученика и преемника пророка Илии (4 Цар. 13: 21). И три случая воскрешения — из Нового Завета: сына вдовы Наинской (Лук. 7: 12-15); дочери начальника синагоги Иаира (Лук. 8: 49-55); четырехдневного Лазаря (Ин. 11: 14, 38-44). Кроме того, в Мф. 27: 50-53 говорится о воскрешении в момент смерти Иисуса Христа непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

Однако в сказанном нет какого-либо несоответствия. Апостолы говорят о Воскресении Иисуса Христа в бессмертном теле. При Втором пришествии Христа мы все воскреснем в бессмертных телах. Апостол Павел пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15: 22, 23). В указанных же выше случаях воскрешения, тела людей оставались такими же смертными, как и ранее, при жизни.

Рассмотрим в данном вопросе еще один аспект. Как известно, ветхозаветный пророк Илия был взят Богом на небо живым: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала... Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 1, 11). Аналогичное сказано и в отношении Еноха: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11: 5). Из этого можно предположить, что тела не познавших смерти и находящихся на небе Еноха и Илии, являются бессмертными. Такими, в которых мы все воскреснем, то есть — телами воскресения. Однако даже допущение этой возможности (возможности нахождения Илии и Еноха в телах воскресения до Воскресения Иисуса Христа) не противоречит указанному выше первенству Христа. Ибо Спаситель был первым воскресшим из мертвых в бессмертном теле — первенцем из умерших , а Енох и Илия не видели смерти.

Ветхий Завет :

воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар. 7: 17-23); воскрешение сына Сонамитянки (4 Цар. 4: 32-36);
воскрешение человека, тело которого при погребении случайно коснулось костей пророка Елисея (4 Цар. 13: 21).

Новый Завет :

воскрешение сына вдовы Наинской (Лук. 7: 12-15);
воскрешение дочери начальника синагоги Иаира (Лук. 8: 49-55); воскрешение Лазаря, пробывшего в могиле четыре дня (Ин. 11: 14, 38-44).

Кроме того, в Мф. 27: 50-53 говорится о чудесном воскрешении в момент крестной смерти Иисуса Христа многих усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

Есть ли во всем выше сказанном какое-либо противоречие?

Давайте внимательно проанализируем имеющиеся факты.

Писание говорит о Воскресении Иисуса Христа в прославленном, нетленном теле, уже никогда не подверженном смерти и тлению. Это тело феноменально: оно бессмертно, способно мгновенно переноситься в любое место, проходить сквозь стены, не связано временем и пространством. Такое тело не подвержено старению, болезням, немощам, не имеет дефектов.

Все же вышеописанные люди, испытавшие воскрешение, продолжали жить в прежних телах, унаследованных от Адама. Их тела оставались прежними, подверженными тлению, старению, болезням, и в свое время, определенное Богом, эти Библейские персонажи все умерли, как и все обычные люди. Можно ли говорить о них, как о первенцах из мертвых ?

Библия указывает, что при Втором пришествии Христа мы все воскреснем в обновленных телах, подобных телу Христа. В начале воскреснут умершие во Христе, потом все верующие, дождавшиеся Его прихода на землю, восхитятся, то есть, мгновенно изменятся, преобразуются, они станут невидимы для взора оставшихся неверующих людей. Все это произойдет внезапно, когда люди не ожидать. Это воскресение церкви, состоящей из истинно верующих людей. Иисус назвал это событие воскресением жизни. Блаженны те, кто удосужится этой чести.

"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос , потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15: 22, 23)

28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие - в воскресение .
(От Иоанна 5:28,29)

Оказывается есть еще одна фаза воскресения - воскресение осуждения. Это произойдет после тысячелетнего царства - времени царствования Христа и святых на земле.

Воскресение осуждения - это воскресение всех неверующих, или колеблющихся в вере людей. Все они предстанут пред великим престолом Божьим для окончательного суда. В каких телах предстанут люди пред Богом, Библия не говорит нам об этом, но явно не в прославленных. Каждый будет судим по своим делам, зафиксированных у Бога в особых книгах. И будет открыта еще одна - книга жизни. И чье имя не окажется в этой книге, будет навечно брошен в озеро огненное, где уготовано место дьяволу и всем его слугам.

12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
(Откровение 20:12-15)

В Библии указывается еще два интересных случая - взятие живьем на небо людей. Это Енох, который угодил Богу (Евр. 11: 5) и Илия пророк, вознесенный в огненной колеснице на небо. (4 Цар. 2: 1, 11)

Эти Библейские персонажи не видели смерти, а были взяты живьем на небо. Христос же умер, был в могиле три дня, и воскрес, вознесся на небо, пребывает в прославленном теле по правую руку Бога Отца.

Из данного анализа заключаем, что Он и только Он - Иисус Христос действительно является первенцем из мертвых . Своим воскресением Он указал всем верующим путь на небеса, поэтому и воздыхает каждая душа верующего человека, чая воскресения из мертвых.

Обязательно посмотри видеоролик!

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email

С уважением,

…Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. (1 Кор. 15, 20, 22) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодняшний день носит благозвучное название «Радоница». Нынешний день поминальный, но поминовение усопших мы совершаем с вами особенное. Слово «Радоница» родственно словам «радость», «радование». Как же можно, вспоминая дорогих и близких нашему сердцу людей, покинувших земной мир, не грустить, а радоваться? Нет ли здесь некоторого несоответствия? Праздник «Радоницы» был установлен Святой Православной Церковью с тем важным и благочестивым намерением, чтобы христиане, отмечая Пресветлое Христово Воскресение, могли разделить великую пасхальную радость вместе со всеми умершими в надежде будущего блаженного воскресения. Вот почему в этот день нет слез, нет скорби и печали. Христос воскрес, братья и сестры, и это значит, что узы смерти разрушены и она не имеет более над нами власти! «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало», - слышим мы в церковном песнопении. И как же не ликовать, как не радоваться такому неизреченному благовестию?! Воскресший Господь «даде нам живот вечный и велию милость». Вот в чем наше упование, наше торжество и наша надежда! Совершая заупокойное Богослужение и поминая всех от века скончавшихся отец и братий, вознесем Господу молитвы за родных, близких и любимых нашему сердцу людей, уже переживших телесную смерть. В этот день мы хотим донести до них самую дорогую и проникновенную радость о победе над смертью, которую одержал Господь наш Иисус Христос. Да, они умерли, их нет с нами сегодня, но для Бога все живы! Он - Бог не мертвых, но живых; ибо у Него все живы (ср. Лк. 20, 38). Святой Пасхой Спаситель дал и людскому естеству силу воскресения. Сын Божий, воплотившись и придя в мир как Человек, принял на Себя человеческую природу и привнес в нее бессмертие Воскресшего. Господь воскрес, и мы воскреснем! И хотя мы умираем прежней смертью, по словам святителя Иоанна Златоуста, мы в ней не остаемся. Если знаем и верим, что наши усопшие близкие после смерти оживут, причем для лучшей, благодатной, блаженной жизни, то и сама смерть не имеет уже той разрушительной, отягощающей, главенствующей силы. Ведь смерть - лишь мгновение по сравнению с вечностью! Благодаря Воскресению Христову мы уверены, что со смертью жизнь не кончается, что однажды мы все будем призваны восстать и жить. Мы также говорим, что Спаситель победил смерть, поправ ад Своим сошествием. В представлении ветхозаветного Израильского народа эта сторона смерти представлялась едва ли не самой ужасающей. Люди были оторваны от Бога и в смерти своей теряли Отца Небесного навсегда. Ад являл собой место, где не только не было Бога, но где безвозвратное Его отсутствие ощущалось с особенной силой и безысходностью. Но вот воскрес Христос! Сошел в глубины адовы, и души праведников возликовали и возрадовались радостью несказанной. Отныне в смерти не было разлучения с Богом! Умирает человек, мы оплакиваем его, скорбим, печалимся, горечь разлуки томит наше сердце. Но православный христианин хорошо знает и помнит, что с умершим всегда пребывает Господь. И потому мы радуемся, что с Богом смерть не страшна и блаженно бессмертие! Мы поминаем сегодня усопших, молимся об упокоении их душ. Святой обычай молитвенного поминовения усопших, по словам святителя Иоанна Златоуста, является «установлением апостольским и распоряжением Святого Духа». Мы не знаем, в каком состоянии - покоя или мучения - пребывают сейчас наши умершие близкие, но совершенно уверены, что они нуждаются и ждут наших молитв и добрых дел, творимых в их память и во славу Божию. Время подвига, время духовного делания для усопших закончено. Они теперь не могут приносить Богу покаяние за совершенные грехи, но нуждаются в молитвенном ходатайстве. А для нас, живых, молитва об умерших - не только проявление незабвенной любви, но дело благое и необходимое. Даже святые угодники Божии нуждались в молитвенной памяти. Так, например, преподобный Ефрем Сирин завещал братии: «Напутствуйте меня молитвою, псалмопением и приношениями. Когда же исполнится четырнадцать дней со смерти моей, совершите по мне память, братия мои, потому что мертвым помогают приношения, совершаемые живыми». Если уж святые отцы Церкви просили о молитве по смерти их, то, что говорить нам, грешным… Очень важно поминовение усопших за Божественной литургией, когда совершается Таинство Евхаристии. Так святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, когда Святая предлежит и Страшная Жертва». По учению Святой Церкви Христовой наши молитвы, возносимые за близких почивших людей, способны улучшить их состояние. По нашим молитвам, по добрым делам, совершаемым во благо Господа и в память покойных, Бог может даже простить грехи, которые не дают им покоя. Если в сердцах наших пребывает истинная любовь к усопшим, если память о них не ослабевает, если мы хотим действительно помочь им, молитва должна и может стать для нас живительным источником вдохновения и успокоения. Каждая понесенная потеря - это всегда слезы, горечь утраты, боль расставания. Без этого не может человек по естественной своей немощи. Но христианским поминовением мы способны не только унять свою тоску по усопшему, но и реально облегчить его дальнейшую участь. Вот почему ни слез, а молитв ждут от нас усопшие наши. И при этом нужно помнить, что милосердие Божие не оставляет никого без помощи даже и по переходе в загробную жизнь. Каждый день Святая Церковь призывает нас к молению «о всех прежде почивших, зде лежащих и повсюду, православных». В дни особых поминовений, в светлую сегодняшнюю Радоницу в нашей молитвенной помощи нуждаются все умершие, от Адама до сего дня, и в этот день Церковь Христова, яко матерь предстательствует о всех усопших в вере, умоляя праведного Судию «явить Свою им милость в день нелицеприятного всем воздаяния». Возлюбленные о Господе братья и сестры! Слово Божие раскрывает нам всю глубину заботы Господа о каждом из нас: …человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). По учению Церкви, суд, следующий за смертью, не является окончательным. Вечная участь чад Божиих будет определена на последнем Страшном Суде, когда последует всеобщее воскресение из мертвых. А до этого времени даже умершие грешники не лишены надежды избавиться от мук адовых по молитвам живых, за них усердно приносимым. Важно, что Церковь Христова призывает нас молиться не только за родных и близких людей, но и за всех, умерших неожиданной смертью, но в благочестии и православной вере: «яже вода покры, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, бывшие снедь зверем, птицам и гадам, погибшия от молнии и измерзшия мразом; яже убиша меч, конь совосхити; яже удави плинфа или персть посыпа; яже убиша чаровная напоения, отравы, костная удавления - всех внезапно умерших и оставшихся без узаконеннаго погребения». Неужели мы можем остаться глухи к этому призыву Церкви и безучастными к участи умерших?! Ведь души усопших страдают, если родные забывают молиться о них. Людям свойственно бояться смерти, некоторых даже пугает вид гроба или могилы, и поэтому они всячески стараются отогнать от себя мысль о кончине. Но ведь, собственно, не смерть страшна, а грехи нераскаянные, с которыми уходим мы в мир иной. Бог не сотворил смерти, - говорит Священное Писание. - [Он] создал человека для нетления… но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем. 1, 13; 2, 23, 24). Но Сын Божий, Господь наш Иисус Христос Своим пречудным Воскресением разрушил узы смерти: …как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). И потому, радуясь в день Радоницы вместе с усопшими о воскресшем Спасителе, утешимся верою во всеобщее воскресение и будем стремиться не только сегодня, но и во все дни жизни нашей, по словам святителя Иоанна Златоуста, «сколько возможно помогать усопшим, вместо слез и рыданий, вместо пышных гробниц, нашими о них молитвами, милостынями и приношениями». Аминь. Христос воскресе!