Главная · Измерения · Человек который не совершает намаз. Ваххабиты считают мусульман, не совершающих Намаз (Молитву), - неверующими. Что надо делать, если ленишься научится намазу

Человек который не совершает намаз. Ваххабиты считают мусульман, не совершающих Намаз (Молитву), - неверующими. Что надо делать, если ленишься научится намазу

06:13 2018

بَيْنَ الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ وَالكُفْرِ تَرْكَ الصَّلاَةِ

«Между человеком и ширком, куфром - оставление намаза».

Постановление относительно того кто оставил молитву:

Люди, оставляющие молитву бывают 4 видов:

1) Люди оставляющие молитву, отрицая её обязательность2) Кто оставил её по забывчивости3) кто оставил, признавая её обязательность, но отказывается её выполнять из-за зависти, ненависти к Аллаху и его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует)4) Оставляющий молитву из-за лени, халатности или занятости какими либо мирскими проблемами вместе с тем, что он признаёт её обязательность.

Что касается первого вида: Этот человек кафир (неверный), который вышел из Ислама в соответствии с контекстом Корана и Сунны и единогласного мнения учёных.Как сказал шейуль ислам ибн Таймия: "Что касается того кто оставил молитву не считая её обязательной для себя,то он кафир согласно контекстам Корана и Сунны и единогласного мнения учёных".Сказал ибн Джази Алмалаки: Если человек оставил молитву, отрицая её обязательность, то он кафир согласно единогласному мнению учёных.Сказал Уазир ибн Хабира: учёные единогласны в том, что тот, на кого падает обязанность молиться, и он отрицает её обязательность, что он кафир и является обязательным убить его как человека оставившего свою религию (прим. Только когда вынесет приговор судья в Исламском государстве)Но есть один нюанс. Это касается тех, кто вырос среди мусульман. А что касается того человека, кто вырос в отдаленном месте от мусульман, или только вошедший в Ислам не имел общения с мусульманами для того, чтобы узнать о постановлениях его религии, то он оправдывается до тех пор, пока не узнает её обязательность для себя. Если же после этого (как познал её обязательность) отказался молиться и упорствовал в её оставлении, то он кяфир.

Что касается второго вида (оставивший молитву из-за того, что забыл): Сказал Хаттаби: Что касается такого, то он не становится кафиром по единогласному мнению учёных.

Что касается третьего вида, то в отношении его сказал Шейхуль ислам ибн Таймия: Человек признающий её обязательность, но отказывается её выполнять из-за зависти, ненависти к Аллаху и его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) говоря: Да, я знаю, что Аллах сделал её обязательной для мусульман и посланник (да благословит его Аллах и приветствует) правдив в доведении Корана, но отказался молиться из-за высокомерия или зависти к посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) или из-за ненависти к тому, с чем пришёл посланник (да благословит его Аллах и приветствует), то этот человек является кафиром так-же единогласно.Так иблис, который не сделал сажда, когда ему было приказано это сделать, признавая то, что это является обязательным, но отказался это сделать и проявил высокомерие и стал одним из кафиров. И также Абу Толиб признавал правдивость посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и, то с чем он пришёл, но не последовал за ним, защищая свою религию и боясь упрёков своего народа.Как сказал Всевышний: "Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Они не считают лжецом тебя-беззаконники отрицают знамения Аллаха" (аль ан"ам-33). "Они опровергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие" (ан-намль 14).

И четвёртый вид (т.е тот, кто оставил молитву из-за лени, халатности или из-за занятости мирскими проблемами): Как раз в этом и произошли разногласия, как об этом сказал шейхуль ислам ибн Таймия (маджму"уль фатава 98/20): Поэтому я скажу: мусульмане как сегодня так и раньше никогда не разногласили в отношении того, кто оставил молитву намеренно (отрицая) без какого либо оправдания, что это является из великих грехов и этот грех велик и опасен. И совершающий его подвержен наказанию Аллаха и Его гневу и унижению как в этом мире так и в мире вечном, но произошло разногласие между учёными из ахлю сунна валь джама"а в отношении того человека, который оставил молитву из-за лени, халатности, не отрицая её обязательности. Как сказал имам Суфьян ибн "Уйайна: Тот, кто оставит качество из качеств веры, у нас он будет кафиром, но тот, кто оставит её из-за лени или халатности, то мы его наказываем и у нас он не полный (аш-шари"атуль ляджри 104).Сказал хафиз абу "Усман Сабуни в своей книге (акыда саляфов и ахлюль хадис, 104): Разногласие учёных в отношении мусульманина, который оставил молитву намеренно, и назвали его кафиром Ахмад ибн Ханбаль и многие учёные из наших предшественников и вывели его из Ислама в соответствии с достоверным хадисом: "Между рабом и ширком молитва, кто оставит молитву становится кафиром". Имам Шафи"и и многие другие учёные из наших предшественников взяли другое мнение; то, что данный человек кафиром не становится до тех пор, пока он имеет убеждение того, что её нужно выполнять, но является обязательным убить его так-же, как это является обязательным в отношении оставившего Ислам, истолковав этот хадис (тот кто оставит молитву, отрицая её обязательность). Как оповестил Всевышний о Юсуфе: "Я оставил людей, которые не веруют в Аллаха, и будущую жизнь они отрицают" (Юсуф 37).

Значит ахлю сунна валь джама"а в данном вопросе разделились на два мнения:

Первое: Данный человек совершил большое неверие, которое выводит человека из Ислама. На этом мнении ряд сахабов, такие как "Умар ибн Хаттаб, Ибн Мас"уд, абу Хурайра и многие другие из сахабов, и это мнение большинства имамов, таких как Ибрахим Наха"и, Айуб Сахтиани, ибн Хабиба у малякитов и одно из мнений шафи"итов.

Второе мнение: Данный человек не совершил тот вид неверия, который выводит из Ислама, но данный человек фасикъ (нечестивец), совершивший большой грех. На этом мнении ряд учёных как Макхуль, Аз-Зухри, Хаммад ибн Зейд, Ваки", абу Ханифа, Малик, Аш-Шафи"и так-же этот мазхаб у малякитов, шафи"итов и некоторые ханбалиты посчитали это мнение более правильным, как ибн Кудама.Из них кто то сказал, что данному человеку надо предоставить возможность покаяться, а иначе как смертная казнь как Малик, Шафи"и, Ахмад, ибн Кадама и большинство наших предшественников, как это сказано (шарх Муслима Ан-Навави 70/2)И из них те, кто сказал: Нужно предоставить возможность покаяться и посадить в тюрьму и бить до тех пор, пока пока не начнёт молиться. На этом мнении Аз-Зухри, абу Ханифа и его последователи, Музни из Шафи"итов.

Доводы:

Привели в доказательства те, кто на первом мнении, очень много доказательств, из них: Хадис Джабира "Между рабом и ширком или неверием оставление молитвы", Бурайды "Договор, который между нами и ими молитва, кто оставил её стал неверным". И эти хадисы явно указывают на первое мнение. И также другие доводы, которые указывают на то, что оставляющий молитву является неверующим, как слава Всевышнего: "Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах-Прощающий,Милосердный." (Тауба 5).Лицо доказательства: то, что Аллах сделал дозволенной сражение с ними до тех пор, пока не покаются от неверия и будут выстаивать молитву, выплачивать закят. И когда человек оставляет молитву, он не выполняет то условие, при котором прекращается сражение с ним и его кровь остаётся дозволенной. Более подробнее (аль мугни 352/3), (аш-шархуль кабир 32/3).

Те же, кто на втором мнении (что оставивший молитву из-за лени не вышел из Ислама), привели также много доводов, из них:слова Всевышнего: "Поистине Аллах не прощает, чтоб ему придавали в сотоварищи и прощает всё, что угодно помимо этого" (ан-Ниса 48).Лицо доказательства: Оставляющий молитву заходит под желание Аллаха, так как он не придал Аллаху сотоварищей. Поэтому он не является кафиром.Так же слова посланника (да благословит его Аллах и приветствует): "Поистине Аллах сделал запретным огонь тому, кто скажет "ля иляха илля Ллах" (нет никого достойного поклонения кроме Аллаха) желая при этом лика Аллаха. Лицо доказательства: То,что молитва не обусловлена для спасения от огня.

И у каждой из этих групп учёных есть ответы на доводы, которые они приводят друг другу. Но, однако, более правильным мнением (а Аллах знает лучше) является второе мнение. А это то, что оставивший молитву из-за лени или небрежности вместе, что он имеет убеждение, что она является ваджибом (обязательной) и у него есть намерение выполнять в будущем-он не является кафиром, а является фасикъом.

И самым большим доводом этого мазхаба является:

Приводится от "Убада ибн Самита (рахимаху Ллаху) сказал: Я слышал как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Пять намазов сделал Аллах обязательными для своих рабов. Тот, кто их будет выполнять, не пренебрегая ни одним из них (не относясь легко их правам), у того будет договор с Аллахом, что Он введёт его в Рай. А тот, кто не выполнил их, то не будет ему от Аллаха договора. Если пожелает, накажет его, а если пожелает, введёт его в Рай. Хадис привёл Малик в "Муатта".

Лицо доказательства: этот хадис явно указывает на то, что тот, кто оставил молитву из-за лени или небрежности заходит под желание Аллаха, и этим самым он является мусульманином, а не кафиром.

Этот хадис назвали достоверным многие учёные, из них:

1) Хафиз ибн Ассакни в "Фатхуль Бари" ибн Хаджара "Аскалани (203/12)2)Хафиз ибн Хиббан в предыдущем3) Хафиз ибн "Абдульбарр в "Тахмиде"(288-289/23)4) Хафиз Ан-Навави в "Хуласа"(246-249/1)5) Хафиз Джамалуддин Алмуради Аль-Макдиси в "Кифаяти Мустакниг лиадиллати альмукниг"(171/242/1)6 Хафиз ибн Мулаккин в предыдущем7) Хафиз Аль-"Ираки в "Тахри тасриб"(147/1)8) Хафиз ибн Хаджар в "Фатх"(203/12)9) Хафиз Шамсуддин Сахави в книге "Аджибату Мардия фима суила ас-сахави "анху минелахадис набавия"(819/2)10) Хафиз Суюти в "Джаамиг сигир"(452-453\3946и3947\3)11) Альбани в "Сахих сунан абу Дауд"(Китабуль кабир-302\452\2)

) и выплачивайте закят… » (Коран) (сура Аль-Бакара, аят 43)

Аллах сотворил всё. Великий и Всезнающий Аллах ничего не сотворил просто так, без мудрости и обязательств. Когда Всевышний завершил Своё предопределение, Он создал самое красивое и лучшее творение – это человек.

Каждый раз, когда народ забывал Творца и сбивался от истинного пути, Аллах посылал увещевателя. И вот наконец появился Мухаммад (мир ему и благословение). Мухаммад (мир ему и благословение) – самый любимый из Посланников Всевышнего, обладавший особой степенью: ему был ниспослан в откровениях Коран. Творец возложил на Мухаммада (мир ему и благословение) и его общину пятикратную молитву (намаз ) как подарок и милость со Своей стороны, ибо Его раб пять раз в день имеет возможность предстать перед Могущественным Творцом.

Все пророки (мир им и благословение) приходили к разным народам с единобожием, с разными формами и временем поклонений, предписанных Аллахом для каждого из этих народов. Мухаммад (мир ему и благословение) же был послан ко всем людям, джинам и ангелам, а значит, за ним должен следовать каждый.

Однако человек со временем начал слабеть верой и забывать Творца, оставлять предписания религии, обязательную молитву (намаз )… А ведь Намаз (ас-салят) – эта опора религии ».

Нередко человек готов чем угодно оправдать оставление намаза. Некоторые говорят: «Я никому не делаю плохое! » Но такого рода слова – всего лишь самообман. И этому есть несколько причин…

Во-первых : Всевышний создал человека для поклонения Ему, ибо в Коране сказано: «И не создал Я джинов и людей кроме как для поклонения Мне ».

Во-вторых : разве нельзя совместить несовершение греха и совершение молитвы? Стены без фундамента разве имеют нужную силу? Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, – это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенный, то человек обрадуется и будет иметь успех, а если намаз будет неполноценный, то он опечалится и будет в убытке » (имам Ахмад, Тирмизи, ибн Маджах, Абу Давуд, Насаи). Если хорошенько подумать, то каждый мусульманин осознаёт в глубине души, что все благие деяния совершает ради Всевышнего, боясь Его наказания и надеясь на милость Его. А Тот, ради Которого мы делаем наши благие деяния, повелел нам поклоняться Ему, совершая пятикратную молитву.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставил умышленно один намаз, встретит Всевышнего в гневе на него » (Баззар, Табарани). Ещё Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет греха тяжелее после многобожия, чем откладывание намаза… » (Табарани от Анаса, да будет доволен ими Аллах).

В одном селе жил очень праведный человек, которого сатана никак не мог сбить. Однажды сатана пришёл в облике путника в гости к этому человеку. И вот когда наступало время намаза , сатана отвлекал этого праведника. В итоге получилось, что праведник, не совершив за день ни одного намаза, лёг в постель. В это время путник начал быстро собираться, чтобы уйти. Праведник спросил: «Куда же ты, друг? » Дьявол ответил ему: «Из-за одного ослушания Аллаха сатана был изгнан из Рая, а ты за целый день ослушался Аллаха пять раз, не совершив ни одного намаза, и я боюсь, что наказание, которое обрушится на тебя, коснётся и меня тоже » (из книги «Дуррату Насыхин»). Мы видим, насколько тяжким грехом является оставление намаза, что даже проклятый сатана убежал от того, кто пропускает молитву. Представить тяжело, что же будет с тем человеком, который всю свою жизнь не совершал намаз, хотя знал про обязательность его совершения.

Умар сын Хаттаба (да будет доволен им Аллах) после смертельного удара саблей идолопоклонником, когда немного пришёл в себя, сказал: «…нет доли из Ислама тому, кто не совершает намаз… » (имам Малик).

Имам Аз-Захаби, да будет доволен им Аллах, сказал:

«1. Если человека от намаза отвлекло имущество, то он будет воскрешён с Каруном (которому имущество вскружило голову и сбило с истины).

2. Если человека от намаза отвлекло его правление, то он будет воскрешён с Фирауном (фараоном, который объявил себя богом).

3. Если человека от намаза отвлекла ответственная работа и высокие должностные полномочия, то он будет воскрешён с Хаманом (подчинённый Фараона и надсмотрщик над рабочими, которые обжигали кирпичи).

4. Если человека отвлекла от намаза торговля, то он будет воскрешён вместе с Убаю ибн Хальфом (торговцем и главой многобожников)» (Аль-Кабаир, 35 стр).

Передаётся, что женщина из народа Бану Исраиль (Израильтяне) пришла к Мусе (мир ему) и сказала: «О Посланник Аллаха! Я совершила очень тяжкий грех, и я каюсь перед Аллахом. Попроси у Аллаха, чтобы Он простил меня и смилостивился ». Тогда Муса (мир ему) спросил: «Какой грех? » – и она ответила: «О Пророк Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, у меня родился ребёнок, которого я убила ». Пророк Муса (мир ему) крикнул: «Выходи отсюда, грешница, пока не обвалился огонь ада с небес и не сжёг нас из-за тебя! » Она в отчаянии ушла. В это время спустился ангел Джабраил (мир ему) и сказал: «О Муса! Господь спрашивает тебя: почему ты выгнал покаявшуюся?! Разве ты не знаешь того, кто хуже неё?!» Муса (мир ему) сказал: «О Джабраил, кто же это?!» Ангел ответил: «Оставляющий молитву » (имам Аз-Захаби).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда ребёнку исполнится семь лет, повелевайте ему совершать намаз, а когда исполнится десять лет, наказывайте ребёнка за пропуск намаза » (имам Ахмад, Абу Давуд и др.). Конечно, под наказанием не имеется в виду рукоприкладство, наносящее травмы и раны ребёнку. В чём же мудрость такого повеления Пророка (мир ему и благословение)? В том, чтобы ребёнок уже с детства, до наступления полового зрелости, понимал серьёзность и обязательность совершения намаза и привык к её совершению.

Некоторые взрослые порой говорят: «Мои дети маленькие, мне жалко» или «они ещё не способны понять», – однако, когда нужно отправить того же ребёнка в магазин за хлебом или даже за сигаретами, родителям не бывает жалко и они не думают, что дети маленькие. Или когда дети ходят в компьютерные залы, разговаривают нецензурными словами, – оказывается, они даже очень понятливые. Не нужно обманывать самих себя!

Ребёнок – это чистый подарок Аллаха, которого Он дал на сохранение и воспитание родителям, ещё один маленький раб Аллаха, за которого отвечают родители.

Намаз является тем, что отличает мусульманина от немусульманина. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Разница между нами (мусульманами) и неверными – это намаз. Кто оставил намаз – стал неверным » (имам Ахмад, Тирмизи, Абу Давуд, Насаи, ибн Маджах). Есть хадис: «Разница между рабом (Аллаха) и неверным – оставление намаза » (имам Ахмад, имам Муслим и др.).

Из-за большого количества таких хадисов у учёных появились разные мнения по вопросу впадания того, кто не совершает намаз, в куфр (неверие). Однако великие учёные, основатели мазхабов – имам Малик, имам Аш-Шафи, имам Абу Ханифа, а так же, по одному из более весомых мнений имама Ахмада – считают, что человек, не совершающий намаз, не впадает в куфр, но совершает тяжкий грех. Однако долгое время оставление намаза может привести человека в куфр.

Как известно, на территории Российской Федерации в основном проживают последователи мазхабов имама Аш-Шафии и имама Абу Ханифы. Согласно их мазхабам, человек, не отрицающий обязательности намаза, но не совершающий его, не впадает в неверие, а становится грешником.

Аллах милостив ко всем в этом мире, и к тем, кто по халатности не совершал молитву. Пусть обратятся они к Аллаху с просьбой о прощении и начнут совершать все намазы.

Да поможет нам Аллах. Амин!

Намаз – один из пяти столпов Ислама и потому предписан для выполнения всем мусульманам. Самая главная обязанность людей – это верить в Существование
и Единство Аллаха, и в пророчество нашего Господина Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). А самый главный обряд для верующих – намаз.
О значимости намаза перед Аллахом говорит тот факт, что повеление исполнять столпы Ислама Аллах передал Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) через ангела Джабраиля (алейхиссаллям), в то время как повеление совершать намаз было дано Пророку Аллахом напрямую во время Ми’раджа!
Пятикратный намаз стал фардом (обязанностью) для людей за полтора года до Хиджры (переселения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) из Мекки в Медину), в ночь Ми`радж (вознесения).
Намаз – это ибада, которая очищает душу, освещает сердце и возвеличивает человека перед Аллахом. Наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «На маз – опора религии. Кто оставляет намаз, тот разрушает свою ре лигию».
Намаз способствует очищению души и тела. Совершая намаз, мусульманин укрепляет веру, сохраняет себя от грехов и становится чистым рабом Аллаха, достойным попадания в Рай.
Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у своих сподвижников: «Останется ли на вашем теле грязь, если вы будете пять раз купаться в реке, что течет у вас перед домом?» Они ответили: «О Посланник Аллаха, никакой грязи не останется». На это Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «И пятикратный на маз подобен этому: Аллах намазом стирает грехи» . Увеличивая богобоязненность и усиливая любовь к Создателю в сердцах людей, намаз ограждает от греховных действий. Об этом сказано в Священном Коране: Значение: «Читай (Мухаммад) Книгу Аллаха и выстаивай намаз в совершенстве, ибо искренний намаз удерживает от великих грехов и оберегает от всех прегрешений, которые запрещают законы Аллаха». «Аль-Анкабут», 29/45.
В хадисе говорится, что «через намаз возможно достичь доволья
ства Аллах; намаз удостоит раба любви ангелов; намаз – путь Про роков; намаз – свет познания, основа веры, причина принятия ду`а и благодеяний; намаз делает благословенным пропитание, он полезен для тела; намаз – оружие против врагов; он отдаляет от шайтана; намаз – заступник молящемуся перед ангелом смерти; намаз – свет в могиле и ложе в ней; намаз – ответ ангелам Мункару и Накиру, добрый
спутник в могиле до Судного Дня; намаз – тень над молящимся в День Суда; намаз – корона на голове и одежда на теле; намаз – это свет, идущий впереди; намаз – завеса, прикрытие между людьми; намаз – ар гумент верующего перед Господом, весомость при взвешивании – Ми зан; проход по мосту Сырат; ключ к Раю – и все это потому, что на маз – это тасбих, хамд, та’зим, кыра’ат и ду`а. То есть все наилучшие
деяния собраны в своевременно совершенном намазе». Танбихуль-гафилин, 293.
Подобно тому, как мусульманин обязан соблюдать намаз сам, он должен учить ему и своих детей. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) настоятельно советовал мусульманам приучать детей к намазу с семилетнего возраста, чтобы воспитать в них осознание необходимости этого столпа Ислама. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Как только ребенок достигнет семи лет, требуйте от него
выполнения намаза. А если в десять лет не будет читать намаз, то наказывайте их за это. И в этом возрасте разделяйте их постель». (Абу Дауд «Салят»,26; Ахмад бин Ханбаль II, 180, 187.)
Не читающий намаз подобен спящему по отношению к религии и если он не покается в этом и не прекратит поступать подобным образом, то его ждет наказание. И в Конце Света он останется без защиты. Сказано в Священном Коране: «Обладатели правой стороны, они в райских садах и (беседуя) друг с другом спросят у грешников: «Что же привело вас в Ад, Сакар?» Они ответят: «Мы не из тех, которые молились, не кормили бедняка, заблуждались вместе с заблудшими…» («Муддассир», 74/39-45.)
Мусульманин не читающий намаз становится грешником, но не перестает быть мусульманином. А если он считает, что намаз не обязателен, то он отступает от веры.
В хадисе Кудси154 сказано: «Пятикратную молитву Я сделал твоей умме обязанностью. Я обещал тому, кто будет своевременно выполнять ее — Рай, а тому, кто не будет ее выполнять, Я не обещал ничего». (Ибн Маджа, «ИкасатурсрСалят», 194.)
Мужчинам намаз лучше читать вместе с другими мусульманами (коллективно), чем в одиночку и лучше намаз читать в мечети, чем дома. Женщинам же предпочтительней совершать намаз дома.
Кто обязан совершать намаз.
Человек обязан совершать намаз при наличии трех условий:
1. Мусульманин.
2. Совершеннолетний.
3. Разумный.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Тот, кто не совершает молитву, его деяния тщетные, даже если он не становится кафиром, в чем есть разногласие известное среди ученых!

Доводов этому много в Сунне.

Как-то раз, в один из пасмурных дней Бурайда сказал: “Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!» аль-Бухари 553.

И если даже пропуск одной молитвы делает тщетными деяния, то что сказать о том, кто вообще не совершает никогда все пять обязательным молитв?!

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Из этого хадиса следует, что дела, которые становятся тщетными, бывают двух видов. Несовершение молитв вовсе, что делает тщетными все дела, и оставление определенной молитвы в определенное время, что делает тщетными деяния этого дня. Таким образом, все дела становятся тщетными при полном оставлении молитв и становятся тщетными деяния одного дня за оставление определенной молитвы. Если кто-то скажет: «Каким образом деяния могут стать тщетными без вероотступничества?» То следует сказать: «Да может, ибо Коран, Сунна и высказывания сподвижников говорят о том, что грехи уничтожают благие дела, так же как и благие дела уничтожают грехи! Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями» (аль-Бакъара 2: 264). Он также сказал: «О те, которые уверовали! Не повышайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого» (аль-Худжурат 49: 2). См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” 43.

Однако хотел бы сделать важное напоминание, что некоторые умники поступают весьма не мудро, говоря немолящимся, которые соблюдают пост, что в их посте нет смысла и что это никакой роли для них не играет, способствуя тому, что эти люди перестают соблюдать и пост!

Вот фатуа ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима), которые кстати считали оставившего даже одну молитву неверным:

Вопрос: «Я видел молодых мусульман, которые постились, но не совершали или бросили молитву. Принимается ли пост тех, кто постился, но не совершает молитву? Я слышал, как некоторые проповедники говорили таким: «Можете не соблюдать пост, ибо нет поста у того, кто не совершает молитву».

Ответ: «Тот, кому стала обязательной совершение пятикратной молитвы, и кто оставил ее сознательно, отрицая ее обязанность, тот становится неверным по единогласному мнению! А что касается того, кто не совершает молитву по лени и нерадивости, то тот, тоже является неверным в соответствии с правильным мнением ученых в этом вопросе. И тот, о ком вынесено решение, что он неверный, то его пост и все его благодеяния становятся тщетными, как сказал Всевышний Аллах: «Если они приобщат сотоварищей (Аллаху), то станет тщетным все, что они совершали» (аль-Ан’ам 6: 88).

Однако не велят такому оставить пост! Ведь его пост несет ему только благо и приближает к религии. Есть вероятность, что страх в его сердце вернет ее к совершению молитвы, которую он прекратил, и к покаянию за это». См. «Фатауа ас-Сыям» 68.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Ответ:

По мнению большинства алимов, тот, кто отвергает обязательность намаза, является неверующим. Однако если человек верит в обязательность намаза, но не совершает его из лени, то такой человек не может быть обвинен в неверии.

По мнению ханафитов, человек, не совершающий намаз из лени, считается грешником и фасиком, но не считается вероотступником, до тех пор, пока не отвергнет обязательность намаза. Такого человека увещевают и призывают к покаянию. То же самое касается и того, кто не соблюдает пост в месяц Рамадан.

Доказательства ханафитов : передается от Ибн Масуда (радыйаллаху анху), что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Непозволительно проливать кровь мусульманина, свидетельствующего что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, за исключением трех случаев: женатого прелюбодея, отмщения кровь за кровь, оставившего свою религию – покинувшего общину» (Бухари, Сахих, 6878; Муслим, Сахих, 1676). Исходя из этого хадиса, Абу Ханифа считал недопустимым наказывать мусульманина за не совершение намаза.

В хадисе, переданном Убадой ибн Самитом (радыйаллаху анху), говорится: «Тому, кто, как положено, выполнял пятикратный намаз, Аллах обещал Рай. А тому, кто не совершал намаз, Аллах не обещал ничего. Если Он пожелает, то накажет его, а если пожелает, то простит».

Мнение маликитов и шафиитов : человек не совершает намаз по одной из трех причин: либо не признавая его обязательность, либо не придавая ему значения, либо из лени. Тот, кто не совершает намаз, не признавая его обязательности, или не придавая ему значения, является неверующим.

Доказательства маликитов и шафиитов: Аллах Всевышний сказал в Коране: «Он не уверовал и не совершал намаз. Напротив, он счел это ложью и отвернулся» (аль-Кыйама 75/31-32).

В хадисе, переданном от Абу Хурайры, сообщается: «Первым делом, за которое будет спрошен раб в Судный день, является намаз. Если его намазы будут выполнены должным образом, то это прекрасно. В противном случае, ему будет сказано: «Посмотрите, есть ли у него нафиль-намазы? Если у него будут нафиль-намазы, то они восполнят недостатки в обязательных намазах». Затем так же поступят со всеми остальными его обязанностями».

Так же сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто намерено отказывается от намаза, будет лишен защиты Аллаха и Его посланника».

Исходя из этих хадисов, маликиты и мафииты пришли к выводу, что тот, кто не совершает намаз, не отвергая при этом его обязательности, не становится вероотступником, но совершает преступление

Мнение ханбалитов : Тот, кто не совершает намаз, является неверующим и вероотступником.

Доказательства ханбалитов:

Джабир (радыйаллаху анху) сказал, что слышал, как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человека отделяет от неверия намаз» (Тирмизи). В другом хадисе, переданном Тирмизи и Абу Давудом, говорится: «Между мною и лицемерами, находится намаз. Тот, кто откажется от него, станет неверующим». Исходя из этих хадисов, ханбалиты высказали мнение о том, что невыполнение намаза является причиной неверия.

Имам Вехби Зухайли после упоминания мнения всех четырех , в своей книге «аль-Фикхуль-Ислами ва Адиллятуху», сказал: «В этом вопросе предпочтение следует отдать мнению ханафитского мазхаба, так как после того, как человек произнес «Ля Иляха Илляллах», он не останется навечно в Аду, по этому поводу существуют твердые доказательства».

Islam-Today

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!