Главная · Прочее · Чем мусульманские общественные и семейные порядки отличаются. Особенности мусульманской семьи (очень подробно). контроль за соблюдением прав и обязанностей супругов

Чем мусульманские общественные и семейные порядки отличаются. Особенности мусульманской семьи (очень подробно). контроль за соблюдением прав и обязанностей супругов

"Адам посетил Бейтуллах и поднялся на гору Арафат. "

После того, как Адам (а.с.) проплакал триста лет, Аллах научил его нескольким словам. В награду за произнесение этих слов Он принял его покаяние. Ученые спорили о том, какие же это были слова. По мнению некоторых, Адам произнес молитву со словами: «Йа Рабби, прости и помилуй меня из уважения к Мухаммаду (с.г.в.)». Всевышний спросил: «О, Адам! Как ты узнал о Мухаммаде?» Адам ответил: «Аллах мой! Когда Ты вдохнул в меня душу, я открыл глаза и увидел на краю Арша такую надпись: «Ля иляха илляллах Мухаммадун расулюллах» . Его имя Ты написал рядом со Своим именем. Поэтому я понял, что Ты его очень любишь». Всевышний сказал: «Мухаммад (с.г.в.) - один из твоих потомков. Он пророк и посланник. Если бы Я не сотворил его, то не сотворил бы тебя и твоих потомков. За то, что ты попросил его заступничества, Я простил твой грех».

После этого Аллах отправил из рая один рубин, размером со Святую Каабу. Его установили на том месте, где сейчас находится Кааба. Одна его дверь открывалась на восток, а другая - на запад. В нем висели светильники из лучей света. Этот дом назывался Бейтуль-мамур (Дом посещаемый).

От Всевышнего пришло откровение: «У Меня есть один дом, называется Бейтуль-мамур. Этот дом возведен на земле, как отражение Арша на небесах. Иди туда и совершай вокруг него таваф, как это делают ангелы вокруг Арша. Читай там намаз и произноси дуа. Тогда Я приму твою молитву и прощу твой грех. Пусть твой хадж будет приемлемым, а старания - достойны похвалы». А еще Аллах отправил ангела, чтобы тот показывал, как надо совершать хадж. Те места, куда ступала нога благословенного Адама, покрывались зеленой травой и становились благодатными. А все кругом оставалось как прежде. Каждый его шаг составлял три дня пути, а согласно другому риваяту, составлял шесть километров.

Джабраил (а.с.) подобно разъяснил Адаму, как нужно совершать хадж. Адам посетил Бейтуллах и поднялся на гору Арафат. Благочестивая Хавва также из Джидды добралась до Арафата в поисках Адама. Здесь они и встретились. Долгие годы живя вдалеке друг от друга, они сгорали в пламени разлуки. Сперва Адам не узнал Хавву, так как цвет ее кожи изменился под воздействием воздуха и солнца. Джабраил их познакомил. Пропала печаль от долгой разлуки, ее место заполнила радость новой встречи. Они вместе пришли в Мину. Ангелы спросили: «О, Адам, чего ты хочешь от Всевышнего?» «Прошу милости и прощения», - сказал он. Пожелание Адама здесь исполнилось. Получив разрешение Аллаха, они отправились в Индостан. Адам (а.с.) в своей жизни сорок раз совершил пешком хадж. Когда у Муджахида (р.а.) спросили причину того, почему Адам совершал хадж пешком, он ответил, что ни одно верховое животное не было способно выдержать вес его тела. В Индостане они жили в счастье и благополучии, провели свою жизнь, исполняя повеления Аллаха. Затем с помощью ангелов они возвели здание Каабы на том месте, где раньше стоял Бейтуль-мамур.

Передают, что досточтимая Хавва сорок раз была беременна и каждый раз рожала двойню: мальчика и девочку. И только Шит (а.с.) родился один, ибо Посланник (с.г.в.) появился на свет из его рода. Всевышний повелел совершать никах между мальчиком из одной пары родившихся и девочкой из другой пары. Он сделал запретным никах между единоутробными детьми. Первыми на свет появились Кабиль и его сестра-близнец Иклима. Вторыми родились Хабиль и его сестра Любуда. Хабиля женили на Иклиме, а Кабиля - на Любуде. Таков был тогдашний шариат. Иклима была очень красива, а Любуда - не настолько. Из-за этого между ними появилась зависть.

Кабиль убил Хабиля. Адам (с.а.) сильно горевал. Явился Джабраил (а.с.), чтобы его успокоить, и принес радостную весть: «В скором времени Всевышний подарит тебе сына, из потомков которого явится предводитель человечества (с.г.в.). Через пять лет после смерти Хабиля родился Шит (а.с.). Повествуют, что во время Потопа не осталось в живых никого из детей Адама. Пророк Нух (а.с.) был одним из потомков Шита (а.с.).

Из книги "История Пророков"

Христианство и мусульманство: сходства и различия. Детально про религии, их сходства и отличия.

С древнейших времен люди разделились на десятки религий, но в настоящее время, если не учитывать небольшой процент населения земли, люди разделены на мусульман и христиан. Обе религии верят в единого Бога и в сотворение Земли, но на этом сходство между верованиями заканчивается. В этой статье мы приведем наглядные примеры сходства и различий между двумя религиями, а также о том, как религия влияет как на нас, так и на страну в целом.

Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличаются от христианских: сравнение, сходства и различия

Обе религии зародились более 2000 лет назад, и благодаря принятию их теми или иными правителями, они получили широкое распространение и наложили бесценный отпечаток на наши жизни. В какой стране вы живете? В христианской или мусульманской? Достаточно ответить на этот вопрос и о вас, ваших устоях, праздниках, мировоззрении можно сказать множество вещей.

Религиозная семья — согласие и покой

Скажите, вы не атеист и религия на вас не виляет? Но вы ведь уходите на праздники с остальным социумом вашей страны? А ведь они на 99% обусловлены религией. А отношение к браку, к количеству детей, общение с родителями и даже сроки покидания родительского гнездышка — все имеет религиозные корни. Мы можем отрицать свою причастность к вере, но она плотно окутывает нашу жизнь и напрямую влияет на ход наших мыслей и поступков.

Мы приводим таблицу сходства и отличий, а также то, как религия влияет на нашу жизнь.

Христианство Ислам
Отношение к единому Богу Христианство проповедует любовь к Богу, его принятие в сердце своем. При этом допускается, что после потери веры на некоторое время, можно позже вновь ее обрести, полюбить Бога и т.д. Ислам проповедует признание Единого Бога Аллаха как наивысшую силу с самого рождения и не допускается, каких либо отступлений в течение жизни.
Предполагаемая реакция единого Бога на грехи человека Человек несмотря на тяжесть греха, может искренне покаяться и будет прощен. Человек должен помнить заповеди, и не нарушать их ни при каких либо обстоятельствах. Но стоит помнить, что в исламе допускаются многие действия, категорически запрещенные в христианстве.
Отношение к обществу и врагам Христианство проповедует возлюбить ближнего как самого себя, а также прощать врагам и не копить зла и обиду. Важны заповеди, которым необходимо следовать: ни завидовать, ни искушаться чужими достижениями и красотой, никакого расточительства и не переедать. Также немаловажно быть добрым и помогать как ближнему, так и врагу своему. Ислам проповедует относиться к другим как к братьям и четко следовать заповедям. При этом обязательно мусульманин борется со злом, как с самим собой, так и с врагами своими. Стоит обратить внимание, что в этом случае заповедь гласит убивать врагов, если они не переходят на сторону добра.
Праздники, обряды, действия Разнообразие служб, молитв, постов, которые рекомендуется посещать и придерживаться, но для многих есть немало послаблений и вариаций. Главное и при этом поражающее людей с других религий — причащение, принимая вино как кровь Христову и хлеб как плоть.

Пять обязанностей, которые нельзя нарушать:

· Приверженность Исламу — «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед подарок его»;

· Ежедневно пять раз молиться, строго соблюдая правила и последовательность;

· Четко соблюдать пост в Рамадан;

· Минимум раз в жизни хадж в Мекку.

Чем отличается у мусульман и христиан отношение к семье, равенству полов, старикам?

Устои в семье — четкий отголосок религии, укрепленный многовековыми порядками в государстве. Христиане всегда были равны с женщинами, согласно религии у мужчины должна быть всего одна живая жена (в случае смерти ему разрешено взять новую), с которой он будет жить и в горе и в радости, деля и славу и беды вместе. А вот у мусульман может быть несколько жен, и даже несколько наложниц. Но прежде чем взять жену, он обязан подтвердить свою состоятельность и тот факт, что он сможет достойно содержать свою жену/жен и детей, которые появятся в браке.


Казалось бы, однозначно женщинам христианкам повезло больше, особенно в настоящее время, где выступает полное равноправие. Но в настоящее время женщины, вновь взглянув на ситуацию, все чаще заявляют, что преимущества не столь и хороши, ведь на них возлагается не только домашнее хозяйство и воспитание детей, но зачастую они же становятся кормильцами в семьях.

В мусульманских странах, как и в христианских допустимы на сегодня разводы. Но в исламских странах дети остаются с отцом, который их содержит, воспитывает и готовит во взрослую жизнь. А вот в христианских странах отцы после развода зачастую охладевают к детям и не уделяют им должного внимания. За содержание и воспитание в большинстве случаев полностью несет ответственность мать.

К родителям христиане относятся с почтением, но вылетев с родительского гнезда, отправляются в свой жизненный путь, помогая родителям больше дистанционно. А вот ислам напротив, проповедует полное почитание и послушание родителей. До тех пор пока родители живы, мужчины советуются с ними по всем важным поводам, тем самым подчеркивая их значимость.

Сходство и различия мусульманской веры от христианской: сравнение

Ислам Христианство
Количество Богов Единый Единый
Количество святых и ангелов Множество Множество
Отрицает ли религия многобожество (язычество) Да, но ислам проповедует, что люди не верующие в Аллаха — враги, а с ними необходимо бороться, ведь это борьба со злом. Но в настоящее время все больше терпимости и умиротворения в учениях. Да, всячески перетягивая язычников на свою сторону, хотя в средние века были и Крестовые походы.
Бог невещественный? Нет, духовность не является атрибутикой Аллаха. Да, Бог и есть высшей силой и мы, наши души и все вокруг сотворил Бог со своих частичек.
Бог — это чистейшая любовь? Нет, Аллах наивысшая сила, в которой есть как любовь, так и отрицательные качества, которые карают неверных. Да, Бог в христианстве всепрощающий и любящий своих созданий.
Бог и хитрость Да, ведь как написано в Коране «Аллах лучший из хитрецов» Нет, в христианстве ложь и хитрость присущи только дьяволу.

Какая вера была раньше: христианская или мусульманская

Несмотря на жаркие споры историки доказали что иудаизм, христианство и ислам вышли из единого источника с разницей в 500-1000 лет. Как и все новое, что зарождалась в древнейшие времена, не было зафиксировано, а учитывая, что ради распространения и популяризации часто окутывали религию многослойными легендами, таинственностью и т.д. точной даты сотворения не известно. А вот точки отсчета нам доподлинно известны:

  • Отсчет христианства от первого дня рождения Иисуса. То есть в этом году 2018 лет от начала отсчета;
  • Мусульмане начали отсчет с рождения пророка Мухаммеда 570-632 года нашей эры.

А вот иудаизм был у истоков, так как те кто отрицал воскрешение Иисуса создал свое ответвление — иудаизм.

Что объединяет мусульманскую и христианскую религию?

Как вы заметили в обеих религиях один Бог, которому всецело подчиняются как люди, так и Ангелы. Бог может, как поощрять, так и наказывать, а также прощать за грехи. В обеих религиях Бог наивысшая инстанция, которая помогает нам жить, благодаря кому мы живем.

Роль церкви и религии в жизни мусульман и христиан: сравнение

Христиане ходят в церковь по праздникам, истинно верующие на каждую службу в воскресенье. Ислам этого не требует и в мечеть достаточно ходить по праздникам и когда требует душа. Но обязательное условие — пятиразовая молитва ежедневно.

Относительно влияния религии на повседневную жизнь человека:

  • Считается, что христиане чаще нарушают свои заповеди, так как впоследствии надеются на прощение грехов;
  • Мусульмане тщательно соблюдают заповеди, так как Аллах может разгневаться и значительно ухудшить жизнь не только человека, но и его потомков.

Видео: Ислам, христианство иудаизм — почему религий несколько

Всем известно, что семья – ячейка общества. К сожалению, в последнее время отношение к семье и браку в обществе изменилось не в лучшую сторону. Люди перестали серьезно подходить к созданию прочной и счастливой семьи, воспитанию детей, как достойных членов общества. Согласно статистике каждый второй брак в России заканчивается разводом.

Общество должно стремиться оставить после себя достойное молодое поколение. А такое воспитание человек сможет получить только в семье, в окружении близких и любимых людей.

Ислам ставит во главу угла создание крепкой семьи. Согласно установившимся стереотипам в современном обществе многие считают мусульманскую семью отсталой и представляют такую картину, где муж устанавливает авторитарный режим правления, может завести несколько жен и поступать с ними, как ему вздумается. Общественное мнение утверждает, что женщина в мусульманской семье бесправна, она в роли служанки и занимается только домом и детьми.

Так представлять мусульманскую семью и отношения между мужем и женой, а также считать это нормой в исламе – крайне несправедливо и оскорбительно по отношению к исламу. Нельзя судить о религии, только основываясь на примерах неудачных семей и поступков мусульман. Придерживаться такого мнения – значит абсолютно не понимать ислам. Человек свойственно ошибаться, многим мусульманам сегодня просто не хватает знаний о своей религии. Поэтому цель этой статьи – охарактеризовать мусульманскую семью с точки зрения ислама, описать, какой должна быть мусульманская семья согласно предписанию Всевышнего.

Мусульманам предписано строить семью на основе взаимного согласия и любви. Мусульманский брак – это договор между мужчиной и женщиной, согласно которому они начинают совместную жизнь, проявляя по отношению друг к другу взаимную любовь, доверие, содействие, понимание. Семья для человека должна быть источником радости, спокойствия, наслаждения жизнью.

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих». (Коран, сура 30, аят 21).

Только в семье, где правят любовь и взаимное уважение, могут сформироваться личности с высокой нравственностью, к которой призывает ислам. Поэтому семья и является ячейкой общества, тем строительным материалом, благодаря которому строится успешное общество.

Что касается многоженства, то ислам разрешает мусульманину заключать повторный брак. Но в Коране оговорены жесткие условия, которые должны быть соблюдены при заключении таких браков. Во-первых, разрешается иметь не более четырех жен. Во-вторых, должно быть равноправие среди всех жен, и мужчина должен относиться к своим женам одинаково, никого не обделяя вниманием и любовью.

Иметь двух или более жен может позволить себе только тот мусульманин, который твердо стоит на ногах и имеет достаточно средств, чтобы обеспечить всех своих жен, и который уверен, что ни одна из жен не будет обделена его любовью и заботой. Поэтому в мусульманских странах таких семей немного, не каждый может взять на себя такую ответственность.

Самая главная радость в жизни мусульманина – это его праведная жена. Она хранит семейный очаг, заботится о своем муже и детях. В обществе жены мусульманин находит покой и утешение, он всецело полагается на нее, когда его настигают беды, несчастья, усталость.

В исламе женщина вправе сама выбирать себе мужа. Никто не может принудить ее выйти замуж за человека, который ей не нравится. Но это не значит, что мусульманка не должна слушать советы родителей, которые накопили богатый жизненный опыт.

Самые главные качества, по которым мусульмане выбирают себе спутника жизни, – это отношение к религиозным обязанностям и нрав человека, т.е. характер. Если выбор сделан осмысленно, основываясь на этих двух качествах, то семья будет крепкой и счастливой.

Долг супругов состоит в рождении детей и воспитании их в духе богобоязненности и нравственности, которые являются основными принципами ислама.

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!». Не кричи на них и обращайся почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». (Коран, сура 17, аяты 23-24)

Особое место ислам отводит матери. «Рай находится под ногами ваших матерей», - говорил Пророк Мухаммад (с.а.в.).
Как видите, в основе мусульманской семьи лежит ненасильственный, добровольный, свободный брак между мужчиной и женщиной. Основными принципами семейной жизни являются: вера в единого Бога, покорность Ему во всех делах, любовь между супругами, уважение по отношению к родителям и воспитание достойных и благонравных детей.
В исламе развод разрешается, но является самым нелюбимым деянием перед Богом. В Коране указывается на святость и неразрывность супружеских уз. Ислам призывает к терпению и согласию супругов.

Украшением любой семьи являются, несомненно, дети. Дети приносят нам радость. Родители возлагают большие надежды на своих детей. Это наши будущие помощники и опора в старости. Станут ли они такими – зависит от того, насколько успешно удастся нам воспитать их, сформировать их как личности.

В мусульманской семье, где соблюдаются предписания ислама, супруги осознают ту ответственность, которая возложена на них в деле воспитания детей. Дети могут стать источником радости для родителей, но могут стать и источником бед и несчастий не только для семьи, но и для общества.

Воспитание детей начинается с периода грудного вскармливания. В Коране Господь повелевает женщине кормить грудью ребенка до двух лет:

«Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца». (Коран, сура 2, аят 233)

Несколько лет назад врачи советовали кормить грудью только до года, а сейчас они рекомендуют кормить до двух лет, как и сказано в Коране. Как известно, грудное молоко укрепляет иммунитет, лечит не только тело, но и душу ребенка. Кроме этого, кормление грудью полезно и для самой женщины. Оно помогает избежать таких болезней, как рак молочных желез и половых органов.

К сожалению, многие современные женщины отказываются кормить своего ребенка грудью, боясь деформирования груди. А в некоторых случаях ребенок сам отказывается от грудного молока, которое отравлено алкоголем, табаком и наркотиками.

Мусульманка, как мать, осознает всю важность грудного кормления и старается сохранить грудное вскармливание до двух лет.

С ростом ребенка увеличивается его потребность во внимании обоих родителей. Важно не упустить моменты воспитания определенных качеств в детях по мере возрастания их способностей понимать жизненные ценности.
Сегодня, когда со всех сторон нас атакует информация о разврате, насилии, становится все труднее сберечь ребенка от этого негатива и воспитать в нем благонравие. Очень важно для мусульманской семьи воспитать в ребенке веру в единого Бога. Без веры ребенок может вырасти человеком, который потеряет свое здоровье, предаваясь пагубным привычкам. Только окружив его в семье атмосферой благонравия и любви к Богу, можно направить воспитание ребенка в нужное русло.

В настоящее время стало как-то не модно заводить семью. Молодежь считает, что нужно как следует «нагуляться», потом только подумать о создании семьи. В результате от «нагулявшихся» и потерявших в результате этого часть своего здоровья родителей рождаются больные дети. Педиатры обеспокоены тем, что с каждым днем здоровых детей рождается все меньше. Сегодня многие общественные деятели и известные политики бьют тревогу о том, что идет распад общества, который может привести к демографическому кризису.

Распад общества – это результат распада семьи в обществе. Не приведет ли это к распаду всего государства? Не пришло ли время для кардинального пересмотра жизненных ценностей?

Ислам не считает мелочью свободные половые связи и супружескую измену. В исламе это не только аморальный поступок, это преступление, грозящее человечеству гибелью. В исламе семья – добродетель, праведность. Спасение человечества сегодня в возрождении истинных семейных ценностей, тех, которые приняты в исламе, христианстве, иудаизме. {jcomments on}

1. В Исламе мусульманская семья создается на основе законного брака, называемого никах.

Институт брака существует во всех религиях, и в их основе лежат определенные принципы. Без заключения брачного контракта не может быть и речи о нормальной семье. Брак предохраняет человека от беспорядочных связей, венерических заболеваний и различных проблем. Кроме того, брак предупреждает кровосмешение.

2. Благодаря вступлению в брак обеспечивается воспитание членов семьи в желаемом направлении и обретении нравственности.

Согласно принципам Ислама ответственность за это возложена на главу семьи. В Коране Всевышний Аллах повелевает:

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни». Сура ат-Тахрим, 66/6.

По этому поводу Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству, (итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству». Бухари

В Исламе людей между собой связывают именно нити имана (веры), и только после идет кровная связь. Поэтому некоторые неверующие члены семьи остаются за пределами понятия семьи. Когда Пророк Нух (алейхиссалям) взмолился Аллаху с просьбой спасти его сына от наводнения, Всевышний Аллах изрек:

«О Нух (Ной)! Он – не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд». Сура Худ 11/46

Как видим, сын Нуха был его сыном по крови, но из-за неверия он не был засчитан членом семьи, тогда как Мухаммад (алейхи саляту ва салям) считал членом своей семьи Салмана Фариси – перса по национальности, с которым у него не было никаких родственных связей.

3. Исламская семья зиждется на любви и взаимном уважении родителей и детей.

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был очень милосерден к своим детям и членам своей семьи. Он(салляллаху алейхи ва саллям) очень любил детей и все время играл с ними. Хазрат Айша (радыяллаху анха) рассказывала, что как-то к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) пришел один из жителей пустыни и спросил:

– О Расулуллах! Вы целуете детей? А мы никогда не ласкаем и не целуем детей.

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Что я могу поделать, если Аллах лишил тебя милосердия и любви. Бухари, Адаб, 22.

Это эпизод свидетельствует, что в Исламе любви и нежности к детям придается огромное значение. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), посадив на одно колено Усама бин Зайда, на другое внука Хасана и прижав обоих к груди, взмолился Аллаху:

«Господи! Одари их милостью и счастьем, так как я желаю им добра и удачи!» Бухари, Адаб, 18; Муслим, Фазаил, 64.

Эта молитва Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) показывает его нежность и любовь к детям. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) категорически запрещал произносить слова проклятий по отношению к детям и призывал желать им только счастья и добра.

Анас (радыяллаху анх) говорил:

«Я прислуживал Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям.) десять лет. Увидев недостаток в моих поступках, он ни разу не сказал мне: «Лучше бы ты поступил по-другому!»

Женщины в период джахилии (в доисламский период) занимали такое низкое положение на социальной лестнице, что это было сильным оскорблением прекрасной половины. Арабы, опасаясь, что дочери в будущем будут вести аморальный образ жизни, живыми закапывали их в землю. Сердца, окаменевшие и лишенные милосердия, диктовали такие жестокие законы, чтобы оградить себя от безнравственности, которая является следствием невежества. Аллах в суре «ан-Нахль» состояние этих невежд описывает таким образом:

«Когда одному из них объявляют рождение дочери, лицо его омрачается, и он делается печален». Сура Ан-Нахль, 16/58

Женщины-невольницы были объектами оскорблений и насмешек и в то же время игрушками для наслаждений.

С появлением Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) был создан институт правоведения, в котором огромное место уделено правам женщин. Теперь женщина заняла свое достойное место в обществе, где ее возвели на пьедестал почета и окружили уважением и почтением. Самым большим достижением Ислама является институт матерей. Высказыванием Пророка (с.а.в.) «Рай под ногами матерей» женщины удостоились заслуженного внимания.

Следующий случай является примером чуткого отношения Пророка (с.а.в.) к женщинам.

Во время одного из походов невольник по имени Анас, напевая песни, ускорил бег верблюдов. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), обеспокоившись тем, что женщины, вследствие своего нежного строения, будут испытывать неудобства, сделал невольнику тонкий намек, выразившись таким образом: «Эй, Анас! Будь осторожен, не разбей стекло!»

В другом хадисе Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) отметил:

«Из мирского мне полюбились женщины и прекрасные запахи. Молитву сделали для меня светом глаз».

Женщины и приятные запахи – это действительно важные блага, данные нам Аллахом в этой жизни.

В том, чтобы земная жизнь прошла в обстановке счастья и покоя, очень важную роль играет праведная женщина. Она хранит имущество, оберегает очаг, содержит дом в порядке и блюдет честь хозяина. Женщина наполняет дом счастьем и любовью. Счастье семьи начинается именно с материнской любви. Любые тучи невзгод и печалей рассеиваются с улыбкой женщины. Разве есть что-то нежнее, чувствительнее, чем материнское сердце, которое напевает песни счастья и нежности?

Матери – это божественные создания, вобравшие в себя милосердие Аллаха. Счастье женщины начинается с первого мгновения материнства. Хадис Пророка «Рай под ногами матерей» содержит в себе высокую оценку и подчеркивает особую роль женщины в жизни человека.

Нежные запахи – это волны наслаждения, окутывающие души, приносящие облегчение и свежесть. Прекрасные запахи таят в себе наслаждения, которые нравятся даже таким лучезарным созданиям, как ангелы.

В одном из хадисов сказано:

«Самый лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей семье».

« Пожертвование, оказанное себе, семье и детям – это садака». (Садака – вид милостыни.)

Этими выражениями Мухаммад (саллллаху алейхи ва саллям) показывает нам, что здоровая семья зиждется только на искренней любви.

С другой стороны, и дети должны выказывать должное уважение к родителям. Особенно большое значение это имеет в тот период, когда родители достигают преклонного возраста и нуждаются во внимании и помощи.

Всевышний Аллах повелел: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» - не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». Сура Аль-Исра, 17/23-24.

Рассказывает Абу Умама (радыяллаху анх):

«Как-то некто спросил у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «О, Посланник Аллаха! Каковы права родителей?»

Мухаммад ответил:

«Благодаря им ты можешь войти в Рай или попасть в Ад. Поэтому обращайся с ними, учитывая это». Ибн Маджа. Адаб, 1.

По этому поводу Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сделал следующее предупреждение:

«Аллах доволен (человеком) тогда, когда довольны родители. Аллах гневается, когда гневаются родители».

Абдуллах б. Амр (радыяллаху анх) рассказывал:

«Один из мусульман пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и сказал:

– О Расулюллах! Я желаю принять участие в джихаде вместе с вами.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спросил у него:

– А тебя есть родители?

Тот ответил, что есть. Тогда Пророк приказал ему:

– Будь рядом с ними, ибо это и есть твой джихад. Служи им!

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Милость Аллаха зависит от того, доволен ли отец своими детьми. Гнев Аллаха зависит от гнева родителей».

В одной из своих проповедей Пророк (с.а.в.) воскликнул:

«Да будет он проволочен носом по земле, пусть будет проволочен носом по земле!»

Удивленные сподвижники спросили: «О Расулюллах! О ком вы говорите?» Он ответил им:

«Пусть поступят так с таким человеком, который, когда рядом с ним состарился один или оба родителя, не смог заслужить Рай (служением им)».

Но при всем существует и такой важный фактор, как обязанности родителей.

Отец является главой семьи и поэтому он отвечает как за социальное, так и за религиозное состояние семьи. Содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста, его обучение обязательным знаниям – все это является обязанностью отца. Он должен обучать ребенка сам или же отправить его к учителю. В этом деле мать является помощницей отца и несет ответственность после главы семьи. Но особенно важна роль матери в воспитании девочек.

Выполнение своих родительских обязанностей означает выполнение обязанностей и перед Аллахом. Все усилия и труды, затраты и расходы, совершенные для семьи ради милости Аллаха, являются благими делами, служением людям. Самое лучше служение – это обретение прекрасных качеств, ибо благодаря этому человека ожидает Рай. Прекрасные нравы являются причиной спасения как для состоятельной семьи, так и для бедной, поэтому все должны стремиться приобрести хорошие черты характера и научиться прекрасным манерам.

Основные обязанности главы семьи Пророк (с.а.в.) определил следующим образом.

Отец обязан:

1) дать ребенку хорошее имя;

2) научить чтению и письму, то есть обучить необходимым знаниям;

3) когда ребенок достигнет брачного возраста, женить его.

Как видим, как у детей, так и у родителей есть определенные права и обязанности, поэтому семейного уюта и гармонии можно ждать лишь только в том случае, когда все члены общества и семьи выполняют свои обязанности.

ислам пророк суннит священный

Подобно иудаизму и христианству, ислам - это «религия Книги». Это означает, что для всех трёх центром религии является книга. Для иудеев это Тора, для христиан - Библия, а для мусульман - Коран. Коран является основой ислама, ибо устанавливает религиозные обряды, правовые и моральные нормы, жизненный уклад и правила поведения для миллионов мусульман. Без знакомства с Кораном невозможно понимание обычаев и традиций, существующих в мире ислама. Вместе с тем понимание самого текста Корана представляет для современного читателя непростую задачу. Коран (от араб. «ал - куран» - «чтение вслух», «назидание») - священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммедом между 610 и 632 гг. Сначала эти откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи.

Первые полные тексты откровений появились уже после смерти Пророка в кругу его ближайших сподвижников. Эти сводные тексты отличались друг от друга количеством и порядком записи откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общий текст Корана, основанный на существующих записях и свидетельствах людей, слышавших лично откровения Мухаммеда, было принято при халифе Османе между 650 и 656 гг.

Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру - «Фатиха», что означает «Открываюшая» - обязан знать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесённых в разное время.

В ниспосланной Книге (как обычно называют Коран) наряду с ясно изложенными стихами существуют откровения, смысл которых не поддаётся однозначной интерпретации. Их комментированием занимаются наиболее учёные и авторитетные знатоки ислама.

Наряду с Кораном руководством для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в решении насущных проблем общественной и личной жизни является Сунна (буквально - «образец», «пример»; полное название - «Сунна посланника Аллаха»). В первую очередь это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетности предводителей верующих.

Исламом предъявлялись мусульманину пять требований, которые имели первостепенное значение.

Первым важнейшим положением исламского символа веры является шахада. В каждой религии содержатся утверждения, которые помогают её последователям найти правильные ориентиры в своей жизни. Шахада - словесное свидетельство, удостоверение веры, выражаемое фразой: «Ла илаха илла-л-лахи» («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха»). Эти слова, произнесённые с искренним чувством на арабском языке, означают обязательство подчиняться Богу и следовать пророку. Это первые слова, которые мать шепчет на ухо новорождённому младенцу, и последние, которые произносит мусульманин, умирая. Хотя верующий мусульманин повторяет эти слова по нескольку раз в день, по крайней мере, один раз в жизни он должен произнести символ веры правильно, вдумчиво, с полным пониманием и с искренней убеждённостью в его истинности. Во время сражений шахада являлась боевым кличем. Первоначально понятие «шахид» (мученик) означало воина, павшего в войне с врагами ислама с шахадой на устах.

Другим важнейшим устоем мусульманской веры выступает обязательная молитва - салят (намаз - иранский термин для обозначения молитвы), которая должна совершаться правоверным мусульманином пять раз в сутки. Каноническая молитва совершается по строго определённому ритуалу, который сложился при жизни Пророка. Коран называет человека «богопочитателем» и рассматривает каждого верующего как часть религиозной общины. Поэтому молитва и богопочитание в исламе - это не только личная обязанность каждого, но и акт общей веры. Через молитву человек напоминает себе, что он не Бог. Он скорее создание, чем Создатель. Когда люди забывают об этом, они пытаются поставить себя в центр Вселенной, а это неизменно ведёт к саморазрушению. Человек - создание, и его жизнь обретает верную перспективу, только когда он осознаёт это. Так что молитва для мусульман отражает естественное стремление человеческого сердца изливать свою любовь и благодарность к своему создателю, а также помогает сохранить верную перспективу своей жизни и подчинить себя воле Бога, нашего законного повелителя. Мусульмане молятся пять раз в день - на рассвете, в полдень, в середине дня, после заката и перед рассветом. Всей общиной, выстроившись в ряды, они простираются ниц перед Богом и молятся, обратившись лицом к Мекке. Знание того, что братья и сёстры во всех уголках земного шара делают то же самое, создаёт чувство участия во всемирном братстве, даже когда мусульманин находится в одиночестве. Содержание молитвы сводится к восхвалению Бога, выражению благодарности и мольбе о руководстве и о прощении. Перед молитвой омовение носило обязательный характер. Коран предписывает: «Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток». Вода наделялась сакральностью, неся, как считалось, очищение не только от физического загрязнения, но и от моральной нечистоты. В случае отсутствия воды допускалась ее замена песком. В процессе молитвы недопустимы смех, плач, посторонние разговоры, иные действия, отвлекающие от главного - молитвы.

Молитвенное здание мусульман именуется мечетью (араб. «масджит» - «место, где совершают земные поклоны»). Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммеда в Медину. Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет - башню, с которой возглашают призыв на молитву. Минарет может составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. Внутри мечети в одной из стен делают михраб - нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом - всё равно что стоять перед лицом Бога. С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием со многими функциями. В первые столетия существования ислама сборные мечети строились вместе с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. Постепенно мечеть освободилась от светских функций. Для прибивания в мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части. Либо в особых изолированных галереях мечети. Если у христиан о начале церковной службы извещает колокольный звон, то у мусульман перед обязательной молитвой раздаётся пение муэдзина («призывающего»). Поднявшись на галерею минарета, он поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан(«молитвенный призыв»): «Аллах велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха (произносится дважды). Идите на молитву. Ищите спасения». Перед чтением молитвы муэдзин дважды произносит: «Молитва лучше сна», а шииты (последователи одного из направлений в исламе) здесь добавляют фразу: «Идите к лучшему из дел». Завершает азан фраза: «Аллах велик. Нет Бога, кроме Аллаха».

Третье обязательное предписание ислама - пост (перс. «рузе», тур. «ураза»), обязательный для всех совершеннолетних мусульман в течение месяца рамадан (девятый месяц лунного календаря). Рамадан - священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммед был первоначально призван как пророк, а через десять лет принял решение перейти из Мекки в Медину. В память об этих двух великих событиях все мусульмане, которым это позволяет здоровье, постятся на протяжении всего Рамадана. С рассвета до заката они не едят и не пьют. И только после заката они могут позволить себе скромную трапезу. течение Рамадана изменяется поведение всего сообщества. Темп жизни замедляется, наступает время размышлений. Это период, когда вновь утверждаются социальные отношения, поощряются примирения, и люди чувствуют большее единство друг с другом. Все, и богатые, и бедные, постятся вместе. У поста есть несколько достоинств. Он заставляет людей задуматься, поразмыслить о своём духовном состоянии. Он учит самодисциплине, поскольку человеку, способному подчиняться его требованиям, будет легче умерить свой аппетит и в другое время. Он также напоминает человеку о его бренности и зависимости от Бога. Он делает людей более чуткими, поскольку тот, кто сам испытывал голод, скорее отзовётся на страдания окружающих. Мусульманский пост носит своеобразный характер. В течение светлого времени суток запрещено принимать пищу, пить. Нельзя также курить, нюхать что-либо съестное, приятное на запах. Необходимо воздержание от всего, что ведет к удовольствию. С наступлением темного времени суток запреты перестают действовать. В Коране подчеркивается: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи». «Разрешается вам в ночь поста приближение к женам вашим» (Коран).Пост в месяц рамадан является не просто голоданием и воздержанием от удовольствий. Он призван, прежде всего, содействовать укреплению веры в Аллаха, другие религиозные догматы ислама. Ежедневно перед наступлением рассвета мусульманин должен произносить особую сакраментальную формулу - нийа, заявляя о намерении соблюдать пост, обращаясь к Аллаху за благословением и укреплением его в этом богоугодном деле. В конце дня поста мусульманин должен обратиться к Аллаху со словами благодарности.

Обязанностью мусульманина выступает совершение паломничества (хаджа) хотя бы один раз в жизни в Мекку, где Мухаммед впервые получил божественное откровение. Основные обряды хаджа, согласно преданию, были установлены самим Мухаммедом во время его прощального хаджа в 632 г., Прибыв в Мекку, паломники снимают свою одежду, ясно говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из двух кусков материи. Исчезают все различия в положение и достатке: царь и раб встают равными перед Богом. Первым действием является обход вокруг Каабы. За этим следуют другие обряды, изображающие сцены из библейской истории. Паломничество является не только сугубо религиозным обрядом; оно также идёт на пользу международным отношениям. Хадж собирает вместе людей из разных стран, показывая, что у них есть общая вера, объединяющая, их, несмотря на возможные конфликты между их государствами. Паломники узнают о своих братьях из других стран и возвращаются домой с лучшим пониманием друг друга. Пятым ключевым устоем ислама является закат - взнос в пользу нуждающихся мусульман. Мусульманскими правоведами этот термин трактуется как «очищение».Налог в пользу нуждающихся мусульман - обязательная милостыня, которая «очищает», даёт тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом. Поэтому материальный достаток в жизни весьма важен, но одни имеют больше чем другие. Ислам не задаётся вопросом, почему так происходит, однако он даёт совет, что делать в такой ситуации. Ответ прост. Те люди, жизнь которых сложилась более благополучно, должны помочь облегчить бремя тех, кому везёт меньше. Мухаммед ввёл такой порядок в седьмом веке, установив обязательный для всех ежегодный налог. Эти деньги должны были раздаваться рабам, желающим выкупить свою свободу, беднякам, должникам, заключённым и странникам. При этом Коран подчёркивает, что отношение дающего важнее, чем собственно размер помощи. Следует избегать гордости, высокомерия и пустых слов. Тогда дающий может очиститься и искупить свой прошлый эгоизм и безответственность. При уплате заката пользование богатством, с которого он уплачен, делается безгрешным. В сурах закат представляет благое деяние, материальную помощь, милостыню. Установление регулярного сбора в пользу нуждающихся членов общины произошло, очевидно, сразу же после хиджры.

Эти пять предписаний связаны с частной жизнью мусульманина. Однако ислам - это религия с ярко выраженным социальным учением. Идеал ислама таков же, как и в учении Иисуса: братская любовь. Ислам не только говорит об истинном пути, но также и даёт подробные указания, как достичь этого идеала. Поддерживая торговлю и прибыль, ислам подчёркивает необходимость справедливости в любых общественных отношениях.

Коран, в котором приведены основные юридические нормы, получившие разработку в целом ряде дополнительных пособий, представляет основание мусульманского права. Совокупность предписаний, правил, которым каждому мусульманину долженствует следовать в своей повседневной жизни (религиозной, гражданской, семейной), именуется шариатом (прямой, правильный путь).

Мусульманское право предусматривало разделение наказаний на смертные, направленные на полной избавление общества от преступника; отмщающие, призванные служить удовлетворению чувства общественной справедливости; пресекающие, снижавшие возможность правонарушений в будущем; назидательные, которые должны были главным образом оказывать воздействие на самого правонарушителя, удерживая его от правонарушений. К примеру, пресекающие наказания (хадд) применялись, означая сечение плетью или битье палкой при числе ударов от 40 до 100, в случае вероотступничества и мятежа, если суд не считал необходимой казнь преступника; кощунства и демонстративного нарушения ритуальных предписаний; клятвопреступления и лжесвидетельства; незаконной половой связи, если виновные в этом не состоят в браке. Хадд налагался за растление, пьянство, спаивание, втягивание в азартные игры, за мошенничество.

Мухаммед поставил под запрет азартные игры и употребление вина. Подобные шаги представлялись Мухаммеду совершенно необходимыми для очищения нравов, ибо в доисламской Аравии распространилось пристрастие к вину, становившееся причиной многих преступлений. Игра в кости вызывала такой азарт, что в результате нередко проигрывалось не только имущество, но и даже жены и дети. Согласно сунне (примеры из жизни Мухаммеда в качестве образца и руководства для мусульман), пьяницы наказывались самолично Мухаммедом 40 ударами пальмовой ветви, очищенной от листьев.

Среди европейцев преобладало убеждение, что Коран принес закрепощение женщины, превратив ее в рабу мужа. Да, равноправия мусульманская женщина не обрела (впрочем, тогда его нигде и не существовало), однако реформы Мухаммеда в области семейного права означали шаг вперед в обеспечении прав женщины. В доисламской Аравии женщина вообще не имела никаких прав. Власть главы семьи носила абсолютный и безграничный характер. Ничто не защищало женщину от произвола отца или мужа. Нередко, особенно в бедных семьях, убивали новорожденных девочек. Во избежание кровопролития они живыми закапывались в землю. Коран, оберегая жизнь младенцев, налагал безусловный запрет на детоубийство. За жену полагалось внесение выкупа, который получал ее отец. В замужестве женщина не обладала никакими юридическими правами. Ей не дозволялось иметь собственное имущество, обращаться в суд, выступать с просьбой о разводе. Она была лишена права наследования своему мужу, овдовев, не могла вторично выйти замуж. В то же время муж не нес никаких обязательств в отношении жены. Коран же ставил семью под свою защиту. При исламе жена получила возможность располагать собственностью, самостоятельно заниматься ведением торговых дел, приобрела право обращения в суд, наследования мужу. Отныне свадебный выкуп уплачивался непосредственно ей, а не отцу, как ранее. Муж был обязан вести действительно брачную жизнь, заботиться о содержании жены, обращаясь с ней гуманно и справедливо. В Коране говорится: «А из вашего имущества, которое послал вам Аллах, наделяйте женваших, одевайте их и говорите слова добрые». Конечно, не следует забывать о том, что согласно канонам ислама женщина является человеческим существом «второго сорта». Подобное отношение обусловливалось идеей вторичности. В Коране указывается, что Аллах «создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними». Нетрудно увидеть в этих словах сходство с библейским мифом о сотворении женщины. Предписания Корана относительно права наследования вытекают из того взгляда, что утверждает равенство двух женщин одному мужчине. Свидетельские показания двух женщин считались равнозначными показанию одного мужчины. Мужчине Кораном разрешалось иметь до четырех законных жен. Запрещено было жениться на близких родственницах. Если женой мусульманина могла стать христианка, еврейка, то женщина-мусульманка могла выходить замуж только за единоверца. Если муж, разводясь с женой, впоследствии хотел восстановить супружеские отношения, то тогда ему надлежало отпустить на свободу одного раба. Да, мусульманским правом не возбранялось мужчине иметь наложниц-рабынь, однако Коран запрещал принуждение рабынь к сожительству, если те желали вести честную жизнь. Ребенок, рожденный от наложницы, признавался Кораном равным по положению, рожденному от законной жены. Развод по-мусульмански представлял весьма несложную процедуру. Муж, и этого было вполне достаточно, говорил жене в присутствии двух свидетелей: «ты свободна», или же три раза произносил слово «таляк» (развод, освобождение). После этого жене ничего не оставалось, как, собрав свои вещи, покинуть дом мужа. Взрослые дети оставались с отцом, малолетних могла забрать жена. Шариат, сохраняя инициативу развода за мужем, вместе с тем установил, что женщина имеет право на развод, только если муж неизлечимо болен, страдает половым бессилием, потерял рассудок.

Важным требованием Корана являлся «джихад» - борьба за веру. В одной из последних сур Корана подчеркивалось, что пока многобожники не входят во вражду с вами, не следует и вам враждовать с ними, поскольку Аллах любит справедливость. А если они забыли свои клятвы и занимаются поношением вашей веры, должно сражаться с вдохновителя нечестия. Вскоре появились такие понятия, как «джихад сердца», подразумевавший собственную борьбу в совершенствование веры; «джихад языка» - верующий одобрительно говорит о богоугодном; «джихад руки», подразумевавший наказание за преступление перед верой, и, наконец, «джихад меча», подразумевавший прямую войну с неверными. Когда начались мусульманские завоевательные войны, имевшие прямую связь с джихадом, взаимоотношения с врагами строились по-разному. Для язычников выбор был лишь один: переход в ислам или смерть. «Людям Писания» (иудеям и христианам) предлагался иной выбор: принятие ислама, выплата постоянного налога (джизии) или война.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.