Главная · Освещение · Что говорить во время азана. Дозволено ли разговаривать во время чтения азана? Смотреть что такое "Азан" в других словарях

Что говорить во время азана. Дозволено ли разговаривать во время чтения азана? Смотреть что такое "Азан" в других словарях

Меня всегда удивляет, когда кто-то говорит: «Я не читаю книг». Да, в мире много вещей, занимающих наше время, – фильмы, видеоигры, СМИ. Но вам всё равно стоит найти время для чтения. Если вы не читаете книги, то многое упускаете.

1. Чтение улучшает воображение и творческие способности

Когда мы читаем, то даём новую жизнь записанным словам – они преображаются в нашем воображении. Мы представляем заново образы, звуки, запахи увлекательной истории. А этот труд развивает «творческую мускулатуру» нашего мозга – и мало где можно найти подобные эффективные упражнения.

2. Улучшение интеллекта

Несмотря на все достижения современной техники, чтение остаётся лучшим способом обучения и хранения информации. Те, кто больше прочёл, становятся умнее. Они заполнили свою голову информацией, которой у других нет и не будет без книг.

3. Чтение может изменить вашу жизнь

Некоторые книги могут изменить вашу жизнь так, как вы сами не ожидаете. Такие книги, как «Над пропастью во ржи», «Повелитель мух» или «Цветы для Элджернона» заставили меня иначе смотреть на мир. Эти книги глубоко подействовали на меня, я изменился, прочитав каждую из них. Это сила чтения – путешествие в самого себя, а не только по увлекательному сюжету. Как и после путешествия, после таких книг – вы уже не тот, что раньше.

4.Читатели сексуальны

Согласно исследованиям, женщины считают умных парней сексуальнее тех, у кого средний интеллект. Ум – одно из самых востребованных качеств, какие женщины ищут в мужчинах. Так что, одинокие парни, загляните в книжный магазин!

5. Умение сопереживать

Трудно представить себя на месте кого-то другого, особенно если его мир сильно отличается от вашего.
Чтение – отличный способ «заглянуть в голову другого человека», узнать его мысли и чувства. Вместо того, чтобы смотреть на жизнь из одной точки, вы можете посмотреть на мир другими глазами!

6. Мудрость

Каждый раз, открывая книгу, вы заполняете голову знаниями, фактами, мнениями, сюжетами. Чтение – как бы непрерывная доставка информации. Вместе с этой информацией читатель получает и опыт. Книги - рассказы о чьих-то жизненных уроках, о приобретённом опыте. Это для вас возможность понять, как устроен мир. Читая книги, вы становитесь мудрее.

7. Самосовершенствование

Чем больше вы читаете, тем шире ваш словарный запас. Неудивительно – ведь вы регулярно встречаете в разных книгах столько слов, что вскоре сами начинаете употреблять их в повседневной жизни. Хорошие читатели обычно и сами хорошо пишут. Любой успешный писатель скажет вам, что для улучшения навыков писательства необходимо каждый день читать. Более того, чтение помогает улучшить уверенность в себе. Это может помочь вам во многих сферах жизни, таких как социальные отношения или продвижение по службе.

8. Улучшение навыков мышления

Чтение усиливает аналитическое мышление. Люди, которые читают, определяют закономерности быстрее тех, кто не читает. Чтение делает ваш ум острее и укрепляет синапсы головного мозга, ведь это ещё и тренировка памяти. Другими словами, ваш мозг становится сильнее и быстрее, потому что вы читаете.

9. Улучшение внимания и концентрации

Большинство из нас привыкли к «многозадачности», научились делить своё внимание между телевизором, Интернетом, телефоном и уймой других вещей. Но так мы теряем способность сосредоточиться в нужный момент на одном важном деле. Чтение книги улучшает способность сконцентрироваться. Ведь книга сама по себе требует полной концентрации внимания, потому что если отвлечься, вы теряете нить повествования.

10. У читающих больше шансов на успех

Наверное, можно найти успешных людей, которые не читают книги. Но трудно. Вспомните знаменитых учёных, бизнесменов, писателей, политиков. Если у них у всех есть какой-то общий интерес – то это чтение.

11. Генерация идей

Идеи – мощный двигатель. На них основаны научные и технические достижения. Ими решаются мировые проблемы, излечиваются болезни. Идеи могут изменить нашу жизнь. Когда вы читаете, вы получаете много новых мыслей. Эти мысли крутятся в вашей голове – и помогают создать вашу собственную удивительную идею.

12. Чтение поможет верно расставить приоритеты

Чтение открывает для вас новые возможности. Прочтёте о новых приключениях, другом образе жизни – о разных вещах, о которых прежде даже не вспоминали. Возможно, вы задумаетесь над этим, и поймёте, что хотите изменить свою жизнь и поставить перед собой другие цели. И важно в вашей жизни совсем не то, что вы прежде ставили на первое место.

13. Проживите несколько жизней

Люди, которые не читают, могут прожить только свою собственную жизнь. Читатели же имеют доступ ко многим и многим жизням – реальных или вымышленных персонажей. Мы можем почувствовать то, что чувствовали они, испытать то, что испытывали они.
Собственный жизненный опыт делает нас сильнее и мудрее. Но если вы живёте только одну жизнь, то лишаете себя опыта других людей и уроков от их жизней.

14. Улучшение психического здоровья

Так же, как мышцы тела, мозгу требуется «зарядка», чтобы оставаться здоровым и сильным. Исследования показали, что такая умственная деятельность как чтение, могут замедлить (или даже предотвратить) болезнь Альцгеймера и слабоумие. А люди, которые много читали за свою жизнь, куда позже испытывают на себе возрастное ухудшение памяти и умственных способностей, по сравнению с теми, кто не любил читать.

15. Вокруг света не выходя из дома

Путешествия – самый лучший способ узнать другие народы и культуры. А второй лучший способ – чтение. Оно может открыть для вас целый новый мир – там, прямо за вашим порогом. Написано очень много книг о разных странах, вы можете читать о любом уголке земного шара и познакомиться с жизнью разных народов с помощью книг.

16. Улучшение физического здоровья

Мы читаем обычно в тишине, наедине с собой. Когда вы увлечены хорошей книгой, то находитесь в состоянии, близком к медитации. Чтение расслабляет и успокаивает. В результате – снижение стресса, нормализация кровяного давления. Читающие люди меньше страдают от расстройств настроения.

17. Больше тем для разговора

Чем больше вы узнаёте о новых темах, историях и мнениях, тем проще вам становится завязать беседу. В конце концов, у вас в руках неисчерпаемый источник новых материалов для обсуждения!

18. Исследуйте себя

Вы слышали выражение «потерялся в книге»? Чтение – активный процесс, и вы сами в него активно включаетесь, как бы участвуете в действии. С помощью чтения можно многое узнать о самом себе. Например, вы можете спросить себя, а что бы вы сделали на месте героя книги. И ответ может вас удивить.

19. Расширьте кругозор

Если вы не читаете, то ваш мир тесен. Вы знаете лишь малую долю того, что происходит вокруг вас. Чтение откроет вам, насколько велик мир на самом деле. Есть много предметов, в которых я ничего не смыслил. Только когда я стал читать о них, я осознал, как же мало знал прежде!

Каждый месяц печатаются тысячи книг. Добавим к этому сообщения в блогах и журнальные статьи. Вы всегда можете найти среди этого разнообразия что-то на свой вкус. Более того, сейчас нет ничего проще, чем стать читателем. Библиотеки есть везде – и они бесплатны! Теперь существуют и цифровые копии книг, а значит, даже идти в библиотеку не обязательно.

Итак, учитывая все перечисленные преимущества чтения, нет никаких оснований не читать.

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва - это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода - это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель - со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние - вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь - можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Пять минут с хорошей книгой - это как пять минут в обществе приятного вам человека. И интересно, и энергией наполняет. Эта статья для тех, кто ясно отдает себе отчет в том, зачем читать больше, но не знает, где взять время и мотивацию, чтобы это делать. Я расскажу о небольших хитростях и лайфхаках, которые позволят вам найти резервы времени в рамках дня и сделают ваше чтение более эффективным.

Добавьте себе мотивации

1. Ведите учет прочитанным книгам. Так вы сможете отслеживать прогресс и динамику. Только после этого вы сможете понять, что значит для вас «больше». Например, сколько книг вы прочитали в прошлом месяце? А с начала года? Как только вы начнете записывать все прочитанные книги, у вас появится азарт читать больше.

2. Определите цель на год. Планка у каждого своя. Для кого-то 25 книг в год много, а для кого-то 100 - мало. Главное, задать себе цель. На год и месяц. Само по себе наличие цели увеличивает вероятность, что вы будете читать больше.

3. Установите себе ежедневный минимальный объем. Минимум 20 страниц в день. А вообще, исходить надо из вашей цели на год. Периодически повышайте планку, так вы будете из года в год читать больше книг.

4. Составьте wishread list. Определите 8 тем, в которых вы хотите развить свои навыки и знания. И напишите по каждой области минимум 20 книг. Что бы вы хотели изучить глубоко и детально? Полезно быть в курсе о том, какие книги читают успешные люди. Добавьте эти книги в свой wishread list. Повесьте список перед глазами или держите всегда под рукой. В таком случае Вы никогда не будете мучиться вопросом «Что бы почитать?».

5. Используйте этот психологический прием. Если бы вам оставалось жить всего полгода и за это время вы смогли бы прочесть только десять книг, какие бы вы выбрали? Выпишите их названия. Включите туда не те книги, которые вы должны прочесть, а те, что вам действительно интересны. Написали? Чего же вы ждете?! Читайте!

6. Запланируйте в своем ежедневнике встречу с… книгой. Этим вы отвоюете время на чтение у всех остальных дел. Записывая время похода к стоматологу, вы ведь больше ничего не планируете на этот период. Так же и с книгами. Делайте это регулярно и тогда в один прекрасный день вы почувствуете, что вам больше не нужно выкраивать время для чтения.

7. Собирайте, сохраняйте и покупайте книги, даже если не планируете прочесть их сразу. Книги терпеливы. Книги будут смотреть на вас с полок и немыми голосами просить их прочесть. И вы их прочтете.

8. Когда читать не хочется, а надо, используйте такой прием. Положите книгу рядом с собой и посидите с ней минут 5-10. Просто сидите и ничего не делайте. Не заставляйте себя читать, просто наблюдайте за собой. Ваше нежелание приступать к изучению материала волшебным образом испарится, и руки сами потянутся к книге, откроют ее, и вы спокойно начнете чтение.

9. Читайте проактивно, а не реактивно. Наши ленты в соцсетях пестрят перепостами статей с популярных сайтов. Копирайтеры научились писать цепляющие заголовки и лиды, клик-клик, и вы уже захвачены статьей про 33 секрета секса, о которых вам никогда не рассказывали, или 20 мест на планете, где вы обязаны побывать хотя бы раз в жизни, и еще сто-пятьсот вкладок, которые вы открыли в процессе веб-серфинга. Это называется реактивное чтение. Проактивное чтение - более осознанное. Это когда у вас есть план книг, которые вы хотите прочитать, и вы ему следуете. В следующий раз, когда застукаете себя за чтением очередной «полезной» и жутко интересной статьи, спросите себя: есть ли у меня что-то поважнее, что мне нужно прочесть?

10. Добавьте удовольствия. Знаете, как заинтересовать ребенка чтением? Подложить ему книгу о том, что ему нравится. Футбол? Окей, пусть будет книга от футбольного тренера или красочный альманах о чемпионатах мира. То же самое действует и со взрослыми. Что вам нравится? Найдите книгу об этом. Например, если вам нравится путешествовать, вот книги, которые сразу приходят на ум: В поисках себя , Чемоданное настроение , Мои путешествия . Читайте для развлечения художественную литературу, юмористические рассказы, стихи.

11. Назначьте дедлайн для завершения чтения книги. Спросите себя, к какому моменту вы бы хотели закончить эту книгу. Тем самым вы уменьшите вероятность прокрастинации. Это как бы такое мини-обещание самому себе. А вы ведь держите свое слово? Нет, не так. А вы ведь держите свое слово.

12. Берите книги в библиотеке и возвращайте прочитанными. Есть определенный срок, к которому необходимо будет их вернуть. Жалко возвращать недочитанную книгу, поэтому вы будете стараться прочитать их.

13. Поспорьте с кем-нибудь или дайте публичное обещание. Например «Я прочитаю до конца года 200 книг. А если нет, то я пожертвую местной библиотеке 200 книг».

14. Устройтесь на работу в книжное издательство. Устройтесь редактором, копирайтером или руководителем проектов в книжное издательство, и у вас появится много возможностей, чтобы читать. Как правило, рабочая библиотека доступна всем сотрудникам. Кроме того, много читать - скорее всего будет входить в ваши обязанности. Это я вам как копирайтер МИФ говорю.

16. Составьте хронометраж вашего свободного времени и поймите какие занятия можно заменить на чтение. Заберите часть времени у других дел (телевизор, интернет, форумы, социальные сети, глянцевые журналы, зависание на телефоне и тд). Что не приносит вам радости, удовольствия и желаемого результата? Замените такие занятия чтением художественной или специальной литературы.

17. Когда совсем нет времени, читайте рассказы. Они отнимают не так много времени. Чехов, Бунин, Мураками, Бредбери, Твен…

18. Закончили читать книгу? Начните новую в тот же день. Не делайте перерывы между книгами. В тот же день, когда закончили читать книгу, осильте хотя бы 5 страниц новой. Тем самым у вас образуется открытый гештальт и вы будете стремиться к тому, чтобы его закрыть.

19. Бонусная мотивация. Много читая, вы будете подавать прекрасный пример. Если вы будете читать больше, то и ваше окружение будет читать больше - ваши дети, ваши сотрудники, ваши друзья. Вам бы этого хотелось? Читайте больше!

20. Не читайте только ради чтения. Придумайте себе мотивацию. Да, сами для себя. Напишите 5 преимуществ, которые вы получите, если начнете читать больше. Станете более интересным собеседником, расширите словарный запас, прокачаетесь как профессионал в своей области? Представьте себе, сколько всего вы сможете узнать, если прочитаете 500 ценных книг в следующем десятилетии, или даже в следующие два года.

Обеспечьте себе комфорт

21. Читайте в том месте, где вам будет максимально удобно. Не читайте серьезные книги в постели. Спальное место четко ассоциируется нашим мозгом со сном. Продуктивность и скорость чтения в постели ниже, чем на диване в гостинной или в кресле за столом.

22. Позаботьтесь об освещении. Если вы хотите, чтобы ваше зрение оставалось в порядке до самой старости, пожалуйста, читайте всегда при достаточном количестве света. Кроме того, при хорошем освещении вы будете более бодрым и включенным в процесс чтения.

23. Периодически проверяйте, насколько вашему телу удобно. Если вы сидите сгорбившись, долго читать вы не сможете. Как себя чувствуют ваши плечи, спина, шея, когда вы читаете эту статью?

24. Если вы читаете за компьютером, используйте очки «друг компьютера». Они ослабляют действие тех световых волн, которые больше всего раздражают глаза. Держите их всегда рядом с монитором, так вы снизите утомляемость от чтения с экрана и надолго сохраните зрение.

25. Делайте перерывы каждые 20-30 минут. Отлично чередовать чтение с физической нагрузкой – пусть мозг отдохнет, а тело поработает – наклоны, приседания, бег на месте. Постарайтесь ни о чем не думать во время перерыва. Вашему мозгу требуется большое количество богатой кислородом крови. Даже когда вы просто встаете со стула, снабжение мозга кислородом увеличивается на 20 процентов.

26. Периодически давайте отдых глазам. Если у вас устали глаза, сделайте пальминг. Энергично разотрите руки, затем закройте глаза и прижмите к ним ладони горкой, держа пальцы сжатыми вместе, чтобы сквозь них не проникал свет. В течение трех минут представляйте, как из центра ладоней в глазные яблоки идут потоки энергии. Это упражнение эффективно снимает напряжение с глазных мышц. Затем медленно уберите руки с глаз.

Читайте электронные книги

27. Запаситесь цифровой библиотекой. Если вы читаете книги в электронном виде, убедитесь, что у вас есть достаточный запас книг на любой случай и настроение. Держите библиотеку в порядке, чтобы вы могли быстро найти нужную книгу. Проще всего рассортировать их по жанрам и по тем областям, которые у вас обозначены в wishread листе.

28. Оптимизируйте свой браузер для чтения. Браузеры не удобны для чтения, это факт. Но есть расширения, которые сделают чтение с экрана более комфортным. Например, Readability и Сlearly убирают все «лишние» элементы на веб-странице, сосредотачивая внимание на тексте.

29. Если книга электронная, настройте ее формат под себя. Выберите наиболее симпатичный вам шрифт, настройте размер и цвет. Разбейте текст на колонки, чтобы можно было читать по вертикали.

Слушайте аудиокниги

30. Слушайте аудиокниги. Если уделять этому занятию час в день, за две недели можно прослушать книгу продолжительностью 15 часов. За год - плюс 20-25 книг.

31. Найдите аудиокниги в хорошей озвучке. Их приятнее слушать. Мне в этом плане нравится, как озвучивает книги Кирилл Радциг.

32. Слушайте книги, когда выполняете домашнюю рутину : моете посуду, прибираетесь в комнате, моете полы, очищаете ванну, подстригаете газон. Как, у вас нет газона? Ура! Вместо газона вы можете почитать!

33. Слушайте книги во время приготовления еды.

34. Чтобы не отвлекать домашних, можно приобрести хорошие беспроводные наушники. Например, меня который год радуют DNS ALT-877NC.

35. Слушайте аудиокниги в машине.

36. И даже в душе слушайте хорошие мотивирующие книги!

Повысьте внимание

37. Сделайте 5 глубоких вдохов-выдохов перед тем, как читать. Этим вы остановите маховик мыслей и настроитесь на чтение.

38. Скажите «нет» отвлекающим факторам. Если вам нужно сосредоточиться, устраните все внешние раздражители. Выключите телевизор, интернет, телефон. В прямом смысле – выключите их и пусть весь мир подождет, пока вы заняты важным для себя делом.

39. Ставьте цель перед прочтением любой книги. Для чего я читаю эту книгу? Насколько эта книга значима и важна для меня? Какую информацию я хочу взять из этой книги? В какой области я хочу использовать полученное знание? Например, «Я хочу получить ответ на вопрос ___ », «Я хочу запомнить интересный факты о ___ », «Я хочу найти 10 идей, как улучшить свой продукт», «Я хочу узнать 3 способа мотивации» и т.д. Когда вы поставите такие цели непосредственно перед прочтением книги, мозг настроится на поиск ответов и позволит сохранять внимание на протяжении долгого времени.

40. Если надо читать, а вас клонит в сон, используйте аромомасла. В аэропорту на Бали я первый раз увидела бальзамы в маленьких баночках – для концентрации внимания и бодрости. Никакого шаманства и магии. Апельсин, эвкалипт, гвоздика. И правда, бодрит. Я использую его для чтения и для тренировок, когда уровень энергии низкий.

41. Относитесь к книге как мудрому учителю , который не всегда прямо говорит, что следует делать. Ищите скрытый смысл, это увеличит вашу внимательность. Благодаря ей вы сможете прочитать больше. И самое главное, осмысленнее.

42. Относитесь к книге, как к другу. «Привет. Я знаю, в тебе много хорошего и интересного. Давай узнаем друг друга поближе.» Такой психологоческий настрой, позволит вам получить максимум удовольствия. А тем, что приносит нам удовольствие, хочется заниматься больше и больше.

43. Используйте метроном. Если вам необходимо быстро прочитать книгу, не отвлекаясь ни на что, сделайте это под метроном . Установите скорость 120-150 тактов в минуту. И на каждый удар делайте остановку примерно на 1/3 строки. Это поможет держать ритм и не отвлекаться.

44. Если заметили, что отвлеклись, используйте технику трех вдохов. Сделайте три вдоха подряд, чтобы заполнить легкие воздухом. Затем сделайте паузу, потом резкий выдох и повторите свою цель чтения. Вы обеспечите кровь кислородом (3 вдоха), углекислым газом (пауза), взбодритесь (резкий выдох), сосредоточитесь (повторив цель).

45. Используйте технику «мячик для гольфа». во время чтения включает ваше внимание на 100 процентов.

46. Если вам нужен музыкальный фон для чтения, выбирайте спокойную музыку без слов. Согласно результатам исследований доктора Лозанова, больше всего для чтения и обучения подходит музыка в стиле барокко: сочинения Баха, Генделя, Вивальди. Эти композиторы использовали весьма специфичные размеры и ритмы, которые как бы автоматически «синхронизируют» ум и тело. В ситуациях, задействующих в основном левое полушарие мозга (например, при усвоении нового материала), музыка пробуждает интуитивное творческое начало, присущее правому полушарию, и подключает его к общему процессу познания. Именно правое полушарие «виновно» в том, что Вы отвлекаетесь, ровно как и начинаете мечтать и думать о постороннем там, где нужно сосредоточиться. Музыка способна отвлечь на себя правое полушарие мозга, повышая таким образом эффективность работы левого полушария.

47. Убедитесь, что в поле вашего зрения ничто не двигается. В нашем мозгу есть программа непроизвольного внимания. Если промелькнет птица за окном, будьте уверены, вы на нее отвлечетесь. Это не потому, что вы невнимательны. Наоборот, это происходит из-за гипер-внимательного мозга, который в любой неожиданной мелочи готов заподозрить саблезубую тварь, угрожающую вашей жизни.

48. Пейте воду до и во время чтения. Специалисты установили, что у людей, выпивших два стакана воды перед решением сложных умственных задач, мозг работает на 14 процентов быстрее, чем у тех, кто воду не пил. Даже небольшая жажда влияет на снижение умственной работоспособности. Выпейте хотя бы один стакан воды перед чтением.

49. Ведите по тексту рукой или указкой. Это повышает вашу внимательность и скорость чтения. Главное, соблюдать правило – глаза следуют за указкой, а не наоборот. Вы рукой задаете скорость, а глаза только успевают за движениями руки. Если вам кажется, что скорость чтения при этом медленная – просто увеличьте скорость движения рукой.

Читайте в компании

50. Создайте себе окружение, в котором люди читают больше. Знакомьтесь с людьми, которые много читают, общайтесь с ними. Вы будете пропитываться их привычкой читать больше.

51. Запишитесь в книжный клуб.

52. Присоединитесь к читательскому челленджу. Вы узнаете о многих интересных книгах и будете поражены тем, сколько всего интересного можно прочитать в течение одного года. Вот, например, букчеллендж от «Жить интересно!» на 2015 год и 50 занятных критериев для выбора книг.

53. Читайте детям. Если у вас есть дети, вы просто обязаны читать им. Выработав привычку читать, вы заложите в нем это желание развиваться и дальше. Пока ребенок маленький, читайте ему минимум 20 минут в день.

54. Читайте книги из школьной программы вашего ребенка и обсуждайте их с ним. Приятный побочный бонус - вы сможете стать ближе.

55. Договоритесь с другом и читайте одни и те же книги. А потом обсуждайте их.

56. Читайте вашей второй половинке. Это прекрасный вариант проведения совместных вечеров.

57. Заключите дружеское пари. Сколько книг ты прочитал на этой неделе? Три? А я четыре, ужин за твой счет.

Читайте разные книги в разных местах

58. Читайте в общественном транспорте. Время, проведенное в поездках легко растратить на беспорядочные мысли и глазение по сторонам. Не теряйте времени, читайте в метро, автобусах, такси.

59. Зашли в транспорт и поняли, что забыли взять с собой книгу, а телефон сел? Не расстраивайтесь. Найдите пассажира с книгой и подсядьте к нему. Вуаля, вам есть, что читать!

60. Читайте в салоне красоты. Пока ваши волосы или ногти получают свой уход, займитесь своим мозгом.

61. Читайте, ожидая заказ в ресторане.

62. Читайте во время еды. Некоторые советуют ни в коем случае этого не делать. Оправдывая это тем, что надо концентрироваться на еде, ощущать вкус пищи, не пропустить момент насыщения. Но, простите, это разные процессы и вам не три года. Жуете вы ртом, вкус ощущаете языком, насыщение чувствуете в желудке. А читаете вы глазами и мозгом. Просто пережевывайте пищу чуть дольше, чем обычно, и… читайте!!!

63. Читайте, пока вашим автомобилем занимаются на автомойке.

64. Совместите чтение и йогу. Самое главное, не забывайте правильно читать. А проговаривание мантр поможет подавить артикуляцию. (Простите, профдеформация тренера по скорочтению дает о себе знать…)

65. Читайте в очередях. В любой очереди - на прием к врачу, в магазине, за билетами в кассу.

66. Читайте в туалете. На несколько минут люди оставляют вас в покое. Так много книг и так мало времени. Но задерживайтесь там в пределах разумного. Не стоит затягивать до того момента, когда вам под дверь закинут записку «Вернись ко мне, я все прощу».

67. Читайте перед сном что-нибудь душевное и успокаивающее. Перед тем, как заснуть, подарите себе 5-10 страниц литературы для души. Например, я сейчас по вечерам читаю терапевтические сказки «Мелодии дождя на петербургских крышах». Чтобы у вас был достаточный выбор и не надо было вставать с постели, держите книги на прикроватной тумбочке.

68. Когда у вас бессонница - читайте скучные книги. Это отличный способ и почитать больше и заснуть побыстрее.

69. Закачайте книги в телефон. Телефон в любом случае всегда с вами.

70. Носите книгу с собой всегда. Всегда и везде. Телефон имеет свойство разряжаться, книга - нет.

71. Читайте, пока ждете ребенка из секции или со школы.

72. Читайте за утренним кофе и во время чаепития.

73. Читайте в отпуске. Есть полезные подборки. и вот , например. В отпуске время на чтения найти легче, чем в обычной жизни. Можно читать на завтраке, на пляже, в поездках, перед сном, во время лобзаний рыбками ваших ног.

74. Читайте в самолете. И в зале ожидания. И в очереди на регистрацию.

75. Используйте журнальный лайфхак. Если у вас нет времени читать журнал, можете бегло просмотреть его за 5 минут, найти в нем те статьи, которые достойны внимательного чтения, и вырезать их. Да, прямо канцелярским ножом вырезать. А когда вы соберетесь в поездку - возьмите вырезки с собой, прочитаете в дороге.

76. Читайте… в книжном. Один преподаватель регулярно дает студентам такое задание. Им необходимо отправиться в ближайший книжный магазин и прочесть две документальные или научно-популярные книги. Хитрость в том, что нельзя эти книги покупать. Они должны прочесть каждую книгу приблизительно за пятнадцать минут. Тот факт, что они находятся в магазине под пристальным взглядом продавца, помогает им поддерживать высокую скорость чтения.

77. Читайте профессиональные книги в минуты затишья на работе.

78. Читайте во время пауз в работе компьютера. Во время тормозов компьютера, не шмякайте мышкой по столу, а лучше расслабьтесь и почитайте книгу.

И еще 13 идей, как читать больше

79. Научитесь скорочтению. Вы в любом случае отличите посредственную книгу от великолепной. А раз так, то читать имеет смысл именно быстро, чтобы встретиться в своей жизни с как можно большим числом великолепных книг. Согласны?

80. Пропускайте все, что кажется бесполезным. Если то, что вы читаете, не соответствует вашим целям и не решает вашу задачу, безжалостно пропускайте куски текста.

81. Читайте с подставкой. Используйте школьную подставку для книг и наколенные подставки для удобства.

82. Откажитесь от телевизора. Совсем.

83. Перестаньте смотреть сериалы. Читайте. Тандем хорошего произведения и вашего воображения достоин оскара.

84. Запартнерьтесь с книжным издательством. Чтобы больше читать, нужно больше книг! Если вы хорошо пишете обзоры и рецензии и у вас большое количество читателей вашего блога или сайта - дайте об этом знать книжным издательствам и они будут бесплатно присылать вам новинки.

85. Устройте марш-бросок. Прочитайте 30 книг за 30 дней. Это реально.

86. На день рождения просите друзей дарить вам сертификат на покупку книг.

87. Забейте на сон. Серьезно. «О, Макс был человеком, который хорошо… высыпался…». Знаете о чем жалеют люди, которые в силу своего возраста уже смотрят в глаза смерти? О том, что много спали и мало делали того, что любили. Если вы любите читать, подумайте над тем, чтобы вставать на полчаса раньше и читать хорошие книги.

88. Отделяйте процесс чтения от всего остального. Дело в том, что человеческий мозг довольно хитер. Если вы начнете конспектировать книгу, то не сможете остановиться, особенно, если в ней действительно много идей. Тогда вы будете читать ее недели, а, может быть, и месяцы. Максимум, что можно делать - наклеивать закладки, чтобы потом их проработать. Но конспектировать или вдаваться в рассуждения в процессе чтения - не стоит. Что делать, если книга засасывает и не получается ее прочесть достаточно быстро? Установите себе правило - на одну книгу не больше недели.

89. Устраивайте себе периодически инфоголодовку. Здесь, собственно, все, как у влюбленной пары. После 2-3 дней без чтения, вы будете без ума от секса книг.

90. Завершайте книжные гештальт. Это не обязательно значит дочитать книгу во что бы то ни стало, даже если она смертельно скучная. Иногда это значит разрешить себе не дочитывать. Здесь действует правило 50 страниц. Если после 50 страницы книга вас ничем не зацепила, не читайте ее. Максимум можете бегло просмотреть, что там дальше, потратив на это не больше 15 минут.

91. Что делать, когда ничего не охота делать? Читать. Можно что-нибудь легкое. Составьте список «Что почитать, когда ничего не охота делать». Туда могут войти короткие книги, смешные книги, книги любимого автора, графические романы.

Люди пишут книги тысячи лет. Это же целая книжная параллельная вселенная. Мириады вселенных. Я хочу хоть краешком глаза на них посмотреть, воспринять мудрость и ощутить всю гамму эмоций, которая в них сокрыта. Вот почему практически каждую свободную минуту я посвящаю чтению книг.

И да, если вы не готовы предпринять реальные усилия по повторению и осмыслению того, что вы прочитали, то полученные знания - как вода в ванне без пробки - будут растрачены впустую. Внимание, направленное внутрь вас, способствует возникновению в вашем сознание новых идей и ответов и помогает придавать новый смысл наблюдениям, фактам, идеям и переживаниям. Читайте, развивайтесь, познавайте мир. Хорошие книги ждут!

Книги, которые необходимо прочесть во время беременности

КНИГИ ДЛЯ БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ - ЧТО НЕОБХОДИМО ПРОЧИТАТЬ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЕ И БУДУЩЕМУ ОТЦУ.

Вот 10 лучших книг, которые просто необходимо прочесть будущим родителям.

1. Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности»

Эта книга вышла в свет еще в 1975г., но по сей день не утратила своей актуальности. Лучше всего прочесть эту книгу до родов, поскольку она полностью изменит ваше представление о жизненно необходимых вещах для младенца. Здесь вы сможете узнать о том, что больше всего способствует развитию творческой, счастливой и доброжелательной личности, и что в ребенке может воспитать цивилизованное общество.

Это одна из лучших книг для женщин, ожидающих первенца. В ней очень хорошо и доступно описаны все месяцы беременности, есть ответы на самые часто задаваемые вопросы, а также полезные советы о том, как правильно подготовится к родам.

Данная книга является продолжением предыдущей. Молодую маму с ребенком забрали из роддома. И у родителей сразу возникает масса вопросов: «Как кормить? Как укладывать спать? Как растить своего ребенка? Как понять чего ребенок хочет, если он плачет?» На все эти вопросы, а также много другой полезной информации, вы найдете ответ в этой книге. Авторы книги являются родителями восьмерых детей, поэтому они многому смогут научить современных родителей.

4. Грэнтли Дик-Рид «Роды без страха»

Многие беременные женщины боятся естественных родов. Автор книги утверждает, что этот процесс может быть абсолютно безболезненным. Самое главное - правильная физическая и моральная подготовка беременной женщины к естественным родам. В книги вы найдете самые действенные методики расслабления, узнаете, как заручиться поддержкой мужа. А все современные страшилки о родах будут развеяны.

5. Ингрид Бауэр «Жизнь без подгузников»

Автор книги пропагандирует естественные методы ухода за ребенком. Это одна из самых главных книг о «Высаживании». В книге описывается идея полного отказа от подгузников. А достичь этого можно наладив гармоничные отношения со своим малышом. Так вы научитесь чувствовать его желания даже на расстоянии.

6. Жанна Цареградская «Ребенок от зачатия до года»

Это первое пособие по перинатальному воспитанию выпущенное в России. Автор книги является основателем центра «Рожана» и матерью семерых детей. Данная книга - это прекрасный помощник для молодых мам. Ведь в ней помесячно описана жизнь младенца, его поведение во время естественного вскармливания, частота кормлений, суточный ритм сна, введение прикорма, развитие отношений между мамой и ребенком. Также в этой книге вы найдете очень интересные главы о психологии новорожденных и естественных родах.

7. Евгений Комаровский «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»

Известный педиатр Евгений Комаровский выпустил не одну книгу об уходе за детьми, однако эта является самой прикладной. В ней детально и доступным языком описано мнение автора по самым разным вопросам. В своей книге автор призывает родителей любое решение относительно своего ребенка тщательно взвешивать, и не вдаваться в крайности. Не всегда родители согласны с мнением этого доктора, но все же книгу почитать рекомендуем.

8. Януш Корчак «Как любить ребенка»

Эту книгу можно назвать своеобразной библией для родителей. Здесь вы не найдете ответов на конкретные вопросы, советов как поступать в той или иной ситуации. Автор является великолепным детским психологом, и в своей книге раскрывает мотивы поступков детей и их глубокие переживания. Только когда родители пытаются понять все тонкости формирования личности ребенка, они научаться любить его по-настоящему.

9. Юлия Гиппенррейтер « Общаться с ребенком. Как?»

Эта книга поможет вам не только научиться слышать своего ребенка, но и наладить общение с друзьями и знакомыми. Она изменить ваши взгляды на отношения между детьми и родителями. Благодаря ей вы сможете найти и исправить многие типичные ошибки. Эта книга предназначена для работы над собой, ведь дети являются отражением своих родителей.

10. Александр Коток «Прививки в вопросах и ответах для думающих родителей»

В этой книге вы найдете доступную информацию о детский инфекционных болезнях и прививках против них. Автор раскрывает все отрицательные и положительные стороны массовой вакцинации. Ознакомившись с книгой и взвесив все за и против, вы сможете принять обоснованное решение о том, стоит ли делать прививки своему ребенку, и какие именно.


  • Книги, которые я читаю во время беременности.
  • Мои список книг во время беременности

    Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка Автор: Людмила Петрановская В книге простым и понятным языком описаны все периоды взросления, начиная с младенчества и заканчивая подростковым возрастом. Читать легко и интересно. Немаловажно то, что это одна...

  • Книги которые мне следовало бы прочитать в беременность...

    Или подробный и немного субъективный отзыв о трех книгах без картинок, раскрывших мне глаза на многое и (что еще для меня важнее) давших пинок под зад внятные объяснения что именно происходит с маленьким человеком и...

  • Что почитать во время беременности

    Привет, девочки! Так как во время декрета выдалось много свободного времени, я постоянно и много читала. Книги попадались разные, какие-то нравились больше, какие-то меньше. Я уже 3 месяца мама, и в этом посте хочу рассказать...

Откуда взялись утренние или вечерние молитвы? Можно ли вместо них использовать что-то другое? Обязательно ли молиться два раза в день? Можно ли молиться по правилу св.Серафима Саровского? Молиться ли детям молиться по «взрослому» молитвослову? Как готовиться к Причастию? Как понять, что молитва - диалог, а не монолог? О чем молиться своими словами? О молитвенном правиле мы разговариваем с протоиереем Максимом Козловым , настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ.

- Отец Максим, откуда взялось существующее молитвенное правило - утренние и вечерние молитвы?

В том виде, в каком молитвенное правило печатается сейчас в наших молитвословах, его не знают другие Поместные Церкви, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали ориентироваться на церковную печать Российской империи и де-факто заимствовали наши богослужебные книги и соответствующие печатные тексты. В греко-говорящих Православных Церквях мы подобного не увидим. Там в качестве утренних и вечерних молитв для мирян рекомендуется такая схема: вечером - сокращение повечерия и некоторых элементов вечерни, а в качестве утренних молитв - неизменяемые части, заимствованные из полунощницы и утрени.

Если мы посмотрим на традицию, зафиксированную по историческим меркам сравнительно недавно - например, откроем «Домострой» протопопа Сильвестра - то мы увидим почти до фантастичности идеальную русскую семью. Задача была дать некий образец для подражания. Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра, вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед иконами вместе с домочадцами и слугами.

Если мы обратим внимание на монашеское, священническое правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются на малом повечерии.

Собрание молитв под числами возникло достаточно поздно. Первый известный нам текст - это «Подорожная книжица» Франциска Скорины, и на сегодня у литургистов нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано. Мое предположение (его нельзя считать окончательным утверждением) таково: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние и контакты с униатами. Скорее всего, имеет место если не прямое заимствование от униатов, то определенного рода заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной на тот момент католической церкви, отчетливо делившей свой состав на две категории: церковь учащих и церковь учащихся. Для мирян предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов, вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень и внутрицерковный статус мирянина.

Кстати, в некоторых молитвословах ХVIII-XIX столетия мы видим еще рецидив того сознания (сейчас это не перепечатывается, а в дореволюционных книгах можно найти): скажем, молитвы, которые христианин может читать на литургии во время первого антифона; молитвы и чувствования, которые христианин должен прочитать и пережить во время малого входа… Что это как не некий аналог для мирянина тех тайных молитв, которые священник прочитывает во время соответствующих частей литургии, но только отнесенные уже не к священнослужителю, а к мирянину? Я думаю, что плодом того периода истории нашей Церкви и явилось возникновение сегодняшнего молитвенного правила.

Ну а повсеместное распространение в том виде, в каком оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая норма для мирян. Трудно сказать, в какой именно год, в какое десятилетие это случилось. Если мы почитаем поучение о молитве наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия, то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета, ни у святителя Игнатия мы не найдем.

Так что с одной стороны признавая существующее молитвенное правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной, отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.

Можно ли изменять молитвенное правило? Сейчас установился такой подход среди мирян: можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать. Что вы думаете на этот счет?

В том виде, в каком они есть, утренние и вечерние молитвы находятся в некотором несоответствии принципу построения православного богослужения, в котором соединяются, как все мы хорошо знаем, изменяемая и неизменяемая часть. При этом среди изменяемых частей есть повторяемые - ежедневно, еженедельно, раз в год - круги богослужения: суточный, седмичный и годичный. Этот принцип соединения твердого неизменного костяка, скелета, на который все наращивается, и варьируемых, изменяемых частей очень мудро устроен и соответствует самому принципу человеческой психологии: ей, с одной стороны, необходима норма, устав, а с другой - вариативность, чтобы устав не превратился в формальное вычитывание, повторение текстов, не вызывающих уже никакого внутреннего отклика. И тут как раз есть проблемы с молитвенным правилом, где одни и те же тексты утром и вечером.

При подготовке к Причастию у мирян имеют место три одних и тех же канона. Даже в священническом приготовлении каноны различны по седмицам. Если открыть служебник, то там сказано, что в каждый день недели вычитываются свои каноны. А у мирян правило неизменно. И что, всю жизнь читать только его? Понятно, что будут возникать определенного рода проблемы.

Святитель Феофан дает совет, которому в свое время я очень порадовался. Я сам и другие известные мне люди нашли для себя в этом совете много духовной пользы. Он советует при чтении молитвенного правила для борьбы с холодностью и сухостью сколько-то раз в неделю, заметив стандартный хронологический промежуток, уходящий на чтение обычного правила, попытаться в те же пятнадцать-двадцать минут, полчаса не ставить себе задачу непременно все прочитать, но многократно возвращаясь к тому месту, с которого мы отвлеклись или ушли мыслью в сторону, добиваться предельного сосредоточения на словах и смысле молитвы. Хоть бы в те же двадцать минут мы прочитали только начальные молитвы, но зато учились бы делать это по-настоящему. При этом святитель не говорит, что вообще нужно перейти на такой подход. А говорит, что нужно соединять: в какие-то дни целиком читать правило, а в какие-то - таким образом молиться.


Если взять за основу церковно-богослужебный принцип построения молитвенной жизни, разумно было бы или соединять, или частично заменять те или иные составляющие утреннего и вечернего правила на, предположим, каноны, которые есть в каноннике - там их явно больше, чем в молитвослове. Есть совершенно дивные, удивительные, прекрасные, восходящие в значительной части к преподобному Иоанну Дамаскину молитвословия Октоиха. Готовясь к Причастию в воскресный день, почему бы не прочитать тот Богородичный канон или тот воскресный канон к Кресту Христову или Воскресения, которое есть в Октоихе? Или взять, скажем, канон Ангелу Хранителю соответствующего гласа из Октоиха, чем один и тот же, который предлагается на протяжении многих лет читать человеку.

Для многих из нас в день принятия святых Христовых Таин, особенно для мирян, независимо от частоты причащения, душа, а не леность пододвигает человека скорее искать благодарение Богу в тот день, чем вновь повторить вечером слова, что «согреших, беззаконновах» и так далее. Когда все в нас еще полно благодарности Богу за принятие Святых Христовых Таин, ну что бы, к примеру, не взять то или иное акафистное пение или, скажем, акафист Иисусу Сладчайшему, или какое-то другое молитвословие и не сделать его центром своего молитвенного правила на этот день?

Вообще-то к молитве, скажу такое страшное словосочетание, нужно относиться творчески. Нельзя ее засушивать до уровня формально исполняемой схемы: иметь, с одной стороны, тяготу от того, что эту схему приходится день за днем, год за годом исполнять, а с другой стороны - какое-то периодическое внутреннее удовлетворение от того, что я должное исполняю, и чего вы там на небе от меня еще хотите, я же и так сделал, не без труда, то, что полагается. Молитву нельзя превращать в вычитывание и исполнение только обязанности, и считать - вот у меня нет дара молитвы, я человек маленький, святые отцы, аскеты, мистики молились, ну а мы уж так побредем по молитвослову - и спроса-то никакого нет.

Кто должен решать, какое молитвенное правило должно быть - это сам человек должен решать или все-таки надо идти к духовнику, к священнику?

Если у христианина есть духовник, с которым он определяет константы своего внутреннего духовного строя, то абсурдно было бы обойтись в данном случае без него, и самому, только своей головой решить, что делать. Мы изначально предполагаем, что духовник - это человек как минимум не менее опытный в духовной жизни, чем тот, кто к нему обращается, а в большинстве случаев несколько более опытный. И вообще - одна голова хорошо, а две лучше. Со стороны виднее то, что человек, даже разумный во многих отношениях, может не заметить. Поэтому благоразумно при определении чего-то, что мы стремимся сделать постоянным, посоветоваться с духовником.

Но на всякое движение души не насоветуешься. И если сегодня захотелось открыть Псалтырь - не в плане регулярного чтения, а просто открыть и добавить к своему обычному молитвенному деланию псалмы царя Давида - не звонить же батюшке? Другое дело, если хочешь начать читать кафизмы вместе с молитвенным правилом. Тогда нужно посоветоваться и брать на это благословение, а священник, исходя из того, готов ли ты, поможет тебе советом. Ну а на просто естественные движения души - тут уж как-то самому нужно решать.

Я думаю, что как раз начальные молитвы лучше не опускать без нужды, потому что в них есть может быть самый концентрированный опыт Церкви - «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», кто научил нас молитве «Отче наш» мы и так знаем, «Достойно есть» или «Богородице Дево радуйся» - их так немного, и они настолько очевидно избраны молитвенным опытом Церкви. Устав нам и так иной раз предлагает от них воздержаться. «Царю Небесный» - мы ждем 50 дней до праздника Пятидесятницы, на Светлой Седмице у нас вообще особенное молитвенное правило. Не понимаю логики этого отказа.

Почему молиться надо именно два раза в день - утром и вечером? Одна наша читательница пишет: когда я занимаюсь с детьми, готовлю или убираюсь, мне так легко молиться, но как только я встаю перед иконами - все, как отрубает.

Тут возникает сразу несколько тем. Никто не призывает нас ограничиться только утренним или вечерним правилом. Апостол Павел прямо говорит - непрестанно молитесь. Задача доброго устроения молитвенной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение дня о Боге не забывать, в том числе и не забывать молитвенно. В нашей жизни есть много ситуаций, когда молитву можно в себе развивать отчетливым образом. Но с нежеланием встать и помолиться именно тогда, когда это предполагается долгом, нужно бороться, потому что, как мы знаем, враг рода человеческого там особенно противится, когда нет нашего самохотения. То легко делается, что делается, когда я хочу. Но то становится подвигом, что я должен делать вне зависимости от того, хочу или не хочу. Поэтому я бы советовал не отказываться от усилий поставлять себя на утренние и вечерние молитвы. Размер ее - другое дело, особенно у матери с детьми. Но она должна быть, как некая постоянная величина молитвенного устроения.

В отношении же молитв в течение дня: мешаешь кашку, молодая мама, - ну напевай про себя молитву, или если как-то больше можешь сосредоточиться - молитву Иисусову про себя читай.

Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы - это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте, в автомобиле во всем нам известных московских пробках. Молись! Не трать время впустую, не включай ненужное радио. Не узнаешь новости - переживешь без них несколько дней. Не думай, что в метро ты так устал, что тебе хочется забыться и заснуть. Ну хорошо, не можешь читать по молитвослову в метро - читай «Господи, помилуй» про себя. И это будет школой молитвы.

- А если за рулем едешь и диск ставишь с молитвами?

Я когда-то относился к этому очень жестко, думал - ну что эти диски, халтура какая-то, а потом на опыте разных священнослужителей и мирян увидел, что это может быть подспорьем в молитвенном правиле.

Единственное, что я бы сказал - не нужно всю молитвенную жизнь сводить к дисковому прослушиванию. Абсурдно было бы, придя вечером домой и становясь на вечернее правило, вместо самого себя включить диск, и какой-нибудь благоговейный лаврский хор и опытный иеродиакон привычным гласом начнет тебя убаюкивать. Все в меру должно быть.

- Как вы относитесь к правилу Серафима Саровского?

Как можно относиться к правилу, которое дал великий святой? Как к правилу, которое дал великий святой. Я просто хочу напомнить, при каких обстоятельствах он его дал: он дал его тем инокиням и послушницам, которые находились на тяжелых труднических послушаниях по 14-16 часов в сутки. Дал им для того, чтобы они начинали и кончали им день, не имея возможности для исполнения регулярных монашеских правил, и напоминал о том, что соединять это правило нужно с внутренним молитвенным деланием во время тех трудов, которые они несут в течение дня.

Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы - это все, на что у него силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима. Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом - ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут - то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом.

Отец Максим, если во время молитвы своими словами возникают какие-то удачные слова, которые хочется записать и по ним потом молиться, можно ли так сделать?

Запиши и молись, конечно! Молитвы, которые мы читаем в молитвослове, созданные великими святыи, так и родились. Они этими словами как своими молились. И кто-то, они или их ученики, когда-то записали эти слова, и они потом из личного опыта стали опытом Церкви.

Мы по большей части не можем претендовать на то, что наши удачи получат широкое церковное распространение, но, скажем, недавно возникшая, ставшая дорогой для многих православных христиан, молитва Оптинских старцев, молитва святителя Филарета, некоторые из молитв святого Иоанна Кронштадского - именно так и появились. Не нужно этого бояться.

Многие родители говорят о том, что детям и подросткам некоторые из вечерних молитв совершенно непонятны и не близки. Как вы считаете, могла бы мать сама составить своим детям какое-то молитвенное правило?

Это было бы очень разумно. Во-первых, потому что в иных случаях речь идет о грехах, которых дети не знают, и чем они позднее их узнают, тем лучше. Во-вторых, это молитвы в значительной мере соотносимы с опытом человека, уже прошедшего изрядный путь жизни, имеющего какие-то понятия о духовной жизни, о собственной немощи и о неудачах, которые в духовной жизни у нас бывают.

Главное, что мы должны стремиться воспитать в детях - это желание молиться и радостное отношение к молитве, а не как к чему-то такому, что необходимо делать из-под палки, как тягостный долг, от которого отвертеться нельзя. Главным в этом словосочетании будет слово «тягостный». К детскому правилу нужно относиться очень и очень деликатно. И пусть лучше дети молятся меньше, но с охотой. Из маленького ростка может со временем вырасти большое дерево. Но если мы засушим его до состояния скелета, то даже если это будет нечто большое, жизни в нем не будет. И потом придется с трудом все создавать заново.

Батюшка, а если во время чтения последования ко Причастию первые десять минут читаешь и действительно чувствуешь, что молишься, а потом чисто чтение идет?

Во-первых, нужно заметить, регулярно ли это с нами происходит. И если к этому есть некоторая тенденция, то благоразумно будет постараться правило к Причащению распределить на несколько дней. Действительно, многим трудно сосредоточенно прочитать сначала три канона, потом канон к Причастию, потом правило к Причастию, где-то еще поместить вечерние или утренние молитвы - это, как правило, больше регулярной нормы человека. Ну что бы те же три канона не распределить по двум-трем дням, которые следуют перед Причастием? Это поможет нам путь говения, приготовления пройти более сознательно.

- А если человек причащается каждую неделю, то как, по-вашему, нужно готовиться?

Я надеюсь, что вопрос о мере приготовления к Причастию станет одной из тем соответствующей комиссии межсоборного присутствия. Многие из священнослужителей и мирян осознают, что невозможно перенести механически те нормы, которые сложились в XVIII-XIX столетии при весьма редком причащении мирян - раз в год или в четыре многодневных поста, или чуть чаще - редко кто из мирян, в том числе весьма благочестивых, причащался тогда чаще. Не хочу сказать, что это непременно было плохо, но такова была тогдашняя практика духовной и таинственной жизни мирян.

Уже в советское время сложилась практика, при которой значительная часть наших мирян стала причащаться часто или весьма часто, до еженедельного причастия включительно. Понятно, что, если человек причащается еженедельно, неделю ему говеть невозможно, его жизнь будет целиком постом. Никоим образом не предлагая это в качестве нормы для всех, исходя из советов опытных священников, которых я знал в своей жизни, и из какой-то оценки пользы для людей на приходах, в которых пришлось служить, мне представляется, что если человек в воскресенье причащается, то пятница и суббота будут достаточными днями говения для приобщающегося Святых Христовых Таин. Есть канонические проблемы с субботой, но все же странно было бы отменять пост накануне воскресного причащения. Хорошо бы не пропустить вечернее богослужение накануне в субботу вечером, если жизненные обстоятельства сколько-нибудь это позволяют.

Скажем, для матери с детьми это, наверное, не всегда реально. Возможно, необходимости так часто причащаться нет, но есть стремление, а присутствовать на вечернем богослужении не получается. Или для человека, который много работает, отца многодетного семейства. Часто бывает, что такой человек не может отменить работу в субботу, но душа его просит Причастия. Я думаю, он имеет право прийти причаститься и без вечернего богослужения. Но все же если он предпочел в субботний вечер в кино сходить или еще куда-нибудь - то он предпочел досуг. Все же посещение кино, театра или даже концерта - не думаю, что могут быть путем приготовления к принятию Святых Христовых Таин.

Уж точно никто не должен никак отменять канон и молитвы перед Святым Причастием. А вот иные - то, что мы говорили о трех канонах и прочем - наверное, могут по совету с духовником каким-то образом распределяться по дням, заменяться иным усугублением молитвословий.

Главная задача молитвенного правила к Причащению - чтобы у человека хотя бы маленький, но был отрезок жизненного пути, в котором главным его ориентиром было бы приготовление к принятию Евхаристии. Каков в его конкретных жизненных обстоятельствах будет этот отрезок - на сегодня определяется скорее индивидуально самим человеком вместе с духовником. Какие-то более отчетливые ориентиры, я надеюсь, соборный разум Церкви даст в результате трудов Межсоборного присутствия.

Вопрос от нашего читателя: «Христос говорил не уподобляться язычникам в многословии молитвы, а у нас все-таки молитвы достаточно длинные».

Господь говорил это, прежде всего, для того, чтобы мы не молились многословно напоказ. Господь в этом фарисеев в значительной мере обличал.

При множестве слов, которые мы видим в наших молитвословиях, эти молитвы имеют три главных цели - покаяние, благодарность и хвалу Богу. И если мы на этом будем себя сосредотачивать, то это будет благая цель молитвы.

Много же слов часто нужно по одной простой причине: чтобы мы из девяноста - девяноста пяти процентов, которые для нас окажутся рудой, пять процентов алмазов для души все же обрели. Редко кто из нас умеет так подойти к молитве, чтобы зная, что она будет продолжаться три минуты, эти три минуты отсекши все житейские попечения сосредоточиться и войти во внутренние сердца своего. Нужен некоторый разгон, если хотите. И тогда в течение этого сколько-то протяженного молитвословия будет несколько вершин сосредоточения, какого-то движения души и сердца. Но если не будет этого пути, то не будет и вершин.

Когда обсуждается творческое отношение к молитвенному правилу, большинство людей относится к этому болезненно. Это касается и поста, и много чего другого в церковной жизни. Как вы считаете, почему это происходит?

Есть некоторая тенденция, наша русская, являющаяся оборотной стороной другой положительной тенденции - это тенденция к обрядоверию. Известно, что, по словам святителя Григория Богослова, у греков при общем богословско-созерцательном направлении склада души народа оборотной стороной этого было пустословие о высоком. Известна фраза святителя, что нельзя на рынок прийти рыбу купить, чтобы не услышать рассуждения о двух природах и о соотношении ипостасей. У нас у русских такой склонности к богословию до возникновения эпохи интернета никогда не было. Но была склонность скорее к священному, сакральному, возвышенному, воцерковленному бытию, ну и быту одновременно, в котором бы все соединялось в Церкви, все было бы церковно. Тот же Домострой в этом смысле очень показательная книга.

Но оборотной стороной является сакрализация до крайности обряда и всего, что связано с буквой. Покойный профессор Московского Университета Андрей Чеславович Козаржевский любил говорить на своих лекциях еще в советское время, что если в Церкви священник вдруг скажет не «Отче наш» а «наш Отче», то его посчитают еретиком. Это правда так, для многих это может оказаться каким-то вызовом. Другое дело, с чего бы священник так говорил, но даже на уровне какой-то оговорки - посчитают, что это очень и очень странная и опасная тенденция. Так что я бы это связал с общим строением нашего русского менталитета.

С другой стороны, здесь некое понимание того, что не нужно колебать того, что прочно стоит (цитирую святителя Филарета), чтобы перестроение не обратить в разрушение. Человек, ищущий доброго устроения своей молитвенной жизни, всегда должен стремиться к предельной честности пред Богом и понимать, что он заботится о молитве, а не о ее сокращении. О ее наполнении, а не о том, чтобы себя пожалеть, не творчески что-то искать, а просто меньше молиться. В этом случае надо честно себе сказать: да, моя мера не та, которую я себе представлял, а вот эта - совсем маленькая. А не то, что «я нашел это путем творческого молитвенного поиска».

Как можно почувствовать, что молитва - не монолог, а диалог? Можно тут на какие-то свои ощущения ориентироваться?

Святые отцы учат нас не доверяться эмоциям на молитве. Эмоции - не самые надежный критерий. Вспомним хотя бы евангельскую притчу о мытаре и фарисее: довольным своей молитвой, правильным ощущением своего внутреннего устроения ушел не тот, кто был более оправдан Богом, как нам Христос-Спаситель говорит.

Молитва узнается по плодам. Как покаяние узнается по результатам - по тому, что с человеком происходит. Не по тому, что я сегодня пережил эмоционально. Хотя каждому из нас дороги слезы на молитве и теплота души, но нельзя молиться так, чтобы вызвать в себе слезы или искусственным образом разогреть теплоту души. Ее нужно благодарно принимать, когда Господь ее дает как дар, но не чувства, а наши отношения с Богом должны быть целью молитвы.

- А если во время молитв чувствуешь усталость?

Амвросий Оптинский говорит, что лучше сидя подумать о молитве, чем стоя о ногах. Но опять же - только честно. Если усталость наступает после тридцатой секунды молитвы, если значительно лучше у нас получается молиться сидя в кресле или лежа на подушке, то это уже не усталость, а внутреннее лукавство. Если у человека пяточный нерв защемлен - ну так пусть сидит, бедный. Мама беременная - ну что ее мурыжить с ребенком, на 6-7 месяце? Пусть полулежит, как может.

Но нужно помнить: человек - существо душевно-телесное, психофизическое, и само по себе положение, устроение тела во время молитвы имеет значение. Я не буду говорить о высоких вещах, о которых никто из нас понятия не имеет - о том, как сосредоточить внимание в верхней части сердца, например. Я даже не знаю, где верхняя часть сердца находится и как там сосредоточить внимание. Но то, что почесывание в ухе или ковыряние в носу отражается на том, как мы молимся - это, я думаю, понимают даже не такие возвышенные мистики.

Как быть с молитвами для новоначальных? Есть специальные молитвословы для них, но там не более понятные молитвы, чем в обычных.

Мне кажется, новоначальных нужно, прежде всего, вот чему научить - чтобы для них молитвы стали понятны. И здесь хорошую роль могут выполнять молитвословы а) толковые и б) с параллельным переводом на русский язык. В идеале, чтобы это сочеталось: чтобы это был и перевод на русский язык, и какое-то толкование.

Скажем, до революции выходила серия по двунадесятым праздникам Н.А.Скабаланович, где был весь славянский текст службы праздника, параллельный перевод на русский язык и пояснение смысла того, что иногда недостаточно перевести. Я думаю, что если людям сделать текст молитвы понятным, то это снимет многие затруднения. А уж размер молитвенного правила - это дело такое, которое скорее индивидуально должно определяться.

Можно человеку, только-только заинтересовавшемуся церковной жизнью, посоветовать молитву Оптинских старцев, например, в качестве молитвенного правила?

Да, чаще всего новоначальных нужно скорее ограничивать от передозировки. Мой опыт говорит скорее о другом: новоначальные в неофитском рвении стремятся взять больше, чем они могут. Им скорее нужно сказать: «Читай вот это и все, миленький, потом когда-нибудь будешь больше молиться. Не нужно трех кафизм читать».

Вопрос от нашего читателя: у него сложные отношения с отцом, они никогда не общались особенно близко. После воцерковления он почувствовал, что он не может разговаривать с Богом как с Отцом с большой буквы.

Это какой-то специфический духовный комплекс, я бы сказал. Трудно говорить в отношении человека, которого я не знаю, тем более выносить какие-то суждения, которые могут критически говорить о его внутреннем устроении, но пусть он задаст себе вопрос: не происходит ли у него определенного рода абсолютизация личного опыта на масштаб Вселенной? То есть, не получается ли так, что если я в пределах моего бугорка и кочки имел некий отрицательный опыт, то не могу себя никак научить смотреть в иной перспективе, кроме как с этой кочки и с этого бугорка?

По этой логике, дети, которых мать бросила, не могут или не должны научиться любить Пресвятую Богородицу… Мне кажется, здесь неготовность принять тот тяжелый, но зачем-то Богом попущенный этому человеку опыт, а не только неудачные отношения с собственным отцом. Но повторю: я так рассуждаю по трем строкам этого вопроса, проблема может быть значительно более глубокой, нужно больше человека знать, чтобы сказать.

Батюшка, о чем молиться своими словами? Иногда говорят: не проси смирения, потому что тебе такие скорби пошлет Бог, что ты сама не рада будешь.

Молиться нужно о едином на потребу. Почему, собственно, не просить смирения? Как будто нас в небесной канцелярии подслушивают, и если мы что-то такое скажем, то нам сразу: ах ты попросил, вот тебе палкой по голове, держи. Но если мы верим в Промысел Божий, а не в какое-то небесное КГБ, отслеживающее неправильные слова, то бояться просить правильного мы не должны.

Другое дело, что в иных случаях нужно сознавать цену молитве. Скажем, мать, просящая об избавлении от страсти наркомании своего сына, должна понимать, что это менее всего вероятно произойдет так, что завтра он проснется аки агнец, забывший о своих пристрастиях, трудолюбивый, воздержанный и любящий своих ближних. Скорее всего, прося об избавлении сына, она просит ему скорбей, болезней, тех или иных очень непростых жизненных обстоятельств, с которыми сын может столкнуться - может быть, армии, тюрьмы.

Цену молитвы нужно осознавать, но молиться, тем не менее, нужно о правильном и не бояться Бога. Мы верим в Отца нашего Небесного, Который Сына своего Единородного послал, чтобы верующие в Него не погибли, а не чтобы их всех приструнить каким-то правильным образом.

- А в чем вообще смысл просящей молитвы, если Господь и так знает, что нам нужно?

Бог знает, но ждет от нас благого произволения. «Бог спасает нас не без нас», - эти дивные слова преподобного Петра Афонского в полной мере относятся и к молитве. А мы спасаемся не как кубики, которые переставляются с места на место, а как живые личности, как ипостаси, вступающие в отношения любви с Тем, Кто нас спасает. И эти отношения подразумевают наличие свободной воли и нравственного выбора от человека.

Беседовала Мария Абушкина