Главная · Инструмент · Что нельзя делать когда держишь уразу. Мусульманский пост. Рамадан. Условия правильности исполнения

Что нельзя делать когда держишь уразу. Мусульманский пост. Рамадан. Условия правильности исполнения

По причине того, что Пророк Мухаммад является человеком - как сказано в одной из строк Священного Корана "один из нас" - у него имеется множество поступков, над которыми стоит задуматься и стараться претворить их в жизнь. Только вот, у такой превосходной личности как Пророк Мухаммад, есть такие поступки и слова, что не имеют аналогов и истории человечества. Другими словами, человечество до сих пор не имеет ничего похожего. В данной статье я постараюсь привести примеры этих бесподобных поступков. Выбрав из жизни Пророка до десяти образцов вместе рассмотрим эту тему.

Умение ценить людей

Всем известно о важном значении, которое придает Коран человеку и человеческой жизни. До чего глубок и широк смысл универсального послания в виде понятия "убить одного человека равносильно убийству всего человества, дать жизнь одному человеку равносильно подарить жизнь всему человечеству" . У Пророка Мухаммада есть примеры о необходимости выражать увыжение не только живым людям или только правоверным, но и представителям других религий и даже покойникам. Однажды, во время прохода одной похоронной процесии Пророк Мухаммад поднялся на ноги. Окружавщие его асхабы сказали, что это похороны иноверца, одного еврея. В ответ на это Пророк Ислама пояснил им, что смерть всегда заставляет задуматься, что кем бы умерший не был прежде всего он человек и к нему необходимо проявлять уважение.

Этот поступок Пророка Мухаммада один из поступков, не имеющих анолога в истории. Ибо нет больше примера того, что пророк одной из религий проявляет подобное уважение к покойнику иноверцу только из-за того, что усопший был человеком.

Пророк Мухаммад не для кого не хотел, кем бы человек не был, чтобы гн умер без веры в душе или мушником. Пророк не хотел, чтоб даже самые злые его противники, которые всячески оскорбляли и никогда не упускали случая поиздеваться над ним, покинули этот мир неверущими. С целью избежать унижения человеческой чести, Пророк Мухаммад приказывает закопать тела умерших Бадрском сражении мушников и помимо этого обращается к умершим с речью: в отличии от ожиданий присутствующих, обращается к телам умерших мушников - среди которых находится и самый заядлый противник ислама и Пророка Ислама мушрик по имени Абу Джахль - со словами не имеющих анологов в истории всего человечества "Разве я не предупреждал вас? Лучше бы вы прислушались к моим словам. Теперь вы умерли мушриками и мучения имеют право над вами". Как видно из текста, Пророк Мухаммад не хотел, чтоб человек - будь это даже враг его - умер без веры или мушриком. Его речь, обращенная к умершим мушникая единственный образец в мировой истории.

Отношение к матери и всему женскому полу

Пророк Мухаммад относился к женщинам с большим уважением и тонкостью. Между тем как общество, в котором он жил, девочек жиевьем закапывали в землю, не ститали нужных выделять им доли наследства и т.п. Вернее, общество, не принимавшее женщину за человека. Уважение Пророка к женщине происходит от уважительного отношения Корана к женскому полу - во-первых женищина такой же человек и все остальные, и равноправие с мужчинами - и от его бесподобной личности.

Несмотря на наличие в некоторых книгах хадисов, унижающих женщин, они не имеют никакого отношения к Пророку. Это все доказательства существования и в наши дни взглядов арабов мушриков относительно женщин, что со времен эмевийцев вновь вышло на первый план; это - отстранение представительниц слабого пола от общества, социальной жизни, равноправия с мужчинами. У Пророка Мухаммада нет ни одного слова и ни одного поступка против женщин. Не зная основ ислама и Корана, не понимая Пророка Мухаммада и отражая арабские традиции как религию, такие люди все время прививали ненависть к женскому полу и всю ответственность за это сваливали на Пророка Мухаммада, сочиняли всякие небылицы от имени Пророка Ислама. Самым большим доказательством уважительного отношения Пророка Мухаммада к женщин являются его слова "Врата рая находятся под ногами матерей" . Если внимательно вникнуть в смысл этих слов, то станет ясно что означает рай, мать и женщина. Рай, куда стремится каждый правоверный находится под ногами матери - женщины. Этот признак поощряет нас востоянного быть уважительным и ласковым, проявлять доброту и терпеливость к женщине - матери, которая родила, вырастила и воспитала нас. Только в том случае Всевышний Аллах наградит нам местом бесконечного счастья - раем, постеленного Им под стопы женщины-матери. Аллах приписывает не искать рай где-то вдалеке, в недоступном месте, а всего лишь знать, что рай очень близко, под ступой женщины - матери. Вернее, в нашем к ним отношении. Другими словами, понятия женщина, мать и рай в рамках общественной нравственности сосредоточены в единый центр. Это является показателем величия женщины - матери и составляющими одного из образцов бесподобных слов и поступков Пророка Мухаммада.

Одним из примеров отношения Пророка Мухаммада к женщине является следующее событие: Однажды в доме Пророка была затеяна уборка. Уборкой занималась супруга Пророка Мухаммада досточтимая Хадиджа и Пророк помогал ей. В этот момент пришла сестра досточтимой Хадиджы Хале. В доме не нашлось подходящего места чтоб посадить гостью. Досточтимая Хадиджа захочет усадить ее на пол, но Пророк Мухаммад воспротивиться этому и немедля скинув с себя джуббу постелит ее под гостью. Благоверная Хале замешкается в нерешительности, но Пророк Мухаммад настояв на своем усадит гостью на джуббу. Данный поступок не имеет аналогов в деле отношения к женщине и истории всего человечества. Ибо, один пророк снимает с себя джуббу и садит гостя - женщину - не на голый пол, а на свою джуббу.

Отношение к детям

Пророк Мухаммад очень любил детей, никогда не обижал их и придавал огромное значение воспитанию детей. В распространяемой им религии, Исламе, первоочередность принадлежала снисходительности, любви и справедливости. Дети, лучше всех подходят для применения этих понятий. И поэтому для Пророка Мухаммада дети были очень важны. Вообще-то мы все любим детей и всех нас дети очень дороги. Можно привести множество примеров любви к детям. Но нижеследующий пример самый лучший образец любви к детям:

Однажды Пророк Мухаммад совершал намаз в Масджид ан-Наби. Внук Пророка досточтимый Хусейн, тогда ему было два с половиной года, игрался там же, в мечети. Хусейн подойдет к своему дедушке и когда Пророк Мухаммад будет на саджде неожиданно вспрыгнет ему на шею и усядется на голову. Пророк Мухаммад не поднимется с саджды, которую по правилам намаза нельзя игнорировать. До каких пор? Конечно же, пока внук сам не слезет с него. Пророк Мухаммад так долго остался на саджде, что находившиеся позади сахабы стали побаиваться не отдал Пророк душу Всевышнему. В конце концов досточтимый Хусейн спрыгнул с шеи деда, великий Пророк со словами «Аллаху Акбар» выпрямился и закончил намаз. После намаза сахабы окружили Пророка Мухаммада и высказали свою тревогу - что саджда затянулась, что они испугались не умер ли Пророк на саджде и тп. Пророк Мухаммад ответил бесподобной шуткой на этот образец неимоверной снисходительности, любви и справедливости: "Я затянул саджду, потому что Хусейн сделал из меня верблюда" .

Этому примеру Пророка Мухаммада нет анологов. Ибо, находясь перед Аллахом и посвятив себя полностью намазу Пророк не захотел обидеть севшего в это время ему на голову ребенка и затянул саджду, чтоб предостеречь ребенка от опасности упасть, если он неожиданно встанет.

Значение, придаваемое науке

Всем известно какое значение придает ислам и в особенности Коран знаниям и науке. Важность науки и ученого человека поняты из айатов: "Ужель пред Аллахом будут наравне: кто знает - с теми, кто неведущ?" (аз-Зумар, 39/9) и "Господь мой, увеличь во мне познанье" (Та-Ха, 20/114). Имеется множество хадисов Пророка Мухаммада о науке, ученых и восхваляющих образование хадисов. Как и во всех прекрасных его поступках и относительного данной темы есть поступки, являющиееся единственными образцами в мировой истории. В истории существует много примеров важного отношения к ученым и науке, но приведенный ниже пример не имеет анологов.

Во времена Пророка Мухаммада на Аравийском полуострове существовали определенные правила по отношению к военнопленным. Пленных либо убивали, либо отдавали в рабство, либо заплатив положенную сумму выкупали, либо совершали обмен. Помимо этих случаев другой возможности не было. Пожелавшие оплатить выкуп были обязаны собрать сумму равносильную цене жизни одного человека. Человеческая жизнь ставилась в зависимость от денег. Пророк Мухаммад установил норму выкупа для пленненных в Бадрском сражении мекканских мушриков: кто не в состоянии оплатить выкуп деньгами обязан оплатить своими знаниями. Каждый из пленных, кто умеет читать и писать обязан научить десять детей мусульман чтению и письму. Кто выполнит это тот будет считаться оплатившим выкуп и ему будет дарована жизнь. Использование образования и науки как выкуп за жизнь первый и последний случай в истории. В истории много примеров когда за науку отрубали голову, приговаривали к виселице, отправляли в ссылку, сжигали живьем и пр. Но, обреченному на смерть пленному подарить жизнь только из-за того, чтоб он передал свои знания другим - это единственный пример в истории, не имеющий аналогов.

Значение, придаваемое оставленным на попечение вещам

Коран повелевает оставленные на попечение вещи (аманат) обязательно возвращать хозяевам. Кто не исполнит этого повеления, того Пророк Мухаммад объявил мунафиком. В одном из хадисов говорится: "есть при признака мунафика - говорит неправду, не стоит на своем слове, коварно и предательски относится относится к оставленным на попечение вещам". Поэтому возвращение оставленных на попечение вещей одна из основ общественной нравственности ислама. Пророк Мухаммад ни в мирное время, ни во время войны никогда и ни в коем случае не отходил от принципа аманата, справедливости и искренности. В нижеследующем примере мы станем свидетелями отношения Пророка Мухаммада к аманату:

Во время в Хайбаре один негр раб, занимающийся пастушеством перейдет в стан последователей ислама и приведет за собой все стадо. Пророк Мухаммад спросит кто хозяин стада. "Один еврей" - ответил пастух. Вслед за этим Пророк Мухаммад: "немедлено отведи стадо обратно хозяину еврею. Исламская вера повелевает с достоинством относиться к аманату". Однако, пастух сказал что в случае появления перед взором хозяина он сразу убьет его и поэтому он не сможет отвести стадо обратно хозяину. В таком случае Пророк Мухаммад велит отвести стадо в загон и оставить там. После этого пастух отвел стадо обратно и поблизости от загона шугнет животных. Животные же сразу бросились в привычное им место. Таким образом пастух доставит аманат на место и вернувшись обратно займет место в рядах последователей Пророка Мухаммада.

В истории нет образца, подобного поступку Пророка Ислама. Потому что, в обстановке войны, где многое принимается за военную добычу и к тому же во время войны с евреями, Пророк Мухаммад соблюдает права личности, отличает аманат от добычи и способствует возврату аманата хозяину еврею.

Значение снисходительности

Снисходительность Пророка Мухаммада не имеет аналогов и истории человечества. Однажды группа сахабов вместе с Пророком Мухаммадом находились в одной мечети. В это время туда зашел один бедуин и стал мочиться прямо в мечети. Сахабы сразу всполошились, "перестань, не делай, остановись" крики заполнили мечеть. Некоторые из сахабов пожелали тут же наказать бедуина, но Пророк Мухаммад остановил их: "оставьте его, пусть закончит" . После этого, Пророк Мухаммад подозвал бедуина к себе и на понятном ему языке объяснил, что мечеть предназначена для совершения богослужения и оно не подходит для подобных поступков. Затем обратившись к присутвующим сказал: "принесите ведро воды и смойте эту грязь" .

Из этого примера снисходительности Пророка необходимо сделать слудующий вывод - обязательно узнать с каким намерением совершено. В целях оскорбления или по незнанию? Вообще-то сегодня понятие "снисходительность" потеряло свой блеск и все только от мусульман ждут снисходительности. Мусульмана, которого привывают к терпению и снисходительности, должен специально ли совершен поступок или по незнанию. Если поймет что по незнанию, то он обязан научить его. Если же сделано в целях оскорбления или унижения, то ждать от него снисходительности бессмысленно. Потому что, оскорбитель не будет наносить оскорбления и думать при этом, что к нему предъявят снисходительность. Он вполне осознает сделанное и в любое случае знает, что противная сторона отреагирует на его поступок. Например, когда англичане хотели возникновения недоразумений между мусульманами и индийцами, то заставляли индийцев обкидывать камнями мечеть в мусульманском квартале, а мяснику мусульманину зарезать корову в индийском квартале. Таким образом, из-за оскорбления святынь обеих сторон, между мусульманами и индийцами стычки становились неизбежными. В результате этих столкновений погибло много и мусульман и индийцев.

Любовь к животным и уважение их прав

Из текста Священного Корана ясно, что во вселенной все устроено в угоду человека. Особенно это относится к животным и растениям, которые даны под наше распоряжение. Пророк Мухаммад всегда наказывал сахабов учитывать права животных, не беспокоить их понапрасну, внимательно относиться к уходу и здоровью животных и при надобности принимать необходимые меры, не оставлять без воды и еды.

В жизни Пророка Мухаммада имеются прекраснейшие примеры относительно соблюдения прав животных и проявления уважения к животным. Выбрав два образца из большого количества данных примеров предоставляю их к вашему вниманию. Первый образец о совместном проживании людей и кошек.

Однажды к Пророку Мухамаду пришел один асхаб. Посланник Всевышнего понял что в дому у асхаба нет ничего съестного и он захочет преподнести ему еду. Пророк поинтересовался сколько их человек в доме.

Трое, последовал ответ.

Есть ли в доме кот, спросил Пророк.

Есть, произнес асхаб.

Вслед за этим Пророк дал ему еды в расчете на четверых. На первый взгляд кажется "ну и что здесь такого, дал еды и для кота". Но если вникнуть в смысл этого события, то станет понятно послание, что хотел дать Пророк Мухаммад последователям. Надо обратить внимание на следующий факт: после уточнения числа обитателей дома дается пища на четыре человека, т.е. порция еды для кота равносильна порции человека. Данное событие - наглядно указывает на то, что Пророк Мухаммад считает кота равноправным членом дома.

Коты приносят большую пользу - змеи, скорпионы, сколопендры и мыши только от запаха кошек обходят стороной дома с котами, а если ненароком посетят эти дома, то коты немедля исполнят свои обязанности. Вместе с этим, поступок Пророка подчеркивает, что ответственность человека перед котами заключается не только в кормлении их остатками пищи, а в постоянном внимательном отношении к кормлению и уходу за ними.

Второй пример связан с другим домашним животным - собакой. Пророк Мухаммад вместе с двадцатипятитысячным войском возвращался из очередного похода. Неожиданно на краю дороги он заметил собаку, кормящую своих щенят. Пророк знал, что вреди воинов найдется те, что захотять прогнать собаку с места, пнуть ее ногой, кинуть в нее камень и тп. Поэтому он сразу же подозвал к себе одно воина и прказал: "Стой возле собаки пока не пройдет последний воин, никому не позволяй беспокоить ее. Предотврати все попытки причинить беспокойство. После этого догонишь войско ". Пророк Мухаммад не удосужился сказанным и в целях пресечь все попытки беспокойства животного поменял дорогу войска.

Человечество не имеет более превосходного образца поступков по отношению к правам животных, чем приведенные выше два примера.

В 570 г. Происходит из рода хашим племени курайш, которое имело большое политическое и экономическое влияние в городе. О Его ранних годах известно мало, в основном то, что содержится в Коране и в жизнеописаниях (сира). Отец Мухаммада - небогатый торговец Абдаллах ибн ал-Мутталиб - умер в 570 г. в результате несчастного случая во время торговой поездки еще до сына. Мать Мухаммада, Амина, умерла, когда Ему исполнилось шесть лет. Мухаммада взял на воспитание Его дед, Абд ал-Мутталиб, а через два года, когда умер и дед, опеку над Мухаммедом взял Его дядя, Абу Талиб. Находясь в Абу Талиба, Мухаммад сначала пастушествовал, затем изучал торговое дело.
С юных лет Он отличался благочестием, набожностью, честностью. Со временем Мухаммад стал участвовать в торговых делах Абу Талиба. Окружающие полюбили юношу за справедливость и рассудительность и почтительно называли Амин (Заслуживающий Доверия). Первые впечатления об окружающем мире Мухаммад получил в поездках с Абу Талибом по торговым делам. Репутация надежного человека, опыт в торговле и караванном деле позволили ему получить работу у богатой вдовы , на которой потом женился.

Новое социальное положение позволило Мухаммаду проводить больше времени в и размышлениях. Он удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира, возвышающейся над Меккой. В 610 г., когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, во время одного из таких уединений он получил первое Откровение о речениях книги, известной ныне как Коран. В нахлынувшем внезапно видении перед ним предстал Джибрил и, указав на появившиеся извне слова, повелел произнести их вслух, выучить и передать людям. Это событие произошло в конце и получило название Лайлат ал-Кадр (Ночь могущества, Ночь славы). Точная дата события неизвестна, но отмечают его 27 Рамадана. Первыми Мухаммаду явились пять стихов 96-й , со слов: «Читай! Во имя Господа твоего». Затем послания, от первого Откровения до последнего, приходили Мухаммаду всю Его жизнь (в течение 23 лет). Посредником в передаче Откровений всегда был Джибрил. Через него пришло и повеление нести Слово Божие людям. Мухаммад уверился в том, что он избран в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям истинное слово , бороться с многобожниками, провозглашать единственность и величие Аллаха, предупреждать о грядущем воскрешении мертвых, и наказании в аду всех, кто не уверовал в Аллаха.

Вокруг Мухаммада собралась небольшая группа последователей, но большинство мекканцев встретило его , где Он рассказывал о едином Боге, Аллахе, о Судном дне, рае и аде, насмешками. Мекканская олигархия оказывала сопротивление Его реформам, поскольку произносимые Им проповеди подрывали их политическое и социальное влияние в Хиджазе, отрицательно сказывались на благосостоянии мекканцев, и в частности , поскольку утверждение веры в единого Бога наносило удар по многобожию и по доверию к идолам святилища , что привело бы к уменьшению числа паломников и, соответственно, доходов, получаемых от . Преследования со стороны мекканской верхушки вынудили сторонников учения бежать в Эфиопию. Мухаммад же был под защитой своего рода и продолжал проповедовать о всемогуществе Аллаха, доказывал справедливость своих претензий на пророчество.

В Медине

После смерти дяди Мухаммада Абу Талиба, его главного покровителя, новый глава рода отказал ему в поддержке.
Мухаммад был вынужден искать помощь вне Мекки. Около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба, крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Жившие там языческие племена и племена, принявшие иудаизм, устали от затянувшихся междоусобиц и были готовы признать пророческую миссию Мухаммада и сделать его третейским судьей, чтобы наладить мирную жизнь. Сначала в Ясриб из Мекки переселилось большинство сподвижников, а затем в июле (по другой версии - в сентябре) 622 г. и сам пророк. Город стал позднее называться (Мадинат ан-Наби - Город пророка), а от первого дня года переселения пророка () мусульмане ведут свое летосчисление.
Мухаммад получил значительную политическую власть в городе. Его опорой стали мусульмане, пришедшие из Мекки (), и мединские новообращенные в ислам (). Мухаммад рассчитывал также на поддержку местных иудеев, но они отказались признать в нем пророка. Скрытыми и открытыми союзниками иудеев стали и некоторые ясрибцы, принявшие ислам, но недовольные правлением (в Коране они названы , т.е. лицемерами).
В Медине пророк осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня Кааба, к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В Медине была построена первая , установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуалы бракосочетания и погребения, порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения и организации общины. Они были выражены в откровениях, вошедших в Коран.

Укрепившись в Медине, Мухаммад начал вести борьбу с мекканцами, не признавшими его пророчеств. В первые годы, предшествовавшие распространению ислама по территории всей Аравии, Мухаммад последовательно принял участие в трех важнейших сражениях, которые выдвинули его на первое место как политического лидера. Это битва при (624) - первая, одержанная мусульманами победа; битва при (625), завершившаяся полным разгромом войска Мухаммада; и осада Медины тремя мекканскими армиями (под командованием Абу Суфьяна из рода ), которая завершилась провалом для осаждающих и позволила Мухаммаду укрепить свое положение как политического и военного лидера в городе и в Аравии в целом.
Связь Мекки с внутренней мединской оппозицией вызвала решительные меры. Многие из противников пророка были уничтожены, иудейские племена изгнаны из Медины. В 628 г. большое мусульманское войско во главе с самим пророком двинулось в сторону Мекки, но до военных действий дело не дошло. В местечке Худайбийа состоялись переговоры с мекканцами, завершившиеся перемирием. Через год пророку и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество в Мекку.
Власть пророка крепла, многие мекканцы открыто или тайно переходили на его сторону. В 630 г. Мекка без боя сдалась мусульманам. Вступив в родной город, пророк разрушил находившиеся в Каабе идолы и символы за исключением «черного камня». Однако после этого пророк Мухаммад продолжал жить в Медине, лишь однажды, в 10/623 г. совершив «прощальный» (Хиджжат ал-Вада) в Мекку, во время которого Ему были посланы откровения о правилах хаджжа. Победа над мекканцами укрепила его авторитет во всей Аравии. Многие аравийские племена заключили с пророком договор о союзе и приняли ислам. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза, возглавляемого Мухаммадом, который готовился распространить власть этого союза на север, в и Сирию, однако в 632 г. он, не оставив мужского потомства, умер в возрасте 63 лет в Медине, 12 раби’ ал-аввала, 10 года хиджры на руках у любимой жены Аиши. Похоронен пророк Мухаммад в Мединской мечети Пророка (ал-Масджид ан-Наби). После смерти Мухаммада общиной управляли - заместители Пророка. Дочь Фатима вышла замуж за его ученика и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все потомки пророка, которых в мусульманском мире называют и .

В Медине Мухаммад создал теократическое государство, в котором каждый должен был жить по законам ислама. Он выступал одновременно в роли основателя религии, дипломата, законодателя, военачальника и главы государства.

Семья

В возрасте 25 лет Мухаммад женился на Хадидже бинт Хувайлид ибн Асад, которой в то время было уже за сорок. Но, несмотря на разницу в возрасте, их супружеская жизнь была счастливой. Хадиджа родила Мухаммаду двух мальчиков, которые умерли в младенчестве, и четырех дочерей. По имени одного из сыновей, Касима, Пророка называли Абу-л-Касим (отец Касима); имена дочерей: Зайнаб, Рукайа, Умм Кулсум и Фатима. Пока была жива Хадиджа, Мухаммад не брал себе других жен, хотя полигамия была среди арабов обычным явлением.

Значение

Ислам признает Мухаммада обычным человеком, который превосходил других своей религиозностью, но не обладал никакими сверхъестественными способностями и, что особенно важно, божественной природой. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Для ислама Мухаммад - эталон «совершенного человека», его жизнь считается образцом поведения для всех мусульман. Он считается «печатью» пророков, т. е. замыкающим звеном в ряду пророков, представленных Моисеем, Давидом, Соломоном и . Его миссия заключалась в том, чтобы завершить начатое Авраамом дело.

Мухаммад был исключительной личностью, вдохновенным и преданным своему делу проповедником, умным и гибким политиком. Личные качества пророка стали важным фактором того, что ислам превратился в одну из самых влиятельных мировых религий.
Всю свою жизнь Мухаммад посвятил служению , в частности, он упрекал христиан в том, что они почитают Троицу и, следовательно, не являются монотеистами в строгом смысле, не хранят верность учению самого Иисуса, который никогда не притязал на божественность.

Мнения

Сведения о Мухаммеде, которые можно найти в Коране, сире или , дают лишь намек на глубину и величие Его личности. Поздние исламские биографии носят агиографический характер и, как правило, основаны на арабских первоисточниках. В некоторых общинах Южной Азии на празднике в честь дня рождения Пророка (см. Маулид ан-Наби) читаются поэтические биографии Мухаммада, в которых ощущается определенное влияние индусов.
До недавнего времени биографии Мухаммада, публикуемые на Западе, показывали Его как личность неоднозначную, не внушающую ни симпатии, ни уважения. Редко, но можно встретить книги, представляющие Мухаммада в ином свете. В настоящее время в академических работах западных ученых-исламистов наблюдается тенденция представить образ Пророка более объективно и позитивно.


Мухаммед родился около 570 г. в Мекке, городе торговцев и языческих святилищ. Мекка лежала посреди Хиджаза на торговом пути в Сирию. Как полагали арабы, Мекка возникла примерно на том месте, где некогда заблудилась Агарь с сыном. Мекканцы жили доходами от торговли, доставляя йеменские и индийские товары в Сирию и Палестину. В Мекке находилось и главное в Хиджазе языческое святилище, в котором стояло 360 истуканов.

Мухаммед очень рано остался сиротой и воспитывался у своих родственников. Когда Мухаммед был ребенком, говорит легенда, предзнаменования уже указывали на его великое будущее.

Однажды к кормилице будущего пророка прибежали испуганные и дрожащие дети, друзья Мухаммеда по играм. Они сообщили, что некто лучезарный и огромный подошел к Мухаммеду, вскрыл его грудь, вынул из груди нечто и бросил на землю. Затем этот неизвестный омыл рану водой и заживил ее. Кормилица испугалась и побежала искать Мухаммеда. Она нашла Мухаммеда лежащим в поле, он был бледен, а на груди его багровел рубец. Это глава ангелов Гавриил (по-арабски Джабраил) очистил душу Мухаммеда.

Когда Мухаммед вырос, он долгое время бедствовал, работал за гроши у богатых торговцев и у своих родственников. В 25 лет Мухаммед женился на богатой женщине по имени Хадиджа и стал вести ее торговые дела. Хадиджа превращается в ближайшего друга и единомышленника Мухаммеда. Смерть Хадиджи пророк пережил мучительно. Мекканцы уважительно относились к Мухаммеду, он прослыл человеком справедливым и добронравным.

Начало проповеди

Каждый год Мухаммед уединялся в горных пещерах поблизости от Мекки. Там он постился и предавался благочестивым размышлениям. И вот однажды, в 610 г., Мухаммед заснул в пещере, и во сне его посетил Гавриил. Он приказал ему: «Читай», и произнес затем несколько фраз, принуждая Мухаммеда повторить их. Так Мухаммед был призван пророчествовать. С тех пор Мухаммед получает свыше откровения, т. е. наставления в новой религии, и проповедует их народу.

Переселение в Ясриб

Сначала у Мухаммеда было очень мало последователей. Он открылся только близким родственникам и друзьям. Но вот он решается сообщить о новой религии всем жителям Мекки. Мекканцы очень вознегодовали, услышав призыв Мухаммеда отвернуться от языческих богов и уверовать в Единого Бога. Они посчитали его отступником, предавшим веру дедов, всячески притесняли его семью и сподвижников. Под угрозой оказалась и сама жизнь пророка. Мухаммед вполне убедился в истинности поговорки: «Нет пророка в своем отечестве». Тогда Мухаммед и горстка его последователей покинули Мекку и отправились на север в город Ясриб. Ясриб был ближайшим от Мекки торговым городом, населенным арабами и евреями.

Это событие именуется у арабов хаджра (переселение). От года переселения (622) начинается отсчет мусульманской эры.

Победоносное возвращение

В Ясрибе Мухаммеда приняли хорошо. Жившие там евреи понимали смысл проповеди пророка, а также и ясрибские арабы, которые прежде слышали от них о Едином Боге. Авторитет пророка столь вырос, что люди переименовали Ясриб в «Град Пророка» или просто «Город», по-арабски - Медина. В Медине Мухаммед возвел первую мечеть, определил порядок мусульманского богослужения. Он делается правителем Медины и начинает войну с мекканцами, среди которых довольно быстро произошел раскол. Большинство из них потребовали от правителей города сдаться пророку. Знатные люди города, увидя настроения горожан, отдали Мекку без боя. Мухаммед, вступив в город, первым делом очистил от идолов главное мекканское святилище, именуемое Кааба (в переводе с арабского «Куб»), Кааба стала священным местом для всех мусульман.

Кааба признана мусульманами главным храмом еще и потому, что, по арабскому преданию, Каабу возвел сам Авраам, навещая своего сына Измаила. Поскольку Авраам исповедоват единобожие, то Каабу он посвятил Единому Богу. Позже, по мнению мусульман, люди осквернили храм язычеством.

Кааба располагается в центре главной мечети мусульман, именуемой ал-Харам («Священная»), и представляет собою кубическое каменное здание, высотою с пятиэтажный дом. Внутри Каабы хранится «черный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму - первому человеку на земле.

Аравийские города и кочевые племена один за другим присоединялись к Мухаммеду, но вскоре, в 632 г. Мухаммед умирает.

Мусульманская религия (ислам)

Священная книга мусульман - Коран. В ней записаны полученные Мухаммедом от Бога откровения, которые в Коране сведены в главы (суры). Ислам в переводе с арабского означает особое действие человека по отношению к Богу, а именно - «предание себя» Богу. Предать себя Богу означает уверовать в Единого Бога и добровольно согласиться следовать Его воле, которая является самым добрым и справедливым наставлением для человека Мусульманин (слова «ислам» и «мусульманин» однокоренные) - это человек, который «предал себя» Богу. Как считают мусульмане, первым «предался Богу» первочеловек Адам. Но вера потомков Адама со временем ослабела, и они впали в язычество. Тогда Бог избрал для проповеди единобожия пророка Авраама. Авраам обратил свой народ в истинную веру. Для напоминания людям о единобожии Бог посылал еврейского пророка Моисея, а потом Иисуса Христа.

Проповедь Мухаммеда также призывала уверовать в Истинного Бога и отказаться от поклонения природным силам. Слова Мухаммеда в первую очередь были обращены к язычникам - арабам, персам и др. Мухаммед предостерегал людей о грядущем Страшном Суде, который произойдет в конце времен, и на котором каждый получит от Бога воздаяние за совершенные при жизни добро и зло. Мухаммед говорил, что проповедуемое им учение не противоречит истинному иудаизму и христианству, но подтверждает их.

Мухаммед с почтением относился к Богородице - Матери Христа. Когда мусульмане вошли в Мекку и стали рушить идолов в Каабе, один воин хотел смыть водой настенное изображение Богородицы с Христом. Мухаммед запретил ему делать это, прикрыв ладонями лики Богородицы и Младенца.

Верования христиан, иудеев и мусульман во многом похожи. И главное - в том, что последователи всех трех религий поклоняются Единому Божеству, различия же касаются прежде всего того, какими способами (обряды, догматы, уклад жизни) проявляется вера христиан, иудеев и мусульман в Единого Бога.

Пророк царствующий

Основав новую религию, Мухаммед распространил единобожие среди множества языческих племен и народов, что явилось причиной быстрого культурного подъема на огромных пространствах от Атлантического океана до китайских границ. Мухаммед был не только вероучителем, но и искусным политиком. Христианству понадобилось более трех столетий, чтобы превратиться из маленькой религиозной общины в государственную религию и стать основой жизни миллионов людей. Мухаммеду удалось совершить подобное преобразование за последние десять лет своей жизни. Начав как гонимый всеми пророк, он закончил жизнь государем мусульманской державы.

Хишам ал-Калби о поклонении идолам и камням

Когда Измаил, сын Авраама, - да благословит их Бог! - поселился в Мекке и родилось у него там многочисленное потомство, так что заполнили они Мекку... стала Мекка тесной для них, и начались между ними столкновения и вражда, и одни из них изгнали других. И те разошлись по стране в поисках пропитания.

К поклонению истуканам и камням их привело то, что никто не покидал Мекки, не взяв с собой камня из Святилища (Имеется в виду святилище Каабы. ) из-за почтения к этому Святилищу и привязанности к Мекке. И где бы они ни селились, они ставили этот камень и обходили вокруг него, как обходили вокруг Каабы, желая снискать этим ее милость и из-за привязанности и любви к Святилищу.

Из Корана

Из суры Марйам, повествующей о Деве Марии (Марйам) и об Иисусе Христе (Иса). Текст разделен на айаты (знамения), каждый из которых начинается с новой строки.

И вспомни в писании Марию. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное.

И устроила себе пред ними завесу. Мы отправили к ней Нашего Духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека (Имеется в виду ангел Гавриил. ).

Она сказала: «Я ищу защиты от тебя у Милосердного, если ты богобоязнен».

Он сказал: «Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого».

Она сказала: «Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек, и не была я распутницей».

Он сказал: «Так сказал твой Господь: «Это для Меня - легко. И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием». Дело это решено».

И понесла она его и удалилась с ним в далекое место.

И привели ее муки к стволу пальмы. Сказала она: «О если бы я умерла раньше этого и была забытою, забвенною».

И воззвал он (Младенец Иисус. ) к ней: «Не печалься: Господь твой сделал под тобой ручей».

И потряси над собой ствол пальмы, она уронит к тебе свежие, спелые (плоды).

Ешь, и пей, и прохлади глаза! А если ты увидишь кого из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет поста и не буду говорить сегодня с человеком».

Она пришла с ним к своему народу, неся его. Они сказали: «О Мария, ты совершила дело неслыханное!

О сестра Аарона (Сестра Аарона - выражение, указывающее на принадлежность Девы Марии к народу Израиля, то же, что «дочь израильского народа». Аарон - старший брат еврейского пророка Моисея ), не был отец твой дурным человеком, и мать твоя не была распутницей».

А она указала на него. Они сказали: «Как мы можем говорить с ребенком в колыбели?»

Он сказал: «Я - раб Бога, он дал мне Писание и сделал меня пророком.

И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедовал мне молитву и милостыню, пока я живу, и благость к моей родительнице, и не сделал меня притеснителем, несчастным.

И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!»

Это - Иисус, сын Марии, по Слову Истины,(Здесь подразумевается Бог ) в котором они сомневаются...

Хадисы пророка Мухаммеда

Хадисы - высказывания пророка, его замечания по тому или иному поводу, поучения последователям. Если коранические откровения считаются у мусульман речью самого Бога, то хадисы - это только мнение человека, хотя и чрезвычайно авторитетное и весомое.

1. Всякий, кого молитва не удерживает от дурных дел, далеко он отпал от Бога.

2. Довольство малым - неисчерпаемое богатство.

3. Рай - под стопами матерей.

4. Стыд - от веры.

5. Сухость глаз - знак черствого сердца.

6. Наилучшие из вас те, кто призывает вас к благу.

7. Великое это предательство, если ты нечто сказал брату, и тот, (поверив), подтвердил сказанное тобою, а ты солгал ему.

8. Для того чтобы оказаться лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.

9. Для того чтобы оказаться невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.

10. Дружелюбие к людям - половина ума.

11. Хорошо спросить - половина знания.

12. Ищи знание даже в Китае, стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

13. Учитель и ученик - друзья во благе.

14. Всякий, кто погиб, защищая свое имущество, - святой мученик.

15. Имущество мусульманина - кровь мусульманина.

16. Бедность - порог неверия, а зависть такова, что меняет предначертание человека.