Главная · Инструмент · Что почитать начинающему христианину. Что почитать православному христианину

Что почитать начинающему христианину. Что почитать православному христианину

Добрый день, дорогие наши посетители! Наверняка многие из Вас задаются вопросами, как задалась им Е. И. Таврина из г. Екатеринбурга — «Какие книги предпочительней? Что самое главное надо знать христианину?»

На эти вопросы отвечает известный богослов — протоиерей Александр Шаргунов.

К роме Священного Писания и молитвословов, житий святых, особенно близких к нам по времени и, конечно же, мучеников и исповедников Российских, важнее всего книги, предостерегающие нас от ложного духовного пути. Такие, например, как творения святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, писания старца Силуана Афонского, письма игумена Никона (Воробьева), письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Потому что хуже всего - идти не в том направлении. В конечном счете - не к Богу, а к диаволу.

Однако одних трезвых и разумных наставлений недостаточно. Мне кажется, самое главное мы все знаем. То, что надо любить друг друга, - мы знаем. То, что надо любить, как Христос возлюбил нас, - мы знаем. Это - высший идеал, предлагаемый нам в Церкви Богом, и он должен быть началом и концом нашего восхождения. То, что самое ясное доказательство любви - жертвенность, самоотдача, - мы это знаем. И мы знаем также, что Христос дал нам образ. Чтобы доказать Свою любовь, Он отдал всего Себя даже до смерти.

Как много мы знаем о любви! Но проблема не в этом. Она - в осуществлении любви. Мы должны любить «не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). Вот самое великое дело, вот чего нам недостает. Мы искренне хотим любить наших ближних. Вне сомнения, мы стараемся достигнуть не меньшего, чем это. Но даже такая устремленность не мешает тому, чтобы в наших сердцах порой вспыхивала ненависть. Слишком часто нам приходится убеждаться в том, что от любви до ненависти - один шаг. Тот, к кому мы проявляем сегодня заботу и нежность, завтра может быть опасно ранен нами. Наверное, нам прежде всего необходимо разобраться, какого свойства наша любовь. Увы, наша любовь очень далека от постоянства и совершенства.

Мы ужасаемся росту зла и жестокости в окружающем нас мире. Мы видим повсюду небывалое обесценивание человеческой жизни, по существу торжество смерти. И мы знаем, почему это происходит: из-за умножения беззаконий охладевает любовь. Почему бы нам, глядя на это, не запечатлеть навсегда в нашей памяти и другие слова апостола любви: «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). Не любить, отказываться от любви - значит сеять смерть. Не больше и не меньше. Как страшно, если только подумать!

Но и о другом - о самом главном - мы не должны забывать. Суть нашей веры - в том, чтобы свято хранить в себе эту истину и часто, как молитву Иисусову, как молитву мытаря повторять: любовь животворит. Дух животворит, сказано у апостола Павла. Значит речь идет о такой любви, которая изливается в сердцах наших Духом Святым (Рим. 5, 5). Ненависть убивает, а любовь делает мертвых живыми. Быть любящим значит быть живым. Быть любящим значит быть святым. Любовью, жизнью, святостью Бога, ставшего человеком - чтобы по дару Его, по приобщению Ему в Церкви святой, всежизненным покаянием в нашей нелюбви было дано нам увидеть Его и стать подобными Ему.

Когда я говорю «нормальный», я не имею в виду – «среднестатистический», я имею в виду – такой, который живет по православным канонам.

И это, конечно, не полный список, и пункты в нем стоят не в порядке приоритетности.

Итак, нормальный христианин:

1. Ходит на службы так часто, как только возможно

Необходимый минимум – каждое воскресенье ходить к утренней службе. Но часто бывает, что этого недостаточно. И «ходить на службу» – это не значит просто присутствовать на ней, но значит быть душевно вовлеченным – молча ли внимая, крестясь ли, подпевая и так далее.

2. Каждый день молится дома

В идеале нужно читать утреннее и вечернее правило и молитву перед и после вкушения пищи. Особенно важно, чтобы мужья и жены молились вместе, и чтобы родители молились вместе с детьми. Включите сюда же ежедневное чтение Библии, особенно Псалтыри.

3. Участвует в таинствах

Это значит не только исповедоваться и причащаться, но и собороваться, если заболели. Это значит принять крещение, состоять в венчанном браке. Стоит даже подумать о том, не принять ли вам или другому мужчине из вашей семьи посвящение в духовный сан.

4. Избегает безнравственности в мыслях, словах и поступках

Всё, что мы делаем со своим телом, душой и словами, имеет значение для нашего спасения. Пусть ваше тело, душа и слова служат во благо вам и вашим близким. Ищите, кому бы помочь, а не чтобы помогли вам.

5. Соблюдает посты согласно церковному календарю

Священник, у которого вы исповедуетесь, посоветует вам, как соотнести посты и обычную жизнь вашей семьи. Православные соблюдают пост по средам и пятницам и, естественно, во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов.

6. Ходит к исповеди

Таинство исповеди крайне важно для души. К исповеди нужно ходить как минимум один раз во время каждого поста. Но и еще – просто, когда это необходимо вашей душе, когда есть грех, мучающий вас.

И часто находит их во время исповеди. Но священник (или духовник, если он у вас есть) в любое время выслушает вас. Это тот источник, которым нужно пользоваться постоянно.

8. Отдает десятую часть дохода Церкви

Отдавать десятую часть дохода Господу (ведь ваш доход – это Его дар вам) – это библейская норма, которой православные христиане должны придерживаться. Если вы не можете отдавать все 10 процентов, выберите другую сумму, но отдавайте регулярно, постепенно двигаясь к тому, чтобы отдавать 10 процентов. А если вы можете отдать больше 10 процентов – отдайте. И делайте это не только когда вам тяжело, когда что-то плохое происходит в жизни – жертвуйте, когда всё хорошо. На то, что отдавать десятую часть дохода – именно православная традиция, много раз указывали отцы Церкви.

9. Подает милостыню и занимается благотворительностью

То есть помогает тем, кто нуждается. Эта помощь может быть и денежной, но помочь можно и собственным трудом, и морально поддерживая, и даже просто находясь рядом с тем, кому тяжело, с тем, кто болен и т.д.

10. Постоянно повышает уровень своего образования

Нужно всё время искать всё более глубокого постижения веры – и не только в том смысле, чтобы понимать, что, собственно, значит быть верующим, благочестивым, набожным. Это значит еще и то, что наш ум должен постоянно находиться во власти Господа, чтобы Он исцелял его и изменял. Все наши мысли должны быть связаны с Богом – читаем ли мы духовную литературу, посещаем ли курсы по религиозному образованию и т.д. Цель всей нашей деятельности в сфере образования – как можно глубже узнать и понять Священное Писание.

11. Разделяет веру с другими

Если вы благодарны Господу за дарованное нам Спасение – вам захочется разделить свою веру с другими людьми.

12. Ходит в крестные ходы, совершает паломнические поездки

То есть путешествует с целью посещения святынь. Обычно это монастыри, храмы и другие святые места.

Перевод Анны Барабаш

02.09.2016

Знакомство с книгами во время учебного года зачастую жестко подчинено школьной программе: что задали по литературе, что нужно прочесть для докладов по истории, географии… Впрочем, уроки православной культуры, которые могут посещать четвероклассники в школе, могут внести новые ноты в этот несколько однообразный список или дадут возможность по-другому увидеть литературную классику и описания исторических событий. А что обычно читают православные христиане, что находится на книжной полке, а что – на тумбочке для чтения перед сном?

Однажды мальчику лет десяти-двенадцати подарили Библию, а потом его спросили: «Как звали двух первых апостолов?»

– Давид и Голиаф, – ответил Том Сойер к огорчению директора школы.

Я часто вспоминаю эту историю, когда речь заходит о чтении духовной литературы.

Если оставить в стороне вечные разговоры о том, что православные христиане Евангелию предпочитают Молитвослов и Акафистник, а книга «Несвятые святые» владыки Тихона (Шевкунова) бьет рекорды продаж, переизданий и пиратских скачиваний, то можно серьезно поговорить о круге чтения православных христиан.

Для начала немного цифр. На одном из крупнейших российских треккеров (сетей, где люди обмениваются книгами, фильмами или музыкой) я посмотрел в разделе «Православие» лидеров по скачиванию. Разумеется, не все скачавшие прочитали или посмотрели фильм или книгу. Я не знаю, христиане ли эти люди, но все-таки можно предположить, что материал, скачанный несколько тысяч раз, популярнее текста, который скачали всего десять раз.

Лидером по числу скачиваний стала книга «Несвятые святые» – 31 тысяча раз за несколько лет.

На втором месте по популярности – аудиоверсии Библии и Нового Завета, всего около 12 тысяч скачиваний с 2013 года.

На третьем месте – огромный сборник видеоуроков по «Закону Божию» протоиерея Серафима Слободского, 8 тысяч раз с 2009 года.

Толкование на Апокалипсис священника Даниила Сысоева скачали 3523 человека с сентября 2012 года, а пятитомник Паисия Святогорца – 5379 человек с марта 2012 года.

Эти цифры и имена скорее свидетельствуют о том, что по представлению массового пользователя интернета нужно читать, чтобы узнать о православной вере.

Современное Православие ассоциируется с Евангелием, Законом Божиим, рассказами про подвижников второй половины ХХ века, старцем Паисием и священником, убитым в храме. Не самый плохой вариант. Если человек прочитает или прослушает все эти книги, то он сможет адекватно ответить себе и другим на вопрос «Почему я христианин».

Можно долго рассуждать на тему, что православные якобы мало читают Евангелие и сильно интересуются книжками и фильмами про конец света, про противостояние православных и католиков и «ересь экуменизма» (эти материалы часто скачивают), но все-таки это не лидеры.

Это радует. Я сам крестился в 90-е годы. Интернета не было, и я покупал много православных книг. Евангелие в разных переводах, митрополит Сурожский Антоний, творения святых отцов, акафистники, сборники молитв, жития святых, книги по истории Церкви, Сергей Нилус – вот лишь малая часть того, что читал подростком и юношей. Сейчас что-то из этого списка выпало.

По работе я читаю много текстов православных авторов, но самая интересная тема для меня - это жития святых и история Церкви. Святоотеческими текстами и Евангелием я пользуюсь, в основном, как источником цитат.

Исключение составляет лишь митрополит Сурожский Антоний, беседы которого много лет были моими настольными книгами, поэтому многие высказывания владыки я не воспринимаю как цитаты. Каким-то образом они стали частью моей жизни, руководством к действию.

При этом я не воспринимаю беседы митрополита Антония как книгу в том смысле, что на вопрос «что ты сейчас читаешь» я скорее отвечу списком книг по истории, журналистике, филологии, назову несколько десятков детективов, но владыку Антония называть не буду. С одной стороны, я не читаю его «сейчас». С другой – в любой момент, когда мне нужна помощь или ответ на сложный вопрос, или хороший пример для моего читателя, я найду ту или иную беседу этого человека и прочитаю ее, что называется «вне очереди».

Именно поэтому мои друзья-православные не будут называть Евангелие или творения святых отцов в списке последних прочитанных книг. Это больше похоже на молитвенное правило, и Новый Завет становится для христианина не только книгой, которую он знает и может пересказать ее содержание, но и книгой, которая в нем живет.

Я плохо себе представляю христианина, который ни разу не читал Евангелия и может перепутать апостолов Андрея и Петра с Давидом и Голиафом. Наверняка они существуют, раз Марк Твен придумал такой ответ, но это какое-то другое христианство.

С другой стороны, я не очень люблю, когда человек по любому поводу сыплет цитатами из Евангелия и всех приглашает на кружок по изучению Библии. Я ходил на несколько таких кружков, прочитал довольно много книг по истории создания или текстологии Нового Завета, но при этом не считаю, что христианин обязан знать назубок текст Евангелия или отличать пророка Осию от пророка Исаии.

Сам я Ветхий Завет так и не прочитал, за исключением псалмов, отрывков из Ветхого Завета, которые читаются на православном богослужении и первых глав книги Бытия. Разумеется, я этим не горжусь, но и не страдаю от того, что мои знания ветхозаветной истории ограничиваются «Детской Библией».

У каждого из нас в литературе, в науках, в молитве есть свои предпочтения, и нельзя превращать Церковь в клуб принудительного и обязательного изучения Библии или творений святителя Иоанна Златоуста.

Так что не стоит посыпать голову пеплом от того, что христиане на вопрос «что ты сейчас читаешь» отвечают не перечислением святоотеческих текстов и глав из Нового завета, а называют такие разные книги, как «Рассказы Ляо Чжая о необычном» Пу Сун Лина или «Владимир Ильич Ленин» Максима Горького.

Для многих людей мир православной, духовной литературы загадочен. Ведь мы не знакомимся с ним в школе или в институте. Обилие книг, издаваемых сегодня православными издательствами, вызывает множество вопросов: с чего начать свое самообразование? Все ли книги полезно читать мирянину? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием .

— Владыка, скажите, пожалуйста, какие книги относятся к духовной литературе? Как можно определить это понятие?

— Понятие «духовная литература» достаточно широкое. Это целый ряд книг на различную тематику. Часто к духовной литературе относят труды святых подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной жизни. Главный критерий духовности литературы — ее соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают понять Евангелие, познать Божественный мир, духовно совершенствоваться, учиться молитве, а самое главное — научиться сверять свои поступки с заповедями Христа.

В современном мире понятия «духовность» и «духовное развитие» приобрели несколько иной смысл, чем тот, который вкладывается в него в христианстве. Православный человек в понятие «духовность» вкладывает развитие души человека, стремление ее к Богу. Поэтому можно, наверное, говорить о мусульманской, буддистской духовности. Из этого сегодня исходят авторы курса Основы религиозных культур и светской этики, предполагая наличие конфессиональной духовности. А говорить о некой абстрактной духовности, когда человек просто представляет себе образы, понятия некой туманной духовной жизни, несерьезно. Порой это может даже привести к трагедии. Потому что, не желая разобраться в духовном, сверхъестественном мире, человек может попасть под власть духов падших и серьезно повредиться.

— С чего человеку нужно начать знакомство с миром духовной литературы: с серьезных трудов или с азов?

— Первая духовная книга, которую нужно прочитать каждому человеку, — это Евангелие. Потом стоит познакомиться с толкованием Священного Писания. Потому что Евангелие достаточно специфическая книга, в ней много глубоких образов, исторических аллюзий, примеров. Для того чтобы их понять, нужно иметь определенный навык, знания, понятийный аппарат. Многие святоотеческие творения позволяют правильно истолковать Священное Писание, помогают понять, о чем нам говорит и чему нас учит Христос. Можно посоветовать, например, труды святителя Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского.

А дальше нужно идти широким фронтом. С одной стороны, церковная жизнь определяется внешними действиями, набором правил внешнего поведения. По этому поводу в наши дни выпускается множество хорошей литературы. Обязательно стоит прочесть «Закон Божий», в котором рассказывается о том, что такое храм, как в нем себя правильно вести, как исповедоваться, причащаться.

Второе важное направление — развитие внутренней духовной жизни человека. Потому что можно научиться соблюдать все правила внешнего христианского благочестия, но при этом особо и не понимать, что происходит в Церкви и что такое духовная жизнь. Обязательно нужно знакомиться со святоотеческой литературой. Каждому христианину нужно прочитать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Невидимую брань» Никодима Святогорца. Потому что это своего рода букварь духовной жизни. Чтобы Евангелие применить в своей жизни, нужен пример подвижников, чьи труды, подвиги, искания мы встречаем на страницах духовных книг.

— Современный человек часто ссылается на нехватку времени, которое можно было бы выделить для серьезного чтения. Что бы Вы посоветовали?

— Я не думаю, что это проблема только современного человека, вряд ли в древности времени было больше. Совет только один: начать читать и уделять этому пусть самое короткое, но все же постоянное время в течение дня. Например, в течение 10-20 минут перед сном почитать «Душеполезные поучения» аввы Дорофея по силам каждому. Знаете, я всегда, когда говорят о современном человеке, вспоминаю сцену из мультфильма о Простоквашино: «Я так устаю на работе, что у меня еле-еле хватает сил телевизор смотреть».

— Но с другой стороны, бывает и так, что мы много читаем, знаем о тонкостях духовной жизни, только вот с исполнением все сложно. Как сделать духовные книги руководством к действию для себя?

— Исполнение любого предписания всегда связано с определенными сложностями. Всегда сложно делать то, что вызывает трудности. А когда мы читаем об исполнении некой добродетели — такой, как любовь по отношению к ближнему, прощение, смирение, — это всегда трудно. Но тут стоит вспомнить русскую пословицу: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Поэтому здесь главный принцип: прочитал — начни, пусть с самого малого. Человек говорит: «Я не могу молиться, у меня не хватает времени». Начни молиться с одной-двух молитв, читать — с одной-двух страничек в день. Чтобы ты не уподобился людям, всегда учащимся и никогда не могущим дойти до познания истины (см.: 2 Тим. 3, 7). Часто священников спрашивают: «Как научиться смирению?» Нельзя этого сделать, не начав смиряться перед начальником, мужем, женой, детьми, житейскими трудностями. Так и с другими добродетелями.

— А могут ли серьезные аскетические труды навредить человеку? Ведь порой можно услышать такое высказывание: «Это книги для монахов, мирянам их лучше не читать».

— Нет, я думаю, что духовные книги не могут навредить человеку. Также можно сказать: «А могут ли труды профессоров, ученых навредить школьнику, начинающему изучать физику?». Всему свое время, и у каждого есть своя мера. Начинающему христианину необходимо читать духовную литературу. И хотя она по определению практически вся монашеская, но то, что в ней написано, можно отнести к любому христианину. Ведь, по большому счету, чем монах отличается от мирянина? Только безбрачной жизнью. Остальные все предписания, которые предлагаются в духовной литературе, справедливы как для монаха, так и для мирянина.

Но при этом нужно прекрасно понимать, что главная добродетель, о которой часто пишут святые отцы, это рассуждение. Нужно уметь правильно оценивать то, что ты прочитал. Человек так устроен, что проще всегда воспринять крайность. Раз книга написана монахом, а я не монах, значит, мне читать ее не нужно. Часто такая мысль становится поводом, отговоркой, что для меня достаточно той малой меры духовного развития, которую я для себя определил. Но если мы откроем Евангелие, то увидим, что Христос призывает человека к совершенству. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф, 5, 48).

— Сложно сказать относительно каждого человека. Пожалуй, для всех можно назвать Евангелие. Кстати, много можно встретить людей, которые называют себя церковными, но при этом никогда не читали Евангелие, Священное Писание. Я думаю, называть себя христианином — и не прочитать Евангелие, умея читать, очень стыдно. А дальше нужно знакомиться и с толкованиями Священного Писания, и с житийной исторической литературой, которая дает возможность на примерах благочестивых подвижников оценивать свою жизнь. Нужно интересоваться современной церковной литературой, читать периодические издания. Литературы много, и главное — грамотно расставить приоритеты. В этом помощь должен оказать священник, с которым человек может встретиться в храме и вдумчиво поговорить.

К сожалению, сегодня люди вообще мало читают, и потому мало интересующихся духовной литературой. Поэтому важно, чтобы священник в храме рассказывал прихожанам о пользе духовного чтения, о книжных новинках, о духовных писателях. Должна быть хорошая библиотека при храме, выбор книг на свечном ящике или в церковной лавке. Ассортимент книг, которые продаются на свечном ящике, всегда дает возможность понять, чем приход живет. В частных беседах с прихожанами во внебогуслужебное время или во время исповеди священник должен советовать духовные книги.

— Мы отмечаем сейчас День православной книги. Силами приходов Покровской епархии будут проводиться различные мероприятия. А как может каждый христианин отметить этот праздник?

— Самым непосредственным способом: взять духовную книгу и начать ее читать.


Дорогой читатель! Перед тобой – не статья, а маленькое пособие, которое я составил по просьбе одного прихожанина. Он спрашивал: «Вот, я только начинаю свой путь в православной вере. Я не знаю, что читать? Каким авторам можно доверять, а каких – остерегаться. Не могли бы вы, батюшка, составить список авторов, которых вы рекомендуете для чтения?».

Я исполнил просьбу юноши. А потом давал эту памятку другим людям. И кому-то она очень помогла.

Сразу предупреждаю: это субъективное пособие. Не нужно придираться, если кого-то из достойнейших авторов я упустил из виду. Но все же, по-моему, эта памятка дает представление, что читать человеку, желающему познакомиться с Православием.

Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, . Начинать читать Библию нужно с Нового Завета. Затем можно знакомиться с Ветхим Заветом. В отношении Нового Завета есть масса замечательных , да и сам он не труден для понимания. А вот Ветхий Завет без пояснений читать сложно. Самым лучшим пособием в этом вопросе будет прекрасный трехтомник протоиерея Александра Меня «Как читать Библию». Отец Александр сделал подборку самых важных ветхозаветных текстов (своего рода антология) и прокомментировал их. Эта работа доступна и в Интернет варианте.

В последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. Об этом советую почитать прекрасную работу диакона Андрея Кураева: .

Некоторые верующие люди руководствуются таким принципом: они смотрят, есть ли на книжке надпись: Издано по благословению

Но этот гриф – Издано по благословению — не защищает от подделки. Я лично знаю издателей, которые цинично ставят этот гриф на всех своих изданиях, мол, все равно никто проверять не будет. Но должен сказать: есть гриф, который ставится на книгах, прошедших настоящую церковную цензуру на самом высоком уровне. Это надпись на титульном листе: Издательский Совет Русской Православной Церкви . Вот таких книг можно не бояться.

Я предлагаю вам список лучших православных авторов.

Для удобства я оцениваю по пятибалльной системе произведения авторов на предмет богословской сложности:

  • 1-2 – очень простые, доступные сочинения;
  • 3 – работы, написанные для массового читателя;
  • 4 – нужно читать внимательно, сосредоточенно, что-то может показаться непонятным;
  • 5 – сложные богословские работы, без некоторой подготовки читать тяжело.

Из русских подвижников веры и благочестия рекомендую святителя Феофана Затворника ( , ), святителя Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадтского ( , ), преподобного Серафима Саровского (), святителя. Игнатия Брянчанинова ( , ).

Арсеньев Владимир. Богослов. 2,3,4.

Афанасьев Николай, протопресвитер ( , ). Литургист, богослов, историк. 3-4.

Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу -3-4. В других его работах есть неправославные мысли.

Василий (Кривошеин), архиепископ (). Богослов. 3-4.

Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. 2,3.

Глубоковский Николай. Библеист. 4, 5.

Дворкин А. Специалист по сектам ( , ). 2,3,4.

Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу 3.

Иоанн (Шаховской), архиепископ ( , ). Богослов. 3.

Иустин Попович, архимандрит ( , ). Прекрасный сербский богослов и писатель. 3,4.

Каллист (Уэр), епископ. ( , ). Богослов. 3-4.

Карташев Антон. Церковный историк. 3-4.

Кассиан (Безобразов), епископ (). Библеист. 4, 5.

Киприан (Керн), архимандрит (). Богослов, патролог. 3-4.