Главная · Монтаж · Что такое конфликт и какие существуют стратегии поведения в конфликте? Плюсы и минусы конфликтов Плюсы и минусы социального конфликта обществознание

Что такое конфликт и какие существуют стратегии поведения в конфликте? Плюсы и минусы конфликтов Плюсы и минусы социального конфликта обществознание

Семинар-практикум

«Конфликты в образовательных учреждениях: пути конструктивного решения»

Цель: предоставление возможности участникам получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

· ознакомить с методами нахождения решения в конфликтных ситуациях;

· проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе в ученическом коллективе;

· показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;

· показать значимость эмоциональной сферы обучающегося и ее влияние на общение в ходе конфликта;

· помочь обучающимся скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (обучить навыкам умения не допускать конфликтной ситуации в образовательной среде).

Время : 1 ч 30 мин

Понятия для усвоения: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, объект и субъект конфликта, эскалация конфликта, компромисс.

Ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование, флип-чарт, бумага белая формата А-3, А-4, маркеры (фломастеры), блокноты (бумага) для индивидуальных записей, ручки, карточки с заданиями, скотч, раздаточный материал для практической работы.

Участникам практикума: электронный вариант содержания практикума «Конфликты в образовательных учреждениях: пути решения»; сборник «Формирование навыков общения и бесконфликтного поведения» (составленный специалистами ЦППиМСП, состоящий из193 страниц).

План практикума

Название упражнения, содержание работы Время выполнения (мин.) Ресурсное обеспечение
1 Ознакомление с темой семинара-практикума, целью его проведения, задачами 5 Информация о теме, цели и задачах практикума на слайдах презентации
Знакомство «Узнай меня» 5
Принятие правил семинара-практикума 5 Слайд презентации
Упражнение «Сказка о тройке» 10 Листы бумаги по количеству участников
Упражнение «Пишем синквейны» 10 Бумага, ручки для индивидуальной работы
Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» (анализ ситуаций) 15 Карточки с типами поведения в конфликтной ситуации, 2 листа бумаги А4, бумага, ручки для групповой работы, флип-чарт, цветные маркеры
Упражнение Тест «30 пословиц» 15 Бланки для диагностики, дополнительно: бумага для построения индивидуальных графиков, образцы возможных графиков
Упражнение «Достойный ответ» 10 Карточки с заданием по количеству участников, бумага, ручки для индивидуальной работы
Коллективная творческая работа Упражнение «Нас с вами объединяет» 10 Лист бумаги А3 (окрашенный в теплые цвета спектра) рисунок солнышко по центру, бумага, ручки для индивидуальной работы, флип-чарт, цветные маркеры
Главные выводы. Подведение итогов семинара-практикума 5 Информационный материал в слайдовой презентации

1 .Знакомство «Узнай меня». Участники объединяются в пары и друг другу рассказывают значимых три вещи о себе (что любите, чем увлекаетесь или какие-то личностные качества и т.д.) из которых две являются правдой, а одна вымыслом. Обсуждение проводится в течение 3 минут. Собеседник рассказывает аудитории три услышанных версии, а задача участников определить, что является правдой, а что вымыслом.

Ведущий подводит итог упражнения, нацеливая участников на то, что очень важным является в профилактике конфликтных ситуаций слушать и слышать собеседника, и отличать важную информацию от вымысла. При необходимости уточнить правильно ли понял услышанную информацию при общении.

2 . Принятие правил:

1.Здесь и сейчас - предметом разговора могут быть только эмоции, мысли, чувства, происходящие в данный момент.

2.Один в эфире – уважать мнение другого. Говорит только один, я в этот момент слушаю.

3. Принцип «Я» - все высказывания строятся с использованием личных местоимений – «мне кажется», «я думаю».

4. «Правило личной активности и обратной связи». Секрет успеха не в знании, а в умении применять эти знания на практике. Мало посмотреть, как это делают другие. Важно сделать и попробовать это самому.

5.«Конфиденциальность» - все, что говорится в группе, должно оставаться внутри группы.

6. Взаимоуважение - доброжелательное отношение к мнению окружающих и умение слышать и слушать.

7. «Мобильные телефоны» . Отключить звуковые сигналы.

Упражнение «Сказка о тройке»

Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения, стратегии и тактики выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.

Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С.

Ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия

Предложить завязать глаза, закрыть уши и посидеть без движения

А – человек, который не видит, но слышит и говорит.

В – человек, который не слышит, но может видеть и двигаться.

С – человек, который все видит, и все слышит, но не может двигаться

Затем ведущий сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор .

Вопросы:

1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего

2.Что помогло осуществить задание?

3. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?

4. Какие чувства испытывали?

5. Что изменилось в момент?

6. Почему вы выбрали это решение?

7. Какие использовали средства для коммуникации?

4 .Упражнение «Пишем синквейны»

Синквейн – поэтическая форма, которая позволяет обобщить фактический или ассоциативный материал по какой-либо теме.

Синквейн состоит из пяти строк и выстраивается следующим образом:

строка 1 – определяемое понятие;

строка 2 – два прилагательных к нему;

строка 3 – три глагола к нему;

строка 4 – фраза из четырех-пяти слов;

строка 5 – вывод (обобщенное понятие, синоним и т.п.)

Например: СПОР

1.Форма деятельности.

2.Индивидуальная, групповая.

3. Состязаться, проявлять, действовать.

4.Особенности поведения, обобщения и склада мышления.

5.Стиль жизни.

Перед вами следующие понятия: спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Попробуйте дать определение этим словам, что они обозначают.

После того как участники тренинга высказали свое мнение, ведущий представляет теоретические определения.

СПОР - словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу.

ИНЦИДЕНТ - случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.

КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом мнений, связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей.

Причины конфликтов Причины конфликтов состоят в расхождении:

· знаний, умений, привычек, личностных черт;

· функций управления;

· эмоциональных, психических и других состояний;

· экономических процессов;

· задач, средств и методов деятельности;

· мотивов, нужд, ценностных ориентаций;

· взглядов и убеждений;

· понимании, интерпретации информации;

· ожиданий, позиций;

· оценок и самооценок.

Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

При слове "конфликт", в большинстве случаев представляется негативная картина. Вот несколько определений слова “конфликт”:

1. Конкурентное или противостоящее действие. Антагонистическое состояние (как расходящихся идей, интересов или лиц);

2. психологическая борьба в результате несовместимых или противоположных потребностей, желаний и мнений;

3. враждебный настрой: борьба, сражение, война;

4. стремление к несовместимым целям, таким образом, чтобы прибыль в одну сторону произошла за счет другого. Это плохая конфликтная ситуация. Как правило, данная ситуация рассматривается как негативный аспект, влекущий за собой раздоры, дисгармонию и враждебность. Когда кто-то выигрывает, а кто-то теряет, происходит классический сценарий выигрыша/проигрыша.

Что касается организаций, то в этом случае конфликт является разногласием между сотрудниками, отделами, менеджерами или группами людей в пределах субъекта предпринимательской деятельности. Разногласия могут возникнуть из-за различий в точках зрения, идеологии или нездоровой конкуренции, которая могла дать положительные или отрицательные последствия. Независимо от типа или уровня конфликта, ряд основных функциональных и дисфункциональных последствий могут возникнуть в результате конфликта.

Конфликты часто возникают в результате слабых мест в организации. Слабость может быть заключена в недостатках характера работников, нехватке ресурсов, неправильном выполнение рабочего процесса. Вместо того, чтобы просто наблюдать за конфликтом и ждать когда он закончится, менеджеры должны определить, почему возникает конфликт и искать пути его решения.

Конфликты позволяют увидеть, как сотрудники реагируют на проблемные ситуации и помогают менеджеру увидеть сильные и слабые стороны характера своих работников. Управляющий может определить, какие из его сотрудников, например, лодыри, плохо выполняющие свои обязанности или лидеры, решающие проблемы. Это поможет определить потенциальных кандидатов для продвижения по службе или сотрудников, которые должны быть уволены.

Хотя термин “конфликт”, как правило, ассоциируется с негативными аспектами, сам конфликт не является по своей природе ни хорошим, ни плохим. На самом деле, возникающий конфликт может иметь положительное влияние на отношения сотрудников и успех организации.

Позитивные аспекты конфликта

  • Конфликты побуждают работников расти
  • Конфликт способствует выявлению существующих проблем в организации
  • Конфликт способствует созданию более эффективного взаимодействия и сплоченности среди работников
  • Конфликт создает новые идеи, альтернативы решения различных проблем, связанных с организацией
  • Конфликт помогает отслеживать межличностную и межгрупповую динамику в коллективе, в результате чего атмосфера остается свежей и отражает текущие интересы и реалии
  • Конфликт служит препятствием преждевременному групповому принятию решения, заставляя участников в процессе сопоставлять различные точки зрения, в ходе которого будет выбран наилучший вариант исхода событий,
  • Конфликт между группами производит внутригрупповое единство, т.к. конфликт дает возможность для расширения сотрудничества внутри группы во время работы в направлении общей цели организации
  • Конфликты позволяют увидеть, как сотрудники реагируют на проблемы, что позволяет определить тип личности работника, его сильные и слабые стороны

Отрицательные аспекты конфликта

  • Бизнес может потерять драгоценное время и ресурсы в периоды конфликтов. Вместо того чтобы сосредоточиться на достижении поставленных целей, сотрудники тратят время на спорные вопросы. Неправильное использование ресурсов может нести весьма угрожающие масштабы, когда конфликтующие стороны участвуют в "войне"
  • Конфликты могут иметь как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для физического и психологического здоровья людей. Стресс и эмоциональные столкновения снижают производительность трудящихся, и, в конечно счете, прибыльность бизнеса
  • Создание неэффективных рабочих групп
  • Снижается производительность труда
  • Снижается доверие и поддержка между членами организации

Есть пять стилей разрешения конфликтов, которые используют люди во время спора или конфликта:

  • Избегание
  • Приспособление
  • Соперничество
  • Компромисс
  • Сотрудничество

Избегание (низкая напористость / низкое сотрудничество) - когда оппонент не имеет никакого желания сотрудничать и не желает высказать свои желания или замечания.

Приспособление или уступка (низкая напористость / высокое сотрудничество) - рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.

Соперничество (высокая напористость / низкое сотрудничество) - когда оппонент не имеет желания сотрудничать и очень сильно хочет заявить о своих собственных потребностях, его конфликтный стиль ответа будет конкурентоспособным.

Компромисс (средняя напористость / среднее сотрудничество) - оппоненты завершают конфликт частичными уступками.

Сотрудничество (низкая напористость / высокое сотрудничество) - считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.

Положительный конфликт очень полезен в групповых обсуждениях. Когда персонал сталкивается с конфликтом, большинство здоровых групп будет искать дополнительную информацию, чтобы решить спор. Поскольку было выражено несогласие, будет проведен более тщательный подбор информации. Когда группа принимает решение, оно будет основываться на дополнительной информации, которая, вероятно, не была бы получена, если бы конфликт не произошел.

Даже если некоторые из чувств, порожденные конфликтом могут быть отрицательными, разногласие поможет принять активное участие в обсуждении некоторых участников, дабы они не оставались апатичными и были включены в работу.

Положительные конфликты трудно определить, но когда менеджер видит, что творческие работники спорят о хороших идеях, которые должны помочь компании, то у него будет положительный результат конкуренции. Инициативные люди склонны мотивировать друг друга, чтобы работать на более высоком уровне. Иногда эта мотивация может перейти в спор или конфронтацию, но конечным результатом является то, что обе стороны будут работать на максимальном уровне производительности. До тех пор, пока менеджер может найти способ сохранить конфликт здоровым, все идет на пользу.

Так как руководителю можно сделать конфликт положительным между своими работниками? При разрешении конфликтов, сосредоточить внимание на поиске путей, которые позволят всем людям "победить". Как правило, в конфликте одна сторона выигрывает за счет другой. Конфликт становится нездоровым, где одна сторона является победителем, а другая проигравшей.

Конфликты и разногласия между работниками могут обеспечить преимущества для хороших менеджеров. Конфликты позволяют определить проблемы, которые нужно решить, чтобы помочь укрепить организацию. Конфликты могут также вызвать проблемы, которые нанесут ущерб предприятию.

Хотя многие из нас склонны рассматривать конфликт как нечто отрицательное, он имеет как положительные, так и отрицательные стороны, которые возникают как в процессе, так и в результате взаимодействий между конфликтующими лицами или группами.

Список литературы:

  1. Бернард Майер. Динамика конфликта: Руководство по вопросам участия и вмешательства. (Jossey-Bass, 2012)
  2. Дин Г. Прюитт и Джеффри З. Рубин. Социальный конфликт, - 2004
  3. Уильям В. Уилмот и Джойс Л. Hocker, межличностный конфликт

Собираясь дать определение этому понятию, многие подразумевают под ним агрессию, споры и склоки, но оно охватывает более широкую область деятельности человека и не всегда носит деструктивный характер. Интересы сторон сталкиваются в самых разных сферах – трудовой, экономической, социальной и т.д. Что такое конфликт – в этой статье.

Психология конфликта

При отсутствии согласия между сторонами, когда каждая хочет занять позицию, несовместимую или противоречащую интересам другой, возникает столкновение. Понятие конфликта изучает наука конфликтология. Она и выявляет проблему, мотивы, которые побуждают участников к конфронтации, их позиции и цели. Суть конфликтов многообразна, но при этом между участниками всегда возникает напряжение, но при желании можно найти выход из создавшегося положения.

Социология конфликта

В любом обществе неизбежны столкновения, ведь это главное условие развития общества. Причем чем она сложнее, чем больше в ней групп с несовпадающими и взаимоисключающими интересами, тем больше причин для возникновения конфронтации. Решение конфликтов в большей степени зависит от преследуемых субъектами целей и их желания разрешить ситуацию позитивным или негативным образом. Открытую борьбу сторон и реальное противоборство может спровоцировать несовместимость потребностей и ценностей.


Причины возникновения конфликтов

Явление это сложное и многомерное и факторы, его породившие, существенно различаются:

  1. Ценности – духовные, материальные.
  2. Причины конфликтов связаны и с несовершенством разработанной правовой базы.
  3. Дефицит благ, имеющих большое значение в жизнедеятельности человека.
  4. Тем, кто интересуется, почему случаются конфликты, стоит ответить, что из-за особенностей психики. Конфликты в группе возникают из-за устойчивых и поведения.
  5. Плохая информированность. Недостаток знаний в определенных вопросах также ведет к конфронтации.

Плюсы и минусы конфликта

Специалисты много спорят о роли противостояний в обществе и выделяют следующие негативные стороны :

  1. Временные и энергетические затраты, а в ряде случаев и материальные.
  2. Негативные эмоции, которые действуют разрушающе и могут привести к возникновению различных заболеваний. Это свойственно такому явлению, как межличностный конфликт. Внутренняя борьба, когда человек сам не знает, как сделать лучше и правильнее, негативно отражает на работе ЦНС, сердечно-сосудистой системы и др.
  3. Задумываясь над тем, что такое конфликт, стоит отметить такой минус, как открытая конфронтация, которая нередко приводит к физическим воздействиям и боевым действиям, то есть войне.
  4. Ухудшение отношений и общего социально-психологического климата.
  5. Падение авторитета и снижение производительности труда.

К положительным сторонам относят:

  1. Снятие возникшего напряжения и прояснение ситуации. Выяснив точку зрения оппонента, его проще понять и определить пути выхода из создавшегося положения.
  2. Положительные стороны конфликта включают развитие новых отношений по окончанию спора. Подобное столкновение предоставляет возможность пересмотреть свои взгляды на привычные вещи и начать выстраивать отношения по-новому. , которые случаются у всех, укрепляют брак, если муж и жена заинтересованы в том, чтобы он сохранился. В случае с организацией это приводит к сплочению коллектива, если это не противоречит общегрупповым нормам и основам отношений.
  3. В социальной среде он уравновешивает и стабилизирует ситуацию благодаря дебатам, дискуссиям, компромиссам и пр.
  4. Повышается ответственность сторон.

Виды конфликтов

Столкновение сторон различают по объему и длительности, используемым средствам, источнику возникновения, форме, характеру развития и др. Типы конфликтов в сфере правления:

  • экономические;
  • социальные;
  • политические;
  • организационные.

По способу разрешения они могут быть антагонистичными и компромиссными. В первом случае в процессе противоборства разрушаются структуры всех сторон или же одна предстает победителем, а во втором учитываются интересы всех участников. По составу сторон выделяют:

  • внутриличностные;
  • межличностные и групповые;
  • конфликты в организациях.

Стадии конфликта

В своем формировании столкновение протекает в несколько фаз:

  1. На предконфликтной стадии растет напряженность между сторонами. До определенного момента она протекает скрытно, но при появлении какого-либо инцидента, то есть толчка переходит в открытую форму.
  2. Этапы конфликта включают собственно сам конфликт. Стороны переходят к открытому противоборству и могут как сами бросать вызов, так и отвечать на него. Апогеем является нанесение как можно большего ущерба противнику.
  3. Желающим знать, что такое конфликт и какова его третья стадия, можно ответить, что на этапе разрешения возникает смена ориентиров. С учетом своих возможностей и возможностей противника стороны приступают к поиску путей выхода из создавшейся ситуации, и конфронтация теряет свой накал.
  4. На послеконфликтной стадии возникает временная передышка или прочный мир на основе консенсуса.

Какие существуют стратегии поведения в конфликте?

Настаивая на своем, стороны могут придерживаться следующего курса:

  1. Уход, уклонение или приспособление. В первых двух случаях субъект отказывается что-либо обсуждать, вести переговоры и пр. В последнем он во всем соглашается с другой стороной, боясь предъявить ответные требования.
  2. Стратегии поведения в конфликте включают сглаживание . Поведение сторон может заключаться в принесении извинений, предоставление обещаний и т.п.
  3. Компромисс – это взаимная уступка, а что конфликт такое в данном случае, сейчас будет понятно. При этом каждый из субъектов удовлетворен найденным решением.
  4. Принуждение или конфронтация. Интересы другой стороны и ее мнение не учитываются, идет активное противостояние.
  5. Сотрудничество . Стороны садятся на стол переговоров и совместно ищут пути выхода из тупика.

Последствия конфликтов

Итоги конфронтации могут быть самыми печальными. Конфликты в семье могут приводить к разводу, столкновения в рабочем коллективе – к снижению объемов производимых товаров и услуг. Отрицательные стороны конфликта включают подрыв доверия между сторонами, причем столкновение имеет тенденцию к углублению, расширению и приводит к открытой коллизии, а если это происходит в обществе и мире, то возможна война.

Как избежать конфликта?

Есть очень много способов оградить себя от открытой конфронтации. Нужно повышать уровень своей грамотности и принципиальности. Ведь чем большее значение человек придет морально-нравственному воспитанию, тем сильнее в нем желание разрешить ситуацию мирным путем, не устраивая истерик и не переходя на личности. Осознание конфликта – это уже шаг на пути поиска выхода из него. Еще на самой ранее стадии, когда только возникает напряжение, можно приступить к переговорам, а в дальнейшем производить анализ ситуации и не допускать проблем.

Как разрешить конфликт?

Данный процесс состоит из трех этапов:

  1. Диагностика столкновения.
  2. Поиск стратегии разрешения разногласий.
  3. Выполнение комплекса методов.

Разрешение конфликта начинается с выявления проблемы и ее обсуждения. Необходимо выслушать каждую из сторон и приступить к поиску варианта решения, который устроил бы обоих, тщательно разобрав все его положительные и отрицательные характеристики. Требуется уточнить все детали выполнения договора, варианты действий в случае форс-мажора. В дальнейшем нужно действовать согласно принятому плану.

Методы разрешения конфликтов

Они преследуют цель устранить или минимизировать причины, породившие столкновение, и откорректировать поведение участников:

  1. Внутриличностные методы призваны помочь человеку защитить свои интересы, не ущемляя позиций оппонента.
  2. Структурные методы применяются в организациях и включают разъяснение претензий к работе, существующих систем вознаграждений и наказаний и т.д.
  3. Межличностные методы.
  4. Способы разрешения конфликтов включают переговоры.
  5. Ответная агрессия.

Как не проиграть в конфликте?

В мудрой пословице: «Уступи – будь умнее» заключен весь смысл. Зачастую сделав шаг навстречу, приняв человека со всеми его достоинствами и недостатками, можно выиграть. Правила поведения в конфликте всегда одни и те же – необходимо постараться понять другого, его мотивы, быть честным с собой и терпимым к другим. Иногда полезно привлечь к спору третьего, кто непредвзято оценит ситуацию и установит контакт с каждой из сторон. Ну а самое главное – уважительно относиться к оппоненту и в любой ситуации сохранять лицо.

Определенные обстоятельства, недопонимание, негативное отношение к собеседнику приводят к конфликту.

Этот инцидент случается у каждого и это естественный процесс , который происходит в разных жизненных ситуациях.

Специалисты выделяют как плюсы, так и минусы конфликта. У таких инцидентов есть немало последствий, с которыми следует ознакомиться.

Положительные и отрицательные стороны

У данных инцидентов могут быть как позитивные, так и негативные стороны.

Позитивные последствия

Позитивными последствиями данных инцидентов являются :

  1. Развитие взаимодействий как между отдельными индивидами, так и между социальными группами.
  2. Такие ситуации совершенствуют отношения. Они переходят на новый уровень, люди раскрываются перед друг другом.
  3. Конфликты выявляют преимущества и недостатки определенных отношений.
  4. С помощью таких ситуаций можно построить более гармоничные отношения, индивиды не скрывают своих настоящих чувств.
  5. Участники ситуации познают друг друга.

Благодаря таким ситуациям люди выясняют, дружить им дальше или нет, строить отношения или не стоит этого делать .

Отношения становятся более доверительными, снимают недопонимание.

На общество конфликты оказывают положительные воздействие только в том случае, если они случаются редко , не изводят внутренне людей, не приводят к стрессовым состояниям.

Тогда люди больше доверяют друг другу, бывают более открытыми, нескрытными.

Если они случаются часто, общество становится озлобленным, агрессивным, повышаются случаи криминала, а люди не могут наладить коммуникацию, не в силах построить отношения.

Негативные результаты

У конфликтов бывает множество негативных последствий . К ним можно отнести:

  1. Неудовлетворенность профессиональной деятельностью.
  2. Неоправданная конкуренция.
  3. Сокрытие информации.
  4. Переживания, волнения, которые нередко приводят к психическим проблемам.
  5. Сложно строить коммуникации в дальнейшем.

Человек переживает негативные эмоции , он плохо себя чувствует, пытается прийти в себя после случившегося.

Это может негативно сказаться на профессиональной деятельности : человек испытывает подавленность, у него нет сил на работу, поэтому падает производительность. Справляться с работой, делами становится очень тяжело.

Социальный конфликт не всегда, но чаще всего приводит к негативным последствиям. Люди перестают стремиться к новым отношениям, избегают новых знакомств, замыкаются в себе.

Случается, что стороны находят компромисс, обсуждают вопросы, которые их интересуют, но зачастую осадок от конфликта все равно остается.

Любой конфликт обладает определенными целями, мотивами , может привести как к позитивным, так и к негативным последствиям.

Эти инциденты являются частью социальной жизни человека, поэтому даже у самых дружелюбных и неконфликтных людей это случается в результате недопонимания и неприятия взглядов противоположной стороны.

О плюсах и минусах конфликтов в этом видео:

  • На конфликт, как наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
    Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
  • Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
  • Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
  • Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
  • Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
  • Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

  • Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
  • Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
  • Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
  • Представление о победителях или побежденных как о врагах.
  • Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

С чего оно начинается?

С установления причин конфликта.

Сложность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны.

Кроме того, затянувшийся конфликт втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.

Опыт разрешения конфликтов показал, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.

Первая формула конфликта

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт - это значит:

* устранить конфликтную ситуацию,



* исчерпать инцидент.

В жизни много случаев, когда конфликтную ситуацию устранить невозможно по объективным причинам. Формула конфликта показывает: чтобы избежать конфликта, следует проявить максимальную осторожность, не создавать инцидента.

Конечно, первое сделать сложнее, но и более важно.

К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

Случай из практики.

Между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре между собой один употребил какие-то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу но первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. "Инцидент исчерпан", - заявил руководитель удовлетворенно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?

Обратимся к формуле конфликта. Конфликт здесь - жалоба; конфликтная ситуация - несложившиеся отношения между сотрудниками; инцидент - случайно сказанные неудачные слова. Заставив извиниться, руководитель действительно исчерпал инцидент.

А конфликтная ситуация? Она не только осталась, но и усугубилась. Действительно, обидчик не считал себя виноватым, но должен был извиниться, отчего антипатия его к пострадавшему только увеличилась. И тот, в свою очередь, понимая фальшивость приносимого извинения, не улучшил своего отношения к обидчику.

Таким образом, своими формальными действиями руководитель не разрешил конфликт, а только усилил конфликтную ситуацию (несложившиеся отношения) и тем самым увеличил вероятность новых конфликтов между этими работниками.

Правила бесконфликтного общения

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.