Главная · Бытовая техника · Что такое принцип веротерпимости. Веротерпимость как основа международной стабильности и национальной безопасности. В. в Римской империи

Что такое принцип веротерпимости. Веротерпимость как основа международной стабильности и национальной безопасности. В. в Римской империи

Время правления Екатерины II (1762-1796 гг.) называют также эпохой просвещённого абсолютизма в России. Императрица, вдохновлённая идеями деятелей эпохи Просвещения (Вольтера, Дидро, Монтескье), осуществила ряд прогрессивных реформ, которые, однако, не затрагивали основ её абсолютной власти. Одним из столпов Просвещения была веротерпимость, которая заключалась в отказе от насильственного приобщения людей к какой-либо вере. Как писал Вольтер в «Трактате о веротерпимости»: «Старайтесь не совершать насилия над сердцами людей и все сердца будут ваши». Таким принципом руководствовалась и Екатерина II. Её реформы, затрагивающие интересы мусульман, ознаменовали разрыв с политикой предыдущих русских правителей.

17 июня 1773 года был издан указ Синода о веротерпимости, запрещавший архиереям вмешиваться в религиозные дела представителей других конфессий, включая и мусульман. Стоит отметить, что после покорения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств при Иване Грозном на Руси началась христианизация местного мусульманского населения. Было запрещено строительство новых мечетей, а старые разрушались.

Ещё до принятия указа о веротерпимости Екатерина II в 1766 году посетила Казань, после чего разрешила сооружение каменной мечети в городе. В 1768-1770 гг. там возвели две мечети – Апанаевскую и Марджани, они сохранялись до наших дней. Указ 1773 года окончательно снял запрет на строительство новых мечетей.

Екатерина II способствовала и развитию образования и культуры мусульман. В конце XVIII века в Российской империи начали открываться первые медресе (мусульманские школы). В 1787 году в типографии Академии наук был издан первый в России полный текст Корана на арабском языке.

Элизабет Сьюэлл, (Солт-Лейк сити США, штат Юта)

В мировой истории веротерпимость редко являлась выходом из создавшегося положения, а тем более она никогда не считалась добродетелью. Зато была четко сформулирована проблема различия между религиозными течениями. С вашего позволения, я хочу уделить несколько минут рассмотрению того, как принцип веротерпимости развивался в международной практике. Затем, я надеюсь, мне удастся соотнести прошлый опыт с проблемами сегодняшнего дня в области международной стабильности и национальной безопасности.

I. Развитие принципа веротерпимости на Западе

На протяжении многих периодов мировой истории правители считали, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Этому свидетельствует Миланский Указ 313 года, в котором Император Константин установил, что "всем избирающим себе религию (Христианство) будет позволено исповедовать ее без преткновений и гонений… В тоже время всем остальным даруется полная свобода религии, так как такая политика соответствует должному порядку в пределах империи и миролюбию нашего времени, когда каждый имеет право на свободу поклонения Богу так, как он считает правильным; и мы не собираемся отступать от этих принципов в угоду определенной религии и ее последователям"2.

К сожалению, христианство, пожав плоды дарованной свободы, отказало другим религиям в праве пользоваться этой свободой. В Западной Европе главы государств полагали, что социальная стабильность возможна только в том случае, если религиозная вера устанавливается политическими методами. Такие взгляды привели к политическим репрессиям против еретиков и религиозным войнам, уничтожившим значительную часть населения Европы.

В результате Тридцатилетней войны Запад, первый раз за всю его современную историю, пришел в выводу, что веротерпимость является ответом на проблему международного религиозного конфликта. В эту эпоху, характеризуемую латинской фразой cuius regio, eius religio (религия правителя является религией подчиненных), каждое государство объявляло государственную религию, при этом, наделяя отступников возможностью покинуть пределы страны. Естественно, в Оттоманской Империи веротерпимость развилась намного раньше как средство поддержания мира в пределах многонациональной империи.

В начале восемнадцатого века веротерпимость на Западе вновь приняла новую форму и уже не просто служила цели отделения одних религий от других. В это время было заложено главное основание для защиты индивидуальной религиозной свободы в обществе с разнообразными религиозными течениями.

Одним из главных философов, размышлявших на тему веротерпимости, был Джон Локк. Он считал, что уважение к религиозным верованиям всех граждан приносит пользу государству и обществу. Общество приобретает большую лояльность со стороны граждан, посредством дарования им дополнительных свобод, и в тоже время сохраняет за собой власть наказывать преступников. Локк нашел ответ на возражение о том, что дарование всем группам права на публичное религиозное поклонение приведет к "разделению, волнениям и гражданским войнам"3.

Он ответил следующим образом: »Не неизбежная разница во взглядах, а нежелание уважать чужие взгляды привело к волнениям и войнам, произошедшим в христианском обществе на почве религии"4. Официальная веротерпимость не создает разделения, наоборот, она помогает разрядить напряженную обстановку созданную нетерпимостью к чужим воззрениям.

II. Основные аргументы против веротерпимости

Обычно концепция веротерпимости встречается с тремя возражениями. Возможно вы спрашиваете сами себя, а не является ли такая веротерпимость антирелигиозной по своей сути. Не приведет ли она к безразличию по отношению к истине, проповедуемой разными религиями?

Во-вторых, может возникнуть и такое возражение, что западные идеи веротерпимости не несут никакой ценности для незападных обществ. И в-третьих, некоторые отвергают концепцию веротерпимости, так как считают, что она предполагает терпимость ко всему. Если мы примем идею веротерпимости, говорят они, то тогда не остается ничего такого, по отношению к чему мы должны быть непримиримы. Я хочу ответить на данные возражения. По этим вопросам можно сказать очень много, но за отсутствием времени мне придется всего лишь затронуть основные моменты.

1. Обоснование веротерпимости с религиозной точки зрения

Сначала по поводу того, является ли веротерпимость антирелигиозной по своей сути. Существует такая точка зрения, что веротерпимость есть результат того, что все религии в равной степени истинны, ложны, или не имеют к этому вопросу никакого отношения. Приведу довольно циничное высказывание одного из историков Древнего Рима. Он говорил: Во времена Римской Империи люди считали различные формы религиозного поклонения в равной степени истинными, философы - в равной степени ложными, а государственные деятели - в равной степени полезными« 5.

Обычно имя Джона Локка и эпоха Просвещения ассоциируются у нас со светским мировоззрением, и, действительно, в эпоху Просвещения религия была отодвинута на задний план. Но свобода религии не обязательно базируется на антирелигиозных принципах. К примеру, Локк нашел внутренние религиозные причины для обоснования веротерпимости, исходящие из веры в достоинство человека, милосердие, и в особую ценность личного выбора.

Локк приводил следующие аргументы в пользу свободы религии. В противоположность насилию со стороны государства, »дело истинной религии представляет собой абсолютно иной подход. Такая религия устанавливается не для того, чтобы создать внешнюю помпезность, обрести церковную власть или использовать религию в качестве принуждающей силы, а для того, чтобы направлять жизнь человека в соответствии с законами праведности и богобоязненности"6. Также Локк возражал против того, что «дело воспитания души должно быть в руках светской власти, так как эта власть состоит только лишь в проявлениях внешней силы, в то время как истинная и спасающая религия состоит во внутреннем убеждении ума, без которого ничего не может быть богоугодно"7.

Очевидно, что Локк опирался на западную христианскую традицию. Однако, идеи неотъемлемого достоинства человека, отсутствия принуждения в духовной сфере, заботы о ближнем и закона как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними« являются не только частью западного христианства, но и частью учения иных религиозных традиций.

Вера в достоинство человека, братство и честь является универсальной. К примеру, на международной конференции исламских юристов прозвучало следующее утверждение: »Ислам был первой религией, которая признала существование основных прав человека, и практически четырнадцать веков назад эта религия ввела определенные гарантии и защиты, которые в последствии стали частью международных документов по правам человека"8. Некоторые исламские ученые полагают, что особое уважение ислама к правам человека исходит из такого принципа, что «человеческие права и свободы не являются частью природного состояния человека, а дарованы человечеству самим Богом"9. Другая группа ученых считает, что человеческая личность является основной ценностью в исламе, так как представляет собой человечество вообще. Говоря словами из Корана: «Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества"10.

Мне известно, что внутри ислама идет спор по этому поводу, также наверное, как и в любой религиозной традиции, поэтому, как человек не принадлежащий к этой религии, я не беру на себя ответственность интерпретировать положения мусульманской веры. Я искренне уважаю ислам и верующих людей любых религиозных традиций.

В мире, изобилующем религиозными течениями, очень важно находить ресурсы, несущие идею веротерпимости внутри самой религиозной традиции. Светские взгляды эпохи Просвещения не должны являться единственным обоснованием принципов веротерпимости, реализуемых в современном мире.

2. Международное принятие концепции веротерпимости

В дополнение к обвинениям в религиозном релятивизме, некоторые утверждают, что современное понятие о веротерпимости может привести к культурному уравниванию. Я признаю, что культура, опыт и история разных регионов мира значительно отличаются друг от друга. Как слова, символы и действия в разных странах несут разное значение, также и религиозные практики и верования имеют большие различия. Я поняла это на собственном опыте, когда провела несколько лет изучая русский, немецкий, французский, чешский языки и культурные традиции Восточной и Западной Европы. Я прожила некоторое время в Восточной Европе и научилась любить глубину и своеобразие культур тех стран, где я побывала. Мой внутренний мир был бы намного беднее, если бы я не знала о существовании прекрасных икон Андрея Рублева, и не познала силу поэзии Пушкина. Я надеюсь, что распространение идей глобализма, не уничтожит те уникальные достижения, которые каждая культура может предложить миру.

Однако, некоторые ценности, можно сказать, стали общечеловеческими ценностями, включая достоинство человека и веротерпимость; они легли в основу нескольких международных документов. В 1948 году Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Ее восемнадцатая статья содержит следующее положение: Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов«.

Следовательно, веротерпимость не является сугубо американским или западным стандартом. Всеобщая Декларация в совокупности с Декларацией ООН 1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений были приняты Генеральной Ассамблеей ООН, в которую входит 191 страна мира. Подобные стандарты можно также найти в следующих документах:

Международный Пакт о гражданских и политических правах (статья восемнадцатая) подписанный 109 государствами;

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (статья девятая) подписанная 44 странами;

Американская Конвенция о правах человека (статья двенадцатая) подписанная 23 странами;

Африканская Хартия прав человека и народов (статья восьмая) подписанная 52 странами;

Документы Конференции по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, которые являются обязательными для всех 55 стран-участниц.

Моя страна обязана соблюдать некоторые из этих соглашений также, как и ваша.

3. Границы веротерпимости

И наконец, последнее возражение против веротерпимости состоит в том, что она, как кому-то кажется, не имеет границ. Должны ли мы быть терпимы ко всем и ко всему? Возможно на каком-то этапе терпению должен прийти конец? Ответ на эти вопросы довольно прост - веротерпимость, действительно, имеет границы. Международные инструменты, о которых я упомянула выше, очерчивают эти границы.

Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью восемнадцатую Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы »право на свободу мысли, совести и религии« следующим образом: «Статья восемнадцатая пункт третий (Международного Пакта о гражданских и политических правах) разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если (1) таковые ограничения установлены законом, и (2) необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации"11.

Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты.

III. Минимальный стандарт веротерпимости

Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам »применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства"12.

Вышеприведенная цитата отвергает идею, так называемого »регулируемого плюрализма«, где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют"13. Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежания социального напряжения, так как такое напряжение является неизбежным продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии14.

К сожалению, мое время ограничено, но мне бы хотелось осветить еще один важный заключительный момент. В международных документах список возможных причин, по которым свобода религии может быть ограничена, не включает в себя одну часто упоминаемую причину. Международные соглашения не позволяют ограничение религиозной свободы по причине сохранения национальной безопасности. Сохранение социальной гармонии или национальной безопасности, несмотря на то, насколько эти принципы важны, не может по своей значимости перевесить личного права на свободу религии. По этому поводу Комитет ООН по правам человека отметил следующее: »ограничения не могут быть позволены на основаниях, не отмеченных в статье гарантирующей свободу религии, даже если таковые ограничения будут разрешены в отношении других прав, защищенных Пактом, к примеру национальной безопасности"15.

Некоторые могут возразить, что мы не можем позволить себе быть веротерпимыми, так как это поставит под угрозу национальную безопасность и социальную стабильность. В США и Западной Европе этот аргумент приводится в пользу установления жесткого государственного контроля над исламскими группами. Мне кажется, эти умонастроения выражают всеобщую тенденцию страха перед неизвестным. В прошлом американцы притесняли католиков и свидетелей Иеговы, но теперь, когда мы лучше узнали эти религиозные традиции, мы перенесли свой страх на ислам, буддизм и индуизм, которые кажутся нам иностранными религиями. Однако, наш мир велик и зачастую люди в других странах обладают опытом отличным от нашего.

Мне хотелось бы узнать побольше об опыте, накопленном в вашей стране, где Ислам и Христианство существовали бок о бок на протяжении длительного времени. Мне кажется, что Россия, и в особенности ваш регион, смогут значительно помочь европейцам и американцам построить мосты взаимопонимания между Христианством и Исламом.

Некоторые американцы, к примеру известный ученый Сэмьюелл Хантингтон, считают, что современный конфликт происходит между исламом и Западом или между исламом и христианством. Но мне кажется, что конфликт этот происходит не между Исламом и Западом, и не между исламом и христианством. В основе своей это конфронтация между теми, кто выступает за веротерпимость, и теми, кто выступает против нее, между теми, кто признает плюрализм мнений и теми, кто его не признает, между теми, кто предоставляет окружающим право на достоинство и уважение, не зависимо от их религиозного выбора, и теми, кто хочет возвратиться обратно в средние века, где государство ограничивало свободу религии и подавляло меньшинства во имя безопасности населения.

Веротерпимость крайне важна, но не потому, что религия это явление побочное, а потому, что как раз для многих она составляет центр жизни. Путь к мирному сосуществованию лежит через веротерпимость, включая веротерпимость к тем, чьи взгляды и верования мы не принимаем и к тем религиям, которые являются новыми и неизвестными для наших культур. Благодарю за внимание.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusoir.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Религиозная терпимость - одно из очевидных следствий индивидуализма, или идеи о том, что каждый человек - морально ответственная личность. Либертарианство развилось в процессе долгой борьбы за веротерпимость, от первых христиан в Римской империи, Нидерландов, анабаптистов в Центральной Европе, диссентеров в Англии до Роджера Уильямса и Энн Хатчинсон в американских колониях.

Принцип самопринадлежности, безусловно, включает в себя идею "собственности на свою совесть", как выразился Джеймс Мэдисон. Левеллер Ричард Овертон писал в 1646 году, что "каждый человек по природе является Священником и Пророком в пределах и границах самого себя». Локк соглашался, что "свобода совести - это естественное право каждого человека"

Однако, помимо моральных и теологических аргументов, существуют также веские практические доводы в пользу веротерпимости. Как пишет в своем эссе 1991 года "Философии веротерпимости" Джордж Смит, любая группа защитников веротерпимости предпочла бы видеть единообразие религиозных убеждений, "но они не желали налагать единообразие на практике в силу ошеломительных социальных издержек этого шага - массового принуждения, гражданских войн и общественного хаоса". Они рекомендовали веротерпимость как лучший путь достижения мира в обществе.

Еврейский философ Бенедикт Спиноза, разъясняя голландскую политику веротерпимости, писал: "Чтобы люди жили вместе в гармонии, очень важно даровать свободу мнений, какими бы различными или даже откровенно противоречивыми они ни были". Спиноза указал на процветание, которого голландцы достигли, позволив людям всех сект мирно жить и вести дела в своих городах. Когда англичане, следуя примеру голландцев, стали проводить политику относительной веротерпимости, Вольтер обратил внимание на тот же результат и рекомендовал эту политику французам.

В отличие от Маркса, который позже критиковал рынок за его безличную природу, Вольтер признавал достоинства такой обезличенности. Как пишет Джордж Смит: "Возможность вести дела с другими обезличенно, сотрудничать с ними исключительно ради взаимной выгоды означает, что личные характеристики, как, например, религиозные убеждения, в значительной степени утрачивают свое значение"

Другие защитники веротерпимости подчеркивали пользу религиозного плюрализма для теории. В спорах, говорили они, рождается истина. Великим защитником этой точки зрения был Джон Мильтон, но ее одобряли также Спиноза и Локк. В борьбе с истеблишментом англиканской церкви британские либертарианцы XIX века использовали такие термины, как «свободная торговля в религии».

Некоторые английские диссентеры приехали в Америку, чтобы обрести свободу исповедовать свою религию, но не предоставлять такую же свободу другим. Они не выступали против особых привилегий для одной религии; они просто хотели, чтобы это была их собственная религия. Среди новых американцев были не только поддерживавшие веротерпимость, но и призывавшие к отделению церкви от государства, что в то время являлось поистине радикальной идеей. Роджер Уильяме после изгнания из Колонии Массачусетского залива в 1636 году за еретические взгляды написал сочинение "Кровавый догмат преследования за убеждения", призывая к отделению церкви от государства, чтобы защитить христианство от политического контроля.

Наряду с идеями Джона Локка идеи Уильямса распространились по всем американским колониям; церкви, провозглашенные государственными, постепенно лишались этого статуса, и в Конституцию, принятую в 1787 году, не было включено никаких упоминаний о Боге или религии, за исключением запрета на проверку религиозности при приеме на государственную службу. В 1791 году была принята Первая поправка, гарантировавшая свободу исповедания религии и запрещавшая присвоение какой-либо религии статуса государственной.

Религиозные правые сегодня настаивают, что Америка является, или по крайней мере являлась, христианской страной с христианским правительством. Баптистский проповедник из Далласа, освящавший Национальный республиканский съезд в 1984 году, говорит, что "отделения церкви от государства не существует", а основатель Христианской коалиции Пэт Робертсон пишет: "Конституция была создана для увековечения христианского порядка". Однако Исаак Крамник и Лоренс Мур замечают в своей книге "Безбожная Конституция", что предшественники Робертсона лучше понимали Конституцию.

Некоторые американцы воспротивились ратификации Конституции на том основании, что она была "холодно безразлична к религии" и предоставляла "религии отвечать только за себя". Тем не менее революционная Конституция была принята, и большинство из нас считают, что эксперимент по отделению церкви от государства оказался удачным. Как мог бы предсказать Роджер Уильяме, в США церкви, вынужденные заботиться о себе сами, гораздо сильнее, чем в европейских странах, где до сих пор существует государственная церковь (как, например, в Англии и Швеции) или где церкви существуют на налоги, собираемые государством с их сторонников (как, например, в Германии).

Http://prodvizheniesite.ru/service/1/

http://prodvizheniesite.ru/service/1/ особенности продвижения сайта в Европе.

prodvizheniesite.ru

  • Вопрос 5 новгородская феодальная республика: политический строй, экономика и культура.
  • Вопрос 6 борьба против монголо-татарского нашествия на русь. Образование золотой орды. Иго.
  • Вопрос 7 борьба русского народа против немецких и шведских феодалов. Невская битва и сражение на чудском озере.
  • Вопрос 8 предпосылки объединения земель. Возвышение москвы и роль московских князей в объединении русских земель.
  • Вопрос 9 завершающий этап объединения русских земель. Правление ивана III и василия III. Свержение золотоордынского ига.
  • Вопрос 10 начальный период царствования ивана IV. Реформы «избранной рады» и их социальная сущность.
  • Вопрос 11 переворот в политике ивана грозного. Введение опричнины: ее сущность и последствия.
  • Вопрос 12 кризис государственности. Смутное время: причины, этапы, содержание.
  • Вопрос 13 воцарение династии романовых. Правление царя алексея михайловича. Эволюция царской власти в сторону усиления самодержавия.
  • Вопрос 14 народные движения россии XVII века.
  • Вопрос 15 внешняя политика петра I. Северная война: ее ход, итоги.
  • Вопрос 16 реформы петра великого и их значение.
  • Вопрос 17 российская империя в 30-е - 50-е годы XVIII века. Эпоха дворцовых переворотов.
  • Вопрос 18 внутренняя политика екатерины II . ""просвещенный абсолютизм"" в россии: его особенности, содержание и противоречия.
  • 1773 – Принцип веротерпимости;
  • Вопрос 19 крестьянская война под предводительством пугачева: предпосылки, движущие силы, основные этапы, значение.
  • Вопрос 20 реформаторская политика александра I в начале его царствования (1801-1812)
  • Вопрос 21 отечественная война 1812 года
  • Вопрос 22 движение декабристов. Кц никиты муравьева и «русская правдва» пестеля
  • Вопрос 23 смерть александра I. Восстание 14 декабря 25. Историческое значение движения декабристов и его оценка.
  • Вопрос 24 отмена крепостного права в россии. «манифест» 19 февраля и «положения», их принципы. Причины отмены крепостного права
  • Проведение крестьянской реформы 1861 года в России
  • Манифест об отмене крепостного права
  • Положения крестьянской реформы
  • Последствия и значение отмены крепостного права в России
  • Вопрос 25 буржуазные реформы второй половины XIX в. Их влияние на формирование гражданского общества в россии.
  • Вопрос 26 революционное народничество 70-80 годов XIX века. Идеология и политическая деятельность народников.
  • Вопрос 27 рабочее движение и распространение марксизма в россии. Зарождение российской социал-демократии.
  • Вопрос 28 образование партий социалистической ориентации: рсдрп и эсеры, их программы и тактика.
  • Вопрос 29 революция 1905–1907 гг., в россии: причины, характер, особенности, основные этапы и значение.
  • Вопрос 30 образование буржуазных партий в россии: кадеты и октябристы, их программы и тактика.
  • Вопрос 31 изменение в государственном строе в россии в начала 20 века. Парламентаризм. I, II и III думы.
  • Вопрос 32 «третьеиюньская» политическая система. Реформы столыпина и их судьба.
  • Вопрос 33 первая мировая война: характер, цели, интересы россии. Поляризация политических сил и борьба между ними.
  • Вопрос 34 февральская роеволюция. Отречение николая II. Двоевластие.
  • Вопрос 35 три кризиса временного правительства.
  • Вопрос 36 октябрьская революция. Свержение временного правительства.
  • 2 Всероссийский съезд советов и его декреты.
  • Вопрос 37 создание советского государства. Первые социальные и экономические преобразования советской власти.
  • Вопрос 38 гражданская война и иностранная военная интервенция в россии.
  • Вопрос 39 политика "военного комунизма" в советской россии, ее причины и последствия.
  • Вопрос 40 нэп в советской россии, ее сущность, содержание и итоги.
  • Вопрос 41 образование союза сср
  • Вопрос 42 политическая борьба в 1920-е годы: борьба с антибольшевистскими течениями, внутрипартийная борьба.
  • Сущность индустриализации, темпы
  • Вопрос 44 политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.
  • Вопрос 45 политическое развитие ссср в 1930-е гг: конституция, 18 съезд, внутрипартийная борьба.
  • Вопрос 46 преобразования в сфере культуры в 30-е годы: образование, наука, литература, искусство. Идеологизация культуры.
  • Вопрос 47 внешняя политика советского государства в условиях нарастания военной опасности. Расширение ссср.
  • Вопрос 48 начало великой отечественной войны: цели и характер. Кричины поражений ка.
  • Вопрос 49 основные этапы и решающие сражения вов
  • Вопрос 51 внешняя политика ссср после окончания вов. Начало хв, гонка вооружений, создание военно-политических блоков.
  • Вопрос 52 восстановление народного хозяйства в 45-53.
  • Вопрос 53 общественно-политическая и культурная жизнь ссср в 1945-1953 годы.
  • Вопрос 54 перемены в общественно политической жизни страны после смерти и.В сталина. Начало политики десталинизации.
  • Вопрос 55 экономические и социальные реформы в ссср в 1950-1960 гг. Непоследовательность реформаторского курса хрущева
  • Вопрос 56 устранение от руководства партией и страной хрущева и попытки возврата к скрытому сталинизму.
  • Вопрос 57 начало проведения экономических реформ в сельском хозяйстве и в промышленности в середине 60-х годов брежневским руководством, их незавершенность.
  • Вопрос 58 нарастание негативных явлений в советском обществе в 70-е – первой половине 80-х годов, их сущность и причины.
  • Вопрос 59 перестройка в ссср: от частичных преобразований к смене системы общественного развития ссср. Ликвидация ссср
  • Вопрос 60 государственно-политическое и экономическое развитие российской федерации на современном этапе.
  • 1773 – Принцип веротерпимости;

    1775 ликвидация Запорожской Сечи, губернская реформа : Приказ общественного призрения, Казённая палата; губернии делились на уезды, отделила судебные органы от исполнительных (для каждого сословия – свой суд, Сенат – высший судебный орган), Совестный бессословный суд, город-районы-кварталы, перестали функционировать все коллегии, функции которых перешли к губернским органам;

    1785 - Жалованные грамоты дворянству (освобождение от обязат. службы, личных податей, телесных наказаний, право заводить фабрики и заводы, без дворянского суда не могли лишиться чести, жизни, имения, «благородное» сословие) и городам (права и обязанности городского населения, делившегося на 6 разрядов, система управления – реальная власть в руках городничего, управы благочиния, губернатора);

    реформа образования (открыты в 1763 Воспитательный дом, в 1764 Смольный институт благородных девиц, множество других учебных заведений(к концу века-550), вводились единые сроки занятий, разрабатывались учебные планы и методики преподавания).

    Первые 13 лет правления новой императрицы вошли в историю, как период «Просвещенного абсолютизма» . Политика «Просвещенного абсолютизма» в середине XVIII века характерна для многих стран Европы: Испании, Франции, Пруссии и т. д. Социальная сущность «просвещенного абсолютизма» заключается в незрелости капиталистических отношений. Возникает временное равновесие между дворянством и буржуазией. Верховная власть лавирует между этими двумя классами, отдавая предпочтение дворянству, и с помощью либеральной демагогии пытается сгладить социальные конфликты. Идеология «Просвещенного абсолютизма» помогала сохранять ключевые позиции монархов и дворянства в обществе. Екатерина, как и ее друзья-просветители, считала, что общество должно основываться на продуманной законодательной базе. Она уделяла этому большое внимание и издавала примерно по 12 указов в месяц. В России после принятия в 1649 году. Соборного уложения царя Алексея Михайловича не было создано нового единого свода законов. Этой проблемой занимались многие государи: Петр I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна. Создавались специальные комиссии и даже были подготовлены некоторые части нового свода законов, но дело так и не довели до конца. Екатерина решила восполнить пробел.

    Вопрос 19 крестьянская война под предводительством пугачева: предпосылки, движущие силы, основные этапы, значение.

    За десятилетие, предшествующее К.В., насчитывается более 40 выступлений крепостных крестьян, также ряд городских восстаний, самым крупным из которых был Чумной бунт 1771 года в Москве. Крестьянская война Пугачева кратко может быть охарактеризована как массовое народное восстание , сотрясавшее Российскую империюс 1773 по 1775 годы. Волнения происходили на огромных территориях, включающих Урал, Поволжье, Башкирию и Оренбургский край. Лидером восстания выступил Емельян Пугачев – донскойказак, объявивший себя императоромПетром III.Причинами восстания послужили недовольство яицких казаков , связанное спотерей вольностей ,волнения среди коренных народов, таких как башкиры и татары,напряженная обстановка на уральских заводах и крайнетяжелое положение крепостных крестьян. Всех объединяланенависть к крепостничеству.

    Восстание началось 17 сентября 1773 года , когдаПугачев от имени мертвого императора Петра III оглашает свойпервый указ к Яицкому войску и вместе с отрядом в 80 человек выдвигается к Яицкому городку. По пути к нему присоединяются все новые и новые сторонники. Взять Яицкий городок не удается из-за отсутствия артиллерии, и Пугачев решает двигаться дальше по течению реки Яик. Илецкий городок встречают Пугачева как законного государя.Его армия пополняется гарнизонными казаками и пушками городской артиллерии . В скором времени армия Пугачева, достигшая к тому моменту внушительных размеров, подходит кОренбургу и5 октября начинает осаду города. Посланный на подавление бунта карательный корпус генерал-майора Кара терпит поражение и спешно отступает. Воодушевленные успехами, мятежники занимаю т все новые и новые поселения, их силы стремительно растут. Однаковзять Оренбург так и не удается . Следующая военная экспедиция под предводительством Бибикова вынуждает восставших снять осаду с города. Мятежники собирают основные силы в Татищевской крепости. В результате битвы, состоявшейся22 марта 1774 года, повстанцы потерпели сокрушительное поражение.

    Сам Пугачев бежал на Урал , где, вновь собрав значительную армию, вновь выступает в поход.12 июля бунтовщики подходят к Казани и занимают город , за исключением казанского кремля, где засели остатки гарнизона. Подоспевшие к вечеру правительственные войска вынуждают Пугачева отступить. В ходе последовавшего сражения мятежники были наголову разбиты.Пугачев бежит за Волгу , гдесобирает новую армию и оглашает указ про освобождение крепостных . Это вызываетмассовые волнения в среде крестьян . В ходе сражения у Солениковой ватаги мятежники терпят сокрушительное поражение.Пугачев бежит на Волгу , однакоего же соратники предают его и выдают правительству. 10 января 1775 года лидер восстания был казнен . В начале лета Пугачевский мятеж был окончательно подавлен.

    К.В. окончилась поражением по причине стихийности характера, локальности движения, неоднородного социального состава, плохого вооружения, наивного монархизма и отсутствия ясной программы.Итогом восстания была гибель тысяч людей и многомиллионный ущерб экономике. Его результатом стала трансформация казачества в регулярные воинские подразделения, а также некоторое улучшение жизни рабочих на заводах Урала. Положение крестьян практически никак не изменилось.

    Ослабление религиозных притеснений.

    Постепенно правительство ослабляет давление на иноверцев. В 1756г. российская императрица Елизавета Петровна разрешила татарам вновь начать строительство мечетей. Годом раньше было отменено переселение некрещеных татар.

    Наиболее существенные перемены произошли во время правления Екатерины II (1762-1796). В 1764 г. последовал указ «О сложении с новокрещен имеющейся на них доимки, о порядке взимания с них впредь податей, о небытии новокрещенской конторы и о препоручении тех новокрещен в ведомство губернских, провинциальных и воеводских канцелярий». По этому указу некрещеные татары освобождались от дополнительного налога, который они платили за крестившихся (крещеные иноверцы сохраняли прежние льготы по уплате налогов и освобождению от рекрутской повинности на три года). Все новокрещеные были приравнены в правах к государственным крестьянам. Контора новокрещенских дел упразднялась, а миссионерская деятельность среди неправославных народов передавалась местным епархиям.

    В 1773 г. Екатериной II был принят указ о веротерпимости в России. Все религии в стране получали право на существование, отменялось насильственное обращение в православие. Мусульманам наряду с мечетями было разрешено строить при них школы.

    Огромным событием в жизни российских мусульман стало открытие в 1789 г. в Уфе мусульманского Духовного собрания. Указ об учреждении этого собрания «для заведывания всеми духовными чинами магометанского закона» был подписан императрицей 22 сентября 1788 г. Центральная власть таким образом создала орган управления мусульман России во главе с назначаемым муфтием. Первым муфтием был утвержден Мухаммаджан Хусаинов. Правительство выплачивало ему жалование, по тем временам огромное – полторы тысячи рублей в год. Помощникам муфтия, муллам из казанских татар также было определено государственное жалование.

    Круг полномочий Духовного управления был весьма широк. Так, в его ведении находились подбор и назначение мусульманских духовных лиц, проверка их благонадежности, надзор за деятельностью мусульманского духовенства, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры и т.д. Предоставление мусульманам права самим решать вопросы своей религиозной жизни оказалось для правительства гораздо более выгодным делом, чем их неограниченное притеснение.

    Таким образом, на протяжении XVIII в. правительство перешло от мер принуждения нерусского населения Среднего Поволжья к принятию православия к провозглашению веротерпимости. Однако ослабление религиозных притеснений не означало отмену политики христианизации. Татарское население края в своем большинстве по-прежнему сохраняло приверженность исламу.

    Социально-экономическое развитие края в XVIII в.

    XVIII век был ознаменован значительными изменениями в социально-экономическом развитии страны. Ускоренно растет промышленность, во второй половине столетия в ней начинается формирование капиталистического уклада. В деревне развиваются товарно-денежные отношения, увеличивается производство сельскохозяйственной промышленности. Расширяется внутренняя и внешняя торговля. В целом началось разложение фео-дально-крепостнических порядков.

    Среднее Поволжье не оставалось в стороне от общероссийских социально-экономических процессов. Если в сельском хозяйстве изменения оказались не столь яркими и крупными, то в сфере промышленности и торговли, как и в целом в стране, произошли большие, даже поворотные сдвиги.