Главная · Монтаж · Что за праздник ашура у мусульман. Как празднуется День Ашура? Также о важности месяца Мухаррама говорится в хадисах и аятах. В Священном Коране сказано: «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, сог

Что за праздник ашура у мусульман. Как празднуется День Ашура? Также о важности месяца Мухаррама говорится в хадисах и аятах. В Священном Коране сказано: «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, сог

Имам аш-Шафии был великим ученым своего времени. Уже в самом раннем детстве он приобрел большой объем знаний. Имама cахиба высоко ценили за его эрудицию и глубокое понимание фикха.

Его уроки оказывали такое воздействие, что специально ради них люди приезжали даже из далеких мест. Имам сахиб относился к своим ученикам с уважением и огромной добротой.

Имам сахиб не занимал себя земной суетой и был погружен в себя. Его перу принадлежит немало важных книг и трудов, которые, ввиду своей полезности, пользуются большой популярностью.

Родословная

Имам Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафии ибн Саиб ибн Убайд ибн Абд Язид ибн Хашим ибн Мутталиб ибн Абд Мунаф Курайши Мутталиби Хашими.

Рождение и детство

Рассказывает имам сахиб: «Я родился в 150-м году (по хиджре) в сирийском городе Газа. Когда мне было два года, меня привезли в Мекку».

Благословенное предсказание

Мать имама сахиба рассказала об одном случае, произошедшим перед рождением имама Шафии. Тогда во сне ей приснилось, как из ее утробы вышла звезда, похожая на планету Юпитер, и как эта звезда отправилась в Египет. Лучезарный свет, исходящей от этой звезды, осветил весь город. Мать имама Шафии спросила у городских мудрецов, что бы это могло значить. Ей ответили, что скоро у нее родится ребенок, который станет выдающимся ученым и знания которого принесут пользу многим людям.

Начальное образование

Начальное религиозное образование имам сахиб начал получать в Мекке. Далее он продолжил обучение в Медине. В Мекке он проживал в племени Бану Хузайль и наряду с изучением религии обучался стрельбе из лука и езде на лошади. Имам Шафии также приобрел высокий уровень владения арабской поэзией. Кроме того, на протяжении всего этого времени, он слушал хадисы, передаваемые его дядей, Мухаммадом ибн Шафии, и Муслимом ибн Халидом Занджи.

Приобретение знаний

Рассказывает имам сахиб: «Я был сиротой, и моя мать помогала мне материально. У меня никогда не было достаточно денег, даже чтобы заплатить за свое обучение. Когда учитель обучал детей, я обычно слушал его и запоминал все сразу наизусть. Поэтому в отсутствие учителя уроки вел я, в связи с чем он был очень доволен мною. Взамен он согласился обучать меня бесплатно.

Моей матери было очень трудно платить за нужные мне писчебумажные изделия, поэтому я писал на костях, камнях и пальмовых листьях. В семь лет я знал весь Коран, включая его толкование, а в 10 лет я выучил «Муватту» имама Малика».

Некоторые из учителей имама Шафии

1. Мухаммад ибн Али ибн Шафии, дядя имама Сахиба. Он передал хадис от Абдуллы ибн Али ибн Саиба ибн Убайда.
2. Суфьян ибн Уяйна Макки, учитель имама сахиба из Мекки.
3. Имам Малик ибн Анас, самый старший учитель имама Шафии из Медины.

Среди других учителей имама Шафии были также Муслим ибн Халид Занджи Хатим ибн Исмаил, Ибрахим ибн Мухаммад ибн Аби Яхья, Хишам ибн Юсуф Синани, Марван ибн Муавия, Мухаммад ибн Исмаил Дауд ибн Абдуррахман, Исмаил ибн Джафар, Хишам ибн Юсуф и др.

Отличительные особенности

Имам Шафии старательно воплощал на практике все те качества, что восхвалялись в Коране и хадисах, и обладал безупречным характером, достойным подражания. Передано много случаев проявления им данных качеств.

Самостоятельность и щедрость

Имам Шафии вел отчужденный образ жизни, был независимым, великодушным и понимающим человеком, обладающим широким кругозором.

Когда имам сахиб покинул Йемен и прибыл в Мекку, у него было с собой 10 000 динаров. На окраине города располагался небольшой лагерь, и живущие там люди вышли на улицу, чтобы встретить имама сахиба. Среди них была группа бедных и нуждающихся людей. Он раздал им все свои деньги, а войдя в Мекку, попросил денег взаймы.

Раби передает, что имам сахиб обычно давал милостыню ежедневно, а в священный месяц Рамадан он раздавал бедным и нищим одежду и крупные суммы денег.

Эрудиция и красноречие

Рассказывает Абу Убайд: «Я никогда не встречал человека, равного по знаниям, таланту и гениальности имаму Шафии, и никого столь же безупречного, как он». Харун ибн Саид Айли говорил, что если бы имам сахиб захотел доказать, что каменный столб является палкой, то он бы смог это сделать.

Внешность

Рассказывает Музани: «Я никогда не видел никого, кто был бы столь же красив, как имам Шафии. Его щеки были светлыми, а когда он охватывал рукой свою бороду, она никогда не превышала длину его кулака. Имам сахиб обычно красил свои волосы хной. Ему нравились благоухающие ароматы. К какой бы колонне он ни прислонялся, давая свои уроки, благоухание от него обязательно передавалось этой колонне».

Ибадат

Каждую ночь имам сахиб совершал хатм Корана, а в месяц Рамадан он делал это дважды в сутки. Сообщается, что в Рамадан он успевал семь раз произнести весь Коран во время намазов.

Дата смерти

Имам Шафии умер в возрасте 58 лет в Египте, в 204-м году (по хиджре), в пятницу месяца Раджаб.

Похороны

Имам сахиб провел последние дни своей жизни вместе с Абдуллой ибн аль-Хакамом.

Правитель Египта возглавил джаназа-намазы. Двое его сыновей, Абуль-Хасан Мухаммад и Усман, присутствовали на похоронах. Имам Шафии, последователей которого можно встретить сегодня по всему миру, был похоронен рядом с горой Мукатрам.

Его полное имя: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафии ибн Саиб ибн Убайд ибн Абд Язид ибн Хашим ибн Мутталиб ибн Абд Мунаф аль-Кураши. Он родился в год смерти имама Абу Ханифы (767 г.). Относительно места его рождения у биографов есть разногласия. Некоторые биографы считают, что Мухаммад аш-Шафии родился в палестинском городе Аскаляне (Ашкелон), или в Йемене, или в долине Мина вблизи Мекки. Однако большинство источников сходится на том, что он родился в Газе, который находится в южной части Палестины.

Отец Мухаммада был военачальником из рода курайшитов и умер, когда тот был ещё младенцем. Родословная аш-Шафии по отцовской линии восходит к аль-Муталлибу, который был братом Хашима (прадед пророка Мухаммеда). Его мать была, по разным источникам, либо из йеменского племени Азд, либо из рода Алидов. Сам имам аш-Шафии часто говорил: «Али ибн Абу Талиб сын моего дяди и сын моей тёти со стороны матери». Родословная имама всегда упоминалось в связи с различными хадисами о курайшитах, с целью подчеркнуть превосходство аш-Шафии над другими имамами мазхабов. Его часто считают «обновителем» (муджаддид) 2-го века хиджры, который, согласно хадису пророка Мухаммеда, отправляется Богом «в начале каждого века».

Детство в Мекке
В возрасте двух лет мать аш-Шафии перевезла его из Аскаляна к знатным родственникам отца в Мекку. Согласно источнику, утверждающему, что аш-Шафии родился в Йемене, переезд в Мекку состоялся в десятилетнем возрасте. Причиной для переезда, скорее всего, стало отсутствие средств к существованию. В Мекке он оказался в среде выдающихся учёных-богословов, знатоков языка, хадисов и фикха, к числу которых относились, например, его дядя Мухаммад ибн Шафии, Суфьян ибн Уяйна (ум. в 811 г.) и Муслим аз-Занджи (ум. в 796 г.), о котором известно только того, что он был муфтием города. Около 10 лет он проживал в кочевом племени хузайль, которое славилось красноречием. Имам аш-Шафии говорит относительно этого: «Я покинул Мекку и остановился у племени хузайль в пустыне, изучая их речь и перенимая их культуру. Они были наиболее красноречивыми из арабов на тот период. С ними я кочевал и останавливался там, где они останавливались. Когда я вернулся в Мекку, я свободно начал читать стихи и рассказывать про них предания и поэзию». Наряду с изучением религии Мухаммад аш-Шафии обучался стрельбе из лука и езде на лошади. Он был отличным лучником, мог «попадать в цель десять раз из десяти», и даже сочинил трактат о стрельбе из лука.

С раннего детства аш-Шафии разрывался между мирской деятельностью и «стремлением к знаниям» (талаб аль-ильм). Среди биографов известна история о том, как однажды после демонстрации Мухаммадом аш-Шафии своих навыков стрельбы из лука, один из зрителей, Амр ибн Савваб, сказал ему, что для него было бы лучше стать учёным (улемом), чем лучником. Эти слова, по-видимому, убедили аш-Шафии в том, что он должен посвятить себя учёбе. Сам аш-Шафии впоследствии писал: «Я был сиротой, и моя мать помогала мне материально. У меня никогда не было достаточно денег, даже чтобы заплатить за своё обучение. Когда учитель обучал детей, я обычно слушал его и запоминал все сразу наизусть. Поэтому в отсутствие учителя уроки вел я, в связи с чем он был очень доволен мною. Взамен, он согласился обучать меня бесплатно. Моей матери было очень трудно платить за нужные мне писчебумажные изделия, поэтому я писал на костях, камнях и пальмовых листьях. В семь лет я знал весь Коран, включая его толкование, а в 10 лет я выучил „аль-Муватту“ имама Малика».

На формирование мировоззрения аш-Шафии в первую очередь воздействовали традиции населения города Мекки. В городе жили потомки сподвижников пророка Мухаммеда, которые передавали хадисы. Здесь также действовало медресе основателя исламской экзегетики Ибн Аббаса. В Мекке проживали представители различных течений и сект (хариджиты, мутазилиты и др.), с которыми представителями суннитской ортодоксии постоянно проводили бурные дебаты и полемики. Знакомство с доводами представителей этих школ значительно расширили кругозор аш-Шафии. По словам современников аш-Шафии, он отличался высочайшими моральными и этическими качествами, богобоязненностью, логикой, имел великолепную память и ораторские способности.

В пятнадцать (или восемнадцать) лет аш-Шафии обладал глубокими познаниями в исламском праве, мог выдавать правовые предписания (фетвы) и передавать хадисы.

Учёба у имама Малика
В конце VIII века в Медине жил выдающийся исламский правовед - Малик ибн Анас. Мухаммад аш-Шафии решил закончить у него своё юридическое образование и перед поездкой в Мекку приобрел и внимательно изучил сборник хадисов имама Малика «аль-Муватту». В 786 году он прибыл к имаму Малику и стал настойчиво просить разрешения прочитать перед ним аль-Муватту. Имам Малик несколько раз отказывал ему, но юноша был настойчив и имам всё же согласился послушать его. Услышав то, как аш-Шафии красноречиво читает книгу, имам Малик был приятно удивлён. Имам Малик принял его на полное содержание и сделал своим помощником.

В течение девяти лет аш-Шафии был рядом с имамом Маликом, лишь изредка покидая его для посещения Мекки. После смерти имама Малика (795 г.) аш-Шафии вернулся в Мекку.

Мухаммад аш-Шафии всегда считал имама Малика величайшим учителем, но, будучи человеком решительным и независимым, позднее позволял себе критику в книге Ихтилаф Малик ва аш-Шафии. На самом деле «Опровержение имама Малика», в том виде, в котором она сохранилось, является работой египетского ученика ар-Раби аль-Муради (ум. в 884 г.). В ответ на эту книгу, египетские маликиты написали полемический труд, направленный непосредственно против аш-Шафии Китаб ар-радд аля аш-Шафии, написанный Абу Бакром Мухаммадом аль-Кайравани (ум. в 944 г.).

Помимо имама Малика, в Медине были и другие преподаватели, у которых учился Мухаммад аш-Шафии. Среди них был и мутазилит Ибрахим ибн Абу Яхья (ум. в 800 или 807 г.), который, как говорят биографы, учил его только фикху и хадисоведению, но не обучал основам религии (усуль ад-дин).

Испытание

Карта Ближнего Востока
После возвращения из Медины у него по-прежнему было плохое материальное положение, что и подтолкнуло его к поиску заработка. По просьбе курайшитов, наместник Йемена вызвал аш-Шафии в провинцию Наджрана (северный Йемен) для выполнения некоторых официальных функций. Там он обрёл популярность и отличался справедливостью в судебных разбирательствах.

В Наджране Мухаммад аш-Шафии познакомился с взглядами египетского имама ал-Лайса ибн Сада, у которого в Йемене было много последователе. Аш-Шафии был обвинён в призыве к восстанию, вероятно из-за близкого знакомства с зейдитским имамом Яхьёй ибн Абдуллахом. Арабский литератор X века Ибн ан-Надима писал, что имам аш-Шафии был ревностным шиитом; если он действительно было шиитом, то только в чисто политическом смысле, а не богословском. Этот период биографы называют «испытанием» (михна) или «смутой» (фитна) имама аш-Шафии.

В 796 году Мухаммада аш-Шафии арестовали и в кандалах отправили в резиденцию халифа в Ракке (северная Сирия). Там аш-Шафии имел беседу с халифом Харуном ар-Рашидом, которому он очень понравился. Помимо этого, за него заступился верховный судья (кади) Багдада - Мухаммад аш-Шайбани. Харун ар-Рашид отпустил аш-Шафии (хотя остальные девять участников восстания были казнены) и переложил всю ответственность за него на Мухаммада аш-Шайбани, у которого аш-Шафии впоследствии учился два года. Мухаммад аш-Шафии никогда больше не вмешивался в государственные дела и даже отказался от предложения халифа стать судьёй Йемена.

Старая доктрина
За два года прибывания в Ираке, аш-Шафии познакомился с ханафитской школой фикха, которая продолжала процветать благодаря усилиям двух учеников имама Абу Ханифы - Абу Юсуфа и аш-Шайбани. Аш-Шафии часто посещал лекции Мухаммада аш-Шайбани и иногда даже спорил с ним. На одном из занятий Мухаммаду аш-Шафии показалось, что аш-Шайбани с некоторым предубеждением рассказывает о мазхабе имама Малика. Из-за уважения к имаму аш-Шайбани он не стал открыто вступать с ним в спор. После того, как аш-Шайбани закончил лекцию и ушел, аш-Шафии занял его место и начал критиковать все те доводы, которые аш-Шайбани выдвинул против Малика ибн Анаса. Узнав о произошедшем, имам аш-Шайбани предложил аш-Шафии устроить публичный научный диспут, но тот не соглашался, не желая, чтобы люди видели, как друзья спорят друг с другом. После долгих уговоров аш-Шафии всё же согласился на диспут. По окончании спора всем было ясно, что аш-Шафии превзошёл своего учителя; однако на их тёплые дружеские отношения это ничуть не повлияло. Текст диспута (муназарат) между аш-Шайбани и аш-Шафии сохранился в книге Манакиб Фахруддина ар-Рази. Впоследствии опровержению аш-Шайбани был посвящён труд Китаб ар-радд аля Мухаммад ибн аль-Хасан.
Запретная мечеть в Мекке (1880)
За годы пребывания в Багдаде аш-Шафии посетил Персию, Сирию и другие края. Харун ар-Рашид регулярно одаривал его большими суммами денег.

Около 806 года аш-Шафии вернулся в Мекку. Перед отъездом он отправился в мечеть имама Абу Ханифы, где, в знак уважения к великому имаму, совершил молитву в соответствие с канонами ханафитского мазхаба. Приехав в Мекку, аш-Шафии раздал половину своих богатств беднякам. В Запретной мечети он организовал кружок.

В 811 году аш-Шафии вернулся в Багдад, чтобы начать преподавание. В столице Халифата он обрел большую популярность и уважение самых широких слоёв общества. Здесь же, в Багдаде, была написана первая версия книги ар-Рисаля и другие сочинения, которые относятся к «старой школе мысли» (мазхаб аль-кадим).

В 813 году он вернулся в Мекку, но через год снова выехал в Багдад. Вероятно в этот период пребывания в Мекке аш-Шафии встречался с Ахмадом ибн Ханбалем (ум. 855), но несмотря на обилие рассказов, связывающих обоих, маловероятно, что они были близко знакомы.

Новая доктрина

Интерьер мечети Амра ибн аль-Аса
В 815 году имам аш-Шафии уехал в Египет. По одной версии ему пришлось покинуть Багдад из-за аббасидского халифа аль-Мамуна, который порицал аш-Шафии за склонность к шиизму. По другой версии, хиджазские маликиты и иракские ханафиты не желали распространения школы аш-Шафии; по совету аш-Шайбани, аш-Шафии отправился в Египет (Фустат) для распространения своего мазхаба.

Маликитская семья Бану Абдул-Хакам первоначально приняла его хорошо, вероятно посчитав его учеником имама Малик. Один из самых ярых последователей имама аш-Шафии в Египте Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдул-Хакам (ум. 881) через некоторое время вернулся в ряды маликитов и написал «опровержение» Мухаммаду аш-Шафии. Вскоре египетские маликиты стали критиковать Мухаммада аш-Шафии и безуспешно пытались изгнать его с помощью властей.

Живя в Египте, аш-Шафии изучил мазхаб имама аль-Лайса ибн Сада и пересмотрел многие свои прежние позиции по вопросам права, сформировав так называемую «новую школу мысли» (мазхаб аль-джадид). Мухаммада аш-Шафии читал лекции в «венце мечетей» мечети Амра ибн аль-Аса. Его египетские ученики успешно конкурировали с доминировавшими в то время маликитами. Здесь он написал новую (сохранившуюся) версию ар-Рисаля и большинство сочинений, вошедших в Китаб аль-умм.

Мухаммад аш-Шафии умер в Каире в последний день месяца раджаб 204 года по хиджре (20 января 820 года). Обстоятельства его смерти остаются неопределенными: по одним данным, он умер в результате жестокого нападения от рук фанатично настроенных маликитов, по другим - из-за болезни. Погребальную молитву возглавил правитель Египта. На похоронах присутствовали двое его сыновей - Мухаммад и Усман. Имам аш-Шафии похоронили в гробнице племени Бану Абдул-Хакам у подножия горы Мукатрам. Архитектурный комплекс, окружающий его гробницу, был воздвигнут при Айюбидах. Со временем его гробница вместе с близлежащей гробницей имама аль-Лайса и других богословов стала объектом паломничества мусульман.

Мухаммад аш-Шафии был женат дважды. У него было четверо детей: сыновья Абу Усман Мухаммад (судья Алеппо) и Абуль-Хасан Усман, дочери Фатима и Зайнаб.

Богословская деятельность
Вероубеждения аш-Шафии соответствовали положениями суннитского ислама и основывались на явных и ясных смыслах Корана и сунны. Он отказывался рассуждать на эти темы и не допускал вмешательство разума в вопросы основополагающих принципов ислама. Он является автором сочинения по усуль аль-фикху (ар-Рисаля), фикху (аль-Худжа, аль-Умм, Ахкам аль-Куран) и хадисоведению (Муснад, Ихтилаф аль-хадис).

Биографы часто упоминают о широких познаниях имама аш-Шафии в области медицины (тибб), физиогномики (фираса), а также о том, что некоторое время он интересовался астрологией (нуджум).

Вероубеждение
На протяжении многих лет вопрос о вероубеждениях имама является объектом пристального внимания. Опровергая в своих работах ахль калам (в то время так называли мутазилитов), имам аш-Шафии касался юридических вопросов, а не богословских.

Мухаммад аш-Шафии считал необходимым установление Халифата (Имамата). Он считал, что халифом должен быть представитель племени курайшитов. Халиф должен править справедливо на основе шариата. Если кто-то силой захватит власть у халифа-курайшита, но затем станет справедливым правителем и добьется поддержки народа, то его правление станет законным. Идеальным правлением он считал методы Праведных халифов. К Праведным халифам он, возможно, относил и омейядского халифа Умара ибн Абдул-Азиза.

В вопросе противостояния Али ибн Абу Талиба с Муавией ибн Абу Суфьяном, имам аш-Шафии считал законным халифом Али и подвергал критике хариджитов, выступивших против халифа.

Усуль аль-фикх
Основная статья: Усуль аль-фикх
Имам аш-Шафии был автором первого сочинения по усуль аль-фикху. Свою книгу, ар-Рисаля, он написал, вероятно, по просьбе басрийского традиционалиста Абдуррахмана ибн Махди (ум. 813). Сохранившиеся на сегодняшний день две рукописи скорее всего были написаны в Египте и отразили окончательный этап в правовой мысли аш-Шафии, который существенно отличается от иракского этапа (ар-Рисаля аль-кадим). В нём впервые систематизированы источники права и сформулированы принципы методологии, которой необходимо строго придерживаться при вынесении правовых предписаний. Разработанные имамом аш-Шафии принципы вынесения правовых предписаний (истинбат) получили название усуль аль-фикх. Ар-Рисаля записана Абу Якубом аль-Бувайти и дополнена и перекомпонована другим учеником имама - ар-Раби ибн Сулейманом.

Основная идея, высказанная имамом аш-Шафи в ар-Рисале заключается в том, что каждому действию верующего (мукалляфа) соответствует узаконенное предписание (хукм), указанное в Коране и сунне (асль). Если в Коране и сунне отсутствует ясное указание, то предписание выводится с помощью суждения по аналогии (кияс). Основные достижения имама аш-Шафии заключаются в определении сунны и систематизации кияса. Что касается сунны, то здесь имам аш-Шафии разделил высказывания и действия Пророка на строгие изречения (акваль), действия (афаль) и молчаливое согласие (икрар).

Мухаммад аш-Шафии критиковал конформизм (таклид) маликитов, которые применяли в качестве шариатского источника обычаи жителей Медины. Что касается кияса, отождествляемого с иджтихадом, то имам аш-Шафии делил его на «кияс дела» (кияс аль-мана) и «кияс сходства» (кияс аль-хила или кияс аш-шабах). Для обоих видов кияса важно обязательно полагаться на юридические доказательства (далиль), которые иногда бывает трудно определить. Данное положение направлена скорее против ханафитов, которые полагались на «независимое суждение» (ар-рай) и «предпочтительное решение» (истихсан). Он утверждал, что вынося правовое решение на основании собственных суждений, человек берёт на себя функции Бога и Пророка, которые являются единственными законодателями.

Кроме ар-Рисаля сохранились ещё два сочинения по усуль аль-фикху, но им уделяется меньше внимание, чем они заслуживают. Это книга Ибталь аль-истихсан и Джима аль-ильм.

После его смерти правоведы были бы обязаны выносить правовые решения, ссылаясь на правовую теорию, которая стала ещё более сложной.
Шафиитский мазхаб
Мухаммад аш-Шафии получил своё образование у двух великих правоведов Мухаммада аш-Шайбани и Малика ибн Анаса, став блестящим знатоком ханафитского и маликитского фикха. В возрасте около 35 лет Мухаммад аш-Шафии выступил как независимый муджтахид в Багдаде и Мекке. Аш-Шафии использовал в своих трудах положения обоих школ и попытался максимально сблизить их положения, вместе с этим, разработав и свою методику.

Вернувшись в Мекку после своей первой поездки в Багдад, аш-Шафии детально сопоставил и проанализировал методологические положения маликитской и ханафитской школы. В результате этого анализа он написал два сочинения:

«Хулафу аль-Малик» - книга в которой даны предпочтения одним положениям и критика других положений маликитского мазхаба;
«Хулафу аль-Ираклиййин» - книга в которой даны предпочтения одним положениям и критика других положений ханафитского мазхаба.
В отношении произведений фикху, среди биографов имеются большие разногласия. Так же, как в области усуль аль-фикх, существуют два различных периода в деятельности аш-Шафии. Первый этап проходил в Хиджазе и Ираке, завершившись написанием сочинения аль-Худжа, записанного в Багдаде его Абуль-Хасаном аз-Зафарани. Данная работа не сохранилась.

«Новая доктрина» (аль-джадид) была разработана в Египте в последние годы жизни аш-Шафии. В Египте были написаны:

аль-Умм - семитомный труд;
Ахкам аль-Куран - труд, посвященный юридическим положениям, взятых из Корана;
На сегодняшний день шафиитский мазхаб занимает второе место в мире по распространенности после ханафитского мазхаба, имея около 100 миллионов приверженцев. Находясь в Египте, аш-Шафии обнаружил новые хадисы по вопросам права и пересмотрел многие свои прежние взгляды. Взгляды Мухаммада аш-Шафии оказали сильное влияние на всю дальнейшую разработку вопросов фикха. За короткое время шафиитский мазхаб собрал большое число последователей.

Хадисоведение
В области хадисоведения Мухаммадом аш-Шафии был написан сборник хадисов под названием Муснад аль-имам аш-Шафии. Он также написал сочинение о сопоставлении хадисов Ихтилаф аль-хадис.

Сам он был объектом многочисленных критических замечаний маликитов и ханбалитов. Его критиковали по следующим причинам:

он не был надёжным передатчиком хадисов (ни аль-Бухари, ни другие мухаддисы, не записывали переданные им хадисы в свои сборники);
некоторые положения его фикха основываются на сомнительных хадисах, хотя разработанная им же теория была строга к хадисам;
среди его учителей были неприемлемые передатчики (Ибрахим ибн Абу Яхья и другие).
Учителя и ученики
Наиболее известные учителя Мухаммада аш-Шафии:

Мухаммад ибн Али ибн Шафии - дядя имама аш-Шафии,
Суфьян ибн Уяйна - учитель из Мекки,
Малик ибн Анас - учитель из Медины.
Среди других учителей имама Шафии были также: Муслим аз-Занджи, Хатим ибн Исмаил, Ибрахим ибн Мухаммад ибн Абу Яхья, Хишам ас-Синани, Марван ибн Муавия, Мухаммад ибн Исмаил, Дауд ибн Абдуррахман, Исмаил ибн Джафар, Хишам ибн Юсуф и другие известные богословы.

Наиболее известные ученики Мухаммада аш-Шафии:

Абу Якуб аль-Бувайти (ум. в 845),
Абу Ибрахим Исмаил ибн Яхья аль-Музани (ум. в 879),
Абу Мухаммад ар-Раби ибн Сулейман аль-Муради (ум. в 883),
Хармала ибн Яхья (ум. в 879),
Мухаммад ибн Абдуллах аль-Хакам (ум. в 881),
Ахмад ибн Ханбаль,
Дауд аз-Захири,
Абу Саур аль-Багдади,
Исхак ибн Рабия,
Ибн Джарир ат-Табари.
Имам аш-Шафии относился к своим ученикам с добротой и уважением. Для получения знаний к нему приезжали люди даже из далеких мест.

(52 года) Труды ар-Рисаля [d] и Китаб аль-Умм [d]

Абу́ ‘Абду́ллах Муха́ммад ибн Идри́с аш-Ша́фи’и (араб. محمد بن إدريس الشافعي ‎; 767 , Газа , Палестина - 20 января 820 , Фустат , совр. Египет) - исламский богослов, правовед , хадисовед , эпоним шафиитской правовой школы (мазхаба).. Играл важную роль в формировании мусульманской правовой мысли, внёс основной вклад в религиозно-правовую методологию в отношении использования преданий. Его книга ар-Рисаля написанная в течение последних пяти лет его жизни, даёт ему право называться отцом мусульманской юриспруденции .

Биография

Происхождение

Отец Мухаммада был военачальником из рода курайшитов и умер, когда тот был ещё младенцем . Родословная аш-Шафии по отцовской линии восходит к аль-Муталлибу, который был братом Хашима (прадед пророка Мухаммеда). Его мать была, по разным источникам, либо из йеменского племени азд , либо из рода Алидов . Сам имам аш-Шафии часто говорил: «Али ибн Абу Талиб сын моего дяди и сын моей тёти со стороны матери» . Родословная имама всегда упоминалось в связи с различными хадисами о курайшитах, с целью подчеркнуть превосходство аш-Шафии над другими имамами мазхабов. Его часто считают «обновителем» (муджаддид ) 2-го века хиджры , который, согласно хадису пророка Мухаммеда, отправляется Богом «в начале каждого века» .

Детство в Мекке

В возрасте двух лет мать аш-Шафии перевезла его из Аскаляна к знатным родственникам отца в Мекку . Согласно источнику, утверждающему, что аш-Шафии родился в Йемене, переезд в Мекку состоялся в десятилетнем возрасте. Причиной для переезда, скорее всего, стало отсутствие средств к существованию . В Мекке он оказался в среде выдающихся учёных-богословов, знатоков языка , хадисов и исламского права (фикх ), к числу которых относились, например, его дядя Мухаммад ибн Шафии, Суфьян ибн Уяйна (ум. в 811 г.) и Муслим аз-Занджи (ум. в 796 г.), о котором известно только того, что он был муфтием города. Около 10 лет он проживал в кочевом племени хузайль , которое славилось красноречием. Имам аш-Шафии говорит относительно этого: «Я покинул Мекку и остановился у племени хузайль в пустыне, изучая их речь и перенимая их культуру. Они были наиболее красноречивыми из арабов на тот период. С ними я кочевал и останавливался там, где они останавливались. Когда я вернулся в Мекку, я свободно начал читать стихи и рассказывать про них предания и поэзию» . Наряду с изучением религии Мухаммад аш-Шафии обучался стрельбе из лука и езде на лошади. Он был отличным лучником, мог «попадать в цель десять раз из десяти», и даже сочинил трактат о стрельбе из лука .

С раннего детства аш-Шафии разрывался между мирской деятельностью и «стремлением к знаниям» (таляб аль-ильм ). Среди биографов известна история о том, как однажды после демонстрации Мухаммадом аш-Шафии своих навыков стрельбы из лука, один из зрителей, Амр ибн Савваб, сказал ему, что для него было бы лучше стать учёным (улемом), чем лучником. Эти слова, по-видимому, убедили аш-Шафии в том, что он должен посвятить себя учёбе . Сам аш-Шафии впоследствии писал: «Я был сиротой, и моя мать помогала мне материально. У меня никогда не было достаточно денег, даже чтобы заплатить за своё обучение. Когда учитель обучал детей, я обычно слушал его и запоминал все сразу наизусть. Поэтому в отсутствие учителя уроки вёл я, в связи с чем он был очень доволен мною. Взамен, он согласился обучать меня бесплатно. Моей матери было очень трудно платить за нужные мне писчебумажные изделия, поэтому я писал на костях, камнях и пальмовых листьях. В семь лет я знал весь Коран , включая его толкование , а в 10 лет я выучил „аль-Муватту “ имама Малика » .

На формирование мировоззрения аш-Шафии в первую очередь воздействовали традиции населения города Мекки. В городе жили потомки сподвижников пророка Мухаммеда, которые передавали хадисы. Здесь также действовало медресе основателя исламской экзегетики Ибн ‘Аббаса . В Мекке проживали представители различных течений и сект (хариджиты , мутазилиты и др.), с которыми представители суннитской ортодоксии постоянно проводили бурные дебаты и полемики. Знакомство с доводами представителей этих школ значительно расширили кругозор аш-Шафии. По словам современников аш-Шафии, он отличался высочайшими моральными и этическими качествами, богобоязненностью , логикой, имел великолепную память и ораторские способности .

В пятнадцать (или восемнадцать) лет аш-Шафии обладал глубокими познаниями в исламском праве, мог выдавать правовые предписания (фетвы) и передавать хадисы .

Учёба у имама Малика

Мухаммад аш-Шафии всегда считал имама Малика величайшим учителем, но, будучи человеком решительным и независимым, позднее позволял себе критику в книге Ихтилаф Малик ва аш-Шафии . На самом деле «Опровержение имама Малика», в том виде, в котором она сохранилось, является работой его египетского ученика ар-Раби аль-Муради (ум. в 884 г.). В ответ на эту книгу, египетские маликиты написали полемический труд, направленный непосредственно против аш-Шафии Китаб ар-радд аля аш-Шафии , написанный Абу Бакром Мухаммадом аль-Кайравани (ум. в 944 г.).

Помимо имама Малика, в Медине были и другие преподаватели, у которых учился Мухаммад аш-Шафии. Среди них был и мутазилит Ибрахим ибн Абу Яхья (ум. в 800 или 807 г.), который, как говорят биографы, учил его только исламскому праву и хадисоведению, но не обучал основам религии (усуль ад-дин ) .

Испытание

Карта Ближнего Востока

После возвращения из Медины у него по-прежнему было плохое материальное положение, что и подтолкнуло его к поиску заработка. По просьбе курайшитов, наместник Йемена вызвал аш-Шафии в провинцию Наджран (Северный Йемен) для выполнения некоторых официальных функций. Там он отличался справедливостью в судебных разбирательствах и обрёл популярность среди населения .

В Наджране Мухаммад аш-Шафии познакомился со взглядами египетского имама аль-Лайса ибн Сада , у которого в Йемене было много последователей. Вероятно из-за близкого знакомства с зейдитским имамом Яхьей ибн Абдуллахом имам аш-Шафии был обвинён в призыве к восстанию. Арабский литератор X века Ибн ан-Надима писал, что имам аш-Шафии был ревностным шиитом ; если он действительно было шиитом, то только в чисто политическом смысле, а не богословском. Этот период биографы называют «испытанием» (михна ) или «смутой» (фитна ) имама аш-Шафии .

В 796 году Мухаммада аш-Шафии арестовали и в кандалах отправили в резиденцию халифа в Ракке (Северная Сирия) . Там аш-Шафии имел беседу с халифом Харуном ар-Рашидом , которому он очень понравился. Помимо этого, за него заступился верховный судья (кади ) Багдада - Мухаммад аш-Шайбани . Харун ар-Рашид отпустил аш-Шафии (хотя остальные девять участников восстания были казнены) и переложил всю ответственность за него на Мухаммада аш-Шайбани, у которого аш-Шафии впоследствии учился два года. Мухаммад аш-Шафии никогда больше не вмешивался в государственные дела и даже отказался от предложения халифа стать судьёй Йемена .

Старая доктрина

Около 806 года аш-Шафии вернулся в Мекку. Перед отъездом он отправился в мечеть имама Абу Ханифы , где, в знак уважения к великому имаму, совершил молитву в соответствие с канонами ханафитского мазхаба . Приехав в Мекку, аш-Шафии раздал половину своих богатств беднякам и организовал кружок в Запретной мечети .

В 811 году аш-Шафии вернулся в Багдад, чтобы начать преподавание . В столице Халифата он обрел большую популярность и уважение самых широких слоёв общества. Здесь же, в Багдаде, была написана первая версия книги ар-Рисаля и другие сочинения, которые относятся к «старой школе мысли» (мазхаб аль-кадим ) .

В 813 году он вернулся в Мекку, но через год снова выехал в Багдад . Вероятно в этот период пребывания в Мекке аш-Шафии встречался с Ахмадом ибн Ханбалем (ум. в 855 г.), но, несмотря на обилие связывающих из обоих рассказов, маловероятно, что они были близко знакомы .

Новая доктрина

В 815/816 году имам аш-Шафии уехал в Египет. По одной версии ему пришлось покинуть Багдад из-за аббасидского халифа аль-Мамуна , который порицал аш-Шафии за склонность к шиизму . По другой версии, хиджазские маликиты и иракские ханафиты не желали распространения школы аш-Шафии; по совету аш-Шайбани, аш-Шафии отправился в Египет (Фустат) для распространения своего мазхаба .

Маликитская семья Бану Абду-ль-Хакам первоначально приняла его хорошо, вероятно, посчитав его учеником имама Малика. Один из самых ярых последователей имама аш-Шафии в Египте Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абду-ль-Хакам (ум. в 881 г.) через некоторое время вернулся в ряды маликитов и написал «опровержение» Мухаммаду аш-Шафии. Вскоре египетские маликиты стали критиковать аш-Шафии и безуспешно пытались изгнать его с помощью властей.

Живя в Египте, аш-Шафии глубоко изучил мазхаб имама аль-Лайса ибн Сада и пересмотрел многие свои прежние позиции по вопросам права, сформировав так называемую «новую школу мысли» (мазхаб аль-джадид ). Мухаммад аш-Шафии читал лекции в «венце мечетей» мечети Амра ибн аль-Аса . Его египетские ученики успешно конкурировали с доминировавшими в то время маликитами. Здесь он написал новую (сохранившуюся) версию ар-Рисаля и большинство сочинений, вошедших в Китаб аль-умм .

Богословская деятельность

Вероубеждения аш-Шафии соответствовали положениями суннитского ислама и основывались на явных и ясных смыслах Корана и сунны . Он отказывался рассуждать на эти темы и не допускал вмешательство разума в вопросы основополагающих принципов ислама. Он является автором сочинения по усуль аль-фикху (ар-Рисаля ), фикху (аль-Худжа , аль-Умм , Ахкам аль-Куран ) и хадисоведению (Муснад , Ихтилаф аль-хадис ).

Биографы часто упоминают о широких познаниях имама аш-Шафии в области медицины (тибб ), физиогномики (фираса ), а также о том, что некоторое время он интересовался астрологией (нуджум ) .

Вероубеждение

На протяжении многих лет вопрос о вероубеждениях имама является объектом пристального внимания. Опровергая в своих работах «сторонников калама » (ахль калам ), к которым в то время причисляли мутазилитов , имам аш-Шафии касался юридических вопросов, а не богословских.

Мухаммад аш-Шафии считал необходимым установление Халифата (Имамата). Он считал, что халифом должен быть представитель племени курайшитов . Халиф должен править справедливо на основе шариата . Если кто-то силой захватит власть у халифа-курайшита, но затем станет справедливым правителем и добьётся поддержки народа, то его правление станет законным. Идеальным правлением он считал методы Праведных халифов , к которым он, возможно, относил и омейядского халифа Умара ибн Абдул-Азиза .

Усуль аль-фикх

Мухаммад аш-Шафии был автором первого сочинения по усуль аль-фикху. Свою книгу ар-Рисаля он написал, вероятно, по просьбе басрийского традиционалиста Абдуррахмана ибн Махди (ум. в 813 г.). Сохранившиеся на сегодняшний день две рукописи скорее всего были написаны в Египте и отразили окончательный этап в правовой мысли аш-Шафии, который существенно отличается от иракского этапа (ар-Рисаля аль-кадим ). В нём впервые систематизированы и сформулированы принципы методологии, которой необходимо строго придерживаться при вынесении правовых предписаний . Разработанные имамом аш-Шафии принципы вынесения правовых предписаний (истинбат ) получили название усуль аль-фикх . Ар-Рисаля записана Абу Якубом аль-Бувайти и дополнена и перекомпонована другим учеником имама - ар-Раби ибн Сулейманом .

Основная идея, высказанная имамом аш-Шафи в ар-Рисале заключается в том, что каждому действию верующего (мукалляфа ) соответствует узаконенное предписание (хукм ), указанное в Коране и сунне (асль ). Если в Коране и сунне отсутствует ясное указание, то предписание выводится с помощью суждения по аналогии (кияс ). Основные достижения имама аш-Шафии заключаются в определении сунны и систематизации кияса. Что касается сунны, то здесь имам аш-Шафии разделил высказывания и действия Пророка на строгие изречения (акваль ), действия (афаль ) и молчаливое согласие (икрар ) .

Мухаммад аш-Шафии критиковал конформизм (таклид ) маликитов, которые применяли в качестве шариатского источника обычаи жителей Медины. Что касается кияса, отождествляемого с иджтихадом , то имам аш-Шафии делил его на «кияс дела» (кияс аль-мана ) и «кияс сходства» (кияс аль-хила или кияс аш-шабах ). Для обоих видов кияса важно обязательно полагаться на юридические доказательства (далиль ), которые иногда бывает трудно определить. Данное положение направлено скорее против ханафитов, которые полагались на «независимое суждение» (ар-рай ) и «предпочтительное решение» (истихсан ). Он утверждал, что вынося правовое решение на основании собственных суждений, человек берёт на себя функции Бога и Пророка, которые являются единственными законодателями

высказывания Имама аш-Шафии Имам Шафии говорил: «Для трех вещей нет врача: изворотливой глупости, чумы и старости» [аль-Интика, с. 99].◄ Имам Шафии говорил: «В народе, где женщины наведываются к чужим мужьям, а мужчины – к чужим женам, дети непременно будут сумасшедшими» [аль-Интика, с. 98].◄ Имам Шафии говорил: «Если бы я узнал, что, выпив холодной воды, потеряю свое достоинство, то я бы пил только кипяток» [аль-Интика, с. 93]◄ Имам Шафии говорил: «Кто знает себя, тому не страшно то, что о нем говорят» [аль-Интика, с. 100].◄ Имам Шафии говорил: «Три качества, утаив которые человек обидит самого себя же: болезнь от лекаря, нужду от друга и добрый совет (насиха) для имама» [аль-Интика, с. 100].◄ Имам Шафии говорил: «Четыре вещи, у которых малое – много: болезнь, бедность, вражда и огонь» [аль-Интика, с. 100].◄ Имам Шафии говорил: «Пустые мечты рубят головы людей также, как мираж обманывает того, кто его видит и предает того, кто на него надеется» [аль-Интика, с. 100].◄ Имам Шафии говорил: «Гнев благородных проявляется в делах, гнев глупцов – на языках» [аль-Интика, с. 100].◄ Имам Шафии говорил: «Если чьи-то благодеяния не принесли тебе пользы, то и вражда с ним не обогатит тебя» [аль-Интика, с. 100].◄ Имам Шафии говорил: «Кто не будет скромным, тот будет ничтожным» [аль-Интика, с. 100]◄ Имам Шафии говорил: «Кто будет подвержен грехам, тот будет боязливым и униженным; кто скромен, тот спокоен; кто алчен душою, тот непрестанно в беспокойстве, а кто часто женится, тот не убережется от позора» [аль-Интика, с. 100].◄ “Когда передаются много риваятов о учёном, его возраст превышает 60 или 70 лет, а аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) не достиг в годах больше, чем 54 года” См. Тарих Димашк (14:418) Приводит Байхаки: Сказал Имам Ахмад: ” Когда мне задавали вопросы, и если я не знаю о нём, то я говорил словами аш-Шафии, потому, что он ученый из Курайша” Сказал Имам Ахмад: “В первом столетие был Умар бин Абдиль Азиз, во втором аш-Шафии” Сказал Абу ‘Абдиллях (Имам Ахмад): “ Я делал дуа для Шафии в течение 40 лет в молитве” См. Манакъиб Шафий (1/54-55) Имам аш-Шафии: "Мне сказали: “Ты замолчал, но ведь с тобою спорят?!” Я ответил: “Слова (в данном случае) – ключи от двери зла”. Почет тому, кто молчит пред невеждой и глупцом, в молчании – сохранение чести и достоинства. Разве ты не видишь, львы молчаливы, но их страшатся, а собаки громко лают, но их отгоняют камнями". Сказал Имам аш-Шафий: Нет у страсти никакого смысла (в выношении хукма), потому что она в сердце, поистине смысл только в поступке. (См. аль-Умм, 1-174) Имам Шафии говорил: «Пустые мечты рубят головы людей также, как мираж обманывает того, кто его видит и предает того, кто на него надеется». [«аль-Интика фи фадаиль ас-саласа аль-аимма аль-фукаха: Малик ва Шафии ва Аби-Ханифа», с. 100]. Сказал имам аш-Шафии: "Самые тяжёлые дела - это три: Щедрость, имея мало Благочестие в одиночестве И слово истины тому, на кого надеешься, и боишься" Источник: "Аль-Фауаид уаль Ахбар уаль Хикаят", 133, с достоверным иснадом Сказал Имам аш-Шафий:...И наименьшим, из того, что является обязательным на нём (т.е. является ваджибом на правителе), чтоб не прошёл один год, кроме как у него будет военный поход, так, что бы не остался джихад заброшенным в течении одного года, кроме как при наличии причины не позволяющей сделать это. (См. аль-Умм 5-158; Издание "Даруль-хадис"). Сказал имам аш-Шафии: آفة المتعلم الملل، وقلة صبره على الدرس والنظر. ثم قال: الملول لا يكون حافظا؛ وإنما يحفظ من دام درسه، وكد فكره، وسهر ليله، لا من رفه نفسه "Беда получающего знания - надоедание, и малое терпение в уроках и размышлении. И тот, кому часто надоедает, не станет хафизом. А сможет заучить лишь тот, кто учится постоянно, и напрягает свои мысли, и не спит ночью, а не тот, кто благоденствует и живет в роскоши" Источник: "Джуз"ун фихи хикаят ан аш Шафии", 10 Сказал имам аш-Шафии: ليس العلم ما حفظ، العلم ما نفع "Знание - это не то, что заучено, знание - это то, что принесло пользу" Источник: "Джуз"ун фихи хикаят ан аш Шафии", 7 Эти слова имама да будет доволен им Аллах похожи на слова передаваемые от Умара Ибн аль-Хаттаба, и Ибн Мас"уда: ليس العلم بكثرة الرواية ولكن العلم الخشية "Знание - это не множество передач, однако знание - это богобоязненность" Передал Ахмад в "Аз-Зухд", и тд В этом опровержение тем кто возвеличивают ахлюль бида по причине их хифза (хорошей памяти). Сказал имам аш-Шафии: من لا يعرف الشر لا يعرف الخير "Кто не знает зла - не знает и блага" Источник: "Джуз"ун фихи хикаят ан аш Шафии", 26 Сказал имам аш Шафии: ما رفعت أحدا فوق منزلته إلا حط مني مقدار ما رفعت منه "Не было такого, чтобы я поднял кого то выше его места, чем он стал умалять меня по степени того, как я его поднял" Источник: "Джуз"ун фихи хикаят ан аш Шафии", 25 Сказал имам аш-Шафи’и: “Достаточно знанию достоинства в том, что его приписывает себе даже тот, кто им не обладает, и радуется, когда его приписывают ему. И достаточно позора невежеству, что от него пытается отречься даже тот, кому оно присуще, и гневается, когда его приписывают ему!” аль-Байхакъи в “Манакъибу-Шшафи’и” 155 Сказал имам аш-Шафии: الزاهد في الدنيا مروح القلب، والمحب لها معذب "Аскетичный к дунья - у него покой на сердце, а тот, кто любит ее - у того муки" Источник: "Джуз"ун фихи хикаят ан аш Шафии", 11 Сказал имам Аш-Шафии: خرجت من بغداد وما خلفت بها أحدا أتقى ولا أورع ولا أفقه - وأظنه قال: ولا أعلم - من أحمد بن حنبل "Я вышел из Багдада, и не оставил в нём никого более богобоязненного, и набожного, и больше понимаюющего в фикхе, и более знающего, чем Ахмад Ибн Ханбаль" Источник: "Джуз"ун фихи хикаят ан аш Шафии", 17 Сказал имам Аш-шафии: "Обьединение тел (без обьединения в убеждениях) не имеет смысла." ар-Рисаля,475 Сказал имам аш-Шафий: Чрезмерное стремление к этой жизни - это наказание, которым наказал Всевышний Аллах приверженцев тавхида.(Манаджату аш-Шафий, такъдиму аль-Умм 1-37, даруль хадис) فكبر عليه أربعا لوفاتــه ومن فاته التعليم وقت شبابــه Уа ман фата-ху-т-та’лим уактун щабаба-ху, Фа-кяббара ‘аляй-хи арба’ан ли-уафата-ху! Кто не приобретал знания в молодости, Над тем можете прочесть четыре такбира – он уже умер! аш-Шафи’и Грехи являются причиной притупления памяти فأرشدني إلى ترك المعاصي ونور الله لا يهـدى لعـاصي شكوت إلى وكيع سوء حفظي وأخـبرني بأن العـلم نــور Щакяуту иля Уаки"и суа хифзы Фа аршадани иля тарки-ль-ма"асы Уа ахбарани би анна-ль-"ильму нур Уа нуру-Ллахи ля юхда ли-"асы Я пожаловался Уаки"у на плохую память И он мне указал на то, чтобы я оставил грехи И поведал мне о том, что, поистине, знание – это свет А свет Аллаха не даётся грешнику аш-Шафи’и Один из лучших способов указания человеку на его упущения "من وعظ أخاه سراً فقد نصحه وزانه ، ومن وعظه علانية فقد فضحه وشانه" Ман уа’аза аха-ху сирран фа-кад насахха-ху уа зана-ху, уа ман уа’аза-ху ‘аляниййа фа-кад фадаха-ху уа щанна-ху «Тот, кто тайно вразумляет своего брата – искренен к нему и украшает его. Кто же делает это прилюдно – унижает и безобразит его» аш-Шафи’и Прекрасно сказал имам аш-Шафи’и (да помилует его Аллах): «Тот, кто требует знание без доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с дровами берет и змею, жалящую его!» (аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211) «Мудрые слова имама аш-Шафи’и (150-204 г.х.)» 1. Ар-Раби’ ибн Сулейман (174-270 г.х.) сказал: “Я слышал как аш-Шафи’и неоднократно говорил: ليس العلم ما حفظ العلم ما نفع «Знание – это не то, что выучено, знание – это то, что принесло пользу!»” - (Абу Ну’айм в “Хильятуль-аулия” 9/123) «Прекрасные нравы имама аш-Шафи’и (150-204 г.х.)» 1. Ар-Раби’ ибн Сулейман (174-270 г.х.) сказал: «Я вошел к аш-Шафи’и когда он болел, и сказал: “Да укрепит тебя Аллах в твоей болезни”. Он сказал: "Если укрепит в болезни, то убьет меня”. Я сказал: “Клянусь Аллахом, я желал только добра". Он сказал: “Я знаю, что даже если бы ты ругал меня, то желал бы только добра”». - (Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 274) Сказал Имам аш-Шафи’и: «Среди сподвинижков (сахаба) и их последователей (таби’ин), а также тех, кого мы застали, был иджма’ (единогласное мнение) на то, что иман (вера) – это слова, дела и убеждения. И одно без другого недостаточно». (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 7/209, «аль-Умм») Имам аш-Шафи’и сказал: “Когда я видел человека из числа знатоков хадисов, я как будто видел самого пророкаﷺ ”. См. “Шарфу асхабиль-хадис” 90. Сказал имам Аш-Шафии: «Каждое слово, которое пришло в общем, и внешнем смысле, в Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, понимается на его внешнем и очевидном смысле, до тех пор, пока не придет достоверный хадис от Посланника Аллаха, который укажет на то, что подразумевается под предложением, внешне общим, часть его смысла, помимо другого» см. «Ар-Рисаля», 341 Сказал имам аш Шафии: "С детства меня интересовали две вещи - стрельба, и знание. Что касается стрельбы, то я выбиваю десять из десяти, что касается знания, то вы видите" см. "Адаб аш Шафии уа Манакыбуху", 5 Сказал имам аш-Шафий: Кто хочет блага этой жизни, тот пусть ищет знания, а тот кто хочет блага следующей жизни, тот пусть тоже ищет знаний! (Манаджату аш-Шафий, такъдиму аль-Умм 1-37, даруль хадис) У имама аш Шафии спросили: Какие вещи недостойнее всего для мужчины? . Многословие, допытывание тайн и доверчивость каждому, - ответил он. [аль-Интика, с. 100] Шафи"и говорил:"Тот, кто требует знания без худжа (далиль из Курана и Сунны), подобен тому, кто собирает дрова ночью, он кладет связку дров себе на спину, а там ядовитая змея жалит его" (Байхакъи в "аль-Матхаль",1/211). Так же Шафи"и говорил:"Тот, кто опирается на Куран и Сунну, достоин того, чтоб обращать внимание на его слова, а тот кто не опирается на это, тот пустомеля, пустослов" (аз-Захаби в "А"лям Нубаля").