Главная · Электробезопасность · Диаграммы и правила их построения.

Диаграммы и правила их построения.

Простая столбиковая диаграмма

Рис. 2.9. Динамика численности постоянного населения Волгоградской области на начало 2006 - 2012гг, тыс. чел.

На масштабной шкале проставляются круглые или округ-лённые значения изображаемых величин. Такая диаграмма называется простой, так как столбики не имеют внутренних долей. Если же они делятся на части, то диаграмма называется сложной (рис. 2.10).

Сложная столбиковая диаграмма


Рис. 2.10. Динамика численности постоянного городского и сельского населения Волгоградской области на начало 2006 - 2012гг, тыс. чел.

Разновидностью столбиковых диаграмм являются ленточ-ные диаграммы. Они изображают размеры признака в виде расположенных по горизонтали прямоугольников одинаковой ширины, но различной длины, пропорционально изображае-мым величинам. Начало полос должно находиться на одной и той же вертикальной линии (рис. 2.11).

Простая ленточная диаграмма


Квадратные и круговые диаграммы относятся к типу плоско-стных диаграмм. Они представляют собой различные по раз-мерам квадраты или круги, площади которых пропорциональ-ны величине изображаемых статистических данных.

Если чис-ла обозначить буквой d, то стороны квадратов будут равны √d . Известно, что площадь круга S = ηR². Поэтому радиусы от-дельных кругов будут равны √S , т. е. квадратному корню из значений изображаемых величин.

Недостаток квадратных и круговых диаграмм заключает-ся в том, что они менее наглядны, чем столбиковые, так как сравниваются площади, а не высоты, и строить их несколько сложнее.

Нередко состав, структура того или иного явления изобра-жаются с помощью кругов, разделённых на сектора, пропорци-ональные долям частей явлений. Круг принимается за целое (100%) и разбивается на сектора, дуги которых пропорциональ-ны значениям отдельных частей изображаемых величин. Дуга каждого сектора круга рассчитывается по формуле:

360° ∙ d / 100, (2.6)

где 360° - весь круг (100%),

d - величина изображаемого явления в процентах.

Секторная диаграмма


Рис. 2.12. Структура введенных в действие зданий нежилого назначения за 2011г. (в процентах к итогу)

Секторные диаграммы следует применять лишь в тех случаях, когда совокупность делится не более чем на 4-5 частей, а также при условии значительных различий сравниваемых структур, иначе они теряют свою выразительность.

Наиболее распространенным видом диаграмм являются линейные. Чаще всего они используются для изображения динамических рядов и при изучении связи между явлениями. При построении линейных диаграмм применяют координатную или числовую сетку. На оси абсцисс системы прямоугольных координат на равном расстоянии друг от друга наносятся точ-ки, соответствующие числу членов динамического ряда, а на оси ординат - показатели по принятому масштабу. После это-го наносят данные и, соединив концы перпендикуляров, полу-чают ломаную линию, характеризующую изображаемый дина-мический ряд (рис. 2.13).

Линейная диаграмма


Общий вид графика зависит от правильного соотношения масштабов на осях абсцисс и ординат. В противном случае ко-лебания будут либо малозаметными, либо слишком резкими. Если данные относятся к различным периодам времени, ин-тервалы между ними при нанесении на оси абсцисс должны быть пропорциональны длительности периодов. При помощи линейных диаграмм можно выражать одновременно ряд пока-зателей, что даёт возможность сравнивать их друг с другом.

Рисунок 2

Пример оформления линейных диаграмм

Диаграмма 1

Динамика участия студентов факультета N

в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях,

п
роводимых в университете

Столбиковые или ленточные диаграммы служат для визуализации результатов сравнения или сопоставления различных видов величин одного свойства или видовой принадлежности (например, для количественного сопоставления правонарушений, совершенных в определенной местности за установленный промежуток времени). На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников одинаковой ширины, расположенных горизонтально или вертикально (при вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой или гистограм мой , при горизонтальном – ленточной). Они применяются для наглядного сопоставления однородных, но разновеликих категорий. Длина (высота) ее прямоугольников должна быть пропорциональна изображаемым ими величинам (см. рис. 3).

В тексте письменной работы диаграммы располагаются, как правило, на одной странице с информацией, содержание которой они призваны проиллюстрировать. Если по техническим причинам это сделать невозможно (например, иллюстрируемая информация располагается на нескольких страницах сразу), то строкой ниже порядкового номера диаграммы или гистограммы указывается номер листа письменной работы, к содержанию которого относится соответствующее графическое изображение.

Рисунок 3

Примеры оформления гистограмм и ленточных диаграмм

Диаграмма 1

(к с. 24)

Количество студентов, принявших участие

в


университетских спортивных соревнованиях в 2006 г.

Гистограмма 2
Уровень скоростно-силовой подготовленности студентов

до и после эксперимента


Иногда при оформлении диаграмм бывает необходимо дать некоторые пояснения представляемой в них информации, которые размещаются вне поля диаграммы. Для этой цели создается легенда – текстовый раздел диаграммы, дополнительно разъясняющий содержание ее графической части. Легенда размещается, как правило, справа или снизу поля диаграммы и содержит указание на назначение каждого ее графического элемента. Не допускается размещение в легенде меньшего числа пояснений по сравнению с общим количеством объектов в ее графическом поле. При подготовке должен использоваться принцип: «Один элемент – одно пояснение». Также следует знать, что содержание легенды диаграммы не должно повторять или копировать факториальные признаки, обозначаемые на линиях координатного поля, их описание должно помещаться в тексте основной части работы, где обосновывается необходимость построения ее каждого графического элемента. Информативное наполнение легенды относится только к внешнему виду, а не к содержанию диаграммы, поэтому имеет своим предназначением словесные пояснения к структуре ее графического поля, но никак не отображенной в ней информации. Легенда диаграммы (гистограммы) является рабочим инструментом непосредственно самого иллюстративного материала и имеет отношение только к нему, а поэтому не может содержать количественных и иных фактологических или иных конкретных сведений, которые должны помещаться в тексте основной части письменной работы. Если же у ее автора возникла необходимость указать в диаграмме абсолютные величины и процентное соотношение частей (с точностью до десятых), то цифровые данные помещаются в поле диаграммы над соответствующим столбцом, а в круговых диаграммах – в поле соответствующего сектора. Однако обычно подобная информация помещается непосредственно в текст работы с обязательной последующей отсылкой к графическому объекту, ее иллюстрирующему.

Секторная диаграмма предназначена, главным образом, для отображения количественной структуры какого-либо определенного и обособленного явления или объекта, а также соотносимости его частей между собой. Она представляет собой круг, разделенный на секторы (откуда и происходит ее название), размер каждого из которых пропорционален величине частей отображаемого объекта или явления. Также подобная диаграмма используются для изображения соотношение какого-то конкретного признака объекта или явления к совокупности всех остальных.

Пример представления круговой диаграммы приведен на рис. 4.

Рисунок 4

Пример представления круговых диаграмм

Диаграмма 3

З
анятость студентов в спортивных секциях

по видам спорта в 2007 г.

Еще одним видом графическо-иллюстративного материала, широко используемого в письменных работах, являются графики . По своему внешнему виду графики мало отличаются от линейных диаграмм, однако принципиальное различие между ними состоит в том, что диаграммы служат для наглядного (качественного) отображения тенденций развития определенного процесса или явления, а графики указывают на точное (количественное) соотношение исходных данных и результатов подобных изменений. Поэтому цель любого графика – показать не тенденцию развития процесса, а точные количественные его характеристики на каждой стадии его протекания. Пример его построения в тексте письменной работы показан на рис. 5.

Ось абсцисс (Х) и ось ординат (Y) графика вычерчивают сплошными линиями, на их концах стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, однако, при их вычерчивании можно вместо сетки по осям короткими рисками наносить масштаб. Числовые значения масштаба пишут вне поля графика (т.е. ниже оси абсцисс и левее оси ординат).

Рисунок 5

Пример представления графика

График 1

Ч
исло студентов, выполнивших нормативы

спортивного звания «Мастер спорта России» в 2007 г.

Существуют определенные требования, общие для диаграмм и графиков, которые необходимо знать при составлении этих видов иллюстративного материала. Кроме геометрического образа, они должны содержать ряд вспомогательных элементов, к числу которых относятся: общий заголовок, составляющийся по правилам и имеющий функции, аналогичные заголовку таблицы (см. выше); словесные пояснения условных обозначений и смысла отдельных элементов графического образа; числовые данные (количественные характеристики), дополняющие или уточняющие величину изображенных в диаграмме или на графике показателей. Для таких текстовых пояснений служит легенда, размещающаяся, как мы говорили выше, под рисунком или справа от него. Она создается в обязательном порядке, если график или диаграмма содержат два и более компонента (сегмента, кривых и т.д.).

Следует помнить, что все изложенные выше требования к оформлению различных видов текстового, табличного и иллюстративного материала являются актуальными не только при оформлении основной части, введения и заключения работы, но и иных ее структурных элементов (например, приложений). Одновременное не следует забывать о том, что графические материалы – это только вспомогательное средство, позволяющее автору письменной работы более полно и наглядно раскрыть результаты своего учебного и научного труда, но никак не самоцель. Поэтому чрезмерное увлечение составлением различного рода графиков и диаграмм может привести к явлению, которое в академической среде именуется «украшательством», когда избыток иллюстративного и графического материала затрудняет понимание текста основной части исследования.

Как правило, количество графических объектов в структуре работы должно соответствовать числу указанных во введении к ней задач либо количеству сделанных автором выводов. Только в этом случае каждый график, диаграмма или схема будет иметь не только прикладное и теоретическое значением, и фактом своего наличия будет подчеркивать уровень интеллектуального развития и культуры познавательного труда автора письменной работы, что особо актуальным бывает при подготовке и защите выпускных квалификационных работ.

Более того, представленный в дипломной работе, расчетно-пояснительной записке дипломного проекта или магистерской диссертации графический материал может стать иллюстративной основой доклада на защите выпускной квалификационной работы перед членами ГАК.

4.5.3.5. Правила представления формул, написания символов и представления экспликаций

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает обязательное знание студентами целого ряда общеобразовательных дисциплин естественнонаучного и математического профиля. Подготовка письменных работ по ним требует знания правил написания символов, оформления в тексте работы формул и экспликаций. Кроме того, изучение ряда специальных гуманитарных дисциплин (например, социологии, юриспруденции и др.) также требует знания правил написания математических и физических формул и величин.

Символ – это условное обозначение, во-первых, математических и физических величин; во-вторых, единиц измерения величин; в-третьих, математических знаков. В качестве символов используются буквы русского, греческого, латинского и греческого алфавитов. Чтобы избежать совпадения символов различных величин, используются индексы.

Индексами могут служить строчные буквы русского, греческого и латинского алфавитов, римские и арабские цифры, а также штрихи. Располагаются индексы справа от символа внизу или вверху, однако верхние индексы используются крайне редко, так как это место расположения знака алгебраической степени. Не допускается одновременного использования верхнего и нижнего индексов, и это требование входит в число основных, предъявляемых к написанию формул.

При использовании символов и индексов необходимо соблюдать следующие требования:

    одна и та же величина в тексте всей работы должна быть обозначена одинаково;

    буквенные индексы должны соответствовать начальным или наиболее характерным буквам наименования понятия или величины, на связь с которым указывает индекс (например: Кр – константа равновесия);

    индекс 0 (ноль) необходимо использовать исключительно в случаях, указывающих на начальные или исходные показатели.

Символы и индексы используются чаще всего для написания различных математических или физических предложений, имеющих вид формул и их производных. Формула – это комбинация знаков, выражающих какое-либо предложение.

Внутри текста работы формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк в подбор. В подбор рекомендуется помещать формулы простые, короткие, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, интегрирования располагают на отдельных строках. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой.

Нумерация формул также требует знания особенностей ее оформления. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в тексте. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Место номера, не умещающегося на строке формулы, располагают в следующей строке ниже формулы. Место номера при переносе формулы должно быть на уровне последней строки. Место номера формулы-дроби располагают на уровне основной горизонтальной черты формулы.

Нумерация небольших формул, составляющих единую группу, дается на одной стоке и объединяется общим номером, а нумерация группы формул, расположенных на разных строках и объединенных фигурной скобкой (парантезом), производится справа. Острие парантеза находится в середине группы формул по высоте и обращено в сторону номера, помещаемого против острия парантеза в правом крае страницы.

Формулы – разновидности приведенной ранее основной формулы – допускается нумеровать арабской цифрой и прямой строчной буквой русского алфавита, которая пишется слитно с цифрой, например: (3а); (3б).

Рассмотрим оформление ссылок на номера в тексте работы. При ссылке на какую-либо формулу ее номер ставят в той же графической форме, что и после формулы, т.е. арабскими цифрами. В конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации. Двоеточие перед формулой ставят лишь в тех случаях, когда это необходимо согласно правилам правописания:

1) в тексте перед формулой содержится обобщающее слово;

2) этого требует построение текста, предшествующего формуле.

Знаками препинания между формулами, не разделенными между собой текстом и следующими одна за другой, являются запятая или точка с запятой. Знаки препинания при парантезе ставят внутри парантеза.

Академический этикет и правила оформления письменных работ требуют от студента при первом использовании той или иной формулы, особенно в текстах, имеющих естественнонаучный или технический характер, объяснить значение каждого из символов, составляющих формулу. Этой цели служит экспликация. Экспликация – это объяснение символов и индексов, входящих в формулу.

Экспликация каждой формулы должна отвечать следующим требованиям:

    размещается исключительно после формулы, от которой отделяется запятой;

    начинается со слова «где»;

    символы поясняются в порядке упоминания в формуле, в формулах с дробями сначала поясняется числитель, затем – знаменатель;

    поясняет все символы формулы или группы формул, после которых она сама располагается.

Знаки препинания расставляются в экспликации следующим образом:

    между символом и текстом в расшифровке ставится тире;

    внутри расшифровки единицы измерения от текста отделяются запятой;

    после расшифровки перед следующим символом ставят точку с запятой;

    в конце последней расшифровки ставят точку.

Например:

Точные значения для оценки математического ожидания :


где, – обратная функция Стьюдента,

p – доверительная вероятность .

По общему правилу все формулы в любой письменной работе набираются при помощи специального компьютерного редактора формул Word, по следующим параметрам:

    шрифт – Times New Roman;

    стандартный символ – 16 пт;

    крупный символ – 24 пт;

    стандартный индекс – 10 пт;

    мелкий индекс – 8 пт.

Подстановка и расчет результата по формулам производятся в отдельной строке:


Набор расчетных действий осуществляется на компьютере в соответствии с требованиями к шрифту, которые предъявляются и для написания формул.

4.5.3.6. Правила оформления сносок

Сноски составляют необходимую часть письменной работы, т.к. показывают умение автора вести самостоятельный научный поиск и осуществлять отбор и синтез накопленного материала, а также опираться на известные ему источники и исследования при аргументации своей точки зрения, теоретических и эмпирических выводов. Одновременно в каждой тексте письменной работы сноски служат своеобразным индикатором, по которому легко определить, насколько глубоко и широко ее автором проработан имеющийся в его распоряжении научный и учебный материал по рассматриваемому вопросу или проблеме, насколько полны, обоснованы и существенны выводы, а поэтому нельзя недооценивать квалифицирующего значения этого элемента для автора любой письменной работы, особенно – выпускной квалификационной.

Знак сноски автор письменной работы должен располагать в том месте, где:

    заканчивается цитата, заключенная в кавычки;

    содержится фактический материал (при большом количестве данных – после всего их перечисления) или название его источника;

    указывается фамилия и имя автора, чье мнение излагается в пересказе без цитирования.

Знак сноски размещается в тексте: во-первых, после слова или словосочетания, к которому она относится; во-вторых, в конце предложения, если сноска относится к нему в целом; в-третьих, перед точкой, запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире, закрывающейся скобкой и закрывающимися кавычками (если сноска относится к последнему выражению в скобках или кавычках), но после многоточия, вопросительного и восклицательного знаков, точки как графического знака сокращения, закрывающихся скобок и кавычек (если относится целиком к выражению в скобках или кавычках).

Знак сноски в машинописи заключают в круглые скобки, а в компьютерных текстах – в квадратные. Начиная с 2009 г., сноски, по сути, являются средством связи информации, содержащейся в основной части письменной работы, и ее источником (монографией, статьей из научного журнала, законодательным актом и т.д.), занесенным в список использованных источников и литературы. Это было сделано для того, чтобы не перегружать постраничными подстрочными сносками работы, сократить их объем без ущерба для содержания. Связь между заимствованным фрагментом текста и его источником из библиографии осуществляется посредством отсылки, которая представляет собой указание порядкового номера издания или документа в списке использованных источников и литературы и номера страницы, на которой указанная информация изначально была опубликована, заключенные в квадратные скобки.

Ниже приведены несколько примером оформления сносок:

анализ структуры органов исполнительной власти в республике Татарстан, проведенный по правовым источникам… .

определение, данное автором концепции … .

4.5.6. Оформление приложений

Приложения оформляются как продолжение письменной работы и размещаются на последних ее страницах. Каждое из них обязательно должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу листа бумаги слова «Приложение» и иметь тематический заголовок, соответствующий характеристике его содержания, данной в основном тексте.

Начиная с 2010 г., изменился порядок нумерации приложений в печатным текстах: если ранее порядковый номер приложения в их общем ряду обозначался арабской цифрой, то в последние два года для этого используются прописные (заглавные) буквы русского и латинского алфавита. Сначала используются русские литеры, но если их будет недостаточно для обозначения всех приложений к работе (что абсолютно, на наш взгляд, маловероятно), то применяются латинские буквы. При этом часть букв русского алфавита для нумерации приложений не используются: это – Ё, З, Й, Ь, Ы, Ъ, из букв латинского алфавита не применяются I и О, а также те литеры, которые имеют сходное начертание с русскими (в результате из латиницы используются только D, F, G, J, L, N, R, S, U, V, W, Z). Если для нумерации приложений не будет хватать букв латиницы, то допускается использовать арабские цифры. Это нововведение объясняется приспособлением электронных вариантов текстов к машинной обработке информации.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые даются в скобках в том месте, где следует обратиться к материалам приложений, например: (Приложение А). Одновременно для подтверждения связи материалов приложения с конкретным фрагментом текста основной части письменной работы вслед за его номером с новой строки в круглых скобках может быть указана страница работы, содержание которой дополняет информация приложения.

Например:

Приложение А

(к с. 37)

Каждое приложение представляет собой логически и содержательно законченную составную часть письменной работы. Оно должно составляться таким образом, чтобы была возможность использовать его как самостоятельный текст или свод статистических данных, словом, самодостаточный источник информации. Таким образом, содержание определенного приложения должно быть связано тематически с параграфом или фрагментом основной части работы, должно иллюстрировать и дополнять его содержание, но никак не подменять его. Например (как это было сделано в данном учебно-методическом пособии): в основной части дается описание правил по соответствующему ГОСТу оформления титульного листа письменной работы, а в приложении приводится образец его правильного внешнего вида.

В конце приложения обязательно должен быть указан источник, из которого оно взято или на основании которого оно составлено, если содержащийся в нем материал не является собственным произведением автора работы. Это определяет его информативную значимость как самодостаточного элемента работы. Оформляется концовка приложения следующим образом: от левого поля листа без абзацного отступа пишется «

В книге рассмотрены основные приемы работы на компьютере Macintosh. Показаны особенности работы в операционной системе Mac OS X: пользовательский интерфейс, установка/удаление программ, прожиг CD/DVD, печать документов, подключение к сети Интернет и др. Описаны основные приложения, входящие в состав ОС: почтовый клиент Mail; web-браузер Safari; календарь-ежедневник iCal; приложение, управляющее виджетами, Dashboard; программа Photo Booth для работы со встроенной цифровой камерой; музыкальный редактор GarageBand; приложение Time Machine для резервного копирования и др. Рассмотрена работа с приложениями интегрированной среды iWork: текстовым редактором Pages, электронными таблицами Numbers, программой для создания презентаций Keynote. Показаны особенности клавиатуры Macintosh и проведены аналогии с клавиатурой компьютера IBM PC. Компакт-диск содержит задания для самостоятельной работы с Mac OS X и приложениями iWork, материалы для выполнения заданий, примеры презентаций.

Для начинающих пользователей.

Книга:

Разделы на этой странице:

Диаграмма - графическое представление данных из выбранного диапазона.

Для построения диаграммы придерживайтесь следующего алгоритма

1. Создать таблицу расчетных значений.

2. Выделить нужный диапазон (он может состоять из не смежных прямоугольных диапазонов).

3. Выбрать необходимый вид диаграммы из списка, организованного кнопкой Charts (Диаграммы):


Или из перечня меню Insert (Вставка) ? Chart (Диаграмма).

4. Произвести настройки параметров созданной диаграммы в окне инспектора на вкладке Chart (Диаграмма).

Подробно рассматривать настройки параметров диаграммы в этом разделе мы не будем, так как этот вопрос разбирался ранее в приложении Pages (см. разд. 5.1.14), а практика работы с диаграммами будет разобрана в разд. 6.2.8.

Виды диаграмм и примеры их использования

Приложение Numbers предлагает тот же перечень диаграмм, что и Pages. Работа с диаграммами в Pages была рассмотрена в разд. 5.1.14, в котором обращалось внимание только на различные настройки диаграмм, но не была приведена сравнительная характеристика различных видов. В этом разделе разберем несколько примеров использования некоторых видов диаграмм, которые наглядно демонстрируют их область применения.

Круговая диаграмма

Круговая диаграмма (Pie) и объемный ее вариант (3D Pie) используются для сравнения нескольких величин в одной точке или нескольких частей одного целого. Как следует из названия, диаграмма представляет собой круг, который разбит на секторы. Круг соответствует суммарному количеству всех данных и составляет 100 %, каждый сектор соответствует одному данному, представляющему собой часть (процентную долю) от общего количества.

Пример 1. Однажды дядя Федор пошел в лес по грибы и собрал: 24 лисички, 9 моховиков, 15 волнушек, 5 белых. Построить круговую диаграмму сбора грибов, показывающую какой процент от общего количества составляют белые грибы.

Предварительно следует подготовить таблицу значений, по которым будет осуществляться построение диаграммы. В таблицу необходимо занести наименования грибов и числовые данные, затем выделить диапазон A1:D2 (рис. 5.86) и выбрать тип диаграммы Pie (Круговая). Ячейки первой строки выделенного диапазона являются названиями секторов круга, ячейки второй строки содержат числовые данные диаграммы. Весь круг составляет общее количество собранных грибов - 45, каждый сектор отражает процентную долю каждого наименования гриба от общего количествами, рис. 5.86).



Использование круговой диаграммы не всегда удобно и наглядно, например, увеличение числа собранных грибов приведет к увеличению секторов, что пагубно скажется на информативности диаграммы. В этом случае следует использовать другие виды.

Столбцовые диаграммы

Numbers предлагает несколько вариантов столбцовой диаграммы: Column (Столбцовая) - вертикальные столбцы, Bar (Гистограмма) - горизонтальные столбцы, 3D Columnn (Трехмерная столбцовая), 3D Bar (Трехмерная гистограмма).

Столбцовая диаграмма и различные ее варианты служат для сравнения нескольких величин в нескольких точках, но также могут быть использованы и для сравнения нескольких величин в одной точке, как в предыдущем примере (см. рис. 5.86).

Как следует из названия, столбцовая диаграмма состоит из столбиков, высота которых соответствует значениям сравниваемых величин, в примере 1 высота столбиков определяется количеством собранных грибов. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке. В примере 1 опорная точка соответствует наименованию гриба, сколько наименований (4), столько и столбиков (см. рис. 5.86).

Рассмотрим задачу, для решения которой круговая диаграмма не годится. В примере 2 требуется несколько раз сравнивать несколько величин.

Пример 2. Предположим, к дяде Федору по сбору грибов присоединились его друзья: кот Матроскин и пес Шарик, данные приведены в таблице (рис. 5.87). Построить диаграмму, в которой отражены результаты всех сборщиков.



Высота столбца отражает, как и в примере 1, количество собранных грибов, по-прежнему остается 4 опорных точки, но в отличие от примера 1, в каждой опорной точке расположено не по одному столбцу, а по три (один столбик для каждого сборщика). Все столбики одного сборщика будут закрашены одним цветом. Для построения диаграммы следует выделить диапазон А1:Е4 (см. рис. 5.87), на рис. 5.87 использован тип диаграммы Column (Столбцовая).

Линейная диаграмма

Линейная диаграмма (Line ) предназначена для того, чтобы проследить за изменениями нескольких величин при переходе от одной точки к другой.

Пример 3. Построить линейную диаграмму на основе таблицы из примера 2, отражающую изменение количества собранных грибов в зависимости от их вида.

Опорных точек по-прежнему остается четыре по числу разновидностей грибов. Количество собранных грибов отмечается на графике метками, соединенными друг с другом отрезками. В результате чего график представляет собой ломаную линию, состоящую из нескольких отрезков, отсюда данный вид диаграмм так и называется - линейная. Диаграмма, изображенная на рис. 5.88, содержит три линии, каждая из которых соответствует одному сборщику. Линии отличаются друг от друга: цветом, толщиной, типом штриха, маркерами.

Диаграмма площадей

Диаграмма площади представляет гибрид линейной и столбцовой диаграмм, нагляднее отражает сравнение нескольких величин в одной точке.

Пример 4. Построить диаграмму площади на основе таблицы из примера 1, отражающую сбор дяди Федора.

Если на вершинах столбцов, приведенных на рис. 5.86, отметить точки, соединить их отрезками и полученную площадь закрасить каким-либо цветом, то получится диаграмма площади, представленная на рис. 5.88. Для отображения нескольких сборщиков этот вид диаграммы не информативен.

Numbers предлагает два варианта диаграммы площади: Area (Площадь) и ее объемный вариант 3D Area (Трехмерная площадь).



Многоярусные диаграммы

Многоярусная диаграмма позволяет наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках, и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.

Пример 5. Построить многоярусные диаграммы на основе таблицы из примера 2.

Numbers предлагает шесть вариантов многоярусной диаграммы: Stacked Column (Многоярусные столбцы) и ее объемный вариант 3D Stacked Column (Трехмерные многоярусные столбцы), Stacked Bar (Многоярусная гистограмма) и 3D Stacked Bar (Трехмерная многоярусная гистограмма), Stacked Area (Многоярусная площадь) и 3D Stacked Area (Трехмерная многоярусная площадь).

Два первых варианта напоминают столбцовую диаграмму, у которой столбцы ставятся не рядом друг с другом, а один на другой. Соответственно вертикальный размер определяется не наибольшей величиной, а наибольшей суммой величин. Количество столбцов равно количеству опорных точек, многоярусная диаграмма Stacked Column (Многоярусные столбцы) и ее объемный вариант, построенные на основе таблицы из примера 2, содержат всего четыре многоярусных столбика, что равно количеству сборщиков (рис. 5.89).

Гистограмма и трехмерная гистограмма тоже содержат четыре столбца, но расположенных горизонтально; обратите внимание, оси X и Y поменялись местами (см. рис. 5.89).



Диаграмма многоярусной площади представляет гибрид многоярусной и линейной диаграмм (см. рис. 5.89).

Точечная диаграмма

Точечная диаграмма (Scatter) используется для построения графиков функций. В отличие от MS Excel приложение Numbers по расчетным точкам не строит линию аппроксимации (рис. 5.90).


Пример 6. Построить график функции у = х 3 + 2 на отрезке х є [-3;3], с шагом?х = 0,2.

Перед построением графика функции, как и любой диаграммы, следует составить таблицу расчетных значений, используя условие, затем выделить диапазон A1:В32 (см. рис. 5.90) и выбрать тип диаграммы Scatter (Точечная).

В данной статье мы рассмотрим одни из самых популярных видов графиков: линейная диаграмма и лепестковая. Прежде всего, поговорим о назначении данных видов.

Предназначена для контроля за изменениями в нескольких величинах при переходе от точки начала до точки назначения графика. Такой вид графического изображения используется для характеристики взаимосвязи, вариации и динамики. Знаками геометрии в данном случае служат ломаные линии, состоящие из точек и отрезков прямых.

Для характеристики некоторой динамики линейная диаграмма применяется в таких случаях, как:

    Если число уровней динамического ряда очень большое. Применение рассматриваемых диаграмм в данном случае подчеркнет непрерывность развития.

    Отображение суммарной тенденции и характера развития некоторого процесса или явления.

    Сравнение некоторого количества

    Составление темпов роста.

Особенности построения: при составлении линейной диаграммы ось абсцисс, как правило, является временной, а ординат - показательной. На одном графике рассматриваемого типа возможно построение нескольких ломаных ли кривых, позволяющих сравнить изменения различных динамик за схожий временной отрезок.

Лепестковая диаграмма

Предназначена для сравнительного представления о части значений некоторого количества однородных рядов.

Особенности ее построения: график имеет отдельные оси для каждой выбранной категории значений. Все они, в свою очередь, имеют единое начало. В результате построения, как правило, получается криволинейный многоугольник, стремящийся к форме окружности, которая на графике достигается при равных значениях рассматриваемых показателей. Данный график представлен в угловой/полярной системе координат, которая основана на изменении рассматриваемых значений угла наклона к оси. Каждая линия является векторной, следовательно, такой вид диаграммы - удачная форма для сравнения определенных тенденций.

Все диаграммы проще всего строить в табличном редакторе Microsoft Office Excel. Для этого существует «Мастер диаграмм в Excel».

Пошаговая инструкция по работе «Мастера для построения диаграмм»


На этом работу «Мастера для построения диаграмм в Excel» можно считать законченной. Весь процесс при грамотном подходе с применение данной инструкции (без учета ввода исходных данных) занимает не более пятнадцати минут. Пробуйте, это не так уж и сложно!