Главная · Монтаж · Элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика. Инновационная инфраструктура: понятие, элементы

Элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика. Инновационная инфраструктура: понятие, элементы

Решение проблем переходного периода в значительной мере определяется инновационной сферой, инициирующей поступательное развитие научно-технического прогресса и активно участвующей в формировании национального богатства страны.

Это особая область общественного разделения труда, обеспечивающая реализацию продукта научной сферы в материальном производстве, и одновременно особая производственная фаза общественного производства. Условием функционирования инновационной сферы являются интеллектуальная собственность и собственность на продукт инновационной деятельности. В инновационной сфере формируются обособленная специализированная материально- техническая база, накапливаются специальные приемы и методы, соответствующие формам организации и управления инновационной деятельностью.

Инновационная сфера - совокупность отраслей народного хозяйства, видов общественной деятельности, которые не принимают непосредственного участия в создании материальных благ, но производят потребительные стоимости особого рода, часто не имеющие вещественной субстанции, но необходимые для функционирования и развития материального производства.

Функциональное назначение инновационной сферы в системе общественного разделения труда связано с выполнением его функций по соз-

Данию и удовлетворению потребностей в новшествах как материального производства, так и всего общества в целом.

Основная часть продукции потребительской стоимости инновационной сферы имеет товарную форму, ее движение осуществляется посредством обмена.

Инновационная сфера охватывает объекты НИОКР, маркетинга, предпринимательских структур, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей материального производства в инновациях. В то же время инновационная сфера не включает органы образования, управления, финансирования, страхования, учета.

Инновационная сфера участвует в создании и перераспределении национального дохода в народном хозяйстве и обеспечивает переход собственности и научного продукта из сферы науки в сферу материального производства.

В инновационной сфере разрозненные процессы объединяются в единый инновационный процесс, создающий новшества, соответствующие спросу производственной сферы, и обеспечивающий условия освоения их предприятием и потребителями.

В целом экономические отношения инновационной сферы производ- ны от отношений материального производства, вместе с тем им присуща собственная специфика.

В отличие от научной в инновационной сфере преобладают обменные операции, четко обозначаются права собственности при их проведении между субъектами, осуществляющими инновационную деятельность, и субъектами, внешними для этой сферы. Управление в инновационной сфере основывается на критерии экономической эффективности, а передача инновационного продукта в производственную сферу предполагает осуществление маркетинговых исследований.

Развитие инновационной сферы позволяет сократить время освоения производством научной продукции, быстрее вернуть авансированный капитал и вновь направить его на расширенное воспроизводство.

Инновационной сфере присуща особая форма финансовой деятельности, венчурное кредитование и маркетинговая направленность на продвижение научной продукции на рынок.

Итак, инновационная сфера - часть системы производственных отношений, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления новшеств и основанных на интеграции участия в инновационной деятельности предпринимательских структур и государства в условиях рыночной экономики. Инновационная сфера предстает как особая подсистема общественного воспроизводства, движения капитала, инвестированного в специфическую форму его концентрации и функционирования (рисковый, венчурный), особое институциональное единство, включая совокупность государственного регулирования и структурообразующих элементов. В настоящее время актуальной проблемой является создание условий ее воспроизводства, в том числе и кредитно- финансовых, что предполагает развитие определенного сектора экономики, классифицируемого как «инфрастуктура».

Инфраструктура является самостоятельной сферой экономики. Особенностью отраслей инфраструктуры является то, что они производят не материальную продукцию, а услуги. Переход к рыночной системе хозяйствования в России связан с появлением большого числа обособленных производителей, поэтому задачей элементов инфраструктуры становятся создание и поддержание устойчивых хозяйственных связей между экономическими субъектами. Следовательно, основной функцией инфраструктуры является формирование внешних условий хозяйствования как экономических субъектов, так и национальной экономики в целом.

В связи с развитием рыночных отношений в России решается задача формирования адекватной новому хозяйственному механизму рыночной инфраструктуры, которая, являясь важнейшей составляющей частью самого хозяйственного механизма, способствовала бы свободному обмену хозяйственных ресурсов и реализации функции саморегулирования и самонастройки национальной экономики в связи с конъюнктурными колебаниями рынка.

В отечественной экономической литературе понятие «рыночная инфраструктура» характеризует тот факт, что в российской экономике, являющейся экономической системой смешанного типа, еще длительное время будут существовать и нерыночные организационные структуры, и экономические формы, функционирующие в соответствии с административно-бюрократическими принципами хозяйствования и относящимися к «нерыночной инфраструктуре».

Поскольку в зарубежных странах под рынком подразумевается экономическая система в целом, постольку в западной экономической литературе используется понятие «инфраструктура».

Под инфраструктурой инновационной деятельности, или инновационной инфраструктурой, мы понимаем комплекс организационноэкономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия существования инновационных процессов хозяйствующими субъектами (в том числе специализированными инновационными организациями) на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка. Все организации, относящиеся к инновационной инфраструктуре, находятся в определенной технологической и экономической связи, выражающей единство этапов инновационной деятельности. Организации, в совокупности образующие ее инфраструктуру, различаются по секторам, типам, территориям, включая зарубежные организации и предприятия. В/ настоящее время в Российской Федерации формируется новая структура организаций инновационной сферы и инновационная инфраструктура, функцией которой является реализация условий воспроизводства инновационной деятельности.

К институтам рыночной инфраструктуры, оказывающим содействие инновационным организациям на микроуровне в России, относятся инвестиционные и инновационные фонды, банки, бизнес-инкубаторы, экономические ассоциации, финансовые группы, связанные с научно- техническими новшествами, и др. На макроуровне функционируют российские фонды поддержки предпринимательской деятельности. Данные фонды имеют, по существу, венчурный характер, они практикуют конкурсный подход к реализации проектов.

Для инновационной инфраструктуры характерна общемировая тенденция «сервизации экономики», т. е. ускоренные темпы развития по сравнению с темпами развития инновационных организаций в связи с тем, что инновационная инфраструктура превращается в важнейший ресурс инновационных процессов в национальной экономике. В то же время ускоренному развитию инфраструктурных институтов способствуют высокий мультипликационный эффект увеличения спроса на их услуги, низкая чувствительность инфраструктуры к циклическим колебаниям материально-вещественного производства и расширение спроса на услуги институтов инновационной инфраструктуры в период выхода из депрессии.

Эффективно действующая инфраструктура инновационной сферы является важнейшим фактором, обеспечивающим адаптацию экономики к ассимиляции прогрессивной технологии и ее продуцированию, основанную на многообразном, комплексном и долговременном взаимодействии между инновационной сферой и рынком, который посредством механизма конкуренции в значительной степени определяет интенсивность инновационных процессов.

В условиях административно-командной системы управления решения о внедрении инноваций в производство оставались в ведении административных бюрократических органов и не были связаны с международными параметрами эффективности. Разрушение монополизированной государством и политизированной системы внедрения достижений научно-технического прогресса усугубились проблемами, связанными с рыночным реформированием экономики и кризисным состоянием производственной и социальной сфер, что фактически привело к свертыванию инновационной деятельности в стране. Так, с 1991 г. удельный вес предприятий, осваивающих новую продукцию, не превышал 7%, что в свою очередь существенно сократило спрос на научно-технические новшества и новые технологии. В то же время активизация инновационной деятельности невозможна без рынка инноваций и сопутствующей инфраструктуры.

Процесс формирования инновационной инфраструктуры в условиях переходного периода от одной экономической системы к другой начался достаточно стихийно, без необходимого государственного регулирования. Часто отдельные элементы инновационной инфраструктуры появлялись прежде, чем получала развитие инновационная деятельность. Для дальнейшего развития инновационной инфраструктуры в России важное значение приобретает ускоренное и широкомасштабное осуществление инновационных процессов в реальном секторе экономики, что в свою очередь связано с преодолением экономического спада и осуществлением интенсивных структурных преобразований в национальной экономике.

В связи с тем, что параллельно существовуют как государственные учреждения инновационной инфраструктуры, так и негосударственные, должен быть определен законодательный и экономический механизм их взаимодействия и взаимодополнения. Для установления равных условий функционирования могут использоваться инструменты налогового механизма и финансово-кредитные рычаги.

Инфраструктура инновационной деятельности подразделяется на следующие функциональные сферы: транспорт и связь; информатику и телекоммуникации; кредитно-финансовую сферу; фондовый рынок; институт посредников; компании и фирмы, оказывающие услуги специального характера.

Кредитно-финансовая сфера инфраструктуры инновационной деятельности имеет специфические особенности, связанные с характером этой деятельности, отличающейся высокой степенью коммерческого риска, необходимостью привлечения долгосрочных инвестиций и др.

Главной функцией банков в инновационной сфере является финансирование и кредитование процессов создания и тиражирования научно- технических нововведений. Банки могут осуществлять кредитование всех этапов жизненного цикла новшества. Обычно кредит выдается под имеющиеся у заявителя фонды, под гарантии его вышестоящей организации, под заключенные договоры на приобретение производимой за счет использования кредита новой продукции. При этом процентная ставка за кредит на инновационную деятельность устанавливается в зависимости от ее эффективности, сроков окупаемости, соответствия приоритетов научно-технического развития и степени риска кредитуемых мероприятий.

Банк может стать совладельцем результата, компенсирую свои затраты в виде прибыли от эксплуатации нововведения, причем в договоре на финансирование может оговариваться срок, по истечении которого доля средств банка в финансировании инновации будет по желанию юридического лица, получившего ссуду, им выкуплена.

Посредством лизинговых операций банк может превратиться в собственника инновационного предприятия или создать новой производство. Реконструированное предприятие, владельцем или совладельцем которого является банк, в свою очередь может быть предоставлено в аренду, при этом арендатор будет отчислять обусловленную сумму, которая идет на компенсацию расходов банка. Договор с арендатором может предусматривать условия, при которых банк за определенную плату может уступить полностью или частично свои права на владение предприятием.

Банки могут организовать комплексную экспертизу нововведения с научной, технико-экономической, экономической и других сторон, привлекая для этого высококвалифицированных специалистов. Обычно стоимость комплексной экспертизы составляет один процент от расчетной стоимости или договорной цены разработки. Кроме того, банк может оказывать различные услуги инновационным предприятиям: информационные, посреднические, консультативные, научно-технические, рекламные, прогнозные, конъюнктурные.

Наконец, банк может стать организатором совместных предприятий, создаваемых на акционерной основе.

Рисковый характер деятельности инновационных предприятий препятствует широкому вовлечению коммерческих банков в процесс кредитования инновационных проектов, что связано не только с долгосрочностью запрашиваемых ссуд, но и зачастую с отсутствием гарантий кредитору в возврате ссуд и получении дивидендов. Данное обстоятельство выводит коммерческие банки из числа инвесторов инновационных предприятий по долгосрочным проектам. К тому же отсутствуют методические подходы к кредитованию инновационных предприятий, учитывающие факторы риска.

По нашему мнению, возвратность кредита коммерческого банка инновационному предприятию должна основываться на дифференцированном подходе к величине процентной ставки, уровень которой должен определяться в прямой зависимости от эффективности инновационных проектов и основных показателей работы инновационных предприятий, поскольку критерий дисконтируемой стоимости проекта в условиях ограничения темпов роста инфляции и укрепления курса национальной валюты будет оказывать все меньшее значение на ставку ссудного процента.

К числу факторов, которые следует принимать во внимание при определении величины процентной ставки, относятся следующие:

Прибыль, получаемая при реализации инновационного проекта;

Размер затрат, определяемый на стадии опытно-конструкторских работ на основе функционально-стоимостного анализа;

Удельный вес заемных средств инвестиционного фонда или банка в общем объеме возмещения затрат;

Срок осуществления инновационного проекта, определяющий сроки иммобилизации кредитных средств на выполнение проекта и возврата их кредитору.

Учитывая рисковый характер инновационных проектов и неопределенность их конечного результата, следует ожидать, что планируемые значения данных факторов могут не совпадать с их фактическими значениями. Соотношение фактических и планируемых величин факторов должно вести к изменению размера средств за уплату процента за кредит, что будет нацеливать кредитополучателей на достижение наилучших результатов при использовании кредита.

Отклонение фактических показателей от плановых при реализации инновационного проекта характеризует показатель хозяйственного риска (коэффициент риска).

Положительные результаты реализации инновационного проекта характеризуются положительными значениями коэффициента риска, что должно сопровождаться уменьшением средств, направляемых на оплату кредита, т. е. снижением процентной ставки. При нулевом значении коэффициента риска инновационный предприниматель оплачивает кредит по нормативной величине процентной ставки. При отрицательном значении коэффициента риска ему придется увеличить сумму оплаты за кредит за счет возрастания величины процентной ставки по сравнению с ее планируемым значением.

При установлении связи между шкалами коэффициентов риска и величиной процентной ставки следует учитывать, что резкое превышение численного значения верхнего предела процентной ставки сверх нормы прибыльности ссудополучателей чрезвычайно снизит спрос на кредиты, тогда как ее малая величина не окажет стимулирующего воздействия на эффективное их использование. Нижний предел процентной ставки должен обеспечивать покрытие текущих затрат кредиторов, обеспечивать прибыльность их работы и заинтересованность в расширении круга ссудополучателей.

Установление коммерческими банками процентных ставок за кредит, учитывающий рисковых характер инновационных проектов, позволяет им не только сохранить, но и приумножить свои активы, внося существенный вклад в стабильность экономики. Представляется перспективной также посредническая роль коммерческих банков, обеспечивающая связь разработчиков с предпринимателями.

Поскольку освоение и выпуск новой продукции требуют значительных инвестиций, опцион позволяет предприятию получить беспроцентный кредит, при этом покупатель-брокер осуществляет частичную предоплату.

Контракт предусматривает, что в случае отказа предприятия от поставок беспроцентный кредит превращается в коммерческий со ставкой не ниже, чем по коммерческим банковским кредитам.

Разработанная специалистами Тюменско-Московской биржи (ТМБ) методика торговли непроизводственной продукцией предприятия предусматривает, что предприятие может выставлять на торги секции опционов еще не произведенный товар, а покупатель, оплатив от 20 до 40% стоимости всей партии, получает право ее распределения по мере производства. Оплата оставшихся 60-80% стоимости осуществляется по мере поставки.

Оговариваются условия сокращения ныне действующих цен, либо предусматривается перераспределение доходов от реализации продукции между производителем и покупателем в случае роста цен.

Развитию инновационного предпринимательства в России способен вует формирование инфраструктуры институтов ценных бумаг (инвестиционных банков и фондов, страховых компаний), которые призваны обеспечить свободное движение акций.

Настоятельной необходимостью становится формирование в России системы венчурного финансирования инновационных предприятий, основанной на венчурных фондах. Хотя такие фонды, активно функционирующие в сфере инновационного предпринимательства в странах с рыночной экономикой, существуют ряд десятилетий, для нашей страны они являются новым явлением финансовой инфраструктуры.

Наиболее адекватной формой инновационной предпринимательской деятельности в странах с рыночной экономикой стал «рисковый бизнес», органически сочетающий два вида предпринимательства: финансового и собственно инновационного, что выделило в рисковом бизнесе два типа экономических субъектов: компании венчурного капитала и финансируемые или малые инновационные фирмы. Рисковый бизнес выполняет в рыночной экономике важную функцию стимулирования конкуренции.

Венчурный капитал предназначен для осуществления долгосрочных и потенциально высокоприбыльных рисковых инвестиций на основе создания новых инновационных компаний, развития и обновления существующих фирм, а также для финансирования приватизации государственной собственности.

Венчурные инвестиции финансируют предпринимательские проекты, которые из-за высокого риска не получают финансовой поддержки из традиционных источников, а имущество и прочие активы рисковых предприятий не могут выступать гарантией для обеспечения банковского кредита. Наиболее важной является роль венчурного капитала для распространения научно-технических нововведений.

Рисковый капитал, финансирующий инновационные проекты частных фирм, характеризуется рядом особенностей, отличающих его от банковского и промышленного капитала. Рисковый капитал функционирует в условиях «одобренного риска», при этом вкладчики капитала заранее учитывают возможность потери своих средств в случае неудачи финансируемой фирмы, рассчитывая на высокую норму прибыли в случае успеха. Рисковый капитал предназначен для долгосрочного инвестирования, причем капиталисту приходится обычно ожидать в среднем 3-5 лет, чтобы убедиться в перспективности новой идеи, и от 5 до 10 лет, чтобы начать получать прибыль на вложенный капитал.

Рисковый капитал размещается обычно не в виде кредитов, а в виде паевого взноса в уставном капитале малой фирмы, причем вкладчики капитала выступают в качестве партнеров с ограниченной (размерами вклада) ответственностью. В зависимости от доли своего участия, которая оговаривается при предоставлении денег, рисковые капиталисты получают право на получение будущих прибылей финансируемой фирмы. Главный стимул вложения рискового капитала заключается в стремлении получить не предпринимательский, а учредительский доход, выращивая подопечную фирму до такой стадии, когда станет выгодно продать ее крупной корпорации, либо выпустить и реализовать на фондовой бирже ее акции. Превышение рыночной стоимости своих акций над вложенным капиталом и представляет главный объект интереса рисковых капиталистов, их учредительскую прибыль.

Высокая рискованность проектов и статус совладельцев учреждаемой компании обуславливают личную заинтересованность капиталистов в успехе нового предприятия. Поэтому рисковые капиталисты, не ограничиваясь предоставлением средств, оказывают управленческие, консультативные и прочие деловые услуги, не вмешиваясь в руководство деятельностью компании.

Вложение средств в компании с уникальной, не имеющей аналогов технологией, оказывается рисковым предприятием, приносящим высокие результаты. Обычно на ранних стадиях финансирования венчурные предприниматели ставят целью получение прибыли за 5-7-летний периоду 10 раз превышающих первоначальные инвестиции.

Родиной рискового (венчурного) финансирования являются США, где первые венчурные фонды возникли после Второй мировой войны. В США сложились три основные организационные формы рискового капитала: инвестиционные компании малого бизнеса, находящиеся под опекой федерального правительства; специализированные частные компании рискового капитала; специализированные рисковые филиалы крупных корпораций (в том числе для внутрикорпоративного рискового финансирования).

Специализированные компании рискового капитала управляют несколькими денежными фондами, специализированными на поддержке малых инновационных фирм либо в определенной отрасли промышленности, либо на определенной территории.

По своему юридическому статусу как сами компании рискового капитала, так и находящиеся у них в оперативном управлении денежные доходы, сформированные за счет средств пенсионных фондов, страховых компаний и банков, корпораций и населения, представляют собой партнерства с ограниченной ответственностью или (реже) закрытые корпорации. Такой юридический статус имеет особое значение не только из-за льготного налогообложения, но и потому, что отдельные инвесторы не имеют возможности изъять из них свои средства до определенного срока или без согласия других членов пула, что обеспечивает продолжительность сроков окупаемости инвестиций, поскольку повышенный риск инвестиций в инновационные фирмы требует стабильной долгосрочной политики и прочной финансовой базы.

Многие компании рискового капитала часто используют практику «распределенного риска», не вкладывая средства в проект единственной малой инновационной фирмы, а распределяя их между несколькими проектами разных фирм, что страхует неудачу одних проектов успехом других. В результате инновационные фирмы получают средства от нескольких компаний, а сами инвесторы имеют долю участия - приобретение соответственно своему вкладу.

Использование венчурного капитала для заключения сделок по выкупам позволяет сохранить низкий уровень заемного капитала на первом этапе становления предприятия. В то же время активы приобретенной компании используются в качестве гарантии для получения новых краткосрочных ссуд, хотя рост сделок по выкупам не создает основу для долгосрочного развития компаний и носит преимущественно спекулятивный характер. Негативные представления о такого рода сделках связаны с отвлечением крупных сумм венчурного капитала в то время, когда высокотехнологичные и инновационные компании ощущают недостаток финансовых средств для проведения научных исследований и разработок.

В сфере рискового капитала также действуют отдельные самостоятельные лица (так называемые «ангелы»), которые оказывают поддержку рискованным проектам малых инновационных фирм.

Корпорации вкладывают средства в малые инновационные фирмы через специальные филиалы - инвестиционные венчурные фирмы, либо создают десятки инвестиционных фирм, которые формируют разветвленную сеть для улавливания и использования технических идей.

Все более растущим источником венчурного капитала являются инвестиционные компании малого бизнеса, поскольку имеют право на гарантии своих инвестиций со стороны государства. Инвестиционные компании малого бизнеса полностью самостоятельны в своей деятельности и выделяют средства не в виде рискового капитала, а в виде долгосрочные кредитов, что позволяет отнести их к финансовым учреждениям традиционного типа.

Современными формами хозяйствования, отражающими тенденцию укрупнения организационных форм венчурного предпринимательства, становятся «клубы венчурного капитала», являющиеся объединениями различных фирм рискового капитала, финансистов, крупных корпораций и индивидуальных инвесторов. Эти клубы оказывают поддержку венчурным предприятиям, возникшим в определенной отрасли экономики или конкретном регионе, в том числе финансовую.

Во всех развитых странах определяющую роль в формировании системы венчурного финансирования играет государство, осуществляющее целенаправленную политику в области налогов, информационного обеспечения, создания инфраструктуры, в правовой области, поэтому следует констатировать, что настоятельной необходимостью становится формирование в России системы венчурного финансирования инновационных предприятий, основанной на венчурных фондах.

Государственная инновационная политика предполагает правовое регулирование деятельности венчурных фондов и обеспечения льготного налогообложения всей или части прибыли его вкладчиков, направляемой в эти фонды.

Кроме льгот по налогообложению инновационных кредитов, комплекс нормативно-правовых актов должен предусматривать возможность расширенного воспроизводства финансовых средств фонда за счет отчислений от прибыли, полученный от реализации инновационных проектов,^льготы при формировании кредитных ресурсов в качестве оборотных средств фонда, льготы участникам инновационных проектов в части таможенных сборов и пошлин, получении генеральных лицензий и расширений правомочий на бартерные сделки.

По нашему мнению, средства венчурного фонда должны носить смешанный характер и образовываться, помимо взносов акционеров, от доходов от научно-технической и производственной деятельности фонда, поступлений от прибыли предприятий, внедривших новшества, профинансированные фондом, поступлений от участия в совместных предприятиях, добровольных взносов министерств, ведомств, банков, предприятий, отдельных граждан, зарубежных и международных организаций и фирм.

Представляется перспективным подход, при котором государство выделяет некоторую сумму средств из бюджета в инновационный фонд в качестве взноса в уставной капитал, а сам фонд в дальнейшем функционирует за счет отчислений от прибыли предприятий, реализующих финансируемые фондом инновационные проекты, а также части налогов и поступлений этих предприятий и других заинтересованных инвесторов.

Учредителями венчурных фондов могут выступать коммерческие банки, международные финансовые структуры (Международная финансовая корпорация и др.), Российская академия наук и ее учреждения, инновационные предприятия, созданные при учреждениях РАН, и другие юридические и физические лица.

Основной целью деятельности венчурного фонда явится обеспечение доходности вложений учредителей в результате их инвестирования в коммерческую реализацию осуществляемых в Российской Федерации, а также в других государствах научных исследований и разработок посредством создания конкурентоспособных инновационных предприятий и формирования новых наукоемких производств в республике.

Основными видами деятельности венчурного фонда могут быть следующие:

Финансирование предварительных исследований и разработок, оценка потенциального рынка для нововведений, разработка бизнес- планов будущих компаний, патентование изобретений, приобретение прав на патенты и лицензии;

Создание инновационных предприятий, осуществляющих производственное освоение нововведений, финансирование расширения дея* тельности таких предприятий и увеличения ими объема продаж продукции и услуг;

Деятельность по обеспечению ликвидности акций инновационных предприятий, продажа их акций на вторичном рынке ценных бумаг.

Для осуществления этих видов деятельности венчурные фонды будут осуществлять анализ рынка ценных бумаг, разрабатывать стратегию выхода на фондовый рынок, консультировать разработчиков и предпринимателей, проводить экспертизу их инновационных проектов, оказывать созданным фондом инновационным предприятиям широкий спектр услуг, связанных с выбором контрагентов, посредников, с привлечением кадров, осуществлением информационного обеспечения и др.

Фонд может осуществлять разработку и реализацию стратегий деятельности создаваемых им инновационных предприятий в области дивидендной политики, проведении программ рекапитализации, быстрого расширения капитала и др.

Прибыль венчурного фонда должна образовываться за счет дивидендов и поступлений по ценным бумагам, созданных фондом акционерных предприятий, а также за счет доходов от операций с этими ценными бумагами на вторичном рынке ценных бумаг. Прибыль фонда, направляемая на выплаты дивидендов, должна распределяться между его акционерами пропорционально числу принадлежащих им акций.

В качестве получателей средств фондов могут выступать как отдельные организации, так и коллективы и отдельные ученые, изобретатели и специалисты, предлагающие проекты, связанные с риском. Нам представляется, что создание таких фондов целесообразно в каждом регионе.

Венчурные фонды могут для стимулирования развития приоритетных направлений деятельности инновационных предприятий в рамках региональных программ поддержки частного предпринимательства и малого бизнеса выдавать рисковым предприятиям кредиты, а страховым учреждениям гарантии по ссудам, выделяемым таким предприятиям, и по страховым взносам при страховании коммерческих рисков.

При формировании венчурных фондов следует предусмотреть не только чисто административный характер контроля за их деятельностью, но и контроль со стороны предприятий, являющихся потребителем инновационных работ, профинансированных фондом. Следовало бы предусмотреть возможность обращения части средств фонда в ценные бумаги, направление части средств на кредитование инновационных проектов с договорным установлением условий возмещения кредита с выплатой оговоренного процента и, наконец, право на определенную часть прибыли («роялти» фонда) в случае высокой доходности инновационных проектов. Данное предложение обеспечивает установление обратной связи между эффективностью деятельности фонда и объемом средств, идущих на его формирование.

Создание рынка венчурного капитала, основанного на деятельности венчурных фондов, будет способствовать преодолению слабой заинтересованности коммерческих банков и основных потребителей научно- технической продукции в инновационных проектах из-за высокой инфляции и нестабильного состояния производящих структур, ориентировать на работу с инновационными предприятиями, осуществляющими коммерческую реализацию научно-технических новшеств.

Важнейшую роль в функционировании финансово-кредитной сферы в нашей стране играют инновационные фонды. К числу основных функций региональных инновационных фондов относятся финансовая, материальная и информационная поддержка инициативных изобретательско- инновационных проектов.

Несмотря на незначительный объем деятельности и несовершенство методов формирования, сферу инновационной деятельности расширяют такие специализированные инновационные фонды, как Фонд содействия изобретательской и рационализаторской деятельности, Федеральный фонд изобретений, Международный фонд развития предпринимательства и т. д. Развиваются инвестиционные компании, внедряющие новые технологии и информационные системы в машиностроении. Функционируют ассоциация проектов «Совнет», объединяющая ряд организаций и специалистов, ассоциации технопарков, наукоградов, научно- технического сотрудничества и др. Следует отметить организационное многообразие институтов рыночной инфраструктуры, обслуживающих инновационную деятельность, по видам и уровням функций объектов инфраструктуры. Трудности в их функционировании связаны прежде всего с отсутствием в экономической сфере производства рыночной потребности в использовании новшеств, с одной стороны, и с тем, что в банковской сфере не сформировалась специализация банков в области венчурного капитала, способная обеспечить осуществление внедрения конкурентоспособных технологий, с другой.

Рассмотренная проблема позволяет констатировать, что ее значимость для развития национальной экономики, высокая капиталоемкость требу* ют непосредственного участия государства в ее разрешении.

Опыт зарубежных стран показывает, что доля высокотехнологической продукции, поставляемой на мировые рынки, находится в прямой зависимости от развитости национальной инновационной инфраструктуры.

Инновационная инфраструктура - это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка. Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики. Основу инфраструктуры национальной инновационной системы составляют центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) и по информационному обеспечению инновационной деятельности и др .

Инновационная инфраструктура предполагает, в первую очередь, наличие в ней специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйствования, таких как технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры, а также малые инновационные и венчурные предприятия.

В зависимости от ориентации технопарки, технополисы, инновационные центры и т. п. являются институциональными субъектами, главное назначение которых состоит в реализации инновационной деятельности, коммерциализации результатов НИОКР и их ускоренном продвижении в сферу материального производства, а также в создании благоприятных условий для инновационного развития экономики страны.

Инновационную инфраструктуру можно разложить на 4 составляющие:

1. Правовая инфраструктура:

Комплекс законов об охране объектов интеллектуальной деятельности и защите прав;

Правовые акты, стимулирующие НИОКР в интересах промышленности и регулирующие процессы передачи результатов исследований в сферы их использования;

Комплекс законодательных актов, определяющих условия создания и деятельности институтов поддержки предпринимательского бизнеса;

Правовое обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса.

2. Информационная инфраструктура: - справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация.

Основные информационные потребности - при решение вопросов, связанных с патентованием новшеств и проведением маркетинговых исследований.

3. Специализированные инновационные центры: - бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры, центры поддержки предпринимательства и др.

4. Финансовые институты: - банки, инвестиционные институты, индивидуальные инвесторы, венчурные фонды, бюджет и др.

Рассмотрим подробнее элементы инновационной инфраструктуры.

Центры поддержки предпринимательства (ЦПП) в Республике Беларусь создаются как юридическое лицо на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства. Нормативно-правовая база для деятельности ЦПП оговорены положением, утвержденным Советом Министров от 25.08.97. г. № 1111, разработанного на основе Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республики Беларусь» от 16.10.96. г. № 685-XIII. К настоящему времени Министерством экономики при содействии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов зарегистрировано 40 ЦПП, которые осуществляют сервисное обслуживание субъектов малого предпринимательства. Только в г. Минске работает 12 ЦПП.

Поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь обеспечивается принятием и реализацией ежегодной Программы государственной поддержки малого предпринимательства и функционированием развернутой по всей стране инфраструктуре поддержки малого предпринимательства.

В инфраструктуру входят областные и районные Центры поддержки предпринимательства, а также инкубаторы малого предпринимательства. Следует отметить, что с целью стимулирования деятельности для ЦПП помещения и офисное оборудование могут выделяться в безвозмездное пользование или на льготных условиях по арендной плате и коммунальным платежам, а также ЦПП пользуются правом первоочередного получения высвобождаемых производственных и иных площадей, земельных участков, льготных кредитов. За поддержкой к ЦПП в год обращается в среднем 10-50 МП. ЦПП в основном осуществляют информационные, консультационные, методические услуги, занимаются переподготовкой кадров, также проводят маркетинговые исследования. Однако ЦПП практически не оказывают такие услуги, как обеспечение МП квалифицированными кадрами и оказание финансовой поддержки. Зачастую это происходит не потому, что центр плохо наладил свою деятельность, а вследствие влияния «внешних» факторов, которые не дают возможность функционировать организации в соответствии с ее целями и задачами. Негативное влияние на развитие инновационной инфраструктуры оказывают некоторые направления государственной политики. В первую очередь к таким направлениям экономической политики было отнесено налоговое, денежно-кредитное, таможенное и бюджетно-финансовое.

В настоящее время в республике принят ряд законодательных и нормативных актов, касающихся сферы малого инновационного предпринимательства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 244 предусмотрено существенное снижение налогов на прибыль и добавленную стоимость, таможенных пошлин и др. в случае производств и предприятий, основанных на новых и высоких технологиях.

Инкубатором малого предпринимательства (ИМП) является организация, которая создается на основе любых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности. Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность.

Инновационный центр, (ИЦ) представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развивать собственное производство. Правовые и экономические основы организации и функционирования инкубаторов в Республике Беларусь определяет Положение «Об инкубаторах малого предпринимательства», утвержденное Советом Министров Республике Беларусь от 04.06.1997 №640. Инкубаторы очень важны для нашей страны, потому что они покрывают раннюю, наиболее рисковую стадию разработки высокотехнологичного продукта, которая у нас является одним из наименее развитых этапов инновационного процесса.

Практически все ИЦ осуществляют информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства, занимаются поиском партнеров, инвесторов и кредиторов, оказывают содействие внедрению современных технологий, проводят маркетинговые исследования, оказывают консалтинговые услуги. Но ни один ИЦ не осуществляет финансовую поддержку, которая крайне необходима для инновационных предприятий.

Под технопарком понимается субъект инновационной инфраструктуры, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере путем создания благоприятных условий, включающих материально-техническую и информационную базу.

Технопарк обеспечивает условия для осуществления инновационного процесса - от поиска (разработки) новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации.

Предметом деятельности технопарка являются комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе.

Положение «О научно-технологическом парке» от 31.07.97 г. № 998 устанавливает порядок создания и ликвидации технопарков, определяет основные направления их деятельности. Критерии и процедуры отнесения субъектов хозяйствования, действующих на территории Республики Беларусь, к технопаркам определяет «Порядок отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам», утвержден приказом ГКНТ от 27.11.97 г. № 95.

В Беларуси функции действующих технопарков, в основном, сведены к поддержке малых предприятий, уже наладивших выпуск своей продукции. В этом их отличие от зарубежных аналогов. В итоге результаты деятельности отечественных технопарков значительно скромнее, чем можно было бы ожидать от такого рода структур.

Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности (ст.1 Закона РБ «О свободных экономических зонах»).

Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" и Законом Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 213-3 "О свободных экономических зонах" с последующими изменениями и дополнениями.

Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим Положением о СЭЗ. В основном это привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей.

Тем не менее, есть и специфические цели. Например, для СЭЗ "Гомель-Ратон" - это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ "Брест" - расширение производства потребительских товаров и услуг; для СЭЗ "Минск" - повышение загрузки аэропорта "Минск-2" и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ "Витебск" и "Могилев" - развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ "Гродноинвест" - трансформация в экономику региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Центр трансфера технологий - организация, содействующая реализации инноваций (ст.7 Законопроекта РБ «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в РБ»). ЦТТ создаются в кооперации с научными организациями республики для организации потока новых технологий от научных центров республики в производство.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВПО «КНИТУ»)

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

Контрольная работа

на тему " Инфраструктура инновационной деятельности "

Работу выполнил

студент(ка)1курса

группа 315-М(З)24

Каримова Г.Ф.

Проверила Абранина Т.С

Казань 2016

1. Понятие инновационной инфраструктуры

1.1 Общая схема инновационной инфраструктуры

1.2 Элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика

1.3 Ключевые элементы инновационной инфраструктуры

Заключение

Список использованных источников и литературы

1. Понятие инновационной инфраструктуры

инновационный инфраструктура технопарковый

Инфраструктура инновационной деятельности - совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и функционирования инновационных процессов.

В настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности (табл. 1).

1.1 Общая схема инновационной инфраструктуры

Таблица 1

Составляющие ИИ

Вид организации

Производственно-технологическая

Технопарк, центр коллективного пользования оборудованием и др.

Консалтинговая

Центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор, консалтинг в сфере экономики и финансов, технологий, маркетинга, внешнеэкономической деятельности

Финансовая

Бюджетная организация, внебюджетные фонды, венчурные фонды

Кадровая

Система подготовки специалистов в области технологического и научного менеджмента; система повышения квалификации персонала в области инноваций

Информационная

Государственная система научно-технической информации, региональные информационные сети, Интернет

Сбытовая

Внешнеторговое объединение, специализированная посредническая фирма, Интернет, выставка

Следует отметить, что объекты инновационной инфраструктуры (ИИ) могут решать лишь часть проблем, и успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры.

Инновационная система для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно-правовую базу.

1.2 Элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика

Охарактеризуем роль отдельных элементов инфраструктуры и проблемы их развития.

1.Производственно-технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа малых предприятий к производственным ресурсам. К ней относятся технопарки, инновационно-технологические центры, технологические кластеры и др.

Технопарк (ТП) сдает свои площади инновационным предприятиям на лучших условиях, чем просто коммерческая аренда. Кроме аренды, здесь на льготных условиях предоставляется также набор общих услуг (факс, телефон, доступ в Интернет, множительные, секретарские, бухгалтерские и юридические услуги и пр.). Опыт работы ТП показывает правильность стратегии и ее высокую эффективность. Кроме того, здесь за счет обмена информацией и опытом между различными предприятиями рождаются новые проекты, новые решения, схемы сбыта и т. д. Немаловажным является также то, что в ТП отсутствуют условия для ведения теневой деятельности.

Организация этих структур реализуется через обустройство территории, оснащенной необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где малые предприятия (МП) могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Другой вариант - организация ТП на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионов.

В последнее время стала модной организация кластеров - совокупности предприятий, расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями.

Центры коллективного пользования производственным оборудованием. Очевидно, что обеспечение всех малых предприятий современным производственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современное производительное оборудование. При стоимости современного станка в несколько сотен тысяч долларов его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске собственной продукции может позволить себе только достаточно крупное предприятие. Таким образом, от использования новых технологий в производстве по этой причине оказывается отсеченным огромное количество малых и средних предприятий. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в центрах услуг.

Организация центров коллективного пользования позволяет экономически целесообразно обеспечить большому количеству предприятий доступ к современным технологиям и дает много положительных побочных эффектов, способствующих переводу российской экономики на инновационный путь развития.

2. Консалтинговая инфраструктура - это совокупность консалтинговых организаций. Инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретается только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям (финансовым, экономическим, маркетинговым, а также по внешнеэкономической деятельности) представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие.

Основные проблемы, которые стали проявляться с началом развития сети ЦТТ - отсутствие квалифицированных кадров для их комплектования. Если проблема кадров будет решена, ЦТТ могут стать одним из важных структурных элементов, стимулирующих развитие инновационной деятельности в регионах.

3. Инфраструктура подготовки кадров. Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Как отмечалось выше, нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее следует отметить, что в настоящее время большинство предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение новых продуктов на рынок. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В этой связи еще раз следует отметить роль системы консалтинга.

Поскольку обучение кадров - процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, необходимо предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции. Эта система не повторяет систему ЦТТ, хотя и должна работать с ней в тесной увязке, а обеспечивает разовый консалтинг по отдельным вопросам, возникающим у предприятий. Возможно, эту систему целесообразно строить как систему экспресс-обучения основам инновационных подходов.

4. Информационная инфраструктура связана с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающая малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете.

Сложившаяся система достаточно эффективно решает ряд проблем. Так, техническая информация в настоящее время доступна в больших объемах практически по всем направлениям науки и техники. Не представляет особых проблем доступ к патентной информации. Основная информация, которая может оказывать влияние на решение задач инновационного развития и по которой существует значительный дефицит, связана с информацией о рынках.

Еще одна группа вопросов информационного обеспечения инновационной деятельности связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.

Частично данная проблема может быть решена благодаря созданию сети информационно-аналитических центров по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также по инновационной тематике. Необходима работа по организации сбора, анализа и систематизации информации о завершенных НИОКР по регионам и в целом по России. Существенные усилия следует направить на доведение информации о завершенных НИОКР до заинтересованных потребителей.

5. Финансовая инфраструктура включает структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам. В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим и коротким для развития инновационной деятельности.

Ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий.

Венчурное инвестирование, о котором в последнее время ведется много дискуссий, до сих пор остается экзотикой для России. Следует отметить, что в последнее время во многих регионах идет создание региональных венчурных фондов. В большинстве таких случаев слово «венчурный» в названии отражает лишь модную тенденцию. По существу, большинство этих структур являются фондами поддержки инновационной деятельности, нацеленными на финансирование НИОКР и не предполагающими создание новых предприятий.

В последнее время в ряде регионов создаются гарантийные структуры и фонды, которые должны решать проблемы обеспечения займов малых предприятий в банковской системе. Успешное развитие получают также лизинговые схемы закупки высокотехнологичного оборудования малыми предприятиями.

Еще одним источником финансирования инноваций является участие предприятий в международных проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника возможно с развитием сети центров трансфера технологий с участием иностранных партнеров.

6. Сбытовая инфраструктура. Сбыт - один из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта инновационной продукции, в результате чего нет активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.

Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки.

На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий, поэтому без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом этих предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличение их доли с 0,3-0,5 % (в настоящее время) до сравнимых с показателями развитых стран.

Классические методы продвижения (участие в выставках, продажи через Интернет), характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции, характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с советскими внешнеторговыми организациями, обслуживавшими экспорт отраслей). Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединённых по региональному или отраслевому принципу.

Естественно при этом необходимо развивать и другие методы продвижения, существующие в настоящее время: через выставочную деятельность, профессиональные объединения предприятий, посреднические фирмы и систему консалтинговых и маркетинговых фирм.

1.3 Ключевые элементы иннов ационной инфраструктуры

Ключевые элементы инновационной инфраструктуры: технопарковые структуры, информационно- технологические системы, научные парки, технологические и исследовательские парки; Инновационные, инновационно- технологические и бизнес- инновационные центры; центры трансфера технологий, инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий; виртуальные инкубаторы; технополисы и др. Информационно технологические центры: базы научной и технологической информации, технико- юридической и технико-экономической информации, другие базы данных.

Группы технопарковых структур: Инкубаторы, технопарки, технополисы.

Инкубаторы Инкубаторы- это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления. "...Бизнес-инкубатор - организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей..."

Отличительные особенности инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития организации; инкубаторы поддерживают не только организации высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра; инкубаторы не имеют земли, а, следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков под строительство офисов и других помещений самими клиентскими организациями; политика постоянного обновления клиентов в них соблюдается жестче, чем в технопарках.

Технопарки Научно-технологический парк - это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержки малого научно-технического предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке высокотехнологичной продукции. «Технопарк - имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м. Резидентами технопарка являются малые и средние предприятия, научные организации, проектно-конструкторские бюро, учебные заведения, организации инновационной инфраструктуры, производственные предприятия или их подразделения, научно-исследовательские центры, бизнес- инкубаторы и иные объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства...»

Классификация технопарков исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как правило, фундаментально-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения фундаментальных исследований. научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер. технологический парк осуществляет, как правило, прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно со стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. промышленно-технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства новой продукции по новой технологии.

Технополис представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города.

Заключение

Инновационный процесс, т.е. процесс создания, распространения и потребления субъектами народного хозяйства научно-технических, организационных, управленческих и других новшеств, является основным содержанием процесса модернизации экономики и общества в целом. Это справедливо и для такого понятия, как научно-технический прогресс (НТП), широко используемого для описания различий в экономическом развитии тех или иных стран. Более того, масштабы использования достижений НТП в свое время стали основным критерием деления стран на промышленно-развитые (индустриальные) и остальные, т.е. развивающиеся.

Список использованных источников и литературы

1. Аммосов Ю. Деньги для хорошего человека // Эксперт. 2004. № 4;

2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник СПб.: Питер, 2006;

3. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Уч. пособие - СПб.: ПИТЕР, 2007;

4. Медынский В.Т. Инновационный менеджмент: учебник - М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Инновационный менеджмент. Уч. пос. / Под ред. Оголевой Л.Н.: М., ИНФРА-М, 2007

6. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Уч. пособие -М.,Инфра-М, 2008 г.

7. Евдокимова Л.О., Слесарева Л.С. Инновационный менеджмент, учебное пособие, С-Пб,2008

8. Бортник И. 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России // Инновации. 2006. № 1.С. 5.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы развития инновационной экономики в Российской Федерации. Виды технопарковых структур и их особенности. Понятие, структура, экономические характеристики, макро- и микросреда технопарка. Анализ и оценка управленческой деятельности в организации.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2014

    Правовое регулирование инновационной деятельности в РФ. Специфика инновационной деятельности в развитых, отдельных новых индустриальных странах и странах с переходной экономикой. Пути создания инновационной инфраструктуры в Ставропольском крае.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2018

    Задачи инновационной деятельности предприятия. Основные принципы, цели и задачи инновационной политики в Санкт–Петербурге, особенности создания инновационной инфраструктуры. Изучение перспективы развития инновационной деятельности на предприятиях.

    реферат , добавлен 16.11.2009

    Понятие инновационной инфраструктуры как цикла осуществления инновационной деятельности: от генерации идей до реализации наукоемкой продукции. Место венчурных фирм среди малых инновационных предприятий. Инновации системной структуры производства.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2009

    Теоретические аспекты инновационной деятельности на уровне малого и среднего бизнеса. Анализ инновационной деятельности предприятия "Т-сервис". Разработка стратегии (прежде всего инновационной) развития предприятия ООО "Т-сервис" на ближайший год.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2009

    Раскрытие социально-экономической сущности инновационной деятельности. Изучение организационной структуры инновационной фирмы и характеристика основных видов инновационной деятельности организации. Анализ рисков инновационных проектов ЗАО "СпикФон".

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Сущность инновационной деятельности. Особенности ее осуществления в условиях кризиса. Диагностика банкротства ОАО "Мценский литейный завод" по российским и зарубежным методикам. Рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности завода.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2012

    Определение понятия инновационной деятельности и общая характеристика стратегии инноваций. Анализ современных проблем инновационной деятельности в России и её регионах. Состояние и возможности развития инновационной деятельности в Республике Дагестан.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2013

    Понятие инноваций. Риски в инновационной деятельности. Методы управления рисками в инновационной деятельности. Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности. Факторы рисков и критерии их оценки. Инновационный менеджмент.