Главная · Электробезопасность · Епископ Панкратий: богослужение снова стало основой жизни Валаама. Епископ Троицкий Панкратий: «Хороший монах — то же самое, что хороший христианин

Епископ Панкратий: богослужение снова стало основой жизни Валаама. Епископ Троицкий Панкратий: «Хороший монах — то же самое, что хороший христианин

1970-1980 годы - обучался сначала на архитектурном отделении Пермского строительного техникума, затем на архитектурном факультете Таджикского политехнического института (Душанбе).

После окончания института работал художником в издательстве, затем стал жить и работать при Никольском соборе г. Душанбе.

В 1986 году поступил в Московскую Духовную семинарию, осенью этого же года поступил в братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Пострижен в монашество 3 июля 1987 года с именем Панкратий, в честь преподобного Панкратия, затворника Киево-Печерского.

Нёс послушания, связанные с проведением в Троице-Сергиевой Лавре Юбилейного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвящённого 1000-летию Крещения Руси, затем нёс послушания помощника эконома, а потом - эконома Троице-Сергиевой лавры, руководил возобновлением издательской деятельности Лавры.

С мая 2002 года - председатель Правления Патриаршего Попечительского совета по возрождению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года назначен председателем Синодальной комиссии по канонизации святых.

Награды

Светские

  • Орден Дружбы (26 мая 2010 года) - за большой вклад в социально-экономическое, научное и культурное развитие и многолетнюю общественную деятельность
  • Почётный гражданин Республики Карелия (2008 год) - за особые заслуги в восстановлении культурной исторической святыни - Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, большой личный вклад в православное и духовно-нравственное воспитание населения и активное участие в реализации социально значимых для республики программ

Церковные

  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (2007 год) - во внимание к архипастырским трудам
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (2004 год) - во внимание к усердным трудам и в связи с 15-летием возобновления монашеской жизни в обители
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (2007 год) - во внимание к усердному служению и в связи с 20-летием служения в священном сане
Дата рождения: 21 июля 1955 г. Страна: Россия Биография:

С 1970 г. по 1980 г. обучался сначала на архитектурном отделении Пермского строительного техникума, затем на архитектурном факультете Таджикского политехнического института в г. Душанбе, куда переехала семья. После окончания института работал художником в издательстве, затем стал жить и работать при Никольском соборе г. Душанбе.

Пострижен в монашество 3 июля 1987 г. с именем Панкратий, в честь преподобного Панкратия, затворника Киево-Печерского.

Нес послушания, связанные с проведением в Троице-Сергиевой лавре Юбилейного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного 1000-летию Крещения Руси, затем послушания помощника эконома, а потом — эконома Троице-Сергиевой лавры, руководил возобновлением издательской деятельности Лавры.

Со времени вступления архимандрита Панкратия в должность наместника Валаамской обители значительно увеличилось число братии монастыря. Были открыты шесть монастырских подворий: в Москве; второе (историческое) на Синопской набережной в Санкт-Петербурге; в г. Сортавала; в Коломенском районе в селе Бортниково; в пос. Озерки Ленинградской области; в Адлерском районе г. Сочи.

Возобновлена монашеская жизнь в восьми скитах: в Никольском, Предтеченском, в скиту во имя преп. Александра Свирского на Святом острове, в Гефсиманском, в Сергиевском на острове Путсаари, Коневском и Ильинском, где полностью восстановлены утраченные храмы и келейные корпуса. Восстанавливается храм Воскресенского скита. В 2005 г. Святейшим Патриархом Алексием был освящен Спасо-Преображенский собор.

Отреставрирован и расписан храм во имя Валаамской иконы Божией Матери (бывший Никольский) в восточной части внутреннего каре. В северной части внешнего каре восстанавливается больничный храм Живоносного Источника и Живоначальной Троицы. Проводится реставрация живописи в церкви Всех преподобных отцов, в посте и подвиге просиявших, на Игуменском кладбище.

Все вышеперечисленные реставрационные работы, требующие значительных средств, выполняются благодаря созданию в 2002 г. Патриаршего Попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря, а также организованной монастырем инфраструктуры, включающей монастырский флот из 8 судов. В 2001 г. для переселения местных жителей в г. Сортавала был построен 60-ти квартирный дом.

Продолжается процесс добровольного переселения местных жителей в благоустроенные квартиры на материке. Построено здание для местной администрации пос. Валаам, освободившей келейный корпус. Возвращены в собственность монастыря помещения Внешнего каре и Работного дома, готовится к передаче последний непереданный памятник — здание Зимней гостиницы. Построены системы водоснабжения и водоотведения Центральной усадьбы монастыря и комплекс очистных сооружений.

2 июня 2005, в день обретения мощей святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца, в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейший Патриарх Алексий II архимандрита Панкратия (Жердева) во епископа Троицкого, викария Московской епархии.

Место работы: Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник) Место работы: Синодальная комиссия по канонизации святых (Председатель) Епархия: Московская епархия (городская) (Викарий Патриарха Московского и всея Руси) Награды:

Церковные:

  • 2004 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2007 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2013 г. — прп. Серафима Саровского II ст.;
  • 2019 г. —

Теперь же смиренно прошу Ваше Святейшество и вас, богомудрые архипастыри, вознести обо мне усердную молитву и благословить на предстоящий мне подвиг, чтобы даруемую мне ныне благодать мог я сохранять и возгревать, чтобы мог совершать служение мое Церкви и Отечеству неосужденно и непреткновенно, чтобы было оно Богу угодным, народу полезным и мне спасительным. 2 июня, в день памяти св. Алексия Митрополита, Московского и всея России Чудотворца, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. За Божественной литургией Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил хиротонию архимандрита Панкратия (Жердева), наместника Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, во епископа Троицкого, викария Московской епархии.

Его Святейшеству сослужили митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, Верейский Евгений, ректор МДАиС, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, Орехово-Зуевский Алексий, Хабаровский и Приамурский Марк, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк.

На богослужении присутствовали Глава республики Карелия С.Л.Катанандов, президент Торгово-промышленной палаты РФ Е.М.Примаков, заместитель председателя Комитета по делам СНГ Совета Федерации ФС РФ В.Н.Степанов, заместитель премьер-министра Правительства Республики Карелия В.Д.Бойнич, судья Конституционного Суда РФ М.В.Баглай, советник Председателя Государственной Думы ФС РФ, учредитель НФ "Связь поколений", председатель благотворительного общества "Друзья Валаама" А.И.Котелкин, руководитель некоммерческого фонда "Связь поколений" С.В.Машин.

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий напутствовал новохиротонисанного епископа Троицкого Панкратия на архиерейское служение и вручил ему архипастырский жезл.

Биография епископа Троицкого Панкратия

Епископ Панкратий (в миру – Жердев Владислав Петрович) родился 21 июля 1955 г. в г. Перми. С 1970 г. по 1980 г. обучался сначала на архитектурном отделении Пермского строительного техникума затем на архитектурном факультете Таджикского политехнического института в г. Душанбе, куда переехала семья. После окончания института работал художником в издательстве, затем стал жить и работать при Никольском соборе г. Душанбе.

В 1986 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, осенью этого же года после страшного пожара в Московским. Духовных школах поступил в братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Пострижен в монашество 3 июля 1987 г. с именем Панкратий, в честь преподобного Панкратия, затворника Киево-Печерского, 18 июля 1987 г хиротонисан во иеродиакона, а 8 июня 1988 г. – во иеромонаха. Нес послушания, связанные с проведением в Троице-Сергиевой Лавре Юбилейного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного 1000-летию Крещения Руси, затем нес послушания помощника эконома, а потом – эконома Троице-Сергиевой лавры, руководил возобновлением издательской деятельности Лавры. 17 июля 1988 г. возведен в сан игумена, 4 мая 1990 г. – в сан архимандрита.

18 января 1993 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен наместником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Со времени вступления архимандрита Панкратия в должность наместника Валаамской обители значительно увеличилось число братии монастыря. Были открыты шесть монастырских подворий: в Москве; второе (историческое) на Синопской набережной в Санкт-Петербурге; в г. Сортавала; в Коломенском районе в селе Бортниково; в пос. Озерки Ленинградской области; в Адлерском районе г Сочи. Возобновлена монашеская жизнь в восьми скитах: в Никольском, Предтеченском, в скиту во имя преп. Александра Свирского на Святом острове, в Гефсиманском, в Сергиевском на острове Путсаари, Коневском и Ильинском, где полностью восстановлены утраченные храмы и келейные корпуса. Восстанавливается храм Воскресенского скита В 2005 г. готовится к освящению главная святыня обители – Спасо-Преображенский собор. Отреставрирован и расписан храм во имя Валаамской иконы Божией Матери (бывший Никольский) в восточной части внутреннего каре. В северной части внешнего каре восстанавливается больничный храм Живоносного Источника и Живоначальной Троицы. Проводится реставрация живописи в церкви Всех преподобных отцов, в посте и подвиге просиявших, на Игуменском кладбище.

Все вышеперечисленные реставрационные работы, требующие значительных средств, выполняются благодаря созданию в 2002 г. Патриаршего Попечительского Совета по восстановлению Валаамского монастыря, а также организованной монастырем инфраструктуры, включающей монастырский флот из 8 судов. В 2001 г. для переселения местных жителей в г. Сортавала был построен 60-ти квартирный дом. Продолжается процесс добровольного переселения местных жителей в благоустроенные квартиры на материке. Построено здание для местной Администрации пос. Валаам, освободившей келейный корпус. Возвращены в собственность монастыря помещения Внешнего каре и Работного дома, готовится к передаче последний непереданный памятник – здание Зимней гостиницы. Построены системы водоснабжения и водоотведения Центральной усадьбы монастыря и комплекс очистных сооружений.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II №5700 от 23 декабря 1997 г. архимандрит Панкратий назначается настоятелем обители, с поминовением его за богослужением после имени Святейшего Патриарха - священноигумена Валаамского монастыря: "Всечестным отцом нашим игуменом святыя обители". Во внимание к усердным трудам и в связи с 15-летием возобновления монашеской жизни в обители по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игумен Валаамского монастыря архимандрит Панкратий в 2004 г. награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского, II степени.

Значение ПАНКРАТИЙ (ЖЕРДЕВ) в Православной энциклопедии Древо

ПАНКРАТИЙ (ЖЕРДЕВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Панкратий (Жердев) (род. 1955), епископ Троицкий, викарий Московской епархии, наместник Спасо-Преображенского ставропигиального Валаамского монастыря.

В миру Жердев Владислав Петрович, родился 21 июля 1955 года в городе Перми. С 1970 по 1980 год обучался сначала на архитектурном отделении Пермского строительного техникума затем на архитектурном факультете Таджикского политехнического института в городе Душанбе, куда переехала семья. После окончания института работал художником в издательстве, затем стал жить и работать при Никольском соборе Душанбе.

В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию, осенью этого же года после страшного пожара в Московских духовных школах поступил в братию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Был пострижен в монашество 3 июля 1987 года с именем Панкратий, в честь преподобного Панкратия, затворника Киево-Печерского, 18 июля того же года хиротонисан во иеродиакона, а 8 июня 1988 года — во иеромонаха. Нес послушания, связанные с проведением в Троице-Сергиевой Лавре Юбилейного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного 1000-летию Крещения Руси, затем послушания помощника эконома, а потом — эконома Троице-Сергиевой Лавры, руководил возобновлением издательской деятельности Лавры. 17 июля 1988 года был возведен в сан игумена, а 4 мая 1990 года — в сан архимандрита.

Наместник Валаамского монастыря

18 января 1993 года указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен наместником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Со времени вступления архимандрита Панкратия в должность наместника Валаамской обители значительно увеличилось число братии монастыря. Были открыты шесть монастырских подворий: в Москве; второе (историческое) на Синопской набережной в Санкт-Петербурге; в городе Сортавала; в Коломенском районе в селе Бортниково; в поселке Озерки Ленинградской области; в Адлерском районе города Сочи.

При нем была возобновлена монашеская жизнь в восьми скитах: в Никольском, Предтеченском, в скиту во имя преподобного Александра Свирского на Святом острове, в Гефсиманском, в Сергиевском на острове Путсаари, Коневском и Ильинском, где полностью восстановлены утраченные храмы и келейные корпуса. В 2005 году патриархом Алексием был освящен Спасо-Преображенский собор. Был отреставрирован и расписан храм во имя Валаамской иконы Божией Матери (бывший Никольский) в восточной части внутреннего каре. Восстанавливался храм Воскресенского скита, а в северной части внешнего каре - больничный храм Живоносного Источника и Живоначальной Троицы. Шла реставрация живописи в церкви Всех преподобных отцов, в посте и подвиге просиявших, на Игуменском кладбище.

Все вышеперечисленные реставрационные работы, требующие значительных средств, выполнялись благодаря созданию в 2002 году Патриаршего Попечительского Совета по восстановлению Валаамского монастыря, а также организованной монастырем инфраструктуры, включающей монастырский флот из 8 судов. В 2001 году для переселения местных жителей в Сортавале был построен 60-ти квартирный дом. Построено было и здание для местной Администрации поселка Валаам, освободившей келейный корпус. Возвращены в собственность монастыря помещения Внешнего каре и Работного дома. Построены системы водоснабжения и водоотведения Центральной усадьбы монастыря и комплекс очистных сооружений.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 20 апреля 2005 года архимандрит Панкратий был избран викарием Московской епархии с титулом Троицкий. Наречение в епископский сан было совершено в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, а хиротонию совершил патриарх Московский и всея Руси Алексий II 2 июня 2005 года.

Церковные:

ордена Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 2-й степени (по благословению патриарха Алексия II, во внимание к усердным трудам и в связи с 15-летием возобновления монашеской жизни в обители, 2004), прп. Серафима Саровского 2-й степени (во внимание к усердному служению и в связи с 20-летием служения в священном сане, 2007), блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (от патриарха Алексия II, во внимание к архипастырским трудам, сентябрь 2007).

Использованные материалы

http://patriarhia.ru/db/text/66484.html

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_8644

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАНКРАТИЙ (ЖЕРДЕВ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАНКРАТИЙ
    Панкратий - преподобный, иеромонах Печерского монастыря, имел дар исцелять больных. Скончался мирно в XIV столетии. Память 9 февраля и 28 …
  • ПАНКРАТИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    панкрациум (Pancratium), род растений семейства амариллисовых. Многолетние луковичные травы с линейными или ремневидными листьями и безлистным цветоносным стеблем (стрелкой). Цветки …
  • ПАНКРАТИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, панкрациум, …
  • ПАНКРАТИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
  • ПАНКРАТИЙ
    Панкратий, (Панкратиевич, Панкратиевна и Панкратьевич, …
  • ПАНКРАТИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    панкратий, -я и панкрациум, -а …
  • ПАНКРАТИЙ в Орфографическом словаре:
    панкр`атий, -я и панкр`ациум, -а …
  • ТРОИЦКАЯ ЕПАРХИЯ, МОСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троицкая епархия, викариатство Московской епархии Русской Православной Церкви. Учреждено Синодальным решением от 20 апреля …
  • ПАНКРАТИЙ ТАВРОМЕНИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Панкратий Тавроменийский (I в.), епископ, священномученик. Память 9 февраля, 9 июля. …
  • ПАНКРАТИЙ РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Панкратий Римский (290 - 304), мученик. Память 12 мая. Происходил из Фригии …
  • ПАНКРАТИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Панкратий Печерский (XIII в.), иеромонах, преподобный. Память 9 февраля, в Соборе преподобных …
  • МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви - совещательный орган, содействующий высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся …
  • СУМАРОКОВ ПАНКРАТИЙ ПЛАТОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Сумароков (Панкратий Платонович) - журналист и поэт (1763 - 1814), внучатый племянник известного писателя; детство провел в деревне, где до …

  • преподобный, иеромонах Печерского м-ря, имел дар исцелять больных. Скончался мирно в XIV столетии. Память 9 февраля и 28 …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ тавроминийский (ум. около 60 г.). Обращенный ап. Петром, он был послан им в Сицилию и был первым епископом где-то …
  • ПАНКРАТИЙ, ИЕРОМОНАХ ПЕЧЕРСКОГО М-РЯ
    ? преподобный, иеромонах Печерского м-ря, имел дар исцелять больных. Скончался мирно в ХIV столетии. Память 9 февраля и 28 …
  • ПАНКРАТИЙ, ЕПИСКОП ТАВРОМИНИЙСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? епископ тавроминийский (ум. около 60 г.). Обращенный ап. Петром, он был послан им в Сицилию и был первым епископом …
  • ПАНКРАТОВ
    Православное имя Панкратий (в переводе с греческого - ‘всемогущий, всевластный’) и его производные формы - в составе фамилий Панкратов …
  • ПАВЛОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ПАНКРАТОВ в Словаре русских фамилий:
    Панкратьев. Отчество от мужского имени Панкрат, Панкратий (др.-греч. pankratos, буквально — “всех сильнейший”). От русских производных форм того же имени …
  • ПАНКРАТОВ в Энциклопедии фамилий:
    Православное имя Панкратий (в переводе с греческого - ‘всемогущий, всевластный’) и его производные формы - в составе фамилий Панкратов, …
  • ПАВЛОВ в Энциклопедии фамилий:
    Одна из самых распространенных русских фамилий - на семнадцатом месте. Происходит от столь же распространенного имени Павел (в переводе с …
  • ХМЕЛЬНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хмельницкая и Староконстантиновская епархия Украинской Православной Церкви. Епархиальное управление: Украина, 29013, г. Хмельницкий, …
  • МАКАРИЙ (СВИСТУН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий (Свистун) (1938 - 2007), митрополит Винницкий и Могилёв-Подольский. В миру Свистун Леонид …

Недавно на знаменитом Валааме прошло заседание Географического общества с участием президента. Наш корреспондент побывал на Валааме накануне. О жизни обители РГ рассказал ее настоятель, наместник монастыря, епископ Панкратий (Жердев).

Владыка, расскажите самые главные новости жизни вашей обители: сколько в ней насельников, как идет восстановление монастыря и самой монастырской жизни?

Владыка Панкратий: Самая хорошая новость для монастыря, когда никаких новостей нет. Когда идет спокойная, размеренная монашеская жизнь, и ничто ее не беспокоит.
События, конечно, случаются, такие как приезд Патриарха, Президента, других высоких гостей. Этим летом Святейший Патриарх освятил домовый храм в восстановленной после пожара гостинице. Но эти события относятся к внешней жизни. А главное это то, к чему направлена все монашество - это жизнь во Христе.
Насельников наших точно не сосчитаешь. Наше братство находится в разных местах, насельники живут не только на Валааме, но и на подворьях в Москве, Петербурге, Приозерске, в Сортавале. Всего примерно человек 160- 170. И на самом Валааме у нас сейчас 8 скитов, ферма, на которой братья несут послушание. Вместе собираемся на большие праздники, и только тогда видно, что братство большое. А так, в Центральной усадьбе постоянно живет примерно 40 человек. Трудников, думаю, в два раза больше - около ста.

Владыка Панкратий: Нет, конечно. Восстановить за 20 с небольшим лет построенное за 200 физически невозможно. Даже если бы были все необходимые средства на восстановление. А если учесть, что восстановительные работы надо совмещать с жизнью обители (строительные шумы, неудобства - это же все влияет на состояние человека), то мы не стремимся к максимальным темпам, не форсируем. Все делаем постепенно.
Монахи сюда приехали зимой 1989-го, а в 90-м началось восстановление. Сейчас практически восстановлены все основные скиты, осталось 2-3 на дальних островах. Но мало восстановить скит, надо восстановить и скитскую, монашескую жизнь. Скитская жизнь, тем более на удаленных островах, особенная, послать туда любого брата невозможно, нужен опытный человек, который знает, как бороться с искушениями, как молиться. Без молитвы на острове, вдали от монастыря, от братии, человеку просто не прожить.

Разве стремление к уединению редкостно среди монахов?

Владыка Панкратий : В принципе, монашество подразумевает уединение. Общежительная жизнь в монастыре - скорее первый этап. Но у кого-то этот этап может затянуться на всю жизнь. Люди достигают и в общежитии очень высокой духовной жизни. И валаамские наши старцы, и современные - тот же отец Кирилл из Троице-Сергиевой Лавры, всю жизнь проживший в общежитии - тому пример. Так уж Бог судил им. А для многих полезно быть в уединении, вдали от соблазнов, где меньше всякого рода попечений, и больше возможность посвятить себя Богу. Жить так, чтобы вся жизнь была пронизана Богообщением - скит для этого создан. А в старину у нас на Валааме было еще и отшельничество. Но это исключительный подвиг, его у нас уже 150 лет как нет. Люди не достигают того уровня, чтобы принять такой образ жизни.

Но ведь в 70-х годах прошлого века в горах Кавказа были отшельники.

Владыка Панкратий: Я сам там провел год вместе с моим другом отцом Симоном, он жил в горах потом еще почти 10 лет, писал в уединении замечательные духовные стихи. Теперь он живет на Афоне, его знают как духовного писателя, который пишет под псевдонимом Симеон Афонский.

Кавказское пустынничество в советское время возникло главным образом потому, что мало было монастырей. Мужских - всего четыре на весь Советский Союз. И надо было пройти очень большие преграды, чтобы попасть в них. Прием в обитель людей с высшим образованием был особенно затруднен.

Поэтому некоторые люди, стремящиеся к монашеству, шли отшельничать в горы Кавказа.

Меня пригласили туда в самом начале моего церковного пути, когда я приехал поступать в семинарию Троице-Сергиевой Лавры. И передо мной встал выбор: либо идти в духовную семинарию и затем в Лавру, либо - сразу на Кавказ в "пустыню". Для меня это был очень трудный выбор. Мне очень нравилась жизнь в монастыре, замечательные лаврские службы, послушания, жизнь с опытными старцами. К тому же я понимал, что я еще новоначальный, и ехать на Кавказ мне было духовно небезопасно. Да и неизвестно, к кому попадешь.

И что Вы выбрали?

Владыка Панкратий: Лаврский духовник сказал, что следует поступать в семинарию. И если примут, значит, воля Божия учиться в семинарии и поступать в Лавру. А если не примут, то воля Божия ехать на Кавказ. Меня приняли. Но потом все равно, уже из Лавры, я поехал на Кавказ. И как это обычно бывает, через год пришлось и мне столкнуться с немалыми искушениями.
В кавказской "пустыне", главным образом в Абхазии, жили самые разные люди: и высокой духовной жизни, и обычные, которым неплохо было бы пожить в общежительном монастыре, чтобы научиться смирению, послушанию, терпению, качествам, которые необходимы человеку для того, чтобы у него родилась настоящая молитва. Если человек стремится к молитве и даже очень много подвизается в молитвенном делании, но оно не растворено у него смирением, это значит, что он на опасном пути. К тому же молитва должна быть соединена с трудом. Обычный человек не может все время посвящать молитве, только уж когда находится в благодатном состоянии. Молитва и труд - два весла, говорил один старец, будешь нажимать равномерно, и лодка поплывет прямо. А если нажимать сильнее на одно весло, лодка станет крутиться на месте. На Кавказе среди пустынников были, к сожалению, и люди явно прельщенные (духовно поврежденные).

Через год я приехал к своему духовнику отцу Кириллу за советом, и он мне сказал, что надо оставаться в Лавре. Я, честно говоря, был очень огорчен. Хотел вернуться. Но вскоре там началась война.
Общежительный монастырь - этот становление монашеской жизни, гармонизация души и подготовка к более сложным искушениям и более высоким духовным состояниям. Здесь самое главное - борьба со страстями (а они очень хорошо раскрываются в общежитии) и возрастание в смирении через послушание. Кто-то из отцов очень удачно сравнил жизнь братьев в общежитии с камушками на берегу моря. Они волнами обкатываются, друг о друга трутся и становятся гладкими, кругленькими - даже кирпич. А братья сталкиваются друг с другом и, смиряя себя, "сглаживают острые углы". Это быстро не происходит. Человек и в 60 лет продолжает учиться. Кое-кто начинает унывать: как же так?! Святые подвижники достигали очень высоких духовных состояний - реальной святости, их жизнь была благодатной жизнью с Богом, а почему я так плох? Главное - исключить уныние. И тогда это будет правильный взгляд на себя. Если осознаешь свое плохое состояние - исправляйся. Если тебе много лет, и ты еще не исправился, не отчаивайся. Если ты отойдешь ко Господу в борьбе за жизнь христианскую, то Он тебя помилует. Даже если ты не достиг того, к чему призван каждый христианин - святости.

Многие мои светские знакомые любят повторять: "Если в Церкви есть старцы, то пусть выйдут и заявят о себе. И погромче. Чтобы мы слышали не только официальные голоса"…. Вот вы говорите, что самый высокий уровень для монаха - отшельничество, а мир требует их "выйти". Что вы скажете по этому поводу?

Владыка Панкратий: Миру нужны монахи. Потому что монахи - свет миру. А свет монахам - ангелы. Так говорили святые отцы.
Конечно, служение миру является обязанностью монаха. Но для того, чтобы человек обрел то, чем он может по-настоящему служить миру, сначала нужен уход от греха, от зла, которым переполнен мир. И самое главное, нужен подвиг, преодоление греха в самом себе. Для этого и существует аскеза, молитва, пост, бдение. Это не самоцель. Это путь к стяжанию благодати Божией.

Серафим Саровский, прежде чем стать таким, каким мы его знаем, много лет положил в монастыре, в уединении и в пустыне - на тяжелую борьбу с самим собой, со своими грехами, страстями, с "ветхим" человеком внутри себя. То же самое можно сказать и о преподобном Сергие Радонежском и о других святых. Сложно назвать того, кто бы сразу стал святым старцем среди городского шума. Хотя есть, конечно, исключения. Но все же монашеский путь, преимущественно подразумевает уход от "мира". Или даже бегство, как говорил Арсений Великий, "бегай людей и спасешься".

Людям нужны старцы, поэтому нужны условия для "бегства" от "мира". А сегодня "мир" все больше и больше вторгается в обители. Особенно через такие удобные современные вещи, как Интернет. Казалось бы, человек в полном одиночестве на Афоне. Но если у него Интернет - весь мир в его келье.

Паломники вам тоже приносят "мир"?

Владыка Панкратий : Конечно, но в меньшей степени. Тем более, что монашеству полезно и необходимо пастырство. Но прежде нужно укрепиться, а для этого необходимо уединение. Валаам чем хорош? В зимние месяцы мы - в уединенном состоянии. Часто слышу: как вы здесь зимой живете? Это же так трудно! Но все трудности меркнут по сравнению с благом, которое мы получаем. Зимой как раз и наступает время настоящей монашеской жизни. Летом раздаем, зимой - собираем…

Вернемся к теме восстановления монастыря.

Владыка Панкратий: Сейчас нам помогает вся Россия: от Москвы до Урала. Большая часть средств поступает от благотворителей. Эта помощь продолжается уже очень давно, два десятилетия. Но были и годы, когда мы оказывались на грани выживания. Представьте себе, содержим большое хозяйство, несем затраты, каждый месяц платим людям зарплату, завозим на зиму продукты, топливо, я уж не говорю о строительстве и реставрации, а будут средства или нет, неясно, ты - в руках Божиих.

Огромную помощь нам оказала федеральная сетевая компания, проложившая электрический кабель по дну Ладоги. Мы теперь получаем электричество из единой энергетической системы России, а раньше у нас были ветхие дизельгенераторы, зимой работающие с перебоями. Очень тяжело было. Зимой самым популярным предметом на Валааме были ручные фонарики. Многие часы - полная темнота. Теперь никаких проблем с электричеством нет, реставрационные работы ведутся без перерыва.

Покойному патриарху Алексию II еще мальчиком на Валааме предсказали Патриаршество. Писатель Иван Шмелев оставил нам дивную повесть "Старый Валаам". Как вы сопрягаете современную жизнь с духовной и культурной историей острова?

Владыка Панкратий: Мы не прилагаем к этому специальные усилия. Хотя, конечно, историю святых островов знаем, и у каждого брата есть книги о Валааме. Но сама жизнь монастыря - в идеале - подразумевает единство с братьями, что жили до нас и что придут после. Есть некий Валаам Духовный, Небесный, и мы можем в нем находиться. Можем отделяться, удаляться от жизни внутри этого идеала - за счет ошибок, личных грехов, отступлений от принципов монашеской жизни, или, наоборот, приближаться. Валаамский старец вне зависимости от времени, в котором он живет, валаамским старцем.

Валаамский старец - он особенный?

Владыка Панкратий: Нет. Преподобный Антипа Валаамский сначала долго жил на Афоне, потом у нас, и по сути ничего в его жизни не менялось. Поэтому не стоит акцентировать внимание на месте. Хотя у каждого монастыря свой характер, направление, дух, особенности расположения, служебные и уставные традиции. А объединяет нас с теми, кто жил до нас и кто придет после - молитва и благодать Божия.

Вчера на службе самая большая очередь на исповедь стояла к отцу Науму. Все шептали, что он самый опытный.

Владыка Панкратий: Для священника самое главное - участие, любовь. Если это есть, к нему всегда будет стоять очередь на исповедь.

На Валааме собрались монахи из разных стран?

Владыка Панкратий : Да, отец Серафим родом из Франции, жил в Англии, в Эссексе, был келейником у отца Софрония Сахарова. Отец Мефодий и отец Наум - из Македонии. К нам может приехать православный монах из любой страны.

Является ли Валаам сегодня центром духовного притяжения и окормления для верующих и ищущих людей?

Владыка Панкратий : Разумеется. Хотя кто-то приезжает и просто отдохнуть. Но может почувствовать что-то необычное, соприкоснуться с внутренней красотой и гармонией Православия. И в следующий раз приедет с более серьезными намерениями, станет духовно возрастать.

Трудников на Валааме хватает?

Владыка Панкратий: Трудников нам не хватает. Помощь нужна всегда. Слава Богу, несколько лет назад возникло волонтерское движение. К нам приезжает много молодых людей из разных стран - России, Америки, европейских стран и даже из Японии. Среди них есть как христиане, так и люди совсем далекие от религии. Они самоорганизовываются, приезжают и работают. Обитель получает безвозмездную помощь, трудовую жертву, а сами волонтеры - духовно возрождаются, укрепляются, растут. Кто-то приходит к православной вере, к Церкви.

Паломников много?

Владыка Панкратий: Да, много. Паломничество - это тоже определенный труд для человека. У паломника есть свои трудности и искушения. Но если они преодолеваются должным образом, то человек получает немалый духовный плод. Но паломники составляют лишь пятую часть от всех, приезжающих на Валаам. Раньше мы старались укрыться от туристов, совершать богослужения так, чтобы они на них не попадали и не мешали молящимся. А сейчас идем им навстречу, потому что среди них много верующих. Бывает, что с группами туристов приезжают и священники.

Правда ли, что Валаам могут закрыть для женщин?

Владыка Панкратий: Это неправда. У нас есть скиты, например, Всехсвятский, где посещение женщин ограничено до одного раза в год. Но совершенно закрывать Валаам для женщин - вряд ли это возможно, да и нужно. Можете быть спокойны.

На Валааме несколько раз был в гостях Президент России. Что притягивает первых лиц в монастыри?

Владыка Панкратий: То же самое, что и остальных. Они также все чувствуют и переживают. Необходимость побыть в святом месте для них может быть еще важнее, чем для обычного человека. У них же огромная нагрузка, ответственность, тяжелейшие стрессы. И душа, конечно, ищет укрепления. Когда Путин приезжал к нам, он стоял в храме и молился вместе со всеми, исповедовался и причащался.

У Валаама особый статус?

Владыка Панкратий: Валаамский архипелаг находится на особо охраняемой природной территории. Этот статус недостаточен для полноценной охраны природы и памятников Валаама. Однако ни один из статусов, установленных законодательством, в полном объеме не подходит для Валаама и Соловков, в силу того, что не учитываются все особенности этих и других территорий. Это проблема, которую нужно решать на законодательном уровне.

У нас нет в законодательстве такого понятия, как святое место. А святые места есть и очень значимые. И не только христианские. Может быть, стоит изучить опыт Афона.

Все земли острова Валаам принадлежат монастырю?

Владыка Панкратий: Нет, что вы! Только часть Центральной усадьбы, земля под скитами, другими памятниками, все остальное - земли лесов или сельхозназначения.

Исторически земля архипелага всегда принадлежала монастырю?

Владыка Панкратий: До советского времени - да.

Вы возглавляете Синодальную комиссию по канонизации святых, расскажите, как она сейчас работает. В должной ли мере исследованы истории новомучеников в ХХ веке? Будут ли новые канонизации святых из далекого от нас времени? Из близкого?

Владыка Панкратий: Основные принципы работы Синодальной Комиссии по канонизации святых остались теми же, что были. Мы работаем с поступающими из епархий материалами и принимаем решение исходя из того, насколько рассматриваемые материалы соответствуют критериям канонизации, существовавшим в Русской Православной Церкви и подтвержденным постановлениями Архиерейских Соборов и Священных Синодов. Это в полной степени касается и новомучеников. Естественно, что после выхода ряда государственных законов и положений, касающихся доступа к судебно-следственным делам, а они являются основным материалом для исследования исповеднического подвига новомучеников, возникли некоторые трудности, и зачастую присылаемые в Комиссию материалы не вполне соответствуют рекомендациям, принятым Священным Синодом. Однако следует отметить, что за последние 15 лет Русская Православная Церковь прославила более 1500 новомучеников и исповедников. Объем связанных с ними материалов настолько велик, что мы и до сих пор производим некоторые уточнения.

Русская Православная Церковь, как и Церковь в древности, не ставит своей задачей переписать всех из списка пострадавших в святцы. Понятно, что у какой-то епархии или монастыря есть свои предпочтения, но теперь перед народом Божиим стоит скорее задача освоить это огромное наследие - исповедническую жизнь и мученическую кончину прославленных на рубеже ХХ-ХХI столетий новомучеников и исповедников Российских. Что касается наших древних подвижников, то ближайшему Архиерейскому Собору будет, например, предложено включить в святцы для общецерковного почитания преподобного Далмата Исетского, подвизавшегося в ХVII веке в Сибири.

Помню, каким прорывом казалась канонизация в 1988 году блаженной Ксении Петербуржской, святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, преподобного Максима Грека.

Владыка Панкратий: Этот прорыв объясняется просто: в течение всего советского периода канонизации были практически запрещены. Но сейчас нельзя сказать, что в Церкви остались значительные личности, которые всегда почитались, но по каким-то причинам не были канонизованы. Какие-то имена называют, но одни звучат спорно, другие недостаточно изучены или не соответствуют принятым критериям. Так что ожидать сейчас "прорывов" нельзя.

Помню, какой сенсацией для светского мира прозвучало предложение канонизировать Федора Достоевского. Церковь давала пояснения: не все в жизни Достоевского можно взять за образец.

Владыка Панкратий: Человек не рождается святым. Равноапостольный князь Владимир, например, по сути, прожил две разных жизни. Одна - до обращения ко Христу, и совершенно другая - после. Поэтому, если когда-то человек курил или играл в рулетку, не надо думать, что он не сможет быть канонизирован. Важен итог его жизни. Святой праведный Иоанн Кронштадский, например, бывало, по совету тогдашних врачи, курил сигары. Но он почитается Церковью, по молитвам к нему совершаются чудеса, и жизнь его безупречна с христианской точки зрения.