Главная · Измерения · Епископ Серпуховской Роман: «Я, не раздумывая, посвятил себя без остатка служению Богу и Церкви. Иоакимо — Анновский храм Можайска

Епископ Серпуховской Роман: «Я, не раздумывая, посвятил себя без остатка служению Богу и Церкви. Иоакимо — Анновский храм Можайска

Пропагандисты РПЦ и УПЦ МП отрабатывают общую методичку по Украине

Почти месяц назад я написал в «Свободную тему» заметку о начавшемся грандиозном религиозном скандале вокруг Украины: Константинопольский патриарх Варфоломей вдруг решил даровать автокефалию, т.е. полную самостоятельность, Украинской церкви. Напомним, что в Украине есть несколько православных церквей. Во-первых, каноническая, всеми прочими православными церквями признаваемая, УПЦ МП (Украинская православная церковь Московского патриархата), которая обладает широкими правами автономии, хотя и признает над собой главенство Патриарха Московского и всея Руси. Но есть также неканонические, непризнанные образования: УПЦ Киевского патриархата под руководством патриарха Филарета (Денисенко) и Украинская автокефальная православная церковь.

Тогда я сказал, что решение патриарха Варфоломея вызовет войну за Украину между РПЦ и Константинополем (с первых же дней спикеры РПЦ стали сравнивать Варфоломея с Гитлером, а прибытие епископов-экзархов, посланников Константинополя в Украину, - с вторжением нацистов на территорию СССР).

Но это было только начало. Спикеры РПЦ и УПЦ МП, кажется, получили одну общую методичку, по которой стали «мочить» Константинополь и его «претензии» на Украину.

Началась война компроматов. То греки выкладывают расшифровку беседы от 31 августа между патриархами Кириллом и Варфоломеем, где митрополит Иларион (Алфеев) якобы заявляет, что президент Украины Петр Порошенко «подкупил Константинополь», а патриарх Варфоломей возмущается и требует доказательств, обвиняя Илариона в «хуле на Мать-Церковь». Вслед за этим пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков выступает с опровержением, говоря, что «стенограмма» - фейк, да и вообще «не по-джентльменски» выкладывать расшифровки закрытых переговоров. Хотя непонятно, при чем тут «джентльменство», если «стенограмма» - «фейк»?

Потом началась «война документов»: Константинополь публикует многостраничные «доказательства» того, что Украина всегда была канонической территорией Вселенского патриархата, а Москве, мол, дали временно попользоваться, а теперь пора и честь знать. В ответ РПЦ начинает лихорадочную публикацию своих подборок документов с доказательствами обратного, а тот же священник Волков вновь указывает, что документы Константинополя «псевдоисторичны».

На поле битвы выступили церковные историки РПЦ, которые дружно повторяют, что никаких прав у Константинополя на Украину нет, да и вообще патриархи Стамбула (Константинополя) вечно хотят стать «восточными папами», быть самыми главными в православии, а это, мол, самая натуральная ересь. Да к тому же и обнимаются с настоящими папами римскими, а еще впали в либерализм и решили разрешить вдовым священникам жениться во второй раз, чего до этого не было. Глядишь, завтра начнут геев венчать. (Притом что и патриарх Кирилл встречался с Папой Римским, а в РПЦ полным-полно второбрачных священников, только неофициально.)

Другие спикеры, включая представителей УПЦ МП, в запале заявляют, что Константинопольский патриарх, у которого паствы в Турции всего «три тысячи человек», вообще должен сначала «христианизировать Турцию» и «построить хоть собачью будку», прежде чем сметь приходить к украинским епископам, которые за годы своего служения «построили» сотни храмов и десятки монастырей. Правда, умалчивается, что паствы у Константинопольского патриарха полно по всему миру, включая главный центр монашества - Афон, и что храмы и монастыри строят все-таки не епископы лично, а священники и монашествующие вместе с мирянами и спонсорами. А то выходит как в знаменитом стихотворении: «Прошла зима, настало лето - спасибо партии за это…»

Но и это далеко не все. Начались постоянные угрозы «крови» - один за одним спикеры РПЦ и УПЦ МП говорят, что если Константинополь даст автокефалию Украине, то даст он ее раскольникам (хотя это, скорее всего, не так будет устроено), а значит, раскольники и националисты массово начнут «захватывать» храмы и монастыри УПЦ МП.

Об этом недавно заявил митрополит Владимир (Мороз), наместник Почаевской лавры, предупредив верующих, что готовится захват лавры и что скоро нужно будет приезжать и защищать монастырь.

Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь) вообще публично сказал перед телекамерами, что США в секретных лабораториях на территории Украины готовят «зараженных комаров», которые, видимо, будут кусать каноничных православных, а раскольников целовать нежно в носик. Впрочем, нести бред для митрополита Павла, который уже 25 лет руководит главным монастырем УПЦ МП, - привычное дело.

Недавно прозвучала новость, распространяемая УПЦ МП, что в Ивано-Франковской области радикалы напали на храм, избили прихожан и священника и захватили храм, сменив замки. Эту новость растиражировали сотни российских и пророссийских СМИ - как светских, так и церковных. Правда, практически никто из этих СМИ не уточнил позже, что украинская полиция опровергла информацию о захвате (хотя конфликт с дракой все же был, но вот только радикалов перепутали с представителями администрации района), да и оказалось, что храм-то вообще - бывший католический костел и памятник архитектуры, и сами православные МП не хотят его отдавать католикам и не выселяются, хотя администрация поселка разорвала с общиной договор о безвозмездном пользовании более года назад.

И вот это центр истории - вокруг чего идет вся борьба за «каноничность» в Украине. Об этом прямо сказал все тот же митрополит Иларион (Алфеев), «второй человек» в РПЦ, как его некоторые называют: «Признание автокефалии на Украине лишит УПЦ прав на ее храмы и святыни».

Имущественный вопрос - главный пункт борьбы. Дело в том, что тут Россия и Украина кардинально различаются. По уставу РПЦ вся церковная недвижимость принадлежит РПЦ, то есть община в случае выхода из состава РПЦ и перехода в другую религиозную юрисдикцию лишается и храма, и всего прочего церковного имущества. Это создает систему, лишающую всех прав прихожан и поддерживающую безграничную власть Московской патриархии.

В Украине все иначе - там община может уйти из юрисдикции вместе с имуществом, если так решит община. Поэтому и идут там войны за храмы, когда деятели УПЦ КП или УПЦ МП привлекают своих сторонников (порой даже громил) и пытаются забрать храм себе. Именно это и называют в УПЦ МП и в РПЦ «гонениями» на канонических православных в Украине.

Но раньше можно было хоть сваливать на то, что храм у УПЦ МП отобрали «раскольники», а вот если патриарх Варфоломей даст автокефалию новой Украинской церкви, то она получит каноничность, признание других поместных церквей (возможно, не всех и не сразу, но все же). И это намного облегчит уход общин в Украине из УПЦ МП - отпадет страх «неканоничности».

РПЦ уверяет, что за этими действиями Константинополя стоят украинские политики и США: мол, им надо оторвать украинских православных от РПЦ и «русского мира». Но при этом сами спикеры РПЦ ведут себя как оголтелые политики, как представители имперского мировоззрения, по-прежнему считающие, что Украина - просто часть СССР/России/империи и не имеет права на самостоятельное существование как политически, так и религиозно. Чему же удивляться, если граждане Украины в своей немалой части не хотят подобного уничижительного к себе отношения и стремятся избавиться от подобной «дружбы» и «покровительства»?

Предстоятель УПЦ МП блаженнейший митрополит Онуфрий на днях в проповеди сказал: «Когда человек проводит благочестивую жизнь, кается в своих грехах, бережется от неправды, старается делать то, что Бог ему повелевает делать, любит Бога, любит ближнего, делает дела милосердия, тогда человек получает свободу от греха. А свобода от греха - это и есть «духовный томос», который Господь дает человеку как свидетельство того, что он свободен в правильном смысле этого слова».

Но эти мудрые слова не готовы услышать политиканы от религии ни с одной, ни с другой стороны. Взаимная вражда, война компроматов, угрозы, фейки, откровенная ложь, провокации - продолжаются. И обстановка только накаляется - все ждут, что уже, возможно, к середине октября патриарх Варфоломей даст томос об автокефалии Украине.

«Христос?» - спросите вы. А кого интересует Христос, когда идет война за каноны, территории, храмы и «святыни»? У них просто совсем другие святыни и ценности. Христос предлагал отдать последнюю рубашку требующему, видимо, не патриархам, не наместникам лавр, не спикерам церковных кафедр. Кого будут слушать простые верующие - Христа или пропагандистов? Каждый, думается, должен решать сам.

Дата рождения: 3 февраля 1957 г. Страна: Россия Биография:

Родился 3 февраля 1957 г. в г. Кольчугино Владимирской области. В 1974 г. окончил 10 классов Беречинской средней школы и поступил рабочим на завод им. Серго Орджоникидзе.

В 1975-1977 гг. служил в рядах Советской Армии, после демобилизации направлен на работу инспектором в отдел охраны административных зданий г. Москвы.

В 1978-1980 гг. обучался в Московском институте стали и сплавов.

19 августа 1980 г. иеромонахом Иосифом (Балабановым) в Свято-Троицком храме с. Низкое Московской обл. пострижен в иночество.

С 14 августа по 17 декабря 1981 г. нес послушание псаломщика в Свято-Параскевинском храме с. Великодворье Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл.

17 декабря 1981 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) в домовой церкви архиерейских покоев при Владимирском епархиальном управлении настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира, секретарем архиепископа Владимирского, благочинным церквей Киржачского округа архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество с наречением имени Роман в честь Романа Киржачского, ученика прп. Сергия Радонежского.

19 декабря 1981 г. в Свято-Успенском соборе Владимира архиепископом Владимирским Серапионом рукоположен в сан иеродиакона, 20 декабря тем же Преосвященным архипастырем в том же соборе рукоположен в сан иеромонаха к упомянутому собору.

С 1 по 20 января 1982 г. был клириком храма в честь св. равноап. Владимира в г. Владимире. С 20 января 1982 г. по 15 апреля 1986 г. — делопроизводитель Владимирского епархиального управления.

С 17 ноября по 2 декабря 2012 года в шести городах России пройдут , посвященные 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. 23-25 ноября праздничные мероприятия состоятся в Москве. Епископ Якутский и Ленский Роман рассказывает о предстоящих торжествах, праздничной встрече и фотовыставке в храме святой мученицы Татьяны при МГУ, жизни священников и собственном опыте служения в Якутской епархии.

Владыка Роман, в ноябре-декабре в разных епархиях Русской Православной Церкви и в разных регионах России пройдут Дни Якутской епархии. Почему вы решили организовать их?

Для Якутии этот год юбилейный: 380 лет назад казаки во главе с Петром Бекетовым основали город Якутск и Якутия вошла в состав Российского государства. Мы по-особому уделяем внимание этой дате как патриоты своей родины и своей республики, но для нас эта дата - еще и 380-летие православия в Якутии, потому что казаки, безусловно, были православными людьми, и вместе с ними в якутский край пришли священники и вера во Христа. Поэтому мы так широко и глубоко по-церковному отмечаем это событие.

Дни Якутской епархии мы организовали в разных регионах России, чтобы рассказать об историческом пути православия в Якутской земле, о наших радостях и сложностях, чтобы мы все вместе помолились о благополучии наших народов, живущих в Якутии, и о том, чтобы вера Христова и в дальнейшем укоренялась в традициях северных народов.

Что именно нас ждет?

В эти дни состоится презентация перевода Божественной литургии на современный литературный якутский язык. Перевод занял год реальной работы, но ему предшествовали несколько лет подготовки переводчиков. Так что перевод - уникальное и очень значимое событие.

В рамках Дней Якутской епархии песнопения на якутском языке прозвучат в Пятигорске (18 ноября), в Храме Христа Спасителя в Москве (25 ноября), в Казанском соборе Санкт-Петербурга (29 ноября) и в Курске (1 и 2 декабря).

В Москве одним из значительных событий будет встреча представителей якутской интеллигенции, священников и преподавателей Якутской духовной семинарии с прихожанами храма святой мученицы Татьяны при Московском университете. В творческой встрече примут участие историки и богословы, а еще состоится концерт двух коллективов - хора «Соловушка» музыкальной школы города Нерюнгри и струнного оркестра Якутской филармонии.

В притворе храма святой Татьяны также откроется выставка фотографий клирика Якутской епархии протоиерея Сергия Клинцова, настоятеля Преображенского собора Якутска. Отец Сергий служит в Якутии уже 12 лет, он яркий миссионер, который много ездит по епархии и делает фотографии. Через фотографии он показывает, что такое Якутия, что представляет собой жизнь там. Может быть, через его снимки те, кто придут на выставку, смогу немного лучше понять, что такое Якутия сегодня.

Почему вы решили сделать встречу именно в храме святой Татьяны при Московском университете?

Миссионерская деятельность татьянинского храма продолжается не один десяток лет, присутствием миссионеров и наша Якутская епархия.

Я сподобился познакомиться с ними летом этого года, но они приезжали и раньше, когда был жив епископ Зосима. В этом году, разделившись на две группы, миссионеры в дело миссии и проповеди учения Христова в Якутии и среди народов, проживающих на севере.

Мы организуем встречу в храме святой Татьяны, потому что хотим обратить внимание на необходимость продолжать сотрудничество, которое приносит обоюдную пользу: мы видим молодых людей, которые рассказывают о Христе, а они .

Текст литургии переведен. Нет ли идеи использовать на богослужении традиционные якутские мелодии?

Это сложнее, чем сделать текст. Музыкальная сторона - следующий этап, но попытки использовать во время богослужения якутскую манеру пения у нас были. Пока для нас было главным перевести текст, а мелодии мы используем обиходные или из сочинений известных композиторов.

Священное Писание переведено?

Только Новый Завет и Псалтирь.

В Якутии своеобразная и яркая культура. Происходит ли заимствование каких-то ее элементов и их использование в церковной традиции, например, делается ли при росписи храмов традиционный якутский узор? Знаю только, что в Якутии на могилах было принято устанавливать домики для духов и сегодня, уже без обращения к духам, домики все равно ставят.

Вы говорите о своеобразных северных надгробиях. Что касается другого, заимствования происходят. Например, резчики по дереву (а якуты - прекрасные резчики!) используют якутский орнамент, когда строят и украшают храмы, традиционным орнаментом вышивальщицы украшают накидки на Престол и аналои. Такое взаимопроникновение естественно, оно обогащает.

А происходит ли при этом переосмысление смысла узора? Допустим, раньше какие-то элементы трактовались в связи с языческими богами, а теперь их можно увязать со Христом? Например, элементы креста - с распятием?

Не хотелось бы, чтобы сейчас это происходило. Сначала нужно, чтобы Христос жил в сердце, чтобы, как писал апостол Павел, у нас был ум Христов. А если мы сейчас начнем специально «по-церковному» расшифровывать изображения, не имея христианского духа, можем растеряться в этом многообразии и забыть о главном.

Вы активно развиваете монашескую жизнь, возрождаете монастыри. Почему делаете на этом акцент?

Не знаю, с чего Вы решили, что я делаю акцент именно на монашестве!

Но вообще миссионерское дело по преимуществу монашеское, потому что монах свободен от семейных обязанностей и может полностью отдать себя этому служению.

Мы говорили о начале православия в Якутии, а ведь практически с самого приезда сюда казаки озаботились созданием в Якутске монастыря и, как рассказывается в историческом предании, посоветовались между собой и выбрали, кто именно будет настоятелем. Монастырь еще тогда понимали как духовный, миссионерский и образовательный центр, потому что монахи, получив достойное образование и воспитание, отправлялись в отдаленные улусы проповедовать Слово Божие и занимались с местными населением. Первая приходская школа, кстати, была открыта при Спасском монастыре в Якутске - самой древней обители якутской земли.

Поэтому очень важно, чтобы произошло возрождение Спасского монастыря. В 2013 году мы будем праздновать 360-летие с момента его основания и сейчас занимаемся восстановлением всей его многосторонней деятельности - в первую очередь, молитвенной, а еще - миссионерской и образовательной.

Уже есть монахи?

Два иеромонаха и трое послушников, причем все трое - якуты. Пока монастырь только формируется. Так что на данный момент это монашеская община.

Сколько им лет?

Настоятелю, иеромонаху Никону, - 35, иеромонаху Мелетию - столько же, послушникам - за 25 лет. То есть они в самом удобном возрасте для начала монашеской жизни.

У кого они переняли традицию?

Слава Богу, монашество в России не было полностью истреблено, всегда были монастыри и монахи высокой духовной жизни, наставники в вере, на образ жизни и опыт которых можно было ориентироваться.

Отец Мелетий был в братстве московского Свято-Данилова монастыря и приехал в Якутию с приснопамятным владыкой Зосимой. Отец Никон приехал вместе со мной, а до этого было преподавателем в Ставропольской духовной семинарии.

Духовным руководством общины занимается настоятель отец Никон, а его духовник - один из насельников Троице-Сергиевой лавры.

Как монашеская община умудряется себя обеспечивать? Что есть у насельников, как они живут?

Пока они находятся на содержании епархии. На сегодня восстановили храм и небольшой братский домик. На первом месте у братии - ежедневные богослужения. На втором - моменты бытового плана, потому что, например, сейчас братский корпус - это просто-напросто вагончик, так что монастырь обустраивать надо серьезно.

Послушники занимаются хозяйственными работами и выполняют различные епархиальные послушания.

13 октября 2012 года вы подписали указ об организации подворье Покровского женского монастыря (который находится в Якутске) в Южной Якутии в поселке Чульман при храме святой великомученицы Варвары. Зачем?

В самом Якутске монастырь существует более 15 лет и на сегодняшний момент это единственный действующий монастырь в епархии. Сейчас в нем 10 сестер. В Якутии очень большие расстояния, и я увидел, что организовать подворье на юге возможно.

Я часто бываю в разных регионах, и всякий раз, когда приезжал в Южную Якутию, переживал о судьбе храма святой Варвары. Изначально храм был старообрядческим, но потом община покинула Чульман, храм без присмотра стал ветшать, разваливаться, в нем нашли приют люди без определенного места жительства. Кроме того, деревянное здание кто-то мог запросто сжечь, а ведь храм очень красивый, с характерными для Якутии куполами, так что потерять его было бы очень жаль.

За полтора года нам удалось найти тех, кто является владельцем храма по закону (потому что без согласия правопреемника делать что-либо со зданием было нельзя), мы списались, встретились и получили разрешение забрать храм. Сделали ремонт, так что храм получился достойный и красивый, и организовали при нем подворье, в котором теперь живут две сестры из Покровского монастыря.

Что они делают?

Живут в приходском доме, занимаются ремонтом, потому что он дом в запущенном состоянии. К ним приходит священник из соседнего храма и совершает богослужения, так что сами себе монахини не предоставлены.

Их деятельность вызывает интерес у местного населения, так что, может быть, кто-то из жителей Южной Якутии со временем к ним присоединится.

Сколько в Якутии действующих приходов?

Есть 60 христианских общин, треть из них живет без священника, потому что они находятся на крайнем севере, а епархия наша только возрождается. До 1993 года в Якутии не было ни одного священника, и до сих пор кадровый вопрос - один из самых сложных. Быстрее построить храм, чем сформировать священника. Этой работой занимается недавно возрожденная Якутская духовная семинария.

Сейчас у нас 58 священников, есть многоштатные приходы, есть отдаленные, на которых служат и монахи, и семейные священники.

Как вы решаете, кого туда отправить?

Молодых мы «на вольные хлеба» не отпускаем, потому что они сами еще нуждаются в поддержке. Чтобы поехать в отдаленное поселение, священник должен созреть как пастырь и как человек, да и семья, если он женат, должна быть готова к переезду.

В отдаленных местах у нас служат 10 священников. Поскольку доходы там низкие, то зарплату они получают в кафедральном соборе, то есть их обеспечивает епархия.

А как вы решаете кадровый вопрос?

Ежегодно по благословению Святейшего Патриарха и решением Учебного комитета в нашу семинарию направляются выпускники Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. Мы им очень рады, идем навстречу и стараемся поддержать, обеспечить жильем и достойной зарплатой. С точки зрения организации первоначального быта пока никто не жаловался.

Но как вам удается решить вопрос с жильем?

Милостью Божией.

Есть ли какой-то совет, как священнику, которого отправляют служить на отдаленном приходе, вдохновить себя на проповедь?

Не надо себя нарочно вдохновлять. Если есть искра, желание Христа проповедовать, оно победить все скорби и сложности. Если нет этой веры, какие могут быть советы? Если в сердце нет горения, советы бесполезны.

А если было, но силы кончились?

Всегда возможно говорить с архиереем. Важно правильно изложить проблему, а вместе, уверен, можно будет найти выход, благоприятный и для священника, и для устроения епархии.

Вы человек не северный, как привыкали к суровому якутскому климату?

Не обращал на него внимания, просто некогда было: приходилось много служить, встречаться с людьми, проповедовать. Меня поддержали слова Патриарха Кирилла, который, направляя меня в Якутию, сказал, что отныне мое здоровье и вся жизнь в руках Божиих, надо постараться забыть о бытовых проблемах и о здоровье и делать необходимое, а Господь все восполнит.

Монаху и служителю Церкви не надо заострять на этих вопросах внимание. Пока Господь дает силы и возможности не замечать внешние трудности и преодолевать их.

Сейчас, прослужив и прожив некоторое время в Якутии, вы по-другому стали воспринимать, например, Москву?

Нет. Я же ко времени назначения в Якутию долгий путь прошел, служил в армии, учился в семинарии и академии, да и послужить пришлось в епархиях в разных регионах России.

Самое главное - не внешние условия, а внутреннее состояние. Если оно мирное, спокойное, то и вокруг будет мир, так что надо стремиться к нему стараться удержать в сердце, это очень важно. Знаете, как от моего внутреннего состояния зависит состояние окружающих? Если бываю раздражителен или внутренне смущен, это накладывается и на тех, кто рядом. А если стараюсь стяжать мирный дух, пусть и ценой усилий, то и они чувствуют себя по-другому.

А что вы делаете, если нечто выводит вас из себя или когда возникает совершенно тупиковая ситуация, в которой вам надо принять решение?

Молюсь. Бывает, что по-человечески что-то кажется невозможным, но Бог может сделать все. «Невоз-можное человекам воз-можно Богу», - это слова Самого Христа. Тупиковых ситуаций нет, надо молиться и просить Господа и просить о молитве других, потому что соборная молитва значит многое. Через Свое Господь посещение подаст разрешение в любой ситуации.

Фотографии взяты с официального сайта Якутской и Ленской епархии.

Епископ Роман (Гаврилов Геннадий Михайлович) родился 3 февраля 1957 г. в православной семье рабочих в городе Кольчугино Владимирской области.

В 1974 г. окончил 10 классов Беречинской средней школы и в этом же году поступил рабочим на завод имени Серго Орджоникидзе.

С 1975 по 1977 гг. служил в рядах Советской армии. По демобилизации из армии был направлен на работу инспектором в отдел охраны административных зданий города Москвы.

С 1978 по 1980 гг. обучался в Московском институте стали и сплавов.

Непреодолимое желание посвятить свою жизнь служению Богу и людям в чине иноческом побудило в праздник Преображения Господня 6/19 августа 1980 г. постричься в иночество. Постриг был совершен в Свято-Троицком храме с. Низкое Московской области иеромонахом Иосифом (Балабановым).

С 14 августа по 17 декабря 1981 г. нес послушание псаломщика в Свято-Параскевинском храме с. Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области.

4/17 декабря 1981 г. в день памяти св. великомученицы Варвары и прп. Иоанна Дамаскина по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) в домовой церкви Архиерейских покоев, что при Владимирском Епархиальном управлении, настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора города Владимира, секретарем архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинным церквей Киржачского округа архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество с наречением имени Роман, в честь св. Романа Киржачского, ученика преподобного Сергия Радонежского.

В день памяти святителя Николая Чудотворца в Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимира архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день, 7/20 декабря 1981 г., тем же Преосвященным архипастырем в том же соборе рукоположен в сан иеромонаха и стал клириком упомянутого собора.

С 1 по 20 января 1982 г. был клириком Князьвладимирского храма города Владимира.

С 20 января 1982 г. по 15 апреля 1986 г. - делопроизводитель Владимирского Епархиального управления.

В 1983 г. поступил в Московскую Духовную семинарию.

18 октября 1983 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права ношения наперсного креста.

7 апреля 1985 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом возведен в сан игумена.

20 января 1986 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом к празднику Святой Пасхи награжден правом ношения палицы.

С 15 апреля 1986 г. по 2 декабря 1987 г. служил настоятелем Свято-Успенского храма города Петушки.

20 апреля 1987 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен правом ношения креста с украшениями.

2 декабря 1987 г. переведен в клир Кишиневско-Молдавской епархии.

22 декабря 1987 г. по 2 ноября 1990 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен на должность настоятеля Преображенского собора города Бендеры.

6 января 1988 г. митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом возведен в сан архимандрита.

В связи с юбилеем 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени.

14 октября 1988 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен членом Епархиального совета Кишиневского Епархиального управления. В том же году награжден Патриархом Московским и всея Руси Пименом орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени.

В 1989 г. в ознаменование юбилея 400-летия учреждения Патриаршества на Руси Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».

В 1990 г. избран членом президиума Общества милосердия города Бендеры Молдавской ССР.

18 февраля 1991 г. принят в клир Московской епархии и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен настоятелем Преображенского храма города Железнодорожного.

20 апреля 1991 г. указом митрополита Ювеналия назначен благочинным церквей Щелковского округа.

26 ноября 1992 г. назначен настоятелем Борисоглебского храма города Дмитрова Московской области с оставлением в должности благочинного церквей Щелковского округа и настоятеля Преображенского храма.

9 февраля 1993 г. избран в Епархиальный совет Московской епархии.

23 февраля 1993 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви Московского Патриархата утвержден в должности настоятеля Борисоглебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области.

С 26 марта 1993 по 9 ноября 1995 г. был благочинным церквей Балашихинского округа.

С 9 ноября 1995 г. по 7 октября 2005 г. был благочинным церквей Дмитровского округа.

С 19 сентября 1997 г. по 7 октября 2005 г. служил настоятелем Успенского кафедрального собора города Дмитрова Московской области.

28 июля 2003 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

10 декабря 2004 г. назначен благочинным монастырей Московской епархии.

С 13 мая 2005 г. по 18 октября 2005 г. являлся настоятелем Елисаветинской церкви города Дмитрова Московской области.

8 августа 2005 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием поручено временное исполнение, по совместительству, обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области и обязанностей благочинного церквей Чеховского округа.

7 октября 2005 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви назначен настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района, Московской области и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен благочинным церквей Чеховского округа.

В 2006 г. окончил Московскую Духовную семинарию. На кафедре богословия написал по предмету «Основное богословие» дипломную работу на тему «Критический анализ мировоззренческой стороны трудов академика М.С.Норбекова». В этом же году зачислен на I курс экстерната Московской Духовной Академии (Богословское отделение).

В 2008 г. окончил Московскую Духовную Академию.

Епи́скоп Рома́н (в миру Геннадий Михайлович Гаврилов ; 3 февраля , город Кольчугино , Владимирская область) - епископ Русской православной церкви , епископ Серпуховской , викарий Московской епархии , благочинный монастырей Московской епархии, настоятель Высоцкого монастыря города Серпухова Московской области . Тезоименитство - 29 июля (11 августа).

Биография

Родился в православной семье из рабочих в городе Кольчугино Владимирской области.

В 1990 году избран членом президиума Общества Милосердия города Бендеры Молдавской ССР .

20 апреля 1991 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен благочинным церквей Щёлковского округа .

Награды

Церковные

Напишите отзыв о статье "Роман (Гаврилов)"

Примечания

Ссылки

  • // Патриархия.Ru
  • на сайте Московской епархии
  • // Открытая православная энциклопедия «Древо»
  • на сайте фонда «Русское Православие»

Отрывок, характеризующий Роман (Гаврилов)

Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза. Но только что он закрывал глаза, он видел пред собой то же страшное, в особенности страшное своей простотой, лицо фабричного и еще более страшные своим беспокойством лица невольных убийц. И он опять открывал глаза и бессмысленно смотрел в темноте вокруг себя.
Рядом с ним сидел, согнувшись, какой то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении. Человек этот что то делал в темноте с своими ногами, и, несмотря на то, что Пьер не видал его лица, он чувствовал, что человек этот беспрестанно взглядывал на него. Присмотревшись в темноте, Пьер понял, что человек этот разувался. И то, каким образом он это делал, заинтересовало Пьера.
Размотав бечевки, которыми была завязана одна нога, он аккуратно свернул бечевки и тотчас принялся за другую ногу, взглядывая на Пьера. Пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу. Таким образом аккуратно, круглыми, спорыми, без замедления следовавшими одно за другим движеньями, разувшись, человек развесил свою обувь на колышки, вбитые у него над головами, достал ножик, обрезал что то, сложил ножик, положил под изголовье и, получше усевшись, обнял свои поднятые колени обеими руками и прямо уставился на Пьера. Пьеру чувствовалось что то приятное, успокоительное и круглое в этих спорых движениях, в этом благоустроенном в углу его хозяйстве, в запахе даже этого человека, и он, не спуская глаз, смотрел на него.
– А много вы нужды увидали, барин? А? – сказал вдруг маленький человек. И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы. Маленький человек в ту же секунду, не давая Пьеру времени выказать свое смущение, заговорил тем же приятным голосом.
– Э, соколик, не тужи, – сказал он с той нежно певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. – Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить! Вот так то, милый мой. А живем тут, слава богу, обиды нет. Тоже люди и худые и добрые есть, – сказал он и, еще говоря, гибким движением перегнулся на колени, встал и, прокашливаясь, пошел куда то.
– Ишь, шельма, пришла! – услыхал Пьер в конце балагана тот же ласковый голос. – Пришла шельма, помнит! Ну, ну, буде. – И солдат, отталкивая от себя собачонку, прыгавшую к нему, вернулся к своему месту и сел. В руках у него было что то завернуто в тряпке.
– Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. – В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!
Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть.
– Что ж, так то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру.
– Картошки важнеющие, – повторил он. – Ты покушай вот так то.
Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого.
– Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати.
– Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались?
– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.