Главная · Измерения · Филарет милостивый молитва. Значение филарет милостивый в православной энциклопедии древо

Филарет милостивый молитва. Значение филарет милостивый в православной энциклопедии древо

5 сильных молитва святому праведному Филарету Милостивому

5 (100%) 5 голос.

Молитва святому Филарету Милостивому о деньгах и благополучии

«О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнщахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!»

Молитва об удачном замужестве дочери праведному Филарету Милостивому

«О святый угодниче Божий, праведне Филарете! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.»

Молитва праведному Филарету Милостивому от нищеты

«Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушсни быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого праведного Филарета воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.»

Молитва святому Филарету Милостивому об укреплении веры

«К вам, о святии вси и святый праведный Филарете, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.»

Благодарственная молитва праведному Филарету Милостивому

«О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братии ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому праведному Филарету, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!»

3 Мф. 25:10. - Все сделанное человеком в земной жизни для ближних или последователей Христовых Господь относит к Себе, и награждает как бы за сделанное Ему Самому.

4 Т. е. ветхозаветному библейскому патриарху Аврааму. В своей жизни Авраам представляет нам образец весьма многих и самых поучительных добродетелей, как например: человеколюбия, кротости, правоты, терпения, миролюбия, великодушия, бескорыстия, гостеприимства, и особенно - благочестия, твёрдой и непоколебимой веры и упования на Бога, глубочайшего смирения и благоговения пред Ним, совершенной покорности Ему и всецелой преданности в волю Его. - См. кн. Бытия гл. 11 и далее.

5 Иов - ветхозаветный великий праведник; хранитель истинного откровения и богопочтения в роде человеческом во время усиления языческого суеверия после рассеяния народов; известен своим благочестием и непорочностью жизни; был испытан от Бога всеми несчастьями, среди которых, однако, остался непоколебимым в вере в добродетели. История Иова подробно изложена в книге его имени.

6 Под Измаильтянами (т. е. потомками Измаила) здесь разумеются Арабы - магометане, могущество которых в VIII столетии по Р. Хр. было в полном расцвете. Быстрый и необычайный рост магометанского могущества был несчастием для Византии. Магометане вели с Греками непрестанные и опустошительные войны. Знаменитый халиф Арабский - Гарун-аль-Рашид восемь раз предпринимал опустошительные походы против Византии; от этих набегов прежде всего страдали всегда области Малой Азии, где жил праведный Филарет. При приближении свирепых врагов, жители спешили укрыться в горные ущелья, в леса, оставляя на произвол судьбы свои дома и хозяйство. Нередко, по уходе врагов, цветущие области обращались в пустыни. Так это именно и было во времена праведного Филарета.

7 "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими " (Иов 2:10) - т. е. не произнес никакой хулы па Бога.

8 По поводу сих слов Спасителя святой Иоанн Златоуст говорит: "Христос сими словами не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему.

9 Императрица Ирина - супруга императора Льва 4-го Хазара, иконоборца. За свое ревностное иконопочитание она потерпела гонение от своего мужа. После его смерти, Ирина вступила на престол вместе с малолетним сыном Константином (780 г.). При ней было восстановлено иконопочитание и, по ее настоянию, созван был VII Вселенский собор, на котором провозглашена истина иконопочитания и осуждено иконоборство. [Собор происходил в Никее в 787 г.] Сын Ирины и Льва 4-го Константин царствовал под именем Императора Константина VI, Порфирородного - до 797 года. Ирина царствовала и после сына- до 802 года.

10 Титул патрициев принадлежал первоначально лишь детям сенаторов, которые назывались по латыни рангеа. Потом это название стало прилагаться ко всем лицам благородного римского происхождения. Но император Константин сделал титул патриция личным достоинством, которое было даруемо высшим чиновникам, но не переходило по наследству.

11 Лонгобарды - один из народов Германского племени.

утвердить с ним мирные отношение.

12 Спафарий - оруженосец, царский телохранитель.

13 Литра - фунт, византийская мера веса, равная 72 золотникам; в серебре стоила до 42 руб, а в золоте до 606 руб. Эту меру нужно отличать от литра - меры сыпучих и жидких тел.

14 В этом стихе псалма Давид свидетельствует пред Богом, что он ни сердца высокомерного, ни очей надменных не имел, но как был смирен сердцем, так и очами показывал смирение. - Ходить в великих и дивных означает тоже, что хвалиться великими и славными делами. Псалмопевец смиренно признается, что он, стоя на высокой степени достоинства, утверждался более на смирении, нежели на гордости; и потому ни словами, ни делами не превозносился выше себя.

15 Святой Филарет жил после брака внучки, бывшего в 788 г., четыре года, - следовательно скончался в 792 году.

Аудио

Жизненный путь этого угодника Божия во многом схож с житием ветхозаветного праведника Иова, для нас это ярчайший пример того, как за богатство - этот дар Божий - человек может приобрести себе Царство Небесное. О святом, во имя которого в Покровском храме Святогорской обители до революции имелся освящённый придел, - в проповеди Святогорского архипастыря.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Приходя в воскресный день в храмы Божии, братья и сестры, мы, слушая Евангельские чтения, износим для себя уроки - как нам жить по-христиански в этом мире. Евангелие является учебником благочестия для нас. Оно созидает в нас человека, оно воспитывает в нас человека, который способен вселиться в вечное нескончаемое Небесное Царство, вечное нескончаемое бытие - быть с Самим Богом в Вечности.

И вот сегодня мы слышим повествование Святого Евангелия. Приходит юноша ко Христу и спрашивает: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь, называя Закон и Заповеди Божии, отвечает ему: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». Юноша отвечает Ему: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» И тогда Господь ему говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:16-21).

И Писание говорит, что юноша заскорбел. Заскорбел, потому что был очень богат. Отошёл он от Христа, и тогда Господь, чтобы слышали все, вслед ему произнёс: «Трудно богатому войти в Царство Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:22-24).

И мы в сегодняшний день задумываемся, братья и сестры: неужели материальный достаток, богатство само по себе является препятствием в достижении Небесного Царства? Нет, не само богатство является препятствием, не сам материальный достаток является препятствием, но пристрастие к этому богатству, пристрастие к этому материальному достоянию, когда для человека это становится целью жизни. Вот что является препятствием для вхождения человека в Вечность и Небесное Царство.

Мы много примеров знаем из истории, братья и сестры, когда люди богатые - цари, великие князья - владетельные люди имели множество, казалось бы, и богатства, и власти, и славы, и чести, но все это они имели как не имеющие. А некоторые из них хоть и пленялись пристрастием к этому богатству и внешнему материальному достоянию, впоследствии, одумываясь, начинали жить по-христиански и само богатство употребляли как дар Божий, с помощью которого, наоборот, можно приобрести Небесное Царствие.

И пример тому - ныне празднуемая память святого праведного Филарета Милостивого - сего мирянина, сего старца из Пафлогонской страны, который жил в VIII веке, скончался 90 лет отроду в мирском чине. Не священником, не епископом, не патриархом, не царём был - простым мирянином. Церковь воспевает его как святого мужа, а к имени его «Филарет» добавила слово Милостивый. Что же за причина?

Житие этого угодника Божия говорит, что жил он в стране Пафлогонской, был из добродетельной семьи. Родители его, Георгий и Анна, воспитали его в благочестии. Добродетельной жизни была и его супруга его Феозва. Троих детей имел он - сына Иоанна и двух дочерей - Ипатию и Еванфию. И дети были на радость ему, и жил он зажиточно, и был одним из знатнейших людей Пафлогонской страны. Но Господь испытал его, как праведного Иова. При жизни Филарет творил множество дел милосердия. Входя в храм, слушая Святое Евангелие, он думал: «Зачем мне, одному, всё это богатство? Ведь оно не пойдёт со мной в Царство Божие, ведь я с собой ничего не заберу». И он творил обильную милостыню, и кто бы ни приходил к нему с просьбой, всегда был утешен от этого благочестивого мужа Филарета.

В нашествие сарацин была разграблена Пафлогонская страна, разорены и разграблены города и селения. Этой же участи подвергся и святой праведный Филарет. Он обнищал до такой степени, что от многочисленных стад овец, коров, волов, лошадей, от многочисленных рабов у него и осталась только пара волов да одна лошадь, корова с телёнком и двое верных ему рабов, которые в бедности не оставили своего господина, у которого из земли осталась всего лишь одна нива, которую он сам стал возделывать, чтобы добыть от труда своих рук хлеб насущный.

Но и здесь Господь испытывал его милость, чтобы показать всем - что как светильник, поставленный на свещнице, житие сего праведного мужа - его милосердие к нищим не лицемерное. К нему по старой памяти продолжали приходить жители Пафлогонской страны, разорённые набегом сарацин. И вот у одного из них пал вол - Филарет отдал ему вола, одного из пары. А когда и второй пал - отдал ему и второго вола. Один из бедняков пришёл его просить телёнка от коровы - он отдал ему телёнка. И хотя жена и ругала его, как пишется в житии святого праведного Филарета, называя бесчувственным мужем, который хочет смерти своей семье, он, вооружившись верой в Бога, в надежде на промысел Божий, продолжал творить милосердие.

И когда корова начала реветь без телёнка, супруга ему сказала: «Если ты не жалеешь нас, ты хоть животное пожалей. Посмотри, ты телёнка отдал, он без матери долго не проживёт. И милостыню ты не подал телёнком тому человеку бедному, и от коровы, у которой ты отнял телёнка, тоже толку не будет…»

И тогда он сказал своей супруге: «Ты права» - и повёл корову, и отдал её тому человеку к телёнку в придачу. На что супруга с детьми, как замечает писатель жития, стала отдельно от него садиться кушать. И когда он пришёл и спросил: «Почему же вы кушаете без меня?», она в ответ ему сказала: «Ты же ангел, тебе пища телесная не нужна. Если ты ангел, то и питайся по-ангельски, а мы будем питаться по-человечески». Даже супруга с детьми не давали ему куска хлеба в это тяжёлое голодное время. И тогда он говорит: «Ну что ж, вы не хотите дать мне кусок хлеба как отцу, но хотя как странника кормите меня - отделите часть своей трапезы». И они кормили его как странника.

Многие другие примеры его личного благочестия приводит описатель сего великого праведника Филарета Милостивого. Но Господь его веру не посрамил. Тогда царствовала в Константинополе императрица Ирина. По смерти Константина, её мужа, на престол готовился вступить её сын, будущий император Константин Порфирородный. Для этого нужно было сочетать будущего юного императора браком. Были разосланы всюду слуги, чтобы искать благочестивую и красивую супругу для будущего императора. И когда они пришли в Пафлогонскую страну, увидели хоть и большой, но весь в нищете дом Филарета Милостивого. Но увидели ещё, какое у него было богатство - благочестивые дети и внуки, которые были воспитаны примером и наставлениями благочестивого отца и деда. Они увидели, что внучки сияют такой красотой, которая соединяется со смирением, с трудолюбием, с уважением к старшим. Они сказали: «Воистину, мы прошли многие земли, всю Византийскую империю, но более красивой императрицы для нашего императора и более благочестивой мы не найдём». И одна из внучек Филарета Милостивого, Мария, стала супругой императора Византийского. Две дочери также были выданы за знатных мужей, а сын его, Иоанн, был принят ближайшим царским телохранителем.

И нищета Филарета, причиной которой было и разорение сарацин, и его, по мнению мирскому, расточительное милосердие, восполнилась величайшими богатствами. Но как человек при этом - возгордился ли? Житие говорит, что он приходил регулярно, чтобы проведать свою внучку, императрицу, и император с честью принимал его. Он всегда приходил в бедных одеждах. И когда ему говорили: «Ведь ты сродник императора, дед императрицы, одевай пурпурные одежды, золотой пояс и в таком виде являйся к императору».

На что Филарет всегда со смирением и нищелюбием Христовым оправдывался, и за это был не менее любим императором, как если бы одевал драгоценные одежды. А пожив в Константинополе, он однажды пригласил к себе молодого императора и внучку-императрицу, а своим ближайшим сказал: «Я приглашу императора и сановитых слуг его знатного рода, а вы накройте обильную трапезу не только в доме, но и во дворе столы расставив».

Все сотворили так и ждали императора со свитой. Но вот пришёл император, за ним императрица, а вслед за ними открылись ворота и во двор вошли множество убогих, калек, нищих - людей старых, немощных, которые не имели куска хлеба насущного. «Свитой царской» он назвал нищих. И тогда все поняли, что он ожидал не только императора земного к себе в гости, а ждал Небесного Царя, Христа Спасителя, Который за его милосердие вместе со своими сановниками, вместе со своими знатными людьми - нищими, пришёл и посетил Своего праведника.

Прожил Филарет Милостивый 90 лет. Под конец жизни своей он попросил родственников: «Я прошу вас, отделите часть моего имения, которое полагается мне по праву». Те отделили, не понимая, зачем нужно 90-летнему старцу часть имения. Тогда он сказал: «А теперь я прошу своих сродников выкупить у меня эту часть имения». Те выкупили. И он взял средства от выкупленной части имения и всё раздал нищим. Сам же пошёл в женский монастырь города Константинополя и попросил игумению, чтобы она выкопала ему могилу и сделала гроб, в котором он был бы погребён.

И после девяти дней, призвав к себе императора и императрицу, и всех своих сродников, попрощавшись с ними, пророчески, имея дар прозрения, предсказав каждому из них дальнейшую жизнь, Филарет Милостивый мирно скончался на очах императора, на очах всех собравшихся и горько оплакивавших его кончину.

В день же погребения монастырь наполнился нищими, убогими, немощными людьми. И было такое, чудо, что невозможно было вынести гроб и пронести его до могилы, потому что, как муравьи, нищие его окружали. Вопли и рыдания следовали за гробом сего праведника так, что император рыдал, не сдерживаясь, глядя на такой плач народный по своему благотворителю.

А супруга Филарета Милостивого, пожив впоследствии благочестиво, подражая мужу в благотворительности, скончалась также в благочестии и погребена была рядом с ним.

Вот мы, братья и сестры, видим, что человек был богатый, но не целью жизни было для него это богатство. И таковых примеров мы можем приводить и приводить нескончаемое множество. Святой благоверный Даниил Галицкий более 20 храмов построил, украсив их златом и серебром, а во дворце спал на охапке соломы. Мы воспоминаем Евдокию Стрешневу - первую императрицу рода Романовых, первую царицу Русскую, как она была избрана на Царство Михаилу Фёдоровичу. Воистину, житие этой императрицы, братья и сестры, достойно внимания.

После смутного времени, после польского нашествия, когда Отечество наше было разорено, был избран на царский престол Михаил Фёдорович Романов. Юного шестнадцатилетнего царя нужно было сочетать браком, и были посланы посыльные во все концы, чтобы собрать боярского рода девушек, из которых бы царь мог выбрать себе невесту.

И вот однажды посыльные прибыли в одну местность. Поместья двух братьев Стрешневых стояли рядом. Один из них в польско-литовское нашествие сохранил своё богатство и жил зажиточно. Другой же, Лукиан Стрешнев, настолько обеднел, что жил, как крестьянин. К тому же он был вдовцом - супруга его умерла. Он сам возделывал свою ниву. Дочь его жила в бедности, сиротой, без материнского воспитания. Но поскольку они были боярского рода, дочь его, Евдокию Стрешневу, тоже призвали на смотрины к царю. До этого она часто жила у своего знатного дяди, чтобы научиться какому-то рукоделию от своих двоюродных сестёр, а те часто как служанку для себя использовали, помыкая и всячески насмехаясь над нею.

И вот когда они ехали на смотрины, Евдокия, будучи смиренной и благоразумной, сказала: «Сёстры, а вдруг кого-то из нас царь выберет себе в жёны. Давайте дадим слово, что мы потом друг друга не оставим помощью». Те же, как всегда, посмеялись над ней, говоря: «Не ты ли, нищенка, думаешь царицей стать?» И так всю дорогу потешались над ней. А когда прибыли в царствующий град, и царь вместе со своей матерью, инокиней Марфой, начал избирать себе супругу, то ему приглянулась кроткая, смиренная, на которой отпечаток благочестия был, - Евдокия Стрешнева. И он сказал матери своей, инокине Марфе, что никто ему так не пришёлся по сердцу, как Евдокия Стрешнева. Тогда мать, отозвав его, сказала: «Сынок, она ведь из обедневшего рода. Они ведь бедно живут, как нищие. Нас же бояре не поймут». И тогда он сказал матери: «Вспомни, когда мы в польско-литовское нашествие скрывались, бегая от поляков, крестьяне скрывали и берегли нас. А то, что она испытала бедность, значит, она будет милостивой царицей для своих подданных и будет скорой слышательницей их просьб». Тогда мать-царица, слушая слова с рассуждением своего сына, согласилась. Так Евдокия Лукьяновна Стрешнева была объявлена царицей, избранной супругой царя Московского.

Посланы были за царским тестем слуги. Они прибыли в селение, когда он пахал свою ниву. Пахал на бедной лошадёнке, сохой. И когда они с поклоном земным подошли к нему на поле, как царскому тестю, воздавая честь, и сказали, что его дочь избрана царицей, он, махнув рукой, сказал: «Это вы ошиблись. Вы посланы к моему брату, его имение рядом. Пойдите туда». И тогда они спросили: «Ты Лукиан Стрешнев?» - «Я Лукиан». - «Твоя дочь Евдокия Стрешенева?»-«Моя дочь». - «Так она избрана царицей». Тогда Лукиан Стрешнев упал на пахоте на колени, воздел руки свои к небу и рыдал навзрыд, благодаря Бога за то, что Господь устроил так судьбу его дочери.

И вот царская свадьба. Пир. Многие знаменитые гости один за другим вносят свои подарки. В ряду гостей знатных и именитых к царскому столу подходит Лукиан Стрешнев, царский тесть, отец царицы и говорит: «Дочь моя, много тебе сегодня подарков дарили. Хочу и я преподнести тебе свадебный подарок». Встала царица и, смутившись, говорит, как бы боясь за его позор: «Отец, мы жили бедно, что ты можешь мне подарить?» Но он тогда сказал при всех: «Нет, дочь моя, дороже подарков, чем я, тебе никто не даст». И вслед за ним внесли простую сельскую скрыню. Открыли её. Он достал из этого сундучка холстину простую деревенскую и сказал: «Вот, дочь моя, эту холстину исткали руки твоей покойной матери, - достал свитку. - А вот эта свитка пропитана моим потом. В ней я пахал пашню, когда меня известили, что я - царский тесть, - достал и платок. - А вот этим платком я отирал благодарные Богу слёзы, когда услышал, что ты избрана царицей».

Царь с царицей вышли к нему из-за стола, целовали его, своего отца и тестя.

А этот сундучок был поставлен на видное место в царском дворце как великое сокровище - для напоминания, что пережили они: чтобы не возгордились и для укрощения собственного самомнения. Правильно рассудив, поставили как великую драгоценность этот малый сельский сундучок в своём дворце.

Много можно продолжать и продолжать приводить примеры, братья и сестры, - примеры, когда люди богатые были как не имеющие богатства. И мы, заглянув в нашу отечественную историю, не говоря уже о житиях святых, множество найдём таких примеров. И помните всегда, что сегодня Господь говорит через Святое Евангелие, наставляя и назидая нас: не богатство является препятствием в Царство Небесное - не богатство, а отношение к этому богатству. И в связи с этим хочется вспомнить ещё один случай, который произошёл в городе Ельце. Город Елец был город благочестивый, купцы отличались благочестием и воздвигали великолепные храмы. И вот один из купцов елецких воздвиг великолепный храм Архангела Михаила. Храм отличался таким благолепием, что в своё время писатель Иван Бунин говорил: «Кто видел в Ельце храм Архангела Михаила, тот никогда не удивится красоте собора святого Петра в Риме». То есть настолько собор велик был по благолепию.

И вот когда купец построил этот храм, он решил пригласить туда местного праведника - протоиерея Иоанна Борисовича Жданова, который был духовным чадом святителя Тихона Задонского. Его почитали за прозорливца, за мужа праведного и святого. И, желая услышать похвалу из уст праведника, купец и пригласил протоиерея Иоанна в новопостроенный храм прежде освящения. Зашёл протоиерей в храм, совершил поклонение перед иконами храмовыми, встал посреди храма, воздел руки и сказал: «Господи, благодарю Тебя, Милосердный, что Ты помог сему рабу Божию воздвигнуть столь великий храм в похвалу Твоего имени. Но думается мне, что если собрать всех обиженных, обездоленных и по миру пущенных этим купцом, то, пожалуй, эта церковь их не вместит».

Как громом поражённый стоял купец, слыша вместо похвалы обличение из уст праведника. Но все-таки на душу купца, пристрастившегося к богатству и забывшего о заповедях христианских, это слово праведника возымело действие. И тогда он сказал, павши на колени: «Отец Иоанн, что мне сотворить, чтобы Царства Небесного не лишиться?» И тот ему сказал: «Кого помнишь, кого обидел чем, из половины твоего имения раздай и возврати тобою обиженным. А остальную часть имения продай и раздай нищим - только так ты спасёшь свою окаянную душу». И купец поступил по слову протоиерея Иоанна, совершив всё, как он сказал: раздал обиженным и нищим всё своё имение. А храм Архангела Михаила по сегодняшний день стоит в городе Ельце как памятник благочестия, памятник раскаявшейся душе купца, который чуть было богатство не возвёл в ранг Бога.

И в сегодняшний день, братья и сестры, слыша эти добрые примеры из нашей отечественной истории и житий святых угодников Божиих, и мы будем стараться так, чтобы богатство не было причиной нашей жизни здесь, на земле, потому что ничего мы с собой не заберём.

Я вспоминаю часто слова моей мудрой бабушки, когда она говорила, что раньше люди жили не бедно - они умели довольствоваться малым. А нам сейчас, задумайтесь каждый сами над собой, всё нам сейчас чего-то мало. Всё стараемся что-то приобрести, что потом годами лежит в шкафах и мы им попросту не пользуемся. И то, что мы могли употребить на какие-то добрые дела для спасения своей души, оказывается просто пустой тратой, идущей в никуда. Сколько в наших домах пустых побрякушек, сколько посуды, которая стоит в сервантах и которой мы пользуемся только к празднику, и два-три раза в год протираем от пыли. Сколько вещей, которыми мы не пользуемся, сколько такого в нашей жизни, что нам абсолютно не нужно.

И мы, братья и сестры, беря пример из жизни угодников Божиих, постараемся, чтобы тем, что Господь даёт нам из материальных благ, творить милостыню. «Милостыня, - говорит Священное Писание, - избавляет от смерти» (Тов. 4:10) , а в другом месте - «Блаженны милостивии, - говорит Господь, - яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7) .

И если мы желаем, братья и сестры, помилованными быть от Бога за грехи наши, за беззаконие наше, то будем творить милостыню по слову Христову и по примеру святых угодников Божиих. Аминь.

14 декабря , Православная Церковь празднует
День святого Филарета Милостивого .


Для меня вот уже 22 года, это особый день. Это День моих именин (тезоименитства). Святой Филарет, это мой небесный покровитель. Святой человек Филарет, который не был ни монахом, ни священником, ни мучеником, ни чудотворцем, ни церковным писателем, ни целителем.

Это был самый обыкновенный человек, как и мы все, человек светский, женатый. Но своими добрыми делами, своей милостью к близким людям, своей праведной христианской жизнью, он заслужил святости от Бога.


Что такое святой человек? Это ОСОБЫЙ ЧЕЛОВЕК, особый пред Богом! Жизнь Филарета, это пример всем нам, что и каждый из нас может стать святым, если будет ОСОБЕННЫМ, вне грешной толпе. Быть особенным и выделятся, наверное всегда трудно. Всегда легче жить в серой массе. Особенность, это выделяться, получать насмешки и недовольства окружения, но порой это того стоит, чтобы унаследовать самую большую награду, Царства Небесного.

Почему нам даются описание жизни святых? Чтобы мы брали пример и хоть немного им подражали своею жизнью, хоть бы совсем чуть-чуть брали эту особенность от них. ведь святой Филарет при жизни совсем не мечтал, что он станет святым, как наверное об этом не мечтал ни кто из святых. Кроме того, святые, далеко не все те люди, что вписанные в календарь. Это только известные Церкви люди, но сколько много таких праведников не прославлено Церковью, но прославлено Богом, этого ни кто не знает кроме Бога.

Итак, кем же был, этот святой Филарет и что он такого сделал, что стал святым?

Византийский землевладелец армянского происхождения из малоазийской провинции Пафлагонии живший в 8 веке. Пафлагонцы слыли за грубый, суеверный и глуповатый народ, у которых был свой особый язык не понятный для Греков, но они были превосходными наездниками. Рыболовство, лесной промысел и разработка богатых медных рудников обогащали главным образом греческих колонистов. Во время лидийского и персидского господства в Пафлагонии правила местная династия, которой около 400 года до н. э. принадлежала и северная часть Каппадокии. Столицей при этой династии и единственным важным городом внутренней страны был Гангра (ныне Kjankari ). Жил в этих землях, в этом народе и Филарет, на территории современной Турции, в селе Амния, на берегу одноимённой реки.

Благородные родители его, Георгий и Анна, с детства воспитали его в благочестии и страхе Божием, и жизнь его украшалась целомудрием и всякими другими добродетелями. Достигнув совершенного возраста, Филарет вступил в супружество с благородной и богатой девицей, по имени Феозвою, от которой у него родились трое детей: сын - Иоанн и две дочери - Ипатия и Еванфия. Бог благословил блаженного Филарета, как в прежние времена праведного Иова, и умножением его имущества и изобильным богатством. Были у него и многочисленные стада и села, плодоносные нивы и изобилие во всем; сокровищницы его были полны всяких земных благ и многое множество рабов и рабынь служили при доме его. И был известен Филарет, как один из знаменитых вельмож той страны. Обладая таким великим богатством и видя, как в то же время многие бедствуют от бедности и крайней нищеты, он чувствовал к ним сострадание и, в умилении души, говорил себе: - Неужели так много благ получил я от руки Господней только ради того, чтобы самому одному ими питаться и жить в наслаждении, угождая своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими.

Согласно житию, отличался необыкновенной добротой и отзывчивостью к нуждам окружающих . Его дом был разграблен во время одной из арабо-византийских войн. Арабо-византийские войны — ряд военных конфликтов между Арабским халифатом и Византийской империей в течение VII —XII веков. Начало войн ознаменовало вторжение арабов в Византию в 630-е годы и начало территориальных захватов с их стороны. В результате этих войн Византия лишилась большого количества своих территорий на востоке и юге: Палестины, Сирии, Армении, Египта, Северной Африки, Кипра, Крита, Сицилии, части Малой Азии . Несмотря на это, остатки своего богатства, свой скот и свои запасы он раздал беднейшим соседям, пострадавшим больше его. Этим он вызвал возмущение жены и детей , но неизменно отвечал, что дающему воздастся сторицею. В итоге, друзья Филарета сами начали выручать старика: его друг сборщик налогов прислал ему сорок мешков зерна, а жители соседних деревень дали ему баранов.

Филарет так прославился милосердием к людям вплоть до собственной бедноты, что императрица Ирина на смотре невест для своего сына Константина VI выбрала незнатную Марию, его внучку . Практически Филарет сделался дедушкой императрицы и конечно смог разбогатеть за счёт этого и уже помогать беднякам живя в императоском дворце.

Факт, что это не вымысел, Византийской истории известны все эти персонажи.

В Венеции над алтарём собора, где находятся мощи святого апостола и Евангелиста Марка, изображена императрица Ирина Византийская жившая в конце 8 - начале 9 века в Константинополе. Именно она и нашла внучку Святого Филарета, Марию в жёны своему сыну, императору Константину Четвёртому, прозванному Слепым .


Стала женой императора Льва IV Хазара в 768 году. Известно, что Ирина была очень набожна, но горячего характера. От брака со Львом у Ирины 14 января 771 года родился её единственный сын Константин, ставший последним представителем Исаврийской династии. Император Лев был отравлен, и после смерти мужа Ирина была провозглашена регентом при 9-летнем сыне, императоре Константине VI .

Заключив в 781 году вынужденный мир с арабами и одержав в следующем году победу над славянами в Греции, Ирина обручила в 783 году своего несовершеннолетнего сына с 8-летней дочерью Карла Великого Ротрудой . По мнению А. В. Карташёва, это было сделано в целях достижения религиозного мира с Западом. К Ротруде был приставлен евнух Элизий, чтобы научить франкскую невесту греческому языку и византийским обычаям.

В 788 году свадьба Константина с дочерью франкского короля Карла Великого расстроилась, несмотря на то, что, по свидетельству Феофана, он испытывал к ней симпатию. Причины отмены свадьбы точно неизвестны.

В 788 году, желая женить сына, Ирина организовала так называемый смотр невест, впервые введённый в практику византийского двора. По стране были разосланы доверенные чиновники с набором требований для идеальной невесты, куда входили такие параметры, как рост, длина стопы, размер головы и, конечно, отношение к иконам в семье. Из 13 кандидаток, представленных ко двору, Ирина выбрала для сына в жёны юную незнатную армянку, уроженку Пафлагонии Марию Амнийскую, внучку святителя Филарета Милостивого .

Что касается внучки, святого Филарета, Марии, то в браке Мария родила двух дочерей — Евфросинию и Ирину. Сам брак продлился около семи лет. Матерью Константина была начата компания по устранению своего сына от власти. По предположению Феофана, главным действием Ирины по дискредитации сына стала поддержка его любовной связи с Федотой, одной из придворных дам. Константин, не любивший супругу, поддался на уговоры матери. Сначала император просил патриарха Тарасия расторгнуть его брак с Марией, заявив что она покушалась отравить его.
После отказа патриарха, заявившего, что единственным основанием для расторжения брака является доказанное прелюбодеяние, в январе 795 года Константин насильно заставил Марию принять монашество , а сам женился на Федоте и даже короновал её (чего Мария в своё время не удостоилась ). Событие вызвало волнения среди христиан, монастырь на Олимпе даже отложился от византийской церкви, ставя в вину патриарху Тарасию постриг Марии .

Вместе со своими дочерьми Мария была сослана в монастырь на одном из Принцевых островов (ныне это острава Адлар, 9 островов вблизи Стамбула в Мраморном море ), где скончалась монахиней в 821 году. Одна из дочерей Марии Евфросиния (правнучка святого Филарета) около 823 года стала женой императора Михаила Травла II . Сам Михаил был человеком малообразованным не смотря на то, что был императором и его брак с Ефросиньей наделал очень много шума, так как Ефросинья тоже как и мать и сестра уже была монахиней.
Когда около 824 года умерла первая жена Михаила Фёкла, он женился вторично, и этот брак вызвал скандал среди подданных, поскольку выбор императора пал на монахиню — Евфросинью . Сам Михаил всё это понимал и шёл на этот брак только ради того чтобы предать легитивность своему положению и породниться с членами бывшей правящей династии. Ведь Ефросинья была хоть и монахиня, но дочь Константина и внучка Ирины.
Умер Михаил II 2 октября 829 года от болезни почек, и престол занял его сын от первого брака Феофил, который ещё с 821 года был соправителем отца. С Ефросиньей детей не было и потому на правнучке родословная Святого Праведного Филарета обрывается.
Судьба второй правнучки Филарета, монахини Ирины истории неизвестна.

Что касается дальнейшей жизни Константина и его матери Ирины после того, как внучка Филарета Мария была отправлена в монастырь со своими дочерями. То второй брак Константина закончился тем, что по приказу Ирины, её сыну Константину выкололи глаза и ослепили. А его жену Феодоту уже беременную, Ирина отправила в монастырь. Сын Константин вскоре умер, а Ирина была свергнута 31 октября 802 года в ходе заговора, организованного логофетом Никифором, ответственным за финансы империи («главный счётчик »).
Ирину сослали в ссылку на греческой остров Лесбос. 9 августа 803 года Ирина скончалась. Её тело было перевезено в построенный ей самой монастырь на остров Принципа, а позднее перезахоронено в Константинополе в церкви Святых апостолов.

Ирина, причисленная вскоре после смерти Православной церковью к лику святых, как ревнительницу благочестия и православия, которая «более любя Бога и Его правду, чем своего собственного сына… приказала ослепить его », а приняв затем самодержавную власть «исправила все то, что пришло в расстройство в царствование её сына ». Одна из главных заслуг Ирины и причина к прославлению святых, стало то, что она в языческое время сохраняла и отстаивала в Византии иконопочитание.


Церковь Филарета Милостивого в Можайском районе, Спассо Бородинского монастыря.

Так же известно, что святой Филарет обладал даром пророчества. Всем внукам и внучкам, а известно три внука и три внучки было у Филарета, он им предсказал будущее перед смертью. что у Филарета был сын Иоанн , и от него Филарет имел четырёх внуков. Средний внук принял монашество и 24 года жил в монастыре до своей смерти. У старшего внука была заграничная богатая жена, о внуке младшем история умалчивает. Из ещё одного исторического интересного сведения родословной Святого Филарета известно, что родную сестру Марии, вторую внучку Филарета по имени Миранфию выдали замуж за патрикия Константинакия, а двоюродную сестру Марии, так же внучку Филарета по имени Ипатию за лангобардского короля Аргуса . Но о их жизни ни чего истории не известно.

Сергиев Пасад. Домашняя церковь Св. Филарета милостивого в Патриаршьих покоях.

Святой Филарет скончался в 792 году. На четвёртом году замужества внучки Марии.

Услышав о преставлении святого, в монастырь поспешил прибыть царь с царицею и с вельможами своими, и целовали святое лице Филарета и руки. И плакали все о кончине его и подавали щедрую милостыню бедным в память его.

Блаженная же Феозва, жена святого Филарета , по погребении честного тела мужа своего, возвратилась из Царьграда в свое отечество, страну Пафлагонскую, и там употребила богатство свое, полученное от царя и царицы, на построение и возобновление храмов Божиих, сожженных Персами в прежнее время. Снабдила также она те храмы священными сосудами и одеждами. Учредила еще она там монастыри, странноприимные дома и убежища для нищих и больных, и затем снова отправилась в Константинополь к внучке своей, царице Марии. Здесь, проведя остальное время своей жизни в служении Богу, она мирно почила о Господе и погребена была при могиле своего праведного мужа.

Иерусалим. Маслиничная гора. Церковь Филарета Милостивого.

Тропарь, глас 4:
Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущым, и лишение сих терпел еси мужественне. Сего ради светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш, Егоже моли спастися душам нашым.

Кондак, глас 3:
Истинно всеизрядная твоя купля зрится, и мудрою быти судится всеми благомудрствующими: отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя горних и вечных. Темже и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете.