Главная · Сети · Философия ее предмет структура и специфика. Структура и предмет философии

Философия ее предмет структура и специфика. Структура и предмет философии

Философия

Объект философии – бытие в целом.

Предмет философии

структуру :

· История философии;

· Теория философии.

Теория философии

Функции философии:

Философия.



Мировоззрение

Мифологическое мировоззрение Религиозное мировоззрение Философия

1-ый этап.



2-ой этап.

3-ий этап.

Философия И. Канта.

Немецкая классическая философия – это совокупность философских учений, которые возникли в Германии во второй половине XVIII - начале XIXв. Основоположник немецкой классической философии – И. Кант (1724-1804). Кант в своем творчестве прошел два этапа: докритический и критический. В докритический период (до 1780 г.) он занимался преимущественно проблемами естествознания. Главными достижениями Канта в этой области стали обоснование зависимости приливов и отливов от положения Луны и гипотеза о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Кантовская философия сформировалась в критический период творчества философа после опубликования трех его главных философских работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». По словам Канта, своей философией он пытался ответить на три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».

Кант совершил настоящий переворот в теории познания. Если до него философы главное внимание уделяли объекту познания, то Кант обратил внимание на специфику познающего субъекта. В субъекте познания он выделял два уровня: эмпирический (опытный), трансцендентальный (находящийся за пределами опыта). К первому уровню он относил индивидуально-психологические особенности человека, а ко второму – всеобщие определения человека как представителя человечества.

Кант попытался решить проблему происхождения достоверного знания. По его мнению, каждому человеку от природы присущи некоторые априорные (доопытные) формы подхода к действительности: пространство, время, формы рассудка. Пространство – это форма внешнего созерцания. Время – это форма внутреннего созерцания. Таким образом, вещи существуют сами по себе. Они воздействуют на органы чувств человека, порождая многообразные ощущения. Эти ощущения упорядочены пространством и временем. На их основе формируются восприятия, которые индивидуальны. Вещи, как они существуют в сознании человека, выступают как явления (феномены). То, что они представляют собой вне сознания, человек знать не может и в этом смысле они есть «вещи в себе» (ноумены). По мнению Канта, не предмет является источником знания, а разум человека сам конструирует предмет. Кант утверждал, что у человека нет средств установить связь между явлением и «вещью в себе». Познавательные возможности человека ограничены миром явлений. Мир «вещей в себе» недоступен для науки, однако это не означает, что он закрыт для человека.

Человек – житель двух миров: чувственно-воспринимаемого мира природы и умопостижимого мира свободы. В сфере свободы существуют понятия о Боге, бессмертии души, и в этом мире действует не теоретический, а практический разум, который руководит поступками человека. Его движущей силой является не мышление, а воля, которая определяется не внешними причинами, а собственным законом. Этот закон Кант назвал категорическим императивом. Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства», то есть поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Философия прагматизма.

Термин «прагматизм» греческого происхождения и в дословном переводе означает: «дело», «действие». Его основатель – американский ученый Ч.С. Пирс (1839-1914 гг.). Основные идеи прагматизма он изложил в начале 70-х гг. XIX в. Однако широкую известность они получили только в конце 90-х гг., когда У. Джемс (1842-1910 гг.) интерпретировал их в доступной форме.

Прагматизм вырос на основе критики рационализма Декарта. Если Декарт считал сомнение универсальной предпосылкой познания мира, то Пирс определял его как особое психическое состояние. Если у Декарта начало познания – тезис «Я мыслю, следовательно – существую», то Пирс отрицал саму возможность существования такого первоначала. По мнению Пирса, любое знание определяется другим знанием, которое, в свою очередь, вытекает из еще одного знания. Таким образом, процесс познания не имеет ни начала, ни конца и заключается в постоянном переходе от одного знания к другому. Декарт утверждал, что идея (мысль) является носителем знаний. У Пирса идея – это лишь знак, который необходимо истолковать.

Главным элементом доктрины Пирса является теория «сомнения-веры». Она заключается в том, что познание рассматривается не как процесс постижения мира, а как регулирование отношений между организмом и окружающей средой. Человек живет в мире и вырабатывает различные типы действий, которые соответствуют разным обстоятельствам. Эти привычки Пирс назвал верой. Вера – это готовность действовать определенным образом. В психологическом смысле вера представляет собой спокойное, удовлетворенное состояние ума. В результате различных жизненных обстоятельств состояние веры может нарушиться и смениться сомнением. Сомнение – это беспокойство, неуравновешенность. Стремление человека избавиться от сомнений и обрести веру – это и есть познание, цель которого состоит в достижении веры, и при этом совершенно не важно, является ли достигнутое верование истинным или ложным. Для того, чтобы верования были устойчивыми, по мнению Пирса, необходимо, чтобы они зависели не от человека, а от какого-то внешнего постоянного фактора. Этот фактор в философии прагматизма получил название «принцип Пирса». Он гласит, что высшей степенью ясности идеи является совокупность ее практических последствий, то есть та идея наиболее приемлема, при осуществлении которой человек получает максимум пользы для себя.

У. Джеймс использовал идеи Пирса для решения религиозно-нравственных проблем. Он попытался примирить науку и религию. Джеймс никогда не утверждал, что Бог реально существует, но он постоянно подчеркивал огромную роль религии и веры в жизни людей. Поскольку вера играет большую роль, значит, ее объект, то есть Бог, должен быть признан реальным. Таким образом, Бог – это партнер по бизнесу, который находится рядом и дает силу человеку в достижении поставленной цели. Доказывая необходимость религиозной веры, Джеймс утверждал, что человек может верить лишь на основе эмоциональной потребности без рациональных оснований, если необходимо рациональное основание, то оно состоит в выгоде: если религия – заблуждение, то человек ничего не теряет, а если она – истина, то он спасет свою душу.

Дж. Дьюи (1859-1952 гг.) – автор инструментализма как особой версии прагматизма. Процесс познания он понимал как преобразование неопределенной, проблемной ситуации в определенную, решенную. При решении моральных проблем необходимо найти правильный тип действия – это действие будет правильным, если оно основано не на интуиции, а на разуме. Разум Дьюи понимал как учет всех условий и взвешивание всех возможных последствий того или иного поступка.

Дьюи указывал на необходимость различать то, что в каждой конкретной ситуации желается, и то, что желательно; то, что удовлетворяет кого-то, и то, что удовлетворительно. Дьюи выступал против тезиса «цель оправдывает средства», поскольку побочные результаты от использования некоторых средств могут обесценить саму цель. Дьюи был сторонником частичных улучшений в рамках существующих общественных отношений путем постепенного накопления этих улучшений. Он выступал как представитель мелиоризма: признавая зло неизбежным, он верил, что общество постепенно улучшается, а человек своими действиями способен расширить сферу добра и увеличить количество счастливых людей.

Наибольшее распространение прагматизм получил в США, где стал одним из теоретических оснований государственной идеологии. Соревновательность общественных отношений, ориентация на успех, активность во всех ее проявлениях выступают необходимыми атрибутами американского образа жизни, являются жизненными проявлениями доктрины прагматизма.

22. Экзистенциализм: сущность, разновидности, основные понятия.

Экзистенциализмом называют философию существования (от лат. existetia – существование). Это философское течение получило широкое распространение в XX в., хотя его теоретические источники сложились в XIX в. Предтечей экзистенциализма является датский мыслитель Сьерен Кьеркегор (1813-1855 гг.). Кьеркегор утверждал, что мир предметов существует только потому, что он что-то значит для человека. Жизнь человека представляет собой познание экзистенции, которое проходит 3 стадии:

На эстетической стадии человек ощущает смутную тревогу и неудовлетворенность жизнью;

На этической стадии он понимает, что его беспокойство вызвано страхом перед неизбежностью смерти;

На религиозной стадии человек обретает надежду, обращаясь своими мыслями к Богу.

Вторым источником экзистенциализма стала философия воли Ф. Ницше (1844-1900 гг.). Он утверждал, что движущей силой мира является не разум, а мировая воля, которая включает в себя все различные проявления сил. Право сильного – это превышение всех моральных, религиозных и других норм. Этим правом должен руководствоваться человек во всех сферах жизни.

Третьим источником экзистенциализма стала феноменология Э. Гуссерля (1859-1938 гг.), который утверждал, что жизненный мир нельзя познать путем наблюдений и опыта. Этот мир представляет собой совокупность феноменов, то есть ситуаций непосредственно переживаемых и интуитивно постигаемых индивидом. Феноменологический метод – это путь интуитивного освобождения потока индивидуальных предвидений.

В XX в. экзистенциализм окончательно оформился как философское течение и получил наибольшее распространение в Германии и Франции. Различают две его основные формы:

Религиозную;

Атеистическую.

Представители атеистического течения экзистенциализма предлагают человеку самому стать Богом, то есть взять на себя всю полноту ответственности за свои поступки (А. Камю, Ж.-П. Сартр). Сторонники религиозного экзистенциализма видят путь решения человеческих проблем в обращении к Богу (К. Ясперс, Г. Марсель).

По мнению экзистенциалистов, мир абсурден. Каждый человек представляет собой целую Вселенную, но она замкнута и не пересекается с другими. Человек обречен на одиночество в абсурдном мире. Занятые повседневными заботами, люди не осознают своего одиночества. Это осознание приходит к ним в пограничной ситуации – состоянии глубоко эмоционального стресса, которое может быть вызвано потерей близких, смертельной болезнью, предательством друзей и т.д. В этих условиях человеку приходит осознание его беззащитности перед миром смерти. Таким образом, рациональные формы познавательной деятельности, которые представляет наука, не могут помочь человеку в преодолении страха смерти. Эту проблему он может решить либо обращаясь к религии, либо трезво оценивая свои возможности и свое положение в мире.

Экзистенциализм получил распространение не только в философии, но и в художественной культуре (особенно литературе). Его представители излагали свои идеи не в форме научных трактатов, а в виде литературных и драматических произведений. Это предопределило широкую популярность экзистенциализма.

Закон отрицания отрицания.

З-н – существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями, процессами, мыслями.

Сущность:

Этот з-н выражает основную направленность развития, представленного в виде процесса и складывающегося из определенных циклов.

Даёт ответ на вопрос:”какова тенденция развития?”.Вскрывает общую тенденцию развития. Характеризует процесс развития в целом.Развитие идет по спирали. Спиралевидная форма означает сочетание цикличности, относительно противоречимости и поступательности. З-н предполагает преемственность: сохранения старого в новом.

Эволюционная концепция

Разработал Дарвин. Он полагал что какойто вид древних обезьян чаще других стал использовать для защиты и охоты какие то приспособления(камин, палки).В основе эволюции лежит естественный отбор. Объяснить происхождение человека биологическими причинами Дарвину не удалось.Значительную роль в происхождении человека сыграла трудовая гипотеза Энгельса.Роль труда в рпоцессе превращения обезьяны в человека.

Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества.

Зародилась философия в конце 7 века до нашей эры. Считается, что слово «философ» впервые употребил и объяснил древнегреческий философ Пифагор. В переводе с древнегреческого термин «философия» означает «любовь к мудрости». Философия – это форма общественного сознания, наука об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру, наука о всеобщих развитиях природы, общества и мышления.

Объект философии – бытие в целом.

Предмет философии составляет наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе.

Специфика объекта и предмета философии заключается в их всеобщности, в высокой абстрактности и в универсальности полученных результатов.

Философия как система знаний имеет свою структуру :

· История философии;

· Теория философии.

Теория философии включает в себя онтология (учение о бытии), диалектику (учение о всеобщих связях и развитии предметов, процессов и явлений окружающего мира), праксиологию (учение о деятельности), гносеологию (учение о познании), аксиологию (учение о ценностях), социологию, или социальную философию (наука о закономерностях и движущих силах развития общества), философскую антропологию (учение о человеке), методологию (учение о методах).

Отдельными областями философии являются философия науки, философия техники, философия религии, философия языка, логика (наука о формах человеческого мышления), философия искусства, философия нравственности, философия культуры. Функции философии:

1. Мировоззренческая способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем и принципов взаимодействия с окружающим миром;

2. Методологическая вырабатывает общие методы познания и освоение действительности человека;

3. Гносеологическая регламентирует механизм познания;

4. Теоретико-познавательная – приращение нового знания;

5. Аксеологическая заключается в ориентации философии на определенные ценности;

6. Прогностическая основана на способности философских знаний прогнозировать тенденции развития будущего.

2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия,

Философия.

«Философия» дословно переводится как «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Философами он называл людей, которые вели размеренную жизнь и проявляли интерес не к конкретным, а отвлеченным знаниям. Первоначально философия включала все теоретические знания о мире. С течением времени от философии отделились конкретные науки: физика, математика, история и др. Однако философия сохранилась и проявляет свою специфику в том, что характеризуется, во-первых, субстанционализмом, т.е. стремлением обнаружить во всех явлениях мира что-то постоянное и неизменное; во-вторых, универсализмом, т.е. попыткой дать целостное представление о мире; в-третьих, сомнением, т.е. стремлением к критическому анализу даже самых очевидных вещей с тем, чтобы закрепить наиболее главное и продуктивное, отбросив второстепенное.

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений человека о действительности и своем месте в ней.

Выделяют 3 основные исторические формы мировоззрения: мифологию, религию и философию. Мифологическое мировоззрение – своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реальным. Этот тип мировоззрения содержит в себе зачатки религии, науки и искусства. Термин «миф» означает народное придание, сказание. Миф представляет собой архаическое повествование о деянии богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире. Религиозное мировоззрение – тип мифологии, который основан на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на судьбу человека и окружающий мир. Оно возникает из мифологического мировоззрения. В религиозном мировоззрении происходит разделение знаний и веры. Так знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным. Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай и культ бога. Философия – рациональный тип мышления. Философия как мировоззрение происходит 3 этапа своего развития:

1-ый этап. Космоцентризм – это философское мировоззрение, объясняющее все явления природы через могущественное влияния Космоса и его циклов.

2-ой этап. Теоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснениевсего сущего через господство сверхъестественных сил, т. е. Бога.

3-ий этап. Антропоцентризм – в центре философского мировоззрения лежит проблема человека.

Философия - это совокупность взглядов на жизнь, природу, мир и место в них человека. Философия основывается на логике и знании, опирается на четкие понятия и термины. Этим она отличается и религиозного мировоззрения.

Мировоззрение - это взгляд человека на мир и его место в нем. Философское рациональностью, логичностью и теоретической подоплекой. Философия возникла из-за нужды людей в обосновании их существования и существования мира в целом.

Философия зародилась еще во времена Древней Греции, где великие ученые и мыслители задумались о том, кто мы такие и зачем существуем. Платон, например, считал, что истинна доступна только философам, по рождению наделенным чистой душой и широким умом. Аристотель же полагал, что философия должна изучать причины бытия. Таким образом, каждый видел в философии свое, но суть не менялась - знание получают ради самого знания. Предмет философии развивался вместе с миром, развитием науки и техники, изменением духовной жизни. С течением времени образовалось множество научных течений философии, которые охватывают широкий спектр знаний, временные периоды и этапы развития человечества.

Структура философии

Общую структуру философии составляют четыре предметных раздела ее изучения.

1. Теория ценностей (аксиология). Аксиология занимается изучением ценностей как основы человеческого бытия, мотивирующих человека на лучшую жизнь.

2. Бытие (онтология). Онтология объясняет взаимосвязь между миром и человеком, рассматривает структуру и принципы бытия. Структура познания в онтологии меняется в зависимости от времени и эпохи, тенденций в развитии философии, окружающего мира. Является одной из основ метафизики.

3. Познание (гносеология). Гносеология направлена на изучение теории познания, занимается исследованиями и критикой. Рассматривает отношение субъекта познания к объекту познания. Субъект должен обладать разумом и волей, а объект должен быть неподвластным его воле явлением природы или мира.

4. Логика - наука о правильном мышлении. Логика развивается , например, как теория множеств, применяется в математических обоснованиях теорий, описывает термины и понятия (в модальной логике).

5. Этика. Наука о нравственности и морали человека, связывающая поведение человека и окружающий мир. Она изучает саму сущность морали, ее причины и следствия, что ведет к обоснованию нравственной культуры общества.

6. Эстетика - изучает прекрасное, совершенное. Как философская наука она изучает взаимосвязь прекрасного и формирования вкуса у человечества, отношения между человеком и искусством.

Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к мудрости.

Философия - это наука о всеобщем, она - свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Предмет философии - все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные черты: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Функции философии:

Мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

Методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

Прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

Критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

Аксиологическая функция (от греч. axios - ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

Социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам:

Онтологической; гносеологической; аксиологической; праксеологической; антропологической.

Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология - философское учение о бытии и сущем. Гносеология - философское учение о познании. Аксиология - философское учение о ценностях. Праксеология - философское учение о действии. Антропология - философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формулируемые в «ядре» философского знания - онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.

Основные разделы философии

Основные разделы философии:

1) онтология - мир вцелом, его происхождение и первоосновы

2) гносеология - наука о средствах и методах познаниях.

3) этика - наука о морали, нравственности и должном поведении.

4) эстетика - наука о красоте и искусстве.

5) антропология - наука о развитии, происхождении, природе человека.:

Основные разделы философии

Онтология как раздел философии

Типы логик, определяющих построение онтологии:

1) формальная логика

Tertium non datum - третьего не дано

2) диалектическая логика

Логика диалектическая допускает и А, и неА одновременно

Низкий курс рубля: хорошо или плохо?

3) многозначная (релятивистская логика) - оценивает степень или вероятность от 0 до 1. Зависит от системы отсчета.

4) отрицательная логика - восточная логика (буддизм) - ни то, ни другое.

Эпохе - воздержание осуждения, недвойственность.

Не(А и не А)

Автомобильная авария. Две стратегии объяснить для себя, как это произошло. 1) винят обстоятельства 2) винят себя

Метафизика - считает, что есть в мире что-то абсолютное и неизменное, что не зависит от времени, обстоятельств и субъекта восприятия. Использует формальную логику, считает, что есть абсолютная истина.

Законы математики универсальны. Принципы морали считаются универсальны. Бог. Нирвана.

Causa sui - причина себя.

Корабль Тесея (парадокс)

Релятивизм - все изменяется, все относительно, зависит от времени, места, субъекта восприятия.

Понятие морали - относительно.

Диалектика - мир состоит из противоположностей их борьбы и единства.

Конфуцианство считало, что человек от природы нейтрален - tabula rasa. Воспитание определяет.

Лао Цзы все люди от природы добрые.

Как происходят события в мире? Чему подчиняются, как управляются?

Детерминизм - все обусловлено естественными причинами. Отвечает на вопросы Почему.

Индетерминизм - большинство процессов происходят случайно.

Инверсия магнитного поля земли. Нелинейные уравнения, описывающие нелинейные процессы.

Телеология - телеос - цель, логос - учение - все процессы в мире подчинены высшей цели.

Arbitrium liberum - свобода воли

1) ближе к телеологии: фатализм - учение о том, что все уже предопределено

Стоики: Марк Аврелий и Эпипиктет, Amor fati - любовь к судьбе

Маркс: бытие определяет сознание

2) волюнтаризм (Ницше, американская философия XX века) - все в наших руках и мы самим создаем свою судьбу

3) Макиавелли, Фортуна

Этика как раздел философии

Фильм Конфуций

Золотые правила этика:

2) нравственность

3) должное поведение

Золотое правило этики: поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Конфуций

Фалес: что раздражает тебя в других, того не делай сам

Библия: какой мерой меряешь, такой отмерено будет.

Парадокс толерантности:

"у нас обычай - не навязывать своих обычаев"

Правило золотой середины:

Фалес: Ничего сверх меры (храм Аполлона в Дельфах)

Конфуций: имей две крайности, но выбирай середину: альтруист и эгоист, аскет и гедонист, притча ни твердый, ни мягкий.

Онтология

Откуда произошел и из чего состоит мир.

Монизм - все состоит только из одной субстанции. Множественность иллюзорна.

Дуализм - мир состоит из двух первоначал. Материя + форма или идея.

Плюрализм - больше чем две первоосновы.

Гносеология как раздел философии

Основной вопрос гносеологии: Соотношение действительности и восприятия и мышления действительности. Совпадает восприятие и мир.

Агностики - объективная действительность не познаваема

Релятивисты - познание относительно времени и субъекта восприятия

Источники знания

Эмпиризм - Джон Локк: сознание ребенка чистая доска. Все знания из опыта.

Априоризм - все знания существуют до опыта. Кант.

Средства познания:

Сенсуализм - все знания от органов чувств. Индукция.

Рационализм - разум - главный источник знаний. Дедукция.

Иррационализм - есть иные источники познания: интуиция, откровение.

Топор пила бревно вилка

Латуральное мышление

4) Основные вопросы философии. Способы их решений

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что:

материя является источником сознания, а сознание - отражением материи;

сознание - результат длительного процесса развития материального мира;

сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга;

существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;

сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;

сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.

Предмет, структура и функции философии.

Предмет философии.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

    Онтология – учение о мире в целом.

    Гносеология – познание мира.

    Философская антропология – философское учение о человеке.

    Социология – рассмотрение и изучение жизни общества.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

    сущность бытия;

    происхождение бытия;

    материя (субстанция), ее формы;

    сознание, его происхождение и природа;

    взаимоотношение материи и сознания;

    бессознательное;

    человек, его сущность и существование;

    душа, духовный мир человека;

    общество;

    общество и человек;

  • природа и общество;

    духовная сфера жизни общества;

    материально-экономическая сфера жизни общества;

    социальная сфера общества;

    общественно-экономические формации, цивилизации;

    перспективы человека, общества;

    экология, проблемы выживания;

    особенности познания;

    влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

    ограниченность и безграничность познания;

    движение;

    диалектика и ее законы;

    иные вопросы.

Структура философии.

Структура философии:

Онтология или теория бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном многими вещами, которые появляются, воссоздаются. Отсюда вопрос: есть ли какая-то единая основа, фундамент, позволяющий им взаимодействовать и соединяться? Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности.

Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности. Феноменология изучает внутреннюю определенность сознания.

Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни».

Антропология и теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке – язык, способность смеяться?

Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика.

Социальная философия и философия истории.

Социальная философия рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме.

Философия истории – проблему истории, ее источника, начала, конца, субъективное и объективное в историческом процессе.

Философия религии . Религия не сводится только к культу, к обрядности. Она имеет идейную, собственно мировоззренческую сторону, вокруг которой и развертываются философские дебаты. Существует эзотеризм (закрытый от непосвященных, тайный) или оккультизм.

Этика – учение о морали.

Логика - учение о формах человеческого мышления.

Функции философии.

Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

    мировоззренческую;

    методологическую;

    мыслительно-теоретическую;

    гносеологическую;

    критическую;

    аксиологическую;

    социальную;

    воспитательно-гуманитарную;

    прогностическую

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Специфическим объектом философского осмысления действительности является отношение "человек - мир". Чтобы выяснить специфику предмета философии, необходимо выяснить, под каким углом зрения объект отражается в сознании. Предмет философии - вопрос о природе и сущности мира и человека, о всеобщих, предельных основаниях их бытия, а также о том, как этот мир устроен, какие взаимосвязи существуют в мире, между человеком и миром, человеком и другим человеком.

На различных этапах истории философской мысли изменялись представления о ее предмете. В зависимости от потребностей практического и теоретического освоения действительности человека, как правило, интересовали не все сразу, а некоторые стороны в отношениях человека и мира. Это были либо вопросы, связанные с поисками первоосновы мира, его всеобщего начала, либо вопросы о месте человека в мире, о том, как мир устроен, вопросы познаваемости мира и др.

Существующие и в настоящее время различные толкования философии связаны с тем, что не учитывается многоуровневость философского знания. Существует четыре таких уровня.

Понятийный уровень, на котором философия "работает" с понятиями, категориями - рационально описывает человека, мир и т.д. Другими словами, на этом уровне она выступает как наука. Философия включает в себя научный аспект, но полностью к нему не сводится.

На уровне образно-символическом философ стремится выразить свои мысли, свое миропонимание в метафорическом стиле, на уровне символов, образов. Этот уровень сближает философию с искусством, его абсолютизация и может привести философию к искусству. Поэтому образно-символический уровень дополняет понятийный и другие уровни.

На феноменологическом уровне (интеллектуальная интуиция) философ стремится осмыслить проблему "человек - мир" с помощью интеллектуальной интуиции, осуществить интеллектуальный прорыв в понимании сущности человека и мира в их взаимоотношениях.

Наконец, четвертый, самый глубинный уровень философствования. По образному выражению отечественного философа Г.С. Батищева - это "глубинное общение с Абсолютом". Древнеиндийская и древнекитайская философия называют философствование на этом уровне "мудростью молчания". Это философствование на уровне религиозного чувства, его суть - переживание бесконечного, бесконечности вечного.

Философия как форма общественного сознания представляет собой синтез всех четырех уровней.

Кроме выяснения специфики объекта и предмета философии, важно выяснить основные аспекты отражения ее предмета в теории или структуру философии. Основными компонентами философского знания выступают (структура философии).

Онтология (греч. ontos - сущее) - учение о бытии и всеобщих законах его развития.

Философская антропология (греч anthropos - человек) - учение о человеке как высшей ценности бытия.

Гносеология (греч. gnоsis- знание) - учение о познании, теория познания.

Социальная философия - учение об обществе.

Этика (греч. ethos - привычка, обычай) - учение о морали.

Эстетика - (греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - учение о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Аксиология (греч. axiа - ценность) - учение о ценностях.

Логика - раздел философии, исследующий законы и формы отражения в мышлении объективного мира.

История философии - раздел философии, исследующий процесс становления и закономерности развития философии.

Наиболее важным и вместе с тем дискуссионным выступает сегодня выявление специфики философии через сопоставление ее с наукой. Сравним философское и научное мышление.

Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, - философское знание это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно. Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только такое знание становятся убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.

Наука стремится всегда к логической выстроенности своих положений, она строго запрограммирована правилами научного исследования. Сила и значение той или иной философии не столько в чисто логической доказательности, сколько в глубине ее прозрений, в способности ставить новые проблемы, достигать лучшего понимания важных сторон человеческого бытия и человеческой деятельности. Причем существование множества концепций по поводу одних и тех же проблем ничуть не является свидетельством их "научной слабости". Напротив, оно является сильной стороной философского знания, так как, во-первых, показывает принципиальную незавершенность знания, ибо общество, культура представляют собой "открытые системы". Каждое поколение, вступая в этот мир, стремится к самопознанию и самосознанию, ищет ответы на вопросы: Что есть Я? Что есть Мир? В чем смысл человеческого бытия. И, во-вторых, нацеливает человеческое познание на расширение и углубление знаний - через сомнение и различные варианты решений проблем.

В существовании философского плюрализма заключена, в определенной степени, трудность в уяснении философии. По сути дела философии как таковой нет. Реально существует и существовало множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. Основное различие философских направлений обусловлено теми отношениями в системе "человек - мир", которые признаются определяющими*в предмете философии и в какой-то степени абсолютизируются.

Длительное время в. отечественной философии господствовала точка зрения, выраженная Ф. Энгельсом: основной вопрос философии есть отношение сознания к бытию, мышления к природе. Задача философии, таким образом, заключалась в рефлексировании субъектно-объектных отношений, где обобщенным субъектом выступал человек, а объектом - мир. В этих отношениях отражается преобразовательное и познавательное отношение человека к миру, которые выступают предметом исследования материализма, позитивизма, прагматизма.

Однако наряду с субъект-объектными отношениями существуют и отношения субъект-субъект. Они проявляются в общении, взаимоотношениях между людьми на уровне понимания. Их существование обусловлено самоценностью, уникальностью личности, невозможностью до конца объективировать, выразить внутренний духовный мир человека языком науки. Такие отношения - предмет экзистенциализма, персонализма, герменевтики, т.е. течений субъективно-идеалистического направления.

Наряду с названными существуют философские школы, признающие существование некоей мировой объективной целостности (бог, абсолютная идея, центральный порядок вещей, разум, целесообразность и др.), в отношениях с которой состоит человек. Сюда следует отнести неотомизм, течения объективно-идеалистического направления. Каждое из названных философских направлений, течений содержит зерно истины, однако абсолютизирует свой подход, пытаясь перенести его на объяснение всей мировоззренческой проблематики. Чем же объясняется философский плюрализм?

Во-первых, это связано с многообразием действительности, одной из форм постижения которой и выступает философия. Поскольку действительность многообразна, постольку многообразна и философия.

Во-вторых, философские системы всегда увязаны с конкретным историческим процессом, его религиозными, экономическими и иными характеристиками. Философия, по образному выражению Гегеля, есть "духовная квинтэссенция своей эпохи".

В-третьих, философии всегда присущ личностный характер, так как на каждой значительной философской системе лежит печать личности философа. Это продукт размышлений, мировоззренческих установок, переживаний философа, его индивидуального характера, индивидуальных способностей и индивидуального освоения своей эпохи.

В-четвертых, на многообразие философских систем накладывает свой отпечаток историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальная и вероисповедальная принадлежность.

Существование плюрализма философских идей, школ, течений, направлений не исключает их диалога, который ведет к единству историко-философского процесса. В каком бы плане и в какой бы взаимосвязи и последовательности не ставились вопросы взаимоотношения человека и мира, в конечном счете, все они подчинены осмыслению человеком смысла своего бытия.

Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Иначе говоря, когда, скажем, физик описывает структуру определенного фрагмента природного процесса, он убежден, что эта структура выступает в его описании такой, какова она сама по себе, независимо от процесса исследования, способе видения, ценностей и идеалов исследователя, т.е. в "чистом" виде. Философия обнаруживает, что наука, говоря об объекте, заведомо упускает из виду, что для человека нет объекта вне деятельности самого человека. То есть, в науке человек нацелен на познание мира, а в философии - прежде всего на понимании мира с позиции своих ценностей, идеалов.

Специфика философии заключается и в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Философия направлена на осмысление уже сложившегося знания, форм практики и культуры. Поэтому философский способ мышления называют критически-рефлексивным.

Философия в отличие от науки имеет, за редким исключением, не интернациональный, а национальный характер. Не существует французской, английской, русской математики или физики. Однако существует русская, французская, английская философия, идеи которых глубочайшим образом отражают духовный мир этих народов, их душу, систему ценностей, идеалов и верований,

Философское знание, как и любое знание, содержит в себе и истину, и заблуждения. Но в ней они наполнены особым смыслом. Этот смысл необходимо включает в себя оценку не только мысли человека, но и основанного на ней действия. Истинным выступает то действие, которое отвечает высшим целям, высшему назначению человека - его развитию и совершенствованию. Само же заблуждение не есть результат субъективизма или алогизма, оно есть следствие противоречия самого социального развития.

Подчеркивая качественную определенность научного и философского знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки. Степень проникновения в познание окружающей действительности - необходимое условие формирования представления о мире и о самом человеке, об их взаимосвязях и отношениях, условие создания общей картины мира. Таким образом, научность выступает существенны признаком философии.

В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний. Исторически она обнаруживает себя прежде всего там, где наука была еще невозможна, где не были отработаны системы понятий, отсутствовали методы анализа и обобщения материала. То есть философия выступала как ненормированное исследование в только еще складывавшихся областях знаний. Классический пример - последовательное отпочкование от древа философии физики, биологии, психологии, социологии, политологии и т. д. Философия в данном случае «пробивала» им дорогу, предшествовала науке исторически и логически.

В методологическом плане философия и ее отрасли - логика и гносеология - исследуют само мышление, его формы и определяют правила оперирования понятиями, суждениями. Именно философия анализирует формы познания (факт, гипотеза, проблема, доказательство, теория), структуру научного знания, вырабатывает общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д.). Когда появляются такие задачи, для решения которых в науке нет готовых методов, включается философия с целью поиска новых методов.

Философия выступает по отношению к научному знанию в качестве метатеории, разрабатывая систему предельно общих универсальных категорий: причина, следствие, необходимость, случайность, явление, содержание, форма, и т.д. Каждая наука использует эти категории, но сама их не разрабатывает, ибо это задача философии.

Для науки философский категориальный аппарат служит и предпосылкой построения научной теории, выполняет роль интегрального образа действительности. Последнее есть результат синтеза познания отдельных наук и существующего мировоззрения. Такой синтез в литературе называется научной картиной мира.

Следует отметить и ценностноэтическое воздействие философии на научное знание, прежде всего на субъектов научного производства. Ответственность за свои действия и последствия, результаты научно-технического прогресса нельзя сформировать, опираясь на техническое мышление. Задача философии в данном случае сводится к выработке нового менталитета человека, т.е. совершенно иного типа мышления, мироощущения и миросознания. Современный этап развития философии и науки показывает, что взгляды о неограниченных возможностях человека, научно-технического прогресса есть не что иное как социальный миф, порожденный наукой и философией Нового времени.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли, которую она играет в жизнедеятельности личности и общества.

К числу основных функций философии следует отнести: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксеологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую. Исходя из того, что собственно дело философии - рефлексия мировоззрения, главными выступают две функции: мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция есть функция рефлексии, сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов. Вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире, возможностях его познания и преобразования, философия оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание человеком целей и смысла жизни. На наш взгляд, очень хорошо выражена эта функция философии известным хирургом и кибернетиком Н.М. Амосовым в его книге "Мысли и сердце": "Смысл жизни. Спасать людей. Делать сложные операции. Разрабатывать новые - лучшие. Чтобы меньше умирали. Учить других врачей честной работе. Наука, теория - чтобы понять суть дела и извлечь пользу. Это мое дело. Им я служу людям. Долг. И есть еще мое личное дело: понять, для чего все это? Для чего лечить больных, воспитывать людей, если мир в любую минуту может оказаться на грани гибели? Может быть, это уже бессмысленно? Очень хочется поверить, что нет. Но вера - это не то. Я хочу знать. Хочу пощупать те расчеты, по которым предсказывается будущее".

Методологическая функция - это функция рефлексии, сравнительного анализа стратегических путей к идеалу. Для построения мировоззрения она дает исходные, основополагающие принципы, применение которых позволяет человеку выработать свои жизненные установки, определяющий характер и направленность его отношения к действительности, характер и направленность деятельности. Различные философские школы в той или иной мере рассматривают общие закономерности познания и практики, формы взаимодействия между людьми, изучают соотношения между целями, средствами и результатами деятельности, разрабатывают классификации методов и форм научных исследований, формулируют принципы успешного решения сложных социальных задач.

Аристотель как-то заметил, что нет науки бесполезней, чей философия, но и нет науки прекрасней ее. Да, она бесполезна в плане узкоутилитарном, прагматическом, ибо философия не может научить готовить еду, ремонтировать автомобиль, плавить металл и т.д. Более того - она не может подменить собой ни одну из конкретных наук, решая за них их специфические проблемы. Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в качестве "науки наук", втискивающей все остальные науки в свое прокрустово ложе и заменяющей их. И только обретя свои истинные функции, философия перестает быть бесполезной: она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не могут - мировоззрение и методологию.

Что же касается "прекрасности" философии, то она слита воедино с ее полезностью в указанном высоком смысле. Действительно, что может быть прекраснее, чем приобщение к ценностям духовным, к пониманию смысла жизни, своего места в мире, своих взаимоотношений с другими людьми? И реализуется это в философии, всегда являющейся духовной квинтэссенцией своей эпохи.

Для представителей разных профессий философия может представлять интерес, как минимум, по двум причинам. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности. Тогда в фокус внимания попадают философские вопросы математики, физики, технического знания, педагогики, военного дела и др. Их изучение необходимо, они важны, но все же составляют лишь часть обширного поля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас уже не просто как специалистов, а как граждан.

Главное - философия необходима для осмысления жизни во всей ее полноте и сложности, умения видеть тенденции, перспективы развития мира, понимания сути всего, что с нами происходит, в чем смысл нашей жизни. Она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего - с нравственными ценностями.

Особое место в предметном поле философии занимает сфера воинской деятельности. С ее помощью решаются важнейшие мировоззренческие проблемы происхождения и сущности войны, основных факторов хода и исхода войн, закономерностей и принципов их ведения и др. Философия помогает военнослужащему осознать общие цели его деятельности, систему ценностей, выступающую смысложизненным ориентиром.

Мыслительно-теоретическая функция - философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы и системы окружающего мира.

Гносеологическая функция - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, она способствует выработке механизма познания.

Критическая функция - позволяет подвергнуть сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, расширять границы познания, разрушать догматы и способствовать увеличению достоверного знания.

Аксеологическая функция - заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических.

Социальная функция - способствует объяснению движущих сил и закономерностей развития общества.

Воспитательно-гуманитарная функция - способствует культивированию гуманистических ценностей и идеалов, укреплению морали, адаптации человека в окружающем мире и поиска смысла жизни.

Прогностическая функция - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке прогнозировать тенденции развития человека, природы и общества.