Главная · Бытовая техника · Фонетическая природа словесного ударения в русском языке. Словесное ударение

Фонетическая природа словесного ударения в русском языке. Словесное ударение

Называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение Словесное ударение
(или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му-жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне...

Произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что , которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом . Гласный звук ударного слога называется ударным гласным . Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные .

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле .

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

    Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке - на пред-последний слог, в чешском языке - на первый слог.

    В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

    Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор - догово́р, нача́ть - на́чал, сирота́ - сиро́ты.

3. Именно ударение может:

    отличать одно слово от другого;

    Ср.: а́тлас - атла́с.

    быть показателем грамматической формы слова.

    Ср.: ру́ки - руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала ; а сейчас мы произносим - му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной , а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й ) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду ) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

    Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́ ), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся ).

    Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

    Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь . Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

    При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово. Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. [Дунев, 2003]

Ударность/безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным. [Дунев, 2003]

Лексикологическая - является дополнительным средством различения слов (амтлас - атламс),

Морфологическая - является дополнительным средством различения грамматической формы слова (румки - руким),

Некоторые слова в РЯ имеют акцентные варианты и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы (имначе - инамче).

Местом ударения различают следующие варианты слов:

Общеупотребительные и профессиональные (добымча - домбыча),

Литературные и диалектные (хомлодно - холодном),

Литературный и просторечный (магазимн - магамзин),

Нейтральный и разговорный (звонимшь - звомнишь) [Дунев, 2003].

Подобные варианты в русском языке встречаются нечасто. Очень редко варианты ударения бывают равноценными: твомрог - творомг (оба варианта соответствуют литературной норме). Русский язык имеет зафиксированное, устойчивое ударение. [Дунев, 2003]

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра | и брат; сказал, | чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: наспину, подруки. [Голованова, 2013]

Особенности русского словесного ударения.

1). Характеризуется каксиловое, или динамическое(ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью). [Голованова, 2013]

2).Подвижное(возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова), при этом в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением. [Голованова, 2013]

3). Некоторые слова могут иметь не одно а 2 или 3 ударения - одно основное, другие - побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

Сложные слова из двух основ древнерусский

Многие сложносокращённые слова стройматериалы

Слова с приставками после, вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер (окололитературный, суперобложка

В сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения: аэрофотосъемка. [Голованова, 2013]

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется: хлебозавод, достоверный. [Голованова, 2013]

4). Ударение может меняться с течением времени. Например, прилагательное дневное мы произносим с ударением на окончании, а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло днемвное светило», - писал Пушкин). [Голованова, 2013]

Словесное ударение является средством фонетического объединения слова в одно целое. Эта объединяющая функция словесного ударения осуществляется за счет выделения одного из слогов в слове (ударного), которому «подчинены» остальные (безударные).

С точки зрения места ударения в слове в русском языке представлены самые разнообразные возможности, так как словесное ударение у нас не привязано ни к определенному слогу слова, ни к определенной морфеме. Одной из особенностей русской звуковой системы является обязательное присутствие в слове ударного слога. Случаи, когда словесное ударение «исчезает», отмечаются специально.

Выясним, каким образом выделяется ударный слог в слове. Традиционной является точка зрения, в соответствии с которой русское ударение характеризуется как динамическое: ударный слог произносится с большей напряженностью и более сильным выдохом, что приводит к большей его громкости. Однако с этим трудно согласиться, во-первых, в связи с тем, что громкость гласного (который является центром слога) зависит в первую очередь от степени его открытости (чем более открытый гласный, тем больше его громкость), во-вторых, от положения гласного в слове (чем ближе гласный к началу слова, тем он громче). Чтобы объяснить, как же человек определяет место ударения в слове, если громкость зависит не только от ударности, выдвигается следующая гипотеза: человек, услышав то или иное слово, сравнивает громкость гласных в этом слове с собственными представлениями о том, какую громкость имеет каждый из гласных под ударением. Тогда даже то, что в данном конкретном слове ударный гласный может быть менее громким, чем безударный, не имеет значения. Однако эта гипотеза основана на таких допущениях относительно способов запоминания громкости гласных, которые специалистам в области психологии кажутся маловероятными.

Экспериментально-фонетические исследования русского ударения показывают, что самое основное различие между ударным гласным и безударными -- это различие в длительности этих звуков. К такому выводу ученые пришли на основании следующих фактов: во-первых, измерение длительности ударного и неударного гласного в слове выявляет наличие существенной разницы, между ними; во-вторых, при создании искусственных, синтезированных слов достаточно сделать длительность гласного большей, чем длительности других гласных в слове, чтобы этот гласный воспринимался как ударный.

Длительность гласного может изменяться в широких пределах, и в первую очередь под влиянием скорости произнесения всего высказывания (т. е. под влиянием темпа речи). Темп речи, во-первых, различен у разных людей -- одни говорят довольно медленно, другие -- быстро. Это различия в так называемом индивидуальном темпе. Во-вторых, один и тот же человек может произвольно изменять скорость произнесения, т. е. говорить или быстрее, или медленнее по сравнению со своим индивидуальным (нормальным) темпом речи. Темп речи характеризуется средней длительностью звука: подсчитывается время звучания всего высказывания и делится на число звуков в нем. Чем больше средняя длительность звука, тем медленнее темп, чем меньше -- тем быстрее. Из этого ясно, что признаком ударного гласного может являться не просто большая длительность ударного гласного, а длительность, большая, чем длительность безударного в том же слове.

Самая устойчивая характеристика, наиболее постоянная для любого темпа произнесения, для любого гласного - большая длительность ударного гласного и по сравнению с безударными и по сравнению со средней длительностью звука в слове. Выделение ударного элемента в слове происходит в первую очередь на основе его длительности.

Однако это только один из признаков ударенности гласного. В русском языке существуют и другие признаки, которые используются носителями языка при определении, является ли гласный ударным или нет. Из этих прочих признаков укажем два: во-первых, отсутствие редукции гласного, когда он под ударением, и оценка качественной редукции безударного гласного; во-вторых, качество гласного: известно, что в нормативном русском произношении под ударением могут употребляться шесть гласных -- а, о, у, е, и, ы, а в безударных слогах -- только четыре (а, у, и, ы). Этот последний признак относится уже не к фонетическим характеристикам, а к фонетическим правилам русского языка.