Главная · Прочее · Ганкаджима — остров призрак в Японии. Остров Хасима, Япония. Заброшенный город-остров Хасима

Ганкаджима — остров призрак в Японии. Остров Хасима, Япония. Заброшенный город-остров Хасима

Остров Хашима (Hashima Island) - покинутый людьми кусочек суши, что находится в Восточно-Китайском море, примерно в 15 км от города Нагасаки. В Японии остров получил прозвище «Гункандзима», переводящееся как «крейсер», потому что из-за построек он напоминает с моря военный корабль.

До начала XIX века он представлял из себя обычный обломок скалы, слегка поросший зеленью, на котором гнездились морские птицы и который иногда использовали в качестве временного прибежища лишь рыбаки из Нагасаки и с соседнего острова Такасима.

Остров заселили в 1810 году, когда на нём нашли месторождения угля. Изначально это были просто скала в море и остров размером в 1 км², который создали искусственно, когда копали шахты. К 30-м годам XX века Хашима стал серьёзным промышленным центром: кроме шахт, там появились военные заводы. В период с 1943 по 1945 год для принудительной работы на подводных угольных шахтах Mitsubishi Corporation сюда привозили китайцев и корейцев. Многие из них умерли от тяжелых условий труда.

Последующие 50 лет Хашима был самым густонселённым местом на планете: в 1959 году население острова насчитывало 5259 человек. Но ископаемые стали постепенно иссякать и с каждым годом шахт становилось всё меньше. К 1974 году люди полностью покинули рабочий городок и он остался одиноко стоять посреди неспокойной воды.

На протяжении многих лет посещение острова было запрещено и каралось депортацией из Японии. Эти меры были приняты для защиты Хашимы от чёрных копателей. Предметы из города-призрака пользовались спросом у богатых коллекционеров. Но ни депортация, ни недобрые слухи о неупокоенных душах погибших там работяг не останавливали сталкеров, хотевших разжиться своеобразными артефактами.

У охотников за трофеями были свои поверья. Одно из них гласило, что остров нужно покидать до наступления полночи, дабы не накликать беду. Некоторые смелые сталкеры пользовались покровом тьмы как защитой от посторонних глаз, и многие из них погибали или травмировались по весьма банальным, на первый взгляд, причинам. Но когда альпинист со стажем, пытавшийся влезть в окно заблокированного этажа одного из зданий, сорвался с крыши и разбился, не смотря на страховочный трос, то в приметы пребывающие здесь чёрные копатели стали верить более охотно.

В настоящий момент посещение заброшенного шахтерского городка разрешено, но доступ туристам открыт только к специально оборудованной для безопасного пребывания части острова из-за аварийного состояния большинства строений. Любой шаг в сторону от известного маршрута - шанс испытать свою удачу...

Хашима также оставил свой след и в киноиндустрии. В 2009 году в сериале «Жизнь после людей» остров был показан как пример того, что случится с городом, покинутом людьми 35 лет назад. А в 2011 году на нём снимались некоторые эпизоды из фильма «007: Координаты "Скайфолл"».

Больше фотографий этого места вы можете увидеть в нашей

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

сайт с замиранием сердца представляет подборку самых загадочных мест на планете, которые вызывают тихий ужас и интерес одновременно.

Сочетание тайны и опасности вызывает интерес и против воли притягивает внимание, а вид природы, которая спокойно захватывает созданное людьми, возвращает нас к пониманию собственной ничтожности перед лицом времени.

Город-призрак Сан Джи, Тайвань

Роскошный курорт на морском побережье строился специально для местных богачей. Но уже во время строительства началось странное. Десятки рабочих умирали: ломали шеи, падая с высоты (даже со страховочными тросами), погибали под рухнувшими подъемными кранами. Окрестные жители были уверены, что городок заселен злыми духами. Ходили душераздирающие рассказы о японском «лагере смерти», который когда-то находился в здешних местах. В конце 1980-х стройка заглохла. Аппартаменты так и не нашли покупателей, и власти не сносят город, потому что люди верят, что таким образом выпустят злых духов наружу.

Заброшенный военный госпиталь в городе Белиц, Германия

Одноименный город находится в 40 километрах от столицы Германии. Во время Первой и Второй мировой войны госпиталь использовался военными, а в 1916 году в нем лечился Адольф Гитлер. В 1995 году из города ушли люди, с тех пор он постепенно разрушается.

Восьмой цех завода «Дагдизель», Махачкала

Испытательная станция морского оружия, сданная в эксплуатацию в 1939 году. Находится на расстоянии 2,7 км от берега и давно уже не используется. Строительство велось долго и осложнялось трудными условиями. К сожалению, цех прослужил заводу недолго. Поменялись требования к проводимой в цехе работе, и в апреле 1966 года это грандиозное сооружение было списано с заводского баланса. Сейчас этот «Массив» заброшен и стоит в Каспийском море, напоминая с берега древнее чудовище.

Психиатрическая клиника Лиер Сикехус, Норвегия

У норвежской психиатрической больницы, которая находится в небольшом городке Лиер, в получасе езды от Осло, темное прошлое. Некогда здесь проводили опыты над больными, и по неизвестным причинам четыре корпуса больницы были покинуты в 1985 г. В брошенных корпусах осталось оборудование, кровати, даже журналы и личные вещи больных. При этом, остальные восемь корпусов больницы работают и по сей день.

Остров Гункандзима, Япония

На самом деле, остров называется Хасима, имеет прозвище Гункандзима (Gunkanjima), что означает «остров-крейсер». Остров заселили в 1810 году, когда там нашли уголь. В течение пятидесяти лет он превратился в самый заселенный остров в мире по соотношению суши и количества жителей на ней: 5300 человек при радиусе самого острова в один километр. К 1974 году запасы угля и других ископаемых на Ганкаджиме были окончательно исчерпаны, и люди покинули остров. Сегодня посещение острова запрещено. В народе существует немало легенд об этом месте.

Город-крепость Коулун, Гонконг, Китай

Город находился в Гонконге, но не подчинялся властям, находясь в ведении мафии. Внутри не только процветала проституция и наркоторговля, но и было самоуправление. К тому же в районе была своя промышленность: полукустарное производство лапши и всякой мелочи. Продукция предприятий стоила недорого: налогов не было, а трудовое законодательство местные предприниматели не соблюдали. Были свой дом престарелых, детский сад и школа. В начале 1990-х плотность населения достигала двух миллионов человек на квадратный километр.

После сложного процесса выселения проживающих там людей, в 1995 году на этом месте открыли одноимённый парк. Некоторые исторические артефакты города, в том числе здание ямэнь, и остатки Южных ворот были сохранены.

Заброшенный отель «Сальто» в Колумбии

В 1924 году в городе Сан-Антонио-дель-Текендама был построен шикарный отель Refugio El Salto. Через некоторое время отель закрыли из-за участившихся случаев самоубийств посетителей. Вокруг этого места ходят зловещие легенды и слухи.

Церковь Сан-Хуан-Парангарикутиро, Мексика

Церковь, расположенная в одноименной деревне, была погребена под лавой вулкана Парикутин в 1944 году, деревня была полностью разрушена. Чудом остались нетронутыми алтарь и церковная колокольня, окруженные руинами храмового комплекса, торчащие конусы застывшей лавы напоминают иноземные картины.

Подводный город Шичен в Китае

Город-призрак Колманскоп, Намибия

Город-призрак Колманскоп, построенный в месте, где в песке обнаружили мелкие алмазы, которые ветер приносил от океана. В городе были построены большие красивые дома, школа, больница, стадион, и поселение быстро превратилось в образцовый немецкий город. Все рассчитывали на долгое процветание, но увы, «запас алмазов» быстро иссяк. К тому же, в городе было тяжело жить из-за проблем с водой и песчаными бурями, и люди покинули его. Большая часть домов почти целиком засыпана песком и производит гнетущее впечатление.

«Пограничный остров» — именно так с японского переводится Хасима. Остров находится в Восточно-Китайском море, приблизительно в 15 километрах от Нагасаки.

Его второе название - Гункандзима, «остров-линкор». Так его прозвали еще в 1920-е годы журналисты местной газеты, которые заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки.

Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав» — соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения.

Тем не менее «корабельное» прозвище к Хасиме приклеилось прочно, тем более, что в конечном итоге остров, по сути, повторил судьбу линкора.

До 1810 года остров представлял собой лишь слегка поросший зеленью обломок скалы, на котором гнездились морские птицы, порой находили прибежище рыбаки из Нагасаки и с соседнего острова Такасима.

Но все изменилось, когда возле скалистой местности было найдено месторождение угля. В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890 году остров за 100 000 иен выкупил японский промышленный концерн Mitsubishi.

Обладая практически неограниченными финансовыми средствами, концерн разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну - в 1898 году. В итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.

Территория острова была искусственно расширена с помощью пустой породы, которая извлекалась из шахт. В итоге площадь Хасимы составила 6,3 га, из которых лишь 60% были пригодными для жизни. Длина острова с запада на восток — 160 метров и 480 метров с севера на юг. Береговая линия имеет протяжённость примерно в 1 км. В 1907 году остров окружили железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию его территории волнами и частыми тайфунами.

Компанией был разработан план для строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем.

К 1916 году на Хасиме уже добывалось 150 000 тонн угля ежегодно, а его население составляло около 3000 человек. К 30-м годам XX века Пограничный остров стал серьёзным промышленным центром — кроме шахт, там появились военные заводы.

На острове было построено 30 больших корпусов жилых домов, 25 магазинов, школа, два плавательных бассейна, больница, кинотеатр, кафе, клуб для шахтеров, несколько храмов. Все необходимое — продукты, одежду и даже обычную воду завозили с материка.

В 1916 году был сдан в эксплуатацию «Дом Гловера» — семиэтажный жилой дом для шахтеров с магазином на цокольном этаже и садом на крыше. Это было первое в Японии железобетонное здание таких масштабов. Хасима, в принципе, стал полигоном для испытания нового для страны строительного материала, позволявшего возводить сооружения невиданных ранее масштабов.

Стандартная квартира напоминала скорее келью: одна комната площадью 10 квадратных метров с окном и небольшой прихожей. Кухня, ванная и туалет были общими на этаж. По сути, это было общежитие в современном его понимании.

Спустя два года в центральной части острова появился еще более масштабный комплекс, получивший название Nikkyu. Девятиэтажный дом в форме буквы E, насчитывающий 241 квартиру. Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны. В 1944 году Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса под названием «здание №65». Это 9-этажное П-образное здание на 317 квартир — единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.

Рядом с ним находится «перекресток соленых дождей» - одно из немногих мест на острове, которое не достигали волны Восточно-Китайского моря во время тайфунов. Здесь население жилого квартала могло переждать непогоду, прежде чем пересечь открытое ветрам и морю пространство.

К храму Senpukuji ведет крутой подъем под названием «Лестница в ад». В очень узких двориках между зданиями и склоном скалы были организованы небольшие скверики для отдыха жильцов.

В период 1943-1945 г.г. на остров привозили пленных китайцев и корейцев для каторжных работ. Многие из них умирали от тяжелых условий труда и и полуголодного существования.

В течение 50 лет остров являлся одним из самых густонаселенных мест на Земле. Население Хасима достигло пика в 1959 году — 5 259 человек на кв. км, при этом плотность населения в жилой зоне достигала фантастического числа в 139 100 человек на кв. км.

В начале 1960-х годов процветающая добыча угля на Хасиме начала приходить в упадок, и в 1974 году корпорация Mitsubishi полностью закрыла шахты. 20 апреля последние жители покинули город, бросив большую часть вещей из-за дороговизны перевозки. И вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки.

На протяжении многих лет посещение острова было запрещено и каралось депортацией из Японии. Так японское правительство попыталось обезопасить остров от «чёрных копателей» - предметы быта из мёртвого города становятся объектом охоты коллекционеров. С 2009 года власти страны начали допускать на остров всех желающих — в безопасной части «линкора» был организован специальный пешеходный маршрут.

Много лет я мечтал попасть на этот мрачный остров в 20 километрах от побережья японского острова Кюсю и города Нагасаки. Мало того, что сам город ассоциируется для большинства с атомным взрывом и гибелью сотен тысяч людей, так еще и мистический остров там же. Люди начали заселять остров Хасима в 1810 году, поскольку в его недрах обнаружили залежи угля, столь необходимого для развития промышленности. Изначально для прокладки шахт сюда отправляли узников тюрем, которые жили в удручающих условиях и массово гибли от болезней и тяжелого труда. В 1890 остров выкупила корпорация Митсубиши, да, та самая, чьи автомобили мы с вами наблюдаем на улицах. Население острова быстро увеличивалось, сюда прибывали инженеры с семьями, шахтеры, здесь открылись школа и больница. В 1960 на острове жили более 5 тысяч человек и даже был проложен электрический кабель с суши, чтобы обеспечить бесперебойную подачу электричества. Всему пришел конец солнечным днем 20 апреля 1974 года...

Добраться на остров можно на одном из катеров, ежедневно отправляющихся из порта Нагасаки, дорога на остров и назад обойдется в 40 долларов. Билеты продаются там же -

Посадка -

В путь! Плавание занимает примерно сорок минут -

Вскоре Нагасаки остается позади и мы выходим собственно в открытый океан -

Вот и долгожданный остров Хашима, возникающий посреди моря словно гигантский каменный броненосец -

В 1974 году Митсубиши приняли решение прекратить добычу угля, как нерентабельную и эвакуировать жителей острова. Ядерная энергетика стремительно приобретала популярность и по всей стране строились атомные станции. Как вы помните, в марте 2011 в результате разрушительного землетрясения и последовавшего за ним цунами, пострадала атомная станция Фукусима. Это собственно к тому, что рентабельность штука хорошая, но когда ты живешь в столь сейсмичном месте - как-то не по себе.

Помимо рентабельности, проблема угледобычи на острове еще и в том, что в этих местах нередки штормы и ураганы, не говоря уже о землетрясениях и цунами. Работы по укреплению и восстановления защитных стен не прекращались никогда. А это немалые расходы и постоянный риск для жизни жителей. Неоднократно на остров обрушивались волны достигающие 10 метров в высоту, перехлестывая через стены и превращая улицы городка в бурные реки. Несложно представить панику, охватывавшую горняков от подобных природных катаклизмов.

Судите сами: остров заброшен с 1974 года, его никто намеренно не разрушал, тут нет вандалов и охотников за стройматериалами и железом. За сорок лет сама природа превратила некогда процветающее место в город-призрак. Все эти разрушения естественные, результат ураганов и землетрясений -

Для посещений открыта примерно треть острова, остальная часть считается опасной и туда вас не пустят. Нет, конечно есть умельцы, знающие как приплыть сюда на рыбацкой лодчонке посреди ночи, пока никто не заметил их присутствие. Сказать вам честно? Это безумно интересно и рай для сталкеров, но уж здорово опасно. И не из-за аварийного состояния зданий, а из-за неспокойного океана, где почти всегда волнение. Вам придется проплыть с десяток километров ночью с ближайшей точки на суше, подумайте об этом. Сегодня отличная погода и волн на первый взгляд нет, но корабль мотало так, что приходилось держаться за поручни. Надо еще и уметь причалить к острову, чтобы волна вас не долбануло о стену, разрушив вашу лодчонку.

Покидаю остров с острым желанием сюда вернуться, но чтобы самостоятельно и полазить по этим зданиям. А еще круче приплыть сюда с палаткой и некоторым набором пищи, чтобы переночевать и вдоволь насладиться мистицизмом острова Хашима!

После посещения острова мы держим путь в эпицентр атомного взрыва, накрывшего этот прекрасный город (на мой взгляд - одни из красивейших в Японии) 9 августа 1945 года, приведя к гибели 168 тысяч человек.

p.s 2 Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер

За всю историю человечество построило огромное число городов и величественных сооружений, которые впоследствии оказались заброшенными. Одно из таких мест - город-остров Хасима. В течение пятидесяти лет данный участок суши являлся самым густонаселенным на всей планете: здесь буквально все кишело людьми, и жизнь била ключом. Однако ситуация изменилась: уже десятки лет заброшен остров Хасима. Что случилось с ним? Почему там больше никто не живет?

Об острове

Последний местный житель Хасимы на палубу уходившего в Нагасаки теплохода ступил 20 апреля 1974-го. С тех пор в многоэтажках, построенных еще на заре двадцатого века, живут разве что редкие чайки…

Остров Хасима, легенды о котором сегодня ходят по всему свету, находится на юге Японии, в Восточно-Китайском море, в пятнадцати километрах от Нагасаки. Его название с японского переводится как «пограничный остров», также Хасиму называют Гункандзимой - «островом-линкором». Дело в том, что еще 1920-х годах журналисты местной газеты приметили, что Хасима по силуэту напоминает линейный огромный корабль «Тоса», который в то время на верфи в Нагасаки строила корпорация «Мицубиси». И хотя задумкам сделать линкор флагманом не посчастливилось сбыться, «корабельное» прозвище прочно прикрепилось к острову.

Однако Хасима так внушительно выглядела не всегда. До конца девятнадцатого века это был один из множества скалистых островов в окрестностях Нагасаки, малоподходящих для нормальной жизни и изредка посещаемых лишь местными птицами да рыбаками.

Перемены

Все изменилось в период 1880-х годов. Япония тогда переживала индустриализацию, при которой ценнейшим ресурсом становился уголь. На соседнем с Хасимой острове Такасима были освоены альтернативные источники сырья, способные обеспечить стремительно развивающуюся металлургическую отрасль Нагасаки. Успех шахт Такасимы поспособствовал тому, что и на Хасиме вскоре, в 1887 году, семейным кланом Фукахори была основана первая шахта. В 1890 году остров выкупил концерн «Мицубиси», и началось бурное освоение его природных богатств.

Шло время, угля стране нужно было все больше… Компания «Мицубиси», обладающая почти неограниченными финансовыми возможностями, разработала проект по подводной добыче ископаемого топлива на Хасиме. В 1895-м здесь была открыта новая шахта, имеющая глубину 199 метров, а в 1898-м - еще одна. В конечном счете под островом и морем, окружающим его, сформировался настоящий лабиринт из подводно-подземных выработок глубиной до шестисот метров ниже уровня моря.

Строительство

Извлекаемую из шахт концерн «Мицубиси» применял для увеличения территории Хасимы. Был разработан план строительства на острове целого города для проживания шахтеров и персонала. Это было обусловлено стремлением снизить затраты, ведь приходилось ежедневно по морю доставлять рабочие смены сюда из Нагасаки.

Итак, в результате «отвоевания» площади у Тихого океана остров Хасима увеличился до 6,3 га. Длина с запада на восток составила 160 метров, а с севера на юг - 480 метров. Компания «Мицубиси» в 1907 году окружила территорию железобетонной стеной, которая послужила препятствием для размывания участка суши частыми здесь тайфунами и морем.

Масштабная застройка Хасимы началась в 1916 году, когда тут добывалось уже 150 тысяч тонн угля в год, а население составляло 3 тысячи человек. В течение 58 лет концерн возвел здесь 30 многоэтажных домов, школы, храмы, детский сад, госпиталь, клуб для шахтеров, плавательные бассейны, кинотеатр и другие объекты. Одних лишь магазинов насчитывалось около 25 штук. Наконец силуэт острова стал напоминать линкор «Тоса», и Хасима получила свое прозвище.

Жилые здания

Первой крупной постройкой на Хасиме стал так называемый Дом Гловера, якобы спроектированный шотландским инженером Томасом Гловером. Его сдали в эксплуатацию в 1916-м. Жилой дом для шахтеров являл собой семиэтажное здание с и магазином на цокольном этаже и был первым в Японии железобетонным объектом таких размеров. Через два года в центре острова был построен еще более масштабный жилой комплекс Nikkyu. По сути, остров Хасима (фото домов можно увидеть в статье) стал полигоном для испытаний нового строительного материала, который позволял возводить объекты немыслимых ранее масштабов.

В условиях очень ограниченной территории любое свободное пространство люди старались использовать разумно. Между зданиями в узких двориках организовывались маленькие скверики для отдыха жителей. Это сейчас Хасима - остров-признак, на котором никто не живет, а в то время он был плотно заселен. Возведение жилых домов не прекращалось даже в период Второй мировой войны, хотя в других частях страны его заморозили. И этому было объяснение: воюющей империи требовалось топливо.

Военное время

Одним из культовых сооружений на острове является «Лестница в ад» - кажущийся бесконечным подъем, ведущий к храму Senpukuji. Неизвестно, что все-таки казалось жителям Хасимы более «адским» - преодоление сотен крутых ступенек или следовавший за этим спуск в лабиринты узких городских улочек, часто лишенных солнечного света. Кстати, к храмам люди, заселявшие остров Хасима (Япония), относились серьезно, ведь шахтерский труд - это очень опасное занятие. В период войны многих горняков призвали в армию, недостаток рабочей силы концерн «Мицубиси» восполнил корейскими и китайскими гастарбайтерами. Жертвами полуголодного существования и беспощадной эксплуатации на шахтах стали тысячи человек: одни умирали от болезней и истощения, другие погибали в забое. Иной раз люди даже бросались в отчаянии с островной стены в тщетной попытке доплыть до «большой земли».

Восстановление

После окончания войны японская экономика начала бурное восстановление. 1950-е годы стали «золотыми» для Хасимы: компания «Мицубиси» стала более цивилизованно вести бизнес, в шахтерском городке открыли школу и больницу. В 1959 году население достигло пика. На 6,3 га земли, из которых лишь 60 процентов были пригодными для жизни, ютились 5259 человек. Остров Хасима в то время не имел ни одного конкурента в мире по такому показателю, как «плотность населения»: на один гектар приходился 1391 человек. Туристам, которые сегодня прибывают с экскурсионной целью на заброшенный остров Хасима, сложно поверить, что еще каких-то 55 лет назад жилые кварталы были в буквальном смысле забиты людьми.

Перемещение по «линкору»

Разумеется, автомобилей на острове не было. Да и зачем они, если, как говорят местные жители, добраться из одного конца Хасимы в другой можно было быстрее, чем выкурить сигарету? В дождливую погоду здесь даже зонты не требовались: запутанные лабиринты крытых галерей, коридоров и лестниц соединяли практически все постройки, поэтому, по большому счету, у людей вообще не было необходимости выходить на открытый воздух.

Иерархия

Остров Хасима был местом, где царила строгая социальная иерархия. Как нельзя лучше это отражалось в распределении жилья. Так, управляющий шахтой «Мицубиси» занимал единственный на острове одноэтажный особняк, построенный на вершине скалы. Врачи, менеджеры, учителя проживали в отдельных домах в двухкомнатных, довольно просторных квартирах с личной кухней и санузлом. Семьям шахтеров выделялись двухкомнатные апартаменты площадью 20 квадратных метров, однако без собственных кухни, душа и туалета - эти объекты были общими «на этаже». Одинокие шахтеры, а также сезонные рабочие проживали в комнатах площадью 10 квадратных метров в домах, построенных здесь еще в начале 20-го века.

Концерн «Мицубиси» установил на Хасиме так называемую частнособственническую диктатуру. Компания, с одной стороны, давала шахтерам рабочие места, обеспечивала зарплатой, жильем, а с другой - принудительно привлекала людей к общественным работам: уборке территории и помещений в зданиях.

Зависимость от «большой земли»

Шахтеры давали Японии нужный ей уголь, при этом их существование целиком зависело от поставок с «большой земли» одежды, продуктов, и даже воды. Здесь до 1960-х годов не было даже растений, пока в 1963-м на Хасиму с не завезли грунт, что дало возможность разбить сады на крышах зданий и организовать небольшие огороды и скверики на немногих свободных площадках. Только тогда жители «линкора» смогли заняться выращиванием хоть каких-то овощей.

Хасима - остров-призрак

Еще в начале 1960-х гг. казалось, что остров ждет безоблачное будущее. Но в результате удешевления нефти в конце десятилетия добывать уголь становилось все более нерентабельно. По всей стране закрывали шахты, вот и маленький островок в Восточно-Китайском море в конечном итоге стал жертвой переориентации японцев на использование «черного золота». В начале 1974 года концерн «Мицубиси» объявил о ликвидации на Хасиме шахт, в марте закрылась школа. Последний житель покинул «линкор» 20 апреля. С тех пор заброшенный город-остров Хасима, который в течение 87 лет с такими трудами отстраивался, необратимо разрушается. Сегодня он служит своеобразным историческим монументом японского общества.

Туристический объект

Долгое время Хасима была закрыта для туристов, поскольку возведенные в первой половине 20-го века постройки очень активно деградировали. Но с 2009 года власти страны начали допускать на остров всех желающих. Для посетителей в безопасной части «линкора» был организован специальный пешеходный маршрут.

А не так давно остров Хасима привлек к себе еще большее внимание. Волна интереса поднялась после выхода на экраны последней части киноэпопеи о приключениях Джеймса Бонда, британского агента 007. Логово Рауля Сильвы, главного злодея фильма «Координаты Скайфолл», снятого в 2012 году, было очевидно скопировано именно с Хасимы, несмотря на то что снималась картина в павильонах студии Pinewood.

Виртуальная прогулка

Сегодня отдельные энтузиасты высказывают предложения по реконструкции всего острова, ведь его туристический потенциал поистине огромен. Они хотят организовать здесь музей под открытым небом и включить Хасиму в список ЮНЕСКО. Однако чтобы восстановить десятки полуразрушенных зданий, требуются большие финансовые затраты, и бюджет на эти цели даже сложно предсказать.

Тем не менее, сейчас побродить по лабиринтам «линкора» может любой желающий, не выходя из дома. Google Street View в июле 2013 года произвел съемку острова, и теперь жители Земли могут увидеть не только кварталы Хасимы, недоступные для туристов в настоящее время, но и побывать в квартирах шахтеров, покинутых зданиях, обозреть предметы быта и вещи, брошенные ими при отъезде.

Остров Хасима - это суровый символ рождения большой который вместе с тем наглядно демонстрирует, что даже под восходящим солнцем ничто не вечно.