Главная · Сети · Группировка игил абу бакр аль багдади. Живым или мёртвым: боевики подтвердили гибель лидера ИГ, Пентагон — нет. Путь от футболиста до террориста

Группировка игил абу бакр аль багдади. Живым или мёртвым: боевики подтвердили гибель лидера ИГ, Пентагон — нет. Путь от футболиста до террориста

Одно из самых важных достоинств поминания Аллаха заключается в обретении душевного покоя. В такие моменты человек, выполняя самую главную свою миссию, возвращается к Своему Создателю. Какие бы мы способы не искали для утешения, где бы его ни стремились найти, оно – только в поминании Аллаха Всевышнего. Ничто не сравнится со сладостью веры. В Коране сказано: «Они уверовали, и их сердца находят успокоение в поминании Аллаха. Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца» (13:28). Поминание Аллаха – это негласная обязанность верующих, о которой даже можно не упоминать, так как это естественно для мусульманина. В зикре заключены множество благословений и наград для самого человека, но мы не должны совершать поминание, думая о какой-либо выгоде, для нас это должно быть естественным. Мы делаем это, потому что проявляем смиренность, благодарность и потребность во Всевышнем. Среди сотни достоинств поминания Аллаха, есть те, которые способны изменить нашу жизнь и укрепить наши отношения с Аллахом:

1. Поминание Аллаха отводит шайтана от вас, делает его беспомощным. «Шайтан ртом касается сердца человека, но когда он поминает Аллаха, шайтан отдаляется» (Байхаки).

2. В поминании Аллаха – довольство Всевышнего. «Всевышний говорит: «Я с той мыслью Моего раба ко Мне, Я с ним, покуда он поминает Меня» (Бухари, Муслим).

3. Лечит душу от тревоги и грусти.

4. Приносит душевное спокойствие и наполняет сердце радостью.

5. Укрепляет душу и тело.

6. Лицо, поминающего Аллаха постоянно, становится лучезарным.

7. Зикр становится причиной увеличения пропитания.

8. Поминание Всевышнего – одна из дверей Его любви.

9. Аллах облегчает дела поминающего Его.

10. Поминающий Аллаха станет близок к Нему. В зависимости от того, как часто он это делает, он будет становиться только ближе к Нему.

11. Поминающему Аллаху открываются двери знания, понимания религии.

12. Поминающий Аллаха отдаляется от грехов, так как его сердце заполняется стремлением к довольству Своего Господа.

13. Аллах не забывает тех, кто помнит о Нем. «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (2:152). И если бы единственным достоинством поминания Аллаха была бы вышесказанное, такая честь была бы достаточной. В хадисе-кудси сказано: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе, то Я помяну его среди тех, кто лучше их» (Ахмад).

14. Поминание Аллаха стирает грехи. «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» (11:114). 15. Если человек будет вспоминать Аллаха в благополучии, Аллах будет с ним в моменты трудностей. Согласно хадису, когда покорный раб Аллаха взывает с помощью, ангелы говорят Аллаху, что это голос знакомого им человека. И сколько бы мы не поминали Аллаха Всевышнего, этого будет недостаточного…

Проницательные люди знают, что человек достигнет полного счастья только лишь после встречи с Аллахом, а встреча с Аллахом будет успешной только тогда, когда раб умрет любя Аллаха и обладая необходимыми знаниями о Нем. Любовь и теплая связь приходит при частом поминании того, кого ты любишь. Знания об Аллахе приобретаются путем размышления над Его творениями, над Его действиями и атрибутами. Постоянное поминание Аллаха и размышления становятся легкими только тогда, когда человек прекращает чрезмерно увлекаться этим миром и страстями, беря от них только то, что действительно достаточно и необходимо. Такой подход станет совершенным, если для этого выделить несколько часов ночи и дня на различные азкары и размышления о Господе миров. Когда душу одолевают усталость и скука, она не может терпеть применение какой-то одной формы поминания Аллаха. Поэтому, необходимо проявлять мягкость к душе, предоставляя ей отдых при переходе от одной формы богослужения к другой, от одного вида поминания к другому. Так, душа будет ощущать все большую и большую сладость при движении к новому виду поклонения. За счет этого у человека будет увеличиваться и стремление к поминанию Аллаха. Стремление, в свою очередь, приведет к постоянству в этом поступке.

Обращение Аллаха к Своему самому близкому рабу

По своей природе человеческая натура склонна к мирским наслаждениям. Если раб Аллаха будет поровну тратить половину своего времени на дозволенные мирские наслаждения, а вторую половину – на поклонение, то это приведет к тому, что первая половина вытеснит вторую, то есть праздное время препровождение возьмет верх над поклонением. Так произойдет, потому что натура сына Адама изначально тянется к страстям и развлечениям. Следовательно, посвящать поминанию Аллаха и размышлению о Нем необходимо большую часть времени. Тот, кто хочет войти в рай без отчета, должен все свое время посвятить подчинению Господу. Тот, кто желает, что бы его хорошие дела перевесили плохие, должен посвящать богослужению большую часть своего времени. Если же плохие дела сравняются с хорошими, то положение их обладателя будет опасным. Аллах может простить такого раба, а может ввергнуть в мучения. Все это ясно видно для мудрого глубокого человека. Всем тем, кто таковым не является, следует взглянуть на то, как Аллах обращается к Пророку Мухаммаду , мир ему и благословение Аллаха, который был Его самым приближенным рабом (данные обращения касаются также и всех мусульман):

«Воистину, днем ты бываешь подолгу занят. Поминай же имя Господа твоего и посвяти себя Ему полностью» (Коран. 73:7-8).

«Поминай имя твоего Господа утром и перед закатом, а также ночью. Падай ниц пред Ним и славь Его долгой ночью» (Коран. 76:25-26).

«Поминай имя твоего Господа утром и перед закатом, Прославляй Его в некоторые часы ночи и после земных поклонов» (Коран. 50:39-40).

«Прославляй хвалой своего Господа, когда поднимаешься ото сна. Среди ночи восхваляй Его и при исчезновении звезд» (Коран. 50:48-49).

«Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи тяжелее и яснее по изложению» (Коран. 73:6).

«…славь его в течение ночи (совершай вечерний и ночные намазы), а также в начале и конце дня (совершай полуденный и закатный намазы). Быть может, ты останешься доволен» (Коран. 20:130).

«Совершай намаз в конце двух частей дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это — Напоминание для поминающих» (Коран. 11:114).

Причины успеха

«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему?» (Коран. 39:9).

Всевышний Аллах сказал: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (Коран. 32:16).

«Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом» (Коран. 25:64).

«Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении» (Коран. 51:18).

«Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер и когда наступает утро!» (Коран. 30:17).

Все эти аяты указывают на то, что путь к Аллаху лежит через контроль своего времени и его наполнение постоянным выполнением определенных видов зикра по своему усмотрению с целью укрепления имана (данное действие обычно называется «вирд» — вменение себе в качестве задания произнесение определенных видов молитв или чтение определенных страниц Корана – прим. сайт ). Всевышний Аллах сказал:

«Солнце и Луна движутся согласно рассчитанному порядку» (Коран. 55:5);

«Разве ты не видишь, как твой Господь простирает тень? Если бы Он захотел, то сделал бы ее неподвижной. Затем Мы делаем солнце ее путеводителем и затем постепенно сжимаем ее к Себе» (Коран. 25:45-46);

«Мы предопределили для луны положения…» (Коран. 36:39);

«Он – Тот, Кто сотворил для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраках суши и моря» (Коран. 6:97).

«Солнце и Луна движутся по рассчитанному порядку не только лишь для того, что бы люди извлекали пользу от этого в мирских делах. Точно также звезды, свет, тень созданы не только для пользы людям в земных делах. Однако все они также даны нам, чтобы мы, глядя на них, ценили время, стремясь купить на него счастье в последних мирах. На это указывают слова Аллаха: «Он – Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить» (Коран. 25:62).

День сменяется ночью, чтобы человек мог совершить в одном из них те благие дела, которые он не успел совершить в другом из них.

Заключение

Совершенно очевидно, что желающему обрести счастье в загробном мире, следует каждый день практиковать разные виды зикра: просить Аллаха о прощении «Истигфар», восхвалять Аллаха «Тахмид», произносить слова «Нет бога, кроме Аллаха» «Тахлиль». Нужно произносить эти формулы постоянно, в дополнение к обязательным молитвам и ритуалам, не смотря на каждодневную занятость работой и другими делами. Чем больше человек будет использовать средств для самоочищения, тем сильнее его душа и будет очищаться.

Нуруддин Гаджиев [сайт]

Саид Хава “Альмустахлис фи тазкияти-н-нуфус”

В числе различных видов поклонения в исламе особняком стоит практика зикра. В Священном Коране Создатель говорит нам:

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (2:152)

Поминание служит прочной верёвкой, связывающей человека со своим Господом. Отсюда, мусульманам следует регулярно поминать Господа миров, так как за каждый зикр верующий способен получить щедрую награду от Творца, а также Его покровительство.

Восхвалять своего Создателя верующий может в любое время дня и ночи, так как в одном из хадисов повествуется о том, что «Посланник (с.г.в.) поминал Аллаха в любое время» (Бухари, Муслим).

Существует множество способов поминания Всевышнего - начиная от произношения определённых словосочетаний и заканчивая . Мы же остановимся подробнее на наиболее распространённых из них:

1. Произношение слов тасбиха «СубханАллах», «АльхамдулиЛлях» и «Аллаху Акбар»

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) однажды обратился к своим сподвижникам: «Указать ли вам на деяние, благодаря которому… вы станете лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же? Говорите по 33 раза после каждого намаза: “CубханАллах! (Преславен Аллах!)”, “АльхамдулиЛлях! (Хвала Аллаху!)” и “Аллаху Акбар! (Аллах Велик)”» (хадис от аль-Бухари).

2. Произношение слов «СубханАллахи уа бихамдихи!» («Безупречен /Пречист/ Аллах и хвала Ему!»)

На это имеется указание в следующем хадисе: «Кто повторит эти слова стократно утром и вечером, то в День Суда никто не сможет прийти с лучшим поступком, кроме тех, кто сделал столько же или больше» (приводится Муслимом).

3. Произношение фразы «Радыйту билЛяхи Раббан уа биль-ислями динан уа би Мухаммадин расулян» («Мы довольны Аллахом как Господом, исламом - как религией, и Мухаммадом (с.г.в.) - как посланником»)

Согласно хадису, который приводится Абу Даудом, того, кто утром и вечером говорит эти слова, по словам Посланника Аллаха (с.г.в.), Всевышний сделает довольным в Судный день».

4. Поминание Милостивого при выходе из дома

«Если выходя из дома человек произносит слова «БисмиЛляхи тавакальту аляЛлахи ля хауля уа ля кауата иля билЛяхи» («Именем Аллаха, полагаюсь на Него, нет никакой силы, кроме как у Аллаха»), то ангелы начинают произносить, обращаясь к нему: «Для тебя достаточно Аллаха, ты под защитой, и шайтан удалился от тебя» (хадис от ат-Тирмизи).

5. Поминание за столом по окончании приёма пищи

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) сообщил своей умме: «Кто скажет: «АльхамдулиЛляхиль-лязии, ат`амани хазат та`ама уа разаканихи мин гайри хаулин мини уа ля кувватин» («Хвала Всевышнему, который накормил меня едой и наделил меня этим, без моей на то силы»), простятся его прошлые и будущие грехи» (хадис приводит Абу Дауд).

6. Поминание при входе в мечеть и выходе из неё

«Когда кто-нибудь из вас будет входить в мечеть,пусть обратится с мольбой за Пророка,а потом скажет:“Аллахумма-фтах ли абуаба рахматика” (О Аллах, открой для меня врата Твоего милосердия!) Когда же он будет выходить из мечети, пусть обратится с мольбой за Пророка искажет: “Аллахумма’-симни мин аш-шайтан” (О Аллах, защити меня от шайтана!) » (хадис от Насаи и Ибн Маджи).

Достоинства поминания Всевышнего

- Аллах рядом с поминающими Его. На это имеется указание в хадисе от аль-Бухари, повествующем, что Аллах всегда сопровождает человека, когда тот поминает своего Господа.

- Поминание Господа подобно жизни. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Тот, кто поминает своего Создателя, и тот, кто этого не делает - подобны живому и мёртвому» (аль-Бухари).

- Рядом с поминающими находятся ангелы. В хадисах встречается следующее высказывание Заключительного Божьего Посланника (с.г.в.): «У Аллаха есть ангелы, которые бродят по дорогам в поиске тех, кто с любовью поминает Аллаха» (аль-Бухари).

- Поминающие Аллаха займут высокое место в Судный ден ь . Однажды у Мухаммада (с.г.в.) спросили, кто в День воздаяния займёт наивысшее положение. На что Пророк (с.г.в.) ответил: «Мужчины и женщины, которые регулярно поминают своего Творца» (хадис от ат-Тирмизи и Ахмада).

- Поминание служит защитой от адских мук. В одном из хадисов подчёркивается: « Нет ничего более действенного, что избавит вас от мучений Всевышнего, чем Его поминание» (ат-Тирмизи, Ахмад и Хаким).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Не говорите много без поминания Аллаха, ибо от многих разговоров без поминания Аллаха черствеет сердце, а самый далекий от Аллаха – тот, у кого черствое сердце» (Тирмизи).

Субханаллах! Наши сердца черствеют без поминания Аллаха. Поминание Аллаха питает сердце, и когда мы этого не делаем, неудивительно, что безо всякой видимой причины на нас нападает уныние.

Мусульманский ученый Ибн аль-Кайим утверждал:

«Если раб божий помнит об Аллахе и стремится к Нему, Аллах непрерывно потчует его из чаши Милости. Забывшее же Аллаха сердце черствеет и опустошается настолько, насколько оно забыло Его».

Тем, кому кажется, что ислам является чем-то тяжким для нас, напомним, какой ответ дал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) человеку, который обратился к нему с просьбой: «О, посланник Аллаха! Предписаний шариата для меня слишком много. Укажи же мне на то, за что мне следует крепко держаться». На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил:

«Пусть твой язык не перестает быть влажным от поминания Аллаха» (Тирмизи).

Какой же результат поминания? Зикр очищает сердце от ржавчины и приводит к поминанию нас Всевышним. В прекрасном хадисе кудси Аллах говорит:

«Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их…» (Бухари, Муслим).

Что же такое поминание?

Поминание Аллаха означает определенные зикры (такие как произнесение «субханаллах», «ля иляха иляллах» и т.п.). Кроме того, это любые действия, связанные с Аллахом или упоминающие Аллаха. Все, что делается с мыслями об Аллахе, относится к зикру.

Виды зикра

Давайте уточним. Что из того, что мы делаем, можно отнести к зикру?

Намерение

Делая нечто хорошее, мы должны всегда стараться сознавать тот факт, что мы делаем это ради Аллаха. Делая благое дело, говорите с Аллахом, просите Его принять это дело от вас и позволить вам делать еще больше благих дел.

Добавьте намерения, такие как совершение этого дела во имя Аллаха, следование сунне, помощь братьям-мусульманам и людям – чем чаще вы поминаете Аллаха, тем чаще Он помянет вас, и это неизбежно отразиться на вашей жизни.

Когда делаете что-то хорошее, помните, что хорошее должно делаться сердцем. Зачастую мы делаем многие вещи машинально: подаем милостыню, совершаем дуа… Это делается без участия сердца, без особых чувств или эмоций и тем более без понимания того, что это делается ради Аллаха.

Между тем, эти вещи нужно делать, зная, что в них – излечение для сердца, что без них не обойтись, и когда мы впадаем в уныние, как раз это и исцеляет: помощь ближнему, мольба в земном поклоне Аллаху.

Обращение к Нему

«Если он [Мой раб] направится ко мне пешком, Я брошусь к нему бегом» (Аль-Бухари)

Невозможно, чтобы мы обращались к Господу, а Он нас отверг. Вспомним хадисы об обращающихся к Нему:

«Аллах рад обращению раба Своего, когда тот обращается к Нему, сильнее, чем тот из вас, кто ехал на своей верблюдице по пустыне, и она убежала от него, а на ней были его еда и питье. И отчаялся он найти ее. Пришел он к какому-то дереву и лег спать в тени его, и когда он был в таком положении, он вдруг увидел верблюдицу, стоящую перед ним. Он взял ее за повод и с радостью произнес: “О, Господи, Ты - раб мой, а я - Твой Господь”, допуская ошибку из-за сильной радости» (Муслим).

В прекрасном хадисе кудси Аллах говорит:

«О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил…» (Тирмизи).

«Поминай Аллаха в радости, и Он помянет тебя в горе» (Тирмизи).

Благодарность Аллаху

«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим…» (Коран, 14:7).

Благодарить – это значит признавать и ценить. Чем больше вы видите благословений Аллаха, Его присутствия в вашей жизни, тем больше это должно способствовать смягчению вашего сердца.

Каждый вечер находите время для того, чтобы благодарить Господа за все блага дня: вы не только каждый раз будете поражаться тому, сколько их, но это будет истинным признанием присутствия Аллаха в вашей жизни.

Поминание в мирских делах

«Много поминай своего Господа и славь Его перед закатом и утром» (Коран, 3:41).

Известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) всегда поминал Аллаха. Поэтому у нас есть дуа и зикры практически на все случаи жизни, начиная с совершения туалета и заканчивая словами в ответ на чье-то пожелание.

У Пророка было особое поминание, которое он говорил каждое утро и каждый вечер. Каждое из этих слов и предложений бесценно, так как оно не только очищает сердце и убирает из него любые тревоги - Пророк произносил их ради защиты, и сознание этого само по себе должно нас умиротворять и успокаивать.

При этом очень важно иметь полную уверенность (йакин): если Пророк сказал нам, что некие слова имеют такое-то действие, мы должны безоговорочно ему доверять.

Следует приложить усилия, чтобы понять эти слова, дабы они действительно проникли в наши сердца.

Да сделает нас Аллах людьми, которые…

«поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: “Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне”» (Коран 3:191).

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Азкары – это слова поминания Аллаха или слова, которые считаются молитвой. Произнося их, человек получает воздаяние от Всевышнего и благодать.

Бывают азкары, читаемые в намазе, после намаза, перед выходом из дома, перед едой, после еды и т. д. Каждый из таких азкаров произносится в определённое время, в определённых ситуациях. Например, «Бисмиллях» говорят перед едой, а «Альхамдулиллях» после еды.

Так же и с другими азкарами и молитвами..

Есть и молитвы, не связанные с какими-либо условиями, которые желательно читать постоянно. У таких молитв, которые также являются поминанием Всевышнего, есть свои правила чтения, которые нужно соблюдать. Кто хочет читать молитвы постоянно, тот должен изучить этику постоянного поминания, чтобы впоследствии его молитвы не оказались напрасными. Есть хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится, что даже читающий Коран может получать проклятие от читаемого им Корана. По какой причине? Из-за несоблюдения необходимой этики чтения Корана. Впрочем, этика Корана – это отдельная тема, достаточно подробно раскрытая в достоверных исламских источниках. Мы же сейчас говорим о некоторых ошибках в читаемых повседневно молитвах и азкарах.

Приведём несколько примеров.

На вопрос «Как дела?» положено отвечать: «Альхамдулиллях (хвала Аллаху), хорошо». Ответить в этом случае «Субханаллах, хорошо» будет неправильно. Один мой товарищ, позвонив своему знакомому, спросил его: «Как дела, что делаешь?» Тот ответил: «Субханаллах, по парку гуляю». Уместно ли в данном случае сопровождать свой ответ: «По парку гуляю» – выражением «Субханаллах» (т. е. «Пречист Аллах от всех не соответствующих Ему качеств и атрибутов»)?! Другой приходит в закусочную и говорит: «Субханаллах, дай одну шаурму». Какая связь между шаурмой и этим поминанием Аллаха?! Был ещё случай, когда одна девушка, возмущённая тем, что некоторые мусульмане разговаривают в мечети о мирских делах, рассказывала: «Сидят в мечети и, «бисмиллях», начинают говорить о любви». Непонятно, причём здесь «бисмиллях». Это поминание означает «с именем Аллаха», его произносят перед тем, как начать делать что-то – например, перед входом в дом, перед едой, перед чтением Корана и т. д. Но ведь эти люди не начинали с «бисмиллях» разговор в мечети о любви. Это же смешно! Хотя нет, уже не смешно... Это небрежность по отношению к молитвам.

В таких случаях азкары теряют свой истинный духовный смысл, а значит, произносивший их вполне может потерять воздаяние за прочитанную молитву.

Например, «Аль-Фатиха» – очень ценная сура, прочитавший её получает огромное вознаграждение. Давайте спросим себя: получим ли мы полное вознаграждение за чтение этой суры в намазе сидя? Нет! Сидя читают «ат-Ташаххуд» («Аттахийату»), а не «Фатиху». Другой вопрос: получим ли мы воздаяние за чтение суры «Аль-Фатиха» на мусорной свалке или в туалете? Нет! Такое неуважительное отношение к суре – грех. Так и с остальными азкарами. Прежде чем произносить их вслух, человек должен подумать: а не ошибается ли он? Рекомендую всем, и в первую очередь себе, изучить этику чтения азкаров и молитв, ведь это не пустая болтовня, а поминание Всевышнего Аллаха.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые основные моменты:

1. Не следует читать азкары напоказ .. Спросите себя, сколько раз вы читаете эти азкары наедине и сколько раз произносите их на публике, и вы увидите степень своей искренности. Но и это не главный критерий стремления к показному. Такое стремление является очень скрытым и весьма опасным в духовном смысле. Оно не только сводит на нет наши благие деяния, но и может превратить их в грех.

2. Уровень богобоязненности и праведность человека определяются не количеством публично произнесённых им азкаров и молитв . Богобоязненность – нечто скрытое в сердце человека. Не отрицаю, что поведение богобоязненного человека отличается от поведения грешника, но внешность не является основным показателем богобоязненности, и уж тем более небрежное использование азкаров не может служить доказательством набожности. Поэтому человек, читающий азкары, пусть не возносит себя над тем, кто не читает их вслух. Быть может, наедине со Всевышним тот за один раз читает столько азкаров, сколько ты не прочитаешь публично за всю свою жизнь.

3. Произносите азкары в тех случаях, когда они уместны . Прочитайте в достоверных книгах или статьях и запомните, где, как и когда следует читать тот или иной азкар или определённую молитву. Это очень важно, потому что нарушение правил приводит к несоблюдению этики по отношению к азкарам, ведь молитвы с именем Создателя нужно произносить с соответствующей этикой. Нормы этики бывают как желательными, так и обязательными. Несоблюдение желательных норм ведёт к потере вознаграждения за молитву. Да поможет нам Всевышний. Амин!

Гамзат Магомедов