Главная · На заметку · Гуманистическое направление в теории личности а маслоу. Гуманистические теории развития (А. Маслоу, К. Роджерс). Человек в условиях концлагеря

Гуманистическое направление в теории личности а маслоу. Гуманистические теории развития (А. Маслоу, К. Роджерс). Человек в условиях концлагеря

В 1943 году в журнале Psychological Review была опубликована статья Абрахама Маслоу «Теория мотивации индивида». Его взгляды отличались от популярных в то время концепций психоанализа и бихевиоризма, которые основывались на поведении зверей и были умозрительными. Теория Маслоу базировалась на экспериментах с людьми, проводившихся в больничных условиях.

Кроме того, исследования Маслоу позволили впервые сформулировать позитивный взгляд на человеческую природу. Традиционная психология изучала людей с психическими отклонениями, тогда как Абрахам Маслоу исследовал поведение здоровых и реализовавшихся индивидов. Он уделял особое внимание таким проявлениям личности, как альтруизм, любовь, креативность.

Пирамида Маслоу

Очень часто встречаются изображения пирамиды потребностей Маслоу. Эта схема упрощенно изображает теорию мотивации. Нужно заметить, что Абрахам Маслоу не является автором рисунка. Впервые он встречается в немецкоязычной литературе 1970 годов.

Как правило, в основу теории мотивации по Маслоу включают пять типов потребностей.

Два нижних уровня иерархии, включающих органические потребности и необходимость в безопасности, обобщенно называют физиологическими или базовыми. Они образуют поведенческую доминанту. Эти нужды неизбежны , они обеспечивают выживание человека, поэтому они удовлетворяются в первую очередь. Только реализовав базовые потребности, человек будет способен думать о целях более высоких порядков. Очевидно, что люди свои желания реализуют постепенно, словно поднимаясь с одной ступени на другую, поэтому другое название теории мотивации - лестница Маслоу.

Краткий список потребностей состоит из пяти пунктов, но существует и более подробное разбиение пирамиды Маслоу.

В подробной классификации духовные и нравственные потребности личности разбиваются на три группы (познавательные, эстетические и потребности в самоактуализации).

Самоактуализация

Абрахам Маслоу выделил особенности людей, которые близки к самоактуализации:

Достичь самоактуализации, по словам Маслоу, удаётся не всем. Люди часто не видят своего потенциала, боятся своих талантов и возможного успеха. Иногда раскрытию способностей препятствует окружение. Для развития нужна безопасная и дружелюбная среда.

Гибкость теории Маслоу

Изначально в теории мотивации утверждалось, что дальнейшее продвижение невозможно, пока не удовлетворены базовые потребности. Считалось, что в первую очередь человек использует все возможности, чтобы обеспечить себя и свою семью едой, чистой водой, безопасным жильём и так далее.

Позже Абрахам Маслоу говорил, что процесс реализации нужд личности не всегда поступательный, и обычный порядок может нарушаться. Нередко удовлетворение высших желаний начинается, когда ещё не реализованы низшие. Более того, Маслоу говорил , что некоторые потребности могут возникать одновременно. Например, человек может нуждаться и в безопасности, и любви, и в самоуважении. Далеко не у всех базовые потребности удовлетворены полностью, но это не мешает людям иметь желание быть полезным обществу или любить. Необязательно удовлетворять нужды более низкого уровня полностью, чтобы перейти на более высокий уровень пирамиды Маслоу.

Применение теории Маслоу

Теории мотивации часто используются руководителями, которые стремятся повысить производительность своих сотрудников. Работы Абрахама Маслоу имели огромное значение при создании современных теорий мотивации.

Руководители должны понимать, что мотивация личности определяется многими потребностями. Чтобы мотивировать сотрудника, руководителю нужно дать ему возможность удовлетворения существующих потребностей.

  • Социальные: командный дух на рабочих местах, периодические совещания, стимулирование социальной активности сотрудников.
  • Потребность в уважении: интересная и содержательная работа, поощрение достигнутых результатов, продвижение по карьерной лестнице, профессиональное обучение и переподготовка.
  • Потребности в самовыражении: позволить подчинённым полностью использовать их потенциал и развивать свои способности.

Только экономических стимулов многим людям недостаточно. Повышение заработка помогает удовлетворить лишь базовые потребности. Считается, что только беднейшие и бесправные слои населения руководствуются потребностями низших уровней.

Недостатки теории Маслоу

Концепции Маслоу привлекали к себе как сторонников, так и критиков. Последние считали, что выборки исследований слишком малы и по ним нельзя делать какие-либо обобщения. Составляя список черт личностей , движущихся по пути самоактуализации, Абрахам Маслоу выбирал активных и здоровых людей, таких как Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт, Альберт Эйнштейн. Такие люди, по его мнению, были успешны. Некоторые великие люди, например, Рихард Вагнер, не попали в исследование, потому что не обладали личностными чертами, которые ценил Маслоу.

Основная проблема теории иерархии потребностей личности в том, что нет возможности количественно измерить , насколько удовлетворены потребности человека. Теория Маслоу не универсальна, она не учитывает индивидуальные особенности развития личности. Для некоторых людей порядок иерархии потребностей меняется.

Благодаря тому, что теория мотивации построена во соответствии с определённой иерархией, её часто ассоциируют с пирамидой власти. Чем больше материальных ценностей у человека, тем больше удовлетворены его потребности и тем больше у него власти. Такая теория особенно популярна у людей с иерархическим мышлением. Они убеждены в том, что успех личности основывается на конкуренции. Ближе к вершине пирамиды и, соответственно, счастливее тот, кто активно и успешно конкурирует с другими.

Подобный взгляд на жизнь ведёт к тому, что люди стремятся получить как можно больше общепринятых вещей, таких как престижная работа, дорогое жилье, социальный статус. Многие верят, что большое количество достижений ведёт к счастью.

В современных теориях развития человека и общества конкуренция рассматривается как непродуктивный путь. Общественное развитие может быть более эффективным, если отказаться от конкуренции и поставить на первый план уникальность личности и её способность к проявлению своих талантов.

А. Маслоу (1908-1970) получил три ученых степени за исследование поведения приматов. Затем занимался психоанализом. Его увлечение восточной психологией и встречи с крупнейшими европейскими психологами, такими как Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни, М. Вертхаймер, которые переехали в Америку, спасаясь от Гитлера, побудили его к переосмыслению природы человека. А. Маслоу отметил, что работы З. Фрейда построены на изучении людей, страдающих неврозами. Он организовал масштабное исследование на материалах психически зрелых, гармоничных, творческих людей - путешественников, мореплавателей, военных начальников, своих знакомых, коллег и т. д. Результаты получил новые и впечатляющие. Обобщая их, А. Маслоу построил свою теорию личности, в основе которой лежит его концептуальное представление о мотивации поведения человека и характеристика творческих, самоактуализирующихся личностей.

По А. Маслоу, внутренняя активность личности проявляется прежде всего через мотивы и потребности. Последние являются инстинктоидными и организованы в иерархическую систему, которую стало принято называть пирамидой потребностей. Доминирующие потребности расположены внизу. Если они удовлетворяются, то проявляются и осознаются потребности более высокого уровня. Низший уровень - потребности физиологические, т. е. потребности в пище, питье и т. п. Они обеспечивают физическое выживание, поэтому являются наиболее сильными, неотложными. Второй уровень составляют потребности безопасности, защиты. Сюда относятся потребности в стабильности, законе, порядке, предсказуемости событий, преодолении болезней, хаоса и т. д. Они обостряются в неспокойные периоды жизни общества и проявляются также в предпочтении постоянной работы и других мотивированных поисках безопасности.

Третий уровень в пирамиде А. Маслоу составляют потребности в принадлежности и любви. Уже в младенческом возрасте у ребенка появляется потребность в тесном эмоциональном контакте с матерью, близкими людьми. Затем предметная направленность этой потребности расширяется, развивается стремление устанавливать тесные эмоциональные связи, отношения любви, дружбы, привязанности в семье, группе, с другими людьми. А. Маслоу считает, что в современном обществе у большинства людей эта потребность остается неудовлетворенной на разных этапах возрастного развития. Отсюда - психологические проблемы, внутренние конфликты, неврозы.

Следующий уровень составляют потребности в самоуважении. Автор выделил два вида уважения: самоуважение и уважение других. Первый вид характеризуется такими показателями, как компетентность, реальные достижения, независимость, свобода. Второй вид связан с показателями престижа, признания, статуса, репутации, оценки другими.

И, наконец, высшим уровнем в иерархии потребностей является потребность в самоактуализации. Это стремление к самосовершенствованию, реализации своего личностного и творческого потенциала. Люди должны быть тем, кем они могут быть, т. е. оставаться верным своей природе.

Самоактуализация может принимать форму творческих усилий, выбора сферы деятельности, качественного уровня выполнения своих социальных ролей, профессиональных, гражданских, нравственных устремлений. А. Маслоу показал, что внутреннее побуждение к реализации личностного потенциала естественно, необходимо, дано каждому человеку. Но только отдельные люди достигают высокого уровня реализации своего личностного потенциала. Его исследования позволили обнаружить и описать два типа преобладающей мотивации: дефицитарная мотивация и мотивация роста. Высокий уровень мотивации роста формирует самоактуализирующуюся личность.

А. Маслоу детально проанализировал и обобщил биографические материалы 75 известных и близких ему людей, отличавшихся выраженным преобладанием мотивации личностного роста, и составил характеристики самоактуализирующихся личностей. Данное концептуальное представление в литературе рассматривается как одно из достижений гуманистической психологии, которое в последние годы активно используется при разработке гуманитарных психотехнологий в практической психологии. Автор выделил 15 психологических характеристик самоактуализирующихся людей. Рассмотрим некоторые из них.

Самоактуализирующихся людей отличает свежесть, спонтанность и реалистичность восприятия. Они видят мир и людей такими, какие они есть. Им свойственна большая восприимчивость, в то же время большая свобода от стереотипов, тревожности, надуманных ожиданий, неоправданного пессимизма или оптимизма. Данная особенность эффективного восприятия распространяется на разные стороны жизни: искусство, науку, политику. Далее. Эти люди характеризуются открытостью, простотой, непосредственностью. Они могут легко принимать правила, традиции, быть терпимыми к принятым стандартам в образовательных, государственных или других организациях. Но их внутренняя жизнь свободна от условностей, они могут резко отклонить социальные нормы, когда убеждены в необходимости этого.

Людей с высоким уровнем самоактуализации характеризуют также уверенность в себе, независимость, ощущение внутренней силы, человеческого достоинства. Они демократичны, комфортно чувствуют себя и в тесных дружеских контактах, и наедине с собой. И еще одна характеристика. Самоактуализирующиеся личности отличаются открытостью к нуждам других, общественным интересам, проблемам своей группы, народа, культуры, цивилизации. Они свободны от внутриличностных конфликтов, защит, комплексов и склонны к более или менее масштабной деятельности в интересах сообщества.

Здравствуйте, читатели и посетители сайта!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, в чем заключается смысл теории А.Маслоу? Разъясните ее основные положения. Жду вашего экспертного мнения…

В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна. Поэтому, для глубокого и основательного понимания темы, разберемся, что принято называть психологией? ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ, ТЕОРИЯ, МАСЛОУ.

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. РАЗВИТИЕ – это такой процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. ТЕОРИЯ – это система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. МАСЛОУ – это известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Стоит сразу отметить, что базис (то есть фундамент) мотивации по мнению Маслоу составляет пять базовых потребностей. Пирамида потребностей Маслоу:
— сексуальные и биологические - в движении, дыхании, крыше над головой, воспроизведении потомства, одеянии, отдыхе и т.д.
— потребности, связанные с безопасностью (сохранностью) - уверенность в будущем, безопасность и стабильность в жизни, в окружающих людях, стремление не допустить неправильного обращения, в гарантированной занятости;
— потребности общественного характера - в взаимодействие с социумом, в любви, в нахождение в социальной группе, во внимании к себе, внесения вклада в общую деятельность, заботе о ближнем;
— потребности в самооценке - потребности в уважении “важных остальных”, в социальном статусе, в карьерном продвижении, престиже и признании;
— нравственные потребности (потребности в выражении посредством творчества), воплощении своих навыков и т.п.

Стоит дополнить, что данная теория является фундаментом в изучении психологии, как науки. Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему, которая относится к одной из основных при изучении такой науки, как психология. Если же что-то осталось сложным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.
Желаем успехов в учебе и в творческой деятельности!

Гуманистическая теория личности А. Маслоу

Термин гуманистическая психология был предложен группой психологов, которые в начале 60-х гг. XX в. под руководством Абрахама Маслоу (1908-1970) объединились с целью создать теоретическую альтернативу двум наиболее важным психологическим теориям -- фрейдизму и бихевиоризму. В противовес тем направлениям, оценивающим человека как полностью зависимого либо от окружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманистическая психология рассматривает его как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни.

Гуманистическая психология изучает психически здоровую, гармоничную личность, достигшую вершины своего развития, предела самоактуализации. Такие личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего числа людей, а остальные пребывают на той или иной ступени развития.

Фундаментальным тезисом, лежащим в основе гуманистической теории Маслоу, является то, что изучать нужно каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не отдельные проявления поведения (как это делают бихевиористы).

По Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не только на отдельные его аспекты. Он считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, а негативные и разрушительные качества и проявления у людей являются результатом фрустраций или неудовлетворенных потребностей, а не каких-то наследственных пороков.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей. Она состоит из ряда ступеней. Первая -- физиологические потребности: низшие, управляемые органами тела (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите). Вторая ступень -- потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п. Третья -- социальные потребности. Ее удовлетворение не носит объективного характера и не поддается описанию. Один человек удовлетворяется лишь незначительными контактами с другими людьми, а у другого эта потребность в общении выражена очень сильно. Четвертая ступень -- потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Пятая ступень -- потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

  • · мотивы имеют иерархическую структуру;
  • · чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
  • · пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не столь значимыми (с момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу);
  • · с повышением уровня потребностей повышается готовность к большей активности (возможность удовлетворить высшие потребности является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших).

Ученый отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что они могут стать для обычного человека ведущими. («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба».) Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у личности могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску ее смысла).

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития -- к самореализации.

Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:

  • 1. Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее).
  • 2. Принятие других и себя. («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть».)
  • 3. Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело.
  • 4. Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений.
  • 5. Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям.
  • 6. Неизбывная новизна, свежесть оценок, открытость опыту.
  • 7. Различение цели и средств, зла и добра. («Не всякое средство хорошо для достижения цели».)
  • 8. Спонтанность, естественность поведения.
  • 9. Юмор.
  • 10. Саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни.
  • 11. Готовность к решению новых проблем, к осознанию задач и трудностей, своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.

Конгруэнтность -- это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтных, истинных переживаний, правильно осознать свои проблемы. Развитие личности -- это повышение конгруэнтности, понимания своего реального Я, своих возможностей, особенностей -- самоактуализация.

Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, способность не прятаться от таких проблем и отрицательных эмоций, чтобы найти и устранить помехи для личностного роста, -- все это позволяет человеку понять себя, смысл жизни, достичь внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувство самоуважения -- необходимые условия для самоактуализации, поскольку человек может понять себя только в том случае, если получает информацию о себе от других людей.

Но почему таких самоактуализирующихся людей очень мало? Маслоу считает, что причин несколько:

  • · неблагоприятные социальные условия, блокирующие удовлетворение низших и высших потребностей;
  • · незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию (комплекс Ионы);
  • · чрезмерное воздействие потребностей в безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой.

Маслоу выделяет четырнадцать высших духовных метапотребностей. Это стремления к :

  • · целостности личности;
  • · совершенствованию;
  • · завершению;
  • · справедливости, порядку и закону;
  • · активности функционирования;
  • · дифференциации и сложности;
  • · красоте;
  • · честности, открытости и простоте;
  • · доброте;
  • · уникальности и новизне;
  • · игре и юмору;
  • · истине и чести;
  • · независимости и автономии;
  • · свободе.

Неудовлетворение высших метапотребностей может не осознаваться человеком и не переживаться как осознанное желание, тем не менее оно подавляет рост и функционирование здоровой личности и даже вызывает специфические психические заболевания -- метапатологии (к ним относятся апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, неспособность глубоко любить кого-либо, стремление жить только сегодняшним днем; отсутствие интереса к тому, что происходит в мире, к новой информации; ненависть, отвращение; тотальный эгоизм; нежелание чего-либо добиваться; ощущение бессмысленности, отчаяния, утраты смысла жизни; прием наркотиков, алкоголизм). мотивация потребность маслоу самоактуализация

Среди патогенных механизмов, которые мешают развитию личности, можно отметить пассивную позицию по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты Я -- проекцию, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы.

Этапы такой деградации:

  • 1. Формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»).
  • 2. Создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости.
  • 3. Создание «чистоты» социального окружения: разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих»; вина и стыд за себя.
  • 4. Сложение культа «самокритики», признание в совершении даже тех неодоб-ряемых поступков, которых человек никогда не совершал.
  • 5. Сохранение «священных основ» (человек запрещает себе даже задумываться над основополагающими предпосылками идеологии, а тем более сомневаться в них).
  • 6. Формирование специализированного языка (сложные задачи спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений).
  • 7. В результате всех этих факторов человеку становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира он переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», формируется несколько Я, функционально изолированных друг от друга.

Образуется «экзистенциальный вакуум»: человек потерял «животные» инстинкты, утратил социальные нормы, традиции, определяющие, что ему нужно делать, и в результате сам не ведает, чего он хочет (а может, уже и ничего), И тогда он делает то, что хотят другие, становясь «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз»). Такому человеку требуется «логотерапия» -- борьба за смысл жизни. Не мы задаем себе вопрос, в чем смысл жизни, а жизнь вопрошает нас, и мы отвечаем своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то может возвыситься над самыми неблагоприятными условиями. («Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как», -- говорил Ницше.)

Многим людям присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.

Смысл жизни во внешнем мире можно найти, пожалуй, тремя способами:

  • · совершая поступки;
  • · переживая ценности, единство с другими людьми, любовь;
  • · переживая страдания.
  • · Самоактуализация происходит в том случае, если у человека есть высшие метапотребности к развитию, жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости.

Маслоу описывает девять моментов самоактуализации:

  • 1. Полное переживание настоящего с осознанием того, что происходит в нас и вокруг нас.
  • 2. При каждом выборе решать в пользу развития нового неожиданного опыта, а не оставаться при известном и знакомом.
  • 3. Формировать свое отношение к ситуациям, принимать решения независимо от мнений и точек зрения других. 4. Честность и принятие ответственности на себя.
  • 4. Научиться верить своим инстинктам и суждениям и действовать в соответствии с ними (при выборе профессии, спутника жизни, режима питания и пр.), а не полагаться на то, что принято в обществе.
  • 5. Постоянное развитие своих способностей, их задействование с тем, чтобы хорошо делать то, что человек хочет делать.
  • 6. Переходные моменты в самоактуализации («пик переживания») -- в ситуациях, когда человек глубоко вовлечен, взволнован и связан с миром и в такие моменты думает, действует, чувствует более ясно и четко, усиленно осознает мир и себя, у него появляются новые точки зрения, изменяется отношения к миру, он чувствует экстаз, восторг.
  • 7. Дальнейший шаг в самоактуализации -- выявление у себя «психологических защит» (проекции, рационализации, вытеснения, идентификация и т. п.) и разрушение их.
  • 8. Удовлетворение потребностей в самоактуализации, в понимании смысла своей жизни и реализации своего назначения, в самосовершенствовании.

Если человек не может удовлетворить высшие духовные потребности, пусть даже удовлетворены потребности первых четырех уровней, выясняется, что хорошее питание, шикарная квартира, благополучная семья и дети, хорошая должность все равно не приносят человеку счастья. Психологический рост личности Маслоу рассматривает как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей.

Маслоу можно считать создателем не только гуманистической, но и трансперсональной психологии: он обнаружил наличие духовного измерения в людях, добивающихся самореализации, и показал, что пиковые мистические переживания, подталкивающие ее, «выше нормы», они сопровождаются измененными состояниями сознания и доступом к общемировому духовному информационному полю.

  • Краткая биография.
  • Предпосылки теории.
  • Иерархия потребностей.
  • Пирамида Маслоу.
  • Д-мотивы и р-мотивы.
  • Метапотребности и метапатологии.
  • Два образа жизни.
  • Самоактуализация.

Введение.

В предыдущей статье мы уже упоминали об обстоятельствах, при которых в психологии возникло гуманистическое направление . Важной его особенностью была убежденность его последователей в том, что помимо базовых потребностей и потребностей в реализации животных инстинктов любой человек обладает и совершенно другой мотивацией, а также потенциалом к ее реализации.

Имелось ввиду следующее, невозможно исчерпывающе описать человека, исключив те его черты, которые, собственно и отличают его от животного, а именно, такие вещи как стремление понять основополагающие вопросы бытия и мироздания, стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, стремление к творчеству и к прекрасному.
Более того, последователи гуманистического направления считали, что стремление к вышеперечисленному имманентно присуще человеческой природе, наравне с животными инстинктами.

Среди всех гуманистических теорий и воззрений на природу личности и на ее мотивы, теория Абрахама Маслоу пожалуй наиболее известна.

Маслоу Абрахам Гарольд (1908 — 1970). Краткая биография.

Абрахам Маслоу родился в США в 1908 году в семье бедных еврейских эмигрантов. Детство Абрахама было нелегким из за непростых отношений с родителями и сверстниками. По его собственным словам, сказанным впоследствии, такая личная история должна было непременно завершится психическими проблемами или еще более серьезными последствиями.
Мальчик рос несчастным, покинутым и одиноким, а общение со сверстниками и понимание родителей ему заменяли библиотечные коридоры и книги.

Изначально образование планировалось отцом, поэтому молодой Маслоу поступает учится на юриста в колледж, но довольно быстро понимает, что быть адвокатом не его призвание. Вскоре, молодой человек поступает в университет в Висконсине, где получает степень бакалавра по психологии, а через несколько лет и доктора. Во время обучение Маслоу знакомится с Гарри Харлоу, известным американским психологом, в лаборатории которого он занимается исследованием доминантного поведения у обезьян.

Получив степень доктора, Маслоу возвращается в Нью-Йорк и остается там уже надолго, работая в Бруклинском колледже. Во время второй мировой войны в США из Германии и Европы от нацистов бежит большое количество европейской ученой элиты, в том числе известнейшие психологи того времени, такие как Эрих Фромм, Альфред Адлер, Рут Бенедикт и другие.
Благодаря этому Нью Йорк того времени становится психологической меккой всего мира, в этих условиях и формируются научные взгляды и будущий подход молодого ученого.

В 1951 году Маслоу получает кафедру психологии в Университете Брандейс, где работает в течении 10 лет, а потом читает лекции там же. В 1969 году он неожиданно уходит из университета и посвящает все время занятиями философией и экономикой, а вскоре после этого в 1970 он внезапно умирает от инфаркта.

Предпосылки теории Маслоу.

Теория развития человека по Абрахаму Маслоу основывается на пяти гуманистических принципах , которые были изложены в статье о предпосылках гуманистической психологии. А поскольку вершиной его теории является такое понятие, как стремление человека к самоактуализции, то естественно, что основной вопрос, который возникает к этой идее заключается в том, какими именно мотивами руководствуется человек выбирающий подобный ориентир в своей иерархии ценностей.

Для сравнения, базовым стремлением человека Фрейда , помимо удовлетворения физиологических потребностей тела, было снятие постоянного психологического напряжения, которое возникало вследствие действия оппозиции ИД — Супер Эго . Любая личность в такой системе была вечным заложником этого противостояния, устранить которое полностью было в принципе нельзя, но через осознание травматического содержимого бессознательного и перенаправление энергии либидо в другое русло это напряжение можно было до известной степени снизить. Именно на этом и была основана работа по психологической помощи в психоанализе.

Здесь можно обратить внимание на то, что в системе Фрейда стремление к высшим ценностям было обусловлено целиком и полностью позицией супер эго. То есть, во первых, это стремление было приобретенным через воспитание, а во вторых, очевидно вторичным, поскольку истинными потребностями человека согласно учению психоанализа были именно порывы ИД.

Естественно, в такой системе координат места для некой высшей, и не обусловленной насущной необходимостью тела потребности, не было и быть не могло.
При всей недоказуемости положений психоанализа, веских оснований для построения такой теории было достаточно, а логика Фрейда была вполне, если и научно не безупречной то вполне, очевидной и понятной.

Однако, теория личности Зигмунда Фрейда была построена целиком и полностью на материалах его работы, как психиатра, с людьми, страдающими в той или иной степени различными психологическими проблемами, зачатую весьма серьезными.

В этом то и была основная претензия Маслоу к психоанализу.
Он изначально считал, что нельзя построить правильную теорию, не принимая в расчет того факта, что в мире не так уж и мало психологически здоровых людей.
Именно по этой причине сторонники гуманистической психологии делали такой существенный акцент именно на психическом здоровье человека, и это играло такую важную роль, что стало одним из пяти базовых принципов нового направления.

Конечно это вовсе не означало отрицания очевидного факта существования психологических проблем, но позволяло взглянуть на них с совершенно другого ракурса.
И этим ракурсом стала теория потребностей, которая заняла главное место в воззрениях Маслоу на человеческую личность.

Несомненно и совершенно очевидно, что в человеческом мире существует немалое количество людей, цель жизни которых именно реализация своих внутренних возможностей и способностей, причем зачастую, эта реализация предполагает, частичный отказ от приоритета базовых потребностей, поскольку движение в этом направлении сопряжено с определенными рисками и частым выходом за пределы зоны комфорта .

Иначе говоря, если вы хотите делать то, в чем заключается ваше призвание, то как правило, вам приходится выбирать довольно тернистую и трудную дорогу, на которой люди часто претерпевают немало лишений. И эти факты хорошо всем известны, что означает, что те кто выбирает этот путь осведомлены о его трудностях и опасностях.
Тем не менее, такие люди всегда есть и их немало.
Исчерпывающе объяснить их мотивы с точки зрения замещения нереализованной изначальной потребности на другой вид деятельности довольно затруднительно, особенно если, эти базовые потребности изначально были удовлетворены. И это несомненно требовало своего объяснения.

Пирамида Маслоу. Иерархия потребностей.

Очевидно, что сначала у человека возникает потребность в чем либо, а на базе этой потребности возникает импульс (желание) к ее удовлетворению. Это и есть мотивация .

Одно из основных положений теории Маслоу заключается в том, что человек постоянно чем то мотивирован, и почти никогда не бывает положения дел при котором наступает полное удовлетворение, а если такие ситуации и возникают, что бывает, то весьма ненадолго, и очень скоро возникает следующая потребность и так далее и так далее.

Иначе говоря, по Маслоу, желания являются неотъемлемой характеристикой человеческого бытия.

Другая важная часть этой теории говорит о том, что все потребности, стоящие в основе мотивации имеют не приобретенную, а врожденную природу и этот изначальный позыв человека (энергия желания) просто накладывается на внешние обстоятельства, которые и определяют сам предмет желания, или направление в котором разворачивается эта энергия.

Третье важное предположение говорит о том, что эти стремления — мотивации существуют в условиях иерархии в силу наличия очевидных приоритетов.
Так например, потребность в дыхании очевидно более первична по степени важности, чем потребность в еде и питье, а потребность в общении несомненно проигрывает стремлению насытиться и не умереть с голоду.

Итак, вот какая иерархия потребностей в порядке очередности была предложена Маслоу.

— первичные физиологические потребности тела.
— потребность в безопасности.
— потребность в принадлежности к обществу и любви.
— потребность в самоуважении.
— потребность в самоактуализации.

На основе этой шкалы была создана известная пирамида потребностей Маслоу, согласно которой, потребности нижнего уровня должны быть удовлетворены (пусть и не полностью, но в основном), прежде чем возникнет хотя бы осознание наличия потребностей другого уровня, как необходимости. По мнению Маслоу, чем выше поднимался индивид по ступеням этой пирамиды, тем больше реализовывал именно человеческие качества личности, и тем большим психологическим здоровьем он при этом должен был обладать.

В теории Маслоу важно понимать, что она обладает определенной степенью погрешности и это конечно понимал и он сам.
Ведь совершенно очевидно, что исключения из иерархии мотивов могут быть и они довольно многочисленны.
Мир знает немало людей, которые во имя высоких идей подвергали себя лишениям, голоду и даже шли на смерть.
По этому поводу Маслоу говорил, что некоторые люди в силу своих индивидуальных особенностей способны создавать собственную иерархию потребностей.
Данное допущение было очевидным и хорошо согласовалось со второй позицией гуманистической психологии где утверждался тезис об уникальности каждой личности.
Таким образом, сама природа человека говорила о неизбежности существования исключений в любой подобной теории.