Главная · Бытовая техника · Исмаил сын ибрагима. Как пророк Ибрахим (а.с.) покинул этот мир. Построение Ка‘бы и возвещение о паломничестве

Исмаил сын ибрагима. Как пророк Ибрахим (а.с.) покинул этот мир. Построение Ка‘бы и возвещение о паломничестве

Пророк Ибрахим (Авраам) в иудаизме и христианстве принимается за самого древнего предка и за основное рекомендательное лицо. В Торе и вообще в еврейской литературе, в христианской культуре, в Священном Коране и в исламской литературе имеется намного больше сведеней о пророке Ибрахиме, чем о других пророках. Особенно, в источниках по иудаизму и христианстве на передний план выдвигается деятельность пророка Ибрахима по установлению тавхида.
По Торе имя Ибрахим в первоначальном виде было Абрам, означающее "могучий предок", но постепенно перешло в Абрахама, имеющего смысл "отец народов". В Священном Коране имя пророка Ибрахима проходит в 69-и местах.

Досточтимый Ибрахим один из пророков улуль азм, который чаще других упоминается в Коране. Однако Коран следуя основному направлению сведений относительно пророков, преследует цель просвещения религиозных и нравственных качеств и возможность читателей научиться полезному. Поэтому упоминая о пророке Ибрахиме, вместо хронологических сведений - как это сделано в Торе - соответственно содержанию и темам очередных сур преподносит нам знания о его месте в общей истории веры, основных чертах учения и особенностях, деятельности и формах оповещения, отрезки из жизни относительно нравственных, религиозных и семейных размерах личности,

Когда досточтимый Ибрахим был выбран в пророки и послан в дар своему племени с оповещения тавхида, в первую очередь обратился к своему отцу, который в ответ на это пригрозил изгнанием. В Коране говорится, что досточтимый Ибрахим молил Аллаха о прощении для отца, но к сожалению, его просьба осталась неисполненной.

В сурах Корана, особенно относящихся ко второму и третьему периодам Мекки, говорится, что пророк Ибрахим боролся против идолов, перед которыми преклонялись его отец и племя и настаивал на вере единобожия; приводил доводы и убеждения о бессмысленнице веры в небесные тела и идолы, символизирующие их; убеждал отказаться от веры в подобные предметы, от которых никому не будет ни пользы, ни вреда.

Прекрасным воспоминанием борьбы за тавхид пророка Ибрахима является случай предания его огню идолопоклонниками, которые разгневались из-за того, что он разрушил идолы. Но несмотря на это огонь не причинил ему никакого вреда. Данное событие наряду с Кораном имеет место и в других основных материалах по исламу.

По сведениям из Священного Писания и источников по Исламу пророк Ибрахим вместе со своей женой Сарой, племянником Лутом и другими приближенными покинув Немруд перешел в Харран, затем некоторое время оставался в Иордании, оттуда направился в Египет и затем вернулся в Палестину.

Пророк Ибрахим после того как покинул свое племя и совершил хиджру был уже в зрелом возрасте, но не имел детей. Пророк Ибрахим молил Аллаха о благом дитя и вскоре был оповещен об умном ребенке. И по Корану и по Торе первым ребенок досточтимого Ибрахима это Исмаил.

В материалах по Исламу зарегистрированы сведения о ревности Сары после рождения Исмаила и о ее нежелании жить вместе с ними. Но, относительно места переселения и возраста Исмаила имеются серьезные расхождения. По источникам Ислама, Аллах наказал досточтимого Ибрахима отвести Хаджар и Исмаила в место, где находится Мекка.

Событие о жертвоприношении Исхака в Торе (Таквин, 22), не называя напрямую имени Исхака - с некоторыми различиями - имееи место в Коране и других источниках по Исламу. По этим сведениям, оставив Хаджар и Исмаила в месте, где находится Мекка, досточтимый Ибрахим сам продолжал жить в Палестине и когда его первый ребенок начал бегать, досточтимый Ибрахим подвергся экзамену принести в жертву первого ребенка. Пророк Ибрахим с честью прошел через это испытание и в вознаграждение за это его имя было увековечено среди последующих поколений (ас-Саффат, 37/101-112).

Пророк Ибрахим иногда навещал Хаджар и Исмаила в Мекке. По некоторым преданиям пророк Ибрахим пришел из Палестины в Мекку три раза. Первое путешествие, по приказу Аллаха, совершил на коне. В этом странствии, где путь указал Джабраил, посадив двухлетнего Исмаила впереди себя, а Хаджар сзади, оставил их на месте сегодняшнего Байтуллаха. При втором визите в Мекку узнал о кончине Хаджар и не смог увидеть Исмаила. Получив уведомлении о возвышении фундамента Каабы досточтимый Ибрахим в третий раз прибыл в Мекку и вместе с сыном Исмаилом построил Байтуллах, после чего известил людей о хадже.

В Коране не говорится где и как умер пророк Ибрахим. Но по другим источникам Ислама он умер в возрасте 200 или 175 лет и погребен в Хеброне рядом с Сарой.

В хадисах и книгах по истории пророк Ибрахим описан как обладатель карих глаз, среднего роста, красивого и приветливого лица, с открытым лицом; и всем образом вплоть до ступней ног сильно похожим на Пророка Мухаммада. Вместе с этим - в Кусе он говорил на ассирийском языке, перейдя через Ефрат вел речь на иврите; впервые он приготовил блюдо под названием тирит; был прозван именем "абул адйаф" (отец гостей); в 120 лет сам себе сделал обрезание; отпустил на свободу 300 рабов, которые впоследствии стали мусульманами.

В Коране даются широкие сведения об особенностях личности пророка Ибрахима, о душевных и нравственных качествах: досточтимый Ибрахим был однородцем с досточтимым Нухом (ас-Саффат, 37/83), отцом правоверных (аль-Хадж, 22/78), близким Аллаха (ан-Ниса, 4/125), ему были показаны земные и небесные ангелы (аль-Анам, 6/75), свершил хиджру в указанное Аллахом место (аль-Анкабут, 29/26; ас-Саффат, 37/99), его роду были ниспосланы Писание и пророчество (ан-Ниса, 4/54; аль-Хадид, 57/26), с достоинством прошел через экзамены слов и в результате этого стал лидером (имам) людей (аль-Бакара, 2/124). Пророк Ибрахим просил Аллаха о предоставлении лидерства членам своего племени, но был уведомлен об отсутствии божьего завета над злочестивцев (аль-Бакара, 2/124). Данный айат опровергает утверждения Сынов Исраиля, что происходя из рода досточтимого Ибрахима они являются "избранными богом нацией".
Пророк Ибрахим молился за безоопасность Мекки, город в котором находился Байтуллах (аль-Бакара, 2/126; Ибрахим, 14/35), объявил область Мекки "харам" (неприкосновенной, святой) и запретил проливание крови и многие другие дела, которые были разрешены в других местах. Молил о подчинении своих потомков Аллаху и явлении одного пророка из них (аль-Бакара, 2/126-129; Ибрахим, 14/35, 40). Пророк, имеющий место в мольбах пророк Ибрахим и его сын Исмаил, это Пророк Мухаммад, который просходит из их рода. Из рода Исмаила не было другого пророка. Хадис "Я молитва своего пращура Ибрахима, новость брата Исы и сон своей матери" указывает на это. В знак благодарности за данную молитву пророку Ибрахиму, мусульманам было поручено при каждом намазе читать "салли барик".

Коране полностью опровергает утверждения о том, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб и их потомки являются иудеями (аль-Бакара, 2/135, 140). Доказательством этому приводится то, что Тора и Евангелие были ниспосланы после Корана (Али Имран 3/65). Против слов иудеев и христиан "чтоб найти истинный путь бульте иудеями или христианами ", у мусульман есть веский довод: "Нет! (Последуем) мы вере Ибрахима - верного ханифа" (аль-Бакара, 2/135). С другой стороны и мушрики арабы гордились своим происхождением из рода досточтимого Ибрахима и тем, что охраняли построенную им Каабу. Только вот, Священный Коран, им тоже четко и внятно объясняет о непринадлежности пророка Ибрахима к мушрикам и о явлении им истинным мусульманином, признающим единство Аллаха (Али Имран, 3/67).

В Коране, среди пророков - помимо Пророка Мухаммада - особое место и важность придается учению пророка Ибрахима. В конце концов Пророку Ислама было велено: "Бог истину глаголит вам, так следуйте же вере Ибрахима" (Али Имран, 3/95; ан-Нахл, 16/123). Аллах направил Пророка Мухаммада к вере Ибрахима - к истинному пути, правде, набожности и непризнанию идолопоклонничества. Ту самую правду произнес и Пророк Мухаммад: "Я ниспослан благосклонным и легким ханифством". Пророк Ибрахим - один из изюранных на земле, которого одарили красотой, в загробной жизни имеет место среди благих избранников, направленный к истине, поклоняющийся Аллаху.

Каждый правоверный мусульманин знает пророков своей религии. Пророк Ибрагим в исламе - первый из них. Его история есть в Коране. Она во многом повторяет жизнеописание Авраама, запечатленное в Ветхом Завете Библии христиан.

Пророк Ибрагим родом из Ура Халдейского, что был расположен на территории Древнего Вавилона. Чтобы узнать, когда родился пророк Ибрагим, нужно обратиться к древним писаниям (по Корану это 21-20 век до н. э.). Цифры очень приблизительны, но они также совпадают с периодом жизни христианского Авраама.

Интересно, что с рождением исламского пророка связана легенда, которая очень символична и явственно перекликается с легендой о рождении Христа.

Сон царя Нимрода

Вавилонскому царю Нимроду, правившему единовластно и жестоко приснился странный сон. Он встревожил правителя и заставил его призвать прорицателей, чтобы те растолковали значение ночного видения. Они выслушали царя и сделали страшное предсказание. По их мнению, в Вавилоне есть некая женщина, которая носит в своём чреве младенца. Этот младенец свергнет Нимруда с его престола и станет царём.

Узнав об этом, царь тут же приказал разлучать всех жён и мужей и отослал мужчин за пределы города. Но это ещё не всё. Он велел повивальным бабкам убивать каждого новорождённого младенца мужского пола.

Однако мать Ибрагима, Нуна, каким-то образом узнала о том, что происходит в городе, и какая страшная участь ждёт ей ребёнка. Она спряталась в отдалённой пустой пещере и тем самым сберегла своего сына.

Родители Ибрагима

По преданию, Ибрагим, пророк Аллаха родился у бедной женщины, однако она происходила из древнего рода и была сестрой матери пророка Лута.

Отец же его, Тарах, был потомком Нуха (в христианстве он именуется Ноем). Тарух умер, когда Нуна (Амина) носила в своём чреве его ребёнка. В течение 13 Ибрагим жил в этой пещере, и мать каждый день навещала его и приносила еду, питьё и одежду. Когда мальчик вырос, она привела её в дом к своему брату, Амину, который стал для него вместо отца.

Выбор единобожия

С самого юного возраста Ибрагим чувствовал, что Бог един, однако, мальчик жил среди людей, поклонявшихся силам природы и наделявших их разумной силой. К числу этих людей принадлежал и дядя Амин. Ибрагим любил его, ведь дядя дал ему много полезных знаний и навыков, был добр к нему и ничем не выделял от своих собственных детей.

Пророк долго размышлял над тем, как объяснить Амину и другим людям их неправоту, как убедить их признать верховенство Аллаха. Он видел на небе звёзды, но они не сияли непрестанно, видел луну, но она растворялась в небе с приходом рассвета, видел солнце, но оно исчезало к ночи.

Бог не может исчезать в зависимости от времени суток, был уверен Ибрагим. Аллах больше и сильнее. Это Он управляет сменой дня и ночи, холода и тепла, ветра и тишины. Мальчик знал, что если люди не уверуют в Единого Бога, то Тот разгневается на них и нашлёт болезни, стихийные бедствия и другие беды. Будущий пророк Ибрагим много рассказывал людям о своей вере, но они продолжали сомневаться. Тогда мальчик совершил отчаянный поступок.

Свержение идолов

Однажды пророк Ибрагим, биография его (в отношении идолопоклонства соплеменников и в некоторых других случаях) в разных источниках трактуется несколько по иному, оказался в храме со статуями богов. Это были боги сил природы, которым поклонялся его дядя Амин и все местные жители.

Юноша разбил все статуи, кроме одной, представлявшей Верховное божество. Когда в храм пришли люди и увидели погром, они спросили, кто совершил злодеяние. Ибрагим ответил, что это сделал Верховный бог пантеона.

Ибрагиму не поверили. Его схватили и привели к царю Нимруду. Тот разгневался и велел казнить вольнодумца. На видном месте был разведён огромный костёр. Он полыхал так яростно и жарко, что подойти к нему было совершенно невозможно. Ибрагима решили забросить в него чем-то вроде катапульты, однако Сам Аллах вмешался в казнь и спас юношу. По молитве Ибрагима Он превратил огонь в благоухающий сад, а затем перенёс Ибрагима в Палестину, где тот продолжил свою пророческую миссию. Слух о чуде спасения разнёсся далеко за пределы Вавилона. Много язычников поверило словам пророка Ибрагима о правильной вере и приняло единого Бога Аллаха, как могущественного управителя всеми силами природы и даже судьбами людей.

Сын Ибрагима, Исмаил

Затем Ибрагим долго жил в Ханаане. Там он и женился. Он и его жена Сара так и жили бы в Ханаане, если бы не голод, который поднял с мест многих и погнал в новые земли, искать лучшей доли. Ибрагим с женой Сарой ушёл в Египет. К тому времени они оба уже состарились. Детей у них не было, и Сара решила сделать мужу подарок. Она привела к мужу свою служанку Хаджар (Агарь), в надежде, что та родит им ребёнка. Так и случилось. Хаджар родила мальчика, которому дали имя Исмаил.

Сара заметила любовь мужа к Хаджар и к их сыну. Она рассердилась и прогнала женщину с младенцем в пустыню.

Хаджар и Исмаил долго скитались в поисках пристанища или хотя бы источника с водой, но тщетно. Наконец, когда силы их почти оставили, к ним явился архангел Джабраил. Он вырыл яму, и из неё потекла вода. Хаджар и Исмаил остались возле источника и долго жили вместе, пока их не отыскал Ибрагим.

Ибрагиму было видение, в котором Аллах велел ему взять сына, привести в пустынное место и заколоть мальчика в знак верности Единому Богу.

Как ни любил пророк Ибрагим Исмаила, но не смог ослушаться Аллаха. Он выполнил Его приказание, однако, в тот самый момент, когда он занёс над сыном кинжал, громовой голос остановил его руку. Это был Сам Аллах. Он сказал Ибрагиму, что верит ему и разрешает не убивать мальчика, а в качестве жертвоприношения приказывает принести ягнёнка, что Ибрагим и выполнил с большой радостью.

Кааба

Ибрагим и Исмаил в Мекке заново построили Каабу. Пророк совершил здесь хадж и повелел всем мусульманам во веки веков исполнять эту традицию. Она соблюдается и поныне. Каждый мусульманин считает своим долгом хотя бы один раз в жизни побывать в Мекке, поклониться Каабе и прикоснуться к священному камню.

По преданиям, Кааба строилась и разрушалась несколько раз как до Ибрагима, так и после него, но восстанавливалась она всегда на одном и том же месте. Все мусульмане мира, где бы они ни находились, возносят свои молитвы Аллаху, обратив взоры к Мекке и священному камню, находящемуся в Каабе.

Хадж

Что такое представляет собой хадж, который заповедал пророк Ибрагим? Хадж - это ритуальный обход вокруг Каббы, затем посещение долины Мина, возвращение обратно и новый круг вдоль стен Каабы.

Долина Мина - это место, где Адам встретил архангела Джабраила и сказал ему о своём желании возвратиться в эдемский сад, откуда он был изгнан вместе со своей женой Евой. В этом же месте Ибрагим совершал своё жертвоприношение, которое Аллах отменил. С тех пор, в память о жертвоприношении Ибрагима, верующие приходят на это место, чтобы заколоть жертвенное животное и попросить Аллаха о милости.

Второй обязательный ритуал хаджа - бросание камней в специальные столбы. Он напоминает верующим о том, как сам пророк забрасывал камнями шайтана, три раз приходившего к нему и пытавшегося отлучить от веры в единого Бога. Шайтан пытался соблазнить Ибрагима мирскими радостями и наслаждениями, но то не уступил, продемонстрировав большую силу духа и горячую веру в Аллаха.

Хадж является пятым из пяти столпов ислама, выполнив которые верующий после смерти гарантированно попадёт в рай.

По канону паломничество в Мекку нужно совершать в двенадцатый месяц по исламскому календарю. Он называется зу-ль-хиджжа. Святыми днями являются пять - с 8-го по 12-ый. Заканчивается хадж праздником Курбан Байрам.

Чудо с птицами

Однажды вера Ибрагима в могущество Аллаха немного пошатнулась. Он упал на колени и стал молить Всевышнего послать ему чудо, которое сможет доказать всемогущество Бога. «Можешь ли ты воскрешать мёртвых? - спрашивал он Аллаха. - Это самое большое чудо. Если Ты вернёшь к жизни умершее существо, то я больше никогда, ни на миг не усомнюсь в Твоём могуществе!» Господь ответил на его мольбу. Он явился к нему в видении и попросил взять четырёх мёртвых птиц и разложить их останки на вершинах четырёх гор, а затем, покликать их. Ибрагим так и сделал. И, о чудо, с четырёх сторон света к его рукам прилетели все четыре птицы.

Другие дети Ибрагима

После рождения Исмаила и жертвоприношения Аллах благословил Ибрагима и пообещал, что у него родится много детей от разных женщин. Так и случилось. Даже старая Сарра родила ему несколько детей. Многие сыновья пророка Ибрагима почитаются в исламе. Их жизнь и благие дела служат примером для каждого мусульманина.

Старший сын Ибрагима, Исмаил, стал родоначальником арабской нации, а самый младший, Исхак - еврейской. Это стало причиной споров между арабами и евреями, ведь оба народа считают Ибрагима своим прародителем.

Жизнь пророка Ибрагима подробно записана в Коране. Приверженцы ислама свято чтут его память. Прожил Ибрагим очень долгую жизнь - 175 лет, а в некоторых источниках есть указания на то, что жил он даже дольше - до 200 лет. От Ибрагима мусульманам остались молитвы, которые правоверные ежедневно читают, совершая обязательный намаз.

Когда Хаджар родила сына, Сарат (первая жена Ибрахима (мир ему)) не захотела жить с ней под одной крышей. По велению Аллаха Ибрахим (мир ему) привел Хаджар с сыном туда, где ныне расположена главная священная мечеть и Кааба. Это было безводное и безжизненное место в пустыне. Он оставил их в примитивном, сделанном из кустов жилище с небольшим запасом еды. Таково было веление Всевышнего Аллаха.

Когда закончились еда и вода, младенец стал плакать. Хаджар, оказавшись в трудном положении, в поисках воды поднималась на холмы Сафа и Марва. Тогда Аллах открыл им целительный источник Зам-Зам, вода которого стала им пищей и питьем. Вскоре вокруг этого места стали собираться бедуины, и постепенно образовался населенный пункт - Бекка, а ныне – Мекка.

Исмаила (мир ему) называли отцом арабов. Из его сыновей был "Аднан - родоначальник племени нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Исмаил (мир ему) жил бедно, занимался охотой, но этим была недовольна его жена. По велению отца - Ибрахима (мир ему) - он развелся с ней и женился на другой, которая была довольна всем.

Некоторое время спустя по велению Аллаха Ибрахим (мир ему) построил Каабу, взяв для себя в помощники Исмаила (мир ему).

Исмаил (мир ему) является тем, кого Ибрахим (мир ему) хотел принести в жертву, но Аллах не позволил ему сделать это. По воле Всевышнего ангел принес Ибрахиму (мир ему) из Рая барана, который был принесен в жертву вместо него.

Исмаил (мир ему) умер в Мекке в возрасте 130 лет и похоронен вблизи Каабы.

Исхак (мир ему) (Исаак) – младший сын Ибрахима (мир ему) от Сарат.

Сарат была первой женой пророка и долгое время не могла родить ребенка. Когда Ибрахим (мир ему) женился на Хаджар и она родила ему сына Исмаила, Сарат сильно огорчалась, что у нее нет сына. В то время ей было уже 85 лет. После этого Аллах наградил их сыном Исхаком (мир ему) и поздравил с тем, что в его роду будет 1000 пророков.

Исхак (мир ему) родился спустя 30 лет (по другим данным - 14) после Исмаила (мир ему). Он был послан к людям Шама (территория Сирии, Иордании, Ливана, Палестины) и прожил 160 (180) лет.

Краткое сказание о каждом пророке, упомянутом в Коране. "Шарх-уль-мухтасар".

Полное имя Пророка Ибраhима — Ибраhим сын Та риха (другое имя которого — А зар) сына На ху ра сына Са руг а сына Аргу сына Фа ляг а сына Г абира сына Ша лиха сына Кы на на сына Арфахшаз а сына Сама сына Нух а.

Ученые-историки говорили, что между Нух ом и Ибраhимом было только два Пророка – hуд и Съалих. Оба этих Пророка были арабами. hуд призывал к Исламу народ ‘ад, живший на территории Йемена, а Съалих — народ самуд, живший в местности Хиджр между Хиджазом и Иорданией.

Пророк Ибраhим не был арабом и имя «Ибраhим» не арабское. У других народов он известен как Авраам или Абрам.

Пророк Ибраhим родился на территории современного Ирака в огромном и богатом Вавилонском царстве. Жители Вавилона в то время жили в изобилии и роскоши, но сердца их были окутаны тьмой невежества — они были идолопоклонниками, а также поклонялись солнцу, луне и звездам о (семи планетам).

Ибраhим родился во время правления о царя Нумруда (Нимрода). Этот жестокий тиран подчинил себе множество народов, и власть его простиралась и на запад, и на восток. Возгордившись своим могуществом и пользуясь невежеством людей, Нумруд объявил себя богом и повелел людям поклоняться ему.

Сказано, что незадолго до рождения Пророка Ибраhима к Нумруду пришли астрологи и сказали: «Мы наблюдали за расположением звезд и обнаружили, что скоро в твоем городе родится мальчик, которого будут звать Ибраhим. Он выступит против твоей религии и разрушит идолов». И сказали, что это произойдет в таком-то году и в таком-то месяце. Аллаh никому не дал знать будущее, и ни гадалки, ни астрологи не могут знать, что будет. А то, что иногда их предсказания «сбываются» — это совпадение, которое происходит по воле Аллаhа.

Так и на этот раз по воле Аллаhа астрологи сделали такое предсказание, и так и случилось.

Пытаясь избежать исполнения предсказания, в год, указанный астрологами, Нумруд приказал взять под надзор всех беременных женщин, а новорожденных мальчиков убивать. Этой страшной участи избежала только мать Ибраhима — она была совсем юной, и ее беременность осталась незамеченной.

Когда наступило время родов и начались схватки, она отправилась к пещере неподалеку от ее дома и там родила ребёнка. Опасаясь преследований Нумруда, она оставила сына в пещере, прикрыла вход, а сама вернулась домой.

По воле Аллаhа, крошечный Ибраhим, оставленный в одиночестве в пещере, не умер. Навещая ребенка, мать видела, что он жив и здоров, а питание получает, когда сосет свой большой палец. Ребёнок рос очень быстро — он вырастал за день настолько, насколько обычно дети растут за месяц.

Ибраhим находился в пещере пятнадцать месяцев. А затем, когда он вырос, Аллаh даровал ему Пророчество, и он стал призывать людей к Исламу — вере всех Пророков.

Как Пророк Ибраhим призывал к Исламу своего отца Азара

Отец Ибраhима Азар был неверующим — он поклонялся идолам, а также сам изготавливал и продавал идолов. Именно к нему в первую очередь Пророк Ибраhим обратился с призывом к истине (сура «Аль-Ан’ам», аят 74) сказано означающее:

«Пророк Ибра hим сказал своему отцу А зару: «Как ты можешь поклоняться идолам и считать их «богами», ведь они созданы и не достойны поклонения?! Воистину, ты и твой народ находитесь в явном заблуждении».

Призывая своего отца к Единобожию, Пророк Ибраhим обращался к нему с мягкостью и мудростью, используя доступные выражения и поучительные наставления. Аллаh Всевышний сказал в К ур’ане (сура «Марьям», аяты 41-45) означающее:

«[О, Мух аммад!] Расскажи своему народу об Ибра hиме. Воистину, он был Пророком — правдивым и благочестивым. Ибра hим обратился к своему отцу: «О, мой отец! Как ты можешь поклоняться идолам, которые ничего не слышат и не видят, и не могут принести тебе благо или оградить тебя от вреда?! О, мой отец! Алла h даровал мне Откровение и дал знать то, чего ты не знаешь. Послушайся и последуй моему призыву — я указываю тебе Истинный путь. О, отец мой! Не слушай шайтана, который наущает тебя поклоняться идолам, ведь шайтан ослушался Повеления Бога и отступил от Веры. Отец мой! Я предупреждаю тебя, иначе тебе будет сильное наказание от Алла hа, и ты будешь вместе с шайтаном в аду!»

Однако, несмотря на старания Пророка Ибраhима, А зар проявил гордыню и не последовал совету своего сына. Он не принял Ислам, а стал упорствовать и даже угрожать Ибраhиму, что забросает его камнями до смерти. Сказано в Священном К ур’ане (сура «Марьям», аяг 46) означающее:

«А зар возмутился: «О, Ибра hим, как ты можешь не признавать моих богов 1 ? Если ты не перестанешь оскорблять идолов, я забросаю тебя камнями! Вон с моих глаз!»

В следующем аяте К ур’ана сказано, что ответил ему Ибраhим (сура «Марьям», аят 47) означающее:

«Уходя, Ибра hим сказал своему отцу, что не станет ему мстить. Он пожелал ему добра: «Я буду просить Алла [даровать тебе Ислам и с принятием Веры] простить тебя. Своей Милостью Алла h даровал мне быть на Истинном пути [и, возможно, по причине моего ду’а’ Аллаh дарует тебе Ислам, и ты будешь в числе спасенных на Том Свете]».

Примечание . Некоторые неверно поняли смысл слов Пророка Ибраhима (дословно: «Я буду просить Аллаhа простить тебя»). Они подумали, что Пророк Ибраhим просил у Аллаhа прощения для своего неверующего отца. Это — явное заблуждение, так как Аллаh не простит неверующего, пока он не примет Ислам. Правильное толкование слов Пророка Ибраhима: «Я буду просить Алла hа даровать тебе Ислам и с принятием Веры простить тебе твое неверие».

Но А зар так и не принял Ислам, как сказано об этом в аяте 114 суры «Ат-Тауба» означающее:

«Пророк Ибра hим, выполняя свое обещание отцу, просил Алла hа даровать А зару Ислам. Но когда Алла h дал ему знать, что А зар не примет Ислам и умрет неверующим, то Пророк Ибра hим перестал читать за него ду’а».

__________________________________________________

Предупреждение! Созданных нельзя называть «богом», так как Бог — это только Аллаh, Создатель всего. А кто называет идолов или что-либо другое «богами», то он неверующий.

Вам может понравится

Паломничество — это целенаправленное посещение Ка’бы, того Дома, о котором Всевышний сказал в Кор’ане это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن (Сура “Али ‘Имран», Аяты 96-97) означающее:

“Воистину, первым Домом, который был построен Адамом для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут для миров как благословение и руководство к спасению. В нём есть ясные знамения: там находится макам Ибрахима это имя произносится на арабском как إبراهيم (Авраама) — то место, где стоял Пророк Ибрахим. Тот, кто войдёт в эту мечеть — окажется в безопасности”.

Паломничество обязан совершить один раз в жизни каждый разумный (несумасшедший), совершеннолетний и свободный от рабства мусульманин, если он имеет для этого финансовую возможность.

История этого ритуала уходит в древность. Когда Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую повелел Пророку Ибрахиму призвать людей к совершению Хаджа, посланник спросил: «А как призвать, чтобы слышали все?» В ответ Ибрахиму было дано Откровение о том, что Господь Сам даст услышать призыв Пророка. Известно, что все Пророки после Ибрахима выполняли Паломничество.

Когда Пророк Ибрахим возвестил о том, что Аллах повелел совершать Паломничество, его воззвание услышали те души, которым суждено совершить паломничество с того времени и до Конца Света. А души, которым не было суждено совершить паломничество, не услышали призыва в тот день.

В Аятах Суры “Аль — Хадж” сказано о том, что паломничество является одним из пяти Столпов Ислама. То же самое мы находим в высказываниях Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, означающее:

“Ислам основывается на пяти Столпах:

  1. Признание и Вера в то, что нет божества кроме Аллаhа и Мух аммад — Его Пророк и Посланник
  2. Совершение пятикратного Намаза
  3. Ежегодное отчисление средств состоятельными мусульманами в качестве Закята
  4. Совершение Паломничества (Хадж) к Священному Дому (Ка‘бе)
  5. Соблюдение Поста в месяце Рамадан”.

Ритуал паломничества отличается от других основных столпов Ислама тем, что Хадж — это обряд особого рода, характеризующийся единством времени и места его совершения. Он вершится лишь в определённое время и в установленном месте, о которых сказано в Кор’ане.

Польза Хаджа для людей — очищение от грехов. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал означающее:

“Кто совершил Хадж, не нарушив ею половыми актом, и не совершил большие грехи — очистился от грехов и стал чистым, подобно новорожденному».

О переселении Пророка Ибра hи ма, мир Ему, в территорию Шама (в Палестину)

Народ Пророка Ибра hи ма, мир Ему, по-прежнему упорствовал в своем неверии. Уверовало из них только небольшое количество людей. Тогда, видя, что люди не внемлют Его призыву и упорно не хотят принимать Веру, Пророк Ибра hи м, мир Ему, решил уехать в другую местность, где Он смог бы беспрепятственно поклоняться Аллаhу и призывать людей к Исламу. Может быть, там люди откликнутся на Его призыв и примут Веру, признав, что только Аллаh – Единственный Создатель, Которому принадлежит Власть над всем.

В Священном К ур`ане сказано (Сура «Ас С а ффа т», Аят 99):

﴿ وَقَالَ إِنِّي ذَاهِبٌ إِلَى رَبِّي سَيَهْدِينِ

Это означает: «Пророк Ибра hи м, мир Ему, сказал, [переселяясь от неверующего народа]: «Я направляюсь туда, куда Мой Господь повелел мне идти, [то есть, в территорию Шама], где смогу беспрепятственно поклоняться Всевышнему Аллаhу».

А также в других Аятах К ур`ана сказано о Пророке Ибра hи ме (Сура «Аль-‘Анкабу т», Аяты 26-27):

﴿ فَآمَنَ لَهُ لُوطٌ وَقَالَ إِنِّي مُهَاجِرٌ إِلَى رَبِّي إِنَّهُ هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ X وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ وَجَعَلْنَا فِي ذُرِّيَّتِهِ النُّبُوَّةَ وَالْكِتَابَ وَءَاتَيْنَاهُ أَجْرَهُ فِي الدُّنْيَا وَإِنَّهُ فِي الآخِرَةِ لَمِنَ الصَّالِحِينَ

Это означает: «Пророк Лут был верующим, как и другие Пророки, и Он первым признал Ибра hи ма, мир Ему, как Пророка, когда увидел, что огонь не навредил Ему. Пророк Ибра hи м сказал: «Я переселяюсь туда, куда повелел мне Мой Господь [в территорию Шама]. Воистину, Аллаh сохранит меня от врагов, и Он знает обо всем». Аллаh даровал Ибра hи му [сына] Исхак а и [внука] Я‘ку ба, и даровал потомкам Ибра hи ма Пророчество и Небесные Писания. Аллаh дал Ибра hи му особенность в этой жизни [так как мусульмане очень часто восхваляют Его, читая ду‘а ` и з икры], и на Том Свете Он будет в Раю».

Пророк Ибра hи м, мир Ему, выполняя Повеление Всевышнего, переехал вместе со своей женой Сарой и племянником Лут ом на благословенную землю Шама.

Аллаh Всевышний сказал в К ур`ане (Сура «Аль-Анбия `», Аяты 71-73):

﴿ وَنَجَّيْنَاهُ وَلُوطًا إِلَى الأَرْضِ الَّتِي بَارَكْنَا فِيهَا لِلْعَالَمِينَ X وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ نَافِلَةً وَكُلاًّّ جَعَلْنَا صَالِحِينَ X وَجَعَلْنَاهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا وَأَوْحَيْنَا إِلَيْهِمْ فِعْلَ الْخَيْرَاتِ وَإِقَامَ الصَّلاةِ وَإِيتَاءَ الزَّكَاةِ وَكَانُواْ لَنَا عَابِدِينَ

Это означает: «По Повелению Аллаhа Пророк Ибра hи м и Лут переселились на особую, благословенную территорию [Шам]. Аллаh даровал Пророку Ибра hи му благочестивых потомков, среди них – Исхак а и Я‘ку ба. Они были Пророками, ведущими людей путем Истины, как им повелел Всевышний. Аллаh повелел Им через Откровение совершать благие дела – выполнять Намаз, давать Закят. Они поклонялись только Аллаhу Всевышнему».

_________________________________________

Шам – это территория Сирии, Ливана, Палестины, Иордании.

Лут был сыном брата Ибра hи ма, мир Им.

Народ Пророка Ибра һи ма решил отомстить Ему за то, что Он разбил их идолов и этим показал ничтожество этих идолов. После того, как Пророк Ибра hи м победил в споре с Нумрудом, представив ему неопровержимые умственные доказательства, Нумруд со своими подчиненными решили сжечь Его в огне, и так наказать Его.

Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аят 97):

﴿

Это означает: а hи ма в огонь»».

А также сказано в К ур`ане (Сура «Аль-Анбия `», Аят 68):

﴿ قَالُواْ حَرِّقُوهُ وَٱنصُرُواْ ءَالِهَتَكُمْ إِن كُنتُمْ فَاعِلِينَ

Это означает: «Нумруд сказал: «Сожгите его в огне и отомстите вашим идолам, если вы хотите, чтобы идолы победили».

Неверующие начали готовить костер для Пророка Ибра һи ма, собирая отовсюду дрова. Так они хотели отомстить Ему за своих идолов, которых обожествляли. Их ненависть к Пророку Ибра һи му и жажда мести была настолько сильной, что даже больные женщины давали обет собрать дрова для этого костра, если выздоровеют.

После того, как было собрано огромное количество дров, неверующие выкопали глубокую яму и сложили в нее дрова. Затем они разожгли костер. Вспыхнуло яркое пламя и стало разгораться с необыкновенной силой. Вверх взлетали огромные искры, подобно которым еще никогда не было. Огонь был настолько сильным, что люди никак не могли даже подойти к нему и бросить в него Пророка Ибра hи ма. Тогда они соорудили катапульту, чтобы забросить Его в огонь издалека. Неверующие связали Ему руки и положили на чашу катапульты. Пророк Ибра hи м, мир Ему, сильно уповал на Своего Создателя, и когда Его бросили в огонь, Он произнес такие слова:

«حَسْبُنَا اللهُ وَنِعْمَ الوَكِيْل»

Это означает: «Наше упование – на Аллаhа, только Он дарует защиту от вреда». Передал Аль-Бухарий от Ибн ‘Абба са.

По Воле Аллаhа огонь не сжег Пророка Ибра hи ма, мир Ему, и даже Его одежда осталась целой, так как огонь не создает сжигание, а это создает Аллаh.

В Священном К я `», Аят 69):

﴿ قُلْنَا يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلامًا عَلَى إِبْرَاهِيمَ

Это означает: «Аллаh сделал так, что огонь стал прохладным для Ибра hи ма и не сжег Его».

По Воле Аллаhа, этот сильный огонь был прохладным и безопасным для Пророка Ибра hи ма, мир Ему. Некоторые ученые говорили, что огонь сжег только веревки, связывавшие Его руки. Некоторые ученые-саляфиты передали, что в тот момент перед Пророком Ибра hи мом появился Ангел Джабра `и ль, мир Ему, и спросил: «О, Ибра hи м, нужна ли тебе какая-нибудь помощь?» На что Пророк Ибра hи м, уповая на Всемогущего Творца, ответил: «Я не нуждаюсь в тебе».

После того, как потухло пламя этого огромного костра и рассеялся дым, люди увидели, что Пророк Ибра hи м жив и здоров, и что огонь нисколько не повредил Ему. Так они увидели Чудо своими глазами. Но, даже, несмотря на это, они по-прежнему остались в своем заблуждении и не уверовали в Пророка Ибра hи ма, мир Ему.

Аллаh не дал неверующим победить. Они хотели отомстить за своих идолов, но в результате сами потерпели поражение.

В Священном К ур`ане сказано (Сура «Аль-Анбия `», Аят 70):

﴿ وَأَرَادُواْ بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الأَخْسَرِينَ

Это означает: «Неверующие хотели наказать Ибра hи ма, а вместо этого они сами получили мучительное наказание от Аллаhа».

А также сказано в К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аяты 97-98):

﴿ قَالُواْ ٱبْنُواْ لَهُ بُنْيَانًا فَأَلْقُوهُ فِي الْجَحِيمِ فَأَرَادُواْ بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الأَسْفَلِينَ

Это означает: «Нумруд сказал: «Постройте катапульту, и бросьте с нее Ибра hи ма в огонь». Неверующие хотели сжечь Ибра hи ма, чтобы остановить Его призыв. Но в результате они потерпели неудачу, а Пророк Ибра hи м был спасен».

], «предводитель людей» , «могучий и про­зор­ли­вый» . Ибрахим родился в стране халдеев , откуда через некоторое время его семья переселилась в Ханаан и поселилась в Харане, который принадлежал халдеям. Народ халдеев поклонялся семи планетам. Жители Дамаска и Харрана также поклонялись семи планетам.

Формирование убеждений и укрепление веры

Ибрахим ещё будучи ребёнком видел своего отца и соплеменников, которые сооружали ка­мен­ных идолов и поклонялись им. В этой атмосфере многобожия и идолопоклоничества он начал поиск истинного божества. Согласно Корану, на примере небесного светила, луны и солнца, Господь показал Ибрахиму отличие прямого пути от заблуждения [ ; ]. После того как Господь показал ему неопровержимые доказательства и убедительные свидетельства того что то, чему поклоняются его соплеменники не достойны поклонения, Он вдохновил его поклоняться только Ему Одному, призывать людей к единобожию.

Одним из больших знамений, укрепивших веру в сердце Ибрахима , которое Господь оха­рак­те­ри­зо­вал как непорочное , было то, что по его просьбе Господь показал ему оживление покойных существ на примере четверых птиц, которые, после того как, по Божьему велению, он разрезал на куски, прижал и положил по кусочку на каждый холм и позвал их к себе, устремились к нему резво и стремительно . Когда Господь призвал Ибрахима покориться, он сразу же выполнил Его повеление . Ибрахим был благодарным Господу за мирские прелести, а также дарованные ему зримые и незримые блага .

Призыв к своему отцу

Весь жизненный путь Ибрахима , как и других пророков, был связан с призывом к поклонению Единому Богу. Свой призыв к еди­но­бо­жию Ибрахим начал с отца. В Коране подробно рассказывается о том, как Ибрахим призывал своего отца Азара к истине, используя самые мягкие выражения и разъясняя несостоятельность его поклонения идолам [ ; …] . Убедившись в том, что все попытки разубедить отца оказались напрасны, Ибрахим обещал, что будет просить Господа простить его, что он и сделал впо­с­лед­ст­вии. Однако, когда ему стало ясно, что отец его, оставаясь язычником, является врагом Господа, он отрёкся от него [ ; ].

Препирательства соплеменников

Наряду с отцом, Ибрахим призывал к единобожию своих соплеменников. Он разъяснял им, что небесные светила, луна и солнце не достойны поклонения, поскольку они сотворены и подвластны Творцу и управляемы Им . Язычники не принимали аргументов про­ро­ка Ибрахима и считали его лжецом . Ибрахим бросил вызов ложным божествам своих соплеменников открыто зая­вив о том, что он не боится беспомощных и бесполезных богов, призвав тем самым к поклонению Единому Богу. Это проявилось в том, что он порицал соплеменников за идолопоклонничество, которые ссылались на то, что они поклоняются тем, кому поклонялись их отцы [ ; …] . Язычники считали Ибрахима слабоумным человеком, который не осознает того, что говорит .

Препирательство Нумруда

Из Корана известно, что посланник Ибрахим препирался с деспотичным правителем Вавилонии Нумрудом , отрицавшим су­ще­ст­во­ва­ние Господа миров и оспаривавшим истину, в которой нельзя усомниться. Отстаивая свою точку зрения, Ибрахим заявил, что Аллах - Единственный, Кто создает творения и управляет Вселенной, дарует жизнь и посылает смерть . Он упомянул о жизни и смер­ти , потому что это - самые яркие проявления власти Аллаха над творениями. В ответ тиран самодовольно заявил, что он тоже дарует жизнь и смерть. Он имел в виду, что может казнить и миловать, кого пожелает, хотя совершенно ясно, что посредством таких доводов он лишь пытался ввести людей в заблуждение и уклониться от поставленного перед ним вопроса. Когда Ибрахим увидел, что тиран пускает пыль в глаза и провозглашает ложь, которая может пользоваться спросом среди невежественного народа, он решил пред­ста­вить ему довод, с которым тот будет вынужден согласиться. Он заявил, что Господь заставляет солнце восходить на востоке, и если за­яв­ле­ния Нумруда действительно правдивы, то пусть он заставит солнце взойти на западе. Эти слова обескуражили тирана, заставили его замолчать и развеяли сомнения, которые он пытался посеять .

Разрушение идолов

Посредством убедительных доводов, Ибрахим сокрушил воззрения своих соплеменников и одержал над ними верх [ ; ]. Результатом этого препирательства стало разрушение Ибрахимом идолов, кроме главного их бога. Когда у него спросили разрушил ли он их богов, Ибрахим бросил вызов своим соплеменникам, призвав спросить у их главного бога. После этого, язычники знав­шие, что их боги не умеют разговаривать, пришли в замешательство [ ; ]. Ибрахим изобличил порочность мно­го­бо­жия на глазах у всего народа и разъяснил людям, что идолы совершенно не заслуживают поклонения .

Огонь как прохлада и спасение

Доводы Ибрахима заставили многобожников замолчать, и они поняли, что им не удастся оправдать свои воззрения. Тогда они решили использовать силу и наказать праведного пророка. Они вознамерились подвергнуть его самой страшной казни и предать огню. Тем самым они надеялись отомстить ему за своих богов и отстоять свои воззрения . По приказу предводителей язычников для казни Ибрахима был возведен большой костёр. Они привозили большое количество дров для сожжения Ибрахима на мулах в течение трёх месяцев . Через некоторое время они сложили эти дрова на огромной площади, подожгли их, а потом посадили Ибрахима в корзину катапульты, построенную для них одним курдом. Когда находившийся в корзине катапульты Ибрахим был связан и они запустили его в огонь, он произнёс следующие слова: «Достаточно нам Аллаха - прекрасный Он Покровитель». Эти слова упо­ми­на­ют­ся в Священном Коране . Однако по приказу Господа огонь стал для Ибрахима прохладным и безопасным . Таким об­ра­зом Ибрахим был спасён, а язычники были унижены и побеждены [ ; ; ]. Когда Ибрахим отчаялся обратить свой народ в истинную религию, он покинул родные места и переселился в Палестину . Вместе с тем он продолжал оставаться верным, заключенному Господом с ним завету .

Переселение в Палестину

Последователями Ибрахима на тот момент стали лишь его жена и сын его брата Харана - Лут . Ибрахим сообщил, что собирается переселиться ради своего Господа в благословенную землю Шама . Господь спас Ибрахима и Лута и привёл их в страну, где он мог поклоняться Всевышнему и продолжить свой призыв . Согласно некоторым источникам , прежде чем окон­ча­тель­но обосноваться в Палестине, пророк Ибрахим решил на время переселиться в Египет . Пребывание на египетской земле с женой Сарой было сопряжено опасностью. Правитель этих мест являлся тираном, который намеревался завладеть Сарой. В этой ситуации Ибрахим , опасаясь, что тиран может убить его, вынужден был сказать, что Сара является его сестрой.

Пророк Мухаммад ﷺ сообщил, что Ибрахим никогда не лгал, кроме трёх случаев, в двух из которых он сделал это ради Все­выш­не­го Господа. Первый раз он сказал: «Поистине я болен». Пророк Ибрахим решил разрушить идолов, которым поклонялись его соплеменники, и выжидал момента для того, чтобы сделать это. Когда его соплеменники отправились на одно из своих празднеств, Ибрахим вышел вместе с ними. Тут он взглянул на звезды и сказал: «Поистине, я болен» , а во второй раз: «Нет, это сделал их главный» . В третий раз он солгал, выдав жену Сару за свою сестру.

Согласно преданию, однажды Ибрахим вместе с Сарой по каким-то делам поехали в Египет, где правил один из фараонов. Когда фараону сказали, что туда прибыл человек с одной из прекраснейших женщин, тот отправил к Ибрахиму человека, который спро­сил кем является эта женщина, на что он ответил, что она его сестра. Ибрахим пришёл к Саре и сказал: «О Сара, нет на земле ни одного верующего, кроме меня и тебя. Что же касается этого царя, то он спрашивал меня о тебе, и я сказал ему, что ты - моя сестра, не опровергай же сказанного мною!».

Когда Сара явилась к царю, он подошел к ней, с намерением дотронуться до неё, с ним случилось нечто вроде припадка, и он вос­клик­нул: «Обратись к Аллаху с мольбой за меня, и я не сделаю тебе ничего дурного!». Сара обратилась к Аллаху с мольбой за него, и ему полегчало. После этого он снова собрался дотронуться до неё, но с ним случилось то же, что и и в первый раз (или: ему стало ещё хуже). Тогда он снова вос­клик­нул: «Обратись к Аллаху с мольбой за меня, и я не сделаю тебе ничего дурного!», а потом это случалось ещё раз. Тогда он позвал к себе самого близкого ему человека из своей свиты и сказал: «Поистине, вы привели ко мне не человека, а шайтана! Выведите её отсюда и отдай ей Хаджар». После этого она пришла к Ибрахиму , который был занят молитвой. Услышав, что она вернулась, он завершил молитву и спросил: «Какие новости?». Она сказала: «Аллах защитил меня от козней этого не­спра­вед­ли­во­го человека и отдал мне в услужение Хаджар» . Эта история, которая закончилась чудесным спасением Сары от тирана, стала новой вехой, как в жизни этой семейной пары, так и всего рода Ибрахима .

Женитьба на Хаджар и рождение Исма‘иля

Жена Ибрахима , пожилая Сара, была бесплодной и поэтому она предложила мужу жениться на Хаджар, которая была подарена ей фараоном. Сам факт происхождения и дарения Хаджар вызывает большой интерес. В этой связи, существует повествование, согласно которому, «когда он (Ибрахим ) прибыл в Египет, произошло некое событие, впечатлившее фараона, из-за чего он с уважением отнесся к Ибрахиму и его семье и одарил их благами. Египетский царь также решил усилить старые семейные связи и отдать свою дочь, госпожу Хаджар, в жены пророку Ибрахиму . В соответствии с обычаями того времени вторая жена стала помощницей первой, старшей жены. Об этом свидетельствуют и иудеи. В иудейской исторической книге называется и конкретное имя египетского царя, правившего во времена пророка Ибрахима . Из иудейских преданий следует, что госпожа Хаджар была дочерью фараона» . Таким образом, данный факт опровергает версию о том, что прародительница рода Исма‘иля являлась служанкой. В книге Су­лей­ма­на Надви приводится комментарий к Торе одного из известных иудейских теологов Раши: «Когда он увидел чудо, про­изо­шед­шее из-за Сары, он сказал: - Моей дочери лучше быть служанкой в этом доме, чем королевой где бы то ни было ещё» . Исходя из этого мы видим, что Хаджар названа служанкой только из-за того, что эти слова были произнесены при передаче её Саре. Соответственно Хаджар, которая приходилась дочерью фараону, не была рабыней .

Ибрахим предостерегал Сару, что если Хаджар родит ребёнка она может ревновать. Однако Сара, уверенная в том, что не будет ревновать, настаивала на том, чтобы он женился на Хаджар. Вскоре Ибрахим женился на Хаджар. Он взывал к Всевышнему одарить его потомством из числа праведников. Господь внял его мольбе и обрадовал радостной вестью о рождении мальчика . Когда Хаджар родила Исма‘иля , Сара стала испытывать ревность и потребовала от Ибрахима переселить её в другое место. По настоянию Сары, а также следуя откровению Всевышнего, Ибрахим увёз Хаджар с младенцем Исма‘илем в Аравию.

В мекканской долине

Ибрахим привёз Хаджар с ребёнком в мекканскую долину и поселил их в безлюдном месте, где не было никаких средств для су­ще­ст­во­ва­ния. Видя, что в этих условиях Ибрахим покидает их с младенцем, Хаджар начала долго и настойчиво расспрашивать его о том, куда он уходит оставив их в пустынной долине, а затем спросила, не повелел ли это ему сделать сам Господь, на что Ибрахим дал положительный ответ . Хаджар была убеждена в том, что если это Божье повеление, Господь не оставит их без помощи. Ибрахим расстался с ними, а затем обратился к Господу со словами, преисполненными упования и смирения .

Таким образом, согласно распространенному мнению, было положено начало формированию этноса арабов, родоначальником которых является Исма‘иль , сын Ибрахима . Пребывание в пустынной долине усложнилось тем, что запасы воды у Хаджар иссякли и она в отчаянии бежала то к холму ас-Сафа , и оттуда в надежде на то, чтобы увидеть какой-либо источник воды или проходящий караван, то устремлялась к холму аль-Марва , надеясь, что на помощь с этой стороны. И так она преодолела этот путь семь раз. В дальнейшем, об­ряд пробега между этими двумя холмами стал одним из обрядов паломничества мусульман в святые места . После этого, в том месте где в настоящее время находится источник Замзам, они увидела ангела , который провел крылом, после чего оттуда забила вода. Эта, благословенная Господом, вода заменила, Хаджар и младенцу Исмаилу , еду. Со временем на месте источника вырыли свя­щен­ный колодец Замзам.

Заселение этого места людьми связывают с тем, что однажды поблизости проходил караван бедуинов из аравийского племени Джур­хум. Они увидели птицу, которая кружила в том месте, где находился источник Замзам. Бедуины, знавшие, что в этой долине до этого не было воды, решили отправить двух посланцев, которые, обнаружив воду, сообщили об этом своим спутникам. После этого все направились к источнику. Они спросили разрешения Хаджар остановиться в этом месте на что она согласилась лишь с условием, что прав на источник Замазам у них не будет. Арабы, согласившись с этим, разбили свои палатки рядом с источником, заложив, тем самым, фундамент современной Мекки . Они послали за своими семьями, поселившимися вместе с ними и вскоре на этом месте возник целый городок из палаток. Исма‘иль выросший среди арабов-джурхумитов стал говорить на арабском языке. Время от времени Ибрахим навещал свою семью.

Жертвоприношение сына

Когда Исма‘иль , согласно одному из мнений, достиг зрелого возраста, Ибрахим рассказал сыну о том, что видел во сне по­ве­ле­ние Господа принести его в жертву. Согласно исламскому вероубеждению, сновидения пророков являются откровениями . Иб­ра­хим рассказал об этом сновидении своему сыну. Исма‘иль воспринял его слова с должным терпением и его ответ о го­тов­нос­ти сле­до­вать повелению Всевышнего, содержал в себе полную покорность Господу и отцу . Когда Ибрахим и его сын Ис­ма­‘иль были готовы исполнить Божье веление, Господь воззвал к Ибрахиму и сообщил ему о том, что он уже оправдал сно­ви­де­ние. Это означало, что цель испытания достигнута и Ибрахим доказал свою покорность воле Господа, согласившись принести в жертву своего сына . Всевышний заменил заклание сына Ибрахима на крупного барана, который послужил выкупом за жизнь Исма‘иля . В память об этом событии мусульмане, совершающие паломничество в святые места, приносят в жертву животное на горе Мина. Рекомендуется совершить такое же жертвоприношение и другим мусульманам, которые по тем или другим причинам не поехали в хадж .

Построение Ка‘бы и возвещение о паломничестве

Во время одного из своих визитов к Хаджар и Исма‘илю , Ибрахим сообщил сыну о снизошедшем к нему повелении Все­выш­не­го построить (согласно другому мнению восстановить) аль-Ка‘бу . Ибрахим вместе с сыном начали строить храм. По пре­да­нию, райский камень, известный как «Чёрный камень», находящийся в стене Ка‘бы был доставлен ангелом Джибрилем .

Мольба Ибрахима и Исма‘иля , с которой они обратились к Господу во время восстановления Ка‘бы, встречается в Коране . В этой мольбе также содержится просьба к Господу отправить к их потомкам посланника. Этим посланником впос­лед­ст­вии стал пророк Мухаммад ﷺ , который относится к коленам Ибрахима через его сына Исма‘иля .

Кааба служит ориентиром при определении направления киблы во время молитвы, а также совершение обрядов вокруг неё является важнейшей составляющей в религиозной практике мусульман. Поскольку построение Каабы, связано с Ибрахимом , мусульмане почитают то место (макам Ибрахима - «место Ибрахима»), где стоял Пророк во время строительства. На желательность сделать место стояния Ибрахима , местом моления, есть прямое указание в Коране [ ; ]. Ибрахим и Исма‘иль получили повеление очистить Каабу от проявлений многобожия, неверия и ослушания, а также от скверны, грязи и нечистот . Господь повелел пророку Ибрахиму возвестить о паломничестве к Каабе, которое предполагает совершение определённых обрядов . Таким образом, обряды совершаемые современными мусульманами во время пребывания в хадже (паломничество) уходят своими корнями к пророку Ибрахиму .

Благая весть о рождении Исхака

Другим чудесным знамением в жизни Ибрахима стала рождение у него и его бесплодной жены Сары, в преклонном возрасте, сына Исхака . Его рождению предшествовал визит ангелов к Ибрахиму , которые сообщили ему благую весть о скором рождении Исхака , а после и Йа‘куба . Когда ангелы явились к Ибрахиму , сначала он принял их за гостей и оказал им должное гос­те­при­им­ст­во. Однако поведение гостей, которые не притрагивались к еде насторожило Ибрахима [