Главная · Инструмент · История пророк мухаммад саллаллаху вассалам. Мавлид – день рождения пророка мухаммада. Отношение к жёнам

История пророк мухаммад саллаллаху вассалам. Мавлид – день рождения пророка мухаммада. Отношение к жёнам

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Хадисы о детях

По словам Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Все дети рождаются в фитре (врожденное состояние веры в Единого Бога), а потом родители делают их христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (Ат-Тирмизи)

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Правильное воспитание, данное ребенку, лучше одного са’а милостыни» (Ат-Тирмизи)

Однажды к Пророку ﷺ пришел старец, желавший Его увидеть. Сидящие вокруг не проявили усердия и расторопности, чтобы предложить почтенному старцу место. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: «Не из нас те, кто немилостив к младшим из нас и неуважителен к старшим из нас» (Ат-Тирмизи)

Благородная Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один бедуин обратился к Пророку ﷺ с вопросом: «Целуете ли Вы детей? Мы не целуем». Пророк ﷺ сказал: «Что я могу сделать, если Аллах лишил твое сердце милосердия?» (Бухари, Муслим, Ибн Мааджа)

Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто будет добр к трем дочерям или трем сестрам своим, обязательно попадет в Рай» (Ат-Тирмизи)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обязанность отца перед своим ребенком – дать ему хорошее имя и воспитать в нем благочестие и иман» (Ат-Тирмизи)

«Будьте щедрыми к своим детям и воспитывайте их достойными, благочестивыми» (Муслим)

Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту(, чтобы съесть), но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня привёл в восхищение её поступок и я рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Поистине, за это Аллах сделал рай обязательным для неё (или: … освободил её от огня)!» (Муслим)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведный ребёнок, который обращается к Аллаху с мольбами за него» (Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь» (Имам Ахамад, Аль-Бухари)

Пророк ﷺ сказал: «Обучайте ребенка намазу с семилетнего возраста. В десять лет вы можете и наказать его (за нежелание совершать намаз)» (Ат-Тирмизи)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Те, которые будут воспитывать дочерей, пусть проявят о них заботу, так как они станут преградой, защищающей их от огня Ада» (Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный День будет рядом со мной». При этом Пророк ﷺ соединил указательные пальцы обеих рук (Муслим)

«Нет сомнений в том, что мольбы трех человек будут приняты Аллахом: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя для ребенка» (Ат-Тирмизи, Ибн Мааджа, Ахмад бин Ханбаль)

Хадисы о родителях

«Довольство Аллаха – в довольстве родителей, гнев Аллаха – в гневе родителей» (Байхаки)

Один человек спросил у Пророка ﷺ: «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, Посланник Аллаха?». Пророк ﷺ ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?». Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророк ﷺ снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?». И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости» (Муслим)

Абу-д-Дарда", да будет доволен им Аллах, передавал, что (как-то раз) к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» (На это Абу-д-Дарда") сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Родитель это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их» (Ат-Тирмизи)

Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «(В свое время) ко мне приехала моя мать, которая при жизни Посланника Аллаха ﷺ была многобожницей, и я обратилась за советом к Посланнику Аллаха ﷺ сказав: «Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Он ответил: «Да, тебе следует делать это» (Аль-Бухари, Муслим). (Одни) говорят, что это была ее родная мать, а другие - что молочная, но правильно первое.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям» (Аль-Бухари, Муслим)

«Проклят тот, кто ругает своих родителей» (Муслим)

«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай» (Аль-Бухари)

Однажды Му’авия ибн Джàхима ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я желаю совершить военный поход и пришел посоветоваться с тобой!» Пророк ﷺ спросил: «У тебя есть мать?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заботься о ней, поистине Рай под ее ногами!» (Ан-Насаи). А в версии, которую приводит Ибн Маджа (2781) сказано, что Му’авия ибн Джàхима трижды приходил к Пророку ﷺ и говорил: «О Посланник Аллаха, я хочу совершать джихад, стремясь к Лику Аллаха и желая жизни вечной!» На что Пророк ﷺ отвечал: «Горе тебе! Жива твоя мать?! Иди и проявляй по отношению к ней благочестие!» Когда же Му’авия ибн Джàхима вернулся в третий раз и сказал то, что говорил, Пророк ﷺ ответил: «Горе тебе! Держись ее ног, там Рай!»

Хадисы о семье и родственных связях

Абу Аюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передает, что один человек пришел к Пророку ﷺ и попросил: «Расскажи о деяниях, которые приведут меня в Рай». Пророк ﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаху, не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи» (Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Ат-Тирмизи)

«Кто верит в Аллаха и Судный День пусть поддерживает родственные отношения» (Аль-Бухари, Муслим)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками» (Аль-Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал, обращаясь к верующим: «О мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)» (Аль-Бухари, Муслим)

«Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз» (Ат-Тирмизи). Другая версия этого хадиса: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей»

Сообщается со слов ибн Умара, да будет доволен ими обеими Аллах, что один человек пришел к Пророку ﷺ со словами: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния» (Ат-Тирмизи, Хаким)

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что он сказал: «Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Муслим)

От Айши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет» (Бухари, Муслим)

В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Не получает милость Аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи» (Ахмад, Абу Нуайм)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поддерживайте родственную связь хотя бы приветствием» (Табарани, Аль-Баззар)

Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости - не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет закрыть глаза на прегрешения своих родственников, простить их и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере» (Аль-Бухари)

«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай» (хадис от Жубайр бин Мутим)

Асвад, да будет доволен им Аллах, спросил Айшу, да будет доволен ею Аллах, о том, чем занимался Пророк ﷺ, находясь дома. Она ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть» (Аль-Бухари)

«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Аль-Бухари, Муслим)

«Воистину, деяния сынов Адама предстают (перед Аллахом) каждый четверг, в ночь на пятницу, и не принимаются дела тех, кто разрывает родственные узы» (Ахмад)

«Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим)

Религии мира

От составителя


В начале VII века в Мекке жил скромный человек по имени Мухаммед ибн Абдалла, принадлежавший к языческому племени курайшей. У него было тяжелое детство: мальчик никогда не видел своего отца, умершего в возрасте двадцати пяти лет незадолго до рождения сына, и ему не исполнилось и шести лет, когда умерла его мать. Воспитателем маленького Мухаммеда стал его дед, Абд аль-Мутталиб, но через два года умер и он, и ребенок оказался в семье своего дяди по отцу, Абу Талиба.

С малых лет Мухаммед был приучен к труду и пас овец, принадлежавших жителям Мекки. Взрослея, он стал помогать дяде в торговых делах, но его мало привлекала мирская суета. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он женился на достойной женщине, которую звали Хадиджа, и она стала ему верной и любящей женой. Хадиджа была богатой вдовой, и многие сватались к ней, но она вышла за Мухаммеда по собственному предпочтению.

Чем старше становился Мухаммед, тем чаще он задумывался о жизни. У него появилась склонность к уединению, и как только ему предоставлялась такая возможность, он любил подниматься на гору Хира, что в окрестностях Мекки, и проводить время в найденной там пещере, размышляя о себе и о мире. Как правило, он оставался в пещере в течение нескольких дней, но иногда ему приходилось отрываться от дум, чтобы спуститься вниз за едой и питьем, после чего он еще на несколько дней и ночей уединялся в своем излюбленном месте.

От долгого одиночества и постоянных размышлений его часто посещали видения, к которым он уже успел привыкнуть, но однажды ему почудилось, что в пещере находится еще кто-то, кроме него. Мухаммед ибн Абдалла был не робкого десятка, но на сей раз его пробила дрожь, когда таинственный и невидимый незнакомец сказал:

Охваченный странным трепетом, Мухаммед ибн Абдалла распростерся на полу пещеры. Видение исчезло, но он еще долго не смел пошевелиться, а потом, продолжая дрожать, как в лихорадке, с великим трудом добрался до дома к перепуганной его видом Хадидже. Он попросил жену накрыть его плотным покрывалом и просидел под ним до тех пор, пока не оправился от испуга.



Продолжение легенды гласит, что вскоре Мухаммед опять пожелал взойти на Хиру, но, поднявшись в пещеру, вновь почувствовал присутствие в ней таинственного незнакомца, который вторично обратился к нему с прежними словами:

– О Мухаммед, ты – посланник Аллаха.

На этот раз сказанное повергло Мухаммеда ибн Абдаллу в такой ужас, что он был готов броситься вниз с высокой скалы, над которой располагалась пещера.

И лишь тогда, когда невидимый незнакомец посетил его в третий раз, Мухаммед узнал, что в его пещере появляется архангел Джабраил, посылаемый к нему самим Аллахом.

В четвертый раз архангел явился Мухаммеду во сне.

Накрыв его парчовым покрывалом, на котором были какие-то письмена, архангел приказал Мухаммеду:

– Не могу! – в отчаянии воскликнул Мухаммед.

И тогда Джабраил еще плотнее окутал его парчовым покрывалом, так что бедняга почти не мог дышать, и вновь строгим голосом приказал:

– Но я не могу! – задыхаясь, прохрипел Мухаммед, но архангел был неумолим и еще плотнее окутал его покрывалом, а потом повторил приказ в третий раз: – Читай!

– Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка!

Так Мухаммеду ибн Абдалле впервые были явлены стихи Корана. Случилось это в 610 году, в месяц Рамадан, и он продолжал получать откровения свыше на протяжении двадцати с лишним лет, став великим пророком ислама.

Лишь немногие в Мекке поверили Мухаммеду и признали его настоящим посланником Господним, несущем весть о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и что он, Мухаммед, – пророк Его. Остальные же глумились над посланником Аллаха и всячески притесняли его. Дело дошло до того, что в 622 году пророку пришлось бежать из Мекки в благословенную Медину, где большинство населения с радостью приняло ислам. За ним последовали и другие мекканские мусульмане. От этого переселения, или хиджры, ведется летоисчисление по мусульманскому календарю.

За десять последующих лет ислам распространился по всей территории Аравийского полуострова и начал выходить за его пределы. Стихи Корана, откровения, ниспосланные пророку Мухаммеду Всемогущим Аллахом, передавались из уст в уста, и последователи пророка благоговейно внимали его речам и старались подражать ему во всем, веря, что его слова и деяния вдохновлены единым и всемогущим Богом, которому нет равных и который является истинным властелином вселенной и вершителем судеб всего сущего.

Личность пророка Мухаммеда не может не вызывать восхищения. Иначе как чудом нельзя назвать то, что неграмотный сирота из языческого племени курайшей стал основоположником одной из мировых монотеистических религий, объединил под знаменем ислама множество прежде враждебных племен и создал первое мусульманское государство, проявив себя как выдающийся законодатель и полководец. Он сказал свое веское слово практически в каждой области человеческой жизни, на века определив законы, по которым живет мусульманский мир. Рассказы о поступках и высказываниях любимого пророка, хадисы, стали одной из главных культурных ценностей исламского мира. Хадисы – не просто предания о пророке и близких ему людях. То, о чем в них говорится, представляет собой иллюстрации содержащихся в Коране предписаний. Однако между Кораном и хадисами существует принципиальное отличие: священный Коран и по форме, и по смыслу восходит к Аллаху, передавая Его слова, а хадисы, восходя к речениям Аллаха в смысловом отношении, по форме восходят к пророку, фиксируя сказанное и сделанное им.

Хадисы начали создаваться и распространяться еще при жизни пророка. Более ста лет они существовали в устной традиции, затем из них начали составлять сборники. Их изучали и продолжают изучать богословы, а знание хадисов и умение рассказывать их неизменно вызывает глубокое уважение в мусульманском мире.

Структура классического хадиса распадается на две части. В первой, именуемой иснадом, приводится цепочка рассказчиков, благодаря которым хадис бытовал в устной форме, прежде чем был записан. Изучение этой цепочки имен позволяет определить, насколько достоверным является данный хадис. Во второй части либо излагается речение, либо кратко описывается деяние посланника Аллаха, которое воспринимается как совершенно достоверное благодаря ссылке на авторитеты известных личностей, упоминаемых в иснаде. Обязательным элементом стиля хадисов является употребление формульных ритуальных фраз после имен Аллаха, пророка и праведников из числа его последователей. Сборников хадисов много, и значительная часть их переходит из одного в другой, а некоторые истории повторяются в одном и том же собрании, отличаясь друг от друга иснадами или незначительными деталями повествования. Наиболее достоверными собраниями хадисов считаются своды, составленные имамами Мухаммедом ибн Исмаилом аль-Джуфи аль-Бухари (810–870), Муслимом (ум. 875), ат-Тирмизи (ум. 892), Абу Даудом (ум. 888), ан-Насаи (ум. 915) и ибн Маджи (ум. 887). Однако в них вошли далеко не все известные хадисы. Например, аль-Бухари обработал около 600 тысяч хадисов, из которых признал достоверными лишь 7300, они и вошли в его собрание, а имам Ахмад ибн Ханбал изучил около миллиона хадисов, включив в свой кодекс только двадцать пятую часть исследованных им текстов.



Хадисы – не только заповеди для мусульман, желающих жить по Сунне. Это мудрость, адресованная всему человечеству. В нашем сборнике хадисы представлены в литературной обработке, без иснадов и ритуальных фраз, чтобы облегчить читателю восприятие старинных текстов. И свою главную задачу составитель видел в том, чтобы привлечь внимание современников к боговдохновенной, гениальной личности пророка Мухаммеда, поразить их широтой его кругозора, четкостью проповедовавшихся им этических принципов и приблизить к пониманию подлинного духа ислама.

Хадисы о личности пророка Мухаммеда

О внешности пророка Мухаммеда

1.1. По словам одного из современников, у пророка Мухаммеда была крупная голова и большие глаза. Когда он шел, он наклонялся вперед, словно поднимаясь в гору. Если он поворачивался, то поворачивался всем телом.

Другие, близко знавшие его, говорили, что посланник Аллаха был несколько выше среднего роста. У него были очень светлая, белая кожа, черная борода и красивые и здоровые зубы. Глаза его были опушены длинными ресницами.

Третьи запомнили, что он был очень широкоплечим и круглощеким. Люди отмечали, что у него необычная походка, так как он ходил, ступая на землю сразу всей ступней, но на ступнях у него не было привычных выемок.

Если пророку надо было повернуться, он либо полностью поворачивался к людям, либо полностью отворачивался от них.

При всем разнообразии воспоминаний тех, кто знали пророка, общим в них является то, что все говорили о нем как об исключительном человеке, подобного которому они не встречали ни до него, ни после него.

Об общности пророка Мухаммеда с другими пророками

1.2. Пророк Мухаммед говорил, что все пророки – братья. У них общий отец, но разные матери. Из всех пророков ему ближе всего был его непосредственный предшественник Иса, сын Марьям.

Об отличии пророка Мухаммеда от других пророков

1.3. Однажды посланник Аллаха перечислил то, что было даровано только ему и никогда не ниспосылалось предшествовавшим ему пророкам:

– Я побеждаю потому, что страх вселяется в сердца всех моих врагов, находящихся на расстоянии месяца пути от меня. Вся земля дана мне для того, чтобы поклоняться Всемогущему Аллаху, и вся она сделана пригодной для очищения, когда мы не можем найти воду для омовения, чтобы мои последователи могли творить молитву там, где окажутся во время, отведенное для молитвы. Я могу брать военную добычу, что не было дозволено ни одному из предшествовавших мне пророков. Мне дано право заступаться за мусульман перед Повелителем Миров. И я послан не только к своему народу, а ко всем, кто живет на земле.


1.4. Пророк Мухаммед не хотел, чтобы мусульмане превозносили его так, как христиане превозносят Ису; он рассматривал себя как раба Аллаха и Его посланника.


1.5. Посланник Аллаха обычно постился по субботам и воскресеньям.

– Эти дни являются праздниками для народов Книги, а я хочу отличаться от них.

О речи пророка Мухаммеда

1.6. По словам современников, посланник Аллаха, обращаясь к людям, всегда говорил очень четко и обычно трижды повторял свои слова, чтобы они лучше дошли до сознания его слушателей, а когда приходил в гости, то трижды приветствовал хозяев дома.

О прямолинейности пророка Мухаммеда

1.7. Если пророк Мухаммед видел что-то такое, что было ему не по душе, это сразу отражалось на его лице.

О нравственных принципах пророка Мухаммеда

1.8. Посланник Аллаха всегда, когда ему надо было сделать выбор, предпочитал более простое сложному, если только речь не шла о неправедном деянии. Он был последним из тех, кто мог бы совершить неправедный поступок. Он никогда не мстил за причиненное ему зло. Однако если он видел, что люди проявляют неуважение к Всемогущему Аллаху, он наказывал их от имени Всемогущего Аллаха.


1.9. Уча мусульман скромности, пророк Мухаммед во всем подавал им пример скромного поведения. Один из знавших его людей справедливо заметил, что стыдливой скромности в нем было больше, чем у девственницы в ее шатре.

Скромный и непритязательный в быту, посланник Аллаха также был самым щедрым из людей. Однако наибольшую щедрость он проявлял в месяц Рамадан, когда каждую ночь к нему являлся Джабраил, чтобы обучить его новым стихам Корана. В такие дни щедрость пророка напоминала веяние благодатного ветра.



1.10. Пророк Мухаммед всегда проявлял бережное отношение к одежде. Причину этого следует искать, разумеется, не в скаредности, ибо не было человека более щедрого, чем он: посланник Аллаха ценил одежду как дар, ниспосланный ему Всемогущим Аллахом, и поэтому всякий раз, когда ему доводилось надевать новую одежду, он уважительно произносил ее название, а потом возносил хвалу даровавшему ее Аллаху и творил молитвенное обращение, прося Его о том, чтобы она и то, из чего она была изготовлена, принесли ему благо, и о том, чтобы Он защитил его от зла, которое она могла бы ему принести.

И еще он всегда начинал надевать одежду справа.


1.11. Посланник Аллаха учил мусульман приветствовать друг друга радостными улыбками, но никто никогда не видел, чтобы он смеялся во весь рот.


1.12. Стремясь водворить мир и покой в своей умме, пророк Мухаммед учил, что, когда двое мусульман ругают друг друга, ответственность за все сказанное ими ложится на того, кто заговорил первым, однако это происходит только в том случае, если тот, кого поносят, не выходит за пределы дозволенного.

А тех, кто ругаются и поносят друг друга, он называл шайтанами, обвиняющими и отвергающими друг друга.

Сам же пророк Мухаммед никогда никого не поносил, и никто не слышал от него ни одного грубого слова. Если он желал показать, что осуждает кого-либо из своей уммы, он говорил:

– И что это на него нашло? Да запылится его чело!


1.13. Посланник Аллаха, по собственному предпочтению всегда живший в бедности, принимал гостей в течение гораздо больших сроков, чем три дня, рекомендованные им правоверным. Однажды к нему пришли несколько молодых людей, принадлежавших к одному и тому же племени, и он оставил их у себя на целых двадцать дней, уча их молиться Единому Господу.

Заметив же, что его гости тоскуют по дому, посланник Аллаха принялся расспрашивать их об их семьях, а потом велел всем возвращаться домой и учить своих родных исламу, вести добродетельный, богобоязненный образ жизни и в установленное время творить молитвы. При этом он велел старшему из молодых людей руководить их молитвами, а другому гостю – призывать к ней всех остальных. Так, благодаря пророку Мухаммеду, в том племени появились имам и муэдзин.


1.14. Когда пророку Мухаммеду приносили свежие финики, он всегда призывал благословение Аллаха на свою умму, а затем угощал фиником младшего из находившихся рядом с ним ребятишек.


1.15. Однажды после длительного периода засухи пошел сильный дождь. И пророк Мухаммед снял с себя одежду и вышел на улицу, чтобы постоять под ливнем.

– Зачем ты это сделал, о посланник Аллаха? – спросили его, и он сказал:

– Потому что этот дождь – дар Всемогущего Аллаха и пришел прямо от Него.

О молитвенных обращениях пророка Мухаммеда

1.16. Посланник Аллаха говорил, что Аллах ответит на молитву каждого мусульманина, если только в этой молитве не будет содержаться просьба о запретном, о разрыве родственных уз. Кроме того, молящий должен проявлять терпение, последовательно повторяя свою просьбу, и не говорить, что его молитва осталась без ответа.



1.17. По свидетельству современников, посланник Аллаха часто повторял это молитвенное обращение:

– O Аллах, помоги мне и не помогай против меня. Поддержи меня и не поддерживай того, кто против меня. Прояви хитрость за меня, а не против меня. Отврати от меня тех, кто против меня. О Аллах, сделай меня благодарным Тебе, поминающим Тебя, боящимся Тебя, покорным Тебе и смиренным, молящим и кающимся перед Тобой. Прими мое покаяние. Смой с меня мои грехи и ответь на мою молитву. Утверди мое доказательство веры. Веди мое сердце и язык по пути Истины и очисти мое сердце от ненависти.


Хадисы о достойном поведении

Об истинной вере

2.1. Верующий бесхитростен и великодушен.


2.2. Верующий не должен ни клеветать, ни проклинать, равно как он не должен грубить или вести себя непристойно.


2.3. Веру вобрал в себя тот, кому присущи следующие три качества: справедливость, приветливость и щедрость.


2.4. Страх перед Аллахом, Повелителем Миров, – естественное состояние верующего. Поэтому пророк Мухаммед говорил:

– Где бы ты ни был, бойся Аллаха. Отвечай добром на зло, дабы иссушить корень зла. И придерживайся благих нравственных принципов!


2.5. Пророк Мухаммед сказал: – Один и тот же камень не может дважды повредить верующему.


2.6. Однажды посланника Аллаха спросили, что такое праведность. Пророк немного помолчал, а потом ответил:

– Если вы хотите понять, что такое праведность, обратитесь к своему сердцу. Праведность – это то, что не отягчает душу и сердце, а прегрешение – это то, что недобро шевелится в душе и тяжко мечется в груди.

О добре и добронравии

2.7. В другой раз пророка спросили: – О посланник Аллаха, поведай нам, что является самым лучшим из того, что может быть ниспослано человеку?

– Добрый нрав, – не задумываясь, ответил он.


2.8. Посланника Аллаха спросили, кто из правоверных являются лучшими, он ответил:

– Лучшие в моей общине – это те, у кого лучший нрав.


2.9. Лучшим из людей является тот, на кого можно положиться, кто делает добро и не делает зло.


2.10. Посланник Аллаха постоянно напоминал о том, что человека надо оценивать не по его внешнему виду, а по его духовным устремлениям и делам.

– Всевышний Аллах не смотрит на вашу внешность и состояние, но судит вас, заглядывая в ваши сердца и наблюдая за вашими поступками, – часто напоминал он. – Воистину, самый лучший из вас – лучший своими добродетелями.


2.11. Пророк сказал: – Каждый, кому была дарована частица благопристойности, получил свою долю добра. Каждый, кто был лишен своей доли благопристойности, лишен этой доли добра. Добрый нрав будет самой весомой вещью на весах верующего в День Воскресения. Аллаху ненавистны грубые люди с поганым языком.


2.12. Ад запрещен каждому, кто внимателен к окружающим, снисходителен, мягок и прост в общении.


2.13. Награда тому, кто призывает делать добро, равна награде, которую получит тот, кто его делает.


2.14. Каждая частичка человеческого существа должна очищать себя, раздавая садаку (милостыню) с рассвета до заката; справедливо рассудить двух людей – это садака; сказанное доброе слово – это садака; каждый шаг по направлению к мечети – это тоже садака.


2.15. Посланник Аллаха учил мусульман бескорыстию на пути Аллаха.

– Почему вы делаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Почему вы разговариваете только с теми, кто разговаривает с вами? Почему вы почитаете только тех, кто оказывает вам почет? – вопрошал он. – Ни одному из вас не дано преимущества над другим. Поистине, уверовавшие – это те, кто уверовали в Аллаха и Его посланника, те, кто делают добро даже тем, кто причинил им зло, те, кто прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, те, кто доверяют даже тому, кто их предал, те, кто оказывают уважение даже тому, кто их унизил.


2.16. Пророк Мухаммед учил, что каждое доброе дело, сделанное мусульманином, приближает его к входу в Рай, а каждый недостойный поступок приближает его к Аду. Жизнь сложна и постоянно ставит людей перед выбором между добром и злом. Желая наставить мусульман на путь праведности, посланник Аллаха сказал:

– Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же близок к каждому Огонь.



2.17. Тому, кто хотел сделать доброе дело, но не сделал его, Аллах зачтет его как выполненное добродеяние. А если он имел доброе намерение и осуществил его, Аллах зачтет это добродеяние в десятикратном размере. Если же человек намеревался совершить зло, но удержался от этого, Аллах зачтет ему это как свершенное им доброе дело.


2.18. Когда посланнику Аллаха, подвергавшемуся преследованиям в Мекке, пришлось переселиться в Медину, многие последовали за ним. Однако далеко не все переселялись в Медину по религиозным соображениям. Пророк знал об этом и однажды сказал:

– Всякому человеческому поступку предшествует намерение, и каждому воздается по его намерениям. Тот, кто хотел переселиться во имя Аллаха и Его пророка, переселился во имя Аллаха и Его пророка, а тот, кто хотел обрести какую-либо выгоду или переселился потому, что хотел жениться, переселился ради того, чтобы обрести выгоду или жениться.


2.19. Прощайте праведникам, если они совершают небольшие ошибки.


2.20. Посланник Аллаха всегда подчеркивал важность добрых отношений среди людей.

– Улаживайте разногласия между мусульманами, – призывал он своих последователей, – так как злоба между ними губительна. Ибо по отношению друг к другу верующие подобны строению, в котором отдельные части поддерживают друг друга.

О долге мусульманина

2.21. Когда один из последователей обратился к посланнику Аллаха с просьбой научить его поведению, достойному мусульманина, пророк дал ему девять советов:

– Не ставь никого вровень с Аллахом, даже если тебя будут резать на куски или поджаривать на огне. Не отказывайся по своей воле от предписанной молитвы. Всякий, кто откажется от нее, утратит покровительство Аллаха. Не пей вино – это ключ ко всякому злу. Повинуйся родителям. Если они прикажут тебе отказаться от всего имущества, которое у тебя есть, отдай его. Не сопротивляйся тем, кто облечен властью, даже если думаешь, что ты прав. Не беги из войска, когда оно наступает, даже если тебя убьют из-за того, что твои товарищи убегают. Содержи жену сообразно своим средствам. Не замахивайся на нее палкой. Учи домашних трепетать перед Всемогущим Аллахом.


2.22. Пророк считал обязательным безусловное подчинение правителю даже в том случае, если этот правитель не нравится.

Ахмад в сборнике “аль-Муснад”, аль-Хаким в сборнике “аль-Мустадрак”, Абу Давуд в главе о допросе и наказании в могиле, ан-Насаи в главе о наказании в могиле раздела “Китаб аль-Джанаиз” передали хадис, в котором сообщается, что аль-Бара ибн ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды они отправились на кладбище Баки‘ хоронить одного из мусульман.

В это время к ним подошел Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Он сел, и сподвижники уселись возле него, боясь даже шелохнуться.

Аллах Всемогущий сказал: "Тот, кто будет враждовать с другом Моим, с тем Я буду враждовать. Мой слуга не может приблизиться ко Мне с чем-либо более дорогим для Меня, чем религиозные предписания, и Мой слуга будет приближаться ко Мне благодаря деяниям, выходящим за пределы предписанного, пока Я не возлюблю его. Когда Я возлюблю его, Я буду слухом его, которым он слышит, зрением его, которым он видит, рукой его, которой он поражает, ногой его, которой он ходит. Если он попросит Меня [о чем-нибудь]. Я, конечно, дам ему это; если он попросит Меня об убежище, Я, конечно, предоставлю ему его.

Приводится у ал-Бухари.

По свидетельству Анаса (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: я сливал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Аллах Всемогущий сказал: "О сын Адама, до тех пор, пока ты будешь взывать ко Мне и обращаться ко Мне с просьбами, Я буду прощать тебе то, что ты сделал, и не буду тревожиться. О сын Адама, даже если твои грехи достигнут облаков на небе и ты попросишь прощения у Меня, Я проку тебя. О сын Адама, если ты придешь ко Мне с грехами, величина которых равна размерам земли, и предстанешь передо Мной, не придавая Мне никого в сотоварищи, Я дарую тебе прощение равной величины.

Приводится у ат-Тирмизи, который говорит, что это хороший и достоверный хадис.

По свидетельству сына Аббаса (да будет Аллах милостив к ним обоим), идущему от Пророка (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), среди пересказанных изречении его Господа (да прославится имя Его) было следующее:

Аллах записал все хорошие и плохие деяния. Затем Он объяснил, что если кто-нибудь намеревался совершить хорошее деяние, но не совершил его, Аллах у Себя записывает это, как хорошее деяние; если кто-нибудь намеревался совершить хорошее деяние и совершил его, Аллах у Себя записывает это, как десять хороших деянии, вплоть до семиста или даже еще больше. Если кто-нибудь намеревался совершить плохое деяние, но не совершил его, Аллах у Себя записывает это, как хорошее деяние; если кто-нибудь намеревался совершить плохое деяние и совершил его, Аллах у Себя записывает это, как одно плохое деяние.

Приводится у ал-Бухари и Муслима в их двух Сахихах такими же словами.

По свидетельству Абу Мухаммеда Абдуллаха, сына Амра ибн ал-Аса (да будет Аллах милостив к ним обоим), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Никто из вас [истинно] не уверовал, пока его склонности не будут соответствовать тому, что я принес.

Хороший и достоверный хадис, приведенный в Китаб ал-Худжджа 1 (1 Название книги Абу л-Казима Исмаила ибн Мухаммеда ал-Асфахани (ум. в 535 г.х.).) с достоверной цепочкой свидетельств 2 . (2 Составитель сборника хадисов позволил себе добавить два хадиса к обычным сорока, хотя название книги и гласит "Сорок [хадисов] Ан-Навави".)

По свидетельству Абу Хурайры (да будет Алла милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Тот, кто избавит правоверного от несчастья на земле, того Аллах избавит от одного из несчастий в Судный День. Тот, кто облегчит [судьбу] страждущего, тому Аллах облегчит [судьбу] в этой и последующей жизни. Тот, кто защитит Мусульманина, того Аллах защитит в этой и последующей жизни. Аллах будет помогать слуге [Своему] до тех пор, пока слуга будет помогать брату своему. Тот, кто будет идти по дороге поиска знания, тому Аллах облегчит дорогу в Рай. Люди не могут собраться в одном из домов Аллаха, читая книгу Аллаха и изучая ее, без того, чтобы спокойствие не снизошло на них, милосердие не окутало их, ангелы не окружили их, и Аллах не отметил их среди тех, кто у Него. Того же, кто задержался 1 (1 На его пути в Рай.) из-за своих поступков, не будет подгонять и род его.

Приводится у Муслима теми же словами.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) тронул меня за плечо и сказал: "Живи в этом мире так, как будто ты чужестранец или путник".

Сын Умара (да будет Аллах милостив к ним обоим) часто говорил:

Вечером не рассчитывай [увидеть] утра, а утром не рассчитывай [увидеть] вечера. Бери из своего здоровья на свою болезнь, и из своей жизни на свою смерть 2 . (2 т.е., пока ты в добром здравии, ты можешь выполнять религиозные предписания и таким образом получить от этого выгоду. То же относится и к жизни.)

Приводится у ал-Бухари.

По свидетельству Абу Хурайры (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Не завидуйте друг другу; не вздувайте цены друг для друга; не ненавидьте друг друга; не отворачивайтесь друг от друга; не сбивайте цены друг друга, но будьте, о слуги Аллаха, братьями. Мусульманин - брат Мусульманину: он не угнетает его и не отступается от него, он не обманывает его и не презирает его. Благочестие должно быть здесь - и он трижды показал на свою грудь. Большое зло для человека - презирать его брата Мусульманина. Все неприкосновенно в Мусульманине для другого Мусульманина: и его кровь, и его имущество, и его честь. Приводится у Муслима.

По свидетельству сына Аббаса (да будет Аллах милостив к ним обоим), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Аллах простил ради меня мой народ за ошибки, забывчивость и за то, что они совершили под принуждением.

Хороший хадис, приводимый Ибн Маджахом, ал-Баихаки и другими.

По свидетельству Абу Саида ал-Худри (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Тот из вас, кто увидит злодеяние, пусть остановит его своей рукой; если он не в состоянии сделать это, то своим языком; если он не в состоянии сделать это, то своим сердцем - это самая слабая степень веры.

Приводится у Муслима.

Здесь предлагаются фрагменты самого популярного сборника суннитских хадисов, признанного наиболее авторитетным - "Аль-Джами ас-Сахих" (по публикации в ж."Наука и Религия"). Перевод В.М. Нирша. Название сборника можно перевести как "Истинное собрание". Его составил знаменитый имам аль-Бухари более тысячи лет назад (родился в 810 году в Бухаре; умер в селении Хартанк близ Самарканда в 870 году). Это имя высоко почитается в мире Ислама. В поисках хадисов имам путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока, повстречав, по его собственным словам, более тысячи мухаддисов (авторитетных собирателей хадисов). Вернувшись в Бухару, аль-Бухари продолжал собирать хадисы. "Ас-Сахих" он составлял в течение шестнадцати лет. За это время он тщательно изучил не менее шестисот тысяч хадисов, из которых отобрал для своей книги всего 7563.

1. Передают, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил: "Поистине, дела связаны с намерениями, и, поистине, каждому достается то, что он внутренне намеревался обрести. Устремившийся к миру этому обретет его, а если он устремится к какой-нибудь женщине, то женится на ней, и каждый придет к тому, что было предметом его устремлений".
2. Пророк сказал: "Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: "Читай!" Я снова сказал: "Я не умею читать!" Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: "Читай!" - и я в третий раз сказал ему в ответ: "Я не умею читать!" И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: "Читай!" Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший..."
3. Сообщают, что Джабир б. Абдаллах аль-Ансари, рассказывавший о периоде откровений, передал в своем рассказе следующее: "Сказал пророк: "Однажды, находясь в пути, я вдруг услышал голос с неба. Посмотрев наверх, я увидел восседавшего на троне между небом и землей ангела, который являлся мне на горе Хира. Я испугался его, вернулся домой и сказал: "Укройте меня, укройте меня!" - и тогда Аллах Всевышний ниспослал такие слова: "О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! И одежды свои очисти! И скверны беги!" И после этого жар откровений усилился, и они стали ниспосылаться одно за другим".
4. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк сказал: "Вера есть то, что включает в себя более шестидесяти различных частей, одна из которых - стыд".
5. Передают со слов Анаса, что пророк сказал: "Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе".
6. Передают, что Абу Зарр сказал: "Как-то, ругая одного человека, я стал стыдить его из-за его матери. Услышав мои слова, пророк сказал мне:"О Абу Зарр, неужели ты позорил этого человека только из-за его матери? Поистине, ты - человек, в котором сохранились остатки джахилийи. Ведь некоторые из ваших братьев по вере могут быть и вашими рабами, когда Аллах делает их подвластными вам, но если человек даже владеет братом своим, то пусть он кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам! Не поручайте таким людям непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь!"
7. Передают, что Абу Бакр сказал:"Посланник Аллаха сказал: "Если два мусульманина скрестят мечи, то и убийца, и убитый попадут в ад". Я спросил: "О посланник Аллаха, этот - убийца, но почему же и убитый окажется в аду?" Он ответил: "Поистине, потому что и он хотел убить своего товарища!"
8. Передал Абу Хурайра, что пророк сказал: "Лицемера отличают три признака: если он рассказывает о чем-либо, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает своего обещания; если ему доверяются в чем-то, то он предает".
9. Абдаллах б. Масуд передал, что пророк сказал: "Поношение мусульманина мусульманином есть отклонение от заповедей религии, а сражение их друг с другом - почти безбожие".
10. Убада б. ас-Самит сообщил, что однажды посланник Аллаха вышел из своего дома, чтобы поведать о ночи могущества, но услышав, что два мусульманина ругают друг друга, сказал: "Поистине, я вышел из дома, чтобы поведать вам о ночи могущества, но эти двое начали перебранку, и то, что было, исчезло..."
11. Абу Хурайра передавал, что однажды, когда пророк находился среди людей, к нему подошел какой-то человек и спросил: "Что такое вера?" Пророк ответил: "Суть веры в том, чтобы ты верил в Аллаха и в его ангелов, во встречу с Ним и в посланников Его, и чтобы верил ты в воскрешение из мертвых". Человек спросил: "А что такое ислам?" Пророк ответил: "Суть ислама в том, чтобы ты поклонялся лишь Аллаху."
12. Абдаллах б. Амр б. аль-Ас передавал, что слышал, как посланник Аллаха сказал: "Поистине, Аллах отбирает у людей знание, просто лишая его своих рабов, но Он Отбирает знание у людей, забирая к себе знающих, а когда Он не оставит в живых ни одного обладающего знанием, люди изберут для себя Невежественных руководителей, которых будут спрашивать о важном, а те станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!"
13. Передают, что Абу Хурайра сказал: "Из слов посланника Аллаха я запомнил столько, что будь все это записано, оно могло бы наполнить целых два сосуда. Что касается содержимого одного из них, то я передал его людям, а если бы я передал содержимое и второго, то мою глотку непременно перерезали бы."
14. Ибн Умар передал, что пророк сказал: "Творите молитву в своих домах и не уподобляйте их могилам!"
15. Абу Муса передавал, что пророк сказал: "Поистине, в отношениях между собой правоверные должны быть подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга",- и сказав это, он переплел пальцы своих рук.
16. Передают, что Абдаллах б. Масуд сказал: "Однажды я спросил пророка: "Какое из дел Аллах любит больше всего?" Он ответил: "Молитву, совершенную в установленное для нее время". Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил: "Любовь к родителям". Ибн Масуд спросил: "А после этого?". Он ответил: "Священную войну на пути Аллаха".

Хадисы от Аль-Къудсийя

1.а-д. Хадисы достоверные. Привел Аль-Бухари.
а) О, сын Адама! Смерть - это дверь, и все люди войдут в нее. О, сын Адама! Смерть - это дорога, и каждый человек пройдет по ней.
б) О, сын Адама! Ты довольствуешься этим миром: его жарой, холодом, жаждой, голой, тревожной и печальной жизнью, оставляя загробную жизнь с его радостями, почетом и благами. Как неприбыльна такая торговля.
в) О, сын Адама! Даже если Я дал бы тебе все богатства этого мира, то и тогда ты пожелал бы еще столько же, и не насытился бы твой живот, кроме как землей.
г) О, сын Адама! Если соберутся от первых до последних, из числа джиннов и людей, живые и мертвые заполнив пространство от (Арша) до Земли, чтобы произрастить из земли хотя бы одно зернышко, плод, или создать листочек (дерева), или растение, или низвести каплю воды с неба, то вы не сможете этого, кроме как (Сами Мы) по Нашей милости к вам. Сказал Всевышний Аллах: "Ваше имущество - Мое имущество. Рай - Мой дом. Нищие - Мои иждивенцы смилуйся над своим слабым телом до того, как ты встретишь Меня".
д) О, сын Адама! Сделай твое сердце соответствующим твоему языку, а язык твой соответствующим деяниям своим, а деяния твои благими и чистыми пред Всевышним Аллахом, ибо, поистине, сердце лицемера противоречит его языку, а язык его противоречит его деяниям, а деяния его не чисты пред Всевышним Аллахом...
2. Рай находится у ног вашей матери.
3. Аллах говорит: О сын Адама, не забывай о смерти, ибо смерть тебя не забудет.
4. Вера – есть отказ от всякого насилия.
5. Пусть ни какой мусульманин не поддержит насилия.
6. Ключ к Раю – это свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха.
7. Украшайте свой дом намазом.
8. Любители вы своего Создателя? Если да, то любите прежде всего людей, своих собратьев.
9. Лучший из вас тот, кто лучше всех обходится с женою своей.
10. Милосердие не свойственно только тем, кто отправится в Ад.
11. Даже малейшее выражение почтения к Родителям соединяет вас с Богом.
12. Из разрешенных законных деяний, самое ненавистное Аллаху расторжение супружества.
13. Тот, кто жаждет знаний – их познает, познавший же их, - побоится грешить.
14. Пусть тот, кто верит в Аллаха и Судный день либо говорит правду, либо молчит.
15. Нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудности.
16. Нельзя ни причинять зло, ни возмещать злом.
17. Доверяй доверяющим тебе, и не обмани обманывающих тебя.
18. Говорите истину, если даже она горька и приятна для людей.
19. Ад скрыт за наслаждениями, а Рай за трудом и лишениями.

Хадисы от Муслима

1. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "(Эта) ближняя жизнь – тюрьма верующему и рай неверному".
2. От Абу Хурайры. Посланник Аллаха сказал: "Знал бы верующий, каково у Аллаха наказание, не жаждал бы никто Рая Его. Знал бы неверный, каково у Аллаха милосердие, не терял бы никто надежду на Его Рай".
3. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Воистину, Аллах не смотрит на вашу плоть и обличье, однако Он смотрит на ваши сердца и деяния".
4. От Му‘авии. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Поистине, коль будешь следить за недостатками людей, сиим себя же и погубишь".
5. От Джарира ибн Абдуллаха. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Тот, кто лишен (способности) быть мягким, лишен всякого добра".
6. От Абдуллаха ибн Мас‘уда. Пророк сказал: "Не войдет в Рай тот, в сердце у которого гордыня весом хотя бы с пылинку". На что один из присутствующих сказал: "Ведь человек любит, чтобы у него была красивая одежда и красивая обувь". На что Пророк ответил: "Аллах красив и любит красоту. Гордыня же – надменность перед истиной и пренебрежение людьми".
7. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не сообщить ли вам то, сделав которое, вы полюбите друг друга? Разнесите между собой салям (пожелание мира)".
8. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Сильный не тот, кто силен в единоборстве, но тот сильный, кто владеет собой в гневе".
9. От Абу Хурайры. Один человек сказал Посланнику Аллаха: "Кто из людей более достоин быть моим лучшим другом?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твоя мать". Тот сказал: "А потом кто?" Он сказал: "Твой отец".
10. От Абу Са‘ида. Сказал Посланник Аллаха: "Лучший джихад – сказать слово истины перед правителем, творящим несправедливость".
11. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Богатство не в изобилии мирских благ, однако богатство – это богатство души".
12. От Абу Хурайры. Сказал Посланник Аллаха: "Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Для вас достойнее, дабы вы не презирали (не считали малой) Милость Божью, что вам дана".
13. От ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда. Посланник Аллаха спал на циновке. Когда же он встал, на его боку остался след от нее. Мы сказали: "О Посланник Аллаха! Не принести ли нам тебе мягкую подстилку?" Он сказал: "Какое дело мне до этой жизни? Я в этой жизни подобен лишь всаднику, который нашел тень под деревом, и затем ушел, покинув его".
14. От Джабира. Посланник Аллаха сказал: "Если мусульманин посадил саженец, съеденное от него будет для него милостыней. И украденное с него (другими) будет для него милостыней. И что съел от него зверь, тоже будет для него милостыней. И то, что съели птицы, будет ему милостыней. И кто бы ни поранил его саженец, – будет для него милостыней".
15. От Абу Зарра Аль-Гъифария. Пророк привел такие слова от своего Господа, Свят Он и Велик: "О рабы Мои! Воистину, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной для вас, так не поступайте же несправедливо между собой. О рабы Мои! Все вы – заблудшие, кроме тех, кого Я повел прямым путем. Ищите же Моего руководства, и Я наставлю вас. О рабы Мои! Все вы голодны, кроме тех, кого Я накормил. Просите же у Меня пропитания, и Я пропитаю вас. О рабы Мои! Все вы наги, кроме тех, кого Я одел. Просите же у Меня покрова, и Я дам вам покров. О рабы Мои! Вы грешите и ночью, и днем, Я же прощаю грехи полностью. Просите же у Меня прощения, и Я прощу вам. О рабы Мои! Вам не постичь вреда во Мне, дабы навредить Мне, и Вам не постичь пользы во мне, дабы принести Мне пользу. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, будут столь же богобоязненны, как сердце самого богобоязненного из вас, это не прибавит ничего к владениям Моим. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, будут столь же порочны, как сердце самого порочного из вас, это не убавит ничего из Моих владений. О рабы Мои! Пусть даже первые и последние из вас, люди и джинны, соберутся в одном обширном месте и попросят Меня, и Я дам каждому то, что он просил, это убавит из того, что у Меня, лишь настолько, насколько убавляет кончик иглы при его погружении в море. О рабы Мои! Поистине, Я исчислю для вас лишь только ваши дела и воздам вам за них сполна. Так пусть же тот, кто обретет благое, возблагодарит и восхвалит Аллаха, Свят Он и Велик, а кто обретет иное, пусть винит только самого себя".

Хадисы Ан-Навави

1. Со слов Абу Хурайры ‘Абдуррахмана ибн Сахра передано: "Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Избегайте того, что я вам запретил, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете, ибо, поистине, живших до вас погубило лишь только множество вопросов их и разногласий их со своими пророками". (Бухари и Муслим - здесь и далее приведены те, кто собрал хадис)
2. Cо слов Абу Аль-"Аббаса "Абдуллаха ибн "Аббаса передано: "Однажды я был позади Пророка, и он сказал мне: "О юноша! Поистине я научу тебя словам: Храни (мысль) об Аллахе, и Он будет хранить тебя; храни (мысль) об Аллахе, и ты найдешь Его перед собой; коль просишь, то проси у Аллаха; коль ищешь помощи, то ищи помощи у Аллаха; и знай, что ежели соберется (весь) род людской, дабы сделать что-нибудь полезное тебе, они помогут тебе лишь только тем, что уже предписано тебе Аллахом, и ежели они соберутся, дабы сделать что-нибудь вредное тебе, они навредят тебе лишь только в том, что уже предписано тебе Аллахом, – перья подняты и свитки высохли". (Тирмизи)
3. Со слов Уабисы ибн Ма’бада передано: "Пророк сказал: "Ты пришел спросить о праведности?" Я сказал: "Да". Он сказал: "Обратись к своему сердцу, (ибо) праведность есть то, в чем находит покой душа, и в чем находит покой сердце, а грех есть то, что вплетается в твою душу и трепещет в груди, даже если люди выкажут и скажут тебе (что это правильно)". (Ахмад и Ад-Дарими)
4. Со слов Абу Са"лябы Аль-Хушанни Джурсума ибн Нашира передано, что Посланник Аллаха сказал: "Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) обязанностей, так не расторгайте же их, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) вещи, так не нарушайте же (их), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!" (Даракутни)
5. Со слов ‘Абдуллаха ибн "Умара передано: (Однажды) Посланник Аллаха взял меня за плечо и сказал: "Будь в этом мире подобен чужеземцу или путнику". (Человек, передавший этот хадис, поведал о том, что) Ибн "Умар часто говорил: "Коль доживешь до вечера, то не жди утра, а коль доживешь до утра, то не жди вечера, и запасайся у своего здоровья (тем, что пригодится) для твоей болезни, а у своей жизни – (тем, что пригодится) для твоей смерти" (Бухари)
6. Со слов Анаса передано: Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Сказал Аллах Всевышний: О сын Адама! Поистине, сколько бы ты ни взывал ко Мне и ни просил Меня, Я прощу тебе то, что было за тобой, и не обращу на это внимания. О сын Адама! Пусть твои грехи достигнут голубизны небес, и после ты попросишь у Меня прощения – Я прощу тебе. О сын Адама! Поистине, даже если б ты пришел ко Мне с грехами величиной с землю и встретил Меня, не приобщая ко Мне ничего и никого, – Я дал бы тебе прощение такой же величины" (Тирмизи)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот” ». Да одарит нас Всевышний Аллах раем и заступничеством Своего Посланника (мир ему и благословение)! Амин.

Поэтому мы собрали эти хадисы с позволения Аллаха и с Его помощью.

Надеемся, что вы выучите их.

Надеемся также на ваши мольбы за нас, за наших учителей, за шейхов, за наших отцов и матерей. Ваши мольбы за нас на самом деле получаются за вас же самих, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда мусульманин молится за своего брата, ангелы говорят ему в ответ: “И тебе то же, что ты просишь для него” ». Да одарит нас Всевышний Аллах Своим довольством в обоих мирах! Амин.

1. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Бойтесь Аллаха, совершайте пятикратную молитву, соблюдайте пост в месяце Рамазан, выплачивайте закят с имущества и подчиняйтесь правителям; вы войдёте в рай». Хадис передал имам ат-Тирмизи и сказал, что хадис достоверный.

2. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждое благое деяние – милостыня». Хадис передал имам Бухари.

3. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Кто из вас увидит злодеяние, пусть остановит его рукой; если не в состоянии сделать это, то языком; а если и на это не способен, пусть хотя бы не соглашается сердцем, – это самая слабая степень веры». Передал имам Муслим.

4. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «У лицемера три признака: когда говорит, врёт; когда обещает, не выполняет; когда доверяют ему, не оправдывает доверие». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

5. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не будет совершенной вера одного из вас, пока не пожелает он брату своему того же, что и себе». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

6. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не является лжецом тот, кто примиряет людей, желая добра или говоря добро». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

7. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самой полноценной верой обладает тот из вас, чей нрав самый лучший, и лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей жене». Хадис передал имам ат-Тирмизи и сказал, что он достоверный.

9. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый день спускаются два ангела, и один из них говорит: “О Аллах, обогати тех, кто даёт милостыню”. А другой говорит: “О Аллах, уничтожь имущество тех, кто воздерживается от милостыни”».

10. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть не вредит соседу; тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть почитает гостя; тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое или молчит».

11. Абдуллах ибн Масуд рассказал: «Однажды я спросил Посланника Аллаха: “Какое деяние самое лучшее?” Он ответил: “Вовремя совершённый намаз”. Я спросил: “А потом какое?” Он ответил: “Хорошее отношение к родителям”. Я снова задал вопрос: “А потом?” Он ответил: “Джихад на пути Аллаха”».

12. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В число больших грехов входят придавание сотоварища Всевышнему Аллаху, ослушание родителей, убийство человека и ложная клятва». Передал имам Бухари.

13. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшее из благих деяний – иметь связь с друзьями отца».

14. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек в религии своего друга; пусть посмотрит каждый из вас, с кем он дружит». Хадис передал имам Абу Давуд.

15. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек будет с тем, кого он любит». Хадис достоверный.

16. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Семеро будут в тени Арша в тот День, когда не будет другой тени: 1) справедливый правитель; 2) молодой человек, выросший в поклонении Всевышнему Аллаху; 3) человек, чьё сердце связано с мечетью; 4) два человека, которые полюбили друг друга ради Аллаха, ради него встречаются и ради него расходятся; 5) человек, которого позвала к себе богатая и красивая женщина, а он ответил, что боится Аллаха; 6) человек, дающий милостыню так, что его левая рука не знает, что даёт правая рука; 7) человек, который упомянул Аллаха в уединении и пролил слёзы». Хадис достоверный.

17. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение), делая хутбу, сказал: «Если бы вы знали то, что я знаю, вы меньше смеялись бы и больше плакали». И сподвижники, закрыв свои лица, начали рыдать.

18. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пример пятикратного намаза подобен примеру речки воды, которая течёт около вашего дома, и вы купаетесь там пять раз каждый день».

19. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах доволен рабом, когда он восхваляет Его после еды и питья». Передал имам Муслим.

20. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы уверовавшие знали наказание Аллаха, никто не стремился бы к раю; а если бы неверные знали милость Аллаха, ни один из них не потерял бы надежду на рай». Передал имам Муслим.

21. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Неимущие зайдут в рай на пятьсот лет раньше, чем богатые». Хадис передал имам ат-Тирмизи.

22. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Богатство не значит иметь много имущества, богатство – это когда сердце богатое». Хадис достоверный.

23. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Учащайте повторение того, что портит наслаждения». То есть смерти. Хадис передал имам ат-Тирмизи.

24. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым лучшим из людей нравом». Хадис достоверный.

25. Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину Аллах Наимилостивейший и любит милосердие во всех делах». Хадис достоверный.

26. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто подчиняется мне, тот подчиняется Аллаху, кто ослушается меня, тот ослушается Аллаха, кто подчиняется правителю, тот подчиняется мне, а тот, кто ослушивается правителя, ослушивается меня». Хадис достоверный.

27. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «...доброе слово, милостыня». Хадис достоверный.

28. Передаётся от Айши (да будет доволен ею Аллах): «Речь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) была разборчивой, его понимал всякий, кто слушал его».

29. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда вы одеваетесь и омываетесь, начинайте справа». Хадис достоверный, передал имам Абу Давуд.

30. Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас начнёт кушать, пусть упомянет Аллаха, а если забудет упомянуть в начале, пусть скажет: с именем Аллаха в начале и в конце».

31. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не порицал еду – если нравилась, ел, а если нет, не ел.,

32. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Благодать ниспосылается на середину еды, поэтому вы ешьте, начиная с края». Это делают, чтобы благодати было больше.

33. Кааб (да будет доволен им Аллах) передал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ел тремя пальцами, а когда закончил – облизал их».

34. Анас (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пил воду тремя глотками».

35. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Я напоил Посланника Аллаха (мир ему и благословение) водой Зам-зам, и он выпил стоя».

36. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самый правдивый из вас сном тот, кто правдивый речью».

37. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто едет верхом – приветствует пешего, пеший приветствует сидящего, малая группа людей приветствует большую, и младший приветствует старшего».

38. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда умирает человек, прекращаются его деяния кроме трёх: бесконечная милостыня (например, если построить дорогу, мост, провести воду), знания, от которых люди берут пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей».

39. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы отправляйтесь в путь ночью, поистине ночь сокращает путь».

40. Кааб (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда возвращался с пути, в первую очередь шёл в мечеть и совершал два ракаата ».

41. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует!» Его спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот, чей сосед не сохранён от его зла». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

Муслим передал этот хадис следующими словами: «…не войдёт в рай тот, чей сосед не сохранён от его зла».

Сайпула Мухамадов