Главная · На заметку · Иван да марья от чего лечит. Цветок иван-да-марья - фото и описание. Заготовка и фармакологические свойства

Иван да марья от чего лечит. Цветок иван-да-марья - фото и описание. Заготовка и фармакологические свойства

Мужским и женским именами в народе названы растения, которые цветут разноцветной или различной по форме парой соцветий. Одним из таких представителей является бегония, насчитывающая большое количество видов и гибридных сортов. Большой популярностью пользуется бегония клубневая. Привлекательность ей создает внешний вид и . Сегодня представляется цветок Иван да Марья – бегония комнатная: как выглядит, посадка и уход.

Цветок Иван да Марья бегония комнатная как выглядит

Определяют наиболее развитые листки, обрезают их, помещают во влажный субстрат (песка – 3, торфа – 1 часть) и ставят в притененное место.

Защита растения от болезней и вредителей

Бегония поражается мучнистой росой ложной.

Переизбыток влаги становится причиной образования . Чтобы своевременно обнаружить неприятную проблему, рекомендуем наблюдать за внешним видом сердцевины кустика и его нижних листьев, на которых чаще всего проявляются гниль или роса.
Пораженные листья немедленно удаляются, количество поливов резко сокращается. Эти меры позволят предотвратить размножение грибковых вредителей.
Бегонию чаще всего атакуют тля и . Бороться с ними необходимо методом опрыскивания, для чего используются специальные препараты.

Считается чудесным растением. При правильном уходе она , балкон или лоджию. Особого внимания к себе не требует.

Иван да Марья – название, которое используют по отношению к нескольким совершенно разным видам растений. Могут так называть фиалку трехцветную, шалфей луговой, барвинок, живучку женевскую, но наиболее часто под этим названием понимают марьянник дубравный.

Цветок Иван-да-Марья: описание

Соцветье – верхушечная, редкоцветная колосовидная кисть. Прицветники супротивные, яйцевидно-сердцевидные, заостренные с зубчиками, у основания и вдоль жилок опушенные. Прицветники нижней части соцветия зеленные, средней – сине-фиолетовые у основания, верхние – полностью фиолетовые.

Чашечка трубчатая с долгозаостренными зубчиками (примерно на пол длины чашечки). Цветки неправильные, цветоножки небольшие, опушенные, обращенные в одну сторону. Венчик двугубый, желтый, с красноватой трубкой и нижней губой.

Продолжительность цветения – с мая по сентябрь. Растет на полянах и опушках, в дубравах, среди кустарников, на болотистых лугах.

Цветок получил свое народное название из-за резкого контраста желтого венчика и фиолетовых прицветников. Есть множество разновидностей легенд, которые объясняют это явление, и все их объединяет сюжет трагической любви молодца Ивана и красавицы Марьи (в более ранних версиях – Купала и Костромы).

Желтый цвет цветка приписывали юноше, а фиолетовый – девушке. Причины, по которым у молодых людей не сложилась судьба, у разных историй отличаются, но с тех пор растут и радуют людей эти интересные яркие цветы.

Фармакопейным растением не является, хотя считается перспективным для фармакологических исследований. Известно его применение цветка иван да марья как инсектицидного, противовоспалительного и ранозаживляющего в народе. В хозяйстве отвар семян раньше использовали для окраски тканей в желтый цвет, а также для борьбы с насекомыми.

Польза и вред для здоровья человека

Растение ядовито. Его наземная часть содержит алкалоиды и гликозиды, в их числе – аукубин и дульцит. Особенно ядовитые семена. Может вызывать сильные отравления также и в животных, которые его едят. Принимать внутрь — осторожно.

Известна польза цветка иван да марья для организма при болезнях сердца, ЖКТ и желудка, гипертонической болезни, эпилепсии, невралгиях. Наружно рекомендуют использовать при чесотке, диатезе, туберкулезе кожи, сыпях, ревматизме, для промывания ран. Марьянниковый чай пьют при золотухе.

Употреблять нужно точно по инструкции. Несоблюдение дозировки может нанести вред человеку. Основные проявления передозировки и отравления:

  • слабость;
  • боли в желудке, за грудиной;
  • тошнота и рвота;
  • сонливость;
  • ослабленная сердечная деятельность.

Лечение в таком случае: промывание желудка, сорбенты, если нужно – симптоматическая терапия (кофеин, валидол, нитроглицерин и т.д.).

Научно доказано, что настой цветка иван да марья характеризируется успокаивающим эффектом, сходным с таким от транквилизаторов. Он будет полезный для лечения начальной стадии эпилепсии.

Противопоказания

Точно определенных противопоказаний не имеет, но как ядовитое растение не рекомендуется применять внутрь беременным, детям и при индивидуальной непереносимости.

Применение травы Иван-да-Марья

Экстракты цветка иван да марья имеют нейролептические свойства. Они оказывают седативное, гипотензивное кардиологическое, и противосудорожное действия. Наружно используется при заболеваниях кожи, порошок из сушеного растения, а также сок из свежего – для заживления ран.

При болезнях кожи

Издавна используется растение иван да марья при заболеваниях кожи: сыпи различной этиологии, экзема, туберкулез кожи, демодекоз, чесотка, золотуха. Для ванн, а также местных обмыванийприменяют настой.

Рецепт настойки: 3 столовых ложки травы необходимо залить 1 л кипятка и настоять 2 часа, затем — процедить.

В нем также при диатезах купают детей.
Также из травы на места пораженные чесоточным клещом и твердые опухоли делают припарки. Сок или сушеный порошок растения использовали для ускорения заживления ран.

Настойка при болезнях сердца

В виде настойки применяется иван да марья при болях в сердце, вызванных спазмом сосудов. Она оказывает также общеукрепляющий эффект на сердечно-сосудистую систему и стимулирует нервную.

Настойка марьянника рецепт: 1,5 столовых ложки сырья необходимо залить 0,5 л водки, настаивать, периодически встряхивая 2 недели.

Пить нужно 2-3 недели по 1 столовой ложке 3 раза в день, потом следует сделать 1 неделю перерыва, после – продолжить лечение.

Рецепт отвара от давления

Отвар либо настой травы иван да марья пьют при гипертонической болезни. Можно также употреблять приготовленную по рецепту указанному выше настойку иван да марьи при давлении.

  • 1 столовая ложка травы заливается 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, тщательно процедить и пить по 1 столовой ложке 3 раза в день;
  • 10-20 г сырья необходимо залить 200 г воды, настоять на водяной бане 30 минут, процедить отвар и добавить кипяченой воды до первоначального объема. Пить по 1 столовой ложке 2-3 раза в день.

Настойки при невралгии и эпилепсии

Эффективны препараты из растения при эпилепсии. На начальном этапе заболевания настой цветка используют для лечения, а на более поздних – как дополнительное средство для послабления судорог, что позволяет уменьшить дозу потребляемых противосудорожных препаратов. Отвар цветка необходимо пить по полстакана 2 раза в день.
При невралгии делают ванны из настоя и отваров растения иван да марья.

Применение при беременности

При стрессах

Действие активных веществ марьянника направлено в основном на нервную и сердечно-сосудистую системы. Настой и настойку его рекомендуют пить при стрессах, депрессиях, а ведь они являются основной причиной многих женских заболеваний. Также цветок в составе сложного сбора применяют при лечении женских доброкачественных образований.

От заболеваний кишечника и желудка

Настой травы иван да марья для желудка пьют дважды в день по полстакана. Он помогает при воспалительных заболеваниях ЖКТ.

Сбор и заготовка растения

Наземную часть марьянника, которая используется как сырье, заготавливать следует во время активного цветения (май – сентябрь). Ее можно срезать или выдергивать прямо со слабо развитым корнем. Сушить — в закрытом от прямых солнечных лучей месте, которое к тому же должно хорошо проветриваться. Хранить можно до 10 месяцев, желательно в бумажных пакетах или стеклянных емкостях. Плоды (коробочки) можно собирать по мере дозревания с июля по сентябрь.

Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] Мартьянова Людмила Михайловна

Иван-да-марья

Иван-да-марья

Широко распространенное и хорошо всем знакомое растение иван-да-марья (melampyrum nemorosum) получило свое народное название за контрастную (противопоставление Иван-Марья, мужчина-женщина) и весьма привлекательную окраску: золотисто-желтые цветы хорошо смотрятся на фоне сине-фиолетовых кроющих листьев. Цветочная трубка красно-бурая. Губа цветков также со временем краснеет.

Издали кажется, что иван-да-марья (марьянник дубравный) цветет сразу и желтыми и синими цветами. Но подойдешь поближе – и увидишь, что цветки у этого растения желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Желтые цветы и синие листочки над ними и делают иван-да-марью очень нарядной травой.

Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.

Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

Иван-да-марья – одна из распространенных в России сильных трав. На мысли человека практически не воздействует, поэтому применяется лишь в настоях. Эта трава позволяет организму достичь гармонии инь и янь-энергии, помогают человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему недостает. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Успокаивает нервную систему, при постоянном применении этой травы человек заметно хорошеет.

Но свои силы эта трава хранит очень недолго. Собрав ее близ дня Купалы (когда она созревает), вы сможете ею полноценно пользоваться не больше полного лунного месяца. В засушенном виде она с каждым лунным месяцем теряет около 10 % своих исцеляющих свойств, хотя химический состав ее остается прежним. Но тем более постарайтесь не пропустить возможность помыться веничком из иван-да-марьи вечером 7 июля (в день Купалы), чтобы смыть с себя те сущности, которые, прилепившись к вам, сжирают красоту и благополучие.

Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду. В сухую, солнечную погоду пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но не успели они дойти до леса как налетел ветер, набежали тучи, засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.

Другая легенда рассказывает, что жил в лесу кривоногий, с копытцами, очень кудряво взъерошенный Леший.

Жил по-своему, горевал по-своему и радовался тоже по-своему. Одиночества он не боялся, друзей не имел, что такое любовь не знал. Так бы оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел как-то по весне под кустиком глазастенькую желтенькую фиалочку – Марьюшку и пропал совсем. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. А Леший, стараясь обратить на себя внимание, давай хвастаться, будто все умеет, все знает. Но фиалка на него не смотрит. Решил Леший сделать ей предложение, мол выходи за меня замуж. А фиалка в ответ: «Ивана люблю, за него замуж пойду». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так сказала. Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домиком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марьюшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни Марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а есть единый лесной цветок иван-да-марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горюет и всем жалуется. Цветки ивана-да-марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Очень интересно приспособился цветок иван-да-марья к распространению семян – помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла – лакомство, поэтому и перетаскивают они семена. А цветку только этого и нужно. А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикрепляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений. Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу. Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для муравьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно.

Другие легенды, связанные с Иваном и Марьей, повествуют о запретной любви.

По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены Богом в цветок. По другой – превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.

Иваном-да-марьей называют порой и трехцветную фиалку, а иногда – живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

По другой легенде жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.

Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.

Как наступит ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В такие лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами.

И наказывал брат Иван сестре Марье в случае его отлучки не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Увидели Марью и зовут к себе. Надели венок на голову и признали ее своей царицей.

Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к Марьюшке.

Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя.

И решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.

Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марью искать.

Шел, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыко драл. Пошел дальше искать. Но куда ни пойдет везде находит эту липку. Рассердился Иван и решил срубить ободранную им липку. Замахнулся топором, а липка говорит человеческим голосом: «Не руби меня Иван, я сестра твоя Марья. Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду. Чтобы я опять стала Марьей, тебе надо найти полынь-траву и бросить ее мне в лицо». Только она это проговорила, как лапти понесли Ивана далеко в лес. Нашел он полынь-траву. И бросил Иван в липку полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала. Бросили они домик у озера, уехали жить далеко-далеко.

И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН Илья Репин Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. При этом слово «герой» имело двоякое значение: герой - положительный образ, воплощающий нравственные ценности, и герой, как главное действующее лицо

Из книги Крестная сила автора Максимов Сергей Васильевич

XXX. ИВАН КУПАЛА Изучая народные купальские песни, польские историки XVII века вывели скороспелое заключение о существовании какого-то особого славянского, бога Купалы. Но дальнейшие исследования ученых показали, что заключение это основано на простом искажении некоторых

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Иван Катаев «Боремся мы для будущих поколений, им суждено воспользоваться плодами нашей борьбы. А мы должны себя бестрепетно принести в жертву. И вы, и я - только агнцы заклаемые, и нечего нам добиваться от жизни для самих себя чего-нибудь светлого. Это просто мешает

Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Иван Бунин Памятный бал Было на этом рождественском балу в Москве все, что бывает на всех балах, но все мне казалось в тот вечер особенным: это все увеличивающееся к полночи нарядное, возбужденное многолюдство, пьянящий шум движения толпы на парадной лестнице, теснота

Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора

Иван глиняный В некотором селе жил старик со старухою. Однажды старик сказал старухе: старуха, принеса-ка мне глины, я слеплю мальчика, так он будет нам заместо сына. Старуха принесла глины, размочила ее и они стали лепить, слепили и положили в печку сохнуть, а старуха села у

Из книги Народный быт Великого Севера. Том I автора Бурцев Александр Евгениевич

АНФИЙ ДА МАРЬЯ Жил-был Анфий да Марья; детей у них не было. Раз Анфий и говорит Марье: свари-ка мне три десятка яиц, я пойду да продам! А дело было перед Пасхой и яйца очень дороги. Марья сварила яйца, он выкрасил их и понес продавать. Взял он по рублю за яйцо, денег у него стало

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

ИВАН КУПЕЦКОЙ СЫН Не в котором царстве, не в котором государстве, не именно в том, в котором мы живем, жили-были два брата и имели они по двенадцати лавок и по трехэтажному каменному дому. У младшего брата был мальчик годов пяти или шести. Младший брат помер, а его молодая

Из книги Русский Галантный век в лицах и сюжетах. Kнига вторая автора Бердников Лев Иосифович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Легенды и мифы о растениях [Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания, библейские истории] автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Иван-чай Кипрей традиционно использовался на Руси в качестве повседневного чайного напитка, придающего бодрость и хорошее самочувствие. Участники взятия Казани и покорения Астрахани, ратники Минина и Пожарского, гулящая вольница Степана Разина пили иван-чай, который

Из книги автора

В КАКОМ СТАВРОГИНЕ РАЗОЧАРОВАЛАСЬ МАРЬЯ ТИМОФЕЕВНА? Единственная в романе сцена свидания Ставрогина с Марьей Тимофеевной наедине имеет исключительно важное значение для понимания «основного мифа» «Бесов».Визит Николая Всеволодовича к Лебядкиной был третьим и

Из книги автора

Иван Купала По преданиям, ночь с 6 на 7 июля – это время разгула нечистой силы. Считалось, что ведьмы могли испортить праздник. В эту ночь старались провести обряд очищения: мылись и разводили костры, в которых старались сжечь все плохое, что осталось с прошлого года.Славяне

Так уж сложилось, что о цветке Иван-да-марья многие слышали, но мало кто имеет о нем хоть какое-то представление. А ведь контрастная красота этого растения может стать изюминкой в любом саду. И к тому же цветок будет под рукой, если возникнет необходимость воспользоваться его лечебными свойствами. Статья поможет разобраться в особенностях целебного растения, а прилагающиеся фото позволят насладиться красотой цветка.

Иван-да-марья: легенды и предания

Знания о цветке Иван-да-марья уходят своими корнями вглубь веков. В языческие времена предки-славяне называли цветок Купала-да-Мавка. Лишь с приходом христианства он обрел новое имя, дошедшее и до наших дней.

Согласно восточнославянским мифам жили на белом свете брат с сестрой – Купала и Кострома, волею случая и родительского ослушания разделенные в детстве. Через много лет злосчастный случай вновь их свел вместе, но не ведали они о своем родстве, и полюбили друг друга. И лишь после свадьбы узнали, что сердца их связаны запретной любовью. Горькая правда заставила брата и сестру выбирать между смертью и позором. Они выбрали смерть – Кострома утопилась в глубине лесного озера, и стала первой русалкой-Мавкой, а Купала бросился в жар костра.

Боги, глядя на такую трагедию, сжалились и превратили брата с сестрой в красивый цветок – частью синий, как вода, частью желтый, как огонь. С приходом христианства Купала был переименован в Ивана (в честь Иоанна Крестителя), а Мавку, горемычную сестру его, нарекли Марией, в честь Богородицы.

Лекарственное растение в естественных условиях

Волшебством наделяет молва двуликий цветок, сорванный в день летнего солнцестояния (на праздник Купалы):

  • помогает уйти от преследования человеку, носящего его при себе;
  • обладатель дивного растения сможет быстро передвигаться, будь под ним даже старая кляча (в современной интерпретации окажет помощь гонщику на любом автомобиле);
  • свежевыжатый сок растения давали пить людям, потерявшим память или рассудок;
  • хранение в доме мистического растения способствует защите жилища от злых намерений и духов;
  • выступает хранителем мира между мужем и женой.

Ботанические особенности цветка Иван-да-марья

Однолетнее травянистое растение из обширного семейства Норичниковые, предпочитающее полутень в лесах и рощах. Из этого семейства в средней полосе России произрастает два вида: Марьянник дубравный и Марьянник луговой.

  1. В высоту растет от 10 до 50 см. Причем высота марьянника напрямую зависит от того, к какому растению он «присоседился».
  2. Заостренные ланцетовидные листья Иван-да-марьи располагаются супротивно друг другу на прямостоячем стебле. Внутренняя сторона листьев оснащена короткими волосками.
  3. Двугубые цветки желтого оттенка, а в синий окрашены верхние шерстисто-зубчатые прилистники (они не являются цветками).
  4. Цветение длится с июня по сентябрь.
  5. Иван-да-марья интенсивно выделяет нектар, являясь отличным медоносом.
  6. Размножается преимущественно семенным способом. Распространению растения способствуют муравьи, которые любят лакомиться сочными семенами и растаскивают их.

Внимание! Коров нельзя пасти в районах произрастания Иван-да-марьи, т.к. растение относится к ядовитым и насыщено гликозидами. Молоко от коров, которые употребили в пищу марьянник будет горьким и неприятным на вкус.

Заготовка и фармакологические свойства

В официальной медицине не используются препараты, содержащие цветок Иван-да-марья. Однако народные целители применяют в своих лечебных снадобьях марьянник, пользуясь рецептами, дошедшими до наших дней из глубины веков.

Для заготовки лекарственного сырья используется вся надземная часть Иван-да-марьи, включая его плоды. В период цветения растение либо выдергивают с корешком, либо срезают. Затем лекарственное сырье подвергают сушке в тени или в любом помещении с доступом свежего воздуха, разложив тонким слоем на сухой поверхности, или же подвесив пучками. Хранится сухоцвет Иван-да-марьи в сухом помещении с хорошей вентиляцией в течение 2-х лет в матерчатых мешках.

Цветок Иван-да-марья богат флавоноидами и органическими кислотами.

Внимание! В семенах марьянника содержится гликозид ринантин (аукубин), который является токсичным.

Лекарственное растение обладает следующими эффектами:

  • успокаивающим (действует подобно транквилизаторам);
  • противосудорожным;
  • гипотензивным;
  • ранозаживляющим;
  • противовоспалительным;
  • положительно влияет на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Иван-да-марья: показания к применению

В народной медицине марьянник широко применяется для лечения золотухи (в современной интерпретации разновидность атопического дерматита у детей). О давнем использовании растения для лечения этого недуга свидетельствует одно из народных названий цветка – Золотушник. При этом поражении кожи Иван-да-марья применяется наружно - ребенка моют в отваре или делают примочки.

Сухую измельченную траву марьянника целители используют в качестве ранозаживляющего и антисептического средства, предотвращая гнилостные процессы. В виде настоя Иван-да-марью употребляют внутрь при гипертонии и заболеваниях сердца. Травяным чаем облегчают состояние при невралгии и эпилепсии.

Однако не следует начинать лечение без консультации с опытным травником. В случае нарушения дозировки и режима приема Иван-да-марьи возможны следующие проявления:

  • дискомфорт или боли в области желудка;
  • тошнота, рвота;
  • раздражительность;
  • сонливость;
  • замедление сердечного ритма;
  • урежение пульса;
  • слабость.

При появлении одного или нескольких вышеперечисленных симптомов необходимо прекратить употребление Иван-да-марьи, промыть желудок и обратиться за медицинской помощью. Не лишним будет напомнить что Иван-да-марья относится к ядовитым растениям, и применение внутрь беременными и детьми строго противопоказано.

Нас повсюду окружают растения. Их многообразие, аромат, цвет радуют и завораживают. Многие из растений обладают необычными лечебными свойствами, с ними связаны самые разные легенды. Травы c успехом применяют для лечения самых разных патологий: от простого затягивания ран до терапии рака. Многие препараты изготавливаются на основе растений. Одним из самых необычных считается цветок Иван-да-Марья. У него яркие желто-синие цветы.

Когда-то славянские народы верили, что в этом растении соединяется небесное и земное: в его власти соединить человека с богами. В праздник Ивана Купалы цветок Иван-да-Марью срывали. В это время он превращался в символ сакрального брака. Синий цвет считается оттенком невесты, а желтый - жениха. Это растение считается травой силы. Он помогает достичь гармонии, привнести все то, чего недостает человеку.

Как выглядит растение

Цветок Иван-да-Марья представляет собой травянистое растение, которое встречается на лугах, полянах. Его можно увидеть возле кустарников, на лесных опушках, вблизи болот. В народе у него множество названий: сестра и брат, желтушка, Иван-трава и многие другие.

Стебель растения прямой, покрыт белыми волосками. Все цветки располагаются по одному на ножках, повернуты в одну сторону. Там, где располагаются на Иван-да-Марье желтые цветы, есть лист синего цвета.

После цветения созревает плод, который похож на зернышко. Их собирают муравьи и переносят на другие места. Из-за этой особенности растение часто встречается вдоль муравьиных дорожек.

Легенда о цветке и лешем

Связана с цветком Иван-да-Марья легенда. В ней говорится, что когда-то в дремучем лесу жил леший. Люди его считали лохматым, с копытами, ушастым, с кривыми ногами. На что он всегда отвечал, что его лохматость вызвана древесными колючками, через которые ему приходилось пробираться. У него не было друзей, он не боялся одиночества, не знал любви, всегда дрался с соперниками, гнал их из леса. Но однажды леший влюбился: он увидел как по ручью плыла фиалка Марья. Он шел рядом с ней, вдыхал ее аромат, смотрел. Он набирался смелости сказать о своей любви. Стоит фиалочка, красуется, на лешего даже не смотрит, тот и расстроился. На такое отношение он взял и сдуру сказал: «Я тобою очарован, жизни без тебя не вижу, выходи за меня замуж». Но фиалка только посмотрела на него и отвернулась. Леший пытался удивить ее, хвастался. Он предлагал ей собрать все звезды в шапку. Но и это фиалка отвергла, сказав, что звезды пусть лучше светят с неба, чтобы ей и ее мужу освещали дорожку. Фиалка сказала лешему о своих чувствах к другому, о том, что она любит Ивана и что жить будет с ним.

Когда пришло время Марьюшка и Иван поженились, зажили вместе одним цветком. С тех пор в лесу не стало ни Марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а только красивый цветок Иван-да-Марья.

История о Купале и Костроме

Другая легенда рассказывает о верности и любви. В ней говориться о том, как в день летнего солнцестояния увидел богиню Купальницу. У них родились дети: Кострома и Купала.

Как-то раз пролетали гуси-лебеди и выкрали Купалу, унесли в далекие края. Прошли годы. В один прекрасный день Кострома гуляла у реки, надев на голову венок. Она говорила своим подружкам, что никогда и никто не сможет сорвать с ее головы венок. За эти слова боги на нее разгневались, ветром сорвало венок и унесло в реку. По обычаю, с тем, кто подберет венок, девушка должна пожениться. В то время мимо венка проплывал Купала и выловил венок. Они поженились и только после свадьбы молодые узнали, что они брат и сестра, но уже успели полюбить друг друга. Чтобы не расставаться, Кострома и Купала решили утопиться. Боги смилостивились над ними и превратили их в цветок Иван-да-Марья, чтобы они всегда были вместе.

Виды растения

Иван-да-Марья относятся к роду марьянников. Всего их насчитывается тринадцать видов, из них в средней полосе России растут следующие виды:

  1. Марьянник дубравный. Его называют травой Иван-да-Марья.
  2. Вид полевой.
  3. Лесной марьянник.
  4. Вид луговой.
  5. Марьянник разрезной.

Польза травы

Растение Иван-да-Марью с давних времен применяют в народной медицине. С ним делают примочки, готовят настои для лечебных ванн, делают отвары. Приготовленные препараты помогают при кожных заболеваниях, невралгиях, головокружениях. Иван-да-Марья помогает справиться заболеваниями ССС и ЖКТ. Также настои и отвары оказывают ранозаживляющее, инсектицидное, противовоспалительное действие. С успехом травой лечат чесотку, депрессию, ревматизм.

Магические свойства

Когда цветет Иван-да-Марья, цветы собирают в день летнего солнцестояния. Считалось, что это растение защищает от опасных людей. Цветы раскладывали в углах дома для защиты от злых духов, воришек. Наличие травы не допускало ссор и разногласий между мужем и женой.

При потере рассудка или слуха людей отпаивали свежевыжатым соком растения. До сих пор люди верят, что для обретения красоты и благополучия необходимо в ночь на Ивана Купалу попариться в бане с веником из Иван-да-Марьи.