Главная · Бытовая техника · Как понять сонорный звук. Что такое сонорные звуки

Как понять сонорный звук. Что такое сонорные звуки

Фонетика - это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика - это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый символ), ь (мягенький символ).

Гласные и согласные звуки

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.

Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие . Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д"], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м"], [н] - [н"], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). К примеру, лук - [лук] и лючок - [л"ук].

б) У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные [ш"], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в неких учебниках она обозначается;
  • звук [ш"] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает двойной (длинный) звук . К примеру, щека - [ш"ика], чаща - [чаш"а], ванна - [вана], касса - [каса]. В неких учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.
  • в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими (к примеру, [д], [д"], [з], [з"] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими согласными (к примеру, [т], [т"], [с], [с"] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [г] - [к], [г"] - [к"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш]. Ср.: бить - пить, год - кот, жить - шить.

    г) Звуки [й], [л], [л"], [м], |м"], [н], [н"], [р], [р"] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими (непарные гулкие согласные еще именуются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х"].

    3. В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н"], тоже смягчается, и мы получаем звук [з"]. Следовательно, произношение слова жизнь записывается так: [жыз"н"]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение согласных. К примеру, лодка - ло[т]ка, притча - ска[с]ка, воз - во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются . Напри-мер, косьба - ко[з"]ба, просьба - про[з"]ба.

    Обозначение мягкости согласных на письме

    В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:

    1. С помощью буквы ь (мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность - [пол"за], лось - [лос"] и др.

    Примечание. Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:

    а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й (йот): листья - лис[т"йа], бе-лье - бе[л"йо];

    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - ножик (2 скл., м.р.);

    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.

    2. Средством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес - [л"эс], мёд - [м"от], лил - [л"ил], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].

    3. При помощи следующих мягеньких согласных: винтик - [в"ин"т"ик], слива - [с"л"ива].

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я

    1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:

  • сначала слова: к примеру, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;
  • после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, предоставляют - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
  • Не считая того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

    2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех - [м"эх], нёс - [н"ос], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].

    Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - гулкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш"] - глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш"] - всегда мягенькие.
  • Фонетический разбор слова

    Фонетический разбор слова - это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1 .

    При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

    Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста . См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.

    Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):

    1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

    2. Поставьте ударение в слове.

    3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

    4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):

  • свойства гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный либо без-ударный;
  • свойства согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый либо мягенький, гулкий либо глухой. Есть возможность ещё указать парный либо непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.
  • 5. Укажите количество звуков и букв.

    Эталоны фонетического разбора слова (базисный уровень)

    Земле - зем-л
    з[з"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[и] - гласный, безударный
    м[м] - согласный, жесткий, гулкий
    л[л"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[э] - гласный, ударный
    ----------
    5 букв, 5 звуков

    Чернеют - чер-н -ют
    ч[ч] - согласный, мягенький, глухой
    е[и] - гласный, безударный
    р[р] - согласный, жесткий, гулкий
    н[н"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[э] - гласный, ударный
    ю[й] - согласный, мягенький, гулкий
    [у] - гласный, безударный
    т[т] - согласный, жесткий, глухой.
    -----------
    7 букв, 8 звуков

    См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.

    Дополнительно:

  • Каковы правила российской транскрипции в школе?
  • Где отыскать эталоны транскрипции российских слов?
  • Где отыскать эталоны транскрипции предложения?
  • Какие знаки употребляют в российской транскрипции?
  • Как записать гласные звуки в российской транскрипции?
  • Как записать согласные звуки в российской транскрипции?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для высшей школы?
  • Для начала важно отметить, какие согласные сонорные в русском языке. Это звуки, которые произносятся при помощи голоса, практически без шума. К ним относят [л], [м], [р], [л’], [м’], [р’], [j].

    Особенности сонорных согласных

    Они уникальны тем, что похожи как на гласные, так и на согласные. От звонких звуков их отличает то, что когда они произносятся, то шума практически не слышно. Они не имеют парных глухих либо звонких звуков. Именно поэтому сонорные согласные никогда не произносятся глухо ни в конце слова, ни перед глухим согласным. Прекрасным примером может стать слово лампа, где [м] произносится звонко перед глухим [п]. Шумные глухие согласные не произносятся звонко перед подобными звуками, как это происходит, к примеру, в слове просьба, которое мы произносим, как [проз’ба]. Однако не стоит относит сонорные звуки к гласным. Все-таки во время их звучания в полости рта возникает преграда. Так появляется шум, а это вовсе не характерно для гласных звуков. Также такие звуки не имеют еще одной важной характеристики, которая определяет гласные. Из них не образовать слог. Следует отметить, что это характерно именно для русского языка, т. к., к примеру, в чешском сонорные звуки имеют такие особенности. Подобные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими, имеют различные способы образования.

    Как образуется звук [л]?

    Для того чтобы звук получился правильным, кончик языка должен находиться за верхними передними зубами. А если он не дотягивается до назначенного места, то его звучание искажается и выходит вместо лодка - «уодка».
    Если звук находится в мягкой позиции, то язык следует прижать к альвеолам. Случается так, что твердый звук [л] исправить достаточно сложно. Тогда можно попробовать зажимать между зубами язык и произносить этот звук. Но подобное действие можно выполнять только в процессе тренировки. Таким образом, мы видим, что не все сонорные согласные в русском языке поддаются коррекции.

    Необходимость упражнений для правильного произношения сонорных согласных

    Многие люди абсолютно убеждены, что упражнения для коррекции произношения отдельных звуков не имеют никакого смысла. Они убеждены в том, что этот метод вовсе неэффективен. Достаточно просто понимать сам принцип, как правильно произносить сонорные согласные, и все станет на круги своя. На самом деле, это не так. Практика здесь просто необходима. И обычно она начинается со звука [м]. Это объясняется тем, что он произносится очень естественно, и его используют даже йоговские мантры.

    Почему именно сонорные согласные?

    В переводе с латинского Sonorus - это «звонкий». Такие звуки не имеют парных глухих и их называют еще носовыми и плавными. Ведь все они образуются при помощи потока воздуха, который проходит сквозь язык, зубы и губы. Ему ничего не мешает, и звук произносится плавно. Переходными считаются [н] и [м]. Для образования таких звуков губы смыкаются плотно, но воздух выходит через носовую полость. Существуют три самых эффективных упражнения для тренировки произношения сонорных согласных:

    • Первое - это повторение фразы, в которой содержится большое количество подобных звуков. Достаточно часто в таких предложениях можно увидеть странные слова, которые никогда не употребляются, но они необходимы для тренировки произношения. Лучше, если оно будет выполнено на одном дыхании и на носовом звучании.
    • Следующее предложение должно быть гораздо сложнее. Оно, как правило, более длинное, поэтому сказать его на одном дыхании довольно сложно. Лучше сразу разделить его на части и также произнести на носовом звучании.
    • Последнее предложение еще более длинное. Но его лучше разделить на две части. Первую выполнить, как и первые два упражнения, а вот перед второй нужно глубоко вдохнуть и сказать так, будто вы что-то отправляете вдаль. Так должна развиваться "полетность" голоса. Все эти упражнения помогут правильно научиться произносить сонорные согласные, если выполнять их систематически.

    Мало кто в обычной жизни задумывается о классификации звуков, которые люди используют в речи. Кое-кто из школьного курса русского языка помнит, что есть причем последние еще бывают парными и делятся на звонкие и глухие, а еще есть шипящие. Но это далеко не полный перечень. Разве ответит обычный школьник на вопрос, что такое сонорный звук? Вряд ли.

    Классификация речевых звуков

    Те, кто интересуется филологией и получают профильное образование, в процессе обучения выясняют, что звуки также подразделяются по способу извлечения, локализации и другим характерным чертам. Лучше всего их знают специалисты - логопеды-дефектологи, а также языковеды, специализирующиеся на фонетике.

    Существует несколько классификаций по различным критериям как в акустическом, так и физиологическом смысле. Это главное разделение, используемое фонетистами. Именно к физиологии звукоизвлечения относится разделение звуков на гласные, согласные и дальнейшее их дробление на подкатегории. Классификация же с точки зрения акустики известна не всем. Именно поэтому рассмотреть ее будет крайне интересно.

    Акустическая классификация

    Прежде всего, различают вокальные и невокальные звуки. При произнесении первых задействуется голос, так что все гласные и некоторые согласные являются вокальными. Далее различают консонантные и неконсонантные звуки. К первым относятся все согласные, а к остальным - гласные. Еще есть категория резких, в нее попадают те, что отличаются неоднородностью звукового спектра, например, [ц] или [р]. Остальные относят к нерезким. Еще со школы знакомо разделение на звонкие и глухие, однако с точки зрения акустики к звонким относятся также гласные и согласные, которые не являются парными. Существует еще несколько критериев, но они большей частью зависят от голосового аппарата конкретного человека и используемых ним интонаций.

    Одними из первых в речи и, пожалуй, наиболее простыми в образовании являются сонорные звуки. Они бывают только согласными, относятся к вокальным. При произнесении таких звуков практически нет препятствий для выдыхаемого воздуха. Чем же они так интересны?

    Сонорные

    Название этой категории происходит из латыни, где sonorus означает "звонкий". И их действительно не назовешь глухими. Согласно теории, сонорный звук при его произнесении не создает турбулентного воздушного потока в речевом тракте, то есть в гортани, глотке, ротовой полости и носу. На деле же голос просто преобладает над шумом, то есть движения губ, языка, щек минимальны. В русском языке к таким звукам относят [м], [н], [л], [р] и [j]. Все они, кроме последнего, образуют мягкую пару - [м"], [н"], [л"] и [р"].

    Особенности сонорных звуков таковы, что, несмотря на принадлежность к согласным, по структуре они очень близки к гласным. Кроме того, на слух они звучат более приятно, певуче. Эта особенность используется поэтами и писателями в таком приеме, как звукопись. Именно сонанты, как их еще называют, становятся первыми произносимыми детьми. И это связано именно с легкостью в их артикуляции и образовании. Кстати, именно сонорные чаще всего являются "ядром" слога, его самой звучной и заметной частью.

    Сонанты в других языках

    Естественно, не только в русской речи используются сонорные звуки. Примеры можно встретить во многих других языках, особенно их много в итальянском и испанском, из-за чего они звучат плавно и красиво. В английском есть два сонанта, аналогов которых в русском нет. Речь идет о [ŋ] и [w]. Сонорный звук [ŋ] относится к звонким носовым и произносится совсем иначе, чем обычная [н], а [w] очень напоминает гласный и произносится губами так, что получается что-то вроде краткого [уэ]. В немецком языке сонант мало, там преобладают щипящие, свистящие звуки и аффрикаты, поэтому многим кажется, что он такой грубый на слух. В неевропейских языках также существует такая категория, как "сонорный звук", и разнообразие входящих туда фонем поражает.

    Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации ; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.

    Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.

    В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки , а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л’], [м’], [н’], [р’].

    Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].

    Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:

    1. аппроксиманты;
    2. носовые фонемы;
    3. дрожащие;
    4. одноударные.

    Как отличить сонанты:

    • Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
    • Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных . При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
    • Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба — [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
    • Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог , что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.

    Характеристика сонорных согласных

    Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.

    По месту образования выделяют губно-губные ([м] , [м’]), язычно-губные ([н] , [н’]), язычно-альвеолярные ([л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .

    По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ([н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ([л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ([й]).

    По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.

    Упражнения на артикуляцию

    Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.

    Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.

    Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.

    Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.

    Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом . Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).

    Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.

    Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.

    Трудности в русском языке

    Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.

    Обратите внимание!

    1. Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
    2. Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.

    В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.

    Видео

    Из этого видео вы узнаете, что такое сонорные звуки.

    Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

    : Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й.

    Как при образовании всех , при образовании сонантов на пути воздушной струи стоит преграда. Однако струи о сомкнутые органы речи в этом случае минимальна, звук находит относительно свободный выход наружу.

    Воздух может найти себе выход либо через нос, так образуются звуки [м], [м’], [н], [н’], либо в проход между боковыми краями языка и щеками - звук [л], [л’]. Если преграда мгновенна, то образуется звук [р], [р’]. Когда щель достаточно широка, то образуется звук [j], соответствующий букве й. По этим причинам шум не образуется. В соответствии с этими способами образования сонанты подразделяются на щелевые, смычнопроходные и дрожащие. Таким образом, к щелевым относится звук [j]. При произнесении [j] между средней частью спинки языка и твердым нёбом образуется щель, через которую проходит слабая воздушная струя.

    Звуки [м], [м’], [н], [н’] относятся к смычнопроходящим, поскольку воздух не проходит через полное смыкание, но находит себе путь через полость рта и носа. Смычнопроходящие подразделяются на ротовые, или боковые ([л], [л"]), и носовые ([м], [м"], [н], [н"])

    К дрожащим сонантам относится звук [р], [р’]. При его образовании кончик языка загнутый и поднятый к альвеолам, вибрирует под влиянием воздушной струи. В результате происходит то смыкание, то размыкание с альвеолами. Поскольку края языка прижаты к боковым зубам, то воздушная струя проходит посередине.

    Эти не имеют пары среди . Другими словами, по глухости/звонкости они являются непарными. В тех позициях в , которые оказывают влияние на голосоведение, они ведут себя по-особому. Например, в окружении глухих согласных или на . В таком положении, в отличии от звонких согласных, они не оглушаются. Для сравнения - коды - код [к`оды - кот]; колы - кол [кал`ы - кол]; впадина [фп`ад"ьна], лампа [л`ампа].

    Кроме этого, перед сонантами не происходит озвончения шумных глухих согласных ( [пр`оз"ба], слово [сл`ова]). Сонорные звуки, несмотря на звучность и полное отсутствие шумового компонента, не способны формировать и нести на себе , в отличие от гласных. Звук [j] ("йот") стоит ближе всего к гласным из всех сонорных звуков. Между собой сонорные звуки отличаются твердостью и мягкостью, а также местом и способом образования.

    Источники:

    • Фонетика. Фонология. Основные сведения об ударении. Интонация.
    • сонорные звуки это

    Состоит из одного, двух и более звуков, произносимых единовременно на выдохе. В состав каждого слога обязательно входит гласный звук. Любое слово содержит, как минимум, один слог. Чтобы безошибочно его выделить, необходимо знать основные правила слогообразования в русском языке.

    Инструкция

    Следует знать, что в любом содержится столько , сколько в нем гласных звуков, каждому из которых соответствует одно из буквенных обозначений: "а", "о", "у", "е", "и", "ё", "ы", "э", "ю", "я". В отличие от них согласные звуки не являются слогообразующими. Следовательно, слог может состоять и из одного гласного звука. Однако если слог содержит два и более звука, то он обязательно с согласного.

    Гласный звук может не только предваряться, но и заканчиваться или с обеих сторон ограничиваться . Поэтому слог бывает открытым (оканчивается на гласный звук) или закрытым (оканчивается на согласный звук). Обратите внимание на то, что открытые слоги в встречаются гораздо чаще, чем закрытые, которые, как правило, располагаются в конце слова. Если слово состоит из двух слогов, между которыми находится два согласных звука, то, как правило, первый слог остается открытым, а