Как сделать морфологический разбор глагола? Как сделать морфологический разбор глагола: схема и примеры
На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.
План морфологического разбора глагола
Часть речи: глагол ;
Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.
Общее значение: действие предмета.
Морфологические признаки:
Начальная (неопределенная) форма;
Постоянные признаки : вид, переходность, возвратность, спряжение;
Непостоянные признаки : наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).
Синтаксическая роль
Схема 1. Непостоянные признаки глагола
Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .
Морфологический разбор глагола
Увидите - глагол;
I. (что сделаете?) увидите ;
Н.ф. - увидеть ;
II. Пост. - сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;
Непост. - изъявит. накл., буд.вр., 2л., мн.ч.
III. Вы (что сделаете?) увидите.
Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола
Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.
Например: Если бы я завтра приехал , то обязательно пришел бы на день рождения.
Я буду всегда вас помнить .
Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).
повелит. накл. изъявит. накл.
Сравните: Учите правила основательно. - Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.
Список литературы
- Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
- Глагол как часть речи. СРЯ ().
- Спряжение глаголов ().
- Культура письменной речи. Правописание глаголов ().
- Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов ().
- Дидактические материалы. Раздел «Глагол» ().
- Стилистическое использование глаголов в художественной речи ().
Домашнее задание
Задание: прочитайте текст и выполните задания.
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел ...
Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)
1. Найдите в тексте глаголы.
2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.
6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.
§ 1 Морфологический разбор глагола
На завершающем этапе изучения глагола рассматривается его морфологический разбор, выполнение которого поможет научиться находить верные грамматические признаки данной части речи и систематизировать полученные знания о глаголе.
На этом уроке мы рассмотрим порядок морфологического разбора глагола.
Морфологический разбор - это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его употребления в конкретном тексте.
Он включает три обязательных пункта:
1.Часть речи, общее грамматическое значение.Начальная форма (неопределённая форма глагола, или инфинитив, отвечает на вопросы что делать? что сделать?).
2. Морфологические признаки глагола. Они делятся на постоянные и непостоянные.
К постоянным относятся те, которые в слове не меняются. Всего их 3: вид; переходность (если при глаголе можно поставить существительное в винительном падеже без предлога, то он переходный) и спряжение (I спр., II спр. или разноспрягаемый).
К непостоянным признакам глагола относятся: наклонение (изъявительное, повелительное или условное); число (единственное или множественное); время (если есть - настоящее, прошедшее или будущее), лицо (если есть - 1, 2 или 3, определяется у глаголов в форме настоящего и будущего времени) и род (если есть - мужской, женский или средний, определяется у глаголов единственного числа прошедшего времени).
3.Синтаксическая роль глагола в предложении.
§ 2 Примеры морфологического разбора глагола
Рассмотрим разбор на примерах. Перед нами предложение из стихотворения Сергея Есенина «Пороша»:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Для анализа возьмём слово «дремлет».
1. Слово отвечает на вопрос «что делает?» и обозначает действие предмета. Следовательно, это глагол. Начальная форма - дремать.
Постоянные признаки: данный глагол несовершенного вида, поскольку отвечает на вопрос что делает? Он непереходный, так как не употребляется с существительным в винительном падеже и относится к I спряжению.
Непостоянные признаки. Глагол стоит в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в единственном числе и 3 лице. Категории рода не имеет, т.к. стоит в настоящем времени.
3. Теперь выясним синтаксическую роль слова в предложении. Поскольку оно отвечает на вопрос «что делает?» значит, является сказуемым.
Мы доказали, что слово дремлет - это глагол, поскольку оно обладает всеми грамматическими признаками этой части речи.
А теперь рассмотрим другой пример из строк стихотворения Сергея Есенина:
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
§ 3 Краткие итоги по теме урока
Чтобы разобрать глагол морфологически, мы должны вспомнить все признаки данной части речи и выполнить разбор строго по заданной схеме. Вначале задаём вопрос к слову и определяем общее грамматическое значение. Далее указываем начальную форму. Теперь мы должны отметить морфологические признаки. К ним относятся вид, переходность, спряжение, наклонение, число, а также время, лицо и род, если они есть в конкретном слове. И в завершении определяем, каким членом предложения является глагол в данном контексте.
Список использованной литературы:
- Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012.
- Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012.
- В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 класс. 2012.
- Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012.
- Н.О. Крамаренко. Уроки русского языка в 6-м классе. Поурочные планы. 2002.
- Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. 2011.
» (табл.) « «, вернуться
Морфологический разбор глагола (разбор под цифрой 3)
Примечания:
- Переходный глагол сочетается с прямым дополнением в винительном падеже без предлога (высмеять кого? двоечника; посадить что? розы), а от непереходного глагола так поставить вопрос нельзя (бежать что? куда? в школу).
Непереходные глаголы сочетаются с дополнениями посредством предлога.
- Возвратные глаголы имеют суффикс –ся (-сь). Все возвратные глаголы являются непереходными.
- Глаголы совершенного вида (СВ) отвечают на вопрос что сделать? (а НСВ – что делать?)
- К I спряжению относятся глаголы на –еть, –ать(-ять), –сти, –зти, –чь; ко II спряжению относятся глаголы на –ить и 13 глаголов-исключений.
Проще определить спряжение по второму лицу. Глаголы I спряжения всегда имеют окончание –ешь (поднимаешь – I спр., смотришь – II спр.)
Глаголы хотеть и бежать — разноспрягаемые
- Условное (сослагательное) наклонение – у глаголов с частицей бы. Повелительное наклонение глагола обозначает просьбу, приказ. Если нет ни того, ни другого – изъявительное наклонение.
- Время. Будущее время бывает простым (у глаголов СВ: напишу, скажу…) и сложным (у глаголов НСВ: буду писать, буду говорить…)
- По лицам глаголы изменяются только в настоящем и будущем времени (я, ты, он..), они изменяются и по числам.
- Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (писал — писали), а в ед.числе еще и по родам (писал — писала).
- Безличныминазываются глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя. При таких глаголах употребление подлежащего невозможно: смеркается, рассветает.
Примеры морфологического разбора глагола
(хотел) предостеречь - глаг., начальн. форма предостеречь;
постоянные признаки: перех., невозврат., СВ, I спр.;
непостоянные признаки: в форме инфинитива;
синтаксическая роль: основная часть составного глагольного сказуемого.
(буду) выращивать - глаг., начальн. форма выращивать;
постоянные признаки: перех., невозврат., НСВ, I спр.;
непостоянные признаки: изъяв. накл., сложн. будущ.вр., 1 лицо, ед.ч.;
пусть знает - глаг., начальн. форма знать;
постоянные признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;
непостоянные признаки: в повелит. накл., 3 лице, ед. числе;
синтаксическая роль: сказуемое.
подождите - глаг., начальн. форма подождать;
постоянные признаки: перех., невозвр., СВ, I спр.;
непостоянные признаки: в повел. накл., 2 лице, мн. числе;
синтаксическая роль: сказуемое.
вошел бы - глаг., начальн. форма войти;
постоянные признаки: неперех., невозврат., СВ, I спр.;
непостоянные признаки: в условн. накл., пр. вр., муж. роде, ед. числе;
синтаксическая роль: сказуемое.
светает - глаг., начальн. форма светать;
постоянные признаки: неперех., невозврат., НСВ, I спр.;
непостоянные признаки: изъяв. накл., наст.вр., безличн. (употреблен в форме 3 л., ед.ч.);
синтаксическая роль: сказуемое.
умылся - глаг., начальн. форма умыться;
постоянные признаки: неперех., возврат., СВ, I спр.;
непостоянные признаки: изъяв. накл., прош.вр., муж.р., ед ч.;
синтаксическая роль: сказуемое.
Синтаксические функции инфинитива:
- В качестве подлежащего может выступать независимый инфинитив. Он стоит обычно перед сказуемым и отделяется от него тире (паузой). Читать эту книгу — наслаждение.
- Инфинитив, входящий в состав сказуемого, обозначает действие лица, названного подлежащим. Я буду говорить с ним. Не станем мы тебя уговаривать.
- Инфинитивное обстоятельство цели относится к глагольному сказуемому, обозначающему движение. Я пришел (с какой целью?) требовать справедливости .
- Инфинитив — дополнение обозначает действие другого лица или вообще не названного. Брат просил меня (о чем?) перевести текст.
- Инфинитив — определение стоит после определяемого существительного и отвечает на вопрос какой? У него появилось стремление (какое?) понять другого человека.
§1. Разбор глагола как части речи
Морфологический разбор любой части речи выполняется в строгом порядке. Давайте познакомимся с планом морфологического разбора глагола.
Например: слово обжигали обозначает действие предмета и отвечает на вопрос − что делали? обжигали - следовательно, это глагол.
Например, для глагола обжигали начальная форма − что делать? - обжигать.
В русском языке различают два типа спряжения глаголов: 1 спряжение и 2 спряжение. Спряжение глагола определяется по его окончанию или суффиксу глагола в неопределенной форме. К 1 спряжению относятся глаголы с окончаниями у, ю, ем, ём, ешь, ёшь, ете, ёте, ет, ёт, ут, ют. Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями - у, ю, им, ишь, ите, ит, ат, ят.
Глаголы изменяются по временам и бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое свершается в момент речи говорящего и отвечают на вопросы что делает? что делают? Если действие произошло до момента речи - это глагол прошедшего времени. Такие глаголы отвечают на вопросы − что делал? что сделал? Действие, которое произойдет после момента речи, обозначается глаголом будущего времени. Эти глаголы отвечают на вопросы − что сделает? что будет делать?
Когда глагол обозначает действие одного лица либо предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? - это глагол единственного числа. Глагол множественного числа обозначает действие группы лиц или предметов и отвечает на вопросы − что делают? что сделают?
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам. Для того чтобы определить, к какому лицу относится глагол, необходимо согласовать его с местоимением 1, 2 или 3 лица. У глаголов прошедшего времени единственного числа определяется род. Различают глаголы женского, мужского и среднего рода. У глаголов прошедшего времени множественного числа род не определяется.
§2. Пример устного разбора глагола
Выполним устный разбор глагола “любуются” из предложения «Люди любуются красивыми цветами».
1. Любуются - глагол. Слово обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: люди что делают? любуются.
2. Начальная форма - (что делать?) любоваться.
3. Постоянные признаки: первое спряжение. Глагол имеет окончание -ют-, что указывает на первое спряжение.
4. Непостоянные признаки: глагол употреблен в настоящем времени (действие происходит в момент речи говорящего, глагол отвечает на вопрос − что делают?), в 3-м лице (согласуется с местоимением они), во множественном числе (обозначает действие, которое совершается группой людей).
5. В предложении является сказуемым: Люди (что делают?) любуются.
§3. Пример письменного разбора глагола
Письменно морфологический разбор глагола выглядит следующим образом:
Люди любуются красивыми цветами.
Любуются - (что делают?) глаг.,
н.ф. - любоваться,
1 спр., наст. вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое.
§4. Краткие итоги по теме урока
Характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования называется морфологическим разбором. При разборе глагола как части речи указываются все его постоянные и непостоянные грамматические категории. Производить морфологический разбор следует по плану:
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (неопределенная форма).
3. Спряжение.
4. Время. Лицо и число − для глаголов в настоящем или будущем времени, род и число - в прошедшем времени.
5. Роль в предложении.
ИСТОЧНИКИ
http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Razbor-glagola-kak-chasti-rechi
– это анализ части речи с точки зрения ее категорий и употребления в письме и разговоре. Слова, обозначающие действия, – одна из самых трудных частей речи, которая имеет целый ряд характеристик. Их необходимо изучить подробно, перед тем как разбирать глаголы.
Не запутаться в критериях и грамматических признаках этой части речи поможет схема морфологического разбора глагола.
Анализ делается в следующем порядке:
- Указать часть речи и информацию о том, что она обозначает.
- Записать начальную форму (инфинитив).
- Определить морфологические характеристики. Их делят на две группы.
Постоянные:
- вид – определения типа по критериям завершенности действия. Есть две группы: совершенный вид (слова отвечают на вопрос «что делать?») и несовершенный («что сделать?» и все формы этого вопроса). Выделяют также двувидовые, к которым подходят оба вопроса;
- переходность – тип сочетаемость с зависимым существительным или местоимением;
- возвратность определяется по наличию в слове постфикса -ся или -сь, который указывает на направление действия на того, кто говорит. Если есть такие суффиксы, то определяется наличие возвратности, если суффикс отсутствует, то этот тип – невозвратный;
- слова, которые обозначают действие, имеют спрягаемые и неспрягаемые формы.
Важно! Неспрягаемые – это инфинитив, причастие и деепричастие. Спрягаемые – это личные и безличные.
Непостоянные характеристики (изменяются в контексте):
- наклонение. Существует 3 варианта по этому критерию. Изъявительное – обыкновенное действие. Сослагательное – слова, которые высказывают допущение, сомнение, условие (употребляются с частицей б (бы)). Повелительное содержит призыв к действию, просьбу, приказ;
- время: прошедшее (что делал? что сделал?), настоящее (что делаю?) или будущее (что делаю? что сделаю?). В будущем времени можно определить форму: простую или составную;
- число – единственное или множественное;
- : первое – я и мы; второе – ты и вы; третье – он, она, оно и они;
- род определяется во всех временах, кроме настоящего;
- роль, которую выполняет разбираемое слово в предложении.
Эта схема учитывает все грамматические категории глагола и характеризует его с учетом всех характеристик.
Правильное соблюдение порядка описания категорий помогает не упустить ни одного важного аспекта.
Существует несколько исключительных признаков, которые нужно учитывать при анализе глагола:
- у безличных форм нет лица, числа;
- все возвратные глаголы принадлежат к непереходным;
- спряжение помогает определить суффикс перед – ть;
- стоит учитывать контекст: иногда слово употребляется в непрямом значении. Например, в предложении «Я пошел!» действие относится к прошедшему времени, которое используется в значении будущего.
Важно! Эти особенности нужно учитывать, чтобы не ошибиться, разбирая глагол как часть речи.
Образец морфологического разбора глагола
Приведем образец морфологического разбора глагола «написала». Контекст – предложение: «Марина вчера написала грустное и длинное письмо своему другу, которого не видела уже очень давно из-за внезапной разлуки»
Написала – часть речи: глагол. Грамматическое значение – слово обозначает действие, отвечает на вопрос «что сделала?».
Начальная – написать (вопрос – что сделать?).
Постоянные морфологические признаки:
- вид – несовершенный, действие законченное (что сделала?);
- тип – невозвратный (отсутствует суффикс);
- переходный. Написала (что?) письмо;
- принадлежит к 1-му спряжению.
Непостоянные морфологические признаки:
- изъявительная форма (обычное действие);
- прошедшее время (событие произошло в прошлом);
- единственное число (Марина – одна);
- третье лицо (она);
- женский род.
В предложение глагол является сказуемым. Его нужно подчеркнуть соответственно – двумя прямыми линиями.
Как разбирать глагол, мы уже знаем. Аналогичный разбор проводят специализированные онлайн-сервисы. Они работают по принципу автоматизированного анализа. Пользователь вводит необходимое слово, а система автоматически определяет его грамматические характеристики.
Такой анализ проводится быстро и в 90 % случаев предоставляет правильную информацию. Преимущество такого анализа в том, что он распознает словоформы и предлагает несколько вариантов морфологического разбора.
Полезное видео
Подведем итоги
Минус такого способа анализа грамматических признаков – оторванность от контекста. Система не определяет роль в предложении, не учитывает возможности переносного значения. Оптимальный способ применения такого метода – использовать онлайн-анализ для того, чтобы проверить анализ, выполненный самостоятельно.