Главная · Электробезопасность · Классификация звуков речи в зависимости от их акустических характеристик. Язык: Фонетика и фонология

Классификация звуков речи в зависимости от их акустических характеристик. Язык: Фонетика и фонология

Звук - результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, доступный для слухового восприятия.

Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).

ТОН - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

ШУМ - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

ВЫСОТА ЗВУКА - это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок.

СИЛА ЗВУКА (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).

ОСНОВНОЙ т о н - это тон, порожденный колебаниями всего физического тела.

ОБЕРТОН - частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз,

отсюда и его название.

ТЕМБР это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами.

В каждом языке обычно около 50 звуков речи. Они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования - фокус. Совокупность гласных в языке носит название вокализм, а совокупность согласных - консонантизм. Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голосом, т.е. они всегда сонорные.

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:



Лабиализация

Назализация

Дифтонгоизация

Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных:

Шумные глухие, которые произносятся без голоса (п, ф, т, с, ш).

2. СПОСОБ АРТИКУЛЯЦИИ

Суть этого способа - в характере преодоления преграды.

Смычные согласные образуются путем смычки, образующей преграду воздушной струе. Они подразделяются на три группы:

а) взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б т, д, к, г);

б) аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);в) смычные носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

Щелевые согласные образуются трением струи воздуха, проходящей через проход, суженный преградой. Их также называют фрикативными (латинское « frico » - тру) или спирантами (латинское «spiro» - дую): (в,ф,с,ш,х);

Смычно-щелевые, к которым относятся следующие сонанты:

а) боковые (л), у которых сохраняются смычка и щель(бок языка опущен);

б) дрожащие (р), с попеременным наличием смычки и щели.

По активному органу согласные делятся на три группы:

Губные двух видов:

а) губно-губные (билабиальные) (п,б,м)

б) губно-зубные (в,ф)

Язычные согласные, которые делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные;

а) переднеязычные делятся на (по положению кончика языка):

Дорсальные (латинское dorsum - спинка) : передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);

Апикальные (лат.арех - вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. );

Какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные, при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е.

имеется два фокуса образования шума.

б) хотя у среднеязычных согласных средняя часть языка сближается с твердым небом, они воспринимаются как мягкие (й); это явление называется также палатализацией;

в) к заднеязычным согласным относятся (к, ч).

Заязычные делятся на три группы:

Язычковые (увулярные), например, французское [г];

Глоточные (фарингальные)- украинское(г), немецкое|Ъ];

Гортанные: как отдельные звуки они имеются в арабском языке.

4. ПАССИВНЫЙ ОРГАН

По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твердым небом, образуются мягкие звуки

(й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки (к, г) образуются сближением языка с мягким небом, что придает согласному твердость.

Учение о фонеме.

Аванесов – ввел понятие о фонеме.

Фоноло́гия (от греч. φωνή - «звук» и λόγος - «учение») - раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования - противопоставления (оппозиции ) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка .

ФОНЕМА - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное.

В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, - огромное количество. Признаки, по которым фонема отличается от других, называются

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ (различительными) признаками.

Фонология появилась, т.к. звуки и буквы были неразличимы.

ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.

ФОНОЛОГИЯ ТРУБЕЦКОГО (НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ ТРУБЕЦКОЙ (1890-1938) один из теоретиков Пражского лингвистического кружка (научной школы), в который он вошел в

эмиграции после революции 1917 года,)

В вопросе о нейтрализации фонем в словах типа « луг » существуют различные точки зрения относительно фонемы, обозначаемой буквой « г », но отражающей глухой звук [ к ].

Лингвисты, относящиеся к ЛЕНИНГРАДСКОЙ ШКОЛЕ (Лев Владимирович Щерба и др.) считают, что в паре “луг - луга” звуки [к ] и [ г ] относятся к двум разным фонемам / к / и / г /

Однако языковеды МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ (Аванесов, Реформатский и др.) исходя из морфологического принципа полагают, что в слове « луг » звук [ к ] - это вариант фонемы / г/

Они считают также, что для вариантов [к ] и [ г ] в словах “ луг - луга “ существует общая фонема / к/г / , которую они назвали гиперфонемой.

Роман Якобсон, Гуннар Фант и Моррис Халле создали (1952) универсальную, характеризующую разные языки мира акустическую классификацию звуков, построенную на учете различных акустических параметров и включающую 12 бинарных признаков. По отношению к русскому языку выделяются следующие признаки.

1. Вокальность - невокальность (гласный – негласный: источник звука ). Акустическое содержание этого признака - наличие или отсутствие четко выраженной формантной структуры. К вокальным относятся все гласные звуки и [р], [р"], [л], [л"], их спектр характеризуется четкой формантной структурой , состоящей из ряда лежащих друг над другом темных полос на спектрограмме, местоположение которых обусловлено артикуляторной характеристикой данного гласного. Все остальные звуки - невокальные, в их спектре большое место занимает шум.

2. Консонантность - неконсонантность (согласный – несогласный: источник звука ). Акустическое содержание этого признака - низкий или высокий общий уровень энергии . Консонантные - все согласные, они характеризуются низким уровнем энергии - небольшой интенсивностью. Неконсонантные - все гласные, их интенсивность значительно выше. Интенсивность отражается на осциллограммах в амплитуде колебания, на динамических спектрограммах - в степени затемненности (или яркости) участка, на огибающих интенсивности - в отклонениях от 0 дБ.

3. Прерванность - непрерывность . К прерванным относятся согласные, при образовании которых на какое-то время возникает смычка органов речи в ротовой полости и вследствие этого либо полное отсутствие звуковых колебаний (например: [п], [т], [к], [ц], [ч"]); на осциллограмме этих звуков начальный участок - ровная линия, на сонограммах - белая полоса), либо колебания с незначительной амплитудой (например [б], [д], [г], участки [р], на сонограммах - темная (или яркая) полоса лишь в нижней части спектра, отражающая голосовой источник). Все остальные звуки - непрерывные.

4. Звонкость - глухость . Акустическое содержание этого признака - наличие или отсутствие гармонических колебаний в низких частотах. Спектр звонких звуков отражает частоту основного тона - гармонические колебания в нижних частотах. На спектрограммах в нижней части частотного диапазона темная (или яркая) полоса - так называемый «голосовой барьер». На спектрограммах глухих звуков в нижней части спектра - отсутствие этой полосы.

5. Компактность - диффузность : степень концентрации энергии в узкой центральной области спектра. У компактных звуков основная энергия (доминирующая формантная область) сконцентрирована в сравнительно узкой части спектра, форманты F1 - F3 сближены. У диффузных звуков энергия распределена по всему спектру или по его краям, расстояние между F1 - F3 велико. Среди гласных максимально компактный - [а], частота его F1 наивысшая, поэтому она расположена ближе к F3; максимально диффузный - [и], частота его F1 самая низкая и наиболее удалена от F3. Для измерения степени компактности/диффузности гласных служит соотношение F3:F1 (/i/ = 13,6; /u/ = 7,4; /а/ = 3,4).


В артикуляционном отношении компактность соответствует передней, диффузность – задней артикуляции. Компактные согласные - нёбные, образованные в средней и задней части ротовой полости (/k/, /g/, /ŋ/); диффузные - губные и зубные, образованные в передней части ротовой полости (/d/, /t/, /n/, /p/,/b/, /f/, /m/).

6. Низкая тональность (гравис) - высокая тональность (акут) . У низких звуков основная энергия сосредоточена в нижней части спектра, в низких частотах; у высоких звуков - в верхней части спектра, в высоких частотах. Низкие (грависные) звуки образуются в большей по объему и менее расчлененной ротовой полости, а высокие (акутные) - в меньшей по объему и более расчлененной. К грависным (низким) звукам относятся лабиальные и велярные согласные, а также гласные заднего ряда, артикулируемые вследствие оттягивания языка назад ([у], [о]). К акутным (высоким) звукам относят дентальные, палатальные и палатализованные согласные, а также гласные переднего ряда [и], [э].

7. Бемольность (огубленность) - небемольность (неогубленность) (от бемоль - нотный знак, обозначающий понижение звука на полутон). У бемольных звуков частоты всех формант понижены по сравнению с небемольными, некоторые верхние форманты ослаблены (менее интенсивны). Бемольность связана с сокращением переднего отверстия ротового резонатора в результате сближения краев губ и вытягивания их в трубочку.

8. Диезность - недиезность (от диез - нотный знак, обозначающий повышение звука на полутон). У диезных звуков верхние форманты сдвинуты вверх и/или усилены по сравнению с недиезными; нижняя граница участка шума сдвинута вверх на шкале частот. Противопоставление диезных - недиезных актуально для согласных: диезные - мягкие, недиезные - твердые.

9. Носовость - ртовость . Это противопоставление актуально для некоторых согласных: [м]-[б], [м"]-[б"], [н]-[д], [н"]-[д"]. Спектр носовых согласных характеризуется добавлением формант в области 200 и 2 500 Гц. Признаки носовой/неносовой могут быть представлены как у гласных, так и у согласных. Спектр носовых звуков в отличие от неносовых характеризуется наличием большого числа формантных областей. У носовых гласных появляются дополнительные форманты между F1 и F2. У гласных с высокой F1, например у /а/, дополнительная носовая форманта появляется ниже F1. Дополнительные полюсы в спектре согласных, связанные с назализацией, не оказывают влияния на их резонансные признаки.

10. Напряженность – ненапряженность . Эта оппозиция выражается акустически высокой общей энергией спектра и ее широкой разверткой во времени сравнительно с более низкой общей энергией звука и ее узкой разверткой во времени. Артикуляторно напряженные фонемы произносятся с большей отчетливостью, большим звуковым давлением и более длительно, чем ненапряженные.

11. Резкость – нерезкость . Эта оппозиция обусловлена в акустическом плане большей (у резких звуков) или меньшей (у нерезких звуков) интенсивностью шума.

12. Глоттализованность – неглоттализованность характеризуется большей (меньшей) скоростью расходования энергии в заданный промежуток времени, что артикуляционно выражается в наличии (отсутствии) смыкания голосовой щели.

Эти 12 признаков в полном составе не встречаются ни в одном из известных языков.

Акустическая классификация звуков позволяет увидеть многие особенности звуков, но она разработана менее детально и используется не так широко, как артикуляционная классификация.


Все звуки, в том числе и звуки речи, образуются колебательными движениями различных физических тел. Эти колебательные движения вызывают в окружающем их воздухе звуковые волны, которые передаются уху и, раздражая слуховые нервы, вызывают у слушающего ощущение звука.
Различия в звуках зависят от характера колебаний звучащего тела: при периодических колебаниях, т. е. правильно повторяющихся в равных промежутках времени, получается ощущение музыкального звука, в котором ясно звучит тон определенной высоты; колебания непериодические, неправильные, вызывают ощущение шума, т. е. звука без определенного характерного тона.
Музыкальные звуки различаются по силе, высоте, тембру.
Сила звука зависит от амплитуды, г. е. размаха, колебаний звучащего тела. Сила звука воспринимается человеческим ухом как громкость, однако здесь отсутствует прямая зависимость: звуки одинаковой силы, но разной частоты кажутся нам звуками разной громкости.
Высота звука зависит от частоты его колебания. Длительность - это «время звучания».
Тембр (окраска звука) зависит от состава и силы побочных тонов, сопровождающих основной тон звука.
Звуки бывают музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы).
Музыкальные звуки - это звуки, издаваемые посредством гармонических колебательных движений. При этом частоты разных колебаний, слагающие тембр, находятся в кратных соотношениях. В шумах присутствуют колебания разных частот.
Источником гармонических колебательных движений являются голосовые связки. Если воздушная струя не встретит значительных преград в артикуляционном отделе, то характер этих колебаний не изменится. Так образуются вокальные звуки. К ним относятся гласные и сонорные. Остальные звуки - невокальные. Соотношение тона (голоса) и шума в различных звуках можно представить следующим образом:
Сила гласных звуков значительно больше, чем сила согласных. Согласные звуки - слабые. Их называют консонантными (от лат. consonantis - согласный). Гласные звуки - сильные, неконсонантные.
Классификацию звуков по их силе можно представить в ви-
де градационной шкалы (от лат. gradatio - постепенное повышение):
Глухие звонкие сонорные гласные
В зависимости от абсолютной частоты колебаний все звуки делятся на звуки высокой тональности (высокие) и звуки низкой тональности (низкие). К высоким звукам относятся: гласные переднего ряда, зубные и передненёбные согласные (кроме [л] и [/]).
С высотой, но только относительной, связано деление звуков на диезные и недиезные. Диез - это музыкальный знак, показывающий, что следующую за ним ноту нужно взять на полтона выше. На полтона выше произносятся все мягкие согласные по сравнению с парными твердыми. К диезным относятся и все гласные звуки, находящиеся между мягкими согласными. К недиезным - все твердые согласные и гласные между ними.

Артикуляционная классификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения, без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка. Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков, если исходить из их акустической природы. Это и было сделано, когда в фонетических лабораториях появились приборы для анализа акустических характеристик звуков, т. е. их спектров, -- спектрометры.

На форме спектра звука и основана акустическая классификация. В ней последовательно проводится двоичное (бинарное, дихотомическое) противопоставление звуков речи по каждому признаку: низкие -- высокие звуки, резкие -- нерезкие и т. д.

Что же такое спектр звука?

Все звуки делятся на тоны и шумы. Звуки с периодическими, гармоническими колебаниями -- тоны. Звуки, возникающие в результате ряда непериодических колебаний, называются шумами. В речи тоновые звуки образуются с участием голосовых связок. Шумы образуются при возникновении каких-либо препятствий в полости рта. Гласные -- тоновые звуки, глухие согласные -- шумовые. Сонорные согласные -- тоновые со слабой примесью шума, звонкие шумные -- шумовые с участием тона.

Всякий тоновый звук речи состоит из многих простых колебаний, т. е. колебаний определенной частоты (их называют гармониками). Если мы отложим на графике по горизонтальной оси частоты этих гармоник в герцах, а по вертикальной оси -- значения интенсивности в децибелах, то получится спектр этого звука.

При различных положениях речевых органов полость рта представляет собой как бы систему акустических резонаторов -- она "настроена" на несколько гармоник сразу. На рисунке показана схема действия такой системы: видно, что резонаторы настроены на частоты 500 Гц и 1000 Гц.

Сложный звук, попадая в систему резонаторов с такой частотной характеристикой, преобразуется: в нем усиливаются частоты, совпадающие с резонансными, и гасятся другие частоты. Спектр звука приобретает такой вид

Классификация гласных звуков по их артикуляционным особенностям

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1. Ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. При подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э), средней - средние (ы), задней - задние гласные (о, у).

2. Подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные открытые, или, иначе говоря, широкие (а) и закрытые, то есть узкие (и, у).

3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет.

Различаются огубленные (губные, лабиализованные), напр., [?], [?] и неогубленные гласные, напр., [i], [?].

4. Назализация т.е. в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., [o], [a], произносятся с особым "носовым" тембром.

5. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [?], [?] и долгие гласные: [а:], [ i:], [?:], .

6. Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги. Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента. Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

У нисходящего дифтонга первый элемент сильный, а второй слабее. Такие дифтонги характерны для анг. и нем. яз.: time , Zeit . У восходящего дифтонга первый элемент слабее второго. Такие дифтонги типичны для французского, испанского и итальянского языков: pied , bueno , chiaro . В рус. яз. дифтонгов нет.

Три аспекта звуков: 1) акустический (физический). Звук – колебательное движение воздушной среды издаваемые органами речи.

2) Артикуляционный (физиологический). Звук – продукт работы произносительных органов человека (артикуляционный аппарат).

3) Функциональный (лингвистический). Звук – материальный вариант реализации фонемы (звукового типа) в процессе функционирования, выполнения смыслоразличительных и строительных функций.

Акустическая классификация звуков речи.

1) По соотношению тона и шума (природы колебания).

Звуки делятся на гласные (тон), согласные (тон и шум). Согласные делятся на низменные (делятся на глухие и звонкие) и сонорные.

2) По силе (амплитуде колебаний) звуки делятся на сильные (громкие), слабые (тихие)

3) По длительности звуки делятся на длинные и короткие

4) По высоте (числу колебаний в ед. времени) звуки дел. на высокие, средние и низкие.

13. Артикуляционный аспект звуков речи. Артикуляционные классификации звуков .

Речевой аппарат условно состоит из: 1) органы дыхания 2) голосовые связки, гортань 3)надгортанные полости 4) органы произношения 5) головной мозг и нервная система.

Звук речи – минимальная единица речевой цепи. Артикуляция – работа речевого аппарата.

Основные артикуляционные классификации звуков: 1)деление на гласные и согласные 2) классификация согласных 3) классификация гласных.

Классификация гласных: а) по степени подъема языка б) по степени продвинутости языка в) по положению губ г) по положению мягкого нёба.

Классификация согласных: а) по наличию катализации б) по месту образования шума в) по способу образования шума.

14. Функциональный аспект звуков речи. Фонология. Звук речи (фон) и фонема; критерии фонематичности. Функциональный аспект – устанавливает какую роль, выполняет звук в языке как средство общения. Фонология – изучает функционирование звуковых единиц, осн. ед. является фонема. Фонема – ед.яз. кот выполняет смысловую функцию (дом, том). Фонема – звукотип кот. хранится в сознании человека, т.е. это некоторая группа языков похожих по артикулу и акустическим характеристикам.

Фонетические критерии: 1) смыслоразличительный (если в одинаковых условиях звуки различной звуковой оболочки единиц языка, то они являются представителями разных фонем, если не различаются – это аллофоны одной фонемы. 2) дистрибутивный (если два звука принципиально не могут встречаться в одинаковых условиях то они являются аллофонами.

15. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Фонологические оппозиции, их типы. Дифференциальные признаки (акустика – артикуляционные) они различают звуковые оболочки значимых единиц языка. Дифференциальные признаки: жить –шить. Интегральные признаки – (акустика – артикуляционные) признаки кот. не различают значение единицы данного языка, а лишь дополняю состав фонемы. Фонема – совокупность дифференциальных признаков.

Типы фонологических оппозиции. 1) по количеству противопоставлений дифференциальных признаков: делятся на коррелятивные(противопоставления по одному признаку) и некоррелятивные (противопоставления по двум и более). Коррелятивные делятся на: замкнутые (представлены двумя членами, образуют замкнутую пару) и незамкнутые (представлены тремя и более членами с последовательным усиление или ослаблением признака) 2) по наличию повторяющихся фонологических противопоставлений по идентичным признакам: делятся на пропорциональные и изолированные.

16. Сильные и слабые позиции фонемы. Нейтрализация фонем. Системы фонем в разных языках. Позиция фонемы – произносимость условий функционирования фонемы в связной речи. Сильные – существует дифференциальные признаки фонемы кот. вып. смыслоразличимую функцию (сон,сын,сан) Слабая – произносительное условие, фонема утрачивает свои признаки, даже дифференциальные.

17. Фонетическое членение речи. Интонация, её элементы и функции. Элементы интонации: 1) мелодика (движение основного тона, голоса, повышение и понижение). Функция: различают коммуникативные типы высказывания (повествование, побуждение, вопрос).

2) интенсивности (усиление звучания) явл. формальным показателем актуальной части предложения.

3)длительность(протяжение во времени) явл. средством выражения грамматического значения.

4) темп (замедление или ускорение речи) способствует вып. экспрессивной функции языка.

5) ритм (размеренная упорядоченность звукового состава речи) характеризует говорящего и ситуацию общения в коммуникативном акте.

6) темп произнесения (сочетание основных тонов и окраска звучания) добавляет окраску текстов разных жанров.

7) паузы (прерывы в звучании)

Фонетическое членение речи. Речь (линейная последовательность звуков) делиться на фраза (самый крупный звуковой отрезок, объединенный в ед. целое). Такт (часть фразы, один или несколько слогов, объединенных ударением отделяется от других тактов малыми паузами, безударные слоги стремятся к ударным). Слог (часть такта, один или несколько звуков, объединенных слогообразующих звуков отделяется от других слогов слогоразделением). Звук (часть слога, объеденная одной артикуляцией (экспрессией, выдержкой, рекурсией) отделяется переходом от рекурсии предыдущего звука к экспурсии предыдущего)).

18. Словесное ударение, его типы и функции. Типы ударений и критерии выделения: 1) фонетические типы а) по преобладающему акустическому признаку, дел. на динамические (силовые основаны на большой интенсивности силы звука), количественные (основаны на ударении звука), музыкальные (тонические, основаны на повышении или понижении тона). Б) по звуковой соотнесённости между ударениями в одном многосложном слове, дел. на главные (с более выраженными акустическими свойствами), второстепенные (с менее выраж. акустическими свойствами). 2) структурные типы: а)по характеру расположения в силовой структуре слова, дел. на свободные (разноместные, может падать на любой слог), связное (фиксированное(всегда падает на определённый по порядку слог) и ограниченные (имеет опред. зону локации)). Б) по характеру расположения в морфологической структуре слова, дел. на подвижные (ударение может падать как на основу так и на окончание), неподвижные (падает всегда на опред. морфемы).

19. Изменение звуков речи. Звуки подразделяются на шумы и тоны. Тоны возникают в результате колебаний голосовых связок. Шумы образуются в результате непериодических колебаний выходящего из лёгкого струи воздуха. Наиболее известный характер речевого сигнала явл. основной тон. В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с 3 точек зрения: 1)акустическая, 2) физиологическая, 3) лингвистическая.

20. Морфема, проблема её определения. Исторические изменения морфемного состава слова. Типы изменения: 1)упрощение (соединение нескольких в одну в след. утраты силовой связи с производным корнем и тесной спайки в одно целое физиологических морфем) 2) переразложение (перемещение границ между морфемами в новом или привычном словосочетании. в результате может измениться вид морфемы, её функция или появится новая морфема). 3) осложнение (деление оной морфемы на две в результате утрата мотивированости и действия закона аналогии).

21. Классификация морфем 1) По функции, выполняемой в языке морфемы делятся на: словообразующие (несут часть лексического значения и служат для образования новых слов) и формообразующие (несут грамматическое значение и служат для образования грамматической формы слов). 2) По роли и положению в структуре слова морфемы дел. на: корень (основная обязательная морфема в слове несущая главную часть его лексического значения) и аффикс (служебные, факультативные морфемы, различным образом прикрепляющиеся к корню в словообразовании). 3) по количеству фонем в плане выражения морфем, морфемы дел. на а) нулевые, б)однофонемные, в)двухфонемные, г) многофонемные. 4) по количеству сем в плане содержания морфемы дел. на: моносемные (план содержания состоит из одной семы) и полисемные (план содержания состоит из двух и более сем).

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12