Главная · На заметку · Когда дают фитр садака. Что такое фитр-садака и для кого она обязательна? Величина и сроки пожертвования

Когда дают фитр садака. Что такое фитр-садака и для кого она обязательна? Величина и сроки пожертвования

10:10 2016

Приближается конец Рамадана и вновь открывается поле для обсуждения данной темы. Имамы в мечетях и прочие духовные деятели оповещают мусульман о минимуме в этом году, который должен быть выплачен с человека. Правда не всегда эта сумма соответствует Сунне.

В этой теме, с помощью Аллаха вы найдете ответы.

Фитр-садака: основные положения в свете Корана и Сунны Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

Садакатуль-Фитр или Закят-уль-Фитр – эти два значения приводятся в хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и в равной степени они применяются в книгах фикха. Садакат-уль-Фитр, или Закят-уль-Фитр подобен всем остальным закятам, обязательным к выплате. Это, можно сказать, одна из категорий закята, которую ученые по фикху отнесли в соответствующую главу закята.

О Садакат-уль-Фитр, или Закят-уль-Фитр имеется отдельное указание в Благородном Коране, наряду с тем, что все аяты о закяте в общей форме включают в себя и это значение. Ибн Кудама в книге аль-Мугъни говорит: «Саид ибн Мусайиб и Умар ибн Абдульазиз в отношении слов Всевышнего Аллаха: قَدْ أَفْلَحَ مَنْ تَزَكَّى «Преуспел тот, кто очистился» (87:14).

Cказали, что речь здесь идет о Закят-уль-Фитр». Свое название Садакат-уль-Фитр получил по той причине, что раздавать его вменяется в обязанность в связи с разговением (Фитр) после завершения Рамадана.

Когда же можно выплатить Фитр-садака?

От ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передается, что «Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел выплачивать Закят аль-Фитр до того, как люди выйдут на намаз» (передали Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизий, Ахмад, ад-Даримий). Все другие подобные тексты в этой связи, определяющие время выплаты Фитра, упоминают, подобно вышеприведенному хадису, срок до совершения праздничного намаза, или до того, как люди выйдут на праздничную молитву. Однако все эти хадисы не устанавливают время начала выплаты Фитра. Все хадисы говорят о крайнем сроке выплаты, которым является праздничная молитва. Следовательно, каждый мусульманин обязан выплатить Закят-уль-Фитр до того, как он совершит праздничную молитву. А что касается того, чтобы выплатить Фитр задолго до наступления времени праздничного намаза, либо поближе к его времени, то об этом хадисы ничего не упоминают, тем самым предоставляя мусульманину широкий выбор. Он может выплатить его непосредственно перед совершением праздничной молитвы, за два дня до нее, за неделю, или даже за месяц.

Кто должен платить Фитр-садака?

Приводится от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах): «Обязал нас Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), выплачивать Закят-уль-Фитр в размере саа фиников или ячменя на свободного и на раба, на мужчину и на женщину, на малого и старшего из мусульман, и велел нам чтобы это было сделано до выхода людей на праздничную молитву» (передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаий, ат-Тирмизий, ибн Маджа, ад-Даримий, в том же значении).

Раздавать Фитр-садака обязан каждый мусульманин независимо от своего материального положения, возраста и пола. Все без исключения мусульмане, бедный и богатый, взрослый и молодой, мужчина и женщина, свободный и невольник, кто постился, и кто не постился – все обязаны раздать Фитр-садака. Шариатские тексты не содержат никаких исключений, либо ограничений связанных с этим общим для всех законом.

От Амра ибн Шуайба, от его отца, от деда (да будет доволен ими Аллах) приводится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил гонца в Мекку со словами: «Садакат-уль-Фитр является ваджибом для каждого мусульманина, мужчины или женщины, свободного или подневольного, молодого или взрослого в размере двух мудд пшеницы, либо в размере одного саа другой еды» (передал ат-Тирмизий и ад-Дарукъутаний).

Закят-уль-Фитр – это выплата имуществом, или расходование имущества. На муже лежит ответственность и обязанность расходования на свою жену, так же как и мужчина должен расходовать на своего несовершеннолетнего сына, так же как и на отца в преклонном возрасте. На плечи мусульманина ложится расходование имущества в адрес каждого, на кого он обязан тратиться из своей семьи, детей. В число выплат, категорий для расходования, попадает и закят-уль-Фитр. Это обязанность кормильца, невзирая на то, кто или какие категории людей находятся на его иждивении.

Зависит ли выплата фитр-садака от материального положения?

Этот вид закята считается обрядом поклонения каждого человека, и необходимость его выполнения не определяется наличием имущества, как в других видах выплат закята, чтобы можно было говорить о пределах богатства или бедности. Каждый мусульманин должен выплатить Садакат-аль-Фитр.

Тот, кто не имеет средств выплатить Закят-уль-Фитр, будет считаться неспособным к выплате, таким образом, с него спадает обязанность. В данном случае будет применим хадис пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «… Если я вам что прикажу, то исполняйте это насколько вы имеете силы» (передал аль-Бухари от Абу Хурайры). Таким образом, тот, у кого будет иметься в наличии необходимое количество имущества для выплаты Фитр-садака, будет должен выплатить его, а тот, кто не обладает таковым, ничего не должен.

Чем выплачивается Фитр-садака?

Все виды продуктов питания, упоминаемые в хадисах пригодны для этого, и самым главным из них выступают финики. Если ознакомиться с текстами, связанными с Фитр-садака, то в них упоминаются следующие виды продуктов питания: финик, ячмень, пшеница, изюм, творог, ячменная или пшеничная каша, сульт (очищенный от шелухи ячмень, в других передачах мука).

В качестве примера, передается от Абу Саид аль-Зудари (да будет доволен им Аллах): «Мы выплачивали Закят-уль-Фитр в размере одного саа еды, или саа ячменя, или саа фиников, или саа творога, либо саа изюма» (передал аль-Бухари, Муслим, ат-Тахави, ад-Даримий).

Все вышеупомянутые виды продуктов питания во время посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сподвижников и последовавших после них поколений, раздавались мусульманами при выплате Закят-уль-Фитр (фитр-садака) .

Точно так же как можно выплачивать Фитр-садака всеми вышеперечисленными видами продуктов, возможна выплата в эквиваленте другими вещами, т.к. при рассмотрении текстов в этой связи наблюдается, что мусульмане первых поколений равнялись на основные, более распространенные продукты питания.

Разрешается выплата деньгами, только в том случае, когда эта стоимость будет равна эквиваленту установленным к выплате Фитр-садака продуктам питания. Недопустимым является, когда кто-то говорит о выплате суммы денег при этом, не обуславливая, или не привязываясь к вещам, установленным к выплате в качестве Фитр-садака Шариатом. Если кто-то из факихов скажет, что ныне размер, или сумма денег Фитр-садака является таким-то, это не должно приниматься и является недопустимым до тех пор, пока этот размер денег он не привяжет к стоимости вещей установленных шариатом, как пригодных для раздачи в качестве Фитр-садака.

В данном случае Абу Ханифа и его сторонники в своих выводах оказались правы, когда сказали, что выплата стоимости продуктов деньгами должна равняться одному из видов тех продуктов, на которые указал Шариат. Например, мы выплачиваем один саа финика, или один динар, в том случае если на рынке стоимость одного саа финика равна одному динару. Если рыночная стоимость одного саа фиников два динара, то выплачивается два.

Какой вид продукта берется за основу?

Здесь следует брать за основу самый распространенный и основной вид продуктов питания. Когда мы смотрим на тексты, то видим везде наличие фиников, т.к. на тот период времени они были основным видом пропитания. Равняясь на него мусульмане того времени определяли необходимое к выплате количество продуктов иными видами.

Делая выводы, в наши дни пшеница является основным продуктом питания, а не финики, поэтому при выплате Закят-уль-Фитр деньгами, либо другими ныне известными видами продуктов, необходимо привязываться именно к ней.

Смысл заключается в том, какой вид из продуктов питания является самым основным и распространенным в данное время и на данной территории.

Например, в Юго-Восточной Азии, полуостров Индостан и вокруг него, основной едой для населения является рис, а не пшеница. Следовательно, мусульманам в этих землях следует равняться на рис при выплате размера Фитр-садака.

Каков размер выплаты Фитр-садака?

Мнение большинства сподвижников и ученых фикха заключается в том, что половина саа достаточна для выплаты пшеницей Закят-уль-Фитра.

Фитр-садакъа (Закят-уль-Фитра) равен половине саа пшеницей, либо одному саа другим видам продуктов. Переводя один саа в килограммы мы получаем 2 кг 175 гр. Поделив эту цифру на четыре мы получим размер одного мудда – 543 гр. Так как Закят-уль-Фитр пшеницей составляет половину саа, или два мудда, то его размером будет 1 кг 86 гр (один килограмм, восемьдесят шесть грамм) пшеницы. Размер других продуктов будет составлять 2 кг 175гр.

Кому дается фитр-садака?

Садакат-уль-Фитр является закятом и вбирает в себя все его положения, кроме тех, которые исключаются отдельным доказательством. Обращая внимание на доказательства мы не находим упоминаний кому именно в отличие от обычного закята следовало бы его давать. Поэтому Фитр-садака платится следующим восьми категориям людей. Как об этом говорит Всевышний Аллах:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَاِبْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников» (9:60).

Что касается категории таких людей как «чьи сердца хотят завоевать, и для выкупа рабов» то на сегодняшний день они отсутствуют, также те «кто занимается их сбором и распределением» – отсутствуют, после того как правление Исламом в мусульманских странах перестало существовать. Нет ни одного государства, где бы претворялся Шариат Аллаха, как это было велено Всевышним Аллахом.

Таким образом, у нас остаются «для нищих и бедных, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников», т.е. из восьми категорий только пять, кому может выплачиваться этот закят.

Пусть Аллах примет наш пост наилучшим образом, и даст возможность приблизиться к Нему.

По материалам книги «аль-Джамиъ ли ахкям ас-Сыям», автор Абу Ияс Махмуд ибн Абдуллятыф ибн Махмуд (Увайда)

Вопрос: Что такое фитр-садака (разговения): кто и в каком размере должен его давать?

Ответ: Подобно закяту садака разговения является одним из узаконенных в Исламе видов поклонения, требующих материальных затрат. Своё название садака разговения получила по той причине, что раздавать её надо в связи с разговением (фитр) после завершения Рамадана.

Так Пророк (мир ему) обязал раздавать в день разговения садаку в размере одного саа фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на (праздничную) молитву. (Имам аль- Бухари)

Раздача садака разговения относится к категории обязательных (ваджиб) действий.

Раздача садака разговения обязательна для каждого свободного мусульманина, который обладает установленным минимумом денежных средств (имущества), не считая того, что необходимо ему для удовлетворения собственных неотложных потребностей, например, денег для оплаты долгов и содержания тех, кто находится у него на иждивении.

В отличие от заката наличие разума и достижение совершеннолетия не относятся к числу необходимых условий обязанности раздачи садака разговения. Так, например, если малолетние дети или люди, лишённые рассудка, располагают какими –либо средствами их опекуны должны раздать садака разговения от их имени. Если же опекуны не сделают этого, то ребёнок будет обязан сам раздать её по достижении совершеннолетия, лишённый же рассудка должен сделать это, если к нему вернётся разум.

Взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздать садака разговения не только за себя, но и за своих малолетних детей, если они не имеют собственных средств. Что же касается взрослых детей, то он обязан делать это за них лишь в том случае, если они не располагают собственными средствами или лишены разума. Если в семье нет отца, эта обязанность возлагается на главу семьи.

Муж не обязан раздавать садака разговения за свою жену, поскольку его права не распространяются на её финансовые и имущественные дела. Мусульманин не обязан также раздавать садака за своего взрослого и разумного сына, поскольку права отца над сыном после достижения последним совершеннолетия полными уже не являются. Таким образом, мусульманину следует раздавать садака разговения за каждого из тех, кого он должен содержать и на кого распространяются его права.

В качестве садака разговения каждый мусульманин может раздавать по пол саа пшеницы или муки или по одному саа фиников, ячменя или изюма.

Сообщается, что обычно в качестве закята разговения раздавали по одному саа какой-нибудь еды или по одному саа ячменя, или по одному саа сухого творога, или по одному саа изюма (Сахих аль-Бухари).

Половина саа пшеницы соответствует 2 - 2,25 кг. Ученые ханафитского мазхаба считают, что вместо пшеницы как таковой бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами. Они обосновывают свою точку зрения тем, что раздача садаки разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в день праздника разговения, однако человек может нуждаться не только в еде. Вот почему факихи говорили, что в благополучное время выплачивать садаку разговения дирхемами даже лучше, чем едой, так как Пророк (мир ему)сказал: «Избавьте их от необходимости обходить (людей со своими просьбами) в этот день» (ад-Дара Кутни; Ибн Ади; аль-Хаким).

Раздача садака разговения является обязанностью, которую можно выполнять в течение всей жизни. Это можно сделать как до, так и после зари в день праздника, поскольку указания относительно саадака разговения, как и относительно закята, носит абсолютный характер. Сообщается, что Ибн Умар раздавал садака разговения тем людям, которые ее принимали. И они (сподвижники) обычно раздавали ее за день или за два до праздника разговения (Сахих аль-Бухари).

Задержка с раздачей садака разговения не избавляет человека от необходимости выполнения этой обязанности, но в этом случае награда за ее выполнения будет меньше.

Каждый может раздать садака одному или нескольким неимущим, но каждому нуждающемуся должна быть выплачена сумма одной садака разговения в полном объёме.

Право на получение садака разговения имеют те же лица, которые пользуются правом на получение материальных ценностей, собранных в качестве закята.

Муфтий Татарстана на основании решения рабочей группы Совета Улемов ДУМ РТ установил размер садака- фитр на 2013 год – при расчете по пшеничной муке – 50 руб., а по финикам и изюму 300 руб. Материально обеспеченные должны выплачивать по 300 руб., а малообеспеченные- по 50 руб. والله أعلم بالصواب.

С приближением последних дней Рамадана в преддверии праздника Ураза-байрам каждый имеющий возможность мусульманин должен выплачивать так называемую милостыню разговения (садака аль-Фитр или закят аль-Фитр).

Садака фитр можно выплатить до праздничного дня, но желательным является выплатить до выхода на праздничный намаз или накануне праздника. Нежелательным является откладывание выплаты садака фитр после праздничного намаза, поскольку в этом случае она расценивается как обычная милостыня. Но даже если человек не выплатил ее вовремя, имея на это возможность, он обязан выплатить ее позже.

В своей основе эта милостыня отдается продуктами, распространенными в данной местности.

Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Обычно в качестве закята разговения мы раздавали по одному са’ какой-нибудь еды, или по одному са’ ячменя, или по одному са’ сухого творога, или по одному са’ изюма» (аль-Бухари)

Желательно отдавать садака фитр сыпучими продуктами, как например мука, гречка, рис, пшено, фасоль, горох, финики, изюм и т.п. Как сказано в хадисе, объем продуктов должен составлять один са’, что равно примерно минимум 2 килограммам с человека. Человек не обязан выплачивать фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам. Разрешено выплачивать эту садака денежным эквивалентом, чтобы бедняк сам выбрал себе еду. В каждом конкретном случае это зависит от обстоятельств. Этот эквивалент может меняться в зависимости от текущих цен на продукты.

Она выплачивается от каждого члена семьи, включая и малолетних детей. Обычно это делает глава семьи, на попечении которого находятся остальные члены семьи. Если же дети имеют собственный доход, они могут делать это за себя. Садака фитр нескольких человек можно выплатить одному нуждающемуся или нескольким. К категории нуждающихся относятся бедняки, нищие, должники или путники. Также эту милостыню можно передать в специальные фонды, организуемые при мечетях и занимающиеся ее сбором и распределением. Использовать эти средства на нужды мечети или в других целях не следует. Однако следует по возможности искать достойных бедняков. Если человек после выплаты своего закята фитр узнал, что он попал в руки состоятельного человека, то это не повредит его закяту. Лучше всего выдать милостыню нуждающимся, которые живут в непосредственной близости от дающего, родственникам (кроме близких), беднякам, отличающимся праведностью и нравственностью, студентам средних и высших учебных заведений. Но фитр не дается близким родственникам, которых человек должен содержать, как например матери или бабушке. Но желательно давать другим родственникам, если среди них есть нуждающиеся.

Раздача милостыни разговения была узаконена во втором году хиджры. Эта милостыня выплачивается только в месяц Рамадан и как другие виды поклонения Всевышнему, содержит множество мудростей. Во-первых, она искупляет прегрешения и упущения, которые были во время поста.

В хадисе от Ибн ‘Аббаса сказано: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-фитр, как очищение для постящегося от пустых разговоров и как пропитание для неимущих» (передали Абу Дауд и Ибн Маджа).

Во-вторых, она избавляет бедных от тягот и нужды, чтобы каждый мог почувствовать в этот день праздничное настроение наравне с другими. В-третьих, она несет большую социальную значимость, поскольку воспитывает чувства братства и солидарности, щедрости и сострадания.

Хотя садака фитр выплачивается в месяц Рамадан, не значит, что в остальные месяцы не надо давать милостыню. Всегда важно помнить о нуждающихся вокруг нас. Милостыня имеет множество достоинств. Ведь как сказано в Коране:

«Те, кто тратит свое имущество во имя Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зерен: ведь Аллах воздает сторицей, кому пожелает. Аллах — Всеобъемлющий, Всезнающий» (Сура «Бакара», 261 аят).

Поэтому Всевышний никогда не оставит подающего милостыню и воздаст ему еще большим.

В каждой мечети города организованы фонды для сбора садака аль-фитр. Те, кто не смог найти нуждающихся, могут передать продукты или деньги в ближайшие к вам мечети. Милостыня обязательно будет распределена среди нуждающихся.

Ниже приведены телефоны мечетей, где будут проходить сбор и распределение фитра.

Все, что нужно знать о фитр - садака

Садакату фитр – это садака, которую каждый свободный мусульманин, имеющий хоть небольшие средства, обязан (ваджиб) выплатить в конце месяца Рамадан. Чаще всего этот вид милостыни называют «фитр» (фитрат), то есть, милостыня, которую люди дают согласно божественному замыслу своего творения, своей природе.

Начало выплате фитра было положено на второй год хиджры, в тот год, когда всем мусульманам была вменена обязанность соблюдения поста в месяц Рамадан. Это было еще до повеления Аллаха отдавать закят. С одной стороны, это акция взаимопомощи и взаимовыручки. Также фитр служит поводом для принятия (богоудности) поста, спасения от предсмертных мук и мучений в могиле. Фитр – это помощь нуждающимся, чтобы способствовать их присоединению к общему празднику – празднику Рамадан.

Хотя фитр становится ваджибом с рассвета первого дня месяца Рамадан, но его можно дать за несколько дней до окончания поста, и даже за несколько месяцев или лет вперед. Таким образом, нуждающиеся люди решат свои материальные проблемы еще до окончания праздничных дней.

В хадисе, переданном ибн Аббасом (радыйаллаху анхума), говорится: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал фардом выплату фитра с целью очищения постящихся от пустых и скверных слов, а также как пропитание для неимущих. Кто выплатит фитр до совершения намаза (праздничного), совершит благочестивое дело. Кто же выплатит фитр после намаза, то это превращается в обыкновенную милостыню» (Бухари, Закят, 70, 71, 77; Муслим, Закят, 12, 13, 16; Абу Дауд, Закят, 18, 20; Насаи, Закят, 31, 33; ибн Маджа, Закят, 21).

Абдуллах ибн Саляба (радыйаллаху анху) говорил: «Как-то Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) еще до наступления праздников призвал: «Дайте один «са» милостыни из пшеницы, овса или фиников. Дайте милостыню за своих невольников (слуг), за маленьких (детей) и больших (старших людей)» (Ахмад бин Ханбаль, 5/432).

В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри (радыйаллаху анху), о видах и количестве продуктов, которыми можно дать фитр, говорится: «Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был еще среди нас, закят фитр давали следующим образом: продуктами питания – 1 са, финиками – 1 са, ячменем – 1 са, изюмом – 1 са или «кеш» – 1 са. Пока жив, я буду постоянно давать милостыню» (Ахмад бин Ханбаль, 3/183). Под продуктами питания в этом хадисе подразумевается пшеница, под «кеш» – мука, смешанная с жирным молоком и высушенная. Все приведенные хадисы доказывают, что количество фитр, выплаченного пшеницей, ячменем, финиками и изюмом, достигает одного са. Но в хадисе, сообщенном ибн Аббасом и Амром ибн Шуайбом (радыйаллаху анхум)со слов его отца и деда, говорится, что мера фитра пшеницы – половина са. Текст хадиса, переданный ибн Аббасом (радыйаллаху анхума), таков: «Садака фитр представляет собой 2 мудда пшеницы» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 4/183).

В шариате один «мудд» равен ¼ части «са» и соответствует 260 дирхамам. По мерам шариата, 260 х 2,8 = 728 граммов. Следовательно, половина са пшеницы = 2 мудда х 728 = 1456 граммов. Один са равняется 2912 граммам. В народе принято, что один дирхам весит 3,2 грамма. Один са равня-ется 1040 дирхамам х 3,2 = 3328 граммов. Половина этого – 1664 грамма. Это количество пшеницы и количество фитра. (См.подробнее: Х. Дёндюрен, ибн Абидин терджумеси фихристи ве теримлер созлугу. Ста бул, 1988, Дирхам, Са ве Муд мадделер; аль-Касани, 2/72; ибн Хумам, 2/36-41; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/140-147).

Исходя из этого, меру фитра можно определить следующим образом:

1. Согласно мерам веса шариата, фитр с ячменя, сухих фиников и изюма составляет 3 кг. Согласно мерам, принятым в народе – 3,33 кг.

2. Фитр с пшеницы и муки, которая является производной пшеницы, согласно мерам шариата, составляет 1,5 кг. Согласно мерам, принятым в народе – 1,66 кг.

Из двух мер веса можно предпочесть любую, но, исходя из того, что мера, имеющая хождение в народе, гораздо больше, она и в большей степени служит пользе нуждающихся. Следовательно, способствует получению большего саваба.

По мнению имамов трех мазхабов, за исключением ханафитов, фитр с пшеницы составляет 1 са.

Вместо четырех видов продуктов можно выплатить и их номинальную стоимость. Но если бедняки больше нуждаются в этих продуктах, лучше фитр отдать в натуральном выражении.

Каждый свободный мусульманин, обладающий имуществом, достигшим нисаба, обязан выплатить фитр, причем не имеет значения – взрослый это человек или маленький, в здравом рассудке или умалишенный. При этом мера нисаба рассчитывается только после обеспечения семьи вещами и предметами первой необходимости. Сюда входят дом, одежда, домашняя утварь, средства передвижения, оружие, слуги, средства, достаточные для месячного содержания семьи. Однако известно и другое мнение, согласно которому, должны быть средства, для годового содержания семьи и уплаты всех долгов. Нисаб составляет 200 дирхамов серебра или 20 мискалей золота, или же средства, стоимость которых равна 200 дирхамов серебра или 20 мискалей золота. Но в этом случае не обязательно, чтобы со дня достижения нисаба прошел год.

Если мусульманин скончался до наступления рассвета праздничного дня Рамадан или попал в тяжелую ситуацию, ему необязательно платить фитр. Также выплата фитра необязательна за ребенка, который родился на рассвете и для только что принявшего Ислам. Но если состоятельный мусульманин скончался на рассвете праздничного дня, выплата фитра становится ваджибом. Если он сделал завещание, то за него выплачивают 1/3 часть наследства. Выплата фитра становится ваджибом и для мусульманина, который по уважительной причине не смог соблюдать пост. Как, например, болезнь, путешествие или преклонный возраст. Каждый мусульманин, который обладает состоянием, достигшим нисаба, обязан выплатить фитр как за себя, так и за своих детей и слуг. Также фитр выплачивают за бедных или больных членов семьи. Если у ребенка отец скончался или обеднел, то фитр может выплатить отец его отца, то есть, дедушка. Однако, есть мнение, что в таких случаях дедушка может не платить фитр за своего внука. Никто не обязан платить фитр за свою супругу и детей, достигших совершеннолетия и находящихся в здравом рассудке, так как они обладают всеми правами. Если супруга и дети обладают состоянием, достигшим нисаба, они должны выплатить фитр из своих средств. Но если супруга или дети разрешат мусульманину выплатить за них фитр, этого будет вполне достаточно. Если они находятся на попечении отца или все живут под одной крышей, отец может выплатить за них фитр без их разрешения. Никто не обязан выплачивать фитр за своих родителей, если даже они живут в одном доме. Исключением является тот случай, если отец бедный или умалишенный.

Кроме ханафитов, имамы трех мазхабов считают, что выплата фитра становится ваджибом после захода солнца в последний день месяца Рамадан. Откладывание выплаты фитра на после праздничные дни является харамом. Исключением является наличие уважительной причины.

Наряду с этим, опоздание с выплатой фитра не освобождает от этой обязанности. Фитр нужно выплатить в любом случае (Ибн Хумам, Фатхуль Кадир, 2/29-31; ибн Абидин, Раддуль Мухтар, 2/98; аль-Фатаваи аль-хиндия, 1/179-181; ибн Рушд, Бидаятуль муджтахид, 1/269; ибн Кудама, аль-Мугни, 3/55).

Категории людей, которым выплачивается фитр-садака, аналогичны тем, кому отдают закят. Предварительно сделав намерение, фитр отдают бедным людям. Намерение можно сделать и в момент выделения средств для фитра, можно и в момент передачи. Но необходимо учесть, что при передаче фитра в руки бедного человека, лучше не говорить о том, что это фитр-садака.

Нельзя давать фитр-садака своей супруге, близким родственникам, то есть, родителям, детям и внукам.

Абу Юсуф и Имам Шафии считают, что фитр нельзя давать бедному «зимми». Фетва опирается именно на это мнение, ибо целью выплаты фитр-садака является намерение помочь мусульманину в праздничные дни, чтобы он вместе со всеми встречал праздник, находясь в умиротворении, совершал поклонение Аллаху. А если дать фитр зимми, данная цель не будет осуществлена.

Фитр-садака можно дать как одному, так и нескольким людям. Множество людей могут дать свою фитр-садака как одному бедняку, так и нескольким. Однако, согласно одному мнению, одну фитр-садака нельзя делить между несколькими людьми. Можно объединить фитры, которые выплачивают несколько людей, и распределить между нуждающимися. Но наряду с тем, лучше всего передавать фитр-садака по-одному, так как этот подход более приемлем с точки зрения справедливости.

Факихи единодушны в том, что передача садака сразу после наступления рассвета праздничного дня, до совершения намаза ‘ид-аль-фитр, является мустахабом. При этом они исходят из хадиса, переданного ибн Умаром (радыйаллаху анхума): «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел вручать фитр еще до выхода людей на праздничный намаз» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 4/183).

Фитр-садака нужно раздавать нуждающимся людям в местах проживания. Отправление фитр-садака в другие места является макрухом.

В хадисе о фитр-садака перечислены четыре вида пищевых продуктов, что значительно облегчает практическое осуществление взаимопомощи и благотворительности в любые времена и в любой стране, так как цель выплаты фитра заключается в однодневном обеспечении продуктами нуждающихся. Это достигается либо предоставлением продуктов, либо оказанием помощи в денежном эквиваленте. Если изначально была бы установлена денежная сумма, то конечный результат был бы неясен, ибо цены на продукты постоянно меняются, вследствие чего бедняки не смогли бы купить продукты в установленном количестве. Таким образом, цель фитр-садака осталась бы не достигнутой.

Вопрос: Что такое садака фитр?
Ответ: В одном из священных хадисов, переданном в сборнике Абу Дауд, сообщается следующее:

فرض رسول الله صلى الله عليه و سلم زكاة الفطر طهرة للصائم من اللغو و الرفث وطعمة للمساكين، من أداها قبل الصلاة فهي زكاة مقبولة، و من أداها بعد الصلاة فهي صدقة من الصدقات٠

“Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вменил в обязанность закят-фитр, чтобы очистить постящихся от времени, проведенного впустую и пустословия, а также, чтобы накормить нуждающихся. Кто оплатит садака-фитр до (праздничного) намаза, то это будет принято от него (в полной мере), кто же оплатит после намаза, то это зачтется, как обычное пожертвование”.

Ученые ханафитского мазхаба определяют особенности садака-фитр следующим образом:

1. Подобно закяту, садака-фитр является одним из узаконенных в Исламе видов поклонения, требующих материальных затрат.
2. Свое название данный вид пожертвования (садака разговения) получил по той причине, что раздавать его надо в связи с разговением (фитр) после завершения Рамазана.
3. Данный вид пожертвования совершается в знак благодарности Аллаху за предоставленную возможность поститься в Священный месяц Рамазан.
4. Данный вид пожертвования совершается в качестве дополнения за недостатки в поклонении или за грехи, совершенные в данный месяц.
5. Также данный вид пожертвования совершается с целью порадовать малоимущих мусульман. Дабы радость праздника была общей для всех.
6. Данный вид поклонения относится к категории обязательных (ваджиб) действий.

Вопрос: С какого момента садака-фитр становится обязательной?
Ответ: Обязательным данное пожертвование становится с начала рассвета дня Праздника Разговения

Вопрос: Когда можно начинать раздавать садака-фитр?
Ответ: Садака-фитр можно начинать раздавать с первого дня Рамазана. Так, что если человек совершит пожертвование с намерением на фитр-садака в первый день Рамазана, оно будет засчитано.

Вопрос: Наличие каких качеств необходимо, чтобы садака-фитр стало обязательным для мусульманина?
Ответ: Любой взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздавать садака-фитр. Под дееспособностью, в том числе, понимается наличие необходимых материальных средств в размере равном нисабу, рассчитываемому по серебру (18000 рублей - 2018 год). Такой размер денежных средств (имущества) принимается в расчет в том случае, если это является излишком от средств, предназначенных для удовлетворения собственных неотложных потребностей и содержания тех, кто находится у него на иждивении, а также, если у него нет долгов, которые необходимо погасить.
Пример № 1: У мусульманина, на момент наступления срока уплаты садака-фитр, есть денежные средства в размере 25000 рублей. Его долг составляет 10000 рублей. В том случае, если он вернет их, у него остается 15000 рублей. Этих средств недостаточно, чтобы садака-фитр стало вмененным в обязанность.
Пример № 2: У мусульманина, на момент наступления срока уплаты садака-фитр, есть денежные средства в размере 30000 рублей. Долг составляет 10000 рублей. В том случае, если он вернет их, у него остается 20000 рублей. В данном случае уплата садака-фитр становится обязательной.

Вопрос: Кому выплачивается садака-фитр?
Ответ: Садака-фитр выплачивается бедным и неимущим мусульманам.

Примечание: Садака фитр не выплачивается на материальные нужды мечети или медресе.

Вопрос: Можно ли выплачивать садака-фитр своим детям?
Ответ: В данном случае будет более уместным и полезным перефразировать данный вопрос на следующий: Кому из родственников нельзя выплачивать садака-фитр? Ответом на этот вопрос будет: садака-фитр запрещено давать следующим категориям родственников:
1. Родителям, родителям родителей и далее.
2. Детям, детям детей и далее.
3. Своей семье.
Примечание: мусульманин, тем не менее, имеет право дать садак-фитр своему брату или сестре.

Вопрос: За кого, помимо себя, мусульманин обязан раздавать садака-фитр?
Ответ: Мусульманин, помимо себя, должен раздавать садака-фитр за своих малолетних
детей, не достигших совершеннолетия по Исламу (половозрелости).
Мусульманин не обязан (но может, по желанию) раздавать садака-фитр за свою жену, родителей или совершеннолетних детей, поскольку его права, в полной мере, не распространяются их имущественные дела.

Вопрос: Минимальный размер садака-фитр составляет 100 рублей, а максимальный - 600 рублей на 2018 год. С чем связана такая разница?
Ответ: Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо произвести небольшой экскурс в историю. Дело в том, что в эпоху посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) садака-фитр раздавали основными видами продуктов (пшеница, финики и изюм), которые, так или иначе, были распространены в той местности. Объем пшеницы должен был составлять пол са’, что, примерно, соответствует двум килограммам, а объем изюма и пшеницы должен был составлять один са’, что, примерно, соответствует четырем килограммам. На сегодняшний день, если говорить о данных продуктах в ценовом выражении, то разница очевидна. Поэтому экспертами ДУМ РТ за основу была взята средняя цена за каждый из видов вышеперечисленных продуктов так, что минимальная цена составила 100 рублей, а максимальная - 600. Поэтому минимальный размер садака-фитр составил 100 рублей, а рекомендуемый для тех, кто в состоянии выплачивать закят по золоту - 600 рублей.

А Аллах знает лучше.