Главная · Прочее · Конспект логопедического занятия по развитию речи подготовительной группе «Знакомство со звуком, буквой Щ. Конспект урока на тему "Звук, буквы Щ,щ"

Конспект логопедического занятия по развитию речи подготовительной группе «Знакомство со звуком, буквой Щ. Конспект урока на тему "Звук, буквы Щ,щ"

Конспект урока по чтению в 1 «б» классе

Тема урока: Мягкий глухой согласный звук [Щ’], буквы Щ, щ.

Цель: Закрепить знания о букве Щ и звуке [Щ’]

Задачи:

    Образовательная: Закрепить умение находить букву Щ в словах и вычленять звук [Щ’] из звучащей речи.

    Развивающая: Развивать фонематический слух, навыки чтения, внимание, мышление, речь.

    Воспитывающая: Воспитывать мотивацию к учению на основе разнообразных форм работы

Тип урока: Урок закрепление

Планируемые результаты:

    Личностные: Основа для развития творческого воображения, интереса к чтению, мотивации обращения к книге.

    Регулятивные: Осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

    Познавательные: Работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков. Ориентироваться в речевом потоке.

    Коммуникативные: Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников.

Оборудование: Учебник, интерактивная доска, презентация, наглядные пособия (карточки букв, звукобуквенные схемы), щука и чешуйки.

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

1 минута

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

Садитесь! Меня зовут Наталья Андреевна, сегодня я проведу у вас урок чтения!

Приветствуют учителя.

Актуализация

Работа с лентой букв

8 минут

Отгадайте загадку.

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

И одежда чище.

(Щётка для одежды)

Что это?

В слове Щётка, какая первая буква? А звук? Давайте составим схему к этому слову. (Сколько слогов, какой из них ударный, из каких частей состоит наша схема, характеристика каждого звука.)

Посмотрите внимательно на ленту букв. Где находится звук [Щ’]?

Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он?

Буква Щ, звук [Щ’]. два слога, первый ударный, схема состоит из трёх частей: слог слияния, замочек, слог слияния. Выполняет ученик у доски.

Согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

Физминутка

1 минута

Итак, мы с вами уже немного поработали, поэтому давайте отдохнём и сделаем несколько упражнений. В нашей физминутке будет слово, которое начинается на звук Щ, вам нужно не только выполнять упражнение, но и внимательно слушать.

Встали, приготовились, выполняем вслед за мной:

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

Какое слово на звук Щ встретилось вам в физминутке?

Смотрят на учителя и повторяют за ним движения.

Щенок.

Речевая разминка

Работа со схемой

1 минута

А сейчас мы с вами почитаем, но сначала сделаем несколько упражнений, чтобы читать нам было легче.

Разминка на дыхание. Скажите, какое время года у нас сейчас? Поставьте ручку перед собой, представьте, что у вас в руках снежинка, давайте её тихонечко сдуем ветерком, а теперь у нас на ладошках три снежинки, и мы сдуваем их быстро и резко.

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

На доске написаны слоги ащ-ощ-ещ- сначала читает учитель, потом повторяют дети, потом читают сами, под руководством учителя. Прочтите слова, которые вы видите на экране. (Щенок, щегол) к какому из слов подходит данная схема? (схема с выделением качества звука будет подходить к двум словам)

Выполняют дыхательную гимнастику.

Повторяют упражнение за учителем.

Читают слоги, написанные на доске.

Читают слова, определяют к какому из слов подходит данная схема.

Формирование навыков

Работа с учебником, загадками

Работа со схемой

Конструирование, работа с буквами

Работа с учебником, чтение стихотворений

Работа с предметными картинками

30 минут

Откройте стр. 64 в учебнике. Посмотрите, на ней представлены загадки про овощи, сейчас я их читаю, а вы внимательно следите глазками и попытаетесь отгадать, что же это за овощи.

Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

Что это? Найдите в этой загадке строчки, в которых есть звук [Щ’]. Кто нашел эти строчки? А кто готов нам прочитать? А теперь давайте прочтем загадку полностью, от начала до конца.

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Что это? А здесь есть звук [Щ’]? Посмотрите внимательно на вторую строчку и скажите какой другой непарный звук по твёрдости и мягкости здесь есть? Давайте вспомним, звук Ш, он какой? Ещё раз, от начала до конца прочтем эту загадку.

Красная девица,

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Что это? Здесь тоже нет звука [Щ’], а какой другой непарный звук здесь есть? В каких строчках встречается звук [Ц’]? Прочтем загадку целиком.

Капуста, лук, морковь – ОВОЩИ. Какие еще овощи вы знаете? Давайте составим схему к этому слову. Итак, сколько слогов в этом слове, на какой слог падает ударение, давайте охарактеризуем каждый звук.

Какой суп не бывает без капусты? А какой без свёклы? Вам даётся подсказка в учебнике (Щи, борщ.)

Итак, внимание, на доске мы видим буквы, давайте образуем из них слоги и хором их прочтем, (ЩО, ЩЕ, ЩУ, ЩИ, ЩА), а теперь наоборот (ОЩ, ЕЩ, УЩ, ИЩ, АЩ). (Добавляю еще два согласных звука [К] и [Н]). Из представленных на доске букв какие слова мы можем составить? (Щука, щека, щенок). А чтобы написать слово щука верно, какое правило мы должны с вами вспомнить?

В учебнике, на стр. 65, вверху стихотворение, я читаю, а вы внимательно следите за мной и подчеркиваете слоги, в которых встречается буква Щ.

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

О чем это стихотворение? Какое название вы бы дали ему? Кто нашел слоги, в которых есть звук [Щ’]? Это один и тот же слог? Сколько раз он встречается в стихотворении? Кто прочтет нам стихотворение полностью?

Ниже, стихотворение Сергея Михалкова, я читаю, вы следите.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

О чем это стихотворение? Как бы вы его озаглавили? По цепочке, по одной строчке ещё раз прочтем это стихотворение, начиная с первого ряда.

Ниже задание, его нам прочтет Марина (2 ряд 1 парта). (Придумай слова с ЧА и ЩА, что интересного ты заметил?) Я повторяю первую часть задания, затем вторую.

Ребята, рассмотрите картинки, которые представлены на этой странице. Что на них изображено? Ангелина, прочти задание, которое идет после картинок (3 ряд 2 парта). Предметы мы назвали, выясним для чего они нужны. (Обращу внимание на слово клещи (объясню лексическое значение, если слово окажется непонятным)). Кле́щи- инструмент в виде щипцов, его используют для захвата материала или изделия, чтобы было удобнее обрабатывать его.

У нас осталось с вами последнее стихотворение, написала его Ирина Петровна Токмакова, послушайте, карандашом подчеркните, в каких словах встретился слог ЩУ.

Щука и Щурятки

Со мной играют в прятки.

Я их в речке поищу,

Червячками угощу.

О чем это стихотворение? В каких словах встретился слог ЩУ? Были ли слова, которые вам не понятны? (Щурятки – это маленькие щуки, дети щук). Полностью стихотворение прочитает Женя Сергиенко (1 ряд 1 парта).

Капуста. В слове ЩИ и в слове ИЩИ. Читает один ученик.

Лук. Здесь нет звука [Щ’]. Звук Ш. Согласный, твердый не парный, глухой и имеет пару по звонкости и глухости – это звук Ж. Читает один ученик.

Морковь. Звук [Ц’]. Во всех строчках. Читает один ученик.

Свёкла, тыква, огурец, помидор, баклажан и т.д. Ученик работает у доски.

Ответы детей.

Читают слоги по моему сигналу, конструируют слова из отдельных букв, вспоминают правило на ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

О щётках. Ответы детей. Это слог ЩЁ, он повторяется четыре раза, в каждой строчке. Ученик читает полностью стихотворение.

Это стихотворение о щенках. Ответы детей. Читают стихотворение по цепочке.

Читает задание. Дети придумываю слова на ЧА и ЩА. (из частей ЧА и ЩА тоже можно составить слово, и это слово ЧАЩА).

Рассматривают картинки, говорят, что изображено на них. Ученица читает задание. Отвечают для чего нужны эти предметы.

Следят по тексту. В словах ЩУКА, ЩУРЯТКИ, ПОИЩУ, УГОЩУ. О щуках. Ответы детей. Ученик читает полностью стихотворение.

Итог урока, рефлексия

4 минуты

Итак, ребята, подведём итог. О какой букве сегодня шла речь? Какой звук она обозначает? Ещё раз вспомним, звук [Щ’], он какой?

Предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке. Если ты все понял и активно работал на уроке, то прикрепи желтую чешуйку на щуку, если что-то вызывало затруднение – то коричневую, а кому совсем было тяжело, но он будет стараться дальше, нужно прикрепить голубую чешуйку.

Спасибо всем за урок, вы были очень активны, хорошо работали, все молодцы! До свидания!

О букве Щ. со звуком [Щ’]. согласный, глухой, мягкий, не парный. Оценивают себя свою работу, прикрепляя на тельце щуки чешуйки разного цвета. Прощаются с учителем.

Решаемые проблемы (Цель ):

Принимать учебную задачу урока (знакомство с буквой Щ, обозначающей глухой мягкий согласный звук)

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя (отработка умения различать мягкие и твердые согласные)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Личностные результаты (Л):

- Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Предметные результаты (П):

- Выделять звук щ ’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук щ ’ согласный, всегда мягкий, глухой.

- Распознавать в словах новый звук.

- Характеризовать его, обозначать буквой.

Метапредметные УУД:

- Регулятивные (Р):

- Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения , оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

- Познавательные (П) :

- Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а , а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук щ ’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.

- Коммуникативные (К)

-Определять и обосновывать место новой буквы на «ленте букв».

Оборудование: - Учебники, рабочие тетради по чтению

Диск к учебнику по данной теме

Листы для работы в группах

Сигнальные карточки для рефлексии

Ход урока:

1 . Организационный момент.

2.Самоопределение к деятельности

Закройте глазки и попробуйте отгадать звуковую загадку-песенку. О ком эта песенка? Какой звук чаще всего мы слышим в этой песенке? (Звучит аудио запись-трек №28, «Про щуку и щурят»)

(учащиеся выделяют услышанный новый звук Щ) Кто догадался, какая тема у нас сегодня?(Буква Щщ, звук щ.)

Это и есть тема нашего урока сегодня.

3.Постановка учебной цели

Какой новый звук эта веселая щука принесла? Для чего он нам нужен? (произносить слова, буква, чтоб писать,читать слова, тексты,)

Что мы будем делать с этим звуком? (искать его в словах, исследовать)

А какой он звук Щ? Давайте исследуем и дадим его характеристику.

Согласный – произносим с шумом, при произношении воздух встречает преграду;

Глухой - т.к. при произношении слышен больше шум, чем голос и звучит глухо;

Бывает мягким? (да) А твердым? (проблема), попробуем произнести твердо…Получается? Попробуем в этом разобраться(твердый он или мягкий?) Для этого прочитаем скороговорку.

4. Решение проблемной ситуации :

Прочитаем скороговорку из «Азбуки» стр. 62.

Работа с учебником : (чтение про себя, затем вслух)

Щуку я тащу тащу, щуку я не отпущу .

Звуковой анализ слова щука.

Работа с индивидуальными звуковыми карточками : составление схем на рабочих местах с последующей проверкой с экрана(рисунок из диска по обучению грамоте).

Вывод : выбираем зеленый цвет, т.к. щ – мягкий согласный. Для чего вы выполняли это задание? .Чтобы подтвердить, что звук щ – глухой, мягкий, согласный. На письме этот звук обозначается буквой Щ.

- Знакомство с печатной буквой Щ .

Работа в тетрадях по чтению : печатание буквы Щщ, слогов и слов с данной буквой.

ФИЗМИНУТКА

5. Первичное закрепление

Мы познакомились с новым звуком и буквой, чтоб научиться читать с ней слоги и слова.

Чтение слоговых столбиковс диска.

Хоровое чтение : (акцент: как звучит – твердо или мягко?)

А теперь поработаем в группах. Заполним звуковые схемы слов с новым звуком.

1группа - овощи, меч; 2 группа - плащ, щетка

Группы составляют схемы одновременно (соревновательный момент ), какая быстрее и правильно составит схемы, та и победила. Оцените , правильно ли выполнили задания ребята из другой команды. (проверка по экрану) Акцент – как звучит Щ.

Подкрепление вывода – Мы исследовали звук щ и убедились, что щ – всегда мягкий

6. Закрепление и систематизация знаний.

- Работа по учебнику – чтение стихотворения про щуку и щетку стр.63, акцент на написании(обратите внимание как пишется сочетание ЩА, ЩУ )Что вы заметили? Требуется ли смягчать щ буквами я и ю? А почему?

(он и так звучит мягко, не требуется). Следовательно какое правило о написании щуи ща можем сформулировать? (самостоятельный осознанный вывод правила)

ЩА – пиши с буквой А! ЩУ- пиши с У! Чтение правила о написании ща и щу по учебнику. Еще раз вернемся к тексту стихотворения. Далее беседа о хищных рыбах и по экологии рек- связь с уроком окружающего мира.

О ком стихотворение? (о щуке) Что мы знаем про щуку из уроков окружающего мира? (какая это рыба – речная или морская? Что она употребляет в пищу? Следовательно это рыба….(хищная) Каких еще рыб- хищников вы знаете? Во всякой ли воде будут водиться рыбы? Что нужно, чтоб сохранялась чистота воды в реке?

- Работа по развитию речи (по диску):

Просмотр мультфильма по рисункам. Пересказ по сюжетным картинкам.

Итак, мы новый звук исследовали . Давайте теперь будем находить его в словах. Работа по индивидуальным карточкам . У учащихся в Азбуке лежат заранее приготовленные листочки с заданиями. Составление слов (по диску) – на рабочих местах с индивидуальной самооценкой. (волшебные линеечки) Дальнейшая проверка по экрану.

Как вы себя оценили?

Доп. материал для хорошо читающих детей (стр. 64 «Азбуки») и текст по диску (буква Щ)

7 . Итог урока : Спасибо вам за работу. Вы сегодня на уроке хорошо потрудились.

Рефлексия :

Какую цель мы поставили в начале урока?(изучить и исследовать новый звук и новую букву)

Какие знания открыли?(Щ – согласный глухой звук. Он всегдамягкий)

Посмотрим, достигли мы поставленной цели? Помогут нам в этом волшебные рыбки. У каждого на парте лежат бумажные рыбки. Поместим их в ведерки: Зеленое ведерко для тех ребят, кто все понял сегодня на уроке и доволен своей работой. Синее - для тех, кто в чем-то сомневался, желтое - кто не понял тему сегодняшнего урока. Посмотрим, в каком ведерке больше всего рыбок.

У вас сегодня всё получилось. Вы открыли новые знания и довольны своей работой на уроке. Молодцы!

Любовь Пронькина
Занятие по знакомству со звуком и буквой Щ

Тема занятия : Звук и буква «Щ» .

Программное содержание :

1 Образовательные задачи.

Знакомство со звуком и буквой «Щ» .

Характеристика звука «Щ» по артикуляционным и акустическим признакам .

Произношение звука «Щ» в слогах, словах.

Звуковой анализ слова «плащ» .

2 Коррекционные задачи.

Развитие фонематических представлений

Развитие мелкой моторики

Совершенствование моторики артикуляционного аппарата.

3 Воспитательные задачи.

Воспитание продолжительного выдоха

Воспитание организованности, формирование интереса к процессу обучения.

Оборудование :

Предметные картинки. Индивидуальные зеркала. Артикуляционный профиль звука «Щ» . Рабочие тетради, карандаши.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

Давайте превратимся в стареньких старичков. А теперь в детей которые ходят в группу «Синички» . Покажите, как мы щёткой чистим зубы, башмаки, брюки?

2. Сообщение темы

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой . А с каким вы должны догадаться.

Выделение звука «Щ» из скороговорки : «Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке» . Какой звук повторяется чаще других? (Щ)

3. Характеристика звука по артикуляционным признакам .

Рассмотрим артикуляционный профиль

Что делают губы, когда мы произносим звук «Щ» .

Где находится язык? (за верхними зубами) .

Какой он, узкий или широкий? (широкий, чашечкой) . Показ воспитателя,

сделайте, как я.

Язык, зубы, губы мешают воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук «Щ» согласный или гласный звук ? (согласный) А какой еще звук «Ш» ? (Звонкий или глухой) . Глухой. Давайте проверим. Положим руку на горлышко и произнесем звук «Щ» . Что мы почувствовали? (горлышко дрожит) .

Звук «Щ» - согласный, глухой, всегда мягкий звук .

4. Развитие темпа и ритма речи. Произношение звука «Щ» в слогах.

Ща- ща- ща - произнести тихо

Ща- ща- ща - произнести погромче

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни если услышишь Щ в словах» .(щенок, стол, овощи, ящик, машина, щегол, книга, щипцы)

6. Определить позицию звука в словах .

Назвать, где слышим звук «Щ» , в начале, середине или конце слова. (ЩЁТКА, РОЩА. ЯЩЕРИЦА, ЛЕЩ, ПЛАЩ, ТОВАРИЩ)

7. Динамическая пауза.

Щука в речке жила

Щёткой воду мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

8. Собери слово из первых звуков слов .

Подушка, Лодка, Апельсин, Щука. (плащ) .

9. Звуковой анализ слова «плащ» .

Какой первый звук в слове - «п»

Какой последний звук - «щ»

Какой звук после звука «п» - «л»

Назови все гласные звуки . «а»

Назови все согласные звуки «п,л,щ» .

Сколько всего звуков ? (4 звука ) .

Назови все звуки . (п,л,а,щ) .

10. Знакомство с буквой «Щ» .

Сегодня мы узнаем, какой буквой обозначается звук «Щ» (выставляется буква ) . Что вам напоминает эта буква ? (ответы детей) .

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну, что же?

11. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Этой щеткой чищу зубы

Этой щёткой башмаки,

Этой щёткой чищу брюки,

Все три щётки мне нужны.

Штриховка буквы Щ в тетрадях .

12. Итог занятия .

С каким звуком мы познакомились ? Спасибо за занятие !

Конспект урока обучения грамоте

в 1классе.

Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна

Тема урока: Звук [щ"]. Буквы Щ, щ.

Цели урока:

1.Познакомить с согласным звуком [щ"], буквами Щ, щ. 2.Сформировать представление о звуке [щ"] как о мягком непарном согласном.

3.Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слова.

4.Воспитывать интерес к чтению.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Снег порхает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

Начинаем наш урок.

Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.

2. Повторение пройденного материала.

Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную.

У доски 3 ученика.

Какие снежинки опустились на домик с красной крышей?(Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).

Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда твёрдые согласные звуки).

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны

помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.

4. Введение в тему.

Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой.(Удочку, червячков, ведёрко и т.д.)

Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку. Послушайте отрывок из сказки.Узнаете, что за рыба попалась на крючок.

Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глялит в прорубь. И увилел Емеля в проруби щуку.

Изловчился и ухватил щуку в руку.

- Вот уха булет сладка!

Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

- Емеля, отпусти меня в волу, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

- Лално, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

Какую рыьку мы поймали? (Щуку).

Как называется сказка?(«По щучьему веленью»).

Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).

Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)

Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течёт вода.)

Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).

5. Работа над новым материалом.

1) Вычленение звука [щ"].

Какую рыбу мы поймали? (Щуку.)

Произнесите первый звук.

Дайте характеристику звуку [щ"]. (Согласный, глухой).

На что похож этот звук? (На шипение)

Звук [щ"] шипящий.

Как произносится звук [щ"]?(Мягко.)

Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).

Давайте сделаем вывод о новом звуке.

Вывод: значит звук [щ"] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

2) Фонетическая зарядка.

А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ"], поднимите руки вверх и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.

Ящик, ключик, плащ, мяч, щука, туча, лещ.

Звуки [ч"] и [щ"]очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся произносить их в скороговорке:

Щука проглотила щётку.

Щётка ей щекочет глотку.

Не путайте звуки [ч"] и [щ"].

3) Игра на внимание «Что лишнее».(Зрительная зарядка).

Давайте посмотрим, какие вы внимательные, ведь рыболовам просто необходимы терпение и внимание.

Что изображено на рисунках?(Овощи, щенок, сыщик, печь.)

Какой рисунок лишний? (Печь.)

Почему? (В слове печь нет звука [щ"].)

Составьте предложение с предметом, который вам больше нравился.

4) Звуко - буквенный анализ слова щука.

Смотрите, на удочку попалась ещё одна щука.

Составим схему слова щука.

Один ученик составляет схему у доски, остальные на парте.Проверка.

Дайте характеристику каждому звуку.

[щ]- согласный, глухой, мягкий.

[у]- гласный, ударный.

[к]- согласный, глухой, твёрдый.

[а]- гласный, безударный.

Сколько в слове слогов? (Два.)

5) Знакомство с буквой Щ.

Звук [щ"] обозначается буквой Щ.

На что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)

6) Работа по букварю.

Найдите в букваре слово щука.

Прочитаем первый столбик.

Что такое чаща? (Густой лес)

Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов? (т заменили на л).

Прочитаем третий столбик. Чем различаются эти слова? (Различаются первой буквой).

В словах начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ"]. Прочитайте слова правильно.

Кажется на крючок попалась ещё одна рыба.

Найдите её название по схеме, данной в учебнике.

Какую рыбу мы поймали? (Леща).

Скоолько в этом слове звуков, букв?(Четыре).

Дайте характеристику первому звуку.(Согласный, глухой, мягкий).

Прочитайте слова с сочетаниями ЩА, ЩУ, ЧА.

Послушайте сказку.

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неполалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили лружно. И вот однажлы решили буквы поиграть в прятки. Выпало волить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат -нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю иЯ. Искали, икали, с ног сбились, -до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домико и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы ЮиЯ? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

Прочитайте правило в учебнике.

Запомните это правило.

ФИЗМИНУТКА.

6.Формирование навыков чтения.

Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.

Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".

Чтение считалочки про себя и вслух.

Какой вы увидели щуку?(Хищная, зубастая, злая).

А лещ какой? (Проворен и умён)

7.Работа в парах.

- Ребята, а где вам могут пригодиться считалочки?(В игре).

Вспомните считалочки и поиграйте в паре.

8. Итог урока.

Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.

Сколько поймали рыбы?(Три щуки и леща)

Что вы сделаете с рыбой? (Сварим уху, пожарим)

А кто выпустит обратно в воду?

Как вы считаете, удачная была у нас рыбалка?

Какой звук узнали? ([щ]).

С какой буквой познакомились? (Щ).

Какое правило узнали на уроке?(ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).

Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.

Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.

Тема: «Звук [щ , ], буква Щ,щ».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

Образовательная:

Формировать представление детей о звуке [ щ" ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв; развивать фонематический слух, мышление, память, внимание; формировать навык связной речи, выразительного чтения, работы с текстом;

Развивающая:

развивать критическое мышление, аналитические навыки, творческое воображение учащихся.

Воспитывающая:

поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной связи с уроками, окружающего мира, истории; воспитывать бережное отношение к окружающему миру,чувство дружбы и товарищества.

Задачи урока через планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ:

    создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

    работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    формировать способности учащихся к саморазвитию;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

    формировать представление детей о звуке [ щ" ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв;

    развивать фонематический слух, мышление, память, внимание;

    формировать навык связной речи, выразительного чтения, работы с текстом;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные УУД

    формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

    формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия;

Коммуникативные УУД

    развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

    учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы, задавать свои вопросы, слушать и понимать речь других;

    учить соблюдению правил работ в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, соблюдать правила общения;

    создать условия для воспитания чувства дружбы и товарищества;

Познавательные УУД

    создать условия для развития фонематического слуха учащихся, формировать представление детей о звуке [ щ" ], как о глухом, мягком, непарном звуке; продолжить работу по классификации звуков и букв;

    Вычленять из слов непарный по глухости-звонкости согласный звук [ щ" ], обозначать согласный звук [ щ" ] буквами Щ, щ, запоминают их начертания и названия;

    формировать навык выразительного чтения, работы с текстом; объяснять значения слов, наблюдать за их строением, родственными связями; участвовать в коллективной беседе по прочитанному; замечать незнакомые слова, спрашивать об их значении;

    развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;

Оборудование : Учебник «Азбука» (автор В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин) издательство «Просвещение», М., 2012, наглядность, раздаточный материал для чтения, слоговая таблица, схемы слов, карточки для звуко-буквенного разбора слов, интерактивная доска.

Методическое обеспечение : Горецкий В. Г. Обучение грамоте. 1 кл.

Ход урока.

I . Мотивация. (1-2 мин)

Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь, улыбнитесь и учтиво поздоровайтесь с ними. Спасибо.

«Здравствуйте» - ты скажешь человеку.

«Здравствуй» - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет!

Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу и мне.

II. Актуализация знаний и осуществление первого пробного действия. (5-6 мин.)

1. Повторение изученных звуков и букв.

На какие две группы делятся звуки? (Гласные, согласные)

На какие группы делятся гласные? (Ударные, безударные; смягчающие, несмягчающие; йотированные, нейотированные)

Сколько гласных букв в русском языке? (10)

Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

Назовите их. (а, о, у, ы, и, э) – по 1 ученику

Какие гласные буквы могут иметь 2 звука? (я, ё, ю, е) - В какой позиции они имеют 2 звука? (первая и после гласной)

Какую ещё роль выполняют гласные? (образовывают слог)

На какие группы делятся согласные? (звонкие, глухие; парные, непарные, твердые, мягкие)

Назовите парные согласные. (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с, г-к)

Назовите всегда твердые согласные. (ж, ш, ц)

2. Разминка. (слайд 1)

Я читаю предложения, вы повторяете громко, четко, выразительно.

Щи-щи-щи! – Нету друга – поищи!

Ща-ща-ща! – Береги товарища!

Щу-щу-щу! – На уроках не грущу!

Молодцы!

3. Выделение звука щ в словах.

Поработаем в паре. Не забывайте о правилах работы.

На парте лежит оранжевая карточка со словами. Один звук потерялся. Ваша задача – прочитать слова и сказать, что их объединяет. Кому сложно – подсказка на экране. (слайд 2)

Я.ик, .ука, .ётка, пла.. (Во всех словах мы слышим и произносим звук щ)

Что можете сказать о звуке щ?

III . Постановка цели деятельности. (2-3 мин)

О чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Звук щ, Буква Щ,щ)

Как в жизни вам пригодятся знания о звуке щ и букве, ее обозначающей?

Какие задачи вы поставите для себя? (Познакомиться с новым звуком и буквой; научиться читать слова и предложения с новой буквой)

IV . Построение проекта выхода из затруднения. (10-11 мин)

1. - Посмотрите еще раз на слова и скажите, какое слово лишнее. Почему? (щука-живая)

Постройте схему слова щука.

Проверьте (слайд 3)

Зеленый – молодец, все сделано правильно

Желтый – хорошо, были небольшие ошибки

Красный – нужна помощь учителя

Назовите первый звук. (щ)

Почему выбрали для его обозначения зеленый цвет?

Попробуем доказать вашу правоту.

2. Работа в группе.

а) - Возьмите в руки схему характеристики звука и объединитесь в 3 группы. Вспомните правила сотрудничества в группе.

б) - Выделите галочкой те признаки, которые характеризуют звук щ.

Слово предоставляем ответственным (Проверка)

Зеленый – молодец, все сделано правильно

Желтый – хорошо, были небольшие ошибки

Красный – нужна помощь учителя

в) Вопросы к группам:

Почему вы утверждаете, что щ – согласный?

Почему вы утверждаете, что щ – глухой?

Почему вы утверждаете, что щ – мягкий?

Как определить, что щ – непарный?

г) Вывод: звук щ – согласный, глухой, непарный, всегда мягкий (слайд 4)

Физминутка

Я называю слово со звуком щ, а вы изображаете его значение.

Тащу, грущу, чищу, щекочу, поищу, морщат, щека, мощный, кричащий, злющий, танцующий, прыгающий, щелкать, сидящий.

V . Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 мин)

1.Знакомство с буквой Щ,щ

Откройте учебники на стр. 63. В красном поле вы видите букву, которая обозначает звук щ.

Кто уже знает, как называется эта буква? (ща)

Поставьте пальчики на эту букву и обведите ее.

2. Конструирование буквы щ из счетных палочек.

Сложите букву щ из счетных палочек. (слайд 5)

На что похожа буква ща? (щетка, забор, гребешок)

«Буква Ща поможет нам

Чистить зубы по утрам»

«На расчестку Ща похожа.

Три зубца всего? Ну и что же!»

3. Чтение слогов.

Прочитайте (хором и по – одному) слоги на стр. 63.

Почему нет слогов с буквами Я, Ю? (Потому что щ – мягкий и смягчать его не надо)

4. Знакомство с правилом.

Прочитайте хором правило в красной рамочке.

Это правило надо запомнить, чтобы … (правильно писать слова)

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 мин.)

1. - А сейчас поработаем глазками. Не поворачивая головы, найдите глазами слова на зеленых карточках, прочитайте их.

щегла Щука щеткою. щекотала

Прочитайте слова из 2 слогов, из 3 слогов, из 4 слогов.

Что обозначает слово щегол? (Слайд 6)

2. Составьте из этих слов предложение. (слайд 7)

Прочитайте предложение в разном темпе (День – ночь)

VII . Включение в систему знаний и повторение. (4-5 мин)

Работа над стихотворением Г.Виеру

1. Дотекстовая.

Рассмотрите иллюстрацию к произведению Г.Виеру с.63

Глядя на иллюстрацию, что можно сказать о произведении?

Какого жанра произведение? (стихотворение, сказка)

Определите главного героя.

Придумайте заголовок.

2. Текстовая.

Назовите их. (щука, щетку, щетка, щекочет)

Прочитайте по строчкам и определите, на какие роли можно разделить это стихотворение?

Прочитайте по ролям.

3. Послетекстовый.

Составьте вопросы по содержанию стихотворения.

4. Итог.

Чем питается щука?

Зеленый – молодец, все сделано правильно

Желтый – хорошо, были небольшие ошибки

Красный – нужна помощь учителя

VIII . Рефлексия (1-2 мин)

1. Дети отвечают на вопросы по плану.

2. Самооценка настроения (смайлик)

Слайд 8

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились.