Главная · На заметку · Наблюдение за одуванчиком в старшей группе. Наблюдение за одуванчиком. Непосредственная организованная деятельность

Наблюдение за одуванчиком в старшей группе. Наблюдение за одуванчиком. Непосредственная организованная деятельность

Что такое сорняк с точки зрения устойчивого развития? Не всякий педагог знает ответ на этот вопрос. А что дети? Для них одуванчик - прекрасный загадочный цветок, о котором можно многое рассказать, сочинить, нарисовать.

Цели и задачи проекта : дать детям представление о том, что в природе важны все растения; познакомить с внешним видом одуванчика и его изменениями в течение суток; рассказать о том, где чаще встречается это растение, как используется человеком; научить проводить длительные наблюдения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе, развивать фантазию, ассоциативное мышление, речь.

Участники проекта: дети всех групп, начиная с 1-й младшей, педагоги, родители.

Что мы сделали

1. Провели экскурсии на луг, в парк, по территории детского сада и в другие места, чтобы выяснить, где растут одуванчики.

2. Организовали наблюдения за одуванчиком (в разное время суток, в дождливую и солнечную погоду, в разное время года).

3. Изучили особенности его внешнего вида и развития.

4. Выяснили, когда открываются и закрываются его цветки.

5. Обсудили, почему одуванчики и некоторые другие растения называют «сорняками» и правильно ли это.

6. Рассказали детям и родителям, как используется одуванчик в кулинарии, в медицине. Проект помог нам узнать о том, что из корней одуванчика делают настои для лечения разных заболеваний, из его цветков варят варенье, а молодые листья пригодны для приготовления салатов.

7. Воспитатели предложили родителям рецепты торта, варенья, салата из одуванчиков. Изготовленные по этим рецептам блюда дети с родителями приносили в группу.

8. Познакомили всех участников проекта с правилами сбора этого и других растений.

9. Собрали разнообразную информацию, стихи, загадки, рассказы об одуванчике - дети выучили стихи об этом растении, разгадали загадки, прочитали литературные произведения.

10. Организовали выставку семейных работ «Очаровательный сорняк».

11. Педагоги разработали циклы наблюдений за растением для разных возрастных групп.

12. Дети старшей и подготовительной групп сочинили сказки об одуванчике.

13. На примере одуванчика объяснили ребятам и родителям необходимость бережного отношения ко всем растениям.

14. В завершение проекта провели праздник - «День цветов». К этому событию родители с детьми приготовили оригинальные костюмы, эмблемы цветов, выполнили рисунки по теме «Наш любимый цветок». Девизом выставки стало выражение: «Мы цветы не рвем, мы их рисуем!».

Из детского «Дневника наблюдений»

Наш одуванчик похож на… (Ответы детей младшей группы)

  • «снежный ком»
  • «на помпончик»
  • «на снег и еще на солнышко»
  • «очень похож на воздушный шарик»
  • «на цыпленка маленького, а еще на чупа-чупс»
  • «на яйцо, у которого есть белок и желток», «на кружок».

Наблюдения за одуванчиком в разное время суток

Цветок начинает раскрываться утром, а закрывается, когда садится солнце. Перед дождем одуванчики закрываются, а в ненастную погоду не открываются.

Утром одуванчик до 8 часов закрыт, но в тени его головка закрыта и до 9 часов. Днем головка раскрыта и повернута в сторону солнышка. Вывод: одуванчики, как и дети, просыпаются утром, а вечером засыпают. По этим цветам можно определять время суток.

Высказывания детей: «Сначала зеленый шарик, через 3-4 недели - желтая головка цветка, через неделю головка закрывается, появляются белые пушинки, на конце коричнево-желтые лепестки (взрослый цветок), через 2 дня - белый пушистый шар (семена созрели), еще через день - голая голова (семена разлетелись в разные стороны)».

Наблюдения в разную погоду

В дождливую погоду одуванчики и днем стоят с закрытыми головками.

Наблюдения «Где растет одуванчик»

Одуванчик растет везде: вдоль дорог, на лугу, по краям лесных тропинок, у домов, на газонах, огородах. Он не растет на болоте.

Из «Дневника наблюдений» педагога

Наблюдения за развитием одуванчика (проводились в течение 3 недель). Дети отметили, что его развитие происходит следующим образом: у одуванчика вырастает полая цветочная стрелка, заканчивающаяся одиночным соцветием - корзинкой (бутон) - раскрывается цветок - к нему прилетают пчелы - появляется закрытая коробочка с длинным тонким носиком и хохолком из белых мягких волосков - появляется серовато-белый пушистый шарик, состоящий из семян-парашютиков - семена-парашютики разлетаются.

Сказка «Чудесный сорнячок»

Была зима. Одуванчик спал в земле. Но вот наступила весна, растаял снег, и одуванчик проснулся. Захотел он посмотреть, что происходит наверху, и решил выглянуть из-под земли. Сначала одуванчик стоял на зеленой ножке-стебельке, и головка его была зеленой. Ярко светило солнышко.

Прошло время, и одуванчик раскрылся, стал желтым. К нему прибегали дети и говорили: «Привет, одуванчик - желтый сарафанчик!». Прилетали пчелы, бабочки, комары, мухи. Насекомые пили сок и ели сладкую пыльцу.

Однажды к растению прилетела бабочка - и не увидела желтого одуванчика. Вместо него на зеленой ножке качался белый пушистый шарик. Бабочка стала летать вокруг шарика и махать крылышками. От этих взмахов из головки одуванчика стали вылетать белые парашютики. Они полетели в разные стороны.

Когда все парашютики исчезли, одуванчик стал лысым и некрасивым. Бабочка заплакала: «Что с тобой случилось? Мне тебя так жалко!» - «Не расстраивайся так, милая бабочка, скоро из моих пушинок вырастут новые красивые одуванчики. Бабочки и пчелы будут снова собирать нектар, дети сделают из молодых листочков вкусный салат. А я теперь смогу отдохнуть до следующей весны».

ОКСАНА КОМИССИНА

Цель : Формировать знания детей об одуванчиках . Познакомить со строением цветка и его особенностями. Воспитывать эстетические чувства детей. Прививать любовь к природе и бережно к ней относится.

Ход наблюдения.

Воспитатель : В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся, улыбнулся;

«Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь.

Тише, ветер луговой!»

Что это за цветок?

Дети : одуванчик

Воспитатель : Правильно, это одуванчик . Давайте рассмотрим этот красивый цветочек. Какой цветочек?

Дети : Красивый с жёлтой шапочкой.

Воспитатель : У каждого цветка есть стебелёк и листья. Посмотрите, вот стебель, а вот листочек. Какого цвета стебель и листья?

Дети : Стебель и листья зелёные.

Воспитатель : В какое время года цветет одуванчик ?

Дети : Весной.

Воспитатель : Молодцы. Однажды, в тёплый солнечный день, среди сочно-зелёных листьев раскрываются яркие золотисто-жёлтые корзиночки одуванчиков . Словно дети солнца спустились на землю и покрыли её сияющим ярким ковром. А также цветы - это нектар для насекомых. Вы думаете, что одуванчик просто цветок красивый. А нет. Это лекарственное растение, а ещё из него делают салат, варят варенье. Вот какой необычный цветокодуванчик .

Если вы сорвёте его, он сразу погибнет. И насекомым нечем будет питаться, а нам с вами нечем будет любоваться. Какое мы знаем стихотворение про одуванчик ?

Дети все вместе : Носит одуванчик

Желтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Воспитатель : Давайте поиграем в игру «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы,

На лугу растут цветы (дети сидят на корточках)

Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают,

И по-прежнему цветут.

Воспитатель : Скажите, какой же одуванчик ?

Дети : Жёлтый, круглый, белый, пушистый.

Воспитатель : Вот какой необычный цветок! И этот цветочек мы с вами нарисуем в группе на рисовании .








Публикации по теме:

Конспект НОД по ПДД во второй младшей группе (3–4 года) Тема: «Светофор друг детей». Возрастная группа: вторая младшая, возрастная категория детей 3-4 года. Цель: формирование устойчивых.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Зыковский детский сад» Конспект ООД художественная деятельность (рисование).

Тема: Аппликация «Открытка для папы на 23 февраля». Цель: научить детей выполнять открытку-подарок для папы на праздник День защитника.

Конспект сравнительного наблюдения на прогулке в первой младшей группе «Воробей и голубь» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Возраст: 2-3 года. Программные.

Конспект тематической прогулки «Наблюдение за одуванчиками» (младшая группа) Задачи: обобщить и систематизировать представления детей о растениях своего участка (трава, одуванчик); научить узнавать, называть, различать.

Цель: Повысить интерес ребят к миру природы. Способствовать развитию умственной и речевой активности. Задачи: Формировать представление.

Aнна Ншановна Узунян

Уточнить и расширить представления о первых цветах весны;

Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представление о различных частях (строении) растения;

Развивать наблюдательность, мышление, обогащать и активизировать словарь детей;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Беседа о весне, рассматривание картинок, чтение и заучивание стихов, отгадывание загадок, ежедневные наблюдения в природе.

Подготовка к наблюдению:

Руководство воспитателя в выборе объекта наблюдения для решения с наибольшей полнотой поставленных задач.

Методические приёмы:

Художественное слово,

Вопросы,

Загадки.

Ход занятия.

(Наблюдение проводится на улице)

Воспитатель: (задаёт вопрос) От цветения каких цветов ковёр на полянках, на лугах кажется золотым? Чтобы правильно назвать, отгадайте загадку:

На лужайке, возле леса,

Расцвели цветочки.

Жёлтые, как солнышко.

На зелёной ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут -

Мягкие, воздушные -

Ветерку послушные!

Дети: (хором) одуванчики.

Воспитатель:Ребята. сегодня, мы поговорим о одуванчиках, которые появляются,как только весна вступит в свои права. У нас, на юге, они расцветают раньше, чем в других местах.

(Воспитатель ставит перед детьми познавательную задачу. Предлагает обойти участок детского сада и выявить, где растут одуванчики, есть ли они вообще.

Дети делятся на маленькие подгруппы и начинают исследовать, выявлять.

Вместе с воспитателем подходят к наблюдаемому объекту. Детям даётся время для самостоятельного осмотра)

Воспитатель: (читает)

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился.

Дети: одуванчик.

Воспитатель задаёт вопросы:

Что есть у цветка?

Какого цвета стебель, листья?

Какого цвета пышная голова?

Когда у него будет белое платье

С чем сравнивают одуванчик?

А что вы знаете о нем?

Эти цветы очень любят насекомые: пчёлы, шмели. бабочки, за их нектар и пыльцу;

Его употребляют в пищу. Из молодых листьев готовят салаты, а из цветков варят варенье;

Одуванчики- лекарственное растение;

Семена одуванчика способны пролететь по воздуху сотни километров;

Избавится от одуванчика непросто. В большинстве стран его считают сорняком. А в Китае- называют овощем;

По одуванчикам можно сверять часы. Они раскрываются в 6 часов утра, а закрываются в 3 часа дня;

Одуванчик для нас цветок, которое любят с раннего детства.

(Занятие заканчивается обобщением о закономерностях и взаимосвязях в природе. Подвести к самостоятельным выводам о пользе, об ослепительной красоте, не оставляющий равнодушным не только детей, но и взрослых.)





Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.

Публикации по теме:

Наблюдение за одуванчиком и мать-и-мачехой на прогулке в средней группе Цель: расширить представления детей о первоцветах; отметить характерные признаки строения; научить отличать эти растения от других. Рассказать.

Конспект занятия «Наблюдения за птицами» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД С. ЗАКУТСКОЕ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ План –.

Конспект наблюдения с элементами эксперимента в первой младшей группе «Разноцветная вода» ЦЕЛЬ: Познакомить детей со свойствами воды (вода прозрачная, сквозь неё видно различные предметы).ЗАДАЧИ:1. Обучающие: Подвести детей к.

Конспект наблюдения за птицами (воробей) во второй младшей группе Конспект наблюдения за птицами (воробей) во 2 младшей группе Цель: дать представление о внешнем виде воробья и его повадках. Материал:.

Составила воспитатель МКДОУ детский сад №1 города Пудож Республики Карелия Санькова Валентина Михайловна Цель: Формирование у детей чувства.

Программные задачи: вызвать у детей интерес к окружающей нас природе, расширять представления и знания детей о весенних первоцветах, об.

Цели:

— продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком;

— формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

— пополнить свой фитобар сбором лекарственных трав.

Ход наблюдения

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).

«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).

К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков. Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!

Ярко-желтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал, как дедушка, седым!

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как выглядит одуванчик?

♦ Как распространяются его семена?

Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и в строго указанные сроки.

Трудовая деятельность

Сбор лекарственных растений.

Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.

Подвижные игры

«Совушка».

Цель: учить действовать по сигналу.

«У оленя дом большой».

Цель : закреплять умение соотносить движения с текстом.

Индивидуальная работа

«Смелые ребята».

Цели:

— упражнять в быстром беге;

— развивать ловкость.

Познавательно-исследовательская деятельность

“Наблюдение за одуванчиком на участке ” средняя группа

Форма проведения : групповая.

Образовательные области : «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникации», «Социализация».

Цели и задачи :

«Познание»

Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности по теме «Цветы»;

Развивать наблюдательность, формировать умения рассматривать объект наблюдения;

Расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о цветке.

«Здоровье»

Формировать умение сохранять здоровье с помощью лекарственных цветов.

«Безопасность»

Воспитывать желание беречь и защищать природу.

«Коммуникации»

Формировать умение соблюдать нормы и правила поведения в процессе наблюдения;

Обогащать и активизировать словарный запас: цветок, семя, одуванчик, парашют, стебель, солнце.

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

«Социализация»

Формировать навыки общения со взрослыми и со сверстниками в процессе наблюдения.

Советы педагогу. Это занятие проводят в первой половине дня. Выбирают сроки, когда на газонах одновременно много одуванчиков с золотистыми и пушистыми головками. Можно детям предложить подуть на пушистый шарик в том месте где одуванчиков мало, чтобы на следующий год проверить, появятся ли там цветы.

Наблюдение проводится на участке.

Воспитатель : Сегодня ребята мы с вами будем любоваться красивой полянкой, на которой растут очень красивые цветы.

Какие? Вот послушайте стихотворение:

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице:

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное .

Сказали одуванчик, а говорят то про желтый то про белый. Значит можно увидеть и такой и такой. Давайте мы с вами проверим…

Обратите внимание на то, как много одуванчиков вокруг нас.

Дети рассматривают поляну и видят вокруг себя много одуванчиков.

Подходят ближе к желтым одуванчикам и рассматривают их.

Ребята, скажите пожалуйста, как выглядит одуванчик, который мы с вами рассматриваем? …. (Желтый, пушистый цветочек, тоненький стебелёк, зелёные листочки)

Действительно, этот красивый цветок стоит на тоненькой ножке- это стебель, а ножка в свою очередь держит большую головку- это и есть сам цветок- одуванчик.

Скажите, на что похож цветок?. (Солнышко)

Он похож на солнышко, потому что любит солнечные лучики.

Читает стихотворение.

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

От большого солнца, маленький портрет.

Вот, ребята, мы можем сказать, что одуванчик может появиться только тогда, когда солнце направит свои яркие, желтые лучики на него.

Давайте сейчас подойдём к пушистому одуванчику.

Подходят и рассматривают его.

А как вы думайте распространяются одуванчики и почему их так много? … .(Их распространяет ветер… .)

Воспитатель слушает ответы детей и дополняет:

Они неприхотливы. В каждой золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветок, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Семена легко прорастают, поэтому их много кругом. Одуванчик- удивительный цветок, который раскрывается в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. Они предсказывают погоду, перед дождём закрываются.

Ребята, скажите пожалуйста, кто из обитателей леса часто приходит в гости к одуванчику?. (Бабочки, жуки, пчёлы… .)

Частые гости одуванчика это насекомые, которые любят его и прилетают для того, чтобы полакомиться сладким нектаром.

Ещё одуванчик должны любить не только насекомые, но и люди, которые должны его беречь.

А как вы думаете, полезен ли одуванчик для человека? И почему человек должен этот цветок беречь?. (Бабушки варят варенье, мёд… .)

Воспитатель слушает ответы детей и дополняет.

Одуванчик – лекарственное растение, из него делают настой, делают одуванчиковый мёд, он повышает аппетит, улучшает работоспособность. И про одуванчик можно сказать, что он бесценный друг и помощник.

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много. Если вы сорвёте редкий цветок, то семян от него не будет и такие цветы в природе будут встречаться всё реже и реже. Поэтому рвать редкие цветы в природе нельзя. Ими нужно любоваться. Сорванный цветок быстро увядает. Давайте в этом убедимся:

Сейчас сорвёт три желтых одуванчика, в группе поставим в воду, а во второй половине дня посмотрим, что же будет с нашими одуванчиками.

Дети идут в группу и ставят их в воду. В конце дня воспитатель обращает внимание детей на то, что головки поникли, букет завял. А на зелёной траве одуванчики были красивы. Хоть их и было много, но рвать их не стоило. Тем более нельзя рвать те цветы, которых мало.