Главная · Сети · Намаз правила выполнения. Как совершают намаз мужчины. Мусульманская молитва, если хочешь покаяться в грехах

Намаз правила выполнения. Как совершают намаз мужчины. Мусульманская молитва, если хочешь покаяться в грехах

Вот и подходит к концу Благословенный месяц Рамадан, весь месяц мы поклонялись Всемогущему Аллаху с большим усердием чем в обычные дни, ведь существуют виды поклонения, за которые, для нас определена многократная награда и которые мы можем совершать только в этот месяц, и одно из таких поклонений это милостыня разговения (сaдaкa фитp), другое название зaкят aль фитp.

Цель выплаты зaкятa аль фитp это сплочение уммы Мухaммaда (Да благословит его Аллах и приветствует), помощь бедным и воспитание чувствa братства в сердцах мусульман. Выплата милостыни является необходимым условием для принятия поста и лежит на каждом свободном мусульманине, который имеет необходимое количество продуктов для пропитания своей семьи в течение ближайших суток.

Сообщается, что Ибн "Аббaс, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) обязал выплачивать зaкят разговения в качестве средства очищения человека, соблюдавшего пост, от греха пустословия и сквернословия, а также в качестве угощения для неимущих. Зaкят того, кто раздаст его до молитвы, будет принят, для того же, кто раздаст его после молитвы, это станет одним из видов сaдaки» (Абу Дaуд; Ибн Мaджа; aд-Дapaкутни; aль-Хaким).

Лучшее время для раздачи сaдaки разговения является время перед праздничной молитвой, чтобы избавить бедняков от необходимости обращаться к людям с просьбами в этот день. На это указывают также слова Ибн "Умaрa, да будет доволен Аллах ими обоими: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) велел раздавать зaкят разговения до выхода людей на молитву» (aль-Бухapи). Нежелательно задерживать время с раздачей сaдaкa, ведь милостыня фитp это завершающее действие поста, предающее ему совершенство и восполняющее недостатки поста. В этот праздничный день, сaдaкa фитp позволит беднякам разнообразить свой скудный стол, и облегчить бремя нужды.

Выплачивать сaдaкa фитp обязан каждый взрослый и дееспособный мусульманин за себя и своих малолетних детей, а также тех близких кто находится на его обеспечении и на кого распространяются его права. Однако не лежит обязанности на муже выплачивать милостыню за свою жену, т.к., его власть над ней является ограниченной и не распространяется на ее финансовые и имущественные дела.

Размер и качество выплаты сaдaка разговения рассчитывается исходя из хадиса:

727 (1512). Сообщается, что Ибн ‘Умap, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность раздавать в день разговения сaдaку в размере одного сa‘ ячменя или одного ca‘ фиников малому и старому, свободному человеку и невольнику». (Сaхих аль Бухapи).

Пол са" соответствует примерно 2,25 килограмма. По мнению Хaнaфитских ученых считается, что вместо продуктовой помощи бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами. В основе этого мнения лежит то, что выплата милостыни разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в праздничный день, однако человек может нуждаться не только в еде, но и в других вещах необходимых ему. Таким образом, мы видим по какой причине ученые говорили, что в благополучное время раздавать зaкят лучше деньгами, нежели едой, ведь лучшим будет дать то, что принесет большую пользу нуждающемуся. Это мнение соответствует хадису: Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Избавьте их от необходимости обходить (людей со своими просьбами) в этот день» (aд-Дapa Кутни; Ибн Ади; aль-Хaким).

Хотя милостыня aль-фитp может быть выплачена всем категориям нуждающихся, имеющих право на зaкят, исламские ученые единодушны в мнении, что при выплате сaдaкa фитp предпочтение должно отдаваться живущим в бедности и нужде мусульманам, так как назначение садaкa фитp – это помощь в удовлетворении их нужд. Наш Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что зaкят «берется у богатых и раздается бедным» (Сaхих aль-Бухapи), то есть бедные и необеспеченные люди в этом вопросе имеют преимущественное право.

«Фитр» означает разговение, воздержание от поста. Поэтому праздник после поста месяца рамадана называется Ид-уль-фитр (Праздник разговения), так как это день радости после завершения поста. В этот счастливый день в качестве знака благодарности необходимо раздать определенное количество милостыни, называемой фитр-садака (садакат-уль-фитр).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал фитр-садаку обязательной в качестве очищения поста от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных. (Абу Дауд)

Поэтому данная милостыня с целью очищения поста необходима (ваджиб). Другой ее целью является помощь бедным и нуждающимся, чтобы они могли порадоваться этому счастливому дню вместе со своими более богатыми собратьями.

В сборнике имама Тирмизи приводится рассказ о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал глашатая, чтобы объявить по всей Мекке:

Внимание! Фитр-садака– ваджиб для каждого мусульманина: мужчины и женщины, свободного и раба, молодого и старого. Она составляет два мудда пшеницы или эквивалент этого, или один саа пищевых культур!

Раздать беднякам определенное исламом количество денег, ячменя, фиников или др. в Праздник разговения – ваджиб. Такая милостыня в этот знаменательный день и называется «садакат-уль-фитр». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал раздавать фитр-садаку в тот же год (2-й год хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц рамадан. Причинами ее раздачи являются следующие:

1. Для принятия поста.

2. Благодарность Всевышнему за дарование нам достаточной силы, чтобы поститься в рамадан.

3. Очищение поста и получение всех благ от него.

4. Празднование завершения поста.

5. Демонстрация величия праздничного дня.

6. Поспособствовать тому, чтобы бедные тоже почувствовали праздничную атмосферу.

Садакат-уль-фитр – обязательная милостыня, которую необходимо уплатить до Праздник разговения. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Праздника.

Правила раздачи фитр-садаки

Фитр-садака (или фитра) – ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, – которые в день Праздника разговения обладают нисабом закята.

Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если же ребенок родился после рассвета (в Праздник разговения), фитра за него не является ваджибом.

Отец должен заплатить фитру за всех своих неполовозрелых детей.

Муж не обязан выплачивать фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать фитру сама.

Если у неполовозрелого ребенка имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.

Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Праздника). Но если она не была роздана в день Праздника или ранее, то обязательство сохраняется, и фитру необходимо раздать.

Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца рамадана. Фитру можно раздать даже до рамадана. Садакат-уль-фитр – ваджиб как для всех постившихся, так и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Фитру можно отдать только бедным, т. е. тем, кто может принимать закят.

Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как раздачи бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра»

Данные слова иллюстрируют важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Всевышним, только когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильно используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.

Выплата фитр-садака является обязанностью каждого мусульманина, мужчины или женщины, в ведении которого есть 613,35 грамма серебра или его денежный эквивалент, который находится в свободном обращении. Каждый человек, которому принадлежит такая сумма, должен заплатить фитр-садака (милостыня разговения) не только от своего имени, но и от имени своих несовершеннолетних детей. Минимальный размер фитр-садака (милостыня разговения) в этом году в Татарстане равен 100 рублям . Для тех же, кто выплачивает закят, то это сумма составляет 600 рублей . Если у человека есть дети, которые являются иждивенцами, одна и та же сумма должна выплачиваться от имени каждого из них отдельно.

Новости из мусульманских республик

04.07.2015

В казанской мечети «Тынычлык» состоялось заседание Совета Улемов ДУМ РТ, посвященное предстоящему месяцу Рамадан. На заседании приняли участие члены Совета Улемов, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин и главный казый республики Джалиль хазрат Фазлыев.

На основании решения Совета Улемов время начала священного месяца Рамадан в 2015 году приходится на 18 июня, а таравих-намаз в 20 ракаатов в мечетях республики начнут читать 17 июня.

Для выплаты закята Советом Улемов был установлен размер нисаба - 170 000 рублей (по золоту 85 граммов) и 18000 рублей (по серебру 592 граммов), размер садака-фитр (закят аль-фитр - милостыни разговения) - при расчете на ячмень 100 руб., а по изюму 500 руб. В качестве искупления за невозможность держать пост по состоянию здоровья и при невозможности восполнить его в другой день установлена фидия - за каждый пропущенный день в размере 200 рублей. Выбор размера садака остается за плательщиком.

Также была утверждена дата празднования в 2015 году Ураза-байрама, который приходится на 17 июля.

_________________________________

«Фитр» означает разговение или воздержание от поста. Поэтому Ид (праздник) после поста месяца Рамадан называется Ид-уль-Фитр, так как это день радости после завершения поста. В этот счастливый день в качестве знака благодарности необходимо раздать определенное количество милостыни, называемой садакат-уль-фитр.

Передается хазратом Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сделал милостыню Фитр обязательной в качестве очищения постов от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных (Абу Дауд). Поэтому раздать садакат-уль-фитр для очищения поста является ваджиб. Другой целью раздачи садакат-уль-фитр в этот счастливый день является помощь бедным и нуждающимся, чтобы они могли возрадоваться вместе с обладающими достатком.

В хадисе Тирмизи передается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) послал глашатая, чтобы объявить по всей Мекке: «Внимание, милостыня фитр — ваджиб для каждого мусульманина, мужчины или женщины, свободного или раба, молодого или старого — два мудда пшеницы или эквивалент этого, или один саа пищевых культур».

Раздать определенное количество денег, ячменя, фиников и т.д. в день Ид-уль-Фитр является ваджиб. Такая раздача милостыни в этот знаменательный день называется садакат-уль-фитр. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) приказал раздавать садакат-уль-фитр в тот же год (2-ой год после хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц Рамадан. Причинами для раздачи садакат-уль-фитр являются следующие:

1. Раздача садакат-уль-фитр для принятия поста.
2. Благодарность Аллаху Та"аля за дарование нам достаточной силы, чтобы поститься в Рамадан.
3. Очищение поста и получение всех благ от поста.
4. Празднование завершения поста.
5. Демонстрация величия дня Ид.
6. Поспособствовать тому, чтобы бедные тоже почувствовали праздничную атмосферу.

Садакат-уль-фитр — это обязательная милостыня, которую необходимо уплатить в Ид-уль-Фитр. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Ид.

Правила садакат-уль-фитр

Садакат-уль-фитр (или фитра) — ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, - которые в день Ид-уль-Фитр обладают нисабом закята.

Фитра становится ваджиб с рассветом дня Фитр. Поэтому, если кто-то умрет до рассвета дня Ид, фитра не будет выплачиваться из его наследства, так как фитра не будет ваджиб для него.

Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если ребенок родился после рассвета (в день Ид), фитра за него не является ваджиб.
Отец должен заплатить фитру за всех своих несовершеннолетних детей, т.е. тех, которые не достигли половой зрелости.
Не является обязательным для мужа платить фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать фитру сама.
Если у несовершеннолетнего имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.

Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Ид). Однако если она не была роздана в день Ид или ранее, обязательство сохраняется и фитру необходимо раздать.

Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца Рамадан. Фитру можно раздать даже до Рамадана. Садакат-уль-фитр — ваджиб для всех тех, кто постился, равно как и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Фитру можно отдать только бедным, т.е. тем, кто может принимать закят.

Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как на раздачу бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра».

Хадис Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) иллюстрирует важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Аллахом Та"аля только тогда, когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильным образом используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.

Примечание

Размер садакат-уль-фитра (закят уль-фитра) составляет 0,5 саа (около 1,75 кг) пшеницы или муки, или 1 саа (около 3,5 кг) ячменя или фиников (или эквивалентная сумма в денежном выражении - примерно, сто рублей на наши деньги, но пусть каждый в своей местности уточнит цену на эти продукты, и по ним выплачивает).

В 2015 году, размеры обязательной милостыни садакат-уль-фитр составляют:

100 рублей для людей со скромным достатком (минимум столько же и фидия-садака);
- 300 рублей для людей со средним достатком;
- от 500 рублей для состоятельных мусульман.

По решению ДУМКБР, минимальный размер садакат-уль-фитр (по республике) составляет 50 рублей (уточняйте у своего муфтията). И Фидия-садака (кто по старости или по хронической болезни не держал пост), также минимум 50 рублей.

Как сказано в книге «Энциклопедия норм и правил Ислама», намерение можно сделать и в момент выделения средств для фитра, можно и в момент передачи. Но необходимо учесть, что при передаче фитра в руки бедного человека, лучше не говорить о том, что это фитр-садака. Также, нельзя давать фитр-садака своей супруге, близким и дальним родственникам, то есть, родителям, детям и внукам.

Фитр-садака можно дать как одному, так и нескольким людям. Множество людей могут дать свою фитр-садака как одному бедняку, так и нескольким. Однако, согласно одному мнению, одну фитр-садака нельзя делить между несколькими людьми. Можно объединить фитры, которые выплачивают несколько людей, и распределить между нуждающимися. Но наряду с тем, лучше всего передавать фитр-садака по-одному, так как этот подход более приемлем с точки зрения справедливости.

Да смилуется над нами Всевышний Аллах, даст дожить до конца Рамадана, примет наши поклонения, и сделает из числа тех, кто получит книгу своих деяний с правой стороны, и увидит Аллаха в Раю. Аллахумма аамиинь. Уассалам

Всевышний Аллах повелел мусульманам по завершении поста выплачивать закятуль- фитр. В переводе это выражение означает «милостыня разговения». На этом уроке мы поговорим о смысле и правилах выплаты этого пожертвования.

Закятуль-фитр был вменен в обязанность мусульманам во 2 г.х., когда им впервые было приказано поститься в рамадане. Выплачивать этот закят обязательно, поскольку поступать так приказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, любое повеление которого фактически является повелением Всевышнего Аллаха. В Коране по этому поводу сказано: «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (ан-Ниса, 80). Всевышний также сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 115). Он также сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (аль-Хашр, 7).

Закятуль-фитр выплачивается за всех мусульман — взрослых и детей, мужчин и женщин, свободных и рабов. Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного саа сухих фиников или ячменя за всех мусульман — рабов и свободных, мужчин и женщин, взрослых и детей». I

Желательно выплачивать закят фитр и за плод, находящийся в утробе матери, потому что так поступал повелитель правоверных Усман б. Аффан, да будет доволен им Аллах. Мужчина обязан выплачивать закят фитр за себя самого и за тех, кого он опекает, например, за жену или за близких родственников, если они не могут самостоятельно сделать это. Если же они в состоянии выплатить его сами, то лучше, чтобы они так и сделали, потому что это пожертвование является долгом каждого мусульманина.

Закят фитр обязан выплачивать каждый, кто располагает дополнительными средствами сверх того, в чем он нуждается в течение суток в день разговения. Если же дополнительных средств меньше одного саа, то нужно выплатить то, что имеется, потому что шариат не возлагает на человека то, что превышает его возможности. Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» (ат-Тагабун, 16).

Мудрость предписания относительно закята фитр совершенно очевидна.

Во-первых, верующий проявляет заботу о бедняках и удерживает их от попрошайничества, чтобы они могли порадоваться в праздник разговения и достойно встретить его вместе с обеспеченными мусульманами.

Во-вторых, он воспитывает в себе такие прекрасные качества, как щедрость и великодушие, доброта и сострадание.

В-третьих, он искупает грехи и прочие упущения, сделанные во время поста, ведь любое доброе дело смывает совершенные ранее прегрешения и в какой-то степени восполняет упущенное.

В-четвертых, он благодарит Всевышнего Аллаха за то, что Он позволил ему завершить пост и ночные намазы и облегчил для него исполнение праведных деяний во время поста.

Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предписал раздавать закят фитр, дабы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки. Если постившийся раздаст это пожертвование до намаза, то оно будет принято. Если же он раздаст его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием». II

Закят фитр разрешается выплачивать любыми основными продуктами питания, потребляемыми людьми. Не разрешается выплачивать закят фитр кормом для скотины, так как Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать его беднякам, а не животным. Также не разрешается выплачивать его одеждой, мебелью, посудой или утварью, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел в качестве закята фитр раздавать продукты питания. Также не разрешается выплачивать закят фитр деньгами, и тому есть несколько объяснений.

Во-первых, мусульмане не поступали так во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не должны поступать так в настоящее время. Передают со слов матери правоверных Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто внесет в наше дело то, что не от него, то это будет отвергнуто». III

Во-вторых, закят фитр является обязательным обрядом поклонения, в котором точно определен вид выплачиваемого имущества, поэтому нельзя выходить за рамки данного вида так же, как нельзя выплачивать закят фитр до или после отведенного для его выплаты времени.

В-третьих, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел выплачивать закят фитр определенными продуктами, цены на которые, в большинстве случаев, различны. И если бы цену какого-либо продукта можно было принимать в расчет, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал бы выплачивать закят фитр именно этим продуктом, и тогда все остальные продукты выплачивались бы в количестве, эквивалентном цене первого.

В-четвертых, выплата закята фитр продуктами является одним из символических обрядов ислама. Мусульмане могут наблюдать за тем, как взвешиваются и раздаются пожертвования. Выплата же его деньгами превращает этот обряд в милостыню, которую один человек тайно передает другому, и никто, кроме них и Всевышнего Аллаха, не знает об этом.

Таким образом, из достоверных хадисов известно, что закят фитр выплачивается из расчета 1 саа продуктов питания, потребляемых людьми, за каждого человека. Мы уже не раз отмечали, что один саа вмещает 2040 г. высокосортной пшеницы. Безусловно, ячмень и другие продукты питания с малым удельным весом будут весить меньше, тогда как рис, сыр и другие продукты питания с большим удельным весом будут весить больше. И если мусульманин собирается выплачивать пожертвование фитр другими продуктами, то ему следует определить объем 2040 г. высококачественной пшеницы, а затем отмеривать другие продукты по этому объему.

Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного саа сухих фиников или ячменя». IV

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы раздавали закят фитр в размере одного саа продуктов питания, сухих фиников, ячменя или изюма». V

Закят фитр можно выплачивать пшеницей, ячменем, пшеничной или ячменной мукой, сухими финиками или изюмом. В качестве него нельзя раздавать всего два мудда пшеницы, потому пожертвование фитр засчитывается только за один саа, что равняется четырем муддам. VI

Известно, что перечисленные выше пять продуктов питания были основными во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Но если эти продукты питания не являются основными в каком-либо регионе, то их нельзя раздавать в качестве пожертвования фитр. Таково самое достоверное мнение по этому вопросу. Оно подтверждается хадисом, в котором сообщается: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы выплачивали это пожертвование продуктами питания в размере одного саа. А питались мы в то время сухими финиками, изюмом, ячменем и сыром». VII

Если мусульманин не найдет ни одного из этих продуктов питания, то ему не следует отправляться за ними в другой город, а достаточно выплатить закят фитр другими зерновыми или плодами, которые являются основными продуктами питания, например, рисом, кукурузой, гречкой или даже мясом. Нам могут возразить, что мясо невозможно отмерить. В свежем виде мясо действительно невозможно отмерить, и поэтому в данном случае придется выплачивать пожертвование фитр по весу.

Однако в качестве закята фитр нельзя выплачивать продукты, вкус или другие качества которых изменились. Поэтому его нельзя выплачивать заплесневевшими или испортившимися продуктами. Также нельзя выплачивать его хлебом, потому что хлеб невозможно отмерить и хранить в течение долгого времени. Кроме того, приготовление на огне изменяет многие качества муки. Следует признать, что при изготовлении макарон и вермишели многие качества муки также изменяются, однако проводить полную аналогию между хлебом и макаронами нельзя. Поэтому разрешается выплачивать пожертвование фитр макаронами и вермишелью, если они являются основными продуктами питания и хранятся длительное время.

Закят фитр становится обязательным после захода солнца в ночь на праздник разговения. Тот, кто застал это время тогда, когда закят фитр обязателен для него, должен выплатить это пожертвование. В противном случае, человек не обязан выплачивать его. Так, например, если человек умер за несколько минут до заката солнца, то за него не нужно выплачивать закят фитр. Если же он умер через несколько минут после заката солнца, то за него нужно выплатить его. Если человек родился через несколько минут после захода солнца, то за него необязательно выплачивать закят фитр. Однако, как это было сказано выше, поступить так желательно. Если же он родился за несколько минут до захода солнца, то за него необходимо выплатить закят фитр. Объясняется же это тем, что закят фитр становится обязательным именно в то время, когда завершается пост и наступает праздник разговения.

Что же касается времени, когда можно выплачивать закят фитр, то оно делится на дозволенное и желательное. Желательным временем для выплаты закята фитр является раннее утро в праздник разговения до совершения праздничного намаза. Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы раздавали пожертвование фитр в праздник разговения в размере одного саа продуктов питания». VIII

Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать закят фитр до того, как люди выйдут на праздничный намаз». IX

Таким образом, желательно немного задерживать праздничный намаз, чтобы люди могли выплатить закят фитр до него.

Что же касается дозволенного времени, то оно наступает за один-два дня до праздника разговения. Передают, что Нафи рассказывал: «Ибн Умар выплачивал закят за детей и взрослых и даже за моих детей. Он давал его всем, кто его брал, и все они получали его за один-два дня до праздника разговения». X

Необходимо выплатить закят фитр до праздничного намаза и не разрешается откладывать его выплату на более поздний срок. Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предписал раздавать закят фитр, дабы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки. Если постившийся раздаст этот закят до намаза, то он будет принят. Если же он раздаст его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием». XI

Если же человек отложил выплату закята фитр по уважительной причине, например, если он был в пути, и при нем не было продуктов или людей, которым можно было бы выплатить его, или если весть о наступлении праздника застала его врасплох, и он не успел подготовиться, или если он доверил кому-то выплатить закят фитр, а тот человек забыл вовремя сделать это, то он может выплатить это пожертвование и после праздничного намаза.

Закят фитр должен дойти до того, кому он полагается, или до его доверенного лица до начала праздничного намаза. Поэтому если человек вознамерился выплатить закят фитр какому-то определенному лицу, но не смог найти его до праздничного намаза, то он должен выплатить этот закят другому лицу, а не откладывать его выплату на более позднее время.

Человек должен выплачивать закят фитр в месте своего проживания, независимо от того, является ли это место его постоянным или временным местожительством. Если же в месте его проживания нет того, кому можно было бы выплатить закят фитр, то он может выплатить его в другом месте через свое доверенное лицо.

Необходимо выплачивать закят фитр беднякам, а также должникам, которые не в состоянии расплатиться со своими кредиторами. Разрешается раздавать его нескольким беднякам, так же, как можно раздать несколько пожертвований одному бедняку, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил количество выплачиваемого продукта, но не определил количество тех, кому эту милостыню полагается раздать. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!