Главная · На заметку · Негативные педагогические стереотипы мышления. Гендерные стереотипы учителей и учащихся Что такое стереотип

Негативные педагогические стереотипы мышления. Гендерные стереотипы учителей и учащихся Что такое стереотип

Сегодня общественный статус и общественное мнение об учителях, как это показывают опросы, не высокий, и перед учителями стоит задача - изменить отношение к себе к лучшему. За вас, учителя, этого никто больше не сделает. Итак, путь осилит идущий...

Стереотип первый: учитель - профессия бездоходная и непрестижная

Главным элементом типового образа учителя в современном сознании общества является неприбыльность, а следовательно и непрестижность этой профессии. Этот стереотип, к сожалению, самый болезненный из всех, и сломать его очень трудно. Это обусловлено реальностью, ведь всем известно, что заработная плата, которую сегодня получают российские учителя, - одна из самых низких в мире. Например, в Турции зарплата учителей составляет $ 10 000 в год, а в Англии и Америке - $ 38 000 в год. Ближайший к нам по окладу учителей - тот самый Гондурас - $ 2500 в год.

Согласно социологическим опросам, большинству учителей денег хватает на еду и товары первой необходимости. И только каждый третий заявил, что зарплата позволяет приобрести товары длительного пользования. А учитывая, что в современном мире престиж профессии напрямую зависит от размера заработка, учительское образование считается чем-то второсортным.

Интересно, что престиж профессии низок не только в общественном восприятии, но и в восприятии самих учителей - об этом свидетельствуют все те же опросы. На вопрос «почему вы выбрали эту профессию?» Большинство отвечает, что у них не было выбора. Как правило, отношение к профессии в столь низко мотивированных педагогов не меняется к лучшему. А это может привести к общему снижению кадрового потенциала учителей.

Поэтому этот стереотип необходимо менять, ведь в действительности школа - это первая ступенька на пути жизненного успеха, которая дает базу для получения высшего образования. И профессия учителя - одна из самых востребованных в мире. Сегодня есть много успешных примеров, когда учитель неплохо зарабатывает и имеет высокий социальный статус. Хорошие зарплаты, например, у учителей частных школ. Если же вы преподаете в государственном учреждении, используйте индивидуальные занятия с учениками - эта практика распространена во всем мире, и в ней нет ничего плохого. Знайте себе цену и требуйте от окружающих соответствующего отношения.

Стереотип второй: учительница? Но она в три часа уже дома

Это тоже очень распространенное мнение, на самом деле не соответствует действительности. Ведь кроме времени, потраченного на урок, у учителей есть много других обязанностей. По результатам опросов, еженедельная занятость учителя среднестатистического учителя - до 30 часов в неделю. Но ведь еще существует проверка тетрадей, которая занимает до 10 часов в неделю, подготовка к урокам (до 12 часов), собрание родителей, заседание педагогических советов (до 8 часов). Кроме этого - разнообразная бумажная работа, как заполнение журналов, оформление отчетов, тоже занимает пропасть времени (по разным оценкам, до 8 часов в неделю). Поэтому не трудно подсчитать, что учителя работают не меньше, а то и больше представителей других профессий. В связи с этим в некоторых учителей даже сложилось мнение, что школа - это, во-первых, «контора», и основное занятие учителя в конторе, конечно, - писать и заполнять различные бланки. На самом деле задача учителя в школе совсем другая, и такая бумажная работа превращает некоторых учителей на служащих, которые не ищут творческих подходов к обучению, а примитивно «отчитывают материал».

Поэтому следует искать пути избавления учителей от ненужной писанины. Возможно, какую-то часть работы следует отменить вовсе, а какую-то передать отдельному человеку, который будет заниматься исключительно канцелярской работой.

Стереотип третий: учитель - это консерватор

Такое распространенное мнение сложилось благодаря тому, что большинство учителей - это люди среднего возраста. Статистические подсчеты показали, что большинство учителей, а именно 31% - это люди от 31 до 40 лет. Молодые люди до 26 лет составляют 5,7% опрошенных, в 27-30 лет - 7,1%. Считается, что в среднем возрасте человек мало интересуется новостями, склонен к использованию наработанного опыта, не прислушивается к другим. Но этот стереотип тоже надо ломать, ведь он отвечает действительности только наполовину.

По опросам, более половины учителей еженедельно 1-8 часов занимаются повышением своей квалификации, изучением профессиональной литературы, новых методик. Не находят времени на это только не более 5% учителей. Все учителя минимум раз в пять лет проходят курсы повышения квалификации - это обязательно.

Что же касается владения компьютером и интернетом, то это умеют делать больше половины учителей и большинство директоров. Почти каждый третий учитель и каждый второй директор умеет пользоваться интернетом. Но эта цифра не приближается к 100% из-за того, что возможности доступа к компьютерам ограничены - они зависят от размеров школы и района расположения школы. Только каждый четвертый учитель в деревне имеет доступ к глобальной сети, тогда как в центрах такая возможность есть у половины опрошенных. Таким образом, учителя желают «общаться» с компьютером, но обычно такой возможности у них просто нет.

Здесь следует отметить, что Интернет - необходимая реальность настоящего, бездонный колодец разнообразной информации, и без него движение вперед будет неполноценным. Поэтому, если вы еще не освоили искусство поиска полезной информации в глобальной сети, самое время заняться повышением своей квалификации в этом направлении.

Стереотип четвертый: учителей засыпают подарками

Многие считают, что традиция подарков и взяток глубоко укоренилась в высших учебных заведениях и школах нашей страны. Но нужно отличать подарки от взяток, ведь в том, что школьники все вместе подарили своему учителю на Новый год, 8 Марта или День учителя подарок, нет ничего противоправного. Это знак уважения и внимания, который в отношениях «учитель-ученик» вполне допустимый. Опросы учителей показали, что им приятно получать небольшие подарки от детей, но это никак не влияет на их отношение к ученикам.

Стереотип пятый: со временем учитель-женщина совсем теряет женственность

Профессия учителя считается женской в отличие от многих других. И это логично, ведь женщина традиционно воспринимается как более мягкая, добрая, внимательная, чем мужчина. Феминизация учительских кадров не усиливается, но количество женщин в школе и без того превышает количество мужчин: 80% процентов учителей - женщины. Среди директоров их чуть меньше - 76%.

Многие считают, что женщина в школе перестает быть женщиной в прямом смысле этого слова, т.е. быть привлекательной, нравиться противоположному полу. Но школа и женская красота кажутся совершенно противоположными вещами. Наоборот, женская привлекательность может вам пригодится как в отношениях с коллегами, так и в отношениях с учениками, ведь «законы женской привлекательности» действуют и здесь. Расположить к себе будет полезно и в отношениях с родителями учеников, она поможет установить взаимопонимание. Женщина, которая больше похожа на «рабочий станок», имеет гораздо меньше шансов получить от своих коллег ответ «да» и заставить людей идти ей навстречу в решении возникающих вопросов. Не вызывает она и чувство уважения к себе. Поэтому, если женщина и в обстоятельствах школьного цейтнота остается женщиной, от этого она только выиграет.

Поэтому, хорошие наши, будьте Женщинами с большой буквы и в первую очередь ломайте негативные стереотипы, создавайте себе новый образ успешных женщин и делайте вашу профессию не только престижной, но и красивой. Пусть мужчины завидуют …

9 сакавіка 2015

14 737

На примере школьного образования мы проследим, как под видом «гендерной культуры» в сознание детей встраивают стереотипы о социальных ролях мужчины и женщины, которые воспроизводят поздние советские реалии: мальчик строгает табуретки, а девочка - вяжет и готовит.

Школа - один из значимых социальных институтов, с которыми сталкивается человек. Образовательная политика тесно связана с устройством общества, расстановкой сил в нём, существованием правил, которые обеспечивают функционирование контроля. Таким образом, среднее образование - это не только комплекс учебных дисциплин, но и социальные догмы, ориентирующие человека на существование в определённой парадигме. И гендер является ее краеугольным камнем.

Эта социальная «надстройка» над полом декларирует важность физиологических отличий мужчины и женщины, детерминированность их социальных ролей. При несовпадении пола и гендера личность переживает отчуждённость от других людей, ощущает себя «неправильной», подвергается осуждению и давлению.

«Что станет с гендерными ролями, если не прививать детям поведенческие паттерны в соответствии с полом? Что будет, если исчезнет деление на женские и мужские профессии, черты характера, предметы одежды?..»

С исчезновением понятия «гендер», а значит, и самого явления из нашей жизни, обществу придется пережить серьезную трансформацию. Однако сегодня в Беларуси такой реформистский путь кажется неоправданно сложным. Законодательно закреплять, «консервировать» традиции, которые теряют свою реальную жизнеспособность, проще.

Гендерное воспитание - это официально артикулируемая концепция белорусского образования. Воспитательная работа включает в себя «гендерное воспитание», призванное формировать у учащихся «представления о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе» и «семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей» .

«Семейные ценности» - ключевое понятие гендерного воспитания постсоветского пространства. Важно понимать, что официальная риторика в очерченном культурном регионе подразумевает под семейными ценностями вовсе не необходимость работать с проблематикой института патриархатной семьи, модернизировать и гуманизировать его. Речь идет не о ценности доверительных отношений и равноправия, на которых строится счастливая семья, но о ценности (точнее, выгодности) мифа о гетеронормативности и сохранности традиционализма. Семейные ценности в данном случае синонимичны патриархату, гендерным стереотипам и несвободе.

© ussr-lib.com


Формируя у детей восприятие себя как девочек и мальчиков со специфическими женскими или мужскими ролями, система образования конструирует в людях представления о семейной «норме», и в этом представлении нет места инаковости. Шайло Нувель, 7-летняя дочь Брэда Питта и Анджелины Джоли, недавно попросила называть её Джоном и считать мальчиком. Родители уважают это решение. Впервые о гендере Шайло-Джона заговорили ещё в 2010 году, когда таблоид Life&Style выпустил материал под заголовком «Зачем Анджелина превращает Шайло в мальчика». Причиной публикации стали изменения в стиле Шайло: она перестала носить платья, вместо причёсок с заколками появилась стрижка-унисекс. Джоли прокомментировала ситуацию, сказав, что её дети сами могут выбирать одежду в соответствии с тем, как они себя ощущают. В результате мы видим уникальный опыт принятия себя: уже в раннем возрасте человек смог сделать выбор, зная, что он не подвергнется осуждению. Возможно ли такое развитие событий в обществе, которое делает трансгендеров невидимыми и закрепляет в детях устаревшие клише про определяющую роль пола?

Воспитание детей в рамках бинарной оппозиции маскулинного и феминного приводит к формированию гендерных стереотипов, облегчающих классификацию и - как следствие - контроль. Ведь вместо личности с её потребностями и устремлениями есть стандартизированные «мужчины» и «женщины» с общими для класса устремлениями и потребностями. Консервативное воспитание делает людей некритичными, уменьшает их способность к рефлексии и открытость новым практикам, сколько бы аргументов в пользу последних ни было озвучено. Гендерные стереотипы поощряют косность мышления, слепое доверие к традиции.

Если рассматривать школу как составную часть подготовки индивида к профессиональной деятельности в реалиях конкретного общества, то нужно выяснить, какие ожидания на его счёт существуют в Беларуси. В недавнем министр труда и социальной защиты Беларуси Марианна Щёткина говорит, что «гендерные стереотипы зачастую не дают видеть истинную картину, а это мешает и мужчинам, и женщинам». На вопрос журналистки о том, стоит ли в таком случае бороться с гендерными стереотипами, Щёткина высказывается удивительно туманно:

Здесь главное не слишком увлекаться. Безвольный, изнеженный мужчина никогда не станет в массовом сознании привлекательным образом. А что касается женщин, то, как отметил великий русский хирург, педагог и общественный деятель Николай Пирогов, «женщина с мужским образованием и даже в мужском платье должна оставаться женственной и никогда не пренебрегать развитием лучших дарований своей женской природы».


Но это далеко не единичное противоречие: кажется, что вся концепция белорусского гендерного воспитания построена на оксюморонах.

© ussr-lib.com


«Политика государства опирается на гендерную модель симметричного и равновесного включения мужчин и женщин во все сферы общественной жизни» . Но может ли происходить симметричное и равновесное включение мужчин и женщин во все сферы общественной жизни, если для учеников разного пола вводятся разные предметы, которые закрепляют существующий полоролевой подход?

Таким образом, расшифровка понятие «гендерное воспитание» на уровне официальной риторики - это попытка усидеть на двух стульях: с одной стороны, сохранить консервативные позиции, с другой - облечь их в форму либеральности и прогрессивности, поставить в один ряд с понятиями «гендерное равенство», «равноправие».

В пояснительной записке Е. Коновальчик и Г. Смотрицкой к учебной программе факультативных занятий для VIII(IX) классов учреждений общего среднего образования «Основы гендерной культуры» говорится о том, что цель факультативных занятий «Основы гендерной культуры» - формирование гендерной культуры обучающихся как элемента базовой культуры личности и условия её успешной реализации как семьянина, профессионала, гражданина.

Основные задачи данных занятий:

Приобретение знаний о гендерных особенностях представителей обоих полов;
систематизация представлений о социально одобряемых качествах мужчин и женщин и распределении гендерных ролей в современном мире;
закрепление знаний о гендерном равноправии, недопустимости половой и иной дискриминации, всех видов насилия;
формирование ценностного отношения и толерантного восприятия представителей обоих полов, умения конструктивно общаться и сотрудничать;
выработка позитивных установок в отношении брака и семьи, воспитания детей.

Нам снова предлагают сочетать «представления о социально одобряемых качествах мужчин и женщин и распределении гендерных ролей в современном мире» со знаниями о равноправии, словно это не взаимоисключающие вещи. Заявление о гендерных особенностях полов и вовсе ставит под сомнение уровень понимания составителями программы используемой терминологии.

Полоролевой подход к составлению образовательной программы наглядно представлен серией «раздельных» дисциплин. Различные нормативы для мальчиков и девочек, предусмотренные курсом физической культуры, могут показаться логичными, так как речь идёт о физических особенностях пола, а не о гендере. Однако если вдуматься, то смысл подобного ранжирования не является самоочевидным. Почему нормативы дифференцированы по половому признаку, а не по возможностям людей вообще?

«Есть девочки, которые обладают большей физической силой, чем мальчики. Есть мальчики, которые прыгают хуже других мальчиков. Есть девочки, которые бегают медленнее других девочек»

Не разумнее ли по-разному оценивать разные категории физических возможностей, а не закреплять за женщиной ярлык «слабый пол» и на таком уровне?

Также стоит добавить, что вопрос с физическими нагрузками во время менструации на официальном уровне не решён: ученицы договариваются с преподавателями в индивидуальном порядке, и это значит, что они могут подвергаться насмешкам или вовсе не получить разрешения на отдых. Российский сайт «ФИЗКУЛЬТУРА НА 5», например, даёт учителям такие советы:

В то же время хорошо известно, что на период менструации женщину никто не освобождает от работы, от выполнения обязанностей по домашнему хозяйству и т. д. А ведь зачастую эти нагрузки ничуть не меньше, а порой даже и больше, чем на уроках физической культуры.

Раздельные уроки труда (5-9 классы)


Если в цитируемых выше нормативных документах упоминается о воспитании чувства равенства, то школьная программа трудового обучения не позволяет сделать подобные выводы. Эти уроки так откровенно транслируют представления о патриархатной семье, словно не было множества авторок и авторов, которые писали о невидимом женском труде - работу по хозяйству по-прежнему обесценивают и считают само собой разумеющейся. Труд в сознании детей и подростков разделяется на мужской и женский, и школьники получают лишь те навыки, которые считаются полезными для представителя того или иного пола. Шитьё, вязание, вышивка, кулинария - это о девочках. Работа с инструментами, деревом и металлом - мальчики. В таких условиях невозможно развивать свои способности и склонности, потому что о них попросту никто не спросит.

© ussr-lib.com


Допризывная подготовка и медицинская подготовка (10-11 классы)


Данный комплекс не только закрепляет гендерные стереотипы, но и способствует усилению милитаристских настроений. Боец и медсестра, романтические советские образы, перекочевали в современную жизнь. Хочешь мира - готовься к войне? В качестве ответа хотелось бы вспомнить феминистский лозунг о том, что не нужно учить женщин защищаться, нужно учить мужчин не насиловать. Поэтизировать войну, проводя военные парады, где родители фотографируют детей на фоне танков и «катюш», закрепляя это школьными уроками, - значит делать насилие допустимым. В предыдущем пункте мы говорили о пренебрежении феминистскими трудами, а здесь уместно вспомнить Ремарка, Воннегута, Хемингуэя, Толстого с его «Севастопольскими рассказами», «Завтра была война» Бориса Васильева... Разве это не правдивее идиллических открыток с улыбающимися медсёстрами в обнимку со счастливыми красноармейцами?

Гендерные стереотипы упрощают манипуляции с массовым сознанием, а милитаристская риторика требует именно этого: типизации, некритичности и управляемости.

Стоит отметить, что школа воплощает в жизнь принципы гендерного воспитания не только на классных часах и «раздельных» предметах, но и на «общих» дисциплинах: например, школой традиционно ставятся под сомнение способности девочек к точным наукам. Это приводит к тому, что возможности женщины планомерно и последовательно обесцениваются, и сами девочки ощущают себя менее способными и сильными, чем мальчики.

Исследования, проведенные в школах страны Американской ассоциацией университетских женщин, показали, что мальчики в 5 раз чаще по сравнению с девочками удостаиваются внимания учителей, их в 8 раз чаще вызывают к доске. В результате уже вне стен школы мальчики чувствуют себя более уверенными и способными. Исследования также показывают, что именно в возрасте 9-14 лет девочки с наибольшей вероятностью могут потерять уверенность в себе и представление о собственной ценности. Они становятся физически менее активными, начинают хуже учиться, пренебрежительно относятся к собственным интересам и потребностям .

© ussr-lib.com


Инструменты подавления в школе действуют не только по отношению к ученикам. В ноябре 2014 года в школы Бреста были разосланы рекомендации, касающиеся внешнего вида учителей. Данный дресс-код, разработанный Министерством образования ещё в 2009 году, вызвал бурную реакцию пользователей байнета. И неудивительно: рекомендация пестрит словами «должен», «должна», «должны», и даже самый восторженный поклонник форменной одежды поневоле задумается, кто же определяет «традиционно» допустимое количество украшений, «правильный» размер пуговиц и «школьную» расцветку колготок.

Одежда
«Считается неприличным вести урок в джинсах; спортивной одежде, одежде с бахромой, блёстками, кружевами, большими яркими пуговицами, одежде, оставляющей открытой область живота, мини-юбке, юбке с большим разрезом, просвечивающейся блузке или блузке с очень глубоким декольте; пончо и подобных ему бесформенных накидках; «цыганских» юбках и т. д. Одежда для школы (гимназии, лицея) не должна быть слишком облегающей и вызывающе ярких расцветок. Не допускаются колготки и чулки в крупную сетку, клетку или в цветочек. Голые ноги, пусть и очень красивые, также не приветствуются, даже в очень жаркую погоду».

Обувь
«Деловой стиль также не приемлет кроссовки, шлёпанцы и любую обувь с незакрытой пяткой, открытые босоножки, сапоги выше колена. Обувь должна быть строгих классических форм, на невысоком устойчивом каблуке (не выше 6 см), ни в коем случае не массивная и не хрупкая».

Прическа, макияж, маникюр, украшения
«Причёска или укладка должны оставлять открытым лицо, т.к., во-первых, смотрятся аккуратнее, и, во-вторых, открытое лицо вызывает больше доверия. Слишком длинные распущенные волосы, африканские косички, дреды - все это также не для школьного учителя. Макияж должен быть неброским и лёгким. В маникюре следует избегать двух крайностей: неухоженных или слишком длинных и ярких ногтей. Украшения не должны блестеть, быть громоздкими, звенеть, все эти факторы будут отвлекать учеников от сути объясняемого материала. Традиционно считается, что должно быть не более трёх украшений».

Кем же «считается»? Кем «не допускаются» и «не приветствуются»? Почему в рекомендации для учителей имеют место оговорки вроде «пусть и очень красивые» (ноги)»? Почему рекомендации касаются в основном женщин (в одном ряду с мини-юбками не упоминаются шорты)? Массивная и хрупкая обувь - ни в коем случае, потому что от прочности учительской обуви зависит ход урока? Чем плоха бесформенная накидка и яркие цвета? От этих вопросов легко перейти к другим: что случится, если девочки будут строгать табуретки, а мальчики научатся шить и готовить? Что произойдёт, если детям не скажут «тыжедевочка» и «тыжемальчик»? Как изменится мир, если в нём будут личности, а не абстрактная масса мужчин и женщин, которые якобы наделены фундаментальным сходством со всеми представителями своего пола?



1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі, №2, 2007., C.11.
2. Стаховская С., ГУО «Крынковская СШ Лиозненского района» (из материалов конференции по гендерному воспитанию, 2013 г.)
3. Муфель Н., «Основные проблемы гендерной социализации девочек».

Автор: Круподёрова Оксана Елизаровна, учитель истории и обществознания, ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф.Катанова», город Абакан, Республика Хакасия .

Преодоление стереотипов у современных школьников.

Известно, мы живём в мире стереотипов. Несмотря на некоторые положительные аспекты этого явления, самым главным из которых является экономия нашего времени и умственных затрат, по мнению современных исследователей, стереотипы оказывают больше негативное влияние. Стереотипы мешает индивидуальному развитию человека. Стандартно мыслящий человек не может быть полноценной творческой личностью, так как полностью или частично лишён самостоятельности в суждениях. Он больше подходят для безропотного выполнения однотипных механических действий. В современном стремительно развивающемся, изменчивом мире востребованы не просто исполнители чьих-то идей и планов, люди, действующие по шаблону, а люди творческие, инициативные, способные принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях

Из наиболее распространённых причин формирования стереотипов в процессе обучения в школе можно выделить следующие:

    Информационные стереотипы – это общественные стереотипы, которые возникают при отсутствии каких-либо информационных знаний в сознании человека, аспекты которых, косвенно рассматриваются в стереотипе. Школьники также зачастую прибегают к ним, так как это проще, нежели искать информации.

    Особую роль в формировании стереотипов играют СМИ. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из их мышления индивидуальные установки. Не критический подход к информации в СМИ, способствует зарождения множества стереотипов. Не обладая достаточным жизненным опытом ученики, воспринимают всю информацию за чистую монету.

    Стереотипы авторитетности – это общественные стереотипы, которые основаны на стереотипе, о том, что какие-либо люди, обладают большим объёмов информационных знаний, в какой-либо области, чем знания у человека подверженного данному стереотипу, что они всегда предоставляют объективную информацию и не могут ошибаться. Часто в качестве такого авторитета школьники, особенно младших классов, воспринимают своего учителя или одноклассника-отличника.

    Причиной стереотипов может быть страх. Совершая тот или иной поступок, мы, так или иначе, оглядываемся на общество, надеясь на его поддержку и опасаясь его осуждения. Тем самым принимаем чужое мнение, боясь совершить ошибку и сделать себе больно.

    Большую опасность представляют для подрастающего поколения этнические и религиозные стереотипы, которые существуют в нашем обществе в форме предубеждений и предрассудков

    Стереотипы навешивания определенных «ярлыков» характерны и для учеников и для учителей. Это проявляется в том, что объекту познания приписываются свойства без попыток выявления его индивидуальных особенностей. При оценке людей человек использует так называемые правила идентификации, из которых, например, вытекает, что люди, имеющие определенные физические свойства или ведущие себя определенным образом, имеют определенные личностные качества.

    Сделаны выводы, что школы способствуют усилению половой стереотипизации посредством социализации детей в соответствии с традиционными характеристиками мужских и женских ролей: например, школьные учебники изображают девочку помогающей матери в домашней работе, а мальчика отцу во дворе.

Как избежать формирования стереотипов в процессе обучения и бороться уже с существующими ?

Во –первых необходимо научить детей распознавать стереотипы. Один из первых исследователей, Уолтер Липман, описал четыре свойства стереотипа:

    стереотипы всегда проще реальности. Они описывают сложнейшие явления простыми фразами.

    стереотипы чаще всего не подтверждаются, либо частично подтверждаются жизненным опытом, а воспринимаются как непреложные истины, полученные извне (СМИ, авторитетные люди), без критики.

    большинство стереотипов ложны, так как приписывают конкретному лицу черты, которыми он обязан обладать в силу своей принадлежности к какой либо группе.

    по своей убедительности стереотипы сильнее реальности, имеют сильное эмоциональное воздействие.

Классическая формула стереотипов выглядит так: «Все X обладают свойством Y ». Например, «все блондинки-глупые», «все полные люди-добрые», «все китайцы низкого роста» и т.д.. Особенно важно, различать и бороться с этническими стереотипами, которые наиболее опасны для общества.

Научить ребёнка мыслить не стереотипно означает:

    научить школьников выделять причинно-следственные связи;

    выделять ошибки в рассуждениях;

    уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

    избегать категоричности в утверждениях;

    выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

    уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

    подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

    отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

Для того, чтобы избежать формирования стереотипов у каждого педагога найдётся достаточный арсенал средств. Так нетрадиционные формы уроков по истории и обществознанию урок-дискуссия, урок-диспут, урок-суд, урок-конференция, семинары, применяемые мной, позволяют не просто научить учащихся выражать своё мнение, но и аргументировано его отстаивать, сопоставлять с другими точками зрения, выявлять правильность или ошибочность суждений. При этом важно научить ребёнка уважать чужое мнение, прислушиваться к нему, положительно воспринимать критику в свой адрес. Эмоциональная реакция на любое замечание по существу, должна быть неизменной. Это путь к самосовершенствованию. Особую роль в борьбе со стереотипами играет проблемно-поисковый метод обучения, проектная технология, которые способствуют альтернативному восприятию материала, критическому анализу источников. В игровой форме закладывают основы критического мышления у детей младшего и среднего звена. Например, игра «оптимисты» (те, которые должны найти положительные аспекты каких либо процессов и явлений) и «пессимисты» (те, которые должны найти отрицательные аспекты), учит сомневаться в оценки фактов. Для старшеклассников также используются игровые технологии. Например, игра «Журналист» с написанием критической заметки в газету или журнал, позволяет в целом не только критично относиться к СМИ, но и отделять факты от их субъективной интерпретации. Успешно борется со стереотипами деловая игра «дилетант» и «профессионал». Известно, мнение дилетантов основываются на стереотипах и имеют характер неаргументированных убеждений. Именно это свойство в ходе игры должны обнаружить дети и сделать выводы. Воспитательный аспект игры заключается в выработке негативного отношения к стереотипам, стремлению их избегать. Преодолению стереотипного восприятия материала способствует определённые задания по работе с текстом. Например, найдите в тексте мнение автора. Согласны вы с ним или нет. Какие идейно-политические взгляды он выражает, обоснуйте ваше мнение. Составьте логическую цепочку. Найдите фактическую ошибку и объясните её и т.д.. В преодолении стереотипов важна мотивация, т.е. желание их преодолеть. Поэтому ученик, безусловно, должен знать о негативном влиянии стереотипов, таких как ложность, предвзятость, консерватизм, расизм.

В современном обществе широко распространены весьма спорные этнические, национальные стереотипы. Этнокультурные стереотипы – это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Немецкая аккуратность, китайские церемонии, африканский темперамент, медлительность эстонцев, польская галантность – стереотипные представления о целом народе, которые распространяются на каждого представителя. Это мешает видеть индивидуальность человека, ведь все мы разные. Стереотипы могут принимать форму негативных этнических предубеждений и предрассудков. Предубеждение характеризуется негативным эмоциональным зарядом и соответствует таким формам поведения как избегание общения или уклонение от межэтнических контактов в определенных сферах жизнедеятельности. Предрассудок в свою очередь отличает большая концентрация негативных эмоций, чрезмерное восхваление достижений и качеств своей нации в сочетании с высокомерным отношением и неприязнью к другим народам. Предрассудок в реальном поведении уже не ограничивается стратегией избегания, а проявляется в конкретных поступках дискриминирующего характера. К таким стереотипам относятся, например, расовая дискриминация. В истории человечества было много трагических событий, которые стали следствием негативных предрассудков относительно той, или иной национальности. Подобные настроения в обществе могут выливаться в столкновения, войны. Необходимо подрастающему поколению говорить об этих фактах, воспитывать у них толерантность.

Таким образом, для того, чтобы воспитать личность самостоятельную и творческую, толерантную мы должны научить ребёнка высказывать своё мнение по любому вопросу, отстаивать свою точку зрения опираясь на логику и факты, не бояться ошибаться и признавать свои ошибки, исправляться и двигаться вперёд. При этом сами педагоги должны освободиться от некоторых стереотипов, которые складываются со временем в результате накопления определённого педагогического опыта. Типичным примером подобных стереотипов можно считать убеждение некоторых педагогов в том, что все двоечники – это люди, которые в жизни ничего не добьются. Или,например, что отличники обладают исключительно положительными личностными качествами характера, что может не соответствовать действительности. Особенно живучи в школе гендерные стереотипы. Принадлежность человека к мужскому или женскому полу позволяет приписывать ему те стереотипы, которые относятся к данному полу. Хотя совершенно ясно, что принадлежность человека к определенному полу не свидетельствует о наличии у него определенных качеств, поведения, привычек, приписываемых людям этого пола. Педагоги часто ставят в укор мальчикам, что они поступает не по -мужски, а девочкам, что они ведут себя не как девочки. Некоторые учителя до сих пор, склонны приписывать технические способности мальчикам, а гуманитарные девочкам, соответственно выстраивать свои требования. В соответствии с представлениями о мужских и женских ролях распределять вид занятий. Лишь серьёзная работа над собой позволяет педагогам, имеющим большой стаж работы избегать категоричности и полярности в мышлении, консервативности взглядов. Эффективным средством преодоления стереотипов является индивидуальный подход к учащимся, стр емление в каждом ребёнке распознать его способности, таланты.

Стереотипы начинают формироваться в семье. Родители, волей неволей, делясь своим жизненным опытом с детьми, навязывают им свои стереотипы. Задача педагога, прежде всего классного руководителя, воспитателя научить родителей способам избегания излишней стереотипизации мышления ребёнка. Для этого необходимо формировать логическое мышление и лучше всего - с раннего детства. С помощью логического мышления родители смогут научить своего ребёнка отделять существенное от второстепенного, находить взаимосвязи между объектами и явлениями, создавать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения . Также необходимо научить ребёнка критически мыслить.

Вот некоторые советы, которые дают психологи. Они помогут развить критическое мышление у детей:

    В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически.

    Приучать ребёнка развивать мышление разными способами и в игровой форме. Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.

    Не принимать ответ: "Потому что так хочу" или "Потому что мне так нравится", если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Просить ребенка подумать и назвать настоящую причину. Помочь ему, задавая наводящие вопросы.

    Позволить ребенку сомневаться. Ребёнок сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам - отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.

    Ребёнок указывает на ошибку в рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Необходимо поощрять такие разговоры.

    Стараться приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы .

В заключении хочется сказать, что стереотипное мышление – бич современного российского общества. Оно мешает индивидуальному развитию людей по собственной, независимой ни от кого программе. Эффективность борьбы с ним определяется тем, насколько раньше человек осознаёт необходимость этого. В школе, когда ещё идёт процесс формирования личности гораздо легче выработать основные подходы по преодолению стереотипов, нежели впоследствии, когда личность будет уже сформирована. Таким образом, на педагогов возлагается огромная ответственность - воспитания поколения свободно мыслящих людей, над которыми не давлеют стереотипы.

Я пишу об этом потому, что все мы так или иначе соприкасаемся с миром школы, а кроме того – уж простите за общее место! – не все из нас понимают, что именно из этого мира выходят в жизнь люди, которые формируют вокруг нас под видом нормы мир абсурда, бессмыслицы. Зато все мы этим миром возмущаемся.
Разумеется, я вовсе не считаю, что всё складывается в школе, что от школы всё зависит и т.д. Но всё же процесс социализации во многом проходит именно там.

В прошедшем учебном году я впервые работал в такой школе, куда берут не всех. В целом ученики и правда лучше, чем во всех предыдущих моих школах. Но даже это "в целом" означает, в сущности, что здесь почти нет совсем уж безнадёжных. Учителей хороших тоже немало, но и не так чтоб уж очень много. И мне пришлось в очередной раз столкнуться именно с теми стереотипами, которые не просто сильно портят жизнь учителю, но и переворачивают мир с ног на голову. Чтобы это осознать, не нужно ни принципа остраннения, ни сверхъестественных персонажей или фантастических сюжетов – достаточно просто следовать логике и не терять способности спокойно оценивать происходящее.

Стереотипы, продуцирующие бессмысленность, порабощают нас. А противостоять им очень сложно, порой даже невозможно. Особенно угнетает одно: чуть только попробуешь воззвать к разуму, напомнить, кто мы, зачем мы работаем и как должны работать, так сразу тебя окружает вихрь идиотического возмущения и таких неожиданных форм противодействия, таких сногсшибательных "аргументов", что диву даёшься. И только собственная абсурдоустойчивость позволяет остаться самим собой и добиваться своего, хотя даже в этом случае всё равно мало кто признает твою правоту, поскольку подавляющее большинство предпочитает мир вывихнутых понятий и перевёрнутых принципов.

I. „Переход в среднюю школу всегда травмирует, детей надо пожалеть, а поэтому, Сергей Игоревич, задания должны быть полегче, оценки надо ставить помягче – это детей стимулирует! И зачем столько требовать? Их ведь этому в начальной школе не учили! В конце концов, ребёнок же старался!”

Что значит пожалеть ? Вызвать к доске, дать примитивное задание и поставить пятёрку? Выслушать монотонное, бездумное прочтение стихотворения и поставить пятёрку, потому что ребёнок старался ?! И когда же это лёгкие оценки стимулировали?! Бред. Ложь. Но эта бредовая ложь на все лады повторяется классными дамами и родителями, эта бредовая ложь вынуждает многих учителей создавать иллюзию успеха, а в результате мы имеем откровенных лентяев, которые не в состоянии справиться с примитивным диктантом. А я, гад такой, тройки и двойки ставлю, видите ли, и невесть чего хочу от бедных деточек, которые обленились настолько, что одна не может в течение полугода принести тетрадь для сочинений, хотя я в дневнике регулярно пишу напоминания, другой не в состоянии за три недели выучить банальные правила чередования гласных в корне, несчастные раст-ращ-рос и лаг-лож, а третий не желает в течение месяца найти время, чтобы выучить стихотворение. Ну и, само собой, недовольные мамки, недовольные классные дамы, я им порчу картину успеваемости, у меня низкий процент качества, у ребёнка по всем предметам 4-5, только Райский поставил тройки…

II. Кстати, об иллюзии успеха. Ещё один стереотип: „Отстающему ученику надо помочь, для повышения мотивации к обучению надо поставить его в ситуацию успеха, чтобы он поверил в свои силы, стал стараться – тогда он обязательно вытянет, выучит… А вы, Сергей Игоревич, не желаете подобрать ключик, найти индивидуальный подход…”

И опять бред. Бред потому, что эта выдумка методистов годится лишь в отдельных случаях. Например, если дело только в психологическом барьере: скажем, боится ученик перед всем классом отвечать. Ну, или меня лично боится, стесняется… А если он в начальной школе базовые знания не усвоил, путает части речи и члены предложения, не знает падежи, не может задать вопрос от одного слова к другому – никакой ключик тут не подберёшь, кроме репетитора. И если ученик читает в три раза медленнее, чем должен, а словарного запаса ему только на Агнию Барто и хватает, то индивидуальный подход возможен лишь один: срочно учить читать, причём заниматься этим должен не я. И если ученик не может сосредоточиться, пишет медленнее всех, без конца теряет или забывает ручку, тетрадь и учебник, то ситуация успеха возможна лишь в том случае, если рядом будет сидеть мама с набором всего необходимого.

III. Вернёмся к оценкам. Следующий стереотип: если по всем предметам 5 и только я поставил 3, виноват я: „Надо было дать возможность пересдать, надо было повнимательнее присмотреться к ребёнку… Давайте дадим шанс хорошему мальчику / хорошей девочке…”

Невероятно тяжело сопротивляться этому абсурду, особенно в отношении оценок по литературе. С языком проще: против ошибок в диктанте возразить нечего.
Вот ведь что любопытно: есть учителя, которые ставят пятёрки всем, и никого это не смущает. Сам я видел такое неоднократно. Но я могу понять это, скажем, в отношении физкультуры: данные у всех разные, и если каждый и впрямь выложился, то и нечего тихого книжного мальчика сравнивать с чемпионом России по карате, так что можно поставить пять и тому, и другому. Индивидуальный подход, так сказать, в действии. Могу понять и пятёрки у всего класса по рисованию: да, не всем дано, каждый старался – ну, и т.д. Но уже пятёрки у всего класса по музыке вызывают недоумение, поскольку музыка – это не только пение хором, но и, например, изучение истории музыки, а это уже „выучил – не выучил, ответил – не ответил”… А уж сплошные пятёрки по истории, и даже не пятёрки, а четвёрки-пятёрки – это враньё, если только в классе не собраны дети, столь же блестяще осваивающие литературу и русский язык. И когда по математике только четыре-пять – ну не верю! Не бывает такого. Я уж молчу о том, что заслуженное пять по всем предметам – это редкость.
Иногда (увы, крайне редко), спасает лишь одно: если есть в той же параллели ещё хотя бы один нормальный учитель, который не поддаётся на сюсюканье, не ломается после уговоров, не завышает оценки и требует то, что надо требовать. Скольких же этот дикий принцип выравнивания оценок покалечил! Сколько каждый год из школ выпускают наглых лентяев, которые привыкли получать незаслуженные пятёрки и четвёрки! И ведь даже ЕГЭ не исправит дела, потому что, во-первых, не так уж сложно получить на ЕГЭ четыре, а во-вторых, если экзаменационная оценка на балл ниже годовой, в аттестат ставят ту, что выше. Это, кстати, уже подводит к разговору о следующем стереотипе.

IV. „Не надо портить аттестат. Зачем человеку жизнь ломать? Он из-за этой одной тройки потом то-то и то-то, ему потом эта одна тройка так-то и так-то… Да что вам, жалко, что ли?”

Жалко. А вот жалко мне! Потому что если так рассуждать, то и вовсе учить незачем, требовать ничего не надо – можно просто выставить всем пятёрки и радоваться.
Так вот, жуть в том, что учителей, готовых ради аттестата завысить оценку, очень много, и в таком окружении человек, который не ради оценок преподаёт, оказывается в диком положении оправдывающегося злодея. Раньше из учителя выдавливали четвёрку или пятёрку ради конкурса аттестатов, теперь этого конкурса нет, но нашлись иные аргументы, вплоть до такого: „Ему же потом стыдно будет этот атестат своим детям показывать!” Дичь какая! А дурака валять на уроках в течение нескольких лет ему не стыдно было?! А то, что после школы эти "отличники" и "хорошисты" с презрением вспоминают тех самых учителей, которые из лучших побуждений им пятёрок понаставили, а позже и детей своих учат не учиться, а оценки выдавливать любыми путями – лестью, подарками, хорошим поведением – это не мерзко?

V. „Ученик имеет право на ошибку” . Ещё одна заезженная фраза, которую любят цитировать не по делу. Да, все мы ошибаемся, а процесс обучения всё ещё тесно связан с методом проб и ошибок. На обучающем уроке или в домашнем задании ошибайся на здоровье! Только это не значит, что над ошибкой потом не надо работать. И это не значит, что результаты контрольных работ нужно фальсифицировать.
А ещё право на ошибку не является оправданием любой подлости или хулиганства. В школах царствует двойная мораль: за один и тот же проступок могут и сурово покарать, и вообще ничего не сделать в зависимости от того, что за ученик, что за классная дама у него, какие у неё цели, какой "метод работы". Между прочим, у многих классных дам этот метод сводится к примитивному навязыванию ученикам "родственных" отношений: классная "мама" будет строга со "своими" (когда ей надо), но они же "её дети" , а потому она их "в обиду не даст" , то есть будет покрывать любые гадости, совершённые по отношению к другим учителям, будет помогать списывать на экзамене и т.д. И стиль отношений с учениками будет тот же – навязчиво эмоциональный: а) "Как же я по вам сокучилась, как же я всех вас люблю!"; б) "Как вы могли так со мной поступить?!" Это у нас называется воспитательным процессом.

Перечитал и решил пока остановиться. Конечно, список стереотипов далеко не полон, просто пока что-то нет желания продолжать.

При обучении в одном классе детей погодок (девочка старше, чем брат) родители-азербайджанцы говорят учителю: "Девочка должна стараться хорошо учиться, мальчик как может и хочет, так пусть и учится. On все равно будет начальником". Этот пример говорит о существовании различных требований к воспитанию девочек и мальчиков в разных культурах. Эти требования семья приносит в школу. Мучитель должен, по мнению родителей, соответствовать этим пожеланиям.

Учитель как ведущий субъект образовательного и воспитательного процесса в школе играет важную роль, транслируя учащимся через учебную деятельность, своим примером и своей личностью определенные гендерные представления, стереотипы и гендерные установки.

Гендерными стереотипами согласно словарю гендерных терминов А. А. Денисовой (2002 г.) являются общепринятые устойчивые представления в каком-либо конкретном обществе о должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении, социальных ролях и деятельности. Гендерные стереотипы определяются социокультурной средой и соответственно подвержены изменениям. Гендерные стереотипы формируют гендерные ожидания.

Гендерные установки – позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола. Гендерный гетеростереотип – шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей противоположного пола.

Причины возникновения стереотипов могут быть следующие.

  • 1. Перенос отдельных единичных случаев на более широкий круг явлений и недоучет информации разных источников. При этом гипотетическое высказывание превращается в обобщенное утверждение. Например, на основании высказывания "В женщине природой заложен материнский инстинкт и на протяжении столетий ведущая роль по уходу за ребенком отводилась матери" делается вывод: "Все женщины хотят быть матерями, и все матери любят своих детей".
  • 2. Утрирование особенностей детей разного пола. Убеждения о некоторых особенностях мальчиков и девочек лежать в основе педагогической деятельности, направленной на усиление, использование этих особенностей в обучении, а не компенсацию слабо развитых качеств. Убеждения принимаются как руководство к действию, учитель начинает идти на поводу у убеждения. Например, если мальчик отстает в развитии речи и вербального интеллекта, то следует обратить особое внимание на развитие именно этого аспекта, а не пренебрегать этим в обучении мальчиков. Если девочке проще работать по алгоритму, это нс значит, что другие виды работ ей не доступны и их не следует развивать.
  • 3. Недостаток внимания к индивидуальным особенностям может приводить к закреплению гендерных стереотипов. Так, в соответствии со стереотипом мы ожидаем от мальчиков и девочек проявления гендерно-типичных качеств. Но девочка может быть активной, смелой и решительной, а мальчик – нежным, кротким и робким вопреки ожиданиям окружающих могут быть противоположными.

Как преодолеть гендерные стереотипы? Одной из задач современного образования должно стать смягчение жестких полоролевых стереотипов в воспитании. Родители и учителя могут разъяснять то, что пол имеет существенное значения лишь для репродуктивной сферы. В других сферах жизнедеятельности важными являются культурные и этнонациональные традиции. Родители и учителя могут демонстрировать модели поведения и деятельности, свойственные обоим полам.

Одним из путей преодоления гендерных стереотипов в образовании может стать формирование психологической андрогинности школьников, т.е. стимулирование и развитие личности мальчика и девочки, гармонично сочетающей в себе психологические характеристики женственности и мужественности, способной к партнерским межполовым отношениям в личной и общественной жизни. Л. В. Штылева в своей монографии предлагает критерии формирования психологической андрогинности (табл. 10.7).

Таблица 10.7

Критерии и индикаторы формирования психологической андрогинности у школьников

Критерии

Индикаторы

Гармоничное развитие в личности мужского и женского начала

Психологически андрогинные дети легко берутся за выполнение как "мужских", так и "женских" занятий, не разделяют их, не "маркируют" речью.

В общении и поведении проявляют в зависимости от ситуации как "типично маскулинные" качества (решительность, настойчивость, смелость), так и "типично фемининные" – заботливость, внимательность, чуткость

Адаптивность, легкий (бесконфликтный) переход от одних видов деятельности к другим (от типично маскулинных к типично фемининным и наоборот)

И мальчики, и девочки по собственной инициативе берутся за выполнение любой работы, не обсуждая ее "полоролевой статус".

Учащиеся стремятся овладеть всеми полезными для жизни навыками, не разделяя их на "мужские" и "женские", поддерживают друг друга в процессе обучения

Позитивное восприятие лиц как своего, так и другого пола в различных ситуациях взаимодействия

  • 1. При выборе партнеров для учебных упражнений и игр учащиеся легко создают смешанные по полу группы.
  • 2. Между мальчиками и девочками в классе поддерживаются ровные и доброжелательные отношения.
  • 3. Дети заводят друзей как своего, так и другого пола.
  • 4. Учащиеся не используют в общении между собой гендерно окрашенные прозвища, определения.
  • 5. Резкие, отрицательные замечания относительно "правильного мужского" и "правильного женского" не получают поддержки в классе.
  • 6. Проявления культурного и индивидуального разнообразия в поведении женщин и мужчин (сверстников и сверстниц) воспринимаются детьми как естественное право личности на самовыражение

Цель социализации по эгалитарным правилам – личность, которая характеризуется:

  • 1) гендерной компетентностью (когнитивный элемент);
  • 2) гендерной толерантностью (ценностно-смысловой компонент);
  • 3) гендерной сензитивностью (эмоционольно-коммуникативный компонент).

Таким образом, мы можем констатировать следующее: учителя ценят в учениках, мальчиках и девочках, практически одинаковый набор качеств. Прежде всего, это доброжелательность, опрятность, ответственность, качества, полезные в учебной деятельности и мыслительные способности. В девочках учителя в наибольшей степени ценят терпимость и в наименьшей степени – волевые качества; в мальчиках, наоборот, в большей степени – волевые качества, особенно целеустремленность, смелость и самостоятельность и в меньшей степени – качества, обеспечивающие взаимодействие с другими людьми. В учениках учителя ценят любознательность, при этом у девочек это качество практически не называется. К мальчикам требования предъявляются недостаточно определенные – соответствующие модели поведения женского типа, и в то же время недостаточно внимания уделяется развитию волевых качеств.

Гендерные установки педагогов имеют значительное влияние на воспитание детей. Именно поэтому важно осознание педагогом собственных установок для того, чтобы часть из них использовать на благо в воспитании, а часть – корректировать.

Необходимо помнить о существующих различиях между мальчиками и девочками:

  • – в темпе и особенностях психофизиологического созревания;
  • – нейропсихологических особенностях;
  • – формировании произвольной регуляции поведения и произвольности внимания;
  • – некоторых особенностях по функционированию интеллектуальных операций (зрительное восприятие, пространственная ориентация и др.);
  • – личностных характеристиках.

Однако эти различия не столь существенны. При этом разброс индивидуальных показателей внутри гендерных групп (мальчиков или девочек) превышает разброс между группами.

При обучении ребенка необходимо опираться на универсальные закономерности развития. Во-первых, реальные различия в развитии, обучении и воспитании мальчиков и девочек не столь велики, несмотря на бытующие в обыденном сознании стереотипы, и во многом обусловленные не биологическим полом, а заданными культурными, социальными нормами и системой воспитания. И, во-вторых, разброс индивидуальных различий превалирует над половыми.

Девочек и мальчиков надо обучать и воспитывать, учитывая их особенности, как природные, так и сформированные в результате социализации. Обучение зависит не только от интеллектуальных способностей учеников, но и от отношения школьника к учителю, учителя к ученику, от их психологической совместимости, близости их когнитивных стилей, стратегий переработки информации, темповых характеристик учащихся. Родителям и учителям надо научиться подходить к детям исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предполагаемых гендерных различий. Гендер может влиять на то, чего от детей ждут учителя и родители, а это может повлечь за собой разное отношение к детям, основанное на их гендерной принадлежности. В результате у детей могут сформироваться гендерно дифференцированные навыки и представления о себе, которые ограничивают их возможности. Педагоги и родители могут и должны создавать среду, в которой царит гендерная свобода, моделировать равноправные гендерно-ролевые отношения и следить за тем, чтобы дети не перенимали гендерные стереотипы, изображаемые в СМИ.

  • Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008.