Главная · Бытовая техника · Односоставные предложения и их роль в художественном тексте. Роль односоставных предложений в художественном тексте Тип и роль односоставных предложений

Односоставные предложения и их роль в художественном тексте. Роль односоставных предложений в художественном тексте Тип и роль односоставных предложений

С точки зрения синтаксиса, предложение - это одна из основных единиц языка. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью и обязательно имеет грамматическую основу. В русском языке предикативная основа может состоять из одного или двух главных членов.

Понятие односоставных предложений

Виды односоставных предложений с примерами служат визуальной иллюстрацией теоретического материала в разделе «Синтаксис» русского языка.

Синтаксические конструкции с основой, состоящей из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Например: Я не люблю фатального исхода (В.С.Высоцкий).

Предложения, в основе которых содержится лишь один из главных членов, называются односоставными. Такие фразы имеют завершенный смысл и не нуждаются во втором главном члене. Бывает так, что его наличие попросту невозможно (в безличных предложениях). В художественных произведениях очень часто употребляются односоставные предложения, примеры из литературы: Плавлю лбом стекло оконное (В.В.Маяковский). Здесь нет подлежащего, но его легко восстановить: «я». Малость стемнело (К.К.Случевский). В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

В разговорной речи достаточно распространены простые односоставные предложения. Примеры их использования доказывают это: − Куда пойдем? - В кино.

Односоставные предложения подразделяются на типы:

1. Назывные (с основой из подлежащего).

2. Со сказуемым в основе:

  • личные;
  • безличные.
  • Но назвали всех троих дочек ведьмами (В.С.Высоцкий) (сказуемое - глагол прош.вр., мн.числа, изъявит. накл.).
  • И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря (В.С.Высоцкий) (в роли сказуемого − глагол в настоящем времени, в 3-м л. и мн.ч.).
  • Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (Шолохов) (глагол-сказуемое в форме сослагательного наклонения множественного числа).

Особенности обобщенно-личных предложений

Эту группу односоставных предложений некоторые лингвисты (В.В. Бабайцева, А.А. Шахматов и др.) не выделяют в отдельный вид, т.к. формы выражения сказуемых в них идентичны определенно- и неопределенно-личным и различаются только смысловой нагрузкой. В них сказуемое имеет обобщенное значение. Такие конструкции чаще всего употребляются в пословицах и поговорках: Любишь вершки - люби корешки. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один раз солгал - навек лгуном стал.

При изучении темы «Односоставное личное предложение» примеры имеют огромное значение, т.к. они наглядно помогают определить тип синтаксической конструкции с одним из главных членов и различать их.

Безличные предложение

Односоставное безличное предложение (пример: Темнеет рано. В голове шумит. ) отличается от личного тем, что в нем нет и не может быть подлежащего.

Сказуемое может выражаться разными способами:

  • Безличным глаголом: Смеркалось. Меня тошнит.
  • Личным глаголом, перешедшим в безличную форму: В боку у меня колет. Вдали загрохотало. Вам везет! Мне не спится.
  • Предикативным наречием (категорией состояния или безлично-предикативные слова): Было очень тихо (И.А.Бунин). Душно. Тоскливо.
  • Инфинитивом: Не стоит прогибаться под изменчивый мир (А.В.Макаревич).
  • Словом-отрицанием «нет» и отрицательной частицей «ни»: На небе ни облачка. Совести у тебя нет!

Виды сказуемого

В односоставных предложениях

В русской лингвистике сказуемое представлено тремя видами:

  1. Простое глагольное. Выражено одним глаголом в любой форме.
  2. Составное глагольное. Состоит из глагола-связки и инфинитива.
  3. Составное именное. Имеет в составе глагол-связку и именную часть, которая может быть выражена именем прилагательным, существительным, причастием или наречием.

В односоставных предложениях встречаются все указанные

Прохладно (односоставное безличное предложение). Пример сказуемого с опущенной глагольной связкой в настоящем времени, но которая проявляется в прошедшем времени: Было прохладно. Именная часть выражена

В определенно-личном предложении: Возьмемся за руки, друзья (Б.Ш.Окуджава) -сказуемое простое глагольное.

В неопределенно-личном предложении: Никого не хочу из вас слушать (О.Ермаченкова) - сказуемое - личный глагол + инфинитив.

Назывные односоставные предложения - примеры составного именного сказуемого с нулевой глагольной связкой в настоящем времени. Часто при номинативе ставятся рядом указательные частицы: Вот твой билет, вот твой вагон (В.С.Высоцкий). Если номинативные предложения представить в прошедшем времени, то они преобразовываются в двусоставные предложения. Сравните: Был твой билет, был твой вагон.

Односоставные и неполные предложения

Следует отличать неполные двусоставные предложения от односоставных. В односоставных при отсутствии одного из главных членов смысл предложения не изменяется. В неполных может быть пропущен любой член предложения, и смысл может быть не понятен вне контекста: Напротив - стол. Или: Сегодня.

В некоторых случаях сложно разграничить определенно-личные предложения и двусоставные неполные. В первую очередь это относится к сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени. Например: Подумала - и стала кушать (А.С.Пушкин). Без основного контекста невозможно определить, в 1 или 3 лице употреблен глагол. Для того чтобы не ошибиться, важно понимать: в форме прошедшего времени лицо глагола не определяется, а значит это двусоставное неполное предложение.

Особую трудность вызывают различия между неполным двусоставным предложением и назывным, например: Ночь. Морозная ночь. и Ночь в деревне. Чтобы не возникало трудностей, важно понимать: обстоятельство - это второстепенный член, относящийся к сказуемому. Следовательно, предложение "Ночь в деревне" - двусоставное неполное с составным именным сказуемым, при котором глагольная часть опущена. Сравните: Ночь наступила в деревне. Морозная ночь. Это номинативное предложение, т.к. определение согласуется с подлежащим, следовательно, прилагательное "морозная" характеризует главный член "ночь".

При изучении синтаксиса важно выполнять тренировочные упражнения в, а для этого необходимо анализировать типы односоставных предложений с примерами.

Роль односоставных предложений в языке

В письменной и устной речи односоставные предложения играют существенную роль. Подобные синтаксические конструкции в лаконичной и емкой форме позволяют сформулировать мысль ярко и красочно, помогают представить образы или предметы. Они придают высказываниям динамичность и эмоциональность, позволяют акцентировать внимание на нужных объектах или субъектах. С помощью односоставных предложений можно избежать неоправданных местоимений.

Учитель русского языка и литературы

высшей категории Степанова Ж.А.

(г. Нижний Новгород )

Урок словесности

«Роль односоставных предложений в художественном тексте»

(на примере русских романсов).

«Ведущим началом для активного усвоения языка должен быть смысл», - утверждал Л.В. Щерба. Поэтому основным принципом, на мой взгляд, при изучении любой языковой единицы должен стать семантический, то есть выяснение того значения, которое имеют все единицы языка, в том числе и односоставные предложения. Предлагаемый урок разработан и проведён на основе УМК по русскому языку для 8 класса под редакцией С.И. Львовой как обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» (§§25 - 30). Курс русского языка в 8 классе начинается с комплексного повторения функциональных разновидностей языка на всех уровнях: сфера применения, задача стиля речи, стилевые и жанровые особенности, языковые средства. Целесообразно обращение к стилистике и при изучении последующего языкового материала для углубления уже полученных знаний. Так, например, односоставные предложения находят широкое применение в разных стилях речи. Выявление того, какие дополнительные смыслы в речь привносят эти языковые единицы при их употреблении, и становится содержанием данного урока словесности.

Это учебное занятие актуально и в рамках подготовки к ГИА по русскому языку для заданий В3, В6 и части С . Задача учащихся при выполнении части С - написать сочинение-рассуждение в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале : «Выпускник должен использовать знания, полученные в процессе изучения русского языка, оперировать лингвистическими понятиями , а также конкретизировать собственные суждения с помощью аргументов из исходного текста. Уровень приводимых суждений и аргументов - теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании лингвистических понятий и терминов)». Предлагаемый урок способствует систематизации и углублению как теоретических сведений, так и практических навыков по теме «Односоставные предложения».

Цели урока:

    Образовательные:

Актуализация знаний об односоставных предложениях;

Расширение лингвистической компетенции учащихся на примере функционирования односоставных предложений в художественном тексте;

    Развивающие:

Развитие навыков использования синонимичных синтаксических конструкций;

Развития навыков построения суждений на лингвистическую тему;

Развитие навыков языковой рефлексии;

    Воспитательные:

Воспитание любви к родному языку и родной культуре;

Формирование эстетических вкусов и потребностей учащихся;

- воспитание толерантности и навыков коммуникации в процессе

групповой работы;

Оборудование урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал и мультимедийная презентация по теме урока.

Тип урока : урок когнитивного типа;

Ход урока:

Предварительное домашнее задание: прокомментировать высказывание

К.Г. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса».

1. Подводящий диалог:

И.С. Тургенев утверждал, что русский язык «великий, богатый, могучий». Ему вторит другой мастер русского слова – К.Г. Паустовский, считавший, что «с русским языком можно творить чудеса». Именно эти слова писателя и будут эпиграфом к нашему уроку. Прокомментируйте высказывание Паустовского.

2. На основе ответов учащихся формулируется цель урока: сегодня на уроке мы попробуем творить лингвистические чудеса, а предмет этих чудес также кроется в предложении К.Г. Паустовского. Дайте полную характеристику данного предложения.

Уточняем цель урока: лингвистические чудеса, которые творят односоставные предложения.

3. Формулируем тему урока: «Роль односоставных предложений в художественном тексте».

4. Актуализация знаний учащихся - самостоятельная работа:

Установите соответствия:

А. Определённо-личное. 1. Могучее, лихое племя…

Б. Неопределённо- личное. 2. Постой-ка, брат мусью!

В. Обобщённо-личное. 3. Построили редут.

Г. Безличное. 4. Вам не видать таких сражений.

Д. Назывное. 5. У наших ушки на макушке.

Е. Двусоставное. 6. Не смеют, что ли, командиры

Ж. Двусоставное неполное. Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

7. Перед смертью не надышишься.

Взаимопроверка работ учащимися.

5. Наши лингвистические чудеса мы начинаем с лингвистического эксперимента. Задание : заменить односоставные предложения синонимическими синтаксическими конструкциями :

    Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами.

    Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог...

    Вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили его дворником.

    Мне вздумалось сорвать этот репей…

Д вусоставные :

    Передо мной лежит моя синяя тетрадь с моими детскими стихами.

    Я знаю, ты выйдешь к вечеру за кольцо дорог...

    Дворовые привезли Герасима в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили его дворником.

    Я задумал сорвать этот репей…

Вывод по итогам эксперимента: что привносят в художественную речь односоставные предложения?

- Назывные : описательность, лаконизм и ёмкость;

- Определённо-личные : живость интонации, близость к разговорной речи;

- Неопределённо-личные : активное действующее лицо, динамизм, глагольность;

- Безличные : непроизвольность, стихийность, неопределённость речи;

6. Лингвистическое исследование: для этого задания учащимся предлагается жанр, с которым они на уроках литературы не знакомились подробно. Прослушивание романса И.С.Тургенева «Утро туманное…»

Определить жанр прозвучавшего произведения.

Определить жанровые особенности романса:

    содержание – эмоциональные переживания;

    наличие двух лирических героев;

    наличие адресата, диалогичность;

    интимность, камерность;

7. Работа в группах: лингвистический экспресс-анализ текстов русских романсов (раздаточный материал на партах и в презентации на экране).

1 группа.

В небесах торжественно и чудно! Задание :

Спит земля в сияньи голубом. 1.Найти односоставные

Что же мне так больно и так трудно? предложения и определить

Жду ль чего? Жалею ли о чём? тип.

М.Ю. Лермонтов. 2. Почему в текстах романсов

И сладко, и больно… часто встречается этот тип

И трепет безумный затих; предложений?

И сердцу легко и раздольно…

Слова понеслись бы так вольно,

Но слушать уж некому их –

И сладко, и больно!

Е.П. Ростопчина

И тихо, и ясно,

И пахнет сиренью,

И где-то звенит соловей.

И веет мечтательно

Сладкою ленью

От этих широких аллей.

К.П. Медвецкий.

2 группа . Задание:

Не вымолвишь слова… 1. Найти односоставные

Немеешь… робеешь… дрожишь… предложения и определить

Душа, проклиная оковы, их тип.

Вся в речи излиться б готова… 2. Как связан этот тип предложе-

Но только глядишь и молчишь – ний с содержанием романса?

Нет силы, нет слова!.. 3. Насколько эти предложения

Е.П. Ростопчина распространены в романсах?

Отгадай, моя родная,

Отчего я так грустна

И сижу всегда одна я

У косящего окна?

Отчего с такой заботой

Каждый день чего – то жду?

Каждый день ищу чего – то

И чего – то не найду?

Е. Краузе.

Не пробуждай, не пробуждай

Моих безумств и исступлений,

И мимолётных сноведений

Не возвращай, не возвращай!

Д.Давыдов.

3 группа.

Слышу песни жаворонка, Вижу дубы вековые,

Слышу трели соловья… А вон там – сосновый бор.

Это – русская сторонка. Это – признаки родные,

Это - родина моя. Это – родины простор!

Вижу чудное приволье, Вижу горы-исполины,

Вижу нивы и поля… Вижу реки и поля,

Это - русское раздолье, Это – русские картины,

Это - русская земля!.. Это – русская краса!

Слышу песни хоровода, Вижу всюду трепет жизни,

Звучный топот трепака. Где ни брошу только взор,

Это – радости народа, Это – матушки-отчизны

Это – пляска мужика!.. Нескончаемый простор!

Снова духом оживаю,

Снова весел, счастлив я

Задание: И невольно ощущаю

В сердце мощь богатыря!

Ф.П.Савинов.

1.Найти односоставные предложения и определить их тип.

2.Почему в текстах романсов часто встречается этот тип предложений?

4 группа. Задание:

Ехали на тройке с бубенцами, 1. Найти односоставные предложения

А вдали мелькали огоньки… и определить их тип.

Эх, когда бы мне теперь за вами 2. Почему эти предложения реже

Душу бы развеять от тоски. встречаются в романсах?

К. Подревский

Мне всё равно, враги ли мне найдутся,

Я к клеветам привычка уж давно.

Пускай бранят, пускай смеются,

Мне всё равно!

Е.П.Ростопчина

5 группа. Задание:

Крики чайки белоснежной, 1.Найти односоставные предложения и

Запах моря и сосны, определить их тип.

Неумолчный, безмятежный, 2. С какой целью эти предложения встре-

Плеск задумчивой волны. чаются в романсах?

В дымке розово – хрустальной

Умирающий закат,

Первой звёздочки печальной

Золотой далекий взгляд

Чудный месяц, полный ласки,

В блеске царственном своём…

З.Д. Бухарова

«Ноктюрн»

Прекрасный день, счастливый день,

И солнце, и любовь!

А. Дельвиг

Огневые, голубые,

Как лазурь, как бирюза,

Неги полные, живые,

Искромётные глаза!

С. Любецкий.

8. Вывод лингвистического исследования:

Какие односоставные предложения практически не встречаются в русских романсах и почему? (Обобщённо-личные предложения, т. к. романс – очень личный, камерный жанр).

Какова же роль односоставных предложений в художественной речи?

    Безличные конструкции передают сложные ощущения человека, его душевное состояние. Авторское «я» скрывается за безличной формой, которая делает повествование лиричным;

    Определённо-личное предложение делает акцент на действии – усиливает значение сказуемого, которое отражает состояние человека;

    В неопределённо-личных предложениях субъект отодвигается на второй план. Такая подчёркнутая глагольность делает этот тип предложений малоупотребительными в текстах романсов;

    Назывные предложения выполняют изобразительную функцию. Называя предметы, расцвечивая их различными определениями, поэты рисуют состояние природы, описывают внешнее и внутреннее состояние человека, дают оценку окружающему миру.

    Таким образом, исследуя роль односоставных предложений в художественной речи, мы увидели, насколько ярким и выразительным средством являются односоставные предложения и как бы был беден русский язык, не будь этих синтаксических конструкций в нашем языке.

9. Заключительный этап.

- Домашнее задание – написать художественную миниатюру (или в прозе, или в стихах) с использованием односоставных предложений.

В заключение ещё один музыкальный подарок – романс Д. Давыдова

«Не пробуждай…»

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроке русского языка по теме «Односоставные предложения.

Роль односоставных предложений в речи»

Васюта Ирина Васильевна, МАОУ СОШ № 4, учитель русского языка и литературы, Новый Уренгой, ЯНАО

Предмет (направленность) урок

Возраст детей 13-14 лет

Место проведения класс

Цели:

1. Сформировать умения отличать односоставные предложения от двусоставных, различать односоставные предложения по их значению, структурным особенностям, определять их роль в речи.

2. Развивать умения составлять тексты с употреблением односоставных предложений, использовать односоставные предложения в разных стилях речи, пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Ход урока.

На уроках русского языка мы продолжаем изучать простые односоставные предложения, их состав, стилистические функции на примерах художественных текстов русской литературы, а также созданных самостоятельно.

    Мотивация. Задания на постановку личных целей ученика.

Обучающимся предлагается анкета. «Для чего я изучаю эту тему, каких результатов я должен достичь».

Я изучаю тему для того, чтобы:

    получить хорошую отметку;

    научиться конструировать односоставные предложения;

    написать красивое сочинение;

    выполнить исследовательскую работу по одному из видов односоставных предложений;

    понравиться учителю;

    научиться понимать художественный текст и роль односоставных предложений в нём;

    своей творческой/ исследовательской работой призвать одноклассников уважать и бережно относиться к русскому словесному искусству;

    проверить хорошо ли я могу делать такие творческие работы;

    свой вариант ответа.

2.Актуализация знаний.

2.1.Блиц-опрос («да», «нет»)

    Определённо-личные предложения – это двусоставные предложения?

    Это односоставные предложения?

    Необходимо ли в них подлежащее?

    Могли бы местоимения 3 лица быть подлежащими в неопределенно-личных предложениях?

    Могли бы местоимения 1,2 лица быть в них подлежащими?

    Связаны ли понятия безличные глаголы и безличные предложения ?

    Можно ли восстановить подлежащее в безличных предложениях?

2.2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.

В тихой дреме под навесом слышу шепот сосняка.

К какому стилю принадлежат предложения?

Какова их тема?

Чем они отличаются друг от друга?

    Объявление темы урока.

    Работа с текстом.

Осень.

Прелестная поздняя осень. С утра слегка морозит. Но днем солнце берет свое. Идешь по причудливому пестрому ковру из разноцветных листьев, смотришь на бегущие по небу облака и думаешь, думаешь…

      Комплексный анализ текста.

    Назовите тему текста.

    К какому стилю он принадлежит?

    Объясните написание орфограмм.

    Какие предложения по наличию главных членов в грамматической основе употреблены?

      Трансформируйте текст, добавив в грамматическую основу второй главный член.

Какой текст звучит лаконичнее? Образнее? Почему?

    Работа в группах. Исследование заданных текстов.

Цель употребления.

Внимание в определенно-личных местоимениях сосредоточено на действии; они часто употребляются в художественной литературе, публицистике, разговорной речи. Употребление определенно- личных предложений в речи, устной и письменной, делает ее живой, непринужденной, динамичной, эмоциональной. Неопределенно-личные предложения позволяют сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, полностью отвлекаясь от вопроса о действующих лицах. С их помощью выражается только проявление человеческой деятельности. В этом отношении они противостоят безличным предложениям, выражающим действие стихийных сил. Безличные предложения передают состояние природы, состояние человека, выражение желаний, предположения, приказа, состояние окружающей среды.

Таким образом, односоставные предложения делятся на несколько видов по наличию главного члена в грамматической основе, по стилистическим и смысловым функциям. Чтобы правильно употреблять односоставные предложения в речи, необходимо более подробно изучить виды односоставных предложений.

Задание для группы № 1.

5.1.Сравните разные редакции отрывка из поэмы «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Сделайте вывод о том, какой синтаксической конструкции отдает предпочтение автор? Как вы полагаете, почему? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

Черновой вариант

Кому жизнь, кому смерть, кому слава.

На рассвете началась переправа.

Берег тот был, как печка, крутой,

И, угрюмый, зубчатый, Лес чернел высоко над водой,

Лес чужой, непочатый.

А под ними лежал берег правый, —

Снег укатанный, втоптанный в грязь, Вровень с кромкою льда.

Переправа

В шесть часов началась.

Окончательная редакция

Переправа, переправа…

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромки льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, —

Ни приметы, ни следа…

Задание для группы № 2.

Проведите опыт. Возьмите два одинаковых комнатных растения, поливайте их на протяжении всего опыта. Одно растение поставьте на подоконник, а – другое в темное место. Через несколько дней вы увидите, что у второго растения листья пожелтели.

Сделайте вывод из опыта.

(из учебника биологии)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

Задание для группы № 3.

      Проанализируйте текст. Какие предложения чаще всего в нем употребляются? Почему? С какой целью? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

За лето небольшую сельскую школу отремонтировали. Стены в классе заново побелили, и они стали такими чистыми, свеженькими, без единого пятнышка. Поменяли наличники на окнах, сделали новое крылечко. Теперь ее называют теремком.

(по Н. Носову)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

Задание для группы № 4.

      Проанализируйте текст. Какие предложения чаще всего в нем употребляются? Почему? С какой целью? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

Вечереет. Ветра уж нет. На меже улеглись кусты перекати-поля. Теперь и пахарям можно отдохнуть. Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звездочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.

Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты все еще идешь за плугом по неглубокой борозде.

(по В. Закруткину)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

    Проверка исследовательской работы групп.

Обучающиеся осуществляют взаимопроверку заданий, выполненных каждой группой на интерактивной доске, делают выводы об использовании односоставных предложений в различных стилях речи.

    Выполнение творческого задания.

Сочинение – миниатюра. (Предлагаются темы по выбору)

Наш город под Новый год.

Мне нездоровится…

Первый снег! Сколько чувств вызывает он!

Правила перехода проезжей части дороги.

    Заслушивание и рецензирование работ обучающихся.

    Рефлексия.

Продиагностируйте личное приращение с помощью рефлексии

Заполни таблицу

Задание

Вопрос

Ответ да/нет/ не совсем

Почему?

Вернись к списку ответов на вопрос «Для чего мне изучать тему?». Прочитай еще раз выбранные тобой ответы.

Твоя работа на уроке помогла достичь того, что заявлено в этих ответах?

Вспомни перечень того, чему планировал научиться.

Удалось этому научиться?

Удалось нужную найти информацию?

Вспомни, как шла работа над темой.

Работа над темой велась строго по составленному плану?

Вспомни момент представления творческой работы

Какие чувства и эмоции были у тебя в этот момент?

Ответ

    Домашнее задание.

Выполнить исследовательскую работу по одной из тем (по выбору):

    Использование односоставных предложений в эпистолярном жанре (Анализ письма Тряпичкина Хлестакову (Н.В. Гоголь. «Ревизор», действие 5-е, явление VIII) ;

    Использование односоставных предложений в разговорной речи (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», гл. «Сирота»);

    Проанализировать использование односоставных предложений в учебнике геометрии.

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу ученицы 9-го класса. Данная работа посвящена вопросу об односоставных предложениях и их роли в художественном тексте (на примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»). Выбрать такое произведение нам показалось особенно интересным, так как Глеб Успенский – наш земляк, уроженец Тулы, да и в произведении рисуется Тула конца XIX века.
Почему была выбрана именно такая форма работы? Процесс обучения становится осознанным, учащийся осваивает научный стиль речи, учится писать точно и лаконично. Кроме того, реферат может быть засчитан в качестве экзаменационного сочинения.

Учитель И.Е. ЛАРИКОВА

Ксения МАШКОВА,
9-й «Б» класс, лицей «Школа менеджеров»,
г. Новомосковск

Односоставные предложения и их роль в художественном тексте

(на примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»)

9 класс

Введение

В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. «Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена» (, с. 309). В современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты не считают односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают их как разновидность двусоставных структур. В данной работе освещается традиционная точка зрения на структуру односоставных предложений, закрепленная в учебниках по русскому языку под редакцией проф. С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.
Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Мне показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в художественном тексте. В качестве материала я выбрала повесть нашего земляка писателя Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы».

Определенно-личные предложения

«Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица» (, с. 88). Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо. Различаются два типа определенно-личных предложений в зависимости от форм выражения глагола-сказуемого:

1. Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, например:

Ну что ж, посмотрим, попытаем счастья...

Появление определенно-личных предложений такого типа вызвано стилистическими факторами.

2. Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, например:

На-ка, дурак, отдай матери!
Посылайте за полштофом...
Подавай деньги сюда!
На сколько, позвольте спросить , персон накрывать?

Здесь играют роль не только стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие подлежащего-местоимения объясняется строем русского языка.
В древнерусском языке глагольная форма лица выражалась окончанием глагола: говорили не я шел, а есмь шел (ecu шел, есть шел) . Затем есмь, ecu, есть отпали, что привело к смешению лиц. Во избежание этого при глаголе-причастии на стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел). По аналогии стали употреблять при иду – я иду, при глаголе идешь – ты идешь. Так, например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в предложениях императивного характера грамматически противопоставляет императив омонимичным формам изъявительного наклонения (ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой! ) и придает речи большую энергию и определенность. Более категорично звучит приказание, если опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите сюда и Вы подойдите сюда. В предложении с вы значение приказания стирается, появляется значение просьбы.
Итак, образование определенно-личных предложений объясняется историческими факторами, а их применение – задачами стилистическими, так как определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип односоставных предложений ценил Успенский:

Только не унывайте и не ропщите.
В первый раз в жизни вижу вас.

Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении наш удивительный земляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: Успенский как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».

Неопределенно-личные предложения

«Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа» (, с. 88).

Сначала побирались целый день, потом в церковь зашли .

Сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными явно из-за того, что говорящий не знает их или не хочет называть. Такое умолчание возможно потому, что определить лицо по глагольному сказуемому нельзя.
Модальность неопределенно-личных предложений различна: они выражают действие реальное, только возможное, невозможное, необходимое. По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени:

Понедельничают еще : глагол употреблен в форме настоящего времени; побирались : глагол употреблен в форме прошедшего времени.
Неопределенно-личные предложения могут иметь сказуемое, состоящее из личного глагола и примыкающего к нему инфинитива (такой вид предложений в произведении найти не удалось). Неопределенно-личные предложения образуются также из сказуемых-глаголов в форме условного наклонения.
Конструкции неопределенно-личных предложений могут быть распространенными и нераспространенными, как и другие типы предложений. Неопределенно-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определенно-личные, сфера их употребления более узкая. Это в основном разговорная речь, откуда они легко переходят в художественную, придавая ей живые интонации. Передавая речь своих персонажей, Успенский широко использует этот вид предложений:

Ведь посмотрите вы на эту лузгу, издыхают!
Вытащили его?
Хоть бы чуточку подождали!

Это позволяет автору живо передать разговорную интонацию.
Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие. Употребление таких предложений позволяет Г.Успенскому акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он читателю или нет. Особенно выразительными мне показались те предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное. Подчеркнутая глагольность придает им особый динамизм.
Но это качество неопределенно-личных предложений используется не только в художественном стиле. Нельзя обойти стороной и их эффективное использование в публицистическом стиле речи. Особенно эффективно использование неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газет. В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия. В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными называются односоставные бесподлежащные предложения, главный член которых выражен обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного числа, обозначающие действие, потенциально относимое к любому лицу (мысленно можно подставить подлежащие все, каждый, любой и так далее). Как правило, обобщенно-личные предложения реализуются в пословицах и поговорках. Часто обобщенно-личные предложения образуются со сказуемым, выражающим значение условия в сложных предложениях, например: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В обобщенно-личных предложениях используются устойчивые конструкции, характерные для разговорно-обиходной речи с просторечным оттенком.
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой выразительной. Не случайно очень часто этот тип предложений встречается в русских пословицах и поговорках.
Народно-поэтический оттенок приобретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям. Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-е лицо глагола указывает на самого говорящего.
Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивается их функционированием. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский писал по поводу обобщенно-личных предложений: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме».
Глеб Успенский в своем произведении широко использует пословицы и поговорки. Особенно это касается ситуаций, в которых герои получают наставления от более старших по возрасту:

Снявши голову, по волосам не плачут.
Цыплят по осени считают.
С миру по нитке соберут, будет тебе рубашка.
Бездонную бочку водой не наполнишь.

Часто Успенский употребляет и неопределенно-личные предложения в значении обобщенно-личных. Эти предложения, таким образом, приобретают значение «все должны поступать так, это справедливо для любого лица» (, с. 89).

Не помолившись, из церкви не выходят.
Каких только людей не увидишь в Заречье!
Встаешь на работу засветло, приходишь – затемно.

Безличные предложения

«Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего» (, с. 90).
Безличные предложения в русском языке могут иметь следующие значения:

1. Предложения, выражающие логически-интеллектуальные восприятия действительности, например: Ответа не было.
2. Предложения, выражающие психологически-эмоциональные восприятия и переживания, например: У мастерового отлегло от сердца. Мне скучно. Стыдно подумать, что дальше-то будет.
3. Предложения, выражающие состояние природы: Извольте взглянуть, как оттуда понесло. Становилось темнее и свежее.

Каждая из этих групп распадается на многие подгруппы. По форме различаются следующие разновидности безличных предложений:

1. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 3-го лица.
2. Безличные предложения со сказуемым – кратким страдательным причастием.
3. Безличные предложения, образованные из инфинитивных конструкций: Да издохнуть мне на месте!
4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет (не было): В доме никого не было.
5. Безличные предложения идиоматического характера: Как бы там ни было, а идти придется.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи, и такие, которые выделяются канцелярской окраской.
Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции, и есть предложения, используемые в публицистической речи. По сравнению с односоставными личными предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя, «содержат элемент активности, проявления воли действующего лица», безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности» (, с. 375).
Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи и даже для лозунгов.
Однако основная сфера их функционирования – разговорный стиль.

Нет в доме хлеба!
Па-адать сюда Порфишку!

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Назывные предложения

«Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем» (, с. 96).

Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:

1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.
4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы, сольцы!

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе «Первый опыт» дом после смерти «растеряевского барина»:

Высокие медные подсвечники. Солдаты, бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина, Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с заплаканными глазами и руками... Свечи, чадные лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется читать псалтырь...

А вот как изображает писатель дом мещанина Лубкова:

Самая фигура дома давала некоторое понятие о характере хозяина. Гнилые рамы, прилипнувшие к ним тонкие кисейные занавески мутно-синего цвета, оторванные и болтавшиеся на одной петле ставни, аляповатые подпорки, упиравшиеся одним концом чуть ли не в середину улицы, а другим в выпятившуюся гнилую стену .

Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.

Заключение

Таким образом, стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование в речи «самой пестрой», по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

В течение последнего месяца я наблюдала, анализировала, как «работают» односоставные предложения в произведении Глеба Успенского. Он активно использует односоставные предложения. Наиболее употребительными оказались определенно-личные, неопределенно-личные и назывные, реже употреблялись безличные предложения. На мой взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения – доктора Хрипушина, Прохора Порфирыча, «темного богача» Дрыкина, сироты Алифана и многих других.

Произведение Г.Успенского было крупным вкладом писателя в демократическую литературу 60-х годов XIX века. Оно привлекает большим художественным мастерством, ярко и точно выписанными характерами, превосходным языком, многообразной интонацией авторской речи, по словам профессора Милонова, «то задушевно скорбной, то ироничной, то убийственно саркастичной». В «Нравах Растеряевой улицы» и мастерски выписанные портреты героев, и выразительные пейзажные зарисовки, и картины Растеряевой улицы в разные времена года. Но, пожалуй, особое значение для автора имеют речь его персонажей, исповедь героя (рассказ Прохора Порфирыча о начале своего жизненного пути), монолог, диалог.

Литература

1. Бабайцева В.В. и др . Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995.

2. Бархударов С.Г. и др . Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2002.

3. Исследовательский проект по русскому языку // Русский язык, № 38/98.

4. Милонов Н.А . Г.И. Успенский и Тула. Тула: Интербумага, 1995.

5. Пешковский А.М . Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.

6. Розенталь Д.Э . Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.

7. Рухленко Н.М . Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2001. № 5.

8. Успенский Г.И . Теперь и прежде. М.: Сов. Россия, 1977.

От редактора . Такого рода рефераты в последнее время модны; многие ученики думают, что такая форма работы проста, и охотно берутся за нее. Несомненно, ученику полезно более подробно ознакомиться с грамматическим материалом, задуматься об особенностях языка писателя. Уверена, что сегодняшний материал (типичный образец реферата) многому научил девочку! Однако учитель, предлагающий работу такого рода, должен объяснить школьнику, что его главная задача – разбор текста, примеров, их классификация. Грамматический материал нужно излагать кратко и сжато, а в тексте выделить все случаи, в которых можно наблюдать данное явление (если примеры какого-то типа очень многочисленны, надо об этом сказать, может быть, даже подсчитать их). О стилистических функциях надо говорить тогда, когда обсуждается пример, включенный в контекст. Тогда реферат будет не просто рефератом, а первым шагом к научному исследованию .