Главная · Электробезопасность · Означает трансцендентный. Значение слова трансцендентный. Основные предсказания Рэймонда Курцвейла

Означает трансцендентный. Значение слова трансцендентный. Основные предсказания Рэймонда Курцвейла

Трансцендентность - это основная категория в философии Иммануила Канта. Так немецкий философ обозначал нечто превосходное, недоступное для опытного познания. Схожим по значению понятием является трансцендентальность - совокупность частей из разных пределов. В нашей статье можно найти доступное объяснение каждой из этих категорий.

Понятие трансцендентности

При слове "трансцендентность" у большинства людей возникает ассоциация с медитацией или эзотерическими учениями. Это что-то бессознательное, не доступное эмпирическому восприятию. Однако история понятия уходит корнями не в восточную, а в немецкую философию. Например, латинское слово "transcendens" обозначает что-то превосходящее бытовое сознание, разрушающее пределы.

Трансцендентность - это понятие, истоки которого можно найти в философии неоплатонизма. Античный разработал учение о Едином - всеобщем и всеблагом начале, которое невозможно понять с помощью чувств или мысли. Идею Плотина подхватил и попытался развить немецкий мыслитель Иммануил Кант. Его трансцендентальная философия до сих пор считается одной из самых важных в мировой науке.

Трансценденция

Иммануил Кант разработал теорию "вещей в себе", которые существуют независимо от сознания человека, а потому остаются непознаваемыми. Эти предметы не воздействуют на органы и чувств, а потому не могут быть применены на практике. Трансцендентность - это характерное состояние "вещей в себе".

Ниже: Плотин - основоположник школы неоплатонизма.

Окружающие нас вещи имманентны. Вселенная, Бог или душа трансцендентны. Имманентность является состоянием, противоположным трансцендентности. Это неотъемлемая внутренняя связь объекта с его качеством.

Кант вводит понятие трансценденции. Это возможность воспринимать потустороннее, осознавать неосознаваемое. Мыслитель полагал, что умирающий человек достигал трансценденции. Осуществлялся переход из имманентного мира в божественное пространство, не осознаваемое простыми органами чувств.

Виды познания

Главный научный труд Канта называется В нем философ размышляет о возможностях человеческого познания. Как далеко мы можем зайти в своих суждениях? Доступно ли человеку осмысление чего-то особого, недоступного остальному миру? В попытках найти ответы Кант делит познание на научное и синтетическое.

Научное мышление основано на суждениях. Человек не выходит дальше, чем за рамки анализа отдельных предикатов (понятий). Такой метод мышления не может расширить познание. Поэтому Кант обращается к мышлению, не имеющему аналитических рамок. Его объектом является синтетическое суждение. Единственно возможный способ познать субъект - это интуиция.

Ограниченное научное мышление объективно и необходимо, но свободное синтетическое познание - случайно и субъективно. Оба метода непригодны. Кант формирует новый вид познания - априорный. Он сочетает в себе синтетичность и необходимость.

Особенность философии Канта заключается в активном развитии старой античной темы. Немецкий мыслитель пытается решить вопрос о возможностях и границах человеческого познания. Он берет все лучшее из двух известных ему типов мышления и формирует суждение совершенно новое, доколе никому неизвестное. Это суждение становится предметом научных изысканий Канта.

Вещи в себе и для нас

Иммануил Кант являлся основоположником немецкой классической философии - эпохи наиболее важной для науки. Начинал мыслитель с осмысления вещей. Он поделил все мировые сущности на "вещи в себе" и "вещи для нас". То, что "в себе", недоступно и непознаваемо для людей. Это мир объективных идей. "Вещи для нас" раскрываются людьми в процессе познания.

Обе группы сущностей неразрывно связаны. "Вещи для нас" невозможно познать без влияния сверхприродных элементов. Более того, все доступные человеку вещи - это только видимость, иллюзия чего-то большего и объективного. Превращение "вещей в себе" в "сущности для нас" есть основа знаменитого диалектического материализма.

Неопознанность, сверхприродность, сущность "вещей в себе" - все это синонимы трансцендентности. Но как с рассматриваемым понятием связана антиномичность? Попробуем разобраться.

Антиномии

Что мешает человеку в познании? Философы-материалисты говорили об элементах бытия и окружающего мира. Иммануил Кант посчитал такие причины слишком тривиальными, а потому высказал свою теорию. Трудности познания заключаются не в объекте, окружающей действительности, а в субъекте - самом человеке.

Человек, рассуждающий о мировом и всеобщем, неизбежно попадет в плен противоречий - антиномий. Причем противоречащие суждения могут быть либо оба доказуемы, либо недоступны для понимания и анализа. Преодолеть антиномичность разума можно и нужно. В этом Кант видит основную задачу своей философии.

Как решить антиномии? Немецкий мыслитель начинает рассуждать о долге и этике. Разум находится под давлением воли и нравственности, а потому все ответы должны прийти внеопытным путем (априорным).

Трансцендентность и трансцендентальность

Трансцендентальность в философии Канта представляет собой совокупность априорных условий и формальных предпосылок познания. Элементы трансцендентального находятся в трансцендентном: части составляют целое.

Суждения, похожие на кантианские, можно наблюдать и в схоластической философии - средневековых религиозных учениях. Тогда мыслители говорили об аспектах бытия, выходящих за пределы привычного человеку существования. Такие аспекты нельзя проверить эмпирическими методами, применить на практике или проанализировать. Они вообще недоступны человеку.

Премьера: 05.11.2009

Продолжительность : 01:23:57

Фильм повествует о возможных сценариях будущего и технологиях, которые появятся через 20-40 лет. Искусственный интеллект, устройства, размером с клетку крови, виртуальная реальность и т.п. Известный американский изобретатель и футуролог Рэй Курцвейл абсолютно серьезно планирует не только кординально увеличить продолжительность жизни, но и обрести бессмертие за счёт смешивания человеческого интеллекта с искусственным, то есть, в конечном счёте, полном переносе человеческого сознания в машины (соответственно, биологическое тело в данном случае станет не нужным и мы станем бессмертными).

Интересные факты:

  • В 2010-е годы специальные устройства будут проецировать изображения прямо в человеческие глаза, создавая эффект виртуальной реальности (очки с эффектом 3D). Мобильные телефоны, встроенные в одежду, станут...

Основные предсказания Рэймонда Курцвейла:

  • В 2010-е годы специальные устройства будут проецировать изображения прямо в человеческие глаза, создавая эффект виртуальной реальности (очки с эффектом 3D). Мобильные телефоны, встроенные в одежду, станут посылать звук прямо в ухо (Bluetooth). «Виртуальные ассистенты» будут помогать людям во многих повседневных делах. В частности, они смогут производить мгновенный перевод иностранной речи. Маленькие компьютеры, связанные с интернетом, будут всё теснее интегрироваться в повседневную жизнь.
  • По мнению Курцвейла, уже в 2014 году мощность суперкомпьютера сравняется с мощностью человеческого мозга. Компьютеры перестанут существовать, как отдельные объекты — они примут нетрадиционную форму и будут встроены в одежду и повседневные предметы. Виртуальная реальность будет вовлекать не только зрение и слух, а все органы чувств.
  • К 2020 году персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности человеческого мозга. В 2020-х годах в медицинских целях начнут использовать наномашины. В частности, нанороботы смогут доставлять питание к клеткам человека и удалять их отходы. Они также произведут детальное сканирование мозга человека, позволяющее понять детали его работы. К концу десятилетия в промышленности станут широко использоваться нанотехнологии, что приведёт к значительному удешевлению производства всех продуктов. К 2029 году компьютер сможет пройти Тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума в человеческом понимании слова. Это будет достигнуто путём компьютерной симуляции мозга человека.
  • В 2030-е годы наномашины будут вставляться прямо в мозг и осуществлять произвольный ввод и вывод сигналов из клеток мозга. Это приведёт к виртуальной реальности «полного погружения», которая не потребует какого-либо дополнительного оборудования.
  • В 2040-е годы человеческое тело сможет принимать любую форму, образуемую большим числом нанороботов. Внутренние органы будут заменены кибернетическими устройствами гораздо лучшего качества.
  • Курцвейл предсказывает наступление технологической сингулярности в 2045 году. В это время вся Земля начнёт превращаться в один гигантский компьютер, и постепенно этот процесс может распространиться на всю Вселенную. Природа сингулярности такова, что более конкретные прогнозы на период после 2045 года сделать затруднительно.

Орф. трансцендентный; кр. ф. -тен, -тна Орфографический словарь Лопатина

  • трансцендентный - прил., кол-во синонимов: 8 духовный 40 запредельный 9 иррациональный 13 недоступный 35 недоступный познанию 2 непознаваемый 4 непостижимый 35 потусторонний 15 Словарь синонимов русского языка
  • трансцендентный - трансцендентный кр. ф. -тен, -тна, -тно Орфографический словарь. Одно Н или два?
  • Трансцендентный - Философский термин, означающий, в противоположность имманентному (См. Имманентное), то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию. В этом значении употреблен И. Кантом в соч. критичность периода (см. Соч., т. 3... Большая советская энциклопедия
  • трансцендентный - см. >> духовный, отвлеченный Словарь синонимов Абрамова
  • трансцендентный - -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. 1. В идеалистической философии: находящийся за пределами возможного опыта, недоступный познанию. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней, - Кант выступает как идеалист. Малый академический словарь
  • трансцендентный - трансцендентный I прил. Лежащий за пределами опыта, недоступный познанию, непостижимый для разума; запредельный. || противоп. имманентный II прил. Не могущий быть вычисленным алгебраическим путём или выраженным алгебраически (в математике). Толковый словарь Ефремовой
  • трансцендентный - Трансцендентный, трансцендентная, трансцендентное, трансцендентные, трансцендентного, трансцендентной, трансцендентного, трансцендентных, трансцендентному, трансцендентной, трансцендентному, трансцендентным, трансцендентный, трансцендентную... Грамматический словарь Зализняка
  • трансцендентный - ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. [от лат. trānscendens (transcendentis) - выходящий за пределы] 1. Филос. Запредельный по отношению к какой-л. определённой сфере, к миру в целом. Бесконечность трансцендентна. Толковый словарь Кузнецова
  • - (лат. transcendens (transcendentis) выходящий за пределы) Запредельный, недоступный эмпирическому познанию; лежащий за пределами возможного опыта; напр. бесконечность, вечность, Бог, душа; противоп. имманентный. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  • Трансцендентный - Термин, характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира. Словарь по культурологии
  • ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта... Большой энциклопедический словарь
  • ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

    ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ или ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

    Философский термин, которым обозначается все, выходящее за пределы опыта и постигаемое лишь высшим умозрением.

    Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

    ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

    [лат. transcendens (transcendentis ) - выходящий за пределы] - филос. в идеалистической философии: выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами опыта, недоступный познанию. Ср. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ .

    Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

    ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

    говорится о явлениях, которые никоим образом не могут быть познаны нами при посредстве наших чувств, не поддаются ни опыту, ни наблюдению; о чисто отвлеченных понятиях и идеях, не имеющих ни форм, ни материальных границ, не находящих себе никакого выражения в действительности, вытекающих из разума и существующих только в нашем сознании.

    Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

    ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

    превышающий сферу всего ограниченного и не подлежащий такому знанию, как явления окружающ. нас природы (напр. идея Бога).

    Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

    ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

    этимологию см. трансцендентальная философия. Высший.

    Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

    Трансценде́нтный

    (лат. transcendens (transcendentis) выходящий за пределы)

    1) в идеалистической философии - недоступный познанию, находящийся за пределами опыта, лежащий по ту сторону опыта;

    2) мат. т-ые функции - аналитические функции, не являющиеся алгебраическими, напр, показательная (экспоненциальная) функция а*, тригонометрические функции и т. д.; т-ые числа - числа, не удовлетворяющие никакому алгебраическому уравнению с целыми коэффициентами, таковы, напр. , п = 3,14159..., е = 2,71828...

    Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

    Трансцендентный

    [от латин. transcendo – переступаю, перешагиваю ]. 1. В идеалистической философии – лежащий за пределами опыта, недоступный опытному познанию; противоп. имманентный (филос.). Трансцендентная истина. 2. Не могущий быть вычисленным при помощи действий алгебры, не могущий быть выраженным алгебраическим выражением (мат.). Трансцендентные числа, функции. || Изучающий соответствующие величины, понятия (мат.). Трансцендентная математика.

    Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

    Трансцендентный

    ая, ое, тен, тна ( лат. - см. трансцендентальный).
    1. филос. Недоступный познанию, находящийся за пределами опыта.
    || Ср. трансцендентальный .
    2. мат. Об аналитической функции : не являющийся алгебраической.
    Трансцендентность - свойство трансцендентного 1, 2.

    Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


    Синонимы :

    Антонимы :

    Смотреть что такое "ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ" в других словарях:

      См. отвлеченный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. трансцендентный духовный, отвлеченный; непознаваемый, иррациональный, непостижимый, недоступный, запредельный,… … Словарь синонимов

      ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, трансцендентная, трансцендентное; трансцендентен, трансцендентна, трансцендентно (от лат. transcendo переступаю, перешагиваю). 1. В идеалистической философии лежащий за пределами опыта, недоступный опытному познанию; ант.… … Толковый словарь Ушакова

      Термин, возникший в схоластич. философии и характеризующий всё то, что выходит за пределы чувств. опыта, эмпирич. познания мира; предмет религ. и метафизического познания. Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и… … Философская энциклопедия

      Трансцендентный - Трансцендентный ♦ Transcendant В классическом смысле слова – внешний и высший по отношению к миру. В этом смысле трансцендентным является Бог, и, пожалуй, только он. У Канта – внешний по отношению к опыту и недоступный опыту. У… … Философский словарь Спонвиля

      Современная энциклопедия

      Запредельный по отношению к какой либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (Единое в неоплатонизме); в… … Большой Энциклопедический словарь

      ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. В идеалистической философии: находящийся за пределами мира. | сущ. трансцендентность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      Термин, характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

      Трансцендентный - ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, запредельный по отношению к какой либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (единое в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Ая, ое; тен, тна, тно. [от лат. trānscendens (transcendentis) выходящий за пределы] 1. Филос. Запредельный по отношению к какой л. определённой сфере, к миру в целом. Бесконечность трансцендентна. // В философии Канта: находящийся за пределами… … Энциклопедический словарь

    Книги

    • Аналитика человеческого бытия Введение в опыт самопознания Систематический очерк Монография , Ячин С.. Основываясь на принципах экзистенциальной аналитики, автор раскрывает многомерность человеческого бытия-в-мире как бытия, рефлексивно соотнесенного с Иным. Ключевым является вопрос, как…

    трансцендирование, трансценденция (от лат. transcendens – перешагавающий, выходящий за пределы) – один из основополагающих терминов философии и теологии; латинский термин восходит к Августину, однако, благодаря более поздним переводам на латынь (М.Фичино, Б.Кордиер и др.) ряда древнегреческих терминов Платона, Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита как трансцендентного, история понятия уходит в античную философию. В ней свое завершение оно нашло в неоплатонизме, в котором трансцендентное применяется двойственно: трансцендентное как более высокая ступень бытия в отношении к подчиненной ей ступени, переход к которой есть трансцендирование, и абсолютно трансцендентное в отношении ко всему бытию в целом (единое).

    Первое из приведенных значений встречается у Августина, который говорит о самотрансцендировании: «Пришли мы к душе нашей и вышли из нее (transcendimus), чтобы достичь страны неиссякаемой полноты» (Августин А. Исповедь. М., 1991, с. 228), чтобы соприкоснуться с Богом. Душа достигает, однако, не находящегося по ту сторону бытия единого, а только бытия в собственном смысле, поскольку Бог является субстанцией, трансцендентной всему, что сотворено и изменчиво. Второе значение встречается у Псевдо-Дионисия Ареопагита и в учении Николая Кузанского о совпадении противоположностей в едином, трансцендирующем все наше мышление. Максимум и минимум Кузанец берет как «трансцендентные пределы с абсолютной значимостью: возвышаясь над всем определившимся в количество объема или силы, они заключают в своей абсолютной простоте все» (Николай Кузанский. Об ученом незнании.– Соч. в 2-х т., т. 1. М., 1979, с. 55). Совпадающие в едином противоположности являются трансцендентными понятиями в абсолютном значении и могут мыслиться только в выхождении за границы всякого рационального понимания. После Кузанца неоплатонический смысл трансцендентного почти не встречается и на первый план выходит противопоставление трансцендентного (выходящего за границы чего-либо) и имманентного (находящегося в границах).

    В докантовской философии понятие трансцендентного развивалось в рамках средневекового учения о трансценденталиях (см. также Трансцендентальное ); наиболее существен для трансцендентного теологический аспект этого учения. Уже Псевдо-Дионисий Ареопагит говорит о сущем, едином, истинном и благом как о божественных именах. Фома Аквинский неоднократно обсуждает трансценденталии в связи с божественными свойствами.

    И. Кант отрицает тождественность трансцендентального и трансцендентного и определяет трансцендентное как то, что выходит за пределы возможного опыта, устраняет границы возможного опыта и повелевает их переступить, как то, что выходит за пределы области, в которой допустима деятельность чистого рассудка. Указанное кантовское различение было воспринято в дальнейшем многими философами, хотя самим Кантом оно соблюдалось не всегда строго, особенно в трансцендентальной диалектике.

    И.Г.Фихте противопоставляет трансцендентное имманентному, понимая под первым выхождение науки за свои границы и принятие существования вещей вне сознания. Ф.Шлейермахер трансцендентным называет нечто, что выдается за рамки обычного мышления. Э.Гартман напрямую связывает свое понимание трансцендентного с трансцендентальным: «Имманентное, поскольку оно мыслится относящимся к трансцендентному, называется «трансцендентальным»» (Hartmann Ε. von. Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus. В., 1875, S. XV). Г.Риккерт также называет исследование, которое занимается трансцендентным и его значением для объективности, трансцендентальным. На тесную связь трансцендентного и трансцендентального указывает и X.Файхингер: «Трансцендентное может иметь два значения: то, что переступает объем опыта, и то, что лежит за рамками его содержания. Первое является познанием сверхчувственного, второе – познанием из чистого разума, следовательно, познанием a priori» (Vaihinger H. Kommentar zu Kants Kritik der reinen, Vernunft, Bd. 1(2). Aalen, 1970, S. 468).

    Э.Гуссерль рассматривает трансцендентное как коррелят трансцендентального; к собственному смыслу мира принадлежит, по Гуссерлю, трансцендентность как ирреальная включенность в Я. М.Хайдеггер связывает трансцендентальное познание «с перешагиванием (трансценденцией) чистого разума к сущему» (Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997, с. 9), а проблему, образующую трансцендентность, называет трансцендентальной. Существо трансценденции делает возможным трансцендентальные способности нашей души. По Хайдеггеру, «бытие есть transcendens просто. Трансценденция бытия присутствия особенная, поскольку в ней лежит возможность и необходимость радикальнейшей инди-видуации. Всякое размыкание бытия как transcendens’a есть трансцендентальное познание» (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 38).

    У К.Ясперса трансцендирование является связью способов бытия и разных его уровней; в трансцендировании происходит возрождение человеческой сущности. Трансценденция выступает как коррелят экзистенции. Бытие, которое нас объемлет, «есть трансценденция, т.е. бытие, которое для нас нечто совершенно другое, в которое мы не входим, но на котором мы основаны и к которому относимся» (Ясперс К. Философская вера. – В кн.: Он же. Смысл и назначение истории. М., 1994, с. 425); «трансценденция – это бытие, которое никогда не станет миром, но которое как бы говорит через бытие в мире» (там же, с. 426). Трансценденция же над всем миром или до всего мира – это Бог. Э.Левинас попытался восстановить значение абсолютно трансцендентного как бесконечного, находящегося по ту сторону бытия, категорий бытия, тотальности и опыта. В то же время Левинас использовал понятие трансценденции в этике для обозначения ответственности за другого, отношения к другому.

    Сочинения:

    2. Николай Кузанский. Об ученом незнании. – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1979;

    4. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998;

    5. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997;

    6. Он же. Кант и проблема метафизики. М., 1997;

    7. Ясперс К. Философская вера. – В кн.: Он же. Смысл и назначение истории. М., 1994;

    8. Schleiermacher F. Dialektik. Darmstadt, 1976;

    9. Hartmann E. von. Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus. В., 1875;

    10. Vaihinger I. Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Bd. 1(2). Aalen, 1970;

    11. Levinas E. Dieu et la philosophie. – De Dieu qui vient à l’idée. P., 1982;

    12. Idem. Totalité et infini. Essai sur l’extériorité. Den Haag, 1974.

    Литература:

    1. Historisches Wörterbuch der Philosophie, Bd. 10, hg. von I.Ritter und K.Gründer. Basel, 1998;

    2. Transzendenz. Zu einem Grundwort der klassischen Metaphysik. Hg. von L.Honnefelder/W. Schlüßer. Paderborn. – W, 1992;

    3. Honnefelder L. Transzendent oder transzendental: über die Möglichkeit von Metaphysik. – Philosophisches Jahrbuch, 1985, N 92;

    4. Knittermeyer H. Transszendent und Transszendental. – Festschrift für Paul Natorp zum 70. Geburtstage. В.–Lpz., 1924;

    5. Lehmann K. Transzendenz. – Rahner K/, Darlap A. (Hg.). Sacramentum mundi 1969, 4;

    6. Ingarden R. Die vier Begriffe der Transzendenz und das Problem des Idealismus bei Husserl. – Analecta husserliana 1971, 1;

    7. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997.

    См. также лит. к ст. Трансцендентальное , Трансценденталии .