Главная · Освещение · Показать датчики дэс при нормальной ее работы. Правильная эксплуатация дизельных электростанций. Моторные масла для дизельных двигателей

Показать датчики дэс при нормальной ее работы. Правильная эксплуатация дизельных электростанций. Моторные масла для дизельных двигателей

1. Общая часть

1.1. Настоящая инструкция разработана на основании:

 "Техническое описание электростанции ЭСД-200-30-Т/400М ОДК.140.753";

 "Инструкцией по эксплуатации и хранению электростанции ЭСД-200-30-Т/400М ОДК140.130";

 "Межотраслевыми правилами по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ-016-2001 (РД 153-34.0-03.150-00)";

 "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (УДК 621.311.004.24)".

1.2. Настоящая инструкция определяет основные положения по эксплуатации дизельной электростанции ЭСД-200-30-Т/400М (далее ДЭС - 200). Более подробные сведения содержатся в "Инструкции по эксплуатации и хранению электростанции ЭСД-200-30-Т/400М" и заводских инструкциях на силовые агрегаты ЭСД-200-30-Т/400М.

1.3. Дизельная электростанция ДЭС - 200 установленная на подстанции предназначена для резервного электроснабжения собственных нужд 0,4кВ подстанции напряжением 400В, частотой 50 Гц, в стационарном положении, в случае полной потери электроснабжения ТСН - 1,2 по кабельным линиям 6кВ.

1.4. К обслуживанию ДЭС - 200 допускаются только лица прошедшие специальную подготовку, обеспечивающую правильную эксплуатацию ДЭС - 200 в соответствии с настоящей инструкцией, "Инструкцией по эксплуатации и хранению электростанции ЭСД-200-30-Т/400М" и действующими "Межотраслевыми правилами по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ-016-2001 (РД 153-34.0-03.150-00)".

2. Порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям оборудования ДЭС - 200

2.1. Единоличный осмотр электрооборудования ДЭС - 200 подстанций может выполнять работник, имеющий группу не ниже 3, из числа оперативного персонала, обслуживающего данную электроустановку в рабочее время или находящегося на дежурстве, либо работник из административно-технического персонала, имеющий группу не ниже 4 и право единоличного осмотра на основании письменного распоряжения руководителя организации.

2.2. Допуск к ремонтным работам на оборудовании ДЭС - 200, проверке средств автоматики и измерений, испытанию оборудования ДЭС - осуществляет оперативный персонал ПОДСТАНЦИИ.

2.3. Испытания электрооборудования ДЭС - 200 проводит персонал СИЗП. При испытаниях оборудования подстанции расшиновку (ошиновку после проведения испытаний) оборудования производит ремонтный персонал СПС. Данный персонал может быть включен в состав бригады СИЗП.

2.4. Вывод оборудования ДЭС - 200 из работы для ремонта, проверки средств автоматики и измерений, испытания осуществляется по заявкам, подаваемым в оперативно-диспетчерскую службу.

2.5. Порядок отключения оборудования, выдачи разрешения на подготовку рабочего места, погашения разрешения регламентируется "Инструкцией по организации вывода в ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта оборудования ".

2.6. Работы на вспомогательном оборудовании ДЭС - 200, не влияющие на готовность к запуску станции в работу, могут проводиться в течении рабочей смены с разрешения диспетчера ОДО.

3. Порядок установки для работы и свёртывания ДЭС-200

3.1. При расположении ДЭС-200 на месте необходимо руководствоваться удобствами его обслуживания. Для удобства обслуживания изделия вокруг него должен быть достаточно свободный проход, а площадка, на которой предполагается установка ДЭС-200, должна быть спланирована и очищена от посторонних предметов. Кроме этого к ДЭС-200 должен быть предусмотрен подъездной путь, необходимый для подъезда топливозаправщика.

3.2. Развертывание ДЭС-200 необходимо производить в следующем порядке:

3.2.1. Установить ДЭС-200 на площадку и затормозить при помощи ручного тормоза прицепа;

3.2.2. Очистить шасси прицепа и кузов от грязи и пыли;

3.2.3. Вынуть из ящика с ЗИП прицепа рукоятки домкратов, растяжки и деревянные прокладки;

3.2.4. Вынуть запорные штыри, крепящие домкраты в походном положении;

3.2.5. Опустить домкраты и зафиксировать их в вертикальном положении при помощи растяжек;

3.2.6. Подложить деревянные прокладки, установить ручки в домкраты и путем вращения последних опустить подвижную часть домкрата так, чтобы ее башмак прижал деревянную прокладку к грунту;

3.2.7. Произвести подъем ДЭС-200 до положения, при котором колеса прицепа будут свободны от нагрузки, а затем путем регулировки домкратов установить кузов в горизонтальное положение. При подъеме необходимо руководствоваться следующими положениями:

 подъем ДЭС-200 должен производиться равномерно с переходом от одного домкрата к другому или одновременно всеми домкратами;

 подъем ДЭС-200 нужно производить равномерным вращением рукоятки домкрата, при этом прилагаемое усилие на рукоятку должно быть не более 20кг.

 в случае если произойдет затормаживание подъема, что вызовет резкое возрастание прилагаемого усилия на рукоятку, подъем необходимо прекратить.

 для визуального контроля за подъемом, на подвижной части домкрата (трубе) сделана кольцевая канавка, которая" окрашена в красный цвет. Момент ее выхода из корпуса домкрата сигнализирует о необходимости прекращения подъема.

 при получении сигнала о прекращении подъема необходимо домкрат поднять, подложить под его башмак одну или две дополнительные подкладки, затем подъем может быть продолжен.

 После установки ДЭС-200 на домкраты необходимо растормозить прицеп.

3.2.8. Открыть люки и двери и произвести осмотр узлов прицепа (колеса, дышло, тормозную систему), крепления кузова к шасси прицепа, крепления агрегатов, распределительного шкафа, а также крепления блоков дизель - генераторов к рамам агрегатов. Все замеченные дефекты нужно устранить.

3.2.9. Установить глушитель агрегата АД-30 на место (на крышу кузова).

3.2.10. Если ДЭС-200 было законсервировано, произвести его расконсервацию.

3.2.11. При необходимости отвода отработавших газов в сторону от ДЭС-200, нужно установить на крышу переносную лестницу, снять с глушителя агрегата АД-30 насадку, а на ее место присоединить выхлопные рукава. Присоединить выхлопные рукава к выхлопу подогревателя ПЖД в случае необходимости. (Предварительно выхлопные рукава должны быть соединены по два рукава вместе). Присоединить выхлопные рукава к глушителям агрегата АД-200 (по одному к каждому глушителю).

3.2.12. Развернуть кабельную сеть.

3.2.13. Установить защитное заземление с помощью заземляющего устройства, прилагаемого к ДЭС-200 или имеющихся устройств заземления в месте установки станции. Заземляющий контур присоединяется к шпилькам заземления на блоках выводов ДЭС-200 "ЗЕМЛЯ".

Схема соединения заземляющего контура - "защитного заземления" и метод установки контура указаны в техническом описании на ДЭС-200.

Перед присоединением проводов заземления к шпилькам заземления блоков выводов ДЭС-200, убедиться, что на наконечниках проводов и на шпильках отсутствует краска, смазка и коррозия.

3.3. При свертывании ДЭС-200 необходимо выполнить следующие работы:

3.3.1. Снять выхлопные рукава, разъединить и закрепить их в походном положении на шасси прицепа и кузове.

3.3.2. Установить насадку на глушитель АД-30.

3.3.3. Установить переносную лестницу в походное положение и закрепить к кузову.

3.3.4. Отсоединить кабели заземления и уложить их в ящик под кузовом.

3.3.5. Раздомкратить, ДЭС-200. Все домкраты поднять и закрепить в доходном положений, а прокладки и рукоятки очистить от грязи и уложить в ящик.

3.3.6. Закрыть все ящики, люки и двери ДЭС-200.

3.3.7. Осмотреть ДЭС-200 снаружи с целью проверки надежности крепления всех принадлежностей.

3.3.8. Осмотреть площадку ДЭС-200 и очистить ее от мусора и других следов пребывания.

4. Подготовка к работе ДЭС - 200.

4.1. При проведении подготовительных работ необходимо помнить о том, что чем тщательнее станция будет подготовлена к работе, тем скорее можно будет произвести ее запуск в работу и тем надежнее она будет работать.

4.2. Перед началом проведения проверочных и подготовительных работ все выключатели, переключатели должны быть установлены в положение "ОТКЛЮЧЕНО".

4.3. Присоединение силовых кабелей и кабелей управления к блокам выводов разрешается производить только при отсутствии напряжения. При этом сигнальные лампочки, установленные на панелях блоков выводов, не должны гореть.

4.4. Проверить надёжность заземления ДЭС-200, оно должно быть выполнено двумя проводниками.

4.5. Проверить состояние электромонтажа ДЭС-200, состояние изоляции и исправное состояние контактных соединений.

4.6. Проверить состояние щёток и щёткодержателей на всех генераторах. При обнаружении износа необходимо произвести их замену.

4.7. Проверить исправность предохранителей, выключателей, переключателей и других элементов, установленных на панели распределительного шкафа и блоков с аппаратурой. Проверку производить внешним осмотром, а также на функционирование (включение, отключение и т.д.).

4.8. Замерить сопротивление электрической изоляции электромонтажа элементов ДЭС - 200 мегомметром на 500В. Сопротивление изоляции должно быть не ниже 500кОм.

4.9. Проверить состояние аккумуляторных батарей и подготовить их к работе:

 проверить кислотным ареометром плотность электролита во всех батареях (1,26 ÷ 1,28 г/см3);

 проверить уровень электролита и в случае надобности, долить дистиллированной воды с тем, чтобы уровень электролита был на 8-10мм выше предохранительного щитка.

4.10. Проверить освещение кузова ДЭС - 200.

4.11. Подключить силовые кабели и кабели управления к изделию, предварительно проверив состояние кабельных разъемов и зажимов. При присоединении кабелей строго руководствоваться маркировкой, имеющейся на каждом кабеле и на штепсельных разъемах и панелях блоков выводов ВК-1,ВК-2.

4.12. Проверить наличие масла и охлаждающей жидкости в системах двигателей агрегатов АД-200 и АД-30, а также наличие топлива в топливных баках. При необходимости произвести заправку ДЭС - 200 топливом и маслом.

4.13. Проверить отсутствие подтекания на водяных, масляных и топливных трубопроводах.

4.14. Открыть люки выброса воздуха из генератора агрегата АД-200, предварительно опустив на 300-400мм запасное колесо под воздуховодом АД-200 (для предотвращения порчи резины).

4.15. Открыть люки, находящиеся напротив радиаторов двигателей 1Д12В-300 и ЯАЗ-М204Г, а также люки, предназначенные для забора воздуха.

4.16. На пол кузова в операторном отделении положить резиновый коврик.

4.17. Установить в отключенное положение все автоматические выключатели, переключатели и выключатели, кроме выключателей батарей В6 на агрегате АД-200 и В7 на агрегате АД-30.

4.18. Поставить краники на баках 1 и 2 в положение, обеспечивающее подачу топлива к агрегатам АД-200 и АД-30.

4.19. Подключить пульт дистанционного управления (ПДУ) через разъемы ШРЗ, ШР4

5. Работа ДЭС - 200

5.1. Общие положения

5.1.1. ДЭС - 200 установленная на подстанции может работать в следующих режимах:

5.1.1.1. Нормальный режим - при нормальной схеме электроснабжения потребителей собственных нужд подстанции, питание потребителей собственных нужд ДЭС - 200 производится от ЩСН-0,4кВ.

5.1.1.2. Основной рабочий режим - питание потребителей собственных нужд подстанции и потребителей собственных нужд ДЭС - 200 осуществляется от агрегата АД-200. При этом режиме допускается запуск одного из компрессоров.

5.1.1.3. Дополнительный рабочий режим - питание потребителей собственных нужд подстанции и потребителей собственных нужд ДЭС - 200 осуществляется от агрегата АД-30. При этом режиме не допускается включение потребителей компрессорной установки.

5.1.2. ДЭС - 200 подключается к щиту собственных нужд 0,4кВ (далее ЩСН-0,4) подстанции через КЛ-0,4. Одна сторона КЛ-0,4 подключена к выводам "СЕТЬ" на панели зажимов ПЗ1 ДЭС - 200, другая сторона к автоматическому выключателю 7 "Дизель-генератор" в панели 27 ЩСН-0,4.

5.1.3. Запускать агрегаты ДЭС - 200, производить включение и отключение источников тока и потребителей электроэнергии, производить все необходимые переключения с помощью коммутационной аппаратуры, установленной в распределительном шкафу и щитах управления, а также следить за параметрами распределяемой энергии обязан оперативный персонал подстанции.

5.2. Запуск и остановка агрегата АД-200

5.2.1. Запуск двигателя агрегата АД-200 в условиях температуры окружающей среды выше +5 0С производится без применения подогревательных устройств.

5.2.2. На щитке управления дизелем, установленном на агрегате АД-200, расположена вся аппаратура, необходимая для запуска двигателя и приборы контроля за состоянием работающего дизеля: термометры воды, масла, манометр масла, тахометр, вольтамперметр и т.д.

5.2.3. Запуск агрегата АД-200 производить стартером.

5.2.4. Пуск двигателя стартером можно осуществить следующими тремя способами:

 пуск со щитка управления дизелем (местное управление);

 пуск с пульта дистанционного управления (далее - ПДУ) вручную (дистанционное ручное управление);

 пуск с ПДУ автоматически (автоматическое дистанционное управление).

5.2.5. Пуск двигателя стартером, со щита местного управления дизелем агрегата АД-200

5.2.5.1. Открыть разобщительные краны у топливных баков для подачи топлива на АД-200.

5.2.5.2. Включить выключатель батарей В6, установленный на раме АД-200, и включить включатель В1 на щитке дизеля.

5.2.5.3. Включить включатель электромаслопрокачивающего агрегата "НАСОС" и создать давление масла в главной магистрали не менее 2кг/см2.

5.2.5.4. Включить включатель "СТАРТЕР" на щите приборов двигателя и дать возможность коленчатому валу двигателя провернуться на несколько оборотов, после чего рукоятку подачи топлива повернуть по часовой стрелке.

5.2.5.5. Как только двигатель начнет работать, немедленно выключить включатель "СТАРТЕР" и установить устойчивое число оборотов 600-800 об/мин.

5.2.5.6. Включать включатель стартера разрешается на время не более 5-6 секунд. После каждой попытки пуска необходимо делать перерыв 15-20 секунд.

5.2.5.7. После пуска до включения нагрузки, двигатель необходимо прогреть на холостом ходу при 600-800 об/мин. С постепенным переходом на 1200-1300 об/мин пока температура охлаждающей жидкости и масла не достигнет 30 0С, при достижении указанной температуры довести обороты двигателя до 1545 об/мин. При этом давление масла должно быть в пределах 6-10,5 кг/см2.

5.2.6. Остановка агрегата АД-200 при местном управлении

5.2.6.1. Отключить генератор от шин станции, переведя рукоятку автоматического выключателя АВ1 "ГЕНЕРАТОР 200 кВт" в распределительном шкафу (далее - РШ) в положение ОТКЛ.

5.2.6.2. Поворотом рукоятки подачи топлива против часовой стрелки уменьшить обороты двигателя до 600-800 об/мин.

5.2.6.3. Двигатель должен работать на малых оборотах до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не снизится до +60 0С (если она поднялась к этому времени выше +60 0С). Только после этого можно остановить двигатель. При остановке должна погаснуть лампа ЛС1 "ГЕНЕР. 200 кВт".

5.2.7. Пуск двигателя агрегата АД-200 с пульта дистанционного управления вручную (ручное управление)

5.2.7.1. ПДУ закреплен на РШ сверху, в операторном отделении ДЭС - 200.

5.2.7.2. Поставить выключатель В5 - "РЕГУЛ. НАПРЖ." на панели РШ в положение "ДИСТ".

5.2.7.3. Открыть разобщительные краны у топливных баков для подачи топлива на АД-200.

5.2.7.4. Включить выключатель батарей В6, установленный на раме АД-200, и включить включатель В1 на щитке дизеля.

5.2.7.5. Поставить переключатель рода работы П1 на ПДУ в положение "РУЧНАЯ".

5.2.7.6. Нажать на кнопку КУ1 "ПУСК" на ПДУ. При этом должна загореться белая лампа ЛН1 "КОНТРОЛЬ ТОПЛ. РЕЙКИ".

5.2.7.7. После того, как лампа ЛН1 погаснет, нажать кнопку КУ3 "ПРОКАЧКА" и держать её во включенном состоянии до тех пор, пока давление в масляной магистрали не достигнет 2 кг/см2.

5.2.7.8. Нажать кнопку КУ4 "СТАРТЕР". Продолжительность работы стартера не более 5-6 секунд. Немедленно отпустить кнопку стартера после запуска дизеля. После пуска двигателя должна загореться лампа ЛН2 "НИЗКАЯ ТЕМПЕРАТУРА".

5.2.7.9. В случае если после нажатия кнопки "СТАРТЕР" двигатель не начал работать, следующую попытку пуска рекомендуется производить не ранее, чем через 40-50 секунд. Рекомендуется не производить более четырех последовательных пусков и если после этого двигатель не начал работать, следует принять меры к устранению причин, препятствующих запуску.

5.2.7.10. Прогреть двигатель до достижения температуры охлаждающей жидкости +45 0С, при этом лампа ЛН2 "НИЗКАЯ ТЕМПЕРАТУРА" погаснет.

5.2.7.11. Довести обороты двигателя до 1545 об/мин нажатием кнопки КУ5 "БОЛЬШЕ".

5.2.8. Пуск двигателя агрегата АД-200 с пульта дистанционного управления автоматически (автоматическое управление)

5.2.8.1. Поставить выключатель В5 - "РЕГУЛ. НАПРЖ." на панели РШ в положение "ДИСТ".

5.2.8.2. Открыть разобщительные краны у топливных баков для подачи топлива на АД-200.

5.2.8.3. Включить выключатель батарей В6, установленный на раме АД - 200, и включить включатель В1 на щитке дизеля.

5.2.8.4. Поставить переключатель рода работы П1 в положение "АВТОМАТ", при этом загорается белая лампа ЛН6 "АВТОМАТ".

5.2.8.5. Нажать на кнопку КУ1 "ПУСК" на ПДУ. При этом белая лампа ЛН1 "КОНТРОЛЬ ТОПЛ. РЕЙКИ" должна загореться и через некоторое время погаснуть. Двигатель должен автоматически запуститься и выйти на 800-1200 об/мин.

5.2.8.6. После запуска двигателя должна загореться лампа ЛН2 "НИЗКАЯ ТЕМПЕРАТУРА".

5.2.8.7. При достижении температуры охлаждающей жидкости +45 0С лампа "НИЗКАЯ ТЕМПЕРАТУРА" погаснет, двигатель автоматически увеличивает обороты до номинальных (1545 об/мин).

5.2.8.8. ВНИМАНИЕ! В случае необходимости экстренного приема нагрузки сразу после пуска без прогрева, вывод агрегата АД - 200 на номинальные обороты производить кнопкой КУ5 "БОЛЬШЕ" на ПДУ, при положении переключателя П1 "РУЧНАЯ" с последующим его переводом в положение "АВТОМАТ".

Настоящая инструкция разработана для организации безопасной работы на дизельных и бензиновых электростанциях

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе на дизельных электростанциях (ДЭС) и бензиновых электростанциях (БЭС) допускаются лица старше 18 лет, прошедшие:
— предварительный медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к выполнению работ;
— вводный инструктаж по охране труда;
— противопожарный инструктаж;
— первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
— обучение безопасным приемам и методам ведения работ;
— проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, а также практических навыков безопасной работы, предупреждения, локализации и ликвидации аварийных ситуаций и пожаров.
1.2. В процессе работы с ДЭС и БЭС на работника могут оказывать воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:
— подвижные части производственного оборудования;
повышенный уровень шума;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи;
— повышенный уровень статического электричества;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— токсичность нефтепродуктов и их паров;
— движущиеся, разлетающиеся предметы при работе машин и механизмов.
1.3. Под воздействием указанных факторов при определенных условиях (несоблюдение требований безопасности, личная неосторожность, невнимательность) работник может получить:
— термические ожоги при соприкосновении с горячим маслом, при загорании на месте работ;
— отравление парами нефтепродуктов;
— травмирование вращающимися и движущимися частями механизмов в случае отсутствия или неисправности ограждения;
— поражение электрическим током.
1.4. О каждом несчастном случае, связанном с производством или работой, пострадавший или очевидец несчастного случая должен немедленно поставить в известность соответствующего руководителя.
1.5. Персонал, выполняющий работы с ДЭС и БЭС, обязан своевременно проверять исправность действия контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств.
1.6. Пусковые механизмы (кнопки, рубильники и т.д.) для включения электродвигателей станции должны располагаться непосредственно у рабочих мест так, чтобы ими было удобно и безопасно пользоваться, и исключалась возможность самопроизвольного включения от случайных толчков и ударов.
1.7. Открытые, вращающиеся и движущиеся части электростанций (валы, шкивы, шестерни и т.д.) должны быть защищены кожухами и ограждениями.
1.8. Чистка, смазка, регулировка и ремонт ДЭС и БЭС допускается только при отключенных электродвигателях и после полной остановки станций.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы необходимо надеть исправную спецодежду, спецобувь, убедиться в отсутствии посторонних предметов на рабочем месте.
2.2. Проверить визуально наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, герметичность патрубков и всех соединений. Краны слива охлаждающей жидкости должны быть закрыты.
2.3. Проверить наличие топлива в заправочной ёмкости. Заправлять топливом только той марки, которая соответствует данному типу ДЭС, БЭС и сезону эксплуатации.
2.4. Проверить уровень масла в двигателе. При недостаточном уровне необходимо долить масло до метки.
2.5. Проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2.6. Произвести внешний осмотр целостности защитных кожухов, вентилятора охлаждения и приводного ремня.
2.7. Автоматический выключатель электростанции должен быть в положении «отключено».

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Запуск двигателя происходит кнопкой «ПУСК» или поворотом ключа зажигания (для БЭС, двигатель «ХОНДА»). Не допускается включение стартера более 5 секунд за один раз.
3.2. При запуске холодного двигателя БЭС марки «ХОНДА» необходимо закрыть воздушную заслонку и открыть плавно, после того как двигатель достаточно прогреется.
3.3. На электростанциях данных марок обороты двигателя настраиваются автоматически.
3.4. После запуска двигателя ДЭС и БЭС необходимо проверить характеристики на дисплее пульта управления.
3.5. Подавать нагрузку на генератор рекомендуется после прогрева двигателя.
3.6. После запуска, на режиме прогрева, проверить герметичность соединений корпуса электростанции, топливной системы, системы отвода отработанных газов.
3.7. Во время работы двигателя необходимо:
— следить за количеством оборотов двигателя;
— следить за давлением масла;
— следить за температурой двигателя: при повышении температуры двигателя необходимо уменьшить нагрузку на генератор;
— следить за уровнем топлива в топливном баке, не допускать попадания воздуха в топливную систему.
3.8. Не допускать розлива топлива при заправке.
3.9. Избегать вдыхания выхлопных газов. Не допускать работу двигателя в закрытом помещении.
3.10. Во время работы двигателя запрещается:
— класть какие-либо предметы на корпус электростанции;
— прикасаться к глушителю.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Работа оборудования должна быть прекращена:
— при неисправности (отсутствии) предусмотренных контрольно-измерительных приборов и средств автоматики;
— при неисправности предохранительных блокировочных устройств;
— при неисправности или отсутствии защитного заземления;
— при неисправности или неполном количестве крепежных деталей;
— при внезапном появлении на корпусе оборудования ощутимого электрического тока;
— при обнаружении искрения щеток генератора;
— при возникновении пожара.
4.2. В случае возгорания оборудования или возникновения пожара необходимо немедленно отключить электростанцию, сообщить о случившемся руководителю, приступить к ликвидации очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения. При невозможности ликвидировать пожар своими силами – вызвать пожарную охрану по телефону 101 и принять меры по эвакуации людей из опасной зоны.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Снять нагрузку с генератора.
5.2. Дать поработать двигателю около трех минут для равномерного охлаждения его деталей.
5.3. Остановить двигатель нажатием кнопки «СТОП» или отключением ключа зажигания.
5.4. Произвести внешний осмотр агрегата.
5.5. Привести в порядок рабочее место.
5.6. Убрать используемые инструменты в отведенное для их хранения место.
5.7. Вымыть лицо и руки теплой водой, при необходимости принять душ.
5.8. Обо всех замеченных неисправностях, имевших место в течение работы, сообщить непосредственному руководителю.

Безотказная и безаварийная работа электростанции возможна лишь при условии четкого и бесперебойного функционирования всех ее узлов и систем. Обслуживающий персонал должен ясно представлять принцип работы установленного оборудования, схем управления и сигнализации, блоков автоматики и регулирования, а также конструктивные особенности, компоновку и взаимосвязь отдельных элементов оборудования. К обслуживанию ДЭС могут быть допущены только специалисты, изучившие и освоившие техническую документацию на установленное оборудование, его материальную часть, знающие условия эксплуатации данного оборудования.

Если ДЭС обслуживают две бригады — электриков и дизелистов, то обе бригады, в совершенстве изучив непосредственно им вверенные узлы и системы, должны иметь представление о работе всего оборудования ДЭС в целом.

Лица, обслуживающие ДЭС, должны пройти в специальной комиссии проверку знания правил технической эксплуатации электроустановок, техники безопасности и пожарной безопасности, эксплуатационных инструкций, техминимума по обслуживаемому оборудованию и способов оказания первой помощи при несчастных случаях.

Для получения практических навыков в обслуживании и более детального ознакомления на месте с расположением и состоянием оборудования каждый работник, обслуживающий ДЭС, должен пройти стажирование на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством более опытного работника; после этого он допускается к самостоятельной работе. Лица, обслуживающие ДЭС, подвергаются периодической проверке знаний правил технической эксплуатации и техники безопасности. Перечисленные требования к обслуживающему персоналу позволяют обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию ДЭС.

2. ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ К РАБОТЕ

Перед пуском электроагрегат ДЭС должен быть тщательно проверен и подготовлен к работе. Необходимо осмотреть дизель, генератор, вспомогательные агрегаты, панели и щиты и устранить обнаруженные неисправности. С помощью мегаомметра 500 В проверяют сопротивление изоляции схемы агрегата при включенных выключателях; сопротивление должно быть не менее 0,5 МОм.

Если сопротивления изоляции генератора и остальной части схемы стали ниже 0,5 МОм, следует очистить от пыли, протереть или просушить открытые электроизоляционные детали; если необходимо, произвести сушку генератора. При подготовке ДЭС к работе следует проверить степень разряженности аккумуляторных батарей и исправить системы зажигания. Пуск дизеля стартером при разряженности аккумуляторных батарей более 50% не разрешается.

Расходный топливный бак должен быть заправлен топливом, а кран топливного бака установлен в положение Открыто. Уровень топлива в расходном баке контролируется по указателю уровня топлива. Полностью заправленный расходный бак обеспечивает непрерывную работу электроагрегата в течение не менее 4 ч.

Необходимо убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе, заправить расходные и дополнительные масляные баки, а также заправить внутренний контур системы охлаждения водой (при ее наличии) и проверить циркуляцию воды во внешнем контуре системы охлаждения.

В системах топливопитания, смазки и охлаждения дизеля не должно быть течи. При необходимости нужно подтянуть уплотняющие гайки, зажимы и хомуты.

Перед пуском следует проверить плотность всех соединений воздухоочистителя и механизм воздушной захлопни.

Положение выключателей и переключателей на панелях, щитах управления генератора и дизельной автоматики должно соответствовать инструкции по эксплуатации ДЭС.

Автоматический выключатель генератора в силовой сети должен быть отключен, а переключатель цепей управления следует поставить в положение Ручное управление или Автомагический пуск.

После проведения этих операций электроагрегат ДЭС считается подготовленным к пуску и работе.

3. ПУСК, НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И ИХ ОСТАНОВКА

Пуск и остановка ДЭС могут быть ручными — с местного щитка управления дизелем, дистанционными — с пульта дистанционного управления или автоматическими— без вмешательства обслуживающего персонала по сигналу автоматики при изменении контрольных параметров в сети или на другом агрегате.

Ручной пуск и остановка производятся в соответствии с заводской инструкцией. После запуска и прогрева дизеля на холостом ходу его частоту вращения постепенно доводят до максимальной. Затем возбуждают генератор и по частотомеру устанавливают частоту тока 50 Гц с помощью изменения частоты вращения дизеля. Вращением ручки сопротивления уставки напряжения по вольтметру устанавливают номинальное напряжение генератора, после этого включают генераторный автомат и нагрузку к генератору. После пуска проверяют нормальную работу систем охлаждения воды и масла.

Для остановки ДЭС следует отключить автоматический выключатель генератора (снять нагрузку), снизить напряжение на генераторе и уменьшить частоту вращения дизеля. Дизель работает на холостом ходу с последующим медленным снижением частоты вращения до его полной остановки.

Дистанционный автоматический пуск и остановка производятся с пульта дистанционного управления или шкафа управления с помощью кнопок управления. Все операции по пуску и остановке электроагрегата осуществляются в заданной технологической последовательности схемой автоматики.

В случае удачного пуска загорается сигнальная лампочка Нормальная работа; если возникает аварийный режим, то срабатывает аварийная сигнализация или защита и происходит автоматическая остановка ДЭС.

Автоматический пуск и остановка осуществляются в определенной технологической последовательности без вмешательства персонала схемой автоматики.

Сигналом для автоматического пуска является изменение контрольных параметров резервируемого электроагрегата: недопустимое снижение или повышение напряжения, перегрузка электроагрегата, недопустимое снижение напряжения промышленной сети.

Сигналом для автоматической остановки является снижение общей нагрузки двух параллельно работающих электроагрегатов (основного и резервного) до 80% номинальной мощности или восстановление напряжения в контролируемой промышленной сети.

Автоматическая остановка электроагрегата происходит при возникновении аварийных режимов и срабатывании датчиков аварийной сигнализации и защиты. Включение генераторов ДЭС на параллельную работу производится в соответствии с рекомендациями.

Наблюдение за работой ДЭС в нормальных эксплуатационных условиях.

Во время работы дизеля необходимо:

  • следить за показаниями приборов контроля работы дизеля (температурой масла и воды, давлением масла и т. д.), наличием охлаждающей жидкости в системе, подачей масла к частям дизеля и работой различных датчиков дизеля;
  • вовремя пополнять топливные баки горючим; обращать внимание на наличие посторонних шумов или стуков в дизеле;
  • при отсутствии автоматики следить за частотой вращения дизеля и производить, если это необходимо, ее подрегулировку.При обслуживании генератора необходимо: следить за показаниями амперметров, вольтметров, ваттметров. Превышение номинальных значений недопустимо. Допускаются несимметричная нагрузка до. 25% номинального тока и перегрузка по току не более 10% в течение 1 ч.;
  • контролировать температуру и шум подшипников. Температура подшипников контролируется на ощупь рукой (или термометром) по температуре крышек в доступных местах и не должна превышать 80° С. Шум подшипников следует прослушивать через специальную деревянную рейку. Один конец рейки нужно приложить к уху, а другой к ступице или другой части подшипникового щита. При хорошем состоянии подшипников слышен равномерный гул без стуков и ударов;
  • проверить наощупь величину вибрации генератора. Если вибрация больше обычной, ее измеряют виброметром в радиальном направлении вертикально и горизонтально. Двойная амплитуда вибрации генератора при работе с дизелем, измеренная на подшипниковых щитах, не должна превышать 0,2 мм или данных, приведенных в инструкции на генератор;
  • производить подрегулировку напряжения и частоты в пределах номинальных значений;
  • наблюдать за показаниями приборов контроля изоляции, аварийными и предупредительными сигналами: при необходимости принимать меры по устранению ненормальных режимов;
  • периодически наблюдать за работой щеточного аппарата возбудителя и контактных колец ротора;
  • равномерно распределять нагрузку (при отсутствии автоматики) между параллельно работающими генераторами;
  • периодически выслушивать генератор на отсутствие стуков и посторонних шумов;
  • при внезапном исчезновении показаний одного из приборов статора или ротора проверить по другим приборам, не является ли это результатом порчи самого прибора, подводящих цепей и т. д.

Если прибор или подводящея цепь повреждены, то, не изменяя режима работы генератора, надо принять меры к устранению неисправности.

Российская ФедерацияОбразцы документов и формы отчетности

Производственная инструкция для машиниста ДЭС (дизельная электростанция)

установить закладку

установить закладку

Настоящая производственная инструкция для машиниста ДЭС (дизельная электростанция) разработана на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС N 3), Правил технической эксплуатации дизельных электростанций (ПТЭД), утверждённых Минтопэнерго РФ 09.02.93.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Машинист ДЭС (дизельная электростанция), далее по тесту машинист ДЭС, является рабочим и подчиняется непосредственно мастеру (руководителю структурного подразделения).

1.2. Машинисту ДЭС необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

1.3. На должность машиниста ДЭС назначается лицо, имеющее среднее образование и соответствующую подготовку по специальности (среднее профессиональное образование).

1.4. Машинист ДЭС должен знать:

технические условия на проведение испытаний изделий;

устройство машин (механизмов), правила и инструкции по их эксплуатации, техническому обслуживанию и профилактическому ремонту;

способы производства работ при помощи соответствующих машин;

технические требования к качеству выполняемых работ, материалов и элементов сооружений;

нормы расхода горючих и смазочных материалов и электроэнергии.

1.5. Машинист ДЭС назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.6. К работе машинистом ДЭС допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.

1.7. Машинист ДЭС обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами.

1.8. Машинисту ДЭС необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.

1.9. Машинист ДЭС должен:

применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

поддерживать машину в технически исправном состоянии. Не допуская работу с неисправностями при которых эксплуатации запрещена;

быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;

применять безопасные приемы выполнения работ;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

2. ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Машинист ДЭС перед началом работы обязан:

надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;

проверить наличие надежных ограждений всех элементов электроаппаратуры пульта управления, наличие и исправность ограждений вращающихся частей электростанции, заземление электростанции, правильность и надежность крепления электрических проводов и целостность их изоляции, соответствие плавких вставок номинальной мощности генератора, затяжку болтовых соединений, а также надежность крепления двигателя и генератора электростанции, целостность и натяжение ремней клиноременной передачи, заправку систем питания, смазки и охлаждения;

проверить наличие и исправность необходимых для работы инструментов и средств защиты: контрольной лампы или указателя напряжения, ковриков и изолирующих подставок, изолирующих клещей, инструмента с изолированными рукоятками;

удостовериться в наличии средств пожаротушения.

2.2. Машинисту ДЭС запрещается начинать работу в случае:

неисправности или неполного количества крепежных деталей и ограждений;

наличия видимых повреждений изоляции электрических кабелей или проводов;

отсутствия или неисправности защитного заземления;

обнаружения течи масла или горючего в маслотопливопроводах соответствующих систем;

отсутствия защитных средств, инструмента и средств пожаротушения;

нахождения электростанции в опасной зоне от действующих механизмов или строящихся зданий.

2.3. Во время работы Машинист ДЭС обязан:

2.3.1. При пуске электростанции машинист обязан:

проверить перед пуском двигателя положение переключателей пульта управления и убедиться, что они находятся в нейтральном положении;

производить пуск двигателя стартером (или рукояткой);

после прогрева двигателя следует поворотом рукоятки реостата довести напряжение до номинального, дать сигнал о включении внешней сети;

после включения нагрузки проверить работу всех агрегатов и параметры электротока в сети;

при появлении стуков и других посторонних шумов остановить двигатель и устранить неисправность.

2.3.2. Во время работы машинист ДЭС обязан:

вести наблюдение за работой автоматического регулятора числа оборотов двигателя, а также за показаниями приборов на пульте управления:

контролировать изменения давления и температуры масла, температуры генератора;

следить за соединениями топливопроводов, герметичностью стыка головки и блока цилиндров, не допуская утечки горючего и пробоя выхлопных газов;

не допускать ослабления крепления двигателя или генератора к раме, при необходимости остановить двигатель и произвести подтяжку болтов крепления;

производить осмотр электрооборудования и токоведущих частей, не проникая за сетки, дверцы и другие ограждения электростанции;

пользоваться при включении или отключении внешних электросетей электрорубильником, диэлектрическими перчатками диэлектрической подставкой или ковриком;

открывать пробку радиатора при перегретом двигателе в рукавице, отвернув лицо от заливочного патрубка.

2.4. Машинисту ДЭС запрещается:

заливать бензин во впускной патрубок при запуске двигателя;

брать рукоятку пальцами в обхват во избежание обратного удара рукояткой при пуске перегретого двигателя;

использовать при пуске двигателя кислород вместо сжатого воздуха или азота;

пользоваться открытым огнем при заправке горючим топливного бака, а также при осмотре топливной системы и для прогрева топливо- и маслопроводов;

ударять стальными (или другими, способными вызвать искрообразование) предметами по пробкам топливных баков электростанции и бочек с горючим при их открывании;

измерять уровень масла случайными предметами;

превышать указанные в паспорте машины номинальные нагрузки генератора.

2.5. В случае аварийных ситуаций машинист ДЭС обязан:

в случае воспламенения топлива на электростанции машинист обязан прекратить допуск топлива к очагам огня. Гасить пламя следует с помощью огнетушителя, песком, землей, накрыв войлоком, брезентом;

запрещается заливать водой горящее топливо, электрооборудование и электропровода, находящиеся под напряжением;

в случае появления искрения щеток при работающем генераторе необходимо остановить двигатель, выяснить причину и устранить неисправность;

при сообщении об аварии на электролинии или электростанции машинист обязан немедленно отключить электрогенератор;

2.6. Машинист ДЭС в конце рабочего дня обязан:

отключить внешние линии электропередачи;

остановить двигатель;

провести контрольный осмотр электростанции и очистить агрегаты от пыли и грязи;

проверить затяжку контактов на токоведущих частях генератора, подгоревшие контакты зачистить до металлического блеска;

привести в порядок рабочее место, промасленную ветошь собрать и уложить в специальный металлический ящик;

привести в порядок и сложить в отведенное место инструмент и приспособления;

сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Машинист ДЭС несет ответственность за:

3.1. Своевременное и качественное осуществление возложенных на него обязанностей.

3.2. Организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.

3.3. Соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и Правил дорожного движения РФ .

3.4. Ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами.

3.5. Оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности учреждения, его работникам и иным лицам.

3.6. За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов машинист ДЭС может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

4. ПРАВА

Машинист ДЭС имеет право:

4.1. Получать от работников предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.2. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

4.3. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом на получение соответствующего квалификационного разряда.

4.4. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.

4.5. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

4.6. Пользоваться всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации .

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме (переводе) на работу по профессии, на которую разработана инструкция.

5.2. Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью инструкции, хранящемся у работодателя.

С инструкцией ознакомлен:

(инициалы, фамилия)

(подпись)