Главная · Сети · Правила игры в русскую пирамиду. Секреты бильярда

Правила игры в русскую пирамиду. Секреты бильярда

Бильярд Останин Евгений Анатольевич

«Малая русская пирамида» («Пирамида»)

Игру проводят 16 шарами: 15 прицельными и битком. Играемые шары пронумерованы от 1 до 15. «Свой» шар может быть полосатым или цветным. Удары по прицельным шарам осуществляются только битком.

Для нанесения ударов при игре в «Малую русскую пирамиду» можно пользоваться кием, машинкой или мазиком.

В начале игры все играемые шары следует установить в пирамиду в определенном порядке. В вершину пирамиды, на 3-ю точку игрового стола, устанавливают шар под номером «4». В углах, при основании пирамиды, размещают шары с номерами «2» и «3». Шары, дающие игрокам наибольшее количество сыгранных очков, – «13», «14» и «15» – ставят в середину.

Подобное расположение обеспечит после разбивки пирамиды расстановку боковых шаров недалеко от луз. Их достаточно легко можно будет сыграть. Но для того, чтобы положить в лузы шары, лежащие в середине пирамиды и дающие игроку максимальное количество очков, понадобится большое мастерство и терпение. Даже при достаточно сильном первом ударе такие шары остаются на середине стола.

Сумма цифр, нанесенных на поверхность «чужих» шаров, составляет 120 очков. Однако следует учитывать, что шар под номером «1» – «туз» – дает игроку 10 очков. То же количество очков (10) приносит и последний играемый шар (независимо от его номера). Следовательно, общая сумма очков, которые может набрать игрок, составляет 140.

Участник, который начнет первую партию, определяется жеребьевкой. Право первого удара в последующих партиях принадлежит победителю предыдущей.

Победителем в партии (или игре) считается тот участник, кто первым набрал 71 очко. Ничья объявляется в том случае, если счет каждого из игроков составляет 70 очков.

Расположение играемых шаров при игре в «Малую русскую пирамиду»

Нередко в «Малой русской пирамиде» принимают участие трое и даже четверо спортсменов. В том случае, если игру ведут трое бильярдистов, при подсчете набранных очков следует учитывать номинацию шара под номером «2», составляющую 10 очков. Таким образом, общая сумма играемых шаров будет составлять 150 очков. А для выигрыша одному из участников нужно будет набрать 51 очко. Игра объявляется ничьей при условии, если каждый из спортсменов набрал по 50 очков.

В том случае, если игру ведут четверо бильярдистов, за 10 очков принимается и шар под номером «3». Тогда общее количество очков будет равно 160. Для того чтобы выиграть партию (или игру), одному из бильярдистов будет достаточно набрать 41 очко. Если же каждый из игроков набрал по 40 очков, фиксируется ничья.

Перед проведением игры участники договариваются об условиях кладки шаров. Таких условий два: шары заказываются по чистому назначению (строгий заказ) или шар-луза.

При игре по чистому назначению спортсмен перед выполнением каждого удара должен назвать номер играемого шара, а также лузу, в которую он намерен этот шар положить. Кроме того, игрок объявляет партнерам, каким образом будет сыгран шар – от каких шаров и каким ударом.

При игре шар-луза спортсмен называет только номер прицельного шара и лузу, в которую будет сыгран шар. Способ кладки шара в игре при таких условиях не объявляется. Если на игровом столе остался последний шар, то его играют, не называя при этом номера.

Еще одним условием в игре, где участвует новичок, может быть фора. Фора назначается сильным игроком и может составлять от 5 до 35 очков.

В том случае, если вместе с заказанным и безошибочно сыгранным шаром в лузах вследствие того же удара оказываются и другие прицельные шары, то они все засчитываются.

Если после проведения удара шар, отразившись от задней стенки лузы, вновь выскочил на игровой стол, то его выставляют на исходную точку и повторяют удар.

В том случае, если какой-либо из игроков неверно выполняет удары, ему засчитывают штрафные очки. Обычно при игре в «Малую русскую пирамиду» назначаются такие виды штрафов:

1) снятие со счета игрока 5 очков и передача их партнеру;

2) возвращение неправильно сыгранного шара на игровой стол.

Подобные штрафные санкции обычно применяются после совершения спортсменом таких ошибок:

1) после выполнения удара в лузе, помимо прицельного, оказался и «свой» шар;

2) после нанесения удара по «чужому» шару биток выпал за борт бильярдного стола;

3) удар по «чужому» шару был выполнен другим прицельным;

4) после удара «свой» шар не коснулся ни одного из находящихся на столе играемых шаров;

5) удар по прицельному шару был нанесен не наклейкой кия, а его турняком или боковой поверхностью;

6) во время выполнения удара спортсмен коснулся кием, одеждой или рукой любого шара, находящегося на столе;

7) выполнение удара во время продвижения шаров по игровому столу после нанесения предыдущего удара;

8) касание любых шаров, стоящих на столе, до момента объявления конца игры;

9) проведение при игре «с рук» прямого удара по шару, расположенному в «доме».

В том случае, если после неправильного выполнения удара и совершения игроком ошибок, указанных в пунктах «1» и «2», в лузе все же оказались прицельные шары, то их возвращают на игровой стол (на 3-ю точку) и вновь играют.

При этом провинившемуся назначают штраф в 5 очков.

Положенные в лузу шары не засчитываются игроку в качестве призовых очков в следующих случаях:

1) если спортсмен применил один из запрещенных ударов;

2) если во время проведения игры «с рук» корпус и ступни находятся за линией борта игрового стола;

3) если во время нанесения удара по играемому шару обе ноги спортсмена не касаются пола.

При совершении одним из участников игры подобных ошибок сыгранные им шары возвращают на стол. Право играть их переходит к сопернику.

Игра начинается с разбивания пирамиды. Как правило, для того чтобы разбить пирамиду, спортсмены используют такие удары, как накат по боковым шарам, боковой удар по угловому шару, удар «с тыла» или оттяжку битка к короткому борту игрового стола.

Схема проведения разбивания пирамиды накатом по боковым шарам

Для правильного проведения наката по боковым шарам необходимо вообразить линию, соединяющую серединную лузу с лежащей на противоположном борту стола угловой. При нанесении первого удара следует учитывать то обстоятельство, что результативность хода во многом зависит от того, насколько большим окажется путь «своего» шара до воображаемой линии. В том случае, если наносить удар, поставив биток в точки 1–4, пирамида окажется наименее разбитой. Однако поскольку «свой» шар рикошетом коснется «чужих», то, лишь слегка сдвинув их с места, он сам может упасть в лузу, за что игрок неизменно получит штрафные очки.

Удачно разбить пирамиду можно, поместив биток между серединной и боковой лузами так, как показано на рисунке. После нанесения удара биток, лишь слегка коснувшись углового шара пирамиды, вновь откатится к короткому борту.

Новички и осторожные игроки нередко используют для разбивания пирамиды удар «с тыла». Его применение часто становится причиной затягивания игры, поскольку игроки стремятся к тому, чтобы с помощью отыгрышей направить все играемые шары к противоположному борту стола.

Наиболее трудным ударом при разбивке пирамиды считается оттяжка «своего» шара. Немало мастерства требуется от спортсмена для того, чтобы нанести точный удар, в результате которого «свой» шар остановится близко от короткого борта стола.

После разбивания пирамиды следует основная часть игры, в течение которой каждый из участников старается сыграть как можно большее количество шаров. Нередко случается так, что наиболее опытный игрок за минимальное количество ударов набирает необходимую для выигрыша сумму очков. Случается и такое, когда судьбу партии или игры решает последний разыгрываемый шар.

В том случае, если на поле остался только один прицельный шар, сыграть его можно следующим способом. Предположим, «чужой» шар находится около стенки длинного борта, у самого входа в дальнюю от игрока угловую лузу, а биток – у ближней лузы.

Для того чтобы правильно сыграть шар, необходимо выполнить верхний левый боковик, при этом как бы целясь битком в борт, взяв немного правее от играемого шара. Вследствие сильного удара биток отразится от длинного борта, после чего коснется прицельного шара и, придав тому обратное вращение, отразится от трех бортов и остановится у короткого борта. Играемый шар после столкновения с битком будет находиться у противоположного короткого борта стола.

Итак, шары оказались по разные стороны игрового стола. Соперник уже не сможет сыграть шар. Кроме того, ему понадобится приложить немало усилий для того, чтобы решить сложившуюся задачу и правильно провести ответный удар.

Одним из главных условий выигрыша в «Малой русской пирамиде» для игроков является точный расчет того, какой из шаров следует класть в лузу. Предположим следующую игровую ситуацию. В запасе одного из игроков имеется 65 очков, а сумма очков другого составляет 53. На столе к моменту окончания игры лежат два шара: «10» и «2». Опытные мастера кия не советуют первому спортсмену-лидеру класть в лузу шар под номером «2», даже если он находится в хорошей для результативного сыгрывания позиции. Играть «двойку» нужно лишь при условии, если кладка его гарантирует выход под «10».

После сыгрывания «десятки» игрок-лидер окажется победителем на предпоследнем шаре. После кладки первым участником «двойки» у обоих спортсменов будут равные шансы на выигрыш, поскольку последняя «десятка» дает игроку, правильно выполнившему удар, 20 очков.

Из книги Слезы на льду автора Вайцеховская Елена Сергеевна

Из книги Бильярд автора Останин Евгений Анатольевич

«Большая русская пирамида» Правила «Большой русской пирамиды» аналогичны правилам игры в «Малую русскую пирамиду». Различие заключается лишь в счете очков. Шары «двойка», «тройка», «четверка» и «пятерка» принимаются каждый за 10 очков. Следовательно, общая сумма очков в

Из книги Хореография в спорте: учебник для студентов автора Шипилина Инесса Александровна

«Московская пирамида» («Московская») «Московская пирамида» появилась в российских бильярдных клубах сравнительно недавно, во второй половине 60-х годов XX века. Спустя несколько лет эта игра завоевала настоящее признание как среди игроков-профессионалов, так и среди

Из книги Тайны советского футбола автора Смирнов Дмитрий

«Пирамида-подкатка» Правила «Пирамиды-подкатки» аналогичны правилам игры в «Малую русскую пирамиду». Различие заключается в том, что «подкатчик» может выполнять один за другим два удара. Как правило, первым ударом такой игрок подкатывает прицельный шар к лузе, а затем

Из книги Чаша Мараканы автора Фесуненко Игорь Сергеевич

«Пирамида с цветными шарами» Правила игры «Пирамида с цветными шарами» аналогичны правилам «Малой русской пирамиды». Игра продолжается до тех пор, пока один из ее участников не наберет определенное количество очков. Такой игрок и объявляется победителем.Различие между

Из книги Идеальная попка. Антикризисная программа на месяц автора Дан Ольга

«Пирамида без касания борта» Правила игры «Пирамида без касания борта» аналогичны правилам «Малой русской пирамиды». Различие между ними заключается лишь в том, что в «Пирамиде без касания борта» запрещается проводить такие удары, в результате которых «свой» шар будет

Из книги Как снова стать молодой и красивой. Уникальная система омоложения для тех, кому ЗА автора Андержанов Федор Борисович

«Пирамида счетом шарами» Правила ведения игры «Пирамида счетом шарами» аналогичны правилам «Малой русской пирамиды». Разница между ними состоит в том, что счет в «Пирамиде счетом шарами» производят не очками, а сыгранными шарами. Все 15 играемых шаров имеют одинаковый

Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Панина Наталья Андреевна

«Русская карамбольная партия в пять шаров» «Французская трехшаровая партия» настолько пришлась по вкусу русским любителям бильярда, что многие энтузиасты этой игры попытались применить карамбольные правила на русском столе с лузами.Игра, известная под названием «Пять

Из книги автора

Волшебная пирамида Шары расставлены в пирамиду без учета номеров. Биток прижат треугольником так, как показано на рисунке. «Четверку» нужно послать в сторону противоположного длинного борта таким образом, чтобы она, отразившись от трех бортов, выбила «свой» шар и встала

Из книги автора

МАЛАЯ ГРУППА ПРЫЖКОВ Прыжки разучиваются лицом к опоре при выполнении прыжка в сторону, боком к опоре при выполнении прыжка вперед и назад. По мере усвоения выполняются на середине по трем направлениям – вперед, в сторону, назад; затем в повороте на 90°, 180°, 360° и в

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Малая энциклопедия футбола МараканаСамый большой в мире стадион, вмещающий свыше 200 тысяч его почитателей.Первый матч состоялся здесь 15 июня 1950 года (играли сборная Рио-де-Жанейро – сборная Сан-Паулу).Первый гол забил Диди, выступавший в вышеупомянутом матче за сборную

Из книги автора

Из книги автора

Комплекс упражнений для занятий в тренажерном зале: малая круговая тренировка Вводная часть (5–7 минут). 1. Движения для плечевого пояса: исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч; вариант – сидя на большом гимнастическом мяче. Каждое упражнение выполняется 6–8


Увеличить размер игры

Русская пирамида – «классика»

Игра Русская пирамида – «классика», несмотря на внешнюю простоту, выполнена создателя так, что в неё не откажутся разыграть партию даже те, кто принципиально катает шары исключительно в реале. «Физика» данного флэш-приложения достаточно реалистична и, кажется, что игровая поверхность даже соответствует качествам знаменитых фрейберговских бильярдных столов. От этого каждая новая партия отличается от предыдущей своим оригинальным и даже изысканным рисунком. Очуметь, а знали ли вы что русский бильярд онлайн без регистрации
доступен каждому бесплатно.
В игре Русская пирамида – «классика», как и в оффлайновом особо ценится безукоризненность ударов. Обусловлено это тем, что на столе имеется немало так называемых мёртвых зон, поэтому розыгрыш проходит неторопливо, от игрока требуется позиционное мышление, умение создавать собственные комбинации и реализовывать их. Битка в данной разновидности нет, он назначается бьющим перед каждым ударом. Для этого на выбранный в этом качестве шар наводится курсором и кликается мышкой. Назначенный биток становится красным и появляется «направляющая», помогающая выбрать прицельный шар. Удар производится следующим кликом. Сила удара меняется очень быстро (показывается это бегущей пунктирной линией вверху стола), поэтому при выборе нужного вам её значения нужна аккуратность.

Игра производится 16-ю шарами. Из них 15 шаров белых имеют нумерацию от 1 до 15 очков, 16 шар должен быть цветным, полосатым или вообще резко отличающимся от белых шаров.

Приступая к игре, ставят 15 нумерованных шаров при помощи равностороннего треугольника так, чтобы шар, находящийся в вершине треугольника, стоял на третьей точке бильярда, а основание треугольника, находящееся за третьей точкой, должно быть параллельно короткому борту.

Шары ставятся плотно друг к другу в следующем порядке их номеров:

1-й лобовой шар – 4; 2-й ряд – 5 и 6; 3-й ряд – 7,1 5, 8; 4-й ряд – 9, 14, 13, 10; 5-й ряд – 2, 1, 12, 11, 3.
Основанием такого расположения шаров в пирамиде служит то соображение, что при разбивке пирамиды, как правило, крайние шары с мелкими номерами раскатятся, а шары с крупными номерами останутся в середине, т.е. не на игре.

Если сложить все написанные цифры (очки) на белых шарах, то получится сумма 120 очков. К номеру шара с единицей прибавляется 10 и к последнему шару оставшемуся на бильярде шару, вне зависимости от написанной на нем цифры, прибавляется тоже 10. Таким образом, общая сумма очков будет 140. В пределах этой суммы и может быть всевозможное комбинирование очков между партнерами при игре в малую русскую пирамиду.

Во время игры разрешается пользоваться киями различной длины, машинкой и мазиком.

Удары.

Удары должны производиться концом кия, имеющим наклейку. Игра какой-либо другой частью кия запещается и влечет за собой штраф (5 очков в пользу партнера).

При всяком положении корпуса играющего одна его нога обязательно должна касаться пола. Шар, положенный с нарушением этого правила, не засчитывается. В отдельных случаях, когда явно нарушается интерес партнера, судья имеет право восстановить нарушенное положение шаров. Очередной удар переходит к партнеру. Штраф не взимается.

Не разрешается делать удары пропишку и нажим.

Если при том или другом из этих ударов будет положен играемый шар в лузу, то шар не засчитывается и выставляется на на общем основании, т.е. ставиться на третью точку бильярда или, если эта точка занята, ставится плотно к середине короткого борта, противоположного дому.

Штраф не взимается. Удар переходит к партнеру.

Началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярде. Концом удара считается момент прекращения движения шаров и снятия кия и рук играющего с бильярдного стола.

Начало игры.

Когда пирамида поставлена, между партнерами кидается жребий, кому начинать. Следующие партии начинаются по очереди. Если число партий, следуемых сыграть, будет нечетным, то при розыгрыше последней опять бросается жребий.

Начало игры происходит следующим образом: судья, или заменяющий его, объявляет счет очков – по нулю, при гандикапе объявляет счет очков каждого партнера, прибавляя к очкам получающего гандикап слово плюс, а к очкам дающего – минус.

Шар-биток передается начинающему, и последний производит первый удар из дома с рук, т.е. проставив руками биток на любое место бильярда в пределах площади, ограниченной с одной стороны коротким бортом, противоположным месту постановки пирамиды, а с другой стороны воображаемой линией, проведенной параллельно короткому борту через первую точку бильярда.

Фактически началом игры считается тот момент, когда шар-биток перейдет линию, ограничивающую дом. Поэтому касание своего шара (битка) или сдвиг его с места в пределах дома разрешается и не штрафуется.

При игре из дома запрещается выходить за линию продолжения длинного борта.

Для соблюдения этого правила судья (инструктор) может прикладывать кий к длинному борту таким образом, чтобы тонкий конец кия выходил за линию короткого борта.

Во всяком случае, приложенный кий не должен мешать удару играющего, а только ограничить определенное место, за которое нельзя выходить.

При состоявшемся первом ударе штрафные очки засчитываются на общих основаниях. Например, если играющий из дома первым ударом даст промах или, разбив пирамиду, положит свой шар (биток) в лузу, засчитывается штраф 5 очков.

Играют по очереди. Каждый из играющих имеет право на удар до тех пор, пока исполняет свой заказ, т.е. кладет шары в лузу и не делает штрафуемого удара или действия.

Условия игры.

Условия игры в пирамиду могут быть:

а) чистое назначение и

б) шар и луза.

Чистым назначением называется такой способ ведения игры, когда точно называются номер шара, луза, куда желают положить шар, и указывается точно, определенно и ясно, каким образом должен упасть заказанный шар (чисто, от шара, абрикольно, шаром или шарами и какими именно, от контр-ку и т.д.). Например: «Тремя шарами такими-то, от шара такого-то, 12-й шар в левый угол» или: «Карамболем от шестерки одиннадцатым шаром тройка прямо в середину».

Разрешается всякий комбинированный заказ без ограничения количества шаров. При участии в заказанной комбинации одного или нескольких шаров для назначенного шара заказ абрикольно, (удар битком в играемый шар от борта) не обязателен.

Если объяснение падения заказанного шара в лузу для судьи (инструктора) неясно или настолько запутано, что в нем трудно разобраться, то судья (инструктор) имеет право подобный заказ не принять, не разрешить делать.

Когда на бильярде остается один шар (кроме битка), называть его номер не требуется.

При правильном падении заказанного шара все остальные шары, упавшие вследствие этого же удара, не считаются и вставляются на бильярд на общих основаниях.

Шар и луза – такой способ ведения игры, когда точно указываются только номер шара и луза, в которую играют. Каким образом заказанный шар должен упасть в эту лузу - не указывается.

При правильном падении заказанного шара все остальные шары, упавшие вследствие этого же удара, засчитываются вне зависимости от времени оих падения по отношению к падению заказанного шара, одновременно или после падения его.

Заказ должен быть ясным и определенным. Если последует несколько заказов – два, три и более, то засчитывается последний.

Заказ должен быть произнесен до удара. Во время удара или после него заказ не считается. Упавший шар не засчитывается и выставляется на бильярд на общих основаниях.

В официальных соревнованиях у нас сейчас играют только на условиях чистого назначения. Это чрезвычайно осложняет и ведение судейства и заказы участвующих в соревновании, а между тем условие заказа шар и луза фактически ничем не отличается по своему результату от заказа чистое назначение.

Никто из игроков даже средней силы (не говоря уже о мастерах и игроках 1-й и 2-й категории) никогда не играет шаров, не отдавая себе отчета в том, каким именно способом упадет шар в лузу. Если же бывает, что заказанный шар случайно упал в назначенную лузу, например: заказан чисто в угол, а упал от четырех бортов в этот же угол, или заказан от шара, упал чисто, то подобные случаи бывают настолько редки, что не составляют и одного процента. Имеет ли смысл при столь малой вероятности случайного падения шаров осложнять соревнования заказом шаров только по чистому назначению?

Конец игры.

Набравший первым 71 очко считается выигравшим и партия оконченной.

Если каждый из партнеров наберет по 70 очков или сделает после предупреждения судьи (инструктора) по три штрафных удара подряд, не изменяющих положения шаров на бильярде, партия считается ничьей и окоченной.

Таким образом, для играющего всякая партия может иметь три результата:

1) выигрыш,

2) проигрыш и

3) ничья (нормальная – при при наборе по 70 очков или вынужденная – при троекратном повторении штрафных ударов, не изменяющих положения шаров на бильярде).

Если по условиям соревнования партия должна быть результативной, то она переигрывается полностью или, при обоюдном согласии партнеров, переигрывается только в последнем шаре. Шар ставится на третью точку бильярда, и первый удар производится из дома на общих основаниях тем партнером, который должен был начинать следующую партию, причем по одному удару делают без заказа.

При переигрывании партии в последнем шаре игрок, давший штрафной удар, проигрывает партию.

Снимать с бильярда шар в процессе игры для ускорения окончания партии не разрешается.

Штрафные удары.

Штраф взыскивается в следующих случаях:

а) при промахе, т.е. ударе, при котором биток не заденет ни одного из шаров;

б) при падении своего шара (битка) в лузу;

в) при вылете битка за борт;

г) если до удара, во время удара или после него играющий коснется любого шара кием, машинкой, одеждой, рукой и т.п.;

д) при игре не своим шаром;

е) при ударе ребром или турником кия;

ж) если при игре с рук биток попадет в шар до выхода за линию дома, т.е. ударит по шару, находящемуся в доме;

з) если при игре с рук произведен удар не из дома, а с противоположной стороны (играющему с рук разрешается спросить судью, с какой стороны играть);

и) если сделан удар в то время, когда приведенные в движение шары от прежнего удара еще не остановились.

Во всех поименованных случаях штраф взыскивается в размере пяти очков, которые вычитаются из суммы очков оштрафованного и прибавляются к очкам его партнера.

Если оштрафованный не положит ни одного шара, то его партнер должен набрать шарами не 71 очко, а меньше на число полученных штрафных очков. Например, при получении пяти штрафных очков должен набрать шарами 66 очков, при получении десяти штрафных очков – набрать шарами 61 очко и т.д.

При одновременном нарушении нескольких правил штраф соответственно не увеличивается, а взимается в одинарном размере (пять очков).
Например, играющий промахнулся и положил биток в лузу или коснулся какого-либо шара и промахнулся и т.д. – штраф пять очков.

При всяком штрафном ударе положенный шар не засчитывается и ставится на бильярд на общих основаниях.

Если играющий сыграет чужим шаром, налагается штраф. Упавший при этом в лузу шар выставляется на бильярд на общих основаниях, а все другие шары остаются в положении, получившимся вследствие неправильного удара.

Если играющий сыграет чужим шаром, несмотря на предупреждение судьи, то, кроме штрафа, судья (инструктор) по своему усмотрению, но не в ущерб партнеру, восстанавливает прежнее положение шаров.

Если игрок, приготовляясь к удару, коснется своего или другого шара и, несмотря на замечание судьи (инструктора), поспешит произвести удар, то, кроме штрафа, судья (инструктор) по своему усмотрению имеет право восстановить прежнее положение шаров.

Особые случаи.

Если играющий положит заказанный шар в лузу и в это время выбьет другой шар за борт, то положенный шар считается, а выскочивший за борт ставится на бильярд на общих основаниях и удар продолжается.

Если во время удара партнер играющего задержит катящийся биток рукой, кием, одеждой и т.п., то судья (инструктор) ставит биток по просьбе игрока, сделавшего удар, на любую точку бильярда.

Если при этом заказанный шар был положен правильно, то право на продолжение удара сохраняется.

Если партнер играющего задержит или отклонит катящийся замазанный шар, то этот шар считается сыгранным, снимается судьей (инструктором) с бильярда и право на продолжение удара сохраняется.

Если партнер играющего задержит или отклонит катящийся не заказанный шар, то судья, по просьбе играющего, ставит этот шар на любую точку бильярда. Например, при игре в последнем шаре играющий, отыгрываясь, поставил свой шар (биток) плотно к короткому борту дома, а катящийся игровой шар был задержан или отклонен партнером, то играющий имеет право попросить судью поставить задержанный шар плотно к борту около самой угловой лузы, противоположной дому, или около самой средней лузы и т.д.,br>

Если партнер играющего коснется одного или нескольких шаров, находящихся в покое, то судья восстанавливает прежнее положение сдвинутых с места шаров. Штраф не взимается.

Если партнер или кто-либо из посторонних помешает играющему при ударе, например, толкнет, заденет за кий и т.п., то по просьбе играющего судья восстанавливает нарушенное положение шаров и удар производится вновь.

Если заказанный шар остановится на некоторое время в растворе лузы и потом до удара партнера упадет, то этот шар считается сыгранным и удар продолжается.

Если остановившийся в растворе лузы шар упадет от явного толчка или сотрясения бильярда, вызванного играющим или кем-либо из посторонних, то шар ставится судьей обратно в раствор лузы и удар переходит к партнеру.

Если остановившийся в растворе лузы шар упадет после удара партнера, но вне зависимости от этого удара, то шар ставится на общем основании на бильярд. Штраф за промах по этому шару не взимается. Например, шар застрял в растворе угловой лузы, играть с рук из дома. Играющий заказал застрявший шар в угол и тихим ударом покатил свой шар (биток).

В это время застрявший шар упал в лузу, и, таким образом, катящийся биток не мог попасть в шар.

В последнем случае упавший шар выставляется на третью точку и удар производится играющим снова из дома с рук на общих основаниях. Если биток во время удара подскочит и, коснувшись кого-либо из окружающих или какого-либо предмета (кия, абажура и т.п.), снова упадет на бильярд, то штраф не взимается, сыгранный шар считается, но право удара переходит к партнеру.

Если при ударе выскочит на борт и остановится на нем какой-либо шар (в том числе и биток), то он ставится плотно к борту около того места, где остановился. Если при этом был сыгран заказанный шар, то но считается, но право удара переходит к партнеру.

Если при игре получится такое положение, что играющим выгодно делать штрафные удары (класть свой шар в лузу, давать промах, тушевать свой шар и т.д.), то судья предупреждает, что, если после трех ударов с каждой стороны шары не изменят своего положения на бильярде, партия признается ничьей.

Примеры:

1. В разрезе угла дома стоит 14-й шар, плотно на коротком противоположном борту стоит тройка. Играть надо с рук. У противника в 14-м шаре партия, в штрафных пяти очках партии нет. Играющему приходится попадать в тройку так, чтобы она замаскировала 14-й шар, или обратным ходом битка от бортов сбивать 14-й шар. И тот и другой удар рискован, можно легко отдать свой шар. Играющему самое выгодное положить свой шар в лузу и тем самым предложить партнеру сделать рискованный удар. То же самое и из тех же соображений может сделать и партнер и т.д.

2. При партии в последнем шаре оба шара стали в растворе луз так, что битком попасть в другой шар можно только от бортов. В штрафном ударе у партнера партии нет. Каждому из играющих выгодно только тушевать свой шар.

3. При партии в последнем шаре оба шара стали в трудное положение для отыгрыша. В штрафном ударе партии нет. Играющему выгодно оставить свой шар в прежнем положении, тушуя его кием. Так же может решить сделать и партнер и т.д.

Если играющий потушует шары, считая, что у него уже есть партия, при проверке же окажется, что партии нет, то судья восстанавливает потушеванные шары в прежнем положении, игра продолжается. Штраф не взимается.

Если один из партнеров фактически набрал 71 очко, но игра продолжалась вследствие ошибки в подсчете очков, то при обнаружении ошибки набравший первым 71 очко считается победителем, независимо от положения партии в данный момент.

Если ошибка в счете обнаружилась после того, как партнер, положил последний шар, то. несмотря на это, партия считается выигранной тем у кого 71 очко или более очков были набраны ранее.

Если все шары во время игры соберутся около одного из углов, то судья по просьбе партнеров может поставить биток около лузы за шарами. После этого играющие обязаны сделать по одному удару без заказа.

При падении битка в лузу или за борт взимается штраф, удар переходит к партнеру, последний производит его из дома с рук. При этом в шары, находящиеся в доме, попадать прямо запрещается, взимается штраф, если при этом будет положен шар, то он не засчитывается и выставляется на бильярд на общем основании, удар переходит к партнеру. Разрешается попадать в шары, находящиеся в доме, только от бортов и при условии выхода до этого битка за линию дома. Если же после этого удара шар, находящийся в доме будет сыгран, то он не засчитывается и выставляется на бильярд на общем основании.

Если все шары находятся в доме, а играть надо с рук, то временным домом считается площадь бильярда, ограниченная с одной стороны коротким бортом, противоположным дому, а с другой – линией, мысленно проведенной параллельно этому борту через третью точку бильярда, где ставится пирамида. Из этого временного дома играют на общих основаниях, как из постоянного.

Разновидности игры.

В малую русскую пирамиду обыкновенно играют вдвоем, но могут играть и втроем.

При игре втроем играют каждый за себя или один против двух (пары).

При игре каждый за себя партия ведется до 51 очка. Кто первый положит эти очки, считается выигравшим и выходит из игры. Два партнера продолжают игру, первый, положивший 51 очко, считается вторым выигравшим. Оставшийся партию проиграл.

Может случится, что при розыгрыше партии двум оставшимся не хватит очков для выигрыша партии. Тогда с полки вышедшего из игры выставляются на бильярд шары с нужным количеством очков.

При игре каждый за себя играют партнеры примерно равной силы, гандикапных очков не дается.

При игре один против двух (пары) один из трех, или по условию каждый поочередно, играет против двух. Партия ведется до 71 очка.

Эта игра ведется двумя способами:

1. Каждый делает по одному удару по очереди, т.е. сначала делает удар один,потом первый партнер пары, опять один, затем второй партнер пары и т.д.
При этом условии играть одному выгодно, так как у него игра идет равномерно, ведется определенная тактика. У пары игра все время перебивается и одной определенной тактики нет. Поэтому при таком способе ведения игры один имеет преимущество и должен давать фору не менее пяти очков сыгранными шарами.

2. Каждый играет до тех пор, пока кладет шары или сделает штрафной удар. Начинает один. После него играет первый партнер пары. За ним снова один. Если последний сделает штрафной удар, то игру продолжает первый партнер пары и т.д. Если же один положит шар или несколько шаров, или же первый партнер сделает штрафной удар, то в игру вступает второй партнер пары и играет с одним на тех же основаниях. Таким образом, фактически один играет с каждым из партнеров поочередно.

Этот способ игры не дает преимущества одному, игра у партнеров пары не перебивается, и каждый из них играет в меру своих сил.

Партнеры пары имеют право начинать игру по своему усмотрению. Начинает обыкновенно сильнейший. Каждый партнер пары имеет право умышленно дать штраф, чтобы удар перешел к другому. (Часто к этому прибегают на последнем шаре, когда между игроками большая разница в силе игры.)

Подсказывать друг другу в процессе игры партнеры пары не имеют права. За подсказ взимается штраф – пять очков в пользу одного. Удар остается за играющим.

При разнице в силе игроков можно уравнять их силы путем форы, даваемо сильным игроком в пользу менее сильного.

Фора в игре в пирамиду дается различными способами:
1)
сыгранными шарами, так называемая на запись;
2) сниманием шаров с бильярда перед началом игры в пользу получающего, так называемая со стола;
3) смешанная, т.е. тем и другим способами.

При смешанной фор е может обнаружиться в середине партии, что со стола не сняты договоренные очки, тогда если возможно, они снимаются; если снять нельзя, то комбинируют из шаров, находящихся на бильярде, и шаров на полке получающего, заменяя одни другими. Если и этим способом не удастся восстановить фору, то получающий играет не до 71 очка, а минус неснятые очки.

Фора дается согласно квалификации играющих и таблицы гандикапных очков.

1. Управление игрой, подсчёт очков, и победитель
Сначала вы выбираете произвольный подходящий шар, в который будете бить битком. Обязательно после ПЕРВОГО удара, когда биток отскочит от целевого шара нужно: чтобы любой шар, либо перешёл на другую сторону поля, либо ударился об обе стороны поля.
Каждый шар имеет свой номер. Ровно столько очков получит забивший его игрок. За шар под номером 1 забивший получает одиннадцать очков. Общее количество очков за 15 шаров составляет 140 очков, учитывая 10 очков добавляемые к заключительному шару. Если один из игроков нарушает основные правила игры, то второй игрок забирает у первого 5 очков и суммирует их со своими заработанными очками.

2. Определение победителя
Тот, кто первый набирает сумму очков равную 71 или более и является выигравшим.

3. Размещение шаров на поле
Порядок расположения шаров такой: в первом ряду находится шар номер 4; во втором ряду располагаются шары под номерами 5 и 6; в третьем ряду шары с номерами 7, 15 и 8; в четвёртом ряду шары с номерами 9, 13, 14, 10; и в пятом ряду находятся шары под номерами 2, 1, 12, 11 и 3.

4. Игра с руки из дома
Если биток попадает в лузу, или если биток оказывается за пределами поля, или если возникает глухая позиция, или если счёт обоих игроков сравнивается на 70 очках, то игру нужно провести с руки из дома. Так же первый удар выполняется с руки из дома.
Игрок не должен пересекать переднюю границу во время удара с руки из дома.
Когда биток пересекает переднюю линию и касается шара за пределами дома – считается что биток введён в игру.
Судья следит за тем, чтобы игроки устанавливали биток в области дома. Но если игрок игнорирует судейские замечания и бьёт по битку, установленному не дома, то этот игрок штрафуется.
Игрок штрафуется, если биток бьёт по шару в доме. Если биток находится в доме.

5. Отыгрыш
Отыгрыш проходит успешно, когда хотя бы один шар пресек центральную линию.

6. Выскочивший биток
Когда биток выскакивает с поверхности стола, игрок, получающий право на удар, делает удар из дома или отдает удар сопернику.

7. Выставление шаров
Прицельные шары расставляются в соответствии со своими номерами по возрастанию.

8. Глухая позиция
Игровую позицию, в результате которой сложилась ситуация, которая не меняется после серии ударов, принято называть глухой. В таком случае судья делает предупреждение и расставляет прицельные шары в форме треугольника симметрично продольной линии стола так, чтобы передний шар был на задней отметке. Игрок, которому будет предоставлено право первого удара, определяется розыгрышем, а после этого игру продолжают ударом из дома.

9. Обязательное судейское предупреждение
В обязанности судьи входит сделать предупреждение, если:
- все шары, кроме битка, расположены в доме;
- при ударе из дома биток находится за пределами дома;
- биток или разыгрываемый прицельный шар находится на центральной линии стола.

10. Игра при счете 70:70
Когда все игроки набивают ровно по 70 очков, последний разыгранный шар ставится на заднюю отметку игрового стола. Следующий удар наносится игроком, который выиграл розыгрыш и игра возобновляется ударом из дома и продолжается до первого штрафа или сыгранного шара.

11. Штраф
Игроку полагается штраф, если:
- игрок производит удар не битком;
- при ударе из дома биток коснулся прицельного шара, который расположен в доме;
- биток провалился в лузу;
- игрок ударил из дома по битку, который находится за пределами дома.

Малая русская пирамида

Используемые шары : 15 нумерованных прицельных шаров и биток отличного цвета или с особой разметкой.

Расстановка шаров : пирамида из 15 нумерованных прицельных шаров с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

Порядок расстановки шаров по рядам :

1-й лобовой шар - 4;
2-й ряд - 5 и 6;
3-й ряд - 7,1 5, 8;
4-й ряд - 9, 14, 13, 10;
5-й ряд - 2, 1, 12, 11, 3.

Основание для подобного расположения : разбитие пирамиды в большинстве случаев приводит к тому, что шары с мелким цифровым значением, образующие границу пирамиды, раскатываются к краям игрового поля, в то время как шары с крупными номерами остаются в центре поля, а значит не на игре.

Разрешенное оборудование : кии различной длины, мазик, машинка.

Общая сумма очков : «Стоимость» шара в очках равна его номеру, а значит, сумма очков пятнадцати белых шаров равна 120. Дополнительные 10 очков приносят шар под номером 1 и последний из оставшихся в игре прицельных шаров независимо от его порядкового номера. Отсюда общая сумма очков 120+10+10=140, в пределах которой может варьироваться количество очков, набираемое игроками в процессе игры.

Удары

Инвентарь : кий с наклейкой на конце. Удары любой другой частью кия наказываются штрафом в размере 5 очков в пользу соперника.

Положение игрока : В момент удара играющий должен касаться пола как минимум одной ногой, в противном случае забитый шар не засчитывается. Если судья приходит к выводу о том, что имело место очевидное нарушение интересов партнера, ход после возвращения шаров на исходные позиции переходит к партнеру, но штраф не налагается.

Запрещенные удары : пропих, нажим. Упавшие в лузы в результате одного из таких ударов шары не засчитываются. Штраф не взимается.

Игра после запрещенного удара: Право следующего удара переходит к сопернику. Шар, по которому был произведен удар, выставляется на общем основании, т.е. на заднюю отметку или вплотную к середине короткого борта, противоположного дому, если задняя отметка занята.

Начало удара приравнивается к моменту первого касания игроком любого шара на игровой поверхности стола. Конец удара совпадает с моментом остановки последнего движущегося шара и отведением рук и кия игрока от стола.

Начало игры

Розыгрыш : Право нанести начальный удар определяется жеребьевкой, проводимой сразу после установки пирамиды. При нечетном числе партий жребий бросается также перед началом последней партии. В остальных партиях используется принцип очередности.

Объявление начального счета : Судья или лицо, заменяющее судью, объявляет счет, который может быть нулевым, плюсовым (если игрок получает фору) или минусовым (если игрок дает фору сопернику).

Начальный удар : Биток (свой шар ) устанавливается игроком, получившим право первого хода, на любое место в пределах линии дома, после чего производится удар с руки из дома. Домом называется площадь игрового поля, заключенная между передним бортом и воображаемой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно переднему борту и именуемой линией дома .

В пределах линии дома разрешено касание битка и передвижение его на другое место.

Положение игрока : при выполнении начального удара игроку не разрешается выходить за пределы линии продолжения длинного борта. В качестве подстраховки допускается использование кия, который прикладывается судьей к длинному борту так, чтобы его тонкий конец выходил за линию переднего борта, но в то же время не препятствовал выполнению удара.

Начальный момент игры : игра считается начатой в момент пересечения битком линии дома.

Штрафы : Штрафные санкции применяются на общих основаниях. Промах или забивание битка в лузу первым ударом с руки из дома приносит штраф в размере 5 очков.

Ведение игры : Игра ведется с соблюдением принципа очередности. Ход переходит к сопернику, если играющий не исполняет свой заказ (не сыгрывает шар) или получает штраф за какое-либо нарушение.

Условия игры

При игре в «малую русскую пирамиду» действует правило заказа :

· Чистое назначение - требование к играющему объявить до нанесения удара номер прицельного шара, лузу, в которую он намеревается его сыграть, а также в точности описать, каким образом шар будет положен в указанную лузу (чисто, от шара, шаром или шарами с обязательным указанием номеров, абрикольно и т.д.).

Примеры: карамболем от девятки тройкой тринадцатый шар прямо в середину, битком от шестерки одиннадцатый шар в правый угол.

· Шар и луза - такой способ ведения игры, при котором играющему необходимо объявить лишь номер шара и лузу, в которую планируется сыграть данный шар, без объявления способа нанесения удара.

Объявлять номер шара не требуется лишь в том случае, когда к концу партии на бильярде остается один прицельный шар.

Отличие этих двух способов ведения игры также состоит в том, что во втором случае при правильном падении заказанного шара засчитываются также все случайно упавшие в результате данного удара шары независимо от времени их падения, тогда как в игре с чистым назначением такие шары не считаются и выставляются на общих основаниях.

Комбинированный заказ : разрешается объявлять без ограничения количества участвующих в заказанной комбинации шаров, при этом заказ абрикольно для указанного шара, т.е. удар битком сначала о борт, а затем в прицельный шар, не является обязательным условием.

Время объявления заказа : Заказ объявляется до нанесения удара. Любой заказ, произнесенный во время или после удара, не учитывается, а все упавшие при этом шары не засчитываются и выставляются на общих основаниях.

Очередность заказов: Если игрок произносит два или более заказов подряд, засчитывается всегда последний.

Запрещение заказа судьей : Заказ должен произноситься в четкой, недвусмысленной форме и быть понятным для судьи или инструктора. Запутанное или неясное изложение заказа может привести к отказу судьи (инструктора) принимать такой заказ.

Практика проведения официальных соревнований: На сегодняшний день при проведении официальных турниров допускается ведение игры исключительно на условиях чистого назначения. Основанием для такого решения является стремление свести к минимуму количество игровых ситуаций, при которых заказанный шар падает в заказанную лузу случайно, а не тем способом, который произносит играющий при объявлении заказа. Примеры: заказан от шара, а упал чисто; заказан чисто в угол, а упал от четырех бортов в этот же угол и т.д.. Учитывая то, что такой вариант теоретически более вероятен при условии заказа «шар и луза», данный способ ведения игры был исключен из практики официальных соревнований несмотря на то, что реальная вероятность случайного падения шаров не составляет и 1%.

Данное обстоятельство, по мнению некоторых экспертов, излишне усложняет работу судей и негативно сказывается на общей динамике соревнований, поскольку даже игроки среднего уровня, не говоря уже о мастерах и игроках 1-й и 2-й категории, объявляя заказ, всегда имеют четкое представление о том, каким именно способом они намереваются его осуществить.

Конец игры

Конечная цель игры : раньше соперника набрать 71 очко.

Варианты окончания партии : 1) выигрыш, 2) проигрыш, 3) нормальная или вынужденная ничья.

Нормальной считается ничья, когда оба игрока набирают по 90 очков. Если же оба игрока, несмотря на предупреждение судьи, делают один за другим 3 штрафных удара и расстановка шаров на бильярде не меняется, фиксируется вынужденная ничья.

Переигрывание партии : Полное переигрывание партии или переигрывание лишь в последнем шаре требуется в тех случаях, когда условиями проведения соревнований предусмотрен лишь результативный вариант завершения партии. Будет ли партия переигрываться полностью или только в последнем шаре, решается по обоюдному согласию партнеров. Во втором случае игрок, который по праву очередности должен был открывать следующую партию, производит первый удар с руки из дома по установленному на задней отметке шару. По одному удару игроки делают без заказа. Проигрывает игрок, первым нанесший штрафной удар.

Ускорять окончание партии путем снятия с игровой поверхности стола какого-либо из оставшихся шаров запрещено.

Штрафные удары

Штрафные санкции применяются к игроку, допустившему одно из следующих нарушений:

· удар не наклейкой, а ребром или турником кия;

· удар с руки не из дома, а с противоположного борта (либо без предварительной консультации с судьей по поводу выбора того или иного борта);

· соударение битка с находящимся в доме шаром до пересечения битком линии дома при игре с руки из дома;

· касание любого шара рукой, одеждой, кием, машинкой и пр. до, после или в момент удара;

· нанесение следующего удара до завершения предыдущего;

· игра не битком;

· промах, когда биток не задевает ни одного из прицельных шаров;

· падение битка в лузу;

· выскакивание битка за борт.

Размер штрафа : За каждое нарушение налагается штраф в размере 5 очков, которые отнимаются от суммы очков нарушившего правила игрока и прибавляются к очкам его соперника.

Одновременное нарушение нескольких правил : Игрок, нарушивший несколько правил при выполнении одного удара, штрафуется единожды на 5 очков. Примеры: ударил не наклейкой кия и промахнулся; положил биток в лузу до того, как остановился последний шар после предыдущего удара.

Особенности подсчета очков в случае штрафа одного из партнеров : Количество очков, необходимое для победы в партии, сокращается на число штрафных очков, полученных оштрафованным игроком, если последний не забивает ни одного шара. Пример: 5 очков штрафа, назначенные сопернику, позволяют его партнеру набрать шарами для победы не 71 очко, а 66 очков, соответственно 10 штрафных очков - 61 очко для выигрыша.

Выставление шаров : Шары, положенные в результате штрафного удара, не засчитываются и выставляются на общих основаниях. При игре чужим шаром выставление происходит на общих основаниях, но первоначальное положение остальных шаров не восстанавливается.

Восстановление исходного положения шаров : производится судьей по своему усмотрению одновременно с назначением штрафа, если: а) игрок, игнорируя его предупреждение, сыграет чужим шаром. При этом при возвращении шаров на исходные позиции должны учитываться интересы соперника; б) игрок коснется какого-либо из шаров при подготовке к удару и вслед за этим в спешке произведет удар вопреки замечанию судьи.

Особые случаи

Сыгранный заказ сопровождается вылетом другого шара за борт : сыгранный шар засчитывается, а шар, выбитый за борт, выставляется на общих основаниях.

Задержка соперником движущегося битка : биток, движение которого было приостановлено в результате соприкосновения с рукой, одеждой, кием и т.д. соперника, устанавливается судьей в любой точке игрового поля на выбор играющего. Сыгранный заказанный шар при этом дает право на выполнение следующего удара.

Задержка или изменение соперником траектории движения заказанного шара: шар засчитывается, снимается со стола, и игрок получает право выполнить следующий удар.

Задержка или изменение соперником траектории движения незаказанного шара : шар устанавливается судьей на любую точку бильярда на усмотрение играющего. Пример: во время игры в последнем шаре прицельный шар, движущийся по направлению к битку, установленному вплотную к короткому борту, был задержан или смещен в сторону соперником. Играющий получает право просить судью установить задержанный шар в удобном для него месте: вплотную к борту как можно ближе к угловой лузе напротив дома, возле средней лузы и т.д.

Касание соперником неподвижных шаров : сдвинутые шары возвращаются на прежние позиции, и игра возобновляется без штрафа.

Создание помех при выполнении удара : толчок или какое-либо иное воздействие на игрока со стороны соперника или постороннего лица, воспрепятствовавшее выполнению им удара, дает игроку право на повторную попытку после восстановления исходной расстановки шаров судьей.

Падение в лузу зависшего шара : а) шар, остановившийся в створе лузы на несколько секунд и после этого упавший в лузу без какого-либо дополнительного удара, засчитывается игроку, и тот может продолжить игру; б) шар, остановившийся в створе лузы и упавший в результате толчка или сотрясения бильярдного стола самим игроком или посторонним лицом, не считается сыгранным и возвращается судьей на прежнее место в створ лузы, ход при этом переходит к сопернику; в) зависший шар, упавший после нанесения удара, но независимо от него, т.е. до того, как два шара успели соприкоснуться, выставляется на общих основаниях. Пример: Игрок заказывает застрявший в растворе угловой лузы шар и играет битком с руки из дома, но зависший шар падает прежде, чем биток успевает подкатиться к нему. После установки упавшего шара на заднюю отметку, игрок производит повторный удар с руки из дома на общих основаниях.

Отскок битка от поверхности игрового поля с последующим возвратом на бильярд в результате рикошета от предмета окружающей обстановки или кого-либо из окружающих : сыгранный шар засчитывается без штрафа, после чего в игру вступает соперник.

Остановка битка или прицельного шара на борту стола: шар перемещается на игровое поле вплотную к борту возле того места, на котором он остановился, сыгранные заказанные шары при этом засчитываются, но следующий удар наносит соперник.

Серия затяжных штрафных ударов (промахи, тушевание своего шара, игра своим шаром в лузу и т.п.): может привести к ничейному результату в партии по решению судьи, если такая игра носит умышленный характер, вызвана соображениями выгоды со стороны обоих партнеров и не прекращается после вынесения судьей предупреждения о необходимости изменить игровую ситуацию не более чем тремя ударами с каждой стороны.

Примеры.

1. Условие: Имеется 14-й шар, стоящий в разрезе угла дома, и тройка на коротком борту напротив. Способ игры : игра с руки из дома. Ситуация противника : в 14-м шаре партия, в штрафных пяти очках партии нет. Варианты хода : играть в тройку, чтобы она замаскировала 14-й шар, или сбивать 14-й шар обратным ходом битка от бортов. Степень риска : рискованны оба варианта, так как можно отдать свой шар. Наиболее выгодный ход : забить свой шар, чтобы вынудить соперника пойти на риск. Ответные действия соперника: поступить таким же образом по тем же причинам.

2. Условие : идет партия в последнем шаре, оба шара стоят в растворе луз, поэтому удар битком возможен только от бортов. Ситуация соперника Наиболее выгодный ход: тушевать свой шар обоим партнерам.

3. Условие : идет партия в последнем шаре, оба шара расположены так, что отыгрыш может быть затруднен. Ситуация соперника : в штрафном ударе партии нет. Наиболее выгодный ход : тушевать свой шар кием, чтобы он не менял положения. Ответные действия соперника : поступить таким же образом.

Различные варианты развития игры:

а) Тушевание игроком шаров в надежде на то, что у него есть партия. Если партии все же нет, потушеванные шары устанавливаются судьей на прежние позиции, после чего игра продолжается без штрафа.

б) Скопление всех шаров вокруг угловой лузы, благодаря чему партнеры могут обратиться к судье с просьбой установить биток возле лузы за шарами и после этого произвести по одному удару без заказа.

в) Падение битка в лузу или за борт - нарушивший правила игрок штрафуется и передает ход сопернику для выполнения удара с руки из дома. Дальнейшие действия соперника : В этой ситуации соперник не может играть прямо в шары, находящиеся в доме, чтобы не получить штраф с одновременным выставлением положенного шара и не отдать ход обратно первому игроку. Ему необходимо добиться выхода битка за линию дома и забивать расположенные в доме шары только от бортов.

г) Игра из временного дома при нахождении всех шаров в доме и необходимости наносить удар с руки - игра ведется на общих основаниях так же, как и из постоянного дома. Временный дом ограничивается коротким бортом, противоположным дому, и воображаемой линией, проходящей через третью точку параллельно данному борту.

д) Варианты исхода партии при наличии ошибки в подсчете очков : во всех случаях выигравшим считается тот, кто первым набрал 71 или более очков, независимо от положения партии на момент обнаружения ошибки, а также в том случае, если соперник положил последний шар еще до момента ее обнаружения.

Разновидности игры

Наиболее распространенным видом игры в «малую русскую пирамиду» является игра вдвоем , однако допустима и игра втроем .

Варианты игры втроем : каждый за себя или один против двух (пары).

Игра каждый за себя

Определение победителя: побеждает игрок, первым набравший 51 очко.

Определение второго выигравшего: после выхода из игры победителя игрок, набравший 51 очко вторым, считается вторым победителем. Третий участник считается проигравшим.

В случае нехватки очков для выигрыша партии двум оставшимся партнерам шары с необходимым для победы количеством очков выставляются с полки вышедшего из игры победителя.

Предоставление форы: не предоставляется по причине равных сил противников.

Игра один против двух (пары)

Определение победителя: побеждает тот, кто первым наберет 71 очко.

Принцип игры: играет каждый поочередно, или один играет против двух.

1) Каждый поочередно . Очередность : первым вступает в игру одиночник, затем первый партнер пары, потом снова одиночник, после него второй партнер пары и т.д. Преимущества игры в одиночку : имеется возможность следовать выбранной тактике и играть в своем ритме. Недостатки парной игры : нет возможности вести единую тактику, поскольку игра постоянно перебивается. Предоставление форы: не менее пяти очков сыгранными шарами в пользу пары.

2) Один против двух , причем каждый играет, пока кладет шары или до первого штрафного удара. Очередность : первым вступает в игру одиночник, затем первый партнер пары, потом снова одиночник, после него опять первый партнер пары, если одиночник дает штраф. Если одиночник кладет один или несколько шаров или первый партнер получает штраф, ход переходит ко второму партнеру и т.д. При таком способе игры один игрок играет с участниками пары практически по очереди.

Недостатки игры в одиночку : игра перебивается, возможности для маневров ограничены. Преимущества парной игры : игра идет равномерно, и каждый из партнеров имеет возможность показать лучшее, на что он способен. Работа пары: Партнеры могут выбрать сильнейшего из двух, который вступит в игру первым, а в ходе игры намеренно делать штрафные удары с целью передать удар партнеру. Последнее нередко имеет место на последнем шаре.

Подсказки партнеров друг другу : запрещены и наказываются штрафом в размере 5 очков в пользу одиночника, но право следующего удара сохраняется.

Предоставление форы : возможно в случае, если один из игроков объективно сильнее других, и регулируется таблицей гандикапных очков.

Способы предоставления форы :

· сыгранными шарами (на запись);

· шарами, снятыми со стола до начала игры (со стола);

· смешанная (объединяет оба способа).

Обнаружение договоренных очков, не снятых со стола до начала партии : при смешанной форе их либо снимают, либо, если сделать это не представляется возможным, комбинируют из шаров, находящихся на игровом поле и на полке получающего, либо дают возможность получающему фору сыграть не до 71 очка, а с вычетом неснятых очков.