Главная · Электробезопасность · Презентация "насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека". Переносчиками инфекционных заболевания чаще всего являются насекомые возбудители болезней из класса членистоногих. К ним можно отнести: мух, блох, комаров, - презент

Презентация "насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека". Переносчиками инфекционных заболевания чаще всего являются насекомые возбудители болезней из класса членистоногих. К ним можно отнести: мух, блох, комаров, - презент

Насекомые- вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Ушкарева В.Я.

учитель биологии МКОУБСОШ №2п. Бреды

Вы узнаете :: Вы узнаете ::
  • В чем выражается отрицательное влияние насекомых на культурные растения, животных и на здоровье человека.
  • Вспомните:
  • Какие полевые и плодово- ягодные культуры повреждаются насекомыми?
  • Какие заболевания переносятся насекомыми?

Вредители сельскохозяйственных культур

Нашествие саранчи

Тля высасывает

соки растений

Черепашка повреждает

хлебные злаки

Личинки свекловичного

долгоносика питаются

корнями свеклы.

Завязями яблонь питаются личинки яблоневого цветоеда.

Личинки и взрослые особи

колорадского жука уничтожают

листья картофеля

Личинки капустной белянки питаются

листьями капусты.

Личинки яблонной плодожорки

развиваются в яблоках

Личинки огневок живут в муке

Личинки платяной моли

портят изделия из шерсти

Слепни питаются кровью животных

Слепни одолели

Личинки оводов развиваются

под кожей млекопитающих

Комары: малярия,

комариные энцефалиты.

Муха цеце: сонная болезнь

Осенняя жигалка:

сибирская язва

Обыкновенная муха: дизентерия, брюшной тиф,

переносит яйца аскарид, различных микробов.

Черные тараканы и прусаки загрязняют и портят своими экскрементами продукты питания.

Переносят болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Выделения тараканов часто вызывают аллергию у людей.

Вши: переносят возбудителей

сыпного и возвратного тифа.

Клопы питаются

кровью

Блохи питаются

кровью.

Передают человеку возбудителей таких

болезней, как чума, туляремия, сыпной тиф.

Физические

Химические

Агротехнические

Биологические

    • Посев и посадку растений проводят с таким расчетом, чтобы они успели окрепнуть ко времени появления вредителей.
    • Уничтожают сорные растения. Поля тщательно убирают

Методы борьбы с вредными насекомыми

Муравейники рыжих муравьев

Искусственные гнездовья для

мелких насекомоядных птиц

В лабораториях разводят наездников.

С капустной белянкой

борются, выпуская

наездника трихограмму, самка которого откладывает яйца в яйца капустной белянки.

Божья коровка- хищник.

Подведем итоги

  • Среди насекомых есть вредители культурных растений и пищевых запасов, много переносчиков опасных заболеваний человека и домашних животных.
  • Люди борются с вредителями, наносящими ущерб с помощью физических, химических, агротехнических и биологических методов.
  • Вредители сельскохозяйственных культур;
  • Методы борьбы с вредителями
  • (физические, химические, агротехнические, биологические).
  • Охарактеризуйте деятельность насекомых-
  • вредителей сельскохозяйственных растений.

    2. Назовите наиболее распространенных насекомых, которые являются переносчиками

    возбудителей заболеваний человека.

    3. Дайте оценку эффективности методов борьбы

    с вредными насекомыми.

    4. Используя информационные ресурсы, определите принадлежность насекомых,

    упомянутых в тексте параграфа, к

    систематическим группам.

    представьте эту информацию

    Разделы: Биология

    Оборудование: коллекции мух, микропрепарат “Ротовой аппарат комара”, микроскопы, презентация на данную тему со слайдами, проектор, экран, компьютер.

    Ход урока

  • Организационный момент.
  • Проверочная работа по отрядам насекомых.
  • Изучение нового материала.
  • Закрепление нового материала.
  • Проверочная работа по отрядам насекомых:

    “Любил бы лето я, когда б… не комары да мухи…” А.С.Пушкин

    Выступления учащихся с заранее подготовленными сообщениями.

    Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний человека.

    Комнатная муха. Комнатная муха относится к отряду двукрылых. Взрослая муха питается той же пищей, что и человек. Каждые 2-4 дня самка комнатной мухи откладывает 150 яиц. Через 13 дней из яйца вылупляется личинка. Личинки мух развиваются в разного рода гниющих отбросах. Личинки мух белые безголовые и безногие. Через 10 дней личинка превращается в куколку. Через 3 дня из куколки выходит взрослая муха. На себе и в себе (в кишечнике) муха носит до 30 миллионов бактерий, в том числе возбудителей дизентерии, брюшного тифа.

    Демонстрирует коллекции “Отряд двукрылые. Мухи”

    Медицинский работник: Брюшной тиф – инфекционное заболевание, вызываемое брюшнотифозной палочкой.

    Симптомы: повышение температуры тела, слабость, недомогание, головная боль, увеличение печени и селезенки, иногда наблюдается заторможенность, галлюцинации, бред, потеря сознания. Могут быть осложнения -кишечные кровотечения, перфорация кишечника. Для того, чтобы не заразиться этой болезнью необходимо бороться с мухами: применять сетки на окна и форточки, уничтожать мух, применять реппеленты. Реппеленты – это средства, отпугивающие насекомых.

    Предложить учащимся рассмотреть микропрепарат “Ротовой аппарат комара”. Вопросы классу после изучения строения хоботка под микроскопом: “Что вам напоминает хоботок комара? Почему этот орган называют колюще-сосущим?”. Пояснить, что хоботок комара – это приспособление к кровососанию.

    Слепни. Слепни – представители отряда двукрылых. Длина тела – 2 см. У слепней ярко-зеленые глаза. Самки слепней больно кусают теплокровных животных: коров, лошадей, лосей, оленей, птиц, человека. Самцы питаются нектаром цветов. Самкам кровь необходима для развития яиц. Укусы слепней докучают сельскохозяйственным насекомым, из-за их укусов могут снизиться удои молока у коров.

    Закрепление знаний.

    1. Найти соответствие:

    2. Найти соответствие:

    3. Найти соответствие.

    «Экологические группы растений» - Экологические группы растений. Светолюбивые растения встречаются на открытых местообитаниях или хорошо освещаемых местах. Гигрофиты. Другим важнейшим экологическим фактором в жизни растений является вода. Теневыносливые растения имеют довольно широкую экологическую амплитуду по отношению к свету. Альпинарий.

    «Растения-индикаторы» - Маленькая орхидея - венерин башмачок, растет только на почвах, богатых кальцием. Под влиянием радиоактивного излучения белеют и зеленеют синие плоды голубики. Полевица тонкая Мак. Цель работы – ознакомиться с растениями, помогающими находить разнообразные полезные ископаемые. Качим Минуартия. Способность бобовых растений - астрагала, донника, клевера - накапливать много молибдена.

    «Ядовитые грибы и растения» - Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. Ядовитые грибы. Травянистое растение с неприятным запахом. Не собирай грибы на промышленных пустырях и помойках, а так же вдоль автомагистралей. У съедобных опят шляпка коричневато-жёлтая, на ножке плёнка, похожая на кольцо. Не пробуй сырой гриб на вкус и не доверяй запаху –можешь ошибиться.

    «Охраняемые растения» - Плауны. Печеночница благородная. Ирис сибирский. Венерин башмачок. Любка зеленоцветковая. Колокольчики. Охраняемые растения Владимирской области. Прострел раскрытый. Ятрышник шлемоносный. Кувшинка чисто-белая.

    «Отравление ядовитыми растениями» - Удалите остатки растения изо рта. Красавка обыкновенная, или белладона. Многие растительные яды в небольших дозах являются ценными лечебными средствами. В моче появится кровь. Что делать, если вы съели ядовитое растение 1-й шаг. В тяжелых случаях нарушаются ритм и частота сердечных сокращений. Ландыш майский.

    «Редкие и исчезающие растения» - Встречается в Нижнеудинском районе. Заготавливают дочерние клубне – корни. Луковицы – при зубной боли. Цветет при благроприятных условиях на 6-8 год, менее – на 15-17-й год жизни. Растение – эндемик, редкое, занесено в Красную Книгу Иркутской области. Сок надземных органов назначают при кожных заболеваниях.

    Всего в теме 20 презентаций

    Альвана
    Презентация для родителей «Насекомые - переносчики опасных инфекций: будьте осторожны!»

    Инфекционные заболевания , передающиеся от организма-носителя к организму-реципиенту через промежуточного носителя, называются трансмиссионными (от лат. «transmissio» передача ). Таким путем могут передаваться протозойные , вирусные и бактериальные инфекции , а переносчиками могут являться млекопитающие, птицы, рыбы и другие представители фауны.

    Известно, что переносчиками некоторых , зачастую опасных инфекций , являются различные насекомые , многие из которых обитают в местах проживания человека.

    Нашу планету населяет огромное количество таких насекомых . Некоторые из них приносят пользу, а некоторые - вред. Однако существуют такие, которые несут в себе смертельную опасность . Важно знать об этих существах как можно больше и уметь защищаться от них.

    Самыми распространенными являются : комары, клопы. клещи, вши, блохи и мухи.

    Рассмотрим более подробно каждый из этих видов.

    Публикации по теме:

    КВН по ПДД «Самый малый знак дорожный, он стоит не просто так! Будьте, люди, осторожны, уважайте каждый знак!» Воспитатель: - Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы рады видеть вас на нашем празднике, который мы посвятили дорожным знакам и правилам.

    Лэпбук "Будьте осторожны на дороге".Я давно использую в своей работе методическое пособие -лэпбук. Его мы сделали совместно с детьми. Предназначен.

    Презентация «Насекомые» Лето! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты,.

    Презентация «Насекомые» для детей дошкольного возраста Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому моя презентация направлена на то, чтобы наши дети научились любить и беречь.

    Презентация «Насекомые» для педагогов сурдологических групп Презентация предназначена для воспитателей, учителей и педагогов сурдологических групп. Дает представление о многообразии мира насекомых.

    Презентация «Насекомые» В данной презентации Вы найдете для себя и ваших малышей много интересного. Полезную информацию, я постаралась украсить яркими картинками,.

    Презентация «Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся» Насекомые - одни из самых многочисленных и вездесущих живых созданий на Земле. Они составляют обширнейшую группу животных с миллионами разновидностей.

    Проект по формированию у родителей заинтерисованности в двигательной активности детей «Будьте здоровы!» Проблема: незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. Обоснование проблемы: - неосведомленность родителей.

    Задачи

    Образовательные:

    Развивающие:

    Воспитательные

    Тип урока:


    «Задание»

    Задание . Рассмотрите рисунки в учебнике № 164 стр.111. Прочтите текст. Сверните текстовую информацию в таблицу

    Отряд

    Представитель

    Какие заболевания переносит

    Меры борьбы

    Правила личной гигиены

    Отряд Вши.

    Просмотр содержимого документа
    «Информационный лист»

    Информационный лист.

    Отряд Вши. Вши – мелкие бескрылые насекомые с неполным превращением. Ноги у них имеют особые коготки, при помощи которых насекомые прикрепляются к волосам человека, к шерсти животных, перьям птиц. Их яйца (гниды) тоже прикрепляются к волосам. В течение жизни самка вши может отложить до 300штук яиц. Питаются кровью. У них сосущий ротовой аппарат. Вместе со слюной выделяются вещества, препятствующие свертыванию крови.

    Отряд Полужесткокрылые (Клопы). У клопов колюще-сосущий аппарат. Большое беспокойство приносит человеку постельный клоп. Ведет ночной образ жизни, днем прячась в укрытиях (под обоями, под плинтусами, в щелях пола, в складках матрацев, в мебели), там же откладывают яйца, быстро бегает, не летает. Взрослые клопы могут голодать полгода и более, личинки – год, полтора. Обычно клоп питается один раз в неделю, в жаркое время – чаще. У клопа хорошо развиты органы обоняния: на большом расстоянии он обнаруживает своего хозяина по запаху. Вопрос о том, что клоп является переносчиком заболеваний окончательно еще не решен

    Комар-пискун

    Малярийный комар Анофелес

    Яйца плавают большой группой, склеены пачками в виде лодочки

    Яйца плавают поодиночке на поверхности воды

    Личинки висят у поверхности воды почти вертикально, вниз головой

    Личинки в горизонтальном положении прикрепляются к поверхностной пленке в нескольких местах тела

    Куколки в виде запятой

    Горбатые куколки

    Взрослый комар, спокойно сидящий. Держит свое тело почти параллельно поверхности

    Взрослый комар, спокойно сидящий, держит свое тело под углом к поверхности, на которую садится

    Задачи

    Образовательные:

      Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей, блох, показать отрицательную роль.

    Развивающие:

    1.Развивать у учащихся мыслительные процессы, внимание.

    2.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.

    Воспитательные : воспитывать основополагающие основы здорового образа жизни

    Тип урока: изучение нового материала с первичным контролем знаний.

    Образовательные ресурсы :

    1. Видеофильм

      Раздаточные материалы (информационные листы, иллюстрации)

    I . Ориентировочно-мотивационный этап .

    Друзья мои! Я очень рада

    Войти в приветливый ваш класс.

    И для меня уже награда

    Вниманье ваших умных глаз.

    Я знаю: каждый в классе гений,

    Но без труда успех не впрок.

    Из ваших знаний и умений

    Мы вместе сочиним урок!

    Ребята! С какой целью вы приходите на урок? (стать умнее) С каждым уроком вы становитесь чуть-чуть умнее. Поэтому в качестве девиза нашего урока я взяла слова ученого-натуралиста Винсона Брауна «… накопление знаний подобно росту дерева…». И я надеюсь, что после сегодняшнего урока пока еще тоненькие ростки ваших биологических знаний прирастут новыми веточками знаний о насекомых. И кроме возможности стать умнее, вы можете получить хорошую отметку.

    Ребята, сегодня мы вместе с вами будем создавать урок. И от вашей активности будет зависеть, насколько интересным он получится. Не бойтесь высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы. Я вам расскажу, что мы будем делать на уроке, а вы попытаетесь определить те задачи, которые мы будем решать и какие умения и навыки продолжим формировать.

      Работа с цветными карточками по распределению насекомых по отрядам (повторяем распределение насекомых по отрядам, проверяем свои знания)

      Объяснение учителя (учимся внимательно слушать)

      Просмотр видеосюжета (узнаем новое)

      Работа с текстом – заполнение таблицы, составление рассказа (учимся выделять главное и четко формулировать свои мысли, правильно и красиво говорить)

      Работа в группах (учимся слушать других)

      Решение тестов (проверяем свои знания)

      Составление экрана достижений

    Итак, ребята, мы сегодня продолжим формирование общеучебных навыков работы с наглядными материалами: текстом, рисунками. Продолжим формирование навыков продуктивного взаимодействия в парах и группах. И какова же цель нашего урока? Что в итоге мы должны узнать? В конце урока вы сможете:

      Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей и блох

      Предложить меры борьбы с ними

    II . Актуализация опорных знаний

    Великий русский ученый И.П.Павлов говорил: « Не берись за последующее, не усвоив предыдущее». Мы с вами последуем совету академика и прежде чем изучать новый материал, повторим некоторые сведения о насекомых, которые нам потребуются на уроке. Для этого проведем работу с цветными карточками.

    Каких насекомых мы отнесли к двукрылым?

    На основании каких признаков?

    Записываем тему урока. В тетради чертим маркировочную таблицу

    Хочу знать

    Запишите в I колонке все, что вы знаете о двукрылых. Поработайте в парах, обменяйтесь сведениями дополните свои записи. Обсуждение.

    Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить. Что бы вы хотели узнать? Запишите во II графу. В течение урока мы с вами найдем ответы на ваши вопросы.

    III . Операционно-исполнительный этап.

      Представление новой информации

    Ах, лето красное,

    Любил бы я тебя.

    Когда б не зной, да пыль,

    Да комары, да мухи.

    сожалел А.С.Пушкин. А вот мнение биолога К. Фриша: « Действительно, муха не лишена своеобразного изящества и может даже показаться на редкость опрятной: она так часто и основательно чистит голову, крылья, ноги, что ей впору давать справку о благонадежности. Однако некоторые черты ее поведения делают муху опасной. Не станем, поэтому, торопиться возносить хвалу этому шестиногому, но попытаемся присмотреться к его свойствам и особенностям»

    Начнем с того, что муха – необычное насекомое. Летает со скорость 5 м в секунду и поймать ее очень трудно, так как ее огромные глаза, состоящие из 2 тысяч фасеток, чувствуют приближение предмета на расстоянии 5 см от тела. При малейшей опасности муха, взмахивая крыльями 200 раз в секунду, взвивается ввысь. Любимый цвет мух желтый. Голубая и зеленая окраска их раздражает, красные и фиолетовые цвета мха не различает. Глаза мухи интересны еще и тем, что они очень точно определяют скорость движения. По их образу и подобию конструкторы создали прибор для мгновенного определения скорости сверхзвукового самолета и назвали его «глаз мухи». Муха имеет хорошо развитое обоняние. Она в 200 раз лучше анализирует пищу, чем человек. Делает она это с помощью передней пары ног. Муха бегает на оконных стеклах и по потолку. Каждая лапка имеет по 2 коготка и по 2 прилипающие подушечки. Но самое интересное - хоботок. Им она может и пить. И лизать, и сосать, и скрести, и даже сплевывать, если что-то попадется не по вкусу. С помощью хоботка муха втягивает внутрь жидкую пищу. А для того, чтобы воспользоваться твердой пищей (сахаром), муха выпускает через хоботок капельку слюны. Слюна растворяет сахар и муха может его всосать. Кроме того, твердую пищу муха может измельчить, скобля ее своим хоботком. Поэтому для мух в любом месте «готов и стол и дом». И вместе с тем муха – опасное насекомое. Мухи живут на мусорках, выгребных ямах, фермах. С нечистотами, различными гниющими органическими остатками, навозом связано размножение мух: они здесь откладывают яйца, из которых развиваются личинки (рис. 162). После окончания развития они окукливаются в почве. Вскоре из них выходят взрослые насекомые. Ползая на продуктах и посуде, мухи оставляют на них свои следы – темные точки (их отрыжка или испражнения). В них обнаружили 63 вида микроорганизмов, собранных где угодно. Среди них – возбудители около 30 болезней человека. При посещении продуктов питания они переносят яйца аскарид, возбудителей брюшного тифа, дизентерии, холеры.

    Просмотр видеосюжета, обсуждение.

    Комнатную муху называют «четвертой египетской казнью» и объявляют « персоной нон – грата». Уничтожить бы ее совсем.

    Как вы думаете, а стоит ли это делать. Может быть какую-то пользу муха приносит? (ее личинки перерабатывают органические вещества, содержащиеся в экскрементах животных и их трупах). Чтобы мухи не представляли опасности, необходимо регулировать их численность и соблюдать правила личной гигиены (попросить сформулировать).

      Задание для I группы : прочитать текст на стр.111про малярийного и обыкновенного комаров, рассмотреть рисунки163, таблицу в информационном листе. Зная биологию комара, предложите меры борьбы с этими насекомыми.

      Задание для III группы : прочитать текст на стр.112, рассмотреть рис.165, предложите методы борьбы с оводами и слепнями

      Задание для IV группы: используя текст учебника, информационный лист предложите методы борьбы с вредящими человеку насекомыми

      Презентация работы в группах (новый продукт).

      Рефлексия. Заполнение 3-ей графы-узнал

    IV . Рефлексивно-оценочный

      Оценивание. Тестирование

      Экран достижений.

    VI . Д/з : 1) п.15

    2) синквейн

    V . Итог : говорят, красота в глазах того, кто смотрит. Спасибо вам за то, что вы смогли многое увидеть на сегодняшнем уроке. А я увидела, как раскрылся каждый из вас, кто был причастен к созданию нашего урока.

    Просмотр содержимого документа
    «тесты»

    Задание №1.

      Назовите лишнее насекомое по родству:

    Б) комнатная муха

      Выберите лишнее насекомое по способу питания :

    А) бычий слепень

    В) майский жук

    Г) малярийный комар

      Назовите тип крыльев, характерных для Двукрылых :

    А) передние крылья жесткие, а задние перепончатые

    Б) обе пары чешуйчатые

    В) одна пара, перепончатые

    Г) передние с продольным жилкованием, а задние веерообразные

      Назовите тип ротового аппарата, характерный для Двукрылых:

    А) сосущий, свернутый спиралью

    Б) колюще-сосущий или лижущий

    В) грызущий

    Г) грызущий или грызуще-лижущий

      Чем комар может быть полезен:

    А) опылением растений

    Б) служит пищей рыбам и птицам

    В) только вреден

      Переносчиком возбудителя дизентерии является :

    А) саранча

    Б) комнатная муха

    В) стрекоза

    Г) майский жук

    А) яблонная плодожорка

    Б) малинный жук

    Г) колорадский жук

    А) саранча

    Б) жук-усач

    Г) жужелица

    Задание №2. Соотнесите:

      Переносчики возбудителей болезней человека

    а) овод, б) комнатная муха, в) малярийный комар, г) вши, д) клопы, е) слепень, ж) блохи