Главная · Бытовая техника · Причастие: что это такое и как подготовиться? Почему перед Петровым постом установлена сплошная седмица

Причастие: что это такое и как подготовиться? Почему перед Петровым постом установлена сплошная седмица

Причастие — самое серьезное и важное, ради чего стоит приходить в храм. Сам Господь Иисус Христос говорил, что жизнь вечную будут иметь только те, кто станет вкушать Его плоть и пить Его кровь. Каким образом подготовить себя к этому великому Таинству, чтобы принять его во исцеление души и тела, и пойдет речь в этой небольшой статье.

Способ, с помощью которого христиане соединяются с Господом Иисусом Христом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина, называется Таинством Причастия (Причащения), а богослужение, на котором это Таинство совершается, — Евхаристией, или Божественной литургией.

Согласно Евангелию, причащаться Своим ученикам заповедал Сам Иисус. Первые христиане, по свидетельству книг Нового Завета, с самого начала собирались еженедельно для «преломления хлеба» — так в древности называли Причастие. Происходило это в ночь с субботы на тот день, в который Господь Иисус воскрес из мертвых. Этот первый день недели позже в христианской традиции получил название воскресенья.

По толкованию святителя Иоанна Златоуста, Тело Христово, которое мы принимаем в святом Причастии, — это то же самое тело Иисуса Христа, которое страдало на кресте, воскресло и было вознесено на Небеса, а Кровь Христова — та же самая, что была пролита ради спасения мира.

Зачем причащаться?

В Таинстве Причастия христианин реально соединяется с Богом. В шестой главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит о Себе как о хлебе жизни: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день, ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною».

По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Тело и Кровь Христовы очищают человека от всякой скверны и прогоняют всякое зло. Мы становимся «причастниками Божества», как пишет святой апостол Петр, «своими» для Бога, Его народом. В то же время мы соединяемся и друг с другом, «потому что все мы, причащающиеся от одного хлеба, становимся одним Телом Христовым, одною кровью и членами друг друга», — пишет Дамаскин, перефразируя слова апостола Павла из послания к Ефесянам.

В Новом Завете Церковь Божия, то есть собрание всех христиан, называется Телом Христовым. Быть в Церкви Иисуса Христа можно только через реальное соединение с Ним, то есть с помощью Причастия.

Причащаться крайне необходимо для того, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную. Ведь спасение в православном христианском мировоззрении — не внешнее событие по отношению к человеку (вроде того, как если бы Бог на нас сначала гневался, а потом смилостивился), но внутреннее перерождение, способность человека жить в полноте любви и благодати через соединение с Самим Богом.

Достойно и недостойно

«Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает», — пишет апостол Павел в 11 главе Первого послания к Коринфянам. К Причастию следует подходить осознанно, понимая, что ни один человек в мире не может быть достоин того, чтобы принять Тело и Кровь самого Бога.

По Златоусту, достойное Причастие — такое, которое сопровождается духовным трепетом и горячей любовью, верой в реальное присутствие Христа во Святых Дарах и осознанием величия святыни.

Для того чтобы испытать свою совесть перед святым Причастием, христиане исповедуют грехи. Нельзя подходить к Чаше в состоянии смертного греха, например, после аборта, посещения гадалки, прелюбодеяния или живя в так называемом «гражданском браке». Такие грехи требуют искреннего покаяния и изменения жизни, и только тогда возможно причащение. Исповедь перед Причастием — не только благочестивая традиция, но и реальная помощь человеку для очищения души. Кроме того, это возможность непосредственно пообщаться со священником о самом главном.

Как часто причащаться?


Сам чин Божественной литургии, на которой совершается Евхаристия, то есть освящаются хлеб и вино, — совершается для того, чтобы причастились все, кто принимает участие в этом богослужении. В литургии могут быть только участники, и не может быть зрителей. Участие в литургии и причащение стали, к сожалению, «индивидуальным» делом каждого христианина, в то время как по сути это — общее дело, происходящее из самой сущности Церкви.

Выдающийся богослов ХХ века протопресвитер Николай Афанасьев писал:«Быть членом Церкви означало принимать участие в Евхаристическом собрании. Быть участником Трапезы означает «вкушать» от неё. В Евхаристическом каноне нет молитв, которые бы могли возносить не причащающиеся…».

Совместное причащение всех верующих за литургией было настолько самоочевидным, что уклонение от этого принципа рассматривается в церковных канонах как отпадение от Церкви: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного», — говорится в 9-м Апостольском правиле. А правило 80 Шестого Вселенского собора говорит, что те, кто без уважительной причины не причастились 3 воскресенья подряд, сами себя фактически отлучили от Церкви.

Стоит стремиться к тому, чтобы причащаться всякий раз, когда мы приходим на литургию. Чувство недостоинства — не повод для уклонения от Причастия. Вот что писал по этому поводу преподобный Иоанн Кассиан: «Мы не должны уклоняться от Причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали бы больше врачества для наших ран. А иначе и однажды в год нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые достоинство, освящение и благотворность небесных Таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, не порочные; а лучше думать, что эти Таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно больше гордости выказывают, нежели смирения, потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, в каждый День Господень принимали их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их…»

Действительно, бывает такое ложное смирение, которое на самом деле является разновидностью духовной гордыни. Редкое причащение, пишет в своей книге «Святая святым» замечательный богослов ХХ века протопресвитер Александр Шмеман, возникло, по единодушному свидетельству отцов Церкви, из небрежения, но вскоре «стало оправдываться псевдодуховными доводами и было постепенно принято как норма».

«Кого нам похвалить? — спрашивает Иоанн Златоуст. — Тех, кто причащается один раз в году, тех, кто часто причащается или тех, кто редко? Нет, похвалим тех, кто приступает с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие — никогда. Почему? Потому что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение… Ты сподобляешься трапезы духовной, трапезы царской, и потом опять оскверняешь уста нечистотою? Ты намащаешься миром, и потом опять наполняешься зловонием? Приступая к причащению через год, неужели ты думаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения твоих грехов за всё время? А потом пройдет неделя, и ты снова делаешь то же самое? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Сорок дней ты употребляешь на восстановление здоровья души, а быть может даже не сорок, — и думаешь умилостивить Бога? Ты шутишь, человек. Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к Святым Тайнам».

Как подготовиться?

1. Понимать смысл и искренне желать Причастия. Приходящий ко Причастию должен осознавать, что это такое и зачем. Мы причащаемся, как уже было сказано выше, для того чтобы соединиться с Самим Богом, вступить с Ним в общение, принять Тело и Кровь Христовы для освящения и очищения от грехов. К этому необходимо иметь искреннее личное желание, а не вынужденное каким-то авторитетом, «долгом», или рекомендацией знахарки или «бабки».

2. Иметь мир со всеми. Чтобы причаститься, необходимо пребывать в мире со всеми людьми, по крайней мере, не иметь желания отомстить. Нельзя принимать Таинство в состоянии вражды или ненависти. Господь Иисус сказал: «Если ты ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

3. Не совершать смертных грехов , отлучающих от Причатия. Это прежде всего убийство (в том числе аборты), нарушение супруженской верности, измена Богу с различными гадателями-целителями-экстрасенсами. В случае отступления необходимо прежде всего воссоединиться с Церковью через исповедь у священника.

4. Жить по-христиански каждый день. Для того, чтобы причаститься, лучше не изобретать специальные периоды подготовки, но жить так, чтобы сама повседневная жизнь была совместима с регулярным участием в Трапезе Господней. Существенным содержанием такой жизни являются ежедневная личная молитва, чтение и изучение Библии — Слова Божия, обязательное исполнение Божьих заповедей и постоянная внутренняя борьба с живущим внутри нас «ветхим человеком», с поврежденной грехом нашей природой, влекущей ко греху. Важными составляющими духовной жизни являются ежедневное испытание совести (например, перед сном) и регулярная исповедь. Крайне важно для правильной духовной жизни стремление жить не ради себя, но ради ближнего, внутренняя честность, правдивость и смирение перед каждым человеком. Важно также, насколько это возможно, соразмерять свой жизненный ритм и график с богослужебным ритмом, соблюдая общепринятые посты (среду и пятницу, а также многодневные посты, из которых наиболее важный — предпасхальный Великий пост) и по возможности участвуя в праздничных богослужениях, которые случаются не только в воскресеные дни.

5. Литургический пост. Издавна в церковной традиции принято подходить ко Причастию натощак. Эта дисциплинарная норма называется «литургический пост». Как правило, от пищи и питья воздерживаются с полуночи перед Причастием. Согласно определению Священного Синода РПЦ от 1969 года, продолжительность литургического поста должна составлять не менее 6 часов. То есть, если вы после полуночи выпили воды, а утром к 9 часам собираетесь на литургию — это не повод отказываться от Причащения. Точно так же не повод отказываться от Причастия, если утром проглотил немного воды при умывании. Следует помнить, что дисциплинарная норма распространяется на физически здоровых людей. Для тех же, кто, например, страдает сахарным диабетом, утром разрешается кушать. Точно так же можно принимать перед Причастием лекарства, необходимые по жизненным показаниям. В конце концов, и Тайная Вечеря, и евхаристические трапезы первых христиан совершались вечером, после приема пищи. И при подготовке к Причастию имеет значение состояние сердца и души, а не состояние желудка.

6. Исповедь. Как правило, перед Причастием в храмах требуют обязательной исповеди. Она может совершаться как непосредственно перед литургией, так и вечером накануне или за несколько дней. Тем людям, которых священник знает как сознательных христиан, живущих согласно вере и регулярно причащающихся, может быть позволено причащаться без обязательной исповеди — такая практика общепринята в Греческой Церкви, и мы рассматриваем этот вопрос подробнее, например, в статье: Исповедь: о важном и несерьезном.

7. Молитвенная подготовка перед Причастием включает в себя чтение канона и молитв ко Святому Причащению — вечером либо утром перед литургией. Здоровому человеку рекомендуется прийти накауне в храм на вечернее богослужение. Во время литургии в храме нужно молиться вместе со всеми, а не читать свое правило, которое не успел «вычитать» дома. Чтение других молитвословий, таких как каноны покаянный, Богородице, Ангелу-хранителю, акафист Иисусу Сладчайшему, остается на усмотрение каждого верующего.

8. Телесное воздержание. Супругам в ночь накануне Причащения принято воздержаться от телесных супружеских отношений.

Как готовиться ко Святому Причащению

К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.

Подготовка к Причащению включает в себя:

Соблюдение поста перед Причастием (если Вы по каким-то причинам не можете соблюсти пост, то это не должно являться для Вас причиной отказа от Причащения. В этом случае Вы должны подойти к священнику и обсудить сложившеюся ситуацию);

Посещение вечернего богослужения накануне Причастия;

Прочтение определенного молитвенного правила;

Воздержание от пищи и пития в сам день до Причастия (пост перед Причащением, заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста не менее 6 часов.) ;

Допущение до Причастия священником на исповеди;

Присутствие на всем последовании Божественной литургии.

Приготовление это (в церковной практике оно называется говением ) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека.

Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы , пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению нужно прочитать:

совмещенных три канона:

Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении. Если этого не произошло по зависящим от вас причинам, то постарайтесь сказать об этом священнику на исповеди.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Перед Причащением необходима исповедь — вечером ли, или утром, перед литургией.

Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Готовящийся причаститься должен заранее, до начала Литургии, прийти в храм.

Приняв Святые Тайны, следует не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Святого Причащения надо вести себя благоговейно и благочинно, дабы «достойно сохранить в себе Христа принятого».

Особенности подготовки к Причащению для детей

Церковь не возбраняет делать существенные послабления детям. Правильнее всего будет в каждом конкретном случае советоваться со священником — памятуя при этом о главном: посещение храма, молитва, Причащение Святых Христовых Таинств должны приносить ребенку радость, а не становиться тяжелой и нежеланной обязанностью.

В последнем случае с достижением определенного возраста внутренний протест, воспитывавшийся в ребенке не в меру усердными родителями, может излиться в самых неожиданных и неприятных формах.

Прежде всего, желающий причаститься должен ясно для себя представлять, что такое Причастие, что это за событие в его жизни. Чтобы не получилось так: человек все правильно сделает, подготовится, попостится, прочитает все положенные молитвы, исповедуется, но самого главного так и не узнает, или не захочет узнать. Поэтому, если у Вас есть какие-либо недоуменные вопросы о том, что происходит во время литургии, что находится в Святой Чаше и преподается верующим, то обязательно их необходимо разрешить со священником заранее, до Причастия. Даже если человек продолжительное время ходит в храм и уже не раз причащался, все равно нужно честно задать себе вопрос, а правильно ли мы понимаем смысл церковных таинств (Причащения и исповеди) к которым приступаем.

Правильная подготовка к таинству Причащения в традиции Православной Церкви называется «говением». Обычно оно продолжается в течение трех или более (до недели) дней до Причастия. В эти дни человек готовит себя к встрече с Богом, которая произойдет во время Причастия. Бог может вселиться только в чистое сердце, поэтому основная цель подготовки - осознание своих грехов, исповедание их перед Богом и духовником и решимость оставить грехи (страсти), или, по крайней мере, начать с ними борьбу. Для этого необходимо на время говения решительно удалится от всего, что наполняет душу излишней суетой. Это не означает, что человек не должен ходить на работу, ничего не делать дома. Нет! Но: не смотреть телевизор, не ходить в шумные компании, не встречаться без необходимости с многочисленными знакомыми. Это все вполне по силам для любого и нужно для того, чтобы внимательно всмотреться в свое сердце и при помощи такого «инструмента» как совесть очищать его от всего того, что называется общим словом - грех.

Самым действенным средством для подготовки к встрече с Богом является молитва. Молитва - это разговор, общение с Богом, заключающееся в обращениях к Нему с просьбами: о прощении грехов, о помощи в борьбе со своими пороками и страстями, о милости в различных духовных и житейских нуждах. Перед Причастием обязательно читаются три канона, которые есть практически во всех молитвословах, а также Правило ко Святому Причащению. Если Вы не смогли самостоятельно найти эти молитвы, то нужно прямо с молитвословом подойти к священнику в храме и попросить его указать что именно нужно прочитать.

Чтобы спокойно и внимательно прочитать все положенные перед Причащением молитвы необходимо время. Если три канона и Правило ко Святому Причащению читать сразу вместе, то на это потребуется не менее полутора, даже до двух часов, особенно если человек не часто их читает и плохо знаком с текстом. Если же к этому присоединить еще и утренние или вечерние молитвы, то такое молитвенное напряжение может лишить человека и физических и духовных сил. Поэтому существует такая практика, что три канона читаются постепенно в течение нескольких дней перед Причастием, канон ко Причащению (из Правила ко Причащению) читается накануне вечером и после него молитвы на сон грядущим, а молитвы перед Причащением (из Правила ко Причащению) утром в день Причастия после обычных утренних молитв.

Вообще все «технические» вопросы по поводу подготовки к Причастию надо узнавать только у священника в храме. Этому может помешать Ваша робость, нерешительность или же недостаток времени у священника, но, так или иначе, при определенной настойчивости, можно все узнать. Главное - не обращать внимания на все смущения и недоумения (или, по-церковному, искушения), которые обязательно будут, но довериться Богу. Нужно молиться, чтобы Он довел нас до таинства Причастия, и таким образом исполнилось бы наше главное назначение, цель нашей жизни - соединение с Богом.

Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки.

Православному христианину желающему приступить к святому Таинству Причащения надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение» христианину необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий. Дисциплинарные условия не являются строго обязательными , и в особых случаях (например, болезни человека, опасной или сложной жизненной ситуации и т.д.) корректируются или даже совсем не исполняются. Однако православным христианам следует помнить, что выработке этих дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви, и, поэтому, в обычных обстоятельствах эта внешняя подготовка (исповедь, участие в богослужении, пост, исполнение молитвенного правила и т.д.) все же является обязательной.

1. Осознание смысла. Человек должен совершенно точно осознавать, куда и зачем он пришел. Он пришел, чтобы вступить в Богообщение, стать причастником Божества, соединиться со Христом, вкусить вечерю Господню для своего освящения и очищения от грехов, а не исполнить религиозный обряд, «попить компотика» или «поужинать». Апостол Павел говорит об этом так: «Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю»(1 Кор. 11: 20-22).

2. Искреннее желание. Человек должен иметь совершенно искреннее желание соединиться со Христом. Это желание должно быть соединено со Страхом Божьим (благоговением к святыне) и чуждо всякого лицемерия: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 9,10). Человек должен помнить, что тот «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11:27).

3. Душевный мир. Человек, подходящий к Чаше, должен иметь душевный мир, то есть состояние, чуждое злобе, вражде или ненависти к кому-либо. В таком состоянии для верующего человека подойти к Таинству невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23-24).

4. Церковность. Человек не должен нарушать церковных канонов, отлучающих его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых Церковью рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов» (Послание к Диогнету). А в случае отступления от веры и совершения смертных грехов, воссоединиться с Церковью в таинстве Покаяния.

5. Напряжённая духовная жизнь. И, наконец, последнее, и очень важное сущностное условие. Христианская жизнь, к которой призван каждый верующий, невозможна без ведения им напряжённой духовной жизни как постоянной внутренней борьбы христианина между живущим в нём ветхим человеком с повреждённой грехом природой и новым человеком, рождённым во Христе в таинстве Крещения, получившим семя вечной жизни, которое он призван возрастить. Напряжённая духовная жизнь включает в себя постоянное самоиспытание и противление греху, понуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию, воздержанию и т.д. Из этого сущностного условия вытекают последующие дисциплинарные условия, которые Церковь предлагает как способствующие ведению правильной духовной жизни.

6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, или пост перед Причащением, который заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста составляет по определению Священного Синода РПЦ 1969 года не менее 6 часов. Возникает вопрос, если кто-нибудь, постясь для приобщения Святых Таин, умываясь или находясь в бане, нехотя проглотил немного воды, должен ли таковой причаститься? Как отвечает в своём каноническом послании святитель Тимофей Александрийский: «Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же» (ответ 16). В сомнительных случаях утром перед службой можно обратиться за советом к священнику.

7. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви требует обязательной исповеди перед причастием: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает»(1 Кор. 11, 28-29). Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, или утром, перед литургией, так и в необходимых случаях (праздники, загруженность священников из-за большого скопления народа и т.д.), за несколько дней до Причащения.

8. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому таинству. Ум не должен чрезмерно рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться. В дни подготовки, если позволяют обстоятельства, надлежит посещать богослужения в храме и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило. Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни является пост (в церковной практике он называется говением): телу предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед причастием продолжается, обычно, несколько дней и общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд), и в этих условиях естественно снижается. Отметим, что для христиан, соблюдающих однодневные и многодневные посты, во время Светлой пасхальной седмицы телесный пост перед причастием, как правило, полностью отменяется.

9. Участие в богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии (общему делу — греч.), здоровому человеку накануне Причащения надо постараться придти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении. Домашняя молитва включает в себя кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение последования ко Святому Причащению — канон вечером, а остальное последование вслед за утренними молитвами утром. Русская традиция предусматривает также чтение трёх канонов: покаянного ко Господу, молебного ко Пресвятой Богородице, и канона ангелу-хранителю; обязательным является их прочтение в случае отсутствия на вечернем богослужении. Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие моления, например, акафист Иисусу Сладчайшему.

10. Телесная чистота. Существуют определённые требования к телесной чистоте мужчин и женщин: им предписывается накануне Причащения отказаться от телесных супружеских отношений. Древняя аскетическая традиция также предписывает без острой необходимости мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам — во время женских дней и сорокодневного послеродового периода: «Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи — не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых да запретится не совсем чистому душою и телом» (Второе каноническое правило свт. Дионисия Александрийского).

Просмотрено (10834)раз

Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В сплошные седмицы отсутствуют посты по средам и пятницам.

Сплошные седмицы в 2019 году

Сплошных седмиц пять:
1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января.
2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого Поста – 17 — 23 февраля.
3. Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса) – 4 — 10 марта.
4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи – 28 апреля — 4 мая.
5. Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – 16 — 22 июня.

Можно ли причащаться на сплошной седмице?

Подходит к концу сплошная седмица - одна из подготовительных недель перед Великим постом. В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?

За разъяснением этого сложного для многих момента обратимся к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?

Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):

– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.

Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.

И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях. Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах. Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.

Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой. В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период - как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.

Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:

– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, - скажем, каждую неделю - достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство. А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно. А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.

Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:

– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, - то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):

– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.

Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.

Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.

Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:

– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов». Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.

Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста - так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.

А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (34673) раз

Все возникающие у вас вопросы, касающиеся церковных Таинств, смысла и значения молитв и священнодействий, Вы также можете задать священнику.

    Главным Таинством Церкви является Евхаристия - Причащение, под видом хлеба и вина, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. Установлено это Таинство было Самим Спасителем. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26. 26-28).

    Претворение (преложение) вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы совершается за Божественной литургией, которая есть повторение, продолжение Тайной вечери, предшествовавшей страданиям и смерти Спасителя на Голгофе. «Не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христа, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова, а действует сила и благодать Божия», — писал о Евхаристии святитель Иоанн Златоуст. «Кто сотворил их на той вечери, и ныне совершает их, — отмечает он в другом своем труде. — Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос».

    Причащаясь Святых Таин - Тела и Крови Христовых, христианин таинственно соединяется с Господом. Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6. 53-54)», — говорит Спаситель.

    К Таинству Причащения могут приступать только члены Церкви — православные христиане.

    Как следует готовиться к принятию Тела и Крови Христовых? Нет человека, который был бы достоин этого, но нужно помнить: в Священной Евхаристии верующим подается священное «лекарство бессмертия», «противоядие, чтобы не умирать», как говорил священномученик Игнатий Богоносец. И потому, несмотря на наше недостоинство, не следует уклоняться от Причастия. Однако по мере сил нужно достойно подготовиться к нему, прежде всего, очистив душу покаянием.

    Все возникающие у вас вопросы, касающиеся церковных Таинств, смысла и значения молитв и священнодействий, вы можете задать священнику.

    К Таинству Причащения приступают натощак, поэтому принято уже с полуночи не принимать пищи и питья. Это правило не применяется к маленьким детям, которым в силу возраста и состояния здоровья нельзя придерживаться строгих ограничений.

    Молитвенная подготовка к Причащению Тела и Крови Христовых по традиции включает пост (воздержание от скоромной пищи - мяса, молока, при строгом посте — рыбы) и чтение трех канонов - Покаянного, молебного ко Пресвятой Богорогдице и канона Ангелу-хранителю, которые обычно печатаются в любом молитвослове. Вопрос об объеме молитвенного правила и приемлемой мере поста перед Причастием можно задать священнику на исповеди или во время беседы.

    Накануне Причащения либо утром перед Литургией по прочтении обычного молитвенного правила читаются молитвы ко Святому Причащению. Эти молитвы, называемые также «Последование ко Святому Причащению», можно найти в любом молитвослове.

    В храм нужно прийти к началу службы. В конце Божественной литургии через открытые царские врата священник выносит Чашу со Святыми Дарами и произносит молитву, которую верующие повторяют вслед за ним:

    «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый семь аз. Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную».

    И еще одну:

    «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя. Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».

    По прочтении священником молитвы причащающиеся по очереди подходят к Чаше, сложив руки на груди крестообразно, правую поверх левой. Перед причащением каждый отчетливо называет свое имя. Священник произносит слова: «Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную».

    Приняв в себя Тело и Кровь Спасителя, причастник целует край Чаши. После этого он принимает немного теплоты и кусочек просфоры, которые подготовлены в некотором отдалении, на отдельном столике.

"...не слышите ли, что Господь нам говорит - примите, ядите... - этим не только позволил нам, но повелел, чтобы мы часто приступали к Его спасительной Чаше, Его Трапезе..." проповедь архиепископа Марка Берлинского и Германского - О Святом Причащении (см. ниже)

К таинству Святого Причащения должно готовить себя заблаговременно в течении нескольких дней достодолжным образом (в помощь - наши разделы "Исповедь" , "Пост" и "Молитва") как духовно, так и телесно:

постом , сохранением своего тела в чистоте, чтением Священного Писания, внутренней сосредоточенностью на Божественном, а не на земном, отказом от развлечений, которые отвлекают ум от Бога, примирением со всеми людьми, неосуждением ближнего, сердечным сокрушением о своих грехах, усиленной молитвой , посещением по возможности всех церковных богослужений, расширением своего домашнего молитвенного правила (особенно тем, кто не имеет возможности посещать храм), воспоминанием о крестных страданиях ради нашего спасения Сына Божия, о Его славном Воскресении, о Его безмерной любви к нам, и наконец - благоговейным размышлением о непостижимом величии и благодатной силе.

Без исповеди нельзя подходить к Чаше Христовой. После исповеди священник благословляет на Причащение.

К таинству Исповеди Вы готовитесь размышлением (-ями) о своей прошлой жизни. Кое-что можно и записать, чтобы сказать на исповеди кратко. Но главное, это - совершенная искренность и желание изменить свою жизнь так, чтобы Христос стал Вашим другом, руководителем, Царем и Господом. Исповедоваться можно тогда, когда назреет в этом потребность. Но внимательному человеку будет трудно исповедоваться реже, чем раз в месяц. У нас ведь немало привычек, которые вдруг и сразу не изменишь. Так что некоторые грехи могут и повторятсья. Хотя цель в том, чтобы их не повторять, уничтожая дурные привычки и приобретая добрые навыки.

Исповедоваться обязательно надо перед Причастием - перед тем, как можно будет подойти к Чаше Христовой - ближайшее участие, принятие в себя Его целостной жизни для исцеления своей жизни - ПРИЧАСТИЕ.

Исповедоваться лучше всего - до или после (или даже во время) вечернего богослужения, или же – утром (живущим в другом городе), но непременно до начала Божественной Литургии . У нас богослужение по субботам и большим церковным праздникам начинается в 17:00 и заканчивается около 19:45, так называемая "Всенощная" - понятно, что сокращенная. Исповедь начинается в 16:30, а по окончании Всенощного бдения исповеди продолжаются, если есть еще исповедники.

КОГДА НЕ ПРИНЯТО ГОТОВИТЬСЯ К ПРИЧАСТИЮ:

Пост - это необходимое духовное делание, которое предваряет таинства Исповеди и Причастия. Потому в Православной церкви по традиции во время "сплошных седмиц" - это такие недели в течении года, в которые нет постных дней - не принято готовиться к Причастию.

Сплошные седмицы, в которые нет постных дней следующие:
- неделя после воскресения "О мытаре и фарисее",
- Масленица,
- Светлая седмица, первая неделя после Пасхи
- первая неделя после Троицы, за ней следует Петров пост
- Рождественские Святки, от праздника Рождества Христова до Крещенского Сочельника.

В это время только в особых обстоятельствах (например: перед тяжелой операцией) верующие по благословению духовного отца готовятся к таинству Причастия. В Пасхальный период существуют разные практики - тут тоже лучше индивидуально советоваться со священником.

ПОДГОТОВКА НАКАНУНЕ ПРИЧАСТИЯ:

Обычно ко Св. Причастию готовятся молитвенным "Правилом", каким именно - написано в Молитвослове. Перед Божественной литургией или накануне прочитать по молитвослову "Правило ко Святому Причащению ". Но врастать в молитвенное делание можно и постепенно, так что это отдельная тема, о которой кратко можно договориться и после исповеди.

К Причастию готовятся трехдневным постом (в дни, когда нет установленного церковью поста)без мяса и молочных продуктов, а по-строже: без рыбы; кто хочет еще по-строже: без елея, сиречь "постного масла" (без жареной картошки например). После исповеди накануне вечером еще можно подкрепиться легкой пищей, но - самое позднее - с полуночи уже ничего не вкушать: не есть, не пить, ни курить, никаких конфеток или жевачек...

УТРОМ - ПРИЧАЩЕНИЕ.

Самое первое, что мы на следующее утро принимаем в себя, глотая, это - святыня Христова, Причастие из Чаши в конце Литургии.

Вопрос: можно ли до Причастия чистить зубы?

Ответ: Не только можно, но и нужно. Однако, ведь никто не будет глотать зубную пасту или съедать зубную щетку, даже если голодно. Остается лишь не глотать воду, которой полощем рот. При неопытности, человек может случайно заглотить немножко - отцы советуют не смущаться в таком случае, но это не значит "пить". И все же бдительность и осторожность в этом отношении хороша.

Не должны приступать к таинству Причащения Тела и Крови Христовой взрослые, опоздавшие на богослужение. Младенцев причащают без исповеди до 7 лет и их приучают постепенно к продолжительным службам. До Литургии читаются молитвы, именуемые "Часы" (это два коротких богослужения, по 10 минут каждое, которые когда-то читались отдельно в течение дня в определенные часы). Теперь они читаются с 09:40 до 10:00. Если постоять на Часах (как часовой) и слушать всем сердцем, то это хорошее приготовление к дальнейшему. Тому, кто собирается причащаться, следует внимательно и благоговейно стоять всю Литургию , которая начинается в воскресенье в 10:00 (в будние дни в 09:00, в наших монастырях до 07:00).

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Начало Литургии. Возглас "Благословено Царство, Отца и Сына, и Святаго Духа..." - отверзается нашему сердцу самое Царство Христово.

Первая часть , Слово: поются два псалма и затем стихи "Блаженства..." евангельской проповеди Христовой (глава 5 из Евангелия от Матфея), во время которых выносится книга - Евангелие, Слово Божие. Совершается торжественный ВХОД с Евангелием в алтарь, во "Святая Святых". Читается Слово Божие: Послание Апостола, и само Евангелие. Чтений может быть несколько. А после евангельских чтений мы, как "по лесенке" восходя молитвенными прошениями (ектенья), прибываем ко второй части.

Вторая часть , Уже не слово, а реальность - "Слово плоть бысть" - перенесение Чаши и благословение даров: Совершается опять ВХОД, но не "малый" уже, а "великий". Великий вход с Чашей, в которой вино с водой, и Дискосом, на котором приготовленный хлеб. После поставления хлеба и вина на Престол в центре алтаря следует опять "лесенка" прошений. Так мы оставляем позади первые 50-60 минут Литургии. Приход поет "Символ веры" - о Боге-Троице и творении, о деле Христа-Спасителя, о Церкви. Последние слова: "Чаю (жду, ожидаю) воскресения мертвых, и жизни будущего века".

Дело Христово, Его жизнь - неделимы. Это жизнь вечная, открывающаяся нам во времени. Но время здесь превзойдено. Именно это и происходит на Литургии, вход в нашу вечность со Христом. Приглашают: "Станем добре, станем со страхом (т. е. трепетно, благоговейно), вонмем (т.е. будем внимать, внимательны), святое возношение в мире приносити". После возгласа "Благодарим Господа" мы приносим благодарение за "все явленные и неявленные благодеяния бывшие на нас" - и за величайшее благодеяние, это именно данное богослужение дарованное нам Христом, отдавшим всего Себя и всю Свою жизнь для того, чтобы и мы жили Его полнотой любви. Он принес Себя, мы же приносим себя Ему - и приготовленные Дары (хлеб и вино) становятся Его нераздельной жизнью через призывание Святаго Духа и благословение - открываются новые измерения жизни всеобъемлющей, вместе со всеми святыми.

Третья часть , восход ко святому Причащению : Конечно, вся Литургия есть "восход", но это последний этап. Он завершается тем, что причастник/-ца восходит по ступенькам (обычно их три) на "амвон", к самым алтарным дверям, к "Царским вратам", чтобы здесь у входа в рай, т.е. алтарь, принять внутрь себя весь рай, всего Христа, всецелое Царство Божие. Это обещанная Христом пища небесная, о которой Он когда-то сказал, что если мы не будем ее принимать, не будем "иметь в себе жизни" (Иоанн 6, 53) - разумеется, той жизни, которую принес Он и в которой Он. А наша временная жизнь так и утечет впустую.
Итак, после очередной "лесенки прошений" мы взошли к молитве, которую произнес Сам Христос - "Отче наш...". Об этой краткой молитовке, столь простой, написаны целые книги. После "Отче наш" провозглашается "Святая святым", и - после причастия священнослужителей в алтаре при закрытых дверях, как когда-то причастились со Христом Апостолы - отверзаются алтарные двери ("Царские врата") и выносится Чаша Христова для причащения верующих.

КАК ПОДХОДИТЬ К ЧАШЕ:

Верующие исповедовались, получили благословение, и подходят со сложенными на груди руками (перед самой Чашей не совершают крестного знамения, чтобы не толкнуть Чашу невзначай). Не надо стесняться открыть рот широко, так будет священнику проще вложить Святыню. Ни в коем случае не надо наклонять голову вниз, потому что снизу вверх подать Дары невозможно, лучше слегка закинуть голову, а человеку высокого роста согнуть колена, как бы присесть, тогда священник не будет обеспокоен тем, что может что-то выпасть. Принятую Святыню следует немедленно проглотить, а затем поцеловать край Чаши (как припали к ногам Воскресшего женщины-мироносицы, встретившие Спасителя в день воскресения утром рано в саду). Не крестясь, причастник отходит от Чаши. Он может, спустившись с амвона, обратиться к Чаше, поклониться и перекреститься с благодарностью, но стоя перед самой Чашей он не крестится. Внизу его ждет теплая "запивка" для омовения рта и уст. До вечера после Причастия не следует чистить зубы или плевать, храня уста (в том числе от лишних слов). На деле, Святое Причастие охватывает всего человека - мы Христовы.

Завершение Литургии: После этого момента, когда унесли Чашу в алтарь, следуют торжественные, победные песнопения, между которыми священнослужитель всех в храме благословляет Чашей - сперва в алтаре тихо произнеся слова "Благословен Бог наш" он выносит, поднимая Чашу, осеняет ею всех в храме со словами "всегда, ныне и присно, и во веки веков". Чаша уносится. Следует "за-амвонная молитва", которая так называется, потому что священник спускается с амвона. Обычно после "заамвонной молитвы" произносится проповедь. А после "отпуста" верующие приходят и целуют Крест (целуют на Кресте ноги Спасителя, а потом руку священника).

О крестном знамении: Совершая крестное знамение надо привыкнуть сперва сознательно и крепко сворачивать малый и безымянный палец, так чтобы кончики их касались ладони и не распускались: это число два говорит о том, что Христос - единая личность, но в двух природах - есть и Бог и Человек. Сын Божий стал Сыном Человеческим. Именно так Он открыл нам Бога-Троицу, Отца, Сына и Святого Духа. Лишь после Его сошествия с небес и явления на земле, и лишь от Него - Сына в двух природах - мы узнали о Троице, трех лицах с единой божественной природой. Так только, сложив два пальца, мы другими тремя, складывая средний указательный и большой, исповедуем Троицу единую и нераздельную. Так все пять пальцев - два и три - выражают нашу Православную веру в единого Бога и Христа.

Да благословит Вас Господь!
Жду Вас к исповеди!
Прот. Николай Артемов