Главная · Электробезопасность · Проект по музейной педагогике «Они защищали Родину» для детей старшего и среднего дошкольного возраста. “Они защищали родину” сочинение Проект по музейной педагогике «они защищали родину»

Проект по музейной педагогике «Они защищали Родину» для детей старшего и среднего дошкольного возраста. “Они защищали родину” сочинение Проект по музейной педагогике «они защищали родину»

Валентина Меняйленко
Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калачеевская СОШ №6»

Проект

по литературному чтению на тему :

«Они защищали Родину »

Выполнил : ученик 4 «В» класса

Меняйленко Игорь

Руководитель : Грищенко О. П.

г. Калач 2017 г.

I. Введение…стр. 3.

II. Основная часть

1. Что значит для меня Родина…стр . 5.

2. Они защищали Родину… .стр. 7.

3. Поэты и писатели о войне…стр. 8.

4. Герои войны…. стр. 13.

Регулярный С. К….стр. 14.

Регулярный Н. С…. стр. 14

III. Заключение….стр. 15.

IV. Список литературы…стр . 16.

V. Приложение….стр. 17.

I. ВВЕДЕНИЕ

В народе говорят : «Павшие живут, пока о них помнят» . Мы войны не знали, но слышали о том, какое это было страшное горе и трагедия для многих миллионов людей. Наши прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий на свои плечи в самом полном значении этого слова. Мы хотим, чтобы память о защитниках Отечества , отстоявших мир и свободу, о тех, кто пережил эту тяжёлую войну, всегда жила в наших сердцах.

Актуальность проекта

Вспомним всех поименно

Героев вспомним своих.

Это нужно не мёртвым!

Это нужно живым!

Тема проекта достаточно актуальна в наше время. Прошло более полувека со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше очевидцев страшного лихолетья остается с нами. Учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях, в семьях их земляков. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Гипотеза :

Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, людях, героически защищавших Родину , и передавать это по наследству.

Цель проекта :

определить роль прозы и поэзии о Родине и войне , их влияние на сознание людей в военное и послевоенное время.

Задачи :

Ответить на вопросы «Что такое Родина и

патриотизм?»

раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;

познакомить учащихся с поэтами и писателями – фронтовиками и их произведениями;

рассказать о своих родственниках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны;

развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения;

развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами ;

развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения;

воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины .

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что значит для меня моя Родина

Родина ! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна , в которой ты родился , живешь со своими родными и друзьями.

Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина . Мы гордимся своей Родиной и своим народом . Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа.

Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство.

Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом , в котором я родилась , Родина - это школа , где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями.

Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину . Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней.

Никто не может забыть свою Родину , она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

ОТЧИЗНЫ МИЛОЙ КРАСОТА

М. Пляцковский

Как хорошо бродить в лесу ,

Малину рвать с куста

И ненароком сбить росу

С кленового листа.

Послушать, как звенит сосна,

Как дуб скрипит, гудя.

Порой светла, порой грустна

Мелодия дождя.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Понятны песенки всегда

На птичьем языке,

И сладкой кажется вода

В обычном ручейке.

Любой из нас узнать готов

Знакомые стихи

И в тихом шелесте цветов,

И в шорохе ольхи.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Она проста, она чиста,

Нельзя привыкнуть к ней,

Отчизны милой красота

Нас делает нежней.

Нас озаряет неспроста

Как радостный рассвет

Отчизны милой красота,

Которой краше нет!

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

2. Они защищали Родину

Более полувека назад, в 1941 году, на нашу страну напали фашистские войска. Весь народ поднялся тогда на защиту Родины ! Подвиг людей, защитивших нас , их потомков, никогда не будет забыт!

Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь? Как забыть подвиг солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота, или подвиг лётчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолёт на скопление фашистских машин и танков? А так ли уж мал подвиг миллионов пехотинцев, месивших грязь бездорожья, выбивших врага с территории нашей страны и задавивших гадину в её чреве - в Берлине? Их ежедневный военный труд так же достоин восхищения и преклонения, как и отдельные, героические, подвиги, о которых написаны книги и сняты фильмы!

Защищали Родину не только на фронте , но и в тылу. Без миллионов и миллионов женщин, подростков, специалистов, работавших в тылу на военных заводах, на полях, на текстильных фабриках, не состоялась бы наша Победа! Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны. Внесли свой вклад в дело освобождения Родины от иноземных захватчиков и военные медики, спасшие миллионы жизней, вернувшие в строй многие тысячи воинов. Дело освобождения Родины было всенародным , поэтому, когда мы говорим : «Они защищали Родину » , мы должны иметь в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, - воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная им слава! А наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну , нашим потомкам.

3. Поэты и писатели о войне

Русская литература , издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины . Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценит. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны.

Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю . Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине , советская литература воспитывала и ненависть к врагу.

Значительна в литературе военных лет роль прозы. Проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину » М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Список поэтов военного времени велик. Вот фамилии некоторых из них : Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Евгений Винокуров, Булат Окуджава, Дмитрий Чибисов и многие другие.

Семён Гудзенко

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

и умирает друг.

И значит - смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

идет охота.

Будь проклят

сорок первый год -

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

я кровь чужую.

Михаил Исаковский

ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат : «Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой :

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил :

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Евгений Винокуров

У возвратившихся с фронта отцов,

Мешки и подсумки облазив,

Ребята не просят

Цветных леденцов,

А просят военных рассказов.

Уступив настояньям ребят,

Отцы им, пока не стемнело,

Как взрослым, о жизни своей говорят

И гладят их неумело.

А дети задремлют,

Наград боевых

Касаясь во сне головою.

Отцы осторожно баюкают их

Песенкой

Строевою.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы…

4. Герои войны

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни : здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог :

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг .

М. Исаковский

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле, политой кровью миллионов, обращаем свою память к тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину .

Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная Война… Практически у всех ребят нашего класса прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину , прославляя семьи подвигами. Одни из них были солдатами, другие- сестрами или братьями милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!

Я хочу рассказать о своём прапрадедушке Регулярном Серафиме Кузьмиче и о прадедушке Регулярном Николае Серафимовиче.

Регулярный Серафим Кузьмич

Родился в 1903 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе. Был любящим мужем и отцом шестерых детей. Призван в армию в 1941 году. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до полной победы в Великой Отечественной войне. Демобилизован из армии в 1945 году. После войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Награждён медалями. Умер 16 ноября 1986 года.

Родился 1924 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Призван в армию в октябре 1943 года. Участвовал в боях с Японией в воинской части 16976 в качестве телефониста артиллерийской части. Демобилизован в апреле 1950 года. После войны работал в колхозе. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Я очень горжусь, что у меня такие прапрадедушка и прадедушка. Очень жалко, что я так мало знаю об их фронтовой жизни. Я бы хотел быть похожим на них, быть таким же смелым и мужественным. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война. Я не знаю войны…

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа - это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Благодаря произведениям писателей и поэтов военного и послевоенного времени люди узнавали правду о войне, воодушевлялись на героические подвиги.

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16. В них правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры мы совсем теряем связь с реальностью, совсем не ценим то, что имеем. Мы должны сказать спасибо уникальным писателям, поведавшим нам о войне. Даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся много лет назад.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История русской советской литературы /Под ред . П. Выходцева. -М., 1970.-С. 390.

2. Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет . - Горький, 1962.

3. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература , 2015.

4. Сурков А. Стихи. – М.: Художественная литература , 1985.

5. Редактор-составитель Н. С. Шевцов, О тех, кто вернулся с войны, Воронеж 2000.-С. 559.

Интернет ресурсы

6. Песня Победы [Электронный ресурс]: стихотворения // Ленинград Блокада Подвиг : [сайт]. – Режим доступа : http://blokada.otrok.ru/library/pobeda/index.htm – Загл. с экрана.

7. Тематические коллекции : День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

Светлана Новоселова

ПРОЕКТ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ «ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ»

для детей старшего и среднего дошкольного возраста

Проект подготовили и провели: Новоселова С. А., Мецлер И. В.

Цель проекта: патриотическое воспитание детей на основе знаний о событиях Великой Отечественной войны и жизни своих предков во время войны.

Задачи проекта:

1. Использовать разноообразные формы музейной педагогики для раскрытия темы проекта.

2. Дать начальные знания о важнейших событиях Великой Отечественной войны, о жизни мирных людей во время войны.

3. Дать представление о том, что победу в войне приближали не только солдаты на фронте, но и люди, находящиеся в тылу; познакомить с понятием «массовый героизм».

4. Создавать условия для того, чтобы дети узнавали о своих прадедушках и прабабушках, живших во время Великой Отечественной войны.

5. Создавать условия для развития сотрудничества между детьми и педагогами, детьми и родителями.

6. Содействовать нравственному развитию детей: учить испытывать чувства гордости, жалости, сочувствия.

7. Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.

8. Содействовать физическому развитию детей.

План проведения проекта:

1. Проведение экскурсий по фотовыставке «Они защищали Родину».

Выставка была посвящена жителям района «Сокольники» г. Москвы – участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза.

2. Проведение занятий памяти, посвященных участникам (прадедушкам и прабабушкам воспитанников) Великой Отечественной войны.

Занятия памяти проводились воспитателями в средней, старших и подготовительной группе. На них дети рассказывали о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Предварительно дети вместе с родителями составляли рассказы о своих прабабушках и прадедушках, приносили их фотографии.

3. Создание новых страниц, посвященных участникам (прадедушкам и прабабушкам воспитанников) Великой Отечественной войны, для «Книги Памяти» детского сада.

Оформленные рассказы детей стали новыми страницами нашей «Книги памяти». Книга памяти пополняется новыми страницами каждый год и ведется уже несколько лет.

4. Оформление выставки «Наш бессмертный полк».

Каждый ребенок мог сделать свою звездочку и повесить ее на стену.

5. Проведение патриотической акции «Бессмертный полк».

5 мая в нашем детском саду состоялась торжественная линейка, посвященная Дню Победы. Многие из воспитанников принесли портреты своих родственников – участников Великой Отечественной войны.


6. Проведение спортивно-патриотической игры «Зарница», посвященной Дню Победы в Великой отечественной войне.

В «Зарнице» принимали участие дети подготовительных групп. А вот настоящей армейской кашей настоящий армейский повар накормил всех желающих.

Публикации по теме:

Представляю Вашему вниманию работы детей смешанной группы, средне-старшего возраста, на тему "Осенний лес". Работа над этим рисунком проходила.

Тематический лэпбук «Пешеходный светофор» Актуальность: С каждым годом в нашей стране растет число дорожно-транспортных происшествий.

Интегрированное занятие по музейной педагогике «Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?» Цель: Обобщение знаний о двух видах народно-прикладного искусства: дымковских и филимоновских глиняных игрушек. Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:.

Открытое мероприятие по по музейной педагогике Мини - музей «Матрёшки» МБДОУ «Детский сад № 119» Открытое мероприятие по по музейной педагогике Мини – музей «Матрёшки» Воспитатели:Панёвина Л. А. Кретинина А. Е.

Проект по музейной педагогике «Узорье русского платка» «Платок для каждой женщины И в наш, и в прошлый век Желанный подарок Надежный оберег».

ПРОЕКТ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ «СОКОЛЬНИКИ – НАЧАЛО МОСКОВСКОГО МЕТРО» (для подготовительных и старших групп)Подготовили и провели: Клягина.

«Они защищали Родину» Проект ученика 4 б класса Ахмедов Эльвин.

В последнее время всё чаще мы слышим такие слова, как «патриотизм», «патриот». А кто же такой патриот?

Для меня, Родина - это то место, где я родился и вырос, где получу в дальнейшем образование и встану на ноги. Это тот уголок, который мы должны сберечь, защитить и сохранить.

Куда б ни шёл, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух, - Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг. Каждый народ ценит в человеке верность Родине, мужество и отвагу героев. Каждый человек должен помнить героев своей земли русской.

В 1942 году окончил техникум субтропического растениеводства в Ленкоране, и в том же году его забрали на фронт. Воевал в составе 105-го полка 77-й дивизии. Сражался на Моздокском и Краснодарском направлениях. С начала 1944 года в составе 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии сражался на 1-м Украинском фронте, участвовал в боях на территории Польши и Германии. В ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции в бою за село Рожнюв, будучи наводчиком станкового пулемета, младший сержант Агададаш Самедов уничтожил 10 вражеских огневых точек и 13 немецких солдат и офицеров. В это же время был награждён медалью «За отвагу». Позже он был повышен в должности до командира стрелкового отделения 2-го стрелкового батальона 388-го стрелкового полка.

14 Января 1945года в бою за овладение опорным пунктом немецкой обороны в селе Боркув, в 15 км юго-восточнее Кельце, командир стрелкового отделения младший сержант Агададаш Самедов, будучи ранен, не покинул строй, и после перевязки продолжил продвижение вперед. Агададаш Самедов был награждён орденом Славы 3-й степени, был повышен в звании и должности до сержанта, командира стрелкового взвода. 19 Апреля 1945 в бою у населенного пункта Грабенберг на плацдарме на реке Шпрее между городами Котбус и Шпремберг, сержант Самедов показал образцы мужества и отваги. Первым поднялся в атаку, воодушевляя бойцов взвода своим примером, ворвавшись на вражеские позиции уничтожил со своим взводом до 15 гитлеровцев. В этот день Агададаш Самедов лично забросал гранатами вражеский ДЗОТ, уничтожив шесть немецких автоматчиков, засевших там. Кроме того, Самедов уничтожил из фаустпатрона немецкий бронетранспортер. За личную смелость и отвагу в бою сержант Агададаш Самедов бы награждён орденом Славы 2-й степени.

После войны мой прадедушка Агададаш Самедов демобилизовался из рядов РККА и вернулся в родной Азербайджан. Окончил Сельскохозяйственный техникум в Лянкяранском районе, получил специальность агронома. Затем в родном селе Вильван, который именовался тогда совхозом «Коммунизм», он работал сначала инженером-агрономом, потом бригадиром, а уже затем, и до выхода на пенсию, был заместителем директора совхоза по качеству выпускаемой сельскохозяйственной продукции. С 1980 года - пенсионер республиканского значения. В 1985году в связи с 40-летним юбилеем Победы награждался также орденом Отечественной войны 1-й степени.

Тем не менее, ордена Славы 3-й и 2-й степеней ждали своего хозяина ещё более полувека. Только в июле 2008года, по время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Баку, в присутствии президента Азербайджана Ильхама Алиева, других высших должностных лиц и представителей общественности двух государств, ветеран Великой Отечественной войны Агададаш Абдулгасым оглы Самедов смог получить эти награды из рук главы России.

ПОМНИТЕ! ЧЕРЕЗ ВЕКА, ЧЕРЕЗ ГОДА – ПОМНИТЕ! О ТЕХ, КТО УЖЕ НЕ ПРИДЕТ НИКОГДА, – ПОМНИТЕ! КАКОЮ ЦЕНОЮ ЗАВОЕВАНО СЧАСТЬЕ, – ЗАКЛИНАЮ, – ПОМНИТЕ! (Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

Они защищали Родину

(о земляках - участниках войны).

Скорей умрем, чем встанем на колени,

Но победим скорее, чем умрем!

Время стремительно идет вперед. Великая Отечественная война стала историей. Выросли новые поколения людей, которые никогда не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Заросли травой окопы и траншеи. На земле, опаленной войной и политой кровью лучших сынов и дочерей народа, торжествует жизнь.

О былых боях напоминают лишь останки осыпавшихся землянок да – обелиски. Их много на нашей земле. Как бессменные часовые, они встали на вечный пост на городских площадях, деревенских улицах, на курганах и холмах. Каждый год в праздник Победы у этих обелисков встречаются ветераны Великой Отечественной войны. И мы восхищаемся мужеством тех людей, которые не встали на колени перед фашизмом, а грудью преградили дорогу. Мы, молодое поколение, знакомы с войной по книгам, фильмам, из рассказов участников Великой Отечественной войны. И вот об одном из них мне хочется рассказать. Это наш земляк – Поздняков Николай Иванович.

Поздняков Николай Иванович родился 2 мая 1925 года в селе Константиновка в семье крестьянина. До войны работал в своем родном селе. В большинстве деревень не было школ, медицинских и культурных учреждений. Почти все население было неграмотно. Отец же Николая Ивановича был главным зоотехником района. А мать была крестьянкой. В семье было еще три ребенка: сестра и два брата. В довоенное время дети долго не сидели дома, а с раннего возраста работали. Николай Иванович не отличался от них. Он начал работать с 12 лет.

В 1943 году Татарским военкоматом был призван в армию. Часть формировалась в пересыльном пункте Абакан. Служил в артиллерийских войсках города Красноярска. Потом был переведен со своей частью в Орехово-Зуево.

В 1944 году поездом, а потом трое суток пешком добирались до линии фронта, где шли бои. Николай Иванович воевал на втором Прибалтийском фронте в районе Орехово-Зуева,

Великих Лук, Торжка, Невеля. На рубеже Невель – Великие Луки советские войска вели упорные бои. Гитлеровцы стремились подбросить туда новые силы. Николай Иванович вспоминает: «В деревнях стояли бронемашины, танки, артиллерия противника. Но наши ребята умели хорошо маскироваться. И вот рассвет. Был получен приказ выбить врага и занять Великие Луки. Тогда прямым попаданием артиллеристы подбивают два танка, несколько орудий. Наши артиллеристы бьют метко. Удар был сильным. Враг меньше всего ожидал встретить такую огневую мощь и свежие силы наших войск. Гитлеровцы бежали, а мы заняли Великие Луки. Немцы оставили исправные машины, кое-где даже работали моторы». Здесь же Николая Ивановича ранило. Летом он находился в госпитале в городе Рыбинске.

На фронте Николай Иванович был пулеметчиком. Немало у него было фронтовых друзей. Но особо ему запомнились Святкин, Лепешкин, Николаенко. Немало горьких событий выпало на долю Николая Ивановича и его друзей.

Имеются у Николая Ивановича и награды за боевые заслуги: медаль «За отвагу», орден Красной Звезды, орден маршала Жукова.

После войны Николай Иванович 11 лет работал на шахте в Донецкой области. В 1958 году по просьбе матери приехал в село Дмитриевка. Поступил в Татарские электросети, где работал 12 лет монтером производственных работ. После работал в Татарском узле связи, а с 1985 года на заслуженном отдыхе. Николай Иванович частый гость у учащихся Дмитриевской средней школы.

Год за годом редеют ряды ветеранов, уходят из жизни фронтовики. Сейчас Николаю Ивановичу 83 года, дай бог ему здоровья.

А мы не должны забывать свое прошлое, наших дедов и прадедов, которые

в самой кровопролитной за всю историю человечества войне выстояли, завоевали победу и завещали нам, чтобы ни одна нога агрессора больше не ступала на землю русскую.

25.02.2011г. Реутов Игорь Вячеславович

Уч-ся 6 класса

МОУ Дмитриевской сош

МОУ Дмитриевская сош

Сочинение - очерк

Они защищали Родину (о земляках - участниках войны)

Реутов Игорь Вячеславович 11 лет

Руководитель: Реутова Ирина Викторовна

Учитель русского языка и литературы 1 категории

2011 г

Заявка на участие в конкурсе творческих работ

«О земляках – участниках Великой Отечественной войны»

Школа: МОУ Дмитриевская сош

Класс: 6

ФИО участника: Реутов Игорь Вячеславович

Адрес участника: НСО Татарский р-он с. Дмитриевка ул. Центральная, 18 кв. 4 индекс 632100

Контактный телефон: 8-383-64-57-116

Название работы: Они защищали Родину (о земляках - участниках войны).

Номинация: Публицистика

В особом ряду ветеранов Великой Отечественной войны стоят наши женщины - участницы Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Ведь женщине по природе в несколько раз сложнее переносить все тяготы военного времени, а быть солдатом - еще труднее. Но всегда были и есть «женщины в русских селеньях» - в нашей Сибири, в Красноярском крае - олицетворение благородства, обаяния и мужества.

Недаром слово «Родина» тоже женского рода. И тот плакат военного времени «Родина-мать зовет» тоже выполнен с изображением женщины.

И встали в то суровое время
Наши девушки – красноярочки.

Сегодня в городе их 28. Это Ольга Федоровна Анашкина, Анна Ивановна Белокрылова, Мария Дмитриевна Гилева, Анна Степановна Горячева, Ольга Васильевна Дубинская, Елизавета Алексеевна Жданова, Анна Степановна Жердина, Екатерина Степановна Заикина, Антонина Иосифовна Игнатенко, Галина Захаровна Каскевич, Раиса Александровна Козырева, Антонина Филипповна Колесникова, Валентина Ксенофонтовна Корнилова, Феодосия Степановна Котова, Александра Прокопьевна Лалетина, Зинаида Егоровна Леванкова, Александра Петровна Машковцева, Хатиря Салимовна Муратова, Екатерина Ивановна Никулина, Любовь Егоровна Никулина, Любовь Егоровна Орлова, Александра Кузьминична Стародубцева, Елена Степановна Стрельникова, Мария Ивановна Стрельникова, Елена Ивановна Тумаева, Галина Георгиевна Ушакова, Анастасия Дмитриевна Федорова, Анна Михайловна Чернова, Анна Леонтьевна Шиянова.

Мы низко кланяемся вам - победителям, бойцам нашей армии. Родина наградила вас орденами Красной Звезды, Славы, Отечественной войны и другими боевыми наградами. И главным орденом - орденом жизни - наградила вас судьба. Сердечно поздравляем вас, дорогие, а в вашем лице всех женщин города, с праздником весны - Днем 8 Марта!

Всем счастья, здоровья, мирного солнечного неба!

Анна Михайловна ЧЕРНОВА

Родилась 16 ноября 1922 года. На фронт пошла вольнонаемной. Служила поваром в санитарном поезде с 1941 по 1945 гг. Бог хранил кормилицу больных и раненых, ни разу даже не была ранена.

После войны восстанавливала родной город Брянск, работала в санчасти в военном городе. В Минусинск приехала в 1999 г. к дочери, тяжело было оставаться одной после смерти мужа. Здесь живет с внуком - хорошо и спокойно.

Екатерина Ивановна НИКУЛИНА

Участница боевых действий на Дальнем Востоке. В войне с Японией была авиамотористкой. Ее главной обязанностью было следить за исправностью моторов и самолетов. Работа ответственная: от действий моториста зависели поведение машины в воздухе, жизнь летчика!

Домой вернулась в ноябре 1945 г., работала в колхозе дояркой, имеет много почетных грамот, звание «Ветеран труда». 1 сентября этого года Екатерина Ивановна отметит замечательную дату - 95 лет со дня рождения.

Окончила 1-й курс Абаканского педучилища, когда началась война. Девушек срочно отправили на кратковременные курсы медсестер. Стали поступать раненые в Сибирь, в том числе и в Минусинск. Аня один год проработала медсестрой в госпитале в Минусинском районе.

Затем ее призвали в армию в полевой военный госпиталь. Всю войну Анна Степановна прошла со своим госпиталем через Украину, страны Европы до Германии. Сколько видела крови, страданий солдат. Надо было лечить, сострадать, быть сестрой и матерью.

После войны окончила пединститут и работала в школах г. Минусинска.

В свои 93 года она читает книги, газеты, следит за событиями страны и мира.

Родилась 22 сентября 1922 г. в Свердловской области д. Пермяки. Вскоре семья переехала в Минусинск, где и прошло детство Раисы Александровны. Окончив 10 классов, поступила в Абаканский учительский институт, после которого горком комсомола направил молодую учительницу в школу для глухих детей.

В апреле 1942 г. принесли повестку из военкомата: Раису Александровну вместе с другими девушками увезли в Абакан на ж/д вокзал, погрузили в товарный вагон и отправили на Восток до Читы. В военном городке стали готовить девчат по специальности связист-зенитчик. Через месяц приняли присягу.

Раиса Александровна попала во взвод управления зенитно-артиллерийского полка №750, который оборонял Читу. В 1944 г. ефрейтор Козырева вступила в партию. Прослужила до окончания войны.

В 1945 г. вернулась в Минусинск и продолжила работать в школе глухих детей.

Ольга Васильевна ДУБИНСКАЯ

Двадцатилетней ее призвали на фронт в 1942 г. из Б-Муртинского военкомата. Полгода училась в Красноярске на связиста, потом служила при штабе Сибирского военного округа в Новосибирске. «Воевать - не воевала, - говорит Ольга Васильевна. - Меня периодически возили для связи в прифронтовые зоны, преимущественно на Московском направлении».

В ноябре 1945 г. демобилизовалась и приехала домой.

Ольга Васильевна - человек большой души, милосердия. Она не оставила в беде своих внуков, осиротевших после гибели родителей. Вырастила их, воспитала добрыми, отзывчивыми людьми. А сейчас внуки заботятся о своей бабушке, помогают ей во всем.

Окончив курсы киномеханика, приступила к работе в 18 лет. Но мирный труд оборвала война. Ольга написала заявление в военкомат, чтобы ее взяли на фронт добровольцем. И в 18 лет она становится солдатом.

Ее направили учиться в авиационное училище, которое она окончила в звании младшего сержанта. Получила направление в 274-й авиаполк, готовилась к битве на Курской дуге. Вместе с однополчанами участвует в подготовке самолетов-истребителей к бою.

Где только не побывала Ольга Федоровна: Харьков, Киев, Донецк, Курск… Так как полк был резервный, часто приходилось передвигаться на новое место и быть начеку.

Все рвались в бой, но воинская дисциплина была прежде всего.

Галина Захаровна КАСКЕВИЧ

Родилась и выросла в Новоселовском районе. Ушла добровольцем в армию. Перед отправкой на фронт окончила в Красноярске курсы связистов. Испытала на себе эту нелегкую долю - тащить шесты и кабель, пешком, часто по 60 км, тянуть провода, осуществлять связь между разными частями армии. Во многом благодаря связистам наши войска действовали точно. Потом была Украина - жестокие бои за Винницу, Ровенскую область, Киев.

После окончания Абаканского медучилища работала в Артемовске медсестрой. В марте 1941 г. Минусинским военкоматом была призвана в армию и направлена в фельдшерскую школу. В апреле 1942 г. санинструктор Лалетина попадает в 957-й стрелковый полк 309-й стрелковой дивизии, а с июля - уже участвует в боевых действиях Воронежского фронта.

«В 1943 году на Орловско-Курском направлении бои шли страшные, - вспоминает А.П. Лалетина. - Горела техника, гибли люди, земля была то черной от гари, то красной от крови. В этом аду нам нужно было спасать раненых, наших солдат».

И она спасала, делая немыслимое, чтобы раненые, даже очень тяжелые, выжили. Она многим годилась в дочери, но они называли ее сестричкой, а в бреду - часто мамой.

Родом из Пировского района. После окончания школы училась в юридической школе в Красноярске, но в 1941 году добровольцем идет в армию. За три месяца проходит курсы медсестер при санчасти МВД и в ноябре 1941 г. направляется медсестрой в 542-й артиллерийский полк под Ленинградом. В начале июля 1943 г. шла подготовка к большому сражению, и с Северо-Западного фронта ее полевой хирургический корпус перебросили под Курск. Под Прохоровкой развернули палаточный госпиталь.

Сражение было страшным… Шесть суток принимали раненых с поля боя. Их было очень много, особенно обгоревших танкистов. Не хватало крови, и от этой отважной девчонки Галины напрямую переливали кровь раненым. Закончила свой боевой путь на Дальнем Востоке.

Сегодня эта мужественная женщина пишет стихи, активно участвует в общественной жизни, проводит работу по патриотическому воспитанию молодежи.