Главная · Измерения · Рерих картины с названиями. Картины Н.К. Рериха. Святые Глеб и Борис

Рерих картины с названиями. Картины Н.К. Рериха. Святые Глеб и Борис

(27 сентября (9 октября) 1874, Санкт-Петербург - 13 декабря 1947, Наггар
русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. *** Биография художника Николая Рериха. Текст Анатолия Михайловича Лукашова, (Государственная Третьяковская Галерея) Художник родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Его отец - коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир. Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера - все удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника. Отец надеялся, что Николай, как старший сын, наследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893 году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее, вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», - писал он. Николай Рерих В молодости Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. В России Лев Толстой звал к «опрощению»; в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения; во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити; в Англии философ Джон Рёскин, идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем; американские кантианцы-трансценденталисты (Р.У. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. Рерих задумывает живописный цикл под названием Начало Руси. Славяне, в котором задается целью показать гармоническое слияние древнего человека с природой. Тему для картины Гонец. «Восста род на род» художник нашел в Повести временных лет - первой русской летописи, составленной в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. ...Рог золотого месяца появился из-за густого леса и осветил мрак ночи, вырвав из темноты высокий холм, похожий на муравейник, глухие жилища на нем, обнесенные высоким частоколом, тихую гладь реки и лодку с сидящим в ней стариком и стоящим гребцом... Состояние, полное тревоги, вызывает возникшее видение. Картина написана под несомненным влиянием Куинджи (мотив Лунной ночи), но внимание любителей искусства особенно привлекло сказавшееся в ней мироощущение. Неожиданным оказался и выбор сюжета. На полотне Рериха предстали безымянные герои древней истории. Мастерскую Куинджи посещали в основном художники, уже прошедшие хорошую школу рисования. Рерих еще в детстве брал уроки у скульптора и рисовальщика М.О. Микешина. Занятия у Куинджи, развившие в нем оригинальную индивидуальность живописца-колориста, по части рисования были недостаточны. Это хорошо понял сам художник при работе в 1898 году над следующей картиной - Сходятся старцы. В 1899 году картина Поход обратила на себя внимание С.П. Дягилева, пригласившего Рериха участвовать в выставке нового художественного объединения «Мир искусства». Отношения с этим вновь возникшим обществом, возглавляемым С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа, у Рериха складывались сложно и противоречиво, но, когда в 1910 году ранее распавшийся «Мир искусства» вновь возродился, Рерих был избран его председателем. В 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию известного художника и педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам (в Париже он продолжает работу над Славянской серией), но, используя опыт новых французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком. В Париже написаны картины Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь, Идолы, Заморские гости. Небольшая по размеру картина Красные паруса была одобрена Кормоном. Картину Заморские гости Рерих заканчивает в 1901 году. Масляные краски в полную силу цвета зазвучали на полотне. Новая для него стилизованная манера письма передает радостное, оптимистическое восприятие жизни. Некоторые картины Рерих сопровождал своеобразными по жанру литературными комментариями. В Заморских гостях воплотилась воображаемая поэтическая картина из статьи По пути из варяг в греки, написанной художником еще в 1899 году: «Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег... Новая струя пробивается по стоячей воде... подымет роды славянские - увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. У рулевого весла... сам конунг... стоит». все Sancta (составлена в 1922 г.) Альбом голов птиц С.-Петербургской губернии (Album No. 2384). Бумага, карандаш. 11.7 х 17.2 см. ГТГ, № 2384 Альбом рисунков "Аризона и Нью-Мексико". 1921 (не авт. серия) Альбом рисунков "Монхиган" I (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Альбом рисунков "Монхиган" II (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Альбом рисунков (Album No. 2385). Бумага, карандаш. 12,1 х 19,3 см. ГТГ, № 2385 арх. гр. (не авт. серия) Альбом рисунков (Album of drawings). Бумага, карандаш. Размер альбома 8 х 12.5 см.; размер листа 7.2 х 11.8 см. (не авт.... Альбом рисунков в холщёвом переплёте (Album No. 2381). 1890-е. Бумага, техника разная. 12,5 х 17 см. ГТГ, № 2381 (не авт... Альбом с карандашными набросками. Санта-Фе (не авт. серия) Альбом с наклеенными рисунками (Album No. 2383). ГТГ, арх. гр., № 2383. Размер альбома 21,4 х 31,6 см. (1890-е годы) (не... Альбом с натурными зарисовками, рисунками и путевыми записями. Бумага, карандаш, чернила. Обложка 8.2 х 12.7 см.; листы... Альбом «Кулута» (не авт. серия) Альбом-папка в синем картонном переплёте с наклеенными рисунками (Album No. 2382). 1893-95. Размер листа: 27 х 36, 5 см.... Археологические рисунки (не авт. серия) Ашрамы (составлена в 1931) Богатырский фриз (составлена в 1909-1910) Внутренняя роспись храма Сошествия Святого Духа во Флёново (около Талашкино) (не авт. название) Гималаи (составлена в 1924 г.; картины других лет не могут принадлежать серии) Гималаи. Листы альбома Гималайские листы I (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Гималайские листы II (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Горная сюита (составлена в 1925) Горы. Альбомные листы (составлена в 1932) Его Страна (составлена в 1924 г.) Замки Гесер-хана (не авт.(?) серия) Знамена Востока (в 1924 г. наз. Зарождение тайн) (составлена в 1924-1925) Извара. Серия рисунков (не авт. название) Иллюстрации к "Литературному сборнику произведений студентов Императорского СПБ. Университета". 1896 (не авт. название) Иллюстрации к книге «Летописный и лицевой изборник дома Романовых» (не авт. название) Иллюстрации к произведениям М. Метерлинка (М. Метерлинк, сочинения. Изд. М.В. Пирожкова. СПб., 1906-1907) (не авт. назва... Кавказские этюды (составлена в 1913) Каменный век. Север (фриз для майолики) (составлена в 1904) Карельская сюита (составлена в 1917) Карельские листы (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Карельский альбом (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Книжка рисунков (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Кулу (составлена в 1928-1930 гг.) Кулута (составлена в 1931 г.) Ладога (не авт. серия) Лахуль (серия автором упоминалась, но в нее причисляют слишком много картин) Летние этюды (1902) Летние этюды (1905) Листы "Кулу" I (1929) (не авт. серия) Листы "Кулу" II (1929-1931) (не авт. серия) Листы "Кулу" III (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" IV (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" V (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" VI (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Ладакх" (составлена в 1925 г.) (не авт. серия) Листы альбома. 1914–1916 (не авт. серия) Листы из альбома "Северные русские пейзажи" (1917-1918) (не авт. серия) Листы книжки рисунков (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Майтрейя (составлена в 1925) Мессия (составлена в 1923) Монхиган (составлена в 1922 г.) Начало Руси. Славяне (и варяги) (задуманная автором, но не воплощенная серия) Озёра и Гильгитский путь (составлена в 1925 г.) Океан (составлена в 1922 г.) Оформление сборников стихов С.М. Городецкого (не авт. название) Панно для моленной виллы Л.С.Лившица в Ницце (составлена в 1914 г.) (не авт. название) Пермский иконостас (не авт. название) Пир-Панджал (составлена в 1925 г.) Ранние листы (около 1900 г.) (не авт. серия) Рисунки к рассказу Н.К. Рериха "Жальник" 1915 г. (не авт. название) Русская серия (не авт. серия) Сага о Вёлунде (составлена в 1917 г.) Святые горы (составлена в 1933 г.) Святыни и твердыни [Святилища и крепости] (составлена в 1925 г.) Север (Северная жизнь). Картоны для майоликовых фризов и фронтонов для дома бывшего страхового общества "Россия" в СПб. ... Сикким (составлена в 1924 г.) Сиккимский альбом (не авт. серия) Сказания Ирана (составлена в 1938) Сюита "Equus aeternus" [Серия "Вечные всадники"] (составлена в 1918 г.) Сюита "Heroica" ("Героическая серия") (составлена в 1917) Сюита "Сны мудрости" (составлена в 1920 г.) Сюита декоративных панно, исполненных для столовой в доме Бажанова в Петербурге (не авт. название) Тибетский альбом (не авт. серия) Тибетский путь (составлена в 1924) Три иллюстрации к "Руслану и Людмиле" (составлена в 1906) Финляндские этюды (составлена в 1907 г.) Чингис-хан (составлена в 1931 г.) Швейцария. Санкт-Мориц (составлена в 1923 г.) Эллада (составлена в 1893) Эскиз к не осуществленной постановке сюиты "Кикимора" А.К. Лядова (не авт. название) Эскизы для "Богатырского фриза" (составлена в 1908 г.) Эскизы для мозаик в церкви Святых Апостолов Петра и Павла "На пороховых заводах" (не авт. название) Эскизы для неосуществленных росписей и мозаик церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Пархомовка (не авт. название) Эскизы для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный" на сцене Свободного театра в Москве (не осуществ... Эскизы к "Индусской постановке" (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к "Сибирскому фризу" Эскизы к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского (не авт. название) Эскизы к драме "Фуенте Овехуна" Лопе де Вега (не авт. название) Эскизы к драме «Принцесса Мален» М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере "Скупой рыцарь" С.Рахманинова (не авт. название) Эскизы к опере «Борис Годунов» М.П.Мусоргского (не авт. название) Эскизы к опере «Валькирия» Р. Вагнера (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина (не авт. название) Эскизы к опере «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Садко» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сестра Беатриса» А. А. Давидова, на сюжет пьесы М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова (постановка в Ковент-Гарден не осуществлена) (не авт. назв... Эскизы к опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (постановка 1912 года не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского (не авт. название) Эскизы к пьесе "Пер Гюнт" Г.Ибсена (постановка в МХТ в 1912) (не авт. название) Эскизы к пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» А. М. Ремизова (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Ночь на Лысой горе», фантазии М.П. Мусоргского (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Снегурочка», опере Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского (не авт. название) Эскизы к «Три волхва», полулитургической драме в одном действии Н.Н.Евреинова (не авт. название) Эскизы росписи церкви в Талашкине (не авт. название) Этюды из путешествий по России (составлена в 1903-1904) (не авт. название) Этюды из путешествия по Италии и Швейцарии (составлена в 1906 г.)

Картина относится к зрелому творчеству великого русского художника Николая Константиновича Рериха. Будучи человеком с разносторонними интересами, мастер много путешествовал по миру, изучал философию и религии. Одно место полюбилось ему больше всего. Этим […]

Николай Рерих был очень талантливым художником, который без устали писал картины. В его самый последний день жизни он работал именно над картиной «Приказ учителя». Ранее, в 1927 году Рерих уже написал работу […]

Художник сумел совместить в одной работе сразу несколько идей, замыслов. Первое, что мы видим, смотря на данную картину – это горы. Для Николая Рериха горы были священными творениями самой природы. Он был […]

Перед нами картина Николая Рериха, написанная в поздний период творчества художника. Работа входит в коллекцию картин, посвященных Гималаям. Эти горные пейзажи Рерих лично наблюдал во время экспедиции на Восток. Изображенные на картине […]

Николай Рерих много лет провел вместе со своей семьей в экспедиции на Востоке Евразии. Они посетили множество стран: Индию, Тибет, Китай, Монголию. Но больше всего художника потрясли не городские пейзажи, а природа. […]

Николай Константинович Рерих – один из лучших пейзажистов всех времен. Больше всего его всегда привлекали горы. Он считал, что именно в них наше спасение и наше будущее. Это неприкрытое восхищение творениями природы […]

Данная картина Николая Рериха, можно сказать, является иллюстрацией к древним писаниям Востока. Считается, что данный сюжет Рерих подглядел на одном из буддистских храмов, немного переосмыслил его и изобразил на холсте. Картина весьма […]

Работа «Пречистый Град — врагам озлобление» входит в многочисленную коллекцию картин, которые Рерих посвятил предстоящей войне. Данная работа была написана в 1912 году. Во всем мире чувствовалось напряжение. Мировые державы находились в […]

Николай Константинович Рерих известен во всем мире своей художественной гениальностью. Кроме этого, он проявлял свои творческие способности в литературе, увлекался археологией, много путешествовал и занимался активной общественной деятельностью. Однако мало кто знает, что Рерих является основателем собственного религиозно-мистического движения. Его занятия и регулярными послужили поводом для отлучения художника от церкви.

Николай Рерих картины писал всю жизнь. Их насчитывается более 7000 экземпляров, не считая многочисленных эскизов для мозаичных комплексов и фресок в различных храмах и церквях. Художник объездил невероятное количество стран, что получило свое отражение в его произведениях. Большой отпечаток на всю его жизнь наложила философия Востока.

Много загадок и уникальности подарил всему миру Николай Константинович Рерих. Картины, написанные им в молодые годы, значительно отличаются от более поздних полотен, но их художественной ценности это не умаляет. Его первым значимым произведением в мире художественного искусства стал "Гонец".

"Восста род на род" (1897г.)

Талант буквально вырвался из Рериха при Картина "Восста род на род" произвела фурор. Сам Третьяков купил ее для своей галереи. Восторженно отзывался о картине Лев Толстой. Используя сюжет из Евангелия от Матфея, через своего "Гонца" молодой Рерих передает послание всему народу от имени Христа. В напутствии крик о том, что грядут войны, болезни и катастрофы. Знаменитый критик Стасов говорил тогда: "Толстой поймет, с какими вестями спешит гонец".

"Идолы" (1901г.)

Всего через 4 года после первого крупного успеха перед нами появляется новый Николай Константинович Рерих. Картины его становятся более сюжетными и фантастичными, все детали прорисованы четче и уверенней, в сравнении с ранними работами автора. Его "Идолы" - воплощение языческих мыслей и образов, навеянных археологическими экспедициями.

Частокол с нанизанными черепами животных, и задумчивый старец-провидец одиноко бродит между фигурами безмолвных идолов... Этот сюжет продолжили другие произведения, например, "Зловещие", написанные в том же году.

Пророчество Рериха

(с названиями) представлены во многих отечественных и зарубежных каталогах. Среди них есть известные и не очень. Существует как минимум два произведения, которые считают пророческими - "Город осужденный" и "Крик змия". Обе картины написаны одна за одной в 1914 г., незадолго до революции. Соловьев, друг Рериха и критик, писал о том, что произведения автора перекликаются с древней притчей о Вавилоне.

Николай Рерих картины пишет, играя контрастами. Так и здесь: на фоне огненного неба и змея, который обвил город со всех сторон, высятся мрачные серые стены крепостей. В этой авторской безысходности - неминуемость скорой революционной волны.

Небесные фантазии

Николай Рерих картины с сюжетным наполнением обязательно обрамляет контуром облаков. Он отдает им особое место в своих произведениях, а иногда отводит даже главную роль. Например, картина "Веление неба". Рерих в своих литературных воспоминаниях описывает облака как что-то особенное, что запомнилось ему еще с раннего детства. Обладая широкой творческой фантазией, в вечном движении он постоянно замечал что-нибудь новое: богатырей, коней, драконов.

На картине "Веление неба" люди играют второстепенную роль, молясь с поднятыми вверх руками. Игра облаков заметна и на многих других произведениях художника, таких как "Три короны", "Небесный бой" и другие.

Святой Пантелеймон

Художник Николай Рерих картины часто пишет по библейским сюжетам или по народным легендам. Интересно его произведение "Пантелеймон-целитель" об искусном врачевателе-травнике. Но и здесь не ясно, где проходит граница между небом и землей. И тут и там просматриваются особые пейзажи. На их фоне Пантелеймон - всего лишь часть природы. Лекарственные травы излучают свет в ночной глубине. Длинная борода травника развевается и смешивается с ветром. Природа и человек едины - вот основная мысль этой картины.

Рерих и Север

Где бы ни путешествовал, какие бы страны ни посещал, но сдержанную северную красоту всегда любил и ценил уроженец Санкт-Петербурга Николай Рерих. Картины (фото представлены в статье), которые он писал всю жизнь, в большинстве своем передают пейзажи его детства.

"Святой остров" демонстрирует всю мощь и неприступность Валаама, с которым художник познакомился в 1906 году. Тут нет простых людей. На острове свято все, от человека до камня. Кажется, что везде просматриваются очертания лиц, а сами люди украшены нимбами.

Восточная философия

Много лет своей жизни отдал Востоку Николай Рерих. Картины его часто насквозь пропитаны особой философией. На всех восточных сюжетах - люди со своими обычаями, мировоззрением, устремленность к свету и успокоению. Каждую картину Рерих наделяет душой, которая не всем понятна, но манит к себе неповторимым обаянием.

Пестрота Гималайских гор кажется вычурный и надуманной для тех, кто не видел их в природе. Художник настолько полюбился на Востоке, так сроднился с ним, что даже на надгробии его присутствует надпись о его дружбе с индийским народом.

В конце жизни Рерих, пронизанный восточной культурой, принял ламаизм - религию смерти, принимая ее как нечто естественное, но требующее уничтожения. Этой языческой вере свойственны жертвенные приношения с обилием крови. Но, вместе с этим, вера в светлое жила в Рерихе. Об этом свидетельствуют его картины, которые стали российским достоянием, наследием, переданным гениальным художником великой стране.

Николай Константинович Рерих – выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник, философ, писатель, ученый, общественный деятель и путешественник. После себя он оставил огромное творческое наследие – свыше семи тысяч картин, около тридцати томов литературных произведений.

Детство и юность

Николай Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. Его отец Константин Федорович Рерих был влиятельным в городе юристом. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой, воспитывала детей. У Николая были старшая сестра Лидия и два младших брата – Владимир и Борис.

В детстве мальчик увлекся историей, много читал. Скульптор Михаил Микешин, который был частым гостем в семье Рерихов, заметил, что у Николая есть талант к рисованию, и начал его обучать художественному ремеслу. Учился Рерих в гимназии Карла Мая. Его одноклассниками были Александр Бенуа, Дмитрий Философов.

По окончании поступил в Императорскую Академию художеств. И параллельно учился в университете на юриста. В академии работал в мастерской именитого художника . В это время близко общался с , Анатолием Лядовым и другими.


В студенческие годы ездил на археологические раскопки, а в 1895 году он стал членом Русского археологического общества. В этих поездках он записывал истории местного фольклора.

В 1897 году Николай Рерих окончил Академию художеств. Его дипломной работой была картина «Гонец», ее приобрел для своей галереи . Тогда же молодой художник получил должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работал в издании «Искусство и художественная промышленность».

Живопись

В 1900 году Николай Константинович Рерих решает поехать в Париж, там обучался в студиях художников Фернана Кормона и Пьера Пюви де Шаванна. По возвращении Рерих предпочитал писать исторические сюжеты. К раннему периоду его творчества относятся картины «Идолы», «Строят ладьи», «Сходятся старцы» и т.д. Художник работал в области монументальной и театрально-декоративной живописи.


Начиная с 1905 года Рерих трудился над оформлением балетных, оперных и драматических постановок. В этот период времени Николай Константинович ведет активную деятельность по возрождению художественной Руси и сохранению памятников старины.

В 1903 году он организует путешествие по древнерусским городам. В это время пишет серию этюдов с памятниками архитектуры России. Также художник создает эскизы для росписи церквей и часовен. В 1910 году участвовал в археологических раскопках, в которых ему удалось обнаружить остатки кремля Древнего Новгорода.


В 1913 году Рерих начал работу над двумя панно – «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Размеры полотен были впечатляющие. «Покорение Казани» создавалось для оформления Казанского вокзала в Москве. Но из-за войны строительство вокзала затянулось. Временно панно было передано в Академию художеств.

Но новый ее руководитель из своих личных соображений решил уничтожить музей Академии и все экспонаты, в нем находившиеся. В итоге полотно Рериха было разрезано на куски и роздано студентам. Вот так безвозвратно погибла работа великого художника.


Также Николай Константинович трудился и над оформлением книжно-журнальной графики, например, он участвовал в создании издания пьес Мориса Метерлинка. В 1918 году Рерих переехал в США. В Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств. В 1923 году в городе стал функционировать Музей Рериха – это был первый музей русского художника, открытый за пределами России.


Но, пожалуй, наибольший след на творчестве Рериха оставила его экспедиция в Гималаи. В 1923 году он вместе с семьей приехал в Индию. Он сразу же начал готовиться к важнейшему путешествию в его жизни – в экспедицию по труднодоступным местам Центральной Азии.

Эти территории интересовали его не только как художника. Он хотел изучить и решить проблемы, связанные с мировой миграцией древних народов. Маршрут был длинным и сложным. Он проходил через Сикким, Кашмир, Синцзян (Китай), Сибирь, Алтай, Тибет и даже нехоженые области Трансгималаев.


По количеству собранного материала данную экспедицию можно смело заносить в число крупнейших экспедиций ХХ века. Длилась она 39 месяцев – с 1925 по 1928 годы.

Пожалуй, самые популярные картины Рериха созданы именно под впечатлением от этого путешествия и великих гор. Художник создал серию картин «Учителя Востока», «Матерь Мира» – цикл, посвященный Великому Женскому Началу. В этот период он написал свыше 600 картин. В его творчестве на первый план вышли философские поиски.

Литература

Велико и литературное наследие Николая Константиновича Рериха. Он издал сборник стихов «Цветы Мории», несколько прозаических книг – «Твердыня Пламенная», «Алтай-Гималаи», «Шамбала» и др.

Но, пожалуй, главным литературным произведением Рериха является духовное учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Оно создавалось при участии супруги Николая Константиновича – Елены Рерих. В первую очередь это философия космической реальности, закономерной эволюции Космоса. По учению смысл эволюции человечества – духовное просветление и совершенствование.


В 1929 году благодаря Рериху Николаю Константиновичу начался новый этап в истории всего человечества – был принят Пакт Рериха. Это был первый в истории документ, речь в котором шла о защите мирового культурного наследия. Договор об охране художественных и научных учреждений, а также исторических памятников был подписан 21 страной.

Личная жизнь

Знаменательным годом для Николая Рериха стал 1899. Он повстречал свою будущую жену – . Родом она была из семьи петербургской интеллигенции. С детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Они сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир. Поэтому вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году молодые люди поженились.


Всю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец – сын Юрий. А в 1904 году родился сын Святослав.

В своих книгах Рерих Елену Ивановну называл не иначе, как «вдохновительницей» и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь ей, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей Рерих познакомился с трудами мыслителей Индии.


Существует версия, что Елена Ивановна была больна психическим заболеванием. Об этом свидетельствовал их семейный доктор Яловенко. Он писал, что женщина страдает «эпилептической аурой». По его словам, такие больные часто слышат голоса и видят невидимые предметы. Доктор об этом сообщал и Николаю Константиновичу. Но он данную информацию воспринимал холодно. Рерих часто попадал под ее влияние и даже верил в ее экстрасенсорные способности.

Смерть

Еще в 1939 году Николаю Константиновичу поставили диагноз, свидетельствующий о болезни сердца. В последние годы художник хотел вернуться в Россию, но началась война, потом ему было отказано во въездной визе. Весной 1947 года все же пришло столь долгожданное разрешение. Семья Рерихов стала готовиться к отъезду.


13 декабря 1947 года, когда были упакованы вещи и свыше 400 картин, Николай Константинович дописывал картину «Приказ учителю». Неожиданно его сердце перестало биться. Похоронили великого художника по индийскому обычаю – тело сожги и развеяли по ветру с вершины горы. На месте кремации поставили памятник с надписью:

«Великому русскому другу Индии».

Произведения

  • 1897 – «Гонец (Восстал род на род)»
  • 1901 – «Заморские гости»
  • 1901 – «Идолы»
  • 1905 – «Сокровище ангелов»
  • 1912 – «Ангел Последний»
  • 1922 – «И мы трудимся»
  • 1931 – «Заратустра»
  • 1931 – «Огни победы»
  • 1932 – «Святой Сергий Радонежский»
  • 1933 – «Путь в Шамболу»
  • 1936 – «Корабль пустыни (одинокий путник)»
  • 1938 – «Эверест»

Библиография

  • 1931 – «Держава Света»
  • 1990 – «Зажигайте сердца»
  • 1991 – «Врата в будущее»
  • 1991 – «Нерушимое»
  • 1994 – «О Вечном...»
  • 2004 – «Агни Йога в 5 томах»
  • 2008 – «Знак Эры»
  • 2009 – «Алтай – Гималаи»
  • 2011 – «Цветы Мории»
  • 2012 – «Миф Атлантиды»
  • 2012 – «Шамбала»
  • 2012 – «Шамбала сияющая»