Главная · Прочее · Саллаллаху алейхи ва саллям значение. Наш любимый пророк мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) — начало золотой сильсиля. Может ли измениться ахляк

Саллаллаху алейхи ва саллям значение. Наш любимый пророк мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) — начало золотой сильсиля. Может ли измениться ахляк

(САЛЛАЛЛАХУ АЛЕЙХИ ВА САЛЛЯМ)

Наш Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) последний и самый великий Пророк, ниспосланный Создателем для спасения человечества, родился ночью 12 числа лунного месяца Раби’уль-Авваля в Год Слона.

В то время на земле царили хаос, невежество, гнет и безнравственность. Люди предали забвению веру в Аллаха. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) своим рождением озарил Землю и осветил сердца верой. Наступила эпоха равенства, справедливости и братства. Люди, которые пошли за Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) достигли истинного счастья.

Историки считают годом его рождения 571 год по христианскому летоисчислению. В передаче от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) сказано следующее: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) появился на свет в понедельник, в понедельник прибыл в Медину, в понедельник ушел в мир иной. В понедельник он установил камень Хаджар Асвад в Каабе. В понедельник было одержано победа в сражении при Бадре. В понедельник сошел 3-ий аят Суры «Аль-Маида»:

«Сегодня Я завершил вам вашу религию»

Все эти событие являются знаками особой важности этого дня. Ночь рождения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) называют Мавлидом иблагочистивые праведники (Вали) считают самой святой и почитаемой после «Лейлатуль-Кадр» ночь рождения Пророка.

День рождения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) празднуется уже много столетий. В этот день в честь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) читают молитвы, обращаются к его жизни, которая стала для верующих эталоном нравственности, стремятся заслужить его любовь благочестивыми деяниями.

На Мавлиде читают Коран, Зикр, Салават, истигфар, стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха, Его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называют Мавлидом). На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) благодарность за Милость Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из Уммы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), читают ду’а, раздают милостыню, угощают бедных, ведут благочестивые разговоры. Одним словом, в эту праздничную ночь мусульмане проявляют заботу, внимание к обездоленным и верующим.

Суть этой безграничной любви к Своему Посланнику Создатель Вселенной выразил следующим повелением:

«Аллах не станет наказывать их, когда ты находишься с ними».

Это Божественное послание было ниспослано в отношении лицемеров. Теперь давайте подумаем над тем, что если даже лицемеры, вследствие проживания вместе с Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) в одной стране получили такую гарантию, то невозможно представить себе, какой милости удостоятся истинные правоверные, неуклонно следующие по его стопам. Кроме того, мусульмане не только уверовали в миссию Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), они испытывают к нему сильную любовь и преисполнены глубоким уважением. Вот именно здесь недостаточно всего богатства и выразительности человеческой речи! Воистину, насколько мусульманин полюбит Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), настолько он обретет счастье и покой как в этой жизни, так и в будущей.

При проведении Мавлида категорически недопустимо вести не­нужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования Шариата.

При жизни Посланника Аллаха мусульмане совершали все, что входит в Мавлид, но термин «Мавлид» при этом не применялся. Отсутствие этого термина в хадисах некоторые люди трактовали как якобы «запрет на проведение Мавлида». Однако Аль-Хафиз Ас-Суютый в статье «Добрые намерения в совершении Мавлида» говорил об отношении Шариата к проведению Мавлида Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в месяце Рабиуль-Авваль следующее: «Основой для проведения Мавлида является сбор людей, чтение отдельных Сур Корана, рассказы о тех знаменательных событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), готовится соответствующее угощение. Если Мавлид проводить, таким образом, то это новшество одобрено Шариатом, за это мусульмане получают саваб, так как это проводится для возвеличивания Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), для того, чтобы показать: это событие является радостным для верующих». Он же сказал: «Везде, где читается мавлид, присутствуют ангелы, а также милость и довольство Аллаха нисходит на этих людей»

Также и другие известные признанные алимы, превосходно знавшие тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков, без всяких сомнений, одобряли Мавлиды и сами участвовали в их проведении. Для этого было много причин. Вот некоторые из них:

1. Проявлять любовь к пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), а, значит, и радоваться Его рождению, велит нам Всевышний Аллах.

2. Посланник Аллаха ценил свое рождение (в частности, Он соблюдал пост по понедельникам, так как родился в понедельник), но не факт собственной биографии. Он благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал Его и даровал жизнь, как Милость всему человечеству, восхвалял Его за это благо.

3. Мавлид - это собрание мусульмане для выражения радости по случаю рождения Пророка и любви к Нему. В хадисе сказано, что «каждый окажется в День Суда рядом с тем, кого любит».

4. Повествование о рождении Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о Его жизни и пророческой миссии способствует получению знаний о Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям). А у того, кто имеет такие знания, напоминание об этом вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), укреплению веры мусульман. Ведь Сам Аллах приводит в Священном Коране множество примеров из жизни прежних Пророков, чтобы укрепить сердце Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и как назидание для верующих.

5. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) награждал поэтов, воспевающих Его в своих произведениях, одобрял это.

6. В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для совместного богослужения, изучения религии, а также раздача милостыни.

Как нам известно, из Исламских источников, одной из кормилиц Посланника Аллаха являлась счастливейшая женщина Савбийя. Эта женщина была рабыней ярого врага Расулюллаха, Абу Ляхаба.

Узнав от Савбийи о рождении своего племянника, Абу Ляхаб от радости даровал своей рабыне свободу. Этот поступок Абу Ляхаб совершил чисто из родственных соображений, и именно он зачёлся ему как благодеяние в загробном мире.

После смерти Абу Ляхаба кто-то из его близких увидел его во сне и спросил:

«Как твои дела, Абу Ляхаб?»

Абу Ляхаб ответил:

«Я в Аду, пребываю в вечных муках. И только в ночь на понедельник моя участь немного облегчается. В такие ночи я утоляю жажду тоненькой струйкой воды, которая стекает между моими пальцами, она приносит мне прохладу. Это происходит потому, что я освободил свою рабыню, когда она мне сообщила весть о рождении Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). За это Аллах не оставляет меня своей милостью в ночи на понедельник».

Ибн Джафар говорил по этому поводу следующее: «Если такой неверующий, как Абу Ляхаб, только лишь за близкое родство к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), обрадовавшийся рождению Его и совершивший добрый поступок, на одну ночь был прощён Господом, кто знает, какими благами одарит Господь того верующего, который, чтобы завоевать любовь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) откроет свою душу и проявит щедрость в эту праздничную ночь».

Не все, чего не делал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) является запретным и нежелательным. Например, при Его жизни не были собраны в одной книге ни Коран, ни хадисы, не были сформированы отдельные Исламские науки как фикх, акыда, тафсир Корана и хадисов и т.д., не было Исламских книг, учебных заведений, не было Исламских проповедей по радио и телевидению и т.д. Тем не менее, это не только не запрещено, но и желательно, хорошо.

А что касается мнение невежественных людей, что якобы праздник по случаю рождения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит о его возвеличивании, однако сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не превозносите меня, как превознесли христиане Ису (алейхи ва саллям), я только Посланник Аллаха и его раб». (Ахмад,1,153)

Ученные Ислама ответили, что этот довод неверен. Заметьте, что в хадисе запрещается превозносить так, как это делают христиане. То есть, они говорят, что Иса (алейхи ва саллям) - «сын Божий». Что же касается мавлида, то во время его празднования такое не происходит, мы только вспоминаем о его моральных качествах, что не противоречит Шариату. Ведь Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сам при жизни хвалил сподвижников, также и сподвижники хвалили его, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не запрещал им это, а поддерживал. Часто сподвижники цитировали рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) стихи и поэмы, и он подбадривал их. Вспомните, как жители Медины встретили Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) с песней. Разве этот поступок сподвижников Пророка противоречит Шариату? Если бы это было так, то разве Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) промолчал бы? Если Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был доволен теми, кто хвалил его, разве он будет недоволен нами, если мы вспоминаем о его моральных качествах?

Отсюда следует, что проведение Мавлида - новшество, одобренное Шариатом, и ни в коем случае нельзя этого отрицать. Наоборот, можно назвать Его сунной, так как сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что ценит день своего рождения, т.е. он имел в виду, что ценит миссию, которая была возложена на него Всевышним: быть примером для людей во всем. Когда Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили о том, почему он постится в этот день, он ответил: «В этот день я родился, в этот день я был направлен (к людям) и (в этот день) он (Коран) был ниспослан мне».

Мавлид Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) - праздник для мусульман. Это особый день, день благодарности Аллаху. Инша Аллах, каждый мусульманин не только в этот день, но и во все время своего пребывания на земле будет стремиться больше узнать о Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям), походить на него, и будет удостоен чести стать в Раю его соседом. Для этого нужно искренне любить Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

История Ислама полна множеством эпизодов, свидетельствующих о безграничной верности и любви сподвижников Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Анас бин Малик (радыйаллаху анху) рассказывает:

Однажды к Пророку пришел один араб и спросил у него:

– О Расулюллах! Когда наступит Конец Света?

На его вопрос Пророк задал встречный вопрос:

– А что ты приготовил для иного мира?

Пришелец ответил:

– Любовь к Аллаху и Его Посланнику!

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)сказал ему:

– В таком случае, на том свете ты будешь вместе с теми, кого ты любил на этом.

Почтение к дню рождения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) позволяет обновить в сердце любовь к нему, обратиться к Аллаху со словами благодарности за то, что Он послал Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в этот мир, прочитать Коран, пытаясь вникнуть в глубинную суть послания, переданного через Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на мгновение представить, что случилось бы с миром, если бы этого человека не было.

Мухаррам

Месяц Мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря Хиджры. Это один из четырех месяцев (Раджаб, Зуль-Каада, Зуль-Хиджжа, Мухаррам), в течение которых Аллах запретил войны, конфликты и т.д. О высокочтимости Мухаррама много говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаху. Имам Газали в своей книге «Ихъя» пишет, что, если провести месяц Мухаррам в богослужении, то можно надеяться, что его баракят (благословение) достанется и остальным месяцам года.

В хадисе Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), сказано: «После месяца Рамадан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам - месяц Аллаха». В другом изречении Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), переданном Табарани, говорится: «Тому, кто постился один день месяца Мухаррам, воздастся как за 30 постов». Согласно еще одному хадису, высоко награждаемы посты в четверг, пятницу и в воскресенье месяца Мухаррам. Имам Ан-Навави в своей книге «Заваиду Равза» также пишет: «Из всех высокочтимых месяцев Мухаррам является лучшим для поста».

Мухаррам – месяц покаяния и богослужения, поэтому надо стараться не упустить возможность получить от Всевышнего Аллаха прощение грехов и многократное воздаяние за добрые деяния. Если в первый день Мухаррама прочитать 1000 раз Суру «Аль-Ихлас» без перерыва с «Бисмиллях», то Всевышний поможет получить прощение за ущемление чужих прав, и такой человек не умрет непрощенным другими людьми.

Ашура

Мухаррам содержит Священный день – Ашура. Это десятый день, и он является самым ценным днем этого месяца. Множество событий истории человечества произошло именно в день Ашура. На него приходится сотворение Аллахом Всевышним Небес, Земли, Аль-Арша, Ангелов, первого человека и Пророка Адама (алейхиссалям). Конец Света также наступит в день Ашура. В этот день произошло много событий, связанных с Пророками:

- Аллах Всевышний принял покаяние от Пророка Адама (алейхиссалям); корабль Нуха (Ноя) (алейхиссалям) причалил к горе Джуди (Ирак) после Великого потопа; родился Пророк Ибрахим (Авраам) (алейхиссалям); были вознесены на небо Пророки Иса (Иисус) и Идрис, мир Им; Пророк Ибрахим (алейхиссалям) спасся от огня, разожженного язычниками; Пророк Муса (Моисей) (алейхиссалям) и Его последователи ушли от преследования фараона, который в этот день погиб, поглощенный морем; Пророк Юнус (алейхиссалям) вышел из чрева рыбы; Пророк Аюб (Иов) (алейхиссалям) исцелился от тяжких болезней; Пророк Якуб (Иаков) (алейхиссалям) встретился с сыном; Пророк Сулейман (Соломон) (алейхиссалям) стал царем; Пророк Юсуф (Иосиф) (алейхиссалям) вышел из тюрьмы.

Также в этот день смертью шахида (борца за Веру) пал внук Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) - Хусейн.

В день Ашура, а также в предыдущий и последующий дни желательно соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий год, а за крупицу подаяния (садака) в день Ашура Всевышний Аллах даст вознаграждение величиной с гору Ухуд. Сказано в хадисе: «Кто в день Ашура кормит и поит свою семью, тому Аллах даст баракят в течение года». Если в Ашуру совершить полное омовение (гусуль), то Аллах защитит человека от болезней в течение года. Если смазать глаза сурьмой, то Аллах защитит от болезней глаз. Кто посетит больного человека в день Ашура, приравнивается к посетившему всех сынов Пророка Адама, мир Ему (т.е. всех людей). В день Ашура раздают садака, читают Коран, радуют детей и близких, а также совершают другие богоугодные дела.

РАДЖАБ И НОЧЬ РАГАИБ

Месяц Раджаб является первым из трех священных месяцев (Раджаб, Шаабан и Рамадан), являющихся величайшей Милос­тью Всевышнего Аллаха к Своим рабам. В этих месяцах вознаграждение за добрые деяния, за ибадат (богослужение) Всевышний Аллах увеличивает мно­гократно, и прощаются грехи искренне раскаявшимся. Таким образом, мусульмане получают возможность перевесить в сторону добра чашу весов в День Суда. Не вос­пользоваться этой Милостью Всевышнего неразумно и недо­стойно мусульманина.

Один из хадисов Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) гласит: «Если хотите успокоения перед смертью, счастливого кон­ца (смерть с Иманом) и спасения от шайтана - ува­жайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о гре­хах».

Когда наступал Раджаб наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обращался к Аллаху: «Благослови для нас эти месяцы – Раджаб и Шаабан – и приблизь нас к Рамадану».

Раджаб также является одним из 4-х запретных меся­цев (Раджаб, Зуль-Када, Зуль-Хиджжа, Мухаррам), когда Всевышний запретил войны, конфликты и т.п. Кроме того, в этом месяце произошли два важных события: в 1-ую пятницу Раджаба (ночь Рагиб) произошло бракосочетание родителей Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Абдуллаха и Амины; а ночью 1-го числа месяца Раджаб Амина, дочь Вахба, понесла в своем чреве благословенного Посланника Аллаха, мир Ему. Раджаб назван месяцем Всевышнего за огром­ные вознаграждения и щедроты, ниспосылаемые в этом месяце.

В хадисе сказано: «Помните, Раджаб - месяц Все­вышнего; кто будет соблюдать пост хоть один день в Раджабе, тем Всевышний будет доволен».

Первая пятничная ночь месяца Раджаб называется Ночь Рагаиб. В хадисе говорится: «Пять ночей, когда не отказывают в просьбе: первая пятничная ночь Раджаба, ночь в середине Шаабана, ночь на пятницу и обе ночи праздников (Ураза-байрам и Курбан-байрам)».

Также ценными являются 27-я ночь и день Раджаба. Эти ночи желательно провести в бдении и ибадате, то есть желательно оживить их богослужением, а дни - в посте.

В ночь на 27 Раджаба свершилось чудесное путешествие (аль-Исра) и вознесе­ние (аль-Мирадж) нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). В месяце Раджаб желательно чаще читать суру «Ихлас».

НОЧЬ ИСРА И МИ‘РАДЖ

По Воле Аллаха наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) перенесся из мечети «Аль-Харам», находящейся в Мекке, в мечеть «Аль-Акса», которая находится в Иерусалиме. Оттуда вместе с Ангелом Джабраилем, мир Ему, они вознеслись на Седьмое небо к месту «Сидрату-ль-мунтаха», где Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) слышал Вечную Речь Аллаха, которая не похожа на речь ни одного из созданных (Речь Аллаха без звуков, без букв, без пауз, не является ни арабским, ни каким-либо другим языком). Благословенный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) слышал Речь Аллаха без посредников.

Это священное путешествие состоит из двух частей: путешествие из Мекки в Иерусалим называется «Исра», вознесение на небеса называется «Ми‘радж» . Подарком для верующих, принесенным Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) из этого священного вознесения, был пятикратный намаз.

Ночь Ми‘радж является одним из самых великих чудес нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Это путешествие произошло за полтора года до Хиджры в ночь на 27 число месяца Раджаб.

В одном хадисе сказано, что су­ществует пять ночей, когда принимаются ду’а: ночь на пятницу, десятая ночь Мухаррама, 15-я ночь Шаабана, ночи перед Курбан-бай­рамом и Ураза-байрамом. В эту ночь с Хранимых Скри­жалей стирают имена тех, кто умрет в течение года.

В ночь Бараат читают три раза суру «Ясин»: пер­вый раз с намерением (ниятом) продления жизни, второй раз - для убережения от бед и несчастий и третий - для расширения благ.

ША’БАН И НОЧЬ БАРААТ

Держать в месяце Ша’бан пост считается мустахабом. Айша (радыйаллаху анха) передала:«Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ни в каком месяце не держал пост больше, чем в месяце Ша’бан, поскольку он весь месяц Ша’бан проводил в посте».

Как сказал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), название месяца Ша’бан происходит от слова «таша’аба», что означает «распространение»; в этом месяце распространяется Добро.

Месяц Ша’бан содержит одну из основных высоко­чтимых ночей - ночь Бараат, которая наступает с 14-го на 15-е число. Бараат означает «непричастность», «полное от­деление». Эта ночь является временем очищения от грехов. В эту ночь Всевышний Аллах прощает прегрешения верующим, которые молят Его о прощении.

В хадисах говорится, что в эту ночь прощаются грехи всех мусульман, кроме завистников, колдунов, употребляющих ал­коголь, прервавших связи с родственниками, ослу­шивающихся своих родителей, прееев, гор­децов и провоцирующих смуту.

Поэтому эту ночь желательно провести без сна в молитвах, поминая Всевышнего.

По этому поводу Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:«В 15-ю ночь месяца Шаабан молитесь, а днем следующего дня поститесь. В эту ночь до восхода солнца Бесконечно Милостивый Всевышний Аллах дарует испрашивающему у Него благо. Он сказал, означающее:

– Нет ли просящих прощения? Я прощу.

– Нет ли просящих благосостояния? Я одарю.

– Нет ли больных, желающих излечиться? Я излечу.

– Если есть желания –просите. Я их осуществлю».

НОЧЬ АЛЬ-КАДР (ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ)

Событие, которое принято отмечать ночью 27-го числа месяца Рамадан, именуется «Ночь Предопределения» , или «Ляйляту-ль-Кадр». Точная дата этой Ночи никому из смертных не известна: она может выпасть на любую из ночей священного месяца. В Ляйляту-ль-Кадр был ниспослан нашему Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) Священный Коран - последняя Небесная Книга. Этой величественной ночью в разные времена были явлены Священные Книги и другим Пророкам: Забур (Псалтырь) – Дауду (Давиду), Таурат (Тора) – Мусе (Моисею), Инджиль (Евангелие) – Исе (Иисусу), мир Пророкам Аллаха. Поистине, как сказал Всевышний, не различает Он между Своими Пророками, – всем Он даровал возвещать Истину, всех наделил Религией покорности Единому Богу – Исламом (Сура 2 «Аль-Бакара», аят 285).

В Коране говорится, что ночь Предопределения лучше, чем тысяча месяцев. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал об этой ночи так: «Прощаются грехи прошлого тому, кто, уверовав в превосходство и священность ночи Ляйляту-ль-Кадр и ожидая награды лишь от Аллаха, проведет ее в поклонении».

Однажды наша госпожа Айша (радыйаллаху анха), спросила у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «О Посланник Аллаха! Когда придет ночь Предопределения, какое дуа мне читать?»

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

اللهُمَّ اِنَّكَ عَفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعفُ عَنِّي

«Аллахумма, инакя ‘афуввун, каримун. Тухиббуль-’афва, фа’фу ‘анни».

Значение: «О Аллах, Ты – Прощающий, Щедрейший. Ты любишь прощать, – прости меня» .

Ночь Предопределения всем мусульманам следует проводить в ибаде, как, это завещал наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям).

Что же такое праздник в соответствии с Шариатом? В отличие от светских праздников, придуманных людьми в связи с какими-либо событиями, мусульманские праздники и священные ночи указаны людям Аллахом через Его Посланника Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). В мусульманском понимании праздник – это причина осмысленной радости, связанной с бесконечной Милостью нашего Создателя. Это возможность для каждого мусульманина многократно умножить добрые деяния, которые в Судный День будут сравниваться (путем взвешивания) с плохими деяниями, возможность перевесить чаши весов с добрыми деяниями. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного поклонения. Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают дополнительно специальные моления – намазы, читают Коран и разные молитвы. В эти дни мусульмане стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают садака (милостыню), дарят подарки. Употребление алкоголя, других одурманивающих веществ, совершение других деяний, запрещенных Исламом, в дни мусульманских праздников является кощунством, осквернением этих праздников.

К сожалению, мусульмане под влиянием окружающего многоконфессионального общества зачастую смешивают понятие «праздник» с событиями, не имеющими никакого отношения к Исламу.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Расскажите о достоинствах джум`а (пятницы).

2. Сколько в году религиозных праздников у мусульман? В чем заключаются эти праздники?

3. Расскажите о Мавлиде.

4. Что такое ночь Рагаиб?

5. Расскажите о ночи Бараат.

6. Расскажите о благословенной ночи Аль-Кадр.

7. Что является желательным в благословенные ночи?

8. Каково отношение Ислама к немусульманским праздникам?

Третья Глава

АХЛЯК

(нравственность)

ИСЛАМ И АХЛЯК

ü Определение ахляка

ü Ахляк в Исламе

ü Роль веры и поклонения в нравственном

совершенствовании человека

ü Пророк Мухаммад (сас) пример высокой нравственности

ü Труд и ахляк

ü Может ли измениться ахляк

ü Нравственность Имама Абу Ханифы.

Определение ахляка

Ахляк – это привычки человека, которые проявляются в наших действиях и отношениях с окружающими. Выделяют два вида привычек: полезные и вредные.

Для того чтобы обрести довольство Всевышнего, необходимо избавляться от вредных привычек и шаг за шагом приучать себя к великой нравственности Ислама, совершая благие, праведные поступки.

Ахляк в Исламе

Одна из целей Ислама – воспитать высоконравственных людей. Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «я ниспослан к вам для совершенствования нравов» .

«Самый любимый мной и самый приближенный ко мне в Судный День тот, кто обладает высокой нравственностью» .

Когда у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), спросили, какие рабы любимы Аллахом,он ответил: «Те, которые обладают высокой нравственностью». Этот человек еще раз спросил: «О, Посланник Аллаха! А какой верующий (му’мин) самый умный? Пророк ответил: «Самый умный тот, кто много размышляет о смерти и готовится к ней».

Как совершение ибады, так и соблюдение законов нравственности является повелением Аллаха.

Роль веры и ибады в нравственном

совершенствовании человека

Мусульманин знает, что Аллахуведомы все его деяния и что есть ангелы, которые их записывают. Он также верит, что в Судный День его деяния предстанут перед ним, за добрые он получит вознаграждение, а за плохие будет наказан, если Аллах не простит его.

Сказал Аллах Всевышний в Свяшенном Коране:

فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْراً يَرَهُ وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرّاً يرَهَُ

Значение : «Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его (в свитке своих деяний, и Аллах воздаст ему за него). Кто совершил зла на вес пылинки, (тот также) увидит его, (и ему воздастся за него)».

Зная это мусульманин старается не совершать греховного и побуждает к добру. Человек же неверующий или тот чья вера слаба, не чувствует ответственности, перед Творцом, и совершет разного рода неблаговидные, греховные поступки.

Ибада усиливает веру: пятикратный намаз приучает нас постоянно помнить о Великом Создателе мироздания - Аллахе, пост увеличивает в душах милосердие, уберегает руки от харама, а язык от лжи, закят спасает от скупости и укрепляет чувство взаимопомощи. Все это приносит пользу обществу.

Пророк Мухаммад (сас) -

пример высокой нравственности

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) – это человек, обладавший по Воле Всевышного Аллахав высшей степени достойным нравом и лучшими человеческими качествами. Когда у госпожи Айши (радыйаллаху анху) ей Аллах) спросили о Пророке Мухаммаде (саллаллаху алейхи ва саллям), она ответила: «Его нрав – это Коран».

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сам жил по законам нравственности и учил этому своих сподвижников. В Священном Коране говорится:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللهَ كَثِيراً

«Для вас в Посланнике Аллаха – образцовый пример для тех, кто надеется на милость Аллаха и на блага Судного дня и поминает Аллаха часто».

В этом аяте Всевышний Аллахповелевает, чтобы жизнь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) стала для нас примером жизни по канонам Ислама.

Труд и ахляк

Ислам предписывает мусульманам трудиться, чтобы зарабатывать себе на жизнь и ни от кого не зависеть. Труд и заработки людей бывают разные. Мы должны обращать особое внимание на то что бы зарабатывать разрешенным путем и не смешивать наш ризык с запрещенным.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), обрадовал благой вестью тех, кто честно трудился: «Те, которые торговали законно, в Судный День будут вместе с Пророками».

«Богатство не вредит тем, кто боится Аллаха».

«Берите то, что разрешено, и оставьте то, что запрещено».

«Отдайте заработанное работнику до того, как высохнет его пот».

«Тому, кто берет в долг с намерением возвратить его вовремя, поможет Всевышний Аллах».

«С тремя не будет говорить Аллах в Судный День, и не посмотрит на них, и не оправдает их, и для них - мучительные наказания». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил это трижды. На это Абу Зарр воскликнул:«Будь прокляты имена их! Пусть не достигнут они чаяний своих! Кто же они, о, Посланник Аллаха?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Те, кому гордыня не позволяет приподнимать полы одеяния, те, кто упрекает другого в оказанной ему помощи, те, кто ложными клятвами обеспечивает сбыт товара».

«Разрешенное разъяснено и запрещенное разъяснено. Однако, есть между ними сомнительное, которое большинство людей не могут различить. Кто устранится от сомнительного, тот спасет свою честь и свою веру. А кто войдет в сомнения, тот войдет в запрещенное, подобно тому, как пастух приведет свое стадо в непроверенную местность, где стадо может оказаться в опасности».

Правдивость – один из принципов исламской нравственности. Мусульманину следует избегать лжи, зависти, ихтикяра (скупки продуктов питания и продажа их только после повышения цен). «Ложная клятва может ускорить сбыт товара, но лишает торговлю благословения».

Производитель должен выпускать товар качественно и без обмана. Обязанности работника и подчиненного – выполнять порученную им работу полноценно, без изъянов. Если работник выполняет свою работу небрежно (мотивируя тем, что его никто из людей не видит), тем самым он отдаляется от истины и присваивает заработок незаконно; такое отношение запрещено нашей религией.

Таким образом наша религия предписывает человеку трудиться, зарабатывая честным, дозволенным путем, помня о том, что мы пришли в этот мир для того что бы сдать экзамен, а затем предстать пред своим Господом.

МОЖЕТ ЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ АХЛЯК

На этот свет ребенок рождается чистым и безгрешным. Если родители дадут ему хорошее воспитание, то он вырастет высоконравственным человеком. При отсутствии подобного воспитания трудно ожидать от человека нравственности и доброты.

Стремясь избавиться от болезни, мы лечим различными лекарствами свое тело. Так же мы очищаем от дурных черт нашу душу, совершенствуя и облагораживая ее.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Совершенствуйте ваш нрав». Эти слова Пророка доказывают тот факт, что свойства личности поддаются изменению.

Общение с безнравственными людьми со временем приводит к тому, что человек перенимает их пороки и недостатки. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Дружба с праведником или грешником сравнима с дружбой с торговцем мускуса или кузнецом. У первого ты можешь купить мускус или почувствовать его аромат. У второго ты можешь прожечь свою одежду искрами или почувствовать его неприятный запах».

Наша обязанность – водить дружбу с хорошими людьми и избегать плохих, а если и сближаться с плохим человеком, то лишь с целью помочь ему стать лучше.

Нравственность Имама Абу Ханифы

Имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) – один из великих исламских ученых, обладавший обширными знаниями, острым умом и высокой нравственностью. Он, словно путеводная звезда, указывающая страннику дорогу, собственным примером направлял искателей Истины по правильному пути.

Занимаясь делами торговли, Абу Ханифа не изменял своим нравственным принципам. Он больше думал о других, нежели о себе. Как-то раз одна женщина захотела продать ему шелковое платье. Имам поинтересовался, сколько денег она хочет получить. Женщина сказала:

– Сто дирхемов.

Абу Ханифа возразил:

– Это платье стоит больше, чем сто дирхемов. Назовите его цену.

Женщина повысила цену на сто монет, но благородный Абу Ханифа снова с этим не согласился. Платье, по его словам, было достойно лучшей цены.

Так цена платья дошла до четырехсот дирхемов, но Имам продолжал настаивать на своем. Женщина подумала, что он шутит, но Абу Ханифа попросил ее справиться о цене платья у кого-нибудь другого. Так женщина и сделала. Цена платья наконец была определена. Абу Ханифа купил его за 500 дирхемов.

Имам Абу Ханифа показал нам пример того, что никогда нельзя забывать об интересах других людей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Что такое ахляк?

2. Расскажите о том, какое значение придает Ислам нравственности.

3. Какова роль веры и ибады в нравственном совершенствовании человека?

4. Каков был нрав Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)?

5. Отношение к труду с точки зрения исламской нравственности.

6. Как вы думаете, способен ли измениться нрав человека?

ОБЯЗАННОСТИ мусульманина

ü Обязанности мусульманина

ü Обязанности перед Всевышним Аллахом,

Пророком и Кораном

ü Обязанности перед самим собой

ü Культура гостеприимства

ü Культура приема пищи

ü Культура речи

ü Другие правила поведения

Обязанности мусульманина состоят из 5-ти частей:

1) обязанности перед Аллахом, Кораном и Пророком;

2) обязанности перед самим собой;

3) обязанности перед семьей;

4) обязанности перед своим народом и родиной;

5) обязанности перед всем человечеством.

Обязанности перед ВСЕВЫШНиМ АЛЛАХОМ,
Пророком и Кораном

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, состоял в браке одновременно с ‎девятью женщинами. Это было позволено ему в виде исключения Самим Аллахом

‎Известно, что Ислам разрешает многоженство и что это стало причиной бесчисленных ‎нападок и обвинений со стороны его врагов. То, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам ‎состоял в браке более чем с четырьмя женщинами, также стало предметом множества ‎инсинуаций и клеветы.‎

Суть всех клеветнических обвинений, измышленных врагами Ислама, заключается в ‎следующем. Якобы Мухаммад алайхиссалам был похотливым человеком, готовым на все ‎ради удовольствия и удовлетворения вожделений. Поэтому, не удовлетворившись одной ‎женой и посчитав недостаточным иметь и четырех жен – допустимое число, ‎установленное им для своих последователей, он взял себе в жены десять женщин.‎

На эти клеветнические обвинения улемы дали исчерпывающие ответы.‎

Прежде всего нужно сказать, что число жен Пророка увеличилось, когда ему уже было ‎около шестидесяти лет. К тому же в этом заключались определенные мудрые замыслы. ‎Более того, большинство матерей верующих (жен Пророка саллаллаху алайхи васаллам) ‎по возрасту были старше него.‎

Давайте подумаем, станет ли шестидесятилетний человек ради ублажения себя ‎заключать брак с женщиной, которая старше него самого?!‎

Первая женщина, на которой Пророк саллаллаху алайхи васаллам женился еще в ‎молодости – Хадийджа радияллаху анха была старше его на пятнадцать лет. Его ‎молодость прошла именно с ней.‎

Когда умерла почтенная Хадийджа, Пророку саллаллаху алайхи васаллам было ‎пятьдесят лет. Где же здесь похотливость?‎

Все жены Пророка саллаллаху алайхи васаллам, кроме почтенной Аиши радияллаху ‎анха ранее были замужем, а некоторые даже по несколько раз. Разве так поступил бы ‎похотливый человек?‎

Большая часть жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам прошла с почтенной ‎Хадийджой радияллаху анха. Они прожили вместе двадцать пять лет. После смерти ‎Хадийджы Пророк саллаллаху алайхи васаллам жил в Благословенной Мекке еще три ‎года. После этого он совершил переселение – хиджру. Но и после переселения жен у него ‎стало много не сразу.‎

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вступал в брак с матерями верующих в ‎силу требований различных обстоятельств, сокровенных божественных замыслов.‎

Также следует знать, что среди пророков многоженство было свойственно не только ‎почтенному Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Многие его предшественники имели ‎по несколько жен. Не исключено, что этого требовал сам статус пророка. В преданиях ‎отмечается, что у Давуда алайхиссалам было сто жен, а у Сулаймана алайхиссалам – ‎триста.‎

Нет ничего удивительного в том, что в силу различных социальных, политических, ‎образовательных, законодательных и других факторов и мудростей количество жен ‎нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам достигло девяти.‎

В первую очередь, для доведения идей и положений новой религии до женщин ‎мусульманской уммы, а также содержания домашнего хозяйства Пророка саллаллаху ‎алайхи васаллам было приемлемо, чтобы жен было не четыре, а больше.‎

До Ислама количество жен не было ограничено вообще. Каждый мог жениться столько ‎раз, сколько хотел. В этом вопросе, ограничив желания мужчин, Ислам принял ‎положение, согласно которому один мужчина не может одновременно иметь более ‎четырех жен. Это ограничение ввел Священный Куръан. Когда об этом были ниспосланы ‎аяты суры «Ниса», у Пророка саллаллаху алайхи васаллам было девять жен. Каждая из ‎них была названа Матерью правоверных еще задолго до этого. Кроме того, если бы ‎Пророк саллаллаху алайхи васаллам развелся с какой-нибудь из них, то они не смогли бы ‎больше выйти замуж ни за кого другого, поскольку это запретил Аллах. Мудрость ‎женитьбы Пророка саллаллаху алайхи васаллам на них потеряла бы свой смысл. Поэтому ‎Всевышний Аллах сделал Своему Посланнику исключение в ограничении не иметь более ‎четырех жен.‎

Мы уже говорили, что в многоженстве Пророка саллаллаху алайхи васаллам имелся ‎ряд сокровенных, мудрых замыслов. Все они делятся на два вида: общие и частные. ‎Общая мудрость состоит в следующем:‎

‎1. Мудрость образовательно-воспитательного характера‎

Увеличение числа жен Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в основном ‎было связано с подготовкой учителей, которые могли бы обучать женщин исламской ‎уммы религии и положениям шариата. Общеизвестно, что на основе божественного ‎закона Ислам пересмотрел все сферы жизни общества. А половину общества составляют ‎женщины. Несмотря на то, что общее обучение проводил сам Посланник Аллаха ‎саллаллаху алайхи васаллам многие грани и аспекты учений до женщин должны были ‎доводиться именно женщинами. Поэтому матери правоверных служили тому, чтобы ‎посланничество Пророка саллаллаху алайхи васаллам было полностью доведено до ‎женщин. И они с честью выполнили эту задачу.‎

Все знают, что больше всего хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам, передал ‎Абу Хурайра радияллаху анху. На втором месте находится почтенная Аиша радияллаху ‎анха. Полагаем, будет достаточно упоминания самого этого факта. К тому же сунна ‎Пророка – это не только его слова. Его деяния и одобрения также являются сунной. ‎Матери правоверных довели до исламской уммы подробнейшие сведения о тех деяниях и ‎состояниях Пророка саллаллаху алайхи васаллам непосредственными свидетелями ‎которых они являлись, живя с ним.‎

‎2. Мудрость, связанная с внедрением законов Шариата

Еще одна причина того, что у Пророка саллаллаху алайхи васаллам было много жен, ‎проявляется в вопросах внедрения некоторых шариатских положений. Например, Ислам ‎отменил традицию «усыновления детей», распространенную во времена невежества, и ‎установил вместо нее свои положения. Исходя из этого, Всевышний Аллах велел нашему ‎Пророку саллаллаху алайхи васаллам жениться на Зайнаб бинту Джахш радияллаху анха ‎которая была разведена с Зайдом ибн Харисой радияллаху анху с приемным сыном ‎Пророка саллаллаху алайхи васаллам. В этом браке не было никакого влечения, а ‎единственная цель его заключалась в подтверждении отмены закона времен невежества и ‎внедрении законов Ислама.‎

‎3. Мудрость социального характера‎

Еще один фактор, обусловивший многочисленность жен Пророка саллаллаху алайхи ‎васаллам касается сферы общественных отношений. Возьмем, например, женитьбу ‎Пророка саллаллаху алайхи васаллам на почтенной Аише радияллаху анха. Этот брак ‎послужил укреплению общественных отношений. Пророк саллаллаху алайхи васаллам ‎женился на дочери Абу Бакра радияллаху анху чтобы достойно наградить его преданность ‎Исламу и Посланнику Аллаха, что еще больше укрепило их взаимоотношения. То же ‎самое можно сказать и о женитьбе на дочери почтенного Умара радияллаху анху – матери ‎правоверных Хафсе радияллаху анха.‎

‎4. Мудрость политической направленности‎

Женитьба Пророка саллаллаху алайхи васаллам на некоторых женщинах была ‎обусловлена также и политической необходимостью. Благодаря заключению им браков с ‎некоторыми из жен, Ислам приняли разные племена, общины и категории людей, что ‎способствовало укреплению мусульман.‎

К примеру, в сражении с племенем Бану Мусталак в плен попала Джувайрия бинту ‎Харис. Она обратилась за помощью к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ‎чтобы заплатить выкуп и получить свободу. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам сообщил, что намерен сам заплатить за нее выкуп и жениться на ней. Мать ‎правоверных Джувайрия дала свое согласие. Узнав, что Пророк саллаллаху алайхи ‎васаллам взял в жены Джувайрию, мусульмане освободили всех пленных, ибо отныне ‎Пророк саллаллаху алайхи васаллам стал зятем для этого племени. Так были освобождены ‎пленники из Бану Мусталак. Увидев доблесть и такое благородство мусульман, все члены ‎этого племени вступили в Ислам.‎

(продолжение следует...)

Салава́т (араб. – благословение; множественное число от арабского слова «салят» - молитва) – 1) дуа восхваления и возвеличивания любимого и почитаемого Пророка Мухаммада, мир ему и благословение; обращение к Господу со словами благодарности за ниспосланную милость и благословениями для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение; 2) молитва, произносимая во время намаза после чтения Ат-Тахията в последнем ракаате.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, прожил самую совершенную человеческую жизнь. Его поступки, действия, слова - образец для всех людей. Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха - образцовый пример для тех, кто надеется на Милость Аллаха и на блага Последнего Дня и поминает Аллаха часто: и в опасности, и в мольбе, и в трудностях, и в благополучии» (Священный Коран, 33:21).

Салават - выражение любви, уважения и благодарности Пророку, мир ему и благословение, надежда на его заступничество в Судный День.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил: «В Судный День самыми близкими ко мне будут люди, которые часто читали салават» (Тирмизи). Он также отмечал: «Самый скупой среди вас тот, кто при упоминании моего имени не произнёс салават» (Тирмизи).

После ниспослания аята суры «аль-Ахзаб» чтение салавата стало для мусульман фардом.

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром»

Священный Коран. Сура 33 «Аль-Ахзаб» / «Союзники», аят 56

Читать салават - значит совершить одобряемое и вознаграждаемое Всевышним деяние. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил: «Тот, кто прочитает один салават, удостоится десятикратной Милости Аллаха» (Муслим).

Дуа, начатое и завершенное салаватом, будет принято. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если кто-то из вас читает молитву, пусть сначала произнесет слова восхваления (прославления) Всевышнего, прочитает салават и затем просит у Аллаха всё, что пожелает» (Абу Давуд).

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, завещал мусульманам: «Читайте для меня салават, и, где бы вы ни были, до меня дойдут ваши приветствия и молитвы» (Абу Давуд).

Салават Пророку Мухаммаду ﷺ

اللّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّد، كَمـا صَلَّيـتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهـيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد ، اللّهُـمَّ بارِكْ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّـد، كَمـا بارِكْتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد

Перевод смысла: О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!

Транслит: Аллахумма салли "аля Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта "аля Ибрахима ва "аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун. Ал-лахумма, барик "аля Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин кя-ма баракта "аля Ибрахима ва "аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!

Салават Пророку Мухаммаду ﷺ

اللّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـدٍ وَعَلـىأَزْواجِـهِ وَذُرِّيَّـتِه، كَمـا صَلَّيْـتَ عَلـى آلِ إبْراهـيم . وَبارِكْ عَلـى مُحمَّـدٍ وَعَلـىأَزْواجِـهِ وَذُرِّيَّـتِه، كَمـا بارِكْتَ عَلـى آلِ إبْراهـيم . إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد

Перевод смысла: О Аллах, благослови Мухаммада, его жён и его потомство, как благословил Ты семейство Ибрахима, и пошли благословения Мухаммаду, его жёнам и его потомству, как послал Ты их семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!

Транслит: Аллахумма, салли "аля Мухаммадин ва "аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма салляйта "аля али Ибрахима ва барик "аля Мухаммадин ва "аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма баракта аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!

После упоминания имени Пророка Мухаммада следует всегда произносить салават: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммад», или «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад» или «Салляллаху алейхи ва саллям (Мир ему и благословение)».

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Самый благословенный из дней - пятница. Читайте салаваты, и ваши приветствия будут мне переданы» (Абу Давуд). Сахабы поинтересовались, как Пророк, мир ему и благословение, сможет принимать салаваты после ухода в мир иной. Он ответил: «Аллах Тааля запретил земле разрушать тела пророков». Также он сказал: «Если кто-то посылает салават, то ангелы передают его мне» (Абу Давуд).

Как правильно читать Ат-Тахият и Салават

Для просмотра этого видео, пожалуйста, включите JavaScript, и удостоверьтесь, что ваш браузер поддерживает HTML5 video

Ничто не могло противостоять распространению Ислама. Хотя были и 13 мучительных лет в Мекке, и жестокость неверующих. Коран имел исключительное влияние на людей: даже самые ярые враги истинной религии признавали, что смысл Книги Аллаха глубок и даёт отдохновение сердцу.

В ту пору жил известный среди арабов поэт Туфайль. В страхе перед «губительным» воздействием Корана он ходил, заткнув уши ватой. Однажды стихотворец встретился с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) и подумал про себя: «Если я умный человек,

то, наверное, смогу сам отличить правду ото лжи». Он приблизился к Расулюллаху (салляллаху алейхи ва саллям) и стал его слушать. Коран настолько поразил Туфайля, что он ушёл от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) мусульманином.

Мушрик Валид бин Мугира поражался необыкновенному языку и красноречию Корана: «Видит Аллах, то, что я слышал недавно от Мухаммада, - это не слова человека или джина. Эти речи изумительны и сладостны.

Смысл их, словно обильные плоды зелёной долины, где текут реки… Без сомнения, Мухаммад победит, никто не сможет достичь его уровня». В другой раз, слыша чтение Корана, он так комментировал свои впечатления: «Я знаю все виды и жанры стихосложения, но это не рифмы, эти строки выше стихов. Такую смысловую и звуковую гармонию мне ещё не доводилось слушать». И тут же, оправдываясь перед соплеменниками, бин Мугира заявлял: «Однако он вносит смуту в родственные отношения…» Так мирские интересы мешали многобожникам принять постулаты Небесной Книги, ибо тогда им пришлось бы отказаться от многого привычного в жизненном укладе.

Мекка была в то время центром бурной торговли, а мушрики - успешными купцами. Если бы они признали Единственного Аллаха, то им пришлось бы прекратить продавать идолов. В Коране шла речь о равенстве людей перед Всевышним, и хозяев, и рабов, поэтому следует забыть о высоком социальном статусе. Но более всего пугал мушриков призыв к ответственности. В Коране говорилось о Судном Дне, когда человек будет спрошен обо всём, что делал на земле. Мекканцы же подозревали, что многие их деяния были греховными: они относились к рабам хуже, чем к животным, женщины не имели прав и считались чьей-либо собственностью. Ислам призывал держать под контролем свои страсти и привносить в жизнь дисциплину, что также было не по вкусу многобожникам. Поэтому они всячески изощрялись в попытках заглушить голос Корана. Сначала мушрики избивали и казнили тех, кто знал Коран, шумели во время его чтения, распускали слухи о колдовстве, запугивая приходящих в Мекку караванщиков. Затем, они посылали известных ораторов на площадь, где мусульмане читали Коран, чтобы отвлечь внимание толпы. Но ничто не могло остановить растущего интереса к Исламу.

Курайшиты поняли, что не могут справиться с Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям) собственными силами, и отправились за советом к иудеям Медины. Тем было известно о рождении Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Они сказали: «Задайте ему три вопроса. Если он сможет ответить на них, то он действительно Пророк, если нет, то самозванец. Спросите его о юношах, которые спали в пещере и проснулись живыми через столетия, спросите о человеке, который прошёл все земли от запада до востока, спросите также о том, что есть душа». Посланник Всевышнего (саллялаху алейхи ва саллям) после того как услышал эти вопросы, сказал: «Приходите завтра, я дам вам ответ» . Но откровения от Аллаха не было ровно 15 дней. Курайшиты уже праздновали победу. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был огорчён. Но вскоре к нему явился ангел Джабраиль (алейхиссалям) вестью от Всевышнего. Создатель предупреждал Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «И ни о чём никогда не говори: «Я непременно сделаю это завтра», - не добавив слов «Ин ша Аллах» («если пожелает Аллах»)». Всевышний в ниспосланных аятах дал ответы на вопросы иудеев о юношах-обитателях пещеры, о пророке Зулькарнайне и о душе. После этого многобожники не смогли больше возражать.

В сборниках хадисов и книгах о жизнеописании Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о красоте его внешности и духовного облика сказано:
Наш Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)был чуть выше среднего роста. Когда он находился среди людей, его общительность и дружелюбие, казалось, приподнимали его на голову выше них. Он имел пропорциональное телосложение. Его лоб был высоким и широким, а брови – в форме полумесяца, и их редко можно было видеть нахмуренными. Его черные глаза обрамляли черные длинные ресницы. Временами на его благословенном лице проступали капельки пота, которые пахли подобно росе на лепестках роз. Нос его был немного вытянутым, лицо – чуть округлым, а рост – чуть выше среднего. Зубы его были ровными и белыми, подобно жемчужным бусам. Так, что когда он говорил, можно было видеть блеск его передних зубов. Он был широк в плечах, кости его ног и рук были крупны и широки, а руки и пальцы были длинными и мясистыми. Живот был подтянут и не выступал за линию груди, а на спине его, между лопатками, было розовое родимое пятно размером с куриное яйцо – «пророческая метка». Тело мягкое. Цвет кожи
не белый и не смуглый. Она имела розоватый цвет и, казалось, излучала жизнь.
Волосы его не были вьющимися, но не были и прямыми. Борода его была густой. Длина волос на голове его была чуть длиннее мочек уха или доходила до плеч. Он никогда не отпускал длинную бороду и остригал ее, если она становилась длиннее ширины ладони.
Когда он умирал, у него почти не было седых волос. Их было совсем немного – и на голове, и в бороде его. Тело его, независимо от того использует он благовония или нет, всегда приятно пахло. И каждый, кто прикасался к нему или здоровался за руку, мог чувствовать этот аромат. Его слух и зрение были на редкость остры, и он мог видеть и слышать с очень дальнего расстояния. Внешность и выражение лица его всегда были приятными и пробуждали симпатию в каждом, кто смотрел на него. Он был прекраснейшим из людей, самым благословенным из них. И тот, кто хоть раз видел его, говорил: «Он был прекрасен, как луна на четырнадцатый день». Внук Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Хасан (радыйаллаху анху), на которого после его смерти была возложена священная миссия распространения религии истины, думая о тех, кто не видел при жизни последнего из прот
роков, говорил, обращаясь к Хинд б. Абу Хале: «Даже я, желая остаться сердцем привязанным к Нему, люблю слышать, когда
ктотто рассказывает о его внешней и духовной красоте» (см.Тирмизи, аштШамаиль Мухаммадиййя, Бейрут 1985, стр.10).
Очевидно, что знание о том, каким был его внешний облик и его жизненный путь, способствует возникновению духовной прит
вязанности к нему, а благословенный образ его невольно возникает в воображении. И именно это приводят мутасаввифы как доказательство действительного существования духовной связи с великими духовными личностями (рабита). Именно таким был Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям) – прекраснейшим в своем творении и природе, совершеннейшим в своем благонравии, он был причиной самого мироздания, милостью для всех миров, последним пророком,предводителем человечества, источником откровений, воплощением Священного Корана, предвестником Мира Вечности и,конечно, тем, с кого начинается каждая цепь, отправная точка каждого пути, на пути к истине и духовному совершенствованию. По этой причине, только он является источником всех знаний Корана и его толкования, только он знает истинный смысл хадисов, только он является началом акаида и, конечно, только он является родоначальником Тасаввуфа. Он был пророком, которого вознес Сам Всевышний Аллах, только его Он сделал руководством для всего человечества,только покорность и послушание ему Он приравнял покорности и послушанию Себе, только любовь к нему Он сделал равной любви к Самому Себе. Его нравом был Коран. Он был последним из пророков, предвестником Судного Дня. Он был сутью мироздания и печатью пророчества. Несмотря на все дарованные привилегии, ему не было равных в вере, нравственности, поклонении, в отношениях с людьми; он был несравненной и выдающейся личностью, образцом для подражания всем и
каждому. Ведь именно об этом говорит Всевышний Аллах, когда повелевает: «Посланник Аллаха – образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно» (аль-Ахзаб, 33/21). «И ты, поистине, человек превосходного нрава»(аль-Калям, 68/4).
Во главе каравана
То, что он был одарен «превосходным нравом» и являлся «образцом для подражания» всем и каждому, явилось причиной, что он встал во главе Исламского духовного воспитания и во главе воспитания тасаввуфа, который есть ни что иное, как адаб и аскетизм. Все его поступки, деяния и высказывания легли в основу тасаввуфа. Поэтому мы, признавая свою неспособность выразить это должным образом, попробуем, тем не менее, сказать свое слово о его благонравии, аскетизме и духовности с точки зрения повелений Священного Корана, а также его собственных высказываний.Наших слов не хватит, если мы будем говорить о его красоте и совершенстве. Ведь он сам, признавая, что нрав его сделало совершенным воспитание Господа, говорил: «Нравом моим был Коран». И поэтому, все то, с чем он пришел к человечеству, он испытывал, в первую очередь, на себе самом. О зрелости характера человека наилучшим образом могут судить, прежде всего, члены его семьи, ближайшие люди, которые его окружают. В пословице говорится: «Гора кажется небольшой только издалека». Так и в жизни порой случается, что открыть для себя какого-то человека, а точнее – величие его личности, бывает возможным лишь тогда, когда мы ближе знакомимся с ним самим и его жизнью. И наоборот, порой те,о ком мы иногда бываем высокого мнения, при более близком знакомстве оказываются вовсе не такими уж великими людьми.Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был иным. Все, кто знал его близко, не смогли полностью описать совершенство его нравственности. Его жена Хадиджа (радыйаллаху анха), благочестивые Айша и Фатыма, его зять досточтимый Али, приемный сын Зейд и слуга Анас (радыйаллаху анхум)говорили о нем и его нраве лишь благое. Он был «послан, чтобы завершить прекрасную нравственность» и вызывал восхищение каждого, кто как-то соприкасался с ним, потому что
в его благом нраве и деликатном обхождении не было и тени притворства или наигранности, это была сама его жизнь. Его
дружелюбие и внимательность становились причиной крепкой привязанности и самозабвенной любви. И разве не это есть суть
всякого воспитания? Он был для сахабов и уммы подобно родному отцу. А его жены были подобны их матерям. Все те, кто
последовал за ним, стали членами этой семьи, братьями. Ведь он хотел воспитать свою умму подобно тому, как дети воспи-
тываются в тепле семейного очага. Это представление семьи существует и в тасаввуфе. Ведь суть его пророческой миссии
«сделать людей совершенными в нравственности, дав им духовное воспитание» и является обязанностью тасаввуфа, то есть «духовное наставничество».

Духовная жизнь
Духовная жизнь тасаввуфа отражает духовную жизни Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Известно, что еще до призыва к пророческой миссии он любил уединяться далеко в горах, в пещере Хира, и проводить там время в размышлениях, вдали от мирской суеты. Ведь ему предстояло встретиться с ангелом Джибрилем (алейхиссалям) и получить через него божественные откровения, а для этого было необходимо пройти духовную и моральную подготовку. Это был период, на протяжении которого он разумом и сердцем готовил себя к великой миссии. Также в тасаввуфе – появились такие понятия, как «хальвет» – уединение и отдаление от всего мирского с целью духовного очищения и возвышения, «чиле» или «арбагыйн» – сорокадневное уединение, на протяжении которого мюрид воспитывает себя и свою душу, посвящая себя поклонению, избавляясь от того, что отвлекает его от Господа,вырабатывая в себе такие качества как терпение и покорность. Несмотря на достигнутое им духовное совершенство, на по-
лученное прощение всех прошлых и будущих грехов, на объявление его языком Корана Пророком, он не перестал усерд-
ствовать на пути к истине и возвышению духа, продолжая находиться на вершине покорности и послушания, проводя ночи
в поклонении и дни в посте. О том, что, помимо предписанного ему Господом, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посвящал себя и другим видам поклонения, как, например, дополнительным намазам и постам, зикру и покаянию, и призывал к этому своих последователей, говорится во многих сборниках хадисов. Часто в ду’а к своему Господу он обращался так: «Я уверовал в Тебя и покорился Тебе, я положился на Тебя, я ищу Твоей защиты и помощи, я прибегаю к Твоей милости», проявляя в своих по-
клонениях кротость и искренность, а в своем стремлении к Господу – благоговейный трепет и вдохновение. Уединения, которые были начаты до пророческой миссии и происходили в пещере Хира, были продолжены и после и охватывали последние дни священного месяца Рамадан, проходя в поклонении и духовном возвышении в обществе Джибриля (алейхиссалям) и атмосфере Священного Корана.
Это время не прошло понапрасну, ведь еще до того, как стало известно, что Всевышний Аллах избрал Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) для пророческой миссии, он был преисполнен величайшей любовью к Господу своему, именно поэтому он постоянно искал Его, стремился к Нему, и даже люди говорили: «Мухаммад влюбился в своего Господа». После ниспослания Священного Корана, это чувство еще более укрепилось в нем: «Если бы я мог выбрать помимо Аллаха себе друга, я бы взял в друзья Абу Бакра», «Я друг Аллаха, и я не говорю это ради похвальбы», «Человек с тем, кого он любит», и на протяжении всей своей жизни он оставался преданным лишь Господу своему и достойно сохранял эту верность. И, даже когда ему было предложено выбирать между жизнью земной и жизнью вечной, он без колебаний выбрал ту, где пребывает благоволенье Господа его, сказав: «Аллахумма рафик аль-а’ля (Лишь Ты,о Аллах, мой Высочайший Друг)», вознесясь к Нему душой. Его духовное совершенство было непревзойденным в такой
степени, что любовь к Аллаху всегда удерживала его в рамках дозволенного, установленного Им, делая его, в то же время, и
самым богобоязненным из людей. Известно, что он говорил: «Я самый богобоязненный из всех вас». Но самым удивительным
было то, что эта любовь и страх совмещались в одном сердце, и одно никогда не преобладало над другим. Чувство, которое
в тасаввуфе называется «хайбат», делало Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) непревзойденным человеком.
Благодаря этому чувству, он производил на слушающих его и смотрящих на него незабываемое впечатление. Так, в одном
из хадисов он сказал: «В сердце каждого, кто враждует со мной, будь он и на расстоянии месячного пути, будет вселен
страх, и сила эта пребывает со мной везде и всюду». По словам Али (радыйаллаху анху), те, кто знакомился с ним, питал к нему симпатию и, чем ближе становилось это знакомство, тем сильнее начинал любить его. Он производил настолько сильное впечатление на окружающих, что многих била дрожь от охватывающих их чувств, а он, успокаивая их, говорил: «Не бойся,я лишь сын простой женщины из Курайшитов, которая, как и все, питалась вяленым мясом». Тот, кто смотрел на него, не мог насмотреться, нур, исходящий от его лица, та одухотворенность, что была запечатлена на нем, заставляли многих смириться с правдой, принять истину и со словами: «Человек с таким лицом не может быть лжецом» принимать Ислам. Тот, кто слушал его, не мог наслушаться
его речей, уводящих в иной мир и возвышающих каждого, кто внемлет. Так, однажды один из асхабов по имени Абу Хурейра (радыйаллаху анху) признался ему: «О Посланник Аллаха! – сказал он. – Когда мы слушаем твои проповеди, то забываем
про все мирское, духовно возвышаемся. Все мирское перестает для нас существовать. Однако, когда мы уходим от тебя и
возвращаемся к семьям своим и делам своим, все меняется». На что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
«О Абу Хурейра, если б вы сохраняли это упоение и восторг постоянно, то увидели бы, как с вами разговаривают ангелы»
(Бухари, Нафака). Находясь под воздействием его одухотворенности, слушающие его сахабы замирали, «будто на их головах сидели птицы, и они боялись их спугнуть».
В заключение хотелось бы привести пример из жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), показывающий каким трепетом и сладостью были наполнены его поклонения, и который поможет понять, откуда пришли в тасаввуф такие понятия, как ваджд (духовное упоение) и джазба (божественное притяжение): Передается, что однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), уединившись, устремился душой к Господу и пребывал в созерцании иных миров, когда к нему зашла Айша (радыйаллаху анха). «Кто ты?» – спросил он её. «Айша» – отвечала она. «Кто такая Айша?» – спросил он, будто совсем её не знает. «Дочь Сыддыка» – «Кто такой Сыддык?» – «Тесть Мухаммада» – «А кто Мухаммад?» И тогда Айша (радыйаллаху анха) поняла, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пребывает в иных мирах и лучше его не беспокоить. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) желал, чтобы его сахабы жили в атмосфере духовности. Тот духовный подъем, упоение веры, любовь и вдохновение, которые они переживали, пребывая рядом с ним, они смогли передать и тем, кто не имел счастья видеть Досточтимого Пророка (саллаллаху
алейхи ва саллям) при жизни, и это духовное знание дошло до наших времен. Хотя невозможно передать состояние сердца и души словами и письмом, но они передавали его, соприкасаясь сердцами и душами. Ведь об этом говорится в хадисе: «Верующий для другого верующего подобен зеркалу», что указывает на то, что наилучшим образом все душевные переживания и чувства верующего могут быть выражены только в обществе ему подобных, где он может видеть таких же, как и он сам, и духовно совершенствоваться. Всевышний Аллах, возвещая о том, что духовные и нравственные качества Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) будут и в дальнейшем проявляться в последующих поколениях, повелевал: «Так знайте же, что среди вас находится Посланник Аллаха» (аль-Худжурат, 49/7); «Но Аллах не станет наказывать их, когда ты находишься с ними» (аль-Анфаль, 8/33). В этом аяте объясняется, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и после эпохи аср-саадат постоянно находится среди нас духовно и метафизически. Духовность Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сахабов, отраженная в аятах и хадисах, легла в основу тасаввуфа. Эта духовная жизнь, находя проявление в других сердцах и душах, передавалась от сердца к сердцу через общие переживания и состояния. Это жизнь, которую нельзя постичь умом, осмыслить, изучить или увидеть, это невидимая,
внутренняя жизнь, постижимая чувствами и душой. И, так как она передается и приобретается с жизнью и опытом, её нередко называют «наследуемым знанием». Жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отличалась простотой, поэтому его образ жизни стал примером для человечества, подходящим каждому человеку во все времена. Он в своих поклонениях был далек от единоличия и разобщенности с уммой, в земных делах был неприхотлив и даже аскетичен, а во взаимоотношениях с людьми предпочитал уважительность и богобоязненность. И даже, когда созданное им государство вышло за границы Аравийского полуострова, и в казну нескончаемым потоком потекли богатства завоеванных государств, он оставался таким же отстраненным от мирского. Иногда по нескольку дней и даже недель в его доме не было ничего из съестного, кроме воды и сушеных фиников. Не секрет, что не все из членов его семьи могли терпеть такое положение, и вскоре некоторые из его жен пожаловались ему на такую бедную жизнь, потребовав от него свою долю мирского. По этому поводу снизошел следующий аят, который настоятельно рекомендовал каждой из жен Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) остановить свой выбор на том, что дает им Аллах и Его Посланник: «О Пророк, скажи своим женам: «Если вы хотите этой жизни и ее благ, то придите: я одарю вас и отпущу с добром. А если вы жаждете [благоволения] Аллаха, Его Посланника и будущей жизни, то, воистину, Аллах уготовил тем из вас,
кто творит добро, великое воздаяние» (аль-Ахзаб, 33/28-29). С точки зрения Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), зухд (аскетизм) не означал запрета мирских благ, которые Всевышний Аллах сделал дозволенными, также как не означал он бессмысленную трату имущества, он состоял в отсутствии привязанности к благам земной жизни. Он жил с верой и надеждой на то, что у Аллаха, чем в то, что в его собственных руках. Если его постигала неприятность или утрата, то воздаяние, которое он ожидал получить за это испытание,было для него дороже, чем то, что он потерял. Дом, в котором он жил, и его быт отличались скромностью и простотой. Он не любил роскошь и излишества, броскость и пестроту. Когда его дочь Фатыма (радыйаллаху анху) повесила в своем доме яркие шторы с рисунками, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не стал входить и ушел, объяснив это так: «не подобает нам находится в разукрашенном доме». Таким же образом он отнесся к тому, что Айша (радыйаллаху анха) украсила их дом занавесями с изображениями, велев ей снять их.
Его постелью обычно служили плед или циновка, а вместо подушки он использовал набитый сухими листьями кусок кожи. По преданию от Ибн Мас’уда, когда однажды они навестили Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), увидели его возлежащим на циновке, следы от которой отпечатались на его благословенном теле. На их предложение устроить для него более комфортную постель, он отвечал: «Что у меня общего с этой жизнью? Ведь я в этой жизни земной подобен
страннику, который, остановившись отдохнуть под сенью дерева, встанет и продолжит свой путь». Великие личности, воспитанные им, достигшие истинного довольства и аскетизма, праведники, получившие урок из его жизни, даже став завоевателями государств и их правителями, уже никогда не могли позволить себе больше, чем дирхем в день. Так как они знали, что тот, кто сумел укротить свои желания и страсти, ограничив себя одним дирхемом, всегда легко сможет найти время и желание на великие дела и служение другим. Ведь потребностям и желаниям человека нет конца. И если он сам не сможет ограничить их, никто не сможет сделать это для него. Именно поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил о том, что достаточно человеку, чтобы поддерживать свое существование в этой бренной жизни: «Пристанище для ночлега, одежда, которая защитит его от
холода и зноя и несколько кусков пищи, что придадут ему сил держаться на ногах». Возможно, из этого хадиса вытекает представление тасаввуфа о самом необходимом, как «один кусок пищи и одна хырка». Однако нужно понимать, что критерии, приводимые в этих хадисах для применения личностью в духовной жизни, рассчитаны на тех, кто живет обществе, знакомом с истинными ценностями Ислама. К тому же, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) называет самое необходимое для существования не с точки зрения приобретения, а с точки зрения владения ими.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был наделен такой духовной силой и превосходными качествами, таким аскетизмом, какими до него не обладал никто другой, поэтому он стал непревзойденным примером для подражания каждому. Эти качества оставались неизменными и в первые годы его пророческой миссии, когда ему вместе с первыми мусульманами приходилось претерпевать трудности и гонения, и, когда, переселившись в Медину, он создал государство и стал призывать к вере и спасению всех, кто оказался под его руководством; эти совершенные качества помогли ему остаться у власти и быть
непревзойденным и успешным лидером.