Главная · Монтаж · Скачать интерактивные лабораторные работы по физике. Виртуальные лаборатории для дистанционного обучения, вузов и школ. Методические рекомендации по применению созданного программного комплекса «Виртуальная лаборатория по физике»

Скачать интерактивные лабораторные работы по физике. Виртуальные лаборатории для дистанционного обучения, вузов и школ. Методические рекомендации по применению созданного программного комплекса «Виртуальная лаборатория по физике»

Наглядная физика предоставляет педагогу возможность находить наиболее интересные и эффективные методы обучения, делая занятия интересными и более насыщенными.

Главным преимуществом наглядной физики, является возможность демонстрации физических явлений в более широком ракурсе и всестороннее их исследование. Каждая работа охватывает большо й объем учебного материала, в том числе из разных разделов физики. Это предоставляет широкие возможности для закрепления межпредметных связей, для обобщения и систематизации теоретических знаний.

Интерактивные работы по физике следует проводить на уроках в форме практикума при объяснении нового материала или при завершении изучения определенной темы. Другой вариант – выполнение работ во внеурочное время, на факультативных, индивидуальных занятиях.

Виртуальная физика (или физика онлайн ) это новое уникальное направление в системе образования. Ни для кого не секрет, что 90% информация поступают к нам в мозг через зрительный нерв. И не удивительно, что пока человек сам не увидит, он не сможет четко уяснить природу тех или иных физических явлений. Поэтому процесс обучения обязательно должен подкрепляться наглядными материалами. И просто замечательно, когда можно не только увидеть статичную картинку изображающую какое-либо физическое явление, но и посмотреть на это явление в движении. Данный ресурс позволяет педагогам в легкой и непринужденной форме, наглядно показать не только действия основных законов физики, но и поможет провести онлайн лабораторные работы по физике по большинству разделов общеобразовательной программы. Так например, как можно на словах объяснить принцип действия p-n перехода? Только показав анимацию этого процесса ребенку, ему сразу всё становится понятным. Или можно наглядно показать процесс перехода электронов при трении стекла о шелк и после этого у ребенка уже будет меньше вопросов о природе этого явления. Помимо этого, наглядные пособия охватывают практически все разделы физики. Так например, хотите объяснить механику? Пожалуйста, тут вам анимации показывающие второй закон Ньютона, закон сохранения импульса при соударении тел, движение тел по окружности под действием сил тяжести и упругости и т.д. Хотите изучать раздел оптики, нет ничего проще! Наглядно показаны опыты по измерению длины световой волны с помощью дифракционной решетки, наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания, наблюдение интерференции и дифракции света и многие другие опыты. А как же электричество? И этому разделу уделено не мало наглядных пособий, так например есть опыты по изучению закона Ома для полной цепи, исследованию смешанного соединения проводников, электромагнитная индукция и т.д.

Таким образом процесс обучения из «обязаловки», к которой мы все с вами привыкли, превратится в игру. Ребенку будет интересно и весело разглядывать анимации физических явлений и это не только упростит, но и ускорит процесс обучения. Помимо всего прочего может удастся ребенку дать даже больше информации, чем он мог бы принять при обычной форме обучения. К тому же многие анимации могут полностью заменить те или иные лабораторные приборы , таким образом это идеально подходить для многих сельских школ, где к сожалению не всегда можно встретить даже электрометр Брауна. Да что там говорить, многих приборов нет даже в обычных школах крупных городов. Возможно введя такие наглядные пособия в обязательную программу образования, после окончания школы мы будем получать людей интересующихся физикой, которые в итоге станут молодыми учеными, некоторые из которых способны будут совершить великие открытия! Таким образом будет возрождена научная эра великих отечественных ученых и наша страна вновь, как и в советские времена, создаст уникальные технологии обгоняющие свое время. Поэтому я считаю надо популяризировать такие ресурсы как можно больше, сообщать о них не только педагогам, но и самим школьникам, ведь многим из них будет интересно изучить физические явления не только на уроках в школе, но и дома в свободное время и этот сайт дает им такую возможность! Физика онлайн это интересно, познавательно, наглядно и легко доступно!

Наглядная физика предоставляет педагогу возможность находить наиболее интересные и эффективные методы обучения, делая занятия интересными и более насыщенными.

Главным преимуществом наглядной физики, является возможность демонстрации физических явлений в более широком ракурсе и всестороннее их исследование. Каждая работа охватывает большо й объем учебного материала, в том числе из разных разделов физики. Это предоставляет широкие возможности для закрепления межпредметных связей, для обобщения и систематизации теоретических знаний.

Интерактивные работы по физике следует проводить на уроках в форме практикума при объяснении нового материала или при завершении изучения определенной темы. Другой вариант – выполнение работ во внеурочное время, на факультативных, индивидуальных занятиях.

Виртуальная физика (или физика онлайн ) это новое уникальное направление в системе образования. Ни для кого не секрет, что 90% информация поступают к нам в мозг через зрительный нерв. И не удивительно, что пока человек сам не увидит, он не сможет четко уяснить природу тех или иных физических явлений. Поэтому процесс обучения обязательно должен подкрепляться наглядными материалами. И просто замечательно, когда можно не только увидеть статичную картинку изображающую какое-либо физическое явление, но и посмотреть на это явление в движении. Данный ресурс позволяет педагогам в легкой и непринужденной форме, наглядно показать не только действия основных законов физики, но и поможет провести онлайн лабораторные работы по физике по большинству разделов общеобразовательной программы. Так например, как можно на словах объяснить принцип действия p-n перехода? Только показав анимацию этого процесса ребенку, ему сразу всё становится понятным. Или можно наглядно показать процесс перехода электронов при трении стекла о шелк и после этого у ребенка уже будет меньше вопросов о природе этого явления. Помимо этого, наглядные пособия охватывают практически все разделы физики. Так например, хотите объяснить механику? Пожалуйста, тут вам анимации показывающие второй закон Ньютона, закон сохранения импульса при соударении тел, движение тел по окружности под действием сил тяжести и упругости и т.д. Хотите изучать раздел оптики, нет ничего проще! Наглядно показаны опыты по измерению длины световой волны с помощью дифракционной решетки, наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания, наблюдение интерференции и дифракции света и многие другие опыты. А как же электричество? И этому разделу уделено не мало наглядных пособий, так например есть опыты по изучению закона Ома для полной цепи, исследованию смешанного соединения проводников, электромагнитная индукция и т.д.

Таким образом процесс обучения из «обязаловки», к которой мы все с вами привыкли, превратится в игру. Ребенку будет интересно и весело разглядывать анимации физических явлений и это не только упростит, но и ускорит процесс обучения. Помимо всего прочего может удастся ребенку дать даже больше информации, чем он мог бы принять при обычной форме обучения. К тому же многие анимации могут полностью заменить те или иные лабораторные приборы , таким образом это идеально подходить для многих сельских школ, где к сожалению не всегда можно встретить даже электрометр Брауна. Да что там говорить, многих приборов нет даже в обычных школах крупных городов. Возможно введя такие наглядные пособия в обязательную программу образования, после окончания школы мы будем получать людей интересующихся физикой, которые в итоге станут молодыми учеными, некоторые из которых способны будут совершить великие открытия! Таким образом будет возрождена научная эра великих отечественных ученых и наша страна вновь, как и в советские времена, создаст уникальные технологии обгоняющие свое время. Поэтому я считаю надо популяризировать такие ресурсы как можно больше, сообщать о них не только педагогам, но и самим школьникам, ведь многим из них будет интересно изучить физические явления не только на уроках в школе, но и дома в свободное время и этот сайт дает им такую возможность! Физика онлайн это интересно, познавательно, наглядно и легко доступно!

Мировое образование и научный процесс меняются настолько явно в последние годы, но почему-то больше говорят не о прорывных инновациях и возможностях, которые они открывают, а о локальных экзаменационных скандалах. А между тем суть образовательного процесса красиво отражает английская пословица «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее напиться».

Современное образование, в сущности, живет двойной жизнью. В его официальной жизни есть программа, предписания, экзамены, «бессмысленная и беспощадная» битва за состав предметов в школьном курсе, вектор официальной позиции и качество обучения. А в его реальной жизни, как правило, сосредоточивается все то, что и представляет собой современное образование: дигитализация, eLearning , Mobile Learning , обучение через Coursera , UoPeople и другие онлайн-институции, вебинары , виртуальные лаборатории и т. п. Все это пока не стало частью общепринятой глобальной образовательной парадигмы, но локально дигитализация образования и исследовательской работы уже происходит.

MOOC -обучение (Massive Open Online Courses , массовые лекции из открытых источников) прекрасно для передачи на уроках и лекциях идей, формул и других теоретических знаний. Но для полноты освоения многих дисциплин нужны и практические занятия - цифровое обучение «почувствовало» эту эволюционную необходимость и создало новую «форму жизни» - виртуальные лаборатории , свои для школьного и университетского обучения.

Известная проблема eLearning : в основном преподаются теоретические дисциплины. Возможно, следующим этапом развития онлайн образования станет охват практических областей. И происходить это будет по двум направлениям: первое - договорное делегирование практики физически существующим вузам (в случае с медициной, например), а второе - развитие виртуальных лабораторий на разных языках.

Зачем нужны виртуальные лаборатории, или виртулабы?

  • Для подготовки к реальным лабораторным работам.
  • Для школьных занятий, если отсутствуют соответствующие условия, материалы, реактивы и оборудование.
  • Для дистанционного обучения.
  • Для самостоятельного изучения дисциплин во взрослом возрасте или вместе с детьми, поскольку многие взрослые по тем или иным причинам испытывают потребность «вспомнить» то, что так и не было выучено или понято в школе.
  • Для научной работы.
  • Для высшего образования с важной практической составляющей.

Разновидности виртулабов . Виртуальные лаборатории могут быть двухмерными и 3D ; простейшими для младших школьников и сложными, практическими для учеников средней и старшей школы, студентов и преподавателей. Свои виртулабы разработаны для разных дисциплин. Чаще всего это физика и химия, но бывают и довольно оригинальные, например, виртулаб для экологов.

Собственные виртуальные лаборатории есть у особенно серьезных вузов, например, у Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева и берлинского Института истории науки Макса Планка (Max Planck Institute for the History of Science , MPIWG ). Напомним, Макс Планк - немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой физики. У виртуальной лаборатории института даже существует официальный сайт . По этой ссылке можно посмотреть презентацию The Virtual Laboratory: Tools for Research on the History of Experimentalization. Онлайн лаборатория представляет собой платформу, где историки публикуют и обсуждают свои исследования по теме экспериментаторства в разных областях науки (от физики до медицины), искусства, архитектуры, медиа и технологий. Здесь также собраны иллюстрации и тексты по разным аспектам экспериментаторской деятельности: инструментарий, ход экспериментов, фильмы, фото ученых и т. д. Студенты могут завести в этом виртулабе свой аккаунт и добавлять научные работы для обсуждения.

Виртуальная лаборатория Института истории науки Макса Планка

Виртулаб-портал

Выбор русскоязычных виртулабов, к сожалению, пока невелик, но это вопрос времени. Распространение eLearning среди учеников и студентов, массовое проникновение дигитализации в учебные заведения так или иначе создадут спрос, тогда и начнут массово разрабатывать красивые современные виртулабы по разнообразным дисциплинам. К счастью, уже сейчас есть довольно развитый специализированный портал, посвященный виртуальным лабораториям, - Virtulab.Net . Он предлагает достаточно симпатичные решения и охватывает четыре дисциплины: физику, химию, биологию и экологию.

Виртуальная лаборатория 3D по физике Virtulab .Net

Виртуальная инженерная практика

Virtulab.Net пока не указывает инженерию среди своих специализаций, но сообщает, что размещенные там виртулабы по физике могут быть полезны и в дистанционном инженерном образовании. Ведь, например, для построения математических моделей необходимо глубокое понимание физической природы объектов моделирования. Вообще у инженерных виртулабов огромный потенциал. Инженерное обучение в большой мере ориентировано на практику, но в вузах такие виртуальные лаборатории пока применяют редко из-за того, что неразвит сам рынок цифрового обучения в инженерной области.

Проблемно-ориентированные учебные комплексы системы КАДИС (СГАУ) . В Самарском аэрокосмическом университете имени Королева для усиления подготовки технических специалистов разработали собственный инженерный виртулаб. Центр новых информационных технологий (ЦНИТ) СГАУ создал «Проблемно-ориентированные учебные комплексы системы КАДИС». Аббревиатура КАДИС расшифровывается как «система Комплексов Автоматизированных ДИдактических средств». Это специальные учебные кабинеты, где проходят виртуальные лабораторные практикумы по сопротивлению материалов, механике конструкций, методам оптимизации и геометрического моделирования, конструкции самолетов, материаловедению и термообработке и другим техническим дисциплинам. Часть этих практикумов находится в свободном доступе на сервере ЦНИТ СГАУ. В виртуальных учебных кабинетах размещены описания технических объектов с фотографиями, схемами, ссылками, рисунками, видео, аудио и flash-анимации с лупой для рассмотрения мелких деталей виртуального агрегата. Предусмотрена также возможность самоконтроля и тренинга. Вот что представляют собой комплексы виртуальной системы КАДИС :

  • Балка - комплекс по анализу и построению эпюр балок в курсе сопротивления материалов (машиностроение, строительство).
  • Структура - комплекс по методам проектирования силовых схем механических конструкций (машиностроение, строительство).
  • Оптимизация - комплекс по математическим методам оптимизации (курсы по САПР в машиностроении, строительстве).
  • Сплайн - комплекс по методам интерполяции и аппроксимации в геометрическом моделировании (курсы по САПР).
  • Двутавр - комплекс по изучению закономерностей силовой работы тонкостенных конструкций (машиностроение, строительство).
  • Химик - набор комплексов по химии (для средней школы, профильных лицеев, подготовительных курсов вузов).
  • Органик - комплексы по органической химии (для вузов).
  • Полимер - комплексы по химии высокомолекулярных соединений (для вузов).
  • Конструктор Молекул - программа-тренажер «Конструктор молекул».
  • Математика - комплекс по элементарной математике (для абитуриентов вузов).
  • Физвоспитание - комплекс для поддержки теоретических курсов по физическому воспитанию.
  • Металловед - комплекс по металловедению и термообработке (для вузов и техникумов).
  • Зуброл - комплекс по теории механизмов и деталям машин (для вузов и техникумов).

Виртуальные приборы на Zapisnyh.Narod.Ru . Очень полезным в инженерном образовании будет сайт Zapisnyh.Narod.Ru , где можно условно бесплатно скачать виртуальные приборы на Sound Card, открывающие широкие возможности для создания техники. Они наверняка заинтересуют преподавателей и пригодятся на лекциях, в научной работе и в лабораторных практикумах по естественным и техническим дисциплинам. Спектр виртуальных приборов, выложенных на сайте, впечатляющий:

  • комбинированный генератор НЧ;
  • двухфазный генератор НЧ;
  • осциллограф-регистратор;
  • осциллограф;
  • частотомер;
  • АЧ характериограф;
  • технограф;
  • электросчетчик;
  • измеритель R, C, L;
  • домашний электрокардиограф;
  • прибор для оценки емкости и ESR;
  • хроматографические системы ХромПроцессор-7-7М-8;
  • прибор для поверки и диагностики неисправностей кварцевых часов и др.

Один из виртуальных инженерных приборов с сайта Zapisnyh.Narod.Ru

Виртулабы по физике

Экологический виртулаб на Virtulab .Net . Экологическая лаборатория портала затрагивает как общие вопросы развития Земли, так и отдельные законы.

В данном разделе представлены виртуальные лабораторные работы по физике . В лабораторных работах по физике приобретаются навыки проведения экспериментов, понимания приборов. Появляется возможность научиться самостоятельно делать выводы из полученных опытных данных и тем самым более глубоко и полно усваивать теоретический материал.

"Прибор Атвуда. Проверка Второго закона Ньютона" .

Цель работы: проверить Второй закон Ньютона.

Виртуальная лабораторная работа. "Определение коэффициента внутреннего трения жидкости по методу Стокса ".

Цель работы: ознакомиться с методом определения коэффициента внутреннего трения жидкости по скорости падения шарика в этой жидкости.

Виртуальная лабораторная работа. "Соотношение величин при вращательном движении" .

Цель работы: проверить с помощью маятника Обербека зависимость углового ускорения от момента силы и от момента инерции.

Виртуальная лабораторная работа. "Изучение математического маятника" .

Цель работы: изучить затухающие и незатухающие колебания математического маятника.

Виртуальная лабораторная работа. "Изучение пружинного маятника" .

Цель работы: изучить затухающие и незатухающие колебания пружинного маятника.