Главная · Сети · Слова родственники для дошкольников. Однокоренные слова в детском саду. Факультативное занятие "слова "родственники"

Слова родственники для дошкольников. Однокоренные слова в детском саду. Факультативное занятие "слова "родственники"

Цель: Формирование функции словообразования у дошкольников.

Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне - представляет собой необходимое условие для пополнения словарного запаса за счёт производных слов (известно, что в русском языке 90% слов производные), овладения грамматической системой языка, создания основы орфографически правильного письма.

В результате работы по словообразованию дети приобретают многое, а именно:

1. навыки различения и выделения частей слова на слух;

2. расширяется запас однокоренных слов (что в дальнейшем важно в школьном обучении при написании безударных гласных, глухих и звонких согласных в середине и конце слов).

Теоретическое обоснование: Аннотация к Презентации СУНДУЧОК РОДСТВЕННЫХ СЛОВ..docx (28 КБ)

Комментарии к слайдам:

К слайду №2

Незнайка узнал, что у слов, как и у людей есть семьи, где все родственники. Но ничего не понял и решил, чтобы разобраться, собрать эти родственные словесные семейки в красивый домик-сундучок. Уже приготовил Незнайка пустой сундучок для слов. Может мы поможем Незнайке разобраться и собрать такие родственные семейки слов в сундучок? Готов(а, ы)?

К слайду № 3.

Задание 1: Назови(те) предметы нарисованные на картинке, про которые я могу задать вопрос: Что это?

Каждое слово - название предмета - мы обозначим одной прямой линией.

Ребенок(дети) называет предметы: солнце, небо, цветок, совок, машинка, мячик, ведерко, трава, куст, палочка.

Это неживые предметы.

К слайду № 4.

Задание 2: Назови(те) предметы нарисованные на картинке, про которые я могу задать вопрос: Кто это?

Каждое слово - название предмета - мы также обозначим одной прямой линией.

Ребенок (дети) называет предметы: мальчик, девочка, кошка, собака, бабочка

Это живые предметы.

К слайду № 5.

Задание 3:Придумай слово, ответив на вопрос: Что делает каждый предмет? Что делает совок? Что делает ведерко? Что делает солнышко? Что делает бабочка? Что делает кошка? Что делает собака? Что делает цветок? Каждое название предмета мы обозначим двумя прямыми линиями.

Ответы ребенка: стоит, лежит, светит, летает, сидит, играет, бегает, растёт.

Это слова обозначающие действие предмета.

К слайду № 6.

Задание 4:Попробуй(те) признай(те) о каком предмете на нашей картинке сказаны слова: пушистая, ласковая? (кошка) Лёгкий, круглый? (мяч) Горячее, круглое? (солнце) Весёлые, дружные? (дети) Правильно признал. Эти слова так и называются – ПРИЗНАКИ, отвечая на вопрос о предмете: Какой? Какая? Какое? Какие? И обозначим их красивой волнистой линией. Придумай(те) сам(а, и) слово-признак. Постарайся(тесь) не повторять одни и те же слова. Какое небо? Какие цветы? Какая погода? Какая бабочка? Какой песок? Какая кошка? Какая собака? Какая машина? Дети придумывают слова-признаки.

К слайду № 7.

Но предметы бывают разные – большие и маленькие, по одному и помногу сразу. Готовы к ним слова придумать? Назовите этот предмет. Фразы сопровождаются кликами «мышкой» (Появляется картинка барабана) Бабарабан. (Появляется соответствующий значок - одна прямая горизонтальная линия) (Появляется картинка нескольких барабанов) А здесь предмет не один, а несколько. Каким словом их назовём? Барабаны. (Появляется соответствующий значок – две друг за другом прямые горизонтальные линии) (Появляется картинка маленького барабана) А вот этот предмет очень маленький, назовите его ласково. Барабанчик. (Появляется соответствующий значок – короткая горизонтальная линия) (Появляется картинка большого барабана) Такой предмет, но очень большой. Каким словом это выразим? Барабанище. (Появляется соответствующий значок – большой горизонтальный прямоугольник) Как называют человека, который пользуется этим предметом? (Появляется картинка барабанщика) Барабанщик. (Появляется соответствующий значок – схематичное изображение человечка) Каким словом ответите на вопрос об этом действии: что ДЕЛАЕТ барабанщик? Барабанит. (Появляется соответствующий значок – две параллельные горизонтальные линии) КАКОЙ стук от барабана мы слышим? (Раздаётся стук барабана) Барабанный. (Появляется соответствующий значок – горизонтальная волнистая линия) Как много слов от одного слова «барабан» вы придумали. (Логопед повторяет слова, обращает внимание на то, что они похожи между собой, как похожи все родственники в одной семье) Слова, как родные, похожи чуть-чуть, И если поставить их в ряд, Немного послушать и вдуматься в суть - Они об одном говорят. Эти слова называют РОДСТВЕННЫЕ. Незнайка запомнил все значки-помощники и просит вас подарить ему все новые родственные слова от слова «барабан», отправив их в его Сундучок родственных слов.

К слайду № 8.

Теперь попробуйте только с помощью значков-помощников придумать ещё много родственных слов. Например, к слову «НОЧЬ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: НОЧЬ, НОЧИ, НОЧКА, НОЧЕНЬКА, ПОЛУНОЧНИК, НОЧНИК, НОЧЕВАТЬ, НОЧНОЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду №9 .

Придумайте родственные слова к слову «ДОМ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ДОМ, ДОМА, ДОМИК, ДОМИШКО, ДОМИЩЕ, ДОМОВЁНОК, ДОМОВНИЧАТЬ, ДОМАШНИЙ, ДОМОВИТЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 10.

Придумайте родственные слова к слову «СНЕГ» («ЗИМА», «МОРОЗ»). (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: СНЕГ, СНЕГА, СНЕЖОК, СНЕЖИНКА,СНЕЖИЩЕ, СНЕГОВИК, СНЕГУРОЧКА, ЗАСНЕЖИТЬ, СНЕЖНАЯ. (ЗИМА, ЗИМЫ, ЗИМУШКА, ЗИМИЩА, ЗИМОВЬЕ, ЗИМОВАТЬ, ЗИМНИЙ. МОРОЗ, МОРОЗЫ, МОРОЗЕЦ, МОРОЗИЩЕ, МОРОЗИЛЬНИК, МОРОЗИТЬ, МОРОЗНАЯ) Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 11.

Придумайте родственные слова к слову «РУКА». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: РУКА, РУКИ, РУЧКА, РУЧЕНЬКА, РУЧИЩА, РУКАВИЦЫ, РУКАВА, БЕЗРУКАВКА, РУКОМОЙНИК, РУКОВОДИТЕЛЬ, РУКОВОДИТЬ, РУЧНОЙ, РУКАСТЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 12

Придумайте родственные слова к слову «РЫБА». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: РЫБА, РЫБЫ, РЫБКА, РЫБОНЬКА, РЫБИЩА, РЫБАЛКА, РЫБАК, РЫБАЧКА, РЫБАЧИТЬ, РЫБНЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 13

Придумайте родственные слова к слову «СЛЕД». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: СЛЕД, СЛЕДЫ, СЛЕДОК, СЛЕДИК, СЛЕДИЩЕ, СЛЕДОПЫТ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, СЛЕДИТЬ, НАСЛЕДИТЬ, СЛЕДОВАТЬ, СЛЕДУЮЩИЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 14

Придумайте родственные слова к слову «КОНЬ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: КОНЬ, КОНИ, КОНЁК, КОНИЩЕ, КОНЮХ, КОНЕВОД, КОНЮШНЯ, КОННИЦА, КОНОВОДИТЬ, КОННЫЙ, КОНСКИЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 15

Придумайте родственные слова к слову «ЛИСТ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ЛИСТ, ЛИСТЫ, ЛИСТИК, ЛИСТОЧЕК, ЛИСТИЩЕ, ЛИСТОПАД, ЛИСТАТЬ, ЛИСТВЕННЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 16

Придумайте родственные слова к слову «ГРИБ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ГРИБ, ГРИБЫ, ГРИБОК, ГРИБОЧЕК, ГРИБИЩЕ, ГРИБНИК, ГРИБНИЦА, ГРИБНОЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 17

Придумайте родственные слова к слову «ХЛЕБ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли, объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ХЛЕБ, ХЛЕБА, ХЛЕБУШЕК, ХЛЕБУШКО, ХЛЕБИЩЕ, ХЛЕБНИЦА, ХЛЕБОРОБ, ХЛЕБОПЁК, ПОХЛЁБКА, ХЛЕБАТЬ, ХЛЕБНЫЙ. Добавим слова Незнайке в Сундучок родственных слов? («Слова» со звоном «сыплются» в сундучок)

К слайду № 18

Как много родственных слов мы придумали – полный Сундучок собрал Незнайка. А главное, он понял как придумывать от одного слова другие родственные слова. Он очень рад и благодарит нас за помощь!

Список используемой литературы

  1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
  2. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с.
  3. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – М.: Просвещение, 1973. – 304 с.
  4. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование / Е.С. Кубрякова. – М.: Наука, 1965. – 78 с.
  5. Лопатин, В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования / В.В. Лопатин. – М. : Наука, 1973. – 152 с.
  6. Современный русский язык: Словообразование / Г.А. Молочко, А.П. Фомина и др. – Мн.: Высш. шк., 1984.
  7. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет / Т.А. Ткаченко. – М. : Изд-во «Гном и Д», 2005. – 112 с.
  8. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология. – 2001. - № 4. – С. 68 – 76.

КАРТОТЕКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Сурина Л.В.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра –это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры : воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал : картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры : в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры : воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя» .

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.

Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,… холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры : воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) - мамин,
Шляпка (чья?) - бабушкина,
Поднос (чей?) - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить...).

Ход игры : в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

Я буду летчиком, летать на самолетах.

Я буду врачом, лечить детей.

Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель:

Материал:

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель:

Материал : мяч.

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

«Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

«Четвертый лишний (с мячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка , санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник , альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

Дидактическая игра «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?...Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца ваза – две…вазы

стул – два..стула вишня – две…вишни

стол - два…стола слива – две…сливы

кот - два …кота кошка – две…кошки чашка – две…чашки

окно – два…окна машина – две…машины

дерево – два…дерева

тюльпан – два …тюльпана роза – две…розы

помидор – два…помидора

кастрюля – две…кастрюли костюм – два…костюма майка – две…майки

Дид. игра «Звуковая дорожка»

Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи.

Описание куба: На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.

Ход: Дети передают кубик, произнося считалку.

«Раз, два, три, четыре, пять

Будешь ты вращать».

Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, подбирает картинку с заданным звуком.

«Насос» - звук [с]

«Жук» - звук [ж]

«Комар» - звук [з]

«Машина» - звук мотора [р]

«Камыши» - звук ветра [ш]

«Коза» - звук [к]

Дид. игра «Назови слова»

Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.

Дид. игра «Зоопарк»

Дид. игра «Веселый язычок»

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

В: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).

В: Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка») .

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай0ка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр. «Полакаем молоко»)

А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.

Дид. игра «Какое слово потерялось? »

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Воспитатель читает стихотворение.

«Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко. »

В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку (гладко)

Спать пора! Уснул бычок,

в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Дид. игра «Зоопарк»

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Вова сказал слово «попугай»)

Определяется победитель. За названные слова дети поощряются фишками.

Дид. игра «В кругу с мячом»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно.

Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

Дид. игра «Сердитый ворон»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .

В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к

мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

Дид. игра «Назови слова со звуком [с"] и [с].»

Цель: Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [с"] и [с].

Ход: Детям даются конверты с тремя картинками: в двух есть звуки [с"] и [с], а в одной нет, и две фишки-кружочка синего и зеленого цвета. Дети называют изображенный на картинке предмет и накрывают его кружочком синего, если звук [с], или зеленого, если звук [с"], цвета.

Дид. игра «Самолет»

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме.» А. Барто

Дид игра «Слова – загадки»

Цель: Продолжать учить детей определять протяженность слов.

Ход: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют какое слово длинное или короткое

Занятие № 9.

Тема. Родственники слов.

Программное содержание:

    Познакомить с понятиями « родственные слова» .

    Закрепить умения слышать слоги в слове, делить на слоги двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами; произносить каждую часть слова.

    Развивать мелкие мускулы руки с помощью пальчиковой гинастики.

Оборудование: мяч, лист бумаги и простой карандаш на каждого ребёнка.

Ход занятия.

В. – Ребята, у вас есть родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки. Это члены вашей семьи. Как можно другими словами назвать членов одной семьи? (одные люди, родственники).

В. – В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка. Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трёх человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из десяти и более человек. В русском языке есть слова – родственники. Эти слова близки по смыслу и чем – то похожи друг на друга.

Рассмотрим семью слов: рыба, рыбак, рыбка, рыбалка, рыбный (суп)… (разбираем лексическое значение слов).

Вывод: « Слова близки по смыслу»

В. – А чем похожи эти слова друг на друга? (У всех слов повторяется общая часть – рыб ).

В. – Слова родственники в русском языке мы будем называть родственными словами. Как можно узнать родственные слова? (Родственные слова близки по смыслу. У всех родственных слов есть общая часть (одинаковая часть, звучат похоже)).

Садитесь по удобнее Сейчас я вам расскажу сказку про любопытную Ёлочку. Слушайте внимательно и подмечайте, какие родственные слова встречаются в этой сказке?

Сказка про любопытную Ёлочку.

В густом зелёном ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие она была очень любопытная часто задавала вопросы. – Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, -на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? -Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастёшь, и на твоих ветках появятся красивые, твёрдые шишки. – Почему, -спрашивала Ёлочка у бабушки старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки, прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов и клестов – это самая лакомая еда.

В.- Какие родственные слова вы заметили? (Ёлочка, мама – Ель, бабушка – Ель, ельник, еловые).

Правильно. Молодцы! А сейчас поиграем. Становитесь в круг. Игра « Разделим на части». (В середину круга встаёт сначала воспитатель).

Буду я сейчас водить,

Буду я произносить

Какое – нибудь слово

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить.

Под мяч! Начинаем!

(Мама, сады, домик, вода и т.д. (деля слова на части ребёнок подбрасывает мяч столько раз, сколько слогов в слове)).

В. – А сейчас будем делить слова и записывать их с помощью схемы. (Шишка, роза, дом). –Сколько частей в слове дом ? (одна) - Слова состоящие из одной части, называют короткими: мяч, рак, шар, сыр, лист и т. д. – Ма –ши –на. - Сколько частей в этом слове? (три). Слова состоящие из трех и более частей называют длинными. – Какая первая часть в слове машина? (вторая, третья).

В.- Поиграем с пальчиками. Дождик.

Меж еловых мягких лап (Поглаживают подушечками пальцев поверхность стола) Дождик: кап – кап – кап . (стучим пальцами по столу) Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох . (касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук) Где листок к листку прилип , Вырос гриб, гриб, гриб . (Поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко). Кто нашёл его друзья? (указательным пальцем правой руки касаемся поочерёдно всех пальцев левой руки). – Это я, я, я! (Сжимаем все пальцы левой руки в кулак, кроме мизинца, показываем на него).

Игра « Попугайчики»

Мы не девочки, не мальчики,

Все сейчас мы попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе снами повторяй:

« Соне в оконце светит солнце».

В. – Произнесите скороговорку тихо, погромче, громко, потом медленно, быстро. – Дома расскажите мамами папам, что у слов есть тоже родственники. Слова похожие друг на друга и имеющие одинаковую часть называют родственниками.

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39

учитель-логопед Петришина Елена Виленовна

Цели: закреплять умение образовывать родственные слова; упражнять в выделении главного и лишнего слова в группе родственных слов; упражнять в выделении родственных слов из текста.

Оборудование: пособие «Родственное дерево»; предметные картинки: подснежник, подосиновик, скворечник; пособие «Ромашка».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: какое сейчас время года? (Весна). А какое время года было перед весной? (Зима). Давайте немного вспомним о зиме. Давным-давно люди потеряли слово СНЕГ, потеряли его и забыли о нем. А слово попало в землю, и появились слова-ростки: СНЕГУРОЧКА, СНЕЖИНКИ, СНЕГОВИК. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родственники. И назвали люди такие слова РОДСТВЕННЫМИ.

1. Упражнение «Узнай по описанию»

Логопед выставляет на доску «Родственное дерево».

Логопед: Давайте мы с вами назовем родственные слова к слову СНЕГ. Я буду описывать предмет, а вы должны узнать о чем я говорю. Если ответ будет правильным, то на нашем дереве «вырастет» желудь.

Логопед:

Девочка в красивой шубке и шапочке, любит веселить ребят и приходит зимой с Дедом Морозом. (СНЕГУРОЧКА)

Его лепят из снега. Вместо носа морковка, на голове ведро. (СНЕГОВИК)

Падает, кружится; ажурная, холодная. (СНЕЖИНКА)

Логопед прикрепляет желуди на родственное дерево.

Логопед: от какого слова родились эти слова? (от слова СНЕГ)

Логопед: слово СНЕГ – главное слово.

2. Игра «Слова, которые спрятались»

Логопед читает стихотворение «Яблоко».

На пригорке яблонька стояла,

Яблочко на яблоне поспевало.

Солнышко пригрело – яблоко созрело

Ветерок подул – яблоко спугнул…

По тропинке яблоко покатилось.

На варенье яблоко пригодилось.

Получилось яблочное варенье,

А пирог с ним яблочный – просто объеденье!

Логопед: Ребята, давайте найдем слова, которые «спрятались» в этом стихотворении. Эти слова должны быть похожи на слово ЯБЛОКО. Значит слово ЯБЛОКО – главное слово.

На доске выставляется серединка ромашки, на которой наклеена картинка с изображением яблока. Логопед читает стихотворение второй раз и совместно с детьми выделяет родственные слова. К серединке ромашки прикрепляются лепестки с картинками: яблочко, яблоня, яблонька, яблочный пирог, яблочное варенье.

Логопед: теперь с помощью картинок вспомним и самостоятельно назовем слова-родственники к слову ЯБЛОКО.

3. Игра «Слово, которое не подходит»

Баран, бараний, барабан, барашек, баранина.

Логопед: какое слово здесь лишнее? (БАРАБАН). А какое слово главное среди слов: баран, бараний, барашек, баранина? (БАРАН).

Дом, домик, домашний, домино, домище.

Лес, лесок, лесник, лиса, лесной.

4. Координация речи с движением

Дети, детки, детвора!

В детский сад идти пора!

В детстве любят все играть.

Бегать, прыгать и скакать.

5. Игра «Отгадай загадку»

Логопед: надо отгадать загадки и найти в тексте слова-родственники к слову-отгадке.

Из-под снега в лесочке

Появились цветочки.

Снежок, растай!

Нам проталинку отдай! (ПОДСНЕЖНИК)

Вот осиновая роща,

Под осинкой я расту

В ярком красненьком берете…

Меня заметишь за версту. (ПОДОСИНОВИК)

Прилетят весной скворцы

Для них построим мы дворцы. (СКВОРЕЧНИК)

6. Игра «Лишний гость»

Логопед: ребята, послушайте рассказ тетушки Воды.

Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему прочь уходить. А вы догадались, кто лишний?

7. Итог занятия

Логопед: ребята, какие слова мы сегодня подбирали? (родственные).

Бальбина И.В., учитель-логопед

Денисова А.А., учитель-логопед

14 апреля состоялся Марафон специальных учителей, на котором выступили наши коллеги. Предлагаем вашему вниманию материалы их выступления.

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. К школе у детей должно быть сформировано умение быстро и правильно подбирать однокоренные слова, связанные друг с другом по смыслу. Они должны достаточно быстро создавать целые цепочки таких слов.

Ограниченный словарный запас детей, приблизи-тельное понимание ими семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому, что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики, они с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово.

Устранить эти речевые недочеты можно только при система-тической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря. Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыс-лении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. В процессе игр с родственными словами дети усваивают значитель-ное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения.

Последовательность ознакомления детей 6-7 с родственными словами:

1 этап.

Выделение в каждой группе родственных слов главного слова, несущего основной смысл и являющегося основой, от которой образованы все слова данной группы.

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Игры и упражнения.

Игра «Добавь словечко» (с опорой на картинки)

Подбор родственных слов к слову ДОМ.

И с крылечком, и с окном

На пригорке стоит (дом) .

Дом огромный, с медведище

Называется … (домище) .

Если в доме жил бы гномик,

Называл бы дом свой … (домик) .

Совсем крошечный, для мышки

Назовем мы дом … (домишко) .

Здесь за печкой, за трубой

Живет старый … (домовой) .

Выпил чай, съел торт вчерашний

И надел халат … (домашний) .

К слову дом прибавь хозяйка.

Кто же мышь? … (домохозяйка) .

Игра «Отгадай слово»

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

Огромная рыбина? (Рыбища)

Рыбная ловля. (Рыбалка)

Ловить рыбу. (Рыбачить)

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)

Назови его ласковою (рыбачок)

Что такое уха?(рыбный суп)

Игра «Что это?»

Лес - это … (место, где растет очень много деревьев).

Лесок- это … (маленький лес).

Лесной - это … (то, что находится в лесу).

Лесник - это… (человек, который охраняет лес).

Лесовик - это … (сказочный герой, который живет в лесу).

Игра «Отгадай загадку»

Отгадать загадки и найти в тексте слова-родственники к слову-отгадке.

Из-под снега в лесочке

Появились цветочки.

Снежок, растай!

Нам проталинку отдай! (подснежник)

Вот осиновая роща,

Под осинкой я расту

В ярком красненьком берете…

Меня заметишь за версту. (подосиновик)

Игра «Слова, которые спрятались»

Найти похожие слова, которые «спрятались» в стихотворении.

Дождь осенний задождил,

Всю листву дождем умыл.

Мы по лужам дождевым

Скачем по дорожке,

На плечах- дождевики,

На ногах- сапожки.

День дождливый, ну и пусть!

Не страшны тоска и грусть!

Мы дождинки на лету

Соберем в ладошки,

Пусть осенний дождик льёт,

Пляшут наши ножки… .

2 этап.

Исключение «лишнего» слова, не подходящего по смыслу к группе родственных слов.

Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть такие слова: газ - газета, лес - лиса, дом - домино, то есть при словообразовании они проводят дифференциацию между родственными и похожими по звучанию словами, но имеющими другой смысл. Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова.

Игры и упражнения.

Игра «Лото»

Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки изображение, например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрать из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой карточки.

Игра «Лишний гость»

Послушайте рассказ «Родственники»:

Вы кто такие?

Я Гусь, это - Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

А я ваша тётя - Гусеница.

Кто лишний? Есть ли в этом рассказе однокоренные слова?

Игра «Найди лишнюю картинку»

Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя

Игра «Четвёртый лишний».

Послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и объясните почему?

Садик, садовод, сад, салат.

Садовник, всадник, рассада, сады.

Назвать лишнее слово, используя картинный материал

3 этап.

Группировка родственных слов путем разделения по смыслу каждой из групп слов на 2 разные родственные «семьи»

Игры и упражнения.

Игра «Раздели на группы»

Дети делят предложенные слова на 2 группы (по картинкам; без картинок)

Лес и лист:

лес, лист, лесной, листик, лесник, лесистый, листок, листва;

Гора и горе:

гора, горе, горка, горевать, горный, гористый, горюшко;

4 этап. Образование детьми родственных слов по данному педагогом образцу

Игры и упражнения.

Игра «Цветок»

Дети образуют родственные слова при помощи вопросов логопеда, зарисовывают слова элементами мнемотехники в виде.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, готовые схемы мнемотехники для образца.

Игра «Цепочка слов» или мнемодорожка.

Дети образуют родственные слова с помощью вопросов, записывают элементами мнемотехники, составляют рассказ.

Слова: снег, снежинки, снежный сугроб, снеговик, снегурочка, снежки, снегири, подснежник.

Рассказ «Зима». Зимой выпал белый пушистый снег. Лёгкие и узорные снежинки падали на землю и образовывали снежные сугробы. Дети вышли на улицу и стали лепить снеговика. Кто-то слепил красивую Снегурочку. Кто-то играл в снежки. На заснеженные деревья прилетели красногрудые снегири. Весной, когда снег растает, появятся первые цветы - подснежники.

Игра «Дерево родственных слов»

Задание: Кто больше подберёт родственных слов к слову…

Дети по очереди называют слова - родственники, используя в качестве листочков для дерева элементы мнемотехники.

Работа с пословицами.

Выделение родственных слов в каждой пословице.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

В процессе лексико-грамматических игр и упражнений с родст-венными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в школе.

1. Александрин И.Н. Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи/ Логопед 2008 №01

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М, 2001.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.

4. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.

5. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. СПб., 1999.