Главная · Монтаж · Сообщение "внеучебная деятельность школьников". Внеучебная деятельность студентов как один из факторов формирования их профессиональной компетентности Внеучебная деятельность определение

Сообщение "внеучебная деятельность школьников". Внеучебная деятельность студентов как один из факторов формирования их профессиональной компетентности Внеучебная деятельность определение

Юденкова И.В. 1 , Горская С.В. 2

1 ORCID: 0000-0001-7671-2299, Кандидат психологических наук, 2 ORCID: 0000-0002-3350-7540, Кандидат педагогических наук, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал), г. Арзамас

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация

В статье раскрыты особенности профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе с учетом духовно-нравственного, интеллектуального потенциалов личности. Внеучебная деятельность студентов представлена как один из важнейших факторов, влияющий на формирование их профессиональной компетентности. Особое внимание авторы статьи уделяют системе кураторства, студенческому самоуправлению и включенности каждого в разнообразные виды деятельности. Доказана эффективность максимальной погруженности студентов в разностороннюю внеучебную деятельность в целях формирования зрелой личности, компетентной в профессиональной сфере и готовой к реализации нововведений в системе образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, образование, внеучебная деятельность студентов, педагогическая задача, студенческое самоуправление.

Yudenkova I . V . 1 , Gorskaya S . V. 2

1 ORCID: 0000-0001-7671-2299, PhD in Psychology, 2 ORCID: 0000-0002-3350-7540, PhD in Pedagogy, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas branch), Arzamas

EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF STUDENTS AS A FACTOR OF THE FORMATION OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE

Abstract

In the article the peculiarities of professional training of future teachers in higher education institution are depicted taking into account spiritual and moral, intellectual potential of the personality. Extracurricular activity of students is presented as one of the most important factors that influence on the formation of their professional competence. The authors of the article pay special attention to the system of coaching, student’s self-government and everyone’s involvement in various kinds of activity. The efficiency of the maximum of students’ absorption in versatile extracurricular activity is proved for the formation of the mature personality competent in professional sphere and ready to realization of innovations in the system of education.

Keywords : professional competence, education, extracurricular activity of students, pedagogical problem, student’s self-government.

В настоящее время наша страна находится в состоянии глобальных перемен в различных сферах общества. Это объясняется необходимостью быть конкурентоспособной на мировой арене. Необходимо постоянно держать руку на пульсе, чтобы ориентироваться в области современных открытий науки, техники, экономики и т.д. В связи с этим наше общество сегодня остро нуждается в универсальных специалистах различного профиля, способных критически мыслить; мобильно реагировать на все изменения; имеющих свою позицию, способность ее отстаивать, творчески подходить к решению возникающих проблем . В их подготовке огромную роль играет система образования, которая не случайно сегодня претерпевает большие изменения.

Особое внимание в настоящее время уделяется системе вузовской подготовки будущих педагогов, которая, несомненно, наполняется новыми аспектами, основанными на усилении внимания к развитию личности самого будущего педагога. В результате подобной стратегии впоследствии можно получить учителя или воспитателя, способного развивать личность ребенка, не только учитывая его интересы и потребности, мобилизуя его внутренние ресурсы, способности, но и удовлетворяя всем требованиям общества к современному типу человека.

Итак, на современном этапе развития общества приоритетным направлением в формировании будущего педагога является не только его профессиональная подготовка, но и формирование духовно-нравственного, интеллектуального потенциалов личности. Этот подход может быть реализован не только в рамках учебной деятельности студентов, но и в процессе воспитательной работы вуза (внеучебная деятельность студентов). Мы покажем возможности реализации указанного подхода на примере деятельности факультета дошкольного и начального образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (АФ ННГУ).

Важной составляющей воспитательной работы на факультете является деятельность педагогического коллектива и студенческого сообщества по адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза. Для них в начале учебного года специалистами психолого-педагогической службы филиала проводятся адаптивные тренинги, а студентами-старшекурсниками «Веревочный курс», направленные на знакомство и сплочение студентов. На базе Арзамасского филиала действуют такие творческие студии, как: «Вокал», «Театральная студия», «Хореография», «Литературное чтение». Здесь студенты-первокурсники могут раскрыть и реализовать свои творческие способности.

Достаточно хорошо на факультете развита система кураторства. Кураторы первого курса больше внимания уделяют адаптации студентов в условиях вуза, созданию и развитию студенческого коллектива, актива группы, положительного микроклимата в группе. Кураторы выпускных групп больше нацелены на работу по трудоустройству выпускников, по подготовке к итоговой государственной аттестации.

Работа куратора направлена на организацию жизнедеятельности студенческой группы. В этом ему помогает актив группы: староста, его заместители, профорг и ребята, входящие в состав различных студенческих объединений: научное, учебное, трудовое, спортивно-оздоровительное, культурно-массовое. Куратор, работая в группе, старается организовать студенческую жизнь таким образом, чтобы каждый был максимально погружен в какую-либо иную деятельность, а не только в учебную. Опыт показывает, что максимальная включенность студента в общественную работу с учетом его возможностей, имеющихся талантов и способностей благотворно сказывается на учебе, а в дальнейшем положительно влияет на профессиональную деятельность.

Особое внимание на факультете отводится воспитательной работе со студентами, проживающими в общежитиях. Общежитие, в котором проживают студенты, находится в шаговой доступности. Регулярно кураторы посещают комнаты своих студентов, отслеживая условия их проживания, особенности взаимодействия в сложившемся коллективе; анализируют имеющиеся проблемы и ищут совместно со студентами и воспитателями общежитий пути их решения. Кроме того, кураторы имеют возможность посещать мероприятия, проводимые в общежитиях (Осенний бал, День защитника Отечества, Праздник 8 Марта, Масленица, конкурс «Лучшая комната общежития» и др.). Такую насыщенную всевозможными конкурсами и мероприятиями жизнь студентов, проживающих в общежитиях, безусловно, можно назвать систематической работой по формированию дружного коллектива. Несомненно, такая работа со студентами способствует раскрытию их творческих возможностей, расширению знаний из разных областей, воспитанию уважительного отношения друг к другу, педагогам, формированию представлений о традициях своего народа.

Традиционно на факультете в течение учебного года проходят праздничные вечера, фотовыставки, литературные конкурсы. Студенты посещают музеи, выставочный зал г. Арзамаса, спектакли в ТЮЗе. Наши студенты участвуют в организации и проведении региональных детских творческих конкурсов «Радуга мастерства», «Мир красками детства» и др.; проводят социально-значимые акции – «Подари праздник детям» в рамках Международного дня защиты детей, «Мы вместе» для детей с ограниченными возможностями здоровья, «День пожилых людей» и др.; участвуют совместно с преподавателями в проектной деятельности.

Участие в подобных мероприятиях позволяет студентам оттачивать профессионально важные умения и навыки, учиться взаимодействовать не только друг с другом, но и с людьми разных возрастных категорий, разного социального статуса, жизненного опыта, что вновь, несомненно, плодотворно работает на становление будущего профессионала в своей области. Интересно отметить тот факт, что в процессе такого многогранного взаимодействия студентам удается другими глазами взглянуть на самого себя как на личность, на свои возможности, способности, на будущую профессию. Именно в ходе живого взаимодействия с разными возрастными группами наступает осознание и глубокое понимание студентами сути будущей профессии и своей возможности или невозможности работать в этой сфере .

В вузе функционируют «Школа молодого ученого», «Школа Карьеры», «Школа вожатого». Студенты с удовольствием их посещают. Здесь ребятам предоставляется возможность доразвить необходимые для будущей профессии умения и навыки, приобрести дополнительные знания, расширить свой кругозор, обрести педагогический опыт. Как правило, студенты, посещающие дополнительные занятия в рамках того или иного направления, более уверенно потом чувствуют себя в дальнейшем и в плане знаний, и в плане поведения, находясь непосредственно в зоне общения с детьми (летние лагеря в рамках педагогической практики, школы, детские сады, учреждения дополнительного образования и т.д.). В итоге ребята способны грамотно выстраивать свою речь, они имеют свою профессиональную позицию, четко понимают свои педагогические задачи, свой функционал, они способны адекватно оценивать свои личностные особенности и возможности, могут выстраивать линию своего дальнейшего развития и вносить конструктивные изменения в педагогическую практику.

Таким образом, работа со студентами в нашем вузе представляет собой целостную систему, выстроенную с учетом богатого личностного потенциала человека. Ключевым аспектом в деятельности педагогического коллектива является объединение образовательной деятельности с деятельностью по формированию многогранной личности, не только теоретически грамотной в своей области, но и способной ориентироваться в любых педагогических ситуациях, готовой к нововведениям в системе образования, способной к построению педагогической деятельности с учетом собственных новых разработок, которые в дальнейшем смогут послужить базой для модернизации системы образования в стране, отвечающей на вызовы времени.

Литература

  1. Щенникова С.В. Интегративный подход в подготовке будущего педагога к творческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Киров, 2003. – 18 с.
  2. Щенникова С.В., Юденкова И.В. Условия эффективного развития профессионального самоопределения студентов педагогического вуза // Приволжский научный вестник. 2014. № 12 -4 (40). С. 67-70.
  3. Юденкова И.В., Щенникова С.В. К вопросу о реализации практикоориентированного подхода в условиях педагогического вуза // Приволжский научный вестник. 2014. № 8 -2 (36). С. 97-99.

References

  1. Shennikova S.V. Integrativnyj podhod v podgotovke budushhego pedagoga k tvorcheskoj deyatelnosti : Avtoref.dis.kand.ped.nauk . – Kirov, 2003. – 18 p.
  2. Shennikova S.V., Yudenkova I.V. Usloviya jeffektivnogo razvitiya professionalnogo samoopredeleniya studentov pedagogicheskogo vuza // Privolzhskij nauchnyj vestnik . 2014. #12-4 (40). P. – 67-70.
  3. Yudenkova I.V., Shennikova S.V. K voprosu o realizacii praktikoorientirovannogo podhoda v usloviyah pedagogicheskogo vuza // Privolzhskij nauchnyj vestnik . 2014. #8-2 (36). P. – 97-99.

составная часть воспитательной системы школы, включающая в себя все виды деятельности учащихся под руководством и совместно с педагогами за исключением учебной. Внеучебная деятельность по составу подобна внеклассной работе. В нее входят: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по интересам, способностям и склонностям; познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; общественно полезная деятельность учащихся; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Эти направления обеспечиваются различными формами дополнительного образования, общешкольными мероприятиями, клубно-кружковой работой, внеклассной работой. Внеучебная деятельность в школе организуется на основе достаточного разнообразия видов и форм деятельности учащихся, развития детского самоуправления, добровольного участия ребят. Концепция ее создания в школе определяется общей концепцией развития школы. Внеучебная деятельность – эффективное средство сплочения школьного коллектива, воспитания любви к школе, формирования социальных качеств учащихся – умений общаться, руководить и подчиняться, наблюдать жизнь, делать свой выбор. Внеучебная деятельность формирует воспитательный уклад школы, она определяет интерес учащихся к учебной познавательной деятельности и, в конечном итоге, воспитывает самоценное отношение детей к школьным годам как необходимому и значимому жизненному этапу.

В 1930-е гг. происходил и некоторый пересмотр воспитательных задач, среди которыхприоритетное место начинает занимать не подготовка интернационалиста-строителя коммунистического общества, а формиро­вание активного, политически грамотного строителя советского общества, патриота своей страны. При этом, еди­ная политическая и методологическая основа воспитания - марксистско-ленинское учение, оставаясь таковой, по сути, подвергается некоторой трансформации и пересмотру, что отразилось на характере и содержании воспитательного процесса.

В направлении реализации задач воспитания значительное внимание уделялось вопросам организации внеучебной деятельности детей иподростков. Получившие в 1920-е гг. широкое распространение так называемые внешкольные клубы и клубы пионеров в 30-е гг. были дополнены профсоюзными клубами и домами культуры, в которых проводилась работа с детьми в различных секциях и кружках во внеучебное время. Тогда же, в 1930-е гг. были созданы детские парки и детские дома культуры, Дома пионеров, городские и загородные лагеря, детские железные дороги и пароходства, станции юных туристов, техников и др.

После постановлений партии и правительства о школе в деятельно­сти внешкольных учреждений и в содержании внешкольной работы про­изошли значительные изменения. Программы кружков, клубов, студий стали теснее связаны с учебными программами школы, ставилась за­дача активно помогать школе в развитии у детей интереса к науке, стремления овладеть знаниями.

Содержание и характер внеучебной и внешкольной работы в 1930-е гг. был раскрыт в постановлении СНК РСФСР «О ме­роприятиях по развертыванию внешкольной работы среди детей» (1932) и Письма Наркомпроса «О развертывании внешкольной работы с детьми» (1932). На основании этих документов была проведена значительная практическая работа по созданию государственной сети внешкольных досуговых и образовательных учреждений. Открывавшиеся Дома и Дворцы пионеров и школьников, будучи учрежде­ниями комплексными и располагая многообразием кабинетов, лабора­торий, мастерских, спортивных сооружений, были рассчитаны на работу со значительным числом детей. В них проводилась кружковая и студийная работа с постоянным составом школьников и разнообразные детские праздники и мероприятия.

Центральная детская техническая станция (1930) проводила очные и заочные состя­зания, в которых принимали участие школьные авиамодельные кружки авиамоделисты детских технических станций, аэроклубов Осоавиахима, детских парков, пионерских лагерей, детских площадок при домоуправлениях. Центральная станция юных натуралистов и станции юннатов на местах проводили многочисленные массовые мероприятия (походы, смотры, слеты). По инициативе станций юннатов в стране ежегодно проводились мас­совые кампании - День леса, День птиц и т.д. Широко развернулось движение «юных друзей Автодора», содействовавшее увлечению детей автомобильным транспортом. В эти годы впервые возникли такие уникальные внешкольные учреждения, как детские водно-техни­ческие станции и речные порты, детские железные дороги.

В январе 1935 г. в здании Государственного политехнического музея была открыта постоянно действующая выставка детского технического творчества, а на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве был постро­ен специальный павильон юннатов.

По мере становления и развития сети внешкольных детских учреж­дений Наркомпрос проводил работу по созданию нормативных докумен­тов о них, где определялись общие принципы деятельности внешкольных учреждений, их структура, порядок руководства, управления и финан­сирования.

Тесная связь со школой всегда была важнейшим принципом в дея­тельности внешкольных детских учреждений. С развитием сети специа­лизированных учреждений вошло в практику составление совместных планов внешкольной воспитательной работы. Коллегия Наркомпроса РСФСР специальным решением в 1932 г. обязала заведующих шко­лами (с 1934 г. – директоров) ежемесячно планировать внешкольную работу и организацию досуга детей. Директорам детских внешкольных учреждений было пред­ложено «обеспечить проведение регулярных экскурсионно-туристических мероприятий среди учащихся начальных, неполных средних и средних школ, организуя эту работу в выходные дни, в зимние, весенние и особен­но в летние каникулы». Программы кружков, клубов, студий органически связывались с учебными программами школы и при этом решали задачу помощи школе в развитии у детей интереса к научным знаниям, стремления овладеть этими знаниями.

Активное участие в организации и проведении внешкольной деятельности учащихся принимали различные общественные организации. Центральный совет Всесоюз­ного общества изобретателей (ВОИЗ), например, принял 10 ноября 1936 г. специальное постановление, обязывающее все заводские советы ВОИЗа организовывать квалифицированную консультацию руководи­телям кружков и юным техникам. В областных, краевых центрах, где в распоряжении советов ВОИЗа имелись дома техники, предлагалось соз­дать лектории по технике для детей и подростков. Центральная детская техническая станция совместно с Государствен­ным политехническим музеем в ноябре 1936 г. организовала детский на­учно-технический лекторий. Лекции читали профессора и преподаватели вузов, инженеры и писатели.

Расширение сети внешкольных детских учреждений, усложнение содержания их работы, повышение их роли в воспитании детей потребовали расширения подготовки квалифици­рованных кадров внешкольных работников. С этой целью в 1928 г. по решению ЦК ВКП (б) при Академии коммунистического воспитания было организовано специальное отделение по подготовке внешкольных работников. Отделение Академии занимало особое место в системе подготовки кадров внешкольных работников. Оно готовило методистов и организаторов детского досуга и внеучебной воспитательной работы. Препода­вали в 1930-е гг. на этом отделении известные педагоги и психологи П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Н. Груздев, И.Ф. Свадковский, С.М. Ривес.

В 1933 в Ленинграде был создан Внешкольный педагогический техникум с отделениями: основное, трудовое, внешкольное, физкультурное, биб­лиотечное, отделение по подготовке работников для детдомов.

Наркомпрос РСФСР и ЦК ВЛКСМ регулярно созывали совещания руково­дящих работников детских внешкольных учреждений, где обсуждались вопросы подготовки и переподготовки кадров, планы развития сети вне­школьных учреждений, проблемы совершенствования содержания вне­школьной воспитательной работы. Центральная детская техническая станция по поручению Наркомпроса регулярно проводила совещания со специалистами по вопро­сам развития детского технического творчества, на которых поднимались вопросы подготовки кадров внешкольных работников.

В 1936 г. Наркомпрос на совещании заведующих кафедрами педаго­гики и психологии педагогических вузов дал указание об обязательном знакомстве студентов с работой внешкольных учреждений с тем, чтобы выпускники педагогических учебных заведений знали содержание и мето­ды внешкольной работы.

Таким образом, уже к середине 1930-х гг. была создана государственная система внешкольных детских учреждений, в. которую входили как учреждения широкого профиля – Дворцы и Дома пионеров, так и узкого профиля – станции юннатов, детские технические станции, дома художественного воспитания детей, театры. В целом, разработка проблем воспитания учащихся в 20-30-е гг. происходила в условиях формирования системы так называемого «коммунистического воспитания», что находило отражение, как в педагогической теории, так и школьной практике. Например, это отразилось в передаче функций управления воспитательной деятельностью в школе из ведения Наркомпроса в ведение ЦК ВЛКСМ.

Характерной особенностью периода конца 20–30-х гг. было недостаточное соединение теории данного вопроса с практикой, которая значительно опережала теорию. Развитие педагогических идей происходило в условиях только складывавшейся новой теории, а практика при этом опиралась на богатый опыт дореволюционной России и зарубежных стран (хотя официально это и отрицалось).

К заслугам данного периода относится создание системы внешкольного образования, характеризовавшейся большим спектром (свыше 30 видов) внешкольных образовательных учреждений; приоритетным вниманием их не столько к политическому просвещению, сколько к развитию научно-практического интереса у детей; тесной связью со школой, проявлявшейся, например, в общих планах совместной деятельности и в их реализации; технической направленностью учреждений как условием развития интереса и создания конкурса в профессиональные технические учебные заведения и постепенное решение в дальнейшем кадровых проблем и т.д.

Внеучебная деятельность учащихся происходила и в самой школе и направлялась, главным образом, пионерской и комсомольской организациями . Элементом внеучебной деятельности школьников являлось их участие в работеорганов ученического самоуправления . Еще в «Основных принципах единой трудовой школы» (1918) при раскрытии задач ученического самоуправления указывалось на то, что дети должны участвовать во всей школьной жизни, пользо­ваться правом самоуправления и всегда быть готовыми к активной вза­имопомощи. «Основные принципы…» подчеркивали, что, «готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы».

Разработкой теоретических основ ученического самоуправления в 20-е гг. занимались Н.К. Круп­ская, П.П. Блонский, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, М.М. Пистрак. В самоуправлении они видели одну из форм педагогической работы,
которая сможет эффективно содействовать подготовке активных строите­лей нового общества. Отдавая должное принципу творческой активности
и самодеятельности детей, педагоги решительно выступали против «овзросления» методов школьной работы, отождествления понятий «управление школой» и «самоуправление».

Органы школьного самоуправления работали на основе утвержденного коллегией Наркомпроса РСФСР «Положения об организации учащихся в школе второй ступени» (1921) и «Тезисов о самоуправлении» (1923), подготовленных Главным ученым советом. Самоуправление в общеобразовательной школе находило отражение в различных формах: деятельность старост класса, советов и комитетов старост и учащихся в рамках школы, звеньев, бригад и др. Руководящими органами детского самоуправления практически повсеместно были: общее собрание, учебный комитет и его президиум, классный комитет, групповой комитет. При учебном комитете действовали различные комиссии, а при его содействии работали разнообразные кружки.

В соответствии с общими задачами и учетом местных возможностей определились следующие основные направления работы ученического самоуправления: краеведческая работа (изучение природы и общественно-трудовой жизни родного края); непосредственная связь с произ­водством, общественными организациями и местным населением (посильное участие в их работе, пропагандистская и агитационная деятельность); шефская работа (над сельской школой, частями Красной Армии и детскими учреждениями); установление межшкольных связей (в масштабе города, уезда, губернии). Несколько позднее эти направления в содержании ра­боты органов ученического самоуправления, претерпев некоторую перегруппировку, определились как админи­стративно-управленческое, санитарно-хозяйственное, об­щественно-политическое и учебное.

Значительно расширялось содержание работы учени­ческого самоуправления в области общественно-полити­ческой деятельности школьников. Согласно требованиям первых комплексных программ, учащиеся должны были овладеть определенной суммой навыков в этой работе. К ним относились: активное участие в общих собрани­ях, их ведение (работа председателя, члена, секретаря); индивидуальное выполнение и сотрудничество в кол­лективном выполнении общественных поручений; ор­ганизация общественных предприятий (артелей, круж­ков, комиссий, кооперативов, клубов, общих праздников и развлечений); участие в составлении и выпуске стенных газет, сборников, журналов и т. д. Таким содержанием работы мыслилось обеспечить об­щественно-политическое воспитание школьников, пере­дать им определенную сумму знаний для ориентировки в политической и общественной жизни страны, а также обеспечить привитие соответствующих навыков общест­венной работы, труда.

В области учебно-производственной работы органы ученического самоуправления учитывали ход соцсорев­нования, организовывали работу учащихся в кабинетах, мастерских, лабораториях, участвовали в деятельности предметных комиссий преподавателей при планирова­нии учебного материала и т. п. Наконец, функцией уче­нического самоуправления была организация помощи отстающим ученикам.

Содержание работы органов ученического самоуправления в школе в 1928 – 1931 гг. отражало специфику того периода. Во-первых, всей работе придавался массовый общественно-политический характер. Во-вторых, появлялись новые участки работы или выделялись такие, кото­рым ранее уделялось меньше внимания. В-третьих, переносился акцент на внешкольную работу, которая нередко расценивалась как основная и главная в жизни учениче­ского самоуправления.

Внешкольная работа органов ученического самоуправления состояла в борьбе за улучшение быта населения, в активном участии в клубной жизни и т.п. Особо важным участком внешкольной работы признавалась ликвидация неграмотности среди взрослого населения.

В целом, в содержании работы органов учени­ческого самоуправления в 1929 – 1931 гг. преобладала общественно-политическая направленность, ученическое самоуправление активно участвовало в проведении всех государственных кампаний, что требовало как внешкольной, так внутришкольной работы.

Содержание работы ученических организаций было в центре внимания I-го Всероссийского совещания по самоуправлению учащихся в школе (июнь 1931г.). В содержании работы органов ученического самоуправления на этом совещании был отмечен перенос внимания с таких «традиционных» элементов содержания работы учкомов, какорганизация самообслуживания, внутришкольного труда и хозяйства, наблюдения за санитарией и гигиеной помещения и учащихся, на массовую общественную и производственную работу преимущественно внешкольного характера.

Важным делом в практике работы органов уче­нического самоуправления в 20-х гг. было проведение детских конференций по вопросам деятельности ученических ор­ганизаций и установления разнообразных межшколь­ных связей в пределах города, уезда, губернии, респуб­лики. Проведение ученических конференций, создание ими постоянно действующих межшкольных органов ученического самоуправления с тенденцией координации работы принимало все более широкие масштабы, вплоть до рес­публиканских органов.

Особый размах и буквально всеобщее распростране­ние практика проведения конференций школьников при­обрела со второй половины 20-х годов. Ученические конференции, непосредственно связанные с работой детского самоуправления, в 1926 – 1929 гг. проводились почти повсеместно.

Однако в 1929 – 1931 гг. практика проведения ученических конференций несколько сужается. Упоминания о них в печати встречаются все реже. Проведение конференций было признано делом, отрывающим учеников от систематических занятий и нарушающим деятельность школьного самоуправления на местах.

Организационные формы ученического самоуправле­ния 1920-начала 30-х гг. были весьма многообразны и во многом копировали структуру высших органов власти в стране и отражали в своей деятельности их работу.

Самоуправление учащихся было теснейшим образом связано с деятельностью комсомольской и пионерской организаций, которые в значительной степени определяли его состав и направляли деятельность органов самоуправления. С начала 30-х гг. после постановлений ЦК ВКП (б) и СНК СССР, которые привели к изменениям в структуре управления школой и повышению роли учителя в учебно-воспитательном процессе, характер деятельности ученического самоуправления значительно изменился и стал полностью отождествляться с деятельностью пионерской и комсомольской организаций.

В условиях построения коммунистического общества и господства марксистско-ленинской идеологии любые детские и юношеские организации в школе могли создаваться только с разрешения и под контролем местных и центральных партийных органов. Такими организациями, начиная с 20-х гг., стали пионерская и комсомольская организации.

Деятельность комсомольской организации в школе была официально закреплена «Положениями о работе Российского Коммунистического Союза Молодежи среди учащихся», утвержденными Оргбюро ЦК РКП (б) в мае 1919 г., и действовавшими без серьезных изменений до начала 30-х гг. В этом документе определялись об­щие организационные основы работы школьной комсо­мольской ячейки, принципы ее отношений ко всем учащимся и правила приема учащихся в ряды РКСМ. В «Положениях» указывались и каналы воздействия школьников комсомольцев на «широкие массы учащих­ся».

До 1920 г. молодежное коммунистическое дви­жение в РСФСР не имело четкой и определенной программы своей деятельности в области работы в шко­ле. Поэтому на III съезде комсомола были сформулированы основные задачи в этой области. Усиление внимания к содержанию политического воспитания подрастаю­щих поколений, укрепление и рост численности комсомольских организаций в начале 20-х годов сделали возможным создание массовой дет­ской коммунистической организации, рассчитанной на учащихся среднего школьного возраста.

В 1921 году по указанию ЦК ВКП (б) было созвано специальное совещание по планированию работы с детьми. На совещании было принято решение о деятельности детских организаций только под эгидой Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). Комиссия, созданная на совещании, разработала примерный устав организации «Юные пионеры имени Спартака». Устав определял цель и структуру организации, возрастные границы ее членов (11-14 лет). На совещании были также сформулированы и законы юных пионеров.

Вторая Всероссийская конференция РКСМ (1922) приняла решение о создании под руководством комсомола коммунистической детской организации юных пионеров. По итогам конференции было определено, что «детское движение должно стать одной из форм классовой пролетарской борьбы и воспитания в детях трудящихся классового самосознания». На V съезде РКСМ были определены задачи детского движения: «Оно должно, прежде всего, себе ставить целью организацию, сплочение, воспитание и подготовку масс к борьбе за интересы пролетариата. Задача классового воспитания также стоит перед детским движением, которое в то же время преследует цели всестороннего развития детской натуры, характера и ума ребенка».

В це­лях максимального обеспечения коммунистического влия­ния на детей основным организационным принципом строительства деткомдвижения было создание пионер­ских отрядов не в школе, а при предприятиях, т.е. там, где существовали партийные и комсомольские ячейки, где имелись крепкие рабочие коллективы. На крупных предприятиях, при которых создавался не один, а несколько отрядов, эти отряды составляли пионерба­зу. Общее руководство отрядами юных пионеров осуще­ствлялось местными бюро ЮП при районных, областных (краевых) комитетах РКСМ и, наконец, Центральным бюро при ЦК комсомола.

На III Всероссийской конференции РКСМ (июнь, 1923) было отмечено, что до сих пор комсомол ставил своей целью организа­цию детей на основе их самодеятельности, главным образом, вне влия­ния семьи и школы. Конференция постановила уси­лить влияние комсомольских организаций через юных пионеров на школы, постепенно завоевывая руководящее положение в органах школьного самоуправления через втяги­вание школы в политические кампании.

С 1924 г. началось активное проникновение пионерского движения в школу через создание пионерских форпостов, объединявших и координировавших деятель­ность пионеров (входивших в разные отряды, организо­ванные при производствах), но обучавшихся в одной шко­ле. Эти меры нашли закрепление в «Положениях о пионерских форпостах в школе» (1924). Конкретные задачи форпостов в школе были сформулированы в постановлении ЦК ВКП (б) «О пионерском движении» (1925). Основной задачей пионерской орга­низации, говорилось в постановлении, должно быть повы­шение успеваемости пионеров в школе и налаживание их учебы, одновременно втягивание учащихся в работу фор­поста и налаживание сотрудничества детей с учительст­вом, помогая им в строительстве новой школы.

Пионерские организации стали создаваться на базе школ, поскольку там были собраны дети определенного возраста, и с ними легче было проводить агитационную работу по привлечению их в организацию. О месте и роли пионерской организации в школе было указано в «Положении о работе пионерорганизации» (1925) и постановлении ЦК ВКП (б) «О пионерском движении» (1925). В этих документах было обращено внимание на необходимость «завоевания влияния и руководства всеми видами общественной работы учащихся путем активного участия в ней пионеров, одновременно втягивая учащихся в их работу».

Большое место в работе ячеек ВЛКСМ в школе на протяжении 1920-начала 30-х гг. зани­мала борьба с так называемым «академизмом». Сторонники «академизма» в школе – это часть учителей и учащихся, считавших, основная задача школьного образования заключается не в политическом просвещении, а в освоении учащимися основ наук. В целях недопущения потери своего влияния на школу, пионерскими и комсомольскими организациями повсеместно проводились собрания и заседания с критикой подобного подхода.

Постановление ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе» потребовало перестройки работы пионерской организации в школе. Эти же требования содержались и в специальном поста­новлении ЦК ВКП (б) «О работе пионерской организа­ции» (1932). В начале 1930-х гг. произошло полное прикрепление пионерских организаций к школе, что означало отождествление пионерской организации с коллективом учащихся и, таким образом, деятельность учащихся сливалась с деятельностью комсомольской и пионерской организаций.

В целом, развитие идей детского самоуправления и формирования детского коммунистического движения и их реализация в практике средней школы на протяжении 1920-30-х гг. в условиях жесткой идеологии имело два этапа: первый характеризовался относительно самостоятельным развитием идей самоуправления и детских коммунистических организации, а второй – сращиванием в теории и практике этих двух аспектов.

Активное влияние пионерских и комсомольских школьных организаций на процесс обучения, приводило к отходу от основной задачи общего образования в средней школе, заключающейся не в политическом просвещении, а в освоении учащимися основ наук. Хотя в постановлениях конца 20-30-х годов и говорилось, что главным делом пионерской организации, должно быть повы­шение успеваемости пионеров в школе и налаживание их учебы, на практике это отражалось в весьма искаженном виде. Полное прикрепление пионерских организаций к школе, произошедшее в конце 20-х гг., обеспечивало максимальное идеологическое влия­ния на детей, так как деятельность учащихся теперь сливалась с деятельностью комсомольской и пионерской организаций.

В то же время, необходимо выделить и позитивные моменты работы с детьми на протяжении 20-30-х гг. В работе пионерских организаций находили место такие формы деятельности детей, как: помощь семьям погибших солдат и командиров, приучение к систематическому труду, начальное овладение различными отраслями техники, осознание себя гражданами общества через участие в самоуправлении школой и ряд других.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Систематизация теоретического и практического опыта внеучебной деятельности школьников и задачи школы по ее организации. Примерная разработка программы кружка как образовательной формы организации внеурочной деятельности учащихся младших классов.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2011

    Основы организации обучения школьников начальных классов народной культуре во внеучебной деятельности. Программа фольклорного объединения "Соловушка". Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности в обучении младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2014

    Организация свободного времени учащихся. Воспитание и развитие познавательного интереса у школьников в процессе внеурочной работы. Виды внеклассных работ по информатике в школе. Создание нравственного, волевого и эмоционального компонентов миропонимания.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2014

    дипломная работа , добавлен 11.11.2011

    Формирование экологических знаний и практической природоохранной деятельности у учащихся среднего звена сельской школы в единстве учебной и внеучебной деятельности. Экологизация как тенденция развития системы школьного географического образования.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2014

    Обоснование процесса формирования познавательного интереса младших школьников в педагогической науке. Анализ и оценка результатов формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению.

    дипломная работа , добавлен 19.01.2014

    Характеристика компетентностного подхода организации внеучебной деятельности учителя. Анализ возрастного развития первоклассников. Рекомендации по реализации компетентностного подхода учителя начальных классов в организации внеучебной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

Социальное воспитание подростков выступает одним из важных факторов стабилизации общества. Оно должно достигать двух целей: успеваемости социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности и как личности. Профессиональные учебные заведения чаще всего не могут выбрать необходимую направленность внеучебной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и преподавателей.

Внеучебная работа формирует и развивает личность ученика. Руководить воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намеченные нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но формировать у учеников потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил.

Итак, важным направлением деятельности педагогического коллектива современного профессионального учебного заведения есть организация и руководство внеучебной и воспитательной работой учеников. Значительную часть этой работы планируют и осуществляют кураторы (моральное воспитание, стимулирования учебной деятельности, организация общественно-полезной работы). Значительное место в организации внеучебной работы занимают воспитательные мероприятия (вечера, дискотеки), которые проводятся руководством учебного заведения.

При организации внеучебной воспитательной работы необходимо направить усилие педагогического коллектива и руководства на:

1. Разносторонность ее содержания, и общественную направленность (моральное, эстетичное, физическое, трудовое воспитание и т.д.).

2. Важной стороной этой работы есть использование массовых форм, как для воспитания учеников, так и для рациональной организации их свободного времени.

3. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеучебная работа охватывала всех учеников.

4. Внеучебная работа должна оказывать содействие развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учеников.

С учетом этих положений педагогический коллектив профессионального учебного заведения может разрабатывать систему внеучебной работы, а руководство - предоставлять методическую помощь и осуществлять контроль за проведением и качеством этой работы.

Разработаны общие принципы организации внеучебной работы.

Наиболее общим принципом, который определяет специфику занятий с учениками во внеурочное время, есть добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы ученику был предоставленный выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учеников в учебном заведении можно провести анкетирование или опрос о том, чем бы ученики хотели заниматься после занятий.

Важно, чтобы любой вид внеучебной деятельности, в который включаются ученики, имел общественную направленность , чтобы ученик видел, что то дело, которым он занимается, необходимо и полезно обществу.

Очень важна также опора на инициативу и самодеятельность . Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается учениками так, будто она возникло по их инициативе.

Успеху внеучебной воспитательной работы оказывает содействие и четкая организация. Осуществления комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач.

При выборе содержания и организационных форм всегда необходимо придерживался принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Важным условием реализации всех видов воспитательной работы есть обеспечения их единства, преемственности и взаимодействия .

Формы внеучебной работы

Наиболее распространенные такие организационные формы внеучебной работы: индивидуальные, кружковые, групповые, массовые.

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учеников, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это разрешает каждому найти свое место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учеников путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеучебная работа оказывает содействие выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорта. Наиболее распространены такие ее формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждения литературы, экскурсии, изготовление наглядных приборов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчет работы кружка, чем год может проводиться в виде вечера, конференции, спектакля, обзора.

К групповым формам работы относятся молодежные клубы по интересам, клубы профессиональных сообществ, клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч и т.п.. Действуют они на основах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Профильные клубы - литературные, физические, химические, математические. Целью политических клубов может стать изучение молодежного движения за границей, изучения истории политических учений и др.

Распространенной формой являются музеи учебных заведений. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в таких музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведется широкая переписка, работа в архивах. Материалы музея должны использоваться на занятиях, для просветительской деятельности среди взрослого населения.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в учебном заведении. Они рассчитаны на одновременный охват многих учеников. Им присущи, торжественность, яркость, большое эмоциональное влияние на учеников. Массовая работа включает в себя широкие возможности активизации учеников. Так конкурс, олимпиада, соревнования, игра требуют непосредственной активности каждого. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживания, которые возникает от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива.

Традиционной формой массовой работы есть проведение праздников, которые могут касаться календарных дат, юбилеев выдающимся людей. На протяжении учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют мировоззрение, чувство приобщения к жизни страны.

Широко используются конкурсы, олимпиады, обзоры. Они стимулируют активность учеников, развивают их инициативу. В связи с конкурсами обычно организовываются выставки, которые отражают творчество учеников: рисунки, произведения, изделия.

Олимпиады организуются по учебным предметам. Их цель - вовлечь всех учеников и обнаружить наиболее талантливых.

Обзоры - наиболее общая форма массовой работы. Ее задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, организация кружков, клубов.