Главная · Электробезопасность · Современные польские деревянные дома. Самобытная деревенская роспись залипие

Современные польские деревянные дома. Самобытная деревенская роспись залипие

В мире много прекрасных мест, которые приобрели красоту и особое очарование благодаря фантазии, творческому подходу и стараниям их жителей. Достаточно вспомнить итальянский осров Бурано с его яркими разноветными домами, прекрасный город Миттенвальд в Баварии и его сказочные дома, расписанные художниками, словно иллюстрации к книгам или остров Лансароте с его красивыми деревнями и удивительными домами.

Жители польской деревни Залипие (Zalipie), расположенной на юге Польши, благодаря своему творчеству сделали небольшую деревушку одним из самых очаровательных и красочных мест в стране. Они любят украшать свои дома красочными цветочными орнаментами. Но не только фасады домов, объектами их творчества стали и стены и потолки внутри дома, предметы домашнего обихода, сараи, заборы, колодцы, ведра и даже бочки.


Сейчас эта очень красивая деревня стала центром этнографического народного искусства в своем регионе и одной из настоящих достопримечательностей Польши . Благодаря страсти деревенских жителей и художников к творчеству и самовыражению здесь ежегодно проводится конкурс «Разрисованный дом» (Malowana Chata).

Традиции росписи домов в Залипие уже более 100 лет. А все началось с обычной побелки стен, закопченных сажей. Во время побелки воображение и фантазия хозяек помогли им разглядеть в рельефах стен очертания не только цветов и листьев, но и целых букетов. Так, используя подручные материалы — коричневую глину, сажу из печных труб, известь и березовые палочки вместо кисточек, деревенские женщины стали рисовать цветы на стенах своих домов.



Сейчас в деревне более 20 разрисованных домов. Самым известным и талантливым художником Залипие была Фелиция Курылова (Felicja Curylowa, (1904-1974г.г.). Ее оригинальный и очень красивый дом после ее смерти стал музеем и передан Региональному мезею города Тарнов (Tarn?w). Здесь сохранился интерьер, созданный талантливой хозяйкой, и можно полюбоваться истинной красотой, созданной деревенской женщиной.

Вилла "Едлинка", построенная по проекту С. Виткевича

Строительство и связанное с ним деревянное зодчество в Польше ухо­дят своими корнями в очень далекое прошлое. Первые следы строений об­наружены при раскопках древнеславянского городища на Бискупинском озере, около Познани, которое отно­сится к V веку до нашей эры, к периоду так называемой лужицкой культуры.

Жилища были сооружены из вер­тикально расположенных необрабо­танных бревен, соединенных на углах столбами с пазами. Единствен­ным украшением построек был грубо обтесанный паздур - шпиль, венчав­ший конек крыши.

Из хроник, дошедших до наших дней, следует, что около X века на­шей эры появились первые резные детали в деревянных языческих хра­мах. Наряду с развитием деревянно­го зодчества развивалось и приклад­ное декоративное искусство.

В X-XVI веках деревянное стро­ительство достигло в Польше боль­шого расцвета. Наряду с простыми жилыми и хозяйственными построй­ками сооружались усадьбы, амбары, трактиры, ветряные и водяные мель­ницы, кузницы, а также культовые постройки - храмы, звонницы, ча­совни и придорожные поклонные кресты. С течением времени все боль­ше внимания строители начинают уделять архитектурным деталям, на­ружному украшению и украшению помещений.

Первоначально декоративную роль играла сама конструкция зданий. Со­единение бревен сруба по углам «на облап», когда образующиеся выпуски выходят за пределы стен, или в «ры­бий хвост», когда по углам не дела­ется выпусков, само по себе служило декоративным элементом в деревянном зодчестве.

Многие архитектурные детали зданий стано­вятся украшением бла­годаря богатой резьбе. Постепенно все чаще применяется декоратив­ное оформление на кон­цах несущих балок и резьба на свесах крыш. Резьба покрывает двер­ные рамы и полотно са­мих дверей. Все сложнее становится узор на кон­солях, притолоках, сое­динениях дверных косяков, стропилах, несущих балках, фри­зовых рейках.

Гуральский стиль.

Публикую статью одного моего знакомого дизайнера, которая недавно имела удовольсвие не только полюбоваться и сфотографировать польские деревянные дома,но пообщаться с их гостепреимными хозяевами.

Люди и архитектура.История одного эксперимента. Автор. Е.Забелина (дизайнер)

Страница 1

Страница 3

Страница 2

Страница 4


Подгальский стиль

Очень интересны декоративные украшения в деревянной архитекту­ре Подгалья - большой горной до­лины, лежащей между Бескидами и Татрами, на юге Польши, а также в прилегающих к нему районах. Спе­цифика подгальского стиля в народ­ном искусстве складывалась на про­тяжении столетий, под влиянием климатических условий, традиций и верований местного населения, спе­цифики основного строительного ма­териала - дерева. Деревянное зодче­ство и декоративное искусство разви­вались в тесной гармонии с приро­дой, которая служила народным умельцам неиссякаемым источником вдохновения.

В подгальском народном зодчестве чувствуется дыхание гор, оно впита­ло в себя их суровую красоту. Огромный вклад в культивирова­ние и популяризацию подгальского стиля в архитектуре внес Станислав Виткевич (1851-1915), художник, критик и писатель, поселившийся в 1888 году в сердце Татр - Закопане, Станислав Виткевич, прекрасный знаток и поклонник прикладного ис­кусства Подгалья, местного народно­го творчества, предложил во всем районе Татр и окрестностях распро­странить и закрепить стиль, опирающийся на горские традиции, их ар­хитектуру и искусство резьбы по де­реву.

Виткевич стремился к возрожде­нию и использованию всех самых ценных по форме художественного выражения элементов декоративного прикладного искусства и плотничье­го мастерства гуралей как в стро­ительных конструкциях, оформле­нии интерьера, так и архитектурных деталях.

Он считал Подгалье заповедником старого, исконно польского стиля в деревянном зодчестве.

Благодаря Виткевичу возрос инте­рес к народным умельцам Подгалья, а стиль, распространению которого он активно содействовал, стал назы­ваться стилем Виткевича, или закопанским. Его влияние распространи­лось на архитектуру и искусство как светское, так и церковное.

Закопанский стиль

Характерные завершения крыш - щиты

Рыси - балки под навесом крыши

Характерные черты закопанного стиля в архитектуре - каменный фундамент, бревенчатый сруб, часто обшитый досками, крутые, стрельчатые крыши с узорными, далеко выстающими навесами, веранды и кры­лечки с дощатыми перилами, укра­шенными резьбой или контурной по­резкой, треугольные фронтоны чер­дака с резным мотивом солнца и рез­ным фигурным шпилем на коньке крыши, профилированные консоли, резные столбы, резьба на дверных косяках и полотне дверей. Все эти детали можно увидеть в крестьянских домах, усадьбах, амбарах, трак­тирах, на воротах. Такие же декора­тивные детали применялись в цер­ковном строительстве - богато ор­наментированные воротники, прорез­ные подзоры в костелах, часовнях, на звонницах, на могильных памят­никах, которые зачастую бывают подлинными шедеврами малых форм деревянного зодчества.

Много труда и искусства вкладывали народные умельцы и в украше­ние интерьера. Богатая резьба по­крывала балки, потолки, карнизы, деревянную мебель, разную домаш­нюю утварь и посуду. Типичный дом татринского горца сложен из тесанных пихтовых бре­вен. Для него характерны стрельча­тые крутые крыши, покрытые гонтом или дранкой - тонкими деревянны­ми пластинками, заходящими одна на другую, как чешуйки. Далеко выстающие навесы крыш подпирают рез­ные балки - рыси. Конек крыши венчает резной шпиль - памдур. Двери, ведущие в дом, обычно закан­чиваются сверху луком или аркой.

Снаружи и внутри дома богато украшены резьбой - объемной и ажурной. Балки, поддерживающие свес крыши, бывают самой причуд­ливой формы. Щиты крыш зачастую обшиваются досками, уложенными в затейливый узор. Преобладает обыч­но мотив солнца. Тот же мотив повто­ряется на дверях. Двери вообще за­нимают важное место как декоративный элемент. Здесь дарование на­родных умельцев находит широкое приложение. Один из старых спосо­бов украшения дверей - колкование, то есть вбивание деревянных колыш­ков, образующих узор. Раньше ко­лышки, сделанные из прочного дере­ва, вбивали для соединения дверных стояков с притолокой. Позднее они приобрели самостоятельное декоративное значение. Их стали делать не только в местах соединений, но и на других частях дверной рамы и двер­ного полотна. Одним из излюбленных мотивов, повторяющихся и на дверных притолоках - лежухах, и на застшалах - элементах, связывающих дверной стояк с притолокой, был геометрический либо растительный орнамент, паженица - гуральский узор, встречающийся в вышивках, металлических украшениях, народ­ных костюмах. Очень часто встреча­ются различные варианты розеток.


Орнамент на дверях


Орнамент на наличниках окон

Наличники, обрамляющие окна, покрывает не столь богатая резьба. Чаще всего их украшают фризами.

В некоторых больших домах гор­цев - гуралей, декоративным элемен­том служили столбы и узорчатые пе­рила веранд. Наружное оформление дополняли зубчатые навесы со сквоз­ной пропильной резьбой и такой же конек крыши, образованный срезан­ными по косой линии, а чаще - по­лукругом, крайними слоями гонтов. Народные мастера сумели открыть красоту даже в таком казалось бы малопримечательном материале, как волнёнка - древесное волокно или тонкая и длинная деревянная струж­ка, которой законопачивают щели между бревнами сруба. При кладке сруба между бревнами специально оставляют отверстие - шели шири­ной от 3 до 6 сантиметров, для чего между концами бревен кладут специальные колышки. Щели затыкают потом свернутой в жгут стружкой. Торчащие изнутри края срезают сня­той с рукоятки косой. Снаружи жгу­ты, лежащие между бревнами, обра­зуют красивые и затейливые узоры.

Давайте теперь заглянем внутрь такого дома. Обычно в нем две избы: черная, или жилая, где сосредото­чена вся жизнь обитателей, и белая, парадная, в которой стоят высо­ко застланные кровати с горой взби­тых подушек, расписные сундуки с приданым и праздничной одеждой, мебель, украшенная резьбой.

Внутренняя сторона дверей, цен­тральная потолочная балка - сосремб - покрыты богатой резьбой затейли­вого орнамента. Резьбу можно встре­тить и на потолке между балками.


Сосрембы - центральные потолочные балки

Вдоль стен под потолком, над окна­ми и вдоль балок тянутся резное фризы. Немало поработали народ­ные умельцы и над мебелью, кото­рую покрывает густой узор. Стол, стулья, лавки, колыбель, которая подвешивается обычно на потолочной балке, наклонные однорядные полки для посуды, полки для ложек - лыжники, - вырезанные из явора половники, ложки, вилки, кружки и другие предметы домашнего обихода, сделаны и украшены с любовью и мастерством. Орнамент повторяет многие геометрические узоры, укра­шающие дом снаружи и внутренние потолочные балки: зубцы, полу­кружья, дуги, розетки. Очень бога­тая резьба покрывает посудные пол­ки, особенно их верхнюю часть. Основная техника - рельефная резьба и долбление, а также ажурная сквоз­ная резьба.

Декоративные элементы можно встретить и в самых простых жилых и хозяйственных постройках: высокогорных пастушьих хижинах, ови­нах, амбарах. Как правило, это резные узоры на дверных рамах, свесах крыш, срезанный под углом гонт, об­разующий чешуйчатое покрытие крыш.

Фризы внутренней отделки помещений

Внутри хижины можно зачастую увидеть орнаментированный столб, профилированные выпуски балок, узорные головки колышков, укрепля­ющих деревянную конструкцию, резные «ядвиги» - специальные крюки с пазами, которые закреплялись на потолке, а служили для того, чтобы подвешивать над очагом на разной высоте котелки, в которых варилась пища.


Столбы В гуральской избе

Изобретательность и талант народных масте­ров часто находят при­ложение в конструкции и украшении оград. Обычно столбики огра­ды делаются из четырех расположенных по углам квадрата жердей, при­крытых конусовидной крышей с резным краем и маленьким шпилем - паздуром.

Даже в самых простых оградах, отгораживаю­щих загоны для овец на высокогорных пастбищах, можно встретить декоративные элементы в угловых столбиках.

Ворота, ведущие в гуральское хозяйство, ча­сто имеют крышу, обыч­но четырехскатную, опирающуюся на столбы. И здесь повторяются те же, что и на крышах, резные шпили, декоративные навесы, часто зубчатые, орнамент на опор­ных столбах, профилированные выпуски балок, узор на полотне ворот, в котором встречается мотив солнца. Иногда декоративную роль играет об­шивка из досок.

Очень красивые ворота бывают ча­ще всего в хозяйствах замкнутой за­стройки, где жилой дом вместе с сое­диненными с ним хозяйственными постройками образуют замкнутый четырехугольник, со двором посере­дине.

Важное место среди гуральских по­строек, больших и малых, занимают колодцы. Украшение наземной части колодезного сруба часто чрезвычайно богато и разнообразно. Нередко колодцы - это подлинные шедевры плотничьего искусства.

Богато украшенные колодцы стро­ились на рубеже XIX и XX веков, в период расцвета закопанского сти­ля, пропагандируемого большим его поклонником Станиславом Виткевичем, архитектором, художником и писателем. Колодцы напоминают маленькие домики с затейливыми бал­кончиками, крышами, резными шпи­лями. Они покрыты богатым орна­ментом, в котором повторяются гуральские мотивы, геометрические и растительные, часто встречается до­щатая обшивка.

Правда, после второй мировой вой­ны наметилось некоторое оживление старого закопанского стиля в подгальском народном творчестве, деко­ративном искусстве и строительстве, однако не всюду в Подгалье это про­ходило последовательно, к тому же иногда утрачивалась чистота стиля из-за многочисленных псевдонарод­ных наслоений и влияния псевдосовременной моды.

Музеи-заповедники под открытым небом, в которых собраны наиболее характерные и самобытные примеры народного мастерства в его чистой форме, служат делу культивирования и развития народных традиций. Один из таких заповедников - Сондецкий этнографический парк.

Этот заповедник создан в 1967 году и занимает около 20 гектаров. Он расположен в живописном районе, с типичным для Подгалья рельефом.


Киевляне гордятся музеем народной архитектуры Пирогово, львовяне – Шевченковским гаем. И там, и там можно увидеть старинные украинские хаты с расписными стенами и вышитыми рушниками. Правда, это все музеи под открытым небом, а вот польская деревня Залипье уникальна тем, что расписные дома здесь сохранились не в качестве экспонатов. Деревенские жители продолжают многолетнюю традицию, щедро декорируя дома и хозяйственные постройки.


Украшать дома женщины начали в конца 19 – начале 20 вв. Самобытный залипский орнамент привлекает искусствоведов, художницы-самоучки наносят яркие цветочные узоры на стены домов, двери, ставни и даже крышу. Все Залипье – сплошное буйство красок.


Точно неизвестно, как зародилась традиция украшения домов. Существует версия, что первоначально женщины пытались закрашивать пятна сажи на стенах. Разукрашивали и саму беленую печь. Зола, глина, известь, кирпич – из этих незатейливых материалов изготавливали краски, рисовали преимущественно цветы.


Сейчас рисунки приобрели исключительно декоративное значение, поскольку пятен от сажи на кухне у современной хозяйки уже не найдешь. Рисунки залипских мастериц стали более сложными и изощренными. Разукрашивают не только дома, но и хлева, собачьи будки, колодцы, даже до моста через местную речушку добрались.


В старые времена художницы сами изготавливали кисточки, нередко для этого использовали коровий волос. Как правило, рисунки на домах обновляли раз в год к Празднику Тела и Крови Христовых.


с 1948 года в Залипье проходит ежегодный праздник «Малевана хата». Местные художницы соревнуются в своих умениях, как правило, мастерицам удается создавать все новые и новые цветочные композиции, а также дорисовывать те, что были созданы в прошлые годы.


Говоря об этой многолетней традиции, нельзя не упомянуть имя Фелиции Цуриловой, которая жила здесь в начале 20 века. Она внесла огромный вклад в развитие залипского рисунка, в ее доме-музее до сих пор хранятся покрывала, подушки, чехлы для мебели, разрисованные цветами.


Несмотря на то, что Залипье – настоящий музей под открытым небом, туристам это место еще пока в новинку. Возможно, это и к лучшему, так как здесь все еще сохраняется атмосфера деревенской тишины и спокойствия.

Частный дом в деревне Борувец, недалеко от города Познань, Польша, построен в 2016 году по проекту архитектурной студии mode:lina. Дом построен из простых и доступных материалов, таких как бетон, древесина, листовой металл и кирпич. Благодаря своей оригинальной форме, он получил название «Дом за забором» (The Fence House). Двухэтажное здание площадью 290 квадратных метров представляет собой два одинаковых блока с покатой крышей и асимметричным кубом, в котором оборудован гараж.


Со стороны улицы дом имеет закрытый фасад без окон, что обеспечивает конфиденциальность личной жизни и создает ощущение уединения и безопасности. Отделанный металлическим сайдингом серого цвета, фасад напоминает забор. Зато со стороны внутреннего двора фасад имеет большую площадь остекления, благодаря чему дом выглядит стильным и гостеприимным. Большие панорамные окна и раздвижные стеклянные двери открывают потрясающие виды на сад во дворе и лес, расположенный неподалеку. Хозяевами особняка является семья с двумя малолетними детьми.


Желание владельцев дома иметь изолированные друг от друга пространства продиктовало данную конструкцию здания. Кроме того, молодая семья пожелала иметь большие свободные пространства, так как в будущем планирует рождение еще нескольких детей. Один блок здания занимают апартаменты родителей, другой – детские комнаты. На первом этаже оборудована общая для всех зона – социальная. Здесь находятся гостиная, столовая и кухня, выходящая в сад. Интерьер, выполненный в современном стиле, впечатляет множеством оригинальных дизайнерских решений.


Шикарно смотрится большая домашняя библиотека, расположенная в мезонине над гостиной. Книжные полки сделаны из массивных дубовых брёвен, придающих этой зоне особый уют и очарование. Изюминкой интерьера является окно в коридоре, выполненное в виде картины, откуда виден стоящий в гараже уникальный красный автомобиль – гордость хозяев дома. Интересно представлен интерьер детской комнаты. Две кровати выполнены в виде отдельных домиков с окнами и световыми люками, которые позволяют детям ощущать свое личное пространство и чувствовать себя более комфортно.


Ярким штрихом в дизайне интерьера являются ретро-двери, напоминающие двери амбара, которые в сочетании с современной мебелью делают пространство брутальным и эксклюзивным. Шикарно смотрится лестница, соединяющая этажи дома, выполненная из бетона и стекла. В интерьере использовано много натуральных материалов, доминирующим из которых является дерево. Присутствие в оформлении помещений сырого бетона, грубой древесины и открытого кирпича привносит в интерьер промышленный намек. Во дворе дома оборудовано несколько уютных террас и большой бассейн.