Главная · Инструмент · Сравнительный анализ зарубежных теорий личности. Теории личности в трудах отечественных психологов. Типологические модели социальных характеров: Эрих Фромм

Сравнительный анализ зарубежных теорий личности. Теории личности в трудах отечественных психологов. Типологические модели социальных характеров: Эрих Фромм

Теории личности различаются между собой по виду элементов, или структурных понятий, которые они используют; они также различаются по способу концептуального осмысления организации этих элементов. Некоторые теории выстраивают сложную структурную систему, в которой много компонентов связано между собой множеством разнообразных связей. Другие теории предпочитают простую структурную систему, в которой имеется всего несколько компонентов, соединенных немногочисленными связями.

За всеми современными теориями личности явно или неявно стоит философское представление о природе человека. Например, одна из теорий рассматривает человека как организм, который размышляет, выбирает и принимает решение (рациональное представление о человеке), в то время как другая видит в человеке организм, который ведет себя иррационально, вынужденно, под влиянием влечений (представление о человеке как о животном); одна теория видит в человеке механизм, автоматически реагирующий на внешние стимулы (механистическое представление), тогда как другие смотрят на него как на систему, перерабатывающую информацию, подобно компьютеру (компьютерное представление) Узнадзе Д.Н. Общая психология. М. 2004. - С. 64..

Различие зарубежных теорий личности может быть проиллюстрировано на примере. Карл Роджерс определял личность в терминах самости: как организованную, долговременную сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в течение жизни человека.

По поводу отечественных концепций личности следует отметить, что в каждой из них личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности. В большинстве определений личности, приводимых в описанных концепциях, подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми. В описанных концепциях личность характеризуется в эволюционном процессе, как субъект влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и динамичную внешнюю среду.

Отечественные концепции представляют личность, как «ответственную» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде. Сравнение обобщенных взглядов отечественных психологов обнаруживает определенное сходство между ними в отношении личности. Следовательно, общее движение психологической мысли, фиксируемое у разных исследователей, внушает определенный оптимизм в отношении этой сложной психологической проблемы - проблемы личности Узнадзе Д.Н. Общая психология. М. 2004. - С. 65 - 67..

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологический характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Можно выделить 3 периода развития психологии личности:

философско-литературный – проблемы нравственной и социальной природы человека;

клинический – начало 19 века, проблемами психологии личности занимались врачи-психиатры. В центре внимания – особенности личности больного человека.

Экспериментальный - начало 20 века, бурное экспериментальное исследование личности, математико-статичтическая обработка данных.

Немов насчитывает около 48 теорий личности, которые можно оценить

Неофрейдизм. Юнг (аналитическая психология), Адлер (индивидуальная психология), Хорни (социокультурная теория), Фромм, Райх и т.д.

Неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и выдвигают теорию зависимости личности от среды. Среда проецирует на личность свои важные качества. Они становятся формами активности этой личности. Ведущую роль в поведении человека, его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют с одной стороны врожденные инстинкты (Фрейд – секс и агрессия; Адлер – стремление к совершенству, превосходству и преодоление неполноценности; Юнг – энергия бессознательного «либидо» имеет разные формы проявления и в разное время). С другой стороны – желания, аффекты, мысли, образы, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелания (культурная неприемлемость или травмирующее содержание). Содержания бессознательного всегда мощно энергетически заряжены. С точки зрения всех представителей психоанализа эта энергия является основным двигателем человеческого поведения, его устремлений, его личности. . Влечение бессознательного находится в противоречии с нормами культуры. Инстинкты асоциальны, эгоистичны (Фрейд). Психическое и социальное развитие человека, его личности идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития личность человека, его «Я» вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом. Этот баланс устанавливается с помощью защитных механизмов. Защитный механизм - специфическое изменение содержания сознания, возникшее в ситуации внутреннего конфликта. Основным недостатком фрейдизма можно считать сильное преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психологии человека. Он понимал человека как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения

Бихевиоризм (поведенческий подход). возник в начале ХХ века. Основоположник – Джон Уотсон . Психология должна изучать поведение. Личность в этом случае выступает как организованная и относительно устойчивая система навыков. Человек понимается как, прежде всего, реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции.

Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием определенной среды. При этом утверждается, что формирование человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения живого. Среда формирует поведение путем стимулов и подкреплений. Стимулы – это то, что предшествует поведению и вызывает его. Подкрепление – последствие поведения. Если последствие не желательно для индивида, то поведение затормаживается. Если последствие благоприятно, то поведение воспроизводится вновь.Толмен, Бандура - Бихевиоризм слишком биологизировал человека.

Гуманистическая теория главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Абрахам Маслоу, Карл Роджерс. Главный мотив человеческого поведения и развития личности – стремление к самоактуализации. Самоактуализация – это непрерывный процесс развития. У каждого человека от рождения есть свой внутренний потенциал, который стремится к раскрытию (метафора бутона Роджерса). Главные черты личности, которая самоактуализируется: открытость опыту и знание себя, не прибегает к защитным механизмам; если возникают негативные чувства, он признает их существование; доверие к себе, уверенность в своих силах и компетентность; такой человек способен полагаться на собственное мнение, а не на то, которое ему навязывается извне; он способен справляться с жизненными трудностями; самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь.

Главное отличие от психоанализа и бихевиоризма – то, что они не признают свободу личности зависят от инстинкта, от среды. Гуманистическая психология утверждает, что заложником обстоятельств человек чувствует себя только тогда, если личность развивается не нормально. Нормально развивающаяся личность всегда имеет свободу выбора.

Топологическая теория.

Курт Левин: различные точки жизненного пространства (поля), в которой существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается.

Гештальтпсихология (образ, форма, структура). Гештальтпсихология возникла в Германии. Келер, Левин . Выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальт). Разработали системный подход к психическим явлениям.психика целое, не выводится из элементов (как в бихевиоризме), существующих отдельно и связанных потом вместе, а, наоборот, отдельная часть целого зависит от структурных законов этого целого .

Кофка, Вертгемер, Келлер – изменение восприятия ощущения. Левин изучал мотивацию и личность. Перлз – гештальттерапия. Основные тезисы:

1. Психической деятельности свойственно стремление к целостности и завершенности. Особенно это видно на законах перцепции, восприятия.

2. Мы всегда воспринимаем не сумму ощущений, а целостностные предметы и качества.

3. Стремление к психической завершенности проявляется так же в мотивационной сфере личности (если человек не завершает действие, у него остается след напряжения, который остался от потребности).

4. Главной причиной конфликтов и неврозов личности является отсутствие целостности или возникновение ощущения отсутствия (при потере близкого – чувство вины).

Цели гештальттерапии помочь клиенту осознать конфликт или тенденции к нему и восстановить целостность:

1. Биогенетический подход ставит в основу развития Личности биологические созревания организма . Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Личности Фрейдом . Согласно его учению все поведение Личности обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями (об этом говорил и Адлер: развитие Личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителями. Это делает его социализированным и нравственным). У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социально усваиваемыми нормами. Поэтому развивающаяся Личность потенциально патологична: невротична и закомплексована. Структура Личности по Фрейду имеет следующие уровни (компоненты):

  • ОНО – бессознательная часть психики, "бурлящий котел" биологических, инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных;
  • Я сознание . На Я воздействуют три силы: "ОНО", "Сверх-Я" и общество предъявляет свои требования человеку. "Я" старается установить гармонию;
  • "Сверх-Я" совесть , служит носителем моральных стандартов.

Для спасения от конфликта между "ОНО" и "Сверх-Я" "Я" применяет средства психологической защиты: проекция, рационализация, вытеснение и т.д.

2. Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится Личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение отводится общению, психологическому взаимопониманию , в то время, как экономико-политические отношения людей и их влияние на Личности не учитываются (Дюркгейм ).

теория научения . Жизнь Личности, ее отношения – есть результат подкрепляемого научения, усвоения сумм и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер ).

теория ролей . Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначенную. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения Личности, ее отношение с другими (Э. Берн ).В итоге, каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, не замкнутых в себе свойств среды, к которым человек вынужден как-то приспосабливаться, при этом совершенно не учитываются объективные общественно исторические условия человека.

3. Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить 3 течения:

1.Концепции, отражающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта (Ж. Пиаже, Дж. Келпи ). Когнитивные теории Личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в информации, которую надо понять, оценить, использовать.

2.Концепции, в центре внимания которых стоит развитие Личности в теории персонологические (К. Бюллер ): развитие психики – инстинкт – навык – интеллект . Трактовка принципа целостности в жизнедеятельности человека и животных; потребность в самоактуализации.

3.Концепции, объясняющие поведение Личности главным образом через влечения и другие внерациональные компоненты психики – психодинамическая концепция (Э. Эриксон ):

1. главной частью структуры Личности является развитие идет через кризисы жизни;

2. процесс формирования Личности – это процесс формирования Эго-идентичности.

Экзистенциальная гуманистическая самоактуализации . Главное в Личности – устремляемость к будущему, в реализации творческих потенциалов, укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (Роджерс, Франкл – смысл – истинное начало человеческого поведения) + персонологические теории Кречмера, Кеттелла, Айзенка (факторные теории ).

(феноменологический подход..)

Похожая информация.


Критерии

Зигмунд Фрейд

Карл Роджерс

Свобода - Детерминизм

Все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются определенным законам и детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальным и агрессивным инстинктами. Рассматривал людей преимущественно механистически, по его мнению, ими управляют те же самые законы природы, которые применимы к поведению других организмов. Люди в не способны «выбирать» между альтернативными направлениями в поведении и действиях их поведение обусловлено неосознаваемыми силами, сути которых они никогда не смогут полностью узнать.

Придерживался положения «свобода на индивидуальном уровне». Люди могут делать свободный выбор и играть активную роль в формировании своей жизни. Рассматривал свободу как составную часть тенденции актуализации. Чем активнее может действовать тенденция актуализации, тем у человека: выше вероятность преодоления «условий ценности», заложенных в ранние годы жизни; больше осознанности и открытости для внутренних и внешних переживаний; больше свободы в формировании себя и своей жизни. Тенденция актуализации максимально эффективна у «полноценно функционирующих людей», которых, можно описать в терминах эмпирической свободы, организмического доверия и экзистенциального образа жизни. Именно у них человеческая свобода достигает своего пика; эти люди знают, что они свободны, считают себя первоисточником этой свободы и действительно «живут» ею в каждый момент времени.

Рациональность - Иррациональность

Люди побуждаемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые в значительной степени находятся вне сферы осознания. Являясь в определенной степени рациональным, эго как компонент структуры личности в конце концов служит средством для реализации требований ид. Доступ в сферу бессознательной мотивации с помощью психоанализа подготавливает почву для самоконтроля и саморегуляции. Важность иррациональных элементов в поведении человека.

Человек рационален. Абсурдность многих его поступков, столь очевидная в повседневной жизни (например, убийства, изнасилования, жестокое обращение с детьми, войны), проистекает из-за того, что человечество пребывает «не в согласии» со своей истинной внутренней природой. Истинная рациональность человеческого рода будет проявлять себя, когда тенденция актуализации, являющаяся побудительной силой жизни каждого его представителя, станет действенной. Когда социальные условия позволят людям вести себя в соответствии с их истинной природой, рациональность будет руководить их поведением.

Холизм - Элементализм

Опирался на холистическое представление о человеке. Понимание человека возможно на основе изучения его как единого целого. Центральным в его теории является описание индивида на языке соотношения ид, эго и суперэго. Поведение человека невозможно понять полностью вне контекста динамического взаимодействия этих трех структур психической жизни.

Человек как единое целое. Объясняет развитие человека, которое начинается с недифференцированного феноменологического поля младенца, продолжается неослабно, пока это поле не становится разделенным на «Я» и окружение (возникает Я-концепция), и достигает наивысшего развития в усилиях организма достичь единства «Я» и согласованности с собой. Если человек здоров, он всегда движется к все большей целостности и единству.

Конституционализм -Инвайронментализм

Придерживался позиции конституционализма. Ид составляет врожденную конституциональную основу личностной структуры и развития. Рассматривал психосексуальное развитие как биологически обусловленный процесс, характерный для любого человека, независимо от культуральных влияний. Люди представляет собой результат врожденных, генетически наследуемых факторов. Подчеркивал влияние родителей в ранние детские годы на последующее развитие личности. Эго развивается и вступает в действие только тогда, когда ид не в состоянии справиться с требованиями среды или окружения, а суперэго является исключительно продуктом социального окружения.

Умеренная приверженность конституционализму. Биологическая основа человеческого развития и личности. Так как «Я» появляется в ранней жизни, на него существенно влияют переменные окружения. «Безусловное позитивное внимание» от других, составляющих окружение, способствует здоровому саморазвитию; навязывание «условий ценности» препятствует ему. Присутствие инвайронментализма. Люди - единственные создания, которые реально могут осознать свое прошлое и настоящее, получая таким образом возможность выбирать свое будущее. Поскольку люди по природе рациональны и свободны, они могут как-то преодолеть влияния - конституциональные и, в особенности, окружения, посягающие на их развитие.

Изменяемость -Неизменность

Приверженец положения неизменности. Личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Структура характера индивидуума формируется в раннем возрасте и остается неизменной в зрелые годы.

Приверженец положения изменяемости. С помощью тенденции актуализации все люди, а также все другие живые организмы описываются как беспрестанно растущие, развертывающие свой врожденный потенциал и изменяющиеся в этом процессе. По мере того, как человек взрослеет, он становится все более свободным и рациональным. В значительной степени человек может решать, каким он намеревается стать в будущем. Люди могут значительно меняться в течение жизни.

Субъективность - Объективность

Люди живут в субъективном мире чувств, эмоций, ощущений и смыслов. Уникальность индивидуума частично обусловлена внешними. Появившись однажды, эти объективные условия упорно продолжают и далее формировать уникальный внутренний мир человека, имеющий для него исключительно субъективный смысл.

Субъективность ключевое положение. Человек живет в мире меняющихся, личных, субъективных переживаний, в котором он занимает центральное место. Каждый человек воспринимает мир субъективно и соответственно этому реагирует. В основе системы восприятия лежит Я-концепция.

Проактивность - Реактивность

Придерживался умеренного проактивного взгляда на природу человека. Причинность в отношении всех форм поведения заключается в потоке энергии, поступающей от ид и его инстинктов. Люди не выстраивают свое поведение осознанно; скорее психическую энергию генерируют сексуальные и агрессивные инстинкты, что и определяет разнообразие человеческих поступков. Однако индивидуумы не являются проактивными в полном смысле этого слова. Они реактивны в той степени, в какой их инстинкты направляются на внешние объекты, - последние действуют в качестве стимулов окружающей среды, вызывающих то или иное поведение.

Поведение человека целенаправленно, устремлено вперед и ориентировано на будущее. Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он в высшей степени проактивен. Внешние стимулы поддерживают рост человека и дают ему пищу, но единственной движущей силой поведения является тенденция актуализации - внешняя стимуляция не побуждает человека к деятельности.

Гомеостаз - Гетеростаз

Придерживался гомеостатической позиции. Все человеческое поведение регулируется стремлением уменьшать возбуждение, вызываемое неприятными напряжениями на уровне организма. Инстинкты ид постоянно требуют внешнего выражения, и люди организуют свое поведение таким образом, чтобы снизить уровень этого напряжения, сформированного энергией инстинктов. Индивидуумы, вместо того, чтобы стремиться к напряжению или возбуждению, испытывают желание найти состояние, свободное от всякого напряжения.

Придерживался гетеростатической позиции. Люди стремятся к стимуляции, к риску и новым возможностям для личностного роста. Побуждения, которые другие теоретики считают гомеостатическими (например, голод, секс и компетенция), в теории Роджерса относятся к категории гетеростатического мотива достижения совершенства. Полноценно функционирующий человек всегда стремится к движению, расширению, всегда ищет возможности для актуализации своего потенциала.

Познаваемость - Непознаваемость

Придерживался убеждения о научной познаваемости сущности человека. Люди подчиняются тем же самым законам природы, что и любой живой организм. Рассматривал людей как биологически детерминированные организмы, глубинная мотивация которых может быть раскрыта с помощью научно обоснованных методов психоанализа. Разгадка природы человека доступна только научному знанию.

Человек непознаваем в традиционном научном смысле. Допускал, что может существовать такая вещь, как «объективная истина» или «реальность», также настаивал на том, что никто не сможет достичь ее, потому что каждый из нас живет в мире личных, субъективных переживаний.

Работа подготовлена на основе труда Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера . Теории личности . Основные положения, исследования и применение

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
  • ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
  • ПОМЕХИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

В статье описывается сравнительный анализ теорий развития личности зарубежных авторов, рассматривается понятие «личностный рост».

  • Сравнительный анализ качества жизни курсантов младших и старших курсов
  • Образовательная технология «портфолио» и возможность ее применения в учебном процессе
  • Социально-психологические способы адаптации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности
  • Самосовершенствование учителя в процессе педагогической деятельности

Понятие личности, ее структура и динамика (личностный рост) интересовали многих отечественных и зарубежных ученых на Востоке, Западе и в Европе. Над вопросом происхождения данного термина спорят до сих пор. Однако нас интересует тема динамики, развития личности, а точнее личностного роста. Ведь человек не статическая система, ему нужен рост: физический, социальный, психологический.

В целом до Фрейда не существовало реальных теорий личности, а психические расстройства и гениальность считали «потусторонней одержимостью» и «личными духами человека». Затем последовали теории Юнга, Адлера, Хорни, Джеймса, Келли, Роджерс и других. Каждая концепция опирается на свою терминологию, но мы постарались выявить и проанализировать личностный рост в самых известных теориях.

Так, например, Зигмунд Фрейд не рассматривал понятие здоровой зрелой личности, а делал акцент на решающей роли раннего детства, где компоненты стабильны, а конфликт между сознательным и бессознательным вызывает тревогу. Показателем роста было уменьшение тревоги и достижение баланса в конфликте между инстинктами и общественными нормами. А вот Карл Густав Юнг считал, что человек обладает тенденцией к индивидуализации, то есть «становления собой». В соответствии с этим личностный рост – получение знаний о себе и мире, а индивидуализация - осознанный мотив роста .

Что касается Альфреда Адлера, то, по его мнению, у человека в поведении существует два мотива: стремление к превосходству и чувство общности, которые должны находиться в гармонии для личностного роста. Помимо этого у каждого индивидуума есть три главные жизненные задачи: работа, дружба и любовь. Успех в одном, ведет к успеху в другом. Препятствием росту может послужить органическая неполноценность, заброшенность и избалованность.

Для Эрика Эриксона личностный рост – процесс формирования на определенных стадиях человеческой личности, где развитие происходит на протяжении всей жизни посредством психологических кризисов и задач развития .

В свою очередь Карен Хорни верила в потенциал психологического роста, где здоровые ценности жизни рождаются в процессе самореализации, а человек готов развивать заложенные в нем уникальные задатки .

Вильгельм Райх (основатель соматической психологии, ориентированной на телесность) под личностным ростом или психологическим совершенствованием понимал процесс разрушения психологического и физического защитного панциря. Только тогда человек становится открытым и способен наслаждаться в полной мере жизнью.

Представительницы женских теорий (Д.Б. Миллер, И.П. Стайвер, Д.В. Джордан, Д.Л. Суррей) исходили из того, что психологическое развитие женщины происходит в ее отношениях с другими людьми. Рост и развитие рождается только во взаимодействии, потому что женщины ориентированы на заботу и ответственность, а мужчины на уединение, отчужденность и самостоятельность. Основным моментом роста является опыт установления связи с людьми и отчуждение от них в процессе общения. Уильям Джеймс был почти солидарен с авторами женских теорий, то есть для личностного роста важен опыт - когда человек может найти в себе средства для самосовершенствования. Потому что у человека есть врожденная способность изменять свое поведение и соответственно отношение к происходящему. Но существуют и помехи для роста: взаимное непонимание, невысказанные или сильные эмоции .

Теория личностных конструктов Джорджа Келли видит в личности способность изменяться, расти путем преодоления себя и своих конструктов. Причем помехами могут служить именно ситуации изменения в конструкционной системе человека. То есть агрессивные и творческие силы заставляют исследовать свой внутренний мир, а угроза, тревога и страх являются помехами личностному росту.

Представители гуманистической психологии (Абраахам Маслоу, Карл Роджерс) в противовес Фрейду связывали в личностный рост с понятием гармоничной, целостной, здоровой личности. Так А. Маслоу, изучив некоторых самоактуализирующихся людей, определил их характеристики: принятие себя, других и природы, независимость, свежесть восприятия, глубокие межличностные отношения, общественный интерес, непосредственность, креативность, чувство юмора. В целом, все понятия и рассматриваемые проблемы базировались на пирамиде потребностей. В том числе и личностный рост, который возможен потому что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», из-за того, что удовлетворение «низшего» становится скучным. Для Карла Роджерса личность обладает большими ресурсами понимания себя, изменения своей Я-концепции, отношений и регулируемого я-поведения .

Таким образом, можно сделать вывод, что единой точки зрения на понятие «личностный рост» на сегодняшний день не существует. Проанализировав некоторые теории и концепции, мы пришли к мнению, что личностный рост (развитие) зависит как от внешних факторов среды, так и от внутреннего (субъективного) мира человека.

Список литературы

  1. Бюндюгова Т.В. Психология личностного и профессионального роста. Учебно-методическое пособие - Таганрог: РГСУ. Изд-ль А.Н. Ступин, 2012. С. 8, 13-14.
  2. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения - Спб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2002. - С. 300-304.
  3. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление // Перевод Замфир Е.И., СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997. - С. 130-135.
  4. Савардунова В.Н. Психология познавательных процессов. Курс лекций. Федеральная служба исполнения наказаний, Акад. права и управления. Рязань, 2011.

В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.

1. Психоаналитическая концепция З.Фрейда. Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Эта теория возникла в тот период исследования личности, который был определен нами как клинический. Создателем этой теории является З.Фрейд. Впоследствии на базе фрейдизма воз­ник целый ряд теорий, которые могут быть условно объединены в группу теорий неофрейдизма.

Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со сто­роны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Главными разделами теории личности Фрейда были проблемы бессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, развитие, неврозы, методы изучения личности. Впоследствии многие известные пси­хологи (К.Хорни, Г.Салливен, Э.Фромм, А.Фрейд, М.Кляйн, Э.Эриксон, Ф.Александер и др.) разрабатывали, углубляли и расширяли именно эти аспекты его теории.

В этой конструкции личности, созданной Фрейдом, содержится предположе­ние о сложности, многоплановости структур человеческого поведения, и все эти компоненты подчинены в основном биологическим законам. В теории Фрейда реальные действия человека выступают символом потребности, «затравленной» сознанием. Поэтому, характеризуя теорию психоанализа, известный отечествен­ный психолог Ф. В. Бассин отмечал, что сущность фрейдовского учения состоит в признании фатального антагонизма между вытесненным переживанием и созна­нием. который приводит к антагонизму между человеком и социальной средой.

2. Типология личности К.Юнга 12 . Он выделяет два типа личнос­ти: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний). К. Юнг был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учи­теля. Основной причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Но борьбу с Фрейдом Юнг осуществлял не с материалистических, а с иде­алистических позиций. Свою систему Юнг назвал «аналитической психологией». По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессозна­тельное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре лич­ности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества.

Коллективное бессознатель­ное носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента рождения. В свою очередь, коллектив­ное бессознательное тоже состоит из разных уровней. Оно определяется нацио­нальным, расовым и общечеловеческим наследием. Самый глубокий уровень скла­дывается из следов дочеловеческого прошлого, т. е. из опыта животных предков человека. Таким образом, по определению Юнга, коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архети­пов, которые обнаруживаются не только в сновидениях, но и в реальном творче­стве. Архетипы присущи отдельным людям, но в них отражается коллективное бессознательное. Это некие общие формы мысленных представлений, включаю­щие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные образы.

3. Теория комплекса неполноценности А.Адлера 13 . Другим, не менее известным учеником Фрейда, отошедшим от своего учителя, был А.Адлер – основатель так называемой индивидуальной психологии. Он рез­ко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер подчеркивал, что основное в человеке – не его природные инстинкты, а общественное чувство, ко­торое он называл «чувством общности». Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито. Он выступал против мнения Фрейда о том, что человек от рождения агрессивен, что его развитие детерминируется биологи­ческими потребностями.

По его мнению, структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству. Од­нако это стремление не всегда может быть осуществлено. Так, из-за дефекта в раз­витии телесных органов человек начинает переживать чувство своей неполноцен­ности, оно может также возникнуть в детстве из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполно­ценности и прибегает к разным видам компенсации. Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорит о возможных ее уровнях

Адлер выделил три основные формы проявления компенсации: 1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом. 2. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жиз­ни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности. 3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» спосо­бами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз. Таким образом, Адлер предпринял попытку социализировать теоретические воззрения Фрейда, хотя, как мы видим, чувство неполноценности по своей приро­де является врожденным, поэтому ему не удалось полностью избежать биологизации.

4. Теория Личности К.Хорни 14 . Перечисленные авторы не считали себя прямыми последователями Фрейда. Основными представителями неофрейдизма являются непосредственные учени­ки З.Фрейда – К.Хорни и Г.С.Салливан. Карен Хорни была вначале преданной ученицей Фрейда. В 1939 г., будучи уже в США, она издала книгу «Невротическая личность нашего времени», в которой горячо благодарит своего учителя. Однако вскоре она стала резко критиковать Фрейда за его попытку свести механизмы поведения человека к двум тенденци­ям - либидозной и агрессивной, а также за пансексуализм.

Основу сущности человека Хорни усматривает во врожденном чувстве беспо­койства. Младенец рождается с этим чувством, и уже с первых дней своей жизни он начинает чувствовать себя беспокойно. Это чувство окрашивает всю его даль­нейшую жизнь, фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности.

Хорни утверждает, что человеком управляют две тенденции: стремление к без­опасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Оба эти стремления часто противоречат друг другу, и тогда возникает невротический конфликт, кото­рый человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные способы («стра­тегии») поведения. Хорни выделила четыре типа поведения. Первый выражается в «невротическом стремлении к любви» как средству обеспечения безопасности в жизни; второй проявляется в «невротическом стремлении к власти», которое объясняется не какими-то объективными причинами, а страхом и враждебностью к людям; третий тип стратегии поведения выражается в стремлении изолироваться от людей; четвертый тип проявляется в признании своей беспомощности («невро­тическая покорность»). Хорни делала попытки увеличить количество стратегий, но в конце концов остановилась на трех типах: 1) стремление к людям; 2) стремление отдалиться от людей, стремление к независимости; 3) стремление действовать против людей (агрессия). Соответственно этим трем типам отношений выделяются три типа невроти­ческой личности: 1) устойчивый, 2) устраненный, 3) агрессивный. Эти типы пове­дения свойственны здоровым людям.

5. Концепция (теория) личности К. Роджерса 15 . Свой метод терапии он назвал недирективным, т. е. сосредоточенным на паци­енте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к дру­гу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контак­та. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности - единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощуще­ния воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспек­ты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.

Разработанный Роджерсом метод терапии соответствует его представлениям о формировании личности и механизмах ее развития. В дальнейшем идея Роджерса о недирективной терапии переросла в психологическую теорию недирективного поведения. Согласно этой теории, общение здоровых людей между собой также должно быть недирективным. Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория само­оценки. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом. Однако формирование самооценки не проходит без конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценке. Человек стоит перед дилеммой, при­нять ли оценку окружающих либо остаться при своей, иными словами, обесцени­вать себя либо других. Происходит сложный процесс «взвешивания», который Роджерс называет «органическим оценочным процессом», поскольку источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма ребенка, т. е. здесь мы вновь сталкиваемся с понятием врожденных качеств. Таким образом, у Роджерса, как и в неофрейдизме, развитие личности опреде­ляется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль лишь внешнего, чуждого природе человека фактора давления.

6. Теория личности А.Маслоу 16 . Согласно его мнению, основная потребность человека – это самоак­туализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. На глав­ный вопрос его теории – Что такое самоактуализация? – Маслоу отвечает: «Са­моактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, ко­торые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них – добро, истина, порядочность, красота, справедливость, со­вершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Суще­ствование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоян­ного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, пре­одоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или от­ступление, отказ от борьбы и сдача позиций.

Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодо­ление препятствий. Самоактуализация - это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сде­лать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе». По мнению Маслоу, самоактуализация - явление врожденное, она входит в при­роду человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доб­рожелательности. Они составляют ядро человека. И человек должен уметь эти потребности реализовать. Следовательно, самоактуализация - это одна из врож­денных потребностей. Кроме этой потребности Маслоу выделяет в структуре лич­ности еще несколько основных: потребность продолжения рода; потребность в пи­ще; потребность в безопасности; потребность в защите; потребность в истине, доб­ре и др.

7. Теория личности Жане 17 . Говоря о различных теориях личности, мы не можем не сказать несколько слов о французской психологической школе и о ее наиболее выдающемся представите­ле П.Жане. Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы представ­ляют собой явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития лично­сти им положено учение о поведении. Но понятие поведения Жане использует не в бихевиористском смысле. Оно рассматривается как включающее не только из­вне наблюдаемую активность индивида, но и внутреннее психическое содержа­ние, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим зве­ном.

Положение Жане о том, что в структуру психических процессов включен про­цесс регуляции, является чрезвычайно важным. По существу, здесь уже предвос­хищена мысль, которая нашла свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и других, а именно превращение индивида в человека определяется тем, что появ­ляется возможность регуляции и саморегуляции. Жане говорит о том, что психика человека развивается в сотрудничестве с дру­гими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и лишь потом, на основе этого, может регулировать собственное поведение. Интересной представляется структура поведенческого акта, предложенная Жане. В соответствии с ней в поведенческом акте выделяются три этапа: внутрен­няя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия. Как мы видим, в это описание поведенческого акта включено уже представление о цели действия.

8. Концепция личности Д. Уотсон а. Все поведение человека может быть описано в схематизиро­ванном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реак­ция» (R ). Уотсон считал, что человек изначально наделен неко­торыми простыми реакциями и рефлексами, но количество этих наследственных реакций невелико. Практически все поведение человека является результатом обучения через обусловливание. Формирование навыков, по Уотсону, начинается на самых ран­них этапах жизни. Системы основных навыков или привычек следующие: 1) висцеральная, или эмоциональная; 2) мануальная; 3) ларингальная, или вербальная.

Личность Уотсон определил как производное систем привы­чек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения за достаточно длительный период времени. Проблемы личности и нарушения психического здоровья для бихевиористов – это не проблемы сознания, а нарушения пове­дения и конфликты привычек, что следует «лечить» с помощью обусловливания и разобусловливания. Все последующие за работой Уотсона исследования были на­правлены на изучение отношений «стимул – реакция». Другой известный американский ученый Б.Ф.Скиннер попытался выйти за рамки этой формулы, чтобы учитывать воздействия окруже­ния на организм после проявления реакции. Он создал теорию опёрантного научения.

Личность находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, зависит ее психология – психология раба, господина или свободного человека. Личность находится также в сфере действия идеологических отношений. Посредством идеологии формируется психология личности, ее отношение к различным сторонам общественной жизни. Личность вместе с тем разделяет или не разделяет психологию группы, в которую входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность или противоположность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, самому себе. Таким образом, между обществом и личностью существует органическая непосредственная связь и взаимообусловленность. Однако личность – не пассивный объект тех или иных общественных отношений; она активно взаимодействует с обществом как системой этих отношений, является субъектом в системе деятельности, порождаемой теми или иными отношениями.

Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. Поскольку личность является продуктом общественного развития, ее изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая в определенном аспекте. Так, например, социология изучает личность как члена социальных и демографических групп населения.Этика – как носителя моральных убеждений.Педагогика – как объект обучения и воспитания.Психология изучает закономерности развития и формирования личности.

В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд на окружающее, формируется способность к самостоятельному, сознательному отражению действительности, носящему индивидуальный характер. Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других свойств личности. Понимание природы индивидуальности тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности человека. В понимании сущности вопроса имеются разные подходы. Биологизаторы считают, что ведущая роль принадлежит биологическим процессам созревания организма, что основные психические свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Так, американский психолог начала XX в. С. Холл главным законом развития считал "закон рекапитуляции", согласно которому индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества, охота и т.д. Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой "конституционной психологии". Так, Э. Кречмер , разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личностиЗ. Фрейдом . Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальными.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласнотеории социализации , человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. Другой концепцией этого ряда служит так называемаятеория научения . Согласно ей, жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.). Более популярной на Западе являетсятеория ролей . Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми. Одним из направлений в разработке психологии личности является "теория поля", предложенная американским психологом немецкого происхожденияК. Левиным . Согласно этой концепции, поведение индивида управляется психологическими силами (стремления, намерения и т. п.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле "жизненного пространства". В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения. Концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называютпсиходинамическими (американский психологЭ. Эриксон и др.). Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называюткогнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Колли и др.). Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.). Современная психология считает, что личностьбисоциальна . Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и т. п.) безусловно определяют некоторую предрасположенность к чему-либо. Но, конечно, они не определяют потолка развития личности. Огромное влияние на личность оказывает социальная среда. Важное значение имеет передача от поколения к поколению опыта. Поэтому биологическое в структуре личности необходимо рассматривать как социально обусловленное.

Потребности характеризуются следующими признаками. Во-первых , любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то.Во-вторых , всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.В-третьих , потребность обладает способностью воспроизводиться. Своеобразную трактовку потребностей выдвинул А.Маслоу. Маслоу полагал, что потребности человеку "заданы" и иерархически организованы по уровням. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляется и сопровождает личностное взросление семь классов потребностей.

Потребности выражаются в мотивах , т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы.

Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. По своей роли, или функции, не все мотивы, направленные на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них, главный, другие вторичные. А.Н.Леонтьев рассматривал мотив как объект, отвечающий той или иной потребности, и считал, что они выполняют двоякую функцию: 1 – побуждают и направляют деятельность. Это мотивы-стимулы; 2 – придают деятельности субъективный характер, "личностный смысл". Это смыслообразующие мотивы. Все мотивы можно разбить на две большие группы: осознаваемые инеосознаваемые . Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они определяют жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, мировоззрения личности. К неосознанным побудителям относятся влечения, конформизм, установки. Влечения выражаются в том, что человек стремится удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность. Именно влечения часто являются внутренним стимулом к совершению определенного действия. Конформизм – это подчинение личности давлению группы. Как черта личности конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она собственной внутренней позиции. Неосознанным побудителем деятельности являетсяустановка . Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающиму его людям или объектам. ("Теория установка" была основана грузинским психологом Д. Узнадзе). Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самооценки и устойчивого образа "Я". Совокупность психических принципов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный "Образ Я". Самосознание – продукт развития. Этот процесс переосмысливания, происходящий всю жизнь у человека, образует основные содержание его внутреннего мира, определяющие мотивы и смысл его деятельности. Существенной стороной самосознания является самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение.